Храм святителя николая у соломенной сторожки. Храм у Соломенной сторожки: история и фото Церковь в дубках




Деревянный шатровый храм был построен в 1916 году как церковь Николая Чудотворца 675-й Тульской пешей дружины в Петровско-Разумовском у Соломенной сторожки. Церковь изначально строилась как первый в России храм-памятник Первой мировой войны. В советское время церковь была снесена и воссоздана в 1997 году с использованием оригинального проекта на новом месте - в 300 метрах от старого, на окраине парка "Дубки".
Название этой местности на севере Москвы звучит как-то совсем не по-городскому. Интересна история его возникновения. Оказывается, проезд Соломенной сторожки получил своё название по сторожевому домику, у которого были глинобитные (с соломой) стены. В этом доме жил сторож, который охранял территории первого в России высшего сельскохозяйственного учебного заведения - Петровской лесной и земледельческой академии (сейчас - Российский государственный аграрный университет им. К. А. Тимирязева).

1. Здесь и построил Фёдор Иванович Шехтель церковь в неорусском стиле, венчает которую высокий шатёр с небольшой главкой.

В 1925 году на обратной стороне открытки с изображением этой церкви, отправленной исследователю древнерусского зодчества и реставратору И.П. Машкову, архитектор написал: "По-моему, лучшая из моих построек". Такую же открытку он подарил настоятелю церкви В.Ф. Надеждину.


Фото из Википедии

В начале XX века местность, где располагался храм, представляла собой дачный посёлок, через который к селу Петровско-Разумовскому шла дорога. Рядом находились лесные угодья Петровской академии. К сожалению, Соломенная сторожка - небольшой глинобитный дом, напоминавший южнорусскую избу, с четырьмя комнатами и сквозным коридором в центре, не сохранилась, но память о ней осталась в названии проезда и храма.


Соломенная сторожка, в которой проживали сторожа Петровской сельскохозяйственной академии

Родившийся в Соломенной сторожке выдающийся архитектор Константин Мельников в своих воспоминаниях подробно описал сторожку: её окружал глухой забор, во дворе находились дровяной сарай, стойло для лошадей и колодец. Свои воспоминания о Соломенной сторожке в рассказе "Прохор и студенты" оставил и учившийся в 1870-х годах в Петровской академии писатель Владимир Галактионович Короленко.


На фотографии слева направо: сидит известный лесовод Лохвицкий (двоюродный брат поэтессы Миры Лохвицкой и писательницы Н.Теффи, его супруга, кормилица и кухарка семьи, две дочери и студент (судя по форме МСХИ). Семья временно заняла сторожку во время ремонта собственного дома.

В 1905 году из-за частых студенческих волнений Петровско-Разумовское было передано в ведение городской полиции, а в сторожке разместилась квартира пристава. После 1918 года здесь находилось отделение милиции. Дом был разобран в послевоенные годы. В 1955 году перестроенную сторожку снесли и выстроили вскоре новый жилой дом №10 по ул. Вишневского.

По соседству с сельскохозяйственной академией размещался летний лагерь Московского гарнизонного батальона. После начала Первой мировой войны здесь стали формироваться воинские части для отправки на фронт. Вскоре воины 675-й Тульской пешей дружины предложили построить на пожертвования летний храм. Главными инициаторами были командир дружины полковник А.А. Мозалевский и В.И. Заглухипский, который жертвовал церкви свои средства и позднее стал её старостой. Деньги на строительство церкви жертвовали как офицеры, так и дачники Петровско-Разумовского. Всего было собрано 3000 рублей.


Фото 1916 года из Википедии

2. Строительство храма заняло около месяца. Это был небольшой деревянный храм, вмещавший 100 человек, выполненный в стиле шатровых церквей Вологодского края. Шехтель практически воссоздал в своём проекте традиционные композиционные приёмы и архитектурные детали этих церквей. Исключение составила звонница: на Севере колокольни ставились отдельно от храма. Конструкция храма также отлична от традиционной: она каркасная, а не бревенчатая, поэтому церковь была неотапливаемой. Шатровый храм крестообразный в плане, к нижнему четверику приделаны четыре бочки, образуя крест.

