Перехлесты военного обучения. Военно учебные заведения




Обучение в высших военных учебных заведениях в силу специфики образовательного процесса отличается от учебы в обычных ВУЗах. Ранее мы уже посвятили статью вопросам организации учебы в военных ВУЗах. Ниже будут рассмотрены дополнительные вопросы по этой теме.

Курсанты военных ВУЗов принимают участие в Парадах на Красной площади?
Решения по организации Парадов на Красной площади принимаются Министром обороны РФ. В том числе министр принимает решение о поощрении курсантов посредством участия в Парадах. В 2014 году курсанты 10 военных ВУЗов прошли в парадном строю по Красной площади.

Курсанты высших военных учебных заведений получают доступ к бесплатным средствам связи для общения с родственниками?
В процессе обучения в военных ВУЗах не предусмотрено предоставление бесплатных средств связи для общения с родными.

В ходе учебы в военном ВУЗе можно жениться или выйти замуж?
Ограничений на организацию личной жизни обучение в военном ВУЗе не накладывает. На процедуру бракосочетания по усмотрению администрации ВУЗа может быть выделен отпуск.

Популярные материалы

Курсанты военных ВУЗов могут рассчитывать на зарубежные стажировки?
Процесс стажировки курсантов регламентирован образовательным процессом. В некоторых случаях стажировки курсантов проходят за пределами РФ. Как правило эти стажировки проводятся в рамках программ по международному сотрудничеству в военной сфере.

Сколько длится рабочий день курсанта военного ВУЗа?
Курсанты военных ВУЗов работают в строгом соответствии с распорядком дня. В распорядке предусмотрено время на учебные занятия, самостоятельную работу, прием пищи, сон и личные потребности.

Курсанты военных ВУЗов несут службу в наряде?
На основании действующих законов в обязанности курсантов входит служба во внутреннем и гарнизонном наряде.

Могут ли курсанты военных ВУЗов уходить в увольнение?
Курсанты военных высших учебных заведений могут получить увольнение. До подписания контракта предусмотрено одно увольнение в неделю (при отсутствии дисциплинарных взысканий).


Курсанты военных ВУЗов имеют право на проживание дома?

До заключения контракта курсанты военных ВУЗов проживают в казармах. Порядок проживания соответствует порядку для солдат и сержантов находящихся на службе по призыву. После заключения контракта курсанты получают право на проживание в общежитиях. При отсутствии мест в общежитиях возможно проживание за пределами территории военного ВУЗа. Для этого необходимо получить разрешение начальника учебного заведения.

Каков порядок присвоения воинских званий при учебе в военном ВУЗе?
Курсанты сохраняют свои воинские звания, полученные до поступления в ВУЗ. При отсутствии воинского звания курсант получает звание рядовой. Присвоение очередных воинских званий организовано в порядке, установленном уставом.

Как организованы каникулы для курсантов военных ВУЗов?
Летние каникулы курсантов составляют 30 суток. Зимние каникулы длятся 15 суток. При желании курсанты имеют возможность увеличить длительность каникул. Сделать это можно за счет досрочной сдачи экзаменов и зачетов. Общая длительность каникул в год не должна превышать 60 дней.

Леонид Сергеевич, сейчас очень много говорится о необходимости реформирования системы военного образования. Что вы можете сказать об этом?

Работа по реформированию высшего военного образования была развернута в 1992 году. Главной целью преобразования предполагалось одновременно с реорганизацией армии сформировать адекватную ей систему подготовки офицерских кадров, вывести военное образование на качественно новый уровень, обеспечивающий радикальное повышение профессионализма и общей культуры военных кадров.

В условиях сокращения Вооруженных сил РФ, дефицита финансовых и иных средств на развитие системы военного образования стала очевидной невозможность сохранения прежнего количества военных вузов. В этой обстановке абсолютно оправдана интеграция военно-учебных заведений в мощные учебно-научные центры (комплексы), объединяющие подготовку военных кадров различных профилей и уровней образования. При этом предусматривалась также и межвидовая интеграция.

С этой целью осуществлено объединение Военной академии имени М.В. Фрунзе и Военной академии бронетанковых войск в единую Общевойсковую академию с общим учебным центром на базе курсов "Выстрел".

Военные академии, часть из которых была преобразована в университеты, формально не повышая образовательный ценз своих выпускников, стали обеспечивать им второе высшее образование по управленческой специальности. При этом срок обучения офицеров в военных академиях и университетах стал составлять, как правило, два года. В то же время был завершен перевод четырехгодичных командных училищ, которые переименовывались в военные институты, на пятилетний срок обучения.

Подготовка офицерских кадров для Сухопутных войск будет осуществляться по двум специальностям: военно-инженерная, получаемая по окончании военно-инженерных институтов, высших военно-инженерных училищ и военных академий (университетов), ведущих обучение курсантов на базе средней школы; военно-управленческая (или военно-административная), получаемая выпускниками по окончании высших военных командных училищ (институтов) и военных академий (университетов), ведущих обучение на базе высших военных училищ (институтов).

- Не много ли - пять лет обучать человека в военном училище, чтобы он командовал взводом-ротой-батальоном?

Для решения поставленной задачи по подготовке специалистов по двум специальностям - это малый срок. Обучение в военных вузах по гражданским и военным программам ведет к размыванию целенаправленности военной подготовки, ее нацеленности на формирование командных и организаторских качеств. Содержание обучения перестает соответствовать условиям и задачам службы.

Искажается, либо выхолащивается главный принцип подготовки военного человека: учить тому, что требует военная служба, что нужно на войне.

При этом следует исходить из того, что в вузах видов ВС и родов войск для курсантов на оперативно-тактическую подготовку необходимо выделять не менее 300 часов. В вузах, готовящих общевойсковых командиров, на усвоение теории и овладение практикой управления подразделениями в любых условиях обстановки в звене взвод-рота и ознакомление с батальоном, а также на методику проведения занятий с этими подразделениями необходимо выделять не менее 900 часов.

К тому же надо учитывать то, что некоторая часть тем, отражающих специфику действий подразделений (а в академиях - частей), упускается из программ. Например, действия подразделений (частей) в лесу, на севере, зимой, ночью и так далее. Предполагается, что обучаемые их изучат самостоятельно.

При пятилетнем обучении обеспечивается подготовка офицеров с высшим образованием. Однако при этом создаются условия для психологического раздвоения личности выпускника, его постоянной моральной готовности к увольнению из рядов ВС РФ, в том числе сразу после завершения обучения и получения диплома о высшем образовании.

Таким образом, целесообразно оставить пятилетний срок обучения в военном училище, но при этом требуется коренная переработка учебных программ, обеспечивающих подготовку высокопрофессиональных военных специалистов.

- А два года обучения в общевойсковой академии представляется вам достаточным сроком?

Опять таки все зависит от действующей системы военного образования. При этом она должна обеспечить непрерывный процесс повышения уровня знаний и совершенствования навыков офицеров. Соответственно и перестраиваться эта система должна поэтапно, поскольку в академию придут офицеры, получающие образование по новой системе, лишь спустя 7-10 лет после окончания училища. В связи с этим мы считаем, что в настоящее время переход академии на двухлетнее обучение не совсем обоснован.

В прошлом году состоялся первый выпуск слушателей, обучавшихся по новым программам два года. Результаты, прямо скажем, неважные. Снизилось количество выпускников, удостоенных золотой медали и дипломов с отличием почти в полтора раза (с 28% до 19%). Одновременно возросло число выпускников командного профиля удовлетворительно освоивших программы оперативно-тактической подготовки - с 12% до 35%.

Сокращение продолжительности обучения на один год, проведенное без переработки и уменьшения объема квалификационных требований к выпускникам, привело к дисбалансу между теоретической и практической составляющими процесса обучения. В результате многие не только не получили твердых навыков практического управления в тактическом звене, но и не смогли глубоко освоить теорию общевойскового боя. Государственная аттестационная комиссия, а мы с ней полностью согласны, отметила, что за два года весьма проблематично достаточно качественно подготовить высококлассного специалиста и поспешный переход на двухлетний срок обучения является ошибочным и вредным.

