Курсовая работа: Политические системы стран мусульманского мира. Типы политической системы в современных государствах




§ 5. Политические и экономические системы стран

1. Вспомните, какие страны мира имеют наибольшую площадь территории, а также наибольшее количество населения.

2. Что означает такой показатель, как валовой внутренний продукт?

Общество, объединенное в государство, функционирует в рамках определенных политической и экономической систем. От того, в каком правовом и экономическом поле развивается государство в значительной степени зависят условия жизни населения, уровень социально-экономического развития, ее авторитет на международной арене.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. Политической системы общества называют совокупность отношений политических субъектов, которые связаны с характером власти и управления обществом, организованные на единой нормативно-ценностной основе. Наработанный на протяжении тысячелетий опыт политического взаимодействия в рамках государства сформировался в несколько основных систем В мировом масштабе доминирующей политической системой является демократия.

Демократия - Это форма правления в государстве, основанная на признании народа источником власти. Демократическая форма правления сформировалась еще в Древней Греции. Но в то время рабов и чужестранцев не включали в граждан, то есть к народу страны. То же самое касается и некоторых средневековых государств, которые назывались демократиями, но при этом достаточно большую часть общества не относили к народу, представители которого имели право голоса. Поэтому часто употребляются такие понятия, как "рабовладельческая демократия", "Феодальная демократия", "буржуазная демократия", "Социалистическая демократия" и т.п.

В современном мире достаточно часто смешиваются понятия "демократии" (народовластие) с ее конкретным проявлением - формой государственной власти, ныне наиболее распространенной в странах с рыночной и смешанной экономикой, в частности в США и странах Западной Европы. Главными признакам демократического всевластия является выборность органов власти, разделение государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, подчинение меньшинства большинства, защита прав меньшинства, наличие политических прав и свобод.

Теократия - Форма государственного правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству или главе церкви. Этот срок может выглядеть новым, впрочем ему уже более девяти веков. Его использовал еще в I в. нашей эры историк из Иерусалима Иосиф Флавий. Классическими примерами теократического формы правления является Ватикан и Бруней. Элементы теократии присутствуют в государственном правлении Ирана.

Тоталитаризм - Форма государственного правления, которая характеризуется отсутствием демократических свобод и полным контролем государства над всеми сферами жизни общества - Экономикой, религией, семьей и т.д. Тоталитаризм особенно характерно для таких диктаторских режимов XX века, как гитлеровская Германия, сталинский Советский Союз, франкская Испания. Тоталитарные режимы стремились к полному подчинению общества государству за помощью монополии на информацию, пропаганды, официальной государственной идеологии, обязательной для граждан, террора тайных служб, однопартийной системы, обязательного членства граждан в подконтрольных правящей партии массовых организациях.

В наше время тоталитарная, точнее неототалитарные форма правления характерна для Корейской Народно-Демократической Республики.

Авторитаризм - Такая форма правления в государстве, когда вся власть или большая часть власти сосредоточена в руках одного лица или группы лиц. При авторитаризме роль представительных органов власти сведена на нет или занижены. Авторитарное правление характерно для абсолютных монархий (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты ), Военных диктатур (в разные времена: Аргентина, Уругвай, Чили, Камбоджа ), Персональных тираний (в разные времена: Гаити, Никарагуа, Сомали ), вождистских режимов (Ливия, Куба ).



Основные формы политических систем

Главные признаки демократического общества: свободы - слова, творчества, вероисповедания, выбора языка межличностного общения, мирных собраний и демонстраций, союзов, организаций и политических партий, не запрещенных законом; права - на жизнь, личную свободу и безопасность, на честный и объективное рассмотрение дела в суде с соблюдением презумпции невиновности; развитое гражданское общество; независимость и беспристрастность суда; четкое соблюдение принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; развитые институты парламентаризма; сильное местное самоуправления; деполитизация силовых структур; общественный, общественный и парламентский контроль силовых структур; всеобщее, равное и прямое избирательное право.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. Экономической системой называют совокупность экономических процессов, происходящих на основе сложившихся в обществе отношений собственности и хозяйственного механизма. Главную роль в любой экономической системе играет производство вместе с отраслями распределения, обмена и потреблением. Различают несколько основных форм экономических систем : традиционная, рыночная, плановая, смешанная.


Рыночная экономика - Форма организации экономики, при которой произведен продукт становится товаром и продается на рынке. Произвольная структура, которая дает возможность покупателям вступать в контакт с продавцами, называется рынком. Рыночная экономика дает возможность людям покупать то, что они хотят, а также реализовывать изготовленные ими товары. При этом цены определяются уровнем спроса на товары и их количеством. Примерами стран с классической рыночной системой является Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт. Современная рыночная система имеет следующие признаки: различные формы собственности формирование экономики, основанной на знаниях; активное влияние государства на экономику и социальную сферу; повышенная внимание к проблемам окружающей среды; гуманизация и глобализация мировой экономики.

Традиционной системе свойственные примитивные технологии, преобладание ручного труда, решения экономических проблем по обычаям и решениями совета старейшин. Подобный тип экономики характерен для первобытных обществ, но продолжает сохраняться и сегодня в аграрных зонах Азии и Африки.


Верблюд под плугом. Индия

При плановой (или командно-административной) системе господствуют государственная собственность на экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики, централизованное экономическое планирование. Такой тип экономической системы сегодня характерен для Кубы, КНДР .

Смешанная система объединяет элементы рыночной и плановой экономических систем. Она характерна для многих современных государств, примерами которых являются США, Россия, Китай, Франция, Швеция, Япония, Великобритания .

Среди основных форм экономических систем преобладает смешанная, вобравшая эффективные элементы рыночной и плановой системы.

ТИПОЛОГИЯ СТРАН МИРА. Слушая международные новости, обратите внимание на то, что есть государства, о которых говорят каждый день и много. Это США, Франция, Германия, Россия, Китай, Япония, Великобритания, Италия, Польша, Испания, Индия . Реже вспоминают Канаду, Бразилию, Австралию, Египет . А есть страны, о которых вы можете не услышать и течение жизни: Бутан, Бруней, Белиз, Руанда, Кабо-Верде , Питкэрн или Сент-Люсия . О них информационные агентства могут вспомнить разве в контексте природных или социальных катаклизмов, курьезных случаев или чрезвычайных событий. Почему так? Ответ прост: вся дело в авторитете государства, его роли и значении в современном мире, формируются на основе многих качественных и количественных характеристик, таких, как вклад в мировую цивилизацию, количество населения, размеры территории, величина природно-ресурсного потенциала, уровень экономического развития, доля в мировом производстве или в предоставлении услуг, уровень производительности труда, индекс человеческого развития, структура экономики и многих других показателей. Согласно им различают разные типы стран.


Карта. Типы стран мира

Так, за размеру территории среди стран мира выделяют: большие , Площадью более 1 млн км 2 (Например, Россия, Канада , США ), средние , площадь которых меняется в пределах 100 тыс. - 1 млн км 2 и малые , площадью менее 100 тыс. км 2 . Отдельную группу составляют микрогосударства , площадь которых не больше 1 тыс. км 2 (Ватикан , Монако ). Украина по этому показателю занимает 44 место.

Часто основой типологии стран мира являются данные социально-экономического развития. Важнейшим экономическим показателем является валовой внутренний продукт (ВВП), составляет, как вы знаете, совокупную стоимость всех товаров и услуг, производимых и реализованных в течение года в стране. Экономическую мощь страны определяет не только общий объем ВВП, но и его величина в расчете на одного человека. Эти показатели дают возможность оценить уровень социально-экономического развития страны.

В нынешнем мире выделяется один экономический великан - США , Которые по величине ВВП преобладают Китай вдвое. К экономических лидеров относятся те страны, в которых общий объем ВВП превышает 1 трлн долл. США.

В экономически мощных государствах величина ВОВ составляет от 500 млрд до 1 трлн долл. США. К странам с средней экономической мощи относят те, в которых общий объем ВВП составляет 100 - 500 млрд долл. США. В экономически маломощных странах объем ВВП меньше 50 млрд. В этой группе есть экономические «карлики», годовой объем ВВП в которых не превышает 5 млрд долл. США. Это большинство небольших по площади островных стран, а также Бутан в Азии, Лесото , Гвинея-Бисау, Либерия, Зимбабве в Африке. Украина же на фоне мировых экономических лидеров существенно проигрывает. По экономической мощи она занимает место в середине четвертого десятка государств мира в группе стран со средним экономической мощи, между Нигерией и Австрией. По общему объему ВВП Украины уступает США более чем в 40 раз, России - В 6,5 раза, Польше - Вдвое.

Размер ВВП в расчете на одного жителя страны - более объективный показатель. Он позволяет оценить общий экономический уровень развития страны и оперировать понятиями «бедная-богатая» страна. Согласно величины этого показателя страны мира объединены в пять групп:

1) бедные , В которых на одного человека приходится менее 1 000 долл. США за год;

2) бедные - 1 - 2 999 долл. США;

3) страны среднего достатка - 3 - 9 999 долл. США;

4) зажиточные – 10 000 - 29 999 долл. США;

5) богатые - Более 30 000 долл. США (рис. 19).

Фактически все бедные и бедные страны - это страны Африки и Азии (рис. 20). Десятку самых богатых стран мира возглавляет Лихтенштейн , что в Европе. США и по этому показателю подтверждающих статус ведущей державы мира.

Согласно совокупности показателей, среди которых главными являются величины ВВП, национальный доход (часть стоимости общественного продукта, оставшаяся после возмещения материальных затрат), степень сформированности хозяйства и его управленческие структуры, а также учитывая соотношение между сферой обслуживания, аграрным и промышленным секторами экономики, страны мира делятся на четыре группы: 1) экономически развитые, 2) страны постсоциалистического развития, 3) социал1стични страны; 4) страны на пути развития (или развивающиеся страны). К каждой из указанных групп входят страны, которые имеют как общие особенности, так и значительные различия.

Экономически развитые страны , Которых около 40, занимают ведущие места в мировом хозяйстве практически по всем показателям. Это государства с развитой сферой обслуживания, многоотраслевым промышленным производством, интенсивным высокотоварным сельским хозяйством, эффективной транспортной системой и действенным социальной защитой. Именно в этих странах высокий уровень развития науки и наукоемких производств, значительное сосредоточение мирового капитала, высокий уровень жизни населения. Среди экономически развитых стран выделяют несколько групп:

· страны "большой семерки" (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада );

· малые высокоразвитые западноевропейские страны (например, Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швейцария, Австрия );

· страны переселенческого капитализма (Южная Африка, Австралия, Новая Зеландия, Израиль );

· страны со средним экономическим потенциалом (Исландия, Ирландия, Португалия, Греция, Испания, Турция, Республика Корея т.п.).

К группы стран постсоциалистического развития относятся:

· центральноевропейские и прибалтийские страны, осуществившие политические и экономические реформы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия, Хорватия, Словения, Эстония, Латвия, Литва и др.);

· молодые постсоветские государства (Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан ).

В группу социалистических стран централизованного планирования относятся Куба, КНДР, Китай.

Наиболее многочисленной группой (более 100 стран) является четвертая - страны на пути развития : Их часто называют странами «третьего мира». Среди них различают:

· страны новой индустриализации (Южная Корея, Сингапур, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Мексика, Бразилия, Аргентина, Уругвай, Чили );

· страны большого потенциала с относительно развитой экономикой (Индия, Пакистан , Венесуэла, Египет, Марокко, Тунис ).

· страны - экспортеры нефти с высоким уровнем дохода на душу населения (Саудовская Аравия , Оман, Кувейт, ОАЭ, Бруней, Катар, Ирак, Иран и др.);

· бедные страны с отсталой аграрной экономикой (Афганистан, Центральноафриканская Республика, Нигер, Зимбабве и др.).


Карта. Уровень экономического развития стран мира

Работа с картой

1. В каких регионах сосредоточены беднейшие страны мира?

2. Назовите регионы, где сосредоточены богатые страны мира.

3. К каким группам по величине ВВП в расчете на одного лицо относятся страны Южной Америки?

Вопросы и задания

1. Расскажите, какие различают основные политические системы общества. Какие из них являются доминирующими в современном мире?

2. Чем различаются между собой рыночная и плановая экономические системы? Какие формы экономических систем во свете?

Политические системы - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране. Выделяют следующие виды политических систем: 1)тоталитаризм; 2)авторитаризм; 3)демократия

Тоталитаризм - означает полный контроль государства над всей жизнью общества и над жизнью каждого человека.

Признаки тоталитарной политической системы:

1.Наличие единственной массовой партии;

2.Наличие официальной господствующей идеологии;

3.Всесторонний контроль государства за жизнью общества;

4.Культ национального вождя;

5.Массовые репрессии;

6.Подчинение экономики государству

1.Переходный, неустойчивый характер;

2.Опора на армию, бюрократию, церковь;

3.Жесткий контроль государства над определенными секторами общественной жизни;

4.Существенное ограничение прав и свобод граждан;

6.Режим не прибегает к массовым политическим репрессиям;

7.Пропагандируется образ врага.

Демократия – политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Признаки демократической политической системы:

1.Право граждан участвовать в управлении делами государства, как непосредственно, так и через своих представителей.

2.Свободные, открытые, альтернативные и всеобщие выборы.

3.Принятие важнейших властных решений по принципу большинства.

4.Равенство всех граждан перед законом.

5.Соблюдение прав меньшинства.

6.Гарантия и соблюдение прав человека.

7.Создание правового государства, подчиненного закону, политический и идеологический плюрализм.

8.Гарантия и соблюдение прав человека. Соблюдение прав меньшинства.

9.Создание правового государства, подчиненного закону, политический и идеологический плюрализм.

Расскажите о преимуществах и недостатках альтернативных источников энергии.

К альтернативным источникам энергии относят геотермальные источники, Солнце, ветер, реки, биомасса (на основе гниения органического вещества), приливы и отливы.

Солнечные электростанции (СЭС)

Преимущества : 1) Общедоступность,2) неисчерпаемость,3) экологичность, 4)стоимость энергии невысокая после восполнения затрат на строительство СЭС.

Недостатки: 1)Зависимость от погоды и времени суток,2) необходимость аккумуляции энергии, 3)необходимость строительства маневренных СЭС большой мощности, изначально высокая стоимость.


Ветровые электростанции (ВЭС)

Преимущества : 1)Экологичность, нет выбросов вредных газов в атмосферу,2) возобновляемость, 3) занимают мало места при различном ведении хозяйства рядом с ВЭС, 4) дешевый вид энергии, 5) можно использовать в труднодоступных районах, 6)скорость ветра больше 4м/с, 7)неисчерпаемость

Недостатки: 1)Нестабильность, 2)невысокий выход энергии, 3)высокая стоимость установки, 4)гибель птиц, 5)«шумовое» загрязнение

Геотермальные станции

Преимущества : 1)Неиссякаемость, 2)независимость от условий окружающей среды, времени года, суток,3) дешевый источник энергии,4) экологичный

Недостатки: 1)Необходимость закачки воды в подземные горизонты, 2)содержание токсичных металлов в воде источника, 3)нельзя сбрасывать воды в надземные источники

Преимущества: 1)Экологичность, 2)увлажнение климата,3) возобновляемость,4) доступность ресурсов, 5)неисчерпаемость

Недостатки :1)Затопление территорий, 2)разрушение экосистем, 3)исчезновение некоторых видов организмов

Биомасса

Преимущества : 1)Экологичность, 2)дешевизна, 3)использование полученных веществ в качестве энергии и удобрений, 4)уменьшение вредных газов в атмосфере, 5)уменьшение вредных запахов в районах размещения животноводческих комплексов,6) использование мусора

Недостатки :1) Складирование биогаза повышает требования к безопасности при использовании биогазовых установок

Приливные и отливные электростанции (ПЭС)

Преимущества: 1)Неисчерпаемость, 2)экологичность, 3)большая мощность, 4)низкая стоимость обслуживания, 5)не требует никаких видов топлива для запуска,6) долговечность

Недостатки: 1) Изначально высокая стоимость, 2)локализованность строительства ПЭС, 3)возможное повреждение энергоблоков при сильных волнах,4) нарушение миграции рыб, 5)производство энергии в определенное время суток, 6)производство энергии далеко от мест потребления.

По признанию многих зарубежных и российских политологов в настоящее время основной тенденцией изменения политических систем является их демократизация. Один из авторов теории «третьей волны демократизации» С. Хантингтон считает, что первая (1820–1926) и вторая (1942–1962) волны, приведшие к становлению демократических систем, соответственно, в 29 и 36 странах, закончилась своеобразными отливами, во время которых, в одном случае 6, в другом – 12 политических систем вернулись к авторитаризму. «Третья волна» демократизации, по мнению С. Хантингтона началась в 1975 г. и продолжается и в XXI в. За это время перешли от авторитаризма к демократии Греция, Португалия, Испания, Доминиканская республика, Гондурас, Перу, Турция, Филиппины, Южная Корея, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Россия, Украина и др. По мнению исследовательского центра «Дом свободы» (США) в 1996 г. из 191 страны мира 76 были демократическими, 62 – частично демократическими и 53 – недемократическими; в 1986 эти цифры составляли, соответственно, 56, 56, 55 (всего 167 стран). Следует отметить, что переход к демократии (политическая реформа) не всегда автоматически ведет к экономическому процветанию и повышению жизненного уровня, а, следовательно, и оценке населением тех преимуществ, которые несет демократия. С экономическими трудностями в условиях модернизации сталкиваются многие страны Азии, Латинской Америки, Африки, Восточной Европы, в том числе и СНГ. Ориентация на ускоренный экономический рост резко увеличивает неравенство в обществе и ослабляет демократию. Это требует от политиков определенных усилий по консолидации общества, укреплению политических институтов.

Исходя из сказанного, политические системы можно подразделить на демократические, переходные к демократии (в стадии демократизации или консолидации) и недемократические или тоталитарные.

7.1. Различия современных политических систем по принципу формирования правительства

продолжение

Комментарии

Кроме вышесказанного, политические системы различаются еще по формам правления и государственному устройству Различия по форме правления практически не оказывают воздействие на структуру и режим политической системы. Действительно, политические структуры с монархической формой правления, например, Норвегии, Дании, Швеции мало чем отличаются от политической системы республиканской Финляндии.

Гораздо большее воздействие оказывает принцип формирования правительства. По этому критерию политические системы подразделяются на парламентские республики или монархии и президентские республики, о различиях их функционирования дает представление схема 7.1.

7.2. Различия современных политических систем по принципу государственно-территориального устройства

продолжение

Комментарии

Большое значение для структуры и функционирования политической системы общества имеет также государственно-территориальное устройство (см. схему 7.2). В федеральном государстве избирается, как правило, двухпалатный парламент, так как одна из палат (обычно нижняя) представляет групповые интересы населения, а другая (верхняя) – интересы субъектов федерации (штатов, земель, республик, провинций). Хотя в некоторых унитарных государствах также существуют двухпалатные парламенты (например, Италия, Франция), но это является скорее исключением, чем правилом и объясняется не необходимостью учитывать интересы субъектов федерации, а влиянием исторической традиции, других причин. Конфедеративное государственно-территориальное устройство кроме государственных институтов обуславливает функционирование еще и союзных (конфедеративных) органов.

Итак, современные политические системы различаются по структуре и функционированию (режимам), форме правления и по государственно-территориальному устройству.

Главным документом, характеризующим политическую систему страны, является конституция. Кроме того, для анализа политической системы важное значение имеют такие основополагающие законы о политической сфере общества, как закон о выборах, закон о политических партиях (общественных организациях), закон о средствах массовой информации и др. Хотя не во всех странах считают необходимым принятие таких законов, а руководствуются конституционными правами и свободами человека, политическими традициями, нормами международного права (например, США). В других странах наоборот, имея веками наработанные законы, традиции, исторические прецеденты, не считают необходимым принимать целостный документ – конституцию, считая, что ее составляют отдельные законы, все нормы и традиции сложившиеся в политической сфере общества (например, Великобритания).

Конспект урока

Тема урока: Политические и экономические системы стран. Типология государств. Международные организации.

Цель:

Образовательная - ознакомить учащихся с понятиями «тип страны», «типология»; рассмотреть особенности современной социально-экономической типологии;

Развивающая - развить умения определять тип стран мира, пользуясь картами атласа; характеризовать страны.

Воспитательная - воспитывать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход.

Оборудование: учебник, атлас, политическая карта мира.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: стандартная.

Ход урока

І. Организационный момент.

Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.

II. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний.

Дайте ответы на вопросы.

Какая экономическая система существовала в Советском Союзе?

Какие изменения в экономике нашей стране происходили в связи с переходом на рыночную систему ведения хозяйства?

Что такое республика?

Джамахирия - это …

Монархия - это …

Монархия бывает …?

Задание 2.

Охарактеризуйте страны по приведенной таблице

Таблица 1

Страна

Историко-

географический

регион

Форма государственного устройства

Форма административно-территориального

устройства

Вариант 1. Беларусь, Соединенные Штаты Америки, Индия.

Вариант 2. Германия, Япония, Польша.

Вариант 3. Великобритания, Китай, Австралия.

Вариант 4. Италия, Россия, Франция.

IІІ. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.

Государства можно сгруппировать по разным признакам, например по форме государственного устройства, площади, численности населения. Сегодня мы попробуем объединить страны по другим признакам (критериям). Почему? Так как они расскажут не только об особенностях страны, но и раскроют связи между, казалось бы такими разными характеристиками, как занятость в разных сферах хозяйства, объемы произведенной продукции, уровень и продолжительность жизни, уровень образования.

IV. Изучение нового материала.

Сегодня различают четыре типа экономических систем: традиционную, командную, рыночную и смешанную.

Традиционная экономическая система - это такая система, при которой хозяйственные отношения строятся на основе традиций и обычаев, сложившаяся столетиями. Она сохранилась только в племенных общинах экономически развитых стран.

Командная (плановая) экономическая система основывается на государственной собственности, директивном ценообразовании, централизованном планировании и распределении.

Рыночная экономическая система - основывается на частной собственности, конкуренции, свободном ценообразовании и свободном обмене товарами.

Тип страны формирует совокупность условий и особенностей развития, которые в каких-то существенных, подчас решающих (типологических) чертах, с одной стороны, роднят ее с рядом схожих с ней стран, а с другой - выделяют из всех других. Само существование типов стран, их историческая эволюция являются результатом того, что развитие идет в странах разными темпами, в разной обстановке, в разных условиях и разными путями.

При этом нельзя выделить типы стран лишь на основании одного или нескольких важных для всех стран критериев. На первом этапе создания типологии действительно приходится проделывать огромную статистическую работу, но далее необходимо еще найти сходные черты, которые выделяют те или иные страны в обособленные группы.

Типологии бывают разные . Они учитывают большое число показателей, характеризующих уровень экономического и социального развития стран, а также исторические и политические аспекты, например, уровень развития демократии и т. п. Есть типологии, учитывающие уровень развития капитализма, уровень доходов населения и качества жизни, уровень гуманитарного развития и социального прогресса и пр.

Страны делятся на группы (классифицируют) по различным признакам. По величине территории и численности населения, выделяют крупные государства (Китай, Индия, США), средние (Франция, Украина, Турция) и малые (Бельгия, Эквадор, Ливан). Можно также выделить группу карликовых стран (Ватикан, Монако, Андорра, Лихтенштейн).

За национальным составом населения можно выделить однонациональные государства (Швеция, Япония, Польша) и многонациональные (Россия, Индия, США). Можно также выделить континентальные и островные государства и т.д.

По уровню социально-экономического развития все государства объединяются в три группы: высокоразвитые (страны Западной Европы, США, Канада, Австралия и Новая Зеландия, Япония, Южная Корея, Сингапур, Тайвань и Израиль, ЮАР); среднеразвитые (Греция, Бразилия, Аргентина, Уругвай, Мексика, Венгрия, Чехия, Чили, Беларусь, Россия, Болгария, Украина, Молдова, Латвия, Литва, Колумбия, Парагвай, Индонезия, Филиппины, Тунис, Марокко) и развивающиеся страны (Афганистан, Нигер, Сомали, Чад)

Задание.

Вспомните, что вы знаете о рыночной экономической системе и заполните таблицу «Рыночная экономическая система»

Таблица 1

Преимущества рыночной системы

Недостатки рыночной системы

Это саморегулирующая, динамическая система с внутренним порядком и закономерностями. Существуют разные виды собственности на средства производства, в том числе частная. Свобода предпринимательства. Можно заниматься любым видом деятельности, который не запрещен законом.

Объемы производства и потребления регулируются через рынок.

Цены формируются под влиянием спроса и предложения.

Предприниматели действуют в условиях конкуренции. Это позволяет рационально использовать и распределять производственные ресурсы, ориентировать производство на удовлетворение нужд потребителей, повышать качество произведенных товаров и предоставленных услуг, ускорять технический процесс, повышать производительность труда.

Имеет стихийный характер развития с чередованием спадов и пиков производства. Надо быть готовым к возможным кризисным явлениям, безработице, банкротству.

Возможно формирование монополий, которые осуществляют диктат над потребителем.

Цены на товары и услуги колеблются.

Отсутствие эффективных механизмов для решения социальных проблем.

Ограничены возможности развития фундаментальных научных исследований.

Отсутствие эффективных механизмов защиты окружающей среды.

Происходит расслоение общества, появляются бедные и богатые.

V. Закрепление изученного материала.

Задание 1.

Дайте ответы на вопросы:

Назовите виды экономических систем.

Расскажите о классификации стран по структуре занятости в областях хозяйства.

Что такое аграрная страна? Чем она отличается от индустриальной?

Назовите характерные особенности постиндустриальных стран и приведите примеры таких стран.

Сравните рыночную и командную систему экономики.

Задание 2.

Заполните таблицу «Типы государств по уровню развития»

Таблица 2

Тип государства

Подтип

Характерные особенности

Примеры стран

Задание 3.

Вопросы.

Какие факторы обусловили появление индустриальных стран?

Как вы считаете, чем обусловлена связь между показателем ВВП на душу населения и уровнем образования?

Чем вы объясните значительные отличия между развивающимися странами?

Задание 4.

Прием «Как вы думаете?»

Какие показатели социально-экономического развития, по вашему мнению, является более важным при характеристике типа стран?

Существует ли зависимость между размером территории страны и её уровнем экономического развития? Доведите свое мнение на конкретных примерах.

Почему, по вашему мнению, некоторые страны, где доход населения высокий, (например: Саудовская Аравия, Катар, Кувейт), относят к странам, что развиваються?

VI. Обобщение и систематизация знаний.

Задание 1.

Постройте диаграмму которая отображает долю стран - членов ЕС и ключевых государств в мировом ВВП.

Таблица 3

Название страны

Количество, %

США

Китай

Япония

ЕС

Другие страны

Задание 2.

Дайте ответы на вопросы.

1.Какие черты характерны для экономик стран Большой семерки?

2.На какие подгруппы подразделяются среднеразвитые страны переходной экономики?

3.Чем объясняется большое количество подтипов развивающихся стран?

4.Какие национальные интересы защищает суверенное государство?

Задание 3.

Игровая минутка "Знаете ли вы страны мира?"

1.Страна Восходящего Солнца? (Япония)

2.Страна Утренней Свежести? (Корея)

3.Страна Тюльпанов? (Нидерланды)

4.Остров Свободы или Длинная зеленая ящерица с глазами из воды и камня? (Куба)

5.Изумрудный Остров (Ирландия)

6.Поднебесная? (Китай)

7.Страна Кленового Листа?(Канада)

8.Страна Тысячи Островов? (Индонезия)

9.Страна Тысячи Озер? (Финляндия)

10.Страна Льда и Огня, или Отшельник Атлантики? (Исландия)

Задание 4.

Дайте ответы на вопросы.

1.Назовите виды экономических систем?

2.Расскажите о классификации стран по структуре занятости в областях хозяйства?

3.Что такое аграрная страна? Чем она отличается от индустриальной?

4.Назовите характерные особенности постиндустриальных стран и приведите примеры таких стран.

Задание 5.

Игровая минутка. «Кто быстрее соберем карту мира?»

Для выполнения этого задания необходима карта мира, разрезанная на прямоугольники. Задача учащихся - как можно быстрее восстановить карту в первоначальном виде.

VII. Итог урока.

Сегодня на уроке мы рассмотрели такие понятия как «тип страны», «типология». Рассмотрели особенности современной социально-экономической типологии стран и научились определять тип страны.

VIII. Домашнее задание.

§ 5 конспект. Составить кроссворд по теме. Приготовится к контрольной работе.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра социальных наук, педагогики и права

Контрольная работа по политологии

Тема № 18. Политические системы различных стран мира (на примере Великобритании).

Выполнила студентка

Учебной группы

Контрольную работу Допущенак защите

Проверил _______________ ___________________

Контрольная работа

Зачтена _________________

Калининград
2009г.

Введение………………………………………………………………………..3
1. Тип, сущность и структура политической системы страны…………….4
2. Государство в политической системе, способ его формирования и функции……………………………………………………………………..6
3. Место и рольполитических партий и других субъектов политической системы……………………………………………………………………..9
4. Региональная власть и местное самоуправление страны……………....11
Заключение…………………………………………………………………...13
Список использованных источников……………………………………….14

Введение

Политическая система общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политическихсубъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. (см. : Манов Г. Н. Государство и политическая организация общества. - М.: Изд-во “Наука”, 2004. – 25 с.)

Великобритания - страна без конституции. Порядок выборов, формирования правительства, а также прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами. Существует черновой вариант конституции,который должен заменить этот свод законов, но до окончательного претворения его в жизнь пройдет еще много времени, потому что нет единого мнения о существующей "неписаной" конституции и о том, надо ли ее изменять. Официальной конституции в Великобритании нет, ее можно собрать по кусочкам из конвенций и законодательных актов. В акте, известном под именем "Билль о правах" (1686 г.), идет речь о монаршихпривилегиях и правах наследования престола. Законы, конечно, покрывают большую часть прав человека, но парламент имеет право принимать новые законы и изменять любой из уже существующих. Нет четко ограниченной разницы между "частным" и "общественным" правом. Любой человек может подать в суд на государство или орган местного управления, чтобы защитить свои законные права и получить компенсацию запричиненный ущерб. Законы не кодифицированы, и суды придерживаются их буквального толкования во время судебных разбирательств. Ратификация договора или международной конвенции не делает их частью внутренней правовой системы. При необходимости государство изменяет государственные законы так, чтобы они соответствовали принятой конвенции.

1. Тип, сущность и структура политической системы ВеликобританииВ Великобритании не существует Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя. Правовая система функционирует на основе неписанной конституции, составленной из норм статутного права (наиболее важные среди них – Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., закон о престолонаследии 1701 г., законы о парламенте 1911 и 1949 гг.), норм общего праваи норм, представляющих собой конституционные обычаи. (см.: Каменская Г.В. Политические системы современности/ Г.В.Каменская, А.Н.Родионов. – М., 2005. – 219 с.).
Британское право состоит из общего права (common law), писаного права (statute law) и конвенций. Конвенции - это правила и обычаи, которые не имеют законной силы, но считаются абсолютно необходимыми в работе правительства. Многие изконвенций остались после исторических событий, повлиявших на формирование современной системы правительства.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту. Полномочиями он по Закону о Парламенте 1911 г. наделяется на срок не более 5 лет. Нижняя палата общин избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе. В ее состав входит 650...