Толстой дмитрий андреевич политические взгляды. Александр II, Дмитрий Толстой и классическая система в народном образовании. Рекомендованный список диссертаций




ЛЕКЦИЯ XXXI

(начало)

Деятельность Министерства народного просвещения после 1866 г. – Гр. Д. А. Толстой и Д. А. Милютин как выразители двух противоположных сторон царствования Александра II. – Взгляды Толстого. Толстой и Катков. – Вопрос о реформе средней школы. – Борьба за введение классицизма. – Сущность и значение реформы 1871 г. – Планы Толстого относительно университетов и принятые им меры.

Дмитрий Андреевич Толстой. Портрет работы И. Крамского, 1884

В прошлой своей лекции я охарактеризовал демократизирующее и просветительное значение деятельности бывшего военного министра генерала Д. А. Милютина в сфере военного министерства – деятельности, которая вполне сохранила, как вы видели, этот свой характер и в эпоху реакции 70-х годов.

Совершенно обратное значение и совершенно противоположный характер имела ярко реакционная и специально направленная якобы на борьбу с нигилизмом, а в сущности – на борьбу с распространением либеральных и демократических идей вообще деятельность тогдашнего министра народного просвещения графа Д. А. Толстого. Это была как раз та сторона правительственной деятельности того времени, которая в особенности соответствовала реакционному настроению, охватившему правительство Александра II после выстрела Каракозова.

Вообще, надо сказать, что граф Толстой и Милютин – это два таких лица, которые чрезвычайно ярко характеризовали две противоположные стороны, две противоположные, даже как бы взаимно исключающие друг друга тенденции царствования императора Александра II. Можно даже изумляться тому, что в течение целых пятнадцати лет после 1866 г. эти два крупных политических деятеля неизменно пребывали оба в числе сотрудников Александра II и оба, по-видимому, пользовались его полным доверием. Объяснить это можно тем, что в самом императоре Александре были – в сущности, в течение всего его царствования – в непрестанной борьбе между собою именно эти два противоположных начала: с одной стороны, он чувствовал и признавал совершенно сознательно полную необходимость проведения весьма прогрессивных и резко меняющих прежний общественный строй реформ, а с другой стороны, он был под постоянным гнетом и страхом развивающегося революционного движения и в постоянном сознании необходимой деятельной борьбы с этим революционным движением. Вы видели, что после того, как реакционное настроение правительства определилось, все-таки сама жизнь, складывавшаяся определенным образом, экономические и технические потребности государства властно требовали продолжения реформ. Вы видели, что и после 1866 г. проведены были такие реформы, как городовое положение и в особенности как истинно либеральная и демократическая реформа воинской повинности.

Граф Толстой непрерывно и постоянно с 1866 г. являлся представителем реакционных настроений и требований, под натиском которых все время пребывал император Александр II. Толстой, если угодно, не был врагом просвещения по существу. Если его сравнить с другими министрами народного просвещения, бывшими в XIX в. в России, – а вы знаете, что многие из них были несомненными реакционерами и иногда даже обскурантами, – то сравнив Толстого, например, с Голицыным, можно сказать, что Толстой никогда не был ни таким мистиком или даже таким клерикалом, каким был в свое время Голицын; если мы будем сравнивать Толстого с самыми заядлыми и дикими реакционерами и обскурантами, каким был, например, князь Ширинский-Шихматов в конце царствования Николая Павловича, то мы увидим, что Толстой опять-таки не был таким диким и отчаянным обскурантом. В сущности говоря, по своему направлению и личным вкусам, по своей приверженности к классицизму Толстой внешним образом напоминал, скорее, из числа министров николаевского времени графа Уварова, которому, несмотря на его отрицательные стороны, Россия многим обязана, потому что просвещение он все-таки двинул, а не задержал, хотя и хвалился задержать общее развитие России на 50 лет. Но Толстой, несомненно, был гораздо менее умным и просвещенным человеком, чем Уваров, и в то же время отличался от него по цельности и резкости своего характера и был гораздо более твердым защитником и проводником своих идей, нежели граф Уваров, который был, собственно говоря, человеком компромисса и карьеры прежде всего.

Уваров даже среди своих принципиальных противников, как я только что сказал, оставил по себе такую память, что никто не станет отрицать, что его деятельность кое в чем можно помянуть и добром; наоборот, Толстой оставил память о себе как о гасителе и враге просвещения. Между тем, как я уже сказал, врагом просвещения он, собственно, не был. Но он был зато постоянным, последовательным и злостным врагом народа и, будучи министром, постоянно, настойчиво и упорно попирал самые священные права и интересы народа во имя интересов и прерогатив того правящего класса, к которому он сам принадлежал. Именно поэтому он был самым ярким защитником того государственного и общественного строя, с которым эти прерогативы были связаны. Мы видим поэтому, что среди всех министров Александра II, если мы возьмем и самый реакционный период его царствования, не было другого такого завзятого принципиального сторонника реакции, каким был Толстой. Вы видели, что Рейтерн, который сам себя считал принадлежащим к числу сторонников прогрессивных реформ, указывал, что Шувалов и Валуев вели политику «псевдолиберальную», как он выразился, а на самом деле реакционную. В отношении Толстого этого никто не мог сказать; он всегда вел политику открыто и ярко реакционную и один среди министров Александра II открыто был врагом преобразований 60-х годов. Ему не приходилось поэтому вступать с самим собою в какие-нибудь компромиссы и изменять своей точке зрения, как Валуеву, который в либеральную эпоху старался казаться либералом, а в реакционную – реакционером. Нет, Толстой был всегда убежденным реакционером; когда проводилась крестьянская реформа, он резко протестовал против нее, подавал записку, вызвавшую весьма резкую резолюцию императора Александра, и, в сущности, был призван на пост министра народного просвещения как признанный реакционер именно тогда, когда такой реакционер, по мнению императора Александра, потребовался на этом посту.

Сам Толстой в своей деятельности опирался на теоретические основания, которые ему давали весьма видные тогдашние публицисты М. Н. Катков и П. М. Леонтьев – редакторы-издатели «Русского вестника» и «Московских ведомостей». Катков явился тогда, как вы знаете, самым завзятым врагом того нигилистического направления, которое развилось и в значительной степени продолжало действовать в конце 60-х годов .

Будучи врагом нигилизма, с одной стороны, с другой стороны – тех сепаратистских или окраинных стремлений, которые тогда проявлялись в некоторых частях Русского государства, в особенности в западных провинциях, Катков после польского восстания и в особенности после каракозовского покушения стал резко склоняться направо. Ведь вы знаете, что в начале эпохи реформ он еще считался, и довольно основательно, в числе либералов английского пошиба. Англоманство долею осталось у него и дальше, но его политическое направление становилось все более и более консервативным и даже реакционным. Толстой относительно системы просвещения, какая, по его мнению, была необходима России, также исходил, по внешности, по крайней мере, из английских или англоманских представлений, и поэтому о Толстом также говорилось, что он желает насадить в России систему английского просвещения. Связывалось это с тем, что английское просвещение – а в особенности в прошлом – имело ярко аристократический характер и что именно эта сторона прельщала и привлекала Толстого.

Это, однако, можно принять разве с большими оговорками, потому что английская система, несомненно аристократическая, в то же время согласовалась с совершенно определенным английским политическим строем, где этот аристократизм являлся хотя и консервативным, но в то же время конституционным началом, где аристократия, завоевавшая себе преобладающее политическое положение и особые прерогативы, всегда являлась вместе с тем оберегательницей признанных народных прав и свобод против королевского самодержавия, с которым она боролась и которое поборола. В России аристократизм, который хотели создать Толстой и Катков, являлся совершенно другим. Аристократия, которую представлял Толстой, сама стремилась подавлять интересы народа под крылышком самодержавной власти. Это различие между аристократией в Англии и России очень хорошо было отмечено и указано именно по поводу толстовской системы народного просвещения князем А.И. Васильчиковым в его записке, которую он напечатал после введения в России классической системы, в 1875 г. в Берлине . Вообще, надо сказать, что хотя несомненно, что толстовская система имела аристократические тенденции в самом непривлекательном смысле этого слова, но все-таки главная и самая существенная ее идея заключалась не в этом, а в борьбе с нигилизмом, с тем миросозерцанием, которое тогда быстро развивалось в русском обществе и которому приписывалось такое важное революционизирующее значение. Именно с этой стороны подходил и Катков к критике существовавшей раньше системы народного просвещения.

Михаил Никифорович Катков

Под нигилизмом, с которым и Катков и Толстой боролись, подразумевалось тогда распространение материалистического миросозерцания, которое было, в свою очередь, связываемо с ознакомлением широких кругов интеллигенции и учащейся молодежи с последними выводами естествознания, о чем особенно хлопотал Писарев и другие публицисты «Русского слова», являвшегося главным органом тогдашнего нигилизма.

Толстой полагал, что это миросозерцание всего легче прививается к молодежи, воспитавшейся на усвоении выводов естествознания и привыкшей, как он утверждал, к скороспелым и поспешным заключениям. Именно с этой стороны и Катков нападал на головнинский устав 1864 г.; он нападал даже на увеличение числа часов, посвященных преподаванию истории и русской словесности в гимназиях, причем называл в своих статьях преподавание этих предметов «сущим злом», указывая, что здесь ученики приучаются к бессмысленному верхоглядству и к толчению воды. Вообще он восставал против таких предметов, которые способствовали легкому и быстрому развитию самостоятельного образа мыслей, требуя взамен этого таких знаний, которые одни, как он выражался, способны подготовить ум и чувства к правильной работе и вместе с тем предохранить от легкого усвоения нигилистических мыслей и материалистических учений, которые легче всего проникали, по его мнению, в умы, привыкшие к поверхностному умствованию, в особенности развивавшемуся либеральными учителями словесности.

Соответственно с этим основное требование Каткова заключалось в том, чтобы в средней школе проведена была такая система, которая бы приучала ум учащихся исключительно к усвоению этих знаний и точных понятий и не давала бы простора для разных умствований. Отсюда ясно, что вполне отвечающей этим требованиям системой являлась бы такая, Которая сокращала бы число часов тех предметов, которые посвящались общему умственному развитию учащихся, и специально давала бы только точные и определенные знания. В качестве важнейших предметов выдвигались поэтому древние языки, а затем математика, потому что она опять-таки давала лишь точные знания. Вот это и было положено в основу той системы русского классицизма, которую обосновал в своих тогдашних писаниях Катков и которую взялся проводить Толстой.

С самого вступления в министерство Толстой был сторонником этой системы, но провести ее ему были нелегко, так как прежде всего у него не было достаточных средств, не было достаточного контингента учителей латинского и особенно греческого языков, которые бы могли сразу взять на себя преподавание в измененных гимназиях. С другой стороны, и материальные средства, которые при тогдашнем финансовом положении ему можно было отпустить, были довольно скудны; а, главное, Толстой, конечно, чувствовал, что не только в широких слоях общества, но даже и на верхах его, в той высшей бюрократической среде, где ему приходилось проводить свои идеи, он встретит несочувствие и противодействие, – даже в среде тогдашнего Государственного совета, который был настроен либерально в значительной мере потому, что Государственный совет был пополняем главным образом отставными министрами, а так как в это время, следовавшее за эпохой реформ, бывшие министры часто бывали и сравнительно либеральными людьми, то в Государственном совете тогда складывалось настроение в защиту вообще эпохи реформ и в частности идей Головнина, противником которых явился Толстой.

Поэтому Толстой взялся за дело исподволь; сперва он сделал циркулярный запрос попечителям округов о том, какие у них имеются наблюдения относительно недостатков существующей системы преподавания. Ясно, что попечители, зная взгляды и идеи Толстого, должны были отыскать соответственные недостатки в системе Головнина. Затем Толстой образовал новое высшее учебное заведение, Филологический институт, который должен был давать хорошо подготовленных учителей древних языков. Впоследствии он преобразовал и Нежинский лицей, основанный Безбородко, по тому же плану; в то же время он завел деятельные сношения с заграничными учебными сферами, стараясь организовать приглашение в Россию учителей из-за границы, в особенности из Австрии, где было много филологов из славян, которые легко могли изучить русский язык и стать преподавателями древних языков в России. Вскоре этих учителей наехало в Россию довольно много из Чехии и Галиции.

В то же время в министерстве стал разрабатываться проект нового устава, и вот в 1871 г., через пять лет по вступлении своем на пост министра, Толстой решился это дело двинуть вперед. Он сделал обстоятельный доклад императору Александру II, указав на значение классического образования как средства борьбы с тем нигилистическим настроением молодежи, которое являлось в глазах Александра таким опасным злом и на которое сам император указывал уже в рескрипте своем 1866 г. на имя кн. Гагарина, опубликованном после каракозовского покушения.

Александр поэтому сочувственно отнесся к общим тенденциям доклада Толстого, но так как он сам отнюдь не был классиком – его древним языкам почти и не обучали, – то и повелел это дело обсудить знатокам. Была составлена особая комиссия, куда вошли Валуев, Тройницкий, сам Толстой, несколько специалистов из его министерства и граф С. Г. Строганов. Сам Толстой почувствовал тоже необходимость подготовиться в этом отношении как можно основательнее и даже стал брать уроки греческого языка у директора 3-й петербургской гимназии Лемониуса.

Эта комиссия довольно быстро выработала подробный проект нового устава, который и поступил на рассмотрение Государственного совета, причем он был направлен не в один из его департаментов, как полагалось, а в специально образованное для этой цели особое присутствие Государственного совета под председательством графа Строганова из 15 лиц, в числе которых были все министры, заведующие учебными заведениями, – среди них несколько либералов с Д.А. Милютиным во главе. С другой стороны, туда вошли и бывшие министры народного просвещения Ковалевский и Головнин, а также граф Панин, бывший министр юстиции, и целый ряд других лиц.

В этом присутствии, которое рассматривало вопрос на правах департамента Государственного совета, голоса разделились; девять человек было на стороне Толстого, некоторые, быть может, потому, что сам император Александр наперед относился к этому проекту одобрительно, другие – потому что проект соответствовал их собственным реакционным стремлениям. Но шесть человек, в числе которых самым выдающимся был Д. А. Милютин, затем граф Литке, просвещенный адмирал, бывший воспитатель великого князя Константина Николаевича, бывший министр народного просвещения А. В. Головнин, академик Я. К. Грот и, к удивлению всех, граф В. Н. Панин, который, конечно, более по недоразумению оказался на этот раз в числе либералов, – оказали проекту Толстого энергическое сопротивление.

Милютин и Головнин резко нападали на Толстого и указывали, что и в самой Англии, и в Пруссии, на которые Толстой ссылался как на страны с классической системой образования, где процветала якобы эта рекомендуемая им система, в сущности уже классицизм стал считаться системой отживающей и что в последнее время и там открывают реальные гимназии на равных правах с классическими, причем выбор той или другой школы предоставляется родителям, и как из тех, так и из других открывается доступ в университет. При этом Милютин доказывал, что неверен и тот взгляд, который приписывает именно реальной системе обучения связь с материализмом и нигилизмом, а в классической системе видит против них противоядие. Милютин указывал, что все деятели Великой французской революции, все материалисты конца XVIII в., которые так резко действовали в свое время во Франции, как раз воспитывались на классицизме, который тогда царил во Франции; а с другой стороны, он утверждал, что и реальная система образования может быть поставлена так серьезно, что отнюдь нельзя будет ее аттестовать как специально воспитывающую то легкомыслие, на которое жаловался Толстой. В особом присутствии, однако же, победил Толстой.

Но в общем собрании Государственного совета, где обычно дела рассматривались только для проформы, так как обыкновенно общее собрание присоединялось к заключению департамента или соединенного присутствия, в данном случае получилось нечто иное. В общем собрании члены Государственного совета, движимые, как остроумно заметил Васильчиков, одним из наиболее сильных человеческих чувств – чувством родительской любви, отвергли большинством 29 голосов против 19 предложение Толстого. Но Александр присоединился к мнению меньшинства, и проект Толстого 15 мая 1871 г. получил силу закона .

Произведенная в 1871 г. Толстым реформа среднего школьного образования сводилась к введению нового типа классических гимназий, в которых, с одной стороны, введены были латинский и греческий языки в огромном объеме, а с другой стороны, вовсе исключено естествознание и произведены в преподавании русского языка и в самой программе этого предмета значительные изменения. Вместе с тем уничтожены были реальные гимназии и на место их – или даже, скорее, не на место их, а только в связи с их уничтожением – введены были реальные училища, которые, как вы увидите, получили совершенно другое значение.

В классических гимназиях нового типа древние языки заняли такое место, что для латинского языка было отдано 49 час. в неделю, а для греческого – 36 час. в неделю во всех классах, так что латинский язык при восьмиклассной системе (так как был введен восьмой класс) не только преподавался ежедневно во всех классах, но в первом классе даже 8 час. в неделю; греческий же язык начинался с третьего класса и, следовательно, преподавался шесть лет. Вместе с этим сама система преподавания этих языков состояла главным образом в изучении грамматики, в изучении различных грамматических и синтаксических тонкостей, ученики должны были доходить до такого знания этих тонкостей, чтобы быть в состоянии под диктовку по-русски бегло переводить письменно на латинский или греческий язык диктуемое, причем в эти диктанты должны были подбираться именно такие обороты речи, правильный перевод которых доказывал бы знание всех грамматических особенностей и тонкостей этих языков, – это были знаменитые так называемые extemporalia.

Затем сильно увеличен был курс математики, а вместе с тем, чтобы дать место этому расширенному преподаванию древних языков и математики, согласно с теми нападками, которые Катков делал на словесность и историю, сильно сокращено было число часов русского языка и в особенности истории словесности в старших классах; был введен еще церковнославянский язык в счет часов и без того сокращенного русского языка. Далее, было уменьшено число часов истории, географии и новых языков, причем последние были объявлены предметами второстепенными, так что обучение двум новым языкам даже стало необязательным.

Наряду с этим изменилась и самая воспитательная система в гимназиях. Ученики должны были дрессироваться таким образом, чтобы из них специально выходили ультрадисциплинированные люди, которые приучались бы главным образом к беспрекословному повиновению, причем от них в то же время требовалось «особое доверие» и «откровенность» с учителем, что, конечно, было недостижимо при таком режиме и вырождалось в форму поощрения шпионства и наушничества.

Самое положение педагогических советов совершенно изменилось; они потеряли свои руководящие права, и эти права и вся распорядительная власть перешли единолично к директорам. Затем, как только оказался достаточный подбор учителей древних языков, то из них стали назначаться как директора, так и инспектора, и число их из учителей древних языков достигло вскоре 70–80% общего числа этих начальствующих лиц.

Наряду со всем этим реальные гимназии, как я уже сказал, были уничтожены; вместо них были введены реальные училища, курс которых был понижен до шестилетнего и назначение которых было не подготовлять к высшей школе, а давать специальное, техническое или промышленное, образование, которое, как казалось Каткову и Толстому, удовлетворяло бы потребностям воспитания детей высших промышленных классов, т. е. купцов и богатых мещан. При этом замечательно, что не только из классических гимназий, но и из реальных училищ старательно вытравливались все общеобразовательные элементы или элементы, дававшие общее развитие. Так как в реальных училищах нельзя было ввести древние языки, то было введено огромное количество черчения – более 40 час. в неделю. Затем вводился значительный курс математики и в очень умеренной дозе оставлено было естествознание, причем в объяснительной записке к программе было указано, что оно должно было преподаваться не научно, а «технологически», – трудно даже представить себе, что это должно было значить. Таким образом, совершенно открыто главной задачей производимого преобразования вовсе не ставилось повышение уровня знания и просвещения. Дело шло главным образом о том, чтобы заменить всякие общеобразовательные предметы такими, которые, по мнению авторов этой системы, хорошо дисциплинируют ум, – именно это и было главной задачей всего преобразования.

Разумеется, уже в самый момент его обсуждения поднялись большие нападки на него в печати в передовых органах, и даже не особенно левых – самые левые, как «Современник» и «Русское слово», были тогда уже закрыты, – а в таких, как «Вестник Европы», «С.-Петербургские ведомости», «Голос»; все они печатали резкие статьи, поскольку это было возможно, направленные против этой системы. Но Толстой, как только его проект был доведен до конца и внесен в Государственный совет, исхлопотал высочайшее повеление, чтобы печати было воспрещено обсуждать или, как было там сказано, «порицать» планы правительства, и, разумеется, таким образом печати был закрыт рот . Как вы видели, большинство в Государственном совете высказалось против толстовской системы, что не мешало, однако, проведению ее в жизнь.

В соответственном духе Толстой, конечно, желал преобразовать и высшие школы в России, и с самого начала у него явилось, разумеется, стремление изменить устав 1863 г. Но так как этот устав был только что проведен, причем он прошел через Государственный совет в «очищенном» в комиссии гр. Строганова виде, то поколебать этот устав было не так легко и за него была большая партия не только в обществе, но и среди Государственного совета. Поэтому Толстой сразу не решился поднять вопрос о полном изменении устава, а начал вводить только новые, добавочные правила. Так, в 1867 г. введены были правила, о которых я уже упоминал, для студентов; при этом, собственно, хотели достичь бдительного надзора за студентами как в университете, так и вне его; этот надзор был точно регламентирован, причем сужена была компетенция и независимость университетских советов.

Однако несмотря на строгость введенных правил, студенческие волнения вспыхивали при Толстом несколько раз и принимали весьма значительные размеры: в особенности в 1869 г., а также в 1874 и 1878 гг. И вот в борьбе с этими студенческими волнениями, постоянно обвиняя в послаблениях или даже в пособничестве и попустительстве профессоров, Толстой тщательно подготовлял полную реформу университетского устава и настраивал в этом отношении императора Александра. Однако Толстому до конца его пребывания министром народного просвещения достичь этого не удалось, несмотря на деятельную поддержку Каткова в печати. В конце своего пребывания министром в 1879 г. Толстому удалось лишь провести довольно важные частичные изменения в уставе 1863 г. – именно восполнение, а отчасти и замену тех профессорских органов по отношению к надзору за студентами, которые существовали, по уставу, в лице ректора, проректора и особого университетского суда, новым учреждением, инспекцией, которая явилась для университета учреждением посторонним и введение которой сопровождалось новыми студенческими волнениями .

Те элементы нового устава, которые подготовлял Толстой во все время своего министерства, впоследствии получили ход и практическое осуществление уже при его преемнике, Делянове, в 1884 г., когда для этого созрела подходящая конъюнктура, но об этом речь впереди.


С. В. Рождественский, н. с.; С. С. Татищев «Император Александр II, его жизнь и царствование», т. II, стр. 265 и след.

К. К. Арсеньев. «Законодательство о печати». СПб., 1903, стр. 92 и 99. Срав. «М. М. Стасюлевич и его современники», т. II и особенно стр. 145 и 205.

С. В. Рождественский . «История Министерства народ, просвещения с 1802–1902». СПб., 1902. Срав. «Сборник постановлений по Министерству народного просвещения», т. IV.

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Текст приводится по: Сальников В.П., Нижник Н.С., Мушкет И.И. :"Министры внутренних дел Российского государства. 1802-2002 гг. Биобиблиографический справочник", стр. 190-205 ; серия "МВД России - 200 лет", Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности, С-Петербург; Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности "Университет", 2002 г.

Толстой Дмитрий Андреевич (1 марта 1823 г.; Москва - 25 апреля 1889 г.; Петербург)
Министр внутренних дел с 30 мая 1882 г. по 25 апреля 1889 г.
Из русского дворянского рода середины XIV в., возможно, татарского происхождения. Отец - отставной штабс-капитан гр. Андрей Степанович Толстой (1793-1830). Мать - Прасковья Дмитриевна Павлова (во втором браке - Венкстерн)(ум. в 1849 г.).
Православный.
В 1842 г. окончил курс Императорского Царскосельского лицея с большой золотой медалью. Начал службу чиновником VIII класса с чином титулярного советника в канцелярии Государыни императрицы по управлению учебными и благотворительными учреждениями.
С 1 ноября 1845 г. - коллежский асессор.
22 сентября 1847 г. перешел на службу в департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел, где сначала занимал должность чиновника особых поручений VI класса. В октябре 1847 г. был командирован для выполнения особых поручений министра внутренних дел в Московскую и Тульскую губернии. Свободное от службы время посвящал научным занятиям. В 1848 г. издал «Историю финансовых учреждений в России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II» - труд, удостоенный Императорской Академией наук полной Демидовской премии и бриллиантового перстня от Николая I.
В 1848 г. ему было поручено составить историю иностранных исповеданий в России. Для разработки проблемы 20 мая-12 ноября 1849 г. был командирован в Лифляндию, Курляндию, Ковенскую, Виленскую, Минскую, Гродненскую, Волынскую, Каменец-Подольскую, Киевскую, Могилевскую, Витебскую, Псковскую губернии, а 26 мая-28 октября 1850 г. - в Москву. В результате работы в 1864 г. была издана книга «Le catholicisme romain en Russie» за написание которой Лейпцигским университетом автору была присвоена степень доктора философии.
С 5 декабря 1848 г. - камер-юнкер Двора Его Императорского Величества.
15 марта 1849 г. пожалован в надворные советники.
8 апреля 1851 г. получил чин коллежского советника.
С 1 ноября 1851 г. - вице-директор департамента духовных дел иностранных исповеданий. Временно управлял департаментом (на время командировки и отпуска директора).
С 6 декабря 1853 г. - статский советник и директор Канцелярии Морского министерства. В конце 1854 г. принимал участие в составлении хозяйственного устава Министерства и нового положения об управлении Морским ведомством, с 12 октября 1854 г. по 1 июня 1855 г. производил ревизию инспекторского департамента Морского министерства. В 1855 г. был назначен членом учрежденного при Морском министерстве пенсионного комитета.
С 26 августа 1856 г. - действительный статский советник. Организатор командировки в 1855-1856 гг. русских писателей для сбора материала и написания этнографических очерков в «Морской сборник»: на Волгу были посланы А. И. Островский, А. А. Потехин, А. Ф. Писемский; на Днепр и Дон - Г. П. Данилевский, А. С. Афанасьев-Чужбинский; в северные приморские окраины - С. В. Максимов; вокруг света - И. А. Гончаров; в Средиземное море - Д. В. Григорович. Примыкал к группе либеральной бюрократии, возглавлявшейся великим князем Константином Николаевичем.
С 1 января 1858 г. - камергер Двора Его Императорского Величества.
В 1859 г. назначен состоять в должности гофмейстера, а 25 декабря 1861 г. пожалован в гофмейстеры.
В апреле-мае 1860 г. командирован великим князем Константином Николаевичем в Кронштадт для введения нового портового образования.
С 19 сентября 1860 г. - член Главного правления училищ Министерства народного просвещения.
С 17 ноября 1861 г. по 25 декабря 1861 г. - управляющий департаментом народного просвещения. После назначения министром А. В. Головина ушел из Министерства народного просвещения.
25 декабря 1861 г. назначен сенатором с сохранением звания гофмейстера.
С 9 января 1862 г. - присутствующий в департаменте герольдии Сената.
С февраля 1864 г. временно исполнял обязанности члена советов Воспитательного общества благородных девиц, Александровского и Екатерининского институтов.
С 3 июня 1865 г. по 24 апреля 1880 г. - обер-прокурор Св. Синода, высшего государственного органа России по делам русской православной церкви," с оставлением в занимаемых должностях и званиях. В качестве обер-прокурора Св. Синода занимался реформой духовных учебных заведений, улучшением материального быта православного духовенства, преобразованием духовного суда. В образцовый порядок был приведен синодальный архив и предпринято издание «Описания документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода», первый том которого вышел в 1868 г.
С 5 июня 1865 г. - член Государственного Совета.
С 14 июня 1865 г. - неприсутствующий сенатор. Один из создателей в 1866 г. Российского императорского исторического общества, которое за полвека своего существования издало более 130 томов документов и исследований по истории России. 14 апреля 1866 г. назначен министром народного просвещения с сохранением должности обер-прокурора Св. Синода, званий сенатора и гофмейстера, с определением 15 апреля 1866 г. содержания в 18 тыс. руб. серебром в год. В императорском рескрипте на имя Толстого указывалось, что соединение им должностей обер-прокурора Синода и министра просвещения должно обеспечить воспитание «юношества в духе истинной религии, уважения к правам собственности и соблюдения коренных начал общественного порядка». Являлся одним из основных проводников формировавшегося нового внутриполитического курса, получившего впоследствии название «политика контрреформ».
С 23 апреля 1866 г. - член Главного совета женских учебных заведений.
23 мая 1866 г. назначен председателем Комитета для устройства духовных дел православного исповедания в Финляндии.
13 мая 1866 г. император подписал рескрипт на имя председателя Комитета Министров о принципах деятельности Министерства народного просвещения, в соответствии с которым Толстой отдал распоряжение всем попечителям учебных округов руководствоваться рескриптом и потребовал «точного, неослабного и неукоснительного исполнения всеми состоящими в учебной службе обязанностей, предписываемых общими законами государства и частными постановлениями Министерства», «неуклонного, но справедливого взыскания за проступки учащихся», постоянного наблюдения за преподаванием, бдительного надзора за частными учебными заведениями и строгого исполнения предписаний о недопущении в среду домашних учителей и учительниц лиц, не имеющих требуемых познаний и нравственных качеств.
Совершил поездки для осмотра учебных заведений в Московском и Казанском (7 июня-29 сентября 1866 г.). Одесском (25 июля-6 ноября 1867 г.), Варшавском (25 августа-2 ноября 1868 г.). Московском (10 июня-13 октября 1869 г.), Харьковском (2 июня-21 октября 1870 г.) учебных округах.
С 29 июня по 29 сентября 1871 г. находился в Германии с целью знакомства с действием системы образования.
Член присутствия, образованного для рассмотрения проектов об изменении и дополнении устава гимназий и прогимназий, о преобразовании реальных гимназий в реальные училища, о положении и штатах городских училищ и учительских институтов (8 марта 1871 г.-15 июня 1872 г.).
Провел реформу среднего образования (1871). До этого в России существовало два вида гимназий - классические, с широким изучением гуманитарных предметов и иностранных языков, и реальные гимназии, в которых большая часть времени отводилась на изучение точных наук и естествознания. Срок обучения в них был одинаков - 7 лет, после чего гимназисты могли поступать в университет. На основе сословного принципа: низшая школа - для народа, реальные училища - для буржуазии, университеты - для дворян. Толстой преобразовал реальные гимназии в училища, сократив в них срок обучения. При этом право поступать в университеты получили только выпускники гимназий.
В 1872 г. утвержден новый Устав реальных училищ. Издано положение о городских училищах, для надзора за которыми еще в 1869 г. были учреждены должности инспекторов народных училищ.
В 1874 г. утверждено Положение о начальных училищах. Был открыт ряд новых высших учебных заведений.
В целом количество учебных заведений в России заметно выросло: высших и средних учебных заведений в 1866 г. было 222, к 1880 г. их число увеличилось до 620; в 1866 г. действовало 1005 начальных училищ, в 1880 г. - 24 853. С 26 апреля 1870 г. - главноначальствующий над Лазаревским институтом восточных языков.
С 16 апреля 1872 г. - действительный тайный советник.
1 января 1874 г. назначен почетным опекуном по Петербургскому присутствию Опекунского совета.
В 1875 г. издал циркуляр о необходимости борьбы с социалистическим учением.
В период подготовки новых реформ, в апреле 1880 г., председатель Верховной распорядительной комиссии М. Т. Лорис-Меликов добился отставки Толстого, ставшего своеобразным символом консервативной политики. 24 апреля 1880 г. Толстой был уволен с должности министра народного просвещения и обер-прокурора Св. Синода с оставлением членом Государственного Совета, сенатором и гофмейстером. (25 апреля 1880 г. ему было назначено содержание в 18 тыс. руб. в год.)
В краткий период «диктатуры сердца» М. Т. Лорис-Меликова - не удел.
25 апреля 1882 г. назначен президентом Императорской Академии наук. Способствовал укреплению материальной базы Академии: с его помощью улучшено положение академической типографии, реконструированы здания Пулковской обсерватории, приобретены новые астрономические приборы и инструменты.
Способствовал публикации рукописных памятников русской истории и культуры. Явился инициатором создания комиссии под председательством А. Ф. Бычкова, начавшей подготовку и издание «Писем и бумаг императора Петра Великого». Содействовал поездкам ученых за рубеж с научными целями и для укрепления здоровья.
Весной 1882 г. для поощрения русских исследователей выделил значительные средства, оформленные как «Премия имени графа Дмитрия Андреевича Толстого».
Внес вклад в исследование истории просвещения в России, опубликовал в «Сборнике Отделения русского языка и словесности» статьи. Его работы по истории Академии наук и образования явились первой попыткой в отечественной историографии глубокого исследования данных вопросов. К тому же написаны они на основе архивных документов, в чем сказалось постоянное стремление автора к работе с подлинными историческими источниками.
После событий 1 марта 1881 г., в царствование Александра III, 30 мая 1882 г. призван на пост министра внутренних дел как непримиримый борец с идеями о немедленном переустройстве общества и сторонник «сильной власти».
11 июня 1882 г. назначено содержание в 26 тыс. руб. в год. В качестве своей цели рассматривал укрепление центральной и местной администрации, расширение участия в ней представителей дворянского сословия. Считал, что опека крестьян дворянством, проводимая от имени государства, - необходимое условие сохранения порядка. Законодательные меры, подготовленные и проведенные при нем, были направлены на укрепление позиций дворянства, на регламентацию крестьянского быта, ограничение местного самоуправления, расширение влияния администрации (закон 12 июля 1889 г. о земских начальниках и положение 12 июня 1890 г. о земских учреждениях).
Произвел изменения в системе центральных органов МВД: введена должность третьего товарища министра, заведование корпусом жандармов и общей государственной полицией было сосредоточено в руках одного из товарищей министра (1882), судебный отдел по делам о государственных преступлениях слит с департаментом полиции (1883), департаменты почтовый и телеграфный преобразованы в составе Министерства в Главное управление почт и телеграфов (1884), Ветеринарное управление выделено из состава медицинского департамента (1884, 1889).
В декабре 1883 г. по докладу Толстого Комитет Министров утвердил положение об устройстве секретной полиции в империи, которое давало право заместителю министра, курирующему полицию и жандармерию, по своему усмотрению учреждать «особые розыскные отделения в составе жандармских управлений или ведомств общей полиции».
Была введена должность инспектора всей секретной полиции в империи. Преобразовал управление Кавказским краем (1883), учредил Приамурское (1884) и Иркутское (1887) генерал-губернаторства.
Инициатор создания проекта Положения о земских участковых начальниках, их съездах и губернских присутствиях. Земские участковые начальники - административно-судебные чиновники, назначаемые из дворян и наделенные правом контроля сословных крестьянских органов управления и суда. Это был путь реализовать патриархально-консервативную идею о необходимости сословного деления общества и сохранения права дворянства «опекать» крестьян. Проект закона в 1886 г. был рассмотрен Особым совещанием под председательством кн. П. П. Гагарина и в начале 1887 г. поступил на рассмотрение Государственного Совета, где встретил много возражений. При вторичном рассмотрении переработанного проекта в конце 1888 г. за него высказалось меньшинство членов Государственного Совета (13 из 39), но именно с мнением меньшинства согласился император. Проект был переработан в третий раз, но его окончательное утверждение состоялось уже после смерти Толстого.
Добился предоставления губернаторам права массовой порки крестьян в случае возникновения беспорядков в деревне.
Инициатор принятия законов, касавшихся отдельных сторон крестьянского быта: закона 25 января 1883 г. о порядке учреждения сельских банков и ссудно-сберегательных касс, закона 18 марта 1886 г. о порядке семейных разделов в сельских обществах, где существует общинное землепользование, закона 12 июня 1886 г. о порядке найма на сельские работы, постановлений 15 февраля 1883 г. и,15 ноября 1885 г. о народном продовольствии.
Завершил в соответствии с законом 26 апреля 1883 г. объединение всех цензурных учреждений империи в ведомстве Министерства внутренних дел. Свобода слова была существенно ограничена временными правилами 27 августа 1882 г., которые предоставляли Особому совещанию министров право приостанавливать на время без указания срока или прекращать издание, если продолжение его было признано вредным.
Правилами 5 января 1884 г. министр внутренних дел получил право указывать местному начальству те произведения печати, обращение которых в публичных библиотеках признано особенно вредным.
21 января 1888 г. добился соизволения императора, чтобы на сцены народных театров допускались только пьесы, получившие специальное одобрение от Главного управления по делам печати.
Не только усилил цензурный контроль за прессой, но и использовал методы, учитывающие коммерческий характер издания, условия конкуренции между ними, такие, как ограничение или задержка розничной продажи, запрещение публикации объявлений и рекламы, приносивших большой доход, а также «негласное субсидирование» некоторых газет и журналов, объявивших себя независимыми изданиями.
Совместно с А. Д. Пазухиным разрабатывал проекты «контрреформ».
В мае 1883 г. присутствовал на торжествах Св. Коронования Их Императорских Величеств в Москве. В церемониале Высочайшего выхода 15 мая 1883 г. в Успенский собор Толстой выносил цепь ордена св. Андрея Первозванного для Ее Императорского Величества.
С 18 июня 1883 г. по 16 сентября 1883 г. - член Особого совещания по амурским делам, образованного для обсуждения военного и политического положения России на побережье Тихого океана и в Приамурском крае.
19 января 1889 г. назначен членом Особого совещания для выяснения степени прикосновенности к делу о крушении, постигшем 17 октября 1888 г. императорский поезд на линии Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, высших чинов Министерства путей сообщения и определения дальнейшего направления этого дела. Жизнь Толстого была объектом пристального внимания не только сторонников, но и противников его политики. Летом 1884 г. два террориста - члены революционной организации «Молодая партия "Народная воля"», под видом просителей, записавшихся на прием к министру внутренних дел, готовы были заколоть его кинжалами. Но за несколько минут до встречи с потенциальными убийцами Толстой был внезапно срочно вызван в Зимний дворец на доклад к императору.
С годами Толстой становился все более замкнутым, чопорным и холодным. Даже свою дачу в окрестностях Петербурга окружил высоким забором, что в те времена было редкостью, и, по воспоминаниям современников, «жил в ней, как в тюрьме».
Тяжело болея, продолжал работать. В 1889 г. умер.
Похоронить его хотели в традиционном месте погребения крупных государственных деятелей - в Александро-Невской лавре, но оказалось, что бывший обер-прокурор Св. Синода не терпел монахов и не хотел покоиться в ограде монастыря. Похоронили Толстого в его родовом имении - с. Макове Михайловского уезда Рязанской губернии, рядом с башней, построенной им для своей любимой библиотеки.
Жена (с 8 ноября 1853 г.) - статс-дама Государыни Императрицы Софья Дмитриевна Бибикова (1827 г.-8 января 1907 г.; Петербург), ее отец - киевский, подольский и волынский генерал-губернатор (1837-1852), министр внутренних дел (1852-1855), генерал от инфантерии (1843) Дмитрий Гаврилович Бибиков (18 марта 1791 г.-22 февраля 1870 г.; Петербург), мать - Софья Сергеевна Кушникова (1810 г.-не ранее 1882 г.; Петербург).
Дети: Софья (30 сентября 1854 г.-14 февраля 1917; Петербург), ее муж (с 11 апреля 1876 г.) - петербургский губернатор (1889-1903), член Государственного Совета (с 1903 г.), обер-егермейстер (1914) гр. Сергей Александрович Толь (30 июня 1848 г.-1918 г.); Глеб (5 октября 1862 г.-1902 г.), холост.
Имение (1872) - родовое: 200 душ муж. пола временнообязанных крестьян и 1500 десятин в Юрьевском уезде Владимирской губернии; жены - родовое: 1200 душ муж. пола временнообязанных крестьян и 7 тыс. десятин в Зарайском и Михайловском уездах Рязанской губернии; приобретенное: 500 душ муж. пола временнообязанных крестьян и 2 тыс. десятин в Михайловском уезде.
Награды и почетные звания:
11 января 1848 г. - бриллиантовый перстень за сочинение «История финансовых учреждений в России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II»;
17 июля 1855 г. - орден св. Владимира 3-й ст.;
26 августа 1856 г. - темно-бронзовая медаль в память войны 1853-1856 гг.;
1 января 1865 г. - орден св. Анны 1-й ст.;
27 марта 1866 г. - орден св. Владимира 2-й ст.;
2 мая 1867 г. - черногорский орден Даниила 11-й ст. (за содействие образованию южных славян);
22 июля 1867 г. - совершенное Монаршее благоволение и сердечная признательность (за труды по женским учебным заведениям) ;
20 апреля 1869 г. - орден Белого Орла;
28 марта 1871 г. - орден св. Александра Невского;
18 августа 1874 г. - большой крест австрийского ордена Леопольда;
13 апреля 1875 г. - алмазные знаки ордена св. Александра Невского;
в 1875 г. - греческий орден Спасителя 1-й ст.;
5 мая 1883 г. -- большой крест папского ордена Пия IX;
15 мая 1883 г. - орден св. Андрея Первозванного при Высочайшем рескрипте;
12 августа 1884 г. - золотая медаль в память окончания и освящения Храма Христа Спасителя в Москве;
29 октября 1884 г. - бразильский орден Розы 1-й ст.;
в 1884 г. - темно-бронзовая медаль в память Св. Коронования императора Александра III;
1 января 1888 г. - орден св. Владимира 1-й ст. при Высочайшем рескрипте.
21 апреля 1864 г. разрешено принять звание доктора философии от Лейпцигского университета за сочинение «Le catholicisme romain en Russie»; в 1866/1868 гг. избран почетным членом Русского технического общества; 9 декабря 1866 г. избран и 29 декабря 1866 г. утвержден почетным членом Императорской Академии наук; 7 января 1867 г. избран почетным членом Императорского 11етербургского минералогического общества (по случаю 50-летия общества) ; 15 сентября 1867 г. - почетным членом Императорского Новороссийского университета; 18 июня 1868 г. - почетным членом Императорского Общества истории и древностей российских при Императорском Московском университете; 16 апреля 1870 г. - почетным членом Императорского русского археологического общества; 12 октября 1873 г. - почетным членом Императорского Университета св. Владимира; 4 ноября 1875 г. - почетным членом Императорского общества сельского хозяйства южной России.
Являлся почетным членом Одесского общества истории и древностей, президентом Общества попечения о тюрьмах, почетным членом Медицинского совета, почетным членом Императорского музея имени Наследника Цесаревича.

-русский государственный деятель и историк.

Граф Дмитрий Андреевич Толстой (1 марта 1823, Москва — 25 апреля 1889, Санкт-Петербург) — русский государственный деятель и историк: обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (23 июня 1865 — 23 апреля 1880), министр народного просвещения (1866—1880), министр внутренних дел и шеф жандармов (1882—1889). Также член Государственного совета (с 1866), сенатор. При Александре II был известен как энергичный реформатор, а при Александре III — как проводник политики контрреформ.

Портрет графа Д.А. Толстого, президента Императорской Академии наук.

Иван Николаевич Крамской

Представитель поволжской, сравнительно захудалой, ветви Толстых. Его отец, штабс-капитан граф Андрей Степанович Толстой (1793—1830), умер, когда сыновья Всеволод (1824-43) и Дмитрий находились в нежном возрасте. Мать Прасковья Дмитриевна, урождённая Павлова (ум. 1849), овдовев, вышла замуж за Василия Яковлевича Венкстерна. Единственная сестра Елизавета (1825—67), в первом браке Петровская, вторым браком была замужем за самарским губернатором Н. А. Замятниным (1824—1868).

В 1842 году окончил курс в Царскосельском лицее. С 1848 г. состоял при Департаменте духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел и занимался составлением истории иностранных исповеданий. В 1853 году назначен директором канцелярии Морского министерства и в этом звании принимал участие в составлении хозяйственного устава Морского министерства и нового положения об управлении Морским ведомством. В 1861 году некоторое время управлял Департаментом народного просвещения, затем был назначен сенатором.

В 1865 году был назначен обер-прокурором Святейшего Синода, в 1866 — министром народного просвещения и занимал оба эти поста до апреля 1880, когда был назначен членом Государственного Совета. При Толстом были открыты: Историко-филологический институт (1867), Варшавский университет, Сельскохозяйственный институт в Новой Александрии (1869), Московские высшие женские курсы (1872), Русская филологическая семинария в Лейпциге для приготовления учителей древних языков (1875); Томский университет (1878). Нежинский лицей преобразован в Историко-филологический институт, а Ярославский лицей — в лицей юридический. В 1872 году издано положение о городских училищах, в 1874 — положение о начальных училищах, для надзора за которыми были ещё в 1869 году учреждены должности инспекторов народных училищ. В духовном ведомстве при графе Толстом произведено преобразование духовно-учебных заведений (1867—1869).

В мае 1882 занял пост министра внутренних дел и шефа жандармов и оставался на этом посту до самой смерти. Считался проводником политической реакции и поборником «сильной» власти. Законодательные меры, проведённые и подготовленные при нём, были направлены к возвышению дворянства, к регламентации крестьянского быта и к преобразованию местного управления и самоуправления в смысле расширения влияния администрации. Изданы законы о крестьянских семейных разделах и о найме сельских рабочих, подготовлены положение о земских начальниках и новое земское положение. Свобода печати существенно ограничена временными правилами 1882 года. Подробнее см. Контрреформы Александра III.

С 1882 года граф Д. А. Толстой в чине действительного тайного советника состоял также президентом Императорской Академии наук. Жил в это время на набережной Фонтанки, в доме №16. Похоронен в родовом имении — селе Маково Рязанской губернии.

Граф Дмитрий Андреевич Толстой

Образовательная реформа Толстого

В качестве министра народного просвещения граф Толстой провёл в 1871 году реформу среднего образования, заключавшуюся, по свидетельству авторитетного историка А. А. Корнилова, во введении в учебные программы больших объёмов математики вместе со значительным усилением преподавания латинского и греческого языков в гимназиях, причём только воспитанникам классических гимназий было предоставлено право поступать в университет; бывшие реальные гимназии преобразованы в реальные училища (1872).

В разработку идеологии этой реформы важнейший вклад внёс публицист и профессор М. Н. Катков. Одной из целей реформы ставилось развитие у учащихся умения основательно мыслить и, таким образом, воспрепятствование распространению поверхностных радикальных взглядов. С аналогичными целями (чтобы исключить необходимость поездок студентов в европейские университеты и, тем самым, воспрепятствовать распространению «революционной заразы» из Европы) предпринимались серьёзные усилия по созданию и надлежащему оснащению исследовательских лабораторий в российских университетах

Граф Дмитрий Андреевич Толстой

Семья

В молодости граф Толстой был влюблен в замечательную красавицу Марию Языкову, которая потом вышла за дипломата Д. О. Шеппинга. Граф сделал ей предложение и уже считался женихом, но свадьба не состоялась вследствие того, что дядя его убедил, до какой степени было бы безрассудно вступить ему в брак с девушкой, которая так же, как и он, не имеет состояния.

8 ноября 1853 года граф Толстой женился на Софье Дмитриевне Бибиковой (1827—1907), дочери министра внутренних дел Д. Г. Бибикова. По отзывам современника, она была женщиной очень недалекого ума, не красивой, но в высшей степени доброй и благодушной. Недостатки свои она с лихвой искупала тем, что принесла мужу значительное состояние, и властвовал он над нею неограниченно, так что малейший его каприз был для неё законом. С тестем своим Толстой находился в дурных отношениях, но особенно ненавидел он свою тещу, он никогда не встречался с нею, не хотел о ней и слышать. Эта непримиримая вражда вызвана была, не чем иным, как денежными расчетами; «граф Толстой постоянно жаловался, что его обделили, дали ему только часть того, на что он имел право». Графиня Толстая занимала высокие посты при дворе, была статс-дамой и кавалерственной дамой ордена Св. Екатерины малого креста (1873).

Неизвестный художник середины XIX века Кабинет в усадьбе графа Д.А. Толстого Знаменская Воронежской губернии 1870-188o-е

София (12.10.1854—14.02.1917), фрейлина, замужем за графом С. А. Толем, петербургским губернатором. Известна благотворительной деятельностью и как автор книги о масонстве.

Членство в РАН (1)

Административные должности (1)

Начальное образование (1)

Высшее образование (1)

Награды и премии

Орден Святого апостола Андрея Первозванного (1883)

Орден Святого Александра Невского (1871) с алмазами к нему (19875)

Орден Анны 1-й ст. (1865)

Орден Белого Орла (1869)

Орден черногорского князя Даниила I «за вклад в просвещение южных славян» (1867)

Орден Спасителя 1-й ст. (1876)

Демидовская премия (1847)

Внешние ссылки на информационный ресурс о персоналии: Толстой Дмитрий Андреевич (1823–1889), президент Петербургской академии наук в 1882–1889 г. (документальная выставка на сайте СПФ АРАН)

Область знаний: Государственное управление

Библиография

Избранные труды Д.А. Толстого:

Толстой Д. А. Академическая гимназия в XVIII столетии: по рукописным документам Архива Академии наук. - СПб.: тип. Акад. наук, 1885. - 114 с. - (Сб. Отд-ния рус. яз. и словесности Акад. наук. - т. 38, № 5).

Толстой Д. А. Академический университет в XVIII столетии: по рукописным документам Архива Академии наук. - СПб.: тип. Акад. наук, 1885. - 67 с. - (Сб. Отд-ния рус. яз. и словесности Акад. наук. - т. 38, № 6).

Толстой Д. А. Взгляд на учебную часть в России в XVIII столетии до 1782 года. - СПб.: тип. Акад. наук, 1885. - 100 с. - (Сб. Отд-ния рус. яз. и словесности Акад. наук. - т. 38, № 4).

Толстой Д. А. [Виды и соображения, которыми руководился министр народного просвещения, предоставляя в Государственный совет проект устава реальных училищ]. - СПб., 1872. - 13 с.

Толстой Д. А. Всеподданейшая докладная записка … о деятельности Православного духовного ведомства с 1 июня 1865 г. по январь 1866 г. - СПб., 1866. - 67 с.

Толстой Д. А. Городские училища в царствование императрицы Екатерины II. - СПб.: тип. Акад. наук, 1886. - 214 с. - (Сб. Отд-ния рус. яз. и словесности Акад. наук. - Т. 41, № 2).

Толстой Д. А. Замечания председателя Комитета, высочайше утверждённого для устройства духовных дел православного исповедания в Финляндии, … на проект положения об устройстве православных приходов в Финляндии. - [СПб.]: Б. и., . - 4 с.

Толстой Д. А. Извлечение из отчёта директора Канцелярии Морского министерства за 1858 год. - [СПб.]: Б. и., . - 10 с.

Толстой Д. А. Иосиф, митрополит Литовский, и воссоединение униатов с православною церковью в 1839 году. - СПб.: печатня В. Головина, 1869. - 71 с. - (Извлеч. из Журн. М-ва нар. прос.).

Толстой Д. А. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. - СПб.: тип. К. Жернакова, 1848. - 258 с.

Толстой Д. А. Люди Екатерининского времени: Справочная книжка к царствованию имп. Екатерины II. - СПб.: тип. В. С. Балашова, 1882. - 636 с.

Толстой Д. А. О первоначальном учреждении и последовавших изменениях в устройстве Адмиралтейств-коллегии. - СПб.: тип. Акад. наук, 1855. - 25 с. - (из Морск. сборника. - 1855. - № 6).

Толстой Д. А. Об иезуитах в Москве и Петербурге: Историч. отрывок. - СПб.: тип. 2-го отд-ния собственной е.и.в. канцелярии, 1859. - 23 с.

Толстой Д. А. Обозрение учебных заведений Олонецкой губернии (в авг. 1877 г.). - Петрозаводск: Олонецк. губ. стат. ком., 1877. - 46 с.

Толстой Д. А. Речи и статьи. - СПб.: тип. В. С. Балашева, 1876. - 187 с.

Толстой Д. А. Речь царя и великого князя Ивана Васильевича к панам радам Королевства Польского и Великого княжества Литовского, чрез их после переданная. - М., 1847. - 7 с.

Толстой Д. А. Римский католицизм в России: Историч. исследование. - СПб.: В. Ф. Демаков, 1876-1877.


Свернуть

Биографическая справка

Толстой Дмитрий Андреевич (1823, Москва – 1899, Санкт-Петербург) – государственный деятель;

почетный член Петербургской академии наук (1866), президент АН (1882-1889)

Дмитрий Андреевич Толстой родился 1 (13) марта 1823 г. в Москве в дворянской семье штабс-капитана Андрея Степановича Толстого (1793-1830) и его жены – Прасковьи Дмитриевны, урожденной Павловой (ум. 1849).

Семья Д.А. Толстого относилась к «средней графской ветви» разветвленного рода Толстых. Его дед – граф Степан Фёдорович Толстой (1756-1809), правнук графа Петра Андреевича Толстого (1645-1729) - государственного деятеля и дипломата, сподвижника Петра Великого, получившего в 1724 г. графское Российской империи достоинство, и положившего начало графской ветви рода Толстых.

Дмитрий Толстой в возрасте семи лет остался без отца, его мать вскоре вышла замуж за Василия Яковлевича Венкстерна. Дмитрия взял к себе на попечение дядя, человек широко образованный (государственный деятель и автор исторических статей и литературных эссе, духовной публицистики и воспоминаний о деятелях русской культуры) – Дмитрий Николаевич Толстой (1806–1884), но воспитанием племянника он не занимался.

Начальное образование Дмитрий Толстой получил в закрытом учебном заведении для мальчиков из знатных дворянских семей – Московском университетском благородном пансионе (в 1830-1833 гг. – 1-я московская гимназия; с 1833 г. – Московский дворянский институт), где в годы его учебы существовали строгий порядок учебного заведения, надзор воспитателей и хорошие учителя. Детские впечатления не могли не отразиться на формировании характера Толстого, до конца жизни, отличавшегося самостоятельностью, упорством в достижении поставленной цели, надеждой только на себя, а также скрытностью и недоверием к людям.

В 1837 г., когда Дмитрию исполнилось 14 лет, он был определен в Императорский Александровский лицей (в Царском Селе), считавшийся самым лучшим учебным заведением страны. Первые три года лицеисты изучали предметы, преподававшиеся в старших классах гимназий, затем переходили к университетскому курсу. Таким образом, воспитанники лицея получали энциклопедическое образование и были подготовлены к бюрократической службе в министерствах. Среди однокурсников Дмитрий Толстой выделялся своими блестящими успехами в учебе, поэтому неудивительно, что по окончании лицея он был награжден большой золотой медалью номер один. В зависимости от успеваемости лицеисты получали гражданские чины от XIV до IX класса (для лучших) и поступали на службу в министерства юстиции, иностранных дел, государственных имуществ или отделения Собственной его императорского величества канцелярии. Д.А. Толстой выбрал Канцелярию ее императорского величества Александры Федоровны по управлению учебными и благотворительными заведениями, куда был зачислен на службу 1 февраля 1843 г. Возможно, это решение было продиктовано тем, что секретарем канцелярии был Николай Михайлович Лонгинов, давний знакомый дяди Д.А. Толстого, Дмитрия Николаевича. Лонгинов очень тепло относился к Дмитрию, даже предложил ему поселиться в том же доме на Моховой улице, где в конце 1820-х – 1830-х гг. он со своей семьей занимал второй этаж. Квартира Д.Н. Толстого располагалась прямо над ними.

Молодой чиновник, которого не очень привлекала служба, больше занимался научными изысканиями. В результате была подготовлена солидная монография, в которой автор последовательно проследил развитие различных источников государственных доходов России: податей, сборов, пошлин, налогов; исследовал возникновение банков в нашей стране; дал сравнительный анализ развития финансовых учреждений древней России и средневековых западноевропейских государств. Первый научный труд Толстого «История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II» был отправлен автором на конкурс в Академию наук в рукописном виде, поскольку денег на издание у него не было. Работа получила высокую оценку и в 1847 г. была отмечена Академией наук полной Демидовской премией. Опубликована была в 1848 г.

В том же году его избрали действительным членом Императорского Русского географического общества, а на следующий год за этот труд, ставший первой в отечественной историографии попыткой системного изложения русского финансового дела император Николай I, пожаловал Д.А. Толстому перстень с бриллиантом и придворное звание камер-юнкера.

22 сентября 1847 г. Толстой перешел на службу в Департамент духовных дел иностранных вероисповеданий Министерства внутренних дел, став чиновником особых поручений VI класса, а 1 ноября 1851 г. был назначен вице-директором этого департамента. На новой службе он продолжал не только чиновную, но и научную деятельность – занимался составлением истории иностранных исповеданий. Впоследствии, уже в 1863, на основе собранных за время службы в департаменте материалов он опубликовал на французском языке «Историю католицизма в России» в двух томах.

8 ноября 1853 г. граф Толстой женился на Софье Дмитриевне Бибиковой, дочери министра внутренних дел Д.Г. Бибикова, которая была фрейлиной, а впоследствии статс-дамой императрицы. Брак принес Толстому большое приданое: он стал владельцем 8 тысяч десятин земли и 2 тысяч душ крепостных, войдя в число богатейших людей России.

В 1853 г. Толстой продолжал продвигаться по служебной лестнице и был произведен в статские советники (V класс) и назначен директором канцелярии Морского министерства. Во главе ведомства стоял Великий князь Константин Николаевич, отличавшийся либеральными взглядами. В Морском министерстве граф Д.А. Толстой прошел хорошую бюрократическую школу, превратился в опытного администратора. Через канцелярию проходили документы, направленные на преобразование Российского флота, на открытие новых заводов, создание минных заграждений. Толстой принимал участие в составлении хозяйственного устава Морского министерства и нового положения об управлении морским ведомством. При активном участии Толстого в 1855–1856 гг. ряд русских писателей был командирован в разные регионы страны, для подготовки этнографических очерков с дальнейшей публикацией в «Морском сборнике», а И.А. Гончаров отправлен в кругосветное путешествие на фрегате «Паллада». С 1 января 1858 г. Д.А. Толстой – камергер, а затем гофмейстер Двора Его Императорского Величества. Однако сделать карьеру, не имея военно-морского образования, здесь было невозможно.

19 сентября 1860 г. Д.А. Толстой был назначен членом Главного правления училищ Министерства народного просвещения. 17 ноября 1861 г. граф Толстой получил должность управляющего Департаментом Народного просвещения. Казалось, что карьера практически обеспечена, еще немного и - министерский портфель. Но, из-за студенческих беспорядков был отправлен в отставку министр народного просвещения, а 25 декабря 1861 г. был уволен от всех должностей по Министерству народного просвещения Д.А. Толстой.

Он был назначен к присутствию в Правительствующем Сенате с оставлением в придворном звании гофмейстера. Здесь он принимал участие в подготовке судебной реформы, которая обсуждалась в разных департаментах Сената. С февраля 1864 г. Толстой стал временно исполнять обязанности члена советов Воспитательного общества благородных девиц Александровского и Екатерининского институтов.

23 июня 1865 г. Толстой занял пост Обер-прокурора Святейшего Синода, которым руководил 15 лет (до 23апреля 1880 г.). На посту Обер-прокурора Толстой успел провести ряд важных мероприятий по духовному ведомству и в частности, преобразование духовно-учебных заведений. При нем дети священников получили право поступать в гимназии и юнкерские училища, было увеличено жалованье духовным лицам.

В 1866 г. граф Д.А. Толстой был назначен членом Государственного совета.

14 апреля 1866 г. Толстой был назначен министром народного просвещения. Одновременно он остался обер-прокурором Синода, сенатором и гофмейстером. Кроме того, 23 апреля 1866 г. граф стал членом Главного Совета женских учебных заведений, а с 1 января 1874 г. - их почетным опекуном.

На посту министра народного просвещения Толстой проявил присущую ему энергию, решительность и бескомпромиссность. По указанию Александра II граф Д.А. Толстой ежегодно посещал один из учебных округов России, знакомился на месте с положением дел и получал верную картину распространения просвещения в государстве. За время его руководства министерством, в России были открыты несколько высших учебных заведений: Историко-филологический институт в Петербурге (1867), Варшавский университет (1869), Сельскохозяйственный институт в Новой Александрии (1869), Московские высшие женские курсы (1872), Русская филологическая семинария в Лейпциге для приготовления учителей древних языков (1875), Томский университет (1878), Нежинский лицей преобразован в Историко-филологический институт. В 1872 г. было издано положение о городских училищах, в 1874 - положение о начальных училищах, для надзора за которыми были ещё в 1869 г. учреждены должности инспекторов народных училищ.

В качестве министра народного просвещения Д.А. Толстой провёл реформу среднего образования. В разработку идеологии этой реформы важнейший вклад внес известный публицист и профессор Московского университета М.Н. Катков. В 1870 г. они разработали новый гимназический устав, в соответствии с которым, в классические гимназии вводилось изучение двух древних языков (греческого и латинского) вместо общеобразовательных предметов, реальные гимназии реорганизовывались в училища, в которых сокращался срок обучения. Проводился в жизнь сословный принцип: церковноприходская школа для «народа», реальное училище для купцов и промышленников, классическая гимназия и университет для дворян.

Проект Толстого весьма затруднил возможность получения высшего образования для выходцев из бедных семей, в т.ч. дворянских. При этом «классицизм» мало отвечал потребностям растущей российской экономики, испытывающей нехватку квалифицированных инженерных и технических кадров. Негодование против проекта было в обществе огромным. Пресса любых направлений яростно критиковала министра. Сторонники классицизма также были против проекта реформы, отмечая неуместность значительного сокращения преподавания естественных дисциплин за счет резкого увеличения объема преподавания «мертвых» языков. На заседании Государственного Совета при обсуждении проекта большинство его членов выступили против подобной реформы. Министр игнорировал даже откровенную клевету и оскорбления в свой адрес. 30 июля 1871 г. Александр II утвердил проект Толстого.

За время пребывания на посту министра народного просвещения и Обер-прокурора Синода граф Д.А. Толстой получил высший чин в Российской империи – действительного тайного советника.

Из-за своего характера Толстой нажил множество врагов в высших кругах петербургского общества, а даже поссорился со своим единомышленником – Катковым. 24 апреля 1880 г. Александр II вынужден был уволить Толстого в отставку с обоих постов. Но дело Толстого не угасло, поскольку министром просвещения стал А.А. Сабуров, а Святейший Синод возглавил К.П. Победоносцев, которые с сочувствием относились к реформам своего предшественника.

После вступления на престол в марте 1881 г. нового императора Александра III в 1882 г. последовало назначение Толстой сразу на две ответственные государственные должности. Александр III поручил Д.А. Толстому с 25 апреля 1882 г. руководство ведущим научным учреждением страны – Императорской Академией наук, а с 31 мая 1882 г. Д.А. Толстой совмещал этот пост с постом министра внутренних дел Российской Империи.

К тому времени, когда он занял пост президента, имя Д.А. Толстого было широко известно в академических кругах, а его научная деятельность была отмечена рядом самых престижных в России званий и наград. Как министр народного просвещения, в ведении которого находилась Академия наук, Толстой хорошо знал ее текущие проблемы и состояние дел, через него шли все кадровые перемещения, избрание новых членов, ходатайства на имя императора. Будучи почетным членом АН (с 1866 г.), он по мере сил и возможностей, участвовал в академической жизни, в том числе в Общих собраниях и ежегодных торжественных публичных заседаниях Академии наук.

Толстой добился увеличения окладов академикам и лицам, служащим при Академии наук (1869), увеличения ассигнований и штатов Химической лаборатории (1873), открытия Отделения морской метеорологии, телеграфных сообщений о погоде и штормовых предупреждений при Главной физической обсерватории (1876), поддержал учреждение премии имени В.Я. Буняковского (1875), празднование 150-летнего юбилея Академии наук, подготовку собрания сочинений М.В. Ломоносова и т.п.

Одной из его первых и весьма плодотворных инициатив на посту президента стало предложение Толстого начать публикацию материалов по истории Академии наук, хранившихся в ее архиве. Это предложение было поддержано на заседании Отделения русского языка и словесности. Уже в 1885 г. вышел в свет первый том этого издания, а реализация всего проекта растянулась до 1900г. Итогом работы стало издание 10 фундаментальных томов: в научный оборот был введен огромный массив архивных документов по истории Академии наук.

Весной 1882 г. для поощрения русских исследователей выделил значительные средства, оформленные как «Премия имени графа Дмитрия Андреевича Толстого». Эта премия стала одной из главных ежегодных академических премий, присуждаемых за работы в области естественных и гуманитарных наук.

Сам граф Д.А. Толстой занимался изучением истории Академии наук и в 1885 г. опубликовал работы «Академическая гимназия в XVIII столетии» и «Академический университет в XVIII столетии». Эти исследования были посвящены изучению истории от зарождения этих учреждений, одновременно с Академией наук, до директорства Е.Р. Дашковой. Данные работы были одной из первых попыток в нашей историографии глубокого исследования истории Академии наук. Не менее значимы были и другие труды Д.А. Толстого в области истории образования, например, «Городские училища в царствование Императрицы Екатерины II» (1886). В целом научное наследство графа Д.А. Толстого насчитывает несколько десятков опубликованных статей и книг.

При назначении на пост министра внутренних дел Д.А. Толстой прямо спросил императора Александра III: «Угодно ли будет Государю иметь министром человека, который убежден, что реформы прошлого царствования были ошибкой?». Получив утвердительный ответ, Толстой действовал, как всегда, энергично: к концу 1880-х годов организованное революционное движение в России почти перестало существовать, прекратились террористические акты. Толстой нанес удар и по либерализму, закрыв 15 периодических изданий и запретив книги нескольких сотен наименований.

Толстой разгромил радикальную и либеральную оппозицию и приступил к контрреформам. В 1884 г. был принят новый университетский устав, ограничивавший академическую автономию. Для евреев была введена процентная норма, для поступления в вузы страны. В Польше и других национальных окраинах русский язык вводился в делопроизводство, ликвидировались местные законодательства в Прибалтике и на Кавказе, на которых распространялись общероссийские законы.

Главной контрреформой Толстой считал изменение в местном самоуправлении, расширяющее права дворянства. В 1885 г. в «Русском вестнике» М.Н. Каткова была опубликована статья А.Д. Пазухина «Современное состояние России и сословный вопрос», в которой открыто заявлялось о необходимости расширить сословные начала в земстве и городских органах самоуправления. Толстой, на которого статья произвела впечатление, назначил его управляющим канцелярии своего министерства. Пазухин разработал проект контрреформы, в состав которой вошел закон о земских начальниках, назначенных правительством и подчиняющих себе местное земство, и аналогичное законодательство о городском самоуправлении. Эти законопроекты встретили возражения среди членов Государственного Совета, министров и близких сподвижников Александра III, которые справедливо указывали на социальное расслоение самого дворянства и т.п. Борьба вокруг законопроектов Толстого - Пазухина шла несколько лет, но в конечном итоге они (хотя и с серьезными изменениями) обрели силу закона. Однако сам Толстой, не отличавшийся крепким здоровьем и всю 2-ю половину 1880-х гг. много и тяжело болел, не дожил до этого дня.

Д.А. Толстой являлся богатейшим землевладельцем Рязанской губернии, где у него в Михайловском уезде насчитывалось около десятка имений (Лесищи, Фурсово, Ерино, Окуньково, Завидовка, Серебрянь и др.). Большинство имений принадлежало не лично графу, а его жене Софье Андреевне. Маково было куплено самим графом Толстым в сентябре 1870 г. при посредничестве Рязанского губернатора Николая Аркадьевича Болдарева. Со временем Маково стало главным административным центром всех имений и любимой летней резиденцией Толстых. В селе в 1874 г. была открыта школа Министерства народного просвещения, основанная графом Толстым (она называлась «Маковское министерское училище»). В усадьбе Толстого была хорошая библиотека – книгохранилище, хорошо известное за пределами России. Заграничные издательства и иностранные авторы считали для себя долгом посылать свои книги в библиотеку русского министра графа Толстого. Граф Д.А. Толстой хотел сделать из своего любимого Маковского имения «майорат» – земли не должны были делиться между наследниками после его смерти, все имение должно было перейти одному из наследников. Должна была измениться и его фамилия: граф Толстой-Маковский (по названию села), так же должны были именоваться и его потомки – владельцы села Макова. Однако этому не суждено было сбыться. Именно в Маково, Д.А. Толстой завещал себя похоронить.

Д.А Толстой состоял членом ряда российских научных обществ и университетов: Русского технического общества (1866), Императорского Петербургского минералогического общества (1867), Императорского Новороссийского университета (1867), Императорского Общества истории и древностей Российских при Императорском Московском университете (1868), Императорского Русского археологического общества (1870). Д.А. Толстой – член-основатель Императорского русского исторического общества (1866).

За время своей службы России граф Д.А. Толстой был награжден многими российскими и иностранными орденами: Орден Святого апостола Андрея Первозванного (1883); орден Святого Александра Невского (1871) и алмазами к нему (1975), орден Анны 1-й ст. (1865), орден Белого Орла (1869), орден черногорского князя Даниила I «за вклад в просвещение южных славян» (1867), орден Спасителя 1-й ст. (1876); Демидовская премия (1847);

Толстой был почётным гражданином города Череповца (1874) - «за особенно оказанное внимание и содействие к процветанию города».

Семья: Жена – Софья Дмитриевна, урожденная Бибикова (1826-1907), дочь министра внутренних дел Д.Г. Бибикова; Дети – Софья Дмитриевна (1854-1917), фрейлина Высочайшего двора, была замужем за С.А. Толем, обер-егермейстером, членом Государственного Совета; Глеб Дмитриевич (1862-1904), титулярный советник, служил земским начальником в Рязанской губернии.

Дмитрий Андреевич Толстой умер 25 апреля (7 мая) 1889 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен в имении Маково Маковской волости Михайловского уезда Рязанской губернии. Могила сохранилась до наших дней.