Лабораторные работы на заказ. Заказать лабораторную работу. Работаем по всей Украине и России. Лабораторные работы. Что это такое




Лабораторные работы выполняются обучающимися самостоятельно. Это значит, что преподаватель и состав учебной лаборатории (кафедры) в ходе занятия должны не столько контролировать, сколько осуществ­лять научное и методическое руководство действиями обучающихся.

Руководство действиями ведется так, чтобы, с одной стороны, обес­печить проявление инициативы и самостоятельности обучающихся, а с другой, - держать непрерывно в поле зрения работу каждого, тактично и без навязчивости в самых необходимых случаях приходить на помощь в нужный момент. Однако в этом случае преподаватель должен ограни­читься только направляющими вопросами, а не прямой помощью. Прямая помощь, советы и указания обучающимся, должны даваться только в безотлагательных случаях. Педагогу необходимо постоянно помнить, что он - научный руководитель, а не контролер, хотя в его обязаннос­ти, естественно, входит и наблюдение за работой студентов.

Разумеется, на младших курсах преподаватель, осуществляя жесткую регламентацию работы обучающихся в лаборатории, выступает в своей обычной педагогической роли. Чем старше курс, тем отчетливее снижа­ется степень регламентирования, и роль преподавателя сводится к обя­занностям консультанта. При всех обстоятельствах студенты должны знать, что преподаватель, оказывая им педагогически целесообразную помощь своим советом, никогда не будет вести занятия школьного типа с подробными объяснением необходимых действий.

В процессе подготовки и выполнения лабораторных работ студенты все необходимое, связанное с экспериментом, записывают в свои рабо­чие тетради или специальные бланки. Тут же фиксируют поставленную перед ними экспериментальную задачу, структурную или принципиаль­ную схему, методику выполнения заданий, поясняя записи схемами, таблицами и другими материалами. В тетрадь (бланк) заносятся все на­блюдения по ходу выполнения эксперимент. а также результаты в виде выводов с соответствующими таблицами, графиками и описанием полу­ченных результатов опытов. Обработка результатов эксперимента долж­на быть выполнена предварительно в тот же день, после чего обучающи­еся приступают к оформлению отчета.



Как правило, отчет состоит из трех частей. Рассмотрим план отчета при работах на техники.

В первой части указываются наименование и цель выполнения рабо­ты, дается описание технических данных приборов, которые помогали выполнять работу (указываются наименование приборов и их типы, пре­делы шкал, цена одного деления), приводится структурная или принци­пиальная схема установки, используемой в работе.

Вторая часть отчета посвящается регистрации опытных данных, по­лучаемых в ходе эксперимента (журнал наблюдений) и результатов вы­числений. По результатам наблюдений или вычислений строятся графи­ки, позволяющие произвести анализ исследуемого явления.

В третьей части приводятся расчетные формулы и выводы по работе.
В конце отчета ставятся дата, подпись исполнителя и преподавателя,
принявшего лабораторную работу.

Лабораторные занятия заканчиваются защитой результатов работы и полученных выводов. В некоторых вузах такая защита организуется перед всей группой обучающихся, и если лабораторные работы выполнялись фронтально и вполне самостоятельно, конечно, интересно знать, к ка­ким выводам пришли товарищи. Они задают много вопросов, дискутиру­ют, а это как раз то, что и надо для более глубокого уяснения изучаемой дисциплины.

Преподавателю остается в заключение лишь подвести общие итоги. Как правило, обучающийся не получает задание на выполнение сле­дующей лабораторной работы, пока не отчитается за предыдущую.

Вопросы и задания

1. Определите назначение, цели и место практических занятий в систе­ме профессиональной подготовки специалистов в вузе.

2. В чем заключается подготовка преподавателя к проведению практи­ческого занятия?

3. Почему решение учебных задач является ключевым элементом практического занятия?

4. Раскройте порядок проведения практического занятия. Какие основ­ные функции выполняет преподаватель при его проведении?

5. В чем заключаются особенности проведения практических занятий,
на которых изучаются образцы техники, условия и правила ее эксп­луатации, практического использования?

6. Что представляют собой следующие рабочие документы: «Специальное задание обучающимся на подготовку к практическому занятию»,
«Методические указания преподавателю», «План проведения прак­тического занятия»?

7. Раскройте сущность и назначение лабораторного практикума как разновидности практического занятия.

8. Назовите и раскройте содержание основных форм проведения лабораторных занятий в вузе.

9. Какие три подхода существуют к проведению лабораторных работ?

10. Изложите порядок подготовки обучающихся и преподавателя к лабораторной работе.

11. С какой целью перед лабораторной работой проводится коллоквиум?

12. Что должен включать в себя отчет по лабораторной работе?

Найти

Лабораторные работы. Что это такое?

Каждый студент, обучающийся в ВУЗе, наверняка знает основу своего образования. Это теория, которая представлена посредством лекций, и практика, представленная лабораторными и контрольными работами. Эти работы относятся к каждому курсу и охватывают тот объем знаний, который студент получает на всем этапе прохождения одного курса.

