Развитие налогов в древней руси. История развития налогообложения в древней руси. Древняя таможенная система




налог реформа платеж

Финансовая система Руси начала складываться с конца IX в. в период объединения Древнерусского государства. Первые русские князья сумели объединить славянские и неславянские племена на обширных пространствах Восточной Европы. Им приходилось вести упорную борьбу с воинственными соседями. Предпринимались походы в богатую Византию. Все это сопровождалось захватом добычи, взиманием дани с покоренных и побежденных племен. Значительная часть добра князь отдавал княжеским дружинникам, составлявшим основу тогдашнего профессионального войска. Таким образом, древние дани, используемые киевскими князьями для содержания своей дружины, являлись ничем иным, как первыми в истории России налогами.

Первоначально дань взималась только с покоренных племен и зависимых народов. В дальнейшем она становиться основным источником доходов княжеской казны.

Сбор дани первыми киевскими князьями далеко не сразу приобрел регулярный упорядоченный характер. «Арабские источники IX в. рассказывают, что утвердившиеся в Киеве князья с дружиной время от времени вторгались на территорию соседних славянских племен с целью насильственного взимания всякого рода поборов».

В дальнейшем сбор дани стал все более систематическим и регулярно осуществлялся, как правило, самими князьями, которые с дружинниками периодически объезжали владения, или по их поручению это делали специально на то уполномоченными люди - данники. Такой способ взимания дани назывался «полюдьем». Но был и другой способ сбора дани «повозом», когда население само привозило дань в специально установленные места.

945 год - первый известный по письменным источникам факт сбора налогов на Руси. В "Повести временных лет" знаменитого летописца Нестора (около 1113 года) рассказано о походе киевского князя Игоря на древлян за данью. Сочтя размер затребованной с них дани непосильным, древляне оказали сопротивление Игорю. Князь был убит, дружина уничтожена. Мстя за мужа, княгиня Ольга жестоко расправилась с древлянами. Но вот что любопытно: усмирив древлян и явившись за данью в Новгород Великий, княгиня значительно поумерила свой аппетит и повела себя довольно либерально. Возможно, умная княгиня просто не рискнула бросить вызов новгородцам, самым вольнолюбивым жителям тогдашней Руси. Вскоре Ольга установила «уроки», то есть размер дани и «погосты» места для сбора дани. Таким образом, можно сказать, что восстание древлян послужило толчком для дальнейшего совершенствования системы сбора даней.

Дань как прямая подать существовала еще на протяжении XI - XIIв.в. и первой половины XIII в.

По мере упрочения государства и развития его аппарата выезды самих князей постепенно прекращались и сбор дани переходит к уполномоченным князя именуемым емцами и верниками.

Примитивные налоговые правоотношения Древнерусского государства не получили какого - либо законодательного оформления. Так, в первом своде законов - Русской Правде практически не содержится норм, регулирующих финансовые отношения в современном их понимании.

Относительно непродолжительный период централизованного Древнерусского государства в IX - XIвеках сменился феодальной раздробленностью. В этот период государственные потребности состояли в содержании верховной власти и войска.

В период феодальной раздробленности растет число городов и развиваются торговые связи. Однако основным источником обеспечения нужд земель и княжеств остается натуральное хозяйство, поэтому собираемая дань носит по преимуществу натуральный характер.

Кроме даней, поступавших в распоряжение князя и его приближенных, с XI в. известны сборы в пользу должностных лиц на местах. Так представитель князя вирник или судебный чиновник, прибывший куда-либо получал в свою пользу с местного населения провизию. Таким образом, государство предоставляло самому населению содержать различных должностных лиц при исполнении ими своих обязанностей. Такие поборы по своей сути были формой налога, хотя и не поступавшего в государственную казну. Это станет характерной чертой русской налоговой системы в дальнейшем и будет присуще ей на протяжении нескольких веков. На первых порах это оправдывалось неразвитостью государственного аппарата, отсутствием бюджета и недостатком средств в казне.

Нашествие Батыя на Русь в середине XIII в. не могло не повлиять на развитие налоговой системы, поскольку зависимость Руси и состояла именно в выплате дани ордынским ханам.

Порядок сбора налогов фактически не изменился. Основным налогом был" выход "- дань, которую русские князья платили Золотой Орде. Кроме этого, существовали такие повинности, как" ям "- обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам, содержание посла Орды вместе с многочисленной свитой.

