Презентация расчеты по химическим уравнениям. Расчеты по химическим уравнениям. Над формулой в уравнении реакции запишем найденное




Чему бы ты ни учился, ты
учишься для себя.
Петроний

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям:
  • находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ,
  • продолжить формирование навыков работы с текстом задачи, умение аргументировано выбирать способ решения учебной задачи, умения составлять уравнения химических реакций.
  • развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, составлять план действия, делать выводы.
  • воспитывать терпимость к другим, самостоятельность в принятии решений, умение объективно оценить результаты своего труда.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ

I Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня, мы с вами научимся решать задачи по уравнениям химических реакций. Слайд 1 (cм. презентацию).

Цели урока Слайд 2.

II.Актуализация знаний, умений, навыков.

Химия очень интересная и в то же время сложная наука. Для того чтобы знать и понимать химию, надо не только усваивать материал, но и уметь применять полученные знания. Вы узнали какие признаки указывают на протекание химических реакций, научились составлять уравнения химических реакций. Я надеюсь, что вы хорошо усвоили эти темы и без труда ответите на мои вопросы

Какое явление не является признаком химических превращений:

а) появление осадка; в) изменение объема;

б) выделение газа; г) появление запаха. Слайд 3

  • 4Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3
  • MgCO 3 = MgO + CO 2
  • 2HgO= 2Hg + O 2
  • 2Na + S=Na 2 S
  • Zn + Br 2 = ZnBr2
  • Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2
  • Fe + CuSO 4 =FeSO 4 +Cu
  • Укажите цифрами:

    а) уравнения реакций соединения

    б) уравнения реакций замещения

    в) уравнения реакций разложения Слайд 4

    1. Новая тема.

    Для того, чтобы научиться решать задачи, необходимо составить алгоритм действий, т.е. определить последовательность действий.

    Алгоритм для расчета по химическим уравнениям (у каждого учащегося на столе)

    5. Записать ответ.

    Приступаем к решению задач, применяя алгоритм

    Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

    Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения

    порции воды массой 9 г.

    Найдем молярную массу воды и кислорода:

    М(Н 2 О) = 18 г/моль

    М(О 2) = 32 г/моль Слайд 6

    Запишем уравнение химической реакции:

    2Н 2 О = 2Н 2 + О 2

    Над формулой в уравнении реакции запишем найденное

    значение количества вещества, а под формулами веществ -

    стехиометрические соотношения, отображаемые

    химическим уравнением

    0,5моль х моль

    2Н 2 О = 2Н 2 + О 2

    2моль 1моль

    Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти.

    Для этого составляем пропорцию

    0,5моль = хмоль

    2моль 1моль

    откуда х = 0,25 моль Слайд 7

    Следовательно, n(O 2)=0,25 моль

    Найдем массу вещества, которую требуется вычислить

    m(O 2)= n(O 2)*M(O 2)

    m(O 2) = 0,25 моль 32 г/моль = 8 г

    Запишем ответ

    Ответ: m(О 2) = 8 г Слайд 8

    Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

    Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г.

    V(0 2)=?л(н.у.)

    М(Н 2 О)=18 г/моль

    Vm=22,4л/моль Слайд 9

    Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты

    2Н 2 О = 2Н 2 + О 2

    Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ - стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением

    0,5моль - х моль

    2Н 2 О = 2Н 2 + О 2 Слайд10

    2моль - 1моль

    Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию

    откуда х = 0,25 моль

    Найдем объем вещества, который требуется вычислить

    V(0 2)=n(0 2) Vm

    V(O 2)=0,25моль 22,4л/моль=5,6л (н. у.)

    Ответ: 5,6 л Слайд 11

    III.Закрепление изученного материала.

    Задачи для самостоятельного решения:

    1.При восстановлении углем оксидов Fe 2 O 3 и SnO 2 получили по 20 г Fe и Sn. Сколько граммов каждого оксида было взято?

    2.В каком случае образуется больше воды:

    а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) (Cu 2 O) или

    б) при восстановлении водородом 10 г оксида меди(II) (CuO)? Слайд 12

    Проверим решение задачи 1

    M(Fe 2 O 3)=160г/моль

    M(Fe)=56г/моль,

    m(Fe 2 O 3)=, m(Fe 2 O 3)= 0,18*160=28,6г

    Ответ: 28,6г

    Слайд 13

    Проверим решение задачи 2

    M(CuO) = 80 г/моль

    4.

