Вознесенская давидова пустынь епархиальный мужской монастырь. Монастырь Вознесенская Давидова пустынь. Путешествие по Московской области город Чехов. Новый Быт




Давидова Вознесенская пустынь, заштатная, общежительная, в 25 верстах от города Серпухова, при реке Лопасне. Основана в 1515 году учеником преподобного Пафнутия Боровского Давидом (18 октября 1520 года), который и покоится здесь в Знаменском приделе Вознесенского собора. Здесь же хранится гроб преподобного Моисея Угрина (см. 26 июля), взятый из Киева и отданный пустыни митрополитом Московским Платоном. Пустыни принадлежит древний чудотворный образ Всемилостивого Спаса, находящийся в часовне у Москворецкого моста в Москве.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Основателем Вознесенской Давидовой пустыни был преподобный Давид Серпуховской. Основана она была в начале XVI века. Во многих источниках приводится точная дата - 1515 год. Преподобный Давид со товарищи ставит деревянные кельи, возводит деревянный храм в честь Вознесения Господня на берегу речки Лопасни. После кончины преп. Давида над его мощами поставили деревянную часовню.

Первая каменная постройка начала возводиться к концу XVI века - каменный храм в честь Вознесения Господня. Но со смертью Ивана IV началось Смутное время, которое также затронуло и пустынь. В 1619 году она была разорена литовцами.

Наконец дошло дело и до Вознесенского собора. Он так и простоял до второй половины XVII века незаконченным. В XVIII веке строятся и другие постройки. Но из-за бедности пустынь начинают приписывать то к одному московскому монастырю, то к другому. Братии становится всё меньше и меньше. Так продолжалось до начала XIX века. Начинается расцвет Давидовой пустыни. Возводятся новые храмы, ремонтируются и украшаются старые. Появляются новые вспомогательные постройки.

С 1917 года пустынь вступает в новый период своей истории. Уничтожен, разграблен, разрушен… Больше добавить об этом периоде мне нечего. Возрождение пустыни начинается в 1992 году. Сначала был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. В 1995 году было принято решение о возобновлении монашеской жизни. С 1997 по 1999 годы происходили восстановительные работы на территории пустыни. И, наконец, в 2003 году освятили Вознесенский собор.



Вознесенская Давидова заштатная общежительная мужская пустынь въ 8 верстах отъ станціи „Шарапова Охота" Моск.-Курской жел. дор., близъ дер. Баранцевой, въ 18 верстах отъ уездного города Серпухова. Основана въ1515 г. местночтимымъ Давидомъ, ученикомъ св. Пафнутія Боровскаго. Давидовой пустыни принадлежитъ въ Москве часовня у Москворецкаго моста, где находится древняя святыня - чудотворный образъ Всемилостиваго Спаса.

Храмовъ въ пустыни два: 1) соборный во имя Вознесенія Господня, съ двумя приделами: въ честь Знаменія Пр. Богородицы, что подъ колокольнею, и во имя Николая Чудотворца; 2) надъ воротами, въ честьУспенія Божіей Матери.Въ соборномъ храме, въ приделе Знаменія Пр.Богородицы, подъ спудомъ почиваютъ мощи местночтимаго Давида. Тамъ же хранится гробъ, въ которомъ лежало прежде тело преп. Моисея Угрина, взятый изъ Кіева,где почиваютъ его мощи въ другомъ гробе, и данный Давидовой пустыни митрополитомъ Московскимъ Платономъ.

Изъ замечательныхъ вещей въ пустыни хранятся:сосуды, употребляемые при священнослуженіи, сделанныя въ 1598 г. повеленіемъ царевича Феодора Борисовича. Пустынь владеетъ 83 дес. земли. Игуменъ. Монаховъ 33, послушниковъ 17.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908 г., стр.489-490



В 1515 г. прп. Давид, из рода кн. Вяземских, более 40 лет подвизавшийся в Боровском монастыре, в пустынной местности на берегу Лопасни, бывшей во владении кн. Василия Семеновича Стародубского, основал мужской монастырь. По указу Ивана Грозного здесь начали строить каменный Вознесенский собор, но строительство завершено не было. В 1619 г. обитель была разорена литовцами и черкесами. В то время монастырь был беднейшим. В 1657 г. он был приписан к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю, затем к Чудову, в 1721 г. - к Златоустовскому. В 1727 г. Давидова пустынь получила самостоятельность. В 1760-1778 гг. в обители размещалось Хатунское Духовное правление. В 1792 г. в монастыре введено общежитие и он восстановлен по указу митрополита Платона иеромонахом Макарием.

С XIX в. начался расцвет обители, появилось множество каменных зданий; сложился существующий архитектурный облик. В 1915 г. обитель получила статус второклассного мужского монастыря. Рост благосостояния обители прервали события 1917 г. В 1930-х гг. монастырь покинули последние монахи. На территории монастыря и в его постройках разместился сельхозтехникум. Уничтожено монастырское кладбище, на котором покоился прах героя Отечественной войны 1812 г. генерала Дохтурова. В 1992 г. жители поселка образовали общину, которой был передан собор Всемилостивого Спаса. С 1995 вновь учрежден мужской монастырь и началось его возрождение. В 1997 г. были обретены мощи прп.Давида Серпуховского. В монастыре собрано более 150 частиц мощей святых угодников Божиих.

Источник: Справочник-путеводитель "Подмосковье. Монастыри. Храмы. Источники". М., УКИНО "Духовное преображение", 2008 г., с.28-30.

Монастырь "Вознесенская Свято-Давидова пустынь" по адресу: Чеховский район, пос.Новый Быт, Молодежная ул., является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176). В его составе отмечены лишь Вознесенский собор и Успенская надвратная церковь. Остальные строения в составе монастырского ансамбля являются выявленными объектами культурного наследия (Распоряжение Министерства Культуры МО от 12.07.2005 г. № 237-р). В его составе: богадельня; гостиница; каретный сарай; колокольня с северной сторожкой; конный двор; больничный корпус; корпус жилой "А"; флигель жилой юго-восточный; корпус жилой "Б"; корпус настоятельский; корпус старцев; просфорня; собор Спасский; ограда; флигель гостиницы; церковь Всех Святых, с новой трапезной и братским корпусом; часовня надкладезная; башня северо-восточная; башня северо-западная; башня юго-восточная; башня юго-западная; ограда южной части монастыря.



Пустынь была приписана к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю в 1657 г., в 1667 г. исключена из его ведения по указу царя Алексея Михайловича. В 1712 г. она была приписана к Чудову монастырю, а в 1721 г. по определению Святейшего Синода от 28 апреля - к Московскому Златоустовскому, в казну которого поступали все земли и скот пустыни, а также доходы от часовни у Арбатских ворот. В 1724 г. по определению Духовной дикастерии (Синодальная контора в Москве) была взята в монастырь ризница пустыни.

Источник: протоиерей Олег Пенэжко. "г.Чехов. Храмы Чеховского района Московской области". 2001 г.

Основные реставрационные работы в обители проводились под руководством архитектора О.В. Гаевой.



Уже вскоре после праведной кончины игумен Давид назван в синодике преподобным (запись 1602г.), а через несколько десятилетий - чудотворцем (запись 1657 г.). Это говорит о его местном почитании. Над гробом преподобного игумена была сооружена деревянная часовня образа Божьей Матери «Знамение». Там же и поместили икону, с которой Давид пришёл из Боровской обители: его келейный молитвенный образ. На нём изображена Матерь Божия так же, как и на иконе «Знамение» - простирающей руки в молитве, младенец Иисус писан во чреве: Пресвятой Владычице предстоят святые пророки Аввакум и Даниил и преподобные Пётр и Онуфрий Афонские. Позднее часовня была разобрана, а на этом месте построена колокольня (1740 г.), на первом этаже которой находилась Знаменский храм (позднее колокольня была разобрана, а вместо неё построена новая, служащая сейчас вратами в обитель). В XIX в. почитание преподобного Давида расширилось. Велись записи его чудотворений.

В советское время, когда монастырь был окончательно закрыт, настоятельный корпус власти забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся. В храмах монастыря, поражавших прежде величием своей красоты, устроили гаражи и склады. В Никольском храме был открыт поселковый клуб - новый «очаг культуры» с обязательными антирелигиозными диспутами, кинофильмами и танцами. В Успенском храме устроили спортивный зал, в храме Всех Святых - столовую, на колокольне же водрузили красный флаг.

В середине 1950-х гг. большое монастырское кладбище, на котором, кроме монахов и мирян (например, князей Оболенских, героя войны 1812 г. генерала Дохтурова и др.), было уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на строительство нового общежития техникума. Тогда же почти полностью была разрушена монастырская ограда, уничтожены купола Вознесенского собора, Никольского, Знаменского и Всехсвятского храмов - монастырскому комплексу власти всеми силами старались придать «некультовый» вид. Даже посёлок, который в своё время вырос рядом с монастырём, был символично назван «Новый Быт». Более 250 частиц святых мощей собрали настоятели обители в её стенах.

Знаменская церковь

Как посещение Троице-Сергиевой Лавры принято начинать с молитвы у мощей преподобного Сергия в Троицком соборе, так и в Давидовой пустыни хорошо бы поклониться мощам Давида в Знаменском храме. К входу в него ведёт прямая дорожка от врат обители. Знаменский храм стоит именно там, где когда-то находилась деревянная часовня над местом погребения преподобного Давида. В середине XVIII в. здесь была небольшая каменная Знаменская церковь, а в 1867-1870 гг. на её месте построили новый храм. В этом храме стоит рака с мощами преподобного Давида, и все идут к ней приклонить колено, помолиться и попросить преподобного Давида о помощи.

Никольская церковь

Храм во имя святителя Николая Чудотворца, выстроенный в стиле классицизма, примыкает к Вознесенскому собору с севера. Датируется 1804 г. Здание в плане прямоугольное, увенчано фронтонами и куполом на барабане с главкой над ним. С восточной стороны к зданию прилегает полукруглая апсида, равная по ширине и высоте основному объёму храма. Два ряда окон прорезывают пространство церкви, включая апсиду. Церковь имеет богатый декор, представленный лепными фризами, с растительными орнаментами, гирляндами и масками.

Вознесенский собор

Постройка церкви началась, как свидетельствует запись в синодике, 4 мая 1682 г. Собор был построен на старом фундаменте, заложенном ещё царём Иоанном Васильевичем Грозным. Подвал его представлял собой обширное помещение, частью оштукатуренное, с едва заметными следами росписи, что указывало на то, что здесь располагался нижний храм. От XVI в. сохранились частично и стены. Здание собора представляет собой двухъярусный четверик, завершённый пятиглавием. С востока к четверику примыкает трёхчастная апсида, доходящая до середины четверика. В момент постройки с западной, южной и северной сторон собор был окружён крытой двухэтажной галереей, а с северо-восточного и юго-восточного торцов вплотную к нему примыкали приделы.

Собор Всемилостивого Спаса

Наряду с монастырской колокольней этот храм является одной из архитектурных доминант Даниловой пустыни. Здание его в плане представляет прямоугольник, центральная часть которого с массивным световым барабаном и куполом над ним. К подкупольному пространству примыкает с востока апсида, с запада - трапезная. С северного и южного фасадов подкупольное пространство выделено ризалитами, завершёнными четырьмя декоративными главками. Стены собора богато декорированы в соответствии с требованиями псевдорусского стиля: декоративные элементы стилизованы под килевидные арки, поребрики, кокошники. Здание прорезано продолговатыми высокими окнами. Собор Всемилостивого Спаса построен на месте трапезной церкви на исходе XIX в. С этого собора началось возрождение обители после её поругания в советское время. В 1992 г. жители посёлка Новый Быт образовали православную общину, которой был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. В 1995 г., вскоре после назначения настоятелем иеромонаха Германа, в первую субботу Великого поста здесь была совершена первая Божественная литургия.

Храм Всех Святых

Одноглавый Всехсвятский храм построен незадолго до начала Первой мировой войны - последний из храмов Даниловой пустыни. В нём находилась копия с чудотворной иконы Всемилостивого Спаса из приписной часовни у Москворецкого моста.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Второй по времени возведения сохранившейся постройкой Даниловой пустыни является церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она была построена в 1740 г. над северными вратами обители. Храм принадлежит к распространённому в то время типу «восьмерик на четверике». С востока к его основному объёму примыкает гранёная апсида, с запада - трапезная с воротами под ней. Над восьмериком возвышается купол, увенчанный небольшой главкой на гранёном барабане. Четверик храма прорезан с севера и юга двумя рядами полуциркульных окон, украшенных прямоугольными наличниками. Каждая грань восьмерика имеет по одному окну, обведённому наличниками в виде колонок с килевидными завершениями. Углы объемов храма отмечены пилястрами.

Колокольня

Колокольня является доминантой монастырского архитектурного ансамбля. Расположена в середине западной части стены, окружающей пустынь. Колокольня сооружена под влиянием русско-византийского стиля. На четверике, в котором расположены главные ворота монастыря, поставлен восьмерик; на нём - цилиндрический ярус звона; ещё выше - увенчанный массивной главой небольшой барабан с часами на четыре стороны света. Фасады украшены декоративными наличниками, нитками с филенками, кокошниками. Историками подмечено, что второй - восьмигранный - ярус колокольни имитирует ярус звона, характерный для древних колоколен, однако остаётся неясным, выполняет ли он исключительно декоративные функции или предназначен для размещения в нём колоколов по проекту. Ныне существующая колокольня построена в XIX в.

Источник: "Вознесенская Давидова пустынь. История. Храмы. Святыни. Житие преподобного Давида". Путеводитель.



Вознесенская Давидова пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Основана обитель была 31 мая 1515 года преподобным Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем, который пришел на это место с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни Преподобный насадил липовую рощу.

Почитание преподобного Давида началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем. Охраняемая святыми молитвами своего основателя, обитель прп. Давида существует уже 500 лет. За это время она не раз терпела различного рода невзгоды и нестроения, но по милости Божией при поддержке благочестивых людей с терпением перенесла их и в настоящее время продолжает активно восстанавливаться и развиваться. Сегодня монастырь насчитывает 12 насельников. Настоятелем обители является игумен Сергий (Куксов). Ежедневно в стенах обители совершается литургия.

В Знаменском храме до революции хранился гроб преподобного Моисея Угрина, привезённый сюда Московским Митрополитом Платоном (Левшиным). До наших дней он, к сожалению, не сохранился. Помимо этого, в монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих, среди которых свт. Николай Чудотворец, прп. Сергий Радонежский, св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный, вмц. Пантелеимон, вмц. Варвара, мц. Татиана, великие учители и святители, Киево-Печерские святые и многие другие почитаемые угодники Божии.

Недалеко от монастыря, в селе Талеж Чеховского района Московской области, находится подворье пустыни. Там из-под земли исходит обильный источник родниковой воды, освященный во имя прп. Давида. Святой источник на протяжении веков утолял жажду многочисленных паломников. На территории подворья действует храм во имя прп. Давида, устроены купальни.

Храмы обители

Прп. Давид, полагая основание обители, создал храмы в честь Вознесения Господня, Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая с трапезою. Долгие столетия храмы на Руси были в основном деревянными. Это касалось как приходских церквей, так и монастырских. Лишь самые богатые обители могли возводить каменные храмы. Не являлась исключением из общего правила и Давидова пустынь.

В первые десятилетия существования Давидовой пустыни все ее церкви были выстроены из дерева. Уже при преподобном Давиде их было две, причем соборный Вознесенский храм имел придел. Как свидетельствует монастырский синодик 1602 г., основатель монастыря «постави церковь во имя боголепнаго Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятые Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Мариям честнаго и славнаго Ея Успение, а с трапезой постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы Чюдотворца». Эти древнейшие храмы, как и все позднейшие деревянные постройки, не сохранились. В 1600 г. на средства игумена Леонида была возведена новая деревянная Вознесенская церковь, которая, надо полагать, заменила обветшавшую и разобранную церковь времени преподобного Давида, впоследствии перенесенную в село Легчищево. По описи 1627-1628 гг. в монастыре существовал деревянный храм в честь Вознесения Господня с приделом в честь святителя Николая Чудотворца с трапезной. В 1657 г. на территории монастыря находились деревянная шатровая церковь Вознесения Господня «о трех верхах» с двумя престолами в приделах во имя Успения Божией Матери и Святителя Николая, Знаменская часовня, в которой под спудом почивали мощи преподобного Давида, деревянные колокольня с пятью колоколами, хозяйственные постройки и ограда, а также недостроенный каменный Вознесенский собор.

История зданий

В 1627-1628 гг. Давидова пустынь помимо храмов имела келию игуменскую, да три келии братских, хлебню, поварню, конюшенный двор, а около него липовую рощу, а под монастырем пашню.

В 1657 г. монастырь имел следующий вид: он был огорожен забором, около монастыря липовая роща, а между рощей и оградой сад с яблонями. За монастырем скотный двор, на котором жил дворник.

По описи 1745 г. кругом монастыря ограда каменная, во многих местах ветха и обвалилась, двое ворот - одни святые, другие по правую сторону проезжие. Игуменские келии передние и задние каменные с каменными сенями. Против них на правой стороне - каменная казенная келия, а в ней государственных грамот и указов печатных и письменных, крепостей и выписок дворовых и земляных и платежных описей на листах и на столбцах и всяких писем ящик и две коробки, а также медная и оловянная посуда. Под игуменскою и казенною келиями - келии пустые. У святых ворот, идучи в монастырь на правой стороне, две келии братские каменные с каменными сенями о двух жильях. Под церковью и под алтарем - погреба зимние. Под трапезою и под церковью Николая Чудотворца - хлебня с сенями, под алтарем - палатка для муки. На углу башня каменная сделана вместо квасоварни. Погреб каменный и деревянный. Сушило деревянное с запасом круп овсяный и ячменных, семени конопляного и гороху. Четыре житницы. За монастырем - конюшенный двор, на нем хоромное строение деревянное. Двор скотный, на нем пять изб, в которых живут монастырские служители различных служб.

По описи 1764 г. каменное строение пустыни: келии, о двух апартаментах, в верхнем - келия игуменская и келия братская, в нижнем - келии братские, две солодовни и кладовая палата; другие келии находились подле ограды. Деревянное строение: кухня, погреб, пять житниц. В монастыре пруд вокруг 80 сажен и сад, а в нем 15 яблонь и 78 ульев. Вокруг монастыря каменная ветхая ограда. Подле монастыря конюшенный и скотный дворы, при них две избы; роща липовая, подле рощи монастырский огуменник и сенной сарай. На реке Лопасни мельница о трех поставах, на берегу реки Лопасни озерко Круглое, а в нем рыба для монастырского обихода, на речке Родинке два пруда монастырские.

В это время «Давидова пустынь - по словам ее настоятеля, игумена Гедеона - пришли в немалую ветхость: как на святых церквах и келиях кровли и монастырские оградные стены все обветшало и во многих местах обвалилось». Монастырские описи дают основание думать, что храмы и другие здания были обновлены около 1788 г.

В конце XVIII века в Давидовой пустыни находилось Хатунское духовное Правление, присутствующими которого были строитель и два священника по выбору местных священно-церковнослужителей. Оно помещалось в 1762 г. в двух игуменских зимних келиях с сенями, покрытых тесом, со сводами каменными, «взошед в монастырь прямо от святых врат». Оно существовало ранее 1760 г. и упоминается до 1788 г.

В XIX веке вместе с благоукрашением святых храмов поддерживались различные монастырские постройки: одни из них ремонтировались, другие уничтожались, а вместо них воздвигались новые. Так, при игумене Геннадии (1833-1836 гг.) настоятельская келия покрыта железом. Игумен Паисий (1843-1854 гг.) в 1845 г. «отнес ограду углом на 50 с., а на угле построил башню. Старую же ограду к западу разобрали. Вид монастыря к западу совсем переменился». Он же устроил два пруда. Отделал новую ризницу меж двух церквей («а делается затейливо»). По другую сторону колокольни построены сторожка и ворота к конному двору, старая же ограда с воротами, бывшая примкнутою к старой башенке, разобрана.

В 1848 г. выстроен братский двухэтажный каменный корпус на 20 келий и ограда около разведенного внутри монастыря сада к юго-западному углу, где в прежнее время находился пруд. Выстроена деревянная гостиница против юго-западной башни на 10 комнат. Построена северо-западная угловая трехэтажная башня и каменный скотный двор вместо сгоревшего первого старого в 1846 г., бывшего против северо-западного угла башни, и второго, вновь построенного на месте нынешнего скотного двора, сгоревшего в 1848 г., вырыт пруд близ скотного двора.

В 1851 г. восточная часть монастыря распространена на 15 саженей далее к востоку; ров, на том месте бывший, засыпан, впоследствии все занято садом. Обстроена северо-восточная сторона монастыря, начиная от Успенского храма, где возведены каменные просфорня, хлебопекарня, квасоварня, погреба с кладовыми над ними, подвалы, амбары хлебные в угловой северо-восточной башне с пристройками.

В 1852 г. окончены вся восточная сторона с угловой полубашнею, в коей помещено семь келий, и часть ограды около сада. В 1853 г. между Вознесенскою и Никольскою церквами устроена ризница с библиотекою, где прибылых книг помещено до 500 томов, а бывшая ризница возле алтаря соборной церкви на юго-восточном углу соединена алтарем южным притвором. При игумене Варлааме (1854-1865 гг.) на старом двухэтажном корпусе был наложен третий этаж и выстроена каменная братская баня на реке Лопасне с нижним подземным ходом в оную из монастыря. В 1885 г. выкрашены все крыши монастыря зеленою медянкою и сделаны разные другие починки и исправления зданий. В 1886 г. покрыт и устроен скотный двор, сделаны разные помещения сараев для склада дров, ограда монастырская очищена от ветхой тесовой крыши и покрыта железом, в самом монастыре канавы и ямы засыпаны и место выровнено, сделана каменная стена для сада с каменными столбами, около скотного двора вычищен заросший пруд. Вновь устроена прачечная с двором, теплица и произведены разные исправления.

В 1888 г. устроен кирпичный завод. Поставлен вновь двухэтажный каменный дом с мезонином для служителей скотного двора и покрыт железом. В 1889 г. выстроен вновь на каменном фундаменте деревянный флигель о шести комнатах с мезонином и покрыт железом для посетителей монастыря и сделаны другие исправления по двору гостиницы. Построен вновь каменный погреб с кладовою для экономии скотного двора. Начата вчерне и сделана вновь каменная двухэтажная гостиница с устройством в ней 16 комнат для богомольцев, приводились в порядок другие ветхости.

В 1890 г. произведены следующие постройки: двухэтажная каменная гостиница отделана внутри, лицевая сторона оштукатурена, полы, потолки, переборки, рамы поставлены на место. Подъезд поставлен на каменную лестницу, чугунный с приличным зонтом и недоконченные каменные работы вчерне закончены в этом году. Выстроен вновь каменный странноприимный корпус с отделением кухни для посетителей пустыни с мезонином и покрыт железом.

В 1891 г. с юго-западной стороны наложена монастырская ограда и к ней устроен каменный одноэтажный флигель для престарелых заслуженных старцев, который покрыт железом и внутри и снаружи оштукатурен. Каменный дом для посетителей пустыни внутри отделан и оштукатурен, обнесен каменною оградою с устройством конюшни и двумя сараями, которые покрыты железом.

Наконец, должно отметить, что с середины XIX века на монастыре был заведен пчельник с такой системой ульев, которая на выставках пчеловодов заслужила награждение в 1867 г. большой серебряной медалью, в 1868 г. - золотой.

В октябре 1929 г. монастырь был закрыт. Настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители, поражавших прежде величием своей красоты, устроили гаражи и склады. В Никольском храме был открыт поселковый клуб, в Успенском храме находился спортивный зал, в храме Всех Святых столовая. На колокольне водрузили красное знамя. Большое монастырское кладбище, на котором, кроме монахов, хоронили мирян, было в середине 1950-х гг. уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на фундамент нового общежития техникума. Почти полностью разрушена ограда монастыря, уничтожены купола на Соборном, Никольском, Знаменском и храме Всех Святых. Монастырскому комплексу всеми силами предавался «некультовый вид». Стиралось воспоминание о славном прошлом. Новые власти пытались наладить новую «культуру», новую «духовность», заставить людей забыть веру отцов, свои корни. Даже поселок, выросший рядом с монастырем, был переименован в «Новый Быт».

В 1992 г. собор во имя Всемилостивого Спаса был передан образованной в поселке Новый Быт православной общине. Так было положено начало возрождению монастыря. 11 января 1995 г. настоятелем Вознесенской церкви на территории бывшей Давидовой пустыни стал иеромонах Герман (Хапутин), а 1 июня 1995 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий огласил решение о возобновлении монашеской жизни в Давидовой пустыни. Тогда же иеромонах Герман был возведен в сан игумена с вручением ему игуменского жезла.

Давидова пустынь находилась в плачевном состоянии. Монастырский комплекс использовался совсем в иных целях, нежели ему было предназначено: на территории пустыни проживало 13 семей, здесь же располагались сельскохозяйственный техникум и общепитовская столовая. Отец Герман поселился в угловой монастырский башне. Время шло, и древняя обитель постепенно оживала. Зимой 1997 г. начались работы по восстановлению Знаменского храма. Радостное событие для братии и прихожан произошло в апреле 1998 г.: обители был пожертвован колокол весом в 1 тонну. 5 июня того же года, в празднование Вознесения Господня, его подняли на колокольню.

К концу 1999 г. в Давидовой пустыни частично была восстановлена монастырская ограда, купола соборов Всемилостивого Спаса и Вознесения Господня, Никольской и Знаменской церквей.

В настоящее время обитель продолжает активно восстанавливаться. Многое уже сделано, отреставрирован игуменский корпус, приведено в порядок монастырское кладбище. Благоукрашается и расширяется территория обители. Когда-то посреди обители был пруд, который не только украшал обитель, но и собирал в себя грунтовые воды. В настоящее время он восстановлен. Необходимо построить гостиничный комплекс для паломников, а также богадельню для духовенства, почисленного на покой. В ремонте и реконструкции нуждаются здания под гостиницу и воскресную школу. Кроме того, планируется восстановить подземный ход к реке Лопасне, проложенном в середине XIX века.

На восточной и южных сторонах от старого собора находилось довольно обширное монастырское кладбище, на котором кроме братии обители погребены посторонние лица. Здесь находились могилы генерала от инфантерии Дмитрия Сергеевича Дохтурова (1759-1816), участника войн 1805-1815 гг., князей Оболенских, подполковницы П. И. Зыбиной, капитана И. И.Соколова, родного брата архимандрита Паисия, Чуфаровских, Кочетовых и др. К сожалению, кладбище было уничтожено в середине 50-х гг. ХХ века, могилы раскопаны, а надгробия пошли на фундамент нового общежития сельхозтехникума, который разместился на территории обители после ее закрытия в 1929 г. После возобновления монашеской жизни обители монастырское кладбище начали восстанавливать, и 26 октября 1999 г. были перезахоронены останки некогда погребенного на монастырском кладбище генерала от инфантерии Д. С. Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года.

По материалам: http://www.davidova-pustyn.ru



По писцовым книгам Московского уезда 1627 - 28 гг. в Хатунской волости: «монастырь особняк Давыдова (Давидова) пустыня, а на монастыре церковь Вознесения Христова, да в приделе Николы Чудотворца с трапезою, древянна, клетцки, строение монастырское и приходных людей, да на монастыре же церковь каменная Воскресения Христова да Пречистой Богородицы Успения, почата была делать блаженной памяти при царе Иване Васильевиче, да не свершена, а строение было государево; да на монастыре келья игуменская да 3 кельи братских; да на монастыре же хлебня да поварня братская, на монастыре же двор конюшенный, а около конюшенного двора роща липовая кругом; а под монастырем монастырская пашня наездом напахано 50 четвертей… сена на реке Лопасне 300 копен, лесу роща липовая около монастыря 15 десятин… на реке Лопасне мельница… Всего Давыдовы пустыни в Хатунской волости село да 8 деревень, да 11 пустошей, в них 55 дворов крестьянских да 11 дворов бобыльских… пашни паханые с наезжею пашнею перелогом и лесом земли 1220 чети с полуосминою в поле, сена 770 копен, лесу непашенного 33 десятины да лесу ж рощи 18 десятин».

Лета 1657 г. 7 августа, «по указу великого государя святейшего Никона, патриарха Московского и всея великая и малая России, и по наказной памяти из его государева патриарша разряду, за приписью дьяка Ивана Калитина, подьячий Яков Яковлев ездил в Московский уезд, в Хатунскую волость, в Давидову пустынь, а приехав, в той пустыне переписал церкви и в церквах Боже милосердие - местные образы, деисусы, пророки, праотца, кадила, паникадила, книги, ризы, на колокольнице колокола и всякую церковную утварь, и в монастыре государевы жалованные грамоты и крепости, посуду всякую и в монастыре братью, слуги и служебников по имяном, в сушилках и в житницах хлеб и всякие столовые запасы и поваренные сосуды, на конюшенном и на воловьем дворах лошади, волы, коровы и всякую мелкую животину, и под монастырем в слободах и в монастырских вотчинах крестьян и бобылей и их братью, племянников и соседей по имяном с прозвищи, в житницах хлеб молоченый и на полях в скирдах не молоченый, пашню и всякие угодья, а переписав тот монастырь Давыдову пустыню, отказал нового государева патриарша строенья к Воскресенскому монастырю, что на реке Истре. На монастыре часовня древянна, а в ней образ Пречистой Богородицы Одигитрии да деисусы на одной цке писаны на празелени. Да в той часовне опочивает преп. отец Давид под спудом, на гробнице покров сукно черное, среди крест серебряный. На монастыре 4 кельи, а в них казначей старец Иосиф, 2 черных попа Харлапей и Ефрем; рядовых старцев 4 чел., слуг 4 чел., конюх, хлебник и церковный дьячок. На монастыре колокольня, рубленная в брус, вверх шатром, на ней 5 колокол, благовестник весом 47 пуд., другой 7 пуд. 16 гривенок, третий - 5 пуд., 2 малых зазвонных, один в пуд, другой в полпуда. К монастырю Давидове пустыне в вотчине в Хатунской волости село Левчищево, а в нем церковь Преображение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, да в приделе великомуч. Параскевы, нарицаемой Пятницей».

Января 1728 года запечатан указ о строении престола, Вознесенского монастыря Давидовой пустыни игумену Иакову, по челобитью его ж, игумена, велено «в той пустыни в Николаевской теплой церкви на престол, вместо ветхого одеяния, положить вновь одеяние, а в холодной Вознесенской церкви, вместо ветхого престола, построить вновь престол во имя Вознесения Господня и посвящение учинить по чину; пошлин 3 алтына 2 деньги, нужнейших ¼ взяты».

Игумен Давидовой пустыни Иаков с братьею в прошении, поданном в Синодальный казенный приказ 7 марта 1732 г., писал: «в Вознесенском нашем монастыре, что слывет Давыдова пустыня, в Московском уезде, в Хатунской десятине, имеется церковь Успения Пресвятой Богородицы, и на оной церкви глава развалилась и в ней своды рушатся, и в церкви Божией и в алтаре полы все опали и огнили и божественную службу в ней служить невозможно, а святые врата каменные развалились. И чтоб повелено было оную церковь по ветхости разобрать и построить вновь над святыми вратами и о том строении дать им указ».

Вследствие сего прошения в Синодальном казенном приказе выписано: «в писцовых и переписных книгах Московского уезда в Хатунской десятине Вознесенского монастыря Давыдовой пустыни не написано». Резолюция: «1732 года апреля во 2 день, по указу Ее Императорского Величества и по благословению святейшего правительствующего Синода, о разобрании старой церкви и о построении вновь на вратах дать указ». Того же года в апреле за № 216 выдан указ из Синодального казенного приказа игумену Иакову о построении церкви.

1764 г. опись Вознесенского монастыря, называемой Давидовой пустыни, составленная поручиком Андреем Писаревым, в которой говорится: «Оная пустынь, состоящая при реке Лопасне, расстоянием от Москвы в 75, а от гор. Серпухова в 20 верстах; по каким указам оный монастырь, в котором году и при каком государе сооружен - о том известия в монастыре не имеется. Жалованная грамота на оный монастырь и оного монастыря на вотчины дана была первая блаженной памяти от государя царя и великого князя Иоанна Васильевича, которая в 1619 г. в королевичев приход, как литовские люди и черкасы в оном монастыре стояли, пропала, вместо которой, по прошению оного монастыря игумена Антония с братьею, дана вторая в 1625 г. апреля в 1 день, за подписанием блаженной памяти государя царя и великого князя Михаила Федоровича собственной рукой. В оной пустыне церквей каменных две, в них 4 престола: - соборная церковь во имя Вознесения Господня о 5 главах, при ней 2 придела: Знамения Пресвятой Богородицы, что под колокольнею, и Николая Чудотворца, в нем печь изразщатая весьма ветха; окошек в соборной 18, в приделах Николая Чудотворца 6 и в Знаменском 2, все оные с окончинами стеклянными… Соборная церковь и приделы покрыты тесом и выкрашены краскою, а главы обиты деревянною чешуею. При оной церкви колокольня каменная об одной главе, на ней 8 колоколов, а по скольку в них весом пудов подписей не имеется; да на ней русские часы. Под оною церковью хлебная палата и два погреба. Вокруг церкви с приделы и под колокольнею мерою земли длиннику и поперешнику по 11 сажень. - Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что на святых воротах, с трапезою, об 1 главе, покрыта тесом, выкрашена краскою, а глава обита черепицею; в церкви иконостас столярного дела посеребрен, о 3 ярусах… В оной же пустыни каменные строения: кельи длиною на 15 и шириною на 5 сажень, о 2 апартаментах, в верхнем - келья игуменская и келья братская, в нижнем - кельи братские, 2 солодовни и кладовая палата; подле ограды кельи о 2 апартаментах. Деревянного строения: кухня, погреб, 5 житниц. В оном монастыре пруд вокруг 80 сажень, сад, в нем 15 яблонь и пчел 78 ульев. Вокруг монастыря каменная ограда ветха, мерою 221 сажень. Подле монастыря конюшенный и скотный дворы, при них 2 избы; роща липовая на 7 десятинах; подле рощи монастырский огуменник и сенной сарай. На реке Лопасне мельница о 3-х поставах; на берегу реки Лопасни озерко Круглое, в нем рыба для монастырского обихода. В Москве у Арбатских ворот часовня каменная, которая пожалована в оную пустынь в 1681 г. для исправления в монастыре свеч, ладону и церковного вина; из оной часовни бывает в год доходу до 10 руб.».

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII - XVIII ст.» Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г.

Давидова пустынь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

В Подмосковье, недалеко от города Чехов , на берегу реки Лопасни расположен один из самых красивых и древних монастырей России - Вознесенская Давидова пустынь. Монастырь был основан в 1515 году Давидом Серпуховским. За время своего существования Давидова пустынь пережила очень многое - времена расцвета, упадка и даже полного забытья. Сегодня Давидова пустынь встречает посетителей во всей красе: монастырь полностью отреставрирован.

Давид Серпуховской происходил из известного княжеского рода Вяземских. Еще будучи совсем молодым парнем, он решил отдать свою жизнь служению Богу. Уже в преклонном возрасте вместе с четырьмя помощниками Давид построил две церкви, келью и трапезную. Самым древним строением считается каменный Вознесенский собор (16 век). Конечно, впоследствии он подвергался перестройкам, но самая первая кладка все-таки уцелела. Интересно, что недалеко от храма Давид посадил липовую аллею. Для того, чтобы продемонстрировать силу Божью, он сажал деревья корнями вверх и они все принимались. После своей смерти основатель Давидовой пустыни стал приходить во снах ко многим людям, помогать им и исцелять.

В Смутное время в 1619 году Давидову пустынь разграбили литовцы и запорожцы. Храм восстановили лишь спустя несколько лет. В конце 17 века дела наладились - это был период расцвета монастыря. В 18 же веке в результате реформ Петра I Давидова пустынь постепенно приходит в упадок. Уже в 20 веке - в 1929 году - ее закрыли окончательно, некоторые монахи попали под репрессии. На колокольню водрузили красный флаг, в зданиях церквей теперь находились столовая, клуб, спортзал и склады. В 50-х годах 20 века было разрушено монастырское кладбище - могилы раскопали, а надгробия использовали для фундамента общежития техникума.

Лишь спустя 63 года Давидова пустынь начинает оживать - собор во имя Всемилостивого Спаса был передан православной общине в поселке Новый Быт. Правда, восстановление прошло не очень-то гладко. На территории монастыря в 90-е годы размещался сельхозтехникум и сельская администрация. Настоятель Давидовой пустыни отец Герман столкнулся со многими проблемами, но все же не отступил от идеи восстановления монастыря. В 1995 году неизвестные убили Германа ради наживы - ограбили монастырский сейф.

Все церкви Давидовой пустыни выкрашены в яркие, жизнерадостные цвета. Знаменская церковь - оранжевая, Никольская церковь - желтая, Вознесенский собор - белый, Успенская церковь - розовая, Храм во имя всех святых - желтый.

До сих пор идут споры о том, каким образом был восстановлен монастырь. Дело в том, что в 90-е годы Давидовой пустыни жертвовали деньги люди с сомнительной репутацией, например Антон Малевский и Геннадий Недосека. Сейчас на местном кладбище можно увидеть их шикарные могилы. Малевский был в свое время «алюминиевым королем» России и лидером измайловской преступной группировки, Недосека - бывший руководитель администрации Чеховского района с не самой лучшей репутацией. Тем не менее во многом благодаря помощи этих людей удалось спасти Давидову пустынь. Как говорится, не судите, да не судимы будете.

Практическая информация

Адрес: Московская область, Чеховский район, поселок Новый Быт. Добраться до Давидовой пустыни можно на автомобиле и на общественном транспорте. С Курского вокзала нужно доехать до станции Чехов, далее на автобусе № 36 до поселка Новый Быт. Также на междугороднем автобусе № 428 Москва - Нерастанное можно добраться непосредственно до поселка от станции метро «Южная». На машине - по Симферопольскому шоссе (М2) до пересечения с А108, левый поворот на Каширу, далее левый поворот по указателю.

Посетители монастыря должны быть соответствующе одеты: мужчин в шортах в церковь могут не пустить, женщинам необходимо иметь при себе платки на голову.

Адрес: пос. Новый Быт, Чеховский район, Московская область

Россия славится своими православными святынями. Одной из самых старинных является Вознесенская Давидова пустынь. Сегодня мы расскажем об истории ее возникновения, самом удобном способен добраться туда, а также о том, какие служения сегодня осуществляет один из самых древних христианских монастырей Подмосковья.

Где находится

Адрес Вознесенской Давидовой пустыни - Московская область, село Новый Быт, улица Молодежная, 7.

Село это находится в Чеховском районе и удалено от центра Москвы на 80 километров, если двигаться на юг. Исторически здесь отсутствовали какие-либо поселения, а местность представляла своеобразный пустырь. С появлением здесь монашеской обители появился небольшой липовый парк, а побережье реки Лопасни очень сильно преобразилось, но об этом позже.

Как доехать до Вознесенской Давидовой пустыни

По московским меркам расстояние между столицей и монастырем не очень большое, но чтобы его преодолеть придется потерпеть общественный транспорт и пару пересадок между метро, электричкой и автобусом.

Действие 1. Добраться до Чехова.

Для начала необходимо доехать до Курского вокзала в Москве и приобрести билет на поезда пригородного направления. Подойдет любая электричка Москва-Чехов. Средняя продолжительность дороги - 1-1,5 часа, а стоимость билета будет составлять около 200 рублей.

Также до районного центра можно добраться на другом общественном транспорте. От станции метро "Южная" каждые 15 минут отходит рейсовый автобус. Если воспользоваться им, то время в пути составит от 50 минут до 1,5 часов. Стоимость билета 70-150 рублей.

Действие 2. Чехов - Вознесенская Давидова пустынь.

Оставшееся расстояние можно преодолеть на автобусе №428. Выйти необходимо на остановке "Новый Быт".

История появления

Момент появления Вознесенской Давидовой пустыни датируется 1515 годом. Дата эта является достаточно спорной, так как единственное ее подтверждение - это запись в старинном монастырском документе - церковном синодике.

Церковные тексты имеют множество расхождений, что подвергает сомнению точную дату начала истории монастыря Вознесенской Давидовой пустыни.

Однако официальная версия такова - в начале XVI века православный миссионер Давид, который на тот момент уже был игуменом, а также славился своими способностями к исцелению, основал небольшую монашескую обитель в 20 километрах от города Серпухова. Чтобы доказать силу собственного духовного опыта, а также величие исповедуемого Бога, Давид высадил липовую аллею.

Интересный факт: липа не могла прижиться в данной местности. Почва, на которой стоит Вознесенская Давидова пустынь, насыщена известняком и белым твердым камнем. К тому же, по преданию, преподобный посадил ростки корнями вверх, чтобы соблюсти чистоту эксперимента. Затея эта была задумана в миссионерских целях, дабы доказать скептикам один из библейских постулатов о том, что если имеется вера с горчичное зерно, то и горы возможно двигать.

Как ни странно, задумка удалась. Липовая аллея поражала своей красотой и оставила свои следы, которые получилось найти спустя 500 лет с момента ее появления.

С тех пор и появился мужской монастырь Вознесенская Давидова пустынь.

Святой Давид - кто это


У историков и теологов вызывает много вопросов личность самого преподобного Давида, в чью честь и названа монашеская обитель.

Этот православный святой неизвестен большинству христиан, но его персона является достаточно интересной. Основатель Вознесенской Давидовой пустыни в Чеховском районе был выходцем из Вяземских князей и имел мирское имя Даниил. Его аристократическое происхождение и воспитание зародило в душе будущего чудотворца особую любовь к людям и стремление познания Бога. Он принял постриг и новое имя Давид.

Молодой монах стал хорошим духовным примером для других служителей. Он отличался добросердечностью, сильной любовью к Богу, непоколебимостью в постах и молитвах.

После 40 лет, проведенных в Боровской монашеской обители, Давид отправился в миссию по основанию собственной обители. Заручившись поддержкой еще двух иноков и захватив икону Богородицы, будущий святой основал Вознесенскую Давидовскую пустынь, состоящую из деревянного храма нескольких маленьких келий.

Точная дата смерти преподобного не сохранилась, однако большинство православных историков считают, что преподобный отошел в вечность через 5 лет после основания новой обители.

Величие и упадок


История Вознесенской Давидовой пустыни знала лучшие и худшие периоды своего существования. Историю монастыря вообще отличает цикличность существования со стремительными взлетами и таким же резким упадком.

  • В период Смутного времени обитель была разорена польскими и литовскими интервентами, что на 6 лет прервало работу крупнейшей православной обители.
  • Конец XVII века является настоящим рассветом Вознесенской Давидовой пустыни. Обитель получила льготы от царя. В собственности монастыря было несколько подворий, в том числе и в Москве, а также несколько крепостных дворов с большим количеством работников.
  • Следующий кризис наступил в период правления Императора Петра Великого. Его реформы лишили христианские церкви всех льгот, а также обязали платить в казну очень серьезный налог. В результате все сторонние владения, иконы и книги Вознесенской Давидовой пустыни забрали в государственную собственность.
  • Окончательная кончина обители произошла в период установления советской власти. В начале XX века в церковь пришла красная оккупация и большинство братии было убито. Те, кто избежал оков и расстрела без суда и следствия, бежали, пытаясь спасти свою жизнь от террора.

В результате действий новой власти монастырь превратился в склады, музеи и здание сельской администрации.

В селе Новый Быт появилась православная община, которой и передали для использования здания Вознесенской Давидовой пустыни. Конечно, не обошлось без сложностей. Одно из зданий религиозного назначения было занято поселковой администрацией. В 1992 году началась борьба за изгнание чиновников из монашеской обители, завершившаяся безоговорочной победой православной инициативной группы.

Возражения скептиков


С тех пор начался длинный путь реконструкции и ремонта древних знаний. Находятся критики, которые подвергали сомнению честность реставрационных работы. Дело в том, что ремонт производился за счет средств, которые жертвовали люди. Среди жертвователей находились и не совсем честные граждане, и политики с дурной репутацией, и даже открытые преступники. Несмотря на возмущение отдельных граждан, обоснованными недовольства признать нельзя, исходя из постулата: "не судите, да не судимы будете".

Архитектурный ансамбль


Сегодня монастырь полностью отреставрирован, Вознесенская Давидова мужская пустынь представляет собой комплекс из красивых и величественных храмов и зданий прикладного назначения.

В архитектурный ансамбль входят следующие строения:

  • Вознесенский собор;
  • Знаменская церковь;
  • Никольская церковь;
  • Успенская церковь;
  • Спасский собор;
  • Всехсвятская церковь;
  • колокольня;
  • братский корпус;
  • надкладезная часовня;
  • настоятельский корпус.

Помимо прочего, на территории Свято-Вознесенской Давидовой пустыни можно найти несколько интересных памятников. К ним относятся:

  • памятник на могиле главы Чеховского района Г. М. Недосеки;
  • памятник на могиле генерала Д. С. Дохтурова;
  • могилы сподвижников пустыни.

Также при входе можно найти монастырскую гостиницу, где могут переночевать паломники или просто случайные путники.

Спустя 500 лет существования мужского монастыря Вознесенской Давидовой пустыни можно сказать, что обитель достигла своего расцвета. Отреставрированные здания храмов, пруд с лебедями, чистый парк - все это погружает в глубокие мысли, которые и должны приходить в таких местах.

Монастырь сегодня


В настоящее время монахи начали возрождать старые традиции социального служения. По мере своей возможности монастырь помогает и Чеховскому детскому дому, и районной больнице, и сельским школам, и детским садам.

Местный настоятель регулярно посещает городские мероприятия, где выступает и проводит беседы на духовные темы. Помимо прочего, монастырь регулярно отправляет посылки заключенным в места лишения свободы и принимает помощь от людей, желающих принять участие в таком социальном служении.

Обитель ждет тех, кто готов потратить свое время и силы на помощь ближнему своему, и принимает все формы поддержки. Помочь можно не только финансово. Есть длинный список предметов первой необходимости, которые отправляются в тюрьмы. Входят в них консервы, тетради, гигиенические принадлежности, книги и много чего еще. Помимо прочего, храмы нуждаются в постоянной поддержке. Любой, кто хочет отвлечься от суеты мира, может приехать в обитель и принять послушание на любой срок. Зачастую такая форма труда позволяет отдохнуть и привести мысли в порядок не хуже отпуска на морском берегу.

Мощи и святыни

Вознесенская Давидова пустынь представляет собой настоящую кладезь из разного рода православных святынь. Самой значимой, пожалуй, является кусочек металла, к которому прикрепляется частичка того самого гвоздя из Голгофского креста. Именно он использовался во время казни Иисуса Христа.

Помимо прочего, здесь можно обнаружить более чем две сотни мощей, обретенных не только в России, но и за ее пределами. Для тех, кто верит в целительную силу такой формы православных святынь, Вознесенская Давидова пустынь станет мощным источником в деле укрепления веры.

Все святыни доступны для прихожан и паломников. Самые первые мощи, которые остались от тела древнего еврейского пророка Елисея, имели такую божественную силу, что могли оживлять мертвых. Свидетельства этому отражены еще в Ветхом Завете, поэтому монастырь крепко держится за традиции прошлого, которые несут в себе христианское учение.

Время работы

Двери монастыря открываются в 7 утра, за 45 минут до начала первой литургии. Служения проводятся ежедневно утром и вечером. Для паломников доступны и ранние совместные молитвы, которые проводятся в 5 утра.

Расписание богослужений могут меняться время от времени, поэтому данную информацию лучше уточнять оперативно.

Православные христиане, которые мечтают погрузиться в атмосферу древнего верования, смогут провести здесь от нескольких дней до пары недель. Гостиница при храме принимает паломников в любое время года. Для тех, кто отправится в духовное путешествие с детьми, на территории монастыря доступна воскресная школа.

Занятия в ней заключаются в участии ребенка в Божественной литургии, духовных занятиях, изучении Священного Писания, знакомством с Житиями святых. Помимо прочего, для самых маленьких детей доступно множество кружков и секций совершенно разного направления.

Вознесенская Давидова пустынь - это настоящее средоточие неоднозначной и длинной истории. Вот уже 500 лет эти величественные храмы выдерживают гнет времени, ненастье погоды, злобу людей и исторические перипетии. И только благодаря крепкой вере и сильному духу верующих людей здесь хранится та самая робкая и одновременно величественная атмосфера православия.

Вознесе́нская Дави́дова пу́стынь - мужской монастырь, расположенный на высоком правом берегу реки Лопасни (приток р. Оки), рядом с нынешним посёлком Новый Быт Чеховского района Московской области.

Основан 31 мая (10 июня) 1515 года преподобным Давидом(†19 (29) сентября 1529), о чём сделана запись в монастырском синодике1602 года, однако, из-за некоторых несоответствий в записи, указанная дата основания вызывает сомнение в своей достоверности.

Преподобный Давид, по преданию, происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Еще будучи юношей, он почувствовал призвание к подвижнической жизни и пришел в . На тот момент основатель монастыря преподобный Пафнутий Боровский был еще жив.

Окончательно обитель была закрыта в октябре 1929 года. Братия обители была частью репрессирована, частью разошлась.

Настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители — гаражи и склады.

В Никольском храме был открыт поселковый клуб, в Успенском — спортивный зал, в храме Всех Святых — столовая. На колокольне водрузили красное знамя.

Большое монастырское кладбище, на котором кроме монахов хоронили мирян (например, князей Оболенских и героя войны 1812 года генерал Дохтуров), было в середине 50-х годов 20-го века уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на фундамент нового общежития техникума.

Почти полностью разрушена ограда монастыря, уничтожены купола на Соборном, Никольском, Знаменском и Всехсвятском храмах.

В 1992 году жителями посёлка Новый Быт была образована православная община, которой был передан собор во имя Всемилостивого Спаса.

В 1995 году, в первую субботу Великого поста, была совершена первая литургия.

1 июня 1995 года Священный Синод принял решение об образовании монашеской общины; ранее назначенный настоятель иеромонах Герман был возведён в сан игумена.

В 1999 году в обители почти полностью восстановлены монастырская ограда, купола соборов Всемилостивого Спаса и Вознесения Господня, Никольской и Знаменской церквей.

Чуть позже восстановили колокольню, трапезный храм во имя Всех Святых, интерьеры и иконостасы храмов, пруд по середине монастыря.

В Пасхальные дни 2005 г. монастырь отметил 10-летие возрождения монашеской жизни. Восстановленная обитель — плод подвижнического усердия братии во главе с настоятелем архимандритом Германом и помощи многих благотворителей. Она стала подлинной жемчужиной Лопаснинского края.

А уже 26 июля того же года случилось несчастье: в своей келье был найден убитым настоятель Вознесенской Давидовой пустыни, благочинный церквей Чеховского округа архимандрит Герман.

Архимандрит Герман, в миру Хапугин Вячеслав Николаевич, родился 30 апреля 1965 г. в семье рабочих. По окончании средней школы работал в Орехово-Зуевском швейном объединении; в 1983-1985 гг. служил в рядах Советской Армии.

Церковную деятельность начал в 1985 году псаломщиком . В 1987 году принял монашеский постриг с именем Герман в честь преподобного Германа Аляскинского.

В последний раз послушники видели настоятеля накануне вечером, на утренней службе в храме отец Герман не появлялся. Но забеспокоились служители лишь ближе к обеду. Ведь настоятель часто бывал в разъездах.

Тело 40-летнего отца Германа со связанными руками и черепно-мозговой травмой было обнаружено послушником в келье монастыря. Вещи в келье монаха были разбросаны, а сейф, находившийся там же, вскрыт. Убийцы пришли к отцу Герману в предрассветный час. Преступники связали священника электропроводом от вентилятора, который отец Герман постоянно включал в келье из-за духоты и пытали его в течение нескольких часов, проломив голову после того, как получили ключ от сейфа. Небольшой металлический ящик был пуст.

Сколько денег похитили преступники, установить так и не удалось т.к. в сейфе хранились пожертвования прихожан. При этом на стенах кельи висело несколько икон старинного письма, представляющих немалую ценность, было несколько очень дорогих золотых и серебряных наперсных крестов, часть из которых украшена бриллиантами, а в одном из ящиков письменного стола убитого лежали пять тысяч долларов. Все это осталось нетронутым, что лишний раз подтверждает — целью налета был сейф, значит там лежало — что-то очень ценное или огромная сумма денег.

Двое подозреваемых в убийстве появились спустя два часа после обнаружения трупа. 20-летний бывший повар монастыря и 34-летний местный житель сознались в убийстве отца Германа. На самом же деле, двое мужчин были задержаны не за убийство, а за мародерство у трупа. Действительно, в день убийства оба мужчины оказались неподалеку от места преступления, у одного из них вроде бы нашли деньги, которые могли быть похищены из казны. Впрочем, установлено, что повар и его приятель отца Германа не убивали.

Следствие рассматривало две версии преступления: ограбление и месть после конфликта личного характера. В пользу первой говорил тот факт, что священник распоряжался материальными средствами обители. Убийство из мести могло быть совершено отлученным от церкви подопечных архимандрита Германа.

Преступление так и осталось нераскрытым.

Отец Герман погребен на монастырском кладбище, за алтарем Никольского храма. Кроме того, на территории монастыря похоронены: Геннадий Недосека – преступный авторитет, а по совместительству глава Чеховского района, погибший при невыясненных обстоятельствах, незадолго до убийства отца Германа и Антон Малевский — лидер известной Измайловской ОПГ и директор завода по переплавке металлолома. Эти люди вносили самые большие пожертвования на восстановление пустыни и все умерли не своей смертью.

6 октября 2005 года настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни был назначен архимандрит Роман (Гаврилов).

Вход на территорию монастыря.

Панорама Вознесе́нской Дави́довой пу́стыни.

Колокольня Вознесенской Давидовой пустыни, 1842-1845.

Настоятельский корпус.

Собор Вознесения Господня. Сооружен в 1676-1682 при помощи патриарха Иоакима на основе недостроенного храма конца XVI века.

На заднем плане Вознесенский собор. На переднем плане церковь Иконы Божией Матери Знамение - храм в псевдорусском стиле, пристроенный с северо-запада к Вознесенскому собору. Сооружен в 1865-1870 попечением архимандрита Иосифа над могилой преподобного Давида.

Собор Спаса Всемилостивого, 1900. Большой пятиглавый храм в псевдорусском стиле, стоящий в линии северной стены монастыря. Сооружен попечением архимандрита Валентина.

Церковная лавка и северо-западная башня ограды монастыря.

Церковь Всех Святых, при новом трапезном корпусе, 1899.

Церковь Николая Чудотворца в стиле классицизма, пристроенная с севера к Вознесенскому собору. Сооружена попечением игумена Арсения в 1804 на месте придела XVII века, служила зимним храмом.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, типа восьмерик на четверике в духе московского барокко по центру северной стены ограды монастыря. Сооружен как надвратная церковь.

Юго-восточная башня ограды монастыря.

Совсем недалеко от Москвы близ современного Чехова находится одна из древнейших и красивейших православных обителей России, которая уже переступила рубеж своего пятисотлетнего существования, — Давидова пустынь. Монастырь это мужской, основан в начале 16-го столетия (1515 г.), и с тех пор претерпел подъемы и упадок, разорение и процветание. Но свеча молитвы здесь никогда не угасала.

16 век – это период расцвета русского монашества. Время духовных дискуссий, бесед, мнений. Но несмотря на знатность имен Пафнутия Боровского, Иосифа Волоцкого, известность монастырей, ими созданных, приходится по крупицам восстанавливать летопись прославленных обителей.

Слишком много было утрачено. Лихие годы войн, смут и революций не миновали и монастырь Давидова пустынь. И вот, что удивительно, она не так известна, как Свято-Троицкий монастырь или Оптина пустынь, но кого не спросишь, о ней знают все, особенно о святом источнике преподобного Давида.

Важно! : правильная подготовка и проведение таинства.

Давид – достойный ученик преподобных Пафнутия и Иосифа Волоцкого. О жизни преподобного нам известно немного. В былые века семьи преимущественно были многодетными, даже у князей и бояр. Кого-то одного из детей воспитывали так, чтобы ребенок в дальнейшем посвятил свою жизнь служению Богу и мог молиться за весь род. По преданию Даниил (преподобный Давид) происходил из знатного княжеского рода, предположительно, Вяземских.

Ушел в монастырь в юном возрасте, был учеником отца Пафнутия Боровского и получил монашеское имя Давид. Он удостоился дружбы преп. Иосифа, известного основателя Иосифо – Волоцкого монастыря. И даже стал его сомолитвенником.

Именитые и духоносные старцы были учителями преп. Давида: Пафнутий Боровский и Иосиф Волоцкий. Нет, не искали земной славы, наоборот, стремились к уединению, тишине и молитве.

Пафнутий Боровский даже и женщин в монастырь свой не пускал, дабы те красотой лица и любопытностью не отвлекали монахов от их постоянного занятия, уединения и молитвы. Эта созерцательность и отрешенность от мира святого Давида и до нашего времени покрывает его обитель от просто любопытных взоров.

Почему Давид покинул Боровскую обитель неизвестно. Это тоже личная тайна инока, как, впрочем, многое в его жизни. Но пришел святой сюда, на место нынешней обители, примерно в мае 1515 года с одной лишь иконой «Знамение», сопровождаемый всего лишь несколькими братьями из насельников бывшего монастыря. И возвел церковь Вознесения Господня с приделами в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца.

Внимание! Сейчас в Давидовой пустыни на этом месте высится огромный каменный Вознесенский собор.

К собору с севера примыкают храм во имя святителя Николая Чудотворца и церковь Божьей Матери «Знамение». Этот архитектурный ансамбль занимает центральное место среди всех монастырских построек.

Основание пустыни

Давид пришел на место будущей монашеской обители всего спустя 6 лет, как эта территория освободилась из-под власти литовцев. Раньше она была частью Литвы, но князь, владеющий этой землей, в 1509 году перешел в подчинение Москвы.

Литовцы, конечно, не хотели так просто отдать большой кусок земли, воевали за него постоянно. Местность эта была часто разоряема, и ее жители требовали не только духовной помощи, но и материального попечения со стороны монастырской братии.

С деятельностью преп. Давида связывают не только возведение монастырских храмов и других построек, но и насаждение липовой аллеи за оградой пустыни. Предание гласит, что преподобный приносил из близлежащего леса липы и сажал их корнями вверх недалеко от монастыря. Делал он это на виду у монастырской братии и окрестных жителей, чтобы те утвердились в вере. Чудо по воле Господа совершалось, и деревья приживались.

Прихожане давали в обитель пожертвования, приносили плоды своих трудов. Насельники обители также непрестанно трудились. В те водоемы, пруды, которые находились на территории монастыря, опускались бочки с огурцами, различными соленьями. А в зимний период все это раздавалось нуждающимся, тем, кто приходил с просьбой о помощи. Обитель всегда делилась с людьми все тем, что у нее было, не оставляя никого голодным. Святого Давида прозвали в народе отцом-кормильцем.

Упокоилось многотрудное тело преп. Давида 19 сентября 1529 года. Незадолго до его кончины святого посетил светильник веры православной Иосиф Волоцкий. Эта встреча запечатлена на настенных фресках одного из храмов обители.

Скромная деревянная часовенка, построенная над могилой святого, напоминала всем о вечности. Сейчас над мощами преп. Давида Серпуховского и Лопасненского возвышается каменный храм, посвященный одной из самых почитаемых на Руси икон «Знамение».

Семнадцатый век

Давидова Вознесенская пустынь была хорошо известна русским царям и их домочадцам, которые никогда не оставляли обитель своей милостью. Особенно любил Вознесенскую пустынь сам царь Иоанн Васильевич Грозный. Он даже на свои личные средства начал постройку первого каменного собора в честь Вознесения Господня, не взяв из казны ни копейки на это. Наслышан о подвигах преп. Давида, царь выдал грамоту обители на владение вотчинами, рыбными ловлями, различными угодьями. Это был расцвет пустыни.

Со всей Россией пережила обитель и безвременье Великой смуты, и ее последствия. Чудом уцелевшая в 1612 году, она была полностью разорена и опустошена лихими людишками атамана П. Сагайдачного. Его отряд, состоявший из запорожских казаков и литовцев, разграбил тогда многие храмы и монастыри Московии.

Через несколько лет царь возобновил грамоту и льготы, дарованные монастырю Иоанном Грозным. И обитель начала оживать, подниматься из руин и пепелища. Расцветала пустынь, расцветали и окрестные деревни. В монастырские храмы приходили не темные мужики да бабы, а грамотный, разбирающийся в Священном писании и литургии народ, который просвещали и обучали монахи.

Восемнадцатый век

Наступал 18 век, который почему-то называют временем просвещения и гуманизма. Однако это время стало тяжелейшим испытанием для всей православной церкви, и, особенно, ее духовных твердынь – святых монастырей.

Петр 1 очень не любил монахов, потому что считал их бездельниками, тунеядцами. Он же издал указ, по которому идти в монастырь можно было только инвалидам, калекам да старикам. Эту борьбу с монашеством начал еще его отец, Алексей Михайлович (Тишайший). Петр 1 явился активным продолжателем его дела, стал неудержимым борцом против церкви, так не мог воспринимать дух православный никаким образом.

Каким только бедам не подвергался Мужской монастырь, Вознесенская Давидова пустынь:

  • периодически лишалась самостоятельности,
  • приписывалась к другим монастырям,
  • лишалась содержания.

В итоге обитель оказалась разоренной еще хуже, чем в Смутное время. Но именно в это время каким-то чудом над гробом преп. Давида вместо деревянной часовни была выстроена каменная колокольня усилиями благотворителей обители.

Девятнадцатый век

Благодатнейшее для Свято –Вознесенской пустыни время было связано с митрополитом Крутицким и Коломенским Платоном. Святитель был ревностным почитателем преп. Давида и сторонником строгого монастырского общежития. В обители был заведен новый порядок богослужений, жития, что сразу же сказалось на духовном возрастании братии.

Но грянул 1917 год. Черное время для всей России. Многие храмы и монастыри были разрушены с такой жестокостью, как будто с лица земли хотели стереть всю память народа о своих предках, о своей вере и о своем наследии. Страшное время пережил монастырь, — полное запустение и разруху. И казалось, что обитель никогда уже не возродится для монашеской жизни.

Но в 1992 году маятник истории качнулся в обратную сторону. Жители поселка Новый быт (Чеховский район) образовали православную общину, и ей власти передали соборы и храмы монастыря. В обитель вернулись монахи. В Знаменском храме над мощами прп. Давида, покоящимися под спудом, появились первые розы. Так было положено начало возрождения Вознесенской Давидовой пустыни.

Современная жизнь обители

Уже при подъезде к монастырю открывается взору неповторимая картина:

  1. В ряд стоят несколько разноцветных церквей с прекрасной златоглавой колокольней. Поклониться мощам святого сегодня в обитель приходят тысячи паломников.
  2. Ежедневно здесь совершаются литургии, воспитываются дети, окормляется детский сад поселка, ведется большая социальная работа на приходе.
  3. Монахи монастыря несут слово Божье через школу искусства, детский дом, общеобразовательную школу, техникум.
  4. Игумен монастыря Сергий большое внимание уделяет социальной работе, и в первую очередь, поддержке молодого поколения.
  5. Иноки помогают малоимущим семьям, выпускникам детского дома, которые создают молодые семьи.

Отец Сергий и братия монастыря делают очень много в вопросах нравственного воспитания подрастающего поколения. Монашествующие сделали ремонт детского сада. Отец Сергий присутствует на всех детских праздниках, близко общается с детьми. Воскресную школу, находящуюся в обители, постоянно посещают до 25 детей. Они здесь развиваются, в чем опережают своих сверстников из общеобразовательной школы.

Внимание! Узнать адрес обители, ее описание и фото, расписание богослужений можно, зайдя на официальный монастырский сайт в интернете.

Святой источник

На подворье Давидового монастыря в селе Талеж есть святой источник, первые упоминания о котором относятся к 1265 году. Люди приходили сюда во все времена, веря в целебную силу святой воды и благодать этого божьего места.

В правление Екатерины Второй владельцем окрестных земель был граф Владимир Орлов, который в начале 17-го века возвел здесь храм Рождества Пресвятой Богородицы, не сохранившийся до наших дней. Поскольку здесь стояла церковь, люди приходили сюда, чтобы крестить детей, венчаться, отпевать умерших родственников. После разрушения обители поток посетителей этого святого места не прекратился, несмотря ни на что.

В советские времена к источнику очень часто приезжали молодожены. Тогда не было выстроено архитектурное великолепие, что можно видеть на территории обители сегодня. Но было верующими не раз замечено, что источник помогает при проблемах с чадородием. По молитвам прп. Давида люди, которые испили святой воды или окунулись в нее, получают разрешение своей затруднительной ситуации.

После советского периода запустения в 1996 году источник почистили, облагородили окружающую местность. Владыка Ювеналий освятил его во имя прп. Давида. В 2005 году это место преобразилось благодаря средствам и усилиям жертвователей. Но каково бы ни было обрамление источника, его воды по вере и молитве несли и несут исцеление приходящим сюда исцеление, а иногда призыв к покаянию.

Внимание! Хорошо всем известна история, когда одна женщина, сделавшая в свое время аборт, подошла к купели и увидела в воде на самом дне маленькую девочку. Она в ужасе выбежала оттуда. Подбежала к монаху, который первый встретился ей на пути, и спросила, как ей покаяться и что нужно для этого сделать.

Полезное видео

Подведем итоги

Пять веков прорастало семя, брошенное преподобным Давидом на духовной ниве Подмосковья. Монастырь за свою историю был безмолвным свидетелем многих событий. С возрождением этой обители ее пламя разгорелось с новой силой.