Филологические игры и задачи на уроках лингвистики в средней школе. Вопрос: лингвистические загадки:Всякий ли пар способен подниматься? Всякий ли барабан-музыкальный инструмент? Какое коромысло летать может? Каким ключом нельзя открыть дверь Какое коромыс




Занимательный материал по русскому языку.

Филологические игры и задачи.

Задачи:

    Развивать навыки и умения работать со словами, выявлять их значения, искать нужные понятия, определять орфограммы, составлять анаграммы и т.д;

    Активно расширять лексический запас учащихся, активно использовать новую лексику;

    Повышать уровень культуры мышления, речевой культуры;

    Вырабатывать навыки и потребность пользоваться толковыми и другими словарями;

    Учиться четко определять конкретные цели в каждом случае при решении задачи;

    Воспитывать вкус к работе со словом, азартность в решении интеллектуальных задач, умение упорно, преодолевая трудности, не оставлять дело незавершенным.

Раздел «Лексика»

Игра «Омонимы»

    Река в Московской области, или животное, или буддийский монах. (ЛАМА)

    Фамилия поэта, или упаковка сигарет, или военный союз нескольких государств. (БЛОК)

    Река в Сибири, или часть скелета, или бытовой предмет.(ТАЗ)

    Хвойный лес, стальное сверло, химический элемент. (БОР)

    Оружие, растение. (ЛУК)

    Подъемно-транспортная машина, поднимающая и отпускающая груз, запорное устройство для трубопроводов. (КРАН)

    Вселенная, отсутствие войны. (МИР)

    Союз, объединение, сообщество; знак в виде дуги над нотами, обозначающий, что надо играть «легато»; единица длины в Великобритании и США, равная трем милям. (ЛИГА)

Занимательные вопросы тема «Омонимы»

Задание: ответьте на вопросы.

    Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент).

    Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар – пашня, пашня, оставленная без посева).

    Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра).

    Какое коромысло летать может? (Коромысло – род крупных стрекоз).

    Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком

    У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов).

    Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец)

Упражнения для использования в теме «Синонимы».

Задание: Выделите «третье лишнее» слово в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что объединение двух слов во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?)

    Огонь, осень, пламя.

    Алфавит, чистописание, азбука.

    Шалун, конница, кавалерия.

    Бросать, кидать, прыгать.

    Ураган, дождь, пурга.

Задание: отгадайте загадки-шутки.

    Какое государство сложно носить на голове? (Панама)

    Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене)

    Какой город летает? (Орел)

    Какую реку можно срезать ножом? (Прут)

    Какая земля никогда не старится (Новая Земля)

    Какое крыло никогда не машет? (Крыло самолета)

Тема «Фразеологизмы» Игра «Кто быстрее?

Задание: подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами.

Дать ( дать голову на отсечение, дать слово, дать задний ход, дать по шапке, дать жару).

Идти (идти в гору, идти в ногу, идти в разрез, идти своей дорогой).

Встать (встать с левой ноги, встать поперек горла, встать в тупик, встать поперек дороги).

Взять (взять себя в руки, взять верх, взять быка за рога, взять в оборот).

Выйти (выйти сухим из воды, выйти из терпения, выйти на орбиту, выйти в люди, выйти из себя).

Держать (держать в ежовых рукавицах, держать камень за пазухой, держать себя в руках, держать порох сухим, держать ухо востро)

Тема «Ударение и интонация»

Занимательные стихотворения.

Задание: дополните стихотворения словами, правильно поставив в них ударения.

    Кран открой – пойдет вода.

Как она пришла сюда?

В дом, сад, огород

Провели….( водопровод)

    Был бы друг,

Будет и …(досуг)

    Сладок он, друзья, на вкус,

А зовут его… (арбуз)

    Хоть я сахарный зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус.

Узнали вы? Я - ….( свёкла)

Задача, используемая по теме «Части речи»

Задание: Попробуйте придумать как можно больше слов, состоящих из одних предлогов.

Например: слово СОВОК состоит из пяти предлогов. Для составления слов используйте такие предлоги: в, к, за, на, над, о, от, по, под, при, ради, с, у.

( вкус, воск, коза,кус, кусок, надкус, око, откос, подкос, поза, покос, попона, привкус, присос, радио, радиус, скок, скос, скот, сок, соус, сук, уксус, укус, и т.д.)

«Египетские иероглифы»

Во многих языках корнем слова являлись только согласные буквы . Иероглифы египтян могли передавать звучание слов при помощи изображения «предметных однокоренных слов». Расшифруйте и зашифруйте русские пословицы и поговорки в «египетском стиле», но не рисунками, а подбором слов (нарицательных существительных в именительном падеже единственного числа), обозначающих предметы. Их согласные буквы должны иметь такую же последовательность, как и согласные в пословицах и поговорках.

    Расшифруйте русскую пословицу, записанную в «египетском стиле»:

Дуло, мост, рыба, утес.

Ваш ответ:

пословица : дело мастера боится.

    Зашифруйте русскую пословицу «египетским способом»:

Ответ: Усы, бак, лото, вата, рана, сито.

Ваш ответ:

согласные буквы:_________________________________

пословица: Собака лает – ветер носит.

    Расшифруйте русскую поговорку, записанную в «египетском стиле»:

Мыло, узел, танк, дуда, рога.

Ваш ответ:

согласные буквы:_________________________________

пословица : мал золотник, да дорог.

    Зашифруйте русскую поговорку «египетским способом»:

Мастер на все руки

Ваш ответ:

согласные буквы:_________________________________

пословица: Мост, арена, овес, река.

Перевертыши «Имена героев сказок»

Чтобы восстановить настоящее имя литературного героя, следует заменить слова – «перевернутого имени» на антонимы – слова, противоположные по смыслу. А ели антонима не имеется, то на слова из того же ряда понятий.

