«Жизнь русской патриаршей общины в Рабате горит негасимым огнем. Встреча с русской диаспорой в городе агадир Русские в марокко




Говорят, Россия - удивительная страна. Как человек, переехавший жить в Марокко, смею заверить, что есть на свете страны ещё более удивительные. А занесло меня в столь загадочную страну замужество с марокканцем. Согласно марокканским законам, иностранной жене марокканского мужа для получения гражданства и вида на жительство необходимо прожить на территории страны с супругом не менее 2 лет. Живу я здесь не больше года, но в моей копилке уже успело собраться немало красочных историй.

Река «Абу-Ракрак», разделяющая г. Рабат от г. Сале

Недвижимость: покупка и аренда

Итак, начнём с выбора жилья и его расценок. В Марокко, как и в России, есть, так скажем, две столицы. Первая и официальная - это город Рабат, вторая - Касабланка, - центр развлечений и шоппинга страны. Стоимость аренды и покупки недвижимости в этих городах практически идентична.

Мы проживаем в Рабате в собственном доме. Снять двухкомнатную квартиру в Рабате можно за 500-600 долларов в месяц. Аренда трехкомнатной квартиры стоит около 700 долларов и выше. Минимальная цена за аренду виллы в столице Марокко 1300 - 1500 долларов в месяц.

В целом цены на аренду жилья в Рабате достаточно высокие. Цена покупки жилья не падает, а продолжает расти и варьируется возле цифры 30.000 местных Дирхам. Это примерно 3100 долларов.

Покупки

Одежду и обувь можно купить как на рынке, так и в торговых комплексах. Как это не странно, но более или менее состоятельные марокканцы зачастую предпочитают брендовую одежду (как минимум, премиум класса). Поэтому в Касабланке много бутиков известных марок.

Еда, в основном, покупается на рынках и в небольших лавках. Мелкие торговцы продуктов питания в Марокко - явление очень распространённое. Гораздо сложнее будет найти привычный универсам, либо гипермаркет самообслуживания. Да и не за чем, потому как на рынке вам предложат свежайшие овощи, фрукты, мясо, рыбу и морепродукты, специи и многое другое.

Расположение страны на берегу океана обеспечивает каждого наличием огромного разнообразия морепродуктов на обеденном столе. В России этого весьма не хватает. Мерзлая рыба из магазина на Родине не сравнится со вкусом свежевыловленной марокканской. Самое главное - торгуйтесь. Всегда и везде. Нравится вам это или нет, но это национальная черта - торговля, без которой в Марокко невозможна. Меня, к примеру, как человеку привыкшему молча покупать необходимые товары, это слегка раздражает. Марокканцы же получают от этого удовольствие.

Лично меня особо удивили мясные лавки. Зрелище не для слабонервных. Живых куриц держат в небольших загонах, вы выбираете понравившуюся, и ее тут же при вас умерщвляют путём отрубания головы.

Работа и достаток

Русскому мигранту я бы не рекомендовала рассчитывать на работу в этой стране. Мест мало, и практически каждая работа - это работа с государством за небольшие деньги. Если позволяют профессиональные навыки, лучше работать удаленно на российского или западного работодателя. Живя в Марокко и получая невысокую по нашим меркам заработную плату в размере 30-40 тысяч рублей в месяц, вы будете чувствовать себя более, чем комфортно. По местным рамкам с такой зарплатой вы будете ощущать себя даже богато. Цены на продукты в 3, а то и в 4 раза ниже чем в России.

Переехать на ПМЖ в Марокко можно, если вы сможете быть толерантными к местному менталитету и его обычаям. И плюсом и минусом экзотической страны является её принадлежность к странам третьего мира. Страна небогатая, уровень жизни ниже, чем в России. Но для состоятельных иностранцев Марокко может сойти за райское местечко. Океан, солнце, вип-пляжи. Роскошь здесь есть, но она в основной своей части скрыта от глаз. А кому надо, тот найдёт.

Национальные особенности

Есть в марокканцах такие национальные черты, к которым действительно придется приноровиться - это хитрость и неточность. Марокканцы не склонны к конкретике. На однозначные вопросы, вместо привычного ответа «да», вы будете слышать незыблемое «Инша-алла(х)», что переводится как «на то воля Аллаха» или наше «дай Бог». В любом разговоре, на любую тему всегда принято упоминать Аллаха. Неважно деловая ли это беседа бизнесменов или непринужденная болтовня старушек. Говоря с местными о каких-то сроках, пусть даже о сроках оказания услуг, не забывайте о том, что на всё воля Аллаха!

