Основные понятия педагогики. Что такое индивидуальные особенности? Принципы и правила обучения




Благодаря наличию языка, позволяющего закреплять и передавать от поколения к поколению представления, знания, мысли, выработанные в многовековой практике общества, отражение мира в голове человека становится чрезвычайно богатым.

В то время как у животных отражение действительности ограничивается исключительно явлениями, непосредственно воздействующими на них, человек не только видит, слышит, осязает окружающее, но и узнает от других людей то, что известно им о воздействующих на него явлениях действительности, а также о таких явлениях, с которыми он в своем личном опыте иногда не встречался.

Даже круг явлений, отражающийся в голове маленького ребенка, едва овладевшего языком, по сравнению с его еще крайне узким непосредственным опытом очень богат. Когда, например, ребенок видит перед собой зажженную спичку, он узнает от окружающих, что перед ним огонь, что огонь причиняет боль, обжигает, что гореть могут и другие вещи и т. д. В других случаях ему рассказывают о том, что он никогда непосредственно не воспринимал: о городах, которых он не видел, о людях, которых он не знает, об их действиях и т. д. Отражение действительности в его голове постепенно становится все более богатым.

Таким образом, в результате того, что человек овладевает языком и усваивает, в процессе общения с другими людьми, знания, накопленные человечеством, у него создается более полное отражение объективного мира.

Вместе с тем отражение действительности человеком обладает новым качеством: благодаря тому что оно приобретает словесную форму и, следовательно, его содержание выступает для человека в объективных явлениях - явлениях языка, человек не только получает впечатления от воздействующих на него предметов и явлений, но и приобретает возможность, словесно называя предметы и явления, отдавать себе отчет в содержании своих впечатлений. А это и означает, что его впечатления (образы, представления, мысли) становятся сознательными. Таким образом, хотя сознательное отражение, как и всякая другая форма отражения, возникает в мозгу на основе воздействия самих отражаемых предметов и явлений, однако это возможно лишь при том условии, если воздействующие явления так или иначе обозначаются в речи человека (внешней или внутренней, т. е. мысленно). Сознательное отражение действительности, как было сказано, осуществляется посредством языка, речи.

Сознательное отражение, представляя собой у человека высшую и главнейшую форму отражения действительности, не является, однако, единственно существующей у него формой ее отражения.

Если какой-нибудь раздражитель первой сигнальной системы не вступает в коре больших полушарий в связь с раздражителями второй сигнальной системы, то соответствующее явление не вызывает сознательного отражения, не осознается. Когда, например, человек, идущий по улице, занят разговором со своим спутником, то у него в голове не возникают сознательные образы идущих ему навстречу людей, проездов, пересекающих тротуар, через которые он проходит, и т. п. Однако, хотя он и не отдает себе отчета в этих воздействующих на него явлениях, его движения все же регулируются этими воздействиями. Ведь он не сталкивается с пешеходами, не оступается, когда сходит с. тротуара на мостовую, и т. д. Значит, эти воздействия отражаются в его мозгу и вызывают у него соответствующие акты поведения. Но человек не отдает себе отчета в этих отражаемых им явлениях. Их отражение не происходит в форме сознания. Это психическое, но не сознательное отражение.



Отмечая тот факт, что человеку свойственно как сознательное, так и неосознанное отражение действительности, необходимо особенно подчеркнуть, что две эти формы взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую. Явления, воздействия которых в данном случае не вызывают сознательного отражения, при других условиях могут отчетливо сознаваться. Достаточно, например, пешеходу увидеть среди прохожих знакомое лицо, как это впечатление тотчас будет осознано.

Таким образом, отражение человеком объективной действительности приобретает в зависимости от условий, в которых оно происходит и которым оно отвечает, различные формы. При этом, хотя воздействующие на человека явления не всегда отражаются в его голове в форме сознания, однако, всякое воздействующее на органы чувств человека явление может при определенных условиях вызвать сознательное отражение его.



Сознательное отражение тех или иных явлений возникает у человека, как правило, в том случае, если он испытывает необходимость выделить данные явления в связи с какой-нибудь стоящей перед ним практической или познавательной задачей. Если человек, идущий по улице, разыскивает среди пешеходов своих знакомых, то встречающиеся ему люди будут вызывать у него сознательное отражение их. Вообще когда перед человеком стоит задача дать себе отчет в том или ином явлении или группе явлений, данные явления будут сознаваться им. Этим и объясняется впечатление, будто решительно все, что нас окружает и воздействует на органы чувств, сознается нами; ведь как только перед нами возникает задача дать себе отчет в окружающем, мы мысленно соотносим воздействующие явления с тем или другим имеющимся у нас словесным обобщением, мысленно обозначаем их словом, и тем самым данные явления сознаются нами (это - книга; а вот это - отдельно напечатанное слово, буква; а что рядом? - лампа, а возле нее? - чернильница и т. д.).