Нужно подбирать такие слова, чтобы получилось имя или прозвище известного литературного героя.

лингвистические загадки:Всякий ли пар способен подниматься?
Всякий ли барабан-музыкальный инструмент?
Какое коромысло летать может?
Каким ключом нельзя открыть дверь

Ответы:

1. Только тот, который теплее окружающего воздуха. 2. Не всякий, в стиральной машине барабан, на нём не поиграешь 3. Коромысло - всмысле, Луна, Радуга? 4. Птичьим, скрипичным, гаечным, газовым)

Похожие вопросы

  • Длина прямоугольника садового участка 86 м а ширина 9 м.Найдите длину забора этого участка.
  • помагите всех вопросах делать рожалуста
  • Двое рабочих должны были изготовить паркет квадратной формы.Один из них, вырезая квадраты из дерева, проверял их следующим образом:он сравнивал длины сторон и, если все стороны были равны, считал квадрат вырезанным верно. Другой проверял велечину углов и, если все углы прямые, тоже считал работу выполненной правильно. Эти способы надёжны? Напиши свой ответ.
  • Помогите написать условие коротко. На юбку 2м ткани. А на платье на 1 м больше. Сколько всего метров ткани пойдет на юбку и платье?
  • помогите с Английским языком пожалуйста, Заранее спасибо
  • 3 реченя про дружбу будя ласка дуже треба
  • измени слова так чтобы они обозначали один предмет.круги этажи ландыши отряды советы одеды лебеди голуби серпы глаза брови стрижи шалаши

Какие три местоимения не имеют именительного падежа? (Некого, нечего, себя.)

Какие местоимения употребляются только в именительном падеже? (Таков, такова, некто.)

Какие три местоимения могут быть и личными, и притяжательными? (Его, ее, их.)

Какие разряды местоимений различаются только значением? (Относительные и вопросительные.)

Какие два местоимения различаются в косвенных падежах только ударением? (Сам, самый.)

Какое притяжательное местоимение может относиться ко всем лицам и числам? (Свой.)

С какими предлогами местоимения он, она, оно, они употребляются без начального н? (Благодаря, вопреки.)

В середине каких местоимений пишется ь? (Сколько, столько, чей, чья, чье.)

Какое местоимение женского рода превратилось в существительное, обозначающее спортивный термин? (Ничья.)

Какие три местоимения самые чистые? (ВЫ-МЫ-ТЫ.)

Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (Я-МЫ.)

Какое местоимение требует чистоты? (Мой.)

Какое местоимение является помощником прилагательного? (Самый.)

Какие местоимения, дружа с частицами, недолюбливают предлоги? (Отрицательные и неопределенные.)

В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак? (Ольга, Татьяна и др.)

Какой иглой не сошьешь рубахи? (Хвойной, ежа.)

В каком магазине ничего не купишь? (В магазине винтовки, фотоаппарата, улья.)

Что можно набрать, ничего не беря в руки? (Номер телефона.)

Можно ли отрезать без ножа или другого режущего предмета? (Отрезать – резко ответить.)

Что можно собрать без помощи рук? (Собрать лоб в морщины, собрать силы, собрать тело для прыжка.)

Какое государство можно носить на голове? (Панама.)

Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на р.Сена.)

Какой город летает? (Орел.)

Какая земля никогда не состарится? (Новая Земля.)

Какое крыло никогда не летает? (Крыло автомобиля, здания и т.д.)

Какой бор никогда не имеет листьев? (Химический элемент.)

Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар-пашня, оставленная без посева.)

Какое коромысло летать может? (Коромысло – род крупных стрекоз.)

Каким ключом нельзя открыть замок? (источником, музыкальным ключом.)

Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец.)

В начале какой сказки Пушкина употреблены слова-синонимы путь-дорога? («Сказка о мертвой царевне».)

Определите, в каком стихотворении встречаются следующие слова: спаленная, схватки, нынешнее, племя, доля, безделка, сечь, ликовал, сражен, молвил, очи, сражение, изведал, смеркалось, затеять (М.Лермонтов «Бородино».)

Назовите стихотворение, в котором встречаются следующие слова: родник, знойные лучи, странник, чужая земля, студеная влага, звучный ручей, роптать, пораженный стрелой, стан. (М.Лермонтов «Три пальмы».)

Запишите несколько примеров пословиц с антонимами.(В новом доме старой грязи не место. Земля черна, а хлеб белый родит.)

Отгадайте загадку.

Он пузатый, но не жирный.

В тюбетеечке всегда,

Молчаливый, очень смирный,

Не выходит никуда.

Но как только он напьется,

Забирается на печь

И ворчит, шумит, плюется – уж от сор не уберечь.

Корень слова дан Китаем,

Ну а суффикс русский, знаем. (Чай-ник.)

  • Назовите фразеологизмы:

Наш учитель говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. (Слов на ветер не бросает.)

Только что мы вспоминали о Викторе, а он тут как тут, пришел. (легок на помине.)

Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. (Вышел сухим из воды.)

Дядя Миша умеет все: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель ракеты сам сделает, и планер. (Мастер на все руки.)

    Чем кончается день и ночь? (Ь.)

    Что стоит посередине земли? (Л.)

    Что находится в начале книги? (К.)

    Назовите нарицательные существительные, образованные от собственных. (ампер, вольт, ом, баян, надежда, любовь, вера, блок, орел, слава, соня и др.)

    Какие буквы никогда не бывают большими в именах людей, а также в кличках животных? (ъ,ь,й.)

    Что мешает образовать существительные женского рода от слов кочегар, штукатур, пилот, электрик, матрос, водовоз?

    Что мешает образовать слова с суффиксом –ищ от слов карлик, гномик лилипут?

    Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов простыня, курица. (Простынь, кур.)

    О чем вели разговор?

Шли двое, остановились около забора, за которым виднелись какие-то кусты. Один другого спрашивает:

Это белая?