Кстати помешать марокканцу в исполнении своих обещаний или обязательств могут джинны. Не смейтесь, а отнеситесь к ним так же серьезно, как и любой марокканец, войдите в положение. Марокканские джины живут не в бутылках. Это описанные в Коране невидимые существа, которые живут и размножаются, как и люди. Шутки с ними плохи, и в этом убежден абсолютно каждый местный. От высокопоставленного чиновника до дворового мальчишки. Суровому русскому менталитету придётся туговато с пониманием таких особенностей.

Ещё одна режущая слух привычка - это привычка клясться. Есть ли для этого повод или нет, клянусь и всё тут. Короче говоря, к местному менталитету придётся привыкать, так как народ живёт по, местами, совсем чуждым укладу и понятиям.

Как и всякая мусульманская страна, Марокко чтит исламские традиции, а Коран лежит в основе конституции страны. Неверующих здесь не поймут. К христианству местные наиболее благосклонны, чем к какой-либо другой религии.

Хотя ислам рекомендует женщине покрывать голову, шею, руки и ноги одеждой, - марокканки стремятся к европейскому стилю: джинсы и футболки. Тем не менее, современной русской девушке будет неловко одеваться в свои привычные одежды. Как ни крути, но леггинсы и открытые топы будут осуждаемы, не говоря уже про короткие платья или юбки. Несмотря на стремление страны к европеизации, местные мужчины и женщины привыкли носить национальную одежду. Самый распространённый наряд среди обоих полов является джлебе. Это своего рода длинное просторное платье с капюшоном или без, различных расцветок.

Если вы переедете в Марокко, то вам придётся чтить Мусульманские праздники, так же как их чтут сами марокканцы. Здесь нет привычного нам ажиотажа к Новому году, никаких ёлок и деда Мороза! В нашей семье это небольшое застолье за вкусным свойским пирогом. Все праздники в Марокко - это религиозные праздники.

Как и во всякой исламской стране, в Марокко соблюдают пост, который длится месяц и называется он Рамадан. В определённые часы, обычно с утра до и вечера, нельзя пить, есть, думать и делать что-то плохое, заниматься сексом, курить сигареты и т. п. Представьте: жара 40 градусов, а вам нельзя выпить стакана воды. Несмотря на то, что пост направлен на физическое и духовное очищение, поведение местных в этот период становится более мрачным и агрессивным. Автомобилисты нервно сигналят, люди не предрасположены к общению, учащаются уличные драки. Кафе, рестораны, продуктовые лавки и магазины до вечера закрыты. Днем на улицах очень мало людей, почти никого, и это понятно, - кому захочется морить себя жаждой и голодом в такую жару. Конечно, никто не будет заставлять русского человека соблюдать пост, но, в любом случае, принимать в нем активное участие приходится. Тем более мне, как человеку, живущему в марокканской семье. Я всячески поддерживаю домочадцев, практически не ем и не готовлю еду до вечера, обхожусь уединенными перекусами.

Центр Рабата. Площадь с видом на мечеть «Сунна»

Вечером, когда время поста заканчивается, голодные марокканцы вываливаются на уже остывшую от жары улицу и с жадностью раскупают еду. В этот период экономика страны ликует, потому что на пустой желудок скупается гораздо больше продуктов, нежели в обычной жизни. Некоторые, не понимая истинного смысла поста считают, что должны наесться так, чтобы весь следующий постный день не захотелось.

По окончанию священного месяца Рамадан наступает великий праздник. Все города и деревни страны переполняются торговцами баранов. Бедолаг режут для праздничного стола. Это традиция, и каждая семья должна зарезать как минимум одного барана. Как правило, резать должен глава семейства. В этот день всюду слышны предсмертные вопли этих несчастных животных. Марокканцы привыкли и радуются. Непривыкшему иностранцу, как, например, мне, будет как минимум не по себе. Но придется привыкнуть, потому что режут баранов здесь по любому поводу. Свадьба, рождение ребенка, дни рождения - на столе свежезарезанный баран. Вот такие марокканские пристрастия.

Особенности быта

Мне, как и многим российским мигрантам очень понравилась возможность нанять личную домработницу. Причем стоимость такого удовольствия слишком невысокая: от 1000-2000 рублей в месяц. Цена зависит от условий и частоты уборки вашего жилища. Женщины, устраивающиеся на данную должность, в основном, родом из деревень, поэтому и цена на их услуги по уборке дома настолько низкая. Но рано радоваться не стоит. Воровство среди таких домработниц не редкость. А их природная хитрость настолько зашкаливает, что они каким-то изворотливым способом выкручиваются из самых неловких ситуаций. Поэтому я бы посоветовала желающим обзавестись собственной горничной. Брать на работу проверенную знакомыми и хорошо зарекомендовавшую себя женщину.

