Биография. Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь Классическая гитара в джазе винницкий




ЦЕЛЬ УРОКА: изучение и освоение джазовой музыки Александра Виницкого на классической гитаре, анализ метроритмических и мелодических особенностей пьес джазового характера.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие :

Уточнить и систематизировать представления учащихся о различных джазовых стилях;

Преодоление трудностей технического характера при работе над произведением джазового характера для точного воспроизведения нотного текста и окончательной подготовки его для публичного выступления;

Вырабатывать умение видеть образ, художественный замысел композитора в произведении.

Развивающие:

- Развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемых музыкальных произведений с тщательным слуховым контролем;

Расширение музыкально-теоретических представлений учащихся;

Развитие ритмической устойчивости и ладогармонического слуха, р абота над развитием мелодического слуха ;

Развитие навыка координации движений рук, силы и беглости пальцев обеих рук, синхронности и автоматизации их действий ;

Развитие навыка игры джазовых ритмических рисунков с использованием различных способов игры и звукоизвлечения.

Воспитывающие:

- расширение кругозора учащихся: знакомство с новыми жанрами музыки (босса-нова, самба, свинг, страйд, блюз);

Воспитывать художественный и эстетический вкус;

Воспитывать культуру звука (добиваться ровного, красивого и ритмичного исполнения пьесы) ;

Активизировать интерес к занятиям на инструменте;

Воспитывать усидчивость, умение заниматься самостоятельно.

ТИП УРОКА: урок комплексного применения знаний и умений

ОБОРУДОВАНИЕ: гитары, подставка под ногу, суппорт, пюпитр, ноутбук, учебные хрестоматии

ПЛАН УРОКА

    Введение ………………………………………………………………. 4

    Ход урока ……………………………………………………………… 5

    1. Тема урока

      Цель и задачи урока

      Вступительная беседа преподавателя. Объяснение темы урока

      Повторение пройденного материала, проверка домашнего задания

Работа над выразительными средствами музыки для достижения художественного замысла в произведениях А.Виницкого (особенности жанра, стиля, ритма, динамические нюансы, «рисование» художественного образа учеником):

- «Подружка», ля минор;

- «Блюз для двоих», ми минор;

- «Считалочка», До мажор.

2.5 Закрепление пройденного материала

2.6 Подведение итогов урока

2.7 Домашнее задание

    Список используемой литературы ………………………………… 11

    Приложения

    ВВЕДЕНИЕ

Современная гитара, пожалуй, самый интернациональный музыкальный инструмент. Шестиструнная гитара один из древнейших музыкальных инструментов, истоки гитары уходят в глубокое прошлое, богатая история насчитывает десятки столетий и проходит через множество исторических и культурных эпох. В 20-ом веке появилось огромное многообразие шестиструнных гитар форм и конструкций. Гитара проникла в десятки жанров современной музыки (классика, джаз, рок, кантри, латиноамериканская музыка, бардовская песня, поп-музыка). Широкая востребованность шестиструнной гитары обусловлена универсальностью этого инструмента, гитара одинаково «комфортно себя чувствует» и в профессиональном музыкальном качестве (обладая богатейшей палитрой выразительных средств), и в любительско-бытовом музицировании.

Необходимо отметить, что для многих музыкальных культур гитара является традиционным инструментом, в том понимании, что многие музыкальные жанры (в особенности ФЛАМЕНКО, ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ МУЗЫКА, КАНТРИ, ДЖАЗ, РОК, ФЬЮЖН), зарождаясь и развиваясь, опирались на гитару. Также, важным аспектом будет являться и тот факт, что в каждом жанре, гитара приобретала характерные особенности (форма инструмента, строй, особенности звукоизвлечения, посадка, постановка рук и т.д.)

Подытожив выше сказанное можно констатировать, что шестиструнная гитара в современном музыкальном мире является мульти-стилевым инструментом.

Современная методика обучения игре на классической гитаре не включает в свою программу изучение других традиционных гитарных направлений в музыке (например, фламенко или босса-нову).

«Сегодня академическая гитарная школа стала перед проблемой системы образования, когда в музыке происходит интеграция классической, современной, этнической и джазовой (в широком смысле) музыки. Исполнителю необходимо быть хорошо знакомым с разными музыкальными жанрами, основами композиции, гармонии на гитаре» .

«Сегодня гитаристы и особенно преподаватели нуждаются в новых системах и методиках, обогащающих учащихся знаниями и музыкальным репертуаром, более обширным и современным, позволяющим впоследствии перейти к любому другому стилю игры, будь это джаз, фламенко, кантри, рок и т.д.».

В этой связи опыт и методические разработки московского гитариста-композитора и педагога А.Виницкого, который в своем творчестве опирается на латиноамериканскую музыку и эстрадно-джазовые стили, вызвали глубокий резонанс среди почитателей гитары самого широкого спектра, и особую заинтересованность преподавателей гитары. Авторская методика А.Виницкого «Классическая гитара в джазе» это «своеобразный мостик между джазом и классикой», который позволяет обучающимся на классической гитаре изучать различные стили музыки.

    ХОД УРОКА

2.1 ТЕМА УРОКА

Тема нашего урока «Джазовая музыка в классической гитаре Александра Виницкого». Сегодня мы поработаем с учащимися 6 класса – Бариновой Валерией, Яшиной Анастасией и Андроновым Максимом. С данными учениками мы покажем работу над произведениями различных джазовых стилей, покажем интеграцию бразильской музыки с джазовой гармонией при исполнении на классической гитаре, которую разработал известный российский педагог и композитор А.Виницкий.

2.2 ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению и освоению джазовой музыки Александра Виницкого, рассмотрим основные отличия разных направлений джаза, которые он использует в своих произведениях. Также мы рассмотрим ряд упражнений, направленных на освоение приема аккомпанемента с шагающим басом в сочетании с мелодией и других характерных ритмических рисунков различных джазовых стилей.