Нет, это красная.

А почему она белая?

Потому что еще зеленая. (Смородина.)

    Есть ли в русском языке несклоняемые прилагательные? (Беж, бордо, хаки, электрик, хинди, коми, пик, модерн.)

    Каких камней не найдешь в море? (Сухих.)

    Какой болезнью на земле никто не болеет? (Морской.)

    Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный.)

    Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Железнодорожного.)

    Под какими деревьями во время дождя прячутся зайцы? (Под мокрыми.)

    В какую бочку нельзя налить воды? (Полную.)

    Какой лошадь бывает, когда ее цыган покупает? (Мокрой.)

    Какие числительные в одном из косвенных падежей пишутся с двумя и даже тремя Ь? (Восьмью, восемьюдесятью.)

    Сколько горошинок может войти в обыкновенный стакан? (Ни одной.)

    Сколько яиц можно съесть натощак? (1.)

    Как слово мышеловка написать пятью буквами? (Мышка.)

    Какие две ноты растут в огороде? (Фасоль.)

    В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидят три кошки. Сколько кошек в комнате? (4.)

    Название какой птицы состоит из сороак а? (Сорока.)

    Трое играли в шашки и сыграли три партии. Сколько партий сыграл каждый? (2.)

    Горело семь свечей. Две свечи погасли. Сколько свечей осталось? (7.)

    Летела стая уток. Одну убили. Сколько осталось? (1.)

    В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я.)

    Какое местоимение, будучи прочитанным наоборот, превращается в союз? (Он-но.)

    Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно-тот.)

    Какое местоимение нужно добавить к другому, чтобы получилось название больших плодов? (Ты-к-вы.)

    С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? (С глаголом.)

    С каким падежом больше всего употребляется предлогов? (Р.П.)

    Какие предлоги являются самыми частотными словами? (В,на.)

    Что находится между берегом и рекой? (и.)

    Какие женские имена состоят из двух союзов? (Ада, Ида.)

    А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, что осталось на трубе? (Союз и.)

    Какое междометие, повторенное дважды, составит вкусную булочку? (Ба-ба.)

    Какое междометие надо прочесть наоборот, чтобы получить два междометия, выражающие чувство восхищения? (-а-а. Ах,ах.)

    может ли подлежащее и сказуемое быть выражено одинаковыми словами? (Дело есть дело. Солдат всегда солдат.)

    Какие члены предложения пропущены в следующей шутливой реплике?

Я никогда никому ничего, но если я что0нибудь такое, то что же тут такого? (Сказуемые (сделать). Шутка высмеивает трусов и приспособленцев.)

    Говорят, что однажды кто-то глубокомысленно ответил на заданный ему вопрос: «Оно-то, конечно, потому что что ж, а что касается в общем, то совершенно буквально». Чего не удалось ему скрыть? (своего невежества.)

    В каком фразеологизме существительное зло употребляется во множественном числе? (Выбирать из двух зол.)

    Прочитайте зашифрованные слова. Придумайте сами слова подобного типа.

Смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100п, 100н.

    Спортивный репортаж в газете заканчивался так: «Особенно удачно выступили Шевченко, Седых и Жук. Все трое включены в состав сборной республики». О ком идет речь – женщинах или мужчинах?

    Можно ли определить, кто из перечисленных здесь является женщиной?

Приём у Э.Рузвельт

Открытие зоолога У.Ульрих

Научные труды химика И.Ноодар

Рекорд Т.Пресс

(Все женщины: Элеонора Рузвельт, Урсула Ульрих, Ида Ноддар, Тамара Пресс – мужские фамилии склоняются)

    Что вы можете сказать на основании данной цитаты о времени, когда происходит действие?

«Отодвинув дела, взялся за кофе; за кофеем он развернул ещё сырую утреннюю газету и стал читать её»

(19 век: устаревшая форма кофей; но по утрам уже доставляют газеты. Л.Толстой)

    Что обозначает выражение «ходить фертом» и откуда оно взялось?(Важничать, ходить руки в боки, напоминая при этом старославянскую букву ф.)

    Как особенности рукавицы и перчатки отразились в их названиях?(Образованы от слов рука и перст.)

    Князя Олега прозвали вещим, потому что ему ведома была всякая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем?(От слова кость.)

    Не правда ли, странная кличка для собаки – Жучка? Почему она стала так популярна? Однако наши предки называли так не любую собаку, а только…Как должна выглядеть настоящая Жучка?(Маленькая и чёрненькая, как жук.)

    Какие языки из перечисленных родственны русскому языку?

Французский, английский, сербский, литовский, эстонский, белорусский, латышский, украинский, грузинский, польский, испанский, монгольский.(Сербский, белорусский, украинский, польский.)

    Всем знакомое с детства баю-баю по происхождению 1л.,ед.ч., устаревшего глагола. Как выглядит этот глагол в неопределённой форме и что он значит?(Баять – говорить, рассказывать.)

    Маленьких детей часто просят: «Покажи, где у тебя глазки, где носик…» А вам предстоит показать, где у вас ланиты, чело, выя, десница, шуйца, рамена, персты.(Щёки, лоб, шея, правая рука, левая рука, плечи, пальцы.)

«Я люблю книги Марка Твена, Стефан Цвейга, Джека Лондона, Жюль Верна, Этель Лилиан Войнич, а особенно рассказы о Шерлок Холмсе»(Стефана Цвейга, Жюля Верна, о Шерлоке Холмсе.)

    Героя Н.В.Гоголя Ивана Фёдоровича Шпоньку сосед угощает индейкой:

Иван Фёдорович, возьмите стёгнушко! Да что же вы так мало взяли?

Иван Фёдорович, возьмите стёгнушко,- проревел, став на колени, официант.

Какую часть индейки уговаривали взять Ивана Фёдоровича? На трудной стезе поисков вам помогут две строчки известной народной песни:

Позарастали стёжки-дорожки,

Где проходили милого ножки.

