Застенчивость у детей — мой застенчивый малыш! Психологические особенности застенчивых людей




Очень часто родители испытывают достаточно серьёзное беспокойство по поводу застенчивости своего ребёнка. Незнание детской психологии и, вместе с тем, острое желание помочь своему чаду могут привести к суетливым неправильным решениям, которые принесут не пользу, а только лишь непоправимый вред.

Детские психологи полагают, что застенчивость может быть не столько наследственным качеством характера, сколько приобретённым. Многие психоаналитики считают, что застенчивым малыш может стать в результате глубокой психологической травмы, которая была приобретена в неудачных моментах общения.

Однако не все дети, выглядя стыдливыми и застенчивыми, являются таковыми. В некоторых случаях за внешними проявлениями скрываются совершенно другие причины, позволяющие дать такую характеристику ребёнку. Например, малообщительный малыш не нуждается в помощи окружающих и при этом чувствует себя весьма комфортно. Стремление быть лидером в детской компании при недостатке лидерских качеств может также вызвать отказ от общения. Некоторые дети (особенно те, которые избалованы повышенным вниманием со стороны взрослых в семье) слишком капризны, заносчивы и требуют повышенного внимания к себе. Желая показать свою власть над другими, чадо демонстрирует своё своеволие: «Не хочу – и не общаюсь! А как только захочу – тогда посмотрите!». Ну и, конечно же, проблемы речи (например, заикание) и интеллекта (малыш не может поддержать беседу, испытывает трудности при знакомстве), недостаточное внимание родителей к всестороннему развитию ребёнка могут вызывать трудности в общении.

Как же проявляется застенчивость в обыденной жизни?

Давайте, приведём некоторые примеры. Многие родители хорошо знают случаи, когда их ребёнок, выучив урок дома и отвечая его без запинки в домашней обстановке, вдруг приносит из школы единицу. Оказывается, выйдя к доске, он только краснеет и некоторое время безуспешно пытается из себя что-то извлечь. Одноклассники начинают подшучивать или нарочито вызывающе подсказывать, что ещё больше смущает ученика у доски. В результате учитель не находит ничего другого, как поставить плохую оценку.

Застенчивый ребёнок, как правило, не может постоять за себя, а потому чаще других подвержен насмешкам, издевательствам и придиркам не только со стороны одноклассников, но и детей во дворе. Будучи более способным, чем его одноклассники в рисовании, музыке, литературе, компьютерной технике и многих других сферах, из-за своей скованности он уступает более активным сверстникам. И вот результат: ребёнок отказывается идти в школу, знакомство с новыми детьми вызывает в нём страх и желание убежать или спрятаться, его иммунитет ослабляется и организм начинает страдать от различных заболеваний. Постоянными спутниками застенчивости становятся чрезмерная мнительность, замкнутость, неуверенность в своих способностях, словах, мыслях, робость, тревожность. Весь этот негативные набор со временем сказывается на общем психическом состоянии и развитии ребёнка. Если вовремя не принять меры, то заболевания в виде энуреза или ночных страхов, а также различных психосоматических заболеваний не заставят себя долго ждать.

Нельзя сказать, что застенчивость свойственна больше девочкам. Около 25% мальчиков страдают этим неприятным недугом на разных этапах своего развития. Однако у мальчиков в большей степени, чем у девочек застенчивость может вуалироваться вызывающим поведением, грубостью, хулиганскими действиями. Желая получить компенсацию своей внутренней скованности и несмелости, ощущая в этом свою некоторую ущербность, такие дети часто тянутся к компаниям, где сила, ненормативная лексика и развязное поведение становятся главным орудием в общении не только со сверстниками, но и взрослыми. В результате, в пубертатный период подростку сложно сойтись с людьми, найти верных друзей, познакомиться с понравившейся девушкой.

Если Вы замечаете у своего ребёнка признаки застенчивости, необходимо проконсультироваться с опытными психологами или психотерапевтами, которые научат его более свободному взаимодействию с окружающими.

Каким же способом можно распознать застенчивого малыша? Признаки застенчивости

Не только психологические (постоянное и безосновательное чувство вины, тревожность, смущение при общении, зависимость от чужого мнения, страх, неуверенность в своих силах), но и внешние признаки помогут вам в этом. К последним относятся: покраснение кожи на лице, потливость конечностей, учащённый пульс, нежелание смотреть в глаза, тихая речь, скованные движения, дрожь.

Неприятности, которые получает ребёнок от своей застенчивости трансформируются в неудачи и комплексы во взрослой жизни. Во что же может вылиться эта , если вовремя не принять меры и не обратиться к специалистам?

Последствия пассивности родителей в помощи ребёнку весьма плачевны. Можно выделить несколько основных:

  • контакты с людьми весьма ограничены;
  • общение с любым человеком кажется роскошью. В этом таится опасность получить стойкую психологическую зависимость и приверженность к общению только с одним человеком, назойливость и отверженность, нежелание переключиться на общение с другими;
  • неуверенность в своём мнении и неумение его выразить, что позволяет такому человеку принимать чуждое ему мнение;
  • самобичевание и постоянное чувство вины. Причиной любых неприятностей застенчивый человек назначает себя и свои действия, что заставляет его заниматься самокопанием и самоедством. В результате этого, вместо того, чтобы совершать поступки и необходимые действия, личность мучается и переживает;
  • отрицательные эмоции постоянно накапливаются, не имея полноценного выхода, и затем трансформируются в физические заболевания;
  • застенчивый человек не умеет должным образом преподнести себя, свои способности и умения, показать свою значимость. Либо делает это весьма абсурдными и неконструктивными методами. Вследствие чего он не сумеет реализоваться в жизни, добиться успеха и раскрыть свои таланты.

