Как делать деревянные ложки. Деревянная ложка своими руками. Защита от воздействия воды




Ложки - очень древний столовый прибор, без которого и сегодня не может обойтись ни одна семья во всём мире. История деревянной ложки берёт своё начало ещё в эпоху палеолита. Именно тогда люди стали использовать маленькие кусочки найденных деревянных обломков для зачёрпывания жидкой пищи. В Древней Руси и скандинавских странах прижились именно ложки. Они, как и другая посуда, были выполнены из дерева. Первое упоминание об этом столовом приборе встречается в «Повести временных лет», в описании пира князя Владимира, и датировано 996 годом. Их изготавливали из разных пород дерева: берёзы, осины и клёна.

Применение

Деревянные столовые приборы и сегодня очень удобны в быту - они очень хорошо подходят для перемешивания горячей пищи и её приготовления в посуде с антипригарным покрытием. Не стоит также забывать и о том, что дерево является экологически чистым, недорогим и распространенным материалом. Часто ручки ложек украшаются росписями. Резьба может быть примитивной, а может представлять целое произведение искусства.

И это ещё не все его достоинства, ведь в нашей стране деревянные ложки - это самобытный музыкальный инструмент. Традиции игры на нём имеют глубокие корни. Люди давно заметили, что если слегка ударить этими предметами друг об друга, можно услышать весьма приятный чистый звук. В наше время этот столовый прибор занимает важное место среди перкуссий в любом русском народном оркестре. Большое впечатление на зрителей производят ансамбли ложкарей и искусные солисты.

Изготовление

Сделать деревянные ложкиможно самостоятельно. Для этого потребует небольшой набор основных инструментов и материал. Перед началом работы нужно подготовить следующие предметы:

  • Топор.
  • Ручная древесная пила.
  • Напильник для дерева.
  • Закруглённая стамеска.
  • Рашпиль.
  • Наждачная бумага разных калибров.
  • Карандаш.
  • Сухая древесина.

Выбирая материал, лучше остановиться на таких породах, как липа, осина, ольха, берёза. Они хорошо и легко обрабатываются и не ворсятся при использовании. Для сравнения: деревянная ложка,своими рукамивыполненная из дуба, пустит трещину, а ясеневая выпустит ворсинки. Хвойные породы не применяют для изготовления предметов, соприкасающихся с пищей, потому что из-за смол блюда будут приобретать привкус горечи.

Пошаговая инструкция

Выбранный кусок бревна нужно распилить или разрубить топором пополам. На плоской стороне карандашом намечается контур предстоящего изделия. Затем пилой удаляются ненужные участки. При помощи топора следует первично придать форму внешней округлой части. Также необходимо срезать слой древесины для создания нужного угла между черпаком и рукояткой. Место их соединения следует закруглить напильником.

Следующий шаг - шлифовка. Для удаления грубых элементов можно воспользоваться наждачной бумагой крупного калибра. А чтобы деревянная ложка (своими руками сделать её не так уж и сложно) была более приятна на ощупь, завершить процесс необходимо «нулёвкой». Для большего удобства в шлифовальный элемент заворачиваем палочку.

Далее следует приступить к вырезанию углубления. При помощи стамески из заготовки выскребают небольшими кусочками древесину. Обязательно нужно следить за толщиной, чтобы она не получилась слишком маленькой. Далее нужно зачистить древесину. Для этого можно две полоски наждачки прикрепить к палке с округлым концом, расположив их крестообразно. После окончания работ готовые деревянные ложкиможно пропитать растительным маслом. Для улучшения процесса впитывания жидкость подогревают.

Массовое производство

В наши дни посуда из дерева переживает новый пик популярности. Взор людей обращается к этим кухонным элементам благодаря их природному происхождению. Отдельные энтузиасты или целые сообщества образуют даже экопоселения, кроме того, люди стараются пластиковые приборы поменять на деревянные ложки и тарелки. Поэтому большой популярностью стали пользоваться целые комплекты, выточенные на станках.

Для изготовления посуды в больших объёмах применяют токарное оборудование, стамески, резаки, ложечные ножи, щетки со стальным ворсом и многое другое. Все это напоминает инструменты для домашнего труда, только инвентарь для работы в условиях фабрики более профессионален. Если изготовление деревянных ложекпрошло без изъянов, то изделием будет очень удобно пользоваться.

Резьба

Нередко посуду из дерева украшают. Это может быть как незатейливый рисунок, так и замысловатые узоры. Все зависит от умения и желания мастера. Если у человека мало опыта в создании орнаментов, то можно обратиться к специализированным сайтам. На них в большом объёме представлены материалы различной сложности.

Если вы знаете, что работа ограничится одним или двумя изделиями, то приобретать много разного инструмента нет смысла.Используя подручные средства, также можно украсить деревянные ложки. Фотодемонстрируют различные приспособления для профессионалов. Это ножики-косячки, плоские, угловые и полукруглые стамески, клюзары, лобзик, рашпили. Однако для выполнения простого узора будет достаточно остро заточенного ножа. Лучше, если лезвие будет коротким и широким.

На необработанную рукоятку наносится рисунок карандашом (если геометрический, то с использованием линейки) или копируется орнамент с кальки. Чаще всего резьба имеет трёхгранное углубление. Для того чтобы его выполнить, нужно по сторонам от основной линии рисунка провести две вспомогательных, обозначив ширину разреза. Сначала строго вертикально прорезается основная полоса. Затем нож приставляют к боковым отметкам и делают надрезы под углом 45 градусов. Затем процедура повторяется с противоположной стороны. Вырезанная древесина сама должна выйти из получившегося паза.

Если рисунок более витиеватый, то он выполняется такими же канавками, но менее глубокими. Основной надрез ведётся по линии разметки. Для выполнения боковых срезов не обязательно прочерчивать вспомогательные контуры. Небольшие колебания формы желобка допускаются для подчёркивания рельефа изображения.

Сувениры

Как и многое другое, в наше время посуда часто является сувениром. Ложки и тарелки могут быть покрыты традиционной росписью или замысловатой резьбой, которые зачастую портятся при частом применении в быту. Чтобы придать долговечность рисунку, раскрашенные сувениры покрывают лаками. Однако такие изделия не рекомендуют применять для приготовления или употребления пищи. Их функция совершенно иная - это исключительно сувениры и предметы декора.

Процесс изготовления ложки прост и неизменен уже многие века.

Информации про ложкарное дело достаточно, что в учебниках по резьбе, что в интернете.
Однако мы не можем не осветить то, как мы делаем свои ложки.

Описание этого процесса будет своеобразным «мастер-классом» для тех, кто никогда не делал ложки сам, но хочет попробовать научиться этому.

Итак, выбираем материал. Мы в своём выборе материала для ложек пока остановились на липе (очень мягкое и приятное для резьбы дерево) и берёзе (более твёрдое, режется потяжелее, но очень красивый глянцевый срез и выразительная фактура). Ложки можно делать из разных пород дерева, будь то дуб, ольха, кедр, бук, можжевельник, черёмуха, яблоня и т.д. Каждая порода по-своему хороша. Какие-то ложечки очень лёгкие, какие-то прочней, какие-то душистее. Выбор за вами.
Наши заготовки - это сухие липовые или берёзовые брусочки 5 см на 2.5 см и длинной 24 см (это для большой ложки) и 17 см (для детской). На них наносим карандашом рисунок-очертание будущей ложки.


После топором стёсываем всё лишнее, вначале в одной плоскости затем в другой. Здесь нюанс. Можно это делать сразу ножом, но процесс будет более трудоёмкий физически. Топор быстрее и эффективнее. Чем больше обрабатываем топором, тем меньше потом усилий на доработку ножом.





Ножом доводим будущую ложку до практически полноценного вида (то же самое правило - чем лучше доведём ножом, тем меньше шлифовать).




Следующим этапом выбираем «черпало». Здесь важно не переборщить. Если выбрать слишком глубоко (ошибка начинающих), то после шлифовки стенки «черпала» получатся слишком тонкие, а это уменьшит долговечность ложки.


Ну, вот получилась ложка, только нешлифованная. При желании можно кушать уже даже такой, но мы идём дальше. Шлифуем в несколько этапов. Вначале крупной наждачкой, потом средней, затем мелкой и в конце супермелкой. Сложнее всего даётся черпало, поэтому чем чище оно выбрано, тем легче. Вот она, красивая, совсем уже готовая к применению, беленькая ложечка. Не зря ложки в такой стадии называют «бельё».
Когда мы начали заниматься вырезанием ложек. то сразу планировали чтобы этот труд не стал рутинным а был как можно более творческим, поэтому мы стали делать свои ложки как некие резные миниатюры. Для этого на готовую зашлифованную ложечку наносится рисунок (тут фантазия безгранична на уровень мастерства) и вырезается. Описывать процесс резьбы нету смысла, так как это отдельная тема.
Каждая ложечка это свой стиль, свой образ. И соответственно, разнообразные виды резьбы: рельефная, плоскостная, из неё геометрическая, орнаменты, мини скульптурки и т.д. От вида резьбы соответственно от образа самой ложки зависит, зашлифовывать ли резные элементы или нет. Иногда нужен лоск, а иногда хочется видеть, на резьбе, следы, как орудовал нож мастера.
Ну вот теперь «Стародубовская ложка» готова. Теперь у неё началась своя, именно ей данная, жизнь. Осталось обработать маслом.



Берём льняное масло, слегка его подогреваем и кладём туда ложку. Недолго пропитав, высушиваем. Некоторые ворсинки на ней вздыбливаются. Всё это зашлифовываем. Последний этап, по своей действенности, довольно относителен. Не обработанные маслом ложки служат так же надёжно(если материал сухой) с той только разницей что при первых использованиях они более шершавые но и это со временем зашлифовывается самим процессом использования. Так что если кому то нравятся чисто белые ложечки, может спокойно ими пользоваться (заранее заказав необработанные маслом).

Трудно найти более незаменимый столовый прибор чем ложка. Ей можно есть, резать, использовать как мерную посуду и в воспитательных целях, в ней можно готовить и просто выставлять в качестве украшения. А еще ведь это музыкальный инструмент! На Руси и в скандинавских странах исторически ложки делали из дерева. В нашей стране столицей ложкарного ремесла стал городок Семенов Нижегородской области. В конце позапрошлого века в Семеновском районе над изготовлением ложек трудилось около 7 тысяч человек и выпускали они более трех миллионов ложек в год. На самом деле это только на первый взгляд огромные цифры. Простая математика показывает, что производительность получается одна ложка в день на человека. Численность населения Российской Империи на тот момент составляла 129 миллионов человек. Таким образом, чтобы покрыть потребительский спрос семеновским ремесленникам потребовалось бы 43 года. Посему в каждой деревне практически в каждом доме долгими зимними вечерами мужики не только готовили к лету телеги и грабли, но и резали для семейных нужд ложки. У меня был выбор: поехать в Семенов и снять производство сувенирных хохломских ложек или же найти умельца и посмотреть на современные ложки для каждодневного пользования. Умелец, конечно же, нашелся, причем все в той же Нижегородской области. ЛОЖКА - ж. орудие для хлебанья, для еды жидкостей; хлебалка, шевырка, едалка. разливная ложка, ковш. деревянная ложка (главный промысел ниж. губ. сем. уезда) обрубается из баклуши топориком, теслится теслою, острагивается ножом и режется кривым резаком, а черенок и коковка на нем точатся пилкою, от руки. ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая; тонкая, вообще тонкой, чистой отделки. белая т. е. некрашеная, из первых рук идет 9-18 руб. асссигнаций тысяча, осиновая и березовая; кленовая крашеная до 75 руб. асссигнаций тысяча. Это маленькая выдержка из статьи про ложку в толковом словаре Даля. Статья настолько самодостаточна, что если я приведу ее полностью, то и рассказывать больше нечего будет. Так что давайте смотреть картинки и слушать нашего сегодняшнего рассказчика.
Вот и он - освоивший множество профессий, но остановившийся на ложкарном ремесле Леонид Хазов. Он действительно зарабатывает на жизнь изготовлением ложек и деревянной посуды, так что сделать о нем материал было вдвойне познавательно. А между делом я узнал много нового и интересного про этот старинный промысел.
Начинается все прозаически. Леонид берет колоду-кряж и щепит ее пополам, а потом еще на несколько полешек. Количество зависит от диаметра колоды и предполагаемого количества ложек. Одно полешко - одна ложка.
Как говорит мастер, изготовить ложку при наличии ножа и желания может любой человек. Да, первая ложка может быть страшненькой и больше походить на кривую лопатку, но функции свои выполнять сможет. Даже при ремесленном изготовлении ложек на продажу используется довольно простой набор инструментов, который можно обнаружить в любом, наверное, доме. Я отвлекаюсь на рассказ, а на картинке топором выбирается спуск к будущему черпалу. Все же знают строение ложки? Черпало, держало и перемычка.
В качестве сырья подойдет практически любое лиственное дерево. Чаще всего посуду делают из березы, осины, клена или фруктовых пород. Хвойные породы не подходят из-за своей смолистости и характерного запаха. На Руси делали ложки даже из привозной пальмы и стоили они в десять раз больше обычных. Сейчас на фото ложка в стадии, которая называется «баклуша». Эту работу делали подмастерья, а мастера доводили эти заготовки-чурбачки до ума.
С помощью шаблона на баклушу наносится контур будущей ложки. В зависимости от предназначения они бывают круглыми, овальными, плоскими, объемными. А у декоративных ложек форма ограничивается только фантазией мастера.
У каждого мастера есть свой пользующийся стабильным спросом фирменный продукт, который он делает массово на поток. У ножевиков есть определенные виды ножей, у кузнецов сувенирные цветы и подковы, не исключение и ложкари. Леонид еще лет двадцать назад скопировал советскую столовую ложку и с небольшими изменениями и усовершенствованиями эта форма так и осталась основной.
Зажав заготовку в тиски, Леонид выбирает древесину из будущей ложки. Кстати, в отличие от остальных видов резьбы по дереву, ложки режутся из сырой древесины и сушатся уже в готовом виде. Некоторые мастера специально хранят кряжи в высокой траве, так дерево не высыхает.
Топором придается форма задней части ложки.
Можно и дальше работать топориком и стесывать баклушу по бокам до придания задуманной формы, можно взять ножовку, а можно и электролобзик, что быстрее всего. Этот этап можно выполнить и с помощью ножа или стамески, вопрос только в количестве потраченного времени.
Береза практически не уступает в прочности дубу, а живет в качестве ложки намного дольше - дуб трескается. Как видите, даже при такой уже достаточно деликатной операции мастер не спешит браться за нож, а орудует топором.
Последние взмахи топором. Традиционная русская сувенирная ложка больше напоминает полусферу: глубокая, объемная и не очень удобная в использовании, похожая на половник или черпак. Тут же формы более приближены к современным классическим овальным ложкам.
До этой стадии всю работу мог сделать не очень квалифицированный подмастерье. В принципе, еще десять минут работы ножом и у вас в руке окажется вполне пригодная к использованию ложка. Вот тут-то и начинается работа мастера. Ложка должна быть не только функциональна, но и красива.
В начале поста я упоминал о производительности семеновских мастеров. На самом деле где-то в цифрах путаница, либо людей работало меньше, либо резали они не только ложки. По данным на 1905 год в Балахнинском уезде Нижегородского уезда было около 1400 ложкарей и производили они 13 миллионов ложек, т.е. 25 ложек в день на человека. Эти цифры уже похожи на правду. Леонид говорит, что один может сделать пятьдесят ложек за два-три дня, а в артелях весь процесс был разбит на этапы и разделен между работниками, что сокращало время на производство.
Впрочем, и Леонид предпочитает делать партии поэтапно: сначала заготавливает баклуши, потом обрубает на них все лишнее, а потом уже берется за нож и наждачку. Считается, что от состояния полена до готовой ложки она должна побывать в руках мастера не менее 13 раз. Не проверял, можете посчитать сами.
Ручка готова, осталось выскрести черпало. Толщина стенок 3-4 миллиметра, если делать тоньше, ложка будет легче и может быть красивей, но прослужит меньше. Чем аккуратней снято лишнее, тем проще будет потом шлифовать.
Как и в любом ремесле, времени на творчество остается мало. Если дело тебя кормит, то надо изготавливать шаблонные изделия, с реализацией которых точно не возникнет проблем. У Леонида хорошо налажен сбыт, его продукцию можно встретить в Москве и некоторых крупных российских городах. Но, конечно же, ему хочется делать что-то новое, пробовать какие-то приемы, вырезать что-то необычное. Иногда везет и поступают такие заказы, а иногда сделанное приходится продавать самому.
Вот так за разговором родилась очередная ложка. В старину со сбытом была примерно такая же ситуация. Меньше всего получали ложкари, резавшие под хозяина, потом шли те, кто сдавал ложки купцам оптом, а самый высокий доход был у тех, кто торговал своими ложками сам.
Наши ложки оправляются на просушку. Это пара дней на воздухе летом или на печке зимой. Как раз пока делается партия ложек, предыдущая успевает высохнуть. Закончим исторический экскурс. Мало кто догадывается, но спрос на деревянные ложки упал только после Второй Мировой. Тогда ее вытеснили оловянные и металлические ложки, а вместо «Ложкосоюза» было организовано объединение «Хохломская роспись».
Пока ложки сохнут, мы посмотрим на инструменты. Давно уже заметил, что чем прямее у человека руки, тем невзрачнее инструмент. Точнее, нет, не так. Чем прямее руки, тем меньше человек гонится за марками и внешним видом и тем больше ценит функциональность.
А у Леонида часть инструментов вообще самодельные. Ножи сделаны из полотна пилы, так называемая быстрорезная сталь. А много их не потому, что ломаются часто, просто Леонид готовится вести мастер-классы по резьбе и ножики будет раздавать ученикам.
А вот клюкарза из обоймы подшипника. Сталь там тоже хорошо подходит для подобного инструмента, так что остается только найти подшипник с подходящим диаметром, распилить его и приварить хвостовик. Ну и не забыть заточить конечно же.
По моей просьбе Леонид показал процесс заточки на примере полукруглой стамески. Сначала выводится угол и стесываются зазубрины на крупном камне. Тут главная хитрость не перегреть металл, может отпуститься закалка и инструмент будет испорчен.
Далее стамеска или нож затачиваются на мелком камне с постоянной подачей воды. Кромка затачивается до появления равномерного заусенца с противоположной стороны. Это если стамеска, с ножом чуть хитрее, там точить надо с двух сторон. А потом это все полируется на кожаном круге с пастой ГОИ. До убирания этого самого заусенца. Рабочему инструменту редко требуются первые две процедуры, обычно хватает правки на коже.

Заусенец с внутренней стороны поправляется мелкой наждачной бумагой, накрученной на деревяшку подходящего диаметра. По необходимости опять шлифуется на коже. В общем-то, то же самое, что и при заточке обычных ножей.
Вернемся к нашим ложкам. Раньше считалось, что у ложек три сорта обработки: лицевой, очень хороший и хороший. Мы будем делать лицевую ложку, мы ж не халтурщики какие-то!
Можно шлифовать наждачкой вручную, можно воспользоваться станком. Не знаю, чем шлифовали наши предки, но в Скандинавских странах для этих целей использовали специальный сорт хвоща.
Очень быстро ложка принимает ухоженный вид и прямо-таки просится, чтобы ее скорее доделали и положили рядом с тарелкой.

Но торопиться не стоит. Кроме того, что ложка ошкуривается в несколько этапов, снижая зернистость наждачки, есть еще один нюанс.
При использовании ложки по назначению, от воды она начинает ворситься. Это не критично в руках, но очень неприятно во рту. Поэтому после шлифовки ее мочат и сушат, а потом еще раз шлифуют. И так несколько раз.
Вот теперь ложка почти готова. Ее ручку можно украсить резьбой, а можно какой-нибудь надписью. К примеру, именем или поговоркой.
Тут тоже есть маленькая хитрость: чтобы надпись получилась ровной писать надо задом наперед, с последней буквы к первой.
И заключительный штрих - ложка пропитывается в обычном льняном масле. Более массивные изделия погружаются в масло и находятся в нем какое-то время, но ложки достаточно просто помазать кисточкой, они настолько тонкие, что пропитываются насквозь. Примерно сутки ложки сохнут и впитывают масло, потом протираются салфеткой и все, они готовы радовать своего нового хозяина.
От деревянной посуды, как и от всех деревянных вещей, сделанных руками, исходит какое-то тепло. Теперь у меня есть две ложки, думаю сделать миску или тарелку, а то и целый сервиз




Каждый может и должен вырезать деревянную ложку, так считает автор.
Он некоторое время собирал ложки со всего мира (см. Второе фото) и всегда интересовался странными ложками.
В какой-то момент он в конце концов начал делать свои собственные ложки.

Изготовление ложки методом резьбы по дереву - это длительное занятие, но в нем все же есть место для творчества. Данный материал предназначен для начинающих резчиков.



Инструменты и материалы:

Острые разделочные ножи, включая, по крайней мере, средний прямой нож и закругленный или стреловидный нож;
- кусок мягкой древесины, немного больше размера ложки;
- Наждачная бумага зернистостью 80, 120, 220 и 400 единиц;
- шлифовальный барабан малого диаметра (2,5 – 5 см);
- ручка или маркер;
- безопасная для пищевых продуктов отделка для дерева (например, воск или минеральное масло);

Дополнительные электроинструменты:

Шлифовальный станок;
- дремель;
- лобзик;
- настольная пила;

(Весь процесс может быть выполнен вручную. Автор использовал электроинструменты для создания заготовки, чтобы ускорить процесс.)

Шаг 2: Древесина

Самая важная вещь, которую нужно учитывать при вырезании ложки, - это тип дерева, которое собираетесь использовать. Несмотря на то, что при правильных инструментах и методах можно вырезать изделие практически из любого вид дерева, некоторые виды легче обрабатывать, чем другие. Так как это резьба по ложкам для начинающих, постараемся сделать все, как можно проще.

Самыми легкими в обработке видами древесины являются мягкие породы, например :

Липа
- сосна
- кедр
- красное дерево
- пихта

Твердыми породами, которые труднее обработать, являются :

Дуб
- клен
- грецкий орех
- розовое дерево
- экзотические породы
- Тик

Следуйте этим общим пунктам при выборе дерева:

Отрежьте часть дерева и посмотрите, какая древесина.
Ищите узкое, а не широкое волокно – широкое волокно рассыпается на большие части.
Для новичка самый простой способ пробовать резьбу по дереву - липа, поэтому лучше начать с неё.

Наконец, следует отметить, что древесина, как и многие из веществ, с которыми мы живем, может быть потенциальным аллергеном для определенных людей. Некоторые породы дерева, такие как кокоболо, обладают кожным и респираторным воздействием. Известно, что другие сорта, такие как вишня, в целом безопасны и инертны. Древесная пыль от практически любых пород деревьев может оказывать вредное воздействие на дыхательные пути в течение достаточно длительного периода времени.

Шаг 3: Рисунок ложки





Как только вы выбрали деревянную заготовку (автор использует вишню в приведенном ниже примере), нарисуйте очень грубый контур ложки, которую желаете вырезать. Это не должен быть подробный рисунок, так как эта схема будет использоваться только для создания бланка ложки. Рисование профиля ложки, желательно, но не обязательно.

Размер ложки
- тип головки ложки
- должна ли она помещаться во рту целиком?
- глубина вогнутой части
- толщина и высота
- целевое назначение - салат, суп и т. д.

Шаг 4: Создание бланка


Если ложка, которую вы хотите вырезать, меньше, чем деревянная заготовка, который вы выбрали, используйте настольную пилу, чтобы разрезать заготовку на более тонкую, чтобы при вырезании пришлось удалить меньше материала вручную.

Затем используйте торцовочную пилу, чтобы обрезать части древесины по длине на концах контура вашей ложки.

Это называется создание бланка.

Шаг 5: Резка деталей



Используйте лобзик, чтобы разрезать ложку вдоль контура. Желательно отрезать, как можно ближе к эскизу своей ложки.

Сделав заготовку немного больше и толще, чем намеченная готовая ложка, вы всегда можете удалить материал позже.

Шаг 6: Грубое шлифование



Этот шаг совершенно необязателен, но автор его выполнил. Он использовал ленточную шлифовальную машину, чтобы быстро закруглить края и отшлифовать до контура ложки. Все, что сделано с помощью электроинструмента, избавляет от необходимости делать это вручную на предстоящем шаге резьбы.

Шаг 7: Переходим к резьбе

Резьба вдоль ручки ложки - самое простое место для практики. Начните с маленьких частиц, удалив небольшое количество материала, вырезая от себя.

Начните удалять небольшие части материала с вершин кривых линий. Резать вниз, в выемке сложнее.
Погружение ножа по направлению вниз обычно приводит к отщеплению кусочка материала большего размера, чем предполагалось.

Превращение квадратной блочной заготовки в гладкую ложку занимает время - например, несколько часов. Так что не ждите, что ложка мгновенно примет форму. Просто медленно продвигайтесь к цели.

Шаг 8: Добавьте больше детализации

Когда ложка начнет обретать форму и вы начнете скруглять некоторые из прямых линий в заготовке, необходимо принять решения, относительно:

Толщины ручки
- как ручка должна сужаться и подходить к руке
- какой длины должна быть ручка
- насколько широкой должна быть ложка
- будет ли ложка иметь изогнутую или плоскую переднюю кромку
- толщины головки ложки

Ложка, изображенная ниже, имеет тупую прямую головку, больше похожую на лопаточку, которая хороша для того, чтобы чистить дно кастрюли... конечно, это не очень хорошая суповая ложка.


Шаг 9: Задняя часть головки ложки

Как только ручка ложки выточена, пришло время начать работать над головкой. Легче начинать с выпуклой задней части ложки, а не с вогнутой стороны.

Начните удалять материал по краям заготовки и закруглите головку ложки, чтобы сделать плавный переход от задней части ложки к ободку.

Продолжайте закруглять заднюю часть ложки и создавайте ровный непрерывный уклон.

Шаг 10: Передняя часть ложки







На вогнутой стороне ложки - используйте закругленный стреловидный нож или крючок, чтобы начать удаление материала с поверхности ложки.

Удаляйте маленькие кусочки древесины, пока не начнется образовываться небольшое углубление. Продолжайте удалять материал, выбирая древесину все ближе и ближе к внешней стенке вашей ложки.

Крючковой нож полезен для неглубокой выборки материала, но не очень хорошо работает на глубину. Вот тут пригодится стреловидный нож.

Шаг 11: Доводка шлифованием

Ложки - очень древний столовый прибор, без которого и сегодня не может обойтись ни одна семья во всём мире. История деревянной ложки берёт своё начало ещё в эпоху палеолита. Именно тогда люди стали использовать маленькие кусочки найденных деревянных обломков для зачёрпывания жидкой пищи. В Древней Руси и скандинавских странах прижились именно ложки. Они, как и другая посуда, были выполнены из дерева. Первое упоминание об этом столовом приборе встречается в «Повести временных лет», в описании пира князя Владимира, и датировано 996 годом. Их изготавливали из разных пород дерева: берёзы, осины и клёна.

Применение

Деревянные столовые приборы и сегодня очень удобны в быту - они очень хорошо подходят для перемешивания горячей пищи и её приготовления в посуде с антипригарным покрытием. Не стоит также забывать и о том, что дерево является экологически чистым, недорогим и распространенным материалом. Часто ручки ложек украшаются росписями. Резьба может быть примитивной, а может представлять целое произведение искусства.

И это ещё не все его достоинства, ведь в нашей стране деревянные ложки - это самобытный музыкальный инструмент. Традиции игры на нём имеют глубокие корни. Люди давно заметили, что если слегка ударить этими предметами друг об друга, можно услышать весьма приятный чистый звук. В наше время этот столовый прибор занимает важное место среди перкуссий в любом русском народном оркестре. Большое впечатление на зрителей производят ансамбли ложкарей и искусные солисты.

Изготовление

Сделать деревянные ложкиможно самостоятельно. Для этого потребует небольшой набор основных инструментов и материал. Перед началом работы нужно подготовить следующие предметы:

  • Топор.
  • Ручная древесная пила.
  • Напильник для дерева.
  • Закруглённая стамеска.
  • Рашпиль.
  • Наждачная бумага разных калибров.
  • Карандаш.
  • Сухая древесина.

Выбирая материал, лучше остановиться на таких породах, как липа, осина, ольха, берёза. Они хорошо и легко обрабатываются и не ворсятся при использовании. Для сравнения: деревянная ложка,своими рукамивыполненная из дуба, пустит трещину, а ясеневая выпустит ворсинки. Хвойные породы не применяют для изготовления предметов, соприкасающихся с пищей, потому что из-за смол блюда будут приобретать привкус горечи.

Пошаговая инструкция

Выбранный кусок бревна нужно распилить или разрубить топором пополам. На плоской стороне карандашом намечается контур предстоящего изделия. Затем пилой удаляются ненужные участки. При помощи топора следует первично придать форму внешней округлой части. Также необходимо срезать слой древесины для создания нужного угла между черпаком и рукояткой. Место их соединения следует закруглить напильником.

Следующий шаг - шлифовка. Для удаления грубых элементов можно воспользоваться наждачной бумагой крупного калибра. А чтобы деревянная ложка (своими руками сделать её не так уж и сложно) была более приятна на ощупь, завершить процесс необходимо «нулёвкой». Для большего удобства в шлифовальный элемент заворачиваем палочку.

Далее следует приступить к вырезанию углубления. При помощи стамески из заготовки выскребают небольшими кусочками древесину. Обязательно нужно следить за толщиной, чтобы она не получилась слишком маленькой. Далее нужно зачистить древесину. Для этого можно две полоски наждачки прикрепить к палке с округлым концом, расположив их крестообразно. После окончания работ готовые деревянные ложкиможно пропитать растительным маслом. Для улучшения процесса впитывания жидкость подогревают.

Массовое производство

В наши дни посуда из дерева переживает новый пик популярности. Взор людей обращается к этим кухонным элементам благодаря их природному происхождению. Отдельные энтузиасты или целые сообщества образуют даже экопоселения, кроме того, люди стараются пластиковые приборы поменять на деревянные ложки и тарелки. Поэтому большой популярностью стали пользоваться целые комплекты, выточенные на станках.

Для изготовления посуды в больших объёмах применяют токарное оборудование, стамески, резаки, ложечные ножи, щетки со стальным ворсом и многое другое. Все это напоминает инструменты для домашнего труда, только инвентарь для работы в условиях фабрики более профессионален. Если изготовление деревянных ложекпрошло без изъянов, то изделием будет очень удобно пользоваться.

Резьба

Нередко посуду из дерева украшают. Это может быть как незатейливый рисунок, так и замысловатые узоры. Все зависит от умения и желания мастера. Если у человека мало опыта в создании орнаментов, то можно обратиться к специализированным сайтам. На них в большом объёме представлены материалы различной сложности.

Если вы знаете, что работа ограничится одним или двумя изделиями, то приобретать много разного инструмента нет смысла.Используя подручные средства, также можно украсить деревянные ложки. Фотодемонстрируют различные приспособления для профессионалов. Это ножики-косячки, плоские, угловые и полукруглые стамески, клюзары, лобзик, рашпили. Однако для выполнения простого узора будет достаточно остро заточенного ножа. Лучше, если лезвие будет коротким и широким.

На необработанную рукоятку наносится рисунок карандашом (если геометрический, то с использованием линейки) или копируется орнамент с кальки. Чаще всего резьба имеет трёхгранное углубление. Для того чтобы его выполнить, нужно по сторонам от основной линии рисунка провести две вспомогательных, обозначив ширину разреза. Сначала строго вертикально прорезается основная полоса. Затем нож приставляют к боковым отметкам и делают надрезы под углом 45 градусов. Затем процедура повторяется с противоположной стороны. Вырезанная древесина сама должна выйти из получившегося паза.

Если рисунок более витиеватый, то он выполняется такими же канавками, но менее глубокими. Основной надрез ведётся по линии разметки. Для выполнения боковых срезов не обязательно прочерчивать вспомогательные контуры. Небольшие колебания формы желобка допускаются для подчёркивания рельефа изображения.

Сувениры

Как и многое другое, в наше время посуда часто является сувениром. Ложки и тарелки могут быть покрыты традиционной росписью или замысловатой резьбой, которые зачастую портятся при частом применении в быту. Чтобы придать долговечность рисунку, раскрашенные сувениры покрывают лаками. Однако такие изделия не рекомендуют применять для приготовления или употребления пищи. Их функция совершенно иная - это исключительно сувениры и предметы декора.