Киники - это что такое? Основатель школы Киников. Циники-философская школа древней греции




Цинизм (греч. K) - поведение или личностная позиция, выражающие осознанное, или демонстративное пренебрежение к определённым нравственным традициям и этическим ритуалам, как мешающим или избыточным для решения практических задач. Мировоззрение, отрицающее мотивы поведения (сострадание, жалость, стыд, сочувствие и др.) как несоответствующие личному интересу.
Цинизм изначально включавший в себя различные философские течения группы древних греков исповедовших кинизм, основан Антисфеном примерно в 4-ом веке до нашей эры. Циники отрицали все традиции (независимо от происхождения: религиозные, нравственные, бытовые, в одежде, преследований добродетельности и др.).
К 19 веку выраженные негативные аспекты философии цинизма, легли в основу нового, сильно отличающегося понимания, о том, что цинизм - это личностная позиция или поведение выражения негатива замученными и, в основном, подвержение сомнению личных и профессиональных мотивов других людей. Современный цинизм, как продукт масс социума - сомнение в этических и социальных ценностях, в особенности к идеализированным ожиданиям народа, социальных образований и авторитетов. Цинизм может выражать себя через неудовлетворенность, разочарование и недоверие к организациям, авторитетам и другим аспектам социализации, и быть результатом накопленного отрицательного опыта.
Киники

Киники (др.-греч. , от (собака) и/или (Киносарг, холм в Афинах); лат. Cynici), кинизм - одна из наиболее значительных сократических философских школ.

Происхождение
В начале IV в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны философские школы. Одной из таких школ стал кинизм. Основатель школы Антисфен Афинский, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным, - Антисфен стал утверждать, что для достижения блага жить следует «подобно собаке», то есть сочетая в себе:
простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
верность, храбрость, благодарность.
Таким образом он стремился жить сам и называл себя аплокион (, истинный пес). От этого слова происходит название школы, кинизм. (По другой версии, название школы происходит от названия места, где находился гимнасий, в котором Антисфен вел беседы с учениками - Киносарг, «Зоркий пес».) Эта программа Антисфена послужила основой программы всей школы, а на могиле Диогена Синопского был установлен памятник паросского мрамора со скульптурой собаки.]Концепция
В проведении своей программы кинизм отталкивался от общепринятых взглядов и развивал новые, прямо противоположные существующим, пользуясь методом «негативной филиации идей» (, «перечеканка монеты»). Отдельные элементы, характерные для кинической этики, «носились в воздухе» и встречались, помимо Сократа, напр. в философии софистов, у Еврипида. Но специфически эти идеи были оформлены как система именно школой кинизма:
Аскесис (), способность к самоотречению и перенесению трудностей. Аскесис киников - предельное опрощение; предельное ограничение своих потребностей; отстраненность от того, что не является предельно необходимым по функции человека как живого существа; «сила духа, характера».
Апедевсия (), способность к освобождению от догм религии и культуры. Апедевсия киников - отстраненность от культуры и общества. Киники считают, что культура (в частности письменность) делает знание мертвым и т.о. необразованность, невоспитанность и неграмотность считаются [кинической] добродетелью.
Автаркия (), способность к независимому существованию и самоограничению. Автаркия киников - независимость и самостоятельность, отказ от семьи, отказ от государства.
Теория
Основатель школы Антисфен выступал против традиционного со времен элейской школы разделения мира на умопостигаемое («по истине») и чувственное («по мнению») бытие, и т.о. против учения Платона о бестелесных постигаемых умом «видах», или «идеях» (чем предвосхитил аристотелевскую критику идей Платона).
Реальность общего не существует, а существуют только единичные вещи; понятие есть только слово, объясняющее то, чем вещь бывает или что она есть. Поэтому применение к отдельным предметам общих понятий невозможно; невозможно ни соединение различных понятий [в единстве суждения], ни определение понятий, ни даже противоречие - так как о вещи может быть высказано только суждение тождества (конь есть конь, стол есть стол). Учение Платона об умопостигаемых «видах» несостоятельно, так как восприятию доступен единичный, чувственно воспринимаемый экземпляр вида, но никак не самый «вид» или «идея».
В этом положении заключается принцип мудрости как практического познания блага. Мудрость состоит не в недоступном для человека теоретическом знании. Признается только практический разум, интегрированный с житейской мудростью; «правильная» наука считается одним из вреднейших явлений. Истинное благо может быть только достоянием каждого отдельного лица, но никак не общим для многих; а целью добродетельной жизни может быть соответственно не богатство, могущее быть разобщенным, но здоровье (спокойствие, умиротворение и т. п.). Отсутствие общих «видов» полагает благо как отрешенность от всего, что делает человека зависимым от [иллюзорного] общего; от имущества, от наслаждений, от искусственных и условных понятий.
[править] Этика
Основной задачей философии, утверждал Антисфен, является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что является для человека истинным благом. Поэтому кинизм не создает абстрактных теорий, в отвлеченности от абстрактного стремится к пределу и как система представляет собой комплекс практических идеалов.
Киническая этика исходит из принципиального фронтального отрицания и неприятия морального кодекса среднего индивида. Такая этика прежде всего негативна, «перечеркивает» общепринятые ценности и требует «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами. Концепция кинической добродетели сводится т.о. к четырём положениям:
Натурализм, исходящий из приоритета природы; не из природы-максимума, а из природы-минимума, полагающий низший уровень потребностей и только экономно-необходимую норму потребления.
Субъективизм, основанный на «свободе воли»; на силе духа, характера, способности к независимому существованию, самоограничению, самоотречению, перенесению трудностей, освобождению от пут религии, государства, семьи и т. п.
Индивидуализм, ориентирующий поведение человека на достижение независимости от общества, которое налагает на него чуждые ему и враждебные обязанности, индуцирующие чуждые ему свойства.
Эвдемонизм, предполагающий спасение и счастье в неимущести, умеренности, отстраненности, которые естественны для разумного добродетельного человека, понимающего истинную цену вещей.
Таким образом этический идеал кинизма формируется как:
крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием;
презрение ко всем потребностям кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна;
насмешка над всеми условностями;
демонстративная естественность и безусловность личной свободы.
Как сумма, в центре кинической философии находится человек с его естественными заботами. Киник ищет норму в природе человека как вида и индивида, и не ждет божественных указаний для решения собственной жизни. При этом индивидуалистический протест киников не вырождается в эгоизм, готовый удовлетворять ego одного за счёт других. Индивидуализм киников приводит к принципу внутренней свободы, которая добывается борьбой с самим собой, но не с «социальным злом». Таким образом, отрицание киников не являлось нигилизмом.
Диоген
Диоген Синопский (др.-греч. ; ок. 412 до н. э., Синоп - 10 июня 323 до н. э., Коринф), древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.
Из-за большого числа противоречащих друг другу описаний и доксографий, фигура Диогена сегодня предстает слишком неоднозначной. Работы, приписываемые Диогену и дошедшие до наших дней, вероятнее всего созданы последователями и принадлежат более позднему времени. Также сохранилась информация о существовании в один период по крайней мере пяти Диогенов. Это значительно усложняет систематическую организацию сведений о Диогене Синопском.
Имя Диогена, из анекдотов и легенд, в которых оно принадлежало амбивалентной фигуре мудреца-фигляра и интегрировало обширный вымысел, зачастую переносилось в критические работы других философов (Аристотель, Диоген Лаэртий и т. д.). На почве анекдотов и притч возникла целая литературная традиция античности, воплощённая в жанрах апофтегм и хрий (Диоген Лаэртий, Метрокл из Маронеи, Дион Хрисостом и др.). Наиболее известна история о том, как Диоген днём с фонарём искал [честного] человека (та же история рассказывалась об Эзопе, Гераклите, Демокрите, Архилохе и др.).
Основной источник сведений о Диогене - трактат «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртия. Утверждая у Диогена Синопского бессистемность взглядов и отсутствие учения в целом, Диоген Лаэртий всё же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Диогена, среди которых представлены как философские работы («О добродетели», «О добре» и т. д.), так и несколько трагедий. Обратившись, однако, к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании у Диогена вполне сформированной системы взглядов. По этим свидетельствам, он, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь одеждой бродяги, используя для жилья пифос (большой сосуд для вина), а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена «Собака» и «сумасшедший Сократ».
Не вызывает сомнений, что в своих беседах и повседневной жизни Диоген нередко вёл себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию не столько с целью оскорбления или унижения её, но сколько из потребности обратить внимание на основания социума, религиозных норм, института брака и т. д. Утверждал примат добродетели перед законами общества; отвергал веру в богов, установленных религиозными институтами. Отвергал цивилизацию, в частности государство, считая его лживым изобретением демагогов. Объявлял культуру насилием над человеческим существом и призывал, чтобы человек вернулся в первобытное состояние; проповедовал общность жён и детей. Себя объявлял гражданином мира; пропагандировал относительность общепринятых норм морали; относительность авторитетов не только среди политиков, но и среди философов. Так, хорошо известны его отношения с Платоном, которого он считал болтуном. В целом Диоген признавал только основанную на подражании природе аскетическую добродетель, находя в ней единственную цель человека.
В позднейшей традиции негативные действия Диогена по отношению к обществу были, более чем вероятно, умышленно гиперболизированы. Поэтому вся история жизни и творчества этого мыслителя предстаёт как миф, созданный множеством историков и философов. Затруднительно обнаружить однозначные сведения даже биографического характера. Благодаря своей оригинальности Диоген является одним из самых ярких представителей античности, а заданная им киническая парадигма позже оказала серьёзное влияние на самые различные философские концепции.
Умер, согласно Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским. На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:
Пусть состарится медь под властью времени - всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.
Философ-изгнанник
Как считается, Диоген начал свою «философскую карьеру» после того, как его изгнали из родного города за порчу монеты.
Лаэртий упоминает о том, что до того, как обратиться к философии, Диоген управлял чеканной мастерской, а его отец был меняльщиком. Отец пытался привлечь сына к изготовлению фальшивых монет. Сомневающийся Диоген предпринял путешествие в Дельфы к оракулу Аполлона, который дал совет «сделать переоценку ценностей», в результате чего Диоген принял участие в афёре отца, был вместе с ним разоблачён, пойман и изгнан из родного города.
Другая версия гласит, что после разоблачения Диоген сам бежал в Дельфы, где в ответ на вопрос, что ему нужно сделать, чтобы стать знаменитым, получил от оракула совет «сделать переоценку ценностей». После этого Диоген отправился странствовать по Греции, ок. 355-350 до н. э. появился в Афинах, где стал последователем Антисфена.
Случаи из жизни Диогена
Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».
Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то разумеется захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я - великий царь Александр». «А я, - ответил Диоген, - собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю». «А меня ты боишься?» - спросил Александр. «А что ты такое, - спросил Диоген, - зло или добро?» «Добро», - сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».
Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским, и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».
Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.
Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.
Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, - спросили они мимоходом, - как там, полно народу?». «Полно», - кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?». «Людей - почти никого», - покачал головой Диоген. Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
Диоген то и дело занимался рукоблудием у всех на виду; когда афиняне по этому поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно, у нас демократия и можно делать что хочешь, но не перегибаешь ли палку?», он отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».
Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, - сказал Диоген, - если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»
На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».
Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется». Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».
Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»
К надписи одного новобрачного, написавшего на своём доме: «Зевесов сын, Геракл победоносный, здесь обитает, да не внидет зло!» Диоген приписал: «Сперва война, потом союз». Афоризмы
Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.
Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.
Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.
Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец - самый опасный из ручных животных.
Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология - самым безумным; суеверие и деспотизм - самым несчастным.
Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
Смерть - не зло, ибо в ней нет бесчестья.
Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.
Я - гражданин мира.
Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.
Конечная цель - это благоразумный выбор того, что соответствует природе.

Киники - одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским (ок. 445-360 до н.э.), по другой версии - его учеником и наиболее ярким представителем кинизма - Диогеном Синопским (ок. 412-323 до н.э.). Не принимая институционального характера, кинизм просуществовал почти тысячу лет вплоть до конца античности. Название школы происходит от греч. kyon - собака. Возможно, потому, что гимнасий при храме Геракла, в котором Антисфен вел свои беседы с учениками, носил имя Киносарг - «Зоркий пес». Возможно и потому, что сам Антисфен называл себя Истинным Псом и считал, что жить следует «подобно собаке», т.е. сочетая в себе простоту жизни, следование собственной природе и презрение к условностям, умение с твердостью отстаивать свой образ жизни и постоять за себя, а одновременно и верность, храбрость и благодарность . Киники часто обыгрывали это сравнение, а на могиле Диогена был установлен памятник из паросского мрамора, на вершине которого была изображена собака.

О жизни Антисфена сохранились довольно малочисленные сведения. Известно, что он не был полноправным гражданином Афин, будучи сыном свободного афинянина и фракийской рабыни. Высмеивая тех, кто кичился чистотой своей крови, Антисфен говорил, что они по своему происхождению «ничуть не родовитее улиток или кузнечиков» (Диоген Лаэртский. VI, 1).

Сперва Антисфен был учеником известного софиста Горгия, оказавшего влияние на стиль его первых сочинений и привившего ему искусство ведения споров (эристика). Затем он стал учеником Сократа. Впоследствии киники говорили, что переняли у Сократа не столько его мудрость, сколько сократову силу и бесстрастие в отношении жизненных невзгод. Благодаря Сократу киническое учение обрело прежде всего моральный практический характер. Киники не стремились к построению отвлеченных теорий и вообще отвергали существование общих понятий , что нашло свое отражение в известной полемике Антисфена, а затем и Диогена с Платоном. Они считали, что добродетель обнаруживается в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний .

Антисфен первым сделал внешними признаками кинической школы такие атрибуты как сложенный вдвое плащ, который киники носили в любую погоду, посох (чтобы ходить по дорогам и отбиваться от врагов) и сума для подаяний. Они запомнились еще тем, что плащ носили на голое тело, не стригли волос и ходили босиком, почти как Сократ. Отличительными признаками кинического образа жизни были неприхотливость, выносливость, презрение к жизненным удобствам и чувственным удовольствиям . Антисфен говорил, что предпочтет безумие наслаждению. Такое отношение к миру можно определить как своего рода аскетику, основанную на представлении о самодостаточности (автаркии) добродетельной жизни как таковой. Собственно добродетель и стала жизненной целью и высшим идеалом кинической школы .

Характерной особенностью кинического учения было требование отбросить существующие нормы и обычаи. С точки зрения киников мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели . В качестве нормы добродетельной жизни они вводили понятие природы как первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями . В отрицании многих социальных норм киники не останавливались перед крайностями, о чем остались многочисленные свидетельства. Особенно отличился в этом Диоген Синопский, который самой своей жизнью продемонстрировал пример специфически кинического отношения к миру.

Взгляды Диогена выражаются в двух известных формулах - в утверждении мирового гражданства каждого человека (космополитизм) в противовес полисной принадлежности, и в знаменитой «переоценке ценностей» .

Легенда гласит, что дельфийский оракул на вопрос Диогена, что ему сделать, чтобы прославиться, посоветовал Диогену заняться «переоценкой ценностей». Сам Диоген понял ответ буквально (по-гречески, ценность и монета обозначаются одним и тем же словом) - как призыв к подделке денежных знаков: он стал обрезывать края монет, за что и был уличен и наказан. И лишь позже он понял истинный смысл пророчества, который заключался в том, чтобы перевернуть существующие нормы и ценности и заменить их жизнью по-природе в ее простоте и непритязательности. Это зачастую приводило киников к столкновениям с существующими гражданскими законами, устоявшимися моральными нормами и обычаями.

Киническая литературная традиция видит в Диогене образ идеального киника - «небесную собаку», фигуру почти мифологическую, наподобие другого излюбленного героя кинических произведений - Геракла, и связывает с ним множество анекдотов и легенд, демонстрирующих невозмутимую последовательность, с которой Диоген воплощал в своей жизни идеал автаркии, самоограничения и презрения к общественным условностям. Диоген жил в пифосе - глиняной бочке для воды; увидев ребенка, пившего из горсти, выбросил свою чашку; чтобы приучить себя к отказам, просил милостыню у статуй; стараясь закалить себя, босыми ногами ходил по снегу и даже пытался есть сырое мясо; «все дела совершал он при всех: и дела Деметры, и дела Афродиты» (Диоген Лаэртский, VI, 69). Он часто говорил, что над ним исполнилось трагическое проклятие, ибо он:

«Лишенный крова, города, отчизны,
Живущий со дня на день нищий странник» (Диоген Лаэртский, VI, 38).

Киников часто обвиняли в бесстыдстве. Отсюда впоследствии сложилось понятие «цинизма», как презрения к моральным и общественным ценностям . В то же время отношение современников к киникам, носило характер одновременно и отталкивания и восхищения . Не случайно легенда гласит, что великий Александр Македонский отметил своим вниманием Диогена. В ответ на требование Диогена отойти в сторону и не заслонять солнце, Александр ответил, что если бы он не был Александром, то предпочел бы быть Диогеном.

У Диогена было множество учеников и последователей, из которых особой известностью пользовались Кратет Фиванский (учитель основателя стоицизма Зенона) и его жена Гиппархия. Они оба происходили из богатых аристократических родов; оба, к ужасу родственников и сограждан, оставили все ради кинического образа жизни. История любви Кратета и Гиппархии и их прилюдная «собачья свадьба» в Расписном Портике - еще один яркий пример эпатирующего кинического пренебрежения общественными установлениями.

В эллинистический период киническая традиция представлена фигурами, известными скорее своей литературной деятельностью, чем строгостью соблюдения кинического образа жизни. Из них наиболее значимы Бион Борисфенит (3 в. до н.э.), создатель кинического литературного жанра диатрибы, и Менипп из Гадар (сер. 3 в. до н.э.), творец «менипповой сатиры».

Киническое учение послужило непосредственным источником стоицизма, в котором был смягчен кинический ригоризм в отношении социальных норм и установлений. Образ жизни киников оказал влияние на оформление христианского аскетизма, в особенности таких его форм как юродство и странничество.

В историю европейской культуры при всей парадоксальности и даже скандальности своей практической жизни и философии, киники вошли как выдающийся пример человеческой свободы и моральной независимости . Они воплотили в себе образ величия духа, пренебрегающего соблазнами чувственной жизни, социальными условностями, тщеславными иллюзиями власти и богатства.

Философия цинизма

Сикорский Олег Леонидович. Философия цинизма. Sikorsky Oleg Leonidovich. Philosophy of Cynism. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: философия, цинизм, кинизм, метафизика, этика, ценности, прагматизм, мир, человек, цивилизация, акциденция, реальность, фикция. KEY WORDS: philosophy, cynism, cynicism, metaphysics, ethics, values, pragmatism, world, human, civilization, accidentia, reality, fiction.

Нужно бежать в возлюбленнейшее отечество...

Каким же кораблем?

Августин

Кинизм и цинизм Происхождение термина "цинизм" связано с древнегреческой философской школой кинизма (др.-греч. c yon - собака), оформившейся к концу V - началу IV в. до н.э. Представители к инизма отвергали значимость денег, власти, почестей и прочих человеческих ценностей. Моральный идеал кини ков состоял в естественном образе жизни, аскетизме и индивидуальной добродетели. Практическая ориентированность кинизма , выражавшаяся в пропагандистском эпатаже и эксцентричных выходках, притягивала внимание к самому акту социального вызова. Оригинальное философское содержание не всегда попадало в поле зрения. К V в. н.э. кинизм уже ассоциировался с определенной линией поведения, пренебрежением общепринятыми взглядами и социальными нормами. В XIX в. негативистские аспекты кинической философии послужили основой для формирования понятия "цинизма" в значении скептического отношения к этическим и социальным ценностям. Однако, трезвый взгляд цинизма на современный мир интеллектуальных химер подтвердил свою эффективность. И, хотя, наше видение ближе к Платону в интерпретации Августина, чем к Диогену, мы выразили его под простым и устоявшимся заголовком - "Циник". Впрочем, социальные и культурные интенции, как и стиль изложения, вполне "киничны". Характерный лаконизм и афористичность "Циника", центробежное развертывание концепции в разобщенных текстах, провоцируют попытки упрощенной или искаженной трактовки отдельных идей. Что и побудило нас изложить аутентичные пояснения в виде наглядного обзора. Определение цинизма Исходной точкой ци низма является рационализированная схема экзистенции человека, исходя из которой, ему предлагается действовать в направлении прагматичных целей посредством наличного здравого смысла. Мир трактуется в качестве формализованной интеллектуально-этической проблемы с заданными параметрами, условиями и ресурсами. Имманентные человеку цель (благо) и средство (интеллект) определяют направление поиска оптимальной этической модели поведения в заданной ситуации. Начиная с логико-эмпирической идентификации разумной структуры мира, повествование "Циника" продвигается от опровержения искусственных феноменов массовой психики к анализу метафизических предпосылок нерелятивной этики. Итогом поиска является признание наивысшей прагматической достоверности трансцендентных моральных аксиом Священного Писания, которому придается значение некой "инструкции", герменевтического ключа. В этой точке цинизм выходит из замкнутого круга субъективного негативизм киников и продвигается к восприятию позитивных "подлинных ценностей". В практических целях. Итак, ц инизм - это философская парадигма, обосновывающая приоритет метафизических моральных ценностей перед релятивными смысловыми системами человеческой культуры. Онтология Цинизм не пытается интерпретировать природу мира, ограничиваясь констатацией очевидности его существования. В то же время, подчеркивается рациональная природа мира, которая подтверждается его невоспроизводимой организацией и логической упорядоченностью: "Разум человека всего лишь отражает упорядоченность внешнего мира" . Это является предпосылкой для вывода о наличии разумного назначения человека и аподиктической этики. Гносеология Гносеология цинизма агностична: "Человек не может понять смысл мира, потому что мир создан не человеком и не для него" . Но, констатируя непознаваемость мира в трансцендентальном смысле, цинизм настаивает на его адекватной познаваемости в мере, достаточной для прагматичного выполнения этических норм. При этом, ценностью обладает постижение вневременной ноуменальной реальности, которой противопоставляются ложные субъективные ценности человеческой культуры: "Люди не способны создавать реальные ценности и смыслы, поскольку не могут творить саму реальность, а лишь существуют в ней. Человек может только принять подлинные ценности или придумать свои" . Означенная дихотомия объективной метафизической реальности и субъективных рациональных конструкций четко соблюдается во всей системе цинизма . Опираясь на пролегомены трансцендентальной эстетики, цинизм утверждает, что индивидуальная картина мира детерминируется изначальным моральным выбором субъекта [`Цивилизация порока"]. Этика При помощи логической аргументации, сходной с известным "пари Паскаля", цинизм делает вывод о том, что в контексте разумной вероятности бесконечного воздаяния за зло, здравый смысл не предусматривает альтернативы соблюдению библейских норм. Мораль может иметь исключительно метафизическую природу и теряет всякий смысл вне контекста неотвратимости наказания, основанного на власти, не ограниченной временем и пространством. Ценность морали, произвольно формулируемой людьми, отрицается. Суть человеческой жизни проявляется в свободе, которая ограничена всего 10 Ветхозаветными Заповедями: "Исчерпывающий перечень запретов наряду с общедозволительным методом регулирования позволяют выявить еще одну ключевую ценность, читающуюся между строк Декалога. Одиннадцатая ценность - это СВОБОДА. Каждый вправе делать ВСЕ, что не предусмотрено 10 запретами " [`Аксиология свободы"]. Но, наилучшая модель поведения должна учитывать предназначение человека, запечатленное в его индивидуальной природе. Антропология Согласно цинизму , человечество не однородно по своему составу и подразделяется на три принципиально различных онтологических вида. "Подлинный человек", обладает наивысшей степенью идеальности, сочетающей пять элементов человечности: форму, интеллект, этику, эстетику и дух. Отсутствие всех или некоторых элементов человечности свидетельствует о принадлежности индивида к двум другим видам. В исторической перспективе соотношение между видами меняется за счет естественного уменьшения количества "подлинных людей", что влечет деградацию и доминирование в социуме систем фиктивных ценностей и дегуманизированных форм поведения [`Теория деградации"]. Разработанная цинизмом "теория акциденции" описывает механизм манифестации духовного содержания современных индивидов в артефактах материальной и духовной культуры [`Цивилизация порока"]. Искусственные ценностные и смысловые системы, созданные в рамках человеческой культуры рассматриваются цинизмом как ложные, которые противопоставляются "подлинным ценностям". С этих позиций цинизм выражает крайнее неприятие современных социальных установок и институтов: науки, образования, государства, права [`Химера государства"]. Цинизм и конец философии Как известно, все основные философские позиции были намечены к IV в. до н.э. С момента распространения Священного Писания поиски истины утратили насущную актуальность. Поскольку дальнейшее познание могло осуществляться в рамках экзегезы, в средние века активность философского поиска угасала. Но в новое время человечество отвергло обретенный смысл, и столкнулось с потребностью измышления альтернативного. Этим и занялась философия, которая вместо истины и добродетели сотворила лабиринты фальсифицируемости и плюрализма. А что же цинизм ? Цинизм говорит. Не надо умножать сущности. Здесь добро и зло, в конце смерть. "Вот тебе Родос, тут ты и прыгай!"

Цинизм – это поведение, проявляющееся в откровенно негативном, презрительном, нигилистическом и пренебрежительном отношении к общественно принятым устоям, культурным ценностям, общепринятым нормам морали и нравственности, представлениям о приличиях, официальным догмам царящей идеологии. Циничное поведение выражается в демонстративном игнорировании отдельных моральных ценностей. Холодный цинизм – это также мировоззрение, заключающееся в восприятии этических норм в качестве ненужных для решения практических задач или избыточных. Циник отрицает такие поведенческие мотивы, как стыд, сочувствие, жалость, сострадание, поскольку они не соответствуют его личным интересам.

Цинизм значение слова

Слово цинизм изначально произошло от древнегреческого учения «киников», которые стремились к освобождению от условностей, естественности. Кроме того, они считали добродетелью презрение к ограничениям и условностям, предельное упрощение существования и быта. Наряду с этим киники стремились крайне ограничить собственные потребности, поскольку склонны следовать собственной природе. Освобождение от условностей и ограничений у киников заключалось в отчужденности от социума (семьи, государства), избавление от религиозных догмат и культурных норм, вплоть до отношения к невоспитанности, необразованности и безграмотности как благам. Вместе с тем киники почитали как благо верность и благодарность. Этические нормы киников требовали «отваживания от зла», другими словами разрыва с устоявшимися морально-нравственными нормами. Приверженцами философии киников были Кратет, Диоген Синопский. Они проповедовали пренебрежение к общепринятым морально-этическим догмам и ценностям. Сторонники описываемого ученья считали устоявшиеся морально-культурные нормы и ценности не целесообразными.

Цинизм значение его в наше время подразумевает поведение, выражающееся в презрительном, пренебрежительном, нередко наглом и бесстыдном отношении к чему-либо (например, нормам общепринятой морали).

Слово цинизм также означает нигилистическое отношение к культуре, религиозным догматам и этическим нормам.

Циничное поведение выражается открытой демонстрацией индивидом пренебрежительного отношения к устоявшимися правилам морали с целью достижения намеченных перед собой задач. Личность, исповедующую подобное поведение именуют циничной или называют «циником».

Для циничной личности главным является достижение ее персональных целей. Такая личность не остановиться практически не перед чем для получения желаемого.

Цинизм в жизни считается деструктивной формой поведенческой модели, одновременно с этим – это личностная позиция, базирующаяся на умышленном демонстративном презрении нравственных постулатов и норм поведения, устоявшихся в социуме.

Считается, что цинизм представляет собой либо порождение отчаяния, либо следствие безнаказанности. Проявляя себя через разочарованность, и неудовлетворенность, цинизм зачастую является механизмом защиты, охраняющим ранимую и чувствительную личность от грубости внешнего мира и несовершенства социума. В очередной раз ощущая душевную боль и переживая личный кризис вследствие утраченных иллюзорных идеалов, не имеющий под ногами иного фундамента, принимает решение полностью отречься от чувств, приносящих боль.

Вызывающие поступки циничных субъектов направлены, в большинстве своем, не против нравственных догм как таковых, а против шаблонности и конформизма. и бесчинство циников является своеобразным протестом против навязываемых им стандартов, стремлением выразить собственную индивидуальность. В ряде случаев за хулиганскими деяниями стоит эгоизм, чрезмерная гордыня и вседозволенность, которые являются огрехами воспитания.

В некоторых случаях можно дать положительное определение цинизма. Например, когда произошло крайне неприятное событие для личности, на которое она повлиять не в состоянии, также при отсутствии возможности контролировать это событие. Чтобы избежать расстройств, а также для сбережения внутренней целостности в этом случае описанный способ поведенческого реагирования может быть применен вполне оправданно, если подобное поведение не затронет интересов других индивидов.

В любом случае, цинизм в жизни считается пассивным способом решения проблемных ситуаций, который брать за привычку не рекомендуется по причине его не эффективности. Чтобы искоренить холодный цинизм в личности, необходимо культивировать в этой личности человечность, гуманность, сострадание к окружению.

Цинизм побеждается признанием духовных приоритетов более значимыми, нежели себялюбивые цели индивида.

Примеры цинизма

Определение цинизма можно дать следующее – это пренебрежительное отношение к общепринятой культуре на определенной территории или конкретной общности, к духовным и нравственным ценностям социума либо отдельного индивида. Проще говоря, цинизм в жизни является демонстративным проявлением неуважительного отношения одного субъекта к другому либо социальному окружению. То есть, цинизм можно назвать нравственным вандализмом.

Можно привести следующие примеры цинизма в литературе. Всем известно высказывание, что деньги не пахнут, которое предполагает допущение – цель оправдывает используемые средства для ее достижения.

Первоначальное, выражение по поводу отсутствия запаха у денежных средств было использовано императором Веспасианом в отношении недовольства своего сына налогообложением общественных отхожих мест. Высказывание «деньги не пахнут» подразумевает под собой несущественность путей, при помощи которых добываются денежные средства. Главное результат, а способы их добывания быть любые. Другими словами, когда индивид произносит фразу, что деньги не пахнут, он признает и осознанно оправдывает аморальность и даже незаконность используемых методов для достижения конечного результата или цели. Это и есть проявления цинизма.

Для циничного индивида не существует порядочных личностей априори. Циник отрицает наличие порядочных субъектов не вследствие того, что их не существует, а потому, что она сам является циником.

Классическим примером цинизма можно считать надпись на входных воротах, концентрационного лагеря, созданного фашистами, «Освенцим» – «Каждому – свое», поскольку данный лагерь предназначался для уничтожения людей определенной национальной принадлежности.

Наиболее яркие примеры цинизма в литературе – это, в первый черед, всем известный из детства персонаж Карлсон, все поведение которого было пропитано эгоизмом и цинизмом в отношение искренне привязавшегося к нему Малыша. Следующим не менее известным литературным героем является Остап Бендер, все действия которого просто пропитаны желанием получения личной выгоды. Трагедия его жизни заключалась именно в непомерном цинизме. Ведь по описанию Остап довольно симпатичная личность. Он предусмотрителен и прозорлив, энергичен, сообразителен, обладает интуицией. Если бы Остапу хватило жизненной мудрости направить свои достоинства в нужное русло, он смог бы сделать отличную карьеру. Однако вследствие непомерно циничного отношения к окружающим он предпочел скитаться, перебиваясь мелкими аферами и редкими заработками, в ожидании большого куша от судьбы. Его жизненное кредо заключается в одной фразе: «Побольше цинизма, ведь людям это нравится».

Еще одним известным литературным героем-циником был Евгений Базаров, отягощенный больным самолюбием и пристрастием к нигилизму, который порой доходил до откровенной глупости. Его цинизм имел две стороны, по мнению автора: цинизм чувств и мыслей и цинизм высказываний и манер. Независимость и развязность этого герой порой даже претит. Его цинизм – это откровенное пренебрежение людьми, высокомерие, за которым таится одиночество и чувство ненужности.

Проблема цинизма

Зачастую цинизм человека – это его концепция, теория жизни, которая защищает его от боли, страданий, риска. Зачастую циниками становятся интеллектуально развитые люди, использующие пренебрежительно-отрицающее поведение в качестве некоего философского ученья, посредством которого можно уцелеть, избавиться от душевных терзаний. Это ученье может быть любым, даже откровенно глупым, например, классифицировать весь женский пол по уничижительным категориям. Ключевое значение такой выдуманной теории заключается в ее способности все объяснить. Другими словами, концепция цинизма для циника – это фундамент, на котором базируется его защита.

Существуют социологические исследования, показывающие, что современное молодежное поколение испытывает огромный дефицит опор, базисов, рамок. Вследствие чего молодые люди пускаются на мучительные поиски таких рамок.

Итак, цинизм значение, которого для большинства людей высоко, именно вследствие его иллюзорной возможности защитить, появляется у субъектов на фоне терзаний души, которые они желали бы избежать. Эти терзания тесно связаны с утратой смыслового базиса, когда индивиды начинают ощущать бессмысленность или абсурдность всего происходящего. Люди превращаются в циников во избежание наихудшего варианта развития событий, которое может произойти. Они желают избежать так называемого экзистенциальной , вакуума, кризиса. То есть циники всеми силами стремятся избежать разочарования, . При помощи циничной модели поведения человек пытается защитить себя от жизненных разочарований и страданий.

Однако не следует расценивать цинизм по аналогии с другими известными механизмами психологической защиты. Определение цинизма отнюдь не положительно. Многие исследователи сравнивают данную поведенческую модель с , ведь индивид прикладывает массу усилий ради преодоления угрозы. Однако в действительности ему ничего не угрожает.

Парадокс циничного поведения заключается в обесценивании ряда ценностей, важных для остальных людей, таких как любовь, честность, верность искренность. Обесценивая ценности циник, как бы испытывает их прочность.

Циничная личность в действительности необязательно будет жестокой, но все моральные качества, культурные нормы, которые она лишает ценности, являются для нее болезненным местом. Индивид превращается в циника ситуационно, нездорово реагируя на «повреждение» именно в той области, против которой он демонстрирует яркое негативное отношение. Например, мужчина может отрицательно высказываться о слабой половине человечества, рассказывать несправедливые вещи о барышнях, но на самом деле он затаил злобу на одну единственную представительницу женской части населения, которая ранее его обидела. Таким поведением он сам непроизвольно себя выдает, демонстрируя, что именно в сфере взаимоотношений полов у него что-то пошло не так.

Проблема цинизма заключается в следующем. В первый черед, он превращает человеческого субъекта в черствое и бесчувственное существо. Он становится причиной одиночества человека и его изоляции.

Цинизм обнажает человеческой слабости, а не скрывает их. Он культивирует замкнутость, необщительность, ограниченность чувств, односторонность взаимодействия с социумом и внешним миром. Циничная личность духовно опускается и морально деградирует.

Исследования американских ученых доказали, что цинизм и бездушие вредны для здоровья, поскольку наиболее подвержены цинизму индивиды, страдающие затяжными и хроническим перенапряжением. Кроме того, лабораторные анализы крови испытуемых циников подтвердили их предрасположенность к недугам сердечнососудистой системы.

Для преодоления цинизма социологи рекомендуют, в первый черед, отыскать опору. Ведь циник – это разочаровавшийся в мире субъект, перешагнувший на «сторону зла» из-за отсутствия ценностей, на которые он смог бы опереться. Поэтому циникам рекомендуется научиться отвечать добром на все плохое, надеждой на отчаяние, верой на сомнения, сохранять человечность и способность к сопереживанию.


На вопрос, что дала ему философия, Антисфен ответил: «Умение беседовать с самим собой». На вопрос, какая наука самая необходимая, он сказал: «Наука забывать ненужное». Узнав однажды, что Платон дурно отзывается о нём, он заметил: «Это удел царей — делать хорошее и слышать дурное».

Циники (киники) не стремились к построению законченной философской теории. Являясь продолжателями и преемниками линии Сократа, главный упор они делали на практической стороне дела, отличаясь в этом от наиболее известного сократовского ученика — Платона. В той мере, в какой киники занимались теорией познания, они критиковали общие понятия (в частности, «идеи» Платона) как вредную выдумку, усложняющую непосредственное отношение к предмету.

В памяти последующих поколений от них остались не трактаты, которые они писали, а преимущественно истории и анекдоты. Наверное, все слышали про Диогена и бочку, в которой он жил. Знаменит также его ответ царю Александру Македонскому, пришедшему навестить философа, а в конце беседы спросившего, нет ли у того каких-либо просьб к нему или пожеланий. Диоген сказал: «Есть у меня одна просьба. Будь так добр, отойди в сторону и не заслоняй мне солнца».


Среди бела дня Диоген бродил с фонарём в руке и на недоумённые вопросы окружающих отвечал: «Ищу человека».


Главная цель учения циников (киников) заключалась в философском обосновании жизни за пределами общества — и проверка данного способа жизни на себе. Главные черты их учения — отрицание, отказ от традиций и переоценка ценностей.

Про Диогена рассказывают, что в молодости он отправился в Дельфы, чтобы посетить знаменитый храм на родине Аполлона, и там оракул посоветовал ему «сделать переоценку ценностей». По-гречески одно и то же слово ( nomisma ) означает «ходячую монету» и «общественное установление». Диоген сначала не понял истинный смысл этого изречения, однако впоследствии, будучи изгнанным за перечеканку монет, он осознал своё призвание в философии.

Диоген шёл в театр, когда все выходили оттуда навстречу ему. На вопрос, зачем он это делает, он сказал: «Именно так я и стараюсь поступать всю свою жизнь».

Диогену говорили: «Многие смеются на тобой». Он отвечал: «А над ними, быть может, смеются ослы; но как им нет дела до ослов, так и мне — до них».



Нигилизм циников носил революционный, очистительный характер. Краеугольным камнем его была сформулированная ещё софистами антитеза physis — nomos («природа» — «закон»). Nomos шире понятия «закон», это и человеческие установления, мнения, традиции, обычаи. От «природы» все люди равны, свободны, честны, справедливы, непритязательны, счастливы, а «закон» исказил «природу», внёс в жизнь неравенство, гнёт, зло, несправедливость. Всё, что исходит от природы — необходимо и есть благо, а что идёт от людских установлений — случайно и влечёт за собой зло. Само счастье состоит в том, чтобы «жить по природе». Поэтому циники (киники) всячески восхваляли «природу» и ни во что не ставили «закон»: ведь хорошие люди в законах не нуждаются, а дурные от законов лучше не становятся. Законы и государство разрушили изначальную гармонию, естественное счастье людей, они враждебны природе и добродетели.

На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген сказал: «Молодым ещё рано, старым уже поздно».

Ещё он говорил, что жёны должны быть общими: кто какую склонит, тот с той и живёт. Поэтому и сыновья должны быть общими.

Всякое общество состоит из отдельных людей, говорили они, поэтому чтобы вылечить общество, надо сначала взяться за лечение отдельных людей, из которых оно состоит. Их критика была не абстрактной и безличной, а конкретной.

Однажды царь Александр подошёл к нему и спросил: «Ты не боишься меня?» — «А что ты такое, — спросил в ответ Диоген, — зло или добро?» — «Добро», — сказал тот. «Кто же боится добра?»

Следуя примеруСократа, киники довели его приёмы до небывалого радикализма, окружив атмосферой парадокса, сенсации и уличного скандала. Платон даже называл Диогена «спятившим Сократом».

А Диоген говорил про Платона, что тот отличается не красноречием, а пусторечием. Возражая его учению о сущности вещей, он сказал: «Чашку вижу, а чашности — нет».

Однажды, топча циновку, Диоген воскликнул: «Топчу спесь Платона!»

Пытаясь понять, что такое человек и чем он отличается от животных, Платон предложил своим ученикам определение, имевшее большой успех: «Человек — это животное о двух ногах, лишённое перьев». Тогда Диоген принёс в рощу Академа ощипанного петуха и сказал: «Вот платоновский человек». После этого к определению были добавлены слова: «...и с широкими ногтями».



Если Сократ ещё демонстрировал уважение к наиболее общим заповедям традиционной патриотической морали, то циники (киники) обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Именно то положение человека, которое всегда считалось не только крайне бедственным, но и крайне унизительным, избирается ими как наилучшее. Диоген с удовольствием применяет к себе формулу страшного проклятия — "без общины, без дома, без отечества". Циники (киники) хотели быть "нагими и одинокими"; социальные связи и культурные навыки представлялись им чем-то наносным и даже лживым. Этот "туман" нужно развеять и обнажить человеческую сущность.

Диоген первым в истории назвал себя «космополитом», то есть «гражданином вселенной» (или — «мира»). Другой циник, Кратет, в одной из своих трагедий писал:

Отечество моё — не только дом родимый,