Сознательные образы, представления, понятия воспроизводят в голове человека объективную действительность во всем ее богатстве, во всем многообразии ее явлений. Перед человеком, воспринимающим мир, открывается широкая картина, сложный и целостный сознательный образ окружающего. Однако круг объектов, которые человек сознает в одно и то же время, является очень ограниченным.

Уже давно в психологии было описано явление, названное «узость сознания». Оно состоит в том, что при одновременном воздействии на человека многих объектов вызвать сознательное отражение могут только немногие из них. В обычных жизненных условиях заметить это довольно трудно. Допустим, например, что на столе разложено много отдельных небольших предметов, которые я могу охватить единым взглядом. Если передо мной ставится цель дать себе отчет в том, что именно я вижу сейчас на столе, то у меня возникнет впечатление, будто все отдельные предметы, на которые я смотрю, сознаются одновременно. На самом же деле, сознательное отражение их осуществляется последовательно: сначала происходит отражение одних, затем других и т. д., в результате чего и складывается сознательная картина окружающего, включающая иногда очень большое число отдельных элементов. Таким образом, возникновение одновременного сознательного отражения многих объектов является результатом ряда последовательно протекающих процессов.

«Узость сознания» выражает не просто ограниченную возможность глаза воспринимать многие одновременно воздействующие раздражители, а обусловлена особенностями работы коры мозга. Известно, что в каждый момент времени в коре протекает один главный, доминирующий процесс. В случае сознательного отражения предметов таким процессом является речевой ответ на воздействие данного раздражителя, словесное обозначение его, обычно беззвучное, «про себя». Каждая такая реакция отвечает лишь тем раздражителям, которые воздействуют на участок коры, обладающий в данный момент оптимальной возбудимостью. А так как другие одновременно воздействующие на кору раздражители падают на заторможенные (в силу отрицательной индукции) пункты коры, то речевой ответ на них в данный момент отсутствует. Иначе говоря, так называемая «узость сознания» объясняется тем, что сознательное отражение возникает в результате того рефлекторного процесса, который, являясь в настоящий момент доминирующим в деятельности коры, единственно только и приводит к обозначению данного предмета словом, т. е. к сознательному отражению этого предмета.

Сознательное отражение как образ мира, возникающий в голове человека, есть, следовательно, продукт процесса отражения, и в этом отношении он вовсе не похож на изображение, возникающее в фотоаппарате сразу всеми своими очертаниями; скорее такой образ можно сравнить с изображением на экране телевизора, создаваемым последовательным возбуждением отдельных точек люминесцирующей поверхности. Кратко это можно выразить так: сознательное отражение есть процесс.

Различ­ные уровни интегральной индивидуальности и личность.

ТЕОРИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
(B.C.Мерлин)

Концепция личности Мерлина раскрывается через его подход к пониманию чел. как интегральной индивидуальности , т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Например., интегральным является изучение связи свойств нервной системы и свойств темперамента или связи свойств личн. и взаимоотношений в социальной группе. Свойства каждого иерархического уровня являются его образцами, отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему. Так, для нейродинамичическго уровня такими образцами являются показатели силы и динамичности нервных процессов; для психодинамического – экстраверсия и эмоциональность; для социально-психологического – ценностные ориентации и межличностные отношения . Во всякой характеристике любого иерархического уровня (биохимического, физиологического, психологического) есть нечто типичное, общее для определенной группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному чел. Основная проблема психологии личности состоит в том, чтобы определить соотношение социально-типичных и индивидуально-своеобразных черт.

Социально-типичное – это обобщенное отношение к определенным сторонам действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность личности.

В индивидуальное включены две группы психических особенностей. Первая группа – свойства индивидуума (свойства темперамента и индивид, качественные особенности психических процессов). Свойства темперамента – это психические свойства, обусловленные общим типом нервной системы и определяющие динамику психической деятельности при самом различном ее содержании. Индивидуальна в каждом свойстве темперамента лишь количественная его сторона – степень выраженности, определяемая соответствующими поведенческими количественными показателями. Качественная же сторона каждого свойства темперамента характерна для определенного его типа. Индивид, качественные особенности психических процессов определяют продуктивность психической деятельности (напр., острота и точность восприятия).

