Географическая карта как объект и источник информации. Изучение новой темы. Краткие сведения об открытии Африки




Дисциплина: География
Тема: «Введение. Источники географической информации».
Практическое занятие № 1.

Тип занятия: Изучение нового
Вид занятия: Лекция - визуализация
Количество часов: 2 часа

Цель занятия: Формирование представление об источниках географической
информации.

Задачи:
Дать представление о роли и месте современной географической информации в решении проблем развития человеческой цивилизации.
Сформировать представления обучающихся о различных источниках географической информации, которые призваны помогать в освоение нового учебного курса.
Продолжить формировать навыки тестирования и конспектирования лекций.
Оценить объем и уровень остаточных географических знаний обучающихся для определения степени готовности аудитории к изучению нового материала.

Оборудование, наглядность, ТСО – ноутбук, плазменный телевизор, презентация, контурная карта, атлас,

Ход занятия:

Организационный момент.
Постановка цели и задач.
Требования к организации учебного процесса.
Лекция визуализация.
География как наука.

Географическая карта – особый источник информации о
действительности.
Статистические материалы.

География как наука.

География - одна из наиболее интересных и важных наук. Она изучает территорию (территориальные комплексы разного уровня), условия и закономерности ее формирования и развития. Экономическая и социальная география как раздел географии исследует место и роль человека и его разносторонней деятельности на той или иной территории. От того, насколько грамотно человек обживает и осваивает место своего обитания, зависит его комфортное проживание на нем. География позволяет глубоко научно и главное комплексно учитывать все факторы развития территории – природные (геологическое строение, климатические особенности, особенности внутренних вод и природных комплексов), экономические (особенности ведения хозяйственной деятельности) т социальные (поведение человека). Именно по этой причине она так широко использует достижения самых разнообразных наук.

Традиционные и новые методы географических исследований.

Методы (способы) исследований – это конкретные приемы изучения географических объектов и явлений.

Геоинформационная система (ГИС) - это информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и анализ пространственных (пространственно-координированных) данных.
Структура ГИС:
Данные (пространственные данные):
- позиционные (географические): местоположение объекта на земной поверхности, его координаты в выбранной системе координат;
- непозиционные (атрибутивные, или метаданные) - описательные текстовые, электронные документы, данные графического типа, включая фотографии объектов, трехмерные изображения объектов, видеоматериалы и т.д.
Аппаратное обеспечение (ЭВМ, компьютерные сети, накопители, сканеры, дигитайзеры и т. д.);
Программное обеспечение (ОС, приложение и надстройки к нему);
Технологии (методы, порядок действий и т. д.);
Операторы, администраторы, пользователи.

Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.
Задание № 1 (Прочитайте текст. Составьте схему «Источники географической информации»)
География – наука, изучая которую, не следует бояться получить слишком много информации. Источников географической информации довольно много.
Во-первых - географическая карта. Она обеспечивает единовременный широкий и комплексный взгляд на изучаемую территорию. Неслучайно известный географ Н. Н. Баранский, основоположник советской экономической и социальной географии, назвал географическую карту «языком» географии. Правда, географическую карту надо уметь читать, т. е. владеть навыком получения от нее всей необходимой информации. Во вторых, это литература, причем самая разнообразная – справочная, научная, научно-популярная и даже художественная. В- третьих, это средства массовой информации (газеты, журналы, телевизионные и радиопередачи, кинофильмы). В-четвертых, это Интернет. В- пятых, это личные впечатления. При изучении особенностей территории никакая информация не будет лишней. Необходимо «впитывать» ее отовсюду –читать книги, газеты и журналы, смотреть телевизионные передачи и кинофильмы, пользоваться услугами сети Интернет, выезжать в туристические поездки.
Современный мир стоит на пороге глобализации. В настоящее время товары, деньги, любая информация без труда преодолевают огромные расстояния и некогда кажущие неприступными бастионами государственные границы. В связи с этим происходит неизбежное усреднение, или унификация, моделей поведения людей. Конечно этот процесс идет не легко. Но он объективен. Колоссальные различия в культурных традициях тех или иных народов еще больше обостряют, казалось бы, и без того острые межгосударственные и межнациональные противоречия. Осознать их природу, разобраться во всех их хитросплетениях как раз и может помочь географию.

Географическая карта – особый источник информации действительности.

Географическая карта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] модели [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в уменьшенном виде.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Статистические материалы.

Статистические данные - это составная часть глобальной информационной системы, которая формируется в соответствии с концепцией информатизации, разработанной в Российской Федерации.

Статистические материалы это массовые количественные данные о важных указатели жизни [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и соотношения между ними. Статистическими есть данные переписей населения, сбора налогов, расчета земель.

Стартовое тестирование по экономической и социальной географии России

Страны, имеющие сухопутные границы с Россией:

Швеция.
Норвегия
Литва
Монголия
Финляндия
Армения
Китай
Белоруссия
Туркмения

Город России с населением более 1 миллион человек:

Мурманск
Нижний Новгород
Магадан
Сочи
Серпухов
Киев
Орел
Южно-Сахалинск
Минск

Крупнейший бассейн по объемам коксующегося угля в России:

Канско-Ачинский
Кузнецкий
Подмосковный
Донецкий

4. Центр черной металлургии полного цикла в России:

Мурманск
Санкт-Петербург
Москва
Магнитогорск

5.Тонкорунное и полутонкорунное овцеводство наиболее развито в
экономическом районе:

Северный
Северо - Кавказский
Центральный
Центрально-Черноземный

6.Транссибирская железнодорожная магистраль проходит пот территории
экономических районов России:

Северо – Кавказский
Уральский
Дальневосточный
Северный

7.Расположите этапы текстильного производства в технологическом порядке – от сырья до производства готовой ткани

Отделка
Производство суровья
Производство волокна
Производство пряжи

Ответ: 3,4,2,1

8.Три центра нефтеперерабатывающей промышленности,
расположенные на Волге:

Москва
Саратов
Пермь
Ярославль
Смоленск
Хабаровск
Волгоград
Рязань
Архангельск

9.Определите субъект РФ по его краткому описанию:
«Данный субъект расположен в восточной части страны, его территория не омывается водами Мирового океана. По его территории протекает одна из крупнейших рек России с самым большим своим притоком. На этих реках нет гидроэлектростанций. В субъекте отсутствуют атомные электростанции, но работают мощные тепловые электростанции на топливе, добываемом в этом же субъекте»

Приморский край
Мурманская область
Иркутская область
Ханты-Мансийский автономный округ

10.Установите соответствие между экономическими районами России и центрами производства легковых и грузовых автомобилей:

Экономические регионы Центры производства
России легковых и грузовых автомобилей

Волго-Вятский А. Серпухов
Поволжский Б. Набережные челны
Центральный В. Ижевск
Уральский Г. Нижний Новгород
Д. Таганрог

Ответ: 1-Г, 2-Б, 3-А, 4-В

Критерии оценивания: 0 ошибок –«5», 1-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок –«3», 6 и более – «2».

Номер вопроса
Ответ

1
2,3,4,5,7,8

10
1-Г, 2-Б, 3-А, 4-В

6.Фронтальный опрос.

Перечислите известные вам традиционные методы географических исследований.
Ответ:
- экспедиционный
- описательный
- картографический
- сравнительный
- математический
- статистический
- исторический

Относится ли картографический метод к традиционным методам и какова его роль в познании окружающего нас мира?
Ответ:
Да, это ведущий метод в географии, с помощью карт мы можем получить массу разнообразной информации.

Какую роль в современных географических исследованиях играют космические методы исследований?
Ответ:
Космические методы исследований служат для мониторинга и изучения хозяйственных компонентов в мире, прогнозирования их изменений.

Перечислите известные вам современные методы географических исследований.

Ответ:
- экспериментальные
- моделирование

- географический прогноз
- геоинформационные системы

Относится ли географический прогноз к современным методам географических исследований и какова цель его проведения:
Ответ:
Да, предвидение будущего состояния геосистем.
Геосистемы – это природно-географические единства всех возможных категорий, от планетарной геосистемы (географической оболочки) до элементарной геосистемы (физико-географической фации)
определение В. Б. Сочавы

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Ознакомление с географическими картами различной тематики. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. Использование статистических материалов и геоинформационных систем.

1. Анализ карт различной тематики.

В результате выполнении заданий практической работы каждый из вас должен изучить этапы формирования современной политической карты мира; современные процессы изменения политической карты мира, основные международные организации стран, усвоить особенности размещения некоторых видов природных ресурсов по регионам.
Вы должны закрепить и развивать следующие умения:
- составлять карты (картосхемы), диаграммы по предложенным простейшим или комплексным заданиям с применением традиционных или разработанных вами обозначений;
- отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи;- выявлять и объяснять политико-географические аспекты текущих событий и ситуаций;
- оценивать и объяснять полученную при отборе и анализе информацию;

Оборудование: ресурсы интернета, географический атлас мира для 10 класса, контурная карта мира, цветные карандаши, ручка.
Задания для работы:
Задание 1.
Рассмотрите Атлас География (10 класс). Перечислите тематики карты.
Ответ:
Политическая карта
Государственное устройство
Минеральные ресурсы суши
Агроклиматические ресурсы
Земельные и лесные ресурсы
Ресурсы гидросферы
Население
Размещение населения
Народы
Религии
Индекс человеческого развития
Валовой внутренний продукт (ВВП)
Структура экономики
Добывающая промышленность
Электроэнергетика
Обрабатывающая промышленность
Сельское хозяйство
Транспорт
Внешнеэкономические связи
Интеграционные объединения
Территориальная структура хозяйства
Политические и экономические карты стран
Глобальная демографическая проблема
Глобальная экологическая проблема
Глобальная продовольственная проблема
Районы политической нестабильности
Всемирное наследие человечества

Задание 2.
Для выполнения задания используйте различные источники географической информации, а также ваши знания из школьного курса истории и географии. Необходимые сведения вы можете получить и с помощью ресурсов интернета.
Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце ХХ – начале ХХI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.

Государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы: Россия – Москва; Украина – Киев; Белоруссия – Минск; Молдавия – Кишинев; Грузия – Тбилиси; Азербайджан – Баку; Армения – Ереван; Казахстан – Астана; Киргизия – Бишкек; Туркмения – Ашхабад; Таджикистан – Душанбе; Узбекистан – Ташкент; Эстония – Таллинн; Латвия – Рига; Литва – Вильнюс.

Государства, возникшие на территории бывшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), и их столицы: Сербия – Белград; Хорватия – Загреб; Черногория – Цетинье; Македония – Скопье; Словения – Любляна; Босния и Герцеговина – Сараево.

Государства, возникшие на территории бывшей Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), и их столицы: Чехия – Прага; Словения – Братислава.
Задание 3.
Составьте картосхему ранее существовавшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), на которой покажите границы вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц.
Ответ:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Таким образом, сегодня на территории, принадлежавшей бывшей Югославии, существует шесть независимых государств: Республика Сербия (столица Белград)Федерация Босния и Герцеговина (столица Сараево) Республика Словения (столица Братислава) Республика Македония (столица Скопье) Республика Черногория (столица Цетинье, Подгорица) Республика Хорватия (столица Загреб)
(Со столицами в Черногории небольшая путаница. В конституции страны её официальной столицей назван город [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Он исторически был центром веры и государственности, здесь располагалась королевская резиденция. В 1946 году столицу перенесли в Титоград, которому в 1992 году вернули прежнее название – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. После обретения Черногорией независимости в 2006 году, звание столицы вновь перешло к Цетинье, но при этом большинство государственных учреждений осталось в Подгорице. Чтобы не перевозить правительство страны, решено было внести соответствующие изменения в статус городов.
Так что теперь в Черногории две столицы, для которых придуманы новые определения. Официальная и культурная столица Цетинье, в которой живут президент и митрополит страны, а фактическая деловая и политическая столиц Подгорица).

Задание 4.
Для выполнения задания используйте контурную карту мира.
На контурной карте мира найдите государства, входящие в состав «Большой семерки». Выделите их границы, заштрихуйте их территории, занесите штриховку в легенду контурной карты, подпишите название стран и их столиц.

Ответ:
Страны «Большой семерки» - США (столица – Вашингтон), Япония (столица – Токио), Германия (столица – Берлин), Франция (столица – Париж), Великобритания (столица – Лондон), Италия (столица – Рим), Канада (столица – Оттава), (с 1994 г. в заседаниях группы участвует Россия).

Задание 5.
Для выполнения задания используйте данные таблицы №1.
Постройте круговую диаграмму соотношения запасов железных руд в первой пятерке стран. Для этого сумму запасов железных руд первой пятерки надо принять за 100%, а затем вычислить долю каждой страны и отметить соответствующий сектор в круговой диаграмме. Отдельные секторы необходимо выделить определенными цветами или видами штриховки. Составьте легенду к диаграмме.

Таблица №1. Разведанные запасы железных руд в странах мира (2005 г.)

Место в мире

Регион
Запасы,
млрд т

1
Бразилия
Латинская Америка
34

2
Россия
Европа, Азия
27

3
Канада
Северная Америка
26

4
Китай
Азия
25

5
Австралия
Австралия
21

6
Украина
Европа
21

7
США
Северная Америка
17

8
Казахстан
Азия
15

9
Индия
Азия
13

10
ЮАР
Африка
9

Ответ:
Запасы железных руд в странах мира (2005 г.)

Задание 5.
Предложите варианты критериев разделения десяти стран, указанных в таблицу №1, на группы по объемам разведанных запасов железных руд. Запишите свои предложения.
Ответ:
Можно определить следующие критерии:
- страна имеющая самый большой запас железной руды
- страна имеющая самый маленький запас железной руды
- страны имеющие одинаковый объем запаса железной руды
- какой из регионов имеет самый большой запас железной руды
- какой из регионов имеет самый маленький запас железной руды

7.Домашнее задание.
Приобрести атлас и контурную карту по Географии для 10 класса, цветные карандаши.
Выучить записи в тетради.

8. Подведение итогов.
9. Внеаудиторная самостоятельная работа
Сообщение «Статистические материалы», «Виды географических карт».

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115

Географические методы

Традиционные

Экспедиционный
- картографический
-сравнительный
-математический
-статистический
-исторический

Экспериментальные
- моделирование
- дистанционные (аэрокосмические)
- географический прогноз
- геоинформационные системы

скачанные файлыДиаграмма 1ђЗаголовок 115

Дисциплина: География

Тема: « Введение. Источники географической информации».

Практическое занятие № 1.

Тема: Ознакомление с географическими картами различной тематики. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. Использование статистических материалов и геоинформационных систем.

Тип занятия: Изучение нового

Вид занятия: Лекция - визуализация

Количество часов: 2 часа

Цель занятия: Формирование представление об источниках географической

информации.

Задачи:

    Дать представление о роли и месте современной географической информации в решении проблем развития человеческой цивилизации.

    Сформировать представления обучающихся о различных источниках географической информации, которые призваны помогать в освоение нового учебного курса.

    Продолжить формировать навыки тестирования и конспектирования лекций.

    Оценить объем и уровень остаточных географических знаний обучающихся для определения степени готовности аудитории к изучению нового материала.

Оборудование, наглядность, ТСО – ноутбук, плазменный телевизор, презентация, контурная карта, атлас,

Ход занятия:

    Организационный момент.

    Постановка цели и задач.

    Требования к организации учебного процесса.

    Лекция визуализация.

    1. География как наука.

      Географическая карта – особый источник информации о

действительности.

    1. Статистические материалы.

География как наука.

География - одна из наиболее интересных и важных наук. Она изучает территорию (территориальные комплексы разного уровня), условия и закономерности ее формирования и развития. Экономическая и социальная география как раздел географии исследует место и роль человека и его разносторонней деятельности на той или иной территории. От того, насколько грамотно человек обживает и осваивает место своего обитания, зависит его комфортное проживание на нем. География позволяет глубоко научно и главное комплексно учитывать все факторы развития территории – природные (геологическое строение, климатические особенности, особенности внутренних вод и природных комплексов), экономические (особенности ведения хозяйственной деятельности) т социальные (поведение человека). Именно по этой причине она так широко использует достижения самых разнообразных наук.

Традиционные и новые методы географических исследований.

Методы (способы) исследований – это конкретные приемы изучения географических объектов и явлений.



Геоинформационная система (ГИС) - это информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и анализ пространственных (пространственно-координированных) данных.

Структура ГИС:

    Данные (пространственные данные):

Позиционные (географические): местоположение объекта на земной поверхности, его координаты в выбранной системе координат;

Непозиционные (атрибутивные, или метаданные) - описательные текстовые, электронные документы, данные графического типа, включая фотографии объектов, трехмерные изображения объектов, видеоматериалы и т.д.

    Аппаратное обеспечение (ЭВМ, компьютерные сети, накопители, сканеры, дигитайзеры и т. д.);

    Программное обеспечение (ОС, приложение и надстройки к нему);

    Технологии (методы, порядок действий и т. д.);

    Операторы, администраторы, пользователи.

Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.

Задание № 1 (Прочитайте текст. Составьте схему «Источники географической информации»)

География – наука, изучая которую, не следует бояться получить слишком много информации. Источников географической информации довольно много.

Во-первых - географическая карта. Она обеспечивает единовременный широкий и комплексный взгляд на изучаемую территорию. Неслучайно известный географ Н. Н. Баранский, основоположник советской экономической и социальной географии, назвал географическую карту «языком» географии. Правда, географическую карту надо уметь читать, т. е. владеть навыком получения от нее всей необходимой информации. Во вторых, это литература, причем самая разнообразная – справочная, научная, научно-популярная и даже художественная. В- третьих, это средства массовой информации (газеты, журналы, телевизионные и радиопередачи, кинофильмы). В-четвертых, это Интернет. В- пятых, это личные впечатления. При изучении особенностей территории никакая информация не будет лишней. Необходимо «впитывать» ее отовсюду –читать книги, газеты и журналы, смотреть телевизионные передачи и кинофильмы, пользоваться услугами сети Интернет, выезжать в туристические поездки.