Образцами для храма стали деревянные шатровые церкви русского Севера XVI-XVIII веков: Успенская в Варзуге, Покрова Божией Матери в Заостровье и Климентовская в селе Уне.


Успенская церковь XVII века в селе Варзуга, Терский район на юго-востоке Мурманской области


Климентовская церковь в деревне Уна 1501 года постройки сгорела в 1892 году. Рис. из журнала "Нива"


Храм Покрова Божией Матери в Заостровье,1900-1917 год. Открытка с сайта https://pastvu.com/p/245745

Внутренняя отделка и роспись храма выполнялись по эскизам архитектора в стиле убранства Ферапонтова монастыря. Для иконостаса собирались подлинные иконы XVI - XVII веков. Причем наиболее ценные из них украсили царские врата, которые были точной копией царских врат Феодоровского собора в Царском Селе. Роспись храма производили дети архитектора - профессиональные живописцы Лев Фёдорович и Вера Фёдоровна.



Фрагмент иконостаса

3. Храм был освящён 20 июля 1916 года епископом Можайским Димитрием. На торжественной церемонии присутствовали Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, генерал-губернатор Москвы, командующий войсками Московского военного округа, командиры ополченческих бригад, офицеры 675-й Тульской дружины и местные жители. Профессор богословия священник И. А. Артоболевский произнёс речь о том, какое значение имеет этот храм. Московские газеты в 1916 году так писали об этой церкви: "Представляя собой археологическую ценность как собрание редчайших икон, этот храм является в то же время первой в России церковью-памятником переживаемых событий".

4. Фёдор Шехтель, живший неподалёку, часто посещал храм, и его техническое состояние вызывало беспокойство архитектора. Обращаясь в середине 20-х годов в Строительную комиссию с докладной запиской, он, чтобы спасти церковь, советовал при своем участии установить постоянный технический контроль, обить внутри стены асбестовыми листами или толстым шведским картоном, устроить электрическое отопление, поддерживать в сухом состоянии подполье и прочее. Однако его предложение о реконструкции храма было оставлено без внимания.

6. После Октябрьской революции храм, изначально созданный для нужд дружины, стал приходским. 6 апреля 1922 года из храма было изъято 7 фунтов серебра. Храм оставался действующим сравнительно долго. После закрытия окрестных церквей его приход возрос с 300 до 2000 человек. В 1920-х годах церковь значилась памятником архитектуры и присутствовала в охранных списках как собрание древних икон. Несмотря на это, техническое состояние церкви постепенно ухудшалось.
В 1935 году храм был закрыт, шатёр и колокольня сломаны. Однако, по свидетельствам старожилов, там ещё некоторое время велись службы и крестили детей. Затем здание церкви было превращено в общежитие. К 1960 году окончательно разрушившееся здание храма было снесено, а на его месте был построен блочный 15-этажный жилой дом для работников милиции (улица Дубки, дом № 4).

7. Идея восстановления храма возникла в 1995 году, а 19 ноября 1996 года Правительством Москвы было принято распоряжение о выделении участка и воссоздании памятника русского деревянного зодчества.

8. Проект восстановления храма был разработан архитектором А. В. Бормотовым с использованием сохранившихся чертежей. Курировал проект архитектор-реставратор В. И. Якубени.

9. В 1997 году вновь был освящён деревянный храм, полностью восстановленный по чертежам Федора Осиповича Шехтеля.

10. Воссоздание Никольского храма поблизости от того месте, где он стоял ранее, оказалось благим делом. Сейчас в Никольском храме открыт музей, есть Православное сестричество, Никольское молодежное братство, воскресная школа. И вообще, кипит жизнь и очень доброжелательная атмосфера для всех посещающих это место.

Источники информации.