Таким образом, психологическая проблема ребёнка перерастает в проблему социальную. Сначала ребёнок испытывает страх при общении с незнакомыми людьми, боится не только учителей и директора, но даже одноклассников. Позже, став взрослым, усугубив свою застенчивость и не получив в нужное время помощи родителей и специалистов, он будет бояться начальства, представителей противоположного пола, не сможет стать благополучным в личной, семейной и профессиональной жизни. И вполне может статься так, что останется обречённым на одиночество.

Что нужно изменить в своём восприятии, чтобы это помогло малышу в преодолении застенчивости?

Народная мудрость разных стран имеет достаточно пословиц и выражений на тему отношения к себе. Японская пословица гласит: «Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут». Американский психолог Луиза Хей уверяет, что ребёнок будет относиться к себе точно так же, как к нему относятся его родители. Он начинает себя критиковать, сравнивать с другими, приписывать себе вину точно так же, как это делают родители по отношению к нему. Фактически, можно сказать, что сценарий жизни ребёнку пишут его родители с самого раннего возраста.

А вот и приоритеты, какие должны учитывать родители в написании жизненного сценария для своего ребёнка:

1. Развивать позитивное восприятие себя.

Ребёнок должен приниматься родителями таким, какой он есть, со всеми его позитивными и негативными качествами. Не нужно открыто критиковать и тем более сравнивать своего ребёнка с другими. Малыш должен знать, что он – индивидуальность, личность, и такого как он не существует больше на всём белом свете! А чтобы ребёнок имел чувство безопасности в общении с вами, запаситесь таким качеством, как эмпатия. То есть способностью к заинтересованному сочувствию в общении с ребёнком, сопереживанию и пониманию его проблем.

2. Формировать адекватную самооценку.

Известно, что отрицательное отношение к себе, неуважение, а порой и ненависть могут породить даже потерю смысла жизни. Наверное, во всём мире не найти родителя, который бы желал такого своему малышу.

Процесс формирования позитивной самооценки начинается с похвалы, но только за реальные достижения. Поэтому перед малышом нужно ставить такие цели, которые он способен реализовать успешно. Другими словами, нужно чаще создавать ситуации успеха и хвалить за самостоятельные решения. А вот критиковать нужно не самого ребёнка, а его поведение и действия. Например, вместо того, чтобы нервно воскликнуть: «Какой плохой мальчик!», необходимо изменить направление критики, сказав спокойно и строго: «Ты совершил очень некрасивый поступок! Попробуй это исправить».

Заинтересованные развитием адекватной самооценки у своего ребёнка родители никогда не позволят насмехаться над своим ребёнком, будут стараться устранить любые видимые недостатки (кривые зубы, проблемы кожи), которые могут вызвать чувство неполноценности.

3. Найти в личности ребёнка сильные стороны и помочь ему пользоваться своими достоинствами.

Чувство собственного достоинства позволяет найти возможность переключиться с недостатков на позитивные качества личности и научиться использовать это в конструктивном общении с людьми. Зная это, ребёнок никогда не позволит себе впасть в депрессию, потому как, признавая свои негативные качества он будет компенсировать это знанием о своих достоинствах.

Одна из главных целей родителей – воспитать независимую личность, а не вечного «удобного» ребёнка, поэтому нужно разрешать детям выражать своё несогласие с вами, отстаивать своё мнение. И кроме того, необходимо позволять иметь право на ошибку и учить её исправлять. То есть нести ответственность за свои поступки.

Не стоит контролировать каждое действие вашего малыша, ведь это может привести к неумению принимать решения, совершать выбор или самостоятельно налаживать отношения. Забудьте о том, что иногда хочется пристыдить сына или дочь (особенно в присутствии чужих людей), а также не будьте слишком озабочены реакцией окружающих на поведение своего малыша.

Ну и конечно же, самой лучше профилактикой застенчивости является пример родителей в активном общении с другими людьми. В семье должно быть достаточно много контактов со взрослыми и детьми, включающими общие праздники, спорт, совместные путешествия, походы на аттракционы, в кафе и другие мероприятия. Всё это покажет вашему ребёнку прежде всего ваше умение и удовольствие от приятного общения с людьми.

Любящие родители всегда будут стараться сделать всё возможное, чтобы их ребёнок избавился от болезненной застенчивости и таким способом откроют для него дорогу в успешное и счастливое будущее!

Советы воспитателям

по работе с застенчивым ребенком

Педагог-психолог

1. Не следует называть ребенка застенчивым и робким в его присутствии.

2. Задав вопрос или предложив ребенку участвовать в групповом мероприятии, всегда надо дождаться его реакции и только, исходя из этого, применять соответствующие действия (уговоры, стимулирование, выяснение причины отказа).

3. Если ребенок отказывается от игры с другими детьми, можно предложить ему роль наблюдателя: «Посмотри, чтобы никто друг друга не обижал».