Современный мир стоит на пороге глобализации. В настоящее время товары, деньги, любая информация без труда преодолевают огромные расстояния и некогда кажущие неприступными бастионами государственные границы. В связи с этим происходит неизбежное усреднение, или унификация, моделей поведения людей. Конечно этот процесс идет не легко. Но он объективен. Колоссальные различия в культурных традициях тех или иных народов еще больше обостряют, казалось бы, и без того острые межгосударственные и межнациональные противоречия. Осознать их природу, разобраться во всех их хитросплетениях как раз и может помочь географию.

Географическая карта – особый источник информации действительности.

Географическая карта - модели с на в уменьшенном виде.

Статистические материалы.

Статистические данные - это составная часть глобальной информационной системы, которая формируется в соответствии с концепцией информатизации, разработанной в Российской Федерации.

Статистические материалы - это массовые количественные данные о важных указатели жизни и соотношения между ними. Статистическими есть данные переписей населения, сбора налогов, расчета земель.

    Стартовое тестирование по экономической и социальной географии России

    Страны, имеющие сухопутные границы с Россией:

  1. Норвегия

    Литва

    Монголия

    Финляндия

  2. Китай

    Белоруссия

    Туркмения

    Город России с населением более 1 миллион человек:

    Мурманск

    Нижний Новгород

  1. Серпухов

    Южно-Сахалинск

    Крупнейший бассейн по объемам коксующегося угля в России:

    Канско-Ачинский

    Кузнецкий

    Подмосковный

    Донецкий

4. Центр черной металлургии полного цикла в России:

    Мурманск

    Санкт-Петербург

  1. Магнитогорск

5.Тонкорунное и полутонкорунное овцеводство наиболее развито в

экономическом районе:

    Северный

    Северо - Кавказский

    Центральный

    Центрально-Черноземный

6.Транссибирская железнодорожная магистраль проходит пот территории

экономических районов России:

    Северо – Кавказский

    Уральский

    Дальневосточный

    Северный

7.Расположите этапы текстильного производства в технологическом порядке – от сырья до производства готовой ткани

  1. Производство суровья

    Производство волокна

    Производство пряжи

Ответ: 3,4,2,1

8.Три центра нефтеперерабатывающей промышленности,

расположенные на Волге:

  1. Саратов

    Ярославль

    Смоленск

    Хабаровск

    Волгоград

  2. Архангельск

9.Определите субъект РФ по его краткому описанию:

«Данный субъект расположен в восточной части страны, его территория не омывается водами Мирового океана. По его территории протекает одна из крупнейших рек России с самым большим своим притоком. На этих реках нет гидроэлектростанций. В субъекте отсутствуют атомные электростанции, но работают мощные тепловые электростанции на топливе, добываемом в этом же субъекте»

    Приморский край

    Мурманская область

    Иркутская область

    Ханты-Мансийский автономный округ

10.Установите соответствие между экономическими районами России и центрами производства легковых и грузовых автомобилей:

Экономические регионы Центры производства

России легковых и грузовых автомобилей

    Волго-Вятский А. Серпухов

    Поволжский Б. Набережные челны

    Центральный В. Ижевск

    Уральский Г. Нижний Новгород

Д. Таганрог

Ответ: 1-Г, 2-Б, 3-А, 4-В

Критерии оценивания: 0 ошибок –«5», 1-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок –«3», 6 и более – «2».

Номер вопроса

Ответ

1-Г, 2-Б, 3-А, 4-В

6.Фронтальный опрос.

    Перечислите известные вам традиционные методы географических исследований.

Ответ:

Экспедиционный

Описательный

Картографический

Сравнительный

Математический

Статистический

Исторический

    Относится ли картографический метод к традиционным методам и какова его роль в познании окружающего нас мира?

Ответ:

Да, это ведущий метод в географии, с помощью карт мы можем получить массу разнообразной информации.

    Какую роль в современных географических исследованиях играют космические методы исследований?

Ответ:

Космические методы исследований служат для мониторинга и изучения хозяйственных компонентов в мире, прогнозирования их изменений.

    Перечислите известные вам современные методы географических исследований.

Ответ:

Экспериментальные

Моделирование

Дистанционные (аэрокосмические)

Географический прогноз

Геоинформационные системы

    Относится ли географический прогноз к современным методам географических исследований и какова цель его проведения:

Ответ:

Да, предвидение будущего состояния геосистем.

Геосистемы – это природно-географические единства всех возможных категорий, от планетарной геосистемы (географической оболочки) до элементарной геосистемы (физико-географической фации)

определение В. Б. Сочавы

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Ознакомление с географическими картами различной тематики. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. Использование статистических материалов и геоинформационных систем.

1. Анализ карт различной тематики.

В результате выполнении заданий практической работы каждый из вас должен изучить этапы формирования современной политической карты мира; современные процессы изменения политической карты мира, основные международные организации стран, усвоить особенности размещения некоторых видов природных ресурсов по регионам.

Вы должны закрепить и развивать следующие умения:

Составлять карты (картосхемы), диаграммы по предложенным простейшим или комплексным заданиям с применением традиционных или разработанных вами обозначений;

Отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи;- выявлять и объяснять политико-географические аспекты текущих событий и ситуаций;

Оценивать и объяснять полученную при отборе и анализе информацию;

Оборудование: ресурсы интернета, географический атлас мира для 10 класса, контурная карта мира, цветные карандаши, ручка.

Задания для работы:

Задание 1.

Рассмотрите Атлас География (10 класс). Перечислите тематики карты.

Ответ:

    Политическая карта

    Государственное устройство

    Минеральные ресурсы суши

    Агроклиматические ресурсы

    Земельные и лесные ресурсы

    Ресурсы гидросферы

    Население

    Размещение населения

  1. Индекс человеческого развития

    Валовой внутренний продукт (ВВП)

    Структура экономики

    Добывающая промышленность

    Электроэнергетика

    Обрабатывающая промышленность

    Сельское хозяйство

    Транспорт

    Внешнеэкономические связи

    Интеграционные объединения

    Территориальная структура хозяйства

    Политические и экономические карты стран

    Глобальная демографическая проблема

    Глобальная экологическая проблема

    Глобальная продовольственная проблема

    Районы политической нестабильности

    Всемирное наследие человечества

Задание 2.

Для выполнения задания используйте различные источники географической информации, а также ваши знания из школьного курса истории и географии. Необходимые сведения вы можете получить и с помощью ресурсов интернета.

Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце ХХ – начале ХХI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.

Государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы: Россия – Москва; Украина – Киев; Белоруссия – Минск; Молдавия – Кишинев; Грузия – Тбилиси ; Азербайджан – Баку; Армения – Ереван ; Казахстан – Астана ; Киргизия – Бишкек; Туркмения – Ашхабад ; Таджикистан – Душанбе ; Узбекистан – Ташкент; Эстония – Таллинн ; Латвия – Рига; Литва – Вильнюс.

Государства, возникшие на территории бывшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), и их столицы: Сербия – Белград; Хорватия – Загреб ; Черногория – Цетинье ; Македония – Скопье; Словения – Любляна; Босния и Герцеговина – Сараево.

Государства, возникшие на территории бывшей Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), и их столицы: Чехия – Прага ; Словения – Братислава.

Задание 3.

Составьте картосхему ранее существовавшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), на которой покажите границы вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц.

Ответ:


Таким образом, сегодня на территории, принадлежавшей бывшей Югославии, существует шесть независимых государств:

Республика Сербия (столица Белград)
Федерация Босния и Герцеговина (столица Сараево)
Республика Словения (столица Братислава)
Республика Македония (столица Скопье)
Республика Черногория (столица Цетинье, Подгорица)
Республика Хорватия (столица Загреб)

(Со столицами в Черногории небольшая путаница. В конституции страны её официальной столицей назван город . Он исторически был центром веры и государственности, здесь располагалась королевская резиденция. В 1946 году столицу перенесли в Титоград, которому в 1992 году вернули прежнее название – . После обретения Черногорией независимости в 2006 году, звание столицы вновь перешло к Цетинье, но при этом большинство государственных учреждений осталось в Подгорице. Чтобы не перевозить правительство страны, решено было внести соответствующие изменения в статус городов.

Так что теперь в Черногории две столицы, для которых придуманы новые определения. Официальная и культурная столица Цетинье, в которой живут президент и митрополит страны, а фактическая деловая и политическая столиц Подгорица).

Задание 4.

Для выполнения задания используйте контурную карту мира.

На контурной карте мира найдите государства, входящие в состав «Большой семерки». Выделите их границы, заштрихуйте их территории, занесите штриховку в легенду контурной карты, подпишите название стран и их столиц.

Ответ:

Страны «Большой семерки» - США (столица – Вашингтон), Япония (столица – Токио), Германия (столица – Берлин), Франция (столица – Париж), Великобритания (столица – Лондон), Италия (столица – Рим), Канада (столица – Оттава), (с 1994 г. в заседаниях группы участвует Россия).

Задание 5.

Для выполнения задания используйте данные таблицы №1.

Постройте круговую диаграмму соотношения запасов железных руд в первой пятерке стран. Для этого сумму запасов железных руд первой пятерки надо принять за 100%, а затем вычислить долю каждой страны и отметить соответствующий сектор в круговой диаграмме. Отдельные секторы необходимо выделить определенными цветами или видами штриховки. Составьте легенду к диаграмме.

Таблица №1. Разведанные запасы железных руд в странах мира (2005 г.)