Небольшое старинное село Астрадамово, прилегавшее к Петровско-Разумовскому селению, прекратило свое существование в начале XIX века. Земельные угодья бывшего села перешли во владение Петровской сельскохозяйственной академии, проводившей на них искусственные посадки. В книгах начала века пишется, что некогда здесь у дороги стояла крытая соломой будка, названная поэтому в народе "соломенной сторожкой". Когда в этих местах построили церковь Святителя Николая, память народная прибавила к названию указание - "у Соломенной Сторожки".

Инициаторами строительства нового храма стали воины расположенной неподалеку 675 Тульской пешей дружины и прежде всего ее командир полковник А.А. Мозалевский, а также жертвователь, будущий староста церкви В.И. Заглухипский. Деньги на строительство нового храма собирали также дачники села Петровско-Разумовского.

Проектировать храм был приглашен Ф.О. Шехтель, академик архитектуры, автор многочисленных построек, в том числе культовых (часовня при Лютеранской церкви и церковь Василия Кесарийского, отделка церкви Пимена Нового, церковь в Иванове-Вознесенске и некоторые другие), удостоенный множества наград, последняя из которых - орден Св. Владимира IV степени за труды военного времени.

Перешедший в 1915 году в православную веру, Федор Осипович вдохновился созданием проекта деревянной церкви в неорусском стиле. В результате в 1916 году всего за один месяц по его чертежам возводят деревянный шатровый храм. Ф. Шехтель писал, что "церковь скомпонована в характере северных церквей Олонецкой губернии, за исключением звонницы, т.к. на Севере колокольни ставились отдельно от церкви". Шехтель в своем проекте почти буквально следует деревянному зодчеству прошлого. Вместе с тем технология строительства существенно отличается от традиционной: храм построен каркасной системой, то есть по брусьям обшит с двух сторон тесом, а не собран из бревенчатых венцов. Это не могло не повлиять на долговременность постройки и ее вертикальные характеристики, выглядящие в центральной части более приземисто, чем ранние прототипы.

В основе церкви лежит крестообразный план, когда к нижнему четверику, завершающемуся шатром, прирублены по сторонам четыре бочки, образующие крест. Основание под бочками расширено, что позволяет увеличить внутреннее пространство для молящихся. Ядро композиции торжественно возносящийся шатер и бочки по сторонам, известные по таким образцам зодчества Севера, как Клементовская церковь в посаде Уна (XVI в.), церковь Рождества Богородицы в Заостровье (1726), Вознесенская церковь в Конецгорье (1752), в существующей поныне Успенской церкви в Варзуге (1674). Конечно, есть и отличия от этих храмов (как и сами они отличаются друг от друга), но основа объемно-пространственной композиции была передана Шехтелем с редким чувством вкуса и пропорций. Здесь почти нет надуманности форм, оторванности от реальной структуры народной деревянной архитектуры. Там, где нарушается принцип целостности, например при устройстве звонницы, это оговаривается особо. Следует заметить, что подлинные внешние формы воссоздаются здесь такими, какими они были увидены исследователями и любителями старины в конце XIX начале XX века, то есть под поздней обшивкой, что делает здание более четким и сухим, без свойственной венцам живописности, игры светотени, естественной причудливости форм. Характерно, что на неорусский стиль Никольского храма не оказал влияния изощренный язык модерна, признанным мастером которого был Ф. О. Шехтель. Чистота и логическая ясность форм, естественная динамика композиции вот основа его архитектурного языка. Даже очертания "ломаных" бочек, отличных от скругленных старорусских, определяются влиянием материала - теса вместо лемеха, а не сознательным приемом.

Целостностью отличается и интерьер храма, где боковые помещения органично вливаются в центральное пространство под шатром. В гармонии с архитектурой решены и малые формы: лавки, ограждения клиросов, аналои и даже подсвечники. Не нарушает впечатления старины и большое паникадило-хорос в центральной части храма. К древним образцам восходит и расписной трехъярусный (тябловый) иконостас, собранный из икон XVI-XVII веков, уникальный случай органичного синтеза "новодельной" архитектуры с древними живописными подлинниками. Ансамблевая слаженность, равновесие частей и деталей (даже в расположении икон) делают храм уникальным произведением искусства.

