Типы поведения личности. Курсовая работа: Личность и поведение Поведения другой личности собственных




Моральный выбор. С моральными нормами вы уже знакомы. Они дают образец правильного поведения. Однако не станете же вы всерьез утверждать, что человек всегда ведет себя правильно. Он может быть добрым, великодушным, милосердным, честным, благородным и т. д. Но он способен и на подлость, ложь, предательство, безмерную жестокость и т. д. У люден верующих на этот случай есть замечательное слово - грех. Все, что человек сделал против морали, любое зло - это грех, говорят они. Справедливо.

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

...Это любой виз безвозмездной деятельности, в которой люди сами решают сколько времени могут посвятит общественной деятельности. Эта работа направлена на

пользу людей, как отдельных личностей, так и социальных групп, не являющимися близкими родственниками, а также деятельности, на, направленной на защиту окр.среды. Желательно составить чёткий договор между человеком, желающим выполнять работу и организацией, основанный на обоюдном согласии и чётком понимании обязанностей гражданина и потребностей.Часто целые семьи участвуют, например, в оказании помощи семьям детей-нинвалидов
Как называется безвозмездная работа, о которой идет речь?

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА((политическая организация данной страны,включающая определенный тип режима власти а)государство б)страна в)сообщесетво

г)общество ______________________________ ____________________________ Что из перечисленного относится к духовной сфере общества а)метро б) музей в)городская дума г)фабрика___________________________________ __________ общественная сфера,охватывающая производство всего необходимого для жизни людей а)экономическая б) политическая в)социальная г)духовная _________ природная ресурсы,используемые в современном хозяйстве а) органичны б)неисчерпаемы в)постоянно возрастают ________________________________к малым социальным группам относятся а)горожане б)нищие в)семья г)молодежь _________________________________государство,власть в котором находятся у царя и передается по наследству,называется а)монархия б)республика в)демократия г)тирания

Читайте также





1.Что такое дyxoвнo-нpaвcтвeнныe ориентиры человека, кaкова их роль в деятельности?

2. В чем состоит содержание и значение «золотого правила» нравственности? Какова сущность категорического императива?
3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их. В чем состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны в наиболее трудные моменты ее исторического развития?
4. Почему становление нравственных качеств человека нeвозможно без самовоспитания?
5. В чем состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем Ayxoвнoгo мира личности?
6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
7. Что общего в понятиях «мораль» И «мировоззрение»? В чем их различие?
8. В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

Согласно концепции американского психолога Макгвайра, классификация поведения и поступков человека должна проводиться в зависимости от целей, потребностей, ситуации. Потребность – это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо (пище, одежде, безопасности, любви и т.п.). Цель показывает, к чему человек стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может быть поставлена исходя из разных потребностей.

1. Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.

2. Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ "Я", позитивное мнение человека о самом себе.

3. Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.

4. Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления – создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.

5. Утилитарное поведение – стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).

6. Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями).

7. Сценарное поведение – человек является исполнителем множества правил допустимого "приличного" поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.

8. Моделирующее поведение – варианты поведения людей в малых и больших группах (заражение, подражание, внушение), но трудноконтролируемое как самим человеком, так и другими людьми.

9. Уравновешивающее поведение – когда человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их "примирить", согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.

10. Освобождающее поведение – человек стремится "обезопасить себя" (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся "негативных условий существования" (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния за счет активных внешних действий: избегать возможных неудач, отказ от сред непривлекательных целей, уступчивость.

11. Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.

12. Экспрессивное поведение – в тех случаях, сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от "хорошо сделанного дела", при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.

13. Автономное поведение – когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего "локуса контроля" своих поступков, представление о себе как об активном "деятеле", а не исполнителе чьих-то приказов, чьей-то воли).

14. Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершения своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.

15. Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения, готовность "терпеть" информационную неопределенность, "редуцирование" разнообразной внешней информации к форме, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.

16. Эмпатическое поведение – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.

Потребности

Потребность – предполагает отсутствие или нехватку чего-то нужного для равновесия.

Желание ассоциируется с ощущением потребности или биологических (есть, спать) или интеллектуальных (читать).

Классификация мотивов по А. Маслоу выглядит следующим образом:

Самоактуализация может стать мотивом поведения, лишь когда удовлетворены все остальные потребности. В случае конфликта между потребностями различных иерархических уровней побеждает низшая потребность.

Потребности низших уровней А. Маслоу называл дефицитарными , а высших – потребностями роста .

А. Маслоу указывал, что существуют различия между низшими и высшими потребностями. Вот некоторые из них:

1. Высшие потребности генетически более поздние.

2. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться.

3. Жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньше болезней и т. д.

4. Высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные.

5. Удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом осуществление желаний и развитие личности, чаще приносит счастье, радость и обогащает внутренний мир.

Мотивация

Мотивация – это совокупность факторов, определяющих поведение, описывает отношения, существующие между действием и причинами, которые его объясняют иди оправдывают.

Мотивы поведения могут быть как неосознаваемыми (инстинкты и влечения), так и осознаваемыми (стремления, желания, хотения). Кроме того, реализация того или иного мотива тесно связана с волевым усилием (произвольность – непроизвольность) и контролем за поведением.

Инстинкт – это совокупность врожденных действий человека, представляющих собой сложные безусловные рефлексы, необходимые для адаптации и выполнения жизненно важных функций (пищевой, сексуальный и защитный инстинкты, инстинкт самосохранения и т. д.).

Влечение – наиболее характерно для детей очень раннего возраста. Влечение самым тесным образом связано с элементар­ными чувствами удовольствия и неудовольствия. Всякое чувство удоволь­ствия связано с естественным стремлением к поддержанию и про­должению этого состояния. Это особенно заметно, когда по тем или другим причинам чувственное наслаждение прерывается. В этих случаях ребенок начинает проявлять состояние большего или меньшего беспокойства. С другой стороны, всякое неприятное чув­ство сопровождается естественным стремлением избавиться от его источника. Так как характерной особенностью влечения, при всей его неосознанности, является его активный характер, оно должно рассматриваться как исходный момент развития воли. Влечения в их чистом виде свойственны младенческому возрасту, когда потребности сильны, а сознание еще слабо и неразвито.

Стремление. По мере развития сознания ребенка его влечения начинают сопровождаться вначале пока еще смутным, а затем все более ясным сознанием переживаемой потребности. Это происходит в тех случаях, когда бессознательное влечение к удовлетворению возникшей потребности наталкивается на препят­ствие и не может осуществиться. В таких случаях неудовлетворен­ная потребность начинает осознаваться в виде пока еще смутного стремления к более или менее определенному предмету или объекту, с помощью которого эта потребность может быть удовлетворена.

Желание. Его характерной особенностью является ясное и определенное представление цели, к которой стремится человек. Желание всегда относится к будущему, к тому, чего еще нет в настоящем, что еще не наступило, но чем мы хотели бы обладать или что хотели бы сделать. При этом пока еще отсутствуют или имеют весьма смутную форму представления о средствах, с помощью которых можно достигнуть отчетливо поставленной цели.

Хотения являются более высокой стадией в развитии мо­тивов действий, когда к представлению цели присоединяется представление и о средствах, с помощью которых эта цель может быть достигнута. Это позволяет составить более или менее твердый план для достижения поставленной цели. По сравнению с простым желанием, хотение имеет более активный, деловой характер: в нем выражено намерение осуществить действие, стремление с помощью определенных средств добиться поставленной цели. Само представление цели становится более определенным и конкретным, более реальным, чему в немалой степени содействует выраженное в хотении знание конкретных средств и путей достижения цели.

Виды мотивов:

· Мотив самоутверждения - стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

· Мотив идентификации с другим человеком - стремление быть похожим на героя, кумира. Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

· Мотив власти - стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе, попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

· Процессуально-содержательные мотивы - побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.

· Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. Это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

· Мотив достижения - стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения.

Поведение как проявление активности человека является предметом изучения в психологии, этологии, педагогике, социологии, этике, правоведении. Психология и этология во всех своих направлениях изучают то, как поведение проявляется в действиях, реакциях любой живой системы, в том числе человека. Выявлено, что оно соотносится с жизнедеятельностью субъекта, направляется на объект и может быть миролюбивым или агрессивным, базироваться на эмоциях или интеллекте, носить осознаваемый или неосознанный характер. Психология стремится в исследовательском плане определить безоценочно формы, направленность, интенсивность поведения. Социология и социальная психология дают представление о формах, направленности, интенсивности поведения малых и больших групп людей и также более индифферентно, чем пристрастно фиксируют поведение этих людей с их ментальностью, политическими, экономическими пристрастиями.

Правила поведения

В этике и педагогике поведение - это прежде всего действия человека по отношению к другому (другим), которые должны быть соотнесены с принятыми в культуре правилами, нормами во взаимоотношениях людей. Следует заметить, что есть правила поведения, которые признаются большинством людей, независимо от расы, нации. Это ряд заповедей, идущих от Ветхого Завета: не убий, не укради и т. д. В то же время есть в каждом народе, в каждой субкультуре свои представления о добре и зле.


И если этика на основе норм, принятых в обществе, побуждает человека самого выбрать тип поведения в данном сообществе, то педагогика как наука о воспитании разрабатывает методы воздействия на человека. Она определяет пути и систему ценностей, которые должны быть приняты личностью и которым должно следовать, живя в данной субкультуре, принимая ее ментальность в процессе социализации. В правоведении поведение отдельного человека рассматривается с точки зрения соответствия действий человека по отношению к другим людям, животным, обществу, материальным ценностям, интересам государства. Предполагается, что реальное поведение человека должно быть регламентировано законами, где следование законам поощряется, а нарушение - наказывается.

Социальное поведение личности

C термином “поведение” в науке связывается активность, система действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных только к природной, а у человека - и к социальной. Эта адаптация осуществляется на основе определенных биологически или социально заданных программ, исходные основания которых не подвергаются пересмотру или перестройке. Типичным примером социального поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путём следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам.


Адаптивное поведение представляет собой “закрытую” систему отношения к действительности, пределы которого ограничены данной социальной или природной средой и заданным набором возможных действий в этой среде, определенными жизненными стереотипами и программами. Присущей только человеку формой отношения к действительности является деятельность, которая, в отличие от поведения, не ограничивается приспособлением к существующим условиям - природным или социальным,- а перестраивает, преобразует их.


Соответственно такая деятельность предполагает способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основании программ. Люди выступают при этом не просто исполнителями заданной программы поведения - хотя бы и активными, находящими новые оригинальные решения в рамках ее осуществления,- а создателями, творцами принципиально новых программ действий. В случае адаптивного поведения при всей его возможной активности и оригинальности цели действий, в конечном счёте, заданы, определены; активность же связана с поиском возможных средств достижения этих целей. Иными словами, приспособительное поведение целенаправленно, целесообразно.


Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа поведения. Обычно эти типы поведения обозначаются как "естественное" и "ритуальное". Различия между ними на первый взгляд совершенно незаметны, но имеют принципиальный характер. Естественное поведение индивидуально-значимо и эгоцентрично: оно всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно им. Поэтому для человека в ситуации осуществления такого поведения не стоит вопрос о соответствии целей и средств. Цель может и должна быть достигнута любыми средствами. Рассогласование между целями и средствами их достижения и позволяет выделить естественное эгоцентрическое поведение в особую форму. Оно социально нерегламентируемо, принципиально аморально, точнее "бесцеремонно". Оно носит натуральный, природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей. В обществе "натуральное" эгоцентрическое поведение запрещено.


Несмотря на имманентный характер социальной жизни, она всегда базируется на конвенции и взаимных уступках со стороны всех индивидов. Но поведение уступок - ритуальное, "церемонное" - это индивидуально-неестественное поведение, хотя именно благодаря такому поведению общество существует и воспроизводится. Ритуал во всем многообразии форм - от этикета до церемонии - настолько глубоко пронизывает всю социальную жизнь, что мы попросту не замечаем, что живем в сплошном поле ритуальных взаимодействий. (Наоборот, в силу того, что "натуральное" поведение запрещено, мы способны отмечать самые мельчайшие его проявления у другого). Благодаря ритуальному поведению человек как бы пребывает в колыбели социального благополучия: поминутно он убеждается, что положение дел сохраняется, а его социальный статус незыблем. Ритуальное поведение - средство обеспечения стабильности социальной структуры. И всякий человек, реализующий формы ритуального поведения, тем самым осуществляет деятельность по обеспечению социальной устойчивости. Общество нуждается для этого в значительных усилиях, коль скоро столь велика доля ритуала в пуле повседневного поведения.


Но общество не отменяет и естественного эгоцентрического поведения, да оно и не может его отменить. Более того, поскольку "натуральное" поведение адекватно по целям и неразборчиво в средствах, оно оказывается всегда "энергетически" более выгодным для индивида, нежели ритуальное поведение в соответствии с внешними правилами. Поэтому социальные механизмы - прежде всего механизмы социализации – направлены на то, чтобы преобразовать формы "натурального" поведения в различные формы ритуального поведения. Естественно, что всегда, когда существует необходимость замещения одной формы другой, нужны специальные социальные механизмы с функциями поддержки, контроля и наказания. Такие социальные механизмы развиты в любом обществе. И основными среди них являются институты социализации. Социализация касается прежде всего индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих его людей.


Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом - семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем. Основная задача социального контроля - создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред и необходимые для его развития, которые следует поощрять.


Социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установление порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе реализации, кажется нам неуместным, незаконным и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением. Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений и представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента -нормы и санкции.


Социальные нормы - это предписания о том, как правильно надо себя вести в обществе. Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах - компании друзей, рабочие коллективы, семьи, спортивные команды. Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются “общими правилами“, а не “групповыми привычками“. К “общим правилам “ относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе. Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции - изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов (например, убийство человека, разглашение государственной тайны), мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.


В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции. Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым. Санкции так же предсказуемы и общеприняты. Каждый из нас знает, что за выдающиеся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление - тюремное заключение. Санкции также вносят в поведение элементы предсказуемости. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает, не только норму, но и следующую за ним санкцию. Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой - то нормы отсутствует сопровождающая его санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. О


на становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля. В зависимости от способа вынесения санкций - коллективного или индивидуального - социальный контроль может быть внешним и внутренним. Внутренний контроль еще называют самоконтролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социолизации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. В таких случаях говорят о муках совести. Совесть - проявление внутреннего контроля.

Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.

Девиантное поведение личности

Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени, как уже указывалось, совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девнантной субкультуры или группы). Что же касается индивидуально-личностных факторов, то самыми важными и постоянно присутствующими бесспорно являются локус контроля и уровень самоуважения.


Наиболее серьезной попыткой установить между этими факторами не просто статистические корреляции, а причинную связь является теория девиантного поведения американского психолога Говарда Кэплана, проверенная на изучении употребления наркотиков, делинквентного поведения и ряда психических расстройств, в том числе лонгитюдным методом. Кэплан (1975, 1980, 1982) начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый человек стремится к положительному образу «Я», низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний.


Это побуждает людей поступать так, чтобы уменьшать субъективную вероятность самоуничижения и повышать субъективную вероятность принятия себя. Люди, сильнее других страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние. Поэтому людей, в целом принимающих себя, всегда значительно больше, чем отвергающих себя, склонных к самоуничижению. Пониженное самоуважение статистически связано у юношей практически со всеми видами девиантного поведения - нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением, суицидальным поведением и различными психическими нарушениями (Кэплан, 1975).


