Учение об идеальном государстве. Чеснок от глистов у взрослых - Всё о паразитах




Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик».

Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.

Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядов. По Платону существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Любая вещь является лишь отражением своей идеи, может стремиться к ней, но никогда не достигнет её. Философ должен изучать идеи, а не сами вещи. Это относится и к государству, Платон описывает круговорот государственных форм, но все они несовершенны, хотя бы потому, что существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.

Политические идеи в «Государстве»

Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.

Всё не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, доме и одежде). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Ну и третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм -- аналогия с «правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона -- это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу -- это справедливо. Неравенство сословий -- это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.

Политические идеи в «Законах»

Позже Платон в «Законах» опишет иную утопию и другой государственный строй -- аристократическая республика или аристократическая монархия.

  • · 4 класса, в зависимости от имущественного ценза,
  • · 5040 граждан и сложнейшая система управления.
  • · допускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий.
  • · значительное усиление контролирующей роли государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения.

Платон различал два вида государственного устройства аристократического управления:

  • 1. над всеми стоят правители.
  • 2. все подчиняются законам.

На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестает быть государством.

Аристократическое государство может стать монархическим, если среди правителей выделится кто-нибудь один (царская власть).

Если же будет несколько правителей, то государство будет республиканским (аристократическое правление).

Важнее непосредственно законодательная мысль «Законов»: раз счастье гражданина не есть ценность, то для счастья полиса к отдельному человеку могут быть применены меры физического воздействия. Таким образом, санкция со времен Платона становится неотъемлемым признаком позитивного закона.

«Госудамрство» (греч. ????????) -- диалог Платона, посвящённый проблеме идеального государства. Написан в 360 г. до н. э. С точки зрения Платона, государство является выражением идеи справедливости. В диалоге впервые отчётливо определяются философы как люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе (идея). Государство Платона состоит из трех сословий:

  • · высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей).
  • · сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов).
  • · сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).

Правители-философы в ходе 50-летнего образования, совершенствуют свою особую одаренность. В их лице мудрость должна объединиться с властью. В государстве Платона введена общность имущества, частная собственность запрещена. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших.

Пусть так. Мы с тобой уже согласились, Главкон, что в образцово устроенном государстве жёны должны быть общими, дети -- тоже, да и все их воспитание будет общим; точно так же общими будут военные и мирные занятия, а царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и в военном деле.?-- Да, мы в этом согласились.?-- И договорились насчет того, что как только будут назначены правители, они возьмут своих воинов и расселят их по тем жилищам, о которых мы упоминали ранее; ни у кого не будет ничего собственного, но все у всех общее. Кроме жилищ мы уже говорили, если ты помнишь, какое у них там будет имущество.?-- Помню, мы держались взгляда, что никто не должен ничего приобретать, как это все делают теперь. За охрану наши стражи, подвизающиеся в военном деле, будут получать от остальных граждан вознаграждение в виде запаса продовольствия на год, а обязанностью их будет заботиться обо всем государстве. (Глава 8.)

Также в этом диалоге содержится систематика и краткий критический анализ видов государственного устройства (идеальное «государство будущего», которое пока не существует в него не входит), размещенных Платоном на шкале постепенной деградации, которая выглядит как эволюция во времени, но необратимость такой эволюции прямо не утверждается, и сам вопрос неизбежности деградации не поставлен явно, так что при желании эту деградацию можно считать лишь описанием некоторой тенденции. Вот эта шкала типов государства (от наилучшего к худшему):

  • · аристократия (справедливая власть меньшинства, лучших граждан)
  • · тимократия (несправедливая власть меньшинства -- военных вождей, уважаемых граждан)
  • · олигархия (несправедливая власть меньшинства, богатых людей)
  • · демократия (справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства)
  • · тирания (несправедливая власть одного человека).

Диалог выстроен так, что кажется разбором идей справедливости и блага -- как основополагающих для автора идей -- на примере государства как пригодном для анализа и в то же время достаточно высоком и общем. Это заставило некоторых исследователей толковать диалог исключительно метафорически -- без какой-либо связи с настоящим государством, что, скорее всего, является преувеличением, хотя в диалоге и отрицается близость современных автору государств к идеальному и даже высказывается сомнение в возможности идеального государства на земле.

Также в диалоге заметная часть посвящена некоторым другим связанным с описанной выше философским темам, например, обсуждению общего понятия идеи, в связи с чем излагается знаменитый миф о пещере. Иногда тут наблюдаются некоторые отклонения от анализа на примере государства, но не слишком часто.

Платон уделяет большое внимание развитию взглядов на общество и государство. Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца как любой идеал.