2.3 ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. ОБЪЯСНЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Джазовой музыке всего лишь около 100 лет. Но за это время джаз пережил много перемен. Джаз появился на заре ХХ века в Новом Орлеане (штат Луизиана на юге США), в котором жили представители многих национальностей, и у каждого народа была своя музыкальная культура. К появлению джаза привели такие стили, как испанская народная музыка, музыка французских военных оркестров, европейская танцевальная музыка XIX века, регтайм (фортепианная музыка, исполнявшаяся в питейных заведениях) и блюз (фольклор афроамериканцев, развивавшийся среди потомков рабов. Создателями джаза были чернокожие музыканты. Мелодии исполнялись на слух, т.к. они не умели читать нот. В 1930-е годы джаз-бэнды играли уже по нотам, использовали базовые аранжировки. Стиль, в котором они играли, стали называть свингом . Он был спокойнее и проще раннего джаза. В дальнейшем музыканты, считавшие свинг скучным, стали экспериментировать с ритмом и гармонией. В результате появился би-боп , или современный джаз. В противовес энергичному би-бопу стала развиваться школа лирического и менее эмоционального джаза – ритм-энд-блюз и рок-н-ролл. В 1970-е годы произошло слияние джаза и рока. Родился новый стиль – фьюжн. В 1980-е годы некоторые музыканты стали развивать уже существовавшие джазовые стили в собственной манере.

В России также джаз имел своих поклонников, коим является Александр Виницкий. Познакомимся с краткой биографией композитора. [Приложение 1]. Особенностью игры А.Виницкого стало использование «шагающего» баса и ритмических структур на протяжении всей композиции одновременно с мелодическими линиями. Большой палец выполнял функцию контрабаса, остальные пальцы были как бы музыкантами ансамбля. В своей игре он добивается постоянной пульсации и проведения мелодических линий. Исполняемая им музыка звучала так, как будто играет трио. Такой стиль иногда называют « fingerstyle ».

2.4 ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Особенности джазового ритма. Развитие чувства ритма на основе специальных упражнений. Работа с метрономом. Проекция ритмической структуры пьесы. Структура и организация пассажа. Ритмическая взаимосвязь партий. Правая рука – развитие возможностей играть как ансамбль. Игра джазовых каденций и секвенций. По мнению А. Виницкого развитию чувства ритма нужно уделять особое внимание, так как грамотная ритмическая интерпретация в джазовой и латиноамериканской музыке это основа. Вот как сам А. Виницкий ответил на вопрос по поводу развития ритма: «Проблема для начинающих не только в сложности читки пьес в стиле босса нова, но главным образом в европейском подходе к ритму. Латинская Америка и, конечно, Бразилия считают по-другому. И здесь загвоздка. Надо учить считать. Т.к. для бразильской босса новы и самбы сильная доля не так важна, а вот 3 и 4, затакт - это важнейший элемент ритмической конструкции. Т.к. сильная доля чувствуется телом, а не только ухом. Танцевальность, свобода тела, импровизационность – это качества, которые нужны до начала игры. Некоторые (редко) уже этим обладают изначально. Непонятно каким образом. Это мы называем музыкальные данные. Но если сам педагог об этом не знает, то может и пропустить этот момент в ученике».

Для изучения характерных ритмических рисунков различных джазовых стилей Виницкий создал серию упражнений и этюдов различной степени сложности.

Сейчас мы послушаем несколько отрывков из Этюдов в стиле самба и латино. Но сначала дадим понятие, что такое «Самба» (Максим):

Самба (португальский) – бразильский жанр музыки, возникший в результате слияния африканских и европейских элементов. Возник в результате слияния африканских танцев, которые пришли в Бразилию из Конго и Анголы, с испанскими и португальскими танцами, привезенными из Европы завоевателями Южной Америки. Наиболее известен в мире как символ Бразилии и карнавала. Как музыкальный жанр самба включает различные ритмы специфических ударных инструментов, придающих ей оригинальное звучание. Само слово «самба» произошло от ангольского s е mba (или mesemba )- названия ритуальной музыки – напоминает современную самбу, в которой расставлены акценты на волновые движения бедер и живота. Самба сформировалась как самостоятельный жанр в начале 20 века в Бразилии в Рио-де-Жанейро. Характерный ритм в танце выдвинут на передний план для поддержки пружинящих движений. Танец ритмичный, быстрый, по характеру радостный, задорный; размер 2/4 или 4/4, акцент на 1 и 2 (1-й сильнее) удар; обычно имеет 50-52 такта в минуту.

Этюд №5 ( samba ) написан в ритме самбы с характерным двухтактовым ритмическим рисунком и использовании сочетания открытых и закрытых струн при игре аккордов.

Этюд №3 ( latino ) написан в характерной синкопированной латиноамериканской манере, направлен на развитие чувства ритма.

В этих этюдах прослеживается неповторимый колорит латиноамериканской музыки. Этюды достаточно сложны в техническом плане – сложность вызывает отсутствие сильных долей, наличие сложных синкоп. Необходимо научиться чувствовать сильные доли в ритмических конструкциях при их отсутствии. Это является важнейшим элементом латиноамериканской музыки в целом и конкретно самбы.

Другое направление джазовой музыки – блюз. Для изучения блюзов А.Виницкий написал серию «Блюзов и джазовых прелюдий», в которых отражаются характерные особенности блюза: форма, гармоническая схема и специфические блюзовые ноты – пониженные 3, 5 и 7 ступени.

Слушаем Этюд в форме блюза (ми мажор). Мелодия (тема) как таковая отсутствует, но мелодичность сохраняется за счет обыгрывания блюзовых тонов.

В исполнении педагога звучит Этюд ми минор [Приложение 2]. Очень близкий по стилю блюзу – свинг, в котором также отличительной чертой является его ритм с пульсацией джазовых восьмых - «раскачивающийся» триольный пунктир. В этом этюде бас меняется в каждом такте. Гармоническая последовательность состоит из постоянно меняющихся 4-х аккордов. Общее впечатление должно быть такое, что играет 2 инструмента – контрабас и гитара. Ярко чувствуется разделение баса и верхнего голоса. Партия баса самостоятельна и подвижна, а верхний голос приобретает все признаки сольной партии с выраженными залигованными нотами «сбрасываемых» на бас.

Стиль «страйд». Появление и особенности стиля (Лера).

Слушаем пьесы «Подружка» в исполнении Яшиной Насти.

«Считалочка» в исполнении Бариновой Леры и Кассиной Н.В.

«Блюз для двоих» в исполнении Андронова Максима и Кассиной Н.В. – эта пьеса объединяет в себе несколько стилей, которые прослеживаются в смене частей: блюз, свинг, страйд.

2.5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Стиль босса-нова. Дадим понятие босса-новы. (Настя) Этот стиль относится к бразильской музыкальной культуре с африканскими истоками ритма. Ритмическая волна – основа игры музыки в стиле босса нова. Правая рука может играть как ансамбль из трех инструментов. Интересен аккомпанемент и использование гармонии бразильской музыки в стиле босса - нова. Особенности гармонии бразильской босса - нова. Вообще, Бразильская музыка это главная страница в творческой деятельности А. Виницкого. Ритмы босса – новы одни из самых сложных в бразильской музыке.

Слушаем Этюд №5 (босса-нова), ми минор , из «Детского джазового альбома». Технически этюд довольно простой, но содержит довольно сложную фактуру (бас+мелодия+аккомпанемент). Основное отличие стиля «босса-нова» от стиля «свинг» - это ритм. В стиле «босса-нова» все восьмые играются ровно, как написано. При этом, как и в стиле «свинг», бас играет роль ритмической основы, а аккорды как бы «отбрасываются» от баса или «сбрасываются» на бас.

Слушаем пьесу «Простые вещи», до мажор [Приложение 3]. Делаем проекцию ритмического рисунка босса-новы [Приложение 4]. Ритм аккомпанемента простукивает Лера, мелодию играет Настя, Максим простукивает ритм восьмых, а я буду проигрывать партию баса. Попробуем организовать небольшой джаз-бэнд.

2.6 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

К произведениям в джазовом стиле для детей Александра Виницкого проявляют интерес не только отечественные поклонники гитары. Крупные зарубежные издательства уже много лет сотрудничают с А.Виницким. А обозреватели известнейших гитарных журналов пишут восторженные рецензии на работы Виницкого.

В России популярность шестиструнной гитары неизменно растет. Меняется и активно развивается гитарная педагогика, появляются новые методики преподавания игры на инструменте. Авторская методика Александра Виницкого «Джаз на классической гитаре» занимает очень важное место в сегодняшней гитарной педагогической системе как у нас в стране, так и за рубежом. А. Виницкий первый гитарист в нашей стране, и один из немногих гитаристов в мире, который попытался проложить дорогу в деле объединения джаза и исполнительства на классической гитаре. Особую роль в современном педагогическом репертуаре для классической гитары играют произведения А.Виницкого для детей и юношества, которые, несомненно, помогают последовательно приобщать детей к хорошей современной гитарной музыке.

В методической системе Александра Виницкого наблюдается стройность и последовательность изучения различных аспектов (ритмические особенности, характерные мелодические интонации и т.д.) латиноамериканской музыки (самба, босса - нова, латино) и джаза (блюз, свинг).

Сам Александр Виницкий считает, что его система находится в постоянном развитии, появляются новые идеи, новый опыт. Будем надеяться, что А.Виницкий предложит еще много интересного для российских поклонников гитары.

В завершении урока хочется привести слова одного из самых авторитетных отечественных гитаристов Заслуженного артиста России, Лауреата международных конкурсов, профессора РАМ им. Гнесиных Фраучи А.К.: «Александр Виницкий – музыкант нового направления, который сумел объединить в своем творчестве бразильскую музыку с джазовой гармонией, что само по себе является новым словом в гитарном искусстве».

2.7 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков В., Интервью с музыкантом. \\ Гитарист, 2002 №1. с.21

2. Волков В., Проблемы гитарного репертуара. \\ Гитарист, 2000 №1 с. 23

3.Фраучи А. К. Александр Виницкий – музыкант нового направления.\\Гитарист, 1997,№2, с. 32

4. Виницкий А. ДУЭТЫ: 12 концертных пьес для двух гитар. Alexander Vinitsky 2011.

5. Виницкий А. Детский джазовый альбом. Выпуск 1. Москва, 2001.

6. Виницкий А. Детский джазовый альбом. Выпуск 2. Москва, 2005.

7. Виницкий А. Блюзы и джазовые прелюдии для классической гитары. Alexander Vinitsky 1999.

8. Виницкий А. Детская джазовая сюита «Карусель» для классической гитары. Alexander Vinitsky 1996.

9. Чечин Г. Дипломная работа «Авторская методика гитариста, композитора и педагога Александра Виницкого «Джаз на классической гитаре». С-Пб, 2007.

Александр Виницкий родился в 1950 году в г. Омске. В его семье всегда любили музыку. Будучи ещё подростком, под влиянием старшего брата Виктора, который играл на саксофоне, он заинтересовался джазом и стал заниматься на трубе в музыкальной школе.

Но однажды Александр взял в руки гитару отца и попытался сыграть на ней: После этого он уже не расставался с ней.

Обучаясь сначала у случайных учителей, он овладел начальными приёмами игры на классической гитаре с нейлоновыми струнами. Одновременно он начал играть в танцевальных ансамблях на электрогитаре.

Александр много слушал музыки, ходил на концерты. Он учился так же по магнитофонным записям, "снимая" понравившиеся темы, импровизации, аккорды у великих музыкантов, осваивая их стиль игры. Его "магнитофонными учителями стали: Дж.Пасс, Вес Монтгомери, Дж. Бенсон, Дж.Холл, Ч.Бэрд. Так же его вдохновляла игра джазовых пианистов Д. Брубека, О.Питерсона, Б. Эванса, Э. Гарнера, саксофонистов П. Дезмонда, С. Гетца, Дж. Малигана и многих других. Особенно его привлекала музыка в стиле босса нова.

После окончания школы, он поступает в политехнический институт. Но в это же время занятия музыкой принимают ещё более интенсивный характер. Александр занимается на классической гитаре, играет в разных составах на электрогитаре джазовую и танцевальную музыку. Руководит институтским ансамблем, куда входит инструментальный и вокальный квартет. Пишет аранжировки. Пытается аранжировать для классической гитары джазовые мелодии. Вместе со старшим братом саксофонистом он играет в разных составах, выступает на джазовом фестивале в Новосибирске, Свердловске.

В 1974 году его призывают в армию, где он служит в оркестре, играя на бас гитаре, часто выступает с концертами как классический гитарист. После демобилизации Александр поступает в Свердловское музыкальное училище, в класс классической гитары к преподавателю Деруну В.М. Во время учёбы он не прерывает концертной деятельности, выступает на радио и телевиденье, создаёт городской гитарный и джазовый клуб. В 1980 году Александра приглашают работать в Омский драматический театр в качестве музыкального руководителя. 5 лет он провёл в творческой атмосфере театра, создав музыкальное оформление и звуковые эффекты к более, чем 30 спектаклям и сочинив к 7 из них свою музыку. Благодаря владению широким спектром музыкальных стилей и постоянно меняющемуся характеру работы, он становится универсальным музыкантом.

В 1985 году Александр знакомится с Еленой Камбуровой, которая приглашает его работать в Москву, в её группе в качестве гитариста и аранжировщика. Он переезжает в Москву. В 1986 году поступает в Российскую музыкальную Академию им. Гнесиных на факультет эстрадного искусства к преподавателю по гитаре профессору Н.А. Комолятову. Изучая джазовую гармонию и аранжировку у Ю.Чугунова, историю джаза у профессора Е.В.Овчинникова, Александр занимается классической музыкой на гитаре со своим педагогом по специальности. Дело в том. Что в это время не было педагога - гитариста, играющего джазовую музыку. Работая с Еленой Камбуровой, он делает аранжировоки многих песен, некоторые из которых вошли в альбом "Да осенит тишина", изданный фирмой "Мелодия" в 1987 году.

Работая с Еленой Камбуровой, он сочиняет музыку для гитары и пишет концертные композиции в джазовом стиле на темы А.К.Жобима, Дж.Гершвина, Р.Роджерса, Дж.Завинула и др. Таким образом, к этому времени сложилась авторская программа, которая состояла из музыки в разных джазовых стилях. В 1988 году Александр впервые выступает с такой программой на польском фестивале классической гитары в Люблине. Он серьёзно занимается аранжировкой на гитаре. Особенностью игры Александра Виницкого стало использование "шагающего" баса и ритмических структур на протяжении всей композиции одновременно с мелодическими линиями. Большой палец выполнял функцию контрабаса. Остальные пальцы были как бы музыкантами ансамбля.

Лучшие дня

В своей игре он добивается постоянной пульсации и проведение мелодических линий. Исполняемая им музыка звучала так, как будто играет трио. Такой стиль иногда называют "fingerstyle". Для осуществления этих идей была необходима серьёзная классическая школа, знание инструмента и солидный "багаж" джазовой музыки. Александр стал выступать на джазовых фестивалях и фестивалях классической гитары со своей новой программой (Петрозаводск, Екатеринбург, Донецк, Киев, Воронеж и др.).

В 1991 году фирма "Мелодия" выпускает его первый сольный альбом "Зелёный тихий свет". В который вошли его композиции: "Путешествие во времени", "Зелёный тихий свет", "Жду известий", "Метаморфозы", а так же аранжировки мелодий А.К.Жобима, Л. Бонфа, пьесы Л. Альмейды.

В 1993 году Александр уезжает в Польшу, где работает сначала в Щецине в Центре культуры молодёжи, а затем в Кракове. В Польше он занимается концертной, преподавательской и композиторской деятельностью. Щеценское телевиденье записывает сольный концерт Александра, который многократно транслируется по польскому телевиденью. После выступления на одном из фестивалей в Польше, французское издательство "LEMOINE" предлагает издать его сочинения. Александр подписывает свой первый контракт и в 1995 году выходят два нотных альбома Александра - "Lonely Voice" и "On the Way to Jazz" ("Одинокий голос" и " На пути к джазу"). Вскоре он записывается в Кракове на фирме "Paganini" и в 1996 году выходят две сольных аудио кассеты "Braziliana"и "Green soft light".

Краковское издательство "Marcus" публикует сразу 4 авторские работы: "Moja gutara-1", "Moja gitara-2", "8 обработок для гитары произведений Ф.Шуберта, Р.Штрауса, Л.В.Бетховена и др. "Рождественские песни для 2-х и 3-х гитар". В Кракове Александр часто выступает в известном джазовом клубе "У Муниака". Его приглашают в жюри Краковского фестиваля, где он так же выступал с сольными концертами и мастер-классами.

В 1996 году Александр возвращается в Москву и продолжает выступать с концертами, на фестивалях, писать музыку. В 1996 году бельгийское издательство IMPRIMUS" издаёт его Детскую джазовую сюиту "Карусель".

В 1997 году известная французская фирма "GUITAR PLUS" выпускает сольный компакт диск Александра "Guitar in Russia. Alexander Vinitsky" vol.25 В этот диск вошли авторские композиции и аранжировки в стиле босса нова известных мелодий А.К.Жобима, Л.Бонфа, Ж.Жильберто, Ч.Бэрда.

В этом же году Александр записывает в Израиле второй компакт диск, который он назвал Yellow Camel". Этот диск выпущен фирмой "Landy Star"(Москва) в 2000 году.

В 1998 году он записывает новый альбом с саксофонистом Олегом Киреевым "Romantics of Jazz", который выпущен фирмой "Landy Star".

В 1999 году издательство "Музыка" выпускает два нотных сборника "Джазовые этюды и упражнения" и "Блюзы и джазовые прелюдии".

В 2000 году издательство "Престо" выпускает сборник "Детский джазовый альбом". Этот альбом входит в авторскую образовательную систему Александра Виницкого, которая давно работает в форме семинаров "Классическая гитара в джазе". Эти семинары Александр читает в России и за рубежом.

В 2000 году фирма "Landy Star" выпустила сольный компакт диск "Travelling in time".

В 2001 году издательство "Престо" выпустило очередной сборник "Аккорды и аккордовые последовательности".

В 2001 году известное американское издательство "Mel Bay" выпустит три новых нотных сборника А.Виницкого.

В 2001 году бельгийское издательство IMRIMUS" выпустит следующие работы:

- "5 композиций на еврейские темы".

- "Сюита в джазовом стиле для струнного квартета и классической гитары"

- "Джаз Ария" - три концертные пьесы А. Виницкого

В настоящее время Александр Виницкий преподаёт в музыкальном училище им. Гнесиных, класс классической гитары. Читает в училище курс импровизации, гармонии, аранжировки на гитаре.


ВИНИЦКИЙ Александр Иосифович (род. 1950), – российский гитарист, композитор, музыкальный педагог. Лауреат международных конкурсов. Выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных. Преподает в Государст-венном музыкальном училище им. Гнесиных классическую гитару, выступает с сольными концертами, пишет музыку для гитары, проводит семинары и мастер-классы по теме "Классическая гитара в джазе". Участвует в международных фестивалях гитарной и джазовой музыки, успешно выступает за рубежом и в крупных городах России. В концертных программах Александра Виницкого звучат авторские композиции, сочетающие в себе разные стили, а также аранжировки музыки Гершвина, Жобима, Бонфа, Жильберто, Пауэла, Портера, Роджерса и др. композиторов. Записал 7 дисков. Публикует свои произведения в крупных музыкальных издательствах мира. Неоднократно был председателем и членом жюри международных конкурсов классической гитары во Франции, Польше, России.