(Стёгнушко – ножка; стезя – стёжка _ дорога, по которой индейка ходит своими стёгнышками.)

    Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества. Сохранился он и в нашем языке. Мы пользуемся древнегреческими математическими, астрономическими и прочими научными терминами. Многие из нас, сами того не подозревая, носят греческие имена: Андрей, например, значит по-гречески «мужественный, храбрый», Алексей – «защитник», Макар – «счастливый». Часто на нашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его – это испытать удовольствие, даже счастье. Назовите это блюдо.(Макароны. Подсказка в тексте)

    Как выглядит неопределённая форма глагола неймётся ? (У этого глагола нет неопределённой формы.)

    Вплоть до 19 века туземцы Новой Гвинеи не знали такого животного, как бык, не сеяли кукурузы, не выращивали арбузов…Произнесите на языке туземцев Новой Гвинеи эти слова: бык, кукуруза, арбуз. Объясните своё решение вопроса.(Эти слова звучат там по-русски, т.к. познакомил туземцев с этими растениями и животным Н.Миклухо-Маклай.)

    В узбекском языке глагол куру означает «сохнуть». Какое сущ-ое, образованное от него, заимствовано из узбекского русским языком и как приблизительно его можно перевести?(Если не можете ответить сразу, сходите в столовую и попросите стакан компота. Курага – сушёные абрикосы.)

    Испания. Яркое солнце, серенады, бой быков… Как далеко это всё от нас! Однако, входя в свою квартиру, каждый из нас непременно проходит через одно такое место, которое могло бы напомнить ему об Испании и её экзотических традициях. Что это за место? (Коридор – коррида буквально «бег»(быков). Мы не задерживаемся в коридоре, «пробегаем» его).

    Какое слово, известное сейчас почти всему миру, придумал английский писатель Джонатан Свифт? (Лилипут. У Свифта – «житель Лилипутии», как француз – житель Франции. Получило переносное значение – «карлик»).

    Почему скатерть в сказках самобранка? За что ей себя бранить? (Самобранка не от бранить, а от убирать, т.е. накрывать стол.)

    Мы говорим «биться не на живот, а на смерть». А почему, например, не «биться на голову» или «на спину»?(Живот означало «жизнь».)

    Её не со всеми можно приготовить, те, кто, пренебрегают ею, ослабевают, но иногда её просят неодушевлённые предметы. (Каша – каши не сваришь, мало каши ел, ботинки каши просят.)

    Узнайте слово по описаниям устойчивых выражений, т.е. фразеологизмов, в которых они встречаются.

    Оно является отличной средой для передвижения кисломолочных продуктов, прекрасным средством для поддержания горения, а также основой для чепухи. (Масло – сыр в масле катается, подлить масло в огонь, чепуха на постном масле.)

    Сейчас я вам перечислю произведения литературы 18-19вв. Какие героини из этих произведений носили исконно русские имена?

1.«Евгений Онегин» А.С.Пушкина

2. «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов

3. «Анна Каренина» Л.Н.Толстого.

4. «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина

5. «Светлана» В.А.Жуковского

6. «Ася» И.С.Тургенева.

(Только Светлана Жуковского. Остальные героини носили имена греческого, латинского, древнееврейского происхождения)

    Какого рода следующие существительные: Какаду, колибри, фламинго, шимпанзе? (Это несклоняемые сущ., обозначающие животных. Если животное ж.р., то они ж.р., если мужского, то м.р.)

    Документ

    Выказывать недовольство, задавать каверзные вопросы . Минут на пять закройте...). Именно оттуда раздаются самые каверзные вопросы . Именно там шелестят и кашляют... вопросы . Особенно на каверзные ». Таким образом, каждый, задающий острый, каверзный вопрос , ...

  • Ключников С. Ю. Мастер жизни: психологи­ческая защита в социуме

    Документ

    Собственные удачные ответы на самые каверзные вопросы . Представьте и настройтесь на... будущих народных избранников сочиняла каверзные вопросы своим противникам. Один из... , задавая вам самые разные каверзные вопросы . Ваше представление этой сцены...

Морфология

1. В предложении: Бумага истлела «спрятано» слово аист. В четырех из этих пяти предложений «спрятаны» названия овощей, а в одном - название цветка. В каком?

(А) Впереди скала.

(Б) На полу кошка.

(В) На ковре паук.

(Г) Банка пуста.

(Д) Зима кончается .


2. Вот пять глаголов:

почернел, позеленел, пожелтел, покраснел, побелел .


Какой из них можно поставить вместо многоточия в предложение

Мальчик … от стыда?

(А) почернел; (Б) позеленел; (В) пожелтел; (Г) покраснел; (Д) побелел.


3. Какое из этих существительных обычно не употребляется во множественном числе?

(А) холод; (Б) ветер; (В) зной; (Г) туман; (Д) дождь.


4. Какие прилагательные надо вставить в словосочетания

на... ногу, на... руку, на... голову,

чтобы получились устойчивые выражения русского языка?


(А) скорую, широкую, свежую;

(Б) скорую, свежую, широкую;

(В) свежую, широкую, скорую;

(Г) широкую, скорую, свежую;

(Д) левую, горячую, пьяную.


5. Расшифруйте ребусы и скажите, какого слова обычно не бывает в календаре?


6. Вот два списка слов, данных в алфавитном порядке:

1) близнец, лошадь, нота, скрипач;

2) трио, триоль, тройка, тройня.

Как надо переставить слова во втором списке, чтобы каждое оказалось связанным по смыслу с соответствующим словом первого?

(А) тройка, тройня, трио, триоль;

(Б) тройня, тройка, трио, триоль;

(В) тройня, тройка, триоль, трио;

(Г) трио, тройня, тройка, триоль;

(Д) трио, триоль, тройня, тройка.


7. Какое слово написано с ошибкой?