Ко второй группе индивид, особенностей относятся, во-первых, устойчивые и постоянные мотивы действий в определенных ситуациях (напр., мотив самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.). Так как социально-типичное отношение личности определяется системой мотивов, то и каждый отдельный мотив является необходимым компонентом отношения личности. Во-вторых, индивид, черты характера : инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в установлении социальных контактов. Индивид, своеобразие черт характера выражается в особых качествах действий и поступков в определенных типичных ситуациях. Черты характера проявляются в динамических. особенностях мотивов и отношений (напр., в устойчивости социальных связей или их кратковременности и неустойчивости). И, наконец, в-третьих, это – такие свойства восприятия, памяти, мышления и т. п., от которых зависит продуктивность деятельности. Они определяются качественными особенностями психических процессов.

Все индивидуальное в личности, возникая на почве психических свойств индивидуума, формируется в зависимости от ее определенных социально-типичных отношений. Индивидуальное и социально-типичное – это не разные группы свойств личности, а различные стороны одних и тех же свойств. Неразложимым компонентом личности являются свойства, каждое из которых есть выражение и способности , и характера, и направленности. Т. о., структура личности представляется как взаимная связь и организация свойств личности. Структура образования личности характеризуются понятием "симптомокамплекса" . Индивидуальное и социально-типичное нельзя рассматривать как два различных симптомокомплекса или фактора личности.

Уникаль­ность и неповторимость личности.

В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и как индивидуально-самобытного существа. Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа зорко бережет в человеке не только его родовую сущность, но и уникальное, особенное в нем, хранимое в его генофонде. Все клетки организма заключают в себе генетически контролируемые специфические молекулы, делающие данного индивида биологически неповторимым: ребенок появляется на свет уже с даром уникальности. Разнообразие человеческих индивидуальностей поразительно, и на этом уровне уникальность наблюдается даже у животных: кто имел возможность хоть сколько-нибудь наблюдать за поведением нескольких животных одного вида в одинаковых условиях, не мог не заметить различий в их “характерах”. Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный ее смысл связан не столько с внешним обликом человека, сколько с его внутренним духовным миром, с особенным способом его бытия в мире, с манерой его поведения, общения с людьми и природой. Уникальность личностей имеет существенный социальный смысл. Что же представляет собой личностная уникальность? Личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю человеческого рода; ей свойственны и особенные признаки как представителю определенного общества с его специфическими социально-политическими, национальными, историческими традициями, формами, культуры. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Но это еще не все. Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и разворачивающаяся в этих условиях деятельность личности создают неповторимый личностный опыт. Все это вместе формирует социально-психологическую уникальность личности. Но индивидуальность есть не некая сумма этих аспектов, а их органическое единство, такой сплав, который в действительности неразложим на составляющие: личность не может по своему произволу оторвать от себя что-то одно и заменить его на другое, она всегда обременеиа багажом своей биографии. Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я - индивидуальное существо.

Индивидуальность не есть, конечно, некий абсолют, она не обладает полной и окончательной завершенностью, что является условием ее постоянного движения, изменения, развития, но в то же время индивидуальность - это самый устойчивый инвариант личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно неизменный на протяжении всей жизни человека, скрывающаяся под множеством оболочек самая нежная, самая сакраментальная часть его - душа.

Чтобы понять, какова же значимость уникальных особенностей личности в жизни общества, ответим на вопрос: каким было бы общество, случись вдруг, что в силу каких-то причин все люди в нем оказались бы на одно лицо, со штампованными мозгами, мыслями, чувствами, способностями? Представим себе мысленно, что все люди данного общества оказались каким-то искусственным образом перемешанными в однородную массу телесного и духовного, из которого рука всесильного экспериментатора, разделив эту массу ровно пополам на женскую и мужскую части, сделала всех однотипными и во всем равными друг другу. Могла ли бы эта двойная одинаковость образовать нормальное общество?

Разнообразие индивидуальностей - существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность личности - это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная потребность развития здорового, разумно организованного общества.

Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.

Знание людей, направленное не только на сущностное понимание, скажем, основных типов личностей, но и на неисчислимые формы своеобразия отдельных индивидуумов (даже с их причудами), очень важно. Как говорил Г. Гегель, для жизни такое знание несомненно полезно и нужно, в особенности при дурных политических обстоятельствах, когда господствуют не право и нравственность, но упрямство, прихоть и произвол индивидуумов, в обстановке интриг, когда характеры людей в своих проявлениях опираются не на существо дела, а держатся только на хитром использовании своеобразных особенностей других людей и таким путем хотят достичь своих корыстных целей.

Тест по педагогике

1. Педагогика это:

А) наука о передаче данных;

Б) наука об образовании;

В) наука о воспитании.

2. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?

А) воспитание, обучение подрастающего поколения;

Б) познание законов воспитания, вооружение педагогов- практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса;

В) изучение воспитания как фактора духовного развития людей.