Из артистической биографии:

Александр Виницкий родился в 1950 году в г. Омске. В его семье всегда любили музыку. Будучи еще подростком, под влиянием старшего брата Виктора, который играл на саксофоне, он заинтересовался джазом и стал заниматься на трубе в музыкальной школе.

Но однажды Александр взял в руки гитару отца и попытался сыграть на ней… После этого он уже не расставался с ней.

Обучаясь сначала у случайных учителей, он овладел начальными приемами игры на классической гитаре с нейлоновыми струнами. Одновременно он начал играть в танцевальных ансамблях на электрогитаре.

Александр много слушал музыку, ходил на концерты. Он учился так же по магнитофонным записям, "снимая" понравившиеся темы, импровизации, аккорды у великих музыкантов, осваивая их стиль игры. Его "магнитофонными учителями" стали: Дж. Пасс, Вес Монтгомери, Дж. Бенсон, Дж. Холл, Ч. Бэрд. Так же его вдохновляла игра джазовых пианистов Д. Брубека, О. Питерсона, Б. Эванса, Э. Гарнера, саксофонистов П. Дезмонда, С. Гетца, Дж. Малигана и многих других. Особенно его привлекала музыка в стиле босса нова.

После окончания школы, он поступает в политехнический институт. Но в это же время занятия музыкой принимают еще более интенсивный характер. Александр занимается на классической гитаре, играет в разных составах на электрогитаре джазовую и танцевальную музыку. Руководит институтским ансамблем, куда входит инструментальный и вокальный квартет. Пишет аранжировки. Пытается аранжировать для классической гитары джазовые мелодии. Вместе со старшим братом саксофонистом он играет в разных составах, выступает на джазовом фестивале в Новосибирске, Свердловске.

В 1974 году его призывают в армию, где он служит в оркестре, играя на бас гитаре, часто выступает с концертами как классический гитарист. После демобилизации Александр поступает в Свердловское музыкальное училище, в класс классической гитары к преподавателю Деруну В.М. Во время учебы он не прерывает концертной деятельности, выступает на радио и телевидении, создает городской гитарный и джазовый клуб. В 1980 году Александра приглашают работать в Омский драматический театр в качестве музыкального руководителя. 5 лет он провел в творческой атмосфере театра, создав музыкальное оформление и звуковые эффекты к более чем 30 спектаклям и сочинив к 7 из них свою музыку. Благодаря владению широким спектром музыкальных стилей и постоянно меняющемуся характеру работы, он становится универсальным музыкантом.

В 1985 году Александр знакомится с Еленой Камбуровой, которая приглашает его работать в Москву, в ее группе в качестве гитариста и аранжировщика. Он переезжает в Москву. В 1986 году поступает в Российскую музыкальную Академию им. Гнесиных на факультет эстрадного искусства к преподавателю по гитаре профессору Н.А. Комолятову. Изучая джазовую гармонию и аранжировку у Ю.Чугунова, историю джаза у профессора Е.В.Овчинникова, Александр занимается классической музыкой на гитаре со своим педагогом по специальности. Дело в том, что в это время не было педагога - гитариста, играющего джазовую музыку. Работая с Еленой Камбуровой, он делает аранжировоки многих песен, некоторые из которых вошли в альбом "Да осенит тишина", изданный фирмой "Мелодия" в 1987 году.

Работая с Еленой Камбуровой, он сочиняет музыку для гитары и пишет концертные композиции в джазовом стиле на темы А.К. Жобима, Дж. Гершвина, Р. Роджерса, Дж. Завинула и др. Таким образом, к этому времени сложилась авторская программа, которая состояла из музыки в разных джазовых стилях. В 1988 году Александр впервые выступает с такой программой на польском фестивале классической гитары в Люблине. Он серьезно занимается аранжировкой на гитаре. Особенностью игры Александра Виницкого стало использование "шагающего" баса и ритмических структур на протяжении всей композиции одновременно с мелодическими линиями. Большой палец выполнял функцию контрабаса. Остальные пальцы были как бы музыкантами ансамбля.

В своей игре он добивается постоянной пульсации и проведение мелодических линий. Исполняемая им музыка звучала так, как будто играет трио. Такой стиль иногда называют "fingerstyle". Для осуществления этих идей была необходима серьезная классическая школа, знание инструмента и солидный "багаж" джазовой музыки. Александр стал выступать на джазовых фестивалях и фестивалях классической гитары со своей новой программой (Петрозаводск, Екатеринбург, Донецк, Киев, Воронеж и др.).

В 1991 году фирма "Мелодия" выпускает его первый сольный альбом "Зеленый тихий свет", в который вошли его композиции: "Путешествие во времени", "Зеленый тихий свет", "Жду известий", "Метаморфозы", а так же аранжировки мелодий А.К. Жобима, Л. Бонфа, пьесы Л. Альмейды.

В 1993 году Александр уезжает в Польшу, где работает сначала в Щецине в Центре культуры молодежи, а затем в Кракове. В Польше он занимается концертной, преподавательской и композиторской деятельностью. Щецинское телевидение записывает сольный концерт Александра, который многократно транслируется по польскому телевидению. После выступления на одном из фестивалей в Польше, французское издательство "LEMOINE" предлагает издать его сочинения. Александр подписывает свой первый контракт и в 1995 году выходят два нотных альбома Александра - "Lonely Voice" и "On the Way to Jazz" ("Одинокий голос" и " На пути к джазу"). Вскоре он записывается в Кракове на фирме "Paganini" и в 1996 году выходят две сольных аудио кассеты "Braziliana"и "Green soft light".

Краковское издательство "Marcus" публикует сразу 4 авторские работы: "Moja gutara-1", "Moja gitara-2", "8 обработок для гитары произведений Ф. Шуберта, Р. Штрауса, Л. Бетховена и др. "Рождественские песни для 2-х и 3-х гитар". В Кракове Александр часто выступает в известном джазовом клубе "У Муниака". Его приглашают в жюри Краковского фестиваля, где он так же выступал с сольными концертами и мастер-классами.

В 1996 году Александр возвращается в Москву и продолжает выступать с концертами, на фестивалях, писать музыку. В 1996 году бельгийское издательство "IMPRIMUS" издает его Детскую джазовую сюиту "Карусель". В 1997 году известная французская фирма "GUITAR PLUS" выпускает сольный компакт диск Александра "Guitar in Russia. Alexander Vinitsky" vol.25. В этот диск вошли авторские композиции и аранжировки в стиле босса нова известных мелодий А.К. Жобима, Л. Бонфа, Ж. Жильберто, Ч. Бэрда. В этом же году Александр записывает в Израиле второй компакт диск, который он назвал "Yellow Camel". Этот диск выпущен фирмой "Landy Star" (Москва) в 2000 году. В 1998 году он записывает новый альбом с саксофонистом Олегом Киреевым "Romantics of Jazz", который выпущен фирмой "Landy Star".

В 1999 году издательство "Музыка" выпускает два нотных сборника "Джазовые этюды и упражнения" и "Блюзы и джазовые прелюдии". В 2000 году издательство "Престо" выпускает сборник "Детский джазовый альбом". Этот альбом входит в авторскую образовательную систему Александра Виницкого, которая давно работает в форме семинаров "Классическая гитара в джазе". Эти семинары Александр Виницкий читает в России и за рубежом.

примерный тематический план

Классическая гитара и джаз. Основы джазовой гармонии. Джазовые каденции, модуляции и секвенции. Игра по буквенным символам. Основы аранжировки. Аккомпанемент. Аккордовые замены и обогащенные гармонии. Игра аккордовых последовательностей с «шагающим» басом.

Особенности джазового ритма. Развитие чувства ритма на основе специальных упражнений. Работа с метрономом. Проекция ритмической структуры пьесы. Структура и организация пассажа. Ритмическая взаимосвязь партий. Правая рука – развитие возможностей играть как ансамбль. Игра джазовых каденций и секвенций.

Блюз. Рождение и развитие блюза. Форма блюза. Гармония блюза. Минорный и мажорный блюз. Блюзовая гамма. Пьесы в форме блюза и анализ аранжировок. Учитель и ученик – игра в дуэте (аккомпаниатор и импровизатор меняются местами). Использование блюзовой гаммы в импровизации. Игра блюзовых модуляций.

Босса нова. Бразильская музыкальная культура. Африканские истоки ритма. Ритмическая волна – основа игры музыки в стиле босса нова. Правая рука может играть как ансамбль из трех инструментов. Аккомпанемент в стиле босса нова. Особенности гармонии бразильской босса нова. Аранжировка мелодий (в качестве примеров используются аранжировки А.Виницкого известных мелодий А.К.Жобима, Л.Бонфа, Ж.Жильберто, а также его сочинений в стиле босса нова и самба).

В 2000 году фирма "Landy Star" выпустила сольный компакт диск "Travelling in time". В 2001 году издательство "Престо" выпустило очередной сборник "Аккорды и аккордовые последовательности".

В 2001 году известное американское издательство "Mel Bay" выпускает три новых нотных сборника А.Виницкого. В этом же году бельгийское издательство "IMPRIMUS" выпускает следующие работы:

"5 композиций на еврейские темы"
"Сюита в джазовом стиле для струнного квартета
и классической гитары"
"Джаз Ария" – три концертные пьесы А. Виницкого

В настоящее время Александр Виницкий преподает в музыкальном училище им. Гнесиных класс классической гитары. Читает в училище курс импровизации, гармонии, аранжировки на гитаре.

Композитор, аранжировщик, известный концертный исполнитель на классической гитаре, виртуозно владеющий разными джазовыми стилями и искусством аранжировки. В его творчестве соединяются и взаимно обогащают друг друга традиции классической и джазовой музыки, современная музыка и фольклор, бразильская босса нова и блюз. Александр Виницкий создал свой собственный музыкальный язык под влиянием выдающихся мастеров джаза Джо Пасса, Оскара Петерсона, Дюка Эллингтона, Антонио Карлоса Жобима, Ленни Брю, Пэта Мэтини, Мишеля Петруччиани.

В репертуаре музыканта концертные композиции на основе известных джазовых тем Гершвина, Жобима, Роджерса, Эллингтона, Дунаевского, Завинула, Кармайкла, Портера, Янга, Дэзмонда, Керна и многих других композиторов, а также ставшие хорошо известными авторские композиции А. Виницкого для гитары соло, гитары и струнного квартета, гитары и камерного оркестра, квартета гитар, дуэты, трио, аранжировки для гитары и джазового вокала.

Сочинения Александра Виницкого для гитары, изданы в крупнейших европейских издательствах “Lemoine” (Франция), «Imprimus» (Бельгия), "Marcus", "ABSonic"(Польша), "Presto"(Россия), а также в одном из самых крупных издательств США “Mel Bay”. Это музыка для гитары от сложных концертных композиций до миниатюр, адресованных юным музыкантам, учебные пособия для учащихся музыкальных школ, гитарные квартеты, сочинения для гитары и камерного оркестра, гитары и струнного квартета, дуэты для гитары и сольных инструментов, циклы на основе русской, польской и еврейской народной музыки и многие другие произведения. Сочинения Александра Виницкого включены в программы гитарных конкурсов, исполняются многими известными концертными исполнителями, звучат в программах фестивалей в России и за рубежом.

Музыкант записал девять компакт дисков, которые выпущены во Франции, в России. Его музыка записана ведущими гитаристами Парагвая, Бельгии и Эстонии. Композиция Александра Виницкого "Русская фантазия" включена в юбилейный диск одного их лучших гитарных квартетов Eos Guitar Quartet (Швейцария). В этом проекте приняли участие композиторы Пако де Лусия (Испания), Сержио Ассад (Бразилия), Джон Маклафлин (Англия), Роланд Диенс (Франция), Лео Брауэр (Куба).

Александр Виницкий десять лет посвятил театру, работая музыкальным руководителем Омского драматического театра , семь лет был аранжировщиком и аккомпаниатором Народной артистки России Елены Камбуровой,

Концертные программы

Александр Виницкий имеет пять концертных программ: программа для гитары соло - «Звёздная пыль, Музыка золотой эры джаза», программа для гитары и струнного квартета - «Классика встречается с джазом», программа для гитары и камерного оркестра - «Прогулка в блюзовом настроении», программа для гитары и джазового вокала - «Прекрасная любовь», детская авторская джазовая музыкально-образовательная программа "Карусель".

