Субъект объект примеры в соц работе. Субъект и объект социальной работы




Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в по­сторонней помощи. К таким относятся: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелоболь­ные люди; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию - беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании; дети–сироты; беженцы; переселенцы и многие другие.

Такова неполная социально-демографическая характеристика объекта социальной работы в современной Республике Беларусь. Названы дале­ко не все группы людей, нуждающихся в социальной помощи. Каж­дый из этих людей - уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией. Это требует от социального работника исключительного такта, про­никновения в судьбу человека, сострадания, многостороннего зна­ния, разнообразных умений, величайшей терпеливости и самоот­дачи.

Субъект социальной работы

Все функции по оказанию помощи, нуждающимся людям выполняет субъект социальной работы. К субъекту соц-ой работы относятся все те люди и ор­ганизации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это и различные общест­венные организации.

Но главным субъектом социальной работы являются, разумеет­ся, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся соци­альной работой профессионально или на общественных началах.

Социальный работник – это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.

Профессиональных работников не так много. Всего в мире про­фессиональных работников насчитывается около 500 тыс. человек. Это специалисты, имеющие дипломы, свидетельствующие о том, что им офи­циально присвоена специальность «социальный работник». Так, например, в Рос­сии в результате принятых в последние годы мер подготовлено не­сколько десятков тысяч профессиональных социальных работников. В Республике Беларусь подготовка профессиональных социальных работников осуществляется в БГУ (ГУИСТ), БГПУ им.М.Танка, Белорусском университете культуры и некоторых других ВУЗах.

Большой объем нагрузки по социальному обслуживанию нуждающихся падает на плечи непрофессиональных работников, не имеющих специального диплома и занимающихся социальной работой в силу сложившихся обстоятельств.

Сейчас нет сведений о том, сколько граждан Республики Беларусь занимается социальной работой на общественных началах. По среднемировой статистике на одного социального работника приходится по 10-15 человек.

Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается организацией социальной работы (их можно назвать организаторами или менеджерами ), а есть те, кто непосредственно оказывают социальную помощь.

Содержание, функции, средства и цель социальной работы.

3) прогностическая, 4) организационная, 5) социально-психологическая, 6) управленческая, 7) оказание практической помощи.

Свою деятельность социальный работник начинает с информационной функции, которая заключается в сборе сведений об объекте (возраст, состояние здоровья, условия жизни, материальный достаток, особенности психики, характера и т.д.). На основании собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит диагноз: оценивает объем, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы, методы, планирует физические и материальные затраты и пр.

Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает и диагноз своей деятельности: трудно – легко будет ему работать, сможет или нет оказать действующую помощь, несколько быстро – долго придется заниматься «пациентом» и т.п. В зависимости от характера социальной помощи (оказание, к примеру, социально бытовой помощи одинокому больному или снятие психологического стресса) строится и план работы, определяется ее содержание и виды практической помощи.

Социальная работа осуществляется с помощью средств. Под средствами понимаются все те предметы, действия и пр. с помощью которых достигается цели деятельности. Многообразие функций социальной работы вызывает и многообразие используемых средств. Их диапазон неограничен. Это, например, это – и слово, и телефон, и приемы психиатрии, и личное обаяние и др. Важно иметь в виду, что чем богаче арсенал средств, которыми располагает и хорошо владеет социальный работник, тем успешнее его деятельность. При этом выбор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы. Одно дело – лежащий больной, другое дело - человек, находящийся в депрессии. Набор средств в этих случаях существенно отмечается.

Введение

1 Объекты социальной работы: история и реальность

2 Субъекты социальной работы: степень включенности различных субъектов в практику социальной работы

3 Характер субъектно-объектных отношений в социальной работе

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность проблемы . Будучи деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа имеет определенную структуру, которая включает в себя такие элементы, как объект и субъект. Социальная работа представляет собой многообъектную и многосубъектную деятельность.

Под объектом социальной работы подразумеваются те, кто нуждается в помощи. Объект социальной работы сложен и специфичен. Объектами социальной работы выступают индивид, малая группа, население определенной локализованной территории (полностью или частично). Это общество в единстве и взаимодействии его социальных, экономических, политических и духовных элементов. Это человек во всем богатстве его жизненных проявлений – высшая ценность, конечный критерий и цель общественного развития. Это совокупность отдельных слоев населения и категорий граждан, которые в силу многообразных причин нуждаются в адресной социальной поддержке, социальной защите, социальной диагностике и коррекции, а также в социальной адаптации и реабилитации.

