Рабочая программа внеурочной деятельности юный правовед юрист. Образовательная программа дополнительного образования детей "Юные правоведы" (адаптированная). Диагностический и контрольный материал




Пояснительная записка

Закон РФ «Об образовании» и требования к образовательным программам дополнительного образования России ставят основными задачи формирование правового сознания и гражданской ответственности обучающихся.

Построение в России гражданского общества не может быть решено без разрешения задач правового образования и просвещения подрастающего поколения.

Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Чем раньше ребёнок начнёт постигать общественные нормы жизни, тем более осознанно он будет поступать в тех или иных ситуациях.

Наша жизнь, особенно в настоящий период, настолько сложна и многообразна, что изучение азов правоведения необходимо начинать практически с раннего детства. Ребёнок, получив базовые знания на занятиях по праву, легче сможет ориентироваться в самостоятельной жизни, будет подготовлен к изучению некоторых тем по курсу «Обществознания» в старшей школе.

Цели курса:

Формирование правосознания и правовой культуры, изучение основ законодательства;

Помочь детям понять современное общество и роль человека в его развитии;

Научить оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия;

Сформировать навыки применения юридических знаний в конкретных жизненных ситуациях;

Создать условия для осознания детьми принадлежности к различным социальным группам (семья, класс, школа) и социальные роли.

Осознание необходимости соблюдения закона;
- ребенок должен понять, что он полноправный гражданин страны, который обладает определенными правами и обязанностями;
- воспитание патриотизма, уважения к другим людям и чувства собственного достоинства;

Развитие творческих способностей, речи, памяти, коммуникативных навыков и умения самостоятельно принимать решения.
В процессе занятий формируются основные и индивидуально- психологические особенности ребёнка. Создаются предпосылки формирования социально - нравственных качеств личности.

Особенности психофизического развития начинается в том, что ребёнок готов включиться в социальный процесс. Приобрести гражданские и общечеловеческие качества.

Основная роль в этот период принадлежит сюжетно - , так как в них идёт процесс приобщения к социальной жизни детского и взрослого сообщества. Здесь ребёнок получает представление о правах и обязанностях, учиться согласовывать свои интересы, сдерживать желания.

У школьников необходимо сформировать представление о человеке, как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РФ, о правах человека и ребёнка, познакомить с основными документами: «Всеобщей декларации прав человека», «Конвенции ООН о правах ребёнка». Важную роль формирование понятий о Родине, гражданине, семье, своей родословной, об отношениях в семье, человеке как личности

Основные формы проведения занятий:

Практические занятия;

Наблюдение;

Беседа;

Экскурсия;

Общение с представителями различных профессий;

Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций;

Сюжетно- ;

Дискуссии;

Подготовка сообщений по проблеме;

Викторины;

Тесты;

Творческие работы (рисование);

Массовые мероприятия.

Психологическое обеспечение программы включает в себя создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятии, пробуждение воображения детей в практической деятельности, разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворённости детей и их родителей содержанием занятий по данной программе.

Кроме этого, детки учатся выступать перед своими одноклассниками и друзьями, проводить учебно-исследовательскую деятельность, работать самостоятельно и в группах.

Современная школьная программа требует от своих учеников дополнительных знаний и умений. Для того, чтобы человек мог уверенно чувствовать себя в обществе, он должен обладать своей собственной позицией, быть интеллектуально развитым и уметь поддержать любую тему разговора. Как известно, основы всей будущей жизни ребенка закладываются именно в детстве. Возможность посещать различные кружки и секции – неоценимый вклад в его жизнь! «Юный правовед» - это курс, который позволит узнать ребенку много нового о своей стране и ее законах. Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).

Учебно – тематический план

Всего часов

В том числе

теория

практика

Раздел I . Закон - один для всех.

Введение. Зачем нам необходимо знать законы? Анкетирование.

Что такое вина? Что такое ответственность?

Виды правонарушений

Действие и бездействие. «Борьба с безразличием»

Закон для нас. Закон внутри нас.

Служба доверия

Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»

Раздел II . Основы семейного права РФ. Семейный кодекс (основные понятия).

«Мы и наши права» (по материалам
Конвенции ООН о правах ребенка).

Конституция РФ. Дети под защитой государства.

Я гражданин своей страны. Беседа

Мои документы

Мой дом - моя крепость.

Жизнь в неволе (рабство).

Свобода выбора: где жить и с кем жить.

Честь и репутация

Подготовка буклета «Права ребенка»

«Дети и терроризм» - беседа. Проект «Мы против насилия!»

Оформление стен газеты «Мы против насилия!»

«Имею право» (игра-конкурс по праву) - права и обязанности несовершеннолетних.(среди 5-х кл)

Раздел III . Знакомство с профессиями

Знакомство с профессиями - следователь, инспектор по
делам несовершеннолетних (планируется встреча с инспектором по делам несовершеннолетних)

Профессия - юрист

«Мудрые мысли»

Раздел IV . Экологическое право

Беседа «Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение»

«Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?»

Правовая игра «Большой круг»

За первый год занятий кружка учащиеся должны:

Знать содержание наиболее важных законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;

Усвоить совокупность конкретных правил поведения в интернате, школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;

Различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел. прокуратуры, адвоката, нотариуса.

- Официальный сайт Консультант Плюс

- Информационно-правовой портал Гарант.ру

-Информационно-правовая система Кодекс

- Официальный интернет-портал правовой информации

- Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения

- Портал государственных услуг

- Официальный сайт Президента Российской Федерации

- Официальный сайт Правительства Российской Федерации

- Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

- Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

- Портал «Президент России – гражданам школьного возраста»

Список литературы

I . Нормативные источники

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г. М., 2015

2. Конвенция ООН о правах ребёнка.- М.:Семина Л.И..Рудомино, 2001.

II . Литература

1. Блотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство РФ в вопросах и коментириях.М.,2012.

2. Гражданское образование в современной школе: Материалы конвенции 4-5 мая 2000г. Калуга,2010.

3. Лопатина Т., Федорова Ф., Права ребёнка /практическое пособие - Тульский регион. Центр поддержки женщин и семьи "Подруга"-2012.

4. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита из прав: Сборник нормативных документов. М, 2013.

5. Семина Л.И. Мы - сограждане. М.: Бонфи,2012.

6. Соколов Я.В., Комсов Д.В., Максимов С.В. Ответственность за правонарушение. М.: НВЦ "Гражданин",2012.

Приложение

В нашей стране каждый ребенок, пришедший в школу учиться, пользуется определёнными правами и одновременно должен выполнять ряд обязанностей.

Каждый школьник имеет право:

    получить качественное образование в соответствии с государственным образовательным стандартом;

    ознакомиться с Уставом и правилами внутреннего распорядка школы;

    обучаться, если необходимо, по ускоренным программам, по индивидуальным учебным планам или дома;

    получать дополнительную помощь со стороны учителя, если возникли трудности в освоении учебного предмета или занятия были пропущены по болезни;

    бесплатно пользоваться школьной библиотекой;

    получать отметки по учебным предметам исключительно в зависимости от своих знаний и умений;

    свободно выражать своё мнение;

    участвовать в управлении школой, вносить предложения, касающиеся школьной жизни.

Каждый школьник обязан:

действовать на благо родной школы, заботиться о её чести, поддерживать её авторитет и традиции;

строго соблюдать режим работы школы, посещать занятия в соответствии с расписанием, не опаздывать на уроки;

добросовестно учиться, расширять свои знания, умения и навыки, систематически и вовремя выпол­нять домашние задания;

в случае пропуска занятий предъявлять классному справку от врача или объяснительную записку от родителей;

выполнять распоряжения и требования директора, руководства, учителей и других работников школы;

относиться с уважением к работникам школы и другим ученикам, помогать младшим школьникам;

предъявлять дневник по требованию учителя;

записывать в дневник домашние задания по всем предметам;

приносить на занятия все необходимые принадлежности: учебники, тетради, дневник, ручки, карандаши ит. п.;

выглядеть чисто и опрятно, соблюдать требования школьной и личной гигиены, заботиться о соответствии своей и внешнего вида строгому деловому стилю;

заботиться о собственном здоровье и безопасности, о здоровье и безопасности других учащихся, соблюдать требования техники безопасности;

обнаружив в школе или на пришкольном участке брошенную (пакет, свёрток, коробку) или заметив незнакомого подозрительного человека , немедленно сообщить об этом учителю или другому работнику школы;

беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок в здании школы и на её территории.

Права и обязанности школьников находятся под охраной законодательства его страны и Конвенции о правах ребенка, принятой ООН.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области 446218, Самарская область, г.о. Новокуйбышевск, ул. Свердлова,23

«Согласовано»

Руководитель МО

Протокол №___от_______

Гранкина Т.В.

«___»___________2014г.

«Согласовано»

Зам. директора по ВР

Протокол №___от_______

Тустова С.А.

«___»___________2014г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ ООШ № 19

Приказ №___от________

Макарова О.Н.

«___»____________ 2014г.

Программа кружка

«Юный правовед»

для 5-6 классов

учителя

Гранкиной Тамары Владимировны

2014 г.

Пояснительная записка

к рабочей программе внеурочного курса «Юный правовед»

Программа кружка «Юный правовед» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и авторской программы внеурочной деятельности (Социальное творчество/Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов –М.: Просвещение, 2011) и предназначена для организации познавательной деятельности школьников , срок реализации – 2 года . Продолжительность реализации –68 часа за 2 года, из них – 20 теоретических, 48 практических. Продолжительность занятий – 1 раз в неделю по 1 часу. (34 часа в год). Занятия проводятся по расписанию.

Актуальность программы обусловлена тем, что содержание правового образования обучающихся определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.

Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях, особенно это необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.

Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.

Реализуя данную программу, необходимо добиться развития правовой культуры обучающихся как сплава знаний, умений, навыков с убежденностью. Школьник, накопив в своем сознании определенный запас знаний, вступает в полосу завершения формирования своего мировоззрения. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуаций правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряженно трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Моделирование педагогических ситуаций правовой ориентации, предусмотренных программой, служит важным звеном воплощения позитивного правосознания в правомерном поведении обучающегося.

Правосознание занимает промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Личностное развитие мотивирует не только правомерное поведение в настоящем, но и стремление к проецированию данного поведения в будущем на основе соблюдения правовых предписаний.

Усиленное внимание к вопросам нравственного воспитания обусловлено резко возросшей криминализацией общества, утратой веры значительной части населения в справедливость, прогрессирующим правовым нигилизмом и пренебрежением людей к закону. Данная проблема приобрела общегосударственные масштабы, обнажая глубокий недуг нынешнего правосознания, поразивший все социальные слои нашего общества. Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание школьниками отрицательного поведения, желание изменить его; отказ от вредных привычек; добросовестное отношение к учебе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у обучающегося собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением; от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.

Примерная программа внеурочной деятельности школьников среднего общего образования по социальному творчеству основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

Принцип неадаптивной социализации является альтернативой образовательному принципу социальной адаптации. «Социальная адаптация» предполагает воссоздание в педагогическом мышлении или образовательной реальности некоторой устойчивой социальной конструкции, к жизни в которой педагоги готовят воспитанников. Традиционно это сводится к составлению набора необходимых социальных «умений и навыков». Однако в условиях нестабильного, развивающегося социума подобный подход имеет существенные ограничения.

Неадаптивная социализация предполагает образовательное обеспечение возможности создания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным технологическим условием выступает создание специальных социальных сред с ориентирующей функцией, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект, что, в частности, имеет значение и для повышения уровня социальной ответственности молодого поколения. Основной образовательный результат возникает за счёт педагогического сопровождения индивидуального социального действия и рефлексии школьника.

Подход, связанный с неадаптивной социализацией, будучи адекватным современным социальным вызовам, является новым для системы образования. Данный подход предполагает выход не только за рамки классно-урочной формы организации образовательного процесса, но и за рамки образовательного учреждения. Поэтому возникает необходимость параллельно решать целый комплекс задач, имеющих отношение не только к сфере образования, но и к социальной сфере.

Принцип природосообразности предполагает, что социально преобразующая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает, что социальное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Трактовка принципа коллективности применительно к социальному творчеству предполагает, что социально преобразующая добровольческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей.

Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если школьнику предварительно задали то, к чему он должен прийти, и он не может ничего изменить, то для него проектирования нет. Он может программировать свои шаги, составлять план исполнения, но проектировать в таком случае он ничего не будет.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальном творчестве - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.

Цель программы внеурочной деятельности - формирование у школьников правовой культуры, способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности (социальному творчеству).

Задачи программы:

    сформировать способность видеть и понимать социальные проблемы;

    сформировать способность и готовность вступать в конструктивную коммуникацию с другими субъектами и социальными институтами вокруг общественно-значимых проблем;

    сформировать способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами решать общественно-значимые проблемы.

Формы проведения занятий:

В ходе реализации программы кружка используются следующие формы организации занятий

Игра;

Проблемная ситуация;

Групповая и парная работа;

Практическая деятельность;

Тренировочные упражнения;

Ситуативные тренинги;

Чтение и обсуждение документов;

Обсуждение материалов, написание отзывов и статей;

Выступления на классных часах;

Подготовка статей для публикации в газетах.

Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные технологии. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самоанализу и самооценке, быть ответственным, самостоятельным, творить и сотрудничать – этому способствуют активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа, практическая деятельность.

Участие в творческой деятельности предполагает сотрудничество воспитанника с партнерами по группе, именно это рождает инициативу ребенка в учебных действиях. В результате происходит коррекция сложившейся точки зрения – она уточняется и обогащается. На занятии школьники непосредственно взаимодействуют друг с другом, а воспитатель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом уделяя внимание каждому ребенку.

Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, ролевые игры

Продолжительность занятий – 40 минут.

Содержание курса

1. Нормы права.

Зачем нам необходимо знать законы? Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. «Я - игра» (по подгруппам). Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению».

О правопорядке. Правонарушения и преступления. Взыскания и наказания.

2. «Я - гражданин».

Судебное разбирательство. Правовая игра «Большой круг». «Дети и терроризм» - беседа. Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»

3. Права человека

Группы прав человека и гражданина.Российское гражданство. Правоспособность и дееспособность гражданина РФ.

4. Государство и политика.

Власть в государстве

5. Итоговое занятие - практикум «Защити свои права».

Планируемые результаты

Предметные результаты:

усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.

владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;

знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.

Метапредметные результаты:

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.

Личностные результаты:

осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Календарно-тематическое планирование: 5 класс

Тема занятия

Кол - во часов

Форма проведения занятия

Вид занятия

Примерная дата проведения

теоретическое

04.09

диагностика

практическое

11.09.

Что такое вина?

Беседа

теоретическое

18.09

Что такое ответственность?

Беседа

теоретическое

25.09

Рассказ учителя

Теоретическое

02.10

Виды юридической ответственности.

Работа с источниками

практическое

16.10

«Я - игра» (по подгруппам).

Викторина

практическое

23.10

«Я - игра» (по подгруппам).

Викторина

практическое

30.10

Диагностика

теоретическое

07.11

Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению»

Анализ

практическое

13.11

практическое

29.11

Правила человеческого общества: правила морали.

Выступление

практическое

04.12

О правопорядке.

Рассказ учителя

теоретическое

11.12

О правопорядке.

Урок-усвоение новых знаний

теоретическое

18.12

Правонарушения.

Определение поступков

практическое

25.12

Преступления.

Определение поступков

практическое

31.12

Взыскания и наказания.

Рассказ учителя

Теоретическое

15.01.

Взыскания и наказания.

Назвать особенности

Практическое

22.01

Встреча с участковым ОДН.

Беседа

Практическое

29.01

Обзор событий в районе.

Практическое

05.02

Родина – это…

Рассказ учителя

Теоретическое

12.02

Викторина «Я - гражданин»

Составление списка вопросов

Практическое

19.02

Викторина «Я - гражданин».

Викторина

Практическое

04.03

Судебное разбирательство.

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

11.03

Судебное разбирательство.

Составление кроссворда

Практическое

18.03

Судебное разбирательство.

Разгадывание кроссворда.

Практическое

25.03

Правовая игра «Большой круг».

Практическое

01.04

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

08.04

Право на достойную жизнь, образование, культуру.

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

22.04

Права и обязанности.

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

29.04

«Дети и терроризм» - беседа.

Определение параметров.

Теоретическое

06.05

«Дети и терроризм»

Игра

Практическое

13.05

Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»

Творческая работа

Практическое

20.05

Итоговый повторительно - обобщающий урок

Викторина

Практическое

27.05

Календарно-тематическое планирование: 6 класс

Тема занятия

Кол - во часов

Форма проведения занятия

Вид занятия

Примерная дата проведения

Введение. Зачем нам необходимо знать законы?

Знакомство с программой кружка

Теоретическое

04.09

Анкетирование (знание законов, оценка гражданско-патриотических качеств личности воспитанников)

Диагностика

Практическое

11.09.

Роль права в жизни общества и государства.

Беседа

Теоретическое

18.09

Соотношение права и нравственности.

Анализ источников

Практическое

25.09

Источники права.

Рассказ учителя

Теоретическое

02.10

Отрасли права.

обзор местных печатных СМИ за неделю

Практическое

16.10

Понятие правонарушения.

Беседа по теме

Теоретическое

23.10

Нарушение норм права.

Написать эссе на заданную тему.

Практическое

30.10

Причины правонарушений.

Рассказ учителя

теоретическое

07.11

Охрана правопорядка.

Определение поступков

практическое

13.11

Цель наказания.

Назвать особенности

Практическое

29.11

Справедливость и гуманность при назначении наказания.

Написание материала для газеты

практическое

04.12

Понятие прав человека.

Просмотр презентации

теоретическое

11.12

Понятие прав человека.

Составление списка вопросов

практическое

18.12

Основные документы по правам человека.

Урок-усвоение новых знаний

теоретическое

25.12

Личные (гражданские) права человека.

Урок-усвоение новых знаний

практическое

31.12

Личные (гражданские) права человека.

Найти и исправить ошибки в тексте

теоретическое

15.01.

Политические права.

Определение параметров.

Игровые моменты

практическое

22.01

Политические права.

Творческая работа

практическое

29.01

1

Характеристика газет по признакам

практическое

05.02

Право на достойную жизнь, образование и культуру.

1

Беседа. Игровые моменты

теоретическое

12.02

Права и обязанности

1

Беседа. Рассказ учителя

Теоретическое

19.02

Права и обязанности

1

Написание заметки

Практическое

04.03

Государство.

1

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

11.03

Средства и способы властвования.

1

Подготовка репортажа

Практическое

18.03

Правовое государство.

1

Написание репортажа для газеты

Практическое

25.03

1

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

01.04

Конституция Российской Федерации.

1

Постановка и решение проблемных вопросов

Практическое

08.04

1

Подготовка исследовательской статьи

Практическое

22.04

Правовой статус человека и гражданина.

1

Урок-усвоение новых знаний

Теоретическое

29.04

Органы государственной власти.

1

Подготовить обзор местных печатных СМИ за неделю

Практическое

06.05

Мы строим государство.

1

Проект

практическое

13.05

Итоговое занятие - практикум «Защити свои права

1

Проект

Практическое

20.05

Итоговое занятие - практикум «Защити свои права».

1

Игра

Практическое.

27.05

Информационно-методическое обеспечение:

Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации
Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования
Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы,
стулья.
Технические средства: компьютер, фотоаппарат.
У каждого ребенка – блокнот, ручка.

Список литературы:

1. А. Ф. Никитин «Правоведение», Издательство «Просвещение», 2011 г., 351

2. А. Ф. Никитин «Право и политика», Издательство «Просвещение», 2012 г.

3. М. В. Мустафина «Правоведение» Сборник элективных курсов, 2011 г.

4. Журнал «Преподавание истории и обществознание», 2012 – 2013 г.

5. Все кодексы. Конституция РФ и Конституция РТ.

Интернет-ресурсы : http://schools.keldysh.ru/labmro – Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

«Мое представление о нравственных качествах»

Ход выполнения.

Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы.

1.Что значит для тебя высказывание «Этот человек любит свою Родину?»

2.Какого человека можно назвать трудолюбивым?

3.Приведи пример совершенного кем-то бесчестного поступка.

Законопослушный человек – это ________________________

Конституция – это ________________________

4.Кого из учащихся вашего класса ты мог бы назвать исполнительным и ответственным? Почему?

Обработка результатов.

Исходя из ответов ребят, можно понять, в какой мере они понимают сущность названных качеств личности. Проделав качественный анализ по следующим критериям:

- низкий уровень (неправильное представление о качестве)

- средний уровень (правильное, но недостаточно полное и четкое представление)

- высокий уровень (правильное представление)

Этикометрия

(для учащихся 5-11 классов, автор В.М. Шепель)

Цель : получить более полный банк данных об учащихся.

Ход выполнения : этот метод состоит в дописывании пяти начатых ниже тезисов, включающих в себя их подробное обоснование.

  1. Мои основные ценности – это _____________________________________________________.

___________________, потому, что _______________________________.

    Наиболее устойчивыми моими целями являются _________________,

Потому, что ___________________________________________________.

    Мои повседневные привычки __________________________________,

___________________, потому, что ________________________________.

    Я могу написать о своих родителях _____________________________

__________________, ласковых слов, потому, что ____________________.

    Мое поведение я могу охарактеризовать как поведение человека________________________________________________________

потому, что ____________________________________________________.

Приложение № 2.

« Памятные даты моей жизни »

Цель : данная методика позволяет классному руководителю увидеть суть значимых для ученика поступков, приоткрыть занавес в атмосферу семьи и внутреннего мира ученика.

Ход выполнения : учащимся предлагается написать памятные даты своей жизни, начиная с того времени, когда они себя осмысленно помнят. Ребята должны выполнить работу, заполняя следующую таблицу:

Дата

Событие

Социометрия

Цель : получить более полный банк данных для оказания адресной помощи старшекласснику.

Ход выполнения:

Старшеклассникам предлагается дописать пять нижеследующих тезисов с указанием причин такого ответа.

    У меня __________ друзей потому, что _________________________.

    У одноклассников я вызываю _________________________________.

    ___________(симпатию, антипатию) потому, что ___________________.

    Ко мне обращаются за помощью и советом _____________________.

    ___________(часто, редко) потому, что ___________________________.

    Меня называют ___________(добрым, злым), потому, что

    _____________________________________________________________.

    При виде плачущего человека я _______________________________.

    _______________, потому, что ________________________.

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 12 VIII вида»

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

заместитель директора директор специальной

по ВР (коррекционной) (коррекционной) школы-

школы-интерната №12 РАССМОТРЕНО интерната №12

на педагогическом совете

протокол № 6

От 28.08.2015г. ______________________

Е.В.Курочкина И.А.Голубева

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Юный правовед»

для учащихся 9 класса

Учитель: Грушко Наталья Александровна

Количество часов по программе: 68 часов

Количество часов в неделю: 2часа

Паспорт Программы

Наименование

Программы

Адаптированная образовательная программа кружка «Юный правовед» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ГКС(К)ОУ школа-интернат №12 VIII вида

Основания для разработки Программы

    Конституция РФ

    Конвенция ООН о правах ребенка

    Конвенция о правах инвалидов

    Федеральный закон №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и др.

Заказчик Программы

Координатор Программы

Администрация ГКС(К)ОУ школы-интерната №12

Основной разработчик Программы

Администрация ГКС(К)ОУ школы-интерната №12 творческая группа

Стратегическая цель Программы

Создание в ГКС(К)ОУ школе-интернате №12 воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями развития с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации и интеграции выпускника учебного учреждения через структуру дальнейшего образования.

Стратегические задачи Программы

Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

Организация качественной коррекционно- реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

Сохранение и крепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ;

Совершенствование системы кадрового обеспечения.

Сроки реализации Программы

2015-2016 учебный год

Основные мероприятия Программы

Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ, в том числе и умственно отсталыми обучающимися академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве.

Качественная организация социально-персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью.

Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах:

привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения;

привитие доброжелательности;

терпимости, сострадания, сопереживания.

Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.

Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.

Источники финансирования

Государственный бюджет, внебюджетные средства образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

Готовность выпускника с ограниченными возможностями здоровья к позитивной самореализации и социализации в динамично изменяющимся социальном окружении.

Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии до 50%.

Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами до 50%.

Система организации контроля исполнения Программ

Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет.

Контроль хода исполнения адаптированной Программы осуществляет зам.директора по ВР

Постановление об утверждении Программы

Решение педагогического совета

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Цель программы

3. Задачи программы

4. Виды деятельности

5. Методы реализации программы

6. Материальное обеспечение программы

7. Календарно-тематическое планирование

8. Содержание деятельности

9. Литература

Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии с документами:

1. Конституция РФ.

2. Конвенция ООН о правах ребёнка.

3. Конвенция о правах инвалидов.

4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

5. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения РФ».

6. Федеральная целевая программа «Дети России».

7. ФЗ №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране, может быть только порядком, основанным на праве. Государству и обществу нужны твердые и общепризнанные правила в форме положений Конституции, законов и других нормативно-правовых актов. Именно в школе учащиеся начинают овладевать основами культуры прав человека, включаться в жизнь в демократическом обществе. Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека: формировали у ученика чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости и проявлять толерантность.

Данная программа направлена на то, чтобы:

А) воспитать социально активных и законопослушных граждан;

Б) сформировать уважительное отношение к закону, чувство ответственности за свои действия, нетерпимость к произволу и злоупотреблениям;

В) выработать у учащихся собственные представления и установки, основанные на современных правовых ценностях, необходимые для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации их гражданской позиции.

Воспитание правового сознания на занятиях кружка связано с формированием и закреплением демократических представлений и взглядов, таких ориентиров поведения и ценностей, как достоинство, свобода и справедливость. Свобода человека – это вариант поведения, когда реализация интересов человека сочетается с уважением интересов других лиц, общества, государства. Но воспитание правосознания должно начинаться с усвоения нравственных ценностей и норм в семье, школе, общении со сверстниками. Данная программа направлена на то, чтобы учащиеся могли сделать моральный выбор жизненной позиции.

Цели:

Воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми.

Задачи:

1. Систематизировать знания учащихся в сфере права.

2. Способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства.

3. Дать учащимся представление о том, что Конституция является основным ориентиром по политико-правовым проблемам в реальном российском обществе.

4. Донести до учащихся, что ныне действующая Конституция полностью согласуется с международными нормами в области прав человека.

5. Углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений.

Содержание:

Что такое конституция? Конституция РФ. Мыслители Древнего мира, Средних веков и Нового времени о государстве и обществе. Конституционализм. Возникновение государства. Россия – демократическое государство. Принципы и ценности демократии. Суверенитет. РФ – правовое государство. Признаки правового государства. Отражение принципов правового государства в положениях Конституции РФ.

Государство как система властных органов. Закрепление суверенитета в Конституции РФ. Конституционное значение понятия «гражданин Российской Федерации». Суверенитет личности. Статус гражданина. Свобода личности и права человека. Народовластие. Суверенитет народа. Три главные формы осуществления народом власти. Непосредственная демократия. Верховенство права. Государственный суверенитет. РФ – полноправный член мирового сообщества. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Идея прав человека в истории человечества. Понятия «право человека» и «свобода человека». Всеобщая декларация прав человека. Гражданские права и свободы – гуманистические основы жизни общества. Право на

равенство, жизнь, свободу, защиту со стороны закона. Право на свободу совести и религии.

Социальные права. Право на достойный уровень жизни. Прожиточный минимум. Социальная помощь. Забота об инвалидах. Культурные права. Термин «культурные права». Стремление человека к культуре. Право на образование. Право на участие в культурной жизни. Государство и обеспечение равенства в правах на культуру. Экономические права. Право на собственность. Всеобщая декларация прав человека и Конституция РФ о владении собственностью. Право на труд и отдых. Деятельность государства по предотвращению безработицы. Конституционные обязанности.

Многонациональное государство. Понятие суверенитета. Полный суверенитет. Передача части прав федеральному руководству. Право народа на свободу в составе федерации. Автономные образования в составе федерации. Формы государственного устройства. Формы федеративного устройства. Что такое симметричная и асимметричная федерация? Разделение полномочий в федеративном государстве. Основные этапы российского федерализма. Понятие федерации. Унитарное государство. Конфедерация. Субъекты РФ. Основные права субъектов федерации.

Власть и порядок в обществе. Теория разделения властей. Три ветви власти и их особенности. Глава государства – кто он? Учреждение поста Президента. Ответственность Президента за судьбу народа. Органы государства и Президент. Права и обязанности Президента. Порядок избрания Президента. Функции Президента. Проблема уровня полномочий Президента. Импичмент. Прекращение обязанностей Президента.

РФ – государство с республиканской формой власти. Парламент – орган представительной власти в демократическом государстве. Контроль за действиями Президента и правительства. Подготовка и принятие законов. Две палаты Российского парламента. Совет Федерации: его состав и полномочия. Государственная Дума: состав, полномочия, порядок подготовки и принятия законов, роспуск. Выборы парламента.

Организация исполнительной власти. Силовые министерства. Проблемы функционирования исполнительной власти. Нормативные акты, регулирующие деятельность Правительства. Председатель Правительства. Министры. Задачи Правительства: экономические и внешнеполитические, социальные и культурные. Доверие Правительству. Отставка Правительства.

Как осуществляется правосудие в России. Какие суды входят в систему судебной власти. Независимость судей. Прокурор и адвокат в суде. Суд присяжных. Высшие судебные органы. Верховный суд РФ. Высший арбитражный суд. Конституционный суд – контроль за конституционностью законов и решений. Прокуратура. Надзор за соблюдением законности. Санкция прокурора.

Ожидаемые результаты:

К концу года должны знать:

Права, обязанности и ответственность человека и гражданина;

Материальную ответственность;

Гражданско-правовую ответственность;

Административную ответственность;

Ответственность, вытекающую из трудовых отношений;

Основные правила обращения с юридическими документами.

Должны знать и уметь:

Права несовершеннолетних детей;

Права и обязанности родителей;

Правовой статус личности;

- заключать мелкие бытовые сделки;

Применять законы на практике.

Календарно-тематическое планирование

кружка «Юный правовед»

п/п

Тема

Дата

Кол-во часов

Вводное занятие. Задачи и содержание кружка.

Конституция. Основы конституционного строя.

Правила поведения в школе. Права и обязанности воспитанников.

Ст.2.1 АК РФ Административное правонарушение.

Права детей – забота государства.

Ст.2.2. АК РФ Форма вины.

«Что в имени тебе моем?»

Ст.2.3. АК РФ Возраст, по достижению которого наступает административная ответственность.

«Чтобы достойно жить».

Ст.3.2. АК РФ Виды административных наказаний.

Умей сказать «Нет».

Ст.6.10. АК РФ Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и наритков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ.

Моя жизнь. Мои права.

Ст.130 УК РФ Оскорбление

Право и жизнь.

Ст.165,167 УК РФ Причинение вреда имуществу. Уничтожение, повреждение имущества.

От безответственности до преступления один шаг.

Ст.282 УК РФ Возбуждение ненависти, либо вражды, унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы и т.д.

Правовая самостоятельность.

Ст.63 СК РФПрава и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

Мы – граждане великой России.

Ст. 213 УК Хулиганство.

Моя Родина- Россия.

Ст.116 УК Побои.

Правовой турнир.

Закон и правопорядок.

Мой взгляд.

Я имею право…

Нет! – Дороге в ад.

Суд над хулиганством.

Сказка ложь, да в ней намек.

Паспорт.

Заключение трудового договора.

Трудоустройство- надежный выход.

Толерантность и мы. Подведение итогов.

Кружок «Юный правовед», руководитель Н.А.Грушко

Список используемой литературы:

1. Гражданский Кодекс, Москва, 2013г.

2. Живое право. А.Б.Гутников, Санкт-Петербург 2000г.

3. Жилищный Кодекс, Москва, 2011г.

5. Конвенция Прав ребёнка.

6. Конституция Российской Федерации.

7. Методические материалы по гражданскому образованию. А.Н. Иоффе, М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003г.

8. Основы государства и права. Т. В. Кашанин, М.: Витта-Пресс, 2003г.

9. Семейный Кодекс РФ. Москва, 2013г.

10. ФЗ «Об образовании в РФ» Москва, 2013г.

11. Уголовный Кодекс, Москва, 2013г.

12. Уголовно-Процессуальный Кодекс, Москва 2013г.

Пояснительная записка

Программа кружка «Юный правовед» разработана на основе следующих нормативных документов


  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

  • О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002 № 13-51-28\13.

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования РФ от 11 июня 2002 года №30-51 -433\16

  • Устав МБОУ «Тимошинская СОШ».

  • Положение о рабочей программе во внеурочной деятельности.

  • Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей 9письмо Министерства образования РФ от 18.02.2003 3 28-51-391/16 – «Внешкольник» №9 - 2003
Занятия кружка направлены на формирование правовой компетентности у учащихся.

Актуальность изучения правовых вопросов обусловлена рядом причин:

необходимостью формирования правовой культуры молодого гражданина, коренными изменениями, сопутствующие становлению гражданского общества и формированию правового государства.

В условиях построения в России правового государства стремительно возрастает роль права – главного регулятора общественных и гражданских отношений. В современных условиях правовая подготовка становится обязательной и принципиально значимой составной частью общей образовательной подготовки школьников.

Новизна курса заключается в использовании краеведческого материала при решении практических задач.

Возрастная группа учащихся – 9 ,10 , 11 кл..

Курс рассчитан на 34 часа.

Продолжительность одного занятия – 40 минут, 1 раз в неделю.

Цель изучения данного курса «Юный правовед» - формирование правовой культуры гражданина.

Задачи –

Овладение системой знаний по основам важнейших отраслей права;

Формирование умений решать проблемы, возникающие в повседневной жизни, с правовой точки зрения;

Воспитание патриотизма и гражданственности.

Форма работы – индивидуальные,групповые,парные.

Методы – практические работы,исследовательская деятельность,решение задач,ролевые игры, составление опорных конспектов, встречи с представителями правовых структур.

Учебно – тематический план




Наименование темы

Теория (час.)

Практика

(час.)


Всего часов

1.

Теория государства и права

1

1

2

2.

Теория происхождения государства и права

1

1

2

3.

Конституционное право

1

1

2

4.

Государственное управление в РФ

1

1

2

5.

Права и свободы граждан в РФ

1

1

2

6.

Гражданское право

1

1

2

7.

Право собственности

1

1

2

8.

Семейное право

1

1

2

9.

Правовое регулирование трудовых отношений

1

1

2

10.

Трудовой контракт

1

1

2

11.

Охрана труда молодёжи

1

1

2

12.

Уголовное право

1

1

2

13.

Уголовная ответственность

1

1

2

14.

Административное право

1

1

2

15.

Основы аграрного и экологического права

1

1

2

16.

Образовательное право

1

1

2

17.

Право и мы

1

1

2


Итого

17

17

34

Содержание

Раздел 1. Основы государсва и права. (4 часа)

Тема1: Государство и право-2ч

1.Понятие о праве и правовых явлениях.Цель и функции права.

2.Источники права и система права.

3.Правовые нормы:виды,структкра,порядок действия.

4.Понятие о государстве и его функциях.

5. Рассматриваются признаки правового государства.

Рассматриваются понятия «право и «государтво»,характеризуются цели и задачи права,его функции в современном обществе.Анализируются источники права.Раскрываются признаки государства,его функции.Рассматриваются признаки правового государства.

Тема2:Теория государства и права -2 ч

1.Теории происхождения государства:

Теологическая теория

Патриархальная теория

Теория общественного договора

Теория насилия

Ирригационная теория происхождения государства

Органическая теория

2. Теория происхождения права:

Психологическая теория происхождения права и государства

Естественно-правовая теория

Нормативистская теория происхождения права

Историческая школа права

Классовая теория происхождения государства и права

Анализируются следующие теории происхождения государства и права: теологическая,патриархальная,теория общественного договора историческая школа права,психологическая,органическая,марксистская,нормативистская,теория естественного права.

Раздел 2.Основы конституционного права в России. (6 часов)

Тема 3: Конституционное право(2 ч.) :

Конституция –основной закон РФ

Основные принципы конституции РФ

Тема 4: Государственное управление в РФ(2 ч.) :

Государственное устройствоРФ

Президент РФ

Законодательная власть в РФ

Исполнительная власть в РФ

Судебная власть в РФ

Местное самоуправление в РФ

Рассматривается деятельность органов законодательной,исполнительной судебной власти в РФ,их полномочия и компетенция.Характеризуется институт президенства в РФ.

Тема 5.Права и свободы граждан в РФ (2 ч.) :

Система прав и свобод личности

Права граждан в РФ

Обязанности граждан РФ

Раскрываются основные идеи современной концепции прав и свобод гражданина в РФ.На основе текста Конституции РФ анализируются личные,политические,экономические,экономические,трудовые,социальные права,права в области образования и культуры,в области правосудия

Раздел 3. Основы гражданского законодательства. (4 часа)

Тема 6. Гражданское право (2 ч.) :

Нормы и источники гражданского права

Функции и принципы гражданского права

Обьекты гражданского права

Субьекты гражданского права: физические и юридические лица

Договор

Раскрываются цель и задачи гражданского законодательства,его основные принципы.Анализируются обьекты гражданского права:вещи,деньги,ценные бумаги,информация,нематериальные блага.Характеризуются субьекты гражданского права:физические и юридические лица.Раскрываются понятия «правоспособность» и «дееспособность»,виды дееспособности.Проводится классификация юридических лиц.

Тема 7. Право собственности (2 ч.) :

Определение права собственности

Приобретение права собственности

Прекращение права собственности

Характеризуются основные компоненты права собственности:владение,пользование и распоряжение.Раскрываются условия возникновения права собственности,его реализации и прекращения.Анализируются права и обязанности собственника

Раздел 4. Семейное право (2ч.) :

Тема 8. Семейное право(2ч.)

Нормы семейного права

Семейные правоотношения

Защита семейных прав

Раскрываются понятия «семья» и « брак».Характеризуется брачный контракт,Условия вступления в брак и его расторжения.Анализируются права и обязанности родителей и детей.

Раздел 5. Основы трудового законодательства (6часов).

Тема 9. Правовое регулирование трудовых отношений (2ч.) :

Источники трудового права

Трудовые правоотношения

Характеризуются цели,задачи и принципы трудового законодательства.АнализируетсяТрудовой кодекс РФ.Раскрываются права и обязанности работников и работодателей

Тема 10. Трудовой контракт (2ч.) :

Определение и содержание трудового контракта

Виды трудовых контрактов

Порядок заключения трудового контракта

Порядок расторжения трудового контракта

Раскрывается понятие «трудовой контракт».Характеризуютсявиды контрактов.Анализируется порядок устройства на работу и порядок увольнения

Тема 11.Охрана труда молодёжи (2ч.) :

Нормы трудового законодательства, регламентирующие труд молодёжи

Льготы для работников, совмещающих работу с обучением. Характеризуются права несовершеннолетних работников. Раскрываются льготы, предоставляемые работникам совмещающим работу с обучением

Раздел 6. Уголовное законодательство РФ (4 часа) .

Тема 12. Уголовное право (2ч.) :

Нормы и источники уголовного права

Уголовно-правовые отношения

Уголовно – правовая ответственность

Характкризуются цели, задачи и принципы уголовного закоодательства.Раскрываются понятия «преступление» и «уголовная ответственнсть».Анализируются виды и категории преступлений,виды уголовной ответственности.Характеризуются обстоятельства смягчающие,отягчающие и исключающие уголовную ответственность.

Тема 13. Уголовная ответственность (2ч.) :

Обстоятельства смягчающие, отягчающие и исключающие уголовную ответсвенность

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Принудительные меры медицинского характера

Раскрываются особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, обстоятельства смягчающие,отягчающие и исключающие уголовную ответственность

Раздел 7. Административное право (2ч.)

Тема 14.Административное право (2ч.)

Сущность,предмет и метод административного права

Нормы административного права

Субьекты административного права

А дминистративное правонарушение и административная ответственность Характеризуются цели,задачи,и принципы административного законодательства. Раскрываются виды административных правонарушений и административной ответственности.

Раздел 8. Основы аграрного и экологического права (2ч.)

Тема 15. Основы аграрного и экологического права (2ч.)

Предмет, цели, задачи и принципы экологического права

Источники экологического права

Права граждан в области экологии

Ответственность за экологические правонарушения

Характеризуются цели,задачи экологического права.Раскрываются принципы экологического права.Анализируются права граждан в области экологии и ответственность за экологические правонарушения.

Раздел 9. Образовательное законодательство РФ (4 часа)

Тема 16. Образовательное право (4ч.):

Образовательное право: предмет и структура

Задачи и функции Образовательного права

Особенности правового регулирования управленческих отношений в системе образования

Особенности регулирования финансовых отношенийв сфере образования

Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования

Характеризуются цели,задачи и принципы образовательного законодательстваюРаскрываются особенности управленческих,финансовых,трудовых отношений в сфере образования.

Тема 17. Право и мы (2часа)

Итоговый повторительно-обобщающий урок по курсу

Контрольная работа

Учебно-методические средства обучения:

Литература:

Алексеев С,С, Государство и право.Начальный курс.М.1994

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию г. Улан-Удэ Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 33 «Рассмотрено на заседании методического объединения» / / / / «Согласовано с Методическим советом гимназии» «Утверждаю» /Д.К.Халтаева директор МАОУ «Гимназия 33 г.улан-удэ» г Рабочая программа Кружок «Юный правовед» для 5-6 классов на 2014 /2015 учебный год Разработчик программы Хомяков Сергей Васильевич учитель истории 2014 год

2 Содержание Пояснительная записка.2 Содержание.3-4 Тематический план..5 Литература..6 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что в свою очередь порядок, нужный нашей стране, может быть только порядком, ᴏϲʜованным на праве. Государству и обществу нужны твердые и общепризнанные правила в форме положений Конституции, законов и других нормативно-правовых актов. Конкретно в школе учащиеся начинают овладевать ᴏϲʜовами культуры прав человека, включаться в жизнь в демократическом обществе. Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека: формировали у ученика чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости и проявлять толерантность. Данная программа направлена на то, чтобы: а) воспитать социально активных и законопослушных граждан; б) сформировать уважительное отношение к закону, чувство ответственности за свои действия, нетерпимость к произволу и злоупотреблениям; в) выработать у учащихся собственные представления и установки, ᴏϲʜованные на современных правовых ценностях, нужные для защиты прав, свобод и законных иʜᴛᴇресов личности и правомерной реализации их гражданской позиции. Воспитание правового сознания на занятиях кружка связано с формированием и закреплением демократических представлений и взглядов, таких ориентиров поведения и ценностей, как достоинство, свобода и справедливость. Свобода

3 человека ᴛᴏ вариант поведения, когда реализация иʜᴛᴇресов человека сочетается с уважением иʜᴛᴇресов других лиц, общества, государства. Но воспитание правосознания должно начинаться с усвоения нравственных ценностей и норм в семье, школе, общении со сверстниками. Данная программа направлена на то, чтобы учащиеся могли сделать моральный выбор жизненной позиции. Цели: воспитание гражданина демократическᴏᴦᴏ общества при помощи формирования представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми. Задачи: 1. Систематизировать знания учащихся в сфере права. 2. Способствовать осознанию того, что Конституция РФ является ᴏϲʜовным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических ᴏϲʜов нашего государства. 3. Дать учащимся представление о том, что Конституция является ᴏϲʜовным ориентиром по политико-правовым проблемам в реальном росϲᴎйском обществе. 4. Доʜᴇсти до учащихся, что ныне действующая Конституция полностью согласуется с международными нормами в области прав человека. 5. Углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений.

4 Содержание курса Что такое конституция? Конституция США. Билль о правах и его зʜачᴇʜᴎе. Мыслители Древнего мира, Средних веков и Нового времени о государстве и обществе. Конституционализм. Возникновение государства. Платон и его модель «идеального государства». Томас Гоббс «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданскᴏᴦᴏ». «Великая хартия вольности». «Декларация незавиϲᴎмости» 4 июля 1776 года. Реформаторская деятельность Александра I и движение декабристов. Первые попытки конституировать политические отношения. Манифест 17 октября начало демократическᴏᴦᴏ конституционализма г. принятие «Основных государственных законов Российской империи». Теория «отмирания права». Задача права в социалистическом обществе. Первая советская конституция 1918 года, ее особенности г. образование СССР. Конституция СССР 31 января 1924 г. Конституция СССР 5 декабря 1936 г. общественное и государственное устройство, ϲᴎстема управления, права и обязанности граждан, избирательная ϲᴎстема и государственные ϲᴎмволы. 7 октября 1977 г. Конституция СССР. СССР «развитое социалистическое общество». Принцип разделения властей. Причины конституционного кризиса 90-х годов г. противостояние Верховного Совета и Президента (с одной стороны) с Правительством (с другой стороны). 14 сентября 1993 г. Указ 1400 «О поэтапной конституционной реформе РФ». Достоинства и недостатки Конституции РФ. Россия демократическое государство. Принципы и ценности демократии. Сувеᴩᴇʜитет. РФ правовое государство. Признаки правового государства. Отражение принципов правового государства в положениях Конституции РФ. Государство как ϲᴎстема властных органов. Закрепление сувеᴩᴇʜитета в Конституции РФ. Конституционное зʜачᴇʜᴎе понятия «гражданин Российской Федерации». Сувеᴩᴇʜитет личности. Статус гражданина. Свобода личности и права человека. Народовластие. Сувеᴩᴇʜитет народа. Три главные формы осуществления народом власти. Непоϲᴩедственная демократия. Верховенство права. Государственный сувеᴩᴇʜитет. Идеологический плюрализм. РФ полноправный член мирового сообщества. Политический плюрализм. Конституция имеет высшую юридическую ϲᴎлу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Идея прав человека в истории человечества. Понятия «право человека» и «свобода человека». Всеобщая декларация прав человека. Гражданские права и свободы гуманистические ᴏϲʜовы жизни общества. Право на равенство,

5 жизнь, свободу, защиту со стороны закона. Право на свободу совести и религии. Социальные права Право на достойный уровень жизни. Прожиточный минимум. Социальная помощь. Забота об инвалидах. Культурные права Термин «культурные права». Стремление человека к культуре. Право на образование. Право на участие в культурной жизни. Государство и обеспечение равенства в правах на культуру. Экономические права Право на собственность. Всеобщая декларация прав человека и Конституция РФ о владении собственностью. Право на труд и отдых. Деятельность государства по предотвращению безработицы. Конституционные обязанности Многонациональное государство. Понятие сувеᴩᴇʜитета. Полный сувеᴩᴇʜитет. Передача части прав федеральному руководству. Право народа на свободу в составе федерации. Автономные образования в составе федерации. Формы государственного устройства. Формы федеративного устройства. Что такое ϲᴎмметричная и аϲᴎмметричная федерация? Стоит сказать, что разделение

6 полномочий в федеративном государстве. Основные этапы росϲᴎйскᴏᴦᴏ федерализма. Понятие федерации. Унитарное государство. Конфедерация. Субъекты РФ. Основные права субъектов федерации. Власть и порядок в обществе. Теория разделения властей. Три ветви власти и их особенности. Глава государства кто ᴏʜ? Учреждение поста Президента. Ответственность Президента за судьбу народа. Органы государства и Президент. Права и обязанности Президента. Порядок избрания Президента. Функции Президента. Проблема уровня полномочий Президента. Импичмент. Прекращение обязанностей Президента. РФ государство с республиканской формой власти. Парламент орган представительной власти в демократическом государстве. Контроль за действиями Президента и правительства. Подготовка и принятие законов. Две палаты Российскᴏᴦᴏ парламента. Совет Федерации: его состав и полномочия. Государственная Дума: состав, полномочия, порядок подготовки и принятия законов, роспуск. Выборы парламента. Организация исполнительной власти. Силовые министерства. Проблемы функционирования исполнительной власти. Нормативные акты, регулирующие деятельность Правительства. Председатель Правительства. Министры. Задачи Правительства: экономические и внешнеполитические, социальные и культурные. Доверие Правительству. Отставка Правительства. Как осуществляется правосудие в России. Какие суды входят в ϲᴎстему судебной власти. Незавиϲᴎмость судей. Прокурор и адвокат в суде. Суд ᴨᴩᴎсяжных. Высшие судебные органы. Верховный суд РФ. Высший арбитражный суд. Конституционный суд контроль за конституционностью законов и решений. Прокуратура. Надзор за соблюдением законности. Санкция прокурора.

7 Тематический план урока Тема Кол-во часов 1 История появления конституции 1 2 Истоки конституционализма 1 3 Конституция зарубежных стран 1 4 История становления и развития Конституции РФ 1 5 Советские конституции 1 6 Конституция РФ 1 7 Конституционный строй РФ 1 8 Основы правового статуса личности 1 9 Гражданство 1 10 Конституционные права и свободы 1 11 Конституционно-правовой статус РФ 1 12 Субъекты Федерации 1

8 13 Стоит сказать, что разделение властей и условия их 1 взаимодействия 14 Органы власти Российской Федерации 1 15 Избирательная ϲᴎстема РФ 1 16 Уполномоченный по правам человека 1 17 Президент РФ 1 18 Федеральное собрание РФ 1 19 Совет Федерации России 1 20 Государственная Дума 1 21 Правительство РФ 1 22 Судебная власть в РФ 1 23 Конституционный суд 1 24 Местное самоуправление Итоговые занятия 2

9 Литература 1. Конституция Российской Федерации. 2. Иоффе, А. Н. Методические материалы по гражданскому образованию. М.: Изд. дом «Новый учебник», с. ISBN Ищенко, В. М. Изучаем Конституцию Российской Федерации: учеб.-метод. пособие для преподавателей обществ. дисциплин, учащихся старших классов, студентов высших и ϲᴩедних спец. учебных заведений. Чебоксары: КЛИО, с. ISBN Кашанина, Т. В., Кашанин, А. В. Основы государства и права: учебник для 9 класса общеобразоват. учрежд. 2-е изд., дораб. М.: Витта-Пресс, с.: ил. ISBN Пронькин, В. Н., Гутников, А. Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практическᴏᴦᴏ права: книга для ученика. Т. 1: учеб. пособие для 8 11 кл. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургскᴏᴦᴏ института права им. Принца П. Г. Ольденбургскᴏᴦᴏ, с. ISBN


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, 7 класс «ИЗУЧАЕМ КОНСТИТУЦИЮ» Программа составлена учителями истории и обществознания: высшей квалификационной категории

Пояснительная записка В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране, может быть только

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПРАВОВЕДЕНИЕ. ИЗУЧАЕМ КОНСТИТУЦИЮ» 8 КЛАСС ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ базовый уровень 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективного курса «Изучаем Конституцию» для

Кружок «Юный гражданин России» Учитель истории и обществознания Сычева Л.С. Пояснительная записка Программа курса «Изучаем Конституцию РФ» разработана для обучающихся 5-10 классов В условиях формирования

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» Бузулукского района Оренбургской области «Рассмотрено» на заседании методического совета

Перечень вопросов для подготовки к итоговому государственному экзамену по дисциплине «Теория государства и права» 1. Понятие, предмет и функции науки теории государства и права. 2. Методология теории государства

Примерная тематика для курсовых работ по дисциплине «Конституционное право» Тема 1 ЗАКОН КАК ИСТОЧНИК РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 1. Введение 2. Понятие и виды законов. 3. Федеральный конституционный

Основные задачи (цель) изучения предмета «Право» в 10 классе (профильный уровень) Изучение права в 10 классе направлено на решение следующих задач: -развитие личности, направленное на формирование правосознания

1. Пояснительная записка Программа составлена на основе авторской программы по праву В.В. Спасской, С.И. Володиной, Е.А. Певцовой, учебника «Обществознание. Основы правовых знаний» 8-9 кл. С.И. Володиной,

Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Конституционное право» п/п 1 Контролируемые разделы (темы) дисциплины Тема 1. Общая характеристика конституционного права РФ Код контролируемой компетенции

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ

Конституционное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В. И. Фадеев. Москва: Проспект, 2013. 584 с. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 11 Введение 12 Список сокращений 14 РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ дисциплины ОПД.Ф.5. «Конституционное (государственное) право России» (с дополнениями и изменениями)

Глава 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО К АК ОТРАСЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО П РАВА, КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА...3 1.1. Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли национального права... Л 1.2. Место

2 3. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Конституционное право.. Область применения рабочей программы. Рабочая программа учебной дисциплины «Конституционное право» является частью основной

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 г. Балтийска Рабочая программа учебного предмета «Право» 10 класс ступень базовый уровень Балтийск 2017 1. Пояснительная

Утверждены на заседании кафедры конституционного, административного и муниципального права 2016г. и.о. зав. кафедрой КАиМП ст. пр. Малярчук О. А. Кафедра конституционного, административного и муниципального

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых актов: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ; 2. Концепции духовно-нравственного

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Для освоения дисциплины предусмотрены различные виды занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся и т.д. С целью упрощения блока методического сопровождения

Негосударственное образовательное частное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Атон» г.о. Электросталь Московской области М.П. Утверждаю: Директор НОЧУ «СОШ «Атон» Улитина Е.А. Приказ августа

Поурочное планирование по праву на 2015 2016 учебный год Учитель: Батарин А.А. Право. 10 класс. 35 часов Программа. Никитин А.Ф. Правоведение. 10-11 классы (34, 68 ч) // Программы общеобразовательных учреждений.

Настоящий учебник, представляющий собой четвертое, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» СК РГУТИС МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Классическая школа» г. Гурьевска Рабочая программа учебного предмета право в 10 «Б» классе (углубленный уровень) (наименование предмета) Составила

Темы дипломных работ по дисциплинам кафедры Конституционного права УрГЮА Конституционное право Российской Федерации 1. Акты Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права

Вопросы к экзамену по дисциплине КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО Часть первая 1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права. 2. Нормы конституционного права: понятие, классификация. 3. Конституционно-правовые

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Право» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:) Федерального закона «Об образовании» от29.2.202 года 273-ФЗ (ст.2 пункт 0, ст.2,

ЧОУ ВО «ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» Направление подготовки 40.04.01 (030900) Юриспруденция (степень магистр) ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ по курсу «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» 1. Предмет теории

Пояснительная записка. Рабочая программа предмета «Право» для профильного уровня обучения учащихся 10класса общеобразовательной школы разработана на основе федерального компонента Государственного образовательного

I. Пояснительная записка Настоящая рабочая программа «Право» разработана на основе: - Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ (ред. От 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»; - приказа Министра

Конституционное право России Список вопросов к экзамену 1. Конституционное право России как наука. 2. Территория Российской Федерации: понятие, состав, правовое закрепление. 3. Территория субъектов РФ:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ: 1. Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли национального права. 2. Соотношение конституционного права с другими отраслями права. 3. Конституционно-правовые

Предисловие Раздел I. Основы теории конституционного права Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права как отрасли права 1. Понятие и роль 2. Предмет 3. Конституционное право или государственное

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М.

Министерство образования и науки РФ Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» в г. Армавире

Принято на педагогическом совете Протокол 9 от «29» августа 2014г. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 61 города Перми» Утверждаю Директор МАОУ «СОШ

1 ПРОГРАММА кандидатского экзамена по специальности 12.00.02 «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право» РАЗДЕЛ I. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО 1. Конституционное право в системе

Контрольная работа по теме: «Конституционное право» Вариант I. 1. «В каждом творце конституции прячется утопист». Как Вы думаете, что имел в виду американский социолог Ф. Маньюза? 2. Перечислите три способа

ПЛАН ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Форма проведения: информационный час. Тема: День Конституции Республики Беларусь Цель: воспитание чувства гордости за свою страну, уважение к Конституции государства Задачи:

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Конституционное право».. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной

ÑÎÖÈÀËÜÍÎ-ÝÊÎÍÎÌÈ ÅÑÊÎÅ È ÏÎËÈÒÈ ÅÑÊÎÅ ÐÀÇÂÈÒÈÅ ÏÎÑÒÑÎÂÅÒÑÊÎÉ ÑÈÁÈÐÈ ÏÐÅÄÑÒÀÂÈÒÅËÜÍÀß ÂËÀÑÒÜ Â ÐÅÑÏÓÁËÈÊÅ ÁÓÐßÒÈß Ö.Á. ÁÀÒÓÅÂ Проблеме законодательной (представительной) государственной власти в национальном

Пояснительная записка Рабочая учебная программа праву составлена на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 1089).

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)» СОГЛАСОВАНО: Выпускающая кафедра

1. Пояснительная записка. Программа внеурочной деятельности «Юный правовед» составлена с использованием программы курса «Основы правовых знаний» для учащихся 9 классов общеобразовательной школы /Авторы

УТВЕРЖДЕНО На заседании кафедры Теории и истории государства и права От «06» июня 2012 г., протокол 6 Зав. каф. И.Ю. Остапович Экзаменационные вопросы по Конституционному праву Для ДО. 1. Понятие и роль

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по праву Данная программа составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта; «Примерной программы по праву»; учебного

Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 507 Московского района СанктПетербурга Образовательная программа «Право. Конституция РФ» для обучающихся 1011 классов

Пояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего образования для 10 класса социально-гуманитарного профиля общеобразовательной школы,

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ОДОБРЕНО решением Ученого совета (протокол 9 от 26.05.2014) УТВЕРЖДЕНО приказом ректора 08/07

Что такое конституционный строй? Форма правления Форма государственно-территориального устройства Политический режим Правовое положение личности Основы политической жизни общества Принципы экономических

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРАВУ 10 КЛАСС (профильный уровень) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе: 1. БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ 1312 от 09. 03. 2004

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия 70 РАССМОТРЕНО:

3 СОДЕРЖАНИЕ 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 1.1 Область применения программы 4 1. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы 4 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины

ВОПРОСЫ к кандидатскому экзамену по специальности 12.00.02 - конституционное право; конституционный процесс; муниципальное право 1. Конституционное право 1. Понятие, предмет и метод конституционного права

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Рабочая программа дисциплины ОПД.В 2.2 Конституционное право (с дополнениями и изменениями) Уровень высшего образования

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ИНЭП) Н. В. КОСОЛАПОВА КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Программа Специальность «Юриспруденция» Москва - 2011 2

Согласовано Методическим советом Протокол от 205г. Обсуждено: Педагогическим советом Протокол 205г. Утверждаю: Директор МБОУ СОШ Н.В. Моисеева Приказ от 205 Рабочая программа по учебному предмету Право

Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «БАЙКАЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРАВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» УТВЕРЖДАЮ Директор НОУ СПО «БТПП» И.В.Щепелина 013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Данная рабочая программа разработана на основе: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Кузнецова Е.В. Основы потребительских знаний // Программы элективных курсов. Обществознание. Литература. Экономика. Предпрофильное