Церковь была освящена 20 июля 1916 года в присутствии великой княгини Елисаветы Феодоровны, московского губернатора, градоначальника, командующего войсками Московского военного округа, командиров ополченческих бригад, офицеров Тульской дружины, окрестного населения.

В советское время, после закрытия в округе других храмов, количество прихожан у Храма Святителя Николая возросло с 300 до 2000 человек. Построенный каркасным способом храм с трудом вмещал прихожан и вызывал беспокойство Шехтеля за его техническое состояние. Обращаясь в середине 20-х годов в Строительную комиссию с докладной запиской, он, чтобы спасти церковь, советовал при своем участии установить постоянный технический контроль, обить внутри стены асбестовыми листами или толстым шведским картоном, устроить электрическое отопление, поддерживать в сухом состоянии подполье и прочее. Он писал: "Кроме технических мер для поддержания жизнеспособности этой летней, легкой постройки, я очень настаиваю на том, чтобы украсить храм внутри росписью. Сделать его радостным и благолепным, чтобы его полюбили прихожане и, может быть, удовольствовались без новой церкви. Весь бело-светлый внутри, с райскими цветулями, он должен очаровать их и заставить не жалеть сравнительно небольшие затраты на окончательное усовершенствование его. ... Роспись внутри храма церкви сделает мой сын Лев Федорович и дочь Вера Федоровна - художники, по моим эскизам, в характере Ферапонтова монастыря и по другим источникам XIXIV веков. Я не сомневаюсь, что коллегия Наркомпроса по моему представлению объявит ее заповедною, ввиду ценных древних образов и вообще несомненного интереса, как - то праздники XV ст. Местный образ Спаса письма царского живописца Симона Ушакова или его ученика Несвицкого. Хоругви шиты по моим эскизам графиней М.Д. Бобринской. Свечи, хорос, большое паникадило выкованы по моим рисункам мастерами дружины, также кожаные панно по низу иконостаса цветулями. Все вновь жертвованные иконы, не представляющие из себя древней ценности, следует принимать с благодарностью и сдавать в ремонт..." В конце докладной записки он сообщает, что "измыслил" способ, как сделать из летней церкви зимнюю путем обивки изнутри двухвершковыми толстыми досками.

Планам Шехтеля не суждено было сбыться. Сам архитектор скончался в 1926 году, в возрасте 67 лет. А в 1935 году храм был закрыт, его звонница и шатер были сломаны. По рассказам старожилов, некоторое время в церкви еще продолжались службы. Но вскоре в здании разместили общежитие.

В 60-х гг. XX века церковь снесли окончательно, на ее месте выстроили многоэтажный дом № 4 по улице Дубки.

Три десятилетия спустя у префекта Северного административного округа Москвы Михаила Демина и иерея Георгия Полозова возникла идея восстановления храма. Работы по восстановлению церкви начались с конца 1996 года. Проект храма разрабатывался архитектором А.Бормотовым с использованием сохранившихся чертежей Ф. Шехтеля, любительских фотографий и зарисовок. Надзор за реализацией проекта осуществлял опытный архитектор-реставратор В.И. Якубени. Строительство вело акционерное общество "Аркада". Новый храм приспособлен для зимнего времени, отопляем, поставлен на мощное каменное основание, стены выполнены из бруса, а кровля перекрыта медью. Все это делает здание более прочным по сравнению с прежним.

Новый храм был построен недалеко от места, на котором стоял прежний, менее чем за полгода и освящен 20 апреля 1997 года.

По материалам книги "Храмы Северного округа" (М., 1997), статьи "Храм святителя Николая у Соломенной Сторожки" (газета "Новый Тимирязевец", № 10 за 2002 г.) и

Храм основали в 1916 году в неорусском стиле и дали название в честь Николая Чудотворца. Создателем проекта был знаменитый архитектор Федор Шехтель. Изначально планировалось построить его в качестве несомненного памятника Первой мировой войны. В период СССР строение сносили, а восстановление началось только в 1997 году. Реконструкция проводилась по новым чертежам недалеко от старого места.

