Циклические социальные изменения




Социальные изменения не являются линейными и однозначными. Изменения не всегда означают развитие, прогресс. Прогресс, регресс, стагнация – все это встречается в истории общества.

Прогресс тоже неоднозначное явление. Различают две формы социального прогресса: революция и эволюция (предполагает реформы).

2. Революция и её признаки .

· Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий "закон перехода" от одной общественно-экономической формации к другой.

Согласно марксистской методологии под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.

Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.

3. Типы революции: буржуазные(Английская, Французская – новое время) и социалистические (Октябрьская 1917)

Диалектика понятий "реформа-революция" весьма сложна. Революция как действие более глубокое обычно "вбирает" в себя реформу: действие "снизу" дополняется действием "сверху".

Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения роли в истории того социального явления, которое именуют "социальной революцией", от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ.

Эволюционное развитие общества.

· Эволюция – плавное, постепенное развитие общества естественным путем (самоорганизация).

Реформы и их виды.

· Реформа - это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся "сверху" силами, уже имеющими власти не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.

Даже в тех случаях, когда реформы с совершенной очевидностью не являлись результатом массовых выступлений, советские историки объясняли преобразования стремлением господствующих классов не допустить никаких посягательств на господствующий строй в будущем. Реформы и в этих случаях являлись результатом потенциальной угрозы революционного движения масс.

Постепенно российские ученые освободились от традиционного нигилизма по отношению к эволюционным преобразованиям, признав вначале равнозначность реформ и революций, а затем, поменяв знаки, обрушились с сокрушительной критикой теперь уже на революции как на крайне неэффективный, кровавый, изобилующий многочисленными издержками и приводящий к диктатуре путь.

Сегодня великие реформы (т.е. революции сверху) признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике "перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе". Вводится новое положение "реформа-инновация". Под инновацией же понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

Тренировочные задания по трем темам:

Ученые выделяют в развитии общества цивилизационный и формационный подходы. Цивилизационный подход предполагает

Культура в широком смысле слова – это

1)степень воспитанности конкретного человека 2)уровень развития науки в определённый момент истории

3)все результаты деятельности в сфере искусства 4)все достижения человечества с момента его возникновения

Верным для характеристики общественного прогресса является утверждение:

Верны ли следующие суждения?

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В социологии все большее внимание уделяется циклическим социальным изменениям. Это более сложная форма социальных изменений, ибо она включает эволюционные и революционные изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Циклические изменения - не отдельные единичные акты каких-либо перемен, а определенный ряд изменений, который в совокупности образует цикл . Циклами называют определенную совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот в течение какого-то промежутка времени. Конечная точка цикла повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне. Циклические социальные изменения происходят в соответствии с временами года, но могут охватывать периоды в несколько лет (экономические кризисы) и даже несколько столетий (типы культур).

Социологи разных направлений фиксируют тот факт, что многие социальные институты, общности, классы и даже целые общества изменяются по циклической схеме - возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание, возникновение нового явления. Такой схеме изменений подвержены многие структуры в обществе - социальные, экономические, политические, духовные. Разные структуры, явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности - от сезонных до многовековых. Так что в каждый данный момент истории мы имеем одновременное сосуществование социальных структур, явлений, процессов, находящихся на разных ступенях развития своего цикла. Этим в значительной степени определяется сложный характер взаимодействия между ними, взаимные несоответствия, несовпадения и конфликты.

Наглядным примером циклического характера социальных изменений служит смена поколений людей. Каждое поколение нарождается, проходит период социального созревания (социализации), период активной деятельности, далее следует период старости и естественного завершения жизненного цикла. Каждое поколение формируется в специфических социальных условиях, поэтому привносит в жизнь что-то свое, новое. Средняя продолжительность жизни - показатель уровня жизни и темпа социальных изменений. В конце XIX в. средняя продолжительность жизни не превышала 35-40 лет, сейчас в развитых странах она поднялась до 70 лет и выше. Этот промежуток времени можно считать полным циклом поколения. Можно выделить и малые циклы (период активной трудовой деятельности), который составляет в современных условиях в среднем примерно 35-40 лет. Полный цикл означает физическую смену поколений, малый цикл - смену поколений в жизнедеятельности общества.

Казалось бы, увеличение продолжительности жизни должно вести к замедлению темпов социальных изменений. В действительности, за последние 200-300 лет мы наблюдаем ускорение темпов общественного развития. Сейчас нужно говорить о поколениях знаний, поколениях машин (компьютеров, самолетов и др.). Новым поколением могут быть названы только такие совершенные орудия труда, которые вдвое превосходят прежние по своей эффективности. Благодаря НТР с середины XX в. темпы смены поколений техники стали стремительно опережать темпы смены поколений работников. Так, в пределах малого цикла поколений людей в передовых отраслях производства происходит смена нескольких поколений техники. В электронике примерно за сорок лет уже сменилось четыре поколения компьютеров.

Процесс обновления техники связан с процессами старения знаний и необходимостью их обновления. Существует овеществленное знание (воплощенное в технике), и знание «живое» (воплощенное в квалификации работников, их компетентности - в разрядах, ученых степенях). В различных отраслях науки и техники эксперты определяют этот интервал от 5-7 до 15 лет, в среднем 10-12 лет. Регулярные технические инновации становятся необходимым условием поддержания производственного технологического уровня страны на современном уровне. Темп старения знаний диктует необходимость регулярного обновления живого знания, квалификации работников. Итак, в современном обществе ускоряется смена поколений машин, техники и технологии, наблюдается убыстрение процесса обновления квалификационного уровня работников. Эти показатели определяют темпы научно-технического прогресса общества.

Особое внимание привлекает циклический характер социальных изменений на сравнительно больших отрезках времени - в несколько десятков лет, так называемых больших циклов , или длинных волн . Выдающийся вклад в разработку этих теорий внес русский экономист Н.Д.Кондратьев . Он разделил экономические процессы на два вида: протекающие в одном направлении (необратимые) и протекающие волнообразно (обратимые). На основе статистической обработки показателей экономического развития Англии, Франции, Германии, США примерно за полтора столетия он пришел к выводу о наличии больших циклов продолжительностью 57 лет. В настоящее время большие циклы подтверждаются многими зарубежными исследователями, которые рассматривают этот феномен как совокупность не только экономических, но и социальных, исторических и психологических факторов.

Понятием «социальные изменения » обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как социетальной системе.

Формы социальных изменений:

Эволюция в широком смысле – это синоним развития, точнее, это процессы, которые в социальных системах ведут к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (хотя бывает и наоборот). Эволюция в узком смысле включает лишь постепенные количественные изменения, противопоставляемые качественным изменениям, т.е. Революции .

Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Реформа может иметь и стихийный характер, но всегда - это процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны. В результате процесса накопления зарождаются, появляются и укрепляются новые элементы. Этот процесс называется инновацией . Затем идет отбор инноваций сознательно или стихийно, посредством которого в системе закрепляются элементы нового и как бы "выбраковываются" другие.

Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений. Они знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и буквально "перепахивают" людей. Они ничего не оставляют без изменения; заканчивают прежние эпохи и начинают новые. В момент революций общество достигает пика активности; происходит взрыв его потенциала самотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. В этом смысле революции - знак социального здоровья.

От других форм социальных изменений революции отличаются особенностями. 1. Они затрагивают все уровни и сферы общества: экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь индивидов. 2. Во всех этих сферах революционные изменения имеют радикальный, фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства и функционирования общества. 3. Изменения, вызываемые революциями, исключительно быстры, они подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса. 4. По всем этим причинам революции представляют собой наиболее характерные проявления изменений; время их свершений исключительно и, следовательно, особенно памятно. 5. Революции вызывают необычные реакции у тех, кто в них участвовал или был их свидетелем. Это взрыв массовой активности, это энтузиазм, возбуждение, подъем настроения, радость, оптимизм, надежда; ощущение силы и могущества, сбывшихся надежд; обретение смысла жизни и утопические видения ближайшего будущего. 6. Они, как правило, опираются на насилие.

Социальная модернизация . Под модернизацией понимаются прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система улучшает параметры своего функционирования. Например, процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Реформы Петра I, в результате которых Россия должна была достичь уровня развития Западных стран, также предполагали модернизацию. «Модернизация» в этом смысле означает достижение определенных «мировых стандартов» или «современного» уровня развития.

Типология социальных изменений:


Размах

Малые изменения

Маргинальные изменения

Всеобъемлющие изменения

Революционные изменения

Направление изменений

Упадок

Понятием «социальные изменения » обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как социетальной системе.

Формы социальных изменений:

Эволюция в широком смысле – это синоним развития, точнее, это процессы, которые в социальных системах ведут к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (хотя бывает и наоборот). Эволюция в узком смысле включает лишь постепенные количественные изменения, противопоставляемые качественным изменениям, т.е. Революции .

Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Реформа может иметь и стихийный характер, но всегда - это процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны. В результате процесса накопления зарождаются, появляются и укрепляются новые элементы. Этот процесс называется инновацией . Затем идет отбор инноваций сознательно или стихийно, посредством которого в системе закрепляются элементы нового и как бы "выбраковываются" другие.

Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений. Они знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и буквально "перепахивают" людей. Они ничего не оставляют без изменения; заканчивают прежние эпохи и начинают новые. В момент революций общество достигает пика активности; происходит взрыв его потенциала самотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. В этом смысле революции - знак социального здоровья.

От других форм социальных изменений революции отличаются особенностями. 1. Они затрагивают все уровни и сферы общества: экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь индивидов. 2. Во всех этих сферах революционные изменения имеют радикальный, фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства и функционирования общества. 3. Изменения, вызываемые революциями, исключительно быстры, они подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса. 4. По всем этим причинам революции представляют собой наиболее характерные проявления изменений; время их свершений исключительно и, следовательно, особенно памятно. 5. Революции вызывают необычные реакции у тех, кто в них участвовал или был их свидетелем. Это взрыв массовой активности, это энтузиазм, возбуждение, подъем настроения, радость, оптимизм, надежда; ощущение силы и могущества, сбывшихся надежд; обретение смысла жизни и утопические видения ближайшего будущего. 6. Они, как правило, опираются на насилие.

Социальная модернизация . Под модернизацией понимаются прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система улучшает параметры своего функционирования. Например, процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Реформы Петра I, в результате которых Россия должна была достичь уровня развития Западных стран, также предполагали модернизацию. «Модернизация» в этом смысле означает достижение определенных «мировых стандартов» или «современного» уровня развития.

40КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Социальные процессы тесным образом связаны с изменениями в обществе. Так, любой прогресс может рассматриваться как социальный процесс, состоящий из определенного количества социальных и культурных изменений.

Под социальным процессом будем понимать совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий. Процессы, протекающие в обществе, крайне многообразны.

Например, существуют глобальные процессы (гибели, зарождения и т.д.), процессы, касающиеся определенных видов человеческой деятельности, и многие другие.

Из всего многообразия социальных процессов целесообразно выделить те процессы, которые являются универсальными и постоянно присутствуют во всех или многих видах человеческой деятельности. К таким процессам можно отнести процессы кооперации, конкуренции, приспособления, ассимиляции, мобильности, конфликта и т.д.

Одними из наиболее важных процессов в человеческом обществе являются процессы кооперации и конкуренции .

В ходе процессов кооперации члены общества или социальной группы строят свои действия таким образом, чтобы способствовать достижению как своих целей, так и целей других индивидов. Природа процесса кооперации кроется в социальной природе человека, совместные действия людей были необходимым условием выживания каждого члена социальной группы. В основе любого процесса кооперации лежат согласованные действия людей и достижение общих целей. Для этого необходимы также такие элементы поведения как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Главный смысл кооперации заключается в обоюдной пользе. Большое значение для успешной кооперации имеет способность отдельных личностей включаться в кооперативные взаимосвязи с другими людьми. Каждая современная организация включает в себя управленческие действия по созданию приемлемых условий кооперации между членами этой организации.

Конкуренция представляет собой попытку достижения большего вознаграждения путем отстранения или опережения соперника, стремящегося к идентичным целям. Конкуренция, как правило, протекает в условиях дефицита ресурсов или неравного распределения ресурсов между членами общества. В связи с этим конкуренция представляет собой один из методов распределения вознаграждения в современном обществе. Конкуренция может проявляться как на личностном уровне, так и носить безличный характер. Этот coциальный процесс основан на том факте, что люди всегда стремятся удовлетворить свои желания в более полной мере. Современное общество пытается вырабатывать определенные правила, в которых должна протекать конкурентная борьба. Если правила конкурентной борьбы отсутствуют, конкуренция может легко превратиться в социальный конфликт, что в значительной степени затрудняет управление социальным процессом.