3. Что определило развитие педагогики как науки?

А) прогресс науки и техники;

Б) забота родителей о счастье детей;

В) биологический закон сохранения рода;

Г) объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду;

Д) повышение роли воспитания в общественной жизни.

4. это то, что остается, когда все забыто.

А) надежда;

Б) склероз;

В) образование.

5. Приведите соответствие


6. Приведите соответствие

7. Процесс воспитания это:

А) Целенаправленный и организованный процесс формирования личности;

Б) Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей;

В) Передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.

8. Отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки это:

А) обучение;

Б) знания;

В) жизненный опыт.

9. Обучение это:

А) специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников направленный на усвоение ЗУНов, формирования мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепления навыков самообразования в соответствии с поставленными целями;

Б) Передача знаний от учителя к ученикам с целью социальной адаптации и подготовки их к жизни;

В) Организация самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.

10. Целью воспитания является:

А) Ориентация на ценности, которые будут приоритетны для человека;

Б) Развитие чувств, интуиции, воспитание души;

В) Развитие человеческого «Я».

11. Традиционными методами исследования в педагогике являются:

А) Мониторинг и контент-анализ;

Б) Ролевые игры;

В) Наблюдение и изучение опыта.

12. Отраслью педагогики не является:

А) Эстетика;

Б) Коррекционная педагогика;

В) Тифлопедагогика.

13. Мировую славу русской педагогике принес:

А) К.Д. Ушинский

Б) В.А. Сухомлинский

В) А.С. Макаренко

14. Основу обучения составляют:

А) Преемственность и передача накопленного опыта от старших поколений к младшим;

Б) Самообучение, самовоспитание и самоактуализация;

В) Знания, умения и навыки.

15. Социализация это-

А) Процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта;

Б) Процесс формирования личности в определенной социальной среде;

В) Общение и передача накопленного опыта от учителя ученикам.

16. Не является ученым-педагогом:

А) Ушинский К.Д.

Б) Макаренко А.С.

В) Выготский Л.С.

17. Основой для образования педагогики как науки являлась:

А) Психология;

Б) Философия;

В) Антропология.

А) Образование;

Б) Воспитание;

В) Социализация.

19. Приведите соответствие:

20. Процесс целепологания подразумевает:

А) постановку целей;

Б) обоснование и постановку целей;

В) постановка правильной цели.

21. Педагогический процесс это:

А) система, объединяющая в себе процессы обучение, воспитание, развитие;

Б) процесс формирования социально адаптированной личности;

В) совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращался в качества формируемого человека.

22. Компонентами педагогического процесса являются:

А) педагоги, воспитуемые, условия воспитания;

Б) целевой, деятельностный, трудовой;

В) целевой, содержательный, результативный, деятельностный.

23. Главной целью образования является:

А) усвоение необходимых знаний, умений, навыков;

Б) формирование личности, способной к саморазвитию, самообучению, самоактуализации, самостоятельному приему решений и рефлексии над собственным поведением;

В) активное включение ученика в образовательный процесс.

24. Целостность педагогического процесса заключается в:

А) в подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели- формированию всесторонне и гармонично развитой личности;

Б) в том, что все процессы, образующие педагогический процесс протекают в одних и тех же условиях;

В) в том, что все процессы, образующие педагогический процесс имеют общую методологическую основу.

25. Определяющим фактором при постановке цели воспитания является:

А) уровень развития педагогической науки и практики;

Б) идеология и политика государства;

В) потребности общества.

26. Педагогику как самостоятельную науку выделил:

А) Демокрит;

Б) Ян Амос Каменский;

В) Джон Локк.

27. Формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности (воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам, мыслям и чувствам человека) это-

А) воспитательный процесс;

Б) духовное воспитание;

В) социальное воспитание.


28. Закон параллельного действия заключается в том, что:

А) педагог воздействует на личность через коллектив;

Б) педагог воздействует на личность, а коллектив на педагога;

В) происходит параллельное воздействие педагога на учеников, а ученики на педагога.

А) педагогический процесс, процесс воспитания и процесс обучения;

Б) обучение, образование, воспитание;

В) обучение, образование, воспитание, развитие и формирование.

30. Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д., достижение уровня зрелости, устойчивости это -

А) развитие;

Б) формирование;

В) воспитание;

Г) социализация.


1 – В 11 – В 21 – А
2 – Б 12 – А 22 – В
3 – Д 13 – А 23 – В
4 – В 14 – А 24 – А
15 – А 25 – Б
16 – В 26 – Б
7 – Б 17 – Б 27 – Б
8 – Б 18 – Б 28 – А
9 – А

От особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение. Третья категория педагогики - "образование" - понимается как: 1) ценность развивающегося человека и общества; 2) процесс обучения и воспитания человека; 3) как результат последнего; 4) как система. ...

Наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук. . Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин: 1. общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; ...

ГОУ СПО «Саратовский областной колледж культуры

ПЕДАГОГИКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Учебное пособие для студентов

2008
Курс «Педагогика» преследует несколько целей. Первая из них - знакомство с современной теорией и практикой педагогики. Вторая - освоение методов обучения и воспитания, новых идей, форм обучения и развития личности.

Используя пособие, студенты смогут систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины.

Структура изложения материала в виде вопросов и ответов позволит быстро и легко подготовиться к экзамену.

Предмет и задачи педагогики

Что такое педагогика?

В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель» (грсч.). Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал ребенка своего господина и сопровождал его в школу.

Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. В середине XX века стало ясно, что в педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Педагогика - это наука о воспитании человека.

Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?

Главной задачей науки о воспитании стало накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека.

Функция педагогики - познать законы воспитания, образования и обучения людей и па этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Предмет педагогики - это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Источники развития педагогики : многовековой, практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; мировая практика воспитания; данные специальных исследований; опыт педагогов-новаторов.

Что такое воспитание?

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы .

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных организаций с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей.

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого

с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитатель-ных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы , направленный на решение конкретных воспитательных задач.

Что называется обучением?

Обучение - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей обучаемых. Основу обучения составляют знания, умения, навыки.

Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества результат познания объективной действительности.

Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта, приобретенных навыков.

Навыки компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая - впитываем, воспитывая - обучаем.

Что такое образование?

Образование - это результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах.

Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить.

Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие».

Формирование - процесс становления человека как социального существа иод воздействием всех факторов - экологических, социальных, экономических и т. д.

Развитие - это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

Какие науки входят в систему педагогических наук?

Философия - фундамент педагогики и, в частности та её часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания.

История педагогики - исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений.

Общая педагогика - базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждений всех типов. Общая педагогика содержит четыре раздела:

Общие основы;

Дидактику (теория обучения);

Теорию воспитания;

Школоведение.

Возрастная педагогика - изучает закономерности воспитания человека внутри определенных возрастных групп.

Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека.

Психология изучает закономерности развития психики человека. Очевидны связи педагогики с историей и литературой, медициной, экономикой и т. д.

Методы педагогических исследований

С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные.

Методы научного исследования всегда тесно связаны с объектами познания. Каждая наука должна разрабатывать и использовать свои собственный методы, отражающие особенности изучаемых явлений.

Характерная черта педагогических процессов - неоднозначность их протекания. Неоднозначный характер педагогических процессов ограничивает возможности применения известных в науке методов исследования.

Педагогические процессы характерны своей неповторимостью. Вот почему «чистый» эксперимент в педагогике невозможен.

В педагогических процессах участвуют люди всех возрастов. Педагогические исследования должны быть спланированы, организованы, проведены так, чтобы не нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуемых.

Конечная цель любого педагогического исследования – установление закономерностей.

Какие существуют традиционно-педагогические методы?

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Оно должно быть:

· длительным;

· систематическим;

· разносторонним;

· объективным;

· массовым.

Однако наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение опыта - это организованная познавательная деятельность , направленная на установление исторических связей воспитания, выявление общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Его называют ещё историческим. В узком смысле под изучением опыта понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов.

Изучение продуктов ученического творчества он поможет выявить особенности учеников, их наклонности и интересы, отношение к делу, мотивы деятельности и т. д.

Беседы - в них выявляется отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа отличается целенаправленностью. Разновидностью беседы является интервью.

Какие бывают педагогические эксперименты"."

Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Эксперимент имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент.

Что такое педагогическое тестирование?

Тестирование - это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое строго в контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Оно отличается точностью, простотой, доступностью.

Какие существуют методы изучения коллективных явлений?

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами

В педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного ответа; закрытые, в которых надо выбрать один из готовых ответов; именные, требующие, указывать фамилию испытуемого и анонимные и т. д.

Широко используется социометрический метод, позволяющий анализировать внутриколлективные отношения.

Какие используются количественные методы в педагогике?

Статистический метод.

Регистрация.

Современное средство педагогического исследование - моделирование. Это мысленно представленная система, которая адекватно отображает предмет исследования. Изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте.

Общие закономерности развития.

В чем заключается процесс развития личности?

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильною вклада, с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные в нем жизнью и воспитанием.

Развитие человека - очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Характерная особенность этого процесса - диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования духовных характеристик личности.

Исследования позволили выявить общую закономерность: развитие человека обусловлено внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. Внешние условия - это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека.