Субъектом называют познающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания или преобразования. В качестве субъекта социальной работы рассматривают, как правило, отдельных работников социальных служб, с некоторой долей условности – социальные государственные и негосударственные (конфессиональные, общественных организаций, коммерческие) учреждения: институты, учреждения и органы федеральной власти, а также многочисленных субъектов Российской Федерации, учреждения и органы муниципального управления и местного самоуправления, а также профессиональные органы, должностные лица и работники трудовых коллективов российского общества. Их права, полномочия и функциональные обязанности в области социальной работы официально регламентированы государством, законодательством, распоряжениями и постановлениями исполнительной власти.

Степень разработанности . В настоящее время проблеме объекта и субъекта социальной работы посвящено значительное количество работ. Основу нашего исследования составляют работы В. Афанасьева , Н. Ф. Басова , Л. Г. Гусляковой , И. П. Зайнышева , К. В. Кузьмина И. Курбатова , В. П. Мельника , П. И. Нищеретнего , П. Д. Павленка , А. Н. Панова , М. В. Ромм , Т. А. Ромм , Б. А. Сутырина , С. В. Тетерского , Л. В. Топчего , М. В. Фирсова , Е. И. Холостовой , П. Я. Циткилова и мн. др.

Объект курсовой работы – социальная работа.

Предмет работы – объект и субъект социальной работы.

Цель – анализ специфики объектов и субъектов социальной работы.

Задачи исследования сводятся к следующему:

1. Описать объекты социальной работы: история и реальность.

2. Рассмотреть основные субъекты социальной работы и степень их включенности в практику социальной работы.

3. Выявить характер субъектно-объектных отношений в социальной работе.

Методами нашей работы являются метод анализа научной литературы, журнальных публикаций, документов; метод исторической реконструкции, метод статистического анализа.

Научно-практическая значимость данной курсовой работы состоит в том, что предложенные в ней разработки можно использовать в практической деятельности социального работника.

1. Объекты социальной работы: история и реальность

Отличительной чертой объектов социальной работы является наличие трудной жизненной ситуации:

– инвалидность (нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности);

– неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничение возможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиенические процедуры);

– сиротство (утрата лицами в возрасте до 18 лет, родителей вследствие смерти);

– безнадзорность (неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и угроза полного разрыва ребенка и семьи);

– малообеспеченностъ (недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей);

– безработица (проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе);

– отсутствие определенного места жительства (фактические отсутствие социально приемлемого жилья, недостаточность материальных возможностей, нарушением человеческого «микромира», что проявляется в скитаниях, бродяжничестве, отсутствии определенных занятий);

– конфликты и жестокое обращение в семье (столкновение супругов, детей и родителей, вызванные трудно разрешимыми противоречиями, связанные с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями;

– физическое, психическое (эмоциональное) и сексуальное (половое) насилие;

– одиночество (субъективное состояние показывающее раскол сети отношений и связей внутреннего мира личности) и пр. .

Еще в ветхозаветные времена возникла традиция особого отношения к вдовам и сиротам, притеснение которых со стороны других людей рассматривалось как действие, нарушающее волю Бога и подлежащее, в силу этого, суровому наказанию. Вдовы и сироты были тогда олицетворением беззащитности перед лицом тех трудностей, с которыми сталкивались люди в своей жизни. Традиции особого отношения к ним поддерживалась христианством, которое не только принимало соответствующие решения на своих Вселенских соборах (например, в Халкидоне в 437 г.), но и предпринимало практические действия, направленные на улучшение их положения, т. е. занималось благотворительной деятельностью .

Кроме вдов и сирот, объектами такой деятельности стали считать нищих (особое отношение к которым в России получило название нищелюбия), инвалидов, стариков и другие группы нуждающихся. Общей чертой представителей всех этих групп, которые в настоящее время принято называть социально незащищенными, является то, что – по сравнению с другими людьми – они находятся в наиболее тяжелом положении и не в состоянии сами (т. е. без посторонней помощи) улучшить его .