Место в мире

Страна

Регион

Запасы,

млрд т

Бразилия

Латинская Америка

Россия

Европа, Азия

Канада

Северная Америка

Китай

Азия

Австралия

Австралия

Украина

Европа

США

Северная Америка

Казахстан

Азия

Индия

Азия

ЮАР

Африка

Ответ:

Запасы железных руд в странах мира (2005 г.)

Задание 5.

Предложите варианты критериев разделения десяти стран, указанных в таблицу №1, на группы по объемам разведанных запасов железных руд. Запишите свои предложения.

Ответ:

Можно определить следующие критерии:

Страна имеющая самый большой запас железной руды

Страна имеющая самый маленький запас железной руды

Страны имеющие одинаковый объем запаса железной руды

Какой из регионов имеет самый большой запас железной руды

Какой из регионов имеет самый маленький запас железной руды

7.Домашнее задание.

Приобрести атлас и контурную карту по Географии для 10 класса, цветные карандаши.

Выучить записи в тетради.

8. Подведение итогов.

9. Внеаудиторная самостоятельная работа

Сообщение «Статистические материалы», «Виды географических карт».

Географические карты можно классифицировать по различным признакам.

На тематических картах подробно отображаются всего одно или несколько явлений. Примеры тематических карт: карта растительности, климатическая карта, геологическая карта, почвенная карта, политическая карта и т. д.

На общегеографических картах с одинаковой подробностью изображают как природные объекты и явления (рельеф, реки, озера, растительность), так и социально-экономические (населенные пункты, дороги, промышленные предприятия). На них подписывают названия: океанов, рек, морей, заливов, проливов, озер, рек; материков, островов, мысов; равнин, гор, хребтов; населенных пунктов и т. д. Названия населенных пунктов изображаются справа от условного знака, параллельно южной рамке или вдоль ближайшей параллели. Названия рек помещают посередине русла или вдоль его оси, а морей, островов и государств — внутри контуров, располагая в направлении большей протяженности.

Рис. Классификация географических карт

Карты также различают по охвату территории. Классификация карт по размерам изображенной на них территории включает следующие группы: 1) карты звездного неба; 2) карты планет и Земли; 3) карты полушарий; 4) карты материков и океанов; 5) карты морей, заливов, проливов; 6) карты стран; 7) карты крупных природных регионов; 8) карты республик, краев, областей, административных районов; 9) карты городов; 10) карты городских районов.

Существует классификация карт по назначению , учитывающая разнообразие сфер человеческой деятельности. Например, научно-справочные карты предназначены для выполнения научных исследований и получения справочной информации, туристические карты — для получения информации об интересных объектах местности, кафе, гостиницах, технические карты — для решения инженерных задач. Учебные карты — главное наглядное пособие при изучении географии, а также экономики, истории и других учебных дисциплин.

Подразделяют карты на группы и по масштабу. Выделяют мелкомасштабные карты с масштабом мельче 1: 1 000 000, предназначенные для изучения больших территорий, сред немасштабные карты с масштабом от 1: 200 000 до 1: 1 000 000 и крупномасштабные карты с масштабом 1: 200 000 и крупнее.

Крупномасштабные карты — это топографические карты.

Напомним вам, что по своему содержанию карты могут быть:

  • общегеографическими;
  • тематическими.
Тематические карты

Карты растительности, например, изображают распространение и состав растительности разных территорий. Есть также карты полезных ископаемых, карты лесов, карты рельефа, синоптические карты, карты промышленности, на которых показаны крупные города — промышленные центры и их специализация. Все эти карты характеризуют географические объекты и явления на определенную тему: растительность, рельеф, промышленность. Именно поэтому их называют тематическими. Например, политическая карта даст в первую очередь представление о размещении стран, их границах.

Общегеографические карты

Карты общегеографические отображают разнообразные элементы земной поверхности — рельеф, растительность, реки, населенные пункты, транспортную сеть и др. Например, физическая карта России.

По охвату территории различают карты мира, отдельных материков, стран и их частей (регионов).

Политическая карта мира

Политическая карта мира — один из самых важных картографических источников в курсе географии мира, так как на этой карге показаны разные страны, их столицы, пути сообщения и другая полезная информация.

Посмотрим на политическую карту. Кроме границ государств на политической карте вы видите крупнейшие города и столицы стран, пути сообщения и морские порты, наиболее крупные гидрографические объекты (моря, реки, озера, заливы, проливы). Могут быть показаны и некоторые другие географические объекты, например рельеф.

На политической карге мира вы найдете более 230 стран и территорий.

Границы государства формируются довольно долго. Они могут изменяться по разным причинам: историческим, политическим, экономическим, культурным, природным.

Для того чтобы знать политическую карту мира или отдельных материков и их частей, необходимо постоянно обращаться к ней, тренироваться в определении географического положения тех или других стран или регионов, следить за изменениями, происходящими в мире.

Наиболее сложной является политическая карта Западной Европы. Давайте вместе с вами определим географическое положение стран этого региона (табл. 1).

Таблица 1. Страны Западной Европы

Население (2007 г.)

Столица(ы)

84 тыс. км 2

8,3 млн чел.

70 тыс. чел.

Андорра-ла-Вьеха

30,5 тыс. км 2

10,6 млн чел.

Брюссель

1 тыс. чел.

Великобритания

244 тыс. км 2

61 млн чел.

Германия

356 тыс. км 2

82,3 млн чел.

Бонн, Берлин

132,0 тыс. км 2

11,2 млн чел.

43 тыс. км 2

5,5 млн чел.

Копенгаген

Ирландия

70 тыс. км 2

4,4 млн чел.

Исландия

103 тыс. км 2

290 тыс. чел.

Рейкьявик

504 тыс. км 2

45,3 млн чел.

301 тыс. км 2

59,3 млн чел.

Лихтенштейн (Княжество Лихтенштейн)

34 тыс. чел.

Люксембург (Великое Герцогство Люксембург)

2,6 тыс. км 2

463 тыс. чел.

Люксембург

397 тыс. чел.

Валлетта

33 тыс. чел.

Нидерланды

41 тыс. км 2

16,4 млн чел.

Амстердам

Норвегия

324 тыс. км 2

4,7 млн чел.

Португалия

92 тыс. км 2

10,7 млн чел.

Лиссабон

Сан-Марино

28 тыс. чел.

Сан-Марино

Финляндия

337 тыс. км 2

5,3 млн чел.

552 тыс. км 2

61,7 млн чел.

Швейцария

41 тыс. км 2

7,5 млн чел.

450 тыс. км 2

9,1 млн чел.

Стокгольм

Карта часовых поясов — интересная, а главное, полезная карта (рис. I).

Для удобства отсчета времени всю поверхность Земли разделили на 24 часовых пояса. Время каждого часового пояса отличается от последующего на один час. Нумерация поясов от 0 до 23 ведется с запада на восток от Гринвичского меридиана. Во всех пунктах, находящихся в пределах одного пояса, считается одно и то же поясное время. Москва, например, находится во втором часовом поясе.

Однако мы в Москве живем не по поясному, а по декретному времени (от лат. decretum — указ, постановление). Кроме того, вы знаете, что в России стрелки часов переводят вперед (летнее время) или назад(зимнее время) на один час с целью наиболее рационального использования светлой части суток и экономии электроэнергии. Поэтому Москва, находясь во 2-м часовом поясе, практически живет по времени 3-го часового пояса. Другими словами, когда в Москве 13 часов (Московское время), то в Париже — 11 часов (Среднеевропейское время), в Лондоне — 10 часов (Гринвичское время).

Рис. 1. Карта часовых поясов мира

Посмотрите на каргу часовых поясов. Границы часовых поясов проведены не точно по меридианам. Для удобства учтены границы государств, районов, штатов и других административно-территориальных образований в пределах одной страны. В России, например, 11-й и 12-й часовые пояса объединены в один.

И воздушный транспорт, телефонная и телеграфная связь на территории страны работает, как правило, по единому времени. В России, например, — по московскому времени.

Если вы внимательно посмотрите на карту часовых поясов, то заметите, чем примечателен 180-й меридиан. По нему проходит условная линия перемены дат. Ее зигзаг в районе Чукотского полуострова не случаен. Дело в том, что по обе стороны от этой линии часы и минуты совпадают, а календарные даты отличаются на одни сутки. Если бы линия перемены дат пересекала Чукотку, ее жителям пришлось бы вести свой собственный календарь, опережающий общероссийский на один день.

Если вы когда-нибудь решите совершить кругосветное путешествие и отправитесь от мыса Дежнева на восток, пересекая линию перемены дат, не забудьте один и тот же день посчитать дважды. И наоборот, двигаясь с востока на запад, — пропустить один день.

Статистические материалы — один из основных источников географической информации

— это наука, изучающая совокупность массовых явлений с целью учета и выявления закономерностей их развития при помощи количественных (статистических) показателей. Население — это как раз такое массовое явление. К статистическим показателям относятся абсолютные и относительные величины, а также различные коэффициенты.

Абсолютные величины имеют осведомительное значение и показывают размеры географических явлений. Например, Россия располагает самой большой территорией в мире — более 17 млн км 2 , что почти вдвое превышает территорию таких стран, как Китай, США или Канада. Однако по численности населения Россия уступает многим странам. В 2007 г. се население составляло 142 млн чел. — восьмое место в мире.