4. Если замечено, что застенчивый ребенок что-то делает лучше других, надо этим воспользоваться и предложить ему научить этому других детей. Важно подбадривать и хвалить застенчивого ребенка, отмечая все его достижения.

5. Читая сказки, чаще обращайтесь к застенчивому ребенку с вопросами и обязательно дождитесь от него ответа.

6. Нельзя заставлять ребенка общаться с другими детьми, если он этого не желает.

7. Если видите, что сверстники игнорируют или обижают застенчивого ребенка, надо самим включиться в игру, корректировать ее и направлять.

8. В работе с детьми надо быть справедливыми, сдержанными и принимать их такими, какие они есть.

застенчивого ребенка

Педагог-психолог

МОУ «Учебно-методический центр»

1. Если к ребенку кто-то обратился с вопросом, не спешите говорить за него, надо предоставить ему возможность самому пойти на контакт.

2. Важно проигрывать с ребенком ситуации общения с другими людьми, используя ролевые игры и кукольный театр.

3. При чтении стихов и их заучивании необходимо предлагать ребенку проигрывать их это по очереди за всех героев.

4. Желательно чаще приглашать домой хорошо знакомых детей и понаблюдать, как ваш ребенок играет с гостями.

5. Выбирать игры и упражнения надо сообразно темпераменту ребенка.

6. В присутствии других людей не стоит отчитывать своего ребенка и сравнивать его с другими детьми (можно только с его собственными результатами).

7. Необходимо создать ребенку комфортные условия дома, чтобы он чувствовал себя уютно и спокойно.

8. Надо организовывать совместное проведение досугов, свободного времени , чаще отправляться на прогулки всей семьей.

Консультация

Детская застенчивость

Педагог-психолог

МОУ «Учебно-методический центр»

В психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоции страха, возникающей в определенный момент при взаимодействии малыша с другими людьми, которая впоследствии закрепляется. Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – является задачей педагога-психолога, воспитателей и родителей. И она вполне разрешима, если начать заниматься ею своевременно.

Психологи застенчивость х арактеризуют как внутреннюю позицию человека, которая предполагает слишком большое внимание к тому, что о нем думают окружающие. Другими словами, человек становится чрезмерно чувствительным к неприятию его окружающими людьми. Отсюда – желание избегать людей или ситуаций, несущих в себе потенциальную угрозу любой критики в свой адрес. Как следствие, человек предпочитает оставаться в тени, избегает общения с людьми, которое может привлечь внимание к его персоне.

Учащением пульса,

Повышением кровяного давления,

Неприятным ощущением в животе,

Усиленным потоотделением и выступающим румянцем.

Кроме того, застенчивого человека просто обуревают неприятные мысли и ощущения, он начинает слишком преувеличивать, оценивая реальность, ему все видится в черных тонах.

Некоторые психологи считают, что человек может быть генетически предрасположен к застенчивости. В качестве подтверждения своей теории они приводят такое свидетельство: уже в течение первых недель жизни дети отличаются друг от друга в эмоциональном плане. Некоторые из них все время плачут, у них очень быстро портится настроение. К тому же младенцы изначально отличаются по темпераменту и потребности в общении. Позднее эти особенности могут укорениться и превратиться в устойчивые поведенческие модели. Дети со слишком «чувствительной» нервной системой очень интенсивно реагируют на угрозы и все принимают близко к сердцу. Осторожный подход и постоянная готовность отступить в случае опасных социальных ситуаций впоследствии могут стать основной моделью поведения.

Это свидетельство врожденного происхождения застенчивости – косвенное и не очень убедительное. Дети действительно отличаются друг от друга по своим эмоциональным и коммуникативным качествам. Между тем, не было доказано, что именно более «чувствительные» дети становятся со временем застенчивыми, в то время как их «толстокожие». Вечно улыбающиеся ровесники становятся напористыми и самоуверенными людьми. Приобретенный социальный опыт позволяет дооформить генетически обусловленные поведенческие модели.

Гипотеза о генетическом происхождении застенчивости породила широко распространенное мнение о том, что застенчивость передается по наследству. И действительно, эта точка зрения подтверждается на практике: по крайней мере, один из родителей робкого и стеснительного ребенка тоже является застенчивым человеком. При этом совсем необязательно, что другие дети в этой семье тоже будут застенчивыми. Проблема заключается в том, что порой бывает сложно отличить наследственную предрасположенность к застенчивости и другие факторы, которые сами по себе могли повлиять на возникновение застенчивости у ребенка, такие как семья, школа, работа, а также культурные традиции и нормы.

Причины возникновения застенчивости:

(они берут начало в детстве и детских переживаниях, а также в том, как эти переживания воспринимаются и трактуются отдельным каждым индивидом)

· Неумение наладить общение с окружающими людьми. Такая проблема может возникнуть у детей, чьи родители не умеют собственным примером научить их быть общительными и успешно контактировать с другими людьми. Плохо находят контакт с окружающими и дети, не умеющие опыта социального общения. Жизнь в изоляции и воспитание в ограниченном кругу людей делает их неловкими в социальных контактах и прививает им боязнь новизны. Кроме того, бывает, что ребенок легко находит общий язык с взрослыми, но не умеет общаться со сверстниками. Такими бывают одаренные или единственные дети в семье, опережающие в физическом развитии ровесников или, наоборот, плохо развитые (особенно мальчики), а также дети, считающие, что они тем или иным отличаются от других.