Социальные движения: способы их изучения
Особый вид социальных процессов составляют социальные движения. По определению американского социолога Р. Тернера, социальное движение представляет собой совокупность коллективных социальных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе.

Это определение объединяет широкий круг социальных движений, включая религиозные, эмигрантские, молодежные, феминистские, политические, революционные и др. Таким образом, даже по своему определению социальные движения отличаются от социальных институтов или организаций.

При изучении социальных движений ученые исследуют:
условия развития и распространения социальных движений, которые включают культурные течения в обществе, степень социальной дезорганизации, социальную неудовлетворенность условиями жизни; структурные предпосылки возникновения социальных движений;
виды и особенности социальных движений в зависимости от специфики группы или общества, а также характера изменений, происходящих в обществе;
причины вовлечения личности в социальные движения, включая такие явления как мобильность, маргинальность личности, социальная изоляция личности, изменение личностного социального статуса, потеря семейных связей, личностная неудовлетворенность.

В современном обществе любые крупные социальные изменения сопровождаются созданием и последующей деятельностью социальных движений. Имени благодаря социальным движениям многие изменения были приняты в обществе и поддержаны значительной частью членов общества или социальных групп.

41 Социализация личности

1. Понятие «социализация» является одним из ключевых в работе организатора работы с молодежью. Он широко используется в философии, психологии, социологии и педагогике. Однако однозначного определения не выработано.

Социализация – процесс, а также результат усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений, который обеспечивает ему адаптацию в современном ему обществе.

В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, навыки социального взаимодействия.

Можно говорить о социализированной и десоциализированной личности.

Социализация – двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт путем вхождения в социальную среду, с другой – он активно воспроизводит систему социальных связей, преобразуя и социальную среду, и себя самого.

Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но преобразует его в собственные ценности, установки, позиции.

Социализация начинается по сути с момента рождения и продолжается всю жизнь, так как человек переходит из одной социальной группы в другую (безработные, беженцы, пенсионеры).

Социализация одновременно типична и единична:

Социализация в той или иной социальной группе протекает похоже,

На социализацию влияет индивидуальная специфика человека.

Понятие «социализация» не подменяет понятия «воспитание», «развитие личности» и т. п., хотя они стоят достаточно близко. По Мудрику Анатолию Викторовичу, социализация – более широкое понятие, чем воспитание. Воспитание – процесс педагогически организованного, целенаправленного влияния на человека. По Андреевой Галине Михайловне, социализация ближе в развитию личности, чем к воспитанию. К социализации примыкает понятие социально-психологической адаптации как приспособления личности к изменениям среды, овладения ролью в иной социальной ситуации. Это один из механизмов социализации.

2. Структура социализации:

Широта, т. е. число сфер, к которым смогла приспособиться личность; определяет, насколько социально зрелой и развитой является личность.

3. Социализация личности осуществляется в результате ее включения в различные социальные группы, взаимодействие с другими людьми и приобретение соответствующих умений. Поэтому исходной для социализации является наличие у человека потребности в общении.

Три основные сферы, в которых происходит социализация:

Деятельность (происходит выбор видов деятельности, их иерархия, выделение ведущего вида, освоение соответствующих ролей),

Общение (неразрывно связано с деятельностью, усложняются диалоговые формы, вырабатывается умение ориентироваться на партнера, адекватно его воспринимать),

Самосознание (становление образа Я – «Я-концепции»).

4. Главный критерий социализированности – не степень приспособленчества, конформизма, а степень независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности. Главная цель социализации – в удовлетворении потребности в самоактуализации (Абрахам Маслоу), в развитии способностей, а не в нивелировке личности.

5. Стадии социализации

По Фрейду:

Первичная (оральная, анальная и фаллическая),

Маргинальная (промежуточная) – социализация подростка, псевдоустойчивая по сути,

Устойчивая – связана со стабильным положением в обществе, обретением определенного статуса и набора ролей,

Последняя – сопряжена с утратой статуса и ряда ролей, связана с дезадаптацией.

Ранняя (до школы),
- стадия обучения,

Трудовая,

Послетрудовая (дискуссия: десоциализация?), по Эрику Эриксону – стадия зрелости, когда человек может обрести мудрость.

По Лоренсу Кольбергу:

Доконвенциональный уровень морального развития (до 7 лет) – поведение определяется стремлением избежать наказания и получить поощрение,

Групповой (около 13 лет) – поступок оценивается с точки зрения референтной группы,

Постконвенциональный (достигают лишь 10% детей старше 16 лет) – проявляется общечеловеческий уровень идентичности.

6. Факторы социализации личности принято разделять на макро- (обусловленные проживанием в больших общностях – страна и т. п.), мезо- (нация, регион, село или город) и микрофакторы (малые группы), отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и другие особенности развития личности.

Конкретные группы, в которых личность приобщается к системе общественных норм и ценностей, называют институтами социализации:

Школа (в широком смысле – вся система образования),

Для взрослых – трудовой коллектив,
- неорганизованная среда (от «уличных» явлений до телевидения),

Общественные объединения разного рода,

Иногда выделяют еще и систему досуга – учреждения культуры. (??)

Влияние исторического этапа на социализацию (Гумилев Лев Николаевич).

7. Особенности социализации в условиях общественного кризиса, при нарушении «идеологической целостности» (Эрик Эриксон).

42Место России в мировом сообществе

Проблема самоопределения России, поиска ею своего места в мире не нова. Всякий раз, когда Россия оказывалась на пороге пе­ремен, возобновлялись и разгорались интеллектуальные споры о ее будущем развитии.

Вопрос о месте России в мире традиционно был по существу вопросом ее геополитической и цивилизационной самоидентифи­кации. Проблемароли России в мире обсуждалась на основе характери­стик внутреннего состояния российского общества и отражалась в оппозиции пессимистических и оптимистических прогнозов отно­сительно ее статуса в мировом сообществе: мировая держава или региональное государство, иначе говоря, субъект или объект миро­вого развития.

Современный тур дискуссий, начавшийся вместе с «перестрой­кой» в середине 80-х годов прошлого века, пошел по традицион­ным российским линиям: в вопросе о месте России в современном мире обозначились западники, антизападники и евразийцы; в вопросе о статусе - сторонники мирового и регионального позицио­нирования.

Позиция антизападников исходит из представлений о культурной «самобытности» России и представляет собой видение ее дальней­шего развития с опорой на собственные силы - путь автаркии, т.е. существования системы только за счет внутренних ресурсов. Имен­но автаркия Советского Союза воспрепятствовала динамичному и инновационному развитию его экономики и способствовала его ос­лаблению, в противостоянии с Западом. В условиях глобализации закрытость почти невозможна, а с учетом нашего исторического опыта этот путь совершенно бесперспективен.

«Западники» или «восточники» мыслят развитие России в преде­лах региональных группировок - Европейского Союза или Азиат­ско-Тихоокеанского экономического сообщества. Сегодня поста­новка вопроса о месте России в мире только в линейно-плоскостной дихотомии «Запад-Восток» устарела. По сути Россия сохраняет объективную геополитиче­скую потенцию оси, то есть системообразующего начала для новой группировки множества стран и народов. К тому же, какими бы ни были сильными европейский или азиатский региональные союзы, они не смогут безболезненно для себя освоить российскую мас­штабность и разнородность.

Евразийцы исходят из особого цивилизационного начала России как синтеза европейских и азиатских факторов развития и мыслят ее будущее в обширном пространстве континентального блока стран Европы и Азии. Россия - уникальная евразийская цивилиза­ция, соединяющая в себе Восток и Запад, а посредством Востока и Запада - и весь мир. Объективно, геополитически и цивилизационно России уготовлена осевая, объединяющая, глобальная роль.

Объективные возможности глобализации создают среду, в кото­рой в полной мере может быть реализован геополитический, эко­номический, культурный и, что очень важно, субъектный потенциал России в современном мировом развитии. Но у России сейчас очень много проблем внутреннего развития.

С позиции мир-системного подхода Россия по различным пока­зателям присутствует сейчас во всех трех структурах мира-системы.Исходя из исторической традиции и законов политической инерции, учитывая территориальный масштаб страны (10 % терри­тории Земли), ее мощный ядерный потенциал, высокие интеллек­туальные возможности, Россию включают пока в круг великих дер­жав, то есть, в мировое «ядро». Есть и внешние атрибуты этой при­надлежности: Россия - постоянный член Совета Безопасности ООН, участник саммитов «Россия - ЕС», часть «Большой Вось­мерки», член Совета «Россия - НАТО», есть продвижение к вступ­лению в ВТО (Всемирную торговую организацию).По экономическому потенциалу, по качеству жизни, экономи­ческого и социального развития Россия занимает сейчас 64-е место в мире (СССР занимал 35-е место). Эти критерии позиционируют Россию ближе к нижней части полупериферии.По параметрам представительства в глобальном экономическом и информационном пространстве Россия находится пока в третьей, периферийной структуре мира-системы.Вместе с тем, эта реальная позиция очень сильно не совпадает с нереализованным потенциалом России. Россия - одна из богатейших держав мира. По расчетам Гос­комстата РФ и РАН, национальное богатство России составляет 340-380 трлн долл., и на душу населения национальных богатств здесь в два раза больше, чем в США, и в 22 раза больше, чем в Японии. В России сосредоточено более 21 % мировых запасов сырьевых ресурсов, в том числе 45 % мировых запасов природного газа, 13 % нефти, 23 % угля. На одного жителя России приходится 0,9 га пахотной земли - на 80 % больше, чем в Финляндии, на 30 % больше, чем в США.У России богатый интеллектуальный потенциал. Треть всех ве­личайших научных открытий XX в. сделана учеными бывшего СССР и России. У России богатейшие культурные традиции. Из трех при­знанных величайших вершин развития человеческой цивилизации (Классическая Греция, Итальянское Возрождение) одна неразрывно связана с Россией и правомерно носит название «Русский XIX век».

Решающим условием включения России в процессы глобализа­ции является успешное решение ее внутренних проблем. Чтобы сделать весь свой потенциал функциональным, России уже сейчас важно ориентироваться на инновационное, а не догоняющее разви­тие.

В предыдущем параграфе мы рассматривали социальные изменения исходя из их содержательного компонента. Но социальные изменения столь разнообразны, что для их типологизации можно выбрать множество критериев.

Одними из наиболее важных критериев типологизации социальных изменений являются скорость их протекания и степень охвата ими элементов и структур общества. Исходя из этих критериев выделяются две основные формы социальных изменений: эволюция и революция.

Эволюция (от лат. ечоШ"ю - развертывание) - в широком смысле синоним развития, в узком - постепенное количественное изменение (увеличение, уменьшение). Эволюция, по сути, является одной из характерных черт общества как системы и непременным условием его существования. Эволюция означает незаметные на первый взгляд, латентные социальные изменения. Общество при данной форме социальных изменений характеризуют как стабильное. Стабильное общество - это развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость общество, в котором налажен процесс и механизм изменений, сохраняющих его стабильность, исключающий такую борьбу социальных сил, которая ведет к расшатыванию самих устоев общества. Стабильность в обществе достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет социальных изменений, происходящих в нужный момент и в нужном месте.

То есть эволюция может проявляться через социальную стабильность, представляющую собой такую устойчивость социальных структур, процессов и отношений, которая при всех изменениях сохраняет их качественную определенность и целостность как таковых.

Социальная стабильность также имеет три уровня: 1) стабильность всего общества; 2) внутренняя стабильность социальных институтов и организаций; 3) стабильность взаимосвязей и взаимодействий.

К понятию социальная эволюция близко подходит понятие социальная реформа.

Социальная реформа (от лат. reformo - преобразовываю) - преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не затрагивающее основ социальной системы. Иными словами, социальная реформа - это одно из проявлений эволюционных социальных изменений. Однако в отличие от эволюции реформа проводится законодательно, имеет целенаправленный характер и ограниченные временные рамки.

Социальные реформы составляют основу процесса модернизации. Понятие социальная модернизация употребляется в трех значениях:

  • 1) как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, обусловившее их переход от традиционного общества к индустриальному (обществу модерна);
  • 2) процесс развития государств, которые не относятся к группе развитых стран, но ориентируются на них как на образец для своего развития, стремясь достичь их уровня (догоняющая модернизация);
  • 3) как некий перманентный процесс, осуществляющийся посредством проведения реформ и инноваций и имеющий целью постоянное совершенствование всех сторон жизни общества.

Необходимость модернизации в современных обществах диктуется, во-первых, стремительным ростом инновационных технологий, которые вносят изменения во все сферы социальной жизни и требуют ее регулирования; во-вторых, глобализационные процессы, характеризующие современную реальность, определяют потребность в рамках конкретных государств проводить глубокие преобразования, позволяющие избежать цивилизационного отставания.

Модернизация носит, главным образом, ненасильственный характер.

Однако в обществе часто складывается такая ситуация, когда появляются трудно разрешимые социальные проблемы, которые приводят к нарушению имеющихся в нем устоявшихся взаимодействий и отношений, т.е. возникает социальная нестабильность. Под социальной нестабильностью понимаются такие изменения структуры, функций или процессов социальных систем, которые деформируют эти системы и угрожают их целостности. Нестабильность может быть на уровне отдельных социальных систем или на уровне всего общества.

И если при социальной стабильности социальные изменения чаще всего проходят в эволюционной форме и в виде социальных реформ, то социальная нестабильность может порождать обе формы рассматриваемых нами социальных изменений - эволюцию и революцию.

Нестабильное общество со множеством трудно решаемых социальных проблем может породить потребность в качественном изменении социальной системы, т.е. в социальной революции. Революция (от лат. гечо1ийо - поворот, переворот) - глубокое качественное изменение (изменение основы).

Социальные революционные изменения отличаются от социальных эволюционных изменений следующим: во-первых, своей в высшей степени радикальностью, предполагающей коренную ломку социального объекта; во-вторых, своей общностью и даже всеобщностью, затрагивая (сразу или постепенно) все общество в целом; в-третьих, они часто опираются на насилие.

Революции могут концентрироваться в отдельных сферах, но при этом они изменяют и другие стороны жизни людей.

Революционные преобразования могут: 1) быть глобальными; 2) касаться одного или нескольких обществ; 3) быть кратковременными или долговременными.

Наибольшие изменения в жизнь общества вносят глобальные революции. Глобальные революции бывают двух типов. Революции первого типа, вызываемые кардинальными изменениями технологий, затрагивают все сферы общества во множестве стран, радикальным образом меняют облик общества и всегда долговременны.

Их результатом, в конечном счете, является качественное изменение всего человеческого общества.

Таких долговременных глобальных революций, кардинально изменивших все человечество, немного. Во-первых, это неолитическая революция, которая представляла собой переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и (или) животноводстве. Она породила классы, города, государство и культуру. Неолитическая революция началась 10 тыс. лет назад и продолжалась 3000 лет. В течение этого времени возникли развитые земледельческо-городские цивилизации в Месопотамии, Египте, Индии, Греции и на Ближнем Востоке.

Вторая глобальная революция - промышленная революция XVIII-XIX вв. Она привела к смене одного технического уклада (мануфактуры) другим (машинным производством), что повлекло смену одного социально-экономического строя (феодализма) другим (капитализмом) или, иными словами, произошел переход от традиционного общества к обществу индустриальному. В результате промышленной революции кардинально изменились политический облик Европы (возникла буржуазная демократия) и социальный уклад многих стран (уничтожены наследственные привилегии и жесткие сословные перегородки, провозглашены равные гражданские права). С промышленной революцией связывают исчезновение одного типа социальной структуры (сословного) и появление другого (классового).

Третья глобальная революция - революция, означающая переход от общества индустриального к постиндустриальному, основанному на информационных технологиях. Третья глобальная революция еще далека до своего завершения, и на наших глазах происходят кардинальные изменения во всех сферах социальной жизни, в социальных институтах, во взаимодействиях индивидов.

Ко второму типу глобальных революций относят революции, начавшиеся в одной стране, затем перекинувшиеся на другие страны и охватившие большие регионы. Они кратковременны, обычно бывают вызваны ухудшением социально-экономических условий жизни населения и политической ситуацией и осуществляются насильственными методами. По сути, глобальные революции второго типа разрешают наиболее острые противоречия глобальных революций первого типа, которые трудноустранимы ненасильственным путем. Так произошло с буржуазной революцией 1848-1849 гг., охватившей различные страны Европы. Основной причиной этой революции явилась нерешенность конфликта между бурным ростом капиталистических отношений и сохраняющимися феодальными пережитками, которая носила объективный характер.

В то же время, произошедшая в России в октябре 1917 г. так называемая социалистическая революция, хотя и привела через 30 лет к созданию ряда социалистических государств и стран «социалистического лагеря», не может быть отнесена к глобальным революциям. В странах, вошедших в «социалистический лагерь», объективных причин для социалистической революции не было; по сути, это были перевороты, осуществленные при военной помощи другой страны - Советского Союза, и в условиях судьбоносной победы последнего над фашизмом.