Функционирование общества как сложной социальной системы. Функционирование общества




Страница 1

Общество - сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Сложились два противоположных теоретических направления: теория конфликтов и структурно-функциональный анализ. Авторы структурно-функционального анализа подчеркивают значение согласия всех членов социума разделять общие ценности, в то время как последователи теории конфликтов уделяют основное внимание подавлению одних членов общества другими. Идеи функционализма разрабатывали О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и многие другие социологи. Современная теория структурно-функционального анализа развивалась в работах Т* Парсонса, Р. Мертона, К. Дениса, Р. Парка и др. Можно выделить следующие основные идеи современного функционализма: 1) общество - это система частей, объединенных в единое целое; 2) общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд; 3) дисфункции, конечно, существуют, но они преодолеваются сами по себе или укореняются в обществе; 4) изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер; 5) социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Эта система ценностей - самый устойчивый остов общественной системы.

Сторонники теории конфликтов описывают общество постоянно изменяющимся и подверженным конфликтам. Одной из влиятельных современных теорий конфликта является концепция немецкого социолога Р. Дарендорфа. Дарендорф отрицает идею Маркса о том, что основные конфликтующие группы в обществе - это классы, образованные но экономическому признаку. По мнению Дарендорфа, главной причиной конфликта является тот факт, что одни люди имеют власть над другими. Власть можно представить, как способность одних индивидов контролировать действия других. Ее суть отражена в точке зрения Макса Вебера, который считал, что власть - есть возможность волевого преобразования социальных отношений одним субъектом вопреки сопротивлению других. Таким образом, основные конфликты возникают между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет.д.арендорф сформулировал следующие основные положения теории конфликта: I) главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подавление; 2) общественная структура основана на власти одних групп людей над другими, например, предпринимателей над рабочими, офицеров над солдатами, преподавателей над студентами и т.д.; 3) у каждой из таких групп есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет; 4) когда люди осознают свои общие интересы, они могут образовать общественный класс, что может обнаружить себя в форме профсоюзного движения, политической партии и т.д.; 5) классовый конфликт обостряется, если: а) почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные почти полностью лишены ее; б) те, кто лишен власти не имеют возможности ее получить; в) люди могут свободно организовывать политические группы.

Таким образом, общество - это исторически развивающаяся совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.

Общество как сложноорганизованная система обладает следующими специфическими чертами.

Общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем.

Общество не сводимо к людям, его составляющим, - это система социальных связей и отношений.

Важнейшей чертой общества является самодостаточность, т.е. способность общества создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность, нелинейность, непредсказуемость раз вития.

Общество существует, функционирует и развивается в социальном времени и социальном пространстве. По мнению известного белорусского социолога Е.М. Бабосова, в настоящее время в обществе активно формируются новые пространственно-временные характеристики, среди которых выделяется тенденция виртуализации.

Признаком общества является наличие территории как той экологической ниши, на которой происходит тесное объединение социальных связей.

Сегодня можно говорить о единой мировой системе в результате усиления экономических, социальных и политических взаимосвязей между странами. Усилившаяся взаимозависимость мирового сообщества обозначается термином глобализация.

Глобализация мирового сообщества характеризуется следующими тенденциями: 1) производство принимает всемирные масштабы; 2) возрастает открытость мира; 3) происходит финансовая интеграция мира; 4) всемирные масштабы приобретает образование и наука; 5) человечество все больше принимает общие нормы и стандарты в области прав человека, независимости, агрессии, геноцида и т.д.6) развивается глобальная информационная сеть; 7) окружающая среда требует общемирового подхода в ее использовании и защите;


Продуктом духовной деятельности (наука, культура, ис­кусство) людей является информация, адресованная человече­скому сознанию–идеи, образы, чувства. Так, к созданию (в ши­роком его понимании, охватывающем всю область человеческой деятельности) относятся отличные от рефлексов идеальные по­буждения, которые относятся к сфере неосознанного. Зигмунд Фрейд показал, какую огромную роль играют в человеческом поведении мутные желания и неосознанные влечения.

В сферу социальной жизни включается огромный и раз­нообразный мир человеческого быта. Именно в этой сфере рож­дается человек, происходит его первичная социализация–вос­питание детей воспитание детей в семье и средствами семьи. Однако последнее слишком важное и сложное дело, чтобы об­щество могло всецело передоверить его индивидам и первич­ным социальным группам. Рано или поздно оно берет на себя многие функции семьи. Общество активно включается в про­цесс воспитания и профессиональной подготовки.

Функционирование и развитие общества

Каким образом система, состоящая из многих частей, способна существовать и изменяться как единое целое, как воз­никают интегральные средства целого, которых лишены его части?

Представители монистического течения считают, что на каждом “этаже” социальной структуры можно видеть главный системообразующий фактор, который воздействует на все про­чие явления (т.е. части системы находятся в субординационной зависимости).

Сторонники плюралистического направления убеждены в том, что части любой общественной единицы, находятся между собой в координационной зависимости: взаимно влияя друг на друга, они не разделяются на определяющие и определяемые.

Также различные точки зрения на эту проблему у мате­риалистов (К. Маркс) и идеалистов (П. Сорокин).

“Интегральная концепция” П. Сорокина исходит из идеи безусловного сознания в общественной жизни людей, характер социальных предметов и процессов определяется идеями, целями, а не вещественно–энергетическими средст­вами, используемыми для их воплощения. Духовное всецело определяет материальное в жизни общества.

Рассуждая о строении общества, Сорокин выдвигает два уровня организации: уровень культурных систем (совокупность взаимосвязанных идей) и уровень собственно социальных сис­тем (совокупность взаимосвязанных людей). Причем второй уровень всецело подчиняется первому. Сорокин различает от­ношения субординации между культурным и материальным уровнями и отношения координации (взаимовлияния) между важнейшими составляющими Культуры.

В истории существуют попеременно сменяя два основных вида мировоззрения–“духовный ” и “чувственный”, каждому из которых соответствует свой тип общественного устройства (“социокультурная супер­система”).

Люди, которые живут в обществах первого типа, исходят из убеждения в том, что окружающая их реальность имеет духовное, божественное происхождение. Соответственно смысл своего существования они видят в подчинении божественному абсолюту, с презрением или снисхождением относясь ко всему мирскому, переходящему. Поэтому материальное производство в таких обществах имеет по существу поддерживающий характер. Основным объектом воздействия считается не природа, а человеческая душа, которая должна стремиться к слиянию с Богом.

Прямо противоположные характеристики свойственны обществам второго типа, основанным на материалистическом восприятии мира, акцентирующие чувственные стороны человеческого бытия. Наконец Сорокин допускает существование промежуточного типа социокультурной организации–идеалистического, стремящегося гармонично сочетать принципы духовности и чувственности “даже общая культура индивида (как самого маленького культурного ареала) не является полностью интегрированной в одну причинно–смысловую систему. Она представляет собой сосуществование множества культурных систем–частично гармонирующих друг с другом, частично нейтральных и частично противоположенных друг другу–плюс, сосуществование множества скоплений, каким-то образом попавших в общую культуру индивида и осевших там.”

Историческое развитие человечества автор книги “Социологические теории современности” рассматривает как постоянную циклическую смену “социокультурных супер­систем”. Причину постоянной смены систем Сорокин видит в неспособности найти идеальный баланс ценностей существова­ния, который мог бы обеспечить гармоничное развитие обще­ства.

К. Маркс, в свою очередь, вполне признаёт тот факт, что отличие истории от природных процессов связано именно с на­личием сознания, способностью человека “строить в голове” то, что потом будет построено в реальности. К. Маркс утверждает, что первопричиной любых человеческих действий является объективные т.е. не зависящие от желаний людей потребности, указывающие на то, что необходимо людям для существования и развития. В теории Маркса потребности понимаются как свойство человеческой природы, отношение человека к необхо­димым условиям существования, которое отлично от сознания и предшествует ему: ”Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни”.

Рассматривая сознание как реальную причину социальных изменений, Маркс категорически отказывается признать их пер­вопричиной, как это делали и делают философы–идеалисты (например, П. Сорокин).

Однако сознание оказывается способным влиять не только на функционирование, но и на становление экономиче­ских реалий, как это происходит в современной истории (Вполне сознательной реформацией экономических основ об­щества является “Новый курс” президента Ф. Рузвельта в США).

Идея первенства объективных потребностей перед отра­жающим их сознанием последовательно проводится К. Мар­ксом. Поэтому в основе выделения подсистем общества у него оказываются не важнейшие идеи (добро, справедливость, Кра­сота,–у П. Сорокина), а важнейшие потребности общества в продуктах материального и духовного производства, производ­ства непосредственно человеческой жизни и “форм общения“ людей, т.е. общественных отношений. Практическое в жизни общества определяет духовное. Но и в самой практике Маркс выделяет определяющую форму деятельности–материальное производство, которое тем самым становится основой функцио­нирования и развития общества в целом.

Закон определяющей роли материального производства имеет различные проявления. Прежде всего, он связан с особой значимостью продуктов такого производства. Прежде чем быть способным заниматься политикой, наукой или искусствам, люди должны есть, пить, одеваться, потребляя то, что создаёт материальное производство. В результате все виды деятельно­сти, а не только духовная вынуждены подстраиваться под тре­бования материального производства, служить средством его оптимизации, постоянного развития и совершенствования.

Так приоритетной целью и внутренней и внешней поли­тики любого дальновидного правительства является создание и поддержание необходимых условий для нормальной работы ма­териального производства. Очевидно, что ни один политик не в состоянии контролировать ситуацию в обществе, в котором на­рушена такая нормальная работа, являющаяся важнейшим га­рантом политической стабильности. Всё дело в том, что помимо технического обеспечения всех видов человеческой деятельно­сти, именно материальное производство создаёт жизнеобеспе­чивающие продукты, от которых зависит не только “благополучие общества”, а физическое выживание каждого конкретного человека в самой ближайшей временной перспективе. Такие продукты являются предметом не просто потребно­сти, а такой потребности, которая должна быть удовлетворена в первую очередь, любыми средствами и любой ценой, с “мобилизацией” всех сил, способных помочь в реше­нии этой задачи: от политиков до ученых.

Функционирование общества - это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания базовых элементов, структур, функциональных связей, определяющих качественную определенность социетальной системы. Для обозначения процесса самовоспроизводства социальной системы используется термин «аутопойезис» (в переводе с греческого - самотворение, са-мопорождение), предложенный чилийским биологом У. Матура-ной.
Аутопойетические системы - это такие системы, которые обладают способностью воспроизводить свои основные компоненты, обеспечивать их связанность, упорядоченность, поддерживая тем самым собственную идентичность. Однако это не исключает изменений внутри системы, появления новых элементов, новых зависимостей и связей, переструктурирования нормативного порядка и т.д.
Аутопойетические процессы впервые были описаны в живых системах. Приведем пример описания клетки, который позволит лучше понять суть аутопойезиса: «Клетка - это сложнейшая система, состоящая в среднем из 105 макромолекул. За полное время жизни данной клетки все макромолекулы возобновляются приблизительно 104 раза. При этом в течение всего процесса клетка сохраняет свои отличительные свойства, связанность и относительную независимость. Она воспроизводит мириады компонент, но все же не производит ничего, кроме самой себя. Сохранение единства и целостности, в то время как сами компоненты непрерывно или периодически распадаются и возникают, создаются и уничтожаются, производятся и потребляются, и называется самовоспроизведением (или аутопойезисом)»*.
Позднее аутопойетическими стали называть и социальные системы, поскольку они в отличие от неживой природы обладают способностью живых организмов «воспроизводить мириады компонент, но все же не воспроизводить ничего, кроме самой себя». Данный методологический подход позволил воспринимать общество не как застывшее структурное образование, а как динамическую систему, существующую благодаря постоянному развитию аутопойетичес-ких процессов.
* Цит по1 Плотинский Ю.М Теоретические и эмпирические модели социальных процессов -М., 1998, с 19
517
Рассматривая общество как аутопойетическую систему, подчер-кнем следующие его основные свойства:
общество обладает способностью воспроизводить себя как целостность. Это объективное свойство системы: хотя оно проявляется в действиях людей, вступающих в различные социальные взаимодействия, связи и отношения, оно не определяется желанием и волей конкретного человека;
воспроизводя себя, общество не только сохраняет свою це лостность, но и изменяется. В обществе постоянно идут про цессы обновления структурных связей, базовых элементов, ценностно-нормативного порядка и т.д.;
самовоспроизводство - это не воссоздание общества в аб солютно неизменном виде, а поддержание его самотожде ственности, т.е. сохранение общих принципов организации, которые определяют качественное отличие общества от всех других социальных систем, позволяют проводить его разли чение с окружающей средой;
самовоспроизводство общества осуществляется только на ос нове развития метаболических процессов, т.е. постоянного взаимодействия общества и его окружающей среды.
Условно процесс самовоспроизводства общества можно представить в виде постоянной цепочки различных фаз, определяющих состояние системы (см. рис. 2).

Еще по теме § 1. Механизмы функционирования общества как целостности:

  1. § 1. Целостность культуры и механизмы ее воспроизводства
  2. Финансовый менеджмент. Содержание и механизм функционирования. Становление финансового менеджмента как науки

Cтраница 1


Функционирование общества, имеющего целью реализацию потребностей, основано на соблюдении определенных экономических условий, выполнение которых возможно только при решении ряда фундаментальных экономических проблем.  

Механизмы функционирования общества представляют собой аутопойетические процессы, при помощи которых система воспроизводит себя в постоянном развитии: социализация обеспечивает воспроизводство ранее сложившихся структурных элементов и взаимосвязей, институализация - появление в системе новых структурных образований, легитимация - интеграцию ноовообразова-ний в единый ценностно-нормативный порядок, поддерживая целостность системы.  

Механизмы функционирования общества - это процессы, состоящие из множества событий или практик, в которых в той или иной мере и форме участвует все население страны и главным итогом которых является воспроизводство общества.  

Важным аспектом функционирования общества является дивидендная политика корпорации. Существуют экономические и внеэкономические отношения на выплату дивидендов.  

В процессе функционирования общества уставный капитал может изменяться. За счет роста прибыли или дополнительных вкладов учредителей он может увеличиваться; при сокращении прибыли - сокращаться. Изменение уставного капитала производится лишь на основании решения общего собрания простым большинством голосов и требует процедуры перерегистрации.  

Недостатки в функционировании общества или отдельной организации редко бывают обусловлены каким-либо одним простым инородным элементом, как это иногда имеет место в биологических организмах. Классическая модель болезни, будучи примененной для решения проблем, свойственных организации, вероятнее всего, способна породить заблуждения.  

Подобный райский взгляд на гармоничное функционирование общества приводит к мысли, что каждый элемент общества имеет свою функцию.  

Подвижность семей становится важным элементом функционирования общества, что мы уже отмечали выше.  

Из социологии политолог черпает данные о функционировании общества как целого, групп, входящих в его систему, о личностных, классовых, национальных, общечеловеческих интересах. Со - циодогия - наиболее политическая из всех наук об обществе, не случайно в системе социологии выделяются такие субдисциплины, как социология политики, социология государства, социология власти, социология политических отношений.  

Основной задачей дисциплины является изучение политико-властной организации и функционирования общества во всем многообразии структур и форм их проявления.  

Важное место среди положений, определяющих основы организации и функционирования общества с ограниченной ответственностью, занимают положения, регулирующие вопросы образования и деятельности органов управления общества.  

Исходя из этих аналитических данных может быть определена целесообразность создания и функционирования общества для учредителей, инвесторов и государства. С этой целью необходимо сгруппировать всю итоговую прогнозно-аналитическую информацию о деятельности акционерного общества, которая обосновывается в соответствующих разделах бизнес-плана, в сводную таблицу. Построение данной таблицы должно быть подчинено определенной логике. В первую строку заносятся сведения об ожидаемой величине балансовой прибыли предприятия по годам перспективного периода. Данные второй строки характеризуют состав и структуру финансовых средств, которые будут получены федеральным и местным бюджетом от предприятия и использованы на общенациональные и муниципальные нужды. По существу, итог строки 2.1 определяет федеральный (общегосударственный) доход от деятельности акционерного общества, а строки 2.2 - муниципальный. Естественно, что для вновь создаваемых акционерных обществ эти отчисления предопределяют увеличение (прирост) доходной части федерального и местного бюджетов. Если же рассматривается случай преобразования государственного предприятия в акционерное общество, то органы регистрации могут сопоставить сумму отчислений до преобразования с ожидаемыми результатами и оценить народно-хозяйственный и региональный экономический эффект от этого преобразования.  

Общественное производство, материальное производство - основа целостности и конкретно-исторической определенности общества. Оно представляет собой общественный процесс производства и воспроизводства социальной жизни, общественных связей, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности.

Общественное производство можно рассматривать в двух планах: в узком, экономическом - как производство средств для жизни, потребительной стоимости и в более широком - философском-как производство непосредственной жизни.

Определение общественного производства в философском плане дал Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи...": "Согласно материалистическому пониманию, - писал он - определяющим моментом в истории является, в конечном счете, производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно снова же бывает двоякого рода. С одной стороны - средств к жизни: продуктов питания, одежды, жилья и необходимых приспособлений, с другой - производство самого человека, продолжение рода".

Итак, общественное производство представляет собой диалектическое единство двух сфер: 1) сферы производства средств жизни и 2) сферы производства самого человека - семьи и всей общественной системы воспитания и образования человека.

Заслуга К. Маркса и Ф. Энгельса заключается в том, что они впервые ввели в социальную философию понятие "способ производства материальных благ", которое отражает существование материального производства в исторически конкретных формах и воспроизводство

материального богатства как непременное условие самого существования общества. Кроме того, создавая материальные блага, люди производят и воспроизводят свои собственные-общественные отношения.

Определяющая роль материального производства заключается также в том, что основные изменения в обществе начинаются в материальном производстве, а потом - в духовной жизни общества. Основа жизни общества - материальное производство детерминирует деятельность людей через систему потребностей. Однако и потребности людей способны оказывать большое влияние на социальную деятельность. Такой подход дает ответ на вопрос, почему материальное производство является основой общественной жизни. Способ производства материальных благ - это определенный вид жизнедеятельности людей, определенный способ добывания средств к жизни, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей .

Способ производства представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений - двух сторон производства, выражающих отношение людей к природе и друг к другу.


Производительные силы - это те силы, при помощи которых общество воздействует на природу и изменяет ее.

Из трех компонентов, составляющих производительные силы общества - человек, средства труда (машины, станки и т.д.), предметы труда (сырье и вспомогательные материалы), главным является человек.

Другую сторону способа производства составляют производственные отношения .

Прежде всего надо отметить, что, как и производительные силы, производственные отношения принадлежат к материальной стороне жизни общества. Материальность производственных отношений выражается в том, что они складываются в процессе материального производства, существуют независимо от сознания людей, носят объективный характер. Это происходит потому, что производственные отношения зависят от уровня развития производительных сил общества, определяются ими. Люди не могут выбирать производительные силы по своему желанию. Каждое новое поколение людей застает те производительные силы, которые были созданы предыдущими поколениями. В связи с этим и отношения между людьми в процессе производства складываются независимо от сознания и воли людей.

Сущность диалектики развития производительных сил и производственных отношений заключается в том, что обе эти стороны любого способа производства взаимосвязаны и взаимообусловлены . Развитие производства всегда начинается с развития производительных сил, и прежде всего орудий труда как наиболее революционного и подвижного элемента производства. Они являются ведущей и определяющей стороной общественного производства.

Необходимость удовлетворения все больших потребностей человека вызывает необходимость развития производительных сил. Новый уровень развития производительных сил порождает все новые и новые потребности.

Вместе с производительными силами развиваются и производственные отношения. Выше уровень одних- выше ступень других. Все здесь взаимосвязано и взаимообусловлено. Но не только стремление к полному материальному благополучию заставляет человека двигаться от "станции" к "станции", а в первую очередь извечная борьба за свободу,

Взаимодействие между производительными силами и производственными отношениями выражается в общесоциологическом законе, законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил . Этот закон, с одной стороны, характеризует зависимость производственных отношений от развития производительных сил. Производительные силы, развиваясь, раньше или позже вызывают соответствующее изменение производственных отношений. С другой стороны, он показывает зависимость производительных сил от изменения производственных отношений. Определенные производственные отношения, возникшие на основе данных производительных сил, в свою очередь воздействуют на их развитие.

Но диалектика производительных сил и производственных отношений осуществляется не автоматически: на ее темпы и характер влияет осознание людьми своих интересов, потребностей и их оценка .