Эти поборы лишали Русское государство возможности пополнять казну за счет прямых налогов, и главным источником внутренних доходов стали пошлины. Особые чиновники (осминники, мытники, таможенники, пошлинники и др.) систематически собирали дань с населения, значительная часть которой передавалась завоевателям. Затем эту обязанность взяли на себя князья. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» зависела от соглашений великих князей с ханами. Удельный характер княжения исключал возможность появления на Руси того времени единообразной налоговой системы.

С уничтожением татарского ига население по-прежнему продолжало платить дань теперь уже в казну князя. Все население было поделено на служилое, приносящее государству личную службу, и тяглое, обязанное ему своим имуществом.

К XIV в. в русском государстве складывается система кормлений - представление права на управление определенной территорией за службу великому князю. Поначалу «корм» (дань) в крупных поселках собирали наместники князя, в селах - волостели. Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны). Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю. Кормленщик получал доходный список «как ему корм и всякие пошлины собирать», а населению представлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочивались к определенному времени - сбору урожая.

Практика показала, что такая система малоэффективна и дорого обходится центральной власти. Во-первых, не было специалистов по сбору налогов. Во-вторых, люди, допущенные к казенным деньгам, часто стремились оставить их значительную часть в своем распоряжении. Причем чем дольше они занимали такую должность, тем сильнее становилась жажда к наживе и, соответственно росла доля, которую они присваивали. Поэтому в центре решили, что сбор налогов лучше всего поручить какому-нибудь местному, лучше выборному, органу, объединяющему население определенной территории, возложив на него коллективную ответственность за своевременность и полноту сбора установленных платежей (круговая порука). Такую роль осуществляли общины сельских жителей и органы самоуправления в городах.

С 1556 года Иваном IV проводятся реформы государственного и местного управления, которые затронули и налоговую систему государства. Существенно изменилась организационная система сбора податей. Реформы должны были уничтожить и опустошавшую страну систему кормлений, за счет предоставления широких полномочий «земским» и «губным» старостам, которые избирались населением. Главной задачей старост было выполнение поручений центрального правительства по управлению местным населением, и прежде всего сбор налогов. Решение ими местных проблем считалось второстепенным делом.

Необходимо отметить, что уже в период царствования Ионна Грозного появляется один из первых проектов по совершенствованию налоговой системы, предложенный писателем-публицистом И.С. Пересветовым.

Объединение и укрепление Российского государства в XIV-XVIIвеках стало периодом наиболее активного развития всех институтов государства и областей общественной жизни. Происходит постепенный переход от натурального менового хозяйства к товарно-денежным отношениям, разделение государственной и царской собственности, формирование и развитие единой денежной системы. Увеличивается числа государственных потребностей, удовлетворявшихся за счет специальных сборов - пошлин, податей, создающих основу формирования централизованного фонда денежных средств государства.

XVII век, по мнению В.О. Ключевского, объявил войну реформам XVIстолетия, сведя на нет идею местной самостоятельности и выборных должностей. «Коронные» чиновники - воеводы вытеснили «выборных людей» XVI века и фактически сделались бесконтрольными начальниками областей и уездов. В кругу выборного земского управления теперь остались дела финансовые, т.е. казенные сборы, и дела местные хозяйственные.

Реформой 1679-1681 гг. законодательство встало на путь изъятия посадского населения из-под контроля воевод. Налоговая реформа заменила многочисленные мелкие прямые налоги двумя податями - стрелецкой и ямской, причем стрелецкую подать, самую обременительную, взыскивали с посадских людей и черносошных крестьян Севера. На плечи посадского населения, кроме того, был положен сбор важнейших косвенных налогов, составлявших до 45 % доходов казны: таможенных и кабацких денег.

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа.

На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков.

На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика.

Третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов.

Налогообложение в Древней Руси начало складываться несколько позже, чем в Древней Греции (VII-IV вв. до Р.Х.) или в Древнем Риме (В IV-111 вв. до Р.Х.). Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. Дань взималась двумя способами:

    повозом, когда она приво­зилась в Киев,

    полюдьем, когда князья или княжеские дружи­ны сами ездили за нею.

Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Глава 1. Налогообложение Древней Руси

Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина “мыт” взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина “перевоз” - за перевоз через ре­ку, “гостиная” пошлина - за право иметь склады, “торговая” пошлина - за право устраивать рынки. Пошлины “вес” и “мера” устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина “вира” взималась за убийство, “продажа” - штраф за прочие преступления. Например, за убийство чужого хо­лопа без вины убийца платил господину цену убитого в возме­щение витков, а князю - пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или пла­тить за него виру способствовала раскрытию преступлений, пре­дотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не плати­ли в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (978 - 1054). Такая же пошлина, как за холопа, устанавли­валась за убийство чужого коня или скотины.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал “выход”, взимавшийся сначала баскаками - уполномочен­ными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чи­новников, самими русскими князьями. “Выход” взимался с каж­дой души мужского пола и с головы скота.

Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Другой способ взимания дани - откуп. Откупщиками выступали чаше всего купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличи­вая налоговый гнет на русские княжества. К ордынским налогам также относится ям (ордынская тягота, обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам).

Главным источником внутренних до­ходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет при­соединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите и его сыне Симеоне Гордом.

Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался осьмеником. Он взимал осмничее - сбор за право торговли. С XIII в. на Ру­си входит в обиход название “таможник” для главного сборщика торговых пошлин. Это слово происходит от монгольского “тамга” - деньги. У таможника имелся помощ­ник, именовавшийся мытником.

Уплата “выхода” была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой систе­мы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел дан­ные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные - для производ­ства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строи­тельство засек - укреплений на южных границах Московского государства.

Кроме дани, источником дохода казны великого князя слу­жили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, ре­ки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.

На Руси в период татаро-монгольского владычества образовалась и по­лучила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземель­ный налог. Он определялся качеством и количеством зем­ли. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней - 14, худой - 16 четей.

Для определения размера налогов служило “сошное письмо”. Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных дан­ных в условные податные единицы “сохи” и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер зависел от об­ласти, качества почвы, принадлежности земель. Сошное письмо составлял писец с, состоявшими при нем, подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Едини­цей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.

Со времени Ивана Грозного в промышленных местах рас­кладка податей стала производиться “по животам и промыслам”. Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный муж­чина был обложен меховой или пушной данью, называемой “ясак”. Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком.

Также при Иване Гроз­ном широко практиковались целевые налоги. Такими были ям­ские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги - для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон. Раскладка и взимание податей производились самими зем­скими общинами посредством выборных окладчиков. Они на­блюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно “по достатку”, для чего составлялись так называемые “окладные книги”.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и отку­пов, главными из которых были таможенные и винные. Торговые по­шлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров.

В 1571 г. была дана таможенная новгородская грамота о сбо­ре пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине. И здесь новгородцу дается преимущество перед иногородними. Грамота предупреждает о штрафах и том, что брать пошлины следует с товаров царских, митрополичьих, наместничьих, бояр­ских, с сельчан и со всех без исключения. Таможенники должны были брать поплатную пошлину по берегам реки Вол­хова с судов и плотов с плавного весу. В 1577 г. там же на Торговой стороне были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок.

В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.

Царь Алексей Михайлович (1629-1676) создал в 1655 г. Счетный при­каз. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ при­ходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства.

Полоняничная подать, которая собиралась время от времени по особому распоряжению, при Алексее Михайлови­че стала постоянной (по Уложению 1649 г.) и собиралась еже­годно “со всяких людей”. Стрелецкая подать была при Иване Грозном незначительным налогом, теперь выросла до значения одного из основных прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Развива­лись пошлины с различных частных сделок, с просьб в админи­стративные учреждения, с выдаваемых оттуда грамот - неок­ладные сборы.

Таким образом, прямые налоги “с животов и про­мыслов” поднялись до 20%. Увеличивать их стало сложно. Тогда была предпринята попытка поправить финансо­вое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повы­шен акциз на. Эту меру приме­няли и в других странах. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно. В России же соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.

Глава 2. Налогообложение Петра I

Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра Великого (1672-1725). В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным экономическим положением стра­ны. Петр предпринял усилия для подъема производительных сил. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Страна покрывалась сетью заводов и мануфак­тур. Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила про­текционистскую политику, в том числе через таможенные по­шлины. Занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой.

Промышленное развитие требовало улучшения торговли. Торговлю затрудняло состояние путей сообщения. Российским купцам Петр на­стойчиво предлагал образовывать торговые компании, объеди­нять капиталы. Все эти меры, давая крупную отдачу в буду­щем, расширяя налоговую базу, порой требовали немедленных расходов. Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стре­лецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгун­ские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Царь учредил особую должность - прибыльщиков, обязанность которых “сидеть и чинить государю прибыли”, т. е. изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков - десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. На­пример, раскольники были обязаны уплачивать двойную по­дать. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды. Сибирские жители от этой пошлины были освобождены.

До 1678 г. единицей налогообложения была “соха”, устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор. Возник способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем. Поэтому прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа. В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов до 1724 г. для обложения подушной податью.

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспе­чить справедливость налогообложе­ния, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некото­рых прежних налогов была ослаблена, причем, в первую оче­редь, для малоимущих людей.

Указом от 30 января 1699 г. торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право “буде они похотят” управляться своими выборными бурмистра­ми. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. Это был крупный шаг в области местного самоуправления. Что касается косвенных налогов, то в описываемый период большое распространение получили откупа. Правда, была еще одна попытка Петра упоря­дочить сбор косвенных налогов. Он попытался поручить их сбор подобранным для этой цели отставным офицерам и солдатам, однако успеха это не имело. В 1718 г. в каждом уезде стал выби­раться дворянами земский комиссар для сбора подушной пода­ти, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей.

Глава 3. Система налогообложения после Петра I

В России при преемниках Петра I финансы начали приходить в расстройство. В отличие от своего великого предка Елизавета (1709-1761) и Петр III (1728-1762) не делали различия между казенными и своими доходами. Отрасли торговли были превра­щены в разорительные частные монополии. Об экономии в го­сударстве перестали заботиться еще со времен Анны Иоанновны (1693-1740). Незадолго до свержения Петра III в мае 1762 г. государю было доложено: государственных доходов состоит 15 350 636 руб. 93 1/4 коп., из них расходуется:

Екатериной II (1729-1796) были отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли с 50 коп. до 30 коп. за пуд, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Упоря­дочено управление финансами, в том числе в губерниях. Предпринятые финансовые меры наряду с приобретением новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов. В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в на­логообложение купечества.Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Екатерина II преобразовала систему управления финан­сами. В 1780 г. была создана экспедиция о государственных доходах, разделенная в следующему году на четыре само­стоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взысканием недоимок, недоборов и начетов.

Налоги при Екатерине II также взимались с содержателей плотомоен и прорубей, с перево­зов, с рыбных ловель, с подвижных лодок, за запись в городовую обывательскую книгу и др. Появляются первые заемные средства в бюджетах городов и проценты со вкладов в банки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рынок и налоги – главная проблема и се­годняшнего дня. Потому, что налоги являются важным инструментом регулирования ры­ночных отношений. Сложный механизм налогообложения должен приспосабли-ваться и к новому уровню про­изводительных сил, и к постоянно изменяющейся прак­тике хозяйствования. Причем, рассматривая историю развития системы налогообложения, можно заключить, что использование налогов является инструментом выхода из тя­желых кризисных ситуаций, а также стабилиза­ции экономики и ее динамичного развития. Особенно наглядно это заметно во второй половине царствования Петра I. Доходы государства постоянно росли, и несмотря на огромные издержки, оно обходилось собственны­ми доходами и “не сделало ни копейки долгу”. Петр реорганизовал управление финансами.

Екатерина II продолжала курс Петра I на усиление местного самоуправления. Ею были отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Таким образом, императрица стремилась облегчить систему налогообложения для простых людей, что привело к упоря­доченному управлению финансами, в том числе в губерниях. Предпринятые финансовые меры наряду с приобретением новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов. В этот период укрепляются бюджеты городов.

В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русской: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в.

Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала» . Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» - т. е. с плуга или сохи.

Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а теперь стали платить по одному шлягу. Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» - за перевоз через реку, «гостиная» пошлина - за право иметь склады, «торговая» пошлина - за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» - штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение витков, а князю — пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в «Русской Правде» князя Ярослава Мудрого (ок. 978 - 1054). Интересно, что такая же пошлина, как за холопа, устанавливалась за убийство чужого коня или скотины. «Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну» . Таков же размер пошлины уплачивался за похищение бобра из ловища.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота. Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани - откуп. Откупщиками выступали чаше всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Конфликт Дмитрия Донского (1350-1389) с темником Мамаем (? - 1380) - фактическим правителем Золотой Орды, по свидетельству С.М. Соловьева, начался с того, что «Мамай требовал от Димитрия Донского дани, какую предки последнего платили ханам Узбеку и Чанибеку, а Димитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между ним самим и Мамаем; нашествие Тохтамыша и задержание в Орде сына велико-княжеского Василия заставили потом Донского заплатить огромный выход… брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду. В завещании своем Димитрий Донской упоминает о выходе в 1000 рублей» . А уже при князе Василии Дмитриевиче (1371-1425) упоминается «выход» сначала в 5000 руб., а затем в 7000 руб. Нижегородское княжество платило в это же время дань в 1500 руб. Помимо выхода или дани были и другие ордынские тяготы. Например, ям - обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой.

Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало уже почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите (?-1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353). Торговые пошлины в то время обычно были таковы: с воза пошлины - деньга, если кто поедет без воза, верхом на лошади, но для торговли - платить деньгу же, со струга (ладьи) - алтын. Когда кто начнет торговать, берется от рубля алтын. Упоминается в летописях пошлина с серебряного литья, с клеймения лошадей, гостиная, с соляных варниц, с рыбных промыслов, сторожевая, медовая, пошлина с браков и т.д. Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался «осьмеником». Он взимал осмничее - сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название «таможник» для главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга» - деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные - для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства. Именно ко времени Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается прежде всего церковь с ее землею и дворами церковнослужителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя. Далее земли каждого помещика, земли купцов, земли владыки новгородского и т.д. При описании каждого селения следует его название (погост, село, сельцо, деревня), его собственное наименование, дворы, в нем находящиеся, с поименованием хозяев. Количество высеваемого хлеба, количество скашиваемых копен сена, доход в пользу землевладельца, корм, следующий наместнику, угодья, существующие при селении. Если жители занимаются не хлебопашеством, а другим промыслом, то описание изменяется сообразно этому. Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше. Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси еще в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний определялся не только количеством земли, но и ее качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней - 14, худой - 16 четей. Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков - зависел от области, качества почвы, принадлежности земель. Сошное письмо составлял писец с состоявшими при нем подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор. Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные. Таким образом, финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца 9 века в период объединения древнерусских племен. Основной формой поборов в княжескую казну была дань.

После свержения татаро-монгольского ига податное дело было кардинально реформировано Иваном III (конец 15-начало 16). Введены русские прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины). В это время были заложены основы налоговой отчетности, введена первая налоговая декларация — сошное письмо. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы — «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.

Люди никогда не любили платить налоги. Не любят и теперь. Однако, слушая причитания граждан о непосильном налоговом бремени, историки только философски улыбаются: не видели вы, граждане, лиха. Современный налоговый инспектор входит в нашу жизнь в виде тщедушного клерка, вооруженного авторучкой и калькулятором. Ему нужна лишь небольшая толика наших денег.

Средневековый «налоговый служащий» приходил в составе хорошо вооруженной группы лиц, очень похожих на бандитов с большой дороги. Вместо авторучки у средневекового мытника (так называли сборщика налогов) был добрый меч, а вместо офисного пиджачка – клёпанная кольчуга. И забрать он мог не тринадцать, и не двадцать пять процентов доходов. Он мог забрать все, что понравилось: одежду, скотину, жену, детей. А если в плохом настроении – то и жизнь.

Налоги выросли из даней, которые побежденные племена платили победителем. Собирали эти налоги во время так называемого «полюдья». Из летописи нам известно трагически закончившееся полюдье, в которое отправился князь Игорь Старый в 945 г. Тогда он решил увеличить «налоговое бремя» на покоренное племя древлян. Пожив у них определенный срок и, видимо, основательно обобрав, он поехал было домой, но в какой-то момент его обуяла жадность, и он вернулся за добавкой.

Древляне, только что счастливо спровадившие князя, снова увидев его, удивились. И удивились совсем не по-доброму. Надо сказать, что не только налоговики Х века отличались крутостью нрава, налогоплательщики тоже были не чета нынешним. Они не выходили на одиночные пикеты и не писали истеричных постов в Фэйсбуке и Одноклассниках. Они просто привязали одну ногу князя Игоря к одному туго согнутому дереву, а другую ногу князя Игоря к другому туго согнутому дереву. После чего деревья были отпущены. Из одного цельного князя получилось две княжеские половинки.

Надо сказать, этот случай «уклонения от уплаты налогов» не прошел для них безнаказанно. Ответом было мероприятие, называемое в научной и учебной литературе «налоговой реформой княгини Ольги». Началась эта реформа, как часто бывает, с попытки убедить население, что реформа не ударит по ним слишком сильно. Объектом стали жители древлянского города Искоростня. Они были повинны в убийстве князя Игоря, поэтому опасались (как потом выяснилось, не зря), что Ольга так просто от них не отстанет. Но Ольга убедила, что хочет лишь «дань малу»: по три воробья и по три голубя со двора.

Древляне воодушевились: обычно дань брали медом и мехами, которые стоили недешево. А голуби и воробьи в те далёкие времена (впрочем, как и сейчас) были «бесплатным ресурсом». Они собрали нужное количество птичек и выдали княгине. Ольга приказала привязать к каждой трут, поджечь и отпустить. Птицы, повинуясь природному инстинкту, полетели туда, где были пойманы. На голубятни и чердаки Искоростня. Город заполыхал сразу с нескольких концов. Тушить было невозможно. Жители стали выбегать из-за городских стен. Там их встречали дружинники Ольги и методично истребляли. Тех, кто не был истреблен, обратили в рабство, а на прочих была наложена дань настоящая – тяжелая. Это был первый знаменательный шаг реформы, о которой летописец сообщил кратко:

«И устави по Мьстѣ погосты и дань, и по Лузѣ погосты и дань, и оброкы; и ловища ея суть по всей земли, и знамения и мѣста и погосты».

В дальнейшем налоговая система продолжала развиваться. От эпизодических «наездов» власть перешла к регулярному обиранию населения. Впрочем, платить налоги обязаны были не все. Бояре и дворяне не платили. Но они должны были с пятнадцати лет нести военную службу. Причем, не шутейную: военная служба в те времена была сопряжена с постоянной опасностью. Если бы современному человеку предложили: отправить своего сына в «горячую точку» или заплатить деньгами, «горячую точку» выбрали очень немногие.

Это уж потом дворянство из боевого сословия превратилось в сословие тунеядское, но в средние века им приходилось несладко.

Те, кто не служил – платили. Назывались они «тяглыми» или «подлыми» людьми. В слове «подлый» изначально негативного смысла не было. Оно означало лишь, что человек подлежит налогообложению. Причем, платить налоги государству – это была в определенном смысле привилегия. Привилегия свободных людей. Зависимые люди платили не государству, а своим хозяевам.

Изначально, со времен древнейших князей, единицей налогообложения был «дым» или «двор». Это давало возможность малоимущим уменьшать налоговую нагрузку, не расселяясь по разным дворам, а жительствуя одной большой многопоколенной семьей. Прекратил эту практику Петр I Великий, который ввел подушную подать. Теперь единицей налогообложения была «душа», т.е. лицо мужского пола.

Раз в десять-пятнадцать лет проводилась ревизия: пересчитывали всех мужчин податных сословий . И вплоть до следующей переписи человек был обязан выплачивать подать даже в том случае, если у него не было доходов. Более того, платить обязаны были даже мертвые. «Как же так, – спросит озадаченный читатель, – как же мертвый может платить?» «Очень просто», – ответит историк. Налог начислялся не индивидуально, а на крестьянскую общину. Если в селе было 159 мужчин, то налог высчитывался в целом на них на всех. И вплоть до следующей переписи не менялся.

Сначала он равнялся 74 копейкам, а к XIX веку вырос до двух рублей в год. Два рубля по тем деньгам – это было не очень много. На рубль можно было купить пару куриц или 2,5 кг. говядины. Но население было бедным. Мясо на столе большая часть видела только по праздникам. Поэтому и эти рубли были для крестьян чувствительной потерей. Подушную подать отменили в 1887 г. Тогда налоги начали платить уже и дворяне.

Наступала эпоха великих перемен. В начале ХХ века Россия погрузилась в хаос, который не смогли пережить ни русская монархия, ни дворянство, ни буква «ять». А налоги выжили. И неплохо чувствуют себя. Они, конечно, приняли к сегодняшнему дню более благообразный вид. Хотя нет-нет, а мелькнет в стеклах очков налогового инспектора отблеск пожара древнего Искоростня.

Доходные источники и финансовые затраты
Российского государства в X-XVII веках

Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века в период объединения древнерусских племен и земель. Первыми государственными образованиями были родовые общины, основывавшиеся на натуральном способе ведения хозяйства, определявшем и натуральные формы налогов и повинностей.

Основными источниками государственных доходов в тот период, равно как и на протяжении следующих столетий, являлись налоги.

Первым из них следует назвать дань, которую князь собирал с подвластных ему земель.

Первоначально размер дани не был регламентирован. Потребности князя ограничивались расходами на содержание дружины, которые в известной мере покрывались военной добычей.

Дань взималась и в период татаро-монгольского ига в пользу ордынских ханов, но несколько других видов: с ремесленников и купцов - тамга, с землевладельцев - кадлан. Татары требовали десятую часть всего имущества граждан и, соответственно, дохода государства. По азиатскому обычаю, единицей обложения была взята голова. Иными словами, вместо древнеевропейской поимущественной, была введена поголовная подать. Первоначально сбор дани татары осуществляли самостоятельно, но после народных восстаний 1290 года они предоставили сбор подати русским князьям.

С укреплением княжеской власти, расширением границ государства появляется необходимость увеличения поступлений в княжескую

казну. Если на первой стадии образования Киевской Руси, когда все функции государства сводились к обороне границ, его потребности ограничивались расходами на содержание княжеского двора и дружины, то позднее возникает необходимость в общественных постройках (города, укрепления, церкви, дороги), содержании аппарата управления, поддержании внутреннего порядка, финансировании посольств и т. д. Соответственно усложняются и формы налогов.

Кроме дани в государственную казну взимались различные пошлины, штрафы и повинности.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами ездили за нею. С XI века князья вместо себя посылают для сбора дани специальных данщиков. Единицами обложения были дым (двор) и рало (плуг), но обе эти единицы означают в сущности одно и то же: участок земли, обрабатываемый силами одного домохозяина. Предметы, которыми взималась дань в Древнерусском государстве, были сырые продукты: мед, шкуры пушных зверей, зерновой хлеб, лен, домашние животные и т. д.

Пошлины - косвенные налоги, устанавливались первоначально в целях благоустройства. Так, вес и мера взимались для покрытия расходов при взвешивании и измерении товаров в интересах торговли, мыт и перевоз - за предоставление средств или помощи со стороны государства при перевозке товаров через реку и волоки, корм-чита - пошлина с содержателей корчем, гостиная дань и торговое - пошлина за предоставление купцам мест для склада товаров и за устройство рынков.

Штрафы (виры) взимались за совершение уголовных преступлений. Например, Русская Правда содержит нормы, на основании которых при рассмотрении уголовных дел по всем видам преступлений в казну поступало 12 гривен, а при вынесении судом оправдательного приговора истец и ответчик уплачивали по 1 гривне 34 .

Повинности устанавливались преимущественно для целей военного управления, а именно: повоз - обеспечение средств передвижения для военных дружин, для княжеских данщиков и гонцов; градоделание - постройка и поправка укреплений всей волостью, постройка и починка мостов и т. д.

Средства, поступающие от сбора дани и пошлин, являлись личным доходом князя. Распределение финансовых средств между частными нуждами князей и общественными потребностями ничем не регламентировалось.

В X веке возникают и развиваются княжеские хозяйства, что приводит к переводу части податей на денежную основу. Возникновение денежных налогов стало возможным благодаря росту торговли с соседними государствами, что в свою очередь послужило основанием для возникновения пошлин с внешней торговли. Так, например, уже в первых договорах, заключенных с Византией, особо оговаривались правила торговли с целью обеспечения поступления в княжескую казну торговой пошлины.

Процесс возникновения крупных городов совпал с периодом раздробленности Киевской Руси. В XII веке Киев перестал быть столицей единого государства, которое распалось на 12 самостоятельных княжеств. Следствием раздробленности Российского государства явилось отсутствие какого-либо единообразия налоговой политики: в пределах каждого феодального княжества существовала своя налоговая система.

Налоги в большей степени оставались натуральными, денежные доходы казны по-прежнему не играли решающей роли. Значение дани в доходах государства, взимаемой с побежденных, возрастало.

В рассматриваемый период налоговые отношения князя и подданных какими-либо отдельными нормативно-правовыми актами не регулировались. Наши представления о них базируются на данных летописей, различных церковных сочинениях. Особую ценность для истории науки финансового права представляют Русская Правда 35 , договоры русских князей с Византией, "Псковская судная грамота", "Новгородская судная грамота".

В XIII веке в результате укрепления власти Московского князя дань принимает форму подати. Единицей налогообложения становится соха, которая означала не поземельную меру, а условную единицу измерения всякого имущества. В этот период в России начинает складываться система посошного обложения.

В посошную подать входил поземельный, подворовой и промысловый налоги. Так, в отношении к земле соха включала в себя: хорошей

земли - 800 четвертей, средней - 1000, худой - 1200. В городах соха включала в себя определенное число дворов: "лучших" - 40, "средних"- 80, "молодчих" - 160, "бобыльских" - 960. Относительно промыслов, например, "ез" (рыболовная перегородка в реке) приравнивался к сохе и т. д.

В 1480 году Иван III фактически заново начал создавать финансовую систему России. Все население делилось на тяглое и нетяглое. К нетяглому населению, то есть обладавшему налоговым иммунитетом, относились первоначально духовенство, служилые люди всех чинов и купцы, как русские, так и иностранцы. В случае купли или получения в дар черных земель в данную категорию попадали монастыри и церкви. Черными землями и людьми назывались те, которые были занесены в податные книги - очерненные.

Для контроля за количеством поступающей в казну дани приблизительно один раз в семнадцать лет проводилась перепись населения. Однако лишь со времен Ивана III дело кадастра ведется более правильно. Периодичность описей нарушалась тем, что они производились весьма продолжительное время, и потому, в то время как последние уезды еще переписывались, уже возникала потребность начинать новый кадастр.

Данная система, со временем изменяясь и совершенствуясь, в 1592-1593 годах преобразовалась в систему "писцовых книг" - периодических кадастров государства. Писцовые книги состояли из описания земель по количеству и качеству, населенных мест, где исчислялись дворы, по доходности земли (урожайность); повинностей в пользу местных властей и землевладельцев, сравнительных ведомостей о прибыли или убыли доходов по сравнению с прежним описанием.

Развитие местных органов управления приводит к возникновению дополнительной системы платежей. Государственное управление на местах осуществляли наместники и волостели из числа потомственных бояр, права которых регулировались жалованными грамотами. При вступлении их в должность местное население должно было заплатить "въезжие" и регулярно, трижды в год - "корм". За наместником сохранялось право вместо натурального "корма" требовать денежное содержание. Наместник также получал с населения судебные пошлины за производство суда.

С конца XIV века произвол в установлении размеров поборов с населения начинает ограничиваться уставными грамотами - "кормленщик

получает доходный список с книг, как ему корм и всякие пошлины собирать, а населению предоставлено право челобиться на злоупотребления наместников" 37 . В целом платежи с населения по системе кормлений производились в дополнение к централизованным податям.

В начале XVI века в России зарождается косвенное обложение. Возникают государственные регалии, кабацкие сборы, возрастают пошлины. Регалии, "… то есть доходные прерогативы казны, определенные отрасли производства, которые поступали в исключительное владение казны, изымались из гражданского оборота. Представляли, по сути, переходную ступень к налогам" 38 . Так, с целью увеличения доходов казны вводятся монополии государства на продажу хлеба, пеньки, ревеня, меда и т. д.

Основными расходными статьями царской казны X-XVII веков, равно как и следующих столетий, следует назвать затраты на содержание армии, государственного аппарата, царского двора.

Первоначально военные расходы, а также расходы центральных органов власти осуществлялись в натуральной форме, поскольку основные доходы поступали в государственную казну также в виде мехов, продовольствия, скота и т. д.

После освобождения от татарского ига, образования централизованного государства, а также создания относительно устойчивой денежной системы военные и другие расходы государства постепенно стали приобретать денежную форму.

Стройная система управления финансами в государстве Российском отсутствовала довольно долго, а существовавшая была весьма сложна и запутанна. Сбором налогов и пошлин занимались Печатный, Стрелецкий, Ямской и Посольский приказы. Несколько упростить эту систему попытался царь Алексей Михайлович. В 1655 году был создан Счетный приказ, ведающий сбором податей. Он занялся проверкой финансовой деятельности других приказов, анализом приходных и расходных книг, что позволило довольно точно определить структуру бюджета Российского государства того периода.

Государственный бюджет (оклад) XVII века формировался из прямых и косвенных сборов, другими словами из "окладных и неокладных

доходов" 39 . К прямым сборам, составляющим до 40 % всех доходов государственной казны, относились стрелецкая подать (на содержание стрельцов), оклады, оброчные деньги и т. д. "Неокладные доходы" составляли около 60 % средств, поступавших в государственную казну, и в основном складывались из различных государственных и судебных пошлин.

Доходы государственного бюджета 1680 года составляли 1 203 367 руб., за счет прямых налогов получено 529 482,5 руб. (44 %), за счет косвенных - 641 394,6 руб. (53,3 %). Оставшиеся 2,7 % давали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы бюджета составляли 1 125 323 рубля.

Дошедшими до нашего времени памятниками русского права, регулирующими налоговые отношения, следует назвать жалованные грамоты, которые регламентировали частные привилегии монастырей и церквей, содержащие различные иммунитеты (в том числе и налоговые); уставные грамоты - определявшие отношения наместника с жителями уезда, в том числе и порядок взимания местных налогов и пошлин; судебники и указные книги; Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 года 40 .

С целью упрощения сложной системы налогообложения в 1678- 1680 годах была проведена налоговая реформа. В результате осуществленных преобразований изменяется система прямых налогов - поземельное обложение заменяется подворным, сборы определяются не "с сохи", как было принято прежде, а "с дворового числа".

34 Пресняков А. Е. Лекции по русской истории. Киевская Русь. - М.: Наука, 1993. С. 448

35 Суд Ярослав Володимерич. Правда Русьская. Пространная редакция // Российское законодательство X-XX веков. Том 1. Законодательство Древней Руси. - М., 1984. С. 304-308.

37 Налоги и налогообложение / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. - СПб.: Питер, 2000. С. 82.

38 Налоговое право: Учебное пособие/Под ред. С. Г. Пепеляева. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. С. 25.

39 См.: Цечоев В. К. История государства и права России с древнейших времен до 1861 г. - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2000. С. 306-307.

40 Соборное уложение 1649 // Российское законодательство X-XX веков. Т. 1. - М.: Юрид. лит., 1984.