Платон считает, что государство возникает тогда, когда человек не может удовлетворить самостоятельно свои потребности, и нуждается в помощи других. Философ пишет: «Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом». Человеку, прежде всего, необходимы пища, одежда, жилье и услуги тех, кто это производит и поставляет; затем люди нуждаются в защите и охране и, наконец, в тех, кто умеет практически управлять.

В таком принципе разделения труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного устройства. Являясь основным принципом построения государства, разделение труда также лежит в основе разделения общества на различные сословия:

1. крестьяне, ремесленники, купцы;

2. стражи;

3. правители.

Но для Платона важным является не только разделение, основанное на профессиональных особенностях, но и нравственные качества, присущие соответствующим разрядам граждан государства. В этой связи он выделяет добродетели, или доблести совершенного государства:

    Первый класс образован из людей, у которых преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная, поэтому они должны поддерживать дисциплину желаний и наслаждений, обладать добродетелью умеренности .

    У людей второго сословия преобладает волевая часть души, их профессия требует особого воспитания и специальных знаний, поэтому главная доблесть воинов-стражей – мужество .

    Правителями могут быть те, у кого преобладает рациональная часть души, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием, кто умеет познавать и созерцать Благо, и наделен высшей добродетелью – мудростью .

Платон выделяет также четвертую доблесть –справедливость это гармония, которая воцаряется между тремя другими добродетелями, и реализует её каждый гражданин любого сословия, понимая свое место в обществе и исполняя свое дело наилучшим образом.

Итак, совершенное государство – это когда три разряда граждан составляют гармоничное целое, а управляют государством немногие люди, наделенные мудростью, то есть философы . «Пока в государствах, – говорит Платон, – не будут либо царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино, государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол…».

Итак, Платон:

- является основателем объективного идеализма;

Впервые подчеркивает самоценность идеального;

Создает учение о единстве и целесообразности мира, в основе которого лежит сверхчувственная, умопостигаемая реальность;

Вносит рациональный взгляд на объяснение и познание мира;

Рассматривает философскую проблему формирования понятий;

Превращает диалектику в универсальный философский метод;

Создает учение об идеальном государстве, уделяя большое внимание нравственным качествам граждан и правителей.

1.Философия первоначально понималась как: 1)любовь к мудрости 2)душа культуры 3)наука о человеке 4)учение об абсолютной истине

2.Теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры называют: 1)искусство 2)науку 3)философию 4)мифологию

3.Теоретический характер анализа всеобщих связей в системе «человек – мир» является отличительной особенностью: 1)религии 2)науки 3)мифологии 4)философии

4.Помогая человеку понять своё место в природе и обществе, философия выполняет функцию: 1)гуманистическу ю 2)методологическ ую 3)аксиологическу ю 4)прогностическу ю

6.Философское знание, используемое в науке, политике, образовании в качестве руководства в духовной и практической деятельности, выступает в роли: 1)методологии 2)мифологии 3)аксиологии 4)гносеологии

7.Философское направление, считающее духовное начало основой бытия, называется: 1)идеализмом 2)материализмом 3)дуализмом 4)плюрализмом

8.Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу, называется: 1)релятивизм 2)монизм 3)дуализм 4)скептицизм

9.Согласно______ ___, мышление и бытие являются независимыми друг от друга субстанциями: 1)пантеизму 2)идеализму 3)материализму 4)дуализму

10.Религиозная картина мира строится на основе в первую очередь: 1)Священного писания 2)мифологических представлений 3)повседневного опыта 4)философских идей

11.В основе религиозной картины мира лежит принцип: 1)веры в бесконечный прогресс общества 2)независимости жизни человека от воли Творца 3)креационизма 4)верификации

12.Понятие «научная картина мира»: 1)является абсолютным и неизменным 2)выражает образные представления о мире 3)не характерно для современной философии 4)претерпевает историческую эволюцию

13. Философия как теоретическая форма мировоззрения впервые возникает в: 1)Греции 2)Китае 3)Вавилоне 4)Индии

14.Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, т.е. философом, был: 1)Эпикур 2)Аристотель 3)Платон 4)Пифагор

15.Истинное бытие, по Платону, это: 1)Космос 2)разум человека 3)человеческое существование 4)мир эйдосов

16. Создателем учения об идеальном государстве был: 1)Платон 2)Сократ 3)Пифагор 4)Аристотель

17.Первыми материалистами в истории считаются: 1)Гольбах, Ламетри, Гельвеций 2)Маркс, Энгельс, Ленин 3)Демокрит, Левкипп, Эпикур 4)Кант, Гегель, Шеллинг