Концертная деятельность

Александр Виницкий выступает с сольным концертам и концертами с камерными оркестрами и струнными квартетами в России, Израиле, Германии, Англии, Польше, Венгрии, Эстонии, Литве, Франции, Бельгии, Греции, Украине, Казахстане, США. Сотрудничал с известными музыкантами и коллективами: Жоао Донато (Бразилия), Хосе Каррерасом, Еленой Камбуровой, швейцарским гитарным квартетом Eos Guitar Quartet, Краковским камерным оркестром, Камерным оркестром консерватории Ашдода (Израиль), Государственным академическим камерным оркестром России, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», Красноярским академическим симфоническим оркестром, Камерным оркестром «KREMLIN», Государственным струнным квартетом им. М.И.Глинки, оркестром Государственного академического Малого театра, Казанским государственным камерным оркестром «La Primavera», Симфоническим оркестром Карелии, Симфоническим оркестром Костромской филармонии, Камерным оркестром Владимирской филармонии, Филармоническим оркестром Нижнего Тагила «Демидов-камерата», Струнным квартетом г. Пензы «Премьера», Камерным оркестром Рязанской филармонии, Камерным оркестром Вологодской филармонии, струнным квартетом Костромской филармонии, Камерным оркестром Саратовской консерватории и многими другими коллективами.

На протяжение многих лет Александр Виницкий сотрудничает с дирижёрами В.Сёмкиным, К.Орбеляном, М.Кадиным, С.Кондрашовым, Р. Абязовым, Н. Эйбергардом, В. Прасоловым, М.Рахлевским, А.Шацким, К.Маслюком, В.Ермошкиным, А.Сониным, Ю.Соболевым, А.Солдатовым, Е.Сеславиным, А.Лоскутовым, Т. Быковой и многими другими.

Александр Виницкий исполнял свои концертные программы в Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Концертном зале им.П.И.Чайковского, Московской Государственной филармонии, Московском Международном Доме музыки, Центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки, на джазовых фестивалях, фестивалях камерной музыки им. И. Архиповой, им. Святослава Рихтера, Международном гитарном фестивале "Мир гитары", почти во всех филармонических залах России и за рубежом.

Александр Виницкий исполнял свои концертные программы в Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Концертном зале им.П.И.Чайковского, Московской Государственной филармонии, Московском Международном Доме музыки, Центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, Малом зале Санкт-Петербургской филармонии, многократно выступал на международных джазовых и гитарных фестивалях, фестивалях камерной музыки им. И. Архиповой, им. Святослава Рихтера, Международном гитарном фестивале "Мир гитары" , почти во всех филармонических залах России и за рубежом.

Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность включает в себя работу в течение десяти лет в Государственном музыкальном училище им. Гнесиных (класс классической гитары, основ импровизации и аранжировки, основ джазовой гармонии и аккомпанемента, ансамбль). Преподавал основы аранжировки и ансамбль в Университете Тарту (Эстония). Проводил ежегодные авторские семинары и мастер-классы в Методическом центре музыкального училища им. Гнесиных, а также в Саратове, Владимире, Барнауле, Красноярске, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Каменске-Уральском, Омске, Петрозаводске, Уфе и многих других городах России. Читал лекции на курсах повышения квалификации Фонда «Содействие образованию и культуре» и Московского Областного методического кабинета.

В течение десяти лет работал преподавателем по классу классической гитары в Государственном музыкальном училище им. Гнесиных и в университете Тарту .

Александр Виницкий автор девяти тематических семинаров, посвященных искусству аккомпанемента, психологии исполнительства, ритмике и импровизации, особенностям исполнения джаза на классической гитаре, им разработана методика "Учитель и ученик, 95 дуэтов + CD. Начальный период обучения" из серии его многочисленных работ «Классическая гитара в джазе». Александр Виницкий проводит авторские летние и зимние гитарные школы в России и за рубежом. Многие ученики Александра Виницкого неоднократно становились победителями и дипломантами международных гитарных конкурсов, лучшие из них продолжили свое обучение в престижных российских и европейских музыкальных учебных заведениях и стали концертными исполнителями. Александр Виницкий создал систему своих гитарных(зимних и летних) школ в Подмосковье(Серпухов), в Кургане и Новосибирске, где занимаются преподаватели и студенты из многих регионов России.

Александр Виницкий - известный российский гитарист и композитор, яркий музыкант с оригинальным репертуаром и неповторимой манерой исполнения. Стиль, в котором он играет можно назвать «джаз на классической гитаре» или »fingerstyle». Этот стиль основывается на классической школе игры и одновременно владением разными джазовыми стилями (свинг, босса нова, блюз, джаз – рок, страйт). Одной из главных особенностей его игры является то, что ему удаётся сохранять джазовую пульсацию в композициях на протяжении всего времени их звучания. Как будто играет три инструмента одновременно – контрабас, и две гитары.
Александр Виницкий выступает с сольными концертами, пишет музыку для гитары. Его сочинения издаются в Бельгии, Франции, Польше, Америке и России. Он проводит семинары «Классическая гитара в джазе» и мастер-классы. Неоднократно Александр Виницкий был председателем и членом жюри международных конкурсов классической гитары во Франции, Польше, России.

Небольшая биография:
Александр Виницкий родился в 1950 году в г. Омске. В его семье всегда любили музыку. Будучи ещё подростком, под влиянием старшего брата Виктора, который играл на саксофоне, он заинтересовался джазом и стал заниматься на трубе в музыкальной школе.

Но однажды Александр взял в руки гитару отца и попытался сыграть на ней: После этого он уже не расставался с ней.

Обучаясь сначала у случайных учителей, он овладел начальными приёмами игры на классической гитаре с нейлоновыми струнами. Одновременно он начал играть в танцевальных ансамблях на электрогитаре.

Александр много слушал музыки, ходил на концерты. Он учился так же по магнитофонным записям, «снимая» понравившиеся темы, импровизации, аккорды у великих музыкантов, осваивая их стиль игры. Его «магнитофонными учителями стали: Дж.Пасс, Вес Монтгомери, Дж. Бенсон, Дж.Холл, Ч.Бэрд. Так же его вдохновляла игра джазовых пианистов Д. Брубека, О.Питерсона, Б. Эванса, Э. Гарнера, саксофонистов П. Дезмонда, С. Гетца, Дж. Малигана и многих других. Особенно его привлекала музыка в стиле босса нова.

После окончания школы, он поступает в политехнический институт. Но в это же время занятия музыкой принимают ещё более интенсивный характер. Александр занимается на классической гитаре, играет в разных составах на электрогитаре джазовую и танцевальную музыку. Руководит институтским ансамблем, куда входит инструментальный и вокальный квартет. Пишет аранжировки. Пытается аранжировать для классической гитары джазовые мелодии. Вместе со старшим братом саксофонистом он играет в разных составах, выступает на джазовом фестивале в Новосибирске, Свердловске.