Если на лекциях студент очень устает. Он заполняет конспекты, получаем множество полезной информации, то на самостоятельной работе он усердно напрягает мозги, чтобы найти правильное решение определенной проблемы. Лабораторные работы больше всего интересны для студентов. Эта работа сочетает в себе проверку знаний и получение огромного опыта по выбранной тематике. Более того, на лабораторных работах можно выделиться определенным образом перед преподавателем и завоевать его авторитет, так что именно лабораторные работы прогуливаются студентами реже всего. Как правило, такие практические работы чаще всего преподаются при изучении точных наук, например, на физике и химии. В университете при получении высшего образования лабораторные становятся обязательной частью учебного процесса инженерных и технических специальностей, а студенты на практике изучают работу того или иного оборудования, реакции реактивов и химикатов, а также другие не менее увлекательные процессы.Если вы – студент гуманитарного вуза, то не исключено, что в вашем случае последняя лабораторная работа была проведена еще в выпускных классах на уроке химии или физики. Однако это вовсе не означает, что вы не должны знать, что такое лабораторная работа, и как правильно ее выполнять.

Особенности лабораторных работ

Уже из названия такой работы можно сделать определённые выводы по ней. Основная цель лабораторной – изучить на практике определенные физические и химические процессы, а потом составить отчет о прохождении таких реакций. Все опыты осуществляются в лаборатории и рассматриваются наглядно.

Для того, чтобы в полной мере подготовить грамотный отчет по лабораторной работе, необходимо понимать суть процесса и его смысл. С этой целью преподаватель просит учеников и студентов заранее готовиться к такой работе. Он настоятельно рекомендует сначала в очередной раз изучить теоретическую основу опыта, а только потом приступает к непосредственной практике посредством проведения лабораторной работы.

Что входит в состав лабораторной работы:

Изучение определенного физического процесса на практике, используя при этом правила, описанные на теоретических занятиях, например, на лекциях.
Выбор наиболее оптимального метода выполнения исследования, которые обеспечивает наиболее точный результат.
Определение фактического результата и его сравнение с теоретическими данными, описанными в учебнике согласно выбранной тематике.
Обнаружение причин полученного несоответствия и грамотное изложение их в отчете лабораторной работы.
Грамотное оформление выводов согласно требованиям методички.

Многие студенты считают, что если они не пойдут на лабораторную работу, то в дальнейшем они без труда смогут подготовиться к работе сами, а более того, написать отчет по ней. На самом деле это не так. Когда проходит лабораторная работа, то это подразумевает командный труд, который основан на углубленном практическом освоении материала всех студентов. Они при это м делятся между собой своими мыслями касательно исследуемого процесса. Именно поэтому большая часть студентов предпочитает во что бы то ни стало посетить такое занятие, ведь делать лабораторные работы всей группой и с помощью преподавателя всегда проще, особенно если в знаниях имеется пробел.

Требования к проведению лабораторных работ

В самом начале лабораторной работы, педагог проводит консультацию всех студентов о том, как как соблюдать технику безопасности, а также что именно студентам предстоит усвоить на занятии. Более того, педагог раздает студентам методические пособия, которые потом послужат помощью для оформления отчетности по проделанной работе.

Также стоит отдельно остановиться на правилах оформления отчета и на инструктирующих действия, исходящих от преподавателя. Все студенты, которые проходят инструктаж, делают отметку в журнале преподавателя, что они ознакомлены со всеми последствиями и спецификой такой работы. После проведения инструктажа и после соответствующей подписи педагог больше не несет ответственность за действия студента на лабораторной работе.Студент, расписавшись, подтверждает, что лично ознакомлен со всеми правилами проведения работ и безопасности во избежание чрезвычайных ситуаций.

Также на лабораторной работе студент должен соблюдать порядок действий, предписанных преподавателем. Эти действия описаны в методических рекомендациях к лабораторной работе.

Во время прохождения работы студент должен вести черновой вариант отчета. После этого черновой вариант оформляется в конечный вариант отчета. Если студент не может справиться с такими действиями или он просто не успевает это сделать, то он может обратиться в учебные центры, где ему помогут профессионалы, которые готовы написать лабораторную работу. После того, как работа будет написана, студент отдает ее на проверку преподавателю, после чего ждет оценки за проделанный труд.

Вряд ли найдется такой студент, который не знает, . Если не до конца понимает, то хотя бы слышал этот термин. Еще в школе многие учителя дают возможность ученикам побывать в школьных лабораториях и проделывать эксперименты согласно с пройденным материалом по физике или химии.

Итак, давайте поразмышляем, что такое лабораторная работа и для чего она нужна.

Как мы знаем, весь учебный процесс состоит из теоретической и практической части, то есть на лекциях студенты обогащаются теоретическими знаниями, а на практических и лабораторных занятиях – применяют их в действиях. Лабораторная работа – довольно увлекательное времяпрепровождение, где учащийся демонстрирует свои познания по пройденному материалу и получает полезный опыт. Если у студента есть небольшой грешок из-за посещения лекций, то на лабораторном занятии у него есть огромная возможность показать себя с лучшей стороны. По этой причине лабораторные мало кто прогуливает. К тому же прогулявшую лабораторную работу все равно, рано или поздно, нужно сдавать в индивидуальном порядке. А это намного сложнее, чем со всей группой и с помощью преподавателя.

Чаще всего такой вид практической работы свойственный тем, кто изучает точные науки, студенты технических и инженерных специальностей.

Целью лабораторной работы является изучение химических реакций и закономерностей, неких физических процессов или законов, и их осознание.