    х моль = 0,07моль,

    n(H 2 O)=0,07 моль

    m(H 2 O) = 0,07моль*18г/моль=1,26г

    Слайд 14

    CuO + H 2 = Cu + H 2 O

    n(CuO) = m/ M(CuO)

    n(CuO) = 10г/ 80г/моль = 0,125 моль

    0,125моль хмоль

    CuO + H 2 = Cu + H 2 O

    1моль 1моль

    х моль = 0,125моль, n(H 2 O)=0,125 моль

    m (H 2 O) = n * M(H 2 O);

    m(H 2 O) = 0,125моль*18г/моль=2,25г

    Ответ: 2,25г Слайд 15

    Домашнее задание: изучить материал учебника с. 45-47, решить задачу

    Какую массу оксида кальция и какой объм углекислого газа (н.у.)

    можно получить при разложении карбоната кальция массой 250г?

    CaCO 3 = CaO + CO Cлайд 16.

    Литература

    1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.

    2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.

    3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 - 9 классы.ВАКО, Москва,2006г.

    4. Горковенко М.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г.

    5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003.

    6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000

    Приложение.

    Расчеты по химическим уравнениям

    Алгоритм действий.

    Для того, чтобы решить расчетную задачу по химии, можно воспользоваться следующим алгоритмом – сделать пять шагов:

    1. Составить уравнение химической реакции.

    2. Над формулами веществ записать известные и неизвестные величины с соответствующими единицами измерения (только для чистых веществ, без примесей). Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить содержание чистого вещества.

    3. Под формулами веществ с известными и неизвестными записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакций.

    4. Составить и решить пропорцию.

    5. Записать ответ.

    Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц

    Масса (m) : г; кг; мг

    Кол-во в-ва (n) : моль; кмоль; ммоль

    Молярная масса (M): г/моль; кг/кмоль; мг/ммоль

    Объём (V) : л; м 3 /кмоль; мл

    Молярный объём(Vm) : л/моль; м 3 /кмоль; мл/ммоль

    Число частиц (N): 6 1023 (число Авагадро – N A); 6 1026 ; 6 1020

    Cлайд 1

    Расчеты по химическим уравнениям Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

    Cлайд 2

    Цели урока: познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям: находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ, продолжить формирование умения составлять уравнения химических реакций. Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

    Cлайд 3

    Какое явление не является признаком химических превращений: а) появление осадка; б) выделение газа; в) изменение объема; г) появление запаха. Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

    Cлайд 4

    «Куча мала» 4Al + 3O2 = 2Al2O3 MgCO3= MgO + CO2 2HgO= 2Hg + O2 2Na + S=Na2S Zn + Br2 = ZnBr2 Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 Fe + CuSO4=FeSO4+Cu Укажите цифрами а) уравнения реакций соединения:… б)уравнения реакций замещения:…. в) уравнения реакций разложения:… Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

    Cлайд 5

    Алгоритм решения расчетных задач с использованием уравнений химических реакций. 1. Внимательно прочитайте текст задачи 2. Составьте уравнения химической реакции 3. Выпишите данные из условия задачи с соответствующими единицами измерения (вместе с неизвестными величинами) в уравнение над формулами 4. Под формулами веществ запишите соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакции. 5. Составляете пропорциональную зависимость и решаете ее 6. Записываете ответ задачи Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

    Cлайд 6

    Задача 1. Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г. Дано: m(Н20) = 9г m(О2) = ? г Решение: n= = 0,5 моль М(Н2О) = 18 г/моль М(О2) = 32 г/моль Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

    Cлайд 7

    Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ - стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением 2Н2О = 2Н2 + О2 0,5моль Х моль 2моль 1моль Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составляем пропорцию 0,5моль х моль 2 моль 1 моль = откуда х = 0,25 моль Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

    Cлайд 8

    Следовательно, n(O2)=0,25 моль Найдем массу вещества, которую требуется вычислить m(O2)= n(O2)*M(O2) m(O2) = 0,25 моль 32 г/моль = 8 г Запишем ответ Ответ: m(О2) = 8 г Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

    Cлайд 9

    Задача 2 Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г. Дано: m(Н2О)=9г V(02)=?л(н.у.) М(Н2О)=18 г/моль Vm=22,4л/моль Решение: Найдем количество вещества, масса которого дана в условии задачи n= = 0,5 моль Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

    Cлайд 10

    Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты 2Н2О = 2Н2 + О2 Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ - стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением 2Н2О = 2Н2 + О2 0,5моль Х моль 2моль 1моль Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

    Cлайд 11

    Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию 0,5моль х моль 2 моль 1 моль Следовательно, n(O2)=0,25 моль Найдем объем вещества, который требуется вычислить V(02)=n(02) Vm V(O2)=0,25моль 22,4л/моль=5,6л (н. у.) Ответ: 5,6 л Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

    Cлайд 12

    Задачи для самостоятельного решения При восстановлении углем оксидов Fe2O3 и SnO2 получили по 20 г Fe и Sn. Сколько граммов каждого оксида было взято? 2.В каком случае образуется больше воды: а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) (Cu2O) или б) при восстановлении водородом 10 г оксида меди(II) (CuO)? Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

    Cлайд 13

    Решение задачи 1. Дано: Решение: m(Fe) = 20г n(Fe)= m/M, n(Fe) = 20г/56г/моль=0,36моль m(Fe2O3)=? хмоль 0,36моль 2Fe2O3 + C = 4Fe + 3CO2 2моль 4моль хмоль 2моль = 0,36моль 2моль 4моль х=0,18моль M(Fe2O3)=160г/моль M(Fe)=56г/моль m(Fe2O3)= n*M, m(Fe2O3)= 0,18*160=28,6 Ответ: 28,6г Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

    Cлайд 14

    Решение задачи 2 Дано: Решение: m(Cu2O)=10г m (CuO)=10г 1. Cu2O + H2 = 2Cu + H2O m (H2O) 2. n(Cu2O) = m/ M(Cu2O) n(Cu2O) = 10г/ 144г/моль = 0,07 моль 0,07моль хмоль 3. Cu2O + H2 = 2Cu + H2O M(Cu2O) = 144г/моль 1моль 1моль M(CuO) = 80 г/моль 4. 0,07моль хмоль 1моль 1моль х моль = 0,07моль, n(H2O)=0,07 моль m (H2O) = n * M(H2O); m(H2O) = 0,07моль*18г/моль=1,26г = Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Домашнее задание изучить материал учебника с. 45-47, решить задачу Какую массу оксида кальция и какой объём углекислого газа (н.у.) можно получить при разложении карбоната кальция массой 250г? CaCO3 = CaO + CO2 Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

    Cлайд 17

    Литература 1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г. 2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г. 3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 - 9 классы.ВАКО, Москва,2006г. 4. Горковенко М.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г. 5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003. 6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000 Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат



    АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ N m V n NxNx mxmx VxVx nxnx = 1. Написать уравнение реакции По известному количеству вещества одного участника реакции рассчитать количество искомого вещества Если количество вещества неизвестно, предварительно найти его по известной массе, или объему, или числу молекул. По найденному количеству вещества найти нужную характеристику искомого участника реакции (массу, объем, или число молекул).


    Рассчитайте количество вещества алюминия, который потребуется для получения 1,5 моль водорода при реакции с соляной кислотой. Дано: n(H 2) = 1,5 моль n(Al) – ? Решение: x моль 1,5 моль 2Al + 6HCl = 2AlCl 3 + 3H 2 2 моль 3 моль Составляем пропорцию: x моль 1,5 моль = 2 моль 3 моль 2 ·1,5 x = 3 x = 1 (моль) Ответ: n(Al) = 1 моль А ПС


    Дано: n(Al 2 S 3) =2,5 моль n(S) – ? Решение: x моль 2,5 моль 2Al + 3S = Al 2 S 3 3 моль 1 моль x = n(S) = 3 n(Al 2 S 3) = = 3·2,5 моль = 7,5 моль Ответ: n(S) = 7,5 моль Определите количество вещества серы, необходимое для получения 2,5 моль сульфида алюминия. ПС А


    Дано: m(Cu(OH) 2)=14,7 г m(CuO) – ? M(Cu(OH) 2) = 64+(16+1)·2 = 98 г/моль M(CuO) = = 80 г/моль Решение: 14,7 г x моль Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O 1 моль 1 моль m(Cu(OH) 2) n(Cu(OH) 2) = M(Cu(OH) 2) 14.7 г n(Cu(OH) 2)= = 0,15 моль 98 г/моль x = n(CuO) = n(Cu(OH) 2) = 0, 15 моль m(CuO) = n(CuO)·M(CuO) = 0,15 моль·80 г/моль = 12 г Ответ: m(CuO) = 12 г Вычислите массу оксида меди (II), образующегося при разложении 14,7 г гидроксида меди (II). ПС А 0,15 моль


    Дано: m(Zn)=13 г m(ZnCl 2) – ? M(Zn) = 65 г/моль M(ZnCl 2 =65 +35,5·2 = 136 г/моль Решение: 0,2 моль x моль Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 1 моль 1 моль m(Zn) n(Zn) = M(Zn) 13 г n(Zn)= = 0,2 моль 65 г/моль x = n(ZnCl 2) = n(Zn) = 0,2 моль m(ZnCl 2) = n(ZnCl 2)·M(ZnCl 2) = 0,2 моль·136 г/моль = 27,2 г Ответ: m(ZnCl 2) = 27,2 г Рассчитайте массу соли, которая образуется при взаимодействии 13 г цинка с соляной кислотой. ПС А


    Дано: m(MgO) = 6 г V(O 2) – ? M(MgO) = = 40 г/моль Vm = 22,4 л/моль Решение: 0,15 моль x моль 2MgO = 2Mg + O 2 2 моль 1 моль m(MgO) n(MgO) = M(MgO) 6 г n(MgO)= = 0,15 моль 40 г/моль x = n(O 2) = ½ n(MgO) = 1/2·0, 15 моль= 0,075 моль V(O 2) = n(O 2)·Vm = 0,075 моль·22,4 л/моль = 1,68 л Ответ: V(O 2) = 1,68 л Какой объем кислорода (н.у.) образуется при разложении 6 г оксида магния. ПС А


    Дано: m(Cu)=32 г V(H 2) – ? M(Cu) = 64 г/моль Vm = 22,4 л/моль Решение: x моль 0,5 моль H 2 + CuO = H 2 O + Cu 1 моль 1 моль m(Cu) n(Cu) = M(Cu) 32 г n(Cu)= = 0,5 моль 64 г/моль x = n(H 2) = n(Cu) = 0,5 моль V(H 2) = n(H 2)·Vm = 0,5 моль·22,4 л/моль = 11,2 л Ответ: V(H 2) = 11,2 л Рассчитайте, какой объем водорода должен вступить в реакцию с оксидом меди (II), чтобы образовалось 32 г меди. ПС А


    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: ВАРИАНТ 1: Вычислите массу меди, которая образуется при восстановлении избытком водорода 4 г оксида меди (II). CuO + H 2 = Cu + H 2 O ВАРИАНТ 2: В реакцию с серной кислотой вступило 20 г гидроксида натрия. Рассчитайте массу образовавшейся соли. 2NaOH + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + 2H 2 O



    Расчеты по химическим уравнениям

    Подготовил учитель химии КОУ ВО «ЦЛПДО» Саврасова М.И.


    Цели урока:

    • познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям:
    • находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ,
    • продолжить формирование умения составлять уравнения химических реакций.

    Какое явление не является признаком химических превращений:

    а) появление осадка;

    б) выделение газа ;

    в) изменение объема;

    г) появление запаха.

    Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


    «Куча мала»

    • 4Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3
    • MgCO 3 = MgO + CO 2
    • 2HgO= 2Hg + O 2
    • 2Na + S=Na 2 S
    • Zn + Br 2 = ZnBr 2
    • Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2
    • Fe + CuSO 4 =FeSO 4 +Cu
    • Укажите цифрами

    а) уравнения реакций

    соединения:…

    б)уравнения реакций

    замещения:….

    в) уравнения реакций

    разложения:…

    Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


    Алгоритм решения расчетных задач с использованием уравнений химических реакций.

    1. Внимательно прочитайте текст задачи

    2. Составьте уравнения химической реакции

    3. Выпишите данные из условия задачи с соответствующими

    единицами измерения (вместе с неизвестными величинами)

    в уравнение над формулами

    4. Под формулами веществ запишите соответствующие значения

    этих величин, найденные по уравнению реакции.

    5. Составляете пропорциональную зависимость и решаете ее

    6. Записываете ответ задачи

    Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


    Задача 1.

    Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения

    порции воды массой 9 г.

    Дано:

    m(Н 2 0) = 9г

    m(О 2 ) = ? г

    = 0,5 моль

    М(Н 2 О) = 18 г/моль

    М(О 2 ) = 32 г/моль

    Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


    химическим уравнением

    0,5моль

    Х моль

    2 О = 2Н 2 + О 2

    2моль

    1моль

    Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти.