Нельзя не обратить внимания на то, что едят марокканцы руками. Точнее говоря правой рукой, помогая хлебом или лепёшкой. Если это семейная трапеза - кушать принято из одного общего блюда. Не всегда. Ложками и вилками здесь, конечно, пользуются, но традиционно все же руками, и те блюда, которые действительно удобно взять рукой или хлебом. Русскому человеку, безусловно, будет непривычно есть таким образом. В нашей марокканской семье ко мне относятся с пониманием, подают тарелку и приборы. Я не просто так упомянула именно правую руку. А все потому, что левая рука используется в других целях и кушать ей не принято…

Образование

Что касается образования, - всё как у нас. Дети учатся в школах, заканчивают 11 классов и поступают в ВУЗы. Чаще всего родители отправляют своих детей учиться в Европу или Россию. Впрочем, большинство там и оседает, обзаводится семьями. Учиться за границей для любого марокканца - это большая удача и престиж. Молодежь стремится уехать из страны на встречу новым, более продвинутым и вольным горизонтам. В Марокко молодым людям скучно.

О досуге

Местный народ отдыхает, как правило, если тепло - на пляжах. Молодые люди предпочитают более активный отдых: спортивные игры (футбол, волейбол). Много любителей бега. Люди же постарше гуляют вдоль побережья или просто сидят на берегу, наслаждаясь живописным видом на океан.

Есть ещё один, весьма привлекательный способ проводить досуг в Марокко, и это серфинг. Серферов здесь много. Есть школы, обучающие укрощать волны.

Люди, которые переезжают жить в Марокко - это в основном состоявшиеся европейцы, которые устали от западного образа жизни. Здесь они покупают неплохие виллы и не торопясь, размеренно живут, наслаждаясь свежими фруктами, морепродуктами, солнцем и океаном. Миграция в Марокко - это, должно быть, весьма обдуманный со всех сторон поступок. Кому-то здесь нравится, кому-то нет. И это объяснимо, так как Марокко - это экзотическая и, порой, противоречивая страна.

Юрист: Игорь Романовский

Миграционное право

Написано статей

Марокко – колоритная и прекрасная восточная страна с самобытными традициями и великолепной культурой. Также африканское королевство характеризуется стабильной экономической ситуацией, высоким уровнем безопасности и комфортными условиями для развития граждан. Жизнь в Марокко с каждым годом привлекает все больше иностранцев, в том числе из России.

С 2005 года Марокко открыло свои границы для россиян. Соотечественники могут пребывать на территории страны без визы на срок до 90 дней. Если они планируют проживать здесь более длительный период, то обязаны за две недели до окончания первичного пребывания подать прошение о виде на жительство. Сделать это можно в любом отделении полиции.

Если поездка в Марокко организуется на основании трудоустройства, то русские обязаны обратиться в марокканское посольство и оформить рабочую визу. Сделать это можно только на основании разрешения на трудоустройство от марокканского работодателя. Работа в Марокко доступна только высококвалифицированным специалистам с опытом работы и престижным дипломом.

Поиск работы в Марокко следует начинать заранее. Дистанционным путем найти работодателя можно через интернет.

Бизнес и инвестиции в Марокко для россиян

Марокко представляет собой прекрасную платформу для бизнесменов. Правительство страны активно привлекает иностранный капитал в страну и создает предпринимателям комфортные условия для реализации проектов различного масштаба. Русские бизнесмены предпочитают открывать свои компании в таких отраслях, как:

  • туризм;
  • сфера обслуживания;
  • ресторанный и гостиничный бизнес;
  • текстильная промышленность и другие.
Такие экономические секторы развиваются и прогрессируют, гарантируя владельцам рентабельность предприятия. Начиная свое дело в африканском королевстве, необходимо заранее проанализировать рынок и взвесить все плюсы и минусы. Предварительная поездка в Марокко для предпринимателей из России является возможностью лично оценить перспективы будущего предприятия и наладить деловые связи.

Среди россиян в Марокко наиболее популярными формами ведения бизнеса являются открытые и закрытые акционерные общества. Размер налога на предпринимательскую деятельность зависит от ряда факторов, но средняя стоимость варьируется в пределах 5-30%.

27.03.2008

Еще в конце прошлого года в Ясной Поляне был перезахоронен прах сына Льва Николаевича Толстого Михаила Львовича, долгие годы прожившего в Марокко и умершего в его столице Рабате. В первой половине прошлого века эта североафриканская страна, тогда еще бывшая французским протекторатом, стала второй родиной для многих наших соотечественников, в том числе и представителей известных аристократических родов, волею судеб оказавшихся на чужбине.