(А) бреют; (Б) клеют; (В) реют; (Г) сеют; (Д) тлеют.


8. Сколько из перечисленных существительных относятся к мужскому роду:

аэрозоль, бандероль, картофель, метель, мозоль, ноль, шинель, шрапнель?

(А) пять; (Б) четыре; (В) три; (Г) два; (Д) одно.


9. Даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях и былинах 12-17 вв.: полтретьяста (250), полшестадесять (55), полпята (4,5). Какие количества предавались числительным полшестаста и полтретьядесять? Есть ли ситуации, когда мы используем данную логику обозначения количества, говоря на современном русском языке? Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа? (550, 25. Обозначения типа полседьмого, четверть третьего. Полтора).


10 Даны пары слов. Заменив в любой из пар слов по две буквы и образовав новые слова, перейти к другому слову. Порядок букв изменять нельзя.

ЗИМА-ЛЕТО (зима-сила-сито-лето)

ВЕСНА-ОСЕНЬ (весна-пасть-плеть-олень-огонь-осень)

РОСА-ИНЕЙ (роса-риск-пуск-прок-сток-инок-иней).


Фонетика


1. Определите, содержат ли два слова, входящие в пару, общие согласные звуки и, если содержат, то какие:

ряд-яр; стол-год; люк-кот; край-юг; стог-гость; ряд-зверь; яма-май; ею-ей; рою-яр; рот-тень; тюль-юг; ель-сеть; дурь-рад.


2. Дополните стихотворения словами, правильно поставив в них ударения.

*Был бы друг,

Будет и…(досу г).


3. Если написать мелом слово бетон, а потом по очереди стирать его буквы, начиная с первой, то “по дороге” мы получим два осмысленных русских слова: тон и он. А сколько осмысленных русских слов мы получим “по дороге”, если будем таким же образом стирать по букве в слове «доклад»?

(А) ни одного; (Б) одно; (В) два; (Г) три; (Д) четыре .


4. Когда много лет в книгах и газетах букву ё заменяют буквой е, немудрено вообще забыть, где это ё пишется. В скольких из существительных: клен, плен, лед, осел - буква е на самом деле должна быть буквой ё?

(А) ни в одном; (Б) в одном; (В) в двух;

(Г) в трёх; (Д) в четырёх .


5. Незнайка не умеет писать слова правильно. Он пишет их так, как слышит. Какие из слов:

1) счастье, 2) пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать - он напишет с буквой щ?

(А) 1, 2, 3; (Б) 1, 2, 4; (В) 2, 3; (Г) 1, 4; (Д) все .


6. В каком из этих слов буква г произносится не так, как в остальных?

(А) бог; (Б) рог; (В) стог; (Г) мог; (Д) порог .


7. Даны предложения на японском языке и их переводы на русский язык:

гакусэй-га ёму ‘студент читает’

сэнсэй-га о-каки-ни нару ‘учитель пишет’

мусуко-га каку ‘мальчик пишет’

бутё-га о-ханаси-ни нару ‘начальник говорит’


Как правильно перевести на японский язык: студент говорит; начальник читает?

(А) гакусэй-га ханасу, бутё-га ёму;

(Б) гакусэй-га о-ханаси-ни нару, бутё-га о-ёми-ни нару;

(В) гакусэй-га о-ханаси-ни нару, бутё-га ёму;

(Г) гакусэй-га ханасу, бутё-га о-ёми-ни нару;

(Д) гакусэй-га ханаси, бутё-га о-ёму-ни нару .


8. Даны русские слова и словосочетания и их переводы на болгарский язык в перепутанном порядке: 1) руль, тент, веер, бриг, невод, парус, булыжник, штурвал, вишневое варенье, шестерня ; 2) голям камък, корабно платно, ветрило, старинна двумачтова платноходка, кормилно колело, кормило, сладко от вишни, голяма рибарска мрежа, зубчато колело, навес от платно . Установите перевод всех русских слов и словосочетаний. (руль- кормило, тент-навес от платно, веер-ветрило, бриг-старинна двумачтова платноходка, невод-голяма рибарска мрежа и т.д.)

9. Логогриф – от греческих слов «логос» - слово и «грифос» - загадка, это загадка, в которой задуманное слово может иметь различные значения в результате добавления, пропуска или перестановки звуков (букв).

Готов вас напоить водой,

Но Э прибавьте мне в начале,

И соберу перед собой

Я зрителей в квартире, зале.


Несет меня с трудом старик,

Но если . прибавить, вмиг

К нему придет на помощь тот,

Кто без труда меня несет.


Его как память давних ран

На теле носит ветеран.

Наоборот его прочти –

И грянет музыка в пути.

Составь сам логогрифы, которые не обязательно должны иметь стихотворную форму.


10. Почему слова летел, довод, комок, потоп, доход читаются справа налево не совсем так, как слева направо?


11. Произнеси в обратном порядке звуки, обозначенные буквами в словах лен, люк, яд . Одинаковы ли они в произношении?


12. Какие согласные звуки являются общими для слов: а) городской вокзал; б) мягкий мех; в) конечно, кошка?


13. Шарада – это загадка, заключающаяся в отгадывании слова, части которого (в данном случае слоги) могут быть самостоятельными словами.


Мой первый слог – число с нулями,

У всех людей – последних два,

А вместе – догадайтесь сами:

Всем города она глава.


В начале октября

Ищи слог первый мой,

В начале ноября ищи второй,

А в целом дом жилой войдешь –

Там целое найдешь.


Составь сам шараду, которая не обязательно должна иметь стихотворную форму.


14. Как, не изменяя ни одного звука, совершенно изменить значения слов выходить, пахнуть, трусить, сведение ?


Словообразование

1. Попробуйте придумать как можно больше слов, состоящих из одних предлогов. Например: слово СОВОК состоит из пяти предлогов. Для составления слов используйте такие предлоги: в, к, за, на, над, о, от, по, под, при, ради, с, у. (Вкус, воск, коза, кус, кусок, надкус, око, откос, подкос, поза, покос, попона, привкус, присос, радио, радиус, скок, скос, скот, сок, соус, сук, уксус, укус и т.д.)


2. Какое из перечисленных слов по составу отличается от всех остальных?

(Г) поясок; (Д) колосок .


3. В каком из предложений предлог за используется не в том смысле, что в остальных?

(А) Мальчик спрятал игрушку за спину.

(Б) Мяч закатился за ворота.

(В) Отец взял сына за руку.

(Г) Солнце зашло за тучу.

(Д) Семья поехала отдыхать за границу.


4. В каком из перечисленных слов приставка имеет не то значение, что в остальных?

(А) задрожать; (Б) забежать; (В) поползти;

(Г) зашуметь; (Д) полететь.


5. Несмотря на «противоположные» приставки, слова в одной из этих пар означают одно и то же. В какой?

(А) развернуть - завернуть; (Б) раскрыть - закрыть;

(В) разделать - заделать; (Г) раздумать - задумать;

(Д) рассмеяться - засмеяться .


6. Объясните, что вас заинтересовало с точки зрения словообразования в отрывке из стихотворения М. Матусовского?


По достоинству отметить

Мы покуда не смогли

Разнотравье, разноцветье,

Разнолесье всей земли…

Никогда нам не наскучит,

Никогда не надоест

Разнокрасье, разнозвучье,

Разногрозье этих мест…

Став старее, что ни год я

Ощущаю все сильней

Разнозлачье, разноплодье,

Разноптичье летних дней.


Лексика

1. В ребусах зашифрованы личные имена. Сколько среди них мужских?


2. У Миши сломался... . Миша отремонтировал его и поехал на нем по полю . Какое слово мы стёрли в этом коротком рассказе?

(А) жеребёнок; (Б) лыжи; (В) катер;

(Г) велосипед; (Д) телега .


3. Любитель лошадей никогда не скажет «цвет лошади» - он скажет «масть». Вот список из девяти слов:

1) сивая; 2) сизая; 3) каряя; 4) русая; 5) каурая;

6) пегая; 7) бурая; 8) буланая; 9) вороная.

Какие три из них не обозначают конские масти?

(А) 1, 2, 3; (Б) 2, 3, 4; (В) 2, 3, 7; (Г) 1, 3, 6; (Д) 5, 6, 7.


4. Как правильно называть жительницу Индии?

(А) индейка; (Б) индианка;

(В) индийка; (Г) индюшка;

(Д) среди ответов (А)– (Г) нет правильного.


5. Смысл слова можно определить в контексте, который конкретизирует общее значение этого слова. В свою очередь, значение корня можно установить в «морфологическом контексте» - в сочетании с приставками, суффиксами или частями сложного слова, в которое входит данный корень. Перед вами родственные слова с общим корнем вод(ить). Попытайтесь установить различные значения этого корня:

а) поводырь, б) провод, в) полководец, г) водитель, д) птицеводство .

6. Прочитайте внимательно стихотворение Ф. Кривина «Оркестр» и ответьте, в чем здесь заключается игра слов.


У скрипки не хватает настроения,

А у кларнета – вдохновения.

Рояль сегодня что-то не звучит,

Не до игры расстроенной гитаре…

И только барабан восторженно стучит,

Поскольку он всегда в ударе.


7. Найдите в следующих предложениях омонимы:

1. Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коса коса».

2. Кто без кисти и белил крыши города белил?

3. Белое покрывало землю покрывало.


8. Ответьте на вопросы

2. Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент).

3. Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар – пашня, оставленная без посева).

4. Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра).

5. Какое коромысло летать может? (Коромысло – род крупных стрекоз).

6. Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком).

7. У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов).

8. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец ).


9. В каждом из приведенных ниже словосочетаний слово ВЕРНЫЙ имеет различные значения. Докажите это, подбирая к нему синонимы.

Верный друг, верное средство, верный расчет, верный глаз, верный ответ.


10. Выделите «третье лишнее» слово в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что объединение двух слов во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?)

Огонь, осень, пламя.

Алфавит, чистописание, азбука.

Шалун, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, прыгать.

Ураган, дождь, пурга.

11. Задание: Отгадайте загадки-шутки.

Какое государство сложно носить на голове? (Панама) .

Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).

Какой город летает? (Орел).

Какую реку можно срезать ножом? (Прут) .

Какая земля никогда не старится? (Новая Земля) .

Какое крыло никогда не летает? (Крыло самолета).


12. Назовите пары слов, не являющиеся антонимами: сжимать – разжимать, сгибать – разгибать, сводить – разводить, сжигать – разжигать, снимать – разнимать.


13. Перед вами ряд слов, на первый взгляд синонимов. Но почему же крайние из них – антонимы? Попытайтесь объяснить, в чем дело, найдите границы пяти самостоятельных синонимических рядов, укажите в каждом ряду ведущее слово.

Никудышный, скверный, плохой, неважный, так себе, посредственный, средний, сносный, терпимый, приемлемый, удовлетворительный, стоящий, подходящий, хороший, славный, отличный, прекрасный, превосходный, безукоризненный, безупречный, идеальный.


14. В каком из этих названий животных прилагательное имеет не такое значение, как в остальных?

(А) морской конёк; (Б) морская игла;

(В) морской котик; (Г) морская звезда;

(Д) морская свинка .


15. Как по-русски называют вещий, сбывшийся сон?

(А) сон под голову; (Б) сон наяву;

(В) сон в руку; (Г) сон за ногу;

(Д) сон в уши.


16. Подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами:

- Дать (дать голову на отсечение, дать слово, дать задний ход, дать по шапке, дать жару).

- Идти (идти в гору, идти в ногу, идти вразрез, идти своей дорогой).

- Встать (встать с левой ноги, встать поперек горла, встать в тупик, встать поперек дороги).

- Взять (взять себя в руки, взять верх, взять быка за рога, взять в оборот).

- Выйти (выйти сухим из воды, выйти из терпения, выйти на орбиту, выйти в люди, выйти из себя).

- Держать (держать в ежовых рукавицах, держать камень за пазухой, держать себя в руках, держать порох сухим, держать ухо востро).

17. Фраза мать любит дочь обыкновенно понимается так: “(кто?) мать любит (кого?) дочь”. Но в некоторых случаях (например, при особой интонации или в контексте не отца, а мать любит дочь она может быть понята иначе: “(кого?) мать любит (кто?) дочь”. Придумайте 5 других русских фраз вида “подлежащее+сказуемое+дополнении”, в которых тоже может возникать такая неоднозначность (т.е. подлежащее может смешиваться с дополнением). Все 5 фраз должны иметь разный грамматический разбор (например, отличаться друг от друга родом или числом какого-нибудь из членов предложения); при этом, однако, сказуемое должно быть выражено глаголом в настоящем времени.

(Ответ: например, моря окружают материки. Море напоминает степь. Металл вытесняет дерево. Поспешность увеличивает страх. Серебро заменяет золото ).

Мы общаемся при помощи слов. Слова описывают все наши чувства, окружающую природу и все, созданное руками человека.

Слово – очень нежное создание. Замена, добавление или изъятие одной буквы могут совершенно изменить значение слова. Слова, как и люди, рождаются, живут и умирают. Но есть слова-долгожители, которые живут тысячи лет (хлеб, вода, воздух).

Еще в раннем детстве, только научившись говорить, мы начинаем изменять существующие слова и придумывать новые.

В ГОУ СОШ № 832 ЮАО г..Москвы в учебный план заложен ряд нестандартных учебных предметов, направленных на изучение слова: лингвистика, курс повышения грамотности, риторика. Для формирования современной языковой личности недостаточно тех уроков в школьном курсе русского языка, которые заложены в программу. Настоящее владение языком состоит не только из освоения орфографии, пунктуации и т.д. Школа должна вырабатывать у детей отношение к языку человека как к универсальному инструменту и объекту познания. Введенный несколько лет назад курс лингвистики призван научить детей сопоставлять, анализировать языковые факты, развить интерес к языку. Уроки лингвистики ведутся в нашей школе в 5-7 гимназических классах, в 8-9 классах работает творческая лаборатория “Лингвист”, призванная поддерживать проектную и исследовательскую деятельность учащихся.

На этих уроках я зачастую предлагаю детям игры в слова. Это могут быть кроссворды, чайнворды, квадраты, лайнворды, связанные с филологической работой, задачи по поиску и построению слов. В них содержится большой объем лексики и фрагменты художественных произведений. Они иллюстрируют богатство и возможности русского языка. Лексика таких упражнений отличается большим разнообразием. Такой разный лингвистический материал способствует успешному владению словом, повышению уровня грамотности.

Особое внимание на уроках лингвистики я обращаю внимание на решение задач. Именно задач, потому что, в отличие от разного рода упражнений и заданий, ее нужно решать, т.е. ответ не лежит на поверхности, а достигается в результате определенных логических операций, при этом решающий может доказать правильность ответа. Самодостаточность задачи проявляется в том, что весь материал, необходимый для ее решения, содержится в условии и от решающего не требуется специальных знаний и подготовки. Лингвистическая задача воплощает, таким образом, принцип проблемного обучения, моделируя в упрощенных условиях многие элементы творческой деятельности учащихся. Учащиеся, решающие задачи, знакомятся с используемыми в лингвистике способами анализа языкового материала, самостоятельно “открывает” многие лингвистические понятия, такие, как фонема, морфема, согласование и многие другие, хотя в самом материале задачи специальные термины не используются.

Очень важна и другая особенность задач: они знакомят учащихся с большим кругом языковых явлений, принадлежащих самым разным языкам. Такие задачи отражают связь лингвистики с другими науками, например, с математикой.

Особый тип представляют задачи на явления русского языка. Кроме данных, содержащихся в явном виде в условии, решающий может пользоваться информацией, которой он располагает как носитель языка.

Такие явления позволяют исподволь, порой неосознанно решать ряд педагогических задач:

  • Развивать навыки и умения работать со словами, выявлять их значения, искать нужные понятия, определять орфограммы, составлять анаграммы и др.;
  • Активно расширять лексический запас школьников; активно использовать новую лексику;
  • Повышать уровень культуры мышления, речевой культуры;
  • Обращаться к литературным произведениям и тем самым повторять материал по литературе, мировой художественной культуре;
  • Вырабатывать навыки и потребность пользоваться толковыми и другими словарями;
  • Учиться четко определять конкретные цели в каждом случае при решении задачи;
  • Воспитывать вкус к работе со словом, азартность в решении интеллектуальных задач, умение упорно, преодолевая трудности, не оставлять дело незавершенным.

Я широко использую такой лингвистический материал во внеклассной работе при организации викторин, конкурсов, КВН, а также на указанных выше уроках. Такие занимательные задания соответствуют возрасту учащихся и вызывают и поддерживают интерес к предмету.

Приведу примеры таких заданий (при их разработке использовались различные источники: Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Нескучный учебник, 1998; Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова, 1990; Раков В.И. Филологические кроссворды и задачи, 2006; Журинский А.Н. Лингвистика в задачах, 1995). Приводимые ниже темы уроков соответствуют тематическому планированию программы “Языкознание в средней школе” (

Занимательные вопросы, которые могут использоваться на уроках по теме “Омонимы”

Задание: Ответьте на вопросы

  1. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку , прошитую на машинке).
  2. Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент).
  3. Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар – пашня, оставленная без посева).
  4. Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра).
  5. Какое коромысло летать может? (Коромысло – род крупных стрекоз).
  6. Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком).
  7. У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов).
  8. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец ).