Прежде чем приступить к самой работе, нужно хорошо владеть материалом по теме, по которой будут проводиться опыты. Поэтому преподаватель чаще всего предупреждает о предстоящей лабораторной и просит всех студентов хорошо подготовиться. Перед началом работы, преподаватель в общих чертах должен ознакомить студентов с предстоящими действиями, с аппаратурой, техникой безопасности и правилами поведения в лаборатории. Преподаватель обязан проинструктировать о технике безопасности и в соответственном журнале и каждый студент должен поставить в нем свою подпись.

При выполнении лабораторных заданий студент обязан:

  • следовать порядку выполнения работы, который описан в методичке, выданной преподавателем;
  • все результаты о проделанной работе записывать в черновик, после чего оформить в чистовом варианте отчет;
  • после завершения выполнения работы, предъявить ее преподавателю.

Как и каждую самостоятельно проделанную работу, лабораторную тоже нужно защищать. Работа защищается индивидуально. И от того насколько хорошо студент был подготовлен и насколько правильными и корректными были ответы на вопросы преподавателя, зависит оценка за лабораторную работу. Если же преподаватель не доволен знаниями и подготовкой студента, то он отправляется подготавливаться дальше или приходит в другой раз. Но, как показывает практика, лучше не затягивать и сдавать работу за первым разом.

И все же, если такая работа вам не под силу, то вы всегда можете на нашем сайте, и больше ни за что не переживать.

Практическая или лабораторная работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Особенно это заметно в 5-6 классах. Практическую лабораторную работу целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как письменная проверка или тест. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.

6. Тестовые задания.

Здесь учащимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных в последнее время форм контроля во всей системе образования. Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время. Наряду со всеми знаниями, усвоение которых учащимися можно проверить с помощью письменной проверки, появляется возможность проверить умения учащихся, связанные с распознаванием (инструмента, материала, явлений и ситуаций, соответствующих технологии).

Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд недостатков. Главный из них – это трудность формулирования вариантов ответов на вопросы при их составлении. Если ответы подобраны учителем без достаточного логического обоснования, большинство учащихся очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знаний, а только лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта. Поэтому учителю бывает трудно или даже невозможно составить удачный тест без теоретической подготовки. Следует также отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний учащихся, оставляя в стороне деятельность по созданию объектов труда, воспроизведению конкретных действий, соответствующих практическим навыкам и т.п. По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения учащихся решать комбинированные задачи, а также способности построения логически связанного ответа в устной форме.

Задания с выбором ответа целесообразно применять в тех случаях, когда эта форма контроля знаний имеет преимущества перед другими, например, они особенно удобны с применением различного типа контролирующих машин и компьютеров. Авторы тестовых разработок сходятся во мнении, что тесты не могут заменить других форм контроля, однако они открывают много новых возможностей перед учителем, проводящим в классе контрольный урок, т.к. снимают трудности, характерные для устных и письменных ответов учащихся на поставленный вопрос.

Процесс создания вариантов тестов всегда должен включать опытную стадию, поэтому, прежде чем использовать задания для контроля и оценки знаний учащихся всего класса, их не­обходимо предложить для решения небольшой группе ребят. Этот метод в сочетании с разбором решения наиболее эффективно выявляет все ошибки, до­пущенные при составлении тестов. Подобная мера необходима еще и потому, что преподаватель может не увидеть двоякого толкования заданного вопроса или неоднозначность в предложенных ответах, так как то, что для специалиста является очевидным, у учеников может вызывать вполне обоснованные вопросы.

Методы контроля знаний и умений

Виды контроля

Уровень знаний школьников, общая эрудиция.

Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение

Освоение учебного материала по теме, учебной единице.

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.

Коррекция

Ликвидация пробелов.

Повторные тесты, индивидуальные консультации.

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач.

Представление продукта на разных уровнях.

За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

Кроссворд

Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25.

Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

Викторина

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.

Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем.

Функции контроля знаний и умений

Контроль знаний учащихся выполняет три функции:

    управления процессом усвоения, его коррекции;

    воспитания познавательной мотивации и педагогической стимуляции учащихся к деятельности;

    обучения и развития.

Для осуществления правильного, целенаправленного управления процессом обучения необходима обратная связь. Проверка знаний дает учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идет усвоение, какие следует внести коррективы. Эту связь часто называют внешней обратной связью. При контроле получает информацию и сам ученик. Такую связь называют внутренней.

Регулярный контроль воспитывает у детей привычку к систематическому труду в школе и дома, стимулирует систематическую подготовку ученика к уроку.

Контроль знаний - это проверка знаний данного ученика, предусматривающая их оценку только по результатам его личной учебной деятельности. Максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся. Контроль должен быть объективным, требовательным, без заметных искажений истинной картины знаний ученика. Даже при доброжелательном к ним отношении многие ученики волнуются и отвечают хуже, чем знают, что трудно учесть при выставлении оценки.

Контроль должен быть систематическим, регулярным на протяжении всего времени обучения школьника в учебном году. Контроль должен быть всесторонним, охватывать все разделы программы. Систематический учет знаний и умений школьников позволяет своевременно “обнаружить пробелы в воспитании, осознании и осмыслении, обобщении и систематизации знаний, применении их на практике…”.

Для этого используются различные формы и методы контроля.

Виды контроля :

    текущий,

    периодический,

    итоговый,

    самоконтроль.

Назначение текущего (формирующего) контроля – проверка усвоения и оценка результатов каждого урока, постоянное изучение учителем работы всего класса и отдельных учеников. По результатам этого контроля учитель выясняет, готовы ли учащиеся к усвоению последующего учебного материала.

Отличительной особенностью текущего контроля является его проведение на всех этапах изучения темы или раздела: ознакомления с учебным материалом, формирования и развития знаний и умений, их закрепления и углубления. В процессе текущего контроля от учащихся можно требовать знания только на том познавательном уровне, какой предусматривается определенным этапом овладения учебным материалом. Для эффективного применения формирующего контроля необходимо применять разнообразные формы и средства проверки в их рациональном сочетании: фронтальные и индивидуальные, устные и письменные, рассчитанные на весь урок или его часть.

Периодический (тематический) контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом, когда знания в основном сформированы, систематизированы. Данный вид проверки проводится обычно в сочетании с текущей проверкой.

В содержание контроля должны войти основные вопросы темы, которые отбираются в соответствии с требованиями к результатам обучения и зафиксированы в программе. Тематический контроль может проводиться как в форме письменной контрольной работы, так и в форме зачетных занятий по пройденной теме. При проведении тематического контроля часть заданий должна соответствовать деятельности по образцу, а часть – деятельности в новых ситуациях, что предоставит каждому ученику возможность полностью проявить себя и показать уровень своей подготовки по теме.

Итоговый контроль производится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. Знания по итогам изучения темы могут быть оценены положительно, если учащиеся овладели всеми основными элементами программного материала.

Самоконтроль вместе с самооценкой осуществляются учащимися постоянно в процессе обучения. Необходимо, чтобы в ходе каждой проверки учащийся не только узнал, чему он научился, какие ошибки допустил, что не усвоил, но и осознал справедливость оценки, поставленной учителем, понимая, как можно самостоятельно оценивать свои знания. Для этого необходимо знакомить учащихся с критериями оценки, постепенно развивать умения содержательно оценивать свои знания. Четкая формулировка требований к знаниям и критериев их оценки воспитывает сознательное отношение школьников к учению, способствует осознанию и правильной оценке учащимися уровня своей учебной подготовки.

Методы проверки знаний :

    наблюдение,

    пользование книгой,

    устный контроль,

    письменная проверка,

    практическая работа,

    дидактические тесты.

Система форм обучения и их функции

Урок: система уроков в теме

Классно-урочная система обучения в современной школе отличается большим разнообразием типов и видов уроков. Задача учителя в этих условиях заключается в том, чтобы продумать четкую систему логически взаимосвязанных уроков, применения которой позволило бы ему обучать детей самоорганизации, умениям и навыкам интеллектуального труда, его научной организации.

Каждый урок в этой системе должен представлять своеобразную ступеньку

продвижения ученика к полному усвоению учебного материала, к овладению опытом

поисковой и творческой деятельности. Опытные, творчески работающие учителя в

системе таких уроков обеспечивают учащихся дифференцированными заданиями в

процессе коллективной учебной работы, помогают им овладевать знаниями,

умениями и навыками на разных уровнях сложности, опытом самообучения и

самообразования. В сложившейся практике в системе уроков четко

просматриваются:

1. Уроки-объяснения нового материала.

2. Уроки-семинары с углубленной проработкой учебного материала в процессе

самостоятельной работы учащихся.

3. Уроки лабораторно-практических занятий (практикумы) или уроки решения

задач, выполнения упражнений и т.д.

4. Уроки-зачеты по теме;

5. Уроки-защиты творческих заданий, подготовленных коллективно.

Специфической особенностью системы уроков является то, что на каждом уроке

органически сочетается изучение нового, повторение в виде актуализации

прежних опорных знаний, умений и навыков, формирование новых понятий и

способов деятельности и контроль усвояемости учебного материала всей темы в

целом в ходе его применения учащимися при постоянном решении ими на уроке

Практических и учебных задач.

Одно занятие в лучшем случае дает лишь поверхностное представление о

повторение и осмысление во взаимосвязи с другими разделами. А это осуществимо

при изучении учебного материала "крупными блоками".

Многие думающие учителя давно отказались от такого дробления тем. Перестали

"растаскивать" их по отдельным урокам. Они взяли на вооружение идею

П.М.Эрдниева об укрупнении учебных единиц. В единой серии уроков они

организуют углубленную проработку учащимися таких тем.

Какова же организация, каково назначение, роль каждого урока в системе

уроков, их взаимосвязь?

Первый урок по теме правильно было бы назвать уроком ОБЪЯСНЕНИЯ НОВОГО

МАТЕРИАЛА. В средних классах он проводится методом рассказа-объяснения,

сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий, в старших -

в форме лекции, включающей в себя элементы беседы, причем желательно

проблемное изложение темы в единстве всех ее компонентов.

Этот урок имеет свои особенности. Цель урока - общий разбор темы.