Позднее, после обретения Марокко независимости, большинство из проживавших там русских разъехались кто куда. Жизнь некогда многочисленой общины потихоньку заглохла. Со временем едва ли не единственными «материальными следами» пребывания соотечественников на Марокканской земле остались, увы, закрытые православные храмы и несколько кладбищ. Еще недавно им грозила участь многих русских некрополей, разбросанных по всему миру, пришедших в запустенье из-за того, что ухаживать за могилами стало просто некому. Однако в Марокко ничего подобного, к счастью, не произошло. В декабре 2007 года было торжественно открыто восстановленное русское кладбище Бен`М`Синк в Касабланке. «Кладбище находилось в ужасном состоянии, - рассказывает генеральный консул РФ в этом крупнейшем марокканском городе Вячеслав Новоселов. - Честно говоря, мне было стыдно за нас, россиян. И один из поводов, почему мы решили его восстанавливать - это как раз то, что мы не должны быть Иванами, не помнящими родства».

Формирование русской колонии в Марокко началось после окончания гражданской войны в России. Первая крупная партия наших соотечественников прибыла в Касабланку в январе 1922 года. То были в основном офицеры и матросы Черноморской эскадры, после эвакуации Врангеля из Крыма базировавшейся, как известно, в тунисской Бизерте.

К тому времени в Касабланке было множество выходцев из Европы. Но все они, за исключением разве что французских военных, чиновников гражданской администрации и членов их семей, жили по принципу «каждый за себя», а многие приехали в Марокко исключительно в поисках легкой наживы, и нередко своим поведением доставляли колониальной администрации не меньше неприятностей, чем непокорные туземные племена. Русские, напротив, стремились обосноваться в Марокко «всерьез и надолго». К тому же среди них было много высококлассных специалистов - как военных, так и гражданских. Французы охотно брали их на службу, предлагая престижные и высокооплачиваемые должности. Наши соотечественники, оказавшиеся в Марокко, руководили строительством дорог, морских портов, прокладкой водопроводов, топографической съемкой местности. Многие офицеры поступили на службу в Иностранный Легион.

Оказавшиеся в Марокко русские в большинстве своенм прекрасно понимали всю эфемерность надежд на скорое возвращение домой. Одновременно они стремились сохранить собственную национальную, культурную и религиозную самобытность. Сделать это без взаимной поддержки не представлялось возможным. Поэтому наши соотечественники первыми среди представителей всех европейских «диаспор» в Марокко предприняли реальные шаги к объединению. В 20-е - начале 30-х гг. прошлого века на территории этой французской колонии возникли отделения Русского Общевоинского Союза (РОВС), Общества Красного креста во главе с княгиней В.В. Урусовой. В 1935 году в Касабланке была построена Успенская церковь. Местный православный приход вскоре стал одним из главных центров русской общественной жизни: при нем были созданы касса взаимопомощи, приходской хор, преобразованный затем в т.н. «Певческий фонд», детские кружки и спортивные секции. Через некоторое время эти организации распространили свою деятельность на все французское Марокко, а хор («Певческий фонд») давал концерты даже за его пределами.

Большую роль в жизни русской общины в Марокко, помимо упомянутой княгини В.В. Урусовой, играли также бывший генерал-адьютант Николая II Д.П. Сазонов, полковник Генерального штаба А.А. Подчертков, возглавивший позже Марокканский отдел РОВС, адмирал А.И. Русин, полковники Г. де Зальца и Н.И. Лихолет, капитан 2-го полка Иностранного легиона Г. Соловьев, депутат I Государственной Думы, хирург И.П. Алексинский, прот. Г. Баранников.

Из всего этого списка (разумеется, далеко не полного) следует особо выделить адмирала Александра Ивановича Русина. Родился он в 1861 г. в Тверской губернии. В 1882 г. окончил Морской корпус, получив звание мичмана, в 1888 г. - гидрографическое отделение Николаевской морской академиии, а в 1896 году - Артиллерийский офицерский класс.

В 1899 г. А.И. Русин становится военно-морским атташе России в Японии. Участвовал в военной кампании в Китае в 1900-1901 гг. В последующие годы успешно работал по линии военно-морской разведки, сумел добыть большое количество ценной информации о японском военном потенциале. Из-за инертности русского военного командования эти материалы не нашли практического применения.

После начала русско-японской войны Русин возглавил морскую походную канцелярию главнокомандующего, а вскоре стал командующим военно-морским портом Николаевск. После войны в составе русской делегации участвовал в мирной конференции в Портсмуте. К 1913 г. А.И. Русин дослужился до начальника Главного морского штаба, в следующем году возглавил Морской генеральный штаб. В 1915 г. был назначен помощником морского министра, а в следующем году стал полным адмиралом - последним, получившим это звание от Николая II.

Будучи монархистом, Александр Иванович не принял Февральскую революцию и в июне 1917-го года вышел в отставку. В октябре того же года эмигрировал во Францию. Там он стал председателем Всезарубежного объединения морских организаций и Русской кают-компании в Париже. С началом второй мировой войны перебрался в Марокко, где стал регентом церковного хора одного из православных приходов. Скончался А.И. Русин в 1956 году, похоронен на кладбище Бен`М`Синк в Касабланке.

Адмирал Русин был одним из многих наших соотечественников, после начала войны и особенно после гитлеровской оккупации Франции перебравшихся из объятой огнем Европы в относительно спокойное Марокко. Следующая волна миграции приходится на конец 40-х гг., когда во французский протекторат на севере Африки перебрались многие русские, особенно, конечно же, антибольшевистски настроенные, из восточноевропейских стран, оказавшихся в советской сфере влияния. Были среди них и те, кто сражался против советских войск в немецкой армии. Среди них - воевавший в составе казачьей бригады Туркула В.Н. Бутков, дослужившийся до звания капитана Вермахта, а в послевоенные годы ставший главным редактором печатного органа РОВС, журнала «Часовой», бывший командир батальона Русского корпуса в Югославии, майор Вермахта М.И. Тихонравов. Оба они бежали из американского лагеря для «ди-пи» в австрийском Шляйнсхайме. Интересно отметить, что советская военная миссия, занимавшаяся в том числе и поиском бывших коллаборатнтов, весьма активно действовала в самой Франции, но так и не смогла развернуть свою работу в Марокко.

Впрочем, политические разногласия не слишком сильно сказывались на жизни русской общины. Так, В.Н. Бутков и М.И. Тихонравов работали бок о бок с патриотически настроенными, и в годы войны выступившими в поддержку СССР А.А. Подчертковым, ставшим, как уже говорилось, главой местного отделения РОВС, его помощниками Н.А. Коларовичем и С.П. Копьевым.

Расцвет русской общины в Марокко приходится на конец сороковых - начало 50-х гг. прошлого века. Однако в 1956 г. была провозглашена независимость Марокко, еще через два года королевство установило дипломатические отношения с СССР. После чего отъезд русских эмигрантов принял массовый характер. В стране остались лишь немногие, в основном те, кто никогда не занимался общественной и политической деятельностью и, следовательно, не опасавшиеся возможной насильственной репатриации в СССР. В 1962 году закрылся Марокканский отдел РОВС, чуть позже - местное отделение Красного Креста. Затем закрылся - из-за резкого сокращения числа прихожан - и православный храм в Касабланке. А инвентаризация могил на русских (или европейских) кладбищах Касабланки в последний раз проводилась еще в 60-е гг.

Всего в черте города Касабланки находятся три христианских кладбища, на которых захоронены русские эмигратны: уже названное Бен`М`Синк, Аль-Ханк и Айн-Себаа. Из них лишь первое по-прежнему остается действующим. В 2004 г. кладбища Бен`М`Синк и Аль-Ханк были обследованы сотрудниками Генерального консульства Российской Федерации в Касабланке. В результате было выявлено 75 могил русских эмигрантов. Кроме того, в часовне на территории кладбища Бен`М`Синк были обнаружены поминальные списки соотечественников, захороненных в Касабланке. К настоящему времени удалось установить фамилии 161 человека (из-за плохого состояния самих списков работа продвигается крайне медленно). Всего же по приблизительным подсчетам за 1933-2000 г. на кладбищах Касабланки погребено около 300 наших эмигрантов.

Практически одновременно с инвентаризацией начались и работы по реставрации захоронений. Около 50 человек перезахоронили на специальном участке некрополя Бен`М`Синк, которое отныне будет называться Русским кладбищем. Практически все надгробия пришлось делать заново.

Незадолго до открытия восстановленного Русского кладбища в Касабланке российские власти приняли решение выделить 700 тысяч евро на оплату аренды учатсков в Сен-Женевьев де Буа под Парижем. Таким образом, самому знаменитому русскому некрополю в Зарубежье больше не грозит закрытие, а значит и уничтожение. «Мы стали собирать нашу историю по крупицам, - сказал в своем выступлении на церемонии открытия Русского некрополя в Касабланке глава российской делегации, председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов. - Раньше про нас говорили, что мы страна с непредсказуемым прошлым. Мы страна с тем прошлым, которое у нас было, и мы сейчас от него не отказываемся».

Как живут люди в Марокко? Как охарактеризовать эту страну одним словом? Наверное, смесь. В ней смешалось столько всего, что иногда не верится в реальность происходящего. Женщины в хиджабах за рулем мопеда, дома в исторических центрах, густо обвешанные спутниковыми тарелками, спонтанное общение на улицах – и все это считается абсолютной нормой.

Среди марокканцев есть горцы – они живут в районах, куда блага цивилизации еще не дошли. А в нескольких сотнях метров от их кварталов обустроены туристические зоны с пляжами, элитными отелями, СПА и гольф-клубами.

Русские

Русскоязычных в Королевстве не так много, как в европейских странах – всего несколько десятков тысяч. По ориентировочным подсчетам, в Касабланке их проживает около 5 тысяч. Почти 80% соотечественников – женщины. Многие переехали сюда с мужьями. Познакомились, когда те учились в вузах СССР или России.

Интересно то, что реальная жизнь русских женщин в Марокко отличается от стереотипов, связанных с положением слабого пола в мусульманском мире. Марокко – гуманное государство в этом плане. Здесь представительницам прекрасного пола позволено намного больше, чем в других исламских государствах.

Как живут женщины в Марокко?

Коран и мусульманские традиции нужно уважать – это аксиома, но надевать на себя хиджаб или нет, марокканки и русские девушки решают самостоятельно. Никакого насилия со стороны мужа и его семьи в этом отношении нет.

Жизнь женщин в Марокко, особенно в крупных городах, приближается к европейскому стилю. Девушки все чаще появляются на улицах в удобных футболках, джинсах, красят волосы, делают легкий макияж.

Но облегающие топы с глубоким декольте, леггинсы, подчеркивающие все изгибы тела, местное население не поймет и не воспримет. Это касается и длины платья: колени лучше закрыть.

Отдельные условности не ограничивают свободу и права представительниц слабого пола. Если раньше они беспрекословно подчинялись воле отца, а затем супруга, то сегодня ситуация кардинально изменилась.

Марокканки:

  • Учатся в вузах, хотя раньше не все посещали школу.
  • Работают, в том числе на государственных должностях. Почти 25% врачей и преподавателей – женского пола.
  • Вступают в брак после 18 лет. Прежде девочек выдавали замуж, едва им исполнялось 15 лет.
  • Невесте не нужно согласие отца, чтобы создать семью. Насильно ее замуж тоже не выдадут – нужно согласие девушки.
  • Если прежде дети считались собственностью отца и в случае развода оставались с ним, то сейчас они могут проживать с матерью.

Казалось бы, рай, но не все так безоблачно. Мусульманский мужчина, как и прежде, вправе иметь четырех жен. Правда, первая супруга должна дать письменное согласие на каждый последующий брак. Нет согласия – нет гарема.

Иностранкам сложно устроиться на работу. Исключение составляют врачи – для них вакансий много. В любом случае, диплом об образовании, выданный в другой стране, придется подтверждать. Сделать это сложно, не владея в совершенстве французским языком.

Французский язык не является государственным (государственный – арабский язык), но он используется для делового общения, в сфере культуры и образования. Не владея им, на квалифицированную работу не устроишься.

Дом и быт полностью на плечах жены. Помогать ей по хозяйству у мужчин не принято, зато у каждой семьи есть возможность нанять помощницу по хозяйству. За сумму, эквивалентную 2-2,5 тысячам рублей в месяц, домработница будет убирать, выполнять другую работу.

Домработницы – преимущественно деревенские жительницы, поэтому стоимость услуг такая низкая. Воровство – не редкость, поэтому состоятельные семьи предпочитают нанимать проверенных помощниц и платить им больше.

Единственное, что делают местные мужчины – готовят мишуи. Это баранина, приготовленная на вертеле со специями и овощами. Блюдо считается ритуальным, поэтому подают его по королевским праздникам.

Мусульманская женщина и русская эмигрантка, хоть немного знающая законы и имеющая смелость, никогда не останется «у разбитого корыта». Чтобы выгнать ее, супруг должен иметь серьезные причины, например, уличить в измене. Одних слов недостаточно – нужны свидетели.

Марокканские пары, уставшие друг от друга, предпочитают разводиться цивилизованно. Законы ислама применительно к семьям если и сохранились, то только в некоторых деревнях.