Упражнения для использования в теме “Синонимы”

Задание: Выделите “третье лишнее” слово в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что объединение двух слов во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?)

Огонь, осень, пламя.

Алфавит, чистописание, азбука.

Шалун, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, прыгать.

Ураган, дождь, пурга.

Задание: Отгадайте загадки-шутки.

Какое государство сложно носить на голове? (Панама).

Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).

Какой город летает? (Орел).

Какую реку можно срезать ножом? (Прут).

Какая земля никогда не старится? (Новая Земля).

Какое крыло никогда не летает? (Крыло самолета).

Игра “Кто быстрее?” (используется на уроке “Фразеологизмы”)

Задание: подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами:

Дать (дать голову на отсечение, дать слово, дать задний ход, дать по шапке, дать жару).

Идти (идти в гору, идти в ногу, идти вразрез, идти своей дорогой).

Встать (встать с левой ноги, встать поперек горла, встать в тупик, встать поперек дороги).

Взять (взять себя в руки, взять верх, взять быка за рога, взять в оборот).

Выйти (выйти сухим из воды, выйти из терпения, выйти на орбиту, выйти в люди, выйти из себя).

Держать (держать в ежовых рукавицах, держать камень за пазухой, держать себя в руках, держать порох сухим, держать ухо востро).

Задачи, используемые на уроке “Грамматика – способ устройства языка.

Для чего нам нужна грамматика”

Задание: Фраза мать любит дочь обыкновенно понимается так: “(кто?) мать любит (кого?) дочь”. Но в некоторых случаях (например, при особой интонации или в контексте не отца, а мать любит дочь она может быть понята иначе: “(кого?) мать любит (кто?) дочь”. Придумайте 5 других русских фраз вида “подлежащее+сказуемое+дополнении”, в которых тоже может возникать такая неоднозначность (т.е. подлежащее может смешиваться с дополнением). Все 5 фраз должны иметь разный грамматический разбор (например, отличаться друг от друга родом или числом какого-нибудь из членов предложения); при этом, однако, сказуемое должно быть выражено глаголом в настоящем времени. (Ответ: например, моря окружают материки. Море напоминает степь. Металл вытесняет дерево. Поспешность увеличивает страх. Серебро заменяет золото).

Задачи, предлагаемые учащимся на уроке

“Фонетический уровень языка. Звуки речи”

Задание: Определите, содержат ли два слова, входящие в пару, общие согласные звуки и, если содержат, то какие:

  1. ряд-яр
  2. стол-год
  3. люк-кот
  4. край-юг
  5. стог-гость
  6. ряд-зверь
  7. яма-май
  8. ею-ей
  9. рою-яр
  10. рот-тень
  11. тюль-юг
  12. ель-сеть
  13. дурь-рад

Задачи, используемые на уроке “Части речи”

Задание: даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях и былинах 12-17 вв.: полтретьяста (250), полшестадесять (55), полпята (4,5). Какие количества предавались числительным полшестаста и полтретьядесять? Есть ли ситуации, когда мы используем данную логику обозначения количества, говоря на современном русском языке? Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа? (550, 25. Обозначения типа полседьмого, четверть третьего. Полтора).

Задание: Попробуйте придумать как можно больше слов, состоящих из одних предлогов. Например: слово СОВОК состоит из пяти предлогов. Для составления слов используйте такие предлоги: в, к, за, на, над, о, от, по, под, при, ради, с, у. (Вкус, воск, коза, кус, кусок, надкус, око, откос, подкос, поза, покос, попона, привкус, присос, радио, радиус, скок, скос, скот, сок, соус, сук, уксус, укус и т.д.)

Задача, используемая в теме “Славянские и балтийские языки”

Задание: даны русские слова и словосочетания и их переводы на болгарский язык в перепутанном порядке: 1) руль, тент, веер, бриг, невод, парус, булыжник, штурвал, вишневое варенье, шестерня; 2) голям камък, корабно платно, ветрило, старинна двумачтова платноходка, кормилно колело, кормило, сладко от вишни, голяма рибарска мрежа, зубчато колело, навес от платно. Установите перевод всех русских слов и словосочетаний. (руль- кормило, тент-навес от платно, веер-ветрило, бриг-старинна двумачтова платноходка, невод-голяма рибарска мрежа и т.д.)

Игра “От слова к слову” (предлагается для использования на уроке

“Слово-основная единица языка”)

Задание: даны пары слов. Заменив в любой из пар слов по две буквы и образовав новые слова, перейти к другому слову. Порядок букв изменять нельзя.

ЗИМА-ЛЕТО (зима-сила-сито-лето)

ВЕСНА-ОСЕНЬ (весна-пасть-плеть-олень-огонь-осень)

РОСА-ИНЕЙ (роса-риск-пуск-прок-сток-инок-иней).

Занимательные стихотворения, используемые

на уроке “Ударение и интонация”

Задание: Дополните стихотворения словами, правильно поставив в них ударения.

*Кран открой – пойдет вода.
Как она пришла сюда?
-В дом, сад, огород
провели…(водопрово д).

*Был бы друг,
Будет и…(досу г).

*Хоть я сахарный зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус.
Узнали вы? Я - …(свё кла).

*Сладок он, друзья, на вкус,
А зовут его…(арбу з).

Список использованной литературы :

  1. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. – М.:АО Аспект Пресс, 1994
  2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. – Санкт-Петербург: Тритон, 1998
  3. Дроздова О.Е. Методические рекомендации в урокам языкознания в 5-8 классах. М.: Владос, 2003
  4. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. – М.: Просвещение, 1990
  5. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. 5-8 класс. – М.:Владос, 2003
  6. Раков В.И. Филологические кроссворды и задачи. – М.: Илекса, 2006
  7. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах. – М.: Индрик, 1995