Программы начальной школы. Учебные программы для начальной школы: разбираемся вместе Может ли учитель выбирать умк




« Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечить достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ» (Закон «Об образовании», ст. 14, п. 5)

«Ст. 32 К компетенции образовательного учреждения относятся:

23) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях».

Упомянутые статьи Закона «Об образовании» дают образовательным учреждениям достаточную свободу в определении учебно-методического комплекса для использования его в своем образовательном учреждении. С июня по октябрь 2010 года федеральный экспертный совет РАО будет проводить экспертизу учебников начальной школы на соответствие их новому стандарту начального общего образования. Федеральный перечень на 2010–2011 учебный год опубликован в журнале «Вестник образования», 2009, № 4. В нем перечислены все учебники, используемые в настоящее время в начальных классах Санкт-Петербурга, кроме учебников В.А. Закожурниковой и др. (русский язык), Е.Н. Дерим-Оглу (окружающий мир), М.В. Головановой и О.Ю. Шараповой (литературное чтение), которые по данным центра начального образования СПбАППО использовались в 2009/2010 учебном году.

Образовательному учреждению следует составить перечень и характеристику учебно-методических комплектов и учебников, планируемых к использованию в следующем учебном году. Гриф МОиН «Рекомендовано» свидетельствует о том, что данная программа и учебник, соответствующий ей, прошли полную апробацию с положительными результатами и действует 5 лет, гриф «Допущено» – о разрешении на апробацию – дается на 4 года. Информация об издательстве, выпускающем учебник важна, так как в настоящее время встречаются ситуации, когда одним и тем же автором (например, А.А. Плешаков, А.А. Вахрушев, Э.И. Александрова, Л.Ф. Климанова, Н.А. Чуракова) написаны учебники, входящие в разные учебно-методические комплекты. Позиционируя себя учреждением, реализующим полностью УМК (УМК создается на основе общей концепции), школа тем самым в определенной степени облегчает себе прохождение процедуры лицензирования и аккредитации. Самостоятельно составленный учителем комплект учебников потребует от него (учителя) написания образовательной программы для своего класса, где потребуется объяснить совместимость учебников и показать линии их соединения (обосновать их концептуальную совместимость). Такая образовательная программа должна быть обсуждена на заседании методического объединения, утверждена решением педагогического совета образовательного учреждения.



Выделим критерии, на которые следует ориентироваться учителю, определяющемуся в выборе УМК.

· Уровень соответствия базового учебного материала требованиям «Примерных основных образовательных программ начального общего образования». Это означает, что материал, включенный в программу автором, должен изучаться полностью в соответствии с авторской программой (иначе программа будет не выполнена). Материал, превышающий требования стандарта, не должен стоять на обязательном контроле со стороны районных и городских управленческих или методических служб, но требует административного контроля за качеством преподавания и результатами обучения. Вместе с тем допустимо включение материала на расширение представлений детей о культурологическом аспекте человеческого знания, о связи данной науки с другими областями человеческой культуры (занимательный материал).

· Наличие в учебнике вопросов и заданий, стимулирующих детей к освоению нового учебного материала, обеспечивающего познавательную мотивацию.

По технологическому компоненту (содействию данного учебника реализации межпредметных программ).

· Способность учебников из данного комплекта оптимизировать реализацию программы «Чтение. Работа с информацией». Иллюстративный ряд учебников должен помогать осмыслению сущности изучаемых явлений, процессов, содержать разнообразные виды наглядности, предусматривать различные варианты работы с ней.

· Строение учебной книги (насколько методический аппарат учебника позволяет детям ориентироваться в его содержании: система условных знаков и обозначений по организации работы в заданием, наличие или отсутствие справочного материала и форма его предъявления). Данный аспект будет способствовать формированию УУД.

· Многофункциональность заданий в учебнике. В идеале необходимо, чтобы каждое задание в книге или тетради на печатной основе позволяло и учителю и ученику увидеть и осознать потенциал для формирования универсальных учебных действий (метапредметных в первую очередь).

· Организация материала в учебнике и рабочей тетради к нему для совершенствования умения, самоконтроля и самооценки результата тренировки. (регулятивные и личностные результаты).

· Наличие или отсутствие системы контроля и оценивания достигаемых учащимися достижений и уровень соответствия составленных контрольно-измерительных материалов к учебнику требованиям, отраженным в «Оценке достижений» (тетради для самостоятельных и контрольных работ, контрольные страницы в тетрадях на печатной основе).

Все вышеперечисленные критерии в случае их соответствия являются гарантией достижения планируемых результатов (конечно же, при правильной эффективной организации образовательного процесса).

По кадровому компоненту:

· Готовность учителя к работе по данному УМК (обучение или необходимость повышения квалификации в случае, если по этому комплекту учитель работает много лет по устоявшимся методикам).

· Оптимизация человеческого потенциала. В случае если нет рядом коллеги, работающего по тем же учебникам, учитель может остаться один на один со своими профессиональными проблемами. При большом разнообразии учебников в параллели сложнее осуществлять управленческие функции администрации школы. Оптимально в каждой параллели предусмотреть возможность использования не более двух различных УМК. В таком случае, если обучающийся ребенок оказывается в ситуации академической неуспеваемости в овладении предметными знаниями и умениями по программе повышенного уровня, целесообразнее предлагать продолжение обучения в параллельном классе, чем в другой школе. В условиях подушевого финансирования «расставание» с каждым учеником автоматически обозначает потерю денежных средств на его обучение.

По экономическому компоненту:

· Факт наличия учебников в библиотечном фонде (в случае если успешно пройдена экспертиза в РАО). На 2010/2011 учебный год экспертиза еще не будет завершена, и потому есть возможность пользоваться учебниками из школьной библиотеки в полной мере.

· Стоимость полного комплекта учебников на одного ученика (сравните цены в разных магазинах, зайдите на прайс-лист издательства). На приобретение новых комплектов деньги придется просить у Попечительского совета школы, и, возможно, другие траты ему покажутся более значимыми.

Завершая рассмотрение этого вопроса, следует отметить, что идеального УМК нет и, наверное, в принципе быть не может. В учебниках отражается не только личность авторов, но и проецируется на них личность учителя и обучающихся. Потому, сделав свой выбор УМК, учитель должен понимать, что он берет на себя обязательства, используя выбранное средство, достичь максимально возможных результатов при помощи своих профессиональных умений. Смена учебников во время 4-летнего обучения учеников одного класса – показатель непрофессионализма.