Возникновение храма

В первые годы XIX века Российский государственный университет имени К.А. Тимирязева носил название Петровской академии. Это заведение охранялось человеком, домом которого являлась сторожка, имеющая Отсюда возникло название монастыря. Место, где будет возведен храм в 1916 году, являлось дачным поселком, через который путники добирались до села под названием Петровско-Разумовское.

Небольшой четырехкомнатный соломенный домик, похожий на избу, не сохранился, но в истории он сыграл необходимую роль. По словам Константина Мельникова, знаменитого архитектора, родившегося именно в этой сторожке, ее окольцовывала непроходимая ограда, внутри двора стоял сарай, куда складывали дрова. Также на территории дома находилось лошадиное стойло и неглубокий колодец. Некоторые дополнения к информации о сторожке можно получить из рассказа В. Г. Короленко «Прохор и студенты».

Во время волнения 1905 года в среде молодежи и студентов село Петровско-Разумовское было отдано под опеку полиции города, а соломенная сторожка стала местом обитания пристава. После революции здесь было милицейское отделение, а по окончании Второй мировой войны здание было разобрано. Сегодня на его месте красуется современный дом.

Рядом с академией стоял гарнизонный батальон, расположившийся здесь на летнее время. После объявления о начале Первой мировой войны в этих местах предприняли создание армейских подкреплений, которые вскоре уходили на фронт. Некоторое время спустя поступило предложение основать здесь летний храм на пожертвованные деньги, которых было собрано около 3000 рублей. Взносы осуществлялись не только офицерами и полководцами армии, но и хозяевами ближайших дачных поселков.

Строительство Храма Николая у Соломенной сторожки

Архитектор строения Фёдор Иванович Шехтель, отправляя настоятелю открытку, изображающую этот монастырь, отмечал, что не создавал более прекрасного творения в своей жизни. На строение монастыря, куда вмещалось около ста прихожан, ушло примерно тридцать дней. Архитектору вполне удалось воссоздать многие традиционные приемы и детали храмов шатрового стиля. Отличия заключались в каркасной конструкции строения и колокольне, которая была поставлена вместе с монастырем. Деревянные северных областей Руси XVI—XVIII веков служили образцами при возведении этой церкви.

Феропонтов монастырь служил примером для отделки и росписи внутри. Настоящие иконы VI-VII веков наполняли внутреннее убранство храма, а наиболее ценные из них стали украшать главные ворота. Росписью занимались родные дети Шехтеля, признанные мастера живописи. Архитектор жил неподалеку от своего творения, поэтому мог часто посещать монастырь и оценивать его состояние.

Первая деятельность

Епископ Димитрий был человеком, который осветил Храм у Соломенной сторожки 20 июля 1926 года. Церемония проходила в присутствии Елизаветы Федоровны, московского генерал-губернатора, офицеров, командиров и местного населения. В этот же день была произнесена торжественная речь об огромном значении новостройки, которая стала первым памятником пережитых страшных событий войны.

Спустя десять лет эксплуатации были выявлены многие изъяны общего состояния церкви. Федор Шехтель обращался с докладом в строительную комиссию и просил, чтобы стены внутри были обиты асбестом или шведским картоном. Он рекомендовал провести электрическое отопление следить за состоянием подполья. К сожалению, его указания были проигнорированы.

Как существовал монастырь в период СССР

Перед революцией храм использовали для нужд армии, после 1917 года он стал открыт для прихожан. Количество людей, посещающих церковь, значительно увеличилось, когда были закрыты соседние монастыри. Храм довольно продолжительное время обслуживал всех желающих. Немногие церковнослужители, живущие и трудящиеся во имя народа и Бога, позднее были причислены к лику святых людей. Их имена помнит история храма: Василий Надеждин, Владимир Амбарцумов, Михаил Славский.

Первый был назначен иереем (рукоположенным женатым священником) Храма у Соломенной сторожки в 1921 году. На Василия Надеждина была возложена обязанность духовно-нравственного воспитания детей профессоров академии. К его заслугам можно отнести создание церковного хора и проведение субботних проповеднических программ. В 1929 году Надеждина арестовывает советская власть, на смену ему ставят Амбарцумова. В 1932 году был задержан последний

Храм у Соломенной сторожки был закрыт в 1935 году, а его звонница и шатер разрушены. Однако некоторые очевидцы уверяли, что службы и крещения продолжались некий период времени. Позже строение превратили в общежитие, а в 1960 году бывший монастырь, основательно разрушившийся, был снесен. Его место заняла жилая многоэтажка для милицейских.

Новая жизнь монастыря

В декабре 1995 года была подана идея возрождения постоялого двора под руководством настоятеля соседнего храма. Новым место для фундамента стали 33 сотки земельного участка, находящиеся на окраине парка «Дубки». Идею поддерживало большое количество местных граждан, настоятели и некоторые бизнесмены.

На образцах уцелевших чертежей архитектор Бормотов разработал новый план строительства. Работы начали в 1996 году, а осветили церковь годом позднее. В ходе возведения не были соблюдены многие правила научного восстановления. Ответственные за строительство люди не собрали все необходимые и задокументированные согласования. Георгий Полозов, настоятель признал свою поспешность, но говорил, что никогда бы не закончил работу, если бы все делал по правилам архитектурного ремесла.

Реставрация Храма святителя Николая у Соломенной сторожки стало большим делом. Сегодня здесь функционирует музей, открыто православное сестричество, действует воскресная школа. Прихожане отмечают приятную и гостеприимную атмосферу этого места и активную позицию настоятелей и монашества.

Храм у Соломенной сторожки: расписание богослужений

Монастырь располагается по адресу: город Москва, Ивановская улица, дом №3. Ближайшей станцией метро является «Тимирязевская», которая находится в 400 метрах от входа в постоялый двор Храма Николая у Соломенной сторожки. Расписание работы и богослужений можно видеть на главном входе, к тому же вся информация об этом имеется в Глобальной сети.

Небольшое старинное село Астрадамово, прилегавшее к Петровско-Разумовскому селению, прекратило свое существование в начале XIX века. Земельные угодья бывшего села перешли во владение Петровской сельскохозяйственной академии, проводившей на них искусственные посадки.

В книгах начала века пишется, что некогда здесь у дороги стояла крытая соломой будка, названная поэтому в народе «соломенной сторожкой». Когда в этих местах построили церковь Святителя Николая, память народная прибавила к названию указание - «у Соломенной сторожки».

Инициаторами строительства нового храма стали воины расположенной неподалеку 675-й Тульской пешей дружины и прежде всего ее командир полковник А.А. Мозалевский, а также жертвователь, будущий староста церкви В.И. Заглухипский. Деньги на строительство нового храма собирали также дачники села Петровско-Разумовского.

Проектировать храм был приглашен академик архитектуры Ф.О. Шехтель, автор многочисленных построек, в том числе культовых (часовня при Лютеранской церкви и церковь Василия Кесарийского, отделка церкви Пимена Нового, церковь в Иванове-Вознесенске и некоторые другие), удостоенный множества наград, последняя из которых - орден св. Владимира IV степени за труды военного времени.

Перешедший в 1915 году в православную веру Федор Осипович вдохновился созданием проекта деревянной церкви в неорусском стиле. В результате в 1916 году всего за один месяц по его чертежам возводят деревянный шатровый храм. Ф. Шехтель писал, что «церковь скомпонована в характере северных церквей Олонецкой губернии, за исключением звонницы, т.к. на Севере колокольни ставились отдельно от церкви».

Церковь была освящена 20 июля 1916 года в присутствии великой княгини Елисаветы Феодоровны, московского губернатора, градоначальника, командующего войсками Московского военного округа, командиров ополченческих бригад, офицеров Тульской дружины, окрестного населения.