Таблица 2. Численность населения крупнейших стран мира (млн чел.)

Относительная величина выражает результат сопоставления (сравнения) статистических показателей друг с другом. Они позволяют обнаружить определенные изменения географических явлений, их тенденцию.

Коэффициенты — показатели, отражающие характерные особенности отдельных явлений, например коэффициент специализации или естественного прироста населения.

Для того чтобы научиться работать со статистическими материалами, надо в первую очередь представлять, как они организованы и построены (упорядочены).

Статистическая таблица представляет собой систему вертикальных и горизонтальных граф (столбцов и строк), снабженных заголовками и заполненных в определенном порядке цифровыми данными. В ней располагаются статистические данные, необходимые для характеристики изучаемого географического явления и его составных частей. Заголовки горизонтальных строк статистической таблицы соответствуют статистическому «подлежащему», а верхние заголовки ее вертикальных столбцов — статистическому «сказуемому».

Посмотрим, например, на статистическую табл. 3 «Изменение доли экономических районов в населении России по данным переписей 1926-2002 гг.».

Таблица 3. Изменение доли экономических районов в населении России поданным переписей 1926-2002 п., %

Российская Федорация, в том числе районы:

Северный

Северо-Западный

Центральный

Волго-Вятский

Центрально-Черноземный

Поволжский

Северо-Кавказский

Уральский

Западно-Сибирский

Восточно-Сибирский

Дальневосточный

Калининградская область

В статистическом подлежащем дается перечисление тех частей и групп изучаемого явления, которые количественно характеризуются в сказуемом. В данном случае — это экономические районы России. В сказуемом таблицы приводятся величины изучаемого явления — доля населения, проживавшего в экономических районах РФ за ряд лет.

Таким образом, любая статистическая таблица включает три обязательных элемента:

  • общий заголовок таблицы;
  • статистическое подлежащее;
  • статистическое сказуемое.

Статистические материалы могут быть представлены не только в статистических таблицах, но и в наглядной форме: в диаграммах, графиках, картах, картосхемах.

Статистические карты — это в первую очередь картограммы и картодиаграммы. Давайте вместе с вами, пользуясь табл. 4, составим на контурной карте картограмму, показывающую плотность населения экономических районов России:

  • запишем название картограммы («Плотность населения экономических районов России»);
  • выпишем название источника, на основании которого мы будем строить картограмму (статистическая таблица «Плотность населения экономических районов России»);
  • выпишем относительные статистические показатели, которые мы будем изображать, предварительно округлив их значения до целых чисел;
  • разобьем показатели на группы по принципу равных интервалов. Наиболее простой способ разбивки — деление разницы самого большого (63) и самого малого значения (1) показателя на 5. В нашем случае (63 — 1 = 62 « 60: 5 = 12) интервал будет равен 12, а группы показателей будут следующими: 1 — 12; 12-24; 24-36; 36-48; 48-60 и более 60 чел./км 2 ;
  • составим в тетради легенду картограммы, где более темные тона цвета (или более густая штриховка) изображают большую интенсивность явления; светлые оттенки (или редкая штриховка) — меньшую. Для изображения цветом лучше брать оттенки одной краски: от более светлых к более темным;
  • покажем на контурной карте границы экономических районов России;
  • перенесем легенду картограммы на контурную карту в «Условные обозначения»;
  • выполним картограмму.

Построение графиков и диаграмм на основе статистических показателей имеет математическую основу, которая хорошо вам известна.

На основании их графиков мы можем сделать вывод о том, что вплоть до 90-х гг. XX в. в расселении населения России сохранялась историческая тенденция освоения новых земель и российских окраин.

С 1990-х гг. наблюдается обратная тенденция сокращения населения в северных и восточных регионах России, прежде всего Дальневосточном и Северном.

Диаграммы показывают объемы и структуру географических явлений. Они могут быть круговые, точечные, линейные, площадные, объемные и др. (рис. 2). Напомним, что при построении круговых диаграмм начальным считается радиус, направленный на листе бумаги вверх, т. е. «северный». Именно от него по часовой стрелке на глаз откладываются показатели (из расчета I % = 3,6 град.), характеризующие географическое явление, например расселение населения Земли в зависимости от близости морей.

Рис. 2. Расселение населения Земли в зависимости от близости побережья морей и океанов

Масштаб диаграммы зависит от: а) размера листа; б) величины исходных показателей; в) разницы между наибольшим и наименьшим значениями показателей; г) количества диаграммных знаков.

Для определения масштаба столбиковой диаграммы, например, необходимо сначала установить, какими могут быть самый большой и самый маленький столбики. Основание диаграммы определяется по формуле Х= А: М, где X — основание диаграммы; А — используемый нами статистический показатель; М — основание масштабности, которое показывает, сколько единиц этого показателя приходится на 1 кв. мм плошади диаграммы. Составляется она так. Сначала проводится осевая линия — основание диаграммы, а затем восстанавливаются перпендикуляры с учетом масштаба.

Составление картодиаграммы на контурной карте сводится к построению диаграмм в границах определенной территории, например в границах крупных регионов России, экономических районов, субъектов РФ.

Половозрастная пирамида позволяет наглядно анализировать соотношение полов по возрастным группам населения. Строится она следующим образом. По вертикальной оси через равные промежутки откладывается возраст (в виде возрастных интервалов; например, 0-5, 5-10, 10-15 и т. д.), а по горизонтальной оси — влево — численность (или доля) мужчин, а вправо — женшин (в одинаковом масштабе). Для каждой возрастной группы строят свою линейную диаграмму и как бы «нанизывают» их друг за другом снизу вверх — от основания пирамиды до ее вершины (рис. 3). По форме такой пирамиды можно определить особенности возрастной структуры населения, выявить особенности соотношения полов в различных возрастных группах. Считанные с половозрастных пирамид количественные данные о соотношении полов и возрастных групп населения могут быть использованы для дальнейших расчетов обобщающих демографических показателей (например, коэффициентов демографической нагрузки населения), их анализа и сравнения.

Рис. 3. Половозрастные пирамиды

Возникает вопрос, как обновлять статистические материалы, ведь они довольно скоро устаревают. Для этого существуют статистические сборники, справочники, периодические издания, ресурсы Интернета.

Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления географической информации

Геоинформационные системы (ГИС) — это компьютерная база данных, в которой хранится геоинформация в виде карт различного содержания, цифровой и текстовой информации по объектам, нанесенным на эти карты. Информацию можно представить на экране монитора и в виде распечаток любого масштаба, таблиц, графиков, диаграмм по любому из информационных блоков.

По пространственному охвату различают глобальные, общегосударственные, региональные, локальные и городские ГИС. По назначению они подразделяются на ресурсно-кадастровые, земельные, экологические, геологические, морские, учебные и др.

Таким образом, геоинформационные системы (ГИС) — это особые системы, способные на новом техническом уровне осуществить сбор, систематизацию, хранение, обработку, оценку, отображение и распространение данных и получить на этой основе новую географическую информацию. Весьма эффективно, например, использование учебных ГИС при сопоставлении тематических карт различного содержания на одну и ту же территорию, будь то страна или регион; при установлении различных географических связей.

Обратим ваше особое внимание на возможности и ресурсы Интернета, которые могут быть использованы вами в процессе изучения курса. Они включают в себя:

  • образовательные ресурсы WWW (Всемирная паутина);
  • E-mail (электронная почта);
  • телеконференции.

Образовательные ресурсы Всемирной паутины могут быть полезны:

  • для поиска дополнительной и обновленной (в том числе статистической) информации к урокам в процессе подготовки;
  • для поиска информации в процессе подготовки различного рода творческих работ (докладов, рефератов, деловых игр, учебных конференций и т. п.).

Электронная почта может быть использована:

  • для обмена учебными творческими работами со своими сверстниками из других школ, регионов нашей страны;
  • для взаимного обмена информацией в процессе решения задач дистанционного обучения и телекоммуникационных проектов.

Телеконференции могут быть полезными:

  • при участии в различного рода образовательных и познавательных телекоммуникационных проектах.

Важно научить школьников правильно стоять у карты - так, чтобы показываемые географические объекты были видны всему классу, и пользоваться указкой. При работе с новой картой следует ее «представить», т.е. прочитать заголовок, объяснить назначение, условные знаки, выяснить, какие географические объекты или явления показаны на карте, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (врезки, графики, диаграммы, рисунки, фотографии), обратить внимание на масштаб.

При работе с номенклатурой необходимо следить за правильностью произношения географических названий, для лучшего запоминания можно прокомментировать его смысл (используя словарь топонимов) и записать на доске. При показе объектов указку нужно направлять на условный знак, а не на надпись, площадные объекты обводить по контуру, а линейные (дороги, реки, границы) показывать движением указки по их ходу в определенном направлении.

Настольные учебные карты предназначены для самостоятельной индивидуальной работы школьника, поэтому у каждого должен быть свой экземпляр такой карты. Они представлены в учебниках (текстовые карты) и учебных атласах. Особое место занимают контурные карты, которые служат картографической основой при выполнении практических заданий на уроке и дома, а также используются в контрольных целях.