19.Родоначальник ом либерализма в философии Нового времени был: 1)Спиноза 2)Локк 3)Руссо 4)Мандевиль

20.Источником всякого отчуждения в обществе, по Марксу, является: 1)превращение результатов личного творчества во всеобщее достояние 2)частная собственность на средства производства 3)перенос представлений о человеке во внеличностную сферу, персонифицирован ную в Боге 4)воля к власти

21.Русская идея, с точки зрения Соловьёва, это идея: 1)независимости и самостоятельност и России 2)мировой гегемонии России 3)национального предназначения, определённого Богом 4)превосходства русской нации

22.Основная идея русского космизма состоит в: 1)непротивлении злу насилием 2)тесной связи человека и Космоса 3)спасения избранных 4)достижения всеединства

24.Представитель радикально настроенного западничества, проповедовавший идею безгосударственн ого социализма: 1)Хомяков 2)Соловьёв 3)Чаадаев 4)Бакунин

25. Понимание движения как механического пространственног о перемещения объекта без его качественного преобразования было характерно для философии и естествознания: 1)17-18 вв . 2)19-20 вв. 3)10-14 вв. 4)14-16 вв.

26.Относительно связи движения и развития верным является суждение: 1)движение и развитие не связаны друг с другом 2)движение тождественно развитию 3)не всякое движение является развитием 4)не всегда развитие есть движение

27.К свойствам пространства не относится: 1)протяжённость 2)трёхмерность 3)необратимость 4)непрерывность

28.К свойствам времени не имеет отношения: 1)длительность 2)одномерность 3)обратимость 4)непрерывность

29.Пространство и время рассматриваются в качестве форм созерцания с позиции 1)диалектическог о материализма2)субъективного идеализма 3)эмпиризма 4)объективного идеализма

30.Согласно субстанциальной концепции, время: 1)является психологическим переживанием человека реальных процессов2)является самостоятельной , ни от чего не зависящей сущностью 3)зависит от человеческого существования 4)зависит от отношений между материальными объектами.

Учение Платона вечных идеях.

Платон удваивает мир на мир идей, или, как он говорит, общих понятий, и мир вещей – мир чувственный и телесный. Мир идей первичен и вечен согласно Платону. Он бесконечен. Постигается разумом человека. Идеи являются всегда себе тождественными(т.е. не меняются).

Мир вещей временен в своем существовании. Он тоже движется. Он может быть постигаем чувствами, нашими ощущениями. А идеи чувствами не постигаются. Материальный мир делим. Он способен к превращениям, к развитию. Встает вопрос. На чем базируется такая идея Платона? Рассуждения довольно просто строятся. Огрубленный пример:

Есть дерево. Вечно ли оно будет существовать? Нет. Рано или поздно его срубят, оно умрёт и сгниёт. И оно перестанет существовать. Но понятие дерева останется. Оно(понятие) вечно. Исходя из этого он говорил: «Мир идей вечен, самостоятельно существует независимо от мира вещей». А где же они существуют? А это отдельный мир. И не в голове человека. А в отдельном мире. И этот мир – Бог. (И это при многобожии!!!) А кто такой Бог вообще? Платон чувствует что нужно искать какое-то начало. Дионисий не Бог Богов. Зевс не Бог Богов. Нужна абстрактная идея. Он не детализируется. Он выше всего. Не имеет канонического изображения. Платон ищет какое-то духовное начало и строит свои речи соответствующим образом. А как человек становится носителем этих идей? А эти идеи внутренне присущи человеку. И человек, сталкиваясь с ними, припоминает их. Постепенно впитывает их человек. Он получает эти понятия от людей. Но Платон деликатно уходит от этого вопроса.

Вклад:

Платон явился родоначальником объективного идеализма. Объективного, потому что эти идеи существуют независимо от человека.

Следующий видный философ, родоначальник диалектики – Гераклит. Первый представил мир в бесконечном движении и бесконечном течении. «Все течет все изменяется». Пантереги(?). Мир был есть и будет вечным огнем, мирами изменяющимися и мерами неугасающими.

Важное философское направление ответившее на вопрос об изменчивости мира. В условиях достаточно статичной внешней действительности (существуют города и жизнь в низ неизменчива и статична).

Слово диалектика родилось похоже – оно принадлежит Сократу. Диалектика – искусство спора. Люди выходили на площадь и устраивали устный спор. Потом понятие диалектики изменило своё понятие и теперь это учение о развитии. И Пифагору, и Фалесу, и Демокриту присущи диалектические идеи.

