Основные технологии в доу фгос. Педагогические технологии по фгос в дошкольном образовании
В. Ф. Одоевский
Слайд 2
Актуальность
Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями. А значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические технологии обучения.
Слайд 3
Технология– это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве
(толковый словарь).
Основные требования педагогической технологии:
- Концептуальность
- Системность
- Управляемость
- Эффективность
- Воспроизводимость
Слайд 4
Современные образовательные технологии
- здоровьесберегающая технология;
- технология проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационная технология;
- личностно-ориентированная технология;
- игровая технология и др.
Слайд 5
Здоровьесберегающая технология
Цель: Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Классификация здоровьесберегающей технологии:
- медико-профилактическая;
- физкультурно-оздоровительная;
- обеспечение социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережение и здоровьеобогащение
- педагогов;
- образовательная;
- обучение здоровому образу жизни;
- педагогическая технология активной
- сенсорно-развивающей среды.
Слайд 6
Технология проектной деятельности
Цель:Развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Виды проектов:
- исследовательско-творческие;
- ролевые, игровые;
- ознакомительно-ориентировочные (информационные);
- практико-ориентированные (прикладные);
- творческие.
Слайд 7
Технология исследовательской деятельности
Цель:Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Слайд 8
Информационно-коммуникационная технология
Цель:Повышение качества воспитательно-образовательного процесса через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерной технологии.
Использование компьютерной технологии помогает:
- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
- формировать информационную культуру у детей;
- активизировать познавательный интерес;
- реализовывать личностно-ориентированный
- и дифференцированный подходы в обучении;
- формировать интерес воспитателя к работе;
- активизировать мыслительные
- процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
Слайд 9
Личностно - ориентированная технология
Цель:Развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
- Принципы личностно-ориентированной технологии
- Построение доверительных отношений с малышом.
- Общение с ребенком на равных.
- Уважение личности и достоинства маленького человечка.
- Построение обучения таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка.
Слайд 10
Игровая технология
Цель:Раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.
Важнейшие функции игр:
- развлекательная (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативная: освоение диалектики общения;
- самореализация в игре как на «полигоне человеческой практики»;
- терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональная коммуникация:
- усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
- социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Слайд 11
Вывод
Эффективность использования педагогических технологий зависит исходного уровня специальных знаний и умений разработки и реализации технологий, от уровня сформированностиобщепедагогических умений, методологической культуры, профессионального развития педагогов в целом. Это предполагает индивидуализацию и дифференциацию обучения и по содержанию, и по его организации.
Слайд 12
АтемаскинаЮ.В. Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.- Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2011.
Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольника: Библиотека программы: методики. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Мозаика-Синтез, 2008.
Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.
Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 80 с.
Интернет – ресурсы
Литература:
Слайд 13
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Слайд 14
ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
Выполнила: Черкасова О.В., воспитатель МДОБУ «Детский сад № 17»
Посмотреть все слайды
Современные образовательные технологии здоровьесберегающие технологии; технология развивающего обучения; технологии проектной деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; коррекционная технология; игровая технология и др.
Информационно-коммуникационные технологии Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
ИКТ в работе современного педагога 1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация,). 2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий. 3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. 4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. 5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Использование мультимедийного проектора на занятиях, на педсоветах, РМО.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т.Лихачёв)
Игровая технология Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Педагогическая технология организации режиссерских игр у детей Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр
Здоровьесберегающие технологии Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях информационном, психологическом, био энергетическом.
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства – в отрочество». Сущность технологического воспитательно- образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.
Часто педагогический коллектив детского дошкольного учреждения, рассказывая о своих успехах и достижениях, оперирует фразами: “Наше учреждение активно внедряет в работу инновационные технологии обучения и взаимодействия с родителями”. Но инновационным образовательным учреждением в истинном значении может называться только то учреждение, которое не только внедряет инновационные программы в свою систему образования, но и комплексно разрабатывает и внедряет их в свою работу. То есть такое детское образовательное учреждение выступает в качестве лаборатории по разработке программ и площадкой для их апробации.
Характеристики инновационной деятельности детского дошкольного учреждения:
Педагогический коллектив инновационных детских садов разрабатывает и применяет в деятельности по воспитанию детей и в организации образовательной среды модель, которая отличается от общепринятой в других дошкольных учреждениях.
Коллектив разрабатывает и применяет новые способы деятельности педагогов.
Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях:
Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.
Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.
Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрациивнимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.
Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.
Личностно-ориентированные технологии: цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.
Родителям нужно быть очень внимательными при выборе детского сада для своего ребёнка, конечно, в том случае, если этот выбор есть.
Случается и так, что за вывеской “инновационное детское дошкольное учреждение” нет ничего, кроме слов.
Здесь имеется в виду феномен “псевдоновизны”: стремление сделать не столько лучше, а просто иначе.
А здесь можно поиграть в классную флеш-игру “Улитка Боб 2″ которая тренирует смекалку.
Прогресс не стоит на месте, и он может и должен внедряться в образовательную среду детских садов, но только в том случае, если научный потенциал педагогического коллектива позволяет ему быть сенситивным к подобным изменениям. Введение инновационных технологий в среду образования на данный момент затруднено по многим причинам. Зачастую старое доброе оказывается лучшим.
Виды технологий Личностно-ориентированная технология включает в себя: 1.Исследовательская (проблемно-поисковая - обучение через открытие) 2.Коммуникативная (дискуссионная - поиск истины через обсуждение) 3.Иммитационного моделирования (игровая) 4.Психологическая (самоопределенческая)- самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности. 5.Деятельностная - способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность и быть её субьектом. 6.Рефлексивная- осознание ребёнком этапов деятельности, какими способами достигался результат, что он чувствовал при этом. Если всё объединить то получиться интегральная технология - проектная деятельность. Ещё есть информационно-коммуникативные технологии.
А. А. Тычинина, методист МКОУДО «ИМЦ»
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями.
Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то есть - «наука о мастерстве» .
В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии
2. Технологии проектной деятельности
3. Технологии исследовательской деятельности
4. Информационно-коммуникационные технологии
5. Личностно ориентированные технологии
6. Технология портфолио
7. Социоигровые технологии
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЗАДАЧА
1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья
2. Увеличение резервов здоровья
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Пальчиковая гимнастика
2. Гимнастика для глаз
3. Дыхательная
4. Артикуляционная
5. Музыкально-дыхательные тренинги
6. Динамические паузы
7. Релаксация
8. Арттерапия, сказкотерапия
9. Двигательная терапия, музыкотерапия
10. Цвето-, звукотерапия, песочная терапия.
ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ЗАДАЧА
- Развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Работа в группах, парах
2. Беседы, дискуссии
3. Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАДАЧА
Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Эвристические беседы;
Постановка и решение вопросов проблемного характера;
Наблюдения;
Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
Опыты;
Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
Использование художественного слова;
Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
Трудовые поручения, действия.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЗАДАЧИ
1. Стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ;
2. Сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Особенности использования ИКТ
Требования к компьютерным программам ДОУ:
● Исследовательский характер
● Легкость для самостоятельных занятий детей
● Развитие широкого спектра навыков и представлений
● Возрастное соответствие
● Занимательность.
Классификация программ:
● Развитие воображения, мышления, памяти
● Говорящие словари иностранных языков
● Простейшие графические редакторы
● Игры-путешествия
● Обучение чтению, математике
● Использование мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера:
● Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
● Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
● Обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
● В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
● Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
Недостаточная методическая подготовленность педагога
Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
Бесплановость, случайность применения ИКТ
Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЗАДАЧИ
1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ
2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Игры, спортивные досуги, НОД
2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность
3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды
ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО
ЗАДАЧИ
1. Учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности
2. Является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
II. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
IV. ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
V. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
СОЦИОИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЗАДАЧИ
1. Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия.
2. Коррекция импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения
3. Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия
4. Решение задач «социального» закаливания
5. Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение договариваться
2. Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры
3. Сказкотерапия
4. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки
5. Тренинги, самопрезентации
Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Микляева, Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция / Н. В. Микляева. – М., 2007.
2. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – М., 2004.
3. Об особенностях обучения по программе образовательной области «Технология»: Методическое письмо от 17.06.1997 №760/14 – 12 // Вестник образования. – 1998. - №10.
4. Новиков, А. М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. : Эгвес, 2004.
5. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: учебное пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2003.