Какую роль играет наследственность в развитии человека?

Установлено, что процесс и результаты человеческого развития обусловлены совместным взаимодействием трех генеральных факторов - наследственности, среды и воспитания. Природное (биологическое) в человеке - это то, что связывает его с предками, а через них - со всем живым миром.

Отражение биологического - наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека.

Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение трех главных проблем - наследования интеллектуальных, специальных и моральных качеств.

Как среда влияет на развитие личности?

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Среда - реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. В понятие социальная среда входят такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений и т. д. Ближняя среда - это семья, родственники, друзья.

Каждый человек развивается по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя. К какому результату приведет их взаимодействие, зависит от многих случайных факторов.

Как влияет на развитие личности воспитание?

Воспитание - главная сила, способная дать обществу полноценную_ личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.

Роль воспитания оценивается по-разному - от утверждения его полной бессмысленности до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Одна из главных задач правильно организованного воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии со способностями и возможностями человека.

Воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие.

Как влияет деятельность на развитие личности?

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Основные виды деятельности детей и подростков - игра, обучение, труд. По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая и т. д.

Деятельность может быть активной и пассивной.

Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник -потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Активность самого человека - непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха.

Возрастные и индивидуальные особенности развития.

Что такое возрастая периодизация?

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей.

Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные - только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область.

Для педагогики наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста.

Какие виды периодизации приняты в современной науке?

В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста:

Психологическая:

1. период новорожденности (до 6 недель жизни)

2. грудной период (до 1 года)

3. ползунковый период (1-3 года)

4. дошкольный возраст (3-6 лет)

5. школьный возраст (6-11 лет)

6. юношеский период (15-20 лет)

Педагогическая:

1. младенчество(1 год жизни)

2. преддошкольный возраст (1-3 года)

3. дошкольный возраст (3- года)

· младший дошкольный (3-4 года)

· средний дошкольный (4-5 лет)

· старший дошкольный (5-6 лет)

4. младший школьный возраст (6-10 лет)

6. старший школьный возраст (15-18 лег)

Нетрудно заметить, что основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, с другой. Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов.

В чем сущность закона неравномерности развития?

Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития:

В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того как человек становится старше, темп развития замедляется; физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды - быстрее, в другие - медленнее; каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций. Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей:

Между возрастом человека и темпом духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп духовного развития замедляется; духовное развитие людей протекает неравномерно. В отдельные периоды развития возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий имеют временный характер; существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств; по мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность.

Какие периоды называются сензитивными?

Возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называются сензитивными .

Причины сензитивности - неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся свойств.

Большое значение имеет приобретаемый в процессе социализации опыт.

Что такое индивидуальные особенности?

Особенное в человеке называется индивидуальным , а личность с ярко выраженным особенным индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях, возникновение которых связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, способности, темперамент, характер личности.

Педагогический процесс.

Что такое педагогический процесс?

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития па основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

Что представляет собой педагогический процесс как система?

Педагогический процесс - система, в которой воедино слиты процессы формирования, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Структуру системы представляют выделенные по принятому критерию элементы, а также связи между ними. Понимание связей важнее всего, ибо только зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса.

Какие выделяют компоненты педагогического процесса?

Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс - педагоги, воспитуемые, условия воспитания.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Почему педагогический процесс рассматривается как трудовой?

Педагогический процесс - это процесс трудовой, он, как и любой другой трудовой процесс осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса - педагогическое взаимодействие.

Предмет педагогического труда - формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом.

Средства труда - это то, что человек помещает между собой и предметом труда.

Чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. К ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключать воспитанников, способы сотрудничества с ними. Это духовные средства труда.

Что означает целостность педагогического процесса?

Педагогический процесс внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека.

Целостность - главная характеристика педагогического процесса, подчеркивающая подчинение всех составляющих его процессов единой цели.

Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс, обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения - обучение, воспитания - воспитание, развития - развитие.

Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитании осуществляет не только воспитательную функцию, но и развивающую и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.

Какие существуют закономерности педагогического процесса?

В закономерностях отражаются объективные, необходимые, существенные и повторяющиеся связи.

Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются:

1. закономерность динамики педагогического процесса. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постоянный, «ступенчатый» характер: чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат;

2. закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темны и достигнутый уровень развития личности зависит:

· от наследственности

· воспитательной среды;

· применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. закономерность управления учебно-воспитательным процессом;

4. закономерность стимулирования.