Чем объясняется эта связь? В научной литературе на сей счет существуют четыре главные гипотезы. Девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлеченный в него индивид невольно усваивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым и к себе. Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе. При некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению самоуважения. Кроме делинквентности важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется.


Сравнивая долгосрочную динамику самоуважения подростков, начиная с 12-летнего возраста, с их участием или неучастием в девиантном поведении, Кэплан нашел убедительные свидетельства в пользу второй и третьей гипотез. Оказалось, что у подавляющего большинства подростков положительные самооценки превалируют над отрицательными, причем с возрастом эта тенденция усиливается - самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение. Однако у некоторых подростков этого не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками. Их негативное самовосприятие складывается из трех различных, но взаимосвязанных видов опыта.


Во-первых, они считают, что не имеют личностно-ценных качеств или не могут совершить личностно-ценные действия и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия.


Во-вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.


В-третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психологической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта.


Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения. Кэплан (1980) сравнил уровень самоуважения 12-летних подростков с их последующим (в течение ближайшего года или трех лет) участием в 28 различных формах девиантного поведения. В 26 случаях корреляции оказались статистически значимыми, т. е. низкое самоуважение положительно связано с формами девиантного пове-дения (мелкие кражи, исключение из школы, угрозы самоубийств, ломка вещей, эмоциональные взрывы и др.).


Почему же это происходит? Чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемым требованиям ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжения мучительных переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения в по ведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе. Поэтому желание соответствовать ожиданиям коллектива, общества уменьшается, а стремление уклониться от них, напротив, растет. В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становятся все более антинормативными, толкая его все дальше по пути девиации. Достигается ли при этом цель - повысить самоуважение? При определенных условиях - да.


Алкоголик, например, в состоянии опьянения не осознает своей ущербности и может даже гордиться собой. Принадлежность к преступной шайке дает социально ущербному индивиду новые критерии и способы самоутверждения, позволяя видеть себя в благоприятном свете не за счет социально положительных, в которых он оказался банкротом, а за счет социально отрицательных черт и действий. Новая, негативная социальная идентичность предполагает и новые критерии самооценок, зачастую прямо противоположные прежним, так что бывший минус становится плюсом. Разумеется, девиация - не лучший и не единственный способ избавиться от чувства самоуничижения. «Высокое самоуважение» преступника нередко проблематично, в нем много напускного, демонстративного, в глубине души он не может не измерять себя общесоциальным масштабом, и рано или поздно это сказывается.


Тем не менее девиантное поведение как средство повышения самоуважения и психологической самозащиты достаточно эффективно. Компенсаторные механизмы, посредством которых подросток «восстанавливает» подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той или иной стороны его «Я». Чувство своей недостаточной маскулинности может побудить подростка начать курить или пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Но этот сдвиг не обязательно распространяется на другие элементы Я-концепции. Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре, в случае же смены субкультуры оно теряет смысл.


Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституциональные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и / или преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях. Важнейший фактор такого развития - девиантные сверстники (Г. Кэплан, Р. Джонсон, К. Бэйли, 1987).


Наличие девиантной группы:


а) облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова;


б) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях;


в) уменьшает эффективность личных я социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.


При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и т. д. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где такие действия осуждаются. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлеченности в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными.

Ролевое поведение личности

Выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение. Социальный статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны. Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус. Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики. Предложил понятие социальной роли Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится Личностью, когда научаются входить в роль другого человека.


Любая роль имеет структуру: Модель поведения человека со стороны общества. Система представления человека как он должен вести себя. Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли».


Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение Личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют: социальное происхождение; этническая принадлежность; уровень образования; должность; профессиональная принадлежность; власть; доход и богатство; образ жизни и т.д. Исполнение роли носит индивидуальный характер. Линтон доказал, что роль имеет социо-культурную обусловленность. Есть еще определение, что социальная роль – это социальная функция Личности. Разновидности ролей: психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры; социальные (в системе объективных общественных отношений); активные или актуальные – исполняемые в данный момент; латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент; конвенциональные (официальные); стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.


Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации Личности, непременное условие «возрастания» Личности в обществе себе подобных. В ролевом поведении могут возникнуть ролевые конфликты: межролевые (человек вынужден выполнять одновременно несколько ролей, иногда противоречивых), внутриролевой (возникают тогда, когда к носителю одной роли предъявляются разные требования со стороны разных социальных групп). Половые роли: мужская, женская. Профессиональные роли: начальник, подчиненный и т.д.


Социальная роль – есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Ряд ролей предписан от рождения (быть женой/мужем). Социальная роль всегда имеет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя – «стиль исполнения ролей». Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает (является) тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни. Необходимо использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям.

Конфликтное поведение личности

Потребности, установки, привычки, образ мышления, опыт решения проблем и модели поведения оказывают решающее влияние на поведение личности в конфликте. Различают такие понятия, как «конфликтная личность» и «конфликтность личности». «Конфликтная личность» – это личность, предполагающая повышенное продуцирование конфликтов. «Конфликтность личности» – это черта характера, способствующая частоте возникновения конфликта и вступления в них человека. Мы речь будем вести о конфликтности. Конфликтность личности определяется действием таких психологических факторов, как особенность темперамента, уровень агрессивности, компетентность в общении, эмоциональное состояние. А также рядом социальных факторов – условиями жизни и деятельности, среды и социального окружения, общего уровня культуры.


Таким образом, конфликтность – это комплексный показатель, который связан с личностными предпосылками. Личные ситуативные предпосылки таковы: чувство неопределенности, неуверенности; утомление; неустойчивость настроения; повышенная возбудимость; состояние внушаемости. Если человека отвергают или не признают «своим» среди коллег, он может быть предрасположен к конфликту. Несправедливое отношение к человеку и неудовлетворенность работой также может спровоцировать конфликт. Однако от самого человека и черт его характера зависит, окажется он в конфликтной ситуации или нет. Если серьезные поступки, общение с коллегами, намерение склонить к нежелательным поступкам задевают человека за живое, то это стимулирует конфликтность.


Устойчивые качества личности и черты характера называются характерологическим предпосылкам возникновения конфликта. Это:


пониженная самокритичность;

невоспитанность;

несдержанность в чувствах;

склонность к агрессивному поведению;


Если набор черт личности провоцируют конфликты, то в коллективе могут возникнуть трудности, а у личности – «внутренний» разлад. Уникальный жизненный опыт каждого человека определяет его манеру поведения с окружающими. В каком-то смысле люди настроены на определенные условия; иногда условия могут измениться, а настрой остаться прежним. Вырабатывая собственную точку зрения, можно составить неправильную картину новой ситуации, видя только то, что удобно, то есть пейзаж, на который привыкли смотреть. Отсюда – несоответствие поведения ситуациям, недоразумения, споры и конфликты.


Манера поведения – это результат жизненного опыта. Чтобы организовать в коллективе нормальные взаимоотношения, надо помогать людям выбирать наиболее подходящую манеру поведения. Иногда люди могут становиться неуправляемыми, инициировать возбуждение других и нарушать психологическую атмосферу коллектива. Трудности, которые испытывает и переживает личность, вскрываются в результате анализа ситуации межличностных конфликтов. Анализ помогает выявить оптимальные способы разрешения конфликта, выходы из сложного положения. Реальное знание сложившихся обстоятельств, поведения личности, возможностей и перспектив развития событий в положительном направлении позволяет оказывать эффективную психологическую поддержку.

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.


