Химия расставление коэффициентов. Урок по химии на тему расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций" (8 кл.)
РАССТАНОВКА КОЭФФИЦИЭНТОВ
Число атомов одного элемента в левой части уравнения должно быть равно числу атомов этого элемента в правой части уравнения.
Задание 1 (для групп). Определите число атомов каждого химического элемента, участвующего в реакции.
1. Вычислите число атомов:
а) водорода: 8NH3, NaOH, 6NaOH, 2NaOH, НзРО4, 2H2SO4, 3H2S04, 8H2SO4;
6) кислорода : C02, 3C02, 2C02, 6CO, H2SO4, 5H2SO4, 4H2S04, HN03.
2. Вычислите число атомов: а) водорода:
1) NaOH + HCl 2)CH4+H20 3)2Na+H2
б) кислорода:
1) 2СО + 02 2) С02 + 2Н.О. 3)4NO2 + 2H2O + O2
Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций
А1 + О2→ А12О3А1-1 атом А1-2
О-2 атома О-3
2. Среди элементов с разным числом атомов в левой и правой частях схемы выбрать тот, число атомов которого больше
О-2 атома слева
О-3 атома справа
3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой части уравнения и числа атомов этого элемента в правой части уравнения
НОК = 6
4. Разделить НОК на число атомов этого элемента в левой части уравнения, получить коэффициент для левой части уравнения
6:2 = 3
Аl + ЗО 2 →Аl 2 О 3
5. Разделить НОК на число атомов этого элемента в правой части уравнения, получить коэффициент для правой части уравнения
6:3 = 2
А1+ О 2 →2А1 2 О3
6. Если выставленный коэффициент изменил число атомов еще какого-либо элемента, то действия 3, 4, 5 повторить еще раз.
А1 + ЗО 2 → →2А1 2 О 3
А1 -1 атом А1 - 4
НОК = 4
4:1=4 4:4=1
4А1 + ЗО 2 → →2А1 2 О 3
. Первичная проверка усвоения знаний(8-10 мин .).
В левой части схемы два атома кислорода, а в правой - один. Число атомов нужно выровнять с помощью коэффициентов.
1)2Mg+O 2 →2MgO
2) СаСО 3 + 2HCl→ СаСl 2 + Н 2 О + СО 2
Задание 2 Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент изменяет число атомов только одного элемента ):
1. Fe 2 O 3 + А l → А l 2 О 3 + Fe; Mg + N 2 → Mg 3 N 2 ;
2. Al + S → Al 2 S 3 ; A1 + С → Al 4 C 3 ;
3. Al + Cr 2 O 3 → Cr + Al 2 O 3 ; Ca + P → Ca 3 P 2 ;
4. С + H 2 → CH 4 ; Ca + С → СаС 2 ;
5. Fe + O 2 → Fe 3 O 4 ; Si + Mg → Mg 2 Si;
6/.Na + S → Na 2 S; CaO + С → CaC 2 + CO;
7. Ca + N 2 → C a 3 N 2 ; Si + Cl 2 → SiCl 4 ;
8. Ag + S → Ag 2 S; Н 2 + С l 2 → НС l;
9. N 2 + O 2 → NO; СО 2 + С → СО ;
10. HI → Н 2 → + 1 2 ; Mg + НС l → MgCl 2 + Н 2 ;
11. FeS + НС 1 → FeCl 2 + H 2 S; Zn+ HCl → ZnCl 2 + H 2 ;
12. Br 2 + KI → KBr+ I 2 ; Si + HF (r) → SiF 4 + H 2 ;
1./ HCl+Na 2 CO 3 → CO 2 +H 2 O+ NaCl; KClO 3 + S → → KCl+ SO 2 ;
14. Cl 2 + KBr → KCl + Br 2 ; SiO 2 + С → Si + CO;
15. SiO 2 + С → SiC + CO; Mg + SiO 2 → Mg 2 Si + MgO
16 .
3.Что означает знак «+» в уравнении?
4. Зачем расставляют коэффициенты в уравнениях хим
Инструкция
Прежде чем приступать к самому заданию, нужно усвоить, что цифра, которая ставится перед химическим элементом или всей формулой коэффициентом. А цифра, стоящая (и чуть ) индекс. Кроме этого , что:
Коэффициент относится ко всем химическим символам, стоящим после него в формуле
Коэффициент умножается на индекс (не складывается!)
Атомов каждого элемента вступающих в реакцию веществ должно совпадать с числом атомов этих элементов, входящих в продуктов реакции.
Например, запись формулы 2H2SO4 означает 4 атома H (водорода), 2 атома S (серы) и 8 атомов O (кислорода).
1. Пример № 1. Рассмотрим горения этилена.
При сгорании органического вещества образуются оксид углерода (IV) (углекислый газ) и вода. Попробуем последовательно коэффициенты.
C2H4 + O2 => CO2+ H2O
Начинаем анализировать. В реакцию в ступило 2 атома С (углерода), а получился только 1 атом, значит перед CO2 ставим 2. Теперь их количество одинаково.
C2H4 + O2 => 2CO2+ H2O
Теперь смотрим на H (водород). В реакцию вступило 4 атома водорода, а получилось в результате только 2 атома, следовательно, перед H2O (водой) ставим 2 – теперь получилось тоже 4
C2H4 + O2 => 2CO2+ 2H2O
Считаем все атомы О (кислорода), образовавшиеся в результате реакции (то есть, после равенства). 4 атома в 2CO2 и 2 атома в 2H2O – всего 6 атомов. А до реакции всего 2 атома, значит, перед молекулой кислорода O2 ставим 3, а значит, их стало тоже 6.
C2H4 + 3O2 => 2CO2+ 2H2O
Таким образом, получилось одинаковое количество атомов каждого элемента до и после знака равенства.
C2H4 + 3O2 => 2CO2+ 2H2O
2. Пример № 2. Рассмотрим реакцию взаимодействия алюминия с разбавленной серной кислотой.
Al + H2SO4 => Al2 (SO4) 3 + H2
Смотрим на атомы S, входящие в состав Al2 (SO4) 3 - их 3, а в H2SO4 (серной кислоте) только 1, следовательно, и перед серной кислотой тоже ставим 3.
Al + 3H2SO4 => Al2 (SO4) 3 + H2
Зато теперь получилось до реакции 6 атомов H (водорода), а после реакции только 2, значит, перед молекулой H2 (водорода) ставим тоже 3, чтобы в целом получилось 6.
Al + 3H2SO4 => Al2 (SO4) 3 + 3H2
В последнюю очередь смотрим на . Так как в Al2 (SO4) 3 (сульфате алюминия) всего 2 атома алюминия, то и до реакции перед Al (алюминием) ставим 2.
2Al + 3H2SO4 => Al2 (SO4) 3 + 3H2
Теперь количество всех атомов до и после реакции совпадает. Оказалось, что расставлять коэффициенты в химических уравнениях не так и сложно. Достаточно потренироваться и все получится.
Обязательно учитывайте, что коэффициент умножается на индекс, а не складывается.
Источники:
- как элементы вступают в реакцию
- Тест по теме «Химические уравнения»
Для многих школьников написать уравнения химических реакций и правильно расставить коэффициенты нелегкая задача. Причем, главную трудность у них почему-то вызывает именно вторая ее часть. Казалось бы, ничего сложного в том нет, однако порой ученики пасуют, впадая в полную растерянность. А ведь надо всего лишь запомнить несколько простых правил, и задача перестанет вызывать затруднения.
Инструкция
Коэффициент, то есть число, стоящее перед формулой молекулы химического вещества, ко всем символам, и умножается на каждый каждого символа! Именно умножается, а не складывается! Это может показаться невероятным, но некоторые школьники складывают два числа вместо того, чтобы их перемножить.
Количество атомов каждого элемента исходных веществ (то есть находящихся в левой части уравнения) должно совпадать с количеством атомов каждого элемента продуктов реакции (соответственно, находящихся в его правой части).
Самое простое уравнение реакции:
Fe + S => FeS
Уравнение реакции нужно уметь не только записать, но и прочитать. Это уравнениев простейшем варианте читается так: молекула железа взаимодействует с молекулой серы, получается одна молекула сульфида железа.
Самое трудное в написании уравнения реакции- составить формулы продуктов реакции, т.е. образующихся веществ. Здесь правило только одно: формулы молекул строятся строго по валентности составляющих их элементов.
Кроме того, при составлении уравнений реакций надо помнить о законе сохранения массы веществ: все атомы молекул исходных веществ должны войти в состав молекул продуктов реакции. Ни один атом не должен исчезнуть или неожиданно появиться. Поэтому иногда, записав все формулы в уравнении реакции, приходится выравнивать число атомов в каждой части уравнения- расставлять коэффициенты. Вот пример:
С + O 2 => CO 2Здесь у каждого элемента одинаковое число атомов и в правой, и в левой части уравнения. Уравнение готово.
Cu + O 2 => CuO
А здесь атомов кислорода в левой части уравнения больше, чем в правой. Нужно, чтобы получилось столько молекул оксида меди
CuO , чтобы в них оказалось столько же атомов кислорода, т.е.2. Поэтому передформулой СuО ставим коэффициент2:Cu + O 2 => 2 CuO
Теперь неодинаково число атомов меди. В левой части уравнения перед знаком меди ставим коэффициент2:
2 Cu + O 2 => 2 CuO
Посчитайте, поровну ли атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения. Если да, то уравнение реакции составлено правильно.
Еще один пример: Al + O 2 = Al 2 O 3
И здесь атомов каждого элемента разное количество до реакции и после нее. Выравнивать начинаем с газа- с молекул кислорода:
1) Слева2 атома кислорода, а справа3. Ищем наименьшее общее кратное двух этих чисел. Это наименьшее число, которое делится и на2, и на3, т.е.6. Перед формулами кислорода и оксида алюминия Al 2 O 3 ставим такие коэффициенты, чтобы общее число атомов кислорода в этих молекулах было6:
Al + 3 O 2 = 2 Al 2 O 3
2) Считаем число атомов алюминия: слева1 атом, а справа в двух молекулах по2 атома, т.е.4. Перед знаком алюминия в левой части уравнения ставим коэффициент4:
4 Al + 3O 2 => 2 Al 2 O 3
3) Еще раз пересчитываем все атомы до реакции и после нее: по 4 атома алюминия и по 6 атомов кислорода.
Все в порядке, уравнение реакции составлено верно. А если реакция идет при нагревании, то над стрелкой дополнительно ставится знак t .
Уравнение химической реакции- это запись хода химической реакции с помощью химических формул и коэффициентов.
Алгоритм
Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций
Учитель химии МБОУ ОСОШ №2
Володченко Светлана Николаевна
г Уссурийск
РАССТАНОВКА КОЭФФИЦИЭНТОВ В УРАВНЕНИЯХ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
Число атомов одного элемента в левой части уравнения должно быть равно числу атомов этого элемента в правой части уравнения.
Задание 1 (для групп). Определите число атомов каждого химического элемента, участвующего в реакции.
1. Вычислите число атомов:
а ) водорода : 8NH3, NaOH, 6NaOH, 2NaOH, НзРО 4, 2H2SO4, 3H2S04, 8H2SO4;
6) кислорода : C02, 3C02, 2C02, 6CO, H2SO4, 5H2SO4, 4H2S04, HN03.
2. Вычислите число атомов: а) водорода:
1) NaOH + HCl 2)CH4+H20 3)2Na+H2
б) кислорода:
1) 2СО + 02 2) С02 + 2Н.О. 3)4NO2 + 2H2O + O2
Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций
А1 + О2→ А12О3А1-1 атом А1-2
О-2 атома О-3
2. Среди элементов с разным числом атомов в левой и правой частях схемы выбрать тот, число атомов которого больше
О-2 атома слева
О-3 атома справа
3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой части уравнения и числа атомов этого элемента в правой части уравнения
НОК = 6
4. Разделить НОК на число атомов этого элемента в левой части уравнения, получить коэффициент для левой части уравнения
6:2 = 3
Аl + ЗО 2 →Аl 2 О 3
5. Разделить НОК на число атомов этого элемента в правой части уравнения, получить коэффициент для правой части уравнения
6:3 = 2
А1+ О 2 →2А1 2 О3
6. Если выставленный коэффициент изменил число атомов еще какого-либо элемента, то действия 3, 4, 5 повторить еще раз.
А1 + ЗО 2 → →2А1 2 О 3
А1 -1 атом А1 - 4
НОК = 4
4:1=4 4:4=1
4А1 + ЗО 2 → →2А1 2 О 3
. Первичная проверка усвоения знаний(8-10 мин .).
В левой части схемы два атома кислорода, а в правой - один. Число атомов нужно выровнять с помощью коэффициентов.
1)2Mg+O 2 →2MgO
2) СаСО 3 + 2HCl→ СаСl 2 + Н 2 О + СО 2
Задание 2 Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент изменяет число атомов только одного элемента ):
1. Fe 2 O 3 + А l → А l 2 О 3 + Fe; Mg + N 2 → Mg 3 N 2 ;
2. Al + S → Al 2 S 3 ; A1 + С → Al 4 C 3 ;
3. Al + Cr 2 O 3 → Cr + Al 2 O 3 ; Ca + P → Ca 3 P 2 ;
4. С + H 2 → CH 4 ; Ca + С → СаС 2 ;
5. Fe + O 2 → Fe 3 O 4 ; Si + Mg → Mg 2 Si;
6/.Na + S → Na 2 S; CaO + С → CaC 2 + CO;
7. Ca + N 2 → C a 3 N 2 ; Si + Cl 2 → SiCl 4 ;
8. Ag + S → Ag 2 S; Н 2 + С l 2 → НС l;
9. N 2 + O 2 → NO; СО 2 + С → СО ;
10. HI → Н 2 → + 1 2 ; Mg + НС l → MgCl 2 + Н 2 ;
11. FeS + НС 1 → FeCl 2 + H 2 S; Zn+ HCl → ZnCl 2 + H 2 ;
12. Br 2 + KI → KBr+ I 2 ; Si + HF (r) → SiF 4 + H 2 ;
1./ HCl+Na 2 CO 3 → CO 2 +H 2 O+ NaCl; KClO 3 + S → → KCl+ SO 2 ;
14. Cl 2 + KBr → KCl + Br 2 ; SiO 2 + С → Si + CO;
15. SiO 2 + С → SiC + CO; Mg + SiO 2 → Mg 2 Si + MgO
16. Mg 2 Si + HCl → MgCl 2 + SiH 4
1.Что такое уравнение химической реакции?
2.Что записывают в правой части уравнения? А в левой?
3.Что означает знак «+» в уравнении?
4. Зачем расставляют коэффициенты в уравнениях хим
Легко ли расставлять коэффициенты в химических уравнениях?
Вот мои дети и доросли до химии (я классный руководитель в 8 «Б» классе). Химию чаще всего ребятам ставят на первом уроке , а в четверг у меня нет первого урока, и я попросился на урок к Валентине Ивановне «на детей посмотреть» и проверить дневники. Тема меня увлекла, в школе я любил химию, и дневники я не проверил. В очередной раз я убедился , что учащиеся чаще всего испытывают затруднения из-за того, что не видят межпредметных связей. На этом уроке химии учащиеся должны были составить химические уравнения, зная валентность химических веществ. И многие учащиеся испытали затруднения при определении числовых коэффициентов. Следующий урок химии в субботу мы с Валентиной Ивановной провели вместе.
Упражнение 1.
Запишите в виде химических уравнений следующие предложения:
А) «При обжиге карбоната кальция образуются оксид кальция и оксид углерода (IV)»; б) «При взаимодействии оксида фосфора (V) с водой получается фосфорная кислота».
Решение:
А) CaCO 3 = CaO + CO 2 - реакция эндотермическая. С этим заданием затруднений не оказалось, так как не нужно было подыскивать числовые коэффициенты. Изначально в левой и правой частях равенства по одному атому кальция по одному атому углерода и по три атома кислорода.
Б) P 2 O 5 + 3H 2 O = 2H 3 PO 4 - реакция экзотермическая. Со вторым уравнение возникли проблемы , без числовых коэффициентов не получилось верное равенство: P 2 O 5 + H 2 O → H 3 PO 4 . Очевидно , что для составления верного равенства нужно подбирать числовые коэффициенты. Если подбирать, то можно начать с фосфора: слева два атома, а справа – один, поэтому перед формулой азотной кислоты поставим числовой множитель, равный двум и тогда получим: P 2 O 5 + H 2 O → 2H 3 PO 4 . Но теперь осталось уравнять число атомов кислорода и водорода: водорода слева два атома , а справа - шесть атомов, поэтому перед формулой воды поставим числовой коэффициент, равный трём и тогда получим: P 2 O 5 + 3H 2 O → 2H 3 PO 4 . Теперь легко убедиться, что в каждой из частей уравнения равные количества и атомов фосфора и атомов водорода и атомов кислорода , следовательно, мы получили верное уравнение химической реакции: P 2 O 5 + 3H 2 O = 2H 3 PO 4 .
Второй способ: алгебраический. Предположим, что в уравнении поставили три коэффициента а, в, с , что получилось верное уравнение химической реакции: а P 2 O 5 + в H 2 O = с H 3 PO 4 . Так как в уравнении используются атомы трёх видов, то составим систему из трёх линейных уравнений с тремя неизвестными а, в и с .
Вещества, которые использовались в химической реакции: Р – фосфор; О 2 – кислород ; P 2 O 5 – оксид фосфора (V).
В) Fe 2 (SO 4) 3 + KOH → Fe(OH) 3 + K 2 SO 4 .
Вещества, которые использовались в химической реакции: Fe 2 (SO 4) 3 – сульфат железа (III); KOH – гидроксид калия; Fe(OH) 3 – гидроксид железа (III); K 2 SO 4 – сульфат калия.
Г) CuOH → Cu 2 O + H 2 O.
Решение:
2CuOH = Cu 2 O + H 2 O. Задачу по определению числовых коэффициентов решали , составляя систему уравнений:
Вещества, которые использовались в химической реакции: CuOH – гидроксид меди (I); Cu 2 O – оксид меди (I); H 2 O – вода.
Д) CS 2 + O 2 → CO 2 + SO 2 .
Решение : CS 2 + 3O 2 = CO 2 + 2SO 2 . Решали подбором коэффициентов: уравняли число атомов серы (2); уравняли число атомов кислорода (3).
Вещества, которые использовались в химической реакции: CS 2 – сульфид серы (IV); O 2 –
Вещества, которые использовались в химической реакции: FeS 2 – колчедан; O 2 – кислород; Fe 2 O 3 – оксид железа (III); SO 2 - оксид серы (IV).
Упражнение 3.
(Было предложено для решения как самостоятельная работа).
Условие:
Запишите уравнения химических реакций по следующим схемам:
А) фосфорная кислота + гидроксид натрия → фосфат натрия + вода;
Б) оксид натрия + вода → гидроксид натрия;
В) оксид железа (II) + алюминий → оксид алюминия + железо;
Г) гидроксид меди (II)→ оксид меди (II) + вода.
Ответ:
А) 2H 3 PO 4 + 6NaOH = 2Na 3 PO 4 + 6H 2 O;
Б) Na 2 O + H 2 O = 2NaOH;
В) 3FeO + 2Al = Al 2 O 3 + 3Fe;
Г) Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O.
За 10 минут 85% учащихся справились с заданием на «отлично», что приятно удивило Валентину Ивановну.