Главная страница

Об УМК «Школа России»

Одним из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение» является учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов «Школа России». УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов , имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует .
, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.
Мощным образовательным ресурсом является УМК «Школа России» включающая: , , , составляющих ядро ИОС, а также мощную методическую оболочку, разнообразные электронные и интернет-ресурсы.
Предложенный материал статьи раскрывает ответы на актуальные вопросы, о том, чем отличаются доработанные и прошедшие в 2010 г. федеральную экспертизу на соответствие ФГОС новые учебники образовательной системы «Школа России». Особенности завершенных предметных линий новых учебников, объединенных в единую образовательную систему, представлены в пояснительной записке к системе учебников «Школа России, подготовленной в рамках ее экспертизы на соответствие ФГОС.

Система учебников «Школа России», на основании экспертных заключений РАН и РАО, реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, охватывает все предметные области учебного плана ФГОС и включает следующие завершенные предметные линии:

  • »:
    2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 кл.
    3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 кл. в 2-х частях
    4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 кл. в 2-х частях
    5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников « »:
    1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. . 1 кл. в 2-х ч.
    2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 1 кл.
    3. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 2 кл. в 2-х частях
    4. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 3 кл. в 2-х частях
    5. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 4 кл. в 2-х частях
    Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников по русскому языку (авт. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений

  • 1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях
    2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. в 2-х частях
    3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях
    4. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников « »:
    1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. 1 кл. в 2-х частях
    2. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 2 кл. в 2-х частях
    3. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 3 кл. в 2-х частях
    4. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников «Информатика»:
    1. Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 3 кл. ч.1
    2. Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 3-4 кл. ч.2
    3. Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 4 кл. ч.3.
  • Завершенная предметная линия учебников « »:
    1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 кл. в 2-х частях
    2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 кл. в 2-х частях
    3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 кл. в 2-х частях
    4. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников «Технология»:
    1. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 1 кл.
    2. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 2 кл.
    3. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 3 кл.
    4. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 4 кл.
  • Завершенная предметная линия учебников « »:
    1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. 1 кл.
    2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 2 кл.
    3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 3 кл.
    4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. и др. Технология. 4 кл.
  • Завершенная предметная линия учебников «Музыка»:
    1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 кл.
    2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 2 кл.
    3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 3 кл.
    4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 4 кл.
  • Завершенная предметная линия учебников « »:
    1. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 1 кл.
    2. Коротеева Е.И. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 2 кл.
    3. Горяева Н.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 3 кл.
    4. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 4 кл.
  • Завершенная предметная линия учебников «Физическая культура»:
    Лях В.И. Физическая культура. 1-4 кл.
  • Завершенная предметная линия учебников « »:
    Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О. Д. Физическая культура. 1-4 кл.
  • Завершенная предметная линия учебников «Английский язык»:
    1. Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А. и др. Английский язык. 2 кл. в 2-х частях
    2. Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.П. и др. Английский язык. 3 кл. в 2-х частях
    3. Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Дуванова О.В. Английский язык. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников «Английский язык» (расширенное содержание обучения иностранному языку):
    1. Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А. Английский язык. 2 кл. в 2-х частях
    2. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык. 3 кл. в 2-х частях
    3. Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английский язык. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников «Немецкий язык»:
    1. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. 2 кл. в 2-х частях
    2. Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М. Немецкий язык.3 кл. в 2-х частях
    3. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников «Французский язык»:
    1. Кулигина А.С., Кирьянова М.Г.Французский язык. 2 кл.
    2. Кулигина А.С., Кирьянова М.Г.Французский язык. 3 кл. в 2-х частях
    3. Кулигина А.С.Французский язык. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников «Испанский язык»:
    1. Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. Испанский язык. 2 кл. в 2-х частях
    2. Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. Испанский язык. 3 кл. в 2-х частях
    3. Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. Испанский язык. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников «Основы духовно-нравственной культуры народов России »:
    1. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 кл.
    2. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. 4-5 кл.
    3. Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. 4-5 кл.
    4. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
    Основы иудейской культуры. 4-5 кл.
    5. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 кл.
    6. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 кл.

Для ориентации образовательных учреждений и педагогов в существующем многообразии учебно-методических комплексов приводим их краткое описание.

В настоящее время в Российской Федерации существуют традиционная и развивающие системы обучения.
К традиционным относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа2000», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Ниже дается краткое описание вышеназванных учебно-методических комплексов (УМК). Более подробную информацию по каждому УМК можно найти на указанных сайтах.

Учебно-методический комплекс «Школа России»

(под ред. А. Плешакова)

Издательство «Просвещение».
Сайт: http://school-russia.prosv.ru

Традиционная программа «Школа России» существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах». Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.

Учебно-методический курс «Обучение грамоте и развитие речи»авторов В. Г. Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Виноградской отвечает всем современным требованиям обучения детей в начальной школе.

В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонетического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению словаря и развитию речи.

Помимо «Русской азбуки», в комплект входят два вида прописей: прописи авторов В. Г. Горецкого, Н. А. Федосовой и «Чудо-прописи» автора В. А. Илюхиной. Их отличительной особенностью является то, что они не только формируют навыки грамотного, каллиграфического письма, но и дают возможность корректировать почерк на разных этапах обучения и в разных возрастных группах.

Для развития познавательных способностей каждого ребенка в курсе«Математики» обновлена тематика задач, введен разнообразный геометрический материал, даны занимательные задания, развивающие логическое мышление и воображение детей. Большое значение придается сопоставлению, сравнению, противопоставлению связанных между собой понятий, задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.
В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям к современной учебной книге.
Выпускает учебники и учебные пособия УМК «Школа России» издательство «Просвещение».

Система учебников «Школа России»:
1. Азбука - В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская и др.
2. Русский язык - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
3. Русский язык - Л.М. Зеленина и др.
4. Литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.
5. Английский язык - В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др.
6. Английский язык (расширенное содержание обучения иностранному языку) - И.Н.Верещагина, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкина.
7. Немецкий язык - .И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л.М.Фомичева.
8. Французский язык - А.С. Кулигина, М.Г. Кирьянова.
9. Испанский язык - А.А. Воинова, Ю.А. Бухарова, К.В.Морено.
10. Математика - М.И.Моро, С.В. Степанова, С.И.Волкова.
11. Информатика - А.Л. Семёнов, Т.А. Рудниченко.
12. Окружающий мир - А.А. Плешаков и др.
13. Основы духовно-нравственных культур народов России - А.В.Кураев, Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин и др.
14. Музыка - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
15. Изобразительное искусство - Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева, Н.А. Горяева.
16. Технология - Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова и др.
17. Физическая культура - В.И.Лях.

Учебно-методический комплекс «Перспектива»

(под редакцией Л.Ф. Климановой)

Издательство «Просвещение».
Сайт: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva

Учебно-методический комплекс «Перспектива» выпускается с 2006 года. В состав УМК входят линии учебников по следующим предметам: «Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология».

Учебно-методический комплекс «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования.

УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих РФ. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.

В УМК используется единая система навигации для учителей, учеников и родителей, которая помогает работать с информацией, организовывать и структурировать учебный материал, планировать деятельность ученика на уроке, организовывать выполнение домашнего задания, формирует навык самостоятельный работы.

Курс обучения грамоте отличается коммуникативно-познавательной и духовно-нравственной направленностью. Основная цель курса - активное формирование всех видов речевой деятельности: умения писать, читать, слушать и говорить, развитие речевого мышления первоклассников, умения общаться и понимать себя и других. Эффективность новой системы обеспечивается учебным материалом, подобранным в соответствии с уровнем развития познавательных интересов ребенка, игровыми и занимательными упражнениями, структурно-образными моделями слов, которые вписаны в различные коммуникативно-речевые ситуации. В этой связи, слово представлено по-иному, а именно, не только как звукобуквенный комплекс, но как единство смысла, значения и его звукобуквенной формы.

На страницах УМК «Обучение грамоте» созданы все условия для дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем подготовки к школе.
Обучение русскому языку органически связана с обучением грамоте и имеет общую направленность. Особенность курса - целостный взгляд на язык, который обеспечивает изучение языка (его фонетических, лексических и грамматических аспектов), речевой деятельности и текста как речевого произведения.

Основная задача курса «Литературное чтение» - формирование личности младшего школьника, знакомство с культурно-историческим наследием и формирование читательской компетентности. Для этого в учебнике используются высокохудожественные тексты, фольклорные произведения разных народов. Система вопросов и заданий способствует формированию культуры речевого общения, развитию творческих способностей учащихся, приобщает их к духовно-нравственным ценностям, знакомит с этическими и эстетическими нормами, развивает образно-логическое мышление учащихся и формирует у младших школьников интерес к художественному произведению как искусству слова. Рубрики «Самостоятельное чтение», «Семейное чтение», «Идем в библиотеку», «Наш театр», «Читалочка - обучалочка», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мои любимые писатели» предлагают различные формы работы с литературным произведением, систематизируют знания и обогащают практический опыт ребенка, в них представлена система работы с книгой как в урочной так и во внеурочной деятельности.

«Обучение не только математике, но и математикой» - ведущая идея линии УМК по математике, направленная на усиление общекультурного звучания математического образования и повышения его значимости для формирования личности ребенка. Содержание материала ориентировано на формирование у младших школьников умений наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, что позволяет им освоить эвристические приемы рассуждения, их логику, развивает дивергентность мышления, как важнейший компонент мыслительной деятельности, речевую культуру и позволяет расширить представления об окружающем мире средствами математики. Большое внимание уделяется развитию числовой грамотности учащихся, формированию вычислительных навыков на основе рациональных способов действий.

Учебники имеют одинаковую структуру и состоят из 3 разделов: числа и действия с ними, геометрические фигуры и их свойства, величины и их измерение.

Ведущей идеей курса «Окружающий мир» является идея единства мира природы и мира культуры. Окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, человек - как часть природы, создатель культуры и ее продукт.

В курсе раскрывается структура понятия «окружающий мир» в единстве трех его составляющих: природа, культура, человек. Эти три составляющие последовательно рассматриваются на разных социокультурных уровнях общества (семья, школа, малая родина, родная страна и др.), благодаря чему определяются главные педагогические подходы к освоению предмета:коммуникативно-деятельностный, культурно-исторический, духовно-ориентированный.

Основной задачей предмета «Технология» является создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия. Младшие школьники овладевают приемами работы с бумагой, пластилином и природными материалами, конструктором, изучают свойства различных материалов и правила работы с ними. Такой подход создает условия для формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий, позволяет формировать конкретные личностные качества (аккуратность, внимательность, готовность прийти на помощь и т.д.), коммуникативные умения (работать в паре, группе), умения работать с информацией и осваивать элементарные приемы работы в компьютере.

Материал в учебниках построен в виде путешествия, которое знакомит учащихся с деятельностью человека в разных сферах: Человек и Земля, Человек и вода, Человек и воздух, Человек и информационное пространство.

В учебник «Технология» введена знаковая система оценивания качества и сложности выполнения изделия, что позволяет формировать мотивацию успеха и самооценку ученика.

В состав УМК «Перспектива» входят:
Учебники по предметам (1-4 класс)
Рабочие тетради
Творческие тетради
Дидактические материалы для ученика: «Читалочка», «Волшебная сила слов», «Математика и информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Методические пособия для учителей: поурочные разработки по предметам, дополнительные учебно-методические материалы, календарно-тематическое планирование, технологические карты.

Календарно-тематическое планирование и технологические карты, обеспечивающие учителю эффективное и качественное преподавание путем перехода от планирования урока к проектированию изучения темы, размещены на страницах Интернет - сайта УМК «Перспектива».

Учебники, входящие в состав УМК «Перспектива»:

1. Азбука - Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева.
2. Русский язык - Л. Ф. Климанова, С.Г.Макеева.
3. Литературное чтение - Л. Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.
4. Математика - Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова.
5. Окружающий мир - А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.
6. Технология - Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова

Учебно-методический комплекс «Школа 2000…»

Издательство «Ювента»
Сайт: http://www.sch2000.ru

Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» предлагает решение актуальных образовательных задач в системе непрерывного образования (ДОУ - школа - вуз). В основе лежит непрерывный курс математики для дошкольников, начальной и средней школы, ориентированный на развитие мышления, творческих сил детей, их интереса к математике, на формирование прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию. Программа «Учись учиться» учитывает возможность работы по данной программе в условиях различных вариантов учебного плана ОУ (4ч или 5ч в неделю).