Следующая проблема – это проблема человека и социальные проблемы в Древне Греции. Характеризуя предмет, философии мы говорим, что основным содержанием философии – учение о человеке.


Это учение о человеке было представлено в разных вариантах.

1) Проблема познавательных возможностей человека и его место в мире.

2) Это проблема соотношения материального и духовного в человеке. Соотношение души и тела.

3) Вопросы социального устройства общества.

4) Зарождающиеся этические проблемы. Этика – учение о добродетели.

В чём суть этих положений? Протогор сформулировал одно важное положение. «Человек есть мера всех вещей. Существующих, поскольку они существуют и несуществующих, поскольку они не существуют.» В этом афоризме выражены две идеи. Обычно первую идею вспоминают. До точки. Человек – есть высшая ценность. Сам по себе. И ценность всех остальных вещей определяется их значимостью для человека. Очень хорошая гуманистическая трактовка. А вот дальше с продолжением фразы нужно поспорить. Да тут явный субъективный идеализм! Существование вещей он ставит в зависимость от человека. То есть, если вещь мне не важна, то она не существует. Человек поставлен в центр мироздания. Это и есть позиция субъективного идеализма.

Второй аспект. Проблема познавательных возможностей человека. Человека всегда интересовала граница его познания. И вообще, какого направление этого познания. Это очень важно. Есть философы: направленность познания человека должна идти на окружающий мир, на природу и общество. Это одно направление. Второе направление – познание Бога. В себе, вне себя. Это направленность познания характерна для религий. И третье – рефлексия. Т.е. самопознание. Сократ её четко и ёмко сформулировал: «Познай самого себя». Это действительно философская проблема. Познай свои возможности, научись управлять собой. Познай, добр ты или зол. Что есть добродетель, а что есть зло?

Третье направление. Это понимание человека с позиции добра и зла. Т.е. это первые этические проблемы. Представители древнегреческой этики были Сократ, Эпикур и римский Марк Аврелий и Лукреций Кар. О природе вещей. Взять эту тему. Было бы неплохо. Что есть добро. В чем есть смысл жизни. Эпикур стремление получать удовольствие и избегать неприятностей. Позицией гедонизма название получило такая штука. А что под удовольствиями он понимал? Эпикур высший смысл бытия видел в состоянии атараксии – высшая степень духовного блаженства. Уравновешенности страстей. Получения духовного наслаждения. Для Эпикура духовное выше материальных плотских наслаждений. Сократ и Платон – высшая добродетель – мудрость, знание. И дальше рассуждения. Человек мудрый, знающий никогда не совершит дурного поступка. Все дурные поступки по незнанию, недопонимаю они совершают. Мудрый человек ведет себя обществе нравственно. Но то, что мудрость – гарант от совершения плохих поступков ой не факт. Не всегда интеллект с высокой нравственной позицией связан. Аристотель искал добродетель в серединах. Есть жадность и расточительность. И то и то плохо. Должно быть что-то среднее. Бойтесь крайностей. Гегель: крайности сходятся. Если нужно дискредитировать какую-нибудь хорошую идею, то нужно её раздуть до абсурда и она начнет работать против себя.

К разряду социальных проблем относится учение о справедливом устройстве обществе. В трудах Платона в учении об идеальном государстве и во взглядах Аристотеля на общественное устройство. Подробно не будем рассматривать. Очень интересный материал. Стоит сравнить с сегодняшнем положением. Для чего нужно государство? Что бы организовать человеческую жизнь. Один себя сам всем не обеспечит, значит нужно государство. Вопрос. Чьи интересы первичные? Государства или человека? Платон говорит, что интересы государства первичные. Личность полностью себя должна подчинить государству. Социально классовая структура состоит из 3х слоёв.

1) Правители философы. Мудрость – их добродетель.

2) Воины. Мужество – их добродетель.

3) Рядовые граждане. Послушание – их добродетель.

А рабам у Платона места нет среди людей. Рабы по Платону это на уровне животных. Вот проявляется классовая позиция. Будь Платон из рабов, он бы такого не написал. Психология рабовладельца довлеет над ним.

Но есть ещё одно важное положение. Собственность неприкосновенна. Собственностью не должны быть обременены стоящие во главе государства люди. Если они будут иметь собственность, то будут думать о себе. Воины тоже не должны иметь собственность. Они должны думать о защите государства.

А в нашем обществе. В высшем обществе «бедняки» сидят. Вояки и в правда без собственности. Относительных других граждан справедливо.