Первое знакомство с картой происходит в начальных классах школы, так как она помогает определению и показу местоположения географических объектов, способствует раскрытию взаимосвязей, объяснению причин и выявлению факторов, обусловливающих особенности изучаемых территорий.

По своим функциональным свойствам учебная географическая карта может служить объектом изучения, источником знаний и наглядным пособием. Эти функции могут меняться в зависимости от целей обучения, причем одна и та же карта может использоваться в разных учебных ситуациях.

Как наглядное пособие карта позволяет изучать любые территории в различных аспектах и комплексно, дает возможность правильно представить положение территории на земном шаре и относительно других объектов, устанавливать зависимости и т.д.

Карта как объект изучения требует картографических знаний (математической основы, измерительных возможностей, содержания легенды и т.д.), без которых невозможно извлечь необходимую информацию. Являясь объектом изучения, карта отвечает такой цели обучения, как понимание карты. Понимать карту - значит усвоить ее главные свойства, что возможно при наличии элементарных картографических знаний. Школьники должны также читать карту - уметь распознавать и представлять географическую действительность по ее изображению, а также знать карту - помнить и представлять расположение, форму и примерный размер географических объектов.

Эти три цели реализуются в единой системе. В практике работы школы основной задачей часто становится обучение знанию карты. Вместе с тем не менее важно обучать пониманию и чтению карты, что научит школьников извлекать географические знания. Н.В. Андреев указывает, что в результате обучения школьники должны 1: знать :

Особенности изображения земной поверхности на планах и картах;

Методика обучения географии в средней школе: пособие для учителя / под ред. И.С. Матрусова. М.: Просвещение, 1985.

  • условные знаки карт и способы отображения объектов и явлений на картах;
  • способы ориентирования на местности без карты, по плану и карте;
  • классификацию карт по охвату территории и содержанию;
  • причины искажений, возникающих на картах, и их характер;
  • способы создания профилей, графиков, картограмм и картодиаграмм;
  • причины обобщения (генерализации) географических объектов на картах;

уметь:

  • читать общегеографические и тематические карты;
  • использовать методы наложения и сопоставления карт;
  • ориентироваться на местности без карты и по карте (плану);
  • выполнять графические работы (составлять графики, профили, схемы, карты-схемы, картограммы и картодиаграммы);
  • выполнять различные картоизмерительные работы;
  • составлять по карте географические описания и характеристики отдельных объектов, территорий, ПТК и ТПК.

Понимание карты

Обучение пониманию карты - длительный процесс, в течение которого школьники должны овладеть разнообразными картографическими понятиями и представлениями, примеры которых приведены в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Картографические понятия и представления

Заметим, что не во всех учебниках географии уделяется внимание такому понятию, как картографическая проекция, следовательно, у школьников не формируются представления об искажениях и реальных размерах, а также конфигурации географических объектов. Учителю необходимо познакомить школьников с понятием и основными видами картографических проекций, с помощью которых построены настенные карты и карты в географических атласах.

Понимание картографических изображений начинается в обучении географии с топографических планов. На начальном этапе важно сформировать у учащихся умение различать и изображать направления сторон горизонта и расстояния по масштабу, добиться усвоения условных знаков. Школьники знакомятся с простейшими планами, учатся их читать и рисовать. В дальнейшем работа может усложняться и ориентироваться на выполнение заданий, представленных в вариантах Единого государственного экзамена (построение профиля по фрагменту топографического плана), рекомендациях центральной предметно-методической комиссии по проведению всероссийской олимпиады школьников по географии.

Приведем пример заданий по топографической карте (рис. 6.2), разработанный для муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников.

  • 1. Найдите максимальную высоту местности и укажите ее.
  • 2. Определите азимут от горы Солнечная до паромной переправы через реку Суна.
  • 3. Известно, что расстояние от геодезического знака с отметкой 79,6 до моста в месте пересечения шоссе Луговое - Ясногорск и дамбы составляет 2 км. Рассчитайте масштаб карты. Результат округлите до целого числа.
  • 4. Рассчитайте длину реки Суна от места впадения в нее реки Ига до места впадения реки Зоя.
  • 5. Судоход на ли река Суна?
  • 6. Каких притоков у реки Суна больше - левых или правых, если учесть, что река Яна является притоком Суны?
  • 7. Укажите участок с наибольшим уклоном местности.
  • 8. Перечислите виды дорожной сети.
  • 9. Перечислите типы растительности, встречающейся на местности.
  • 10. Как на карте отличить населенные пункты разного типа (деревни, села, поселки городского типа, города)?

Школьникам можно предложить следующие задания: определить координаты самого северного населенного пункта, перечислить природные и антропогенные водные объекты, привести примеры разного типа застройки, а также определить местоположение и рассчитать объем грунта, который необходимо убрать при строи-

ВЕЯННОЕ

Ольхйу

НИСЕЛЕВ

"?-229.1 г. Родная

Рис. 6.2. Фрагмент топографической карты

тельстве вертолетной площадки или насыпать при строительстве дамбы, и др.

Особенности карты усваиваются в процессе ее сопоставления с планом и выявления черт сходства и различий. Глобус в формировании понимания карты играет важную роль, он облегчает понимание мелкого масштаба карты, правил ориентирования, уточняет пространственные представления о расположении материков, океанов и других объектов. Для формирования понятия о градусной сети незаменимы обычные глобусы и черные (индукционные), на которых можно рисовать мелом меридианы и параллели.

В качестве дополнительных пособий используют таблицы и технические средства обучения: транспаранты («градусная сеть») и кинофильмы. Для формирования конкретных представлений проводятся экскурсии, съемка местности. Для усвоения знаний и умений необходимы практические упражнения в классе и на местности, направленные:

  • на использование масштаба карты;
  • определение сторон горизонта;
  • определение географических координат;
  • определение расстояний по меридианам и параллелям;
  • ознакомление с искажениями на картах;
  • построение простейших планов;
  • понимание учащимися условности изображения на карте качественного фона, значковой, точечной и другой информации и др.

В дальнейшем понимание сущности карты расширяется в результате знакомства с классификацией и новыми типами карт, видами картографических изображений, способами изображения (качественного фона, значковый, ареалов, знаков движения, изолиний и др.).

Чтение карты

Создание учащимися картографического образа формируется при чтении карты с помощью пространственной комбинации картографических знаков, символов и обозначений. Это умение представлять по карте (символическому изображению) реальный мир, понимать размещение, состояние, изменение и взаимосвязи различных объектов, явлений природы и человеческой деятельности. Например, при виде символа отдельно стоящего дерева в воображении ученика возникает образ дерева, которое он уже видел, при виде нанесенного ареала распространения тайги - образ соответствующего ландшафта.

Обучение чтению карты начинается в начальных классах и продолжается на всех этапах школьного образования. С точки зрения психологии это сложный процесс, осуществляемый в два этапа: на первом происходит изучение объяснительного аппарата карты, на втором - ее содержания.

С дидактической позиции можно выделить три уровня чтения карты, различающиеся по сложности и глубине:

  • 1. Элементарное чтение, которое заключается в усвоении свойств географического объекта по его внешнему виду. Учащийся работает с планом и картой, опираясь на свой жизненный опыт, - это Чёрное море, это Москва, это железная дорога, это мост и т.д.
  • 2. Сложное чтение , которое заключается в умении составлять на основе карты суждения о свойствах изображенных объектов, воссоздавать пространственные представления о размещении и взаимном расположении объектов. Здесь к опыту подключаются полученные географические знания. Изучение и анализ карты заканчиваются составлением географических описаний или характеристик.
  • 3. Знание самой карты, ее возможностей как источника знаний, которое заключается в умении делать заключения и выводы о таких явлениях, фактах, свойствах объектов, которые на карте не выражены рисунком и знаком, но обусловлены тем, что на ней изображено. На этом уровне школьники овладевают умением составить комплексную характеристику территории - выявить пространственные, природные и хозяйственные особенности, взаимосвязи, факторы формирования, направления изменения и др.

Обучение чтению карты требует сочетания различных приемов. Формирование умений читать карту заключается в постепенном переходе от практических действий к умственным. На ранних этапах преобладают приемы работы с отдельными объектами, затем переходят к географическим описаниям и комплексной характеристике. Анализ карт осуществляется школьниками на основе вопросов учителя, затем самостоятельно - при этом карта выступает как источник географических знаний.

После постановки познавательной задачи необходимо объяснить школьникам способ действий, продемонстрировать образец выполнения действий и конечные результаты работы. Формирование умений чтения карты может осуществляться при помощи типовых планов, инструкций, памяток.

Прием описания требует установления того, какую информацию ученики должны извлечь из содержания карты. Например, при описании географического положения материка предлагается следующий план характеристики.

  • 1. Как располагается материк по отношению к нулевому меридиану и экватору?
  • 2. Найдите на карте и определите координаты крайних точек.
  • 3. Какова протяженность материка с севера на юг и с запада на восток?
  • 4. Выясните, какими океанами и морями омывается материк.
  • 5. Опишите особенности береговой линии материка.

Система заданий по описанию географических объектов усложняется по мере изучения географии от класса к классу. Она включает описание отдельных географических объектов и территорий, составление комплексных характеристик природных и хозяйственных объектов.

