Социальное действие сущностные признаки и классификация. Социальное действие как базовое понятие социологии. Понятие социального действия у М. Вебера




Человеческая деятельность – совокупность неопределенного множества действий обособленных инд-ов. В широкий научный обиход это понятие введено

М Вебером : «Соц-ия –это наука, изучающая соц-ое д-вие».

Соц д-вие - это действие, сознательно ориентированное инд-ом на ожидания других людей и тем самым уже соотнесенное с настоящим, прошедшим и будущим поведением (соотнесено с действиями др людей и ориентируется на них. «Акция», заранее предполагающая определенную «реакцию») → соц-ым является не каждое действие инд-да, а то, кот-ое предполагает существование др людей (ожидания «другого», ожид-ия: соц-эк-ого, социокультурного, этически-ценностного свойства). В каждом соц-ом д-вии Вебер выделил 2 признака : - наличие субъективного смысла (мотивации), момент действия. - ориентация на других людей (если нет ожиданий и соотв-щих реакций др людей на д-вие, то оно не соц-ое). Подчеркивая сознательность соц-го д-вия, Вебер не относит к их числу полуавтоматич. реакции лю-дей в толпе на стихийные явл-я (напр, дождь), вынуждая их делать ≈одно и то же безотносительно др к др.+ Вебер отказ-ся причислять к соц-ым такие действия инд-да в «массе», кот-е происходят вследствие его его заражения общим настроением, охватившим массу (такие д-вия по его мнению должны изучаться коллекти-вной психологии, а не соц-ии) – в этих случаях инд-ид не выступает субъектом д-вия, полностью ответст-венным за него.

Вебер выделяет:

1. Целерациональное д-вие – д-вие, кот-ое определяется через рациональную цель (соотнесенную опреде-ленными средствами её достижения), рациональный расчет действующего субъекта на соответствующую реакцию окружающих людей и использование их поведения для достижения цели. Критерий рациональ-ности – успех. Есть мотив, есть ориентация на др людей → социальное действие (пример – действия в сфере капиталистической экономики).

2. Ценностно-рациональное – д-вие, основанное на вере в самодостаточную ценность, определяется через веру: этическую, эстетическую или какую-л еще ценность. У этого д-вия нет успеха, цели, результата. Но есть мотив, смысл и ориентация на др. людей (Определенные требования, в следовании которым чел видит свой долг, поступает в соответствии с ними, соотнеся их с собственным представлением о достоинстве, красоте, правах чела). Капиталист, отчисляющий деньги на благотворительность, тратящий деньги на игру в карты, а не вкладывающий в производство с целью дальнейшего успеха, ведет себя в соотв-ии с этим типом соц. д-ия.

3. Традиционное – д-вие, основанное на привычке, по традиционному установлению (имеет практически автоматический характер); минимально опосредовано осмысленным целеполаганием. Часто представл. собой автоматическую реакцию.

4.Аффективное действие – действие, кот-ое определяется через эмоции и чувства, также имеет свою цель, в понимании которой доминируют эмоции, порывы и т.д. Цель и средства не соотв. друг другу и часто вступают в противоречия. Пример – поведение футбольных болельщиков, которое характеризуется самым низшим уровнем рациональности.

Факторы , порождающие соц-ое д-вие:

1.Потребность , кот-ю нужно удовл-ть (потребность –состояние инд-да, кот-ое создается испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его сущ-ия и развития и выступает источником его активности. Классиф-ия потребностей по Маслоу: физиологич, безопасность, социальные (в общении),престижные (признание), духовные (самореализация)). Ценностные ориентации (Ценность – св-во предмета/явл-ия удовлетворять наши потребности → система ценностей → ценностная установка – предварительная программа деятельности и общения). Социальная позиция (выражается через соц-ые статусы и роли. Статус – позиция в соц структуре об-ва, связ с др позициями через си-му прав и обязанностей; Роль–модель поведения, ориентир-ая на статус).

** Парсонс: теория действия: сознание чела + соц-ая система + система личности + система культуры → д-вие.

Понятие «социальное действие» – одно из центральных в социологии. Оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Отдельные социальные действия индивидов, связанные между собой в сложнейшие цепи и системы, являются составными частями социальных процессов.

Социальное действие – это действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируется на других. Эти другие могут быть конкретными людьми или неопределенным большинством. (М. Вебер)

Таким образом, социальное действие имеет две особенности: оно должно быть осмысленным и ориентированным на других людей. На практике социальными действиями будут частично осознанные поступки, преследующие более или менее ясные цели. Нельзя назвать социальными действиями поступки людей, связанные с ориентациями на несоциальные объекты (рыбная ловля).

Любое социальное действие должно включать в себя: - действующее лицо, - потребность в активизации поведения, - цель действия, - метод действия, - другое лицо, на которое направлено действие, - результат действия.

Важно также принимать во внимание внешнее окружение действующего лица или ситуацию. Совокупность вещественных, культурных, социальных условий, окружающий каждого человека, создает определенную ситуацию, которая существенно влияет на условия действия (те элементы действия, которые действующее лицо не может изменить) и средства действия (те элементы, которые действующее лицо контролирует). Ни один индивид не совершает социальное действие без учета ситуации.

Социальное действие, в отличие от рефлексивных, импульсивных действий, никогда не совершается мгновенно. До совершения в сознании индивида должно возникнуть побуждение к активности (мотивация). Механизм социального действия, таким образом, содержит формирование потребности – мотивацию – цель действия – само действие.

Первым, кто ввел понятие социального действия и дал ему научное обоснование, был Макс Вебер . Его теория стала основой и ориентиром для всех последующий учений.

Вообще М. Вебер выделил четыре типа действий.

  1. Целерациональное . Индивид ставит перед собой ясную цель и применяет соответствующие средства для ее достижения. (звонок по телефону, покупка товара, действия инженера).
  2. Ценностно-рациональное . В этом случае действие человека определяются его верой в этическую, эстетическую, религиозную или какую- либо иначе понимаемую ценность (капитан, который тонет вместе с судном, отказываясь покинуть его). Этот поступок направлен не на достижение определенной цели, а потому, что покинуть тонущий корабль и не принять вызова было бы бесчестием с точки зрения собственных представлений капитана.
  3. Аффективное или эмоциональное действие обусловлено исключительно душевным состоянием человека, его чувствами и аффектами. Мать может ударить своего ребенка, потому что его поведение невыносимо.
  4. Традиционное действие определяется привычками, обычаями, ставшими второй натурой.

Два последних вида действия не являются, по Веберу, социальными в строгом смысле этого слова, поскольку здесь мы не имеем дела с осознанием и положенным в основу действия смыслом. Только целерациональное и ценностно-рациональное действия являются социальными действиями в веберовском понимании этого слова.

Главную роль играет целерациональное действие. Вебер считает, что тенденцией всего исторического процесса является рационализация, и поэтому целерациональное действие всё больше вытесняет ценностно-рациональное. Он считает, что рационализируются все сферы социальной жизни даже образ мышления людей, их способ чувствования и их образ жизни в целом. Рационализация, таким образом, понимается как судьба западной цивилизации.

Кроме этого, нельзя не отметить, что целерациональное действие у Вебера выступает как идеальный тип, некий «рабочий тип» с помощью которого производятся основные исследования веберовской социологии. Ведь для анализа действий индивида, по мнению Вебера, прежде всего нужно отталкиваться от понимания того смысла, который вкладывает индивид в свои действия.

Для того чтобы вступать между собой в социальные взаимоотношения, индивиды должны прежде всего действовать. Именно из конкретных действий и поступков конкретных людей складывается история общества.

Эмпирически представляется, что любое поведение человека — это и есть действие: человек действует, когда что-то делает. В действительности это не так, и многие виды поведения не являются действием. Например, когда мы в панике бежим от опасности, не разбирая дороги, — мы не действуем. Здесь речь идет просто о поведении под влиянием аффекта.

Действие — это активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на изменение объектов с целью сохранения или изменения их состояния.

Поскольку действие целерационально, оно отличается от нецеленаправленного поведения тем, что человек ясно понимает, что и зачем он делает. Аффективные реакции, панику, поведение агрессивной толпы нельзя назвать действиями. В сознании человека, действующего четко, выделяются цель и средства ее достижения. Разумеется, на практике далеко не всегда человек сразу четко и безошибочно определяет цель и правильно выбирает средства ее достижения. Многие поступки имеют комплексную природу и состоят из элементов с различной степенью рациональности. Например, многие привычные трудовые операции так нам знакомы из-за многократного повторения, что мы можем выполнять их почти машинально. Кто не видел женщин, занятых вязанием и одновременно разговаривающих или смотрящих телевизор? Даже на уровне принятия ответственных решений многое делается по привычке, по аналогии. Каждый человек владеет навыками, над которыми давно не задумывается, хотя в период научения хорошо представлял себе их целесообразность и смысл.

Не всякое действие является социальным. М. Вебер определяет социальное действие так: «Социальное действие... соотносится по своему смыслу с поведением других субъектов и ориентировано на него». Иными словами, действие становится социальным, когда в своем целеполагании затрагивает других людей или обусловлено их существованием и поведением. При этом не имеет значения, пользу или вред приносит данное конкретное действие другим людям, знают ли другие о том, что мы совершили то или иное действие, успешно действие или нет (социальным может быть и неудавшееся, провальное действие). В концепции М. Вебера социология выступает как бы исследованием действий, ориентированных на поведение других. Например, увидев нацеленное на себя дуло ружья и агрессивное выражение на лице прицелившегося человека, любой человек понимает смысл его действий и грозящую опасность благодаря тому, что мысленно как бы ставит себя на его место. Мы пользуемся аналогией с собой для того, чтобы понять цели и мотивы.

Субъект социального действия обозначается термином «социальный актор». В парадигме функционализма под социальными акторами понимаются индивиды, исполняющие социальные роли. В теории акционализма А. Турена акторы — это социальные группы, направляющие ход событий в обществе в соответствии со своими интересами. Они оказывают влияние на социальную действительность, вырабатывая стратегию своих действий. Стратегия заключается в выборе целей и средств их достижения. Социальные стратегии могут быть индивидуальными или исходить от общественных организаций или движений. Сферой приложения стратегии выступает любая сфера жизни общества.

Реально действия социального актора никогда не бывают полностью ни результатом манипуляции внешними социальными

силами его сознательной волей, ни продуктом сложившейся ситуации, ни абсолютно свободным выбором. Социальные действия представляют собой результат сложного взаимодействия социальных и индивидуальных факторов. Социальный актор всегда действует в рамках конкретной ситуации с ограниченным набором возможностей и поэтому не может быть абсолютно свободным. Но так как его действия по своей структуре являются проектом, т.е. планированием средств по отношению к еше не реализованной цели, то они имеют вероятностный, свободный характер. Актор может отказаться от цели или переориентироваться на другую, хотя и в рамках своей ситуации.

Структура социального действия обязательно включает в себя следующие элементы:

  • актора;
  • потребность актора, выступающую непосредственным мотивом действия;
  • стратегию действия (осознанная цель и средства ее достижения);
  • индивида или социальную группу, на которые ориентировано действие;
  • конечный результат (успех или неудача).

Называл совокупность элементов социального действия его системой координат.

Понимающая социология Макса Вебера

Для творчества Макса Вебера (1864-1920), немецкого экономиста, историка и выдающегося социолога, характерны прежде всего глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития.

Средством обобщения многообразия эмпирической действительности у Вебера выступает понятие «идеального типа». «Идеальный тип» не просто извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая модель, и только потом соотносится с эмпирической реальностью. Например, понятия «экономический обмен», «капитализм», «ремесло» и др. — суть лишь идеально-типические конструкции, употребляемые в качестве средства для изображения исторических образований.

В отличие от истории, где конкретные события, локализованные в пространстве и во времени, объясняются каузально (причинно-генетические типы), задача социологии — устанавливать общие правила развития событий безотносительно к пространственно- временному определению этих событий. В результате получаем чистые (общие) идеальные типы.

Социология, по Веберу, должна быть «понимающей» — поскольку действия индивида, «субъекта» социальных отношений, являются осмысленными. А осмысленные (предполагаемые) действия, отношения способствуют пониманию (предвидению) их последствий.

Типы социального действия по М. Веберу

Одним из центральных пунктов теории Вебера выступает выделение элементарной частицы поведения индивида в обществе — социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. «Социальное действие», по Веберу, — это идеальный тип, где «действие» — действие человека, связывающего с ним субъективный смысл (рациональность), а «социальное» — действие, которое по предполагаемому его субъектом смыслу соотносится с действием других лиц и ориентируется на них. Ученый выделяет четыре вида социального действия:

  • целерациональное — использование определенного ожидаемого поведения других людей для достижения целей;
  • ценностно-рациональное - понимание поведения, действия как собственно ценностно-значимого, основанного на нормах морали, религии;
  • аффективное - особенно эмоциональное, чувственное;
  • традиционное — основанное на силе привычки, принятой норме. В строгом смысле аффективное и традиционное действия не являются социальными.

Само же общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, по ассоциации с другими, обеспечивая, таким образом, значительный прогресс во взаимодействии с окружающей средой.

Схема 1. Типы социального действия по М. Веберу

Вебер сознательно расположил четыре описанных им типа социального действия в порядке возрастания рациональности. Этот порядок, с одной стороны, служит своеобразным методическим приемом для объяснения различного характера субъективной мотивации индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, ориентированном на других; мотивацию он называет «ожиданием», без нее действие не может рассматриваться как социальное. С другой стороны, и в этом Вебер был убежден, рационализация социального действия есть вместе с тем тенденция исторического процесса. И хотя этот процесс протекает не без трудностей, разного рода препятствий и отклонений, европейская история последних столетий. вовлечение других, неевропейских цивилизаций на путь индустриализации свидетельствуют, по Веберу. о том, что рационализация есть всемирно-исторический процесс. «Одним из существенных компонентов «рационализации» действия является замена внутренней приверженности привычным нравам и обычаям планомерным приспособлением к соображениям интереса».

Рационализация, также по Веберу, — форма развития, или социального прогресса, который осуществляется в рамках определенной картины мира, каковые в истории различны.

Вебер выделяет три самых общих типа, три способа отношения к миру, в которых заключены соответствующие установки или векторы (направленности) жизнедеятельности людей, их социального действия.

Первый из них связан с конфуцианством и даосистскими религиозно-философскими воззрениями, получившими распространение в Китае; второй — с индуистскими и буддистскими, распространенными в Индии; третий — с иудаистскими и христианскими, возникшими на Ближнем Востоке и распространившимися в Европе и Америке. Первый тип Вебер определяет как приспособление к миру, второй — как бегство от мира, третий — как овладение миром. Этими разными видами мироощущения и образа жизни и задается направление последующей рационализации, то есть разных способов движения по пути социального прогресса.

Весьма важный аспект в творчестве Вебера — изучение базовых отношений в социальных ассоциациях. В первую очередь, это касается анализа отношений власти, а также природы и структуры организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко.

Из применения понятия «социального действия» к политической сфере Вебер выводит три чистых типа легитимного (признанного) господства:

  • легальный , — в котором как управляемые, так и управляющие, подчиняются не какой-то личности, а закону;
  • традиционный — обусловленный в первую очередь привычками и нравами данного общества;
  • харизматический — основанный на экстраординарных способностях личности руководителя.

Социология, по мнению Вебера, должна основываться на научных суждениях, максимально свободных от разного рода личных пристрастий ученого, от политических, экономических, идеологических влияний.

Наша жизнь являет картину действующих людей: одни трудятся, другие учатся, третьи женятся и т. д. Разнообразные виды действия (поведения, деятельности) представляют собой сознательную последовательность операций, направленных на удовлетворение каких-то потребностей. — это конкретная система действий людей в природной и общественной среде. Анализ социальных действий, возникающих на их основе социальных связей и систем, является главной проблемой социологии.

Действие субъекта характеризуется следующими чертами:

  • оно определяется отношением между субъектом и ситуацией;
  • включает три вида мотивов- ориентаций — катектическое (потребностное), когнитивное (познавательное), оценочное (сравнительное, моральное);
  • нормативно (реализует нормы, находящиеся в памяти);
  • целенаправленно (направляется представлением о предполагаемом результате действия);
  • включает выбор предметов, средств, операций и т. п.;
  • завершается результатом, который соответствует или не соответствует цели и потребности.

Например, вы идете по улице; вдруг пошел дождь; возникает потребность не промокнуть; у вас есть зонт, рядом находится крыша и т. п.; кругом много людей; вы решаетесь осторожно вынуть зонт, поднять его над головой и открыть, чтобы не задеть других; защищаете себя от дождя и испытываете состояние удовлетворения.

Диалектика потребностей субъекта и ситуации, в которую входит предмет потребления, образует сущность социального действия. Среди мотивов людей главным обычно становится один, а остальные играют подчиненную роль. Возникают преимущественно потребностные, познавательные, оценочные по своим мотивам типы действий людей, связанные с их потребностями. В первом типе действия ведущими являются потребности ные ориентации, связанные с удовлетворением какой-то потребности. Например, студент испытывает голод и удовлетворяет его имеющимся предметом (пищей). Во втором типе действия ведущими становятся познавательные мотивы, а потребностный и оценочный мотивы отодвигается на второй план. Например, студент, не испытывая чувства голода, познает, оценивает, выбирает имеющиеся предметы потребления. В третьем типе действия преобладает оценочный мотив , когда происходит опенка разных предметов с точки зрения наличной потребности. Например, студент выбирает среди различной пиши ту, которая его больше устраивает.

Важнейшим элементом действия человека является ситуация. Она включает в себя: 1) предметы потребления (хлеб, учебники и т. п.); средства потребления (посуда, настольная лампа и т. п.); условия потребления (помещение, свет, тепло и т. п.); 2) ценности общества (экономические, политические, духовные), с которыми вынужден считаться действующий человек; 3) других людей с их характерами и действиями и т. п., оказывающих влияние (положительное или отрицательное) на действия людей. Ситуация, в которую включен человек, конкретизирует его потребности и способности, а также статусы — роли, которые человек реализует в действиях. Ее нужно проанализировать (осмыслить), чтобы создать программу действия, ведущую к реализации потребности. В действии участвуют люди, для которых ситуация имеет значение, т. е. они знают ее предметы и умеют с ними обращаться.

В находится набор норм (образцов и правил поведения, ролей), с помощью которых можно удовлетворить потребность в соответствии с имеющимися ценностями. Они составляют опыт человека, накопленный за время социализации. Это программы утренней зарядки, проезда на учебу, процесса учебы и т. п. Таких программ, в которых проявляется социальный статус и роли человека на данном этапе его развития, много. Задача состоит в выборе из них, соответствующем потребности, ценности, ситуации. Очевидно, что одни и те же нормы можно использовать ради разных потребностей и ценностей. Например, поездка на транспорте может быть вызвана как желанием оказать помощь товарищу, так и намерением кого-то ограбить.

Анализ ситуации в связи с актуальной потребностью происходит с помощью ментальности. С ее помощью происходит:

  • узнавание предметов ситуации, их оценка как полезных, нейтральных, вредных, формирование интересов ;
  • актуализация имеющихся в памяти знаний, ценностей, норм поведения;
  • формирование цели и программы действия, включающей начало, последовательность и т. п. операций, из которых состоит действие;
  • адаптация наличных средств для реализации намеченной цели;
  • реализация разработанной программы в данной ситуации и ее корректировка на основе обратной связи;
  • получение какого-то результата в виде изменения ситуации и приобретения предмета потребности.

Интерес представляет собой промежуточную на пути к потребности цель-стремление (представление о каком-то предмете потребления и желание его добыть), которая становится критерием оценки ситуации (предметов, условий, людей и т. п.) и формирования программы, добывающей предмет потребления деятельности человека. Например, у вас возникла потребность в квартире. Эта потребность может выражаться: а) в выборе имеющихся на рынке квартир; б) строительстве нужной квартиры. В первом случае мы имеем познавательный и оценочный интерес, а во втором — познавательно-оценочно-производящий.

Потребность и интерес — взаимосвязанные механизмы регуляции разных этапов деятельности. Интерес может стать потребностью по отношению к другому интересу, т. е. побуждением относительно самостоятельного действия, если деятельность человека состоит из многозвенной системы действий. Например, у человека возникает потребность в жилье, которая вызывает интересы к кредиту, строительным фирмам, месту застройки и т. п. Каждый из них может стать потребностью по отношению к последующему интересу и связанному с ним действию.

Цель (действия), возникающая в результате осмысления потребности и ситуации, является итогом потребностной (на удовлетворение), познавательной (анализ ситуации), оценочной (сравнение потребности и ситуации), моральной (по отношению к другим) ориентации. Она предполагает программу действий, разработанную с учетом перечисленных мотивов. В простейшем случае целью является потребность (представление о предмете потребления), выступающая мотивом деятельности. В более сложном случае целью становится представление о промежуточном результате деятельности, ведущем к какой-то потребности. Например, мотивом может быть представление о защите от дождя и программа использования зонта в толпе, быстро возникшая в голове и поведении человека.

Таким образом, потребность, интерес, ценность, цель — это разные социально-психологические знания и механизмы разных этапов действий: потребления чего-то, добывания его, учета потребностей других людей и т. и. Потребность — это глубокое психологическое побуждение, ориентация действия. Интерес — это менее глубокое психологическое и более информационное, рациональное побуждение, ориентация действия. Ценность — это еще менее глубокое психологическое побуждение, ориентация действия. А самым неэмоциональных мотивом выступает просто цель действия, представление о каком-то результате.

Внутренние, субъективные факторы (потребности, интересы, ценности, цели и т. п. мотивы ), а также действия по их узнаванию, оценке, выбору и т. п. человека образуют механизм мотивации действия. Внешние, объективные факторы (предметы, орудия, другие люди ит. п. стимулы) образуют механизм стимулирования действия. Действие человека определяется диалектикой мотивов и стимулов и включает в себя:

  • потребность или интерес — источник человеческой активности;
  • актуализацию в памяти ценностей и норм поведения;
  • формирование цели и программы действия в наличной ситуации;
  • адаптацию к цели в уме наличных физических и материальных ресурсов ситуации;
  • реализацию цели на основе обратной связи в процессе действия в конкретной ситуации;
  • изменение ситуации и достижение (или недостижение) предмета потребности, а значит, удовлетворения (или неудовлетворения).

В самом общем виде модель социального действия включает в себя следующие основные части. Во-первых, мировоззрение, ментальность, мотивацию человека можно назвать исходной (субъективной) частью, в которой содержится накопленный субъектом опыт, потребности, интересы, ценности, цели. Во-вторых, ситуация действия, включающая предмет, орудия, других людей и т. п., выступающая предпосылкой формирования и удовлетворения потребности. Ситуацию можно назвать вспомогательной частью социального действия. В-третьих, последовательность практических операций можно назвать базисной частью социального действия, потому что она представляет единство исходного и вспомогательного, объективного и субъективного, ведет к производству предмета потребления и удовлетворению потребности.

Эту модель социального действия мы применим в дальнейшем ко всем структурным элементам общества: общественным системам, формациям, цивилизациям. Она связана с понятием самоуправляющейся системы. Такой методологический подход позволит увидеть в деятельности людей, общественных системах, формациях, цивилизация, типах обществ некий инвариант, помогающий понять эти сложные, развивающиеся и взаимосвязанные системы.

Мотивационный механизм

Социальные потребности, интересы, цели делятся на индивидуальные, групповые, общественные (институциональные) в зависимости от социального субъекта, выступающего их носителем. Индивидуальными являются демосоциальные, экономические, политические, духовные потребности, интересы, цели, присущие данному индивиду. Массовыми являются типичные и характерные потребности, интересы, цели данной социальной группы (учебной, военной и т. п.), социального класса, этноса и т. п. Общественными являются потребности, интересы, цели данной социальной системы, формации, цивилизации, регулируемые соответствующим социальным институтом: семьи, банка, рынка, государства и т. п.. Они включают в себя потребности этого института как социального целого в рамках общественного разделения труда. Например, потребностью армии как социальной системы и института является дисциплина, военная мощь, победа и т. п.

Человек объединяет в себе индивидуальные потребности и общественные интересы, которые проявляются в нем в качестве общественных ценностей. Например, в советском обществе ориентация на фактически бесплатную работу (номинальная общественная ценность) вступала в противоречие с демосоциальными потребностями в пище, одежде и т. и. Индивидуальные потребности и общественные ценности тесно взаимосвязаны, образуя в единстве ментальный механизм , управляющий действием человека. Между потребностями и ценностями людей часто возникают конфликты. Простейшие виды действия (умывание, поездка в транспорте и т. п.) он выполняет почти автоматически, а в сложных вилах действий (брак, работа и т. и.) потребности и ценности обычно становятся предметами самостоятельного ментального анализа и требования их согласовать.

Потребности людей имеют во многом психологическую основу, а ценности — духовную, представляют какую-то культурную традицию (в России, например, ориентация на социальное равенство). Общественная ценность относит человека к какой-то общности. Она порождает общественный интерес, представляющий познавательно-оценочно-моральный механизм регуляции действий людей, основанный на экономических, политических, духовных ценностях , существующих в данном обществе. Этот интерес образует предпосылку для реализации экономических, политических, духовных потребностей, представляющих механизмы деятельности общественных систем, формаций, цивилизаций , которые мы рассмотрим ниже.

Блага и ценности выполняют роль ориентиров в окружающем мире, помогая избежать вредного, злого, безобразного, ложного. Они носят социально-классовый характер, различаются у разных социальных общностей: этнических, профессиональных, экономических, территориальных, возрастных и т. и. Например, многое из того, что является благом и ценным для молодежи, для стариков интереса не представляет. В мире сформулированы некоторые общечеловеческие блага и ценности: жизнь, свобода, справедливость, творчество и т. п. В демократических, правовых, социальных государствах они принимают форму правовых норм.

Выделил систему основных общественных и индивидуальных потребностей (и интересов) — ориентаций, которые субъект использует в процессе выбора варианта действия. Они представляют собой пары — возможности выбора, в частности, между:

  • ориентацией только на собственные потребности или на необходимость учитывать в своем поведении интересы коллектива («ориентация на себя — ориентация на коллектив»);
  • ориентацией на удовлетворение непосредственных, сиюминутных потребностей или на отказ от них ради перспективных и важных потребностей;
  • ориентацией на социальные характеристики другого индивида (должность, богатство, образованность и т. п.) или на имманентно присущие качества (пол, возраст, внешний вид);
  • ориентацией на какое-то общее правило (бескорыстность, меркантильность и т. п.) или на специфику ситуации (ограбление, помощь слабому и т. п.).

Борьба потребностей (и интересов) в человеке — это острая и чаше всего невидимая для других сторона его жизнедеятельности. Она происходит на разных уровнях его психики: бессознательном, сознательном, духовном. Важно обратить внимание, в каких многообразных вариантах формируется мотивация и интерес субъекта. На выбор человеком мотива поведения влияет ряд общих обстоятельств: ситуация, нравственная культура, принятая в обществе система ценностей (духовная культура). Разработать какую-то формулу выбора мотива данным человеком в конкретной ситуации невозможно.

Духовная культура общества, класса, социального круга и т. п. различаются и по-разному они влияют на мотивацию человека, его интересы: например, культура мусульманская и православная, сельская и городская, рабочая и интеллигентская. Они во многом определяют типичный для данного общества, социального слоя, группы индивидуальный выбор. В ходе исторического развития разных культур, социального отбора (селекции) крайние варианты ориентаций «на себя» (капитализм) и «на коллектив» (социализм) были отброшены. Они вели в обществе или к хаосу, или тоталитаризму.

В зависимости от ценностей действия людей можно разделить на (1) нейтральные; (2) социальные; (3) асоциальные (девиантные). Нейтральным является такое поведение человека, которое не мотивировано ориентацией на других, т. е. на общественные интересы. Например, вы идете по полю; пошел дождь; вы открыли зонтик и защитили себя от промокания.

Социальным является поведение, ориентированное на других, учитывающее общественные потребности. Выражением таких потребностей являются религиозные, моральные и правовые нормы, обычаи, традиции . В них закреплен опыт человечества, и человек, приученный их соблюдать, следует им, не задумываясь об их смысле. Например, вы идете в толпе; пошел дождь; вы посмотрели вокруг и осторожно открываете зонт, чтобы не навредить другим. Ориентация на других, выполнение ожиданий-обязательств — своеобразная плата, которую люди платят за спокойные, надежные условия удовлетворения своих потребностей.

Асоциальным (девиантным) является действие, в результате которого вы сознательно или ненамеренно игнорируете и ушем- ляете потребности другого человека в результате своего поведения. Например, вы идете в толпе; пошел дождь; вы, не оглянувшись, открыли зонтик и поранили идущего рядом человека.

Типы социального действия

В состоянии потребности человек располагает системой ожиданий, которые относятся к наличной ситуации и ее объектам. Эти ожидания организованы потребностной, познавательной, оценочной мотивацией в отношении ситуации. Например, потребность защититься от дождя зависит от местоположения человека, наличия зонтика и т. п. Если в ситуацию входят другие люди, то ожидание — готовность к действию — зависит от их возможных реакций-действий. Элементы ситуации имеют для людей значения (знаки) ожиданий, которые сказываются на наших действиях.

В обществе и в человеке различают следующие мотивы поведения и ориентации: 1) когнитивный (познавательный), предполагающий получение разнообразных знаний в процессе обучения; 2) потребностный - ориентации в ситуациях, которые возникают в процессе социализации (демосоциальные, экономические, политические, духовные потребности); 3) оценочный, который согласует потребностные и когнитивные мотивы человека в конкретной ситуации, — например, согласование знаний об устройстве на работу и потребности работать по полученной в университете профессии на основе критериев зарплаты, престижа, профессиональных знаний и т. п.

Действия людей можно дифференцировать в зависимости от соотношения в них когнитивной, потребностной и оценочной составляющих. Прежде всего, можно отказаться от сиюминутных потребностей ради перспективных. Например, человек ориентированный на окончание вуза, отказывается от других целей, интересов, потребностей. Далее, задавая какую-то цель, человек может отдать предпочтение выбору условий ее реализации, на время отвлекаясь от возможности ее удовлетворения. Здесь преобладают интересы когнитивные и оценочные. Человек может также сконцентрироваться на упорядочении — приоритете своих мотивов. В этом случае он познает и оценивает не ситуацию, а свои потребности и интересы. Результатом такого самоанализа является упорядочение во времени и пространстве собственных потребностей и интересов. И, наконец, человек может сконцентрироваться на моральных мотивах, тогда критерием оценки становятся добро и зло, честь и совесть, долг и ответственность и т. п. ценности.

Вебер выделил целерациональный, ценностнорациональный, аффективный и традиционный тины действия. Они различаются содержанием и соотношением субъективных элементов поведения — о них речь шла выше. При анализе этих типов действия мы отвлекаемся от ситуации, в которой действует индивид: она как бы «остается за кадром» или учитывается в самом общем виде.

«Целерационально действует тот индивид, — пишет М. Вебер, — чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действия, кто рационально рассматривает отношение средств к цели по побочным результатам, т. е. действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно», т. е. не на основе той или иной традиции, привычки. Такое действие характеризуется ясным пониманием, во-первых, поставленной цели: например, студент хочет получить во время обучения профессию менеджера. Во-вторых, его характеризует выбор путей и средств, адекватных поставленной цели. Если студент не будет посещать лекций и готовиться к семинарам, а будет заниматься спортом или подрабатывать, то такое действие не целерационально. В-третьих, здесь важна цена полученного результата, возможные негативные последствия. Если профессия менеджера обойдется студенту утратой здоровья, то такое действие нельзя считать целерациональным. В этой связи громадная цена, заплаченная за победу (пиррова победа), снижает целерациональность последней.

Таким образом, в целерациональных действиях цель, ее средства, предполагаемые результаты (позитивные и негативные) просчитываются (мысленно моделируются). Здесь нет аффекта, привязки к традиции и т. п., а есть свобода мышления и поведения. Именно поэтому протестантская этика, а не частная собственность, по мнению М. Вебера, создала капитализм: в начале возникло целерациональное поведение; затем оно приобрело ведущее положение в аграрно-рыночной формации; наконец, возникло капиталистическое действие, ориентированное на прибыль и накопление капитала. Целерациональных людей всюду было немало, но только в Западной Европе они получили возможность самовыражения и развития вследствие стечения множества обе гоятел ьс гв.

Цен ноет нерациональные действия реализуют верования и убеждения людей, невзирая на ущерб, который они вызывают. Это действие несвободно по отношению к верованиям, традициям и обычаям, а значит, и к ситуации, в которой находится деятель. В силу ряда природных (размер территории и климат), исторических (деспотизм и т. п.) и социальных (господство общины) обстоятельств именно этот тип социального действия стал преобладающим в России. Вместе с ними возник и стал воспроизводиться своеобразный патриархально-авторитарный менталитет, включающий в себя определенные верования — убеждения, ценности, типы мышления. Такой тип ментальности и поведения возник в медленно меняющихся (и постоянно воспроизводимых) природных и социальных условиях.

Ценностнорациональное действие подчиненно (регулируется) определенным требованиям (ценностям), принятым в данном обществе: религиозная норма, нравственный долг, эстетический принцип и т. п. Для индивида в этом случае не существует какой-либо рациональной цели. Он строго ориентирован на свои убеждения о долге, достоинстве, красоте. Ценностнорацио- нальное действие, согласно Веберу, всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым данный человек видит свой долг. Например, мусульманин должен жениться только на мусульманке, большевики считали настоящими людьми преимущественно пролетариев и т. п. В этом случае сознание деятеля не полностью раскрепощено; принимая решения, он ориентируется на ценности, принятые в обществе.

В традиционном действии деятель ориентируется на других в форме обычая, традиции, обряда, существующего в данной социальной среде и обществе. Например, девушка выходит замуж потому, что ей исполнилось определенное количество лет. Традиционным являлись в советское время субботники, комсомольские собрания и т. п. О таких действиях не думают, зачем они, их исполняют по привычке.

Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществлено в состоянии аффекта. Оно характеризуется минимальными значениями рефлексии сознания, его отличает стремление к немедленному удовлетворению потребности, жажды мести, влечения. Примеры такого действия — преступления в состоянии аффекта.

В реальной жизни встречаются все перечисленные типы социальных действий. Что касается индивида, то в его жизни есть место и аффекту, и строгому расчету, а также привычной ориентации на долг перед товарищами, родителями, отечеством. При всей привлекательности и даже в чем-то романтической возвышенности целерационального действия, оно никогда не может и не должно стать чрезмерно распространенным — иначе будет во многом утрачена прелесть и многообразие, чувственная наполненность социальной жизни. Но чем чаще при решении сложных проблем жизни человек будет целерационален, тем выше вероятность, что он сам и общество будут развиваться эффективно.

Мы определили , изучающую поведение людей в определенной природной и общественной среде. Мировоззрение, ментальность, мотивация человека в единстве с условиями (средой) его жизни образуют образ жизни человека, являющийся непосредственным предметом социологического анализа. Он представляет собой совокупность видов жизнедеятельности людей в определенной природной и общественной среде, раскрывающую, какие действия и поступки совершают люди, как они связаны и во имя чего совершаются. Образ жизни человека включает в себя: 1) мировоззрение, ментальность, мотива- ционный механизм, побуждающий и ориентирующий его в мире (вспомогательная система); 2) систему статусов и ролей (базисная); 3) совокупность разных форм жизнедеятельности, типичных для данного общества (демосоциальная, профессиональная, образовательная, политическая, научная и т. п.), среди них какая-то занимает ведущее место (как исходная система). Таким образом, мировоззрение, ментальность, мотивация, образ жизни — важнейшие понятия социологии.

Проблематику социального действия ввел Макс Вебер . Во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл - личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков:

  • нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм).
  • волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды)
  • наличие знаковых механизмов регуляции

В концепции Парсонса действие рассматривается как единичный акт и как система действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделением актора и среды, состоящей из физических объектов, культурных образов и др. индивидов. Анализ действия как системы: рассматривается как открытая система (т.е. поддерживает обмен с внешней средой), существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.

Социальное действие.

Вы читаете этот текст, текст главы учебного пособия. Как вид активности чтение связано с определенными затратами энергии, нормальным функционированием головного мозга, определенными мыслительными операциями, позволяющими воспринимать знаки на бумаге как слова и предложения. Однако эти психофизические процессы не являются предметной областью социологии, хотя и необходимы для процесса чтения. Каким образом человек, читающий тест, может быть рассмотрен социологически?

Прежде всего, внимание должно привлечь побуждение человека к определенной активности, то, что выступает непосредственной побудительной причиной действия, его мотивом. Тут можно предположить связь с желанием или обязанностью подготовки к занятиям или простое любопытство. В любом случае стремление удовлетворить некоторую потребность вызывает к жизни систему побуждений и план определенных действий вместе с образом желаемого результата, целью. Соответственно побуждениям и целям подбираются средства. Причем если речь идет о любознательности как таковой, то результатом будет само получение положительных оценок, то сама подготовка к занятию, включая и чтение, выступает как средство.

Самому чтению в любом случае предшествовал выбор возможных вариантов поведения: готовиться или не готовиться к занятиям, "любопытствовать" или послушать музыку... Результаты выбора определены были оценкой ситуации: насколько важна подготовка именно к этому занятию? Сколько времени это потребует? Не попытаться ли выступить на семинаре без подготовки или вообще не ходить на занятия? И, наконец, какие следствия повлечет за собой тот или иной выбор? При этом Вы как человек, проявляющий целенаправленную активность, выступали субъектом действия, а книга в качестве источника информации - как объект приложения ваших усилий.

Таким образом, чтение книги связано с решением неких жизненных проблем и сознательно сориентировано относительно ответного поведения окружающих, то есть соответствует основным признакам социального действия . Социальное действие отличается от чисто рефлекторной активности (потирание уставших глаз) и от тех операций, на которые дробится действие (подготовить рабочее место, достать книгу и т. п.).

Однако читаете ли вы в библиотеке или дома, в одиночестве или вместе с кем-то, ситуация свидетельствует, что вы студент или некто, так или иначе связанный с учебным процессом. Это признак вашего включения в сферу действия социального института образования, а значит, ваша активность организована и ограничена определенными нормами. Чтение связано с процессом познания, в котором вы реализуете определенные способы мышления, демонстрируете способность работы с различными знаковыми системами как элементами культуры. Кроме того, сама включенность в процессы обучения и познания свидетельствует, что вы разделяете определенный набор существующих в обществе ценностей.

Таким образом, ваше действие чтение, возможно лишь в рамках общества с определенным уровнем развития культуры и социальной структуры. С другой стороны, его описание, описание единичного действия возможно потому, что существует достаточно длительная традиция исследований социального действия в социологии и философии. Иными словами, и само действие, и его описание становятся возможны только в результате вашей включенности в жизнь общества.

Тот факт, что отдельное действие возможно лишь в рамках общества, что социальный субъект всегда находится в физическом или мысленном окружении других субъектов и ведет себя сообразно этой ситуации, отражает понятие социального взаимодействия . Социальное взаимодействие можно охарактеризовать как систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия. Взаимодействие отдельных субъектов является и результатом развития общества, и условием его дальнейшего развития.

Социология, описывая, объясняя и пытаясь прогнозировать поведение людей, - в учебном ли процессе, в экономической ли деятельности или политической борьбе, прежде чем обратиться к эмпирическим исследованиям частных проблем, обращается к созданию теоретической модели этого поведения . Создание такой модели начинается с разработки понятия социального действия, выяснения его структуры, функций и динамики .

Обязательными компонентами структуры действия выступают субъект и объект действия. Субъект - это носитель целенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей. Объект - то, на что направлено действие. В функциональном аспекте выделяются этапы действия : во-первых, связанный с целеполаганием, выработкой целей и, во-вторых, с их операционной реализацией. На этих этапах и устанавливаются организационные связи между субъектом и объектом действия. Цель - идеальный образ процесса и результата действия. Способность к целеполаганию, т.е. к идеальному моделированию предстоящих действий, является важнейшим свойством человека как субъекта действия. Реализация целей предполагает выбор соответствующих средств и организацию усилий для достижения результата . В самом широком значении средство - это предмет, рассмотренный с точки зрения способности служить цели, будь то вещь, навык, отношение или информация. Достигнутый результат выступает как новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия - синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта. При этом условием результативности выступает соответствие цели потребностям субъекта, средств - цели и характеру объекта. В динамическом аспекте действие предстает как момент само возобновляющейся деятельности субъекта на основе возрастания потребностей.

Механизм реализации действия помогает описать так называемая "всеобщая функциональная формула действия": потребности - их отражение в (коллективном) сознании, выработка идеальных программ действия - их операционная реализация в ходе координируемой определенными средствами активности, создающая продукт, способный удовлетворить потребности субъектов и побуждающий новые потребности.

Подобно любой теоретической модели, данное представление о социальном действии помогает увидеть общую природу бесконечно многообразных действий и таким образом уже выступает теоретическим инструментом социологического исследования. Однако для того, чтобы обратиться к анализу частных проблем, необходимо дальнейшее членение элементов этой модели. И прежде всего в более детальных характеристиках нуждается субъект действия.

Субъект действия может быть рассмотрен как индивидуальный или коллективный. Коллективными субъектами выступают разнообразные общности (например, партии). Индивидуальный субъектсуществует внутри общностей, он может отождествлять себя с ними или вступать с ними в конфликт.

Контакт субъекта со средой своего существования порождает потребности - особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта. Существуют различные классификации потребностей. Общими чертами всех классификаций выступают утверждение многообразия и возрастания потребностей и поэтапный характер их удовлетворения. Так, подобно всякому живому существу, человек нуждается в пищи и укрытии - это относится к физиологическим потребностям. Но столь же необходимы ему признание и самоутверждение - это является уже потребностями социальными.

К важным характеристикам субъекта действия относятся также совокупный жизненный ресурс, уровень притязаний и ценностные ориентации. Совокупный жизненный ресурс включает ресурсы энергии, времени, природных и социальных преимуществ. Люди располагают разными жизненными ресурсами в зависимости своего социального положения. Все виды ресурсов по-разному проявляются и измеряются для индивидуальных или коллективных субъектов, например, здоровье человека или сплоченность группы.

Социальное положение, наряду с индивидуальными качествами субъекта, определяет его уровень притязаний , т.е. сложность задачи и результат, на который он ориентируется в своих действиях. Эти ориентации субъекта относительно какой-либо сферы жизнедеятельности являются и ценностными ориентациями . Ценностные ориентации - это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. Они связаны с индивидуальным отражением в сознании человека ценностей общества. Устоявшиеся ценностные ориентации обеспечивают цельность сознания и поведения субъекта.

Для описания источников социального объекта используется также понятие интереса . В узком значении интерес подразумевает избирательное, эмоционально окрашенное отношение к действительности (интерес к чему-либо, интересоваться чем-то или кем-то). Широкое значение этого понятия связывает состояние среды, потребности субъекта, а также условия их удовлетворения. Т.е. интерес может быть охарактеризован как отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Это отношение объективно и должно быть осознано субъектом. Большая или меньшая ясность осознания влияет на результативность действия. Возможно и действие вопреки своим интересам, т.е. вопреки своему реальному положению. Понятие интерес используется в литературе применительно к индивидуальным и коллективным субъектам.

Потребности, интересы и ценностные ориентации выступают факторами мотивации действия, т.е. формирования его мотивов как непосредственных побуждений к действию. Мотив - осознанное побуждение к действию, возникающее при осознании потребностей. Как внутреннее побуждение мотив отличается от внешних побуждений - стимулов . Стимулы - дополнительные звенья между потребностью и мотивом, это материальные и моральные поощрения определенных действий.

Сознательный характер действия не исключает роли эмоциональных и волевых факторов. Соотношение рационального расчета и эмоциональных импульсов позволяет говорить о различных типах мотивации.

Исследования мотивации широко представлены в социологии в связи с изучением трудовой и учебной деятельности. При этом выделяют уровни мотивации в зависимости от уровня потребностей.

  1. Первая группа мотивов связана с социально-экономическим вопросом индивида . Сюда входят, прежде всего, мотивы обеспечения жизненных благ . Если эти мотивы доминируют в действиях человека, то прослеживается его ориентация, прежде всего на материальное вознаграждение. Соответственно повышаются возможности материального стимулирования. К этой группе относятся мотивы призвания . Они фиксируют стремление человека к определенному роду занятий. Для человека в этом случае важно содержание его профессиональной деятельности. Соответственно и стимулирование будет связано с материальным вознаграждением самим по себе. Наконец, к этой же группе относят мотивы престижа . Они выражают стремление человека знать достойное, по его мнению, положение в обществе.
  2. Вторая группа мотивов связана с реализацией предписанных и усвоенных индивидом социальных норм . Этой группе также соответствует широкий спектр побуждений к действию, от гражданских, патриотических до групповой солидарности или "чести мундира".
  3. Третью группу составляют мотивы, связанные с оптимизацией жизненного цикла . Здесь могут сменять друг друга стремления к ускоренной социальной мобильности и преодолению ролевого конфликта.

Каждому роду занятий, даже каждому действию, соответствуют не один, а множество мотивов. Даже в частном примере, с которого начата глава, можно предположить, что побуждение к чтению не могло сводиться только к желанию получить оценку, или только к стремлению избежать неприятностей, или только к любознательности. Именно множественность мотивов обеспечивает положительное отношение к действию.

Мотивы действия организованы иерархически, какой-то из них является доминирующим. При этом исследователи зафиксировали для процесса обучения, например, обратную связь между силой утилитарных мотивов и успеваемостью и прямую - между научно-познавательными и профессиональными мотивами. Система мотивации динамична. Она изменяется не только при смене занятий, но и внутри одного их вида. Например, мотивы обучения изменяются в зависимости от года обучения.

Таким образом, важнейшие характеристики мотивации действий - это множественность и иерархичность мотивов, а также их определенная сила и устойчивость.

В исследовании мотивации используются различные методы: опросы, эксперименты, анализ статистических данных... Так, результаты лабораторных экспериментов показывают изменение времени реакции в действиях, различных по своим мотивам. Аналоги таких экспериментов, хотя и без строгих методик, вы, вероятно, имеете в своем жизненном опыте. Чем отчетливее и сильнее для вас необходимость сделать что-то (курсовую работу к последнему сроку), тем выше способность сконцентрировать на этом деле внимание, личные способности и организаторские таланты. Если вернуться к экспериментам лабораторным, то нужно отметить, что изменение быстроты реакции - это психологическая характеристика. Изучение мотивов, как и действия в целом, все более становится междисциплинарным. Для изучения словесных отчетов людей о мотивах собственных действий особенно важен характер задаваемых вопросов. Например, вряд ли принесет пользу прямой вопрос: "Устойчивы ли ваши профессиональные ориентации?" Больше информации можно получить, задав вопрос: "Как вы представляете себе род своих занятий в ближайшие пять лет?" Однако, выяснение подлинных мотивов действий людей чрезвычайно сложно.

Теперь обратимся к более детальному рассмотрению целеполагания и целеосуществления. Цель - это мотивированное, осознанное, выраженное в словах предвосхищение результата действия. Принятие решения о результате действия рационально , если в рамках наличной информации субъект способен к расчету целей , средств и результатов действия и стремится к их максимальной эффективности . Связь между объективными условиями, мотивацией и целями устанавливаются таким образом, что из двух определенных состояний элементов, обычно условий и мотивов, субъект делает вывод о состоянии третьего, цели. Предполагается ее отчетливость и достижимость, а также наличие у субъекта иерархии целей, выстроенных в порядке предпочтения. Рациональный выбор объекта, это выбор с точки зрения его доступности и пригодности для достижения цели. Средства действия выбираются на основе оценки их эффективности для достижения цели. Они инструментально подчинены ей, но больше связаны с ситуацией.

Действия такого типа, целерациональные действия, наиболее легко прогнозируются и управляются. Эффективность таких действий имеет, однако, свою оборотную сторону. Прежде всего, целерациональность лишает смысла многие периоды жизни человека. Все, что рассматривается как средство, теряет самостоятельны смысл, существует лишь как приложение к главному, цели. Получается, что чем целеустремленнее человек, тем уже область смысла его жизни. Кроме того, огромная роль средств в достижении цели и техническое отношение к ним, оценка их только по эффективности, а не по содержанию, делает возможной подмену целей средствами, утрату изначальных целей, а затем и ценностей жизнедеятельности вообще.

Однако данный вид целеполагания не является ни универсальным, ни единственным. Существуют механизмы целеполагания, не связанные с расчетом эффективности, не предполагающие иерархии целей и расчленения целей, средств и результатов. Рассмотрим некоторые из них.

В результате работы самопознания, постоянного доминирования определенных мотивов, в которых преобладает эмоциональная составляющая, а также в связи с четкой внутренней позицией относительно способа жизни, цель может возникнуть как некоторый замысел, проект, жизненный план - целостный, свернуты и потенциальный. В соответствующих ситуациях он обеспечивает мгновенное принятие решений. Такой механизм целенаправленности обеспечивает формирование и производство целостной, неповторимой личности.

Цель может выступать как долженствование, как закон действий, выведенный человеком из своих представлений о должном и связанный с высшими для него ценностями. Следование долгу выступает как самоцель. Оно безотносительно к последствиям и независимо от ситуации. Такой механизм целенаправленности предполагает волевое саморегулирование действий. Он может ориентировать человека в ситуациях максимальной неопределенности, создавать стратегии поведения, которые выходят далеко за рамки наличной, рационально осмысливаемой ситуации.

Целенаправленность может быть определена системой норм как внешних ориентиров, задающих границы дозволенного. Такой механизм оптимизирует поведение с помощью стереотипных решений. Это позволяет экономить интеллектуальные и другие ресурсы. Однако во всех случаях целеполагание связано со стратегическим для субъекта выбором и всегда сохраняет значение системообразующего элемента действия.

Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании целей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, т.е. сам овладеть миром.

Инструментом такого овладения может стать и время, если человек умело распорядится этим ограниченным ресурсом. Человек всегда соотносит свои действия со временем. В критические моменты целостная ситуация дробится на часы, минуты, секунды. Но время можно и использовать. Это предполагает активное отношение к нему, отказ от восприятия времени как самостоятельной силы, принудительно разрешающей проблемы. Основное свойство времени - быть последовательностью событий - человек использует, располагая свои действия в некотором произвольно не нарушаемом порядке, разводя "сначала - потом" в своих действиях и переживаниях. Используется и основная структура времени: "прошлое - настоящее - будущее". Так, настоящее, "теперь" для субъекта не мгновение, а период, когда выбор еще не сделан. Ориентация в прошлое, будущее или настоящее меняет ключевое звено в этой структуре.

Итак, мы рассмотрели социальное действие как частный пример и как теоретическую модель. Причем в этой модели было возможно и предельное удаление от всех "частностей", и постепенное приближение к ним. Такая модель будет "рабочей" в исследовании различных видов деятельности, будь то промышленное производство или научное творчество; в решении задач управления, касаются ли они стимулирования работников или организации рабочего времени руководителя... Это возможно потому, что индивидуальные, уникальные действия состоят из повторяющихся стандартных элементов, которые мы рассмотрели в этой главе. Их набор составляет своего рода формулу. В зависимости от значений, которые принимают ее элементы, своеобразные переменные, и может быть описано бесконечное многообразие социальных действий.

Тема социального действия крайне не проста для понимания. Однако она тоже входит в тесты егэ по обществознанию. Итак что же такое социальное действие?

Социальное действие — это активное волеизъявление, осознанное индивидом и направленное на других людей. К примеру, беру я ручку со стола. Это не социальное действие, так как направлено на объект, а не на субъект. Социальное действие всегда направлено на субъект (актора) — другого человека.

Учащиеся сразу думают: «А, это значит любое действие, где есть люди — социально». НЕТ! Далеко не любое действие социально, даже если оно происходит на людях! Например: пошел дождь - все открыли зонты. Это просто реакция на погоду. А вот если нет дождя и люди стали что-то массовое делать — это будет флэш-моб — социальное действие.

Также не является социальным любое действие в массе людей, так как масса имеет свойство подчинять себе индивидуальную психику. В массе людей эмоции и настроения крайне быстро, стихийно распространяются — и может так оказаться, что Вы уже не Вы, что у Вас в руке уже топор и Вы долбите чью-то машину... Хотя в обычной жизни Вы, предположим тихоня и Вам не до чужих машин 😉

Также не будет являться таким действием, например, просмотр телевизора или молитва в комнате одного человека. Давайте на чистоту: в случае с телевизором это не Вы влияете на телевизор, а он на Вас! Тут, в общем позвонил мне мой Интернет-провайдер и сообщил новость, что в стоимость моего Интернета оказывается входит ещё кабельное!.. И я вот думаю, что сам телевизор практически не смотрю, и вообще мне как-то фиолетово на то, есть у меня кабельное или нет...

Поверить в то, что люди сообщили мне о пропадающей услуге из добрых побуждений («Что это он платит за Инет, а ТV не пользуется! Непорядок»)? Я не настолько наивен! Поверить в то, что меня хотят зомбировать, предлагая мне эту допуслугу... — я не настолько одержимый идеей заговора! Кругом полно загадок! 🙂 Как думаете — стоит подключить зомбовизор? Вы сами часто смотрите TV??? Жду ответы в комментариях!

В случае с молитвой в комнате перед сном — то, кроме молящегося в комнате нет людей — поэтому действие не социальное. Если Вы верите, что общаетесь с ангелами и с Богом — это ваше личное, никому не нужное дело. А вот массовое моление — уже, естественно, социальное действие!

Типы социального действия по Максу Веберу

Вообще развил теорию социального действия выдающийся немецкий ученый — Макс Вебер. Я, если честно, очень проникся его трудами — классно писал!

Дак вот, Макс Вебер предложил не просто какую-то там идейку, а разработанную теорию, внятно отвечающую на вопрос: «Почему люди поступают так, а не иначе?» Ответ на этот вопрос прост: люди выбирают то или иное действие, руководствуясь одной из четырех мотиваций. Согласно этим мотивациям выделяются следующие типы:

1. Целерациональное действие — обусловленное некой целью, и люди и вещи трактуются как средства ее достижения. В этой мотивации заключено всё многообразие человеческих действий. Хотите, к примеру, мороженое? Вот и используете вещи (деньги) или других людей («Ну купи, купи-и-и мне мороженое!») как средства для достижения своих целей.

Например, поиск интересной работы: цель найти подходящую работу и не просто абы какую, а интересную. Кстати, как это сделать, смотри мой .

Кажется, что в большинстве случаев поведение людей целерационально? Увы, вынужден развеять ваши догадки. В самом деле, как часто люди действительно знают, чего хотят? Зачастую они не способны этого понять... Не согласны? 🙂 Читайте дальше и я думаю, что согласитесь со мной...

2. Ценностнорациональное действие — активное волеизъявление, обусловленное верой в некие ценности. Например, у меня к вам вопрос: бывает, что вы подаете денежку нищему? Да? Почему вы это делаете? Только честно! Жалко?

А может, вы искренне верите , что когда вы подаете ему денежку, вам на небесах плюсик прибавляется? И в конце жизни, вы надеетесь, что количество плюсиков переборет количество минусов? 🙂 Напишите в комментах, почему вы совершаете подаяние, если совершаете? Только честно!

3. Аффективное — действие, обусловленное эмоциями. Я уже писал выше, что поведение людей не всегда рационально. В самом деле. Просыпаетесь вы утром и думаете: «Хочу чего-то БОЛЬШОГО и БЕЛОГО!», а чего не знаете! Бывает у вас такое? И вот весь день вас тянет на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ сугробы снега, или на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ ванны, или вам предлагают купить БОЛЬШУЮ и БЕЛУЮ козу...

А вы не понимаете, почему с вами всё это происходит. А ответ прост — эмоции («ХАЧУ»). Хотели вы, к примеру, купить машину. Купили, а она не заводится. Заглянули под капот, а там детали все аккуратно сложены на газетке и записка «закрути меня!». Думаю, ваш аффект обеспечен продавцу 🙂

4. Традиционное действие — обусловлено традициями и обычаями. Например, традиционные праздники — люди из соблюдают из-за уважаемой ими традиции. Каждый год люди под новый год ёлочки срубают, наряжают, а потом выбрасывают на помойку — такова традиция — массовое жертвоприношение ёлочек под новый год. Green Peace отдыхает! Сурово, в общем.

Приготовил соответствующую презентацию для закрепления материала:

Такова вкратце теория социального действия. Кстати именно Макс Вебер является основателем так называемой «понимающей социологии», которая призвана понимать действия людей.

С уважением, Андрей Пучков