В 1974 году его призывают в армию, где он служит в оркестре, играя на бас гитаре, часто выступает с концертами как классический гитарист. После демобилизации Александр поступает в Свердловское музыкальное училище, в класс классической гитары к преподавателю Деруну В.М. Во время учёбы он не прерывает концертной деятельности, выступает на радио и телевиденье, создаёт городской гитарный и джазовый клуб. В 1980 году Александра приглашают работать в Омский драматический театр в качестве музыкального руководителя. 5 лет он провёл в творческой атмосфере театра, создав музыкальное оформление и звуковые эффекты к более, чем 30 спектаклям и сочинив к 7 из них свою музыку. Благодаря владению широким спектром музыкальных стилей и постоянно меняющемуся характеру работы, он становится универсальным музыкантом.

В 1985 году Александр знакомится с Еленой Камбуровой, которая приглашает его работать в Москву, в её группе в качестве гитариста и аранжировщика. Он переезжает в Москву. В 1986 году поступает в Российскую музыкальную Академию им. Гнесиных на факультет эстрадного искусства к преподавателю по гитаре профессору Н.А. Комолятову. Изучая джазовую гармонию и аранжировку у Ю.Чугунова, историю джаза у профессора Е.В.Овчинникова, Александр занимается классической музыкой на гитаре со своим педагогом по специальности. Дело в том. Что в это время не было педагога - гитариста, играющего джазовую музыку. Работая с Еленой Камбуровой, он делает аранжировоки многих песен, некоторые из которых вошли в альбом «Да осенит тишина», изданный фирмой «Мелодия» в 1987 году.

Работая с Еленой Камбуровой, он сочиняет музыку для гитары и пишет концертные композиции в джазовом стиле на темы А.К.Жобима, Дж.Гершвина, Р.Роджерса, Дж.Завинула и др. Таким образом, к этому времени сложилась авторская программа, которая состояла из музыки в разных джазовых стилях. В 1988 году Александр впервые выступает с такой программой на польском фестивале классической гитары в Люблине. Он серьёзно занимается аранжировкой на гитаре. Особенностью игры Александра Виницкого стало использование «шагающего» баса и ритмических структур на протяжении всей композиции одновременно с мелодическими линиями. Большой палец выполнял функцию контрабаса. Остальные пальцы были как бы музыкантами ансамбля.

В своей игре он добивается постоянной пульсации и прове f8c дение мелодических линий. Исполняемая им музыка звучала так, как будто играет трио. Такой стиль иногда называют «fingerstyle». Для осуществления этих идей была необходима серьёзная классическая школа, знание инструмента и солидный «багаж» джазовой музыки. Александр стал выступать на джазовых фестивалях и фестивалях классической гитары со своей новой программой (Петрозаводск, Екатеринбург, Донецк, Киев, Воронеж и др.).

В 1991 году фирма «Мелодия» выпускает его первый сольный альбом «Зелёный тихий свет». В который вошли его композиции: «Путешествие во времени», «Зелёный тихий свет», «Жду известий», «Метаморфозы», а так же аранжировки мелодий А.К.Жобима, Л. Бонфа, пьесы Л. Альмейды.

В 1993 году Александр уезжает в Польшу, где работает сначала в Щецине в Центре культуры молодёжи, а затем в Кракове. В Польше он занимается концертной, преподавательской и композиторской деятельностью. Щеценское телевиденье записывает сольный концерт Александра, который многократно транслируется по польскому телевиденью. После выступления на одном из фестивалей в Польше, французское издательство «LEMOINE» предлагает издать его сочинения. Александр подписывает свой первый контракт и в 1995 году выходят два нотных альбома Александра - «Lonely Voice» и «On the Way to Jazz» («Одинокий голос» и » На пути к джазу»). Вскоре он записывается в Кракове на фирме «Paganini» и в 1996 году выходят две сольных аудио кассеты «Braziliana»и «Green soft light».

Краковское издательство «Marcus» публикует сразу 4 авторские работы: «Moja gutara-1», «Moja gitara-2», «8 обработок для гитары произведений Ф.Шуберта, Р.Штрауса, Л.В.Бетховена и др. «Рождественские песни для 2-х и 3-х гитар». В Кракове Александр часто выступает в известном джазовом клубе «У Муниака». Его приглашают в жюри Краковского фестиваля, где он так же выступал с сольными концертами и мастер-классами.

В 1996 году Александр возвращается в Москву и продолжает выступать с концертами, на фестивалях, писать музыку. В 1996 году бельгийское издательство IMPRIMUS» издаёт его Детскую джазовую сюиту «Карусель».

В 1997 году известная французская фирма «GUITAR PLUS» выпускает сольный компакт диск Александра «Guitar in Russia. Alexander Vinitsky» vol.25 В этот диск вошли авторские композиции и аранжировки в стиле босса нова известных мелодий А.К.Жобима, Л.Бонфа, Ж.Жильберто, Ч.Бэрда.

В этом же году Александр записывает в Израиле второй компакт диск, который он назвал Yellow Camel». Этот диск выпущен фирмой «Landy Star»(Москва) в 2000 году.

В 1998 году он записывает новый альбом с саксофонистом Олегом Киреевым ‘Romantics of Jazz», который выпущен фирмой «Landy Star».

В 1999 году издательство «Музыка» выпускает два нотных сборника «Джазовые этюды и упражнения» и «Блюзы и джазовые прелюдии».

В 2000 году издательство «Престо» выпускает сборник «Детский джазовый альбом». Этот альбом входит в авторскую образовательную систему Александра Виницкого, которая давно работает в форме семинаров «Классическая гитара в джазе». Эти семинары Александр читает в России и за рубежом.

В 2000 году фирма «Landy Star» выпустила сольный компакт диск «Travelling in time».

В 2001 году издательство «Престо» выпустило очередной сборник «Аккорды и аккордовые последовательности».

В 2001 году известное американское издательство «Mel Bay» выпустит три новых нотных сборника А.Виницкого.

В 2001 году бельгийское издательство IMRIMUS» выпустит следующие работы:

- «5 композиций на еврейские темы».

- «Сюита в джазовом стиле для струнного квартета и классической гитары»

- «Джаз Ария» - три концертные пьесы А. Виницкого

В настоящее время Александр Виницкий преподаёт в музыкальном училище им. Гнесиных, класс классической гитары. Читает в училище курс импровизации, гармонии, аранжировки на гитаре.