Учитель обычно на таком уроке трижды объясняет материал. Сначала очень кратко он

знакомит учащихся с простым планом содержания темы, планом ее изложения,

основным набором вопросов, что, естественно, поднимает мотивацию учащихся к ее

изучению, дает учащимся советы, как конспектировать, выделять главное,

фиксировать возникающие у них вопросы по ходу изложения учителем темы. Затем

следует подробное объяснение-изложение, нередко сопровождаемое наглядным

материалом, демонстрацией опытов, постановкой экспериментов, яркими фактами и

примерами, побуждением учащихся приводить свои факты и примеры в подтверждение

услышанного, участвовать в беседе по их анализу. Придавая своему изложению

проблемный характер, учитель стремится привлечь внимание учащихся к учебной

литературе, учебнику, дает общую ориентировку в печатных источниках, в тексте

соответствующих параграфов учебника, связывает новое с ранее усвоенным, т.е.

актуализирует опорные, ранее усвоенные знания и сформированные умения,

умственные действия.

Поскольку на эту часть урока отводится наибольшее количество учебного

времени, то для учителя наибольшую сложность представляет отбор основного,

главного в содержании материала и обеспечение доходчивой передачи его

учащимся.

В конце урока учитель в течение 7-10 минут еще раз повторяет содержание

изложенного в виде кратких выводов и параллельно отмечает, что учащиеся

должны записать в тетрадях; сообщает учащимся список литературы по теме, в

том числе параграфов учебника, программы, по которым они могут готовиться к

семинарским занятиям.

Итак, на уроке-лекции (объяснение нового материала) прежде всего состоится

лишь общее знакомство учащихся с содержанием темы в целом. В дальнейшем этот

учебный материал снова будет объектом внимания школьников на уроках-семинарах

или их разновидностях, где уже более глубоко будет прорабатываться учащимися

в соответствии с их уровнем подготовленности, способностями и склонностями.

Это первое обстоятельство урока-лекции, которое характерно для него в системе

уроков. Второе заключается в том, что на протяжении всего урока весь класс

активно работает, нет потери времени на так называемую проверку домашнего

УРОК-СЕМИНАР. В системе уроков семинар позволяет включить весь коллектив

класса в активную самостоятельную проработку материала прежде всего по

учебнику. Работа осуществляется под непосредственным руководством учителя на

основе тщательно разработанных им программ, которые по своему содержанию

носят дифференцированный характер. В опыте, например, учителя химии Н.П.

Гузика практикуются три такие программы - программа "А", "В" и "С". Все эти

программы разной сложности и отличаются тем, что обеспечивают, с одной

стороны, определенный уровень овладения учащимися знаниями, умениями и

навыками от репродуктивного до творческого, а с другой - предоставляют

учащимся определенную степень самостоятельности в учении, начиная от

постоянной помощи со стороны учителя - работа по образцу, инструкции и т.д.

до предоставления им полной самостоятельности. Между программами существует

полная преемственность.

Что представляют собой эти программы в содержательном плане?

Программа "А" ориентирует ученика на осознанное, творческое применение знаний и

способов деятельности в различных ситуациях. Она рассчитана на то, что ученик

свободно владеет фактическим материалом, а также приемами учебной работы,

умственными действиями. Программа вводит ученика в сущность проблем, которые

решаются на основе уже имеющихся знаний, а задания учащимся характеризуются

тем, что в задаче известна лишь в общей форме цель деятельности. Получив такое

задание, ученик должен подвергнуть поиску "...подходящую ситуацию и действия,

ведущие к достижению цели...", в результате которых создается объективно новая

ориентировочная основа деятельности (ООД) и добывается объективно новая

информация. "Человек действует "без правил", но в известной ему

области, создавая новые правила действия, - творческая (исследовательская)

деятельность".

Программа "В" по своей сложности находится на ступеньке ниже программы "А" и

предусматривает осмысление и осознание учащимися конкретного учебного

материала по предмету, а также использование, применение приемов конкретных

учебных и умственных действии на репродуктивном уровне, которыми надо

овладеть в ситуации творческого применения знаний. Работа ученика в рамках

этой программы обеспечивает ему овладение фактическим материалом и теми

общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности поискового

характера, которые необходимы для решения вопросов-задач программы "А".

Поэтому кроме заданий, в задаче которых дана цель, но не ясна ситуация, в

которой цель может быть достигнута, а от учащихся требуется дополнить

(уточнить) ситуацию и применить ранее усвоенные и вновь отрабатываемые

действия для решения данной нетиповой задачи, учащимся дается инструкция по

методике выполнения этих действий. В процессе выполнения их школьники

добывают субъективно новую информацию (новую для себя) в ходе самостоятельной

трансформации известной ориентировочной основы типового действия и построения

субъективно новой ООД для решения "этиловой задачи. Это уже эвристическая

деятельность и выполняется она не по готовому образцу или алгоритму, правилу,

а по созданному самим учащимся или преобразованному им в ходе самого

действия.

Совсем другое назначение на уроке-семинаре имеет программа "С". Она

предназначена для того, чтобы работающий по ней ученик мог овладеть

конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Задания

этого уровня сложности отличаются тем, что в задачах, которые предстоит

ученикам решать, уже заданы и цель и ситуация, в которой надо реализовать эту

цель, и действия по решению задачи. От ученика требуется дать только

заключение о соответствии всех трех компонентов в структуре задачи. Учебно-

познавательная деятельность учащихся при работе по этой программе находится

на уровне узнавания. Причем она требует от ученика многократного повторения

усваиваемого учебного материала, умения выделять в нем главное, а также

знания приемов запоминания. Это алгоритмическая деятельность. В связи с этим,

обратить внимание, какой из этого следует вывод и т.д.

Задания программы "С" должен уметь выполнять каждый ученик, прежде чем

приступить к работе по более сложной программе, точнее, по следующей за ней

программе. Это позволяет включить всех учащихся класса в активную

самостоятельную, под руководством учителя, проработку учебного материала.

Причем, дифференцированные знания дают возможность каждому ученику полностью

проявить себя в самостоятельной работе.

Урок-семинар в системе школьного общего образования необычен и по своей

организации. Он, как правило, проводится так: вначале учитель проецирует

через кодоскоп задания на экране или же, разрабатывая серию карточек-заданий,

выставляет их на общее обозрение класса. Учащиеся знакомятся с содержанием

заданий, добровольно выбирают для себя те, которые им импонируют; затем

рассаживаются небольшими группами и начинают работать с учебником и записями

лекций в тетрадях, другой учебной литературой, советуются друг с другом,

обсуждают интересующие их вопросы заданий и время от времени консультируются

с учителем, который подходит к отдельным группам, помогает им и поощряет их.

Это позволяет учащимся вместе с учителем осуществлять глубокий анализ

изучаемого материала, делать соответствующие выводы, находить методы решения,

обогащаться опытом самостоятельного познания.

В конце урока в пределах 12-15 минут учащиеся самостоятельно, каждый в

отдельности, в письменной форме выполняют выбранное им задание.

Так проводятся уроки-семинары по отработке содержания учебного материала,

первоначальное знакомство с которым произошло на лекции или лекциях.

Что же является главным источником знаний на таких уроках-семинарах? Одним

словом - УЧЕБНИК! Учебники и учебная литература, научная, справочная

литература, а также лекционные конспекты, которые составляются учащимися в

ходе объяснения учителем, являются источниками знаний по теме в целом.

Планомерная, систематическая работа учащихся с источниками знания приучает

школьников к самостоятельному добыванию необходимой информации, письменно

оформлять свои мысли, суждения, дискутировать, отстаивать свои суждения,

развивать потребность в знаниях и самообразовании. Обязанность учителя в этих

условиях заключается в том, чтобы так составить задания, ответы на которые в

учебнике не содержатся в готовом виде. И в то же время именно в учебнике и в

той дополнительной литературе, которой учитель снабжает учащихся на уроке,

должен полностью содержаться материал, осмысление которого позволяет ученику

выполнять задания. Но для такого выполнения требуется не простое чтение

учебника, а именно изучение его, свободная ориентировка ученика в тексте

учебника и учебной литературы, обобщение информации, которая содержится в

них, сравнивать и выделять существенные признаки наблюдаемых и изучаемых

явлений, процессов.

Естественно, на практике могут встречаться и другие виды уроков-семинаров:

семинар-обсуждение результатов самостоятельно изученной темы; уроки-

конференции, семинар-диспут по истории, литературе и др.

Еще одна особенность любого семинарского занятия в школе заключается в том,

что на них отсутствует опрос учащихся как самостоятельная часть урока.

Контроль на таких уроках сливается с обучением, пронизывает насквозь каждый

урок-семинар. И осуществляется этот контроль через систематические наблюдения

учителя за ходом работы учеников, постоянную корректировку их деятельности. В

конце каждого урока учащиеся самостоятельно, уже не обращаясь к учебнику,

письменно выполняют задания по выбранной программе. Работа проверяется

учителем. Часть учеников при этом учитель опрашивает устно. И в этом, и в

другом случае учащимся выставляются оценки. Это текущий контроль.

Тематический контроль, являющийся стержнем системы уроков по теме и

нацеленный на проверку степени усвоения теоретического материала, уровня

сформированности навыков и умений, приемов, способов деятельности учащихся по

теме в целом, а в конечном итоге по курсу в целом и циклу учебных предметов,

наиболее рельефно проявляется и осуществляется на последующих уроках системы

Лабораторно-практических, зачетных и уроках-защитах творческих заданий.

Рассмотрим эти уроки по порядку.

Урок лабораторно-практических занятий . Как и уроки-семинары, уроки

лабораторно-практических занятий являются весьма разнообразными: урок решения

задач, урок выполнения различных упражнений, практикумы, уроки-драматизация,

урок разыгрывания маленьких сцен и др. Общим признаком для всех этих уроков -

соединение знаний учащихся с их практической, учебно-познавательной и

общественно полезной деятельностью, обучение школьников применять знания в

Как известно, в современной школьной практике решение этой проблемы учителя

видят в том, чтобы убедить учащихся в необходимости овладевать знаниями основ

наук для того, чтобы потом, после окончания школы, продолжить специальное и

профессиональное образование или немедленно по окончании школы использовать

их в повседневном труде в народном хозяйстве. Но эта цель весьма отдаленна и

не всегда представляется учащимся привлекательной. Поэтому необходимо

изыскать пути, позволяющие учащемуся по ходу изучения того или иного учебного

материала применять полученные знания для решения практических задач в своей

ученической жизни, общественно полезной, научно-практической деятельности. И

такой путь многие опытные, передовые учителя нашли. После изучения учащимися

ряда учебных тем они дают своим ученикам тематические задания, которые

выполняются ими вне урока, заменяя собою традиционную домашнюю работу по

предмету.

Суть этих заданий состоит в решении практической проблемы с использованием

полученных теоретических знаний. Например, дается задание разработать

повышения урожайности той или иной сельскохозяйственной культуры на

конкретном участке земли местного хозяйства. Аналогичное задание можно

предложить учащимся по экологии, по оформлению деловых бумаг, сделок и т.д.

Уроки, на которых подводятся итоги работы учащихся над тематическими заданиями,

приобрели в теории и практике обучения название урока защиты тематических

заданий . Технология его проведения такова. Урок начинается с краткой беседы

учителя, который представляет участников проектов-заданий, а также знакомит

учащихся с порядком защиты ими своих тематических заданий. Затем выступают

руководители этих групп, докладывают о своих результатах, привлекая различные

иллюстративные материалы, демонстрируя всевозможные расчеты, схемы, таблицы,

рисунки и т.п. С каждым из них полемизируют участники других групп, отчитываясь

о своей работе. Итоги защиты подводит учитель, который направлял и

консультировал всю подготовку тематических заданий группами учащихся и хорошо

знает сильные и слабые стороны каждого из выполненных заданий.

Применению знаний, а следовательно и их совершенствованию, накоплению опыта

самостоятельной деятельности и умению учиться служат и традиционные

лабораторно-практические занятия, практикумы. Как правило, они применяются для

окончательного закрепления практических и учебных навыков и умений, а также

проверки степени усвоения теоретического материала крупных разделов программ. В

этом отношении пальма первенства в многообразии лабораторно-практических

занятий принадлежит практикуму , который проводится в учебных кабинетах,

лабораториях и мастерских, на учебно-опытных участках школ. Учитель заранее

готовит материальную базу и соответствующие инструкции, необходимые для

проведения учащимися опытов и экспериментов, распределяет оборудование,

инструменты, чтобы каждый ученик мог выполнить требуемые программой работы,

проявляя необходимую в этой работе самостоятельность. Назначение практикума -

расширение технологического кругозора учащихся, подготовка их к труду и

профессиональная ориентация школьников.

Это, конечно, не значит, что практикум заменяет все остальные виды

лабораторно-практических занятий, что учащиеся не проводят лабораторных

экспериментов на других уроках. Лабораторные опыты, микроэксперименты,

решения всевозможных теоретических и практических задач учитель нередко

вводит и в рамки общего разбора темы для иллюстрации своего рассказа-

объяснения, и в уроки-лекции, где проводится общий разбор темы, и в уроки-

семинары, где они становятся одним из источников новых знаний.

Зачетным урок . Он проводится по завершению работы над крупной темой или

разделом курса. Опытные учителя делят урок-зачет на две части: обучающую

(примерного 15 минут) и контролирующую (до 30 минут). Первая часть урока-зачета

проводится как индивидуальный опрос-беседа с учащимися по теме в сочетании с

самостоятельной работой всех учащихся класса. В этой части урока школьники с

помощью учителя вновь разбирают основные вопросы пройденной темы и решают

наиболее типичную задачу.

Зная о таком порядке, стиле работы на уроке-зачете, учащиеся в процессе

повторения, подготовки к уроку заранее внимательно просматривают материал

темы в целом по учебнику, своим записям, приводят в порядок практические

работы, которые выполнялись ими по ходу изучения темы для предъявления их

учителю во время зачета.

Вторая часть урока посвящается выполнению сквозного письменного задания по

теме. Ученики письменно отвечают на серию вопросов, проводят всевозможные

расчеты, записывают основные уравнения, решают задачу. Причем, в отличие от

дифференцированных заданий, которые практикуются на уроках-семинарах,

лабораторно-практических уроках, на уроке-зачете, задания для письменного

выполнения являются одинаковыми для всех учащихся. Каждый ученик работает

самостоятельно и ему выставляется зачетная оценка по пройденной теме.

Естественно, деление урока-зачета на обучающую и контрольную часть весьма

условно. Вопросы, задания первой части зачетной работы и задания для

письменной работы требуют от учащихся не простого воспроизведения усвоенного,

а обобщения, систематизации полученных знаний. Они используют их как

инструмент учебно-познавательной деятельности при решении нетиповых учебных

Контроль, осуществляемый в ходе проведения урока-зачета, весьма специфичен.

Он выполняет не только и не столько функцию "накопления оценок", а коррекцию

добытых учащимися знаний, умений и навыков, стимулирует активность и

самостоятельность учащихся в обучении, осуществляемых учителем в системе

урока в целом. Контроль нужен учителю и учащемуся не ради самого контроля. а

как средство повышения эффективности обучения, средство оказания помощи еще

лучше, с большей пользой для себя учиться. Он помогает учителю и учащимся

определить, насколько прочно усвоился изучаемый материал и позволяет ли

достигнутый уровень теоретической и практической подготовленности учащихся

программы. Конечно важно, чтобы соблюдалось единство текущего и тематического

контроля за успешностью обучения учащихся.

Экскурсия

На уроки-экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.

По времени проведения относительно изучаемых тем различают вводные, сопутствующие и заключительные уроки-экскурсии.

Форма проведения уроков-экскурсий весьма многообразна. Это и "пресс-конференция" с участием представителей предприятия, учреждения, музея и т.п., и исторические экскурсии по изучаемому предмету, и кино- или теле-экскурсии, и урок обобщающего повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии и т.д.

Тем не менее, структурные элементы различных видов уроков-экскурсий являются в достаточной степени определенными. Например, тематический урок-экскурсия может иметь следующую структуру:

1. сообщение темы, цели и задач урока;

2. актуализация опорных знаний учащихся;

3. восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;

4. обобщение и систематизация знаний;

5. подведение итогов урока и выдача учащимся индивидуальных заданий.

Внеурочная работа

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации

В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности:

    спортивно-оздоровительное,

    художественно-эстетическое,

    научно-познавательное,

    военно-патриотическое,

    общественно полезная деятельность,

    проектная деятельность.

Формы организации внеурочной деятельности отличаются от уроков:

экскурсии, кружки, секции, круглый стол, конференции, диспуты, КВН, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.

Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать ) деятелем, гражданином, свободным человеком.

(В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы).

Цель лабораторной работы выработка практических умений и навыков по данной теме и специализации.

Ее основные составляющие:

1. наличие оборудованных рабочих мест

2. инструкции по проведению

3. правила техники безопасности

Виды лабораторных работ:

1. Индивидуальная

2. Групповая

3. Коллективная или обще групповая (фронтальная)

Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.

Индивидуальная самая эффективная т.к. каждый студент имеет свое задание, методику выполнения и имеет возможность проявлять активность и самостоятельность. Недостатки ее в том, что необходимо иметь максимальное число мест, максимальное время для подготовки занятий.

Групповая основана выделении рабочих мест на 4-6 –ых студентов. Каждая группа выполняет свое задание, в последующем тематика одной группы переходит к другой (цикловая) в результате каждая группа выполняет весь комплект заданий по данной тематике.

Фронтальная связанна с тем что, студенты выполняют одну и туже тему. У нее самая низкая эффективность, но также и само легко организуемая.

26. Психолого-педагогические проблемы организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов.

В современных условиях студенты принимают участие в исследованиях двух типов: учебных и научных. Между ними есть сходства и различия. Общее заключается в том, что по своему характеру оба типа исследований являются научными. Но они играют разную роль в жизнедеятельности вуза, различаются способами организации, отношением студентов, массовостью. Значимость учебных и научных работ определяется глубиной проведенного исследования, весомостью теоретических материалов и практических выводов.Учебно-исследовательская работа студентов. Предусмотрена учебным планом вуза, осуществляется преимущественно на старших курсах, носит обязательный характер, оценивается по десятибалльной системе. В вузах приняты следующие формы УИРС: курсовые работы; дипломные работы; УИРС (в отдельных вузах).

Курсовые работы чаще всего выполняются на III-IV курсах по ведущим учебным дисциплинам. Это фактически первое научное исследование самостоятельного характера, которое может иметь теоретический или опытно-экспериментальный характер. Если студент с I курса работает в одном из научных кружков, то тема его кружковой работы может трансформироваться в учебную курсовую работу. В этом случае курсовая работа приобретает более стабильный и фундаментальный характер. Студенты выполняют этот вид УИРС под руководством преподавателей, которых назначают соответствующие кафедры. Они же создают небольшие комиссии для защиты курсовых работ. Выполняя курсовое исследование, студенты учатся работать с научной литературой, изучать разработанность и освещенность избранной проблемы. По отдельным учебным дисциплинам подготовка курсовой работы сопряжена с приобретением умений самостоятельной работы с аппаратурой, приборами, оборудованием, материалами.Учебно-исследовательская работа студентов носит разный по содержанию и значимости характер. В ряде случаев курсовая работа становится разделом или параграфом дипломной работы, дает импульс для продолжения исследований на более высоком уровне.Научно-исследовательская работа студентов. В отличие от УИРС этот тип исследования не имеет обязательного характера, может осуществляться на добровольной основе с I курса. Студенты, занимающиеся научной деятельностью, объединяются в студенческое научное общество (СНО). Научное руководство всеми формами НИРС осуществляют преподаватели вузов. В современном университете функционируют различные формы НИРС:научный кружок;научный клуб;студенческая научная лаборатория;научные конференции, семинары, симпозиумы;олимпиады по учебным дисциплинам;конкурсы студенческих научных работ;летние научные школы;студенческие конструкторские бюро;хоздоговорные темы исследований. Наиболее распространенной и стабильной формой является научный кружок по определенному предмету. Кружки создаются по решению кафедры, ими руководят доценты или профессора. В кружок могут входить студенты разных курсов при условии понимания и освоения его проблематики, но задания они выполняют различной сложности. Научные исследования способствуют развитию самостоятельности, креативности, аналитического мышления студентов. УИРС и НИРС обладают большими возможностями в формировании творческой личности будущего учителя, любого специалиста. Одно из принципиальных отличий вуза от школы состоит в том, что студенты занимаются учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой. Формы УИРС предопределены учебным планом по специальности, формы НИРС довольно разнообразны и определяются соответствующей кафедрой. Содействуя развитию научного потенциала личности студентов, УИРС и НИРС благодаря реальной проблематике одновременно обеспечивают профессиональную направленность подготовки специалистов. Требования к УИРС и НИРС в условиях университетского образования повышаются, что, в свою очередь, требует от профессорско-преподавательского состава а руководства научными исследованиями студентов и повышения собственного научного потенциала.