В Советское время, после закрытия в округе других храмов, количество прихожан у храма святителя Николая возросло с 300 до 2000 человек. Построенный каркасным способом храм с трудом вмещал прихожан и вызывал беспокойство Шехтеля за его техническое состояние. Обращаясь в середине 20-х годов в Строительную комиссию с докладной запиской, он, чтобы спасти церковь, советовал при своем участии установить постоянный технический контроль, обить внутри стены асбестовыми листами или толстым шведским картоном, устроить электрическое отопление, поддерживать в сухом состоянии подполье и прочее.

В конце докладной записки он сообщает, что «измыслил» способ, как сделать из летней церкви зимнюю путем обивки изнутри двухвершковыми толстыми досками.

Планам Шехтеля не суждено было сбыться. Сам архитектор скончался в 1926 году, в возрасте 67 лет. А в 1935 году храм был закрыт, его звонница и шатер были сломаны. По рассказам старожилов, некоторое время в церкви еще продолжались службы. Но вскоре в здании разместили общежитие.

В 60-х гг. XX века церковь снесли окончательно, на ее месте выстроили многоэтажный дом № 4 по улице Дубки.

Три десятилетия спустя у префекта Северного административного округа Москвы Михаила Демина и иерея Георгия Полозова возникла идея восстановления храма. Работы по восстановлению церкви начались с конца 1996 года.

Проект храма разрабатывался архитектором А. Бормотовым с использованием сохранившихся чертежей Ф. Шехтеля, любительских фотографий и зарисовок. Надзор за реализацией проекта осуществлял опытный архитектор-реставратор В.И. Якубени. Строительство вело акционерное общество «Аркада». Новый храм приспособлен для зимнего времени, отопляем, поставлен на мощное каменное основание, стены выполнены из бруса, а кровля перекрыта медью. Все это делает здание более прочным по сравнению с прежним.

Новый храм был построен недалеко от места, на котором стоял прежний, менее чем за полгода и освящен 20 апреля 1997 года.

Что есть что в церкви

Главными жертвователями стали командир дружины полковник А.А. Мозалевский и В.И. Заглухипский. Всего на строительство храма собрали 3 000 рублей. Для иконостаса собрали иконы XVI-XVII веков, наиболее ценные из которых украсили царские врата - копию царских врат Феодоровского собора в Царском Селе.

Раньше церковь стояла на другом месте - в Петровском-Разумовском у Соломенной сторожки. Тогда в этой местности располагались лесные угодья Петровской лесной и земледельческой академии. Для их охраны стояла сторожевая будка с соломенной крышей. От нее храм и получил название «у Соломенной сторожки».

Храм Святителя Николая оставался действующим до 1935 года. Но все это время власти игнорировали церковь, значившуюся как памятник архитектуры.

На ее защиту встал Федор Шехтель, но его просьбу о реставрации здания оставили без внимания.

Кроме технических мер для поддержания жизнеспособности этой летней, легкой постройки, я очень настаиваю на том, чтобы украсить храм внутри росписью. Сделать его радостным и благолепным, чтобы его полюбили прихожане и, может быть, удовольствовались без новой церкви. Весь бело-светлый внутри, с райскими цветулями, он должен очаровать их и заставить не жалеть сравнительно небольшие затраты на окончательное усовершенствование его... Роспись внутри храма церкви сделает мой сын Лев Федорович и дочь Вера Федоровна - художники, по моим эскизам, в характере Ферапонтова монастыря и по другим источникам XIV века. Я не сомневаюсь, что коллегия Наркомпроса по моему представлению объявит ее заповедною, ввиду ценных древних образов и вообще несомненного интереса, как-то праздники XV ст. Местный образ Спаса письма царского живописца Симона Ушакова или его ученика Несвицкого. Хоругви шиты по моим эскизам графиней М.Д. Бобринской. Свечи, хорос, большое паникадило выкованы по моим рисункам мастерами дружины, также кожаные панно по низу иконостаса цветулями. Все вновь жертвованные иконы, не представляющие из себя древней ценности, следует принимать с благодарностью и сдавать в ремонт…

В 1935 году церковь у Соломенной сторожки превратили в общежитие. А в 1960 окончательно разрушившееся здание храма снесли. На его месте появился 15-этажный жилой дом для работников милиции.