Продуктивность педагогического процесса зависит:

1. от действия внутренних стимулов (мотивов) деятельности;

2. интенсивности, характера и своевременностей внешних стимулов;

5. закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Зависит:

· от качества педагогической деятельности

· качества собственно учебно-воспитательной деятельности воспитуемых;

6. закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят:

· от потребностей общества и личности,

· возможностей общества;

· условий протекания процесса.

Какие выделяют этапы педагогического процесса?

В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы - это последовательность развития процесса. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.

На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи:

· целеполагание;

· диагностика условий;

· прогнозирование достижений;

Основной этап осуществление педагогического процесса можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

· постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

· взаимодействие педагогов и учеников ",

· использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса,

· создание благоприятных условий ,

· осуществления мер стимулирования,

· обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Этап анализа достигнутых результатов нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, учесть неэффективные моменты.

Дидактика как наука

Процесс обучение

Что называется дидактикой?

Дидактика - это часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Дидактика - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатов.

Какие существуют основные категории дидактики?

1. преподавание - деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний,

2. учение - процесс, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности;

3. обучение - упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели;

4. образование - система приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков;

5. знания - совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом;

6. умения - овладения способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике;

7. навыки - умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства;

8. цель - то, к чему стремится обучение;

10. форма - способ существования учебного процесса;

11 .метод - путь достижения цели и задач обучения;

12. средство - предметная поддержка учебного процесса.

Что такое процесс обучения?

Процесс обучения - это дидактический процесс.

Процесс обучения это социальный процесс, который зародился с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта. Следовательно, процесс обучения можно назвать процессом передачи накопленного опыта общества подрастающему поколению.

Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности, которые постоянно совершенствуются, способы применения этих знаний в практической деятельности человека.

Ведь общество для того и познает мир, чтобы совершенствовать практическую деятельность. Для постоянного развития, для постоянного познания мира общество вооружает подрастающее поколение и способами добывания новых - знаний, т. е. способами познания мира. И самое главное - общество передает и свое отношение к имеющимся знаниям.

Процесс обучения - это организованное взаимодействие учащихся и преподавателей для достижения образовательных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, умениями, навыками, развитию способностей, выработке взглядов.

Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двусторонний: преподавание (деятельность обучающего) и учение (деятельность обучающихся).

Процесс обучения (но):

ДП= М + Аф + Ау, где ДП -дидактический процесс;

М - мотивация уч-ся к учению;

Аф - алгоритм функционирования уч-ся в учебно-познавательном
процессе ,

Ау - алгоритм управления преподавателем учебно-познавательным
процессом.

Исходя из общих целей образования, процесс обучения имеет функции: образовательную, развивающую, воспитывающую. Они выступают в единстве, комплексно.

Образовательная функция состоит в формировании знаний, умений и навыков, в усвоении учащимися видов деятельности.

Воспитательная функция, состоит в том, что в процессе усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения.

Развивающая функция состоит в развитии у детей психомоторной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной сферы личности.

Что такое содержание образования?

Цели образования - один из определяющих компонентов педагогической системы. Они зависят от социального заказа требований общества образованию граждан. Однако при построении педагогической системы цели конкретизирую гея на основе психолого-дидактических знаний. Цели образования конкретизируются в следующих задачах:

· обеспечение необходимого уровня усвоения знаний, которые обусловят адаптацию учащихся к дальнейшей жизни;

· развитие интересов, способностей, мышления, воображения, памяти, познавательных и практических умений"

· формирование мировоззрения, нравственных, эстетических качеств;

· формирование способностей к самообразованию и совершенствованию.

Какие существуют принципы формирования содержания?

Существуют следующие принципы формирования образования:

Гуманистичности, обеспечивающий приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, научности, проявляющийся в соответствии предлагаемых для обучения знаний достижениям научного и культурного прогресса; последовательности, заключающийся в планировании содержания; систематичности, предполагающий рассмотрение изучаемых знаний в системе; связи с жизнью как средство подкрепления образования реальной практикой; соответствия возрастным возможностям; доступности.

Урок как форма обучения.

В чем заключается сущность и особенность урока?

Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап) учебного процесса.

К уроку предъявляются определенные требования. Среди общих требований выделяются следующие:

Построение на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса; реализация всех дидактических принципов и правил; обеспечение условий для познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей, потребностей; опора на достигнутый уровень развития учащихся; формирование практически необходимых знаний, умений, навыков; логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

Какие существуют цели уроков?

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучать, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим требованиям относятся:

· определение образовательных задач каждого урока,

· сочетание разнообразных видов, форм, методов;

· творческий подход к уроку.

Воспитательные требования:

· формирование и постановка достижимых воспитательных целей;

· воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности;

· соблюдение требований педагогического такта.