Главной целью программы «Школа 2000…» является всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности.

Отбор содержания и последовательность изучения основных математических понятий осуществлялось в программе «Учись учиться» на основе системного подхода. Построенная Н.Я. Виленкиным и его учениками многоуровневая система начальных математических понятий (CНМП, 1980) позволила установить порядок введения в школьном математическом образовании фундаментальных понятий, обеспечивающий преемственные связи между ними и непрерывное развитие всех содержательно-методических линий курса математики 0-9.

Основой организации учебного процесса в программе «Учись учиться» является дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000», которая может использоваться на двух уровнях: базовом и технологическом.

Курс математики «Учусь учиться» для начальной школы может использоваться совместно с курсами по другим учебным предметам, входящим в Федеральные перечни учебников Минобрнауки РФ, на основе собственного выбора учителей. В этом случае в качестве дидактической основы, упорядочивающей работу учителей в условиях вариативности образования, можно использовать технологию деятельностного метода на базовом уровне.

УМК по математике для начальной школы программы «Учусь учиться» («Школа 2000…»

1. Математика - Л.Г. Петерсон

Учебники оснащены учебно-методическими пособиями, дидактическими материалами и компьютерной программой мониторинга успеваемости.

Дополнительная литература
2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е. Что значит уметь учиться. Учебно-методическое пособие.-М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006.
3. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»//Построение непрерывной сферы образования.- М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.

Учебно-методический комплекс «Школа 2100»

(научный руководитель - Л.Г. Петерсон)

Издательство «Баласс»
Сайт: http://www.school2100.ru/

В процессе обучения по УМК в соответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип минимакса. Он предполагает, что авторы учебников и учитель дают возможность ученику (если он захочет) взять материал по максимуму. В учебниках для этого есть избыточная информация, позволяющая ученику делать личностный выбор. В то же время важнейшие факты, понятия и связи, входящие в минимум содержания (ФГОС и требования программы), должен усвоить каждый ученик. Минимум предъявляется ученику на уроках открытия нового знания, закрепляется и выносится на контроль. Максимум позволяет ученику удовлетворить свои, личностные запросы и интересы.

Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.

С помощью технологии проблемного диалога, используемой в образовательной системе «Школа 2100» школьники на каждом уроке учатся ставить цель, составлять план её достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты работы с текстом. Для формирования коммуникативных общеучебных умений используется технология работы с текстом. Таким образом, учитель, работающий по учебникам Образовательных системы «Школа 2100», имеет возможность достигать новых целей образования, просто качественно проводя уроки с использованием принятых в этой системе технологий.

Перечень учебников УМК «Школа 2100»
1. Букварь - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
2. Русский язык - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
3. Литературное чтение - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
4. Английский язык - М.З. Биболетова и др.
5. Математика - Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких.
6. Окружающий мир - А.А. Вахрушев, О.Б. Бурский, А.С. Раутин.
7. Изобразительное искусство - О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская.
8. Музыка - Л.В. Школяр, В.О.Усачева.
9. Технология - О.А. Куревина, Е.Л. Лутцева
10. Физическая культура - Б.Б.Егоров, Ю.Е. Пересадина.

Учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа»

(научный руководитель - Н.А. Чуракова)

Издательство «Академкнига/учебник»
Сайт: http://www.akademkniga.ru

Концепция УМК основана на гуманистическом убеждении, что все дети способны успешно учиться, если для них созданы необходимые условия. Учет возраста учащихся делает процесс обучения успешным. Все учебники комплекта предоставляют педагогам возможности для реализации регионального компонента.

При отборе учебного материала, разработке языка изложения материала, разработке методического аппарата комплекта учитывались следующие составляющие.

Возраст школьника. Первоклассник может быть как шести, так и семи, и восьми лет. И это не проблема понижения возраста первоклассника, но проблема одновременного присутствия на урокеразновозрастных детей,что потребовало сочетания игровых и учебных видов деятельности на протяжении всего первого года обучения.

Разный уровень развития школьника. Школьник, не посещавший детский сад, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами. Это потребовало решения задачи формирования сенсорных эталонов в адаптационный период обучения.

Топографическая принадлежность школьника. Отбор материала учитывает опыт школьника, проживающего как в городской, так и в сельской местности.

Разная наполняемость класса. Развернутая формулировка заданий вместе с указаниями организационных форм их выполнения (в группе, в паре) позволяет школьникам достаточно продолжительное время заниматься самостоятельно, что важно для малокомплектной и малочисленной школы. Сходная структура учебников внутри каждой предметной области и единая для всех учебников комплекта внешняя интрига помогают учащимся разных возрастных групп, находящихся в одном помещении, быть в едином образовательном пространстве.

Разный уровень владения русским языком. При разработке УМК«Перспективная начальная школа»учитывалось, что не для всех учащихся русский язык является родным языком и что сегодняшний школьник имеет большое количество логопедических проблем. Поиск решения этого комплекса проблем потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций русского языка, разработки специальных линий орфоэпической работы и работы с обратным словарем.

В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки. Овладеть теми способами деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. Это, прежде всего,первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.Система взаимных перекрестных ссылок между учебниками, каждый из которых имеет специфичные для своей образовательной области словари, дает школьнику возможность в процессе четырехлетнего обучения приобрести навыки работы с орфографическим, орфоэпическим, обратным, толковым, фразеологическим, этимологическим и энциклопедическим словарями.

Размещение методического аппарата по организации деятельности детей на уроках в корпусе каждого учебника позволяет комплекту выполнять и такое требование ФГОС, как формирование деятельности учебного сотрудничества - умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат учебной деятельности.

Единая система условных обозначений во всех учебниках рассчитана на организацию индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы.

Список учебников УМК «Перспективная начальная школа»

1. Азбука - Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков
2. Русский язык - Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В., Ерышева Е.Р.
3. Литературное чтение - Чуракова Н.А., Малаховская О.В.
4. Математика -А.Л. Чекин, О.А. Захарова, Е.П. Юдина.
5. Окружающий мир - О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царева, Л.Г. Кудрова.
6. Информатика - Е.Н. Бененсон, А.Г. Паутова.
7. Технология - Т.М. Рагозина, А.А. Гринева.

Дополнительная литература
1) Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Музей в твоем классе.

Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ)

(УМК «Классическая начальная школа»)

Издательство «Дрофа»
Сайт: http://www.drofa.ru

Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ) создан на основе УМК «Классическаяначальная школа», главной особенностью которого является сочетание современных подходов к решению методических проблем и проверенных практикой принципов дидактики, что позволяет школьникам достигать неизменно высоких результатов образования.

Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ) переработан в соответствии с Федеральным государственным стандартом и дополнен новыми учебниками (иностранный язык, окружающий мир, физкультура). В состав УМК входят программы, методические пособия, рабочие тетради. Учебные линии по основным предметам обеспечены дидактическими материалами, тестами и комплектами наглядных пособий. Все компоненты УМК интегрированы в единую методическую систему, имеют современный макет, объемный методический аппарат, профессионально исполненные иллюстрации.

В предметной линии по русскому языку и литературному чтению родной язык рассматривается не только как объект изучения, но и как средство обучения детей другим дисциплинам, что способствует формированию метапредметных умений. Содержащиеся в учебниках тексты и упражнения расширяют знания о родной стране, ее природе, способствуют воспитанию патриотизму, освоению норм и правил поведения, традиционных нравственных ценностей, толерантности, а значит, формированию необходимых личностных качеств, что является важнейшим результатом образования.

В ходе изучения курса математики учебники включаются в активную самостоятельную и групповую деятельность, важнейшим результатом которой является развитие гибкости, критичности и вариативности их мышления. Методический аппарат предметной линии направлен на развитие логических умений: понимания учебной задачи, самостоятельного планирования своих действий по его решению, выбора для этого оптимальных способов.

Методика, положенная в основу предметных линий по иностранному языку, призвана сформировать у младших школьников элементарную иноязычную коммуникативную компетенцию. Принцип диалога культур, реализованный в курсе английского языка, позволяют ребенку плавно войти в иноязычное коммуникативное пространство. Курс немецкого языканаправлен на взаимосвязанное формирование всех видов коммуникативных умений - аудирования, говорения, чтения и письма. Содержание курсов иностранного языка способствует формированию у ребенка ощущения принадлежности к определенному языковому и культурному сообществу - российской гражданской идентичности.

В предметной линии по окружающему миру осуществляется интеграция естественно-научных и социально-гуманитарных знаний, что закладывает основы формирования целостной картины мира, решает задачи формирования экологического мышления, культуры здорового и безопасного образа жизни, системы национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающихся на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества.

Предметная линия по изобразительному искусству ориентирована на эстетическое развитие личности на основе освоения лучших образцов художественного наследия народов России и мира. Она построена на принципах системно-деятельностного подхода к обучению и отражает коммуникативно-нравственную сущность художественного образования.

Эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся при использовании предметной линии по музыке осуществляется через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонично развитой личности. Курс музыки выстроен на широкой интегративной основе с предметами гуманитарно-эстетического цикла. В его основу положен принцип формирования универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

В предметной линии по технологии и физической культуре содержатся неординарные методические приемы формирования необходимых предметных и метапредметных умений, а также качеств личности выпускника начальной школы. Линии практико-ориентированы и представляют широкие возможности для организации учебной и внеучебной деятельности младших школьников.

УМК «Развитие. Индивидуальность. Творчество, Мышление» (РИТМ) направлен на достижение результатов образования, определенных Федеральным государственным стандартом, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».

Учебники, входящие в состав УМК «Классическая начальная школа»:
1. Азбука - О.В. Джежелей.
2. Русский язык - Т.Г. Рамзаева.
3. Литературное чтение.- О.В.Джежелей.
4. Английский язык - В.В. Бужинский, С.В.Павлова, Р.А. Старикова.
5. Немецкий язык - Н.Д. Гальсакова, Н.И. Гез.
6. Математика - Э.И.Александрова.
7. Окружающий мир - Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И. Сивоглазов.
8. Изобразительное искусство - В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.
9. Технология.- Н.А. Малышева, О.Н. Масленикова.
10. Музыка - В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.
11. Физическая культура - Г.И. Погадаев.

Учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века»

(научный руководитель - Н.Ф. Виноградова)

Издательство «Вентана - Граф»
Сайт: http://www.vgf.ru

Комплект базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Общая цель обучения - формирование ведущейдля этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.

Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. В ходе начального образования у младшегошкольника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Отсюда две методические особенности УМК. Так, работая с учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века», школьник осваивает принципиально другую роль - «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания. А также усиление внимания к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника.

Список учебников УМК «Начальная школа XXI века»

1. Букварь - Л.Е. Журова.
2. Русский язык - С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова.
3. Литературное чтение - Л.А. Ефросинина.
4. Английский язык - УМК «FORWARD», М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б.Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд.
5. Математика - Е.Э.Кочурина, В.Н.Рудницкая, О.А.Рыдзе.
6. Окружающий мир - Н.Ф. Виноградова.
7. Музыка - О.В. Усачева, Л.В. Школяр.
8. Изобразительное искусство - Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская
9. Технология - Е.А. Лутцева.
10. Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс) - Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.

Содержание учебных предметов УМК ориентировано на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний и овладения умениями и навыками как средствами развития, но они не рассматриваются как самоцель начального образования.

В предметах УМК усилена гуманитарная направленность и ее влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка. В УМК представлено содержание, которое помогает ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями и, в то же время, формирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; единстве сквозных линии типовых заданий, единстве подходов к организации учебной деятельности.

Выпускают учебники и учебные пособия УМК «Планета знаний» издательства «Астрель» и «АСТ».
В состав УМК входят:

1. Букварь - автор Т.М. Андрианова.
2. Русский язык - автор Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина.
3. Литературное чтение - Э.Э.Кац
4. Английский язык - Н.Ю.Горячева,С.В. Ларькина, Е.В. Насоновская.
5. Математика - М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова.
6. Окружающий мир - Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапова, А.И. Саплин, Е.В. Саплина.
7. Музыка - Т.И. Баланова.

Учебно-методический комплект «Гармония»

(научный руководитель - Н.Б. Истомина)

Издательство «Ассоциация XXI века».
Сайт: http://umk-garmoniya.ru/

В учебно-методическом комплекте "Гармония" реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

В основу построения курса положена методическая концепция целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания, предусмотренного программой.