С помощью приема сопоставления карт различного содержания учащиеся приобретают навык составления комплексных физико-географических и экономико-географических характеристик, в том числе и сравнительных. Этот прием обеспечивает возможность раскрывать взаимосвязи между явлениями природы, хозяйства и общества.

Суть приема наложения карт состоит в том, что путем сопоставления данных, полученных из двух (нескольких) разных по содержанию или по масштабам карт, делают вывод об особенностях изучаемой территории, причинных связях и взаимоотношениях.

Прием сравнения позволяет, например, сравнивать условные обозначения карты с их изображением на рисунке и представлять объекты в реальной действительности. В состав способа действий входят отбор объектов для сравнения, отличительных признаков, характеризующих объект; их сопоставление; установление сходства и различия между объектами. Сначала план сравнения предлагается учителем, затем корректируется в совместной работе, позднее школьники могут разрабатывать его самостоятельно.

Приведем пример задания по теме «Климат России», где учащимся предлагается заполнить таблицу (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Воздушные массы

Сложным приемом работы является моделирование. В этом случае учащиеся создают на контурной карте собственную карту, анализируют ее, выявляя определенные зависимости, и делают выводы.

Знание карты

Знание карты связано с работой по усвоению и закреплению в памяти учащихся размещения на карте географических объектов (изучение географической номенклатуры). Количество объектов, подлежащих запоминанию, увеличивается от класса к классу, изменяется ранг объектов - от глобального к региональному и локальному. В методике обучения географии используют разнообразные приемы, способствующие усвоению номенклатуры. Это составление номенклатурных перечней с «привязками», ведение топонимических словарей, применение ассоциативных сравнений формы и величины объектов с какими-нибудь фигурами, нанесение номенклатуры на контурную карту, помещение на карту аппликаций, рассказ о происхождении названия, интересных фактах и событиях, связанных с объектом, и т.д.

Глобусы

Глобус - это модель земного шара, которая имеет ряд преимуществ по сравнению с картой. Главная особенность заключается в том, что глобус передает очертания поверхности Земли, размеры, взаимное расположение объектов без искажений. Н.В. Андреев перечисляет ряд геометрических свойств, характерных для глобуса 1 .

  • 1. Любой отрезок линии на поверхности земного шара изображается на глобусе с одинаковым уменьшением, т.е. его масштаб всюду постоянен. Это свойство равномасштабности изображения.
  • 2. Горизонтальные углы, измеренные на земной поверхности, равны соответствующим углам на глобусе, а изображение любого географического объекта на глобусе подобно его действительным очертаниям на местности. Это свойство равноугольности.
  • 3. Глобус сохраняет правильное соотношение площадей, т.е. обладает свойством равновеликости. Для изучения земной поверхности, ориентирования и производства измерительных работ на глобус нанесена градусная сетка.

В обучении географии используются глобусы разного размера (диаметром 42; 26,5; 15,5 см) и содержания (физические и политические). Большие глобусы удобны для показа географических объектов всему классу при объяснении, они используются для проверки знаний географической номенклатуры. Средние глобусы служат для демонстрации всему классу при объяснении, например, закономерностей движения Земли вокруг своей оси, годового движения Земли, для объяснения времен года. Малые глобусы используют и при демонстрации, но их основное назначение - организация самостоятельной работы учащихся.

Необходимое средство обучения - черный (индукционный) глобус, на котором можно рисовать мелом. Он используется как при объяснении, так и при опросе, например для обозначения линий тропиков, полярных кругов, поясов освещенности; формирования понятий «экватор», «полюс», «меридиан», «параллель», «широта», «долгота» и др.

Глобусы находят широкое применение на начальных этапах изучения географии при рассмотрении темы «План и карта». Заметим, что все основные положения и географические объекты следует демонстрировать на карте и глобусе параллельно, акцентируя внимание учащихся на особенностях изображения. Таким образом, школьники знакомятся с приемом сравнения, получают представления о картографических искажениях.

С помощью глобуса школьники изучают форму Земли и ее размеры, градусную сеть, географические координаты, взаимное расположение объектов, причинно-следственные связи (например, приливы и отливы). Глобус применяют для изучения таких вопросов, как географическое положение (материков, океанов, островов и т.д.), климат (тепловые пояса Земли, различия в освещении и нагревании Земли в течение года, климатические пояса, пассаты и т.д.), природные зоны, поясное время и др. Рассматривая вопросы экономической географии, глобус используют эпизодически при изучении географического положения стран, международных связей, направления авиалиний и морских трасс, размещения международных аэропортов и морских портов.

Географические атласы и контурные карты

Географические атласы представляют собой систематическое собрание карт, связанных единством назначения в целостное произведение. Помимо общегеографических и тематических карт, атласы содержат контурные карты, справочный и иллюстративный материал, аппарат ориентировки (общая легенда, указатели) и организации усвоения материала (инструктивные материалы). Атласы служат главным образом для самостоятельной работы школьников в классе и дома.

Контурные карты могут использоваться на всех этапах урока географии и при подготовке домашних заданий. Работа с ними в процессе объяснения нового материала задействует слуховую, зрительную и моторную память, что способствует прочности запоминания расположения географических объектов и пониманию взаимосвязей.

Работа с контурными картами проводится во всех классах, где изучается география. Первые задания школьники должны выполнять в классе под руководством учителя для получения соответствующих навыков. Кроме того, начиная работу с контурными картами, следует показать школьникам правила работы и добиться их выполнения. Для этого необходимо иметь в кабинете соответствующую инструкцию, размножить ее и прикрепить каждому ученику в комплект контурных карт, что обеспечит правильность, аккуратность и эстетичность работ школьников.

Было бы неправильно сводить работу с контурной картой только к нанесению определенных объектов - возможность свободно рисовать на них позволяет вводить в обучение творческую работу. Варианты и тематика заданий для работы с контурной картой могут быть различными. Контурные карты используются для наложения на одну карту географических объектов, между которыми существуют причинно-следственные связи (например, тектоника и рельеф, осадки и растительность, тип климата и природная зона). На контурной карте можно изображать ареалы распространения различных явлений, маршруты путешествий и даже составлять новые карты. В процессе подобной творческой работы непроизвольно происходит запоминание географической номенклатуры.

На основе контурных карт составляются картограммы, картодиаграммы и картосхемы. Картограмма - это карта, показывающая с помощью различной штриховки или оттенков цвета различную интенсивность явления в пределах соответствующих территорий. Картодиаграмма - карта, отображающая суммарные различия каких-либо явлений в пределах определенных единиц территориального деления соответствующими этому делению диаграммными фигурами. Картосхема - упрощенная карта, которая содержит только главные черты изображения. По сути, многие текстовые карты учебника являются именно картосхемами.

Контурная карта служит основой для проведения проверочных работ (например, учащиеся наносят указанные учителем объекты или называют те объекты, которые на карте показаны при помощи цифр и условных обозначений).

При проведении устного опроса, помимо типовых вопросов (назвать реки, страны или др.), можно предлагать интересные задания, в том числе и в игровой форме. Например, научная экспедиция с целью комплексного описания ландшафтов восточной Африки направилась из Хартума в Дар-эс-Салам. Расскажите, какие виды транспорта понадобятся путешественникам и какие географические объекты они встретят. Подсчитайте примерное расстояние, которое преодолеет экспедиция.

Сегодня в арсенале средств обучения географии имеются и стенные контурные карты. Используются также рельефные карты, которые передают объемное изображение земной поверхности. Они удобны для изучения общего характера местности, так как отличаются большей наглядностью; блок-диаграммы - это разрезы отдельных участков земной коры, передающие не только особенности земной поверхности, но и ее внутреннее строение; профили - вертикальные разрезы земной поверхности по определенным направлениям. Данные пособия помогают школьникам сформировать конкретный образ территории, понять особенности картографических способов изображения действительности.

С давних пор человека интересовало, что же располагается за горизонтом - новые территории или край земли. Шли века, цивилизация накапливала знания. Настала та пора, когда ученые, которые никогда не бывали в далеких землях, многое о них знали. В этом им помогали источники географической информации.

Данная статья расскажем вам о том, что же это такое, а также об их разновидностях.

Общие понятия

Как можно догадаться, так называются все из которых человек может получить интересующие его сведения. Какие рассматривает источники географической информации 5 класс (в среднеобразовательной школе)? Давайте их перечислим:

  • Все географические карты, атласы, а также разнообразные топографические планы, включая военные.
  • Разнообразные географические описания конкретной местности.
  • Справочники, энциклопедические статьи, результаты и отчеты различных экспедиций.
  • Аэрофотоснимки и космическая
  • и GPS/ГЛОНАСС.

Вот какие знает источники географической информации 5 класс в среднестатистической общеобразовательной школе. Мы же попробуем рассмотреть характеристики некоторых из них чуть более подробно.

Современные технологии

В последние годы все больше и больше источников переводят из бумажного в цифровой вид. И это неудивительно. Практически все 5 источников географической информации, о которых мы только что говорили, сегодня можно отыскать именно в цифровом виде. Даже профессиональные ученые в последние годы предпочитают работать именно с «цифрой».

С той же системой ГИС работать куда удобнее, чем с грудой книг. А сейчас обсудим некоторые источники географической информации подробнее.