С. М. Соловьев в отмечал, что в отличие от германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей, славяне были милостивы к старым и детям. У восточных славян были приняты семейные обычаи поддержки людей пожилого возраста – «старцев». Из преданий известно об опеке над сиротами («приймаки», «мирские дети», «годованцы») и вдовами. До сих пор существует многовековые традиции социальной помощи, например, «помочь» («толока») – обычай согласно которому соседи приглашаются на большую спешную работу, затем работников обильно угощают. Такого рода помощь оказывается вдовам и немощным .

Устав князя Владимира I от 996 г. определил впервые основные категории призреваемых: вдовы, убогие, странники и нищие. Но главным в Уставе князя Владимира I являлось «нищелюбие»: накормить голодного, напоить страждущего и т. п. .

Согласно Стоглавому собору, основными объектами призрения выступали: прокаженные и престарелые; здоровые нищие, которые не могут тем не менее работать (дети-сироты); здоровые взрослые нищие и бродячие .

В период правления Петра I происходит пересмотр основных категорий призреваемых, все изменения имели целью борьбу с профессиональным нищенством. Основными объектами государственной системы призрения выступали: старые и увечные (нетрудоспособные нищие); убогие и юродивые; сироты, незаконнорожденные дети, безнадзорные дети .

В XVIII веке в России была сформирована система государственной социальной помощи в отношении нищих, сирот и убогих. Со второй половины XIX века в качестве объекта призрения стали рассматривать и тех, кто, не являясь «дряхлыми и убогими», в числе которых отдельные лица и семьи, нуждающихся в помощи «от бедности» были отнесены: переселенцы, рабочие, уходивших на отхожие промысли и на поиски сторонних заработков; безработные и неподготовленные к труду, недоимщики по государственным податям, а также крестьяне, не имевшие права на получение кредита в банке .

В начале XX в. появляются новые категории: пострадавшие во время войн (Русско-японская война 1904-1905 г.г., Первая мировая война); малолетние преступники; рабочие и служащие (в 1903 г. был издан Закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горно-заводской промышленности», согласно которому при увечье или временной потере работоспособности из-за производственной травмы, назначались пенсии и единовременные пособия) .

На рубеже XIX-XX вв. основным объектом государственного и общественного призрения становятся дети, в числе которых: сироты, инвалиды, учащиеся. К началу XX века в России складывается более или менее четкая система объектов социальной работы: сироты, больные дети (слепые, глухонемые, увечные), вдовы, бедные, бездомные, учащиеся, военные, раненые и больные .

Тем самым, в дореволюционный период в России, в числе основных объектов системы социальной работы выступали различные группы населения, прежде всего наиболее бедные его слои.

После революции, одной из основных категорий социального обеспечения стали инвалиды ВОВ, трудящиеся, пенсионеры, инвалиды труда, безнадзорные и беспризорные дети. Конституция СССР, принятая в 1936 г., закрепляла в числе важнейших прав граждан право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.

Объектами социальной работы выступают индивид, малая группа, население определенной локализованной территории (полностью или частично). Отличительной чертой объектов социальной работы является наличие трудной жизненной ситуации: инвалидность (нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности); неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничение возможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиенические процедуры); сиротство (утрата лицами в возрасте до 18 лет, родителей вследствие смерти); безнадзорность (неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и угроза полного разрыва ребенка и семьи); малообеспеченность (недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей); безработица (проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе); отсутствие определенного места жительства (фактические отсутствие социально приемлемого жилья, недостаточность материальных возможностей, нарушением человеческого «микромира», что проявляется в скитаниях, бродяжничестве, отсутствии определённых занятий); конфликты и жестокое обращение в семье (столкновение супругов, детей и родителей, вызванные трудно разрешимыми противоречиями, связанные с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями; физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие; пренебрежение жизненными нуждами); одиночество (субъективное состояние показывающее раскол сети отношений и связей внутреннего мира личности).

Субъектом называют познающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания или преобразования. Отличительным свойством субъекта становится наличие у него цели – предполагаемого результата. В качестве субъекта социальной работы рассматривают, как правило: отдельных работников социальных служб, с некоторой долей условности – социальные государственные и негосударственные (конфессиональные, общественных организаций, коммерческие) учреждения.

Важную роль в социальной работе играет социальное обслуживание (система социальных служб). Согласно закону «Об основах социального обслуживания населения» (1995г.) государственная система социальных служб состоит из государственных предприятий и учреждений, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов федерации, а соответствующая муниципальная система из предприятий и учреждений, которыми ведают органы местного самоуправления. Законодательством предусмотрено существование трех систем социальных служб: частная, государственная и муниципальная. Особое место в государственной системе социальной работы занимают федеральные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). К негосударственным субъектам социальной работы относят: церковь, общественные организации (в том числе профессиональные союзы, политические партии, движения), благотворительные фонды, производственные предприятия (различных форм собственности). Субъекты данной группы могут играть роль социального инвестора (реализуя собственный финансовый ресурс на определенных условиях), либо роль социального исполнителя (кадровый и организационный ресурсы) используя финансовый ресурс иных институтов, в том числе и государства. В этом случае создаются конфессиональные или общественные социальные службы. Неформальными субъектами социальной помощи могут выступать родственники, приятели, соседи, частные благотворители.

Введение

Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, его целостности, мира, индивидуальности и универсальности. На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи. Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов.

Объект, и предмет -- основополагающие категории развития теории социальной работы. Для данной теории характерно разнообразие методологических подходов к их выделению. Так, в словаре-справочнике по социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе».

Границы объекта и предмета теории социальной работы связываются с понятиями «социальное взаимодействие», «социальные и межличностные отношения» «социальные изменения», «социальная динамика» и «социальная структура». Предметная сущность социальной работы, несмотря на многообразие теоретических подходов, характеризуется таким общим понятием, как «социальность», которое выражает многообразные способы и формы сосуществования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов.

Объекты и субъекты социальной работы

Предмет социальной работы. Оказывая социальную помощь клиенту, социальный работник имеет дело в первую очередь с его социальной ситуацией. Социальная ситуация - конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.

Социальная ситуация клиента и является предметом социальной работы, тем непосредственным полем, где прилагает усилия социальный работник. Цель его деятельности - улучшение социальной ситуации клиента, превенция ее ухудшения или, по крайней мере, фасилитация, облегчение субъективного переживания клиентом своего положения. Ведь можно отдавать себе отчет, что в условиях спада производства и массовой безработицы помочь индивидам найти новое рабочее место не так просто. Но вот оказать им социально-психологическую поддержку, избавить от негативных личностных реакций на безработицу вполне возможно.

Понятие социальной ситуации служит методологическим инструментом, позволяющим вычленить те связи и взаимодействия, которые непосредственно связаны с социальной проблемой данного клиента и воздействие, на которые может повлиять на ее разрешение. Легче всего было бы сразу заявить, что с алкоголизмом человечество не смогло справиться на протяжении всей долгой истории своего развития, и на этом основании отказаться от поиска путей оказания помощи конкретному пьющему клиенту и его семье. Можно, неадекватно эксплуатируя диалектический принцип всеобщей связи явлений, начать анализ жизнедеятельности этого конкретного алкоголика с глобальных проблем и ожидать для их разрешения такого уровня ресурсов, который, конечно, на сегодняшний день недоступен. Понятие социальной ситуации, не отрицая всеобщих, глобальных связей индивида с миром, позволяет вычленить в его специфических условиях в первую очередь то, что непосредственно влияет на разрешение его проблемы, то, что находится в пределах воздействия и масштабов социальной работы. Анализ этих ближайших связей выявит психологические, семейные, групповые, медицинские и иные причины, которые толкают индивида к пьянству, поможет найти опору в его личности для создания устойчивой мотивации на излечение.

Субъект социальной работы. Как и любая другая деятельность, социальная работа представляет собой взаимодействие субъекта и объекта (социального работника и его клиента), протекающих при определенных общественных условиях. Помимо этих условий, ее успешное осуществление определяется тем, в какой степени социальный работник и его клиент удовлетворяет предъявленные к нему требования. Социальный работник должен быть квалифицированным специалистом в своей области, а так же обладать рядом моральных качеств, свидетельствующих о его гуманности. Что касается клиента, то от него требуется не только действительное желание решить свои проблемы, но и к социальному работнику. Иными словами, между социальным работником и его клиентом должно возникнуть доверительные отношения.

Основанные на чувстве и доверии, отношения между социальным работником и его клиентами больше всего похожи на дружбу, они являются формой межличностных отношений, т.е. направленные на установление личных связей между людьми. Дружба, однако, предполагает равенство сторон, тогда как отношения между социальным работником и его клиентом не равны. Действительно, эти отношения предполагают помощь клиенту со стороны социального работника, но не наоборот. Доверяя социальному работнику, клиент убежден, что ему помогут в решении его проблем. Его убежденность в этом являет психологическим фактором, влияющим на эффективность социальной работы.

Поскольку социальный работник любого ранга - всегда активная сторона, можно говорить о том, на что направлена его деятельность, вне зависимости от того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимается людьми. В этом смысле объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация - это такая ситуация, которая нарушает или грозит нарушить, возможности нормального социального функционирования указанных объектов. Важно также добавить, что самостоятельно, без внешней помощи, сами индивиды справиться с этой ситуацией не в силах.

Практика показывает (и у нас особенно), что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии - социальные работники.

Объект социальной работы. Кому же оказывают помощь социальные работники? Перечень клиентов в известной мере отражает краткую, но насыщенную историю развития этого вида деятельности. Социальная работа ориентирована на индивида. Помощь должна быть направлена не только на социальный слой, большую группу, территориальную общность - каждый представитель этих больших масс, отдельный человек имеет право на счастье, благополучие и развитие своих способностей. Первоначально социальная работа велась именно как работа с индивидами. Однако позднее стало ясно, что попытки изменить ситуацию и поведение индивидуального клиента редко оказываются эффективными, если не воздействовать на их непосредственное окружение, на ближайшую социальную сеть, в которую они вовлечены. Это привело к становлению семейной и групповой социальной работы. Воздействие на семью невозможно без воздействия на каждого ее члена. Изменения в поведении и самочувствии отдельных членов семьи ведут за собой изменение напряженности внутрисемейных взаимоотношений, трансформацию семейных коммуникаций и т.д. То же можно сказать и о работе с группой. Влияние непосредственного окружения трудно переоценить, особенно если речь идет о подростках и молодежи, о людях конформных, зависимых, с неустойчивым характером. А эта работа в свою очередь требует разрешения проблем более широкого окружения - всего населения того пункта, где проживает данный индивид, данная группа или семья. Подобное понимание выводит на необходимость обращения к общинной, или коммунальной, социальной работе.

Социальные проблемы тех, кому помогает социальный работник, зависят также от их принадлежности к определенной социально-демографической группе. Так, специфические трудности встречают людей в пожилом и старческом возрасте. Возможности справиться с ними, разумеется, различны у человека состоятельного или бедняка, у того, кто окружен любящей семьей, или у того, кто одинок, однако возрастные физиологические и социальные изменения настигают всех. Женщины и дети традиционно выделяются в особые категории клиентов социальной работы, так как объективные обстоятельства их положения составляют для них угрозу социального риска. Дети слабы, несамостоятельны и зависимы, что повышает их потребность в помощи и опасность стать жертвой со стороны взрослых. Женщины в силу выполнения своих репродуктивных функций также находятся в уязвимом положении. Для нас сегодня непривычной кажется мысль, что есть особая потребность в помощи у социально-демографической категории мужчин, которые встречаются с особыми трудностями, обусловленными именно их принадлежностью к мужскому полу. Однако это именно так, и андрологические проблемы (прежде всего медицинские и медико-социальные) начинают изучаться специально для оказания мужчинам квалифицированной помощи.

Принято также выделять клиентов - людей с особыми проблемами. Сущность, проявления и потребность во вмешательстве у таких людей зависят как раз от того, какова их особенность, какого типа проблемы затрудняют их жизнедеятельность. Так, инвалиды или лица с ограниченными возможностями нуждаются в специальной помощи со стороны государства, так как их физические, психические или интеллектуальные возможности препятствуют их нормальной жизни в этом обществе. Поэтому необходимо приспосабливать архитектуру и транспорт для инвалидов с ограничениями подвижности, создавать безопасные условия труда и проживания для тех, кто не вполне контролирует свое поведение, обеспечивать надзор и уход для тех, кто не в состоянии самостоятельно управлять своей жизнедеятельностью, и прилагать всевозможные усилия, чтобы интегрировать инвалидов в общество.

Однако помимо инвалидов особые нужды есть у безработных, у тех, кто участвовал в военных действиях и сейчас страдает от последствий посттравматического стрессового синдрома, у многодетных семей и у родителей, чьи дети испытывают трудности в обучении.

Итак, мы можем сделать вывод, что социальная работа ведется на уровне индивида, семьи, группы, общности людей, объединенных по территориальному, производственному признаку, по признаку сходной проблемы, или в пределах всего общества. Однако, оказывая помощь, социальный работник должен знать, на что направлена эта помощь, чего он хочет добиться в процессе своей деятельности, какова его цель и как он представляет себе идеальный результат своей работы. Этот вопрос также служит темой серьезных дискуссий, связанных с рамками компетенции и пределами возможностей данного вида деятельности.

Одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы является семья. социальный помощь субъект

В трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей. По состоянию на конец 1993 г. их насчитывалось около 1,5 млн. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми (около 40 тыс. семей), а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, - это семьи с детьми-инвалидами. В 1993 г. было около 285 тыс. семей, воспитывающих детей-инвалидов. Следует назвать также семьи с родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детей под опеку (попечительство). Их около 200 тыс. Следующая многочисленная категория семей с объективно ограниченными материальными возможностями - это многодетные семьи. Их численность постоянно сокращается и составляет в настоящее время 2,3 млн.

Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет). Таких семей около 6 млн.

В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Фактически они являются иждивенцами родителей (в большинстве случаев).

Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев. По данным Федеральной миграционной службы России, на 1 мая 1994 г. в России находилось 200,2 тыс. таких семей.

Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.

Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.

Для решения проблем безработицы важно определить ее сущность, знать основные формы. Безработица понимается как отсутствие работы для трудоспособных, а безработным считается тот, кто может работать, но не работает. Безработица тесно связана с понятиями "занятость" и "занятый".

Как показывают социологические исследования, в числе безработных ныне в России оказываются в первую очередь неквалифицированные и малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, "слабые" демографические группы (молодежь, пожилые работники, женщины с детьми). Молодежь, женщины, работники предпенсионного возраста составляют до 70% безработных и более.

Безработица сказывается, прежде всего, на материальном положении незанятых, их социально-психологическом самочувствии.

В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Несмотря на непродолжительный период своей деятельности (после 30-х годов их не было), они становятся все более важным органом оказания социальной помощи в трудоустройстве, социальной защиты граждан, потерявших работу.

Особое значение приобретает помощь социально незащищенным детям и детям группы риска.

В социальной защите нуждаются инвалиды.

Калеки, слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди.

Социальная помощь также необходима людям пожилого возраста.

В силу естественного старения организма проявляется ряд хронических заболеваний, растет удельный вес лиц, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении, в помощи кардиологов, невропатологов, геронтологов, гериатров. Цивилизованность общества определяется, в частности, и тем, насколько широка сеть специальных поликлиник, больниц, домов отдыха и санаториев для пожилых людей.

Развал СССР, нестабильность во взаимоотношениях вновь образованных государств, межнациональные конфликты, разгул рыночной стихии, "дикого" капитализма резко увеличило количество лиц без определенного места жительства.

Ряды бездомных пополняют бывшие заключенные, убегающие от родителей дети, инвалиды, наркоманы и алкоголики, беженцы, военнослужащие, возвращающиеся из других стран.

Специфической социальной работой является работа с молодежью.

Молодежь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим, состоянием общества.

Социальная работа как особый вид деятельности представляет собой целостную си­стему, состоящую из следующих элементов (ком­понентов):

  1. объекты и субъекты социальной работы;
  2. институты социальной работы;
  3. основные сферы социальной работы;
  4. методы и формы социальной работы.

Объектом социальной работы в ее широкой трактовке, по мнению В.П. Павленка, являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех групп и слоев населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, со­держанием социальной политики, возможностями ее реализации .

В более узком значении объект социальной работы в литературе характеризуется с помощью различных понятий: «трудная жизненная ситуация», «человек в проблемной ситуации, когда нарушается его жизнедеятельность». Каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию, может стать клиен­том социальной службы. Однако чаще всего под понятием «кли­ент» понимаются определенные категории населения, нуждаю­щиеся в различных видах помощи для решения их жизненных проблем.

В качестве клиентов могут выступать любая отдельная лич­ность, группа, семья, социальные структуры, организации, общи­ны (например, секта) или население какой-либо территории пол­ностью или частично. Как правило, это - клиент, находящийся в трудной жизненной ситуации, который не способен решить свои проблемы самостоятельно, он исчерпал имеющиеся у него воз­можности и ресурсы и ориентирован на социальную помощь и социальные услуги. В то же время клиент службы должен обла­дать свободой выбора, нести ответственность за предоставляемые ему ресурсы и услуги, быть ориентированным на самопомощь.

Жизненная ситуация клиентов рассматривается как уникаль­ная. Действительно, каждый человек имеет только ему свойст­венные потребности, жизненный опыт, возможности и цели жиз­ни. На его судьбу оказывает влияние социальное окружение. Практика социальной работы показывает, что типичными индиви­дуальными проблемами клиентов являются семейные и внутриличностные конфликты и кризисы (потеря работы, трудности общения, конфликты с ближайшим социальным окружением). Такие проблемы, как бедность, нищета, отсутствие работы, не только порождают эмоциональные переживания, но и приводят к проблемам социальной неадекватности, нарушению нормальной жизнедеятельности клиентов.

Для обозначения общих проблем, объединяющих обративших­ся за помощью людей, введено понятие «целевая группа» как обобщенное понятие «клиент». К клиентским группам можно от­нести женщин, детей, людей пожилого возраста, инвалидов, лю­дей с различными формами зависимостей.

В практике социальной работы выделяют более 30 клиентских групп, имеющих сходные жизненные проблемы, в связи с кото­рыми им предоставляются социальные услуги.

В процессе оказания помощи социальный работник выступает как «проводник перемен». Перемены могут быть связаны с изме­нениями поведения клиента, его отношений с окружающими, обусловленными новыми жизненными ценностями. Социальный работник должен побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его жизненных проблем. Изучение условий жизни кли­ента и его личности позволяет ему более четко определить харак­тер необходимой помощи. Задачи, которые социальный работник может поставить перед клиентом, определяются следующим образом:

  1. клиент должен воспринимать социального работника как временного агента, помогающего ему в решении одной или нескольких проблем;
  2. клиент должен видеть в социальном работнике специа­листа, знания и умения которого он может использовать в своих интересах;
  3. клиент должен видеть в социальном работнике партнера в решении проблемных ситуаций.

Однако социальный работник руководит процессами оказания помощи, а не самим клиентом. Он помогает клиенту анализиро­вать различные пути решения проблемы. Окончательный вариант ее решения должен выбрать сам клиент. Ответственность за при­нятие решений социальный работник должен брать на себя толь­ко в исключительных случаях (недееспособность клиента, заболе­вание или возраст). Таким образом, объектом социальной работы выступает трудная жизненная ситуация клиента, которую он не может разрешить самостоятельно в силу отсутствия знаний, опы­та, недостаточных ресурсов или иных причин.

В качестве объектов социальной работы иногда рассматриваются сферы жизнедеятельности, среди которых важнейшими являются:

  1. сфера производства;
  2. сфера здравоохранения;
  3. сфера образования;
  4. сфера культуры;
  5. культурно-досуговая сфера;
  6. силовые структуры;
  7. пенитенциарная система;
  8. социально-этническая среда;
  9. сфера бытового обслуживания.

Субъектами социальной работы могут выступать:

  1. организации, учреждения, в том числе государство со сво­ими структурами, социальные службы различного подчи­нения; администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделе­ния;
  2. общественные, благотворительные организации и их уч­реждения;
  3. специалисты различных социальных служб, а также пред­ставители общественных, благотворительных организа­ций и частных социальных служб, профсоюзов;
  4. преподаватели социальных учебных заведений и их под­разделений;
  5. научные работники (исследователи).

В качестве ведущего субъекта социальной работы на феде­ральном уровне выступает Министерство здравоохранения и со­циального развития , которое определяет социальную политику, разрабатывает социальные программы и формирует источники их финансирования.

Среди субъектов социальной работы можно выделить админи­стративно-управленческие структуры, которые на различных ста­диях государственной иерархии формируют и осуществляют со­циальную политику.

Важное значение имеет деятельность различных обществен­ных объединений на местах, которые активно решают соци­альные проблемы как группы самопомощи.

Институты социальной работы включают в себя весь спектр социальных служб и учреждений, в которых осуществляется по­мощь населению (официального, неофициального, государствен­ного, негосударственного, добровольно-общественного характе­ра). Каждый социальный институт имеет свои специфические за­дачи.

К специально созданным институтам помощи и защиты (фор­мализованные институты социальной работы) относят: государ­ственные институты социальной защиты населения, образова­ние, здравоохранение, учреждения культуры, Вооруженные силы и т.д.

Негосударственные формализованные институты социальной работы включают в себя: церковь, общественные организации, благотворительные фонды, производственные предприятия.

Как неформальные институты помощи рассматриваются семья (родственники), соседство, приятельство, частные благотворители. Они могут действовать как самостоятельно, так и оказывать со­действие государственным и негосударственным организациям.

Существует и другое деление институтов социальной работы - на общепрофильные и специализированные.

К общепрофильным институтам относят учреждения, открыва­емые для обслуживания жителей конкретной общины, коммуны, муниципалитета и других малых административно-территориаль­ных единиц (коммьюнити центры в США, бюро социальных услуг в Швеции, социальные отделения в Германии, отделы социальной защиты в России). Цель и задачи данных учреждений - оказывать первичную социальную помощь всем нуждающимся, находясь в непосредственной близости к месту проживания населения.

Специализированные учреждения предоставляют социальные услуги определенным категориям населения с учетом специфики их проблем (социальные гостиницы, дома ночного пребывания, консультационные центры и т.д.).

Специалисты социальных служб призваны решать различные задачи. Поэтому формы социальной помощи могут носить харак­тер как отдельных социальных акций, так и долгосрочных про­грамм. В эти программы могут быть включены меры по защите трудоспособного и нетрудоспособного населения; сохранение рабочих мест, поддержка многодетных и неполных семей, детей- сирот, инвалидов, лиц пожилого возраста и т.д.

Основные сферы социальной работы - это те области, где выполняются конкретные задачи по оказанию помощи и поддерж­ки населению. Так, социальная работа активно развивается в здравоохранении, в Вооруженных силах, в сфере производства, в образовании, в сфере культуры, в пенитенциарной системе, в социально-этнической среде и т.д. В каждой из этих сфер решаются вопросы создания нормальных условий жизнедеятельности, осуществления позитивной социализации различных групп и сло­ев, отдельных личностей, их социальной защиты и поддержки.

Методы и формы социальной работы с клиентами включают в себя методы, ориентированные на создание условий для реше­ния задач социальной работы. Решение основных задач социаль­ной работы непосредственно связано с необходимостью органи­зации взаимодействия социального работника с клиентом. Спосо­бы взаимодействия существенно различаются в зависимости от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Со­ответственно, выделяются методы индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.

В системе социальной работы принято выделять различные уровни, от которых зависят ее задачи, формы и методы решения проблем клиентов. Выделяются следующие уровни практической социальной работы:

  1. макроуровень - социально-административный;
  2. мезоуровень - групповой;
  3. микроуровень - индивидуальный.

На микроуровне социальная работа строится на основе за­просов клиентов по конкретному случаю (case work). Здесь соци­альная работа рассматривается в большей степени как практиче­ская психосоциальная деятельность.

На мезоуровне реализуется территориальная (коммунальная, общинная) социальная работа совместно с органами местного самоуправления. Она разворачивается на базе профильных соци­альных служб, осуществляющих социальное обслуживание про­блемных групп населения. Данный уровень предполагает ее со­вмещение с территориальной социальной политикой, направлен­ной на реализацию конкретных социальных программ местного масштаба. Приоритеты социальной поддержки могут устанавли­ваться отдельными благотворительными организациями.

На макроуровне социальная работа выступает как социальная политика. Перед специалистами макроуровня стоят задачи целе­направленного влияния на формирование и реализацию социаль­ной политики на всех уровнях (от муниципального до федераль­ного) с целью обеспечения социально здоровой среды жизнеобитания и жизнедеятельности населения. Эффективность реализа­ции социальных программ обеспечивается взаимодействием госу­дарственных, общественных, благотворительных учреждений в сфере социальной защиты граждан.

На макроуровне социальная работа связана с социальным ад­министрированием, с решением вопросов законодательного ха­рактера, с организацией инфраструктуры помощи, определения комплекса мер по регулированию социальных проблем. Важней­шими направлениями деятельности являются:

  1. обеспечение должного уровня благосостояния населе­ния;
  2. развитие системы социального обслуживания;
  3. профилактика социальных отклонений и патологий;
  4. проведение социально-политических акций, направлен­ных на регулирование общественных отношений в ситу­ациях социальной напряженности.

Условием действенного влияния социальных служб на обще­ственные процессы является активное вторжение в социальную среду с целью раннего выявления социальных недугов и реализа­ции профилактических мер по их предупреждению.