Букварь «Мои первый учебник», предназначенный для курса «Обучение грамоте», обеспечивает не только освоение первоклассниками элементарного чтения и письма, но и развитие их мышления, познавательных интересов, чувства языка, формирование фонетического слуха, орфографической зоркости, речевых и читательских умений, введение в мир детских книг, а также накопление опыта работы с учебной книгой.

Букварь предполагает активное продвижение как детей, только начинающих учиться читать, так и тех, кто уже находится на разных этапах овладения техникой чтения.

В целом данный букварь создает условия для успешного продолжения обучения чтению и русскому языку в рамках отдельных учебных предметов.
Курс русского языка, представленный в учебниках «К тайнам нашего языка», обеспечивает формирование у младших школьников языковых и речевых умений, их функциональной грамотности одновременно со становлением у них всего комплекса универсальных учебных действий.

Этому способствует реализация деятельностного подхода к организации обучения, при котором освоение языковых и речевых понятий, правил, работа над умениями проходит путь от мотивации и постановки учебной задачи - к её решению и через осмысление необходимого способа действия - к использованию приобретенных знаний, к умению контролировать выполнение действия и его результат.

Изучение языка носит коммуникативную направленность, так как подчинено развитию речи учащихся, совершенствованию всех форм их речевой деятельности.

Формирование грамотности школьников осуществляется на основе целенаправленного развития их орфографической зоркости иорфографического самоконтроля.

Курс «Литературное чтение» предполагает формирование читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения литературного произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.

Обучение литературному чтению направлено также на:
обогащениедуховно-нравственной сферы младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, уважения к культуре народов многонациональной России;
освоениеуниверсальных учебных действий
совершенствование всех видов речевой деятельности, умений строить монологическое высказывание и вести диалог;
развитие творческих способностей;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
расширениечитательского кругозора.

Курс математики , представленный в учебнике, в процессе усвоения программного материала целенаправленно формирует все виды универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. Этому способствуют: логика построения содержания курса, разнообразные методические приёмы организации учебной деятельности младших школьников, система учебных заданий, направленных на выполнение учениками различных видов действий.

В процесса изучения курса дети овладевают: математическими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой курса, и научатся использовать их для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; овладеют умениями: строить рассуждения; аргументировать и корректировать высказывания различать обоснованные и необоснованные суждения; выявлять закономерности; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки, что обеспечит им успешное продолжение математического образования в основной школе.

Особенностями содержания курса «Окружающий мир» являются: интегративный характер предъявления естественнонаучных, обществоведческих и исторических знаний; целенаправленное формирование УУД при освоении предметных знаний и умений.

Изучение окружающего мира направлено на:
формованиеу младших школьников целостной картины мира природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
освоение комплекса предметных знаний, умений и универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе;
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
воспитание гражданина, любящего своё Отечество, осознающего свою принадлежность к нему, уважающего образ жизни, нравы и традиции населяющих народов, стремящихся участвовать в природоохранной и творческой деятельности.

Основной курс, представленный в учебниках «Технология» , является предметная преобразующая деятельность, которая позволяет интегрировать понятийные (умозрительные), наглядно-образные, наглядно-действенные компоненты познавательной деятельности.

Главные особенности курса «Изобразительное искусство»:
знакомство школьников с образным языком изобразительного искусства как основой эмоционально-этического освоения окружающего мира;
коммуникативная направленность обучения, обеспечивающая воспитание базовой визуальной культуры личности и первичное освоение изобразительных средств визуального общения;
деятельностный подход к изучению и дальнейшему практическому освоению изобразительной, конструкторской и декаративно-художественной деятельности;
обучение на основе проблемных задач, когда учитель, не подсказывая окончательного ответа, ставит вопросы, помогающие учащимся самим прийти к правильному решению;
формирование приёмов познавательной деятельности и развитие интереса к области художественного освоения мира, обогащение чувственного и практического творческого опыта ребенка.

Курс музыки , представленный в учебниках «К вершинам музыкальногоискусства», имеет следующие особенности:
развитие музыкального мышления школьников за счет освоения различных жанров музыки;
отбор музыкального материала с ориентацией на шедевры мирового музыкального искусства, что помогает ребенку сформировать целостное представление о музыкальной культуре по её эталонным образцам;
формирование наряду с песенным типом музыкального мышления на симфоническом уровне;
методический принцип «воссоздания» шедевров мирового музыкального искусства, состоящий в том, что целостному восприятию произведения предшествует этап «создания» его ребенком посредством прохождения основных этапов композиторского пути;
создание школьниками самостоятельности музыки как вида искусства, способного своими собственными средствами передавать чувства и мысли людей как результат знакомства с музыкальными образами различных жанров музыки и раскрытия многогранных связей музыки и жизни.

Целью учебников «Физическая культура» является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, умение общаться и взаимодействовать со сверстниками, планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения, анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, оценивать красоту телосложения и осанки, технически правильно выполнять двигательные действия.

Выпускает учебники и учебные пособия УМК «Гармония» издательство«Ассоциация XXI века».
Для общения с коллегами и обмена опытом работы по образовательной системе «Гармония» создана социальная сеть - www.garmoniya-club.ru

В состав УМК входят:
1. Букварь - автор М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е.Курлыгина.
2. Русский язык - автор М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
3. Литературное чтение - автор О.В. Кубасова.
4. Математика - автор Н.Б. Истомина.
5. Окружающий мир - автор О.В. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин.
6. Технология - автор Н.М.Конышева.
7. Изобразительное искусство - (издательство «Яхонт»), авт.: Т.А.Копцева, В.П. Копцев, Е.В.Копцев.
8. Музыка - (издательство «Яхонт»), авт.: М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина, О.И.Нехаева.
9. Физическая культура - (издательство «Яхонт»), авт.: Р.И.Тарнопольская, Б.И.Мишина.

В первую очередь при выборе школы родителям будущего первоклассника нужно разобраться в современных образовательных программах для начальных классов. В отличие от советского времени, когда все учились по одним учебникам, теперь у учителей и родителей есть выбор, каким именно образом ребёнок получит все необходимые знания. И зависеть это будет от той системы обучения, по которой будет учиться школьник в начальных классах. Иметь выбор всегда приятно, но именно это разнообразие образовательных систем зачастую ставит нас в тупик. Что выбрать, когда рядом с домом обязательно найдётся несколько школ, обучающих детей по разным системам? Даже в рамках одной школы сами учителя начальных классов выбирают, по какой программе работать, и дети из параллельных классов могут обучаться по разным учебно-методическим комплексам. В настоящее время одновременно существует несколько образовательных систем, отвечающих требованиям ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов). У каждой из них есть свои особенности, но в целом системы делятся на традиционные и развивающие. Большинство школ выбирают традиционные программы обучения, такие как "Школа России", "Начальная школа XXI века", "Школа 2010", "Гармония", "Перспективная начальная школа", "Классическая начальная школа", "Планета знаний", "Перспектива". Но будьте готовы к тому, что, возможно, вашему ребёнку предложат учиться по развивающим программам Л. В. Занкова или Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Разумеется, не стоить думать, что традиционные программы не занимаются развитием школьника, название это скорее условное. В общих чертах, можно сказать, что данные виды систем отличаются подходом: традиционные программы предлагают объяснительно-иллюстративный подход к обучению ребёнка, развивающие - деятельный. Все упомянутые выше программы ориентированы на единый образовательный стандарт, однако способ подачи информации и приоритеты у каждой системы свои. Помимо общей концепции, они отличаются самой учебной программой, степенью загруженностью ребёнка, вовлеченности родителя в процесс обучения, а также общей сложностью. Каждая система предлагает свой учебно-методический комплекс, проще говоря, комплекты учебников, рабочих тетрадей и дидактических материалов по всем предметам. Наибольшей популярностью среди школ пользуются такие учебно-методические комплексы, как "Школа России", "Перспектива", "Школа 2100", "Планета знаний" и "Гармония". "Школа России" считается классической программой. По сути, это та самая система, по которой, с небольшими изменениями, учили и в советское время. Она рассчитана на средний уровень, так что каждый ребёнок сможет без труда освоить такую программу. Математика в равных пропорциях развивает вычислительные навыки, логику и мышление, русский язык подаётся стандартно: сбалансировано развитие устно-письменной речи и навыков грамотного письма. При этом можно особенно выделить изучение "Окружающего мира" по учебникам А. А. Плешакова. Преимущество курса состоит в том, что освоение окружающего мира позиционируется как проект, который ребёнок реализует совместно с родителями. Другой учебно-методический комплекс, пользующийся особой популярностью, это "Перспектива". Эта программа больше всего подойдёт деткам с математическим складом ума. Этот УМК довольно сложен и потребует от родителей активного участия в обучении ребёнка. Главным преимуществом "Перспективы" можно назвать уроки математики, которые строятся по учебным материалам Л. Г. Петерсон. Математика даётся с элементами геометрии и алгебры, что позволяет ребёнку плавно перейти в среднюю школу. УМК "Школа 2100" построен по принципу минимакса, то есть в рамках одной учебной программы дети смогут учиться на разных уровнях сложности. Все учебные материалы содержат максимум дополнительной информации, которую ребёнок сможет усвоить при такой потребности. Эта программа даёт возможность учителю без перехода на другой УМК корректировать уровень сложности подачи материала и применять индивидуальный подход в обучении. Программа "Планета знаний" считается довольно сложной, так как изначально была разработана и применялась в прогимназических классах, однако тоже пользуется большой популярностью у учителей и родителей. Основное преимущество этого УМК - нацеленность на саморазвитие ребёнка. Активно стимулируется его способность рассуждать, будь то акцент на логику при изучении математики или литературное чтение, предполагающее возникновение диалога между ребёнком и взрослым. Как и в "Школе 2100" учебные пособия "Планеты знаний" содержат разноуровневые задания: от базовых до творческо-поисковых. Основным принципом УМК "Гармония" является комфортное обучение на стыке традиционных и развивающих методов обучения. У детей изначально развивают навыки анализа, классификации, сравнения и обобщения. На уроках даётся много проблемных развивающих заданий, формирующих у школьников способность к мышлению, умение самостоятельно делать выводы. Одним из главных плюсов программы является целенаправленная подготовка к плавному переходу из начальной в среднюю школу. Понять наглядное отличие одной образовательной системы от другой можно, изучив предлагаемые программой УМК в разделе "Школьный гуру". Здесь вы можете сделать выборку товаров по образовательной программе, по предметам, типам учебного материала (учебники, рабочие тетради, наглядные пособия) или по классам; собрать нужный комплект литературы, когда вопрос с выбором образовательной системы будет уже решён. Нужно иметь ввиду, что все программы УМК регулярно перерабатываются с учетом актуальных тенденций, так что даже если вы отдаёте в школу не первого ребёнка, учтите, что за пару лет вполне мог поменяться авторский состав учебников или в целом концепция преподавания. Сами учебные материалы могут существенно меняться, поэтому, как правило, возникает необходимость с нуля покупать все материалы учебно-методического комплекса на класс. С уверенностью сказать, как именно выглядит УМК на данный момент и какие учебники и рабочие тетради нужно приобрести для ребенка, вам сможет учитель, который в данный момент работает по программе.

Определение списка учебников и учебных пособий для использования в образовательном процессе основного общего образования - один из критериев готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ООО. Поэтому целесообразно обозначить принципы выбора учебно-методических комплектов (УМК).

Учебно-методические комплекты - это открытые системы учебных пособий, обеспечивающие личностно-ориентированный уровень обучения в условиях общеобразовательной школы. Учебно-методические комплекты содержат различные структурные элементы: учебники, тетради для учащихся, тетради оценки качества знаний, хрестоматии, методические пособия, рабочие программы, комплекты тестовых заданий, компьютерные программы, электронные приложения и т.п.

Согласно статье 18 Федерального закона РФ " "Об образовании в Российской Федерации" " п. 4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Таким образом, учителя имеют право выбирать УМК в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. В одном образовательном учреждении в разных классах обучение может осуществляться по параллельным УМК.

Принципы выбора УМК могут быть следующие:

1. Соответствует ФГОС НОО.

2. Отражает специфику региональной системы образования.

3. Обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей, ОУ, учредителя ОУ.

Ключевые идеи, заложенные в предметное содержание, дидактическое обеспечение и методическое сопровождение УМК, соответствующие ФГОС НОО и ФГОС ООО:

Воспитание гражданина - обеспечивает реализацию идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сформулирован современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укреплённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Формирование ценностных ориентиров - предусматривает отбор учебного содержания и видов деятельности обучающихся, направленный на формирование в процессе обучения и воспитания системы ценностей личности. В основе формируемой системы ценностей лежат базовые национальные ценности, представленные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эти ценности конкретизируются в соответствии с особенностями содержания, развивающим и воспитательным потенциалом каждого учебного предмета.

Обучение в деятельности - предполагает, что достижение указанных в ФГОС ООО, примерных программах по предметам и реализуемых в УМК целевых установок и основополагающих принципов обеспечивается формированием универсальных учебных действий (УУД) посредством реализации системно-деятельностного подхода. УУД выступают в качестве основы образовательного процесса. Содержание и методическое обеспечение УМК предусматривает формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Синтез традиций и инноваций - означает опору на лучшие, проверенные временем традиции отечественной школы в сочетании с проверенными практикой образовательного процесса инновационными подходами, обеспечивающими развитие образования на современном этапе жизни страны. В УМК, соответствующих ФГОС НОО и ФГОС ООО последовательно применяются такие инновации, как формирование универсальных учебных действий, организация проектной деятельности, работа с различными видами информации, создание портфолио учащихся, новые формы оценки достижений обучающихся и т.п.

Направленность на результат - в современном понимании означает целенаправленную и последовательную деятельность для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Для этого в структуру и содержание УМК заложена система заданий, направленных на включение обучающихся в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения УУД и формирования способности самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.

Вариативность - УМК обеспечивает возможность использования в работе с разными категориями обучающихся.

Работая по Образовательной Системе «Школа 2100» могу отметить, что учебники информатики Образовательной системы «Школа 2100» не похожи на те, по которым я работала раньше. Использование рекомендованных приемов и технологий позволяет мне максимально реализовать образовательные возможности этих учебников. В их основе лежат следующие образовательные технологии:

Технология проблемного диалога . Она предполагает, что ребенок под руководством учителя открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты.

Технология формирования правильного типа читательской деятельности . Она учит продуктивному чтению: умению вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, концептуальную, подтекстовую), самостоятельно осваивать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения. Главными приёмами анализа текста в этой технологии являются диалог с автором и комментированное чтение.

Технология оценивания образовательных достижений учащихся . Она напрямую связана с комфортностью обучения. Наши дети учатся самостоятельно оценивать результаты своей учебной деятельности, мы дифференцируем оценку и отметку, предлагаем задания на трех уровнях: необходимом, программном и максимальном.

Пропедевтический курс «Информатика в играх и задачах»(1-6) можно условно разбить на несколько блоков: вводный блок (1-2й классы), основной блок (3-4 классы), переходный блок (5-6 классы). Таким образом, курс «Информатика в играх и задачах» для 5-го класса открывает завершающий этап курса «Информатика в играх и задачах». По учебникам - тетрадям для 5-6-го класса можно как продолжить изучение пропедевтического курса, так и начать и полностью пройти укороченный вариант курса.

Основное назначение пропедевтического курса «Информатика в играх и задачах» - подготовить учеников к восприятию базового курса информатики, особенно его наиболее логически сложных разделов -таких, как алгоритмы и исполнители, элементы формальной логики, формализация и моделирование. Поэтому в пропедевтическом курсе «Информатика в играх и задачах» приоритет отдан таким темам базового курса, как формализация и моделирование, алгоритмы, величины, элементы логики высказываний. Т.о, цель курса - дать ученикам инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Учебный материал ориентирован на знакомство учащихся с информационным моделированием процессов, объектов и логических рассуждений, на формирование начальных навыков создания формализованных описаний:

Процессов;

Нелинейных участков процессов;

Связей между описаниями нескольких процессов;

Состояний объектов;

Классов объектов;

Поведения объектов класса;

Структуры объектов и систем;

Связей между классами и подклассами объектов;

Связей между различными состояниями объекта;

Простых и сложных высказываний;

Связей между высказываниями-условиями и высказываниями-заключениями.

Во-первых, цели развития мышления учащихся достигаются в большей степени именно при освоении способов описания объектов и логических рассуждений.

Во-вторых, в теоретической и практической информатике появились такие перспективные направления, как «Объектно-ориентированное программирование (ООП)» и «Экспертные системы (ЭС)»

Так как в «Школе 2100» для каждого учебного предмета формулируются линии развития - качества личности, развиваемые средствами этого учебного предмета. То новый учебник информатика нацелен на формирование умений для жизни в информационном обществе (Homo Informaticus - человек информационного общества).

Учебники информатики для 7-9 классов разделены на модули. С каждым модулем связан перечень осваиваемых умений. Учитель сам подбирает под доступное число часов необходимый набор модулей, получает рабочую программу. Размеры модулей квантованы. Квант 8-9 уроков (для обеспечения взаимозаменяемости модулей). Материал дан с избытком: общий объем всех уроков по модулям в учебнике одного класса позволяет проводить до 3 уроков в неделю. Модули разделены на 2 части по 8-9 уроков: минимум и дополнение до нормы.

Определяем проблему урока. Это подводит к теме (вопросу, цели) урока: обсуждение проблемы в предложенном материале и формулирование главного вопроса урока (всем классом, в группе или в паре). Сравнение своего варианта вопроса с авторским. Авторские вопросы к параграфам расположены в «Содержании» под названиями параграфов и выделены курсивом.

Вспоминаем то, что знаем. Так обозначены вопросы и задания по изученному материалу, который необходим для открытия нового знания.

Решаем проблему, открываем новые знания. В группе, в паре или совместно с учителем, ведя диалог, осуществляется поиск решения проблемы.

Применяем новые знания. Так обозначены задания на применение новых знаний.

Таким образом, учебники информатики образовательной системы "Школа 2100" для 7-9 классов реализуют требования стандарта и подход к разноуровневому обучению.

Литература:

  1. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Информатика в играх и задачах» / А.В. Горячев, Н.И. Суворова, Т.Ю. Спиридонова-М: Баласс,2013
  2. Информатика. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: в 2-х кН./А.В. Горячев, Л.А. Макарина, А.В. Паволоцкий, Н.С. Платонова. -М: Баласс, 2014 (Образовательная школа 21000).
  3. Материалы вебинара потеме «Содержание и особенности преподавания непрерывного курса информатики в начальной и основной школе в условиях реализации ФГОС на примере учебников ОС «Школа 2100».