Сейчас много говорят о необходимости увеличения объема общегуманитарной подготовки. Это оправданно? Или это опять ложный путь?

Военные вузы отныне обязаны включать в свои учебные планы весь комплекс стандартизированных гражданских дисциплин с полным сохранением их объема и содержания независимо от степени значимости и необходимости для подготовки офицера. По существу, все высшие военные учебные заведения обязаны ныне готовить своих выпускников одновременно по двум принципиально различным профилям - гражданскому и военному.

Совмещение военных и гражданских специальностей в одном учебном плане обусловит увеличение количества изучаемых дисциплин почти вдвое, причем большая часть их относится к общегуманитарным предметам Так, если в настоящее время во всех гражданских и военных вузах страны в течение полного курса обучения изучается по 25-35 учебных дисциплин (общепринятая норма), то после реформирования обучения в военных вузах общее число их достигает 40-55.

С психолого-педагогической точки зрения фундаментальное освоение за пятилетний (двухгодичный) срок столь большого количества научных дисциплин - задача нереальная.

Следовательно, образовательный процесс в военных учебных заведениях неизбежно приобретает поверхностный характер, а высшее военное профессиональное образование лишится свойства фундаментальности. Поэтому в академии общегуманитарные предметы должны уточнять важнейшие современные проблемы, которые напрямую связаны с управленческой деятельностью. Такой подход позволит сократить количество дисциплин общегуманитарной подготовки и увеличить бюджет времени военно-профессиональных дисциплин.

Почему у нас так мало изучается опыт войн и военных конфликтов? Или же обучение ведется без привлечения подлинных документов того времени: решений командиров, оперативных директив, боевых приказов?

В нашей академии обучение ведется исключительно на подлинных документах, причем не только "победных". Главное на занятиях по истории военного искусства - это анализ прошлого (почему так, что это давало, чем этот опыт актуален сейчас?). Мы помним заповедь известного отечественного военного теоретика 20-30-х годов Александра Андреевича Свечина о том, что "в ряду военных наук история военного искусства... представляет тот фундамент, на котором создаются прочие военные дисциплины. Не уделяя достаточно внимания военно-историческому изучению, можно подготовить только ремесленников военного дела, не способных ни к сознательному творчеству, ни к приспособлению и осознанию переживаемой быстрой эволюции военного дела".

Другое дело, что при переходе на двухгодичное обучение было резко сокращено время, отводимое на изучение истории военного искусства, ликвидирована подготовка военных историков в академии. Сейчас выделенное количество учебного времени позволяет изучать лишь фрагменты истории военного искусства. В результате обучаемые не получают необходимой научной системы военно-исторических знаний и слабо усваивают методику исторического анализа.

Сейчас под вашей эгидой находятся бывшие ВА БТВ и "Выстрел". Позволяет ли штатное расписание поддерживать это хозяйство в должном состоянии?

Основные сложности, возникшие при объединении, заключались в приведении взглядов и систем подготовки военных кадров к единому знаменателю. В настоящее время этот процесс в основном завершен.

- Не разбегается ли гражданский персонал академии из-за небольших окладов?

Разбегается не только гражданский персонал академии, но и военные, не выслужив установленных сроков, уходят из Вооруженных сил. Бедственное материальное положение слушателей и преподавательского состава вынуждает часть из них либо увольняться, либо искать дополнительный заработок за счет работы по ночам и в выходные дни.

Очередным ударом по академии было снижение должностного ранга преподавателей. Это нововведение привело к уходу из академии и Вооруженных сил вообще определенного числа преподавателей, причем в основном молодых и перспективных. А теперь еще и тарифные разряды должностных окладов подверглись существенному снижению.

- Решения каких проблем для начальника академии имеют сейчас приоритетное значение?

Прежде всего хозяйственных.

- Есть ли из академии "утечка мозгов"?

Есть, но, конечно, не за рубеж, а туда, где больше платят.

Главное в обучении командира-единоначальника - практика. Позволяют ли сейчас условия организовывать практические занятия, и с должной эффективностью?

Не стал бы утверждать, что практика - главное. Все главное: и теория, и практика. Обучающимся в академии важно дать фундаментальную подготовку. Совместное обучение по двум различным специальностям потребует существенного увеличения учебного времени. Расчеты и опыт в течение трех лет показывают, что в рамках существующих сроков обучения теоретический курс может быть увеличен только за счет значительного сокращения учебной практики (стажировки) в войсках, а также за счет растворения содержания части военных специальных дисциплин в учебных программах гражданского профиля.

Дефицит практической подготовки в частях приводит к снижению качества подготовки выпускников военных вузов (особенно курсантов), увеличивает сроки становления молодых офицеров на первичных должностях и тем самым отрицательно сказывается на боеготовности ВС РФ.

На практическую составляющую процесса обучения определенный отпечаток оказывает и материальное обеспечение практических занятий, но от них мы не отказывались и изыскиваем возможности для их проведения с должной эффективностью.

- Что вам, как начальнику общевойсковой академии, больше всего мешает в работе?

Одним из основных проблемных вопросов является, безусловно, слабое финансирование академии. Такое положение дел не позволяет нам должным образом совершенствовать свою учебно-материальную базу, привести в соответствие с требованием времени электронно-вычислительную технику и так далее. Несколько лет не выписываются необходимые для развития науки и педагогики газеты и журналы, военно-научная литература.

- Насколько остры в академии квартирные вопросы?

Вопрос обеспечения преподавательского состава жильем не решается, а загоняется в угол. Некоторые офицеры уже более 12 лет стоят на очереди и не видят перспективы получения квартиры. А командование академии не имеет возможности достигнуть существенного прорыва в этом вопросе. Да и как его сделать, если в прошлом году академии выделено всего две квартиры?

- Позволяет ли сложившаяся система должным образом стимулировать научную работу в академии?

Высокий уровень подготовки в нашей академии обеспечивается ее большим научным потенциалом. Сегодня в ней работают более 400 ученых, из которых 42 доктора наук, около 300 имеют ученые звания: профессор, доцент, старший научный сотрудник. Однако о каком стимулировании можно говорить, если кандидату наук за ученую степень доплачивают порядка 100-150 рублей, а доктору наук в два раза больше? В то же время кандидаты и доктора наук в гражданских вузах получают существенно больше. В целях стимулирования научной работы необходимо в первую очередь ликвидировать существующий дисбаланс. Кроме этого требуется пересмотр нормативно-правовых документов по материальному стимулированию научной работы в вузах МО РФ. В настоящее время академия совместно с другими вузами участвует в проведении исследований по этим проблемам и к августу 2001 года подготовит свои предложения.

Как вы относитесь к появившимся за последнее время названиям - "артиллерийский университет", "танковый институт"? Не кажется ли вам, что это определенный перехлест?

На мой взгляд, этот вопрос не имеет принципиального значения, однако лично мне привычнее прежние, исторически сложившиеся названия - "артиллерийская академия", "танковое военное училище".

В учебнике излагаются основы педагогики и, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта практической деятельности, рассматриваются вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих.

Основное внимание в издании уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих.

Учебник рассчитан на курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц Вооруженных Сил и иных силовых ведомств; лиц, проходящих и проводящих военную подготовку в учебных заведениях и всех интересующихся как военной педагогикой, так и педагогическими проблемами в целом.

3.4.3. Виды учебных занятий

3.4.3. Виды учебных занятий

Важнейшая часть образовательного процесса военно-учебного заведения, подготовки войск, в ходе которой реализуются дидактические принципы и методы обучения, – учебные занятия. На них осуществляется теоретическое обучение и привитие обучающимся практических навыков и умений по специальности.