Жизнь русских в Марокко неразрывно связана с золотом. Они, как и местные женщины, жадно скупают золотые украшения. Жадность в данном случае – синоним прагматичности. Изделия из драгоценных металлов останутся у них в случае развода или гибели супруга.

Этнический состав

Местное общество состоит из представителей двух национальностей. 60% населения – это арабы, почти 40% — берберы. Общая численность тех, кто живет в Марокко, – 35 млн. Французы, португальцы, россияне, испанцы и евреи составляют лишь небольшой процент населения. Постоянно в государстве их проживает не больше 550 тысяч.

Современные берберы, потомки коренного населения, проживают в горных районах и оазисах Сахары. Они умудрились сохранить свой язык и некоторые традиции.

Самым густонаселенным считается город-порт Касабланка. На его территории проживает больше 10% населения.

Рабат – столица и культурно-индустриальный центр государства. В нем постоянно проживает 1,6 млн. человек.

В четверку крупнейших мегаполисов также входят Марракеш и Фес.

Джинны и другие национальные особенности

Иностранцам придется приспосабливаться к тому, как живут обычные люди в Марокко, их менталитету и национальным особенностям. В крови местного населения – хитрость и обобщенные суждения. Конкретизировать здесь не любят – предпочитают пускаться в длинные пространные объяснения, к месту и не к месту упоминают Аллаха. Это выглядит комично в разговорах бабушек у подъезда или бизнесменов за столом переговоров.

Марокканцы верят в то, что решения любых вопросов исходят от высших сил, даже если речь идет о сроках изготовления дубликата ключа, пошива платья и оказания другой услуги. Не удивляйтесь, если задержку местный житель объяснит происками джиннов.

Взрослые люди верят в их существование – не тех сказочных джиннов, что живут в бутылках или кувшинах, а существ из Корана, которые живут человеческой жизнью, дают потомство, но остаются невидимыми для окружающих. Местные их побаиваются.

У жителей африканской страны есть еще одна привычка, которая поначалу режет слух. Они клянутся по делу и без дела, часто совсем не к месту.

Общение

Марокканцы – любители побеседовать. Тяга к общению у них в крови, даже к спонтанному. Незнакомец без проблем подходит на улице к прохожему и заговаривает с ним. Тему заранее предугадать невозможно – семья, личная жизнь, предложения показать город и окрестности, работа и многое другое.

Единственное табу – обсуждение религии. К вере местные жители, как и все мусульмане, относятся трепетно и почтительно. Они понимают, что одно некорректное слово может оскорбить чувства собеседника, поэтому выносят эту тему за скобки.

От приятельских объятий, похлопываний по плечу, поцелуев придется воздержаться, потому что тактильный контакт у марокканцев не приветствуется. В знак приветствия люди кивают друг другу головой, изредка пожимают руки.

Целовать руку женщине нельзя даже по незнанию – в мусульманской стране это могут расценить как флирт и ухаживания, выходящие за рамки дозволенного.

Поведение в Рамадан

Марокканские праздники связаны с религией. Рамадан – один из них, верующие обязательно соблюдают месячный пост, отказываются от излишеств, очищаясь духовно и физически.

Иностранцы, правда, отмечают перемены в поведении людей – не в лучшую сторону. Люди мрачнеют, чаще демонстрируют нетерпимость, агрессию в общении. Даже водители на дорогах раздраженно сигналят автомобилистам и пешеходам.

Магазины и кафе не работают днем во время Рамадана, улицы заметно редеют. Пост закончится, и все вернется на круги своя.

Кухня

Национальная кухня заслуживает дегустации, как минимум. На завтрак местные жители пьют зеленый чай или кофе с булочкой. Главной трапезой считается обед. Продукты для его приготовления покупают с утра.

Бутерброды и перекусы – дурной тон. Обед должен быть полноценным, состоять из салата, горячего с мясом, закуски. Обедают семьи дома, собираясь за общим столом. Здесь даже в школах предусмотрен перерыв на обед.

По пятницам жители Королевства традиционно собираются на кус-кус. Его время наступает сразу после молитвы. Кус-кус готовится из кукурузной крупы, зерна которой женщины перетирают вручную.

В Королевстве не выставляют все блюда сразу – их подают поочередно. Время десерта наступает вслед за горячим блюдом: как правило, подают фрукты, салаты из фруктов, йогурт, а иногда – пирожные и другую выпечку.

Любимый напиток местных – мятный чай. Его пьют дома, в гостях, на работе, в ресторанах и сувенирных лавках.

Жилье

Чтобы понять, как живут люди в Марокко, нужно заглянуть в спальные районы. Самыми престижными и дорогими городами для проживания считаются Рабат и Касабланка. При аренде или покупке жилья действует тот же принцип, что и везде: чем ближе к деловому и культурному центру, тем дороже.

Арендовать двухкомнатную квартиру в хорошем районе можно за 500-600 долларов, а за виллу придется заплатить около 1,5 тысяч долларов в месяц. В спальных районах жилье обойдется дешевле.

«Спальники» в Касабланке застроены пятиэтажными домами с открытыми подъездами. Особенность таких домов – окна, у которых нет единого стандарта, формы и размера. Из-за этого создается впечатление, что в некоторых квартирах они отсутствуют, в других – частично замурованы.

Шоппинг

Одежда, обувь, аксессуары и предметы быта продаются на рынках, в торговых комплексах и бутиках брендовой одежды. Марокканцы живут небогато, но многие предпочитают качественные вещи от известных торговых марок.

Еду и специи население покупает на рынках и в лавках – их много на каждой улице. Супермаркет с системой самообслуживания найти сложнее, особенно в удаленных от центра районах, но дефицита и дискомфорта это обстоятельство не доставляет. Ведь на торговых рядах всегда можно приобрести свежее мясо, рыбу, морепродукты, специи, овощи и фрукты.

Замороженной рыбы в стране нет – только из свежего улова. На столах всегда есть блюда из нее и морепродуктов. Важно торговаться с продавцами, даже если этого делать не хочется. Торги у прилавка – часть культуры.

Цены на продукты втрое ниже, чем в России. Но и зарплаты невысокие. Русским мигрантам будет сложно найти достойную работу. Принимая решение о переезде, важно помнить, что Марокко относится к странам третьего мира, хотя состоятельные иностранцы чувствуют себя там почти как в раю.

5 (99.36%) 501 проголосовавших

Собираются русскоязычные девушки с детьми, чтобы пообщаться, выгулять ребятишек, ну и, всячески культурно провести время. С Аленой и Анной, пригласивших нас на мероприятие, мы познакомились в супермаркете, когда пытались понять, как же в Марокко выглядит сметана.

Вы только посмотрите на их «угнетенные» лица!))))

На всех лицах легко читалось счастье и умиротворение. Было видно, что большинство из них счастливы! Оказалось, что многие из них приняли местную веру, причем не потому, что их заставили мужья, а по зову своего сердца! Мужья вообще никого не заставляли! Точнее, как рассказали нам девушки, мужей, требующих от своих жен сменить религию тут не больше 5%.

Все девушки познакомились со своими мужьями во время их обучения в Российских вузах . А причина, по которой их сердца покорились марокканским мужчинам оказалась достаточна проста – уже студентами они были весьма целеустремленными, нацеленными на получение образования, карьеру и, разумеется, на создание полноценной семьи с детьми, они не употребляли алкоголь в отличии от сверстников, и не занимались подростковыми глупостями. Все это выгодно выделяло их на фоне друзей и одногруппников и, как подчеркнули девушки, давало ощущение надежности и крепкого мужского плеча.

Никто из них не жалеет о своем выборе, все улыбаются, рассказывают о своей жизни, работе. Делятся местными рецептами , которые мы обязательно попробуем в самое ближайшее время!

Все они прекрасно образованы. Работают по своим специальностям, в том числе даже инженерами! Некоторые просто занимаются воспитанием детей, но, опять-таки, не по принуждению, а потому что они так хотят!

На логичный мой вопрос о многоженстве, оказалось, что это вполне себе разрешено, но все они единственные жены и вопрос о дополнительных женах не поднимался ни в одной из семей!)))

У этих «угнетенных» девушек активная жизненная позиция! Они могут поддержать беседу на любую тему. Разбираются в политической обстановке не только своей родины, но и той страны, в которой живут сейчас! В общем, дай Бог такого угнетения многим из моих соотечественниц!

В Марокко девушкам выгодно быть «иностранками» - к ним везде относятся подчеркнуто вежливо, пропускают без очереди и т.п. плюшки.

На вопрос чем они кормят своих мужей, девушки ответили очень похоже – многие местные полюбили русскую кухню и просят жен кормить их борщами! Но, разумеется, в ответ девушки проявляя уважение и любовь к своим мужьям научились готовить и местные блюда!

В Марокко очень выражена «статусность». Когда они представляются, то обязательно говорят, кто кем работает, тем самым подчеркивая свое социальное положение. Очень важное место занимает образование и, доказать детям его важность достаточно легко – достаточно по пути, отводя ребенка в школу, показать наглядные примеры из окружающих людей.

Отдельное спасибо Алене и Алле за предоставленную возможность окунуться во внутреннюю атмосферу страны.