ПЛАН УРОКА

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР

СВОБОДА ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

МОРАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ-


ПРОБЛЕМА….?

ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ ПОДЧИНЯЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННЫМ ЗАКОНОМ ОНИ ДЕЙСТВУЮТ ПО ПРОГРАММЕ И НЕ ВЕДАЮТ О ДОБРЕ И ЗЛЕ.

ЧТО ТАКОЕ НАШ ВЫБОР?

НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР…?

ЧЕЛОВЕК КАК СУЩЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ И РАЗУМНОЕ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВЫБИРАЕТ САМ…


ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР, СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ, ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. ПОМЫСЛЫ И ПОСТУПКИ, СВОБОДА ВЫБОРА.


МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР

МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ ДАЮТ НАМ ОБРАЗЦЫ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ..НО ВСЕГДА ЛИ ИХ ЧЕЛОВЕК ВЫПОЛНЯЕТ..?

СУДИ ЧЕЛОВЕКА НЕ ПО СЛОВАМ A ПО ЕГО ……………………

ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ БЫТЬ ДОБРЫМ И ЗЛЫМ..ПОДЛЫМ И ЖЕСТКИМ .. ЛЮДИ ВЕРУЮЩИЕ ЗНАЮТ СЛОВО «ГРЕХ» ЭТО ЛЮБОЕ ЗЛО ПРОТИВ МОРАЛИ

СВОБОДА ВЫБОРА

ТАК ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК В ОДНИХ СЛУЧАЯХ ПОСТУПАЕТ ГРЕШНО, А В ДРУГИХ МОРАЛЬНО?

СВОБОДА- ЭТО СОСТОЯНИЕ ДУХА.

СОСТОЯНИЕ ВЫБОРА – ТВОРЕНИЕ САМОГО СЕБЯ

ДЕЛАМ

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР - ЭТО КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕ ТОЛЬКО ВЫБИРАЕТ НО И ДЕЙСТВУЕТ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМ ВЫБОРОМ.

[email protected]


СВОБОДА ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ВСЕ ПОСТУПКИ ИМЕЮТ ПОСЛЕДСТВИЯ.

ПРИТЧА О ДРОВОСЕКЕ.

БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ – ЭТО ПРЕДВИДИТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ НАШИХ ПОСТУПКОВ. СУЩЕСТВУЕТ - МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД СОБСТВЕННОЙ СОВЕСТЬЮ.

СВОБОДА ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ..НО

НО ПОЧЕМУ В НАРОДЕ ГОВОРЯТ ТАК:

ПОСТУПКИ

ДАЙ СЕРДЦУ ВОЛЮ - ЗАВЕДЕТ В НЕВОЛЮ


МОРАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

В ОТЛИЧИЕ ОТ ЗАКОНОВ НАРУШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ НЕ НЕСЕТ НАКАЗАНИЯ. ЧТО ЖЕ МОЖЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ:

ПОСМОТРИМ НА СТРАНИЦЕ 57 УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДВА ФАКТА И ПОПРОБУЕМ СДЕЛАТЬ ВЫВОД: КАК ПОСТУПАТЬ ЧЕЛОВЕКУ? ОТ ЧЕГО ЭТО ЗАВИСИТ..

МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬ НОРМЫ МОРАЛИ В ЗАКОНЫ.?

ПОПРОБУЙТЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМИ…

БОЛЬШИНСТВО ВСЕГДА ПРАВО. МОЖЕТ В ЭТОМ ВЫХОД?

НАРУШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ СВЯЗАНО С ИМУЩЕСТВЕННЫМ НЕРАВЕНСТВОМ?


КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОБСТВЕННЫХ ПОМЫСЛОВ И ПОСТУПКОВ.

ИТАК МОЖЕМ ЛИ МЫ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПОСТАВЛЕННЫЕ В НАЧАЛЕ УРОКА.