· Сравнение со старшими сестрами и братьями, другими родственниками или ровесниками.

· Утрата привычного социального окружения, когда, например, семья постоянно переезжает с места на место ли же в связи с разводом родителей, смертью кого-то из близких, просто переводом в другую группу, школу и т. п.

Помимо страха, застенчивость почти всегда сопряжена с чувством стыда. Список причин, по которым люди обычно испытывают стыд, бесконечен: неудовлетворение собственными внешними данными, вредные привычки, чудаковатые родственники – это лишь немногие из них. Стыд делает людей неуверенными и заставляет их все время что-то скрывать от окружающих.

Таким образом, стеснительность определяется:

Низкой самооценкой;

Чувством стыда

Чувством страха.

Когда все эти факторы наличествуют и достигают высшей степени своего выражения, последствия могут быть по-настоящему разрушительными.

Дети часто запоминают ситуацию или человека, из-за которых их стали считать застенчивыми. Иногда они безропотно соглашаются с такой характеристикой, если этот ярлык на них вешает авторитетный взрослый человек (например, папа или учитель), который, конечно же, все знает лучше других.

Некоторые ситуации могут вызвать беспокойство даже у вполне уверенных в себе людей. Но они воспринимают беспокойство лишь как сигнал к более активным действиям, направленным на контролирование ситуации. Зачастую стеснение и чувство неловкости возникает под воздействием стереотипных представлений о реакции окружающих на те или иные ситуации. Поэтому одним из методов избавления от застенчивости является замена подобных представлений на другие, побуждающие человека к более конструктивным действиям.

Застенчивость вызывает огромное количество неприятных последствий, как для взрослых, так и детей:

· боязнь общения с новыми людьми, вследствие чего человек лишается потенциально приятного опыта;

· неумение бороться за свои права, выражать свое мнение и декларировать свои ценности;

· неспособность бороться с деспотизмом, застенчивые люди – конформисты по натуре;

· необъективная оценка сил и возможностей застенчивого человека со стороны окружающих;

· эгоизм, когда человек занят исключительно собой, своими переживаниями и не уделяет внимания окружающим его людям;

· неумение четко мыслить и излагать свои мысли;

· негативные переживания – депрессия, беспокойство, низкая самооценка и одиночество;

· подверженность влиянию со стороны сверстников. (Особенно когда речь идет о молодых людях. Именно под давлением ровесников они начинают курить, пить, употреблять наркотики, становятся неразборчивыми в своих связях или даже вступают в различные секты.);

· нелюбознательность: застенчивые дети не любят задавать вопросы, они не любопытны и никогда не просят помощи у взрослых и сверстников, если у них возникнут проблемы;

· недопонимание со стороны окружающих (нередко возникает ощущение, что застенчивых людей не интересует мнение окружающих или, что они ведут себя недружелюбно, порой им не доверяют, поскольку они всегда прячут глаза от собеседника. Кроме того, кажется, что такие люди как бы снисходят до общения с другими).

Застенчивость достигает своего апогея, когда человек начинает испытывать стеснение при одном воспоминании о прошлых событиях, тем самым как бы предвосхищая их повторение в будущем. В таких случаях настоящее – с его потенциальной возможностью насладиться моментом – перестает существовать. Около 10% стеснительных людей испытывают застенчивость и робость даже в полном одиночестве.

Застенчивость, пожалуй, одна из самых сложных и наиболее распространенных проблем межличностных отношений. Она способствует появлению целого ряда весьма существенных трудностей в отношениях с людьми. Застенчивые люди каждый день сталкиваются с проблемами восприятия и нахождения в социуме. Им сложно знакомиться с новыми людьми, заводить новых друзей, в ходе общения они испытывают отрицательные эмоциональные состояния, что может оттолкнуть собеседника и даже отрицательно настроить, они имеют сложности в выражении своего мнения, излишне сдержанны, не умеют себя подать, скованны в обществе людей и пр.

Эта особенность, как и большинство психологических проблем, своими корнями уходит в детство . Наблюдения, проведенные психологами, показали, что застенчивость появляется у детей уже в трехлетнем возрасте и может сохраняться все дошкольное детство. Практически все детки, которые вели себя застенчиво в возрасте трех лет, сохранили данное качество и до школы. На протяжении дошкольного периода виды и формы застенчивости тоже претерпевают изменения. В младшем дошкольном возрасте застенчивость проявляется слабее всего, в пятилетнем возрасте возрастает и вновь сокращается к семи. На пятом году жизни увеличение признаков застенчивости имеет характер возрастного феномена. Появившись в этот период, это качество может остаться устойчивой чертой личности, омрачая и усложняя жизнь человека. Очень важно распознать эту черту вовремя и постараться остановить ее развитие.

У застенчивых детей в поведении, обычно, отражается борьба противоположных тенденций: с одной стороны ребенок, в силу своей любознательности и контактности, желает подойти к взрослому незнакомому человеку, и начинает движение к нему, однако по мере приближения шаги замедляются и ребенок останавливается, он может обойти человека стороной или вернуться назад. Подобное поведение называют амбивалентным.

Во время общения с посторонними людьми или при встрече с новыми обстоятельствами ребенок испытывает острый эмоциональный дискомфорт. Его признаки проявляются в неуверенности, крайней робости, напряжении, выражении страха или тревоги. В большинстве случаев дети боятся любых публичных выступлений, их может напугать даже необходимость отвечать на вопросы воспитателя или педагога на занятиях.

