Научная электронная библиотека. Главной целью социальной политики социального государства




  • Собственность в экономической системе
  • Классификация экономических систем
  • Тема 4. Рыночная система хозяйствования Рынок, его структура и механизм функционирования
  • Субъекты смешанной экономики и взаимосвязь между ними. Кругооборот благ, ресурсов и доходов
  • Роль государства в рыночной экономике
  • Основные понятия
  • Спрос и его факторы. Функция спроса
  • Предложение и его факторы. Функция предложения
  • Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие
  • Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия
  • Воздействие государства на рыночное равновесие
  • Эластичность спроса по цене: понятие, измерение, виды, факторы
  • Эластичность предложения: понятие, измерение, факторы. Три периода эластичности предложения во времени
  • Тема 5. Поведение потребителя на рынке основные понятия
  • Полезность блага и потребительский выбор (кардиналистский подход)
  • Кривые безразличия и бюджетные ограничения (ординалистский подход)
  • Оптимум потребителя
  • Основные понятия
  • Эффект дохода и эффект замещения
  • Кривая «доход-потребление» и кривые Энгеля
  • Кривая «цена-потребление»
  • Построение кривой индивидуального и рыночного спроса
  • Оценка благосостояния потребителей
  • Тема 6. Фирма как субъект рынка основные понятия
  • Производственная функция и ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения
  • Производство с одним переменным фактором и закон убывающей отдачи. Взаимосвязь предельного и среднего продукта
  • Производство с двумя переменными факторами. Эффект масштаба
  • Изокоста. Равновесие производителя
  • Основные понятия
  • Концепция издержек. Явные и вмененные издержки. Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль
  • Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные, переменные и общие
  • Функция издержек в долгосрочном периоде
  • Общий, средний и предельный доход
  • Тема 7. Рыночные структуры
  • Понятие рыночной структуры. Признаки совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы
  • Свойства рыночных структур
  • Максимизация прибыли фирмой в краткосрочном периоде
  • Издержки производства в долгосрочном периоде. Парадокс прибыли
  • Модель рынка чистой монополии
  • Кривая предельного дохода чистого монополиста
  • Максимизация прибыли чистым монополистом в краткосрочном периоде. Долгосрочное монопольное равновесие
  • Монопольная власть и ее общественные издержки (излишек покупателя и излишек продавца)
  • Ценовая дискриминация. Понятие, условия возникновения, виды и последствия
  • Государственное регулирование рынка чистой монополии
  • Признаки монополистической конкуренции в сравнении с рынком совершенной конкуренции и монополии
  • Дифференциация продукта. Ценовая и неценовая конкуренции
  • Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах при ценовой конкуренции
  • Основные особенности рынка олигополии. Поведение олигополии. Ломаная кривая спроса. Ценообразование на рынке олигополии
  • Роль неценовой конкуренции и экономическая эффективность
  • Тема 8. Рынок факторов производства и распределение дохода основные понятия
  • Конкурентные рынки ресурсов. Спрос и предложение на ресурсы со стороны фирмы и отрасли
  • Ценообразование на рынке труда
  • Ценообразование на рынке капитала
  • Ценообразование на рынке земли
  • Тема 9. Аграрная экономика
  • Формы сельскохозяйственных предприятий.
  • Дифференциальная и монопольная земельная рента. Абсолютная рента.
  • Апк, его структура и функции.
  • Тема 10. Национальная экономика: цели и результаты Цели национальной экономики
  • Структура национальной экономики, ее виды
  • Макроэкономическая модель кругооборота доходов и расходов
  • Система макроэкономических пропорций и их виды
  • Внп и методы его расчета
  • 1) Производствен­ным методом - как сумма добавленных стоимостей всех предприя­тий;
  • Снс и кругооборот расходов и доходов
  • 2. Модель кругооборота с участием государства.
  • 3. Модель кругооборота с учетом заграницы. Номинальный и реальный внп
  • Тема 11. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие Совокупный спрос
  • Совокупное предложение
  • Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах
  • Макроэкономическое равновесие(модель ad-as)
  • Доход, потребление и сбережения в кейнсианской теории
  • Инвестиции и их нестабильность. Факторы спроса на инвестиции
  • Методы анализа макроэкономического равновесия
  • Изменения равновесного объема производства. Мультипликатор
  • Парадокс бережливости
  • Тема 12. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления Экономический цикл и его основные характеристики
  • Безработица и ее виды. Экономические издержки безработицы
  • Инфляция: понятие, причины и последствия
  • Кривая Филлипса и проблема стагфляции
  • Тема 13. Финансовая система и фискальная политика государства Функции и принципы налогообложения
  • Виды налогов
  • Фискальная (бюджетно-налоговая) политика
  • Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом
  • Тема 14. Денежный рынок. Монетарная политика
  • Денежное предложение и его структура
  • 1) Наличные деньги (бумажные и металллические), находящиеся в обращении и являющиеся обязательствами государства;
  • Спрос на деньги и его виды. Равновесие денежного рынка
  • 1) Спрос, обусловленный использованием денег в различных дело­вых сделках;
  • 2) Спрос на деньги как средство сохранения богатства.
  • Банковская система как организационная форма денежного рынка
  • Кредитно-денежная политика и ее инструменты
  • 1) Операции на открытом рынке;
  • 2) Изменение резервной нормы;
  • 3) Изменение учетной ставки.
  • Тема 15. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках Взаимосвязь товарного и денежного рынков
  • Последствия изменений условий равновесия на рынке благ и денег
  • Влияние изменения денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики на взаимодействие товарного и денежного рынков
  • Тема 16. Социальная политика государства сущность и основные направления социальной политики
  • Доходы населения, их формы в рыночной экономике
  • Система и механизм социальной защиты населения
  • Социальные гарантии
  • Распределение доходов и социальная справедливость
  • Уровень жизни населения
  • Тема 17. Экономический рост Экономический рост и его факторы
  • 1) Главная проблема данной теории состоит в поиске путей увели­чения объема внп в условиях полной занятости, т. Е. Преодоле­нии границы своих производственных возможностей;
  • 2) Она основана на динамическом, долгосрочном подходе к эконо­мике.
  • Теории экономического роста и государственное регулирование
  • 2) Акцентируют внимание на долговременной устойчивости эконо­мического роста;
  • 3) Предлагают стимулировать и регулировать экономический рост через снижение налогов как средства увеличения сбережений и инвестиций, трудовой и предпринимательской активности;
  • Модель экономического роста р. Солоу
  • Тема 18. Мировая экономика Понятие мирового хозяйства и экономические предпосылки его возникновения
  • Структура мирового хозяйства
  • Интеграционные процессы в мировой экономике
  • Интернационализация хозяйственной жизни и ее формы
  • Глобализация как новая ступень интернационализации мирового хозяйства
  • Социальная политика - система мер, направленных на повы­шение уровня и качества жизни населения. Ее определяют и как деятельность государства по управлению развитием социальной сфе­ры общества, нацеленную на удовлетворение интересов и потреб­ностей граждан.

    Основными задачами социальной политики являются:

    Повышение благосостояния;

    Улучшение условий труда и жизни людей;

    Осуществление принципа социальной справедливости.

    Социальная политика должна учитывать не только матери­альные, но и политические и духовные интересы членов обще­ства.

    Выделяют следующие задачи социальной полити­ки , обеспечивающие нормальное развитие общества:

    1) социальная защита человека и его основных социально-эко­номических прав;

    2) обеспечение условий для повышения благосостояния каж­дого человека и общества в целом;

    3) поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизвод­ство оптимальной социальной структуры общества;

    4) развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммуналь­ные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация);

    5) формирование экономических стимулов участия в обществен­ном производстве;

    6) создание условий для всестороннего развития человека, удов­летворения его потребностей и возможности реализации в свобод­ном труде.

    В социальной политике выражаются конечные цели и резуль­таты экономического роста. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Что касается результатов экономического роста, то по мере его ускорения создаются благоприятные соци­альные условия для граждан, происходит рост их благосостояния, создаются стимулы к эффективной экономической деятельности. В то же время чем выше достигнутая ступень экономического разви­тия, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономи­ческий рост, к их знаниям, культуре, физическому и нравствен­ному развитию. Показателями результативности социальной поли­тики являются уровень и качество жизни населения.

    Социальная политика осуществляется на разных уровнях эко­номической деятельности:

    1) социальная политика фирмы (корпорации) в отношении своего персонала;

    2) региональная социальная политика применительно к регио­нам;

    3) государственная социальная политика;

    4) межгосударственная социальная политика, связанная с ре­шением глобальных экологических проблем, преодолением соци­ально-экономической отсталости групп стран.

    Возможности решения задач социальной политики определя­ются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Мировая экономика всту­пила в инновационную стадию развития. Ее отличительные осо­бенности: высокая наукоемкость производства, непрерывный ин­новационный процесс, требующий нового уровня профессиона­лизма человеческого ресурса.

    Успех или неудача в решении проблем социальной политики зависит от устойчивости или неустойчивости экономической сис­темы общества.

    Социальная устойчивость предполагает:

    Стабильный уровень цен на основные предметы потребле­ния и услуги;

    Недопущение необоснованной дифференциации доходов;

    Формирование надежной системы социальной защиты и со­циальные гарантии членов общества.

    Социальная политика государства в переходной к рынку эко­номике имеет особенности , выражающиеся в:

    Поддержке различных слоев населения;

    Социальной поддержке малоимущих граждан;

    Создании условий для развития предпринимательства;

    Финансировании в достаточном объеме образования и здра­воохранения;

    Заботе об охране экологии, окружающей среды;

    Регулировании сферы трудовых отношений.

    Социальная политика в переходный период реализуется по трем основным направлениям. Это политика доходов, политика занято­сти и политика социального партнерства.

    Политика доходов пред­полагает осуществление мер по смягчению их неравенства;поли­тика занятости состоит в обеспечении условий эффективности трудовой деятельности;политика социального партнерства направ­лена на регулирование взаимоотношений между работодателями и работополучателями.

    В решении многих социально-экономических вопросов вели­ка роль самого рынка. Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам; повышая эффективность экономики, со­здает материальную базу для роста благосостояния населения. Рынок заставляет производителей работать на максимальное удов­летворение разнообразных запросов людей, но в то же время не может обеспечить социальных гарантий для всех членов обще­ства.

    Меры по осуществлению социальной политики финансируют­ся государством. В настоящее время происходит переход от госу­дарственного финансирования к социальному партнерству. Это означает, что ряд социальных программ по созданию рынка жи­лья, использованию возможностей страховой медицины, переход ряда социальных услуг на платную основу осуществляется за счет средств не только бюджета, но и предприятий.

    Основные направления социальной политики:

    1) обеспечение всем трудоспособным благоприятных возмож­ностей и стимулов для предпринимательства и труда, для зараба­тывания максимально высоких доходов путем любой законной деятельности;

    2) обеспечение определенных социальных гарантий для нетру­доспособных, малоимущих и безработных.

    Первое направление включает в себя комплекс таких государ­ственных мер, как:

    Либерализация бизнеса - освобождение его от бюрократи­ческих преград, предоставление людям свободы предприниматель­ства в рамках закона и ответственности;

    Поддержание высокой занятости - увеличение рабочих мест, содействие профессиональному обучению, переквалификации, трудоустройству;

    Регулирование трудовых отношений - минимальная зара­ботная плата, продолжительность рабочего дня, отпусков, охрана труда и т.д.

    Второе направление предусматривает меры, направленные на перераспределение доходов, обеспечение пенсиями и пособиями нетрудоспособных, малообеспеченных и безработных, повышение образовательного уровня и усиление медицинской помощи всем нуждающимся.

    Социальное партнерство - согласование действий правительства, предприни­мателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов. Политика социального партнерства нацелена на реализацию принципов равенства и социальной спра­ведливости на рынке труда. Она предполагает:

    Создание нормальных условий на рынке труда (продолжи­тельность рабочей недели, отпусков, охрана труда, оплата труда, права и обязанности наемного работника);

    Обеспечение условий предпринимательства (неприкосновен­ность собственности, свобода предпринимательства и распоряже­ния доходами).

  • является :

    1) максимально возможное удовлетворение социальных потребностей

    членов общества;

    2) сохранение минимальных доходов населения;

    3) оказание социальной помощи малоимущим слоям населения;

    4) обеспечение экономической безопасности и финансовой стабильности общества.

    Методические указания студентам по изучению дисциплины

    Усвоение понятийного аппарата дисциплины;

    Изучение основной и дополнительной литературы;

    Подготовка к семинарским занятиям;

    Самостоятельная работа студента в библиотеке;

    Изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;

    Самостоятельная работа студента при подготовке к зачету.

    Усвоение понятийного аппарата дисциплины

    Студенту необходимо, прежде всего, разобраться в основанных понятиях и терминах данной дисциплины, используя с этой целью глоссарий учебно-методического комплекса по «Основам социального государства», а также рекомендованные преподавателем словари, учебники и учебные пособия. При необходимости студент должен воспользоваться консультацией преподавателя.

    Изучение основной и дополнительной литературы

    Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных преподавателем учебников и учебных пособий, а затем переходить к нормативно-правовым актам, научным монографиям и материалам периодических изданий. При этом очень полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Кроме того, такая практика учит студентов отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что чрезвычайно важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений.

    Подготовка к семинарским занятиям

    На семинарских занятиях студент должен уметь последовательно излагать свои мысли и аргументированно их отстаивать.

    Для достижения этой цели необходимо:

    1) внимательно ознакомиться с вопросами для обсуждения по каждой теме семинарского занятия;

    2) тщательно изучить соответствующий лекционный материал;

    4) подготовить краткое выступление по каждому из вынесенных на семинарское занятие вопросу.

    Самостоятельная работа студента в библиотеке

    Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом ИВГПУ.

    При подготовке докладов, представляемых студентами на семинарских занятиях, следует считать целесообразным формирование библиографии по изучаемой тематике. При этом рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов.

    Весь собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов. Конструктивным в этой работе является выработка умения обобщать большой объем материала и делать выводы. Весьма позитивным при этом следует считать попытку студента обосновать собственную точку зрения по исследуемой проблематике.

    Изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет

    Ресурсы Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым материалам.

    Поиск информации осуществляется с помощью различных Интернет-сайтов.

    Для помощи студенту в самостоятельной работе в сети Интернет используются:

    Программы ICQ (Pro, Lite, Trillian, Miranda, QIP),

    Интернет-телефония Skype, MSN messenger, Same-Time и др.;

    Сайты по темам дисциплины периодических изданий (журналов и т.п.), официальных органов (МОТ, государственной власти, управления и т.п.), отраслевых организаций, специализированных организаций (институтов, центров и т.п.) и др.

    ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

    Википедия // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/

    Социоэкономика // URL: http://socioeconomics.3dn.ru/

    Федеральный образовательный портал: экономика, социология, менеджмент // URL: http://ecsocman.hse.ru/

    Экономическая социология // Электронный журнал / URL: http://ecsoc.hse.ru/

    ЭКСОЦЕНТР (Центр экономической социологии) // URL: www.ecsoc.ru

    Экономический портал // URL: http://institutiones.com

    Юридический портал // URL: www.yurist-online.com

    ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

    И ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ

    Контрольная работа, выполняемая студентом-заочником по курсу "Основы социального государства", призвана обеспечить закрепление знаний, полученных им при изучении учебной, научной и справочной литературы по данному предмету. Она позволяет продемонстрировать умение пользоваться приобретенными знаниями, сопоставлять и анализировать различные (а иногда и противоположные) взгляды исследователей на проблемы возникновения и функционирования социального государства, формулировать собственное видение социально-экономических процессов в России и мире. При выполнении контрольной работы студент вправе опираться на любой существующий в науке методологический подход, либо провести сравнительный анализ достоинств или недостатков тех или иных методологических подходов, предлагаемых исследователями для изучения данной темы.

    Контрольная работа должна иметь следующую структуру:

    1. Введение , в котором необходимо отразить актуальность выбранной проблемы для социологии и современного общества;

    2. Основную часть , раскрывающую содержание всех вопросов темы контрольной работы с учётом: 1) понимания особенностей данной темы различными исследователями с точки зрения различных концепций, методологических подходов; 2) связи социально-экономических теорий, раскрывающих данную тему, с социальной и экономической реальностью России и мира; 3) приведения соответствующих примеров из современной жизни общества;

    3. Заключение , в котором студенту следует изложить собственное видение проблемы и те выводы, к которым он пришёл, изучая научные материалы по теме контрольной работы.

    Студент обязан рассмотреть все вопросы темы его контрольной работы, изложенные в данных методических указаниях.

    Тема контрольной работы определяется последней цифрой номера зачётной книжки студента. Например, если зачётная книжка № 893034, то студент вправе выбрать одну из двух тем контрольной работы: 4 или 14.

    Контрольная работа выполняется на компьютере (объём 10 – 15 машинописных страниц, полуторный интервал, 14 шрифт) и лишь в крайнем случае в школьной тетради (в этом случае объём работы не должен превышать 20 – 24 рукописных страниц, написанных разборчивым почерком с нумерацией страниц и полями шириной 4 – 5 см). При цитировании научной литературы (монографии, статьи, учебники), использовании материалов из Internet обязательны сноски, указывающие на источник информации.

    Оформление контрольной работы:

    – на титульном листе указываются: дисциплина, по которой написана контрольная работа («Основы социального государства»), фамилия, инициалы студента, факультет, специальность, домашний адрес, номер зачётной книжки;

    – на первой странице текста – номер темы, её название, план работы;

    – в конце работы – список литературы, в том числе названия и электронные адреса сайтов из Интернета, если Вы ими пользовались, дата выполнения и подпись автора.

    Студент-заочник обязан на писать и отправить контрольную работу в определённый учебным планом срок. Если контрольная работа по каким-либо причинам не зачтена, студент должен в кратчайший срок и не позже, чем за месяц до экзаменационной сессии, написать заново контрольную работу на ту же тему с учётом замечаний рецензента и отправить её на заочное отделение факультета для повторной проверки.

    Студент-заочник, который не выполнил контрольной работы или получил оценку "не зачтено", к зачёту по "Основам социального государства" не допускается. На зачёте студенты-заочники представляют экзаменатору контрольную работу с рецензией.

    По всем вопросам, касающимся написания контрольных работ, можно получить устную или письменную консультацию на кафедре социально-гуманитарных наук (а. 418, тел. 22-49-16, E-mail: [email protected]).

    ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

    Тема 1. ГОСУДАРСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

    1. Сущность и особенности современного государства.

    2. Государство и гражданское общество.

    3. Социальные функции современного государства.

    ЛИТЕРАТУРА

    Баглай М. В. Социальное государство: понятие, функции / М. В. Баглай // – С. 15 – 20.

    Взаимодействие государства и гражданского общества в современной России. Проблемы становления и развития: учебное пособие. – М. ; Карбондейл, 2006.

    Тема 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО

    ГОСУДАРСТВА

    1. Теории социального государства.

    2. Функции социального государства.

    3. Принципы социального государства.

    ЛИТЕРАТУРА

    Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104.

    Березнев С. Социальное государство – это не миф / С. Березнев // Российская Федерация сегодня. 2000. № 9. С. 41 – 43.

    Тема 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

    СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

    1. Экономические основы социального государства.

    2. Правовые основы социального государства.

    3. Теоретические модели социального государства.

    ЛИТЕРАТУРА

    Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104.

    Алексеев С. И. Общественно-политические тенденции становления социального государства в России / С. И. Алексеев // Труд и социальные отношения. 2000. № 1. С. 8 – 27.

    Баглай М. В. Социальное государство: понятие, функции / М. В. Баглай // Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994. – С. 15 – 20.

    Березнев С. Социальное государство – это не миф / С. Березнев // Российская Федерация сегодня. 2000. № 9. С. 41 – 43.

    Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель / П. К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 18 – 36.

    Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права / Л. С. Мамут // Государство и право. 2001. № 7. С. 5 – 14.

    Покровский В. А. Социальное государство в конституциях СНГ / В. А. Покровский // 10 лет СНГ: опыт, проблемы, перспективы. – М. : Изд-во «Каталог», 2001.

    Социальное государство и защита прав человека / под ред. Е. А. Лукашевой. – М., 1994.

    Тема 4. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ЗА РУБЕЖОМ

    1. Теория и практика развития социального государства

    в Западной Европе и США.

    2. Развитие социального государства в странах СНГ.

    3. Международные организации как инструмент формирования социального государства.

    ЛИТЕРАТУРА

    Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104.

    Баглай М. В. Социальное государство: понятие, функции / М. В. Баглай // Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994. – С. 15 – 20.

    Березнев С. Социальное государство – это не миф / С. Березнев // Российская Федерация сегодня. 2000. № 9. С. 41 – 43.

    Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель / П. К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 18 – 36.

    Социальное государство в Западной Европе: проблемы и перспективы: пробл.-темат. сб. – М. : ИНИОН РАН, 1999.

    Социальное государство и защита прав человека / под ред. Е. А. Лукашевой. – М., 1994.

    Социальное государство: мировой опыт и реалии России / общ. ред. Г. А. Николаева. – М. : АТИСО, 2002.

    Тема 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

    1. Сущность и глобальные проблемы социальной политики.

    2. Модели социальной политики.

    3. Структура социальной политики.

    ЛИТЕРАТУРА

    Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994.

    Тема 6. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

    1. Понятие уровня (качества) жизни в социологии и экономике.

    2. Качественные критерии уровня жизни.

    3. Количественные критерии (коэффициенты) уровня жизни.

    ЛИТЕРАТУРА

    Калашников С. О концептуальных основах Российской социальной политики / С. Калашников // Общество и экономика. 1999. № 3 – 4. С. 124 – 131.

    Коровяковский Д. З. Социальное государство и жизненный уровень населения / Д. З. Коровяковский // Человек. Социальная политика. Социальное государство: материалы круглого стола. – М. : АТИСО, 2001. – С. 61 – 66.

    Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Социально-экономические проблемы молодёжи и социальное государство: сборник. – М. : АТИСО, 2007.

    Тема 7. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОГО

    ГОСУДАРСТВА

    1. Сущность и содержание социальной политики.

    2. Критерии эффективности социальной политики.

    3. Системный подход к формированию социальной политики государства.

    ЛИТЕРАТУРА

    Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104.

    Калашников С. О концептуальных основах Российской социальной политики / С. Калашников // Общество и экономика. 1999. № 3 – 4. С. 124 – 131.

    Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Социально-экономические проблемы молодёжи и социальное государство: сборник. – М. : АТИСО, 2007.

    Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994.

    Человек. Социальная политика. Социальное государство: материалы круглого стола. – М. : АТИСО, 2001.

    Тема 8. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

    1. Сущность и уровни социальной политики.

    2. Корпоративная социальная политика.

    3. Региональная и муниципальная социальная политика.

    4. Социальная политика государства.

    ЛИТЕРАТУРА

    Калашников С. О концептуальных основах Российской социальной политики / С. Калашников // Общество и экономика. 1999. № 3 – 4. С. 124 – 131.

    Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Социально-экономические проблемы молодёжи и социальное государство: сборник. – М. : АТИСО, 2007.

    Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994.

    Человек. Социальная политика. Социальное государство: материалы круглого стола. – М. : АТИСО, 2001.

    Тема 9. ЭФФЕКТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ

    ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

    1. Субъекты и объекты социальной политики.

    2. Системный подход к формированию социальной политики.

    3. Социальный кадастр.

    ЛИТЕРАТУРА

    Калашников С. О концептуальных основах Российской социальной политики / С. Калашников // Общество и экономика. 1999. № 3 – 4. С. 124 – 131.

    Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Социально-экономические проблемы молодёжи и социальное государство: сборник. – М. : АТИСО, 2007.

    Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. – М., 1994.

    Человек. Социальная политика. Социальное государство: материалы круглого стола. – М. : АТИСО, 2001.

    Тема 10. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

    2. Зарубежные модели социального партнёрства.

    3. Российская модель социального партнёрства.

    ЛИТЕРАТУРА

    Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Тема 11. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

    1. Сущность и содержание социального партнёрства.

    2. Система социального партнёрства.

    3. Трипартизм как ведущий принцип социального партнёрства.

    ЛИТЕРАТУРА

    Волков Ю. Е. Социальное государство – базисная основа соцпартнёрства / Ю. Е. Волков // Труд и социальные отношения. 2000. № 2. С. 73 – 94.

    Кубицкий С. И. Роль социального партнёрства рынков образования и труда в современной России: монография / С. И. Кубицкий. – Челябинск: ООО «Фотохудожник», 2006.

    Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Фролова Т. Л. Социальное партнёрство и гендерное равенство / Т. Л. Фролова // Труд и социальные отношения. 2002. № 2. С. 77 – 85.

    Человек: социальная политика, социальное партнёрство. – М., 1997.

    Тема 12. СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО

    1. Сущность и критерии социального рыночного хозяйства.

    2. Государственное регулирование рыночной экономики.

    3. Роль социальной политики в развитии экономики социального государства.

    ЛИТЕРАТУРА

    Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М. : Научный эксперт, 2008.

    Тема 13. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

    1. Государственное регулирование экономики, его формы и методы.

    2. Функции государственного управления экономикой и обществом.

    3. Практическая реализация государственной экономической политики в современной России.

    ЛИТЕРАТУРА

    Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 90 – 104.

    Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. – М. : ОАО НПО «Экономика», 2000.

    Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М. : Научный эксперт, 2008.

    Каменецкий В. А. Беседы о реальной экономике: учебное пособие / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М. : АТИСО, 2006.

    Тема 14. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИОЭКОНОМИКИ

    1. Интеграция социологии экономики и экономической теории.

    2. Социальное государство как предмет экономической социологии.

    3. Социальное государство как предмет социоэкономики.

    ЛИТЕРАТУРА

    Бородкин Ф. Социоэкономика: после конца экономики / Ф. Бородкин // Общественные науки и современность. 2006. № 5. С. 141 – 154.

    Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М. : Научный эксперт, 2008.

    Теоретико-методологические основы социологического анализа общественных систем и процессов. – М. : Советский спорт, 2001.

    Каменецкий В. А. Беседы о реальной экономике: учебное пособие / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М. : АТИСО, 2006.

    Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебник. – М. : Изд-во «МИК», 1997.

    Социоэкономика как межотраслевая наука: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Шулус А. А. Социоэкономика как межотраслевая наука: предмет, метод, формы институционализации / А. А. Шулус // Труд и социальные отношения. 2008. № 1. С. 4 – 11.

    Тема 15. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО АУДИТА

    2. Уровни социального аудита.

    3. Особенности зарубежной модели социального аудита.

    ЛИТЕРАТУРА

    Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Тема 16. СОЦИАЛЬНЫЙ АУДИТ В РОССИИ

    1. Сущность и концепции социального аудита.

    2. Зарубежный опыт организации социального аудита.

    3. Особенности формирования и развития социального аудита

    в России.

    ЛИТЕРАТУРА

    Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Социальный аудит: учебное пособие / под общ. ред. А. А. Шулуса, Ю. Н. Попова. – М. : Ихдат. дом «АТИСО», 2008.

    Шулус А. А. Концепция российской модели социального аудита / А. А. Шулус, Ю. Н. Попов // Народонаселение. 2007. № 4. С. 31 – 55.

    Тема 17. РЫНОК ТРУДА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

    1. Понятие и конъюнктура рынка труда.

    2. Экономическая активность населения.

    3. Занятость и безработица.

    ЛИТЕРАТУРА

    Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. – М. : ОАО НПО «Экономика», 2000.

    Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М. : Научный эксперт, 2008.

    Каменецкий В. А. Беседы о реальной экономике: учебное пособие / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М. : АТИСО, 2006.

    Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебник. – М. : Изд-во «МИК», 1997.

    Эренберг Р. Дж. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Р. Дж. Эренберг, Р. С. Смит. – М. : Изд-во МГУ, 1996.

    Тема 18. ОПЛАТА ТРУДА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

    1. Правовые аспекты заработной платы.

    2. Социально-экономические и рыночные аспекты

    заработной платы.

    3. Организация оплаты труда.

    ЛИТЕРАТУРА

    Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. – М. : ОАО НПО «Экономика», 2000.

    Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М. : Научный эксперт, 2008.

    Збышко Б. Г. Регулирование социально-трудовых отношений в России / Б. Г. Збышко. – М. : Изд-во «Социальное страхование», 2004.

    Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебник. – М. : Изд-во «МИК», 1997.

    Тема 19. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

    1. Эффективность производства и производительность труда.

    2. Социальные факторы производительности труда.

    3. Социальная ответственность бизнеса и гражданина в сфере общественного производства.

    ЛИТЕРАТУРА

    Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. – М. : ОАО НПО «Экономика», 2000.

    Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике / под общ. ред. С. С. Сулакшина. – М. : Научный эксперт, 2008.

    Збышко Б. Г. Регулирование социально-трудовых отношений в России / Б. Г. Збышко. – М. : Изд-во «Социальное страхование», 2004.

    Каменецкий В. А. Беседы о реальной экономике: учебное пособие / В. А. Каменецкий, В. П. Патрикеев. – М. : АТИСО, 2006.

    Основы деятельности профсоюзов: сборник. – М. : Издат. дом «АТИСО», 2008.

    Рофе А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учебник. – М. : Изд-во «МИК», 1997.

    Тема 20. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

    1. Международный опыт социального страхования.

    2. Социальное страхование в истории России и СССР.

    3. Пенсионное страхование и трудовые пенсии.

    ЛИТЕРАТУРА

    Алексеева О. В. Страхование как механизм обеспечения социальной безопасности и экономических интересов россиян / О. В. Алексеева // URL: http://discollection.ru/article/14012010_alekseeva_ol_ga_vladimirovna_

    Ивашкин Е. И. Социология отсутствия страхового интереса / Е. И. Ивашкин // Финансы. 2000. 20 августа.

    Информационный портал ПРО СТРАХОВАНИЕ // URL: http://www.prostrahovanie.ru/

    Мазаева М. В. Социальные аспекты развития страхового рынка / М. В. Мазаева // URL: http://law.admtyumen.ru/noframe/nic?print&nd =466201899&LogLength=23944&LogNumDoc=466201899&prevdoc=466201874.

    Мазаева М. В. Экономическое поведение участников страхового рынка: социологический подход к изучению / М. В. Мазаева // Мониторинг общественного мнения. 2011. № 1 (101). С. 44 – 51.

    Роик В. Социальное страхование, социальное государство, гражданское общество в России: взгляд в XXI век / В. Роик // Человек и труд. 2000. № 2. С. 24 – 28. № 4. С. 31 – 35.

    Силласте Г. Г. Социология страхования и безопасность личности // Безопасность Евразии. 2003. № 1. С. 279 – 335.

    Критерии оценки.

    Критерии оценки знаний студентов по отдельным видам работ и разделам дисциплины

    Цифровое выражение Словесное выражение Описание
    Отлично Выполнен полный объем работы, ответ студента полный и правильный. Студент способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести иллюстрирующие примеры
    Хорошо Выполнено 75% работы, ответ студента правильный, но неполный. Не приведены иллюстрирующие примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено
    Удовлетвори-тельно Выполнено 50% работы, ответ правилен в основных моментах, нет иллюстрирующих примеров, нет собственного мнения студента, есть ошибки в деталях и/или они просто отсутствуют
    Неудовлетворительно Выполнено менее 50% работы, в ответе существенные ошибки в основных аспектах темы.

    Учебная дисциплина «Основы социального государства» ставит своей целью дать студентам научное представление о теории социального государства как междисциплинарном научном направлении и элементе общей системы знаний о государстве, понимание актуальных проблем социальной политики и возможностей повышения ее эффективности, изучить процессы развития основных институтов гражданского общества, привить навыки использования полученных знаний в области государственной политики как в теоретическом, так и в практическом назначении. Курс нацелен на изучение социального государства и социальной политики в современных условиях, в том числе в условиях трансформации современного российского общества и глобализации.Тесная связь дисциплины «Основы социального государства» с другими учебными дисциплинами гуманитарного, социального и экономического математического и естественнонаучного, профессионального циклов способствует формированию системного представления у обучающихся об основах современного социального государства, что обеспечивает высокий теоретический и практический уровень подготовки бакалавров.

    В процессе изучения дисциплины используются все основные видыучебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, групповые и индивидуальные консультации. Задания для практических занятий и самостоятельной работы носят проблемно-поисковый характер и направлены на развитие творческого мышления студентов.

    Эссе является основной формой самостоятельной работы студента. Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Именно такая форма письменной работы помогает сформировать необходимые общекультурные и профессиональные компетенции будущих бакалавров.

    Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

    В данной форме письменной работы от студентов не требуется глубокого исследования научной доктрины, сравнения научных концепций и взглядов. Эссе может иметь или не иметь обзора точек зрения других ав­торов. Оно призвано показать скорее общий подход к проблеме, чем проанализировать ее детали. Важно понимать при этом, что особо ценится свежий взгляд на проблему, выделяющий какие-либо ее новые стороны. Общая форма изложения должна соответствовать жанру проблемной научной статьи.

    Выбор темы. Первый этап написания эссе – выбор темы. Студент может либо выбрать тему из списка, предложенного преподавателем, либо сам предложить тему, которая обязательно должна быть согласована с преподавателем. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление.

    Структура эссе.

    - Титульный лист (заполняется по единой форме, см. требования к оформлению письменных работ на страничке юридического факультета НовГУ).

    - Введение . При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,« Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

    - Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ.

    В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина - следствие, общее - особенное, форма - содержание, часть - целое, постоянство - изменчивость.
    В процессе построения эссе необходимо помнить, что один пункт/параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим, иллюстративным или цифровым материалом (то есть, наполняя содержанием разделы аргументацией, необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли).
    - Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

    В эссе обязателен список использованных источников и литературы по общепринятым правилам. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам. Источники располагаются по иерархии (юридической силе), литература – в алфавитном порядке первой буквы фамилии автора.

    Правила оформления эссе . Эссе начинается с титульного листа, считающегося первой страницей. На титульном листе номер страницы не ставится. Объем эссе – до 10 страниц печатного текста (кегль 12, интервал 1,5). Требования по оформлению титульного листа, сносок, списка литературы в эссе такие же, как для письменных работ.

    Оценивание эссе. Максимальное количество баллов, которое студент может получить за эссе - 10.Критерии оценки могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям:
    1. Знание и понимание теоретического материала (max. 2 балла) :

    Определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;

    Используемые понятия строго соответствуют теме;

    Самостоятельность выполнения работы.

    2. Анализ и оценка информации (max. 3 балла):

    Грамотно применяет категории анализа;

    Умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;

    Способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;

    Диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);

    социальный политика государство современный

    Развитие социальной структуры общества постоянно нуждается в регулировании. Встает вопрос о социальной политике. Под ней подразумевается целенаправленное воздействие государства, профессиональных союзов и других общественных организаций на существующую систему общественных отношений.

    Основными принципами проведения социальной политики являются:

    1) Защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

    2) Обеспечение помощи самым бедным семьям;

    3) Выдача помощи на случай безработицы;

    4) Обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

    5) Развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

    6) Проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

    Социальная политика - это одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить предпосылки для стабильности его социальной системы.

    Цели социальной политики:

    1) Улучшение и подъем уровня условий жизни населения страны

    2) Сглаживание или ликвидация социальных противоречий, достижению определенного уровня равновесия в обществе

    3) Повышение благосостояния и культуры

    Цели социальной политики осуществляются путем предоставления государственных социальных гарантий, регулирования образа жизни налогами, поощрением благотворительности, предпринимательской инициативы, репрессивными методами, - например, борьба с наркобизнесом; перераспределением материальных средств и организационных усилий.

    Существование в обществе потребностей в достижении социальных целей и их опосредованное удовлетворение в результате деятельности государства в экономической и политической областях еще не говорят о наличии целенаправленной социальной политики государства. Собственно социальная политика как целенаправленная деятельность по достижению социальных целей проводится государством только с появлением у него социальных функций, т. е. только тогда, когда государство берет на себя прямую ответственность и обязательства удовлетворения социальных потребностей граждан. В конкретном понимании социальной политики как целенаправленной деятельности государства по реализации его социальных функций необходимо констатировать, что социальная политика государства появляется только с возникновением у него специфических социальных функций. Привязка социальной политики к социальным функциям государства позволяет предположить, что развитие структуры социальных функций государства является основой структуризации его социальной политики. С эволюцией государства от его простейших форм к наиболее сложным, происходит соответствующая трансформация социальной политики и ее структурных элементов.

    Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.

    Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнута ступень экономического развития, тем выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

    Реализация социальных функций государства осуществляется посредством социальных институтов на разных организационных уровнях. Это не обязательно должны быть государственные структуры. К субъектам социальной политики государства относятся компетентные государственные органы (или учреждения), формирующие социальное информационное и правовое поле, осуществляющие материальное обеспечение или представляющие натуральные виды помощи (социальные услуги) нуждающимся в них лицам в пределах утвержденных федеральных или территориальных гарантий.

    Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

    Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, роста цен и т.д.

    Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:

    1) Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).

    2) Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.

    3) Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.

    4) Дальнейшее совершенствование общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

    Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

    Главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В этой связи безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому будет предусматриваться опережающий рост ассигнований на эти цели из бюджетов всех уровней по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.

    С целью обеспечения финансовой стабильности Правительство Российской Федерации будет осуществлять последовательную финансовую политику, основанную на приведении обязательств государства в соответствие с его ресурсами, повышении эффективности функционирования бюджетной системы, четком разграничении бюджетных полномочий и ответственности различных уровней власти. При этом совместно с Центральным банком Российской Федерации будут приняты меры, направленные на обеспечение стабильности национальной валюты.

    Цели социальной политики

    Преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

    во-первых, обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и потому объективно нуждаются в государственной поддержке;

    во-вторых, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся прежде всего медицинское обслуживание и общее образование;

    в-третьих, создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;

    в-четвертых, формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе - обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.

    Программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику, исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

    Последовательное осуществление политики, базирующейся на указанных ориентирах, предполагает переход к модели “субсидиарного государства”, которое обеспечивает перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. При таком подходе граждане, которые обладают самостоятельными источниками финансирования социальных потребностей, сами, за счет собственных доходов, должны оплачивать практически все расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также часть расходов на медицинское обслуживание, образование, пенсионное страхование. В перспективе значительную часть социальных благ этой категории граждан следует предоставлять преимущественно на конкурентной основе через предприятия негосударственных форм собственности.

    В то же время государство не должно ослаблять усилий, направленных на оказание социальной помощи, а также предоставление ограниченной номенклатуры бесплатных услуг в области здравоохранения и образования той части населения, которая без государственной помощи лишилась бы доступа к основным социальным благам.

    Безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому предлагаемая Программа предусматривает опережающий рост ассигнований на цели здравоохранения, образования и культуры по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.

    Реализация предлагаемой модели социальной политики требует осуществления следующих мер.

    1. достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;

    2. обеспечение занятости, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

    3. гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

    4. переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

    5. нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения;

    6. улучшение социальной инфраструктуры.


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
    «Тульский государственный университет»

    Институт гуманитарных и социальных наук
    Кафедра социологии и политологии

    РЕФЕРАТ
    по дисциплине
    «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА»
    на тему:
    «Важнейшие цели социальной политики социального государства»

    Выполнила:
    студентка гр. 820171

    Тула 2018

    Введение…………………………………………………………………………….3


    1.1 История становления социальной политики…………………………………5
    1.2 Сущность социальной политики: основные цели, принципы, функции…...6
    Глава 2 Характеристика социальной политики

    2.1 Важнейшие цели и задачи социальной политики……………………..…...12

    2.2 Уровни осуществления целей социальной политики……..…………...…..14

    2.3 Механизмы разработки целей социальной политики и их реализация….. 17

    Глава 3 Социальная политика в России: сегодня и завтра

    3.2 Цели социальной политики будущего России……………………….…….22

    Заключение…………………………………………………………………….….25
    Библиографический список…………………………………………………...….26

    Введение
    В зависимости от сферы общественных отношений, в современном мире внутренняя политика государств имеет различные направленности. Ученые привыкли выделять экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую политику и многие другие. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, которая отражена в ее социальных программах и практике. Она является регулятором социально-экономических отношений в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.
    В определение “социальная политика” нужно включать ту группу проблем, которая позволяет выяснить следующее: связь социальной политики и общей политики; ее специфику как направление политического руководства обществом; характеристику тех общественных явлений и процессов, которые выступают объектом воздействия социальной политики; функции, типы социальной политики и тенденции их развития в современном мире.

    В широком смысле понятие «социальная политика» используется давно и охватывает все отношения общественной жизни. Она представляет собой одно из направлений государственной политики; определяется характером государственного устройства, целями, которые преследуются государством; формируется в контексте социальной структуры общества; также отражает государственную социальную доктрину или концепцию социального развития страны; неразрывно связана с проводимой экономической политикой и зависит от нее (в экономике создаются ресурсы, необходимые для проведения социальной политики); состоит из системы мер распределения ресурсов общества в интересах общества в целом;
    В узком же смысле “социальная политика” рассматривается как разновидность общей политики, имеющая свою специфику, а значит, свой объект воздействия.
    На выполнение целей и задач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом.
    Главный субъект социальной политики – государство, представленное совокупностью всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений. Например, государственные ведомства и учреждения; органы местного самоуправления; о внебюджетные фонды; общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения; коммерческие структуры и бизнес.
    Объектом социальной политики является практически все население страны (с акцентом на социальную защиту малообеспеченных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации). С другой точки зрения, объект социальной политики – это сами социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и различных формах проявления.

    Под предметом же социальной политики принято понимать свойства, закономерности, содержательные отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их общественного положения.
    С анализом сущности социальной политики тесно связан вопрос о ее социальной функции, споры о которой продолжаются до сих пор. Первоначально считалось, что социальная политика выполняет функцию «регулятора труда и потребления». Впоследствии к указанной функции были добавлены «функция повышения благосостояния народа» и «функция оказания социальных услуг населению». В последние десятилетия тенденции таковы, что объем и содержание функции социальной политики во всем мире расширяются.
    Целью моей работы является поиск и изучение важнейших задач, которые ставит перед собой социальная политика социального государства.
    В соответствии с целью мною был поставлен ряд задач для наиболее полного раскрытия тематики реферата:
    -исследование функций и деталей социальной политики;

    Анализ основных целей социальной политики государства;

    Обзор и ознакомление с современной социальной политикой России.

    В связи с тем, что процесс создания гражданского общества имеет свои специфические особенности, проблема развитой социальной структуры и отлаженной социальной политики государства наиболее актуальна и остра в настоящее время.