Развивающие требования:

· формирование у учащихся положительной мотивации к учебе, интересов, творческой инициативы,

· учет уровня развития учащихся, их психологических способностей, проектирования «зоны ближайшего развития»,

· стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии. Кроме перечисленных требований выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, санитарно-гигиенические и т. д.

Как осуществляется подготовка к уроку?

Технология подготовки к уроку может быть следующей:

Изучение учебной программы и тематического плана; определение методической особенности темы; определение характера изложения учебного материала; подготовка психолого-педагогической диагностики особенностей и возможностей учащихся; выбор дидактических средств для реализации учебной деятельности учащихся.

При этом формируется несколько моделей урока:

    целевая - обоснуется постановка дидактических, воспитательных и развивающих задач обучения; реальность выполнения цели; связь цели данного урока с целью и задачами предыдущих и последующих уроков; мотивация учебной деятельности учащихся; содержательная -- соответствие содержания урока требованиям программы, распределение содержания на части, закопченные в смысловом отношении; методическая - выбор и реализация средств, приемов, методов обучения и форм организации учебного занятия; формирование познавательных интересов; осуществление индивидуального подхода к учащимся; создание на уроке ситуации успеха, процессуальная - выбор типа и вида урока, структура урока, ее особенности, логическая последовательность и чередование видов учебной деятельности, четкость организации урока, рациональное использование времени; эмоционально-интеллектуальная - образность, эмоциональность изучаемого материала, мимика, жесты, контакт с учащимися, выразительность, грамотность речи, санитарно-гигиеническое состояние комнаты, внешний вид.

Принципы и правила обучения.

Что такое принципы дидактики?

Процесс обучения это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами.

Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения.

Принципы обучения - это историческая и одновременно социальная категория. Они совершенствуются в зависимости от исторических особенностей развития общества, от уровня развития науки и культуры в нем.

Впервые принципы обучения были сформулированы чешским ученым.

В учебном процессе все дидактические принципы очень тесно переплетаются. Они дают возможность осуществлять обучение таким образом, чтобы оно соответствовало логике познания.

Что такое правила обучения?

Из принципов обучения вытекают правила обучения, отражающие более частные положения одного и того же принципа, т. е. каждый дидактический принцип имеет свои конкретные правила реализации. Правила - это те положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа.

— это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки.

  • Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.
  • Умения — это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
  • Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

В любом всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем.

Признаки процесса обучения

Процесс обучения — это социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с его развитием.

Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта . Следовательно, и процесс обучения в средних и высших учебных заведениях можно назвать процессом передачи накопленного опыта обществом подрастающему поколению. Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности, которые постоянно совершенствуются, способы применения этих знаний в практической деятельности человека. Ведь общество и познает мир для того, чтобы совершенствовать практическую деятельность, а вместе с тем и совершенствовать окружающую нас действительность. Для постоянного развития, для постоянного познания мира общество вооружает подрастающее поколение и способами добывания новых знаний, т. е. способами познания мира.

Признаки процесса обучения:
  • двусторонний характер;
  • совместная деятельность учителей и учащихся;
  • руководство со стороны учителя;
  • специальная планомерная организация и управление;
  • целостность и единство;
  • соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
  • управление развитием и воспитанием учащихся.

Приемы и методы обучения, их классификация

Процесс обучения может осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется.

Эффективность процесса обучения прежде всего зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения» мы употребляем и понятие «приемы обучения».

Приемы обучения могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном — это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т. п.

Традиционная классификация методов обучения включает:

  • словесные методы обучения (или методы устного изложения материала);
  • наглядные;
  • практические.
Словестные методы обучения:
  • работа с учебником (печатное слово).

Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

Работа с учебником , книгой, справочной литературой также может использоваться по-разному. Это может быть просто поиск нужной информации, или исследование, когда разыскивается информация для ответа на определенные вопросы.

Применение познавательных игр и программное обучение

Познавательные игры — это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход.

Главное назначение этого метода — стимулирование познавательного процесса. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

Среди таких игр — разнообразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры типа электронных викторин, игры с тематическими наборами. В последнее десятилетие все большую популярность получают симуляционные игры, т. е. способствующие воспроизведению определенного качества, а также такие разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей.

Метод инсценизации может принимать различные формы, например форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему.

Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и высококлассных специалистов. Он напоминает известную «мозговую атаку», в процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи ее разрешения.

Методы программированного обучения направлены на повышение эффективности управления учебным процессом и подразумевают значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся, осуществляемой в индивидуальном темпе и под контролем специальных средств. Применяемые в программном обучении методы можно разделить на:

  • методы предъявления информации;
  • методы выполнения программированных заданий;