    Для этого составляем пропорцию

    0,5моль х моль

    2 моль 1 моль

    откуда х = 0,25 моль

    Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


    Следовательно,

    n(O 2 )=0,25 моль

    Найдем массу вещества, которую требуется вычислить

    m ( O 2 )= n ( O 2 )* M ( O 2 )

    m ( O 2) = 0,25 моль 32 г / моль = 8 г

    Запишем ответ

    Ответ: m(О 2 ) = 8 г

    Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


    Задача 2

    Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

    Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося

    в результате разложения порции воды массой 9 г.

    Решение:

    Дано:

    m(Н 2 О)=9г

    Найдем количество вещества, масса которого дана в условии задачи

    V(0 2 )=?л(н.у.)

    М(Н 2 О)=18 г/моль

    = 0,5 моль

    Vm=22,4л/моль

    Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


    Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты

    2 О = 2Н 2 + О 2

    Над формулой в уравнении реакции запишем найденное

    значение количества вещества, а под формулами веществ -

    стехиометрические соотношения, отображаемые

    химическим уравнением

    0,5моль

    Х моль

    2 О = 2Н 2 + О 2

    2моль

    1моль

    Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


    Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию

    0,5моль х моль

    2 моль 1 моль

    n(O2)=0,25 моль

    Следовательно,

    Найдем объем вещества, который требуется вычислить

    V(0 2 )=n(0 2 ) V m

    V(O 2 )=0,25моль 22,4л/моль=5,6л (н. у.)

    Ответ: 5,6 л

    Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


    Задачи для самостоятельного решения

    • При восстановлении углем оксидов Fe 2 O 3 и SnO 2 получили по

    20 г Fe и Sn . Сколько граммов каждого оксида было взято?

    2.В каком случае образуется больше воды:

    а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) (Cu 2 O) или

    б) при восстановлении водородом 10 г оксида меди( II) (CuO) ?

    Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


    Решение задачи 1.

    Дано: Решение:

    m(Fe) = 20 г n(Fe)= m/M ,

    n(Fe) = 20 г/56г/моль=0,36моль

    m(Fe 2 O 3 ) =? хмоль 0,36моль

    2 Fe 2 O 3 + C = 4Fe + 3CO 2

    2 моль 4моль

    M(Fe 2 O 3 )=160 г/моль

    хмоль

    0,36моль

    M(Fe)=56 г/моль

    2моль

    2моль

    4моль

    х=0,18моль

    m(Fe 2 O 3 )= n*M, m(Fe 2 O 3 )= 0,18*160=28,6

    Ответ: 28,6г

    Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


    Решение задачи 2

    Дано: Решение:

    m(Cu 2 O)=10 г

    m (CuO)=10 г

    1. Cu 2 O + H 2 = 2Cu + H 2 O

    m (H 2 O) 2. n(Cu 2 O) = m/ M(Cu 2 O)

    n ( Cu 2 O ) = 10г/ 144г/моль = 0,07 моль

    0,07 моль хмоль

    3. Cu 2 O + H 2 = 2Cu + H 2 O

    M ( Cu 2 O ) = 144г/моль 1моль 1моль

    M ( CuO ) = 80 г/моль 4. 0,07моль хмоль

    1моль 1моль

    х моль = 0,07моль, n ( H 2 O )=0,07 моль

    m (H 2 O) = n * M(H 2 O);

    m ( H 2 O ) = 0,07моль*18г/моль=1,26г

    Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


    CuO + H 2 = Cu + H 2 O

    n ( CuO ) = m / M ( CuO )

    n ( CuO ) = 10г/ 80г/моль = 0,125 моль

    0, 125моль хмоль

    CuO + H 2 = Cu + H 2 O

    1моль 1моль

    0,125моль хмоль

    1моль 1моль

    х моль = 0,125моль, n ( H 2 O )=0,125 моль

    m (H 2 O) = n * M(H 2 O);

    m ( H 2 O ) = 0,125моль*18г/моль=2,25г

    Ответ:2,25г

    Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


    Домашнее задание

    изучить материал учебника с. 45-47, решить задачу

    Какую массу оксида кальция и какой объём углекислого газа (н.у.)

    можно получить при разложении карбоната кальция массой 250г?

    CaCO3 = CaO + CO2

    Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


    Литература

    1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.

    2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.

    3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 - 9 классы.ВАКО, Москва,2006г.

    4. Горковенко М.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г.

    5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003.

    6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000

    Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат