Образ светского салона в русской литературе начала XIX века. Критическое изображение военно - бюрократической среды в романе война и мир В чем смысл жизни завсегдатаев салона




Первое, что прежде всего бросается в глаза, когда читаешь роман, - это полное уничтожение писателем какого либо авторитета светского общества. Перед нами семья князя Василия Курагина с его сыновьями: Ипполитом, Анатолем и дочерью Элен. Князь Василий Курагин - представитель правящей верхушки. Главная цель действий князя - личная выгода. Он говорил себе: "Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери..." Если человек мог быть полезным князю, он сближался с ним, говорил ему любезности, льстил.

По словам Л.Н. Толстого, князя Василия постоянно влекло к людям сильнее и богаче его. Так, целью его пребывания на вечере у Анны Павловны Шерер; было намерение устроить сына Ипполита первым секретарем в Вену. Когда не удалось похитить завещание графа Безухова, кьязь Василий, пользуясь непрактичностью Пьера и его неопытностью, женит его на своей дочери. Князь Василий пользуется уважением общества, что вполне характеризует его. Ипполит, старший сын князя, - глупец. Но это не мешает ему "делать дипломатическую карьеру." Ведь он богат и знатен! Младший сын князя Василия, Анатоль, - ограниченный, развращенный "молодец", чей эгоизм проявляется в попытке похитить Наташу Ростову. Достойна своего отца и дочь князя - Элен, глупая, хитрая и развращенная женщина. "Где вы, там разврат, зло", - говорит ей Пьер.

Мы видим, как нещадно бичует Л.Н. Толстой образ жизни великосветских дам, занимающихся исключительно туалетами, сплетнями и пересудами, вместе с автором смеемся над группками мужчин, каждая из которых состоит из "необходимых, глупцов", которые, обступив "непременных посланников с чрезвычайно умным видом слушают политические речи, конечно,непонятные им". Салон Анны Павловны Шерер Л.Н. Толстой сравнивает с прядильной мастерской, в которой "веретена с разных сторон равномерно и, не умолкая, шумели". С первой картины вечернего приема чувствуется, что жизнь завсегдатаев салона наполнена только внешним лоском, все живое гаснет в этой бездушной обстановке. Анна Павловна со страхом наблюдает за Пьером: не слишком ли громко он говорит, смеется. И когда Пьеру удается завязать разговор с аббатом, Анна Павловна страшно беспокоится.

Под внешним блеском высшего света скрывается или пустое фразерство, или наигранная заинтересованность, или интриги, расчеты, фальшь и лицемерие всегда царят в салоне Шерер. Мелкие интриги, являющиеся неотъемлемой частью жизни светского общества, лишь дополняют целую галерею его недостатков и свидетельствуют о небывало низком уровне нравственности этих людей. Им не свойственна даже любовь к Родине. С их стороны мы наблюдаем лишь выставляемый ими напоказ псевдопатриотизм. Мы видим этих людей в такое тяжелое время, как период войны с Наполеоном. И эти люди с потрясающим лицемерием занимались тем, что "щипали корпию для блага отечества". Вот и вся их "любовь" к отечеству. Лицемерные афишки, призывающие "встать на защиту отечества", еще раз доказывают, насколько презрительно относятся к своему народу, к своей героической Родине существующие, но не живущие светские салоны. Но таковы люди, сами непричастные к ведению войны.

Однако не менее омерзительную картину представляют собой люди, принадлежащие к высшему свету и использующие войну.как средство наживы! Вспомним Берга, который, не замечая ужасов войны, ищет "шифоньерку из красного дерева". Берг не взволнован трагедией сражения под Аустерлицем - он извлек для себя пользу: получил награду. Он сумел "отличиться" и в финляндской войне, подняв осколок гранаты, которым был убит адъютант. А ведь это из гостиных света приезжала в действующую армию "золотая молодежь" .за чинами и орденами, пополняя ряды "трутней". Они-то не одиноки. Таких "бергов" и "жерковых" было очень много среди штабных офицеров, они наводняли армию и ослабляли ее.

А разве лучше их те представители военной знати, кто избрал военное поприще ради удовлетворения своих карьерских желаний? Они едут на войну как "на ловлю счастья и чинов". Их не интересует судьба Родины и исход войны. Такие, как Друбецкой, Жирков, Берг, Несвицкий и многие другие "герои", глухи к призыву России. Им не свойственны даже кратковременные душевные порывы. Как же нечиста их совесть перед Родиной! Их жизнь на фронте лишена никчемности светской жизни, они не являются героями светских интриг, они никого не вызывают на дуэль и никого не убивают, но их животное существование, формальное присутствие на поле битвы, их чудовищный деспотизм мы расцениваем как несравненно более тяжкое преступление.

Но вернемся в блестящий Петербург. Его, конечно, не сравнить с Бородиным: вихри светских сплетен и интриг в полном разгаре, но никто не вспоминает о тех, кто идет на смерть ради сохранения никчемной жизни света, ради сохранения придворной мишуры. Некоторые "передовые" члены светского общества, пытаясь разнообразить жизнь придворной знати, вводят никому не нужные новшества: появляются "тайные масонские организации".

Реализм Л.Н. Толстого сатирически высмеивает "важных религиозных масонов", клеймит позором такое времяпровождение. Что же можно сказать об организациях, если руководителем ложи масонов был сам царь Александр II? Образом Пьера Безухова, который, вначале увлекшись идеями масонов, но потом осознав их несостоятельность покидает организацию.

Л.Н. Толстой призывает людей к ведению другого образа жизни, к стремлению быть полезными обществу, а не уходить от реальной жизни в туманность пустых грез. Этим призывом автор ставит актуальнейшую проблему современного ему общества. Л.Н. Толстой, как писатель-реалист, срывая "все и всяческие маски" с "существователей", призывает передовых людей порвать с придворными пережитками, идти в ногу с веком, иметь ясную цель перед собой. Так Пьер Безухов, умственные искания которого претерпели большие и трудные изменения, становится борцом за лучшую жизнь. В конце романа он уже является, как мы предполагаем, членом одного из тайных обществ. Он твердо уверен, что передовые люди его времени должны быть вместе с ними. И это действительно так.

По содержанию романа - чувствуется, что если князь Андрей Волконский был бы жив, то его место, место настоящего борца-патриота, отдавшего свою прекрасную жизнь за освобождение родной земли, было бы на Сенатской площади, вместе с декабристами. Действие романа, поиски смысла жизни лучшими представителями дворянства раскрывают новую тему в творчестве Л..Н. Толстого - тему декабризма, тему, поставленную реальной жизнью.

Огромная заслуга Л.Н. Толстого заключается в том, что он, как никто другой, сумел показать рост передового человека своей эпохи, его мысли, чувства, переживания. Л.Н. Толстой и его гениальные произведения будут вечно жить в сердцах людей.

Отношение писателя к светскому обществу

Критическое отношение к высшему свету в романе «Война и мир» Толстого проявляется на протяжении всего романа. В своей книге писатель пытается отобразить широкую картину жизни русского общества. На страницах произведения мы встречаемся с представителями разных сословий. Умело используя детали портрета, речевые характеристики, описывая поступки, Лев Николаевич Толстой выражает отношение к своим героям. Мы понимаем, что у автора есть свои предпочтения.

Одни персонажи ему явно симпатичны и дороги, другие вызывают осуждение. К нелюбимым героям писателя относятся представители высшего общества. Читая роман, мы наблюдаем за этими людьми в салоне Анны Павловны, в доме Курагиных, в гостиной Элен, в штабе Кутузова. И везде видим одинаковые фальшивые маски, слышим лживые речи, становимся свидетелями бесчестных поступков.

Модный салон Шерер

В этогом сочинении на тему «Высший свет в романе «Война и мир» мы поподробнее остановимся на некоторых представителях светского общества. Знакомство читателя с миром избранных происходит в начале романа. Читатель оказывается среди гостей Анны Павловны Шерер. Неискренность поведения хозяйки сразу же бросается в глаза. Больше всего её волнует соблюдение внешних приличий. Она тасует людей, как колоду карт, составляя кружки для беседы и строго наблюдая за тем, чтобы ненароком не прорвалось наружу искреннее чувство, никто не повысил голос, не проявил излишнее свободомыслие. В это царство лжи и притворства не вписывается эмоциональность и искренняя непосредственность Пьера. Чувствует себя лишним на этом празднике жизни умный и проницательный князь Андрей Болконский. Для остальных дом Шерер комфортное место, где можно блеснуть красотой и, делая умный вид, показать себя, как Элен Безухова. Попробовать найти покровителей для сына, как Анна Михайловна. Подыскать подходящих невест для своих сыновей, как князь Курагин.

В доме умирающего графа Безухова

Бездушная корыстная атмосфера царит и в доме умирающего графа Безухова. Мы видим происходящее глазами наивного Пьера. Молодой человек не понимает, чем вызвано повышенное внимание к его скромной особе, что волнует родных, из-за чего происходят скандалы и даже драки возле смертного одра его отца. Окружающих мало беспокоит состояние графа. Им важно не упустить шанс урвать кусок от богатого наследства.

В плену у алчного графа

За поведением знакомых лиц мы наблюдаем в квартире Василия Курагина. Князь Василий не выпускает из своих цепких рук Пьера, неожиданно ставшего богатым наследником. Его не интересуют вопросы нравственности и морали. Женить Пьера на своей дочери ‒ предел мечтаний алчной натуры. Неважно, что молодой человек не собирается делать предложения, что между женихом и невестой нет никакого искреннего чувства. Главное, загнать в ловушку бесхитростного человека, воспользовавшись его честностью и благородством. Элен Курагина своей порочной натурой похожа на своего отца. Ей легко удаётся одурачить Пьера и сделать его жизнь несчастной. «Где вы, там разврат, зло», ‒ говорит супруге прозревший Пьер. Ради денег эти люди готовы переступить любые законы морали. В трудное для России военное время в этом обществе были «те же выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы службы и интриги…»

На службе в армии

Даже война не меняет привычки этих господ. Такие понятия, как патриотизм, честь, отвага не находят оклика в душах штабных офицеров. Они издеваются над несчастным генералом Маком, разбитая армия которого была союзницей России. Думают о наградах и чинах, забывая передать важные распоряжения. Из-за безответственности и трусости таких офицеров гибнут солдаты, страдают по-настоящему честные и мужественные бойцы. Анатоль Курагин не имеет представления о месте своей службы. Долохов, используя небольшую рану, пытается вернуть привилегии. Борис Друбецкой готов использовать рекомендательное письмо Николая Ростова для своего продвижения по службе. Мелочный Берг занят покупкой «шифоньерки и туалета» для Веры, в то время как враг у стен Москвы. Личные интересы интриги, карьера становятся для них главной целью.

Истинные дворяне

Но высший свет не ограничивается перечисленными героями романа. На их фоне ярче выделяются образы честных и благородных представителей дворянства. Неслучайно князь Андрей во время Отечественной войны отказывается служить при штабе. Ему неприятна борьба его сослуживцев за тёплое и сытое местечко. Он идёт туда, где кипит настоящая жизнь и его опыт и знания принесут пользу. Отец молодого князя болеет душой за Россию не меньше сына. Последние слова перед смертью обращены к Отчизне. «Душа болит», ‒ произносит старый человек. Безобидный и смешной Пьер планирует убить Наполеона. Наташа Ростова без сожаления расстаётся со своим добром, помогая раненым солдатам выбраться из Москвы. Марья Болконская не допускает мысли о том, чтобы остаться под властью врага и, едва похоронив отца, отправляется в долгий и опасный для девушки путь. Героически гибнет в бою шестнадцатилетний Петя. Не произнося высоких слов, рискует жизнью на полях сражений Николай Ростов. Уничтожает французов в тылу, создав партизанский отряд, Василий Денисов. Все они тоже люди высшего света, привыкшие к роскоши и богатству. Только эти герои не на словах, а на деле любят свою Родину и готовы пожертвовать всем ради её спасения от захватчиков. Именно такие дворяне являются, по мнению автора, надеждой и опорой государства Российского.

Глава 9 Светские салоны

Недоумением напрасно ты смущен:

Гостиная - одно, другое есть салон.

Гостиную найдешь в порядочном трактире,

Гостиную найдешь и на твоей квартире,

Салоны ж созданы для избранных людей.

П. А. Вяземский

Начав «выезжать в свет», юный дворянин получал возможность посещать аристократические салоны. Чтобы чувствовать себя в салоне уверенно (а может быть, и блистать!) он должен был овладеть целым рядом навыков.

Характер салона определяли его постоянные посетители; это был определенный, но не точно очерченный круг людей. Каждый салон гордился своими знаменитостями и предоставлял им способную оценить их аудиторию. Кроме того, имели значение просто дружеские и семейные связи хозяев салона. В результате в салоне собирались как люди, связанные общими интересами, литературными и политическими взглядами, так и те, кто не разделял полностью царивших там умонастроений. «Быть принятым» в салоне г-жи N, означало получить определенный социальный статус, но при этом не шла речь о принадлежности к той или другой литературной или политической партии.

В первые десятилетия XIX в. в русской литературе господствуют «домашние» формы поэзии: альбомная лирика, альманахи, составлявшиеся в соответствии с личными вкусами и знакомствами составителя и не предназначенные, в отличие от журналов, завоевывать широкую читательскую аудиторию.

Характерная фигура эпохи - поэт-дилетант, не стремящийся к официальному признанию. «Домашняя» поэзия широко представлена и в творчестве выдающихся поэтов того времени, в том числе и Пушкина: стихи в альбомы, мадригалы, дружеские послания, эпиграммы, шуточные стихи, понятные лишь очень узкому кругу лиц, и прочее.

Согласно традиции, не только профессиональные литературные критики, но и женщины из «хорошего общества» считались арбитрами литературного вкуса и ценительницами «изящного» искусства.

Не удивительно, что занятия и интересы посетителей салонов были так или иначе связаны с литературой. Но какую бы важную роль ни играли в нем поэты и писатели, какое бы внимание ни уделялось литературным проблемам, истинный салон не имел профессиональных или просветительских целей.

Салоны являлись основной формой так называемой светской жизни. Выражение «выезжать в свет» означало посещение балов, гуляний и, конечно, салонов.

Салоны имели обычно твердо фиксированные дни и часы; у Карамзиной принимали каждый вечер, у Елагиной по воскресеньям, у Одоевских по субботам и т. д. Человек, однажды принятый в салоне, мог уже приезжать без приглашения. В разные дни в салоне могло собираться от восьми-десяти человек до нескольких десятков. (Обычай назначать определенный день недели, в который хозяева ждали гостей, в том числе и не приглашенных заранее, существовал и в дворянских семьях.) Имея возможность всякий день посещать салоны, каждый выбирал для постоянных визитов те из них, где собиралось наиболее интересное и приятное ему общество.

В салонах никогда не танцевали (для этого существовали балы) и, как правило, ограничивались очень скромным угощением (кулинарному искусству отдавали должное на званых обедах и ужинах). Чем же занимались в салонах? Слушали музыку, пение, стихи - когда среди гостей присутствовали поэты, певцы или музыканты. Но главное - гости беседовали.

Светская беседа была основным и излюбленным занятием завсегдатаев салонов.

Мемуарная литература сохранила самые противоречивые отзывы о таких беседах. Они превозносятся как самое увлекательное интеллектуальное развлечение, одно из высших достижений цивилизованного общества; и они же высмеиваются как самое пустое занятие, искусство говорить ни о чем. Разумеется, светская беседа, как и любая другая беседа, в большой степени зависела от конкретных собеседников - от их ума, образованности, остроумия и обаяния. Ее характер во многом определялся темой (политическую дискуссию трудно сравнивать с обсуждением новых модных шляпок). Своеобразие светской беседы, очаровывавшее одних и раздражавшее других, состояло в самой манере разговора и - шире - в манере общения. Иначе говоря, чтобы вести светскую беседу, нужно было быть светским человеком…

Как уже говорилось, «светскость» - это, собственно, искусство быть приятным для окружающих.

Истинно светский человек был любезным, снисходительным и непринужденным; он избегал и назидательности, и запальчивости; не утомлял собеседников обстоятельными рассказами и умел найти интересную для них тему.

Эта манера поведения в целом определяла стиль салонного общения. Однако следует отметить и некоторые особые требования к светской беседе.

В салонах могли говорить о чем угодно: о политике, об искусстве, обсуждать светские новости и литературные новинки, даже сплетничать о знаменитостях и общих знакомых (как тогда выражались, «злословить»). При этом разговор должен был интересовать, по возможности, всех присутствующих и не задевать никого из них. Считалось неприличным говорить о своих неприятностях и болезнях, задавать вопросы личного характера. Не принято было стремиться выделиться, казаться оригинальным. (Так вели себя только заправские денди, желавшие не просто нравиться, но поражать, восхищать и возбуждать зависть.) Желательно было уметь развлечь и позабавить гостей, поэтому в свете так ценились острота ума и острота языка (салонным остроумием славились, например, отец и дядя Пушкина - Сергей Львович и Василий Львович). Остроумие, конечно, индивидуальный дар, но в светском общении он оттачивался и культивировался.

Остроты, каламбуры, меткие слова, которыми блистали завсегдатаи салонов, придавали светской беседе пикантность и занимательность.

Прекрасно зная все принятые в обществе правила и условности, светский человек не следовал им с неукоснительностью педанта. Способность легко менять манеру поведения в зависимости от компании и от ситуации рождала своеобразный сплав серьезности и легкомыслия, который создавал особенный шарм светского человека. Характерно, что в салонах гости могли и обсуждать самые серьезные проблемы, и забавляться geux de societe (светскими играми): играть в шарады, буриме, акростихи . (Прелесть jeux de societe невозможно оценить вне особой атмосферы, царившей в дворянских домах и светских салонах). Этот стиль поведения проявлялся и в языке светской беседы, в самой ее интонации. Легко переходя от одной темы к другой, собеседники любили иронизировать над тем, к чему относились вполне серьезно; это был не цинизм, а лишь игра ума, от которой они получали особенное удовольствие.

Характер светской беседы точно описан в восьмой главе «Евгения Онегина»:

……Входят гости.

Вот крупной солью светской злости

Стал оживляться разговор;

Перед хозяйкой легкий вздор

Сверкал без глупого жеманства,

И прерывал его меж тем

Разумный толк без пошлых тем,

Без вечных истин, без педантства,

И не пугал ничьих ушей

Свободной живостью своей.

Нельзя не отметить, что установка на удовольствие прежде всего чревата соскальзыванием отношений в поверхностность и фальшивость. Но и принципиальный отказ от нее грозит превратить человеческое общение в нудное и, в конечном счете, малопродуктивное занятие. Ведь если общение само по себе является высшим удовольствием, то тяга к нему может пересиливать взаимное недоверие и неприязнь людей, исповедующих разные политические взгляды и эстетические доктрины. Так, по свидетельствам очевидцев, в салоне кн. В. Ф. Одоевского собирались люди столь разные по своему общественному положению, роду занятий, возрасту, интересам и взглядам, что удивительно было видеть их всех вместе, любезно и оживленно беседующими. Неизменная ироничность и приветливая снисходительность светских людей не позволяла разгораться враждебным чувствам и предотвращала возможные конфликты.

Таким образом, светские салоны настойчиво и незаметно утверждали как норму человеческих отношений ту толерантность, без которой невозможно существование цивилизованного общества.

Выходит, что такое, кажется, эгоистичное и бесполезное стремление, как стремление получать удовольствие, может оборачиваться немалой общественной пользой.

Однако для того, чтобы салон был настоящим салоном, недостаточно было пригласить даже самых интересных и прекрасно воспитанных людей. Им нужно было создать условия для непринужденного и оживленного общения. Настоящий салон был подобен английскому саду: в нем царил тот своеобразный беспорядок, который создается лишь рукой мастера. Существовали некоторые общеизвестные правила, например: не расставлять мебель строго симметрично; дать гостям возможность прогуливаться по комнате, выбирая для себя собеседников; держать в гостиной изящные безделушки, которые гости могли бы вертеть в руках и разглядывать по ходу беседы, и т. п. Однако все эти нехитрые приемы сами по себе не могли, конечно, обеспечить салону успех; решающая роль принадлежала здесь хозяйке салона.

Первые салоны, появившиеся во Франции в конце XVI - нач. XVII вв., представляли собой избранный круг людей, собирающийся вокруг «царицы салона», - женщины, замечательной своей красотой, умом, образованностью. В России первой половины XIX в. были свои знаменитые хозяйки салонов: З. Н. Волконская, А. О. Смирнова-Россет, Е. М. Хитрово, Д. Ф. Фикельмон, А. П. Елагина. Эти светские женщины по праву оставили в истории свои имена. Существовали, впрочем, и такие салоны, душой которых был хозяин дома: А. Н. Оленин, В. Ф. Одоевский, М. Ю. Вильегорский, В. А. Соллогуб.

Судя по воспоминаниям современников, одной из самых искусных хозяек салона была дочь Н. М. Карамзина, Софья Николаевна.

«Перед началом вечера Софи, как опытный генерал на поле сражения и как ученый стратег, располагала большие красные кресла, а между ними легкие соломенные стулья, создавая уютные группы для собеседников; она умела устроить так, что каждый из гостей совершенно естественно и как бы случайно оказывался в той группе или рядом с тем соседом или соседкой, которые лучше всего к ним подходили. У ней в этом отношении был совершенно организаторский гений. Я как сейчас вижу, как она, подобно усердной пчелке, порхает от одной группы гостей к другой, соединяя одних, разъединяя других, подхватывая остроумное слово, анекдот, отмечая хорошенький туалет, организуя партию в карты для стариков, geux d’esprit для молодежи, вступая в разговор с какой-нибудь одинокой мамашей, поощряя застенчивую и скромную дебютантку, одним словом, доводя умение обходиться в обществе до степени искусства и почти добродетели», - вспоминала А. Ф. Тютчева.

Хотя в идеале салонное времяпрепровождение, как и светская жизнь в целом, не имели никакой другой цели, кроме стремления получить удовольствие, это не означало, конечно, что светские люди не имели и вполне прагматичных интересов. Именно в салонах плелись интриги, завязывались знакомства, обеспечивающие выгодные браки или удачные карьеры (об этом много написано, в частности, в романах Бальзака). Для России, однако, все это было менее характерно, нежели для Франции. Причина, разумеется, не в моральном превосходстве русского общества, а в иной социально-исторической ситуации. Во Франции уже в 1830-е гг. светское общество открыто для молодой буржуазной элиты; смешиваясь с ней, старая аристократия вовлекается в бурное становление нового общества. Светские салоны, жертвуя аристократическим равнодушием к практической стороне жизни, адаптировались к изменившимся условиям и тем самым обретали социальную устойчивость.

Буржуазия, в свою очередь, не отказываясь от откровенно утилитарных жизненных целей, вынуждена была считаться с культурными ценностями старой элиты.

В российских салонах также постепенно объединялись люди разных сословий. У В. Ф. Одоевского, Е. А. Карамзиной, А. П. Елагиной, В. А. Соллогуба радушно принимали разночинных литераторов и чиновников, музыкантов и профессоров. Но при всей важности этих культурных контактов они носили характер по преимуществу личных человеческих связей и, как показало будущее, не имели исторической перспективы. Уже во второй половине XIX в. светский салон в России утрачивает положение центра культурной жизни, оттесняясь в сферу приватного, семейного быта. Вина и ответственность за такое развитие событий традиционно возлагалась на сами салоны; не только идеологически враждебные критики, но и столь сочувствующий мемуарист, как К. Д. Кавелин, писал:

«Образованные кружки представляли у нас тогда, посреди русского народа, оазисы, в которых сосредоточивались лучшие умственные и культурные силы, искусственные центры, со своей особой атмосферой, в которой вырабатывались изящные, глубоко просвещенные и нравственные личности. <…> Но эти во всех отношениях замечательные люди вращались только между собою и оставались без всякого непосредственного действия и влияния на все то, что находилось вне их тесного немногочисленного кружка. <…> Эти изящные, развитые, просвещенные, гуманные люди жили полной жизнью в своих кружках, не внося своим существованием ничего в наш тогдашний печальный, полудикий быт».

Далее Кавелин горько упрекает этих людей за то, что они не пытались облагородить купечество и не обучали грамоте мужиков… Вряд ли, однако, подобная деятельность могла бы существенно повлиять на ход российской истории.

Россия и Франция существовали в разных, если можно так выразиться, часовых поясах исторического времени. Французское третье сословие являлось победившим сословием; у него уже были и власть, и деньги. Ему не хватало только культуры, шарма, шика - всего того, чем блистали и дразнили обитатели Сен-Жерменского предместья, и оно жадно стремилось все это перенять. Настойчивое, часто неуклюжее и смешное стремление буржуазии подражать большому свету объяснялось ее неутоленным тщеславием и снобизмом, но в результате она весьма успешно осваивала навыки светского общения и утонченные манеры аристократов.

Российские разночинцы чувствовали себя социальными изгоями, они мечтали не завоевать высокое положение в обществе, а изменить самые основы этого общества.

Соответственно, в моде было не подражание большому свету, а крайне негативное, порой агрессивное отношение к нему. Так снобизм французских буржуа оказался в культурном отношении куда более плодотворным, чем идеализм и бескомпромиссность российских демократов.

Салонную культуру нередко называли «оранжерейной»; наверное, это справедливо, но несправедливо вкладывать в это слово пренебрежительный смысл. В этих оранжереях выросли выдающиеся поэты, музыканты и меценаты, в салонных беседах формировались эстетические принципы, во многом определившие развитие русской литературы и искусства. Но самые главные, быть может, ценности этой культуры, были, к несчастью, хрупки и эфемерны. В салонах вырабатывалась утонченная культура человеческого общения, оказавшаяся невостребованной следующими поколениями. Лишь художественная литература и мемуары современников доносят до нас неповторимую атмосферу русского аристократического салона, атмосферу, в которой присутствует горький аромат обреченности.

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Книга самурая автора Дайдодзи Юдзан

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Из книги Пикты [Таинственные воины древней Шотландии (litres)] автора Хендерсон Изабель

Глава III СлужбаКогда самурай находится на службе, может случиться так, что его господин вынужден понести большие расходы и оказывается стесненным в средствах, и потому в течение нескольких лет он вынужден удерживать часть жалования своих вассалов. В этом случае самураю,

Из книги Драма и действие. Лекции по теории драмы автора Костелянец Борис Осипович

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

Из книги Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте автора Антонетти Пьер

Глава IV «Критика способности суждения» Канта. Моральный индивид Канта и действующий индивид Гегеля. Свобода - движущая сила человеческих действий. Самовоплощение человека у Шиллера. Сострадание и наслаждение зрителя.В своих «Лекциях по эстетике» Гегель несколько раз

Из книги Повседневная жизнь Монпарнаса в Великую эпоху. 1903-1930 гг. автора Креспель Жан-Поль

Глава V «Лекции по эстетике» Гегеля. Пафос и патетическое. Пафос как двигатель поступка, как поэтическая идея. Пафос субъективный и субстанциональный.Триединство: характер - воля - цель. Основные компоненты действия: борьба - катастрофа - примирение. Диалектика свободы

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Глава VI «Лекции по эстетике» Гегеля. Герой античной трагедии как воплощение субстанционального принципа, конфликт как столкновение двух правд («Антигона» Софокла). Развитие образов в «Антигоне», «Филоктете» Софокла, «Хоэфорах» Эсхила. Динамика целей и средств в

Из книги Семь столпов мудрости автора Лоуренс Томас Эдвард

Из книги Цыпочки в Нью-Йорке автора Демэй Лайла

Светские праздники. Майский праздник Если День святого Иоанна Крестителя - это самое важное религиозное торжество, то майский праздник (Calendimaggio, 1 мая) является его светским аналогом. Это языческое действо берет начало, по мнению Давидсона (Davidsohn. VII, 560), на севере, не будучи

Из книги Параллельные общества [Две тысячи лет добровольных сегрегаций - от секты ессеев до анархистских сквотов] автора Михалыч Сергей

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Салоны Alan Matarasso1009 Park AvenueTel.: 212-249-7500AMI African Hair Braiding347 Utica AvenueBrooklynTel.: 718-604-2269Best Chinese Qi Gong Tui Na222 Lafayette StreetTel.: 212-941-6038Bliss Soho568 BroadwayTel.: 212-219-8970Bloomie Nails170 West32rd StreetTel.: 212-675-6016Body Central99 University PlaceTel.: 212-677-56-33Brad Johns Avon Salon & SPA725 5th AvenueTel.: 212-755-2866Christine Chin79 Rivington StreetTel.: 212-353-0503Chun Hong Tui Na171 Sullivan StreetTel.:

Из книги автора

Часть третья СВЕТСКИЕ КОММУНЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ 12/ Известны четыре способа менять мир и реализовывать историю общества Реформистский - это когда ты пытаешься изменить законы в более справедливую сторону и рассчитываешь добиться их соблюдения в реальной

Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру, нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью и рассеянностью и прямотой. Современники считали, что Толстой наделил Пьера и чертами своей собственной личности.
Одной из особенностей изображения Пьера в романе является противопоставление его окружающей дворянской среде. Не случайно он незаконный сын графа Безухова; не случайно и то, как резко выделяется на общем фоне его громоздкая, неуклюжая фигура. Когда Пьер оказывается в салоне Анны Павловны Шерер, он вызывает у нее беспокойство несоответствием своих манер этикету гостиной. Он значительно отличается от всех посетителей салона и своим умным, естественным взглядом. Автор по контрасту подает суждения Пьера и пошлую болтовню Ипполита. Противопоставляя своего героя среде, Толстой раскрывает его высокие душевные качества: искренность, непосредственность, высокую убежденность и заметную мягкость. Вечер у Анны Павловны заканчивается тем, что Пьер, к недовольству собравшихся, защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, как главой революционной Франции, отстаивает идеи республики и свободы, проявляя независимость своих взглядов.
Лев Толстой рисует внешний облик своего героя: это "массивный, толстый молодой человек, со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах, с высоким жабо и в коричневом фраке". Особое внимание писатель обращает на улыбку Пьера, которая делает его лицо детским, добрым, глуповатым и как бы просящим прощения. Она как бы говорит: "Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый".
Пьер резко противопоставлен окружающим и в эпизоде смерти старика Безухова. Здесь он очень не похож на карьериста Бориса Друбецкого, который по наущению маменьки ведет игру, стремясь получить свою долю в наследстве. Пьер же испытывает неловкость и стыд за Бориса.
И вот теперь он наследник безмерно богатого отца. Получив титул графа, Пьер сразу оказывается в центре внимания светского общества, где ему угождали, его ласкали и, как ему казалось, любили. И он погружается в поток новой жизни, подчиняясь атмосфере большого света. Так он оказывается в компании "золотой молодежи" - Анатоля Курагина и Долохова. Под влиянием Анатоля он проводит дни в кутежах, будучи не в силах вырваться из этого круговорота. Пьер растрачивает свои жизненные силы, проявляя характерное для себя безволие. Князь Андрей пробует убедить его в том, что ему очень не идет эта беспутная жизнь. Но не так-то легко вырвать его из этого "омута". Однако замечу, что Пьер погружен в него скорее телом, чем душой.
К этой поре относится женитьба Пьера на Элен Курагиной. Он прекрасно понимает ее ничтожество, откровенную глупость. "Что-то гадкое есть в том чувстве, - думал он, - которое она возбудила во мне, что-то запрещенное" . Однако чувства Пьера находятся под влиянием ее красоты и безусловного женского обаяния, хотя настоящей, глубокой любви герой Толстого не испытывает. Пройдет время, и "окрученный" Пьер возненавидит Элен и всей душой ощутит ее порочность.
В этом плане важным моментом стала дуэль с Долоховым, состоявшаяся после того, как на обеде в честь Багратиона Пьер получил анонимное письмо о том, что жена изменяет ему с его бывшим приятелем. Пьер не хочет этому верить в силу чистоты и благородства своей натуры, но в то же время он верит письму, ибо хорошо знает Элен и ее возлюбленного. Наглая выходка Долохова за столом выводит Пьера из равновесия и приводит к поединку. Для него совершенно очевидно, что теперь он ненавидит Элен и готов навсегда порвать с нею, а одновременно порвать с тем миром, в котором она жила.
Различно отношение Долохова и Пьера к дуэли. Первый направляется на поединок с твердым намерением убить, а второй страдает оттого, что ему нужно стрелять в человека. К тому же Пьер никогда не держал в руках пистолета и, чтобы поскорее покончить с этим гнусным делом, кое-как спускает курок, а когда ранит противника, едва удерживая рыдания, бросается к нему. "Глупо!.. Смерть... Ложь..." - повторил он, шагая по снегу в лес. Так отдельный эпизод, ссора с Долоховым становится для Пьера рубежом, открывая перед ним мир лжи, в котором ему суждено было некоторое время находиться.
Начинается новый этап духовных исканий Пьера, когда он в состоянии глубокого нравственного кризиса встречает на пути из Москвы масона Баздеева. Стремясь к высокому смыслу жизни, веря в возможность достижения братской любви, Пьер вступает в религиозно-философское общество масонов. Он ищет здесь духовного и нравственного обновления, надеется на возрождение к новой жизни, жаждет личного совершенствования. Ему хочется к тому же исправить несовершенство жизни, и это дело кажется ему совсем не трудным. "Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, -, думал Пьер, - и как мало мы об этом заботимся!"
Й вот, под влиянием масонских идей, Пьер решает освободить крестьян, принадлежащих ему, от крепостной зависимости. Он идет по тому же пути, по которому шел Онегин, хотя делает и новые шаги в этом направлении. Но в отличие от пушкинского героя он обладает огромными поместьями в Киевской губернии, отчего ему приходится действовать через главного управляющего.
Обладая детской чистотой и доверчивостью, Пьер не предполагает, что ему придется столкнуться с подлостью, обманом и дьявольской изворотливостью дельцов. Он принимает постройки школ, больниц, приютов за коренное улучшение жизни крестьян, в то время как все это было показным и обременительным для них. Начинания Пьера не только не облегчили тяжелой участи мужиков, но и ухудшили их положение, ибо сюда подключилось хищничество богачей из торгового села и грабеж крестьян, скрытый от Пьера.
Ни преобразования в деревне, ни масонство не оправдали надежд, которые Пьер на них возлагал. Он разочаровывается в целях масонской организации, которая представляется ему теперь лживой, порочной и лицемерной, где все озабочены прежде всего карьерой. К тому же ритуальные процедуры, характерные для масонов, кажутся ему теперь нелепым и смешным спектаклем. "Где я? - думает он, - что я делаю? Не смеются ли надо мной? Не будет ли мне стыдно вспоминать это?" Ощутив бесплодность масонских идей, которые вовсе не изменили его собственной жизни, Пьер "вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь".
Герой Толстого проходит через новое нравственное испытание. Им стала настоящая, большая любовь к Наташе Ростовой. Сначала Пьер не думал о своем новом чувстве, но оно росло и становилось все более властным; возникла особая чуткость, напряженное внимание ко всему, что касалось Наташи. И он уходит на время от общественных интересов в мир личных, интимных переживаний, которые открыла для него Наташа.
Пьер убеждается, что Наташа любит Андрея Болконского. Она оживляется только оттого, что входит князь Андрей, что слышит его голос. "Что-то очень важное происходит между ними", -думает Пьер. Сложное чувство не оставляет его. Он бережно и нежно любит Наташу, но одновременно верно и преданно дружит с Андреем. Пьер от души желает им счастья, и вместе с тем Их любовь становится для него большим горем.
Обострение душевного одиночества приковывает Пьера к важнейшим вопросам современности. Он видит перед собою "запутанный, страшный узел жизни". С одной стороны, размышляет он, люди воздвигли в Москве сорок сороков церквей, исповедуя христианский закон любви и прощения, а с другой -L вчера засекли кнутом солдата и священник давал ему целовать крест перед казнью. Так растет кризис в душе Пьера.
Наташа, отказав князю Андрею, проявила дружескую душевную симпатию к Пьеру. И огромное, бескорыстное счастье захлестнуло его. Наташа, охваченная горем и раскаянием, вызывает в душе Пьера такую вспышку горячей любви, что он, неожиданно для себя, делает своеобразное признание ей: "Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире... я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей". В этом новом восторженном состоянии Пьер забывает об общественных и иных вопросах, которые его так беспокоили. Личное счастье и беспредельное чувство переполняет его, исподволь давая ощущать какую-то неполноту жизни, глубоко и широко им понимаемой.
События войны 1812 года производят крутой перелом в мироощущении Пьера. Они дали возможность ему выйти из состояния эгоистической замкнутости. Им начинает овладевать непонятное для него беспокойство, и, хотя он не умеет разобраться в происходящих событиях, он неизбежно включается в поток действительности и думает о своем участии в судьбах Отечества. И это не просто размышления. Он подготавливает ополчение, а затем отправляется в Можайск, на поле Бородинского сражения, где перед ним открывается новый, незнакомый для него мир простых людей.
Бородино становится новым этапом в процессе развития Пьера. Увидев первый раз мужиков-ополченцев, одетых в белые рубашки, Пьер уловил исходящий от них дух стихийного патриотизма, выражающийся в ясной решимости стойко защищать родную землю. Пьер понял, что это и есть та сила, которая движет событиями, - народ. Всей душой понял он сокровенный смысл слов солдата: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва".
Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Ему удалось здесь почувствовать ту "скрытую теплоту патрио тизма", которая сделала русский народ непобедимым. Правда, в бою, на батарее Раевского, Пьер переживает момент панического страха, но именно этот-то ужас и позволил ему особенно глубоко понять силу народного мужества. Ведь эти артиллеристы все время, до самого конца, были тверды и спокойны, и хочется теперь Пьеру быть солдатом, просто солдатом, чтобы "войти в эту общую жизнь" всем существом.
Под влиянием людей из народа Пьер решает участвовать в защите Москвы, для чего необходимо остаться в городе. Желая совершить подвиг, он намерен убить Наполеона, чтобы избавить народы Европы от того, кто принес им столько страданий и зла. Естественно, он резко меняет свое отношение к личности Наполеона, прежняя симпатия сменяется ненавистью к деспоту. Однако множество препятствий, а также встреча с французским капитаном Рамбелем изменяют его планы, и он отказывается от плана убийства французского императора.
Новым этапом в исканиях Пьера стало пребывание во французском плену, куда он попадает после драки с французскими солдатами. Этот новый период жизни героя становится дальнейшим шагом на пути сближения с народом. Здесь, в плену, Пьеру довелось увидеть истинных носителей зла, создателей нового "порядка", почувствовать бесчеловечность нравов наполеоновской Франции, отношения, построенные на господстве и подчинении. Он увидел массовые убийства и попытался доискаться до их причин.
Необычайное потрясение испытывает он, присутствуя на казни людей, обвиненных в поджигательстве. "В душе его, - пишет Толстой, - как будто вдруг выдернута та пружина, на которой все держалось". И только встреча с Платоном Каратаевым в плену позволила Пьеру обрести душевное равновесие. Пьер сблизился с Каратаевым, попал под его влияние и стал смотреть на жизнь как на стихийный и естественный процесс. Вновь возникает вера в добро и правду, родилась внутренняя независимость и свобода. Под влиянием Каратаева происходит духовное возрождение Пьера. Как и этот простой крестьянин, Пьер начинает любить жизнь во всех ее проявлениях, вопреки всем превратностям судьбы.
Тесное сближение с народом после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму. Об этом Толстой рассказывает в эпилоге своего романа. За семь прошедших лет давние настроения пассивности, созерцательности сменились жаждой действия и активного участия в общественной жизни. Ныне, в 1820 году, гнев и возмущения Пьера вызывают социальные порядки и политический гнет в родной России. Он говорит Николаю Ростову: "В судах воровство, в армии одна палка, шагистика, поселения - мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят!"
Пьер убежден, что обязанность всех честных людей состоит в том. чтобы противодействовать этому. Не случайно Пьер становится участником тайной организации и даже одним из главных устроителей тайного политического общества. Объединение "честных людей", считает он, должно сыграть свою заметную роль в устранении социального зла.
В жизнь Пьера теперь входит личное счастье. Ныне он женат на Наташе, переживает глубокую любовь к ней и своим детям. Счастье ровным и спокойным светом освещает всю его жизнь. Основное убеждение, которое вынес Пьер из долгих жизненных исканий и которое близко самому Толстому, такое: "Пока есть жизнь, есть и счастье".

Отношение писателя к светскому обществу

Критическое отношение к высшему свету в романе «Война и мир» Толстого проявляется на протяжении всего романа. В своей книге писатель пытается отобразить широкую картину жизни русского общества. На страницах произведения мы встречаемся с представителями разных сословий. Умело используя детали портрета, речевые характеристики, описывая поступки, Лев Николаевич Толстой выражает отношение к своим героям. Мы понимаем, что у автора есть свои предпочтения.

Одни персонажи ему явно симпатичны и дороги, другие вызывают осуждение. К нелюбимым героям писателя относятся представители высшего общества. Читая роман, мы наблюдаем за этими людьми в салоне Анны Павловны, в доме Курагиных, в гостиной Элен, в штабе Кутузова. И везде видим одинаковые фальшивые маски, слышим лживые речи, становимся свидетелями бесчестных поступков.

Модный салон Шерер

В этогом сочинении на тему «Высший свет в романе «Война и мир» мы поподробнее остановимся на некоторых представителях светского общества. Знакомство читателя с миром избранных происходит в начале романа. Читатель оказывается среди гостей Анны Павловны Шерер. Неискренность поведения хозяйки сразу же бросается в глаза. Больше всего её волнует соблюдение внешних приличий. Она тасует людей, как колоду карт, составляя кружки для беседы и строго наблюдая за тем, чтобы ненароком не прорвалось наружу искреннее чувство, никто не повысил голос, не проявил излишнее свободомыслие. В это царство лжи и притворства не вписывается эмоциональность и искренняя непосредственность Пьера. Чувствует себя лишним на этом празднике жизни умный и проницательный князь Андрей Болконский. Для остальных дом Шерер комфортное место, где можно блеснуть красотой и, делая умный вид, показать себя, как Элен Безухова. Попробовать найти покровителей для сына, как Анна Михайловна. Подыскать подходящих невест для своих сыновей, как князь Курагин.

В доме умирающего графа Безухова

Бездушная корыстная атмосфера царит и в доме умирающего графа Безухова. Мы видим происходящее глазами наивного Пьера. Молодой человек не понимает, чем вызвано повышенное внимание к его скромной особе, что волнует родных, из-за чего происходят скандалы и даже драки возле смертного одра его отца. Окружающих мало беспокоит состояние графа. Им важно не упустить шанс урвать кусок от богатого наследства.

В плену у алчного графа

За поведением знакомых лиц мы наблюдаем в квартире Василия Курагина. Князь Василий не выпускает из своих цепких рук Пьера, неожиданно ставшего богатым наследником. Его не интересуют вопросы нравственности и морали. Женить Пьера на своей дочери ‒ предел мечтаний алчной натуры. Неважно, что молодой человек не собирается делать предложения, что между женихом и невестой нет никакого искреннего чувства. Главное, загнать в ловушку бесхитростного человека, воспользовавшись его честностью и благородством. Элен Курагина своей порочной натурой похожа на своего отца. Ей легко удаётся одурачить Пьера и сделать его жизнь несчастной. «Где вы, там разврат, зло», ‒ говорит супруге прозревший Пьер. Ради денег эти люди готовы переступить любые законы морали. В трудное для России военное время в этом обществе были «те же выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы службы и интриги…»

На службе в армии

Даже война не меняет привычки этих господ. Такие понятия, как патриотизм, честь, отвага не находят оклика в душах штабных офицеров. Они издеваются над несчастным генералом Маком, разбитая армия которого была союзницей России. Думают о наградах и чинах, забывая передать важные распоряжения. Из-за безответственности и трусости таких офицеров гибнут солдаты, страдают по-настоящему честные и мужественные бойцы. Анатоль Курагин не имеет представления о месте своей службы. Долохов, используя небольшую рану, пытается вернуть привилегии. Борис Друбецкой готов использовать рекомендательное письмо Николая Ростова для своего продвижения по службе. Мелочный Берг занят покупкой «шифоньерки и туалета» для Веры, в то время как враг у стен Москвы. Личные интересы интриги, карьера становятся для них главной целью.

Истинные дворяне

Но высший свет не ограничивается перечисленными героями романа. На их фоне ярче выделяются образы честных и благородных представителей дворянства. Неслучайно князь Андрей во время Отечественной войны отказывается служить при штабе. Ему неприятна борьба его сослуживцев за тёплое и сытое местечко. Он идёт туда, где кипит настоящая жизнь и его опыт и знания принесут пользу. Отец молодого князя болеет душой за Россию не меньше сына. Последние слова перед смертью обращены к Отчизне. «Душа болит», ‒ произносит старый человек. Безобидный и смешной Пьер планирует убить Наполеона. Наташа Ростова без сожаления расстаётся со своим добром, помогая раненым солдатам выбраться из Москвы. Марья Болконская не допускает мысли о том, чтобы остаться под властью врага и, едва похоронив отца, отправляется в долгий и опасный для девушки путь. Героически гибнет в бою шестнадцатилетний Петя. Не произнося высоких слов, рискует жизнью на полях сражений Николай Ростов. Уничтожает французов в тылу, создав партизанский отряд, Василий Денисов. Все они тоже люди высшего света, привыкшие к роскоши и богатству. Только эти герои не на словах, а на деле любят свою Родину и готовы пожертвовать всем ради её спасения от захватчиков. Именно такие дворяне являются, по мнению автора, надеждой и опорой государства Российского.