Руководящими документами по организации оперативной, боевой подготовки в Вооруженных Силах России, образовательного процесса в вузах Минобороны России предусмотрены следующие основные виды учебных занятий:

лекции;

семинары;

лабораторные работы;

практические занятия;

групповые упражнения и занятия;

тактические (тактико-специальные) занятия и учения;

командно-штабные учения;

военные (военно-специальные) игры;

теоретические (научно-практические) конференции;

контрольные работы (занятия);

самостоятельная работа обучающихся;

консультации;

войсковая (флотская) стажировка и практика;

выполнение курсовых работ (проектов, задач) и выполнение выпускной квалификационной работы.

В высшем военно-учебном заведении могут проводиться другие виды учебных занятий, вводимые по решению ученого совета вуза.

Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

Они в значительной мере определяют содержание других видов занятий, последовательность их проведения, развитие творческих навыков и самостоятельную работу обучающихся над учебной дисциплиной.

Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала (лекционный метод), сопровождающееся демонстрацией презентаций, видео– и кинофильмов с использованием электронно-вычислительной техники, схем, плакатов, показом моделей, приборов и макетов.

Как вид учебных занятий лекция организует мыслительную деятельность обучающихся над конкретной проблемой в одной аудитории, под руководством одного преподавателя и при использовании общих для всех обучающихся учебных и наглядных средств. Это требует от лектора – руководителя занятий – хороших организаторских способностей, знания психологии восприятия лекции, умения управлять вниманием, учебной работой большой массы людей, использовать средства активизации творческого мышления обучающихся и т. д.

В соответствии с руководством по организации работы высшего военно-учебного заведения МО РФ лекции читаются начальниками (заведующими) кафедр, их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, как правило, для лекционных потоков. В порядке исключения к чтению лекций приказом начальника военного вуза могут допускаться наиболее опытные преподаватели, имеющие ученую степень или педагогический стаж не менее пяти лет. Лекции по актуальным проблемам военной теории и практики имеют право читать руководящие должностные лица видов и родов войск Вооруженных Сил, управлений Министерства обороны и руководящий состав военного вуза (факультета). Для чтения отдельных лекций могут приглашаться видные ученые и профессора из других вузов, ведущие специалисты из войск (сил), научных учреждений, с предприятий оборонных отраслей промышленности.

Каждая учебная дисциплина начинается, как правило, с чтения вводной лекции. В ней дается определение изучаемой учебной дисциплины, сообщается краткая историческая справка о развитии соответствующей отрасли науки, освещается роль отечественных ученых в ее развитии. Лектор четко формулирует цели и задачи своей учебной дисциплины, указывает ее место в общей системе обучения в военном вузе и взаимосвязь с другими дисциплинами. Обучающиеся ориентируются лектором на основной метод ее изучения, на распределение времени по видам обучения и по семестрам, на виды контроля. Им сообщается основная и дополнительная литература и даются методические указания по самостоятельной работе над освоением материала, рекомендуются конкретные формы участия в научной работе.

В последующих лекциях раскрываются основные закономерности изучаемой дисциплины, в научной и логической последовательности излагаются ее основные вопросы, показывается связь теоретических положений науки с практикой.

В заключительной лекции подводятся итоги изучения учебной дисциплины, особое внимание обращается на проблемы, требующие разрешения, и перспективы развития соответствующей отрасли науки и техники.

Каждая лекция должна представлять собою, как правило, логически завершенное целое. Она должна основываться на современном состоянии науки и техники и читаться на высоком научном уровне. Лектор обязан разъяснять сущность новых понятий, положений, формул и их прикладное значение, широко иллюстрируя изложение практическими примерами и наглядными пособиями. Лекция должна вызывать у обучающихся необходимость самостоятельной работы и направлять ее.

В структуру лекции входят: вводная, основная часть, краткие выводы по каждому из учебных вопросов, заключение, список использованной литературы. Структура лекции должна отражать основные идеи раскрываемой военной проблемы. Работа начинается с составления плана лекции, который включает не более 1–2 вопросов. Затем обосновывается вводная часть занятия.

В ней офицер кратко характеризует место и роль данной темы в обучении воинов; обстановку, в которой решалась и исследовалась военно-теоретическая проблема; называет учебные вопросы и отмечает их значение; руководитель занятия дает обзор важнейших источников и литературы.

В основной части занятия офицер должен уделять внимание полному изложению учебных вопросов. Здесь особое значение имеет установление и поддержание учебного контакта с аудиторией, возбуждение интереса у воинов к теме лекции. Для этого используются яркий пример или остро поставленный вопрос, подчеркивающий практическую значимость лекции. Поддержание внимания воинов, их интереса достигается также и логикой изложения учебного материала, глубиной и новизной его содержания, четкой формулировкой теоретических положений, применением на занятиях ТСО (технических средств обучения), включением в материал лекции данных о жизни части (корабля) и опыте работы с различными категориями личного состава.

В заключительной части лекции обобщаются наиболее важные и существенные положения, делаются выводы по учебным вопросам и изучаемой проблеме в целом, ставятся задачи для самостоятельной работы. В конце лекции всегда необходимо оставлять время для ответа на вопросы аудитории.

В процессе обучения воинов последующие лекции взаимосвязаны и образуют цикл, который должен обеспечить систематизированное и последовательное усвоение военнослужащими содержания учебной дисциплины, отражающего квалифицированные требования к военному специалисту.

Современные лекции бывают следующих видов: лекция-беседа, лекция-дискуссия, проблемная лекция, лекция-консультация и др.

Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы для того, чтобы углубленно изучить учебную дисциплину, привить обучающимся навыки самостоятельного поиска и анализа учебной информации, сформировать и развить у них научное мышление, умение активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение. Это один из основных видов учебно-практических занятий в военных вузах, заключающийся в обсуждении обучающимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. Семинар – важное звено в общей системе теоретического обучения.

Его главная цель – углубить и закрепить теоретические знания, полученные обучающимися на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом, а также привить им навыки устного изложения материала, научить защищать развиваемые ими научные положения и выводы. Кроме того, семинары служат средством контроля самостоятельной работы обучающихся.

Они проводятся, как правило, не ранее чем через 5–6 дней после лекции по рассматриваемой теме. Продолжительность составляет не менее 4 часов.

Офицер должен разработать план семинара, который включает список изучаемой литературы, 2–3 учебных вопроса для 4-часового занятия, расчет времени, тезисы своего вступительного слова, порядок работы на семинаре, дополнительные проблемные ситуации и вопросы, заключительное слово.

Проведение семинара обычно начинается со вступительного слова офицера, который формулирует цели и задачи семинара, обращает внимание военнослужащих на основные проблемные вопросы и активное участие в их обсуждении. Семинары следуют, как правило, за лекциями через 6–7 дней, за это время воины должны ознакомиться с планом семинара, изучить литературу и учебные вопросы. При этом они выполняют следующие виды учебной деятельности: консультируются у руководителя или у его помощника; подбирают рекомендованную литературу; изучают и конспектируют литературные источники; усваивают содержание ответа на поставленные офицером учебные вопросы (целесообразно составлять план ответа на каждый семинарский вопрос); формируют у себя психологическую готовность к выступлению на занятии.

После вступительного слова офицера обычно следует доклад одного из военнослужащих продолжительностью 15–20 минут. Обсуждение услышанного происходит в ходе рассмотрения учебных вопросов. Их лучше всего рассматривать в соответствии с планом семинара и по порядку. В ходе семинара офицеру педагогически разумнее первому давать слово тому воину, кто слабее подготовлен, реже выступает. Регулирование выступлений на семинаре усиливает контрольные функции занятия и способствует более тщательной подготовке слушателей к последующим занятиям. Выступления на семинаре не должны превышать 10 минут, военнослужащим нужно учиться излагать свои мысли кратко, содержательно, логично и ясно. На семинаре иногда практикуется организация творческих дискуссий по наиболее острым, спорным вопросам жизнедеятельности части (корабля).

В заключение занятия офицер должен сделать анализ хода семинара, оценить вклад в работу каждого его участника. При оценке выступлений руководитель занятия обращает внимание на активность воинов, на их подготовленность к решению профессиональных проблем. Заключительное слово офицера завершается выводами по теме семинара и методическими советами по дальнейшей самостоятельной работе личного состава.

В настоящее время в войсковой (флотской) практике применяются следующие виды семинаров: семинар-круглый стол, семинар-дискуссия, семинар-взаимообучение и др.

Практические занятия – это вид учебных занятий. В его основе лежит практическая работа каждого из обучающихся. Она нацелена на выработку практических умений и приобретение навыков в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении рабочих карт, разработке и оформлении боевых и служебных документов; практическое овладение иностранными языками; отработку упражнений, приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами; освоение вооружения и военной техники (объектов), овладение методами их применения, эксплуатации и ремонта.

Практическое занятие – форма обучения, отличающаяся от семинаров практической направленностью в формировании у воинов навыков и умений (военно-профессиональная игра, профессиональный тренинг и др.). В результате у военнослужащих формируются умения применять в своей деятельности полученные знания, а также навыки выполнения конкретной работы, например настройка рации, подготовка оружия к стрельбе, подгонка снаряжения и др. Практические занятия могут проводиться в виде тренингов, игр.

Так, игра «Анализ военно-профессиональной ситуации» включает несколько этапов.

1. Введение воинов в изучаемую профессиональную ситуацию . Здесь обычно офицер показывает воинам кинофильм или телефильм, читает статью из газеты, демонстрирует работу на боевой технике. Затем обосновывает актуальность темы, ее сложность, степень разработанности в теории и практике, выслушивает мнение участников игры.

2. Постановка задачи . Учебная группа делится на 2–3 подгруппы, офицер определяет каждой круг специфических задач: изучить предлагаемую ситуацию; сформулировать и обосновать свои ответы и решения; подготовиться к публичной защите коллективного мнения и др. Здесь же определяются границы анализа и поиска решения группой, устанавливается время и режим самостоятельной работы участников игры.

3. Работа творческих групп над ситуацией . Офицер наблюдает за ними, консультирует руководителей и отдельных членов группы.

4. Организация групповой дискуссии . Представители групп поочередно выступают с сообщениями о результатах своей деятельности: излагают общее мнение группы о ситуации; отвечают на поставленные вопросы; обосновывают свой вариант решения проблемы. После выступления представителей групп начинается дискуссия, в ходе которой обсуждаются общие точки зрения на проблему, формируется единый подход к пониманию подобных проблем, определяются оптимальные пути разрешения военно-профессиональных ситуаций.

6. Заключительная беседа . Офицер показывает военнослужащим положительный результат работы групп, обращает внимание на их позиции при анализе проблемы, выделяет правильные и ошибочные решения, обосновывает подход к решению подобных ситуаций, определяет пути дальнейшей работы личного состава по формированию воинского мастерства.

Практические занятия обеспечиваются комплексами и образцами боевой техники и вооружения, их макетами, структурными, функциональными и принципиальными схемами, отображающими структуру образцов и комплексов, их устройство, принцип построения и функциональные связи при боевой работе, учебными командными пунктами, стендами, специализированными тренажерами и другими техническими средствами.

Занятия могут проводиться с группами обучающихся, на которые делится учебное отделение (взвод) в зависимости от степени обеспеченности образцами боевой техники и вооружения.

Перед практическими занятиями обучающимся дается задание на повторение и отработку лекционного материала, самостоятельное изучение специальной литературы (технических описаний, наставлений, инструкций и т. д.).

Преподаватель проводит опрос и организует изучение наиболее сложных технических решений, реализованных в образце вооружения, и особенностей работы лиц боевого расчета.

Лабораторные занятия (работы) – один из видов самостоятельной работы обучающихся, проводимой под руководством преподавателей в специально оборудованных лабораториях, на лабораторных установках и образцах материальной части вооружения и боевой техники.

На каждое такое занятие обычно выносится одна лабораторная работа, посвященная исследованию какого-либо физического явления, устройства, системы. Поэтому эти занятия часто называют лабораторными работами.

Они нацелены на практическое освоение обучающимися научно-теоретических положений изучаемой дисциплины; овладение ими техникой экспериментальных исследований и анализ полученных результатов; привитие навыков работы с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой. Лабораторные занятия способствуют развитию у обучающихся наблюдательности, активности, чувства ответственности, настойчивости, интереса к изучаемому вопросу, укрепляют уверенность в своих силах. Они развивают теоретическое и практическое мышление, учат видеть в материале предметную сущность изучаемых явлений и процессов, принципов функционирования боевой техники и т. п.

Цели лабораторных занятий на разных кафедрах различны. Так, на общенаучных они позволяют уяснить физический смысл основных явлений, понятий и законов природы, а также способствуют изучению сущности физических явлений, происходящих в изучаемых на кафедрах устройствах. В лабораториях военно-технических кафедр проводится экспериментальное исследование физических процессов, происходящих в типовых схемах и устройствах, которые применяются в образцах боевой техники, состоящей на вооружении, или в перспективных образцах. Основное назначение лабораторных занятий на военно-специальных кафедрах состоит в том, чтобы экспериментально исследовать функционирование основных устройств и систем типовых образцов современного вооружения и выявить их действие при изменении параметров этих устройств и систем, а также изменении внешних условий.

После выполнения лабораторной работы обучающиеся представляют отчет и защищают его. Защищенные отчеты хранятся на кафедре до завершения обучения слушателей по данной учебной дисциплине.

Групповые упражнения проводятся по оперативно-тактическим, тактическим и тактико-специальным дисциплинам с целью накопления обучающимися практического опыта в планировании, организации боевых действий; обеспечения их управления войсками (силами).

На групповом упражнении все обучающиеся действуют, как правило, в одной и той же роли, выполняя функции определенного должностного лица.

Это форма практического обучения главным образом по оперативно-тактической и тактико-специальной подготовке. Занятия проводятся также для закрепления обучающимися теоретических знаний и привития им навыков в организации боевых действий и управления войсками.

Особенность организации групповых упражнений состоит в том, что они проводятся на фоне решения комплексной задачи, связанной единым смыслом и оперативно-тактической обстановкой. При этом каждое последующее занятие выступает логическим продолжением и развитием предыдущих. Занятия организуются одной или несколькими оперативно-тактическими и смежными с ними кафедрами. В групповом упражнении обычно отрабатывается несколько учебных вопросов. Все слушатели исполняют обязанности одного или нескольких должностных лиц и индивидуально или коллективно решают поставленную тактическую задачу.

Групповые занятия предлагаются для того, чтобы изучить вооружения и военную технику (объектов), и составляют основу обучения организации их применения, эксплуатации и ремонта. Они проводятся в специализированных классах, с максимальным использованием тренажерной, полевой учебной базы и базы для общевоенной подготовки.

Это средство, позволяющее углубить и закрепить знания, полученные обучающимися на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом, детально изучить отдельные теоретические вопросы, военную технику и вооружения, а также совершенствовать практические навыки в решении задач, производстве инженерных расчетов и т. д. на материальной части вооружения. Служат они рассмотрению и других вопросов, вынесение которых на лекции нецелесообразно по методическим соображениям.

В зависимости от характера учебной дисциплины и изучаемых аспектов целями групповых занятий могут быть:

систематизация, закрепление и углубление теоретического материала;

обучение применению теории к решению практических задач;

обучение методике и приемам решения задач и выполнения расчетов, специфических для данной учебной дисциплины;

обучение тому, как оценивать порядок физических величин, встречающихся в теоретической и расчетной частях дисциплины;

обучение применению знаний, полученных при освоении смежных учебных дисциплин, для решения конкретных инженерных задач;

изучение некоторых новых теоретических и практических вопросов.

Групповые занятия, на которых излагаются новые вопросы, проводятся методом объяснений, как правило, в специализированных классах, лабораториях, аудиториях с широким привлечением наглядных пособий. Допускается проведение групповых занятий комбинированным способом. Часть вопросов при этом излагает преподаватель, другую часть обучающиеся отрабатывают самостоятельно.

Тактико-строевые занятия – это один из видов тактико-специальных занятий. Они проводятся в целях обучения военнослужащих способам действий в составе подразделения и привития начальных практических навыков в выполнении обязанностей командиров при организации и ведении боя. Также могут проводиться перед тактическими учениями в целях слаживания боевых подразделений, сформированных для учений. На этих занятиях обучающиеся (курсанты, слушатели) действуют в составе боевых расчетов или в роли командиров подразделений.

Учебные вопросы на таких занятиях отрабатываются вначале по элементам, а затем в целом, пока курсанты не научатся выполнять их правильно, слаженно и быстро. Занятия обычно проводятся на оборудованной в инженерном отношении местности (как с материальной частью, так и без нее).

Тактические (тактико-специальные) занятия направлены на подготовку обучающихся в вопросах организации, ведения и обеспечения боевых действий подразделений (отделения, взвода и им равных) и управления ими в бою. Это основной вид занятий в высших военных училищах по практическому обучению курсантов на местности и на полигоне. Они проводятся, как правило, с материальной частью после теоретических, тактико-строевых занятий и групповых упражнений на местности (картах). На этих занятиях курсанты действуют в качестве номеров боевых расчетов или в роли командиров подразделений, совершенствуя ранее приобретенные или приобретая новые навыки и умения по выполнению обязанностей солдат и командиров в бою. Учебные вопросы на них отрабатываются последовательно, в соответствии с замыслом и созданной тактической обстановкой, во время и в темпе, определяемом характером изучаемого вида боевых действий.

Тактические (тактико-специальные) учения – высшая форма тактической подготовки слушателей и курсантов. Они направлены на закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, полученных по тактическим, тактико-специальным и другим учебным дисциплинам в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке, а также на предоставление практического опыта командования частью (подразделением) в бою.

Такие учения проводятся на местности (в учебных центрах, на полигонах) или в специально оборудованных классах, лабораториях, оснащенных боевой техникой и тренажной аппаратурой, с привлечением необходимого количества вооружения. Продолжительность учений – 2–3 суток. Они могут быть как двухсторонними, так и односторонними, с обозначенным противником. Могут также проводиться учения с боевой стрельбой.

Для тактических (тактико-специальных) учений разрабатывается замысел и составляется план. По окончании учений проводится их разбор.

Командно-штабные учения и военные (военно-специальные) игры отличаются комплексным характером и проводятся по важнейшим темам оперативных, оперативно-тактических, тактических (тактико-специальных) и военно-специальных дисциплин с целью обеспечения формирования у обучающихся практических навыков в исполнении конкретных должностей при планировании, организации и ведении боя (операции, боевых действий) и его всестороннем обеспечении.

Руководителями тактических (тактико-специальных), командно-штабных учений и военных (военно-специальных) игр выступают, как правило, начальник военного вуза, его заместители, начальники факультетов и кафедр.

В процессе учений посредники помогают руководителю в достижении поставленных целей; учат слушателей выполнять функциональные обязанности по соответствующим должностям.

Командно-штабные учения заканчиваются частными разборами в учебных отделениях и игровых коллективах, сформированных на период учений, и общим разбором для всех участников.

Теоретические (научно-практические) конференции обычно организуются на завершающем этапе изучения дисциплины в интересах систематизации и углубления полученных знаний и с тем, чтобы выработать у обучающихся навыки сбора, анализа и обобщения информации, умение подготовки докладов и сообщений, снабдить опытом публичных выступлений и ведения научных дискуссий. План проведения конференции выдается обучающимся не менее чем за месяц до ее проведения.

Контрольные работы (занятия) реализуются в виде письменных ответов на вопросы, решения задач, контрольных заданий или проверки выполнения обучающимися упражнений, приемов и нормативов. Содержание заданий на контрольную работу (занятие) и порядок ее выполнения устанавливаются кафедрой (предметно-методической комиссией).

Самостоятельная работа обучающихся – составная часть учебных обязанностей. Она имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Обязательный компонент самостоятельной работы – внеаудиторный практикум по иностранному языку.

Самостоятельная работа воинов как форма обучения предназначена для осмысления, углубления и закрепления усвоенных военнослужащими на различных занятиях знаний и умений работать в качестве военного специалиста.

Она организуется командирами подразделений обучающихся, обеспечивается и контролируется кафедрами. Время для нее отводится распорядком дня из расчета не менее 3–4 часов ежедневно. Учебный отдел военного вуза (учебная часть факультета) систематически осуществляет контроль за организацией самостоятельной работы обучающихся, результаты контроля анализируются в вузе (на факультете) не реже одного раза в месяц.

Самостоятельная работа может проводиться под руководством преподавателей в часы, определенные расписанием занятий , и в объеме не более 5% от бюджета учебного времени, отводимого на изучение дисциплины. Она предусматривает разработку рефератов, выполнение расчетно-графических, вычислительных работ, моделирования и других творческих заданий в соответствии с учебной программой (тематическим планом изучения дисциплины). Основная цель данного вида занятий состоит в обучении обучающихся методам самостоятельной работы с учебным материалом.

Консультации – одна из форм руководства самостоятельной работой слушателей и курсантов и оказания им помощи в освоении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной работы и в основном индивидуально. При необходимости, в том числе перед проведением семинаров, тактических (тактико-специальных) занятий и учений, командно-штабных учений и военных (военно-специальных) игр, экзаменов (зачетов), могут назначаться групповые консультации.

Войсковая (флотская) стажировка организуется в целях приобретения обучающимися опыта в исполнении обязанностей по должностному предназначению на командных, штабных, инженерно-технических и других должностях в войсках в течение установленного срока.

Учебно-методическое руководство стажировкой осуществляют соответствующие кафедры вузов. Для этого они выделяют опытных преподавателей.

Срок стажировки, ее содержание и индивидуальные задания определяются учебными планами и программами войсковой стажировки. Программы разрабатывают соответствующие кафедры и утверждают начальники военных вузов.

Командиры частей организуют стажировку слушателей, утверждают и высылают в вузы письменные отзывы об их работе. По окончании стажировки слушатели составляют отчеты, которые рассматриваются и визируются руководителями стажировки, назначаемыми от вуза и войсковой части. Защита отчетов производится на кафедре, осуществляющей учебно-методическое руководство стажировкой.

Практика (учебная, производственная, ремонтная, корабельная и др.) – организационная форма практического обучения слушателей (курсантов). Ее проводят по отдельным дисциплинам или их группам в целях закрепления знаний и приобретения (совершенствования) практических навыков с учетом должностного предназначения обучающихся. Практику проходят в военном вузе и его структурных подразделениях, в войсках (силах) и организациях Вооруженных Сил, а также в организациях других федеральных органов исполнительной власти.

Ее основные задачи – закрепление теоретических знаний, полученных слушателями (курсантами) в процессе обучения в военном вузе; изучение технологии и получение практических навыков в проведении экспериментальных исследований, при ремонте и восстановлении боевой техники; ознакомление с технологией производства и военной приемкой боевой техники на предприятиях промышленности.

Прохождение практики организуется:

в воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил – по указаниям главнокомандующих видами Вооруженных Сил, в воинских частях и организациях военных округов – по распоряжениям начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;

в воинских частях и организациях центрального подчинения, не входящих в виды Вооруженных Сил, – по указаниям заместителей министра обороны Российской Федерации, командующих родом войск Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны (по подчиненности);

в организациях других федеральных органов исполнительной власти – в соответствии с порядком, устанавливаемым Минобразования Российской Федерации.

Вид, сроки и содержание практик определяются учебными планами и программами. Программы разрабатываются кафедрами и утверждаются начальником вуза.

По окончании практики слушатели составляют отчеты и защищают их на кафедре, осуществляющей учебно-методическое руководство практикой.

Выполнение курсовой работы (проекта, задачи) имеет целью научить слушателей и курсантов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проектирования, производства расчетов, проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений. Курсовая работа (проект, задача) выполняется в часы, отведенные на изучение дисциплины. Количество курсовых работ в семестре должно быть не более двух.

Для каждого курсового проекта (работы, задачи) кафедра разрабатывает задание, в котором определяются наименование темы, основные исходные данные, необходимые для выполнения задания, перечень рекомендуемой литературы и вопросы, подлежащие разработке. Из числа профессорско-преподавательского состава назначается руководитель курсового проекта (работы, задачи). Курсовой проект (работа, задача) содержит пояснительную записку и необходимое количество схем, чертежей, карт, выполненных от руки в одном экземпляре.

Выполнение выпускной квалификационной работы позволяет систематизировать и расширить знания, умения и навыки обучающихся в решении сложных комплексных задач с элементами исследований, а также определить уровень их подготовленности к выполнению должностных обязанностей в соответствии с полученной специальностью. Выпускная квалификационная работа выполняется на заключительном этапе обучения в виде дипломной работы, дипломного проекта или дипломной задачи.

Дипломная работа – это теоретическое и (или) экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по какой-либо специальности. Оформляется в виде текстуальной части с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем.

Дипломный проект – решение конкретной инженерной задачи по специальности. Он разрабатывается обучающимися инженерных, командно-инженерных и отдельных командных специальностей и оформляется в виде чертежей и пояснительной записки. К дипломному проекту могут прилагаться расчетно-графические материалы, программные продукты, рабочие макеты, материалы научных исследований и другие материалы.

Дипломная задача предусматривает разработку организационно-методических документов на подготовку и ведение операций (боевых действий), на проведение командно-штабных и тактических (тактико-специальных) учений, штабных тренировок, групповых упражнений. Выполняется слушателями командных, командно-инженерных и отдельных инженерных специальностей военных академий и военных университетов по темам оперативного искусства, тактики, боевого и других видов обеспечения, войсковой мобилизации, а также методики боевой, оперативной и мобилизационной подготовки войск (сил). Оформляется в виде графической части, представляемой на картах (схемах), и пояснительной записки.

По сложной и трудоемкой проблеме может разрабатываться комплексная дипломная работа (проект, задача), в выполнении которой участвуют два и более слушателя (курсанта). Для руководства комплексной работой один из руководителей назначается старшим.

На выполнение дипломных работ (проектов, задач) выделяется от 8 до 16 недель. Завершенные и снабженные письменным отзывом руководителя, они представляются начальнику кафедры для решения вопроса о допуске к защите и при необходимости обсуждаются (проходят предварительную защиту) на кафедре. Дипломная работа (проект, задача), допущенная к защите, отдается на рецензию, после чего вместе с рецензией и письменным отзывом руководителя представляется в государственную аттестационную комиссию высшего военно-учебного заведения для защиты.

Тренировки проводятся с целью изучения и практического освоения вооружения и боевой техники, приобретения навыков по проведению работ и обслуживанию вооружения и техники (проведение регламентных работ, отыскание и устранение отказов), ее боевому использованию, приобретения навыков работы в средствах защиты от оружия массового поражения или по разработке боевой документации, в решении задач, а также с целью практического освоения изучаемых иностранных языков и совершенствования навыков спортивного мастерства. Тренировки проводятся под руководством преподавателей.

Как видно, цели тренировок и практических занятий совпадают. Естественно, сходна и методика их проведения. Отличие же их состоит в том, что тренировки обычно проводятся в часы самостоятельной работы. И для наибольшей индивидуализации учебное отделение может разбиваться на несколько групп в зависимости от материального обеспечения.

Зачеты – важная форма обучения воинов. Она служит закреплению и систематизации военнослужащими полученных профессиональных знаний и умений; контролю уровня их обученности конкретной воинской специальности; коррекции процесса обучения личного состава части (корабля) с целью устранения выявленных в подготовке воинов недостатков. Подготовка к зачетам порождает у воинов чувство ответственности, активизирует их на повторение и закрепление изучаемого материала. Правильная организация зачетов – хорошая школа в самоутверждении военнослужащего, проявлении себя как личности: наличия выдержки, умения мобилизовать свои интеллектуальные и физические способности, умения управлять своими поступками.

Одним из самых престижных военных ссузов в России на сегодняшний день является Рязанское училище ВДВ. В ноябре 2018 года отметит свое столетие, изначально оно было сформировано в качестве Рязанских пехотных курсов. За все время своего существования училище выпустило несколько сотен тысяч первоклассных военных, которые защищали и продолжают защищать страну на протяжении многих лет.

Рязанское училище ВДВ и его история (1918-1947)

РВВДКУ (бывш. РИВДВ) сегодня носит почетное имя генерала В.Ф. Маргелова, который вложил немало сил в то, чтобы это учебное заведение стало одним из лучших в стране. 13 ноября 1918 года Рязанское пехотное училище (именно так оно тогда называлось) распахнуло свои двери для первых студентов. Спустя три года заведение стало обладателем награды ВЦИК за проявленную отвагу и мужество своих подопечных.

В августе 1941 года было принято решение о формировании военно-парашютного училища на базе существующего учебного заведения, эвакуированного в Куйбышев. Училище занималось подготовкой военных кадров для воздушно-десантных войск, однако об этом мало кто знал, непосвященные принимали его за обычную войсковую часть.

Осенью 1943 года училище получило награду - Орден Красного Знамени, который был присужден за фронтовые успехи офицеров, подготовленных учебным заведением. В 1946-1947 годах нынешний ссуз находился в городе Фрунзе (ныне - Бишкек), после чего вернулся на свое законное место - в Рязань.

История училища: послевоенные годы

В 1958 году совет министров Советского Союза принял решение о переформировании существующего учебного заведения в Высшее общевойсковое командное училище. Срок обучения был увеличен до четырех лет, а дипломы, которые получали выпускники, стали равноценны любому документу о получении высшего образования. Подготовка студентов же осталась на самом высоком уровне.

Кого обучает училище?

Помимо самого училища здесь имеются крупный учебный центр, парашютный клуб и авиационная военно-транспортная эскадрилья. Курсанты проживают в общежитиях казарменного типа, а обучаются в учебных корпусах, лабораториях, комплексах, тренажерных залах. Училище имеет собственный тир, а также стадион со спортгородком. Рядом с заведением расположен комбинат бытового обслуживания.

РВВДКУ (Рязань) готовит дипломированных специалистов сразу по трем специальностям и двум специализациям, придерживаясь государственного заказа, который формируется Министерством обороны РФ. Все программы выстроены так, что срок обучения по каждой из них составляет пять лет. Девушки принимаются в училище на общих основаниях.

Рязанское училище ВДВ: факультеты, кафедры

Всего в учебном заведении существует три факультета: СПО - 8 (именно там можно получить среднее профессиональное образование), ДПО и спецфакультет, где проходят подготовку военнослужащие из-за рубежа. Роль ведущих подразделений РВВДКУ выполняют взводы, кафедры и роты. По состоянию на 2015 год на территории училища функционирует 19 кафедр.

15 из 19 кафедр являются военными, остальные 4 - общепрофессиональными (русского и иностранных языков, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, математических и естественнонаучных, общепрофессиональных дисциплин). В училище работают опытные специалисты, среди них более 20 докторов наук и более 150 кандидатов.

Внебюджетный факультет

В училище также действует факультет коммуникаций и автомобильного транспорта, где можно получить образование на внебюджетной основе. Здесь готовят бакалавров по специальностям «Автомобили и автомобильное хозяйство» и «Управление персоналом организаций». Обучение длится четыре года, студент может получать образование в очной и заочной формах.

Для поступления на первую специальность необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и физике, а на вторую - по русскому языку, математике и обществознанию. по каждой дисциплине рекомендуется уточнять в самом училище, поскольку он может варьироваться. Стоимость годового обучения на обеих специальностях не менялась с 2013 года. По состоянию на июнь 2015 года она составляет 64 тысячи рублей для очного отделения и 28 тысяч - для заочного.

Образовательный процесс

РВВДКУ (Рязань) отличается от всех прочих военных училищ тем, что здесь совершенно иначе построен учебный процесс. Обучение организовано таким образом, что все студенты получают не только теоретические, но и практические навыки, причем достаточно часто это происходит в рамках одного и того же занятия. Разделения на лекционные и практические курсы здесь практически нет.

Продолжительность обучения составляет 5 лет для курсантов, а тем, кто хочет стать офицерами, придется учиться чуть дольше - 5 лет и 10 месяцев. Курсанты учатся 10 семестров, в конце каждого из них необходимо сдавать зачеты и экзамены, это схоже с экзаменационной сессией в гражданских высших учебных заведениях.

Теоретические занятия включают посещение лекций, написание лабораторных и контрольных работ и посещение внеклассных консультаций. Практическая работа включает стажировки, групповые занятия и учения. Со второго курса все курсанты должны защищать курсовые работы по заранее оговоренной с научным руководителем тематике.

За все пять лет обучения курсанты тратят на полевые выходы более 12 месяцев. Ежегодно курсанты уходят в тридцатидневный отпуск летом и в четырнадцатидневный - зимой. Те курсанты, которые закончили училище с отличием, получают преимущество в выборе места, где они будут служить, согласно существующей разнарядке.

Кто может стать курсантом училища?

Поступление в Рязанское училище ВДВ ежегодно начинается первого июля. К молодым людям предъявляются достаточно серьезные требования по состоянию здоровья. Курсантами могут стать те, кто не служил, если им еще нет 22 лет, а также те, кто сейчас служит по призыву или на контрактной основе (до 25 лет). К зачислению допускаются даже те, кто ранее служил в армии, при условии, что им еще нет 24 лет.

Все потенциальные курсанты обязаны пройти медицинское освидетельствование и представить соответствующие документы в приемную комиссию. Действующие военнослужащие должны приложить к карте медицинскую книжку. Следует отметить, что абитуриенты с уголовными, антироссийскими, националистическими и нецензурными татуировками не принимаются в училище, таковы его внутренние правила.

Чтобы поступить в Рязанское училище ВДВ, необходимо предоставить ксерокопии или оригиналы документов, удостоверяющих личность и наличие образования, а также сертификаты о сдаче ЕГЭ. Кандидаты в курсанты, которые уже имеют среднее образование, могут поступить после проведения внутренних экзаменов, которые училище организует самостоятельно.

Условия приема: ЕГЭ

Все потенциальные студенты училища РВВДКУ (Рязань), планирующие обучаться по программам высшего образования, проходят через оценку общеобразовательных навыков, которая осуществляется по результатам ЕГЭ. Для поступления на специальность «Управление персоналом» необходимо предоставить сертификаты о сдаче экзаменов по математике (проходной балл - 27), обществознанию (42 балла) и русскому языку (36 баллов).

Для изучения специальности «Перевод и переводоведение» необходимо сдать иностранный язык (проходной балл - 22), русский язык (36 баллов) и историю (32 балла). Для специальности «Инфокоммуникационные технологии» понадобится сдать физику (проходной балл - 36), математику (27 баллов) и русский язык (36 баллов).

Те, кто планирует обучаться по программе среднего образования, могут не предоставлять сертификаты ЕГЭ, решение о зачислении будет принято приемной комиссии, исходя из других параметров. Речь идет о годности по состоянию здоровья и оценке физподготовки будущего курсанта, также ему помогут определить категорию профпригодности без проведения каких-либо экзаменов.

Условия приема: физподготовка

Рязанское военное училище ВДВ обладает особым статусом, и все его курсанты должны иметь отличную физическую подготовку. Именно поэтому абитуриенты обязаны пройти через проверку уровня физподготовки, это касается и юношей, и девушек. Если абитуриент собирается получить высшее профессиональное образование, ему придется сдать подтягивание, бег и плавание (если позволяют условия).

Если абитуриент планирует получить среднее профессиональное образование, упражнения предлагаются те же, однако нормативы для зачисления в данном случае немного выше. Дается всего лишь один шанс выполнить физическое упражнение, результаты вносятся в конкурсный список вместе с данными из сертификатов ЕГЭ. На их основе формируется решение о зачислении.

Поступление в Рязанское училище ВДВ требует от абитуриента хорошей физической формы, поэтому лучше всего заранее начать готовиться. Наличие дипломов, сертификатов, а также наград в области спортивных дисциплин приветствуется, однако приоритета в поступлении это не дает.

Учебно-методическая работа

Рязанское училище ВДВ славится своими преподавателями, все они имеют огромный служебный опыт, около 150 из них были участниками боевых действий в Афганистане, Южной Осетии, на Северном Кавказе. Благодаря этому все курсанты получают самые необходимые для дальнейшей военной службы навыки. Кроме всего прочего, преподаватели постоянно ведут методическую работу со своими студентами, направленную на улучшение качества обучения.

Начинающие преподаватели здесь также могут получить необходимые для работы с курсантами навыки, специально для них открыта «Школа педагогического мастерства», срок обучения в которой составляет два года. Периодически в училище организуются методические эксперименты, в результате которых разрабатываются новейшие методики преподавания в военных образовательных учреждениях.

Присяга

Присяга в Рязанском училище ВДВ проходит в первых числах сентября, на это торжественное событие обычно съезжаются родители и друзья первокурсников. Руководство училища поздравляет всех студентов.

Согласно существующей традиции, присяга всегда завершается торжественным маршем и показательными выступлениями, в которых принимают участие офицеры и курсанты. Родители могут задать все интересующие их вопросы руководителю училища, а также преподавателям, которые всегда присутствуют на присяге первокурсников.

Как добраться?

Учебное заведение имеет выгодное местоположение и находится неподалеку от железнодорожного вокзала Рязань-1. Адрес Рязанского училища ВДВ - пл. генерала армии В. Ф. Маргелова, 1. Чтобы добраться от вокзала до училища, необходимо сесть на автобус маршрута №5 «Ж/д вокзал - платформа «Турлатово», затем доехать до остановки «Библиотека имени М. Горького», а оттуда пройти по улице Семинарской примерно 500 метров.

От ж/д вокзала Рязань-2 до училища можно добраться с помощью маршрутного такси №57 «Новоселов 60 - пос. Божатково», необходимо сесть на остановке «Михайловское шоссе», а выйти - на остановке «Библиотека имени М. Горького». Стоимость проезда составляет 16 рублей.

Училище располагается в нескольких корпусах, доступ к некоторым из них ограничен, поэтому фото РВВДКУ и его внутренних помещений найти не так просто. Впрочем, все желающие могут посетить торжественную церемонию присяги, а также дни открытых дверей, чтобы прочувствовать воинский дух учебного заведения.

Есть ли связь между качеством учебного процесса в высших военно-учебных заведениях и результатами боевой подготовки войск? Ответ очевиден: самая прямая. Но всегда ли об этом помнят в вузах и делают соответствующие выводы? Что предпринимается на уровне главных управлений Минобороны для максимального приближения учебного процесса к жизни и требованиям войск? Сегодня, в период качественного обновления

Военно-промышленный курьер № 44. 2004 г.

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В ЛЕЙТЕНАНТЫ

В МОСКОВСКОМ ВЫСШЕМ ВОЕННОМ КОМАНДНОМ УЧИЛИЩЕ ОПРОБОВАНА НОВАЯ СИСТЕМА ТРЕНИРОВОК И ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Александр СКОРОДУМОВ начальник Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации,

генерал-полковник

Есть ли связь между качеством учебного процесса в высших военно-учебных заведениях и результатами боевой подготовки войск? Ответ очевиден: самая прямая. Но всегда ли об этом помнят в вузах и делают соответствующие выводы? Что предпринимается на уровне главных управлений Минобороны для максимального приближения учебного процесса к жизни и требованиям войск? Сегодня, в период качественного обновления и преобразования Вооруженных Сил, эти вопросы особенно актуальны.

В ходе работы в войсках генералы и офицеры Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил РФ часто слышат от командиров частей и подразделений сетования на недостаточный уровень профессиональной и методической подготовки молодых офицеров, вчерашних выпускников военных вузов. Эти оценки, как правило, объективны.

Именно поэтому одним из основных направлений работы нашего Главного управления является обеспечение единства боевой подготовки войск и учебного процесса высших военно-учебных заведений. В последние годы, например, стало практикой привлечение на сборы руководящего состава органов боевой подготовки Вооруженных Сил, руководящего состава и профессорско-преподавательского состава вузов. При этом преподаватели выступают не только в роли обучаемых, но и активно участвуют в организации и проведении занятий с участниками сборов.

Особенно хочется отметить работу командования Московского высшего военного командного училища. Его преподаватели не только постоянно участвуют в сборовых мероприятиях по планам министра обороны, начальника Генерального штаба, главнокомандующего Сухопутными войсками, но и ведут большую работу по разработке новых форм обучения курсантов. Взять, скажем, одно из важнейших направлений совершенствования занятий - создание приказарменной учебной материально-технической базы и организацию боевой учебы с ее использованием. Хорошо оборудованная, насыщенная современными техническими средствами база позволяет сделать процесс обучения непрерывным, а главное совершенствовать профессиональные навыки личного состава и методическое мастерство офицеров без привлечения дополнительных финансовых средств. То есть, при минимуме затрат добиваться наибольшей эффективности занятий.

Так, в ходе совместной работы генералов, офицеров Главного управления боевой подготовки и коллектива преподавателей Московского высшего военного командного училища под руководством его начальника генерал-майора С. Епишина разработана и практически проверена система тренировок по выполнению нормативов боевой и физической подготовки с использованием объектов приказарменной учебной материально-технической базы. В основе ее лежит принцип "от простого к сложному": в течение всего обучения в училище курсанты последовательно готовятся к выполнению функциональных обязанностей в войсках. А нормативы по боевой подготовке отрабатываются в рамках четырех тактических уровней военно-профессиональной подготовки: солдат - командир отделения - командир взвода - командир роты.

В соответствии с курсом обучения их объем и последовательность составляют:

первый уровень (первый курс) - отработка нормативов, обеспечивающих выработку навыков в действиях на поле боя при овладении специальностями всех должностных лиц мотострелкового отделения и его слаживании;

второй уровень (второй курс) - отработка нормативов, обеспечивающих совершенствование одиночной подготовки в выполнении обязанностей должностных лиц мотострелкового отделения и навыков в его слаживании; отработка нормативов, обеспечивающих выработку навыков при освоении обязанностей командира взвода, и слаживание взвода;

третий уровень (третий курс) - отработка нормативов, обеспечивающих совершенствование одиночной подготовки в выполнении обязанностей должностных лиц мотострелкового отделения, навыков в выполнении должностных обязанностей командира взвода и его слаживание; отработка нормативов, обеспечивающих выработку навыков при освоении обязанностей командира роты, и ее слаживание;

четвертый уровень (четвертый и пятый курсы) - отработка нормативов, обеспечивающих совершенствование одиночной подготовки в выполнении обязанностей должностных лиц мотострелкового отделения, навыков в выполнении должностных обязанностей командира взвода, роты и слаживание подразделения.

Характерно то, что тренировки проводятся без использования бюджета учебного времени в утренние часы и часы самостоятельной подготовки. Это позволяет в течение семестра отработать курсантам 6-8 нормативов по каждой специальной (военной) дисциплине.

Основная цель введения в практику предложенной системы тренировок - подготовка командира, способного эффективно организовывать выполнение поставленных задач и самому выполнять их. Но достигнуто это может быть только при соблюдении двух условий.

Первое - высочайший профессионализм офицера. Я уже упоминал, что в ходе работы в войсках часто приходится сталкиваться с таким негативным фактом, как недостаточная, а иногда и просто неудовлетворительная индивидуальная подготовка молодых руководителей занятий. К сожалению, среди них сегодня осталось немного тех, кто способен подать команду "Делай, как я" и выполнить упражнение стрельб или вождения, норматив по физической подготовке на "отлично". А ведь лейтенант, имеющий по предметам боевой подготовки неудовлетворительные и удовлетворительные оценки, не может служить примером для своих подчиненных. Хотя в военных училищах должны готовиться профессионалы военного дела высочайшего уровня, командиры подразделений. Это - аксиома.

Второе - методическое мастерство. Можно быть высочайшим профессионалом своего дела, но не уметь донести, передать свои знания, опыт подчиненным. Ни для кого не секрет, что мероприятие боевой подготовки, организованное и проведенное, образно говоря, для галочки, приносит больше вреда, чем пользы. Сам же процесс воинского обучения в таком случае превращается в натаскивание. Поэтому любое занятие, тренировка должны быть не только полезны для каждого военнослужащего и подразделения в целом, но и интересны. А заинтересовать подчиненных, сделать занятия по боевой подготовке привлекательными - высочайшее методическое мастерство, я бы сказал, даже искусство.

Анализ основных положений названной системы тренировок по боевой и физической подготовке как раз выгодно отличается тем, что при настойчивом проведении ее в жизнь может быть обеспечено профессиональное и методическое мастерство будущего офицера.

С одной стороны, в течение всего обучения в училище курсанты совершенствуют свои навыки в выполнении нормативов по тактической, огневой, технической, инженерной, военно-медицинской подготовке, военной топографии, радиационной, химической и биологической защите, практически выполняют мероприятия подготовки боя, управляют подразделениями и огнем при выполнении поставленных задач. Не вызывает сомнения, что офицер, прошедший такую школу, будет знать, чему учить своих подчиненных, и сможет эффективно использовать для этого личный пример.

С другой стороны, обеспечивается готовность к выполнению функциональных обязанностей по обучению личного состава. Ведь система тренировок предусматривает, что второй, третий и четвертый уровень военно-профессиональной подготовки требуют от курсанта умения организовать и провести занятие. А тут сам процесс подготовки руководителя-курсанта к занятиям не отдан на откуп самостоятельной подготовке: формирование командно-методических навыков курсантов 2-5 курсов находится под строгим контролем и основано на практике войск.

Кроме того, подготовка курсанта к проведению занятия включает постановку задач командиром курсантского подразделения, самостоятельную работу, уточнение методического и материального обеспечения тренировки и, что очень важно, инструкторско-методические и показные занятия в масштабе курсантской роты, а иногда и батальона, по наиболее сложным вопросам. Таким образом, в рамках предложенной системы тренировок курсантам прививается основа из основ повседневной деятельности войск: системность в работе.

Заслуживает внимания еще одна особенность данной методики - ее воспитательная роль. Становление молодого офицера в войсках во многом обусловлено опытом обучения и воспитания, присущих учебному заведению. Во многом вчерашние выпускники военных училищ в своей повседневной деятельности в подразделениях сознательно или подсознательно копируют стиль и методы работы командиров курсантских подразделений и преподавателей. Поэтому очень важно, чтобы этот стиль и эти методы были действительно примером для подражания.

Реализуемая в Московском высшем военном командном училище система отработки нормативов по боевой и физической подготовке как раз позволяет развивать навыки в действиях, поддерживать ранее приобретенные на неснижаемом нормативном уровне, обеспечивает готовность курсантов к выполнению боевых задач и дает практику командования подразделением в боевой обстановке и повседневной деятельности.

И последнее. Настоящая система, конечно, не является догмой. Но, безусловно, заслуживает внимания и внедрения в учебный процесс других высших военно-учебных заведений, т. к. на современном этапе военного строительства именно там, в военных училищах и академиях, создается основа Российской армии XXI века.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте