Основатель психологии как науки. Кто основоположник психологии как науки в России? Центральная философская проблема – учение об идеях




Ознакомившись с материалом, Вы узнаете, кто является основоположником психологии.

Кто является основоположником психологии?

Основоположником психологии является Вильгельм Вундт . Он был первым, кто создал экспериментальную лабораторию в 1881 году . Этот же год и является годом рождения психологии как науки. В своей лаборатории он использовал научные методы для изучения человеческого поведения и разума. Вундт из смеси биологии и философии сделал психологи как уникальную, отдельную науку.

Человечество еще с античных времен занималось изучением психологии. Но как наука психология достаточно молодая. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе.

Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Кто является основоположником русской педагогической психологии?

Педагогическая психология являются отраслью психологической науки, которая изучает закономерности и логичность психической деятельности, а также условия формирования индивидуума в процессе воспитания, обучения, овладения навыками, знаниями и умениями. Педагогическая психология занимается изучением особенностей взаимоотношений и взаимодействия педагогов и учащихся, их индивидуальные и возрастные особенности, способы оптимизации учебного процесса, самообразования и образования. Большое внимание уделяется профессиональному воспитанию и обучению. Результаты педагогической психологии используются в других отраслях этой науки.

Основоположником русской педагогической психологии является . Возникла наука в XIX столетии. Актуальными проблемами, которыми занимается русская педагогическая психология, является обновление организации, содержания, методов и принципов образования, обоснование его гуманизации, последовательной демократизации и гуманитаризации.

Кто основоположник психологии как науки в России?

Основоположник русской психологии Его главная книга под названием «Рефлексы головного мозга» изложена психологическая трактовка основных психологических процессов. Ученый сделал набросок так званой «мозговой машины», которая является не простым передаточным устройством внешнего раздражающего фактора на движение, а механизмом. Данный механизм снабжен 4-мя центральными придатками. Они влияют на конечный результат и эффект импульса. Главные психические элементы психологии по Сеченову — это действие и чувствование.

    Психология … Орфографический словарь-справочник

    ПСИХОЛОГИЯ - ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

    - (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

    психология - (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от психо... и...логия) наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.). В 17 18 вв. на основе… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (О душе Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Современная энциклопедия

    психология - и. ж. psychologie f. 1. Наука о психике, психической деятельности человека. Общая психология. БАС 1. Экспериментальная психология. Психология животных. Уш. 1939. || Учебный предмет, излагающий содержание этой науки. БАС 1. || Книга, излагающая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Психология - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (“О душе” Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (греч., от psyche душа, и logos учение, наука). Наука о душевной деятельности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПСИХОЛОГИЯ греч., от psyche, душа, и lego, говорю. Наука о душе. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

    ПСИХОЛОГИЯ, психологии, мн. нет, жен. (греч. psyche душа и logos учение) (книжн.). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных).… … Толковый словарь Ушакова

    психология я - ПСИХОЛОГИЯ Я (эго психология) одно из направлений психоаналитической психологии, возникшее в середине 20 в., нашедшее свое отражение в работах А. Фрейд, X. Хартманна и ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

План.

1. Понятие психологии как науки. Психика как предмет исследования психологии.

2. Основные этапы становления психологии как науки.

3. Структура современной психологии.

4. Место психологии в системе наук.

Литература.

1. Атлас по общей психологии. / Под ред. М.В. Гамезо.- М., 2003.

2. Гуревич П.С. Психология. Учебник. Изд-во «Юрайт». - М., 2012.

3. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. - СПб., 2008.

4. Немов Р.С. Общая психология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2008. -304 с.

5. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. - Воронеж - 2008 г.

1. Понятие психологии как науки. Психика как предмет исследования психологии.

Психология - это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействиями объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познает законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей.

В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолированно друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельности личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействуя между собой, постепенно превращаются в относительно устойчивые психические образования, сознательно регулируемые действия, которые человек направляет на разрешение встающих перед ними жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека как общественного существа, как личности обусловлены его жизнью и деятельностью.