Карты

Картой называют схематическое обобщенное изображение поверхности какого-то участка земли, всей планеты или небесных тел. Она строится по принципу масштабирования, то есть для этого используются математические методы. Именно в зависимости от масштаба все карты принято подразделять на три крупные группы:

  • Крупномасштабные.
  • Среднемасштабные.
  • Мелкомасштабные.

Если говорить о первой категории, то у этих документов соотношение может быть 1:200 000 и крупнее. Сюда входят практически все топографические планы. Мелкомасштабными считаются все карты, соотношение которых меньше 1:1 000 000. Обычный географический атлас включает в себя или мелкомасштабные, или среднемасштабные планы, которые лучше всего подходят для изучения той или иной местности.

Сортировка картографической информации

Следует знать, что еще задолго до создания карты специалисты производят строгий отбор того, что на ней будет изображено. Процесс этот называется следующим образом: картографическая генерализация. Естественно, что наиболее строгий отбор существует в отношении мелкомасштабных карт, так как на них требуется вместить максимальный объем полезной информации при минимально занимаемой площади документа. В самой генерализации чрезвычайно важную роль играет непосредственное назначение карты, а также пожелания ее заказчика.

Планы местности

Так называются чертежи местности, которые выполняются в крупном масштабе (1:5000 и более), причем чертятся с использованием специальных условных обозначений. Этим они напоминают школьный географический атлас. Построение таких планов осуществляется на основе глазомерных, инструментальных измерений, аэрофотосъемки или же комбинированным методом.

Так как на планах указываются сравнительно небольшие участки земной поверхности, при их создании кривизной планеты можно пренебречь. Следует четко понимать, что эти источники географической информации, которые мы только что описали, кардинально отличаются друг от друга.

Основные отличия планов от карт

  • В сантиметре плана редко закладывается более пяти реальных километров на местности. Они куда подробнее карт, в одном миллиметре которых могут быть заложены сотни километров земной поверхности.
  • Все объекты на местности в планах изображаются максимально подробно. В принципе, на среднестатистическом чертеже отмечены все более-менее значимые участки. Так, на топографических планах Генерального штаба ВС РФ (и СССР, конечно же) могут быть отображены даже деревья и мелкие ручейки. На карты невозможно уместить всю эту информацию. Собственно, потому и проводится генерализация, о которой мы говорили выше. Даже точные очертания континентов на многих картах отобразить нельзя, а потому они зачастую наносятся со значительными искажениями. Кроме того, вышеописанная дополнительная литература по географии использует внемасштабные условные обозначения.
  • Еще раз подчеркнем, что при построении плана пренебрегают кривизной земной поверхности. Карты, особенно в маленьком масштабе, учитывают ее в обязательном порядке.
  • На планах никогда не бывает градусной сетки. В то же время параллели и меридианы есть на каждом из них.
  • План всегда прост в плане ориентирования. Верх документа - север, низ, соответственно, - юг. На картах же направление определяется по параллелям.

Способы изображения объектов на планах и на картах

Условными знаками в этом случае являются общепринятые варианты, в которых закодирована характеристика изображенных на карте или плане объектов. С их помощью можно отобразить как что-то конкретное (гору, к примеру), так и нечто совершенно абстрактное, условное (плотность населения в городе, деревне и т. п.). Разумеется, все они существенно облегчают жизнь человеку, который знает основы картографии и умеет читать эти чертежи.

В течение какого времени карта сохраняет свою актуальность?

Этим вопросом хотя бы еиножды задаются практически все географы и геологи. Конкретный ответ на него зависит от назначения, масштаба, автора плана. Так, средневековые исследователи нередко рисовали карты буквально «на коленке», так что об их точности говорить уже не приходится. А вот карты Генштаба, несмотря на время, до сих пор поражают своей точностью.

Не стоит забывать, что карты отличаются достаточно высокой стабильностью, в то время как планы Амазонки и Нила можно смело выбрасывать лет через пятьдесят после их опубликования. Реки эти настолько эффективно и быстро изменяют рельеф поверхности Земли, что от более старых документов толк есть только в исторической перспективе.

Географические описания, открытия

Все источники географической информации, рассмотренные выше, какие-то сухие, неинтересные. Куда увлекательнее почитать описание какого-то региона, местности или даже материка, написанное человеком, который все это открыл!

Шутки шутками, но описания и отчеты о географических (геодезических, биологических) исследованиях порой способны дать куда больше информации, чем самый подробный топографический план местности. Тем более что в последнем не отобразить некоторые неприятные особенности той или иной местности (малярию, встречающуюся в некоторых центральных областях Африки на каждом шагу, к примеру).

Тот список литературы по географии, который учащимся выдается в школе (например, Николина В. В. География, Поурочные разработки; Самкова В. А. Мы изучаем лес; Лесная энциклопедия: в 2 т./гл. ред. Г. И. Воробьёв), как раз-таки и сформирован благодаря трудам исследователей, в свое время заносивших все эти сведения на карту, находясь в самой гуще событий.

Краткие сведения об открытии Африки

Расскажем немного об истории открытия Черного континента. Конечно же, слово «открытие» здесь не совсем корректно: вот Австралия - да, с ней пришлось помучиться. В случае с Африкой были прекрасно исследованы прибрежные районы, где отлавливали чернокожих рабов и покупали у арабских торговцев слоновую кость, а вот о том, что же творится в глубине континента, не знал практически никто.

Все изменилось в XIX веке, когда в Африку прибыл легендарный Именно ему принадлежит честь открытия истоков Нила и великолепного озера Виктория. Мало кто знает, но исследованиями Центральной Африки в свое время занимался русский ученый В. В. Юнкер (в 1876-1886 годах).

Для коренного населения материка все это закончилось печально: основные источники географической информации (то есть карты), данные для которых с таким трудом и постоянной опасностью для жизни собирали все эти отважные ученые, начали активно использоваться работорговцами…

Итак, с картами и планами мы фактически закончили. Географические атласы относятся к той же категории. А какова роль современных источников географической информации? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим принцип совместного использования старых бумажных карт и навигатора, которым сейчас активно пользуются даже профессиональные географы и геологи.

GPS/ГЛОНАСС + карты

Следует отметить, что этот способ великолепно подходит для определения точности карт, атласов и топографических планов. Кроме того, данная методика удовлетовряет нужды историков, так как они могут воочию убедиться, насколько сильно изменилась местность, которую описывают в исторических хрониках современники тех или иных событий. Впрочем, литература по географии нередко содержит планы местности, которые не обновлялись с начала прошлого века.

Чтобы воспользоваться столь точным, но довольно трудоемким и несколько экстравагантным методом, вам придется выполнить трехкратную привязку (три разные карты) к одному и тому же участку местности:

  • Сначала найти более-менее современную карту или топографический план.
  • Желательно иметь при себе свежий аэрокосмический снимок исследуемой местности с топографической привязкой к системе координат.
  • Наконец, нужна та карта, сведения которой вы и собираетесь проверять.

Смысл данной операции в том, чтобы внести в память навигатора все три этих чертежа местности. Современные модели подобных устройств имеют достаточно мощный процессор и впечатляющий объем оперативной памяти, так что переключаться между картами можно будет мгновенно.

Определение маршрута следования

Прокладку маршрута лучше всего осуществлять, пользуясь современной картой или топографическим планом. Не советуем применять для этого старые документы. Вполне возможно, что на месте болота сейчас находится проходимая местность, а вот по опушке некогда редкого молодого леса вы пройти уже не сможете, так как у местности кардинально поменялась география. Карта - это хорошо, вот только в большинстве случаев такие документы не слишком-то точны.

Почему аэрофотосъемка и космические снимки предпочтительнее карт?

Но почему бумажные чертежи так уступают продуктам современных технологий? Дело в двух следующих причинах:

  • Во-первых, актуальность космической съемки или аэрофотоснимка в большинстве случаев намного выше. Когда еще картографы сподобятся провести очередную генерализацию новых данных и выпустят актуальные планы местности?
  • На снимках вы буквально в режиме реального времени сможете определять характеристики той или иной местности. На карте или даже топографическом плане породы деревьев в лесу будут отображены только схематично и лишь в общем порядке. Проще говоря, наткнуться на густой еловый пролесок посреди березняка вполне реально, а в условиях густого хвойного леса заблудиться куда проще.

Выбрав маршрут и сверившись с новыми снимками, рекомендуется обратиться к старой карте. Для чего такие сложности? Представьте, что вы являетесь биологом на полевом выходе. Вам нужно определить, насколько разросся лес, какие новые появились породы деревьев, сколько типов леса сменилось за все эти годы. Идеально подходит для решения всех этих задач простое наложение новой карты на ее старый аналог. Таким образом, все становится видно максимально наглядно.

Вот какие источники использует география. Карта - едва ли не самый главный из них, но при этом не стоит забывать, что за минувшие десятилетия наука и техника сделали огромный шаг вперед, а потому глупо не воспользоваться всеми современными достижениями.

Заключение

Вот вы и узнали, какие источники географической информации в настоящее время наиболее актуальны. Как ни странно, но мы до сих пор применяем все те же самые планы и карты, которые были изобретены еще до нашей эры. Конечно же, с поправкой на их современный вид.