Эти особенности можно увидеть, наблюдая за поведением ребенка. Детей, у которых они слишком часто проявляются и явно выражены, особенно в безопасных ситуациях относят к группе застенчивых.

Анализ специалистов показывает, что таких детей отличает высокая чувствительность к оценке взрослого (как ожидаемой, так и реальной). У застенчивых ребятишек наблюдается обостренное ожидание оценки и восприятие. В случаях, когда возникают трудности, он нерешительно смотрит в глаза взрослому, стесняясь при этом попросить помощи. Особенно застенчиво ребенок ведет себя в тех ситуациях, в которых ожидает неуспеха. Удача обычно успокаивает и вдохновляет их, однако при малейшем замечании возникает замедление деятельности и новый всплеск смущения и робости. Преодолевая внутреннее напряжение, ребенок робко улыбается, слегка ежится и тихо говорит: «Не получается». С одной стороны ребенок неуверен в положительной оценке взрослого, с другой признает правильность собственных действий. Застенчивость проявляется в желании привлечь к себе внимание с одной стороны и страха оказаться в центре внимания, выделиться среди сверстников, с другой. Эта черта очень ярко проявляется при первой встрече ребенка с взрослым, а также в начале их совместной деятельности.

Все трудности в общении ребенка с другими людьми тесно связаны с восприятием отношений других и его отношением к себе . Когда ребенок ожидает критического отношения со стороны взрослых это и определяет его смущение и робость. Особенно это заметно при общении ребенка с малознакомыми или незнакомыми людьми, чье отношение к нему неизвестно. Неизвестность оценки взрослого практически парализует ребенка, поэтому он старается избежать этой ситуации, или переключить внимание собеседника на что-то другое. Не решаясь открыто получить поддержку, дети прибегают к весьма своеобразному способу усиления своего Я, приносят, например, с собой на занятие любимую игрушку, прижимая ее к себе в случае затруднения.

Но надо отметить, что уровень умственного развития таких детей ни в чем не уступает сверстникам , наоборот, зачастую застенчивые дети справляются с заданиями гораздо лучше их незастенчивых ровесников. Однако в случае негативной оценки или неудачи менее настойчивы в достижении результата. Эти дети чрезвычайно остро переживают оценки взрослого, особенно если они отрицательны, тем самым парализуя и общение, и практическую деятельность ребенка. Незастенчивый ребенок в такой ситуации стремится к активному поиску ошибки и пытается привлечь внимание взрослого, застенчивый же дошкольник внешне и внутренне сжимается, испытывая чувство вины за неумелость, и не решается обратиться за помощью.


Повышенная тревога часто заслоняет содержание и общение совместной деятельности. Уважение и признание выступают в качестве главных, заслоняя собой деловые и познавательные интересы, препятствуя реализации способностей и общению. Болезненное переживание своего собственного Я, своей уязвимости, постоянно ограничивает, сковывает ребенка, не давая ему возможности выразить свои переживания, открыто проявить свои превосходные способности. Однако в тех ситуациях, когда ребенок отвлекается и «забывает о себе», он такой же общительный и открытый, как его не слишком стеснительные ровесники.

Подведем итог. Застенчивый ребенок, стремится к общению с другими людьми и доброжелательно относится к ним, в то же время он не решается проявлять свои потребности и себя. Причина подобных нарушений заключается в характере отношения ребенка к себе самому. Ребенок, как известно, имеет достаточно высокую самооценку, считает себя очень хорошим, и в то же время сомневается в доброжелательном отношении других, особенно незнакомых ему людей. Неуверенность застенчивого ребенка блокирует его инициативу, не дает возможности удовлетворять имеющиеся потребности в полноценном общении, раскрытии собственных талантов и в совместной деятельности в полной мере.

Юлия Бондаренко, педагог сети семейных центров "Азбука для родителей".

Симптомы застенчивости у детей разного возраста. Главные причины возникновения и современные способы решения данной проблемы. Роль родителей в развитии и лечении синдрома. Советы ребенку по избавлению от застенчивости.

Содержание статьи:

Застенчивость у ребенка - это состояние психического здоровья и его поведение среди окружающих, главными характеристиками которого являются робость, нерешительность, стеснительность, боязливость и скованность. Чаще всего впервые проявляется ещё в раннем возрасте и придает детям такие черты, как скромность, послушность, сдержанность. Так создаются маски, за которыми почти не видно сущности, истинного характера ребенка, а также тормозится его становление в обществе как личности.

Причины развития застенчивости у детей


Известно, что детская психика является ещё полностью не сформированной системой. Такая несовершенность делает ребенка уязвимым по отношению даже к самым, казалось бы, мелочным ситуациям. Вследствие этого головной мозг генерирует активацию многих защитных реакций, среди которых стеснительность, скрытность и неуверенность.

Различают несколько главных причин застенчивости у детей:

  • Генетическая предрасположенность . На сегодняшний день в силу проведения многих научных исследований было доказано, что наследственность достаточно часто является главным и единственным пусковым фактором в развитии такого состояния. Накопление различных мутаций в ряду поколений ставит под угрозу каждого ребенка, рождающегося в будущем. В таком случае говорят почти о стопроцентной склонности.
  • Природные факторы . Здесь стоит упомянуть наличие у каждого человека специфического типа нервной системы. Считается, что именно интроверты (скрытные и замкнутые) наиболее подвержены развитию такого качества, как застенчивость. Люди с меланхолическим и флегматическим типами темперамента также становят огромную группу риска, но и их отсутствие также не исключает возможности его заполучить. Исследования гласят, что чрезмерная активность в детском возрасте, которую пресекли однажды, может вылиться в застенчивость далее.
  • Социальная среда . В эту группу включают всевозможные связи ребенка с окружающим миром. Конечно, же самым важным является воспитание в семье. Основными проблемами выступают повышенная опека или, наоборот, отдаленность от душевных проблем чада. Родители не в состоянии обеспечить моральный комфорт и поддержку, решая всё за него или не интересуясь им вовсе. В этом случае застенчивость формируется стойкой и может сопровождать всю жизнь. Бывает, что причина скрывается в отношении сверстников. Чрезмерная агрессивность или активность других детей может подавить желание к общению с ними.
  • Нарушение адаптации . Каждые несколько лет в жизни ребенка он переживает какие-либо приспособительные реакции - к ползанию, ходьбе, самостоятельному уходу за собой, посещению садика, школы и многих других заведений. По мере их возникновения формируются положительные и отрицательные черты характера, которые воспитывают в ребенке умение сопротивляться внешнему воздействию. Если такой процесс пройдет неудачно, это может привести к развитию неуверенности, нерешительности и застенчивости.
  • Соматическая патология . Имеется ввиду наличие заболеваний внутренних органов, признаки которых могут отличать ребенка в кругу остальных детей. Чаще всего это наличие каких-либо патологий развития, следов от ожогов, обморожений, ранений, которые оставили следы на теле. Очень часто это становится причиной излишнего внимания или даже дразнения. Также такую реакцию можно отследить на детей-инвалидов. Ввиду этого, чтобы ограничить себя, малыш закрывается, отдаляется от окружающих, меньше разговаривает и большую часть времени предпочитает оставаться наедине.
  • Неправильное воспитание . Родительское влияние в первую очередь формирует ребенка как отдельную личность. Если его оказывается слишком много, чрезмерная опека приводит к полной несамостоятельности и нерешительности в последующем. Также, если материнская опека становится более жесткой и требовательность к детям превышает их возможности, возникает комплекс неполноценности. Такой ребенок замыкается и считает себя недостаточно хорошим для проявления в обществе.

Основные симптомы застенчивости у ребенка


Необходимо начать с того, что застенчивый ребенок действительно страдает. Ведь это состояние руководит им во всех жизненных ситуациях. Он не может чувствовать себя комфортно нигде и ни с кем. Постоянное ощущение неуверенности и трусости преследует каждый день. К сожалению, многие родители, пытаясь помочь, только усугубляют ситуацию. Ведь первым делом они решают отстранить ребенка от принятия решений и делают это самостоятельно. Как результат на него сваливается ещё больше неполноценности и неуверенности.

Чтобы знать, как помочь ребенку преодолеть застенчивость, нужно усвоить несколько её признаков. Среди них:

Обратите внимание! Очень часто перечисленные признаки не считают тревожными и принимают за капризы ребенка, наказывая его за это. В результате такого обращения ещё больше угнетается состояние малыша.

Как бороться с застенчивостью у ребенка

Чтобы добиться какого-либо результата, необходимо понять, что застенчивость - это всё-таки не просто черта характера, а патологическое состояние. Только после осознания этого можно приступать к поиску путей решения этой проблемы. Искать их стоит незамедлительно, ведь каждый прожитый день с таким мышлением подводит ребенка к самостоятельному выходу из ситуации. Часто это уход из дома или даже попытки суицида. Коррекция застенчивости у детей требует комплексного подхода с привлечением как их самих, так и окружения.


Мама и папа - это первые и самые главные советчики в жизни ребенка. Именно с них он списывает большинство манер поведения, и они же производят коррекцию его собственных. Очень важно, чтобы родители следили за психоэмоциональным состоянием детей и помогали им адаптироваться к новым этапам в жизни. Особенно это необходимо, если их чадо испытывает трудности в общении и реализации себя как личности.

Чтобы знать, как преодолеть застенчивость у ребенка, нужно придерживаться следующих советов:

  • Не ругать . Крик спровоцирует ещё большую скрытность и стеснительность. Дети будут чувствовать себя виноватыми за такое поведение и в будущем не придут к родителям за советом или помощью. Это только усугубит ситуацию и сузит круг доверия до его полного отсутствия. Такое поведение заставит ребенка замкнуться в себе, и вывести его из такого состояния будет намного сложнее.
  • Интересоваться личной жизнью . Дети в современном мире - это маленькие взрослые. Не стоит думать, что с ними не о чем говорить. Эти маленькие человечки вмещают в себе огромный внутренний мир переживаний и забот, с которыми они не могут ещё справиться в одиночку. Нужно найти правильный подход к ребенку, расспрашивать, о чем он думает, почему совершает то или иное действие, с кем дружит и о чем грустит. Это очень важно. Если вы сумеете стать ему не только родителем, но и другом, сможете самостоятельно избавить его от проблемы.
  • Уметь слушать . Детей необходимо замечать. Из-за суеты повседневной жизни часто не хватает времени на них. И пока ми имитируем внимательность, дети показывают и рассказывают нам о всех своих бедах. Но, к сожалению, рано или поздно им надоедает это делать. Они обижаются, уходят в себя и больше не пойдут на контакт. Поэтому каждое слово, произнесенное детьми, имеет свой смысл. Надо уметь не только слушать их, но и слышать, чтобы успеть заметить какие-либо проблемы и откорректировать их.
  • Поддерживать . Поражения, как и победы, нужно уметь принимать. Дети не всегда умеют сами правильно это делать. Часто только после одной неудачи они больше никогда не решаются попробовать сделать что-то снова. Родительский долг обязывает объяснить ребенку, что его любят таким, каким он есть, и совершенства от него не требуют. Нужно научить его медленно и уверенно шагать к своей цели, несмотря на предыдущие поражения.
  • Стать примером . Дети - это отображение своих родителей. Ничьи черты не будут в них настолько отражены, как черты мамы у девочек и папины у мальчиков. Сверхвысокая требовательность может привести к возникновению чувства стыда. Ребенок будет стесняться своих ошибок и переживать, что не оправдал надежд. Поэтому родителям в первую очередь нужно уметь признавать свои ошибки и на личном примере показывать, что это не страшно, а лишь стимулирует к дальнейшим действиям.
  • Поощрять . На самом деле все дети заслуживают внимания родителей, а эти в особенности. Среди наиболее хороших способов есть походы в кафе, парк аттракционов, спектакли. Различные комедийные представления помогут ребенку научится воспринимать самого себя и не выдавать особенности за странности. Времяпровождения в привычном кругу оказывает общее положительное влияние на детей.


И всё-таки, лучше решать проблему изнутри. Преодоление застенчивости у детей принадлежит им самим. Как бы ни старались окружающие, самый важный шаг они должны сделать сами. Ведь пока ребенок сам не начнет менять свое отношение к действительности, все попытки помочь со стороны будут напрасными.

Чтобы ему легче было это осуществить, можно предложить несколько следующих советов:

  1. Быть уверенным . Даже если страх не покидает, всегда нужно запрещать ему выражаться каким-либо образом внешне. Чтобы было легче, необходимо расправить плечи, поднять подбородок, сделать глубокий вдох. Это поможет показать окружающим, что никакой паники нет и напротив них совершенно уверенная в себе личность.
  2. Улыбаться . Это беспроигрышный вариант заполучить доверие оппонента. Совершенно не нужно изображать панический хохот или приступ смеха. Достаточно будет легкой усмешки на лице, которая расслабит и будет предрасполагать в последующем к остальным детям.
  3. Смотреть в глаза . Это самое трудное, но самое эффективное средство. Считается, что человек, который способен удерживать взгляд на своем собеседнике, имеет преимущество над ним. Удерживание зрительного контакта также способствует поддерживанию разговора, да и сам человек чувствует себя более уверенно и спокойно.
  4. Активно вести диалог . Нужно не стеснятся спрашивать и охотно отвечать на заданные вопросы. Лучше всего начать с коротких словесных перепалок, и со временем можно будет без трудностей влиться в любой разговор. Важно также показывать окружающим свой интерес с происходящему.
  5. Посещать разные мероприятия . Не самое легкое задание, но имеет большую значимость. Ведь в широком кругу застенчивый ребенок сможет изначально только слушать и постепенно вливаться в коллектив. Таким образом, к нему не будет привлекаться слишком много внимания, и он сможет самостоятельно раскрыться для окружающих. Подойдут детские дни рождения, праздники.
  6. Поиск хобби . Постараться найти себя очень важно. Для этого можно записаться в различные кружки по творчеству, рукоделию или со спортивным уклоном. В большинстве случаев уже скоро появится любимое дело, в котором можно будет проявить себя и получить от этого массу удовольствия. Одним из наилучших вариантов является театральная студия. В таком месте можно развить огромное количество положительных качеств, а также избавиться от застенчивости, нерешительности и стеснительности.
  7. Бороться со страхами . Для этого нужно решится сделать то, что пугает больше всего, отважиться на сложные поступки и переступить через свою боязнь. Это всегда составляет много трудностей и препятствий. Но по устранению хотя бы одного страха приходит чувство гордости и радости за себя самого.
  8. Принять застенчивость . Отрицание собственной личности рушит жизни многих людей. С проблемами легче бороться, если их не бояться и принимать. Нужно осознать свою особенную черту и не стыдиться её, а преображать, изменять или избавляться от неё. Как только такое чувство придет, это принесет облегчение в эмоциональной сфере.
  9. Воспользоваться помощью . Близкие люди существуют для того, чтобы помогать нам. Самостоятельность хороша лишь там, где способна уничтожить проблему. В данном случае принять советы со стороны будет правильным решением и поможет быстрее адаптироваться к непонятному. Иногда это родители, друзья, а могут быть и совершенно посторонние люди, нашедшие общий язык.
  10. Заняться спортом . В большинстве случаев такой подход помогает быстрее всего. Физические упражнения не только оказывают общеукрепляющее действие на организм, но и утверждают позиции такого ребенка среди остальных (особенно если это мальчик). Появляются новые навыки и возможности, которыми можно только восхищаться.
Как преодолеть застенчивость у детей - смотрите на видео:


Застенчивость у ребенка - это проблема, которая возникает довольно часто и может привести к серьезным последствиям. Большая часть ответственности за детей с такой чертой принадлежит родителям, которые должны не только знать о ней, но и уметь предотвратить. Методы избавления от такого качества также достаточно просты и не требуют применения дополнительных методов лечения, если использованы вовремя. Поэтому следить за детьми - самый главный и полезный совет в данном случае.

В консультации раскрывается понятие застенчивости, ее причины, особенности поведения застенчивых детей. Даются рекомендации по предупреждению и преодолению застенчивости у детей дошкольного возраста, а также рекомендации по организации общения детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Застенчивый ребенок»

Подготовила воспитатель Золотова Е.В.

В психологии «застенчивость» рассматривается как комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда, препятствующий нормальному общению, наиболее часто проявляется в ситуации знакомства с новыми людьми.

Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека.

Быть застенчивым - значит бояться общения. На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.

Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей. Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка, что они плохо думают о себе. Однако исследования показали, что это не совсем так. Как правило, застенчивый ребенок считает себя очень хорошим, то есть, отношение к себе как к личности у него самое положительное.

Проблема заключается в другом. Он часто сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. В общении с близкими людьми характер отношения взрослых ясен для ребенка, а в общении с посторонними – нет, поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего.

С возрастом у застенчивых детей наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самими и другими людьми. Они продолжают высоко оценивать себя со своей точки зрения, но все ниже – с точки зрения взрослых. Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребенка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего «Я». Все, что делает такой малыш, проверяется им через отношение других. Чрезмерная тревога о своем “Я” часто заслоняет содержание его деятельности. Он сосредоточен не столько на том, что делает, сколько на том, как его оценят взрослые. Признание и уважение всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные и деловые интересы, что препятствует реализации своих подчас очень хороших способностей и адекватному общению с другими.

Но в ситуациях, когда ребенок "забывает о себе", он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

Застенчивые дети ведут себя, как правило, тихо и спокойно. Они всегда послушны, исполнительны, редко делают что-либо недозволенное, не проявляют инициативу. В играх и других видах деятельности занимают, как правило, второстепенные роли, либо вообще не принимают участие, сидят тихо и занимаются каким-либо своим делом. Дети испытывают страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого педагога или воспитателя на занятиях. Они редко выступают на праздниках, при выступлении часто теряются, забывают слова, стремятся быть незаметными в группе сверстников. Как правило, проявляют скованность в новой ситуации. В контакте со взрослыми стараются избегать встречаться с собеседником глазами. Застенчивые дети постоянно ориентированы на оценку своих действий.

Внешне кажется, что такие дети уравновешенны, спокойны, но это не так. Все переживания, негативные эмоции остаются внутри и могут стать причиной серьезных заболеваний.

Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - задача вполне выполнимая. Чем раньше начнём преодолевать застенчивость, тем лучше. С возрастом ребёнок непроизвольно фиксирует внимание на своей застенчивости и особенностях своего характера, у него формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется.

В работе с застенчивыми детьми важна тактичность, терпение. Застенчивому ребенку необходимо помочь развить все его внутренние потенциалы, чтобы в дальнейшем он чувствовал себя полноценным членом общества.

  1. Принимайте ребенка таким, какой он есть на самом деле со всеми его «плюсами» и «минусами», со всеми особенностями личности.
  2. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, старайтесь подмечать все его малейшие достижения и хвалить за успехи. Главная ваша задача – верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и «заразился» вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь известно: добиться чего-то в жизни, можно только веря в свои силы.
  3. Не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому. Застенчивому, робкому ребенку требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Если ребенку предстоит поступление в школу, то желательно побывать в помещении школы и в том кабинете, где будут проходить занятия, познакомится с учителем. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться.
  4. Не заставляйте ребенка «быть смелым». Ваши увещевания и нотации не принесут результата. Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам ребенок лет до семи живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла. Говорить словами «здесь нет ничего страшного» бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?
  5. Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей!
  6. Просьба, обращённая к застенчивому ребёнку, должна содержать конкретные задания. Важно, чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением. В общении с застенчивыми детьми необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания. Главное – это тактичность и терпение.
  7. Полезно завести четвероногого друга, гуляя с которым ребенок может познакомиться с новыми людьми, такими же хозяевами животного.
  8. При контакте с застенчивым ребенком важно использовать невербальные средства общения, жесты открытости и доверия, установить контакт глаз.
  9. Обязательно хвалите ребенка, когда он работает над собой, чтобы преодолеть свой внутренний барьер.

застенчивых детей дошкольного возраста

  1. Не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться полностью оберегать его, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя. Дайте ребенку определённую меру свободы действий. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов. Постоянно укрепляйте в ребёнке уверенность в своих силах.
  2. Расширяйте круг общения своего ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей ребёнка, берите малыша в гости к знакомым, расширяйте маршрут прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам.
  3. Привлекайте ребёнка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Поощряйте контакты застенчивого ребёнка с «чужими взрослыми»: попросите его купить хлеба или спросить в библиотеке книгу. При этом старайтесь находиться рядом с малышом, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.

4. Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.

Подсказка: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу.

5. Отрабатывайте поведение в разных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию – рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.

  1. Поддерживайте ребёнка, подчёркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте ребёнку о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми.

Будьте терпеливы, и вскоре ваш ребенок будет свободно общаться!