Психология как наука о душе возникла в древней Греции . Психика в переводе с греческого означает «душа». Так, древнегреческие натурфилософы Фалес (VII-VI вв. до н.э.), Анаксимен (V в. до н.э.) и Гераклит (VI-V вв. до н.э.) рассматривали душу как форму элемента, образующего первоначало мира (вода, огонь, воздух). В дальнейшем атомисты Демокрит (V в. до н.э.), Эпикур (IV-III вв. до н.э.) и Лукреций (I в. до н.э.) рассматривали душу как материальный орган, руководимый разумом, духом. Дух и душа трактовались ими как материальные объекты, состоящие из атомов. Кроме материалистических взглядов на душу существовали идеалистические воззрения, одним из создателей которых являлся Платон (428-347 гг. до н.э.).


Он считал, что душа представляет собой нематериальный объект, который до вселения ее в тело человека находится в сфере идеального, высшего мира. Попав при рождении в тело, душа вспоминает виденное. Платон был родоначальником дуализма в философии, рассматривая материальное и духовное как два противоположных начала. Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) создал материалистическое учение о душе, в котором впервые в истории выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Он считал, что психическое является производным от действия физического тела, а душа проявляется в деятельности. Аристотель выдвинул теорию о формировании характера в реальной деятельности.

Учения древнегреческих философов стали основой развития психологических идей в следующую эпоху. Постепенно понятия о душе стали применяться только к психическому уровню проявления жизни. Дальнейшее развитие биологических и психологических наук произвело переворот во взглядах на тело и душу. Так, в XVII в. французским ученым Декартом была открыта рефлекторная природа поведения. Понятие о рефлексе включало в себя двигательный ответ организма на внешнее воздействие. Декарт считал, что психические явления подобны механическим и происходят в результате отражения внешних воздействий мышцами тела. Но наряду с механистическими взглядами на рефлекторную природу поведения Декарт считал душу идеальной сущностью, которая существует отдельно от тела. Его взгляды были дуалистичны, то есть двойственны.

Впоследствии учение о рефлексах было продолжено русским ученым И. М. Сеченовым (1829-1905). Он считал психические явления не свойствами души как бестелесной сущности, а рефлекторными процессами, то есть связывал их с работой нервной системы и головного мозга. Большую роль в происхождении психики он отводил движениям и практическим действиям. Положения о рефлекторной природе психики были подтверждены И. П. Павловым . Он создал учение о высшей нервной деятельности и открыл очень важные физиологические механизмы психической деятельности.

В настоящее время существует множество различных направлений психологии как в нашей стране, так и за рубежом. Каждое из них выделяет в психике какие-то отдельные стороны и считает их наиболее важными. Одно из таких направлений - бихевиоризм . В рамках этого подхода любой организм рассматривается как нейтрально-пассивная система, поведение которой целиком и полностью определяется влиянием окружающей среды, то есть стимуляцией извне. В его основе лежит учение Дж. Уотсона о том, что психология изучает не сознание, а поведение, то есть то, что доступно для объективного наблюдения.

Другое направление, основоположником которого был 3. Фрейд , получило название психоанализ . Фрейд выделял в личности сферу бессознательного, которое является источником влечений и желаний человека, побуждает его к действиям и играет очень важную роль в его душевной жизни.

В связи с новейшими разработками в области науки и техники, в частности кибернетики и программирования, получило развитие такое направление как когнитивная психология . Она рассматривает познание человеком окружающего мира как процесс, необходимым компонентом которого являются особые психологические средства - когнитивные схемы, формирующиеся в результате обучения. Они позволяют определенным образом воспринимать, перерабатывать и хранить информацию. В рамках этого направления психика рассматривается по аналогии с компьютером как аппарат, осуществляющий прием и переработку информации.

Разработанный отечественными психологами С. Л. Рубинштейном , В. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым деятельностный подход рассматривает личность как активное деятельностное существо, формирование и развитие сознания которого происходит в процессе освоения различных видов деятельности. В деятельности же оно и реализуется. Очень важную роль в развитии сознания играет социальная среда.

В последние годы широкое распространение получила гуманистическая психология . Она подчеркивает особую ценность субъективного опыта человека и уникальность каждой личности. Они и являются предметом исследования. В контексте этого направления дается критический анализ традиционной психологии как естественнонаучной дисциплины.

Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности, но они не могут быть отождествлены с психикой, которая всегда имеет определенное содержание, т. е. то, что она отражает в окружающем мире. Поэтому психику человека следует рассматривать не только с точки зрения составляющих ее процессов, но и с точки зрения их содержания.

Задача психологии как науки заключается в изучении основных законов психической жизни. Знание этих законов необходимо каждому современному человеку. Задача любой отрасли психологической науки - облегчать и совершенствовать работу человека в соответствующих видах трудовой деятельности.

Изучение психологии помогает лучше понимать других людей, учитывать их психические состояния, видеть положительные стороны, выяснять, как и почему возникают у людей те или иные индивидуальные особенности, устанавливать контакты с окружающими.

Основные этапы становления психологии как науки.

Основой возникновения психологии как науки явился житейский эмпирический опыт людей. Житейские знания возникают у человека стихийно. Они вырабатываются на основе индивидуального опыта общения с другими людьми, самонаблюдения, чтения художественной литературы, просмотра фильмов, а также могут перениматься у других.

Их отличают следующие особенности: низкий уровень точности, субъективизм, излишняя индивидуализированность, повышенная зависимость от настроения субъекта и его отношения к познаваемому человеку, высокая эмоциональная насыщенность, образность, чрезмерная конкретность и ситуативность, низкий уровень вербальности (оречевленности) и осознаваемости, логическая противоречивость, практическая ориентированность, плохая систематизированность, раннее происхождение, высокая устойчивость.

Эти знания нигде не зафиксированы и существуют у каждого человека лишь в функциональной форме. Чаще всего они являются вполне пригодными для решения сугубо обыденных несложных психологических задач.

Научные психологические знания зафиксированы в соответствующих книгах, учебниках и справочниках. Они передаются в процессе обучения и усваиваются через учебную деятельность. Такие знания характеризуются более высоким уровнем точности, объективности, логической последовательности, систематизированности, осознаваемости, вербализованности, обобщенности, абстрактности.

Они более независимы от эмоционально-потребностной сферы человека. Однако при наличии явных преимуществ научных знаний перед житейскими они все-таки имеют некоторые недостатки, такие, как излишняя абстрагированность, академизм, формализованность, оторванность от индивидуального личного опыта их носителей. Поэтому они иногда затрудняют понимание других людей и даже самого себя.

Наиболее эффективными являются психологические знания, представляющие собой синтез научных и житейских. Формирование таких знаний и составляет одну из задач психологической подготовки специалистов.

Возраст психологии 2400 лет. Психология как наука о душе возникла в древней Греции. Психика в переводе с греческого означает «душа». Основателем психологии считают Аристотеля (трактат «О душе»). Только к середине XIX века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой. Это вовсе не значит, что в предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они прорезывались в недрах естествознания и философии, педагогики и медицины, в различных явлениях социальной практики.

Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала лаборатория, а затем институт в Лейпциге, основателем которых был В.Вундт (1832-1920). Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин - физики, химии, биологии. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Веками осознавались проблемы, изобретались гипотезы, строились концепции, готовившие почву для современной науки о психической организации человека. В этом вечном поиске научно-психологическая мысль очерчивала грани своего предмета.

В истории развития психологической науки выделяются следующие этапы:

I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап - психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Знаменитый немецкий ученый (психолог, физиолог, философ), пришел в психологию из физиологии (одно время был ассистентом Гельмгольца) и первым принялся собирать и объединять в новую дисциплину созданное различными исследователями. Назвав эту дисциплину «физиологической психологией», он стремился расстаться со спекулятивным прошлым психологии. «Основы физиологической психологии» (1873-1874) – так назывался его монументальный труд, воспринятый как свод знаний о новой науке. Вундт разработал программу психологии как самостоятельной науки. Им написаны «Материалы к теории чувственного восприятия» (1862), «Лекции о душе человека и животных»(1863), десятитомник «Психология народов» (1900-1920). Организовал первую лабораторию по экспериментальному изучению сознания и первый учебный центр в Лейпциге в 1879 году.

Вундт формулирует свои идеи относительно применимости эксперимента в психологии в работе 1862 года «Очерки по теории восприятия». В работе «Лекции о душе человека и животных» (1863) обосновывает свое убеждение о невозможности применить метод эксперимента к анализу продуктов человеческого духа – языку, мифам, верованиям. К середине 60-х годов 19 века складывается представление Вундта о предмете психологии как науки, о ее методах и ближайших задачах развития. В области сознания, полагал Вундт, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы ичувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. «Психология - это наука о структурах сознания» - это направление назвали структуралистский подход. Использовали метод интроспекции, самонаблюдения. Эксперименты Вундта с метрономом показали, что монотонные щелчки метронома в восприятии человека непроизвольно ритмизуются, т. е. сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. Вундт пытался изучать такую характеристику сознания, как его объем. Эксперимент показал, что ряд из восьми двойных ударов метронома (или из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания. Вундт считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения являются объективными элементами сознания. Есть еще и субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил 3 пары субъективных элементов: удовольствие - неудовольствие, возбуждение - успокоение, напряжение - разрядка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость - это удовольствие и возбуждение, надежда - удовольствие и напряжение, страх - неудовольствие и напряжение. Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.
Психологическая система Вундта. Историческая роль Вундта в развитии психологии . Вильгельм Вундт: "отец" экспериментальной психологии. Немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832-1920) после окончания медицинского факультета в Тюбингене работал в Берлине у И.Мюллера, защитил диссертацию в Гейдельберге, где занял должность преподавателя физиологии в качестве ассистента Гельмгольца. Став профессором философии в Лейпциге, Вундт создал здесь первую в мире лабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную затем в институт.
Занимаясь физиологией, Вундт пришел к программе разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии (разделом которой ее было принято считать). В своей первой книге "Материалы к теории чувственного восприятия" (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой был изложен в его "Лекциях о душе человека и животных". План включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувства ми, представлениями; б) изучение "психологии народов", т.е. психологических аспектовкультуры языка, мифов, нравов.
Следуя этому замыслу, Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о "непосредственном опыте". Он назвал ее физиологической психологией, поскольку испытываемые субъектом состояния изучались посредством специальных экспериментальных процедур, большинство которых было разработано физиологией (преимущественно физиологией органов). Так как продуктом деятельности этих органов являются осознаваемые субъектом психические образы, то именно они, в отличие от телесной организации, рассматривались как особый объект изучения, относимый уже не к физиологии, а к психологии. Задача усматривалась в том, чтобы эти образы тщательно анализировать, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания: психофизики, изучающей на основе эксперимента и с помощью количественных методов закономерные отношения между физическими раздражителями и вызываемыми ими ощущениями, и другого направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы.

11. Вклад в развитие психологии американского ученого Уильяма Джеймса (1842-1910).

Американский философ и психолог, один из основателей прагматизма и функциональной психологии. Получил медицинское и естественнонаучное образование в Гарвардском университете США и в Германии. Профессор философии (1885 - 1889) и психологии (1889 - 1907) в Гарвардском университете. Организовал (совместно с Г. Мюнстербергом) первую в США лабораторию прикладной психологии (Гарвардский университет, 1892).

Первоначально психологические взгляды Джеймса развивались в русле "психологии сознания" В. Вундта. Однако уже в своей первой крупной работе ("Принципы психологии", 1890) он выступил против атомизма классической ассоциативной психологии и развил представление о сознании как о "потоке" непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психических состояний, из которого человек вычленяет отдельные "группы чувственных элементов", составляющих затем его "реальный мир". Джеймс рассматривал сознание с точки зрения его "функциональной" ценности для жизни человека, как одно из орудий биологического приспособления индивида. В связи с этим он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, индивидуальным физиологическим особенностям человека. Развитая в одной из глав "Психологии", теория личности оказала решающее влияние на формирование американской персонологии. Многие темы, намеченные здесь Джеймсом, были подхвачены научной психологией личности и в настоящее время интенсивно разрабатываются в рамках исследований "образа самого себя", "самооценки", "самосознания". Другие же стали исходными точками в разработке таких аспектов личности, которые раскрываются со стороны ее собственного сознания. Эмоциональная жизнь личности, ее смысловые образования, ее жизненные проблемы, перспективы и прочее стали важными проблемами психологических исследований личности. Джеймс включает в личность, наряду с "чистым Я", также "эмпирическое Я", которое составляет не только то, что человек считает самим собой, но также и все то, что он может, считает своим: свой дом, близких, свои дела репутацию и т. п.. По отношению ко всему этому человек испытывает те же чувства, что и по отношению к самому себе. Потеря доброго имени переживается, как утрата части собственного Я. Самая логика обсуждаемых Джеймсом вопросов заставляла его выходить за пределы индивидуального сознания человека. Понятно, однако, что в рамках традиционной психологии сознания, поднимавшиеся Джемсом, проблемы не могли получить адекватного решения. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций. Ряд интересных работ Джемса посвящен научно-психологическому анализу религии.