Как должен жить человек? Государство берет на себя функции. Его священная функция - служить людям. Обучать людей, лечить людей, отбирать умных и глупых, хилых и сильных. Жестоко поступали, но во имя генофонда. Воспитание на себ берет госво. Детей изымаются из семей. Дети в интернатах воспитываются. А родители должны заниматься трудовой деятельностью.

Первая идея об организации общества.

Наконец последняя видная фигура древнегреческой философии. Как назвал его Энгельс: «Универсальная голова Греции». Аристотель. Очень много сделал для развития философии. Первая философия Аристотеля была позднее названа метафизикой. Откуда взялось это слово? Руководитель александрийской библиотеки - Андроникос сначала поставил книги по естествознанию – физика. А потом поставил философию - метафизику. Т.е. после физики. Философия и метафизика – синонимы.

В основе - учение о бытие:

1) Материя. Она инертна. Она существует объективно. Она вечна. Она сотворима и неуничтожима, не возникает из ничего, не увеличивается и не уменьш. Она пассивна, не способна к саморазвитию. Бесформенная материя представляет из себя небытие. Она из 5 первоэлементов состоит: воздух, вода, земля, огонь, эфир – небесная субстанция.

2) Форма. Учение формы. Это сущность, причина становления и многообразия всех вещей. Именно форма взаимодействия на инертную материю создает все разнообразие вещей. Т.е. форма - перводвигатель, организатор. Форма – многообразие. Высшая форма – Бог. Идет вслед за Платоном. Бог – есть форма форм. Всегда все ученые ищут проклятое первоначало.

3) Цель. Именно цель – то, ради чего создается и формируется что-то такое. Является еще одним движущим началом. Все существующее существует ради чего-то. Имеет целеназначение, целеполагание.

4) Человек и выступает творческим началом. Он придаёт предметам определённые формы. Человек не вынесен за пределы бытия, а введен в его состав в виде активной действующей силы.

Как объективный, подвижный мир он рассматривал, где есть не только место Богу, но и человеку.

Аристотель создал науку – формальная логика. В области форм логики он сформулировал первые три закона. Закон тождества, противоречия и исключения третьего. Позже четвертый – закон достаточного основания Лейбниц добавил. Закон о силлогизме, как о логической форме. Учение о дедукции Аристотель создал. Всё это он создал.

Обращаясь к человеку, он говорил, что есть 2 начала: биологическое и общественное. С самого рождения ребенок в обществе развивается. Он является продуктом общественного развития. Жизнь человека вне общества не возможна. Государство тоже продукт и высшая форма общения. Человек по своей природе – существо политическое. Т.е. Аристотель первым создал всестороннюю философию. У него есть учение о формах правления. И Платон и Аристотель не очень сильно ценили демократию. Демократия тогда публично воспринималась. Власть народа со власть толпы они отождествляли. Такая власть не нужна. Они не были очарованы демократией. Она дезорганизует общество. Они понимали её буквально.

Важным положением в учении Аристотеля была критика Платона: «Платон мне друг, но истина дороже». Против платоновской теории идей он так выразился. Против платоновского мира идей. Аристотель поставил вопрос. Человек живет в мире идей. Но откуда они взялись? Ссылка на Бога сугубо умозрительно. Несостоятельно! Мир идей – порождение человека. Человек создал эти понятия. Он облекал туманные мысли в мир понятий. А всякое понятие – отрыв. Иной раз эти понятия образуется интересно. Вот есть снег. У чукчи такого понятия нет. У них есть разные слова для выражения разнокачественного понятия снега. Снег лежит – одно, идёт – другое, и т.д. Потому что это значимо для них. В своём общении они употребляют их. Сама жизнь заставила их. Не Бог сказал им называть так или иначе снега. С помощью понятий человек стал обмениваться собственными мыслями. Мир понятий порожден человеческим сознанием. Это длительный процесс. А мир понятий Платона – надуманная теория.

Какая же значимость древнегреческой философии:

1) В античной философии были сформулированы Важнейшие философские проблемы. А именно. Субстанции, бытия, развитие, нравственные проблемы, проблема границ познавательных возможностей, место человека в мире. Социального устройства. Смысла жизни. И ряд других.

2) Именно Древней Греции возникли и сформировались два основных направления в развитии философии. Материализм в лице Демокрита и объективный идеализм в лице Платона.

3) Древнегреческая философия не едина и не однозначна. В ней сформировано и существует множество философских школ и направлений. Милесткая, Илиадская, такие направления, как стоицизм, скептицизм, учение киников, пифагорейцев, эпикурейцев, софистов, и другие важные философские школы. В Древней Греции закладывается много качественность философского мышления.

Но эти проблемы поставлены, но не решены. Оттого они и философские, что бесконечны в своём существовании.