    Глава 1 Теоретические основы изучения социальной политики и социального государства
    1.1 История становления социальной политики
    Первые мысли о взаимоотношениях государства и общества возникли в античные времена. Одними из первых мыслителей Античности стали Аристотель и Платон. Их труды были посвящены идеям о социальной справедливости и равенстве. Платон считал идеальным государство, где каждый человек занимается своим делом, а труд обязателен для достижения благополучия всего населения. Согласно идеям Платона, собственность должна быть общей, поскольку ее частный характер приводит к неравенству и возникновению конфликтов. По мнению Аристотеля, государство существует с целью достижения социального благополучия, именно эта цель объединяет людей в общество. Первые мероприятия социальной политики проводятся уже во второй половине первого тысячелетия нашей эры в результате появления масс бедных людей после распада Римской империи. В этот период осуществляются благотворительные мероприятия монастырями и церквями, которые оказывают социальную поддержку бедному населению в объеме, зависящем от их социального статуса.
    В Средневековье церковь сохранила за собой обеспечение населения образованием, а также предоставление крова и горячего питания. Таким образом, можно сказать, что все инструменты социальной политики находились в руках церкви. Довольно продолжительное время ситуация не менялась, так же, как и положение бедных людей. XVII век ознаменован промышленными революциями в Европе, что привлекло значительное число сельских жителей на мануфактуры и фабрики. При этом, рост заработной платы не соответствовал растущим ценам, что приводило к обострению социальной обстановки. С целью снятия остроты социальных конфликтов, государство возложило ответственность за работников и их уровень жизни на себя.
    Развитие индустриального общества положило начало развитию институтов социальной политики, обратив внимание государства на социальные проблемы общества. Сложность развития инструментов социальной политики в виде социальной поддержки нуждающихся заключалась в нежелании богатых делиться своими доходами в виде налога, средства которого направлялись на социальную поддержку, что вызывало волнения среди рабочего населения. В результате, государства начинают принимать первые нормативные акты в области труда и быта рабочих, что позволяет говорить о возникновении и формировании социального законодательства:
    В 1834 году принимается закон о бедных, распространяются «работные дома» и легализуются действия профсоюзов.
    В 1897 году в Европе принимается программа защиты прав трудящихся, а позднее создается Международная ассоциация защиты трудящихся.
    В конце XXI века в Германии Бисмарком предпринимается целая череда нормативных актов в области социального страхования, им вводится понятие профессиональных трудовых рисков, создается союз социальной политики, занимавшийся исследованием актуальных социальных проблем.
    В 1919 году создается Международная Организация труда, которая придала социальной политике международный уровень.
    Далее создаются Международные организации в области социального попечения и социального обслуживания.
    Огромное влияние на развитие социальной политики оказала Вторая мировая война. За этот период во многих странах усугубились существовавшие социальные проблемы, что вызвало рост населения, нуждающегося в оказании социальной помощи.
    Основные принципы современной социальной политики всех государств были заложены в международных актах послевоенного времени. Так, в 1948 году принимается Всеобщая декларация прав человека, провозгласившая основные социальные права человека. Вслед за ней принимаются основные конвенции и рекомендации Международной организации труда.
    К началу ХХ века сформировались следующие подходы к пониманию социальной политики: гражданский подход Т.Маршалла, согласно которому государство должно гарантировать минимальную социальную поддержку для человека для его нормального функционирования в обществе; функциональный подход Т.Парсонса, согласно которому участие государства в социальной политике необходимо для решения социальных конфликтах в обществе; марксистский подход К.Маркса идея всеобщего благосостояния является фактором, поддерживающим развитие капиталистического государства. В ХХ веке были сформированы основные модели социальной политики, среди которых можно выделить Скандинавскую модель, англосаксонскую модель и континентальную. Также были сформированы два подхода к социальной политике: Государственный патернализм, подразумевающий полную ответственность государства за социальное обеспечение населения и уровень и качество его жизни, государственное финансирования мер социальной поддержки. Либеральный подход, заключающийся в ответственности сильных за заботу о слабых и формировании благоприятных условий для развития сильных.
    1.2 Сущность социальной политики: основные цели, принципы и функции...
    Заключение
    Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны, появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространение такие явления как нищета, явная безработица, необеспеченность в старости, беженцы. Эти явления не были явно видны при старой политической системе. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.
    Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Тем самым становится очевидно, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения. Поэтому социальная политика ставит перед собой важнейшие цели, с помощью которых будут решаться серьезные проблемы на пути к становлению социального государства не только в России, но и во всем мире.
    Следует отметить, что у социальной политики есть такие положительные тенденции развития, как повышение количества, а главное качества человеческого потенциала. Кроме того, немаловажное значение в будущем будет иметь во многом связанное с вышесказанным повышение уровня благосостояния, преодоление безработицы, увеличение продолжительности жизни. Также необходимо отметить важность направления, связанного с улучшением жилищных условий, которые, как показал анализ, ухудшаются с каждым годом. С развитием человеческого потенциала также тесно связано направление поддержки материнства и детства. Это связано с тем, что воспитанием «завтрашних» кадров, необходимо заниматься уже сегодня.
    Россия исторически обладает крупнейшим в мире духовным потенциалом. Однако, наше культурное и интеллектуальное наследие, накопленное трудом и талантом десятков поколений, используется из рук вон плохо, расхищается, скудеет.
    После рассмотрения и анализа тех задач, которые имеет социальная политика социального государства, напрашивается вывод, что для ее нормального функционирования и развития уже необходимо делать более конкретные, серьезные шаги и реализовывать проекты, способные изменить ситуацию в данной сфере жизни общества.

    Библиографический список
    1. Алексеев Ю.П., Берестова Л.И., Бобков В.Н. Социальная политика: Учебник для вузов / Под ред. Волгина Н.А. – М.: Экзамен, 2009. – 736 с.

    2. Ахинов Г.А.,Калашников С.В. Социальная политика: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009. – 524 с.

    3. Волгин Н.А. Социальная политика. Энциклопедия. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 416 с.

    4. Конституция РФ: научно-практический комментарий. / Под редакцией академика Б.Н. Топорнина. – М.: Юрист, 2000г.

    5. Мухудадаев М.О. Социальная политика и образование. Сборник статей. - Под ред. С.И. Дудника. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004.

    6. С.С. Смирнов, Н. А. Исаев. “Социальная политика. Новый курс”: “Вопросы экономики” ,1999г.

    7. Смирнов С.Н., Сидоров Т.Ю. Социальная политика. – М.: Высшая школа экономики, 2008. – 432 с.

    8. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Ярской – Смирновой Е., Романова П. – М; ИНИОН-РАН, 2002.