ВЫ ПОСМОТРИТЕ СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПРИДУМАЛО СПОСОБОВ СОБЛЮДЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ: ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, СТРАХ ПЕРЕД БОГОМ

ПРОЦЕСС МОРАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ БЕСКОНЕЧНЫМ

ПРОБЛЕМА САМООЦЕНКИ И ОЦЕНКИ.

ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ТО, ЧТО ОН САМ ИЗ СЕБЯ ДЕЛАЕТ

МОРАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕЛИКОМ ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ, ОТ КОЛИЧЕСТВА ДОБРА КОТОРОЕ ТЫ НЕСЕШЬ ЛЮДЯМ

ГАРАНТИИ СОБЛЮДЕНИЯ МОРАЛИ В САМОМ ЧЕЛОВЕКЕ:

В СВОБОДЕ ЕГО ВЫБОРА

ЧТО ТАКОЕ НАШ ВЫБОР?

ПОЧЕМУ МЫ ВЫБИРАЕМ ИМЕННО ТАК..?

ЧТО ПРОИСХОДИТ..КОГДА МЫ ДЕЛАЕМ

НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР…?

БЫТЬ ИЛИ КАЗАТЬСЯ.

ОТНОШЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ ЗАВИСИТ ОТ НАШИХ ПОСТУПКОВ.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СЛОВА ХРИСТА О ТОМ, ЧТО НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ ЖИВ ЧЕЛОВЕК

«ДАЖЕ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ Я НИЧЕГО НЕ ВЫБИ РАЮ, Я ТЕМ САМЫМ ВСЕ- ТАКИ ВЫБИРАЮ

МОРАЛЬ НАЧИНАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ КОНЧАЮТСЯ РАЗГОВОРЫ

ВОПРОСЫ « В КЛАССЕ И ДОМА» НА СТР 59 МОЖНО ОТВЕЧАТЬ В ОН ЛАЙН РЕЖИМЕ В БЛОГЕ «МИР И МЫ» , ГДЕ БУДЕТ РАЗМЕЩЕНА ФЛЕШ- ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА..


ЛИТЕРАТУРА.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ 8 КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ \ Л.Н. БОГОЛЮБОВ И ДР. М. ПРОСВЕЩЕНИЕ, 20 10 .

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

План урока: 1. Моральный выбор. 2. Свобода – это ответственность. 3. Моральные знания и практическое поведение личности. 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

3 слайд

Описание слайда:

Подумаем Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя?

4 слайд

Описание слайда:

Поведение животных, как вам известно из уроков биологии, подчинено строгим естественным законам. И ничего-то они не ведают ни о добре, ни о зле, ни о моральной ответственности Как природное существо, человек, конечно, зависит от многих естественных обстоятельств - тепла, холода, атмосферного давления, голода, обмена веществ и т. д. Но, как существо социальное (общественное) и разумное, своё индивидуальное поведение человек всё-таки выбирает сам.

5 слайд

Описание слайда:

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧТО ТАКОЕ НАШ ВЫБОР? ПОЧЕМУ МЫ ВЫБИРАЕМ ИМЕННО ТАК..? ЧТО ПРОИСХОДИТ..КОГДА МЫ ДЕЛАЕМ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР…?

6 слайд

Описание слайда:

Однако нет оснований утверждать, что человек всегда ведёт себя правильно. Он может быть добрым, великодушным, милосердным, честным, благородным и т. д. Но он способен и на подлость, ложь, предательство, безмерную жестокость и т. д. Так почему же человек в одном случае поступает грешно, а в другом - морально, честно, по-доброму?

7 слайд

Описание слайда:

В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом - дьявол, и каждый нашёптывает своё. Кого послушает человек, так и поведёт себя. Но выбирает он сам. Однако это скорее образное объяснение. Есть и другое.

8 слайд

Описание слайда:

Свобода выбора между… Вместо программы, которая заложена природной эволюцией, человеку в его действиях дана свобода выбора - между добром и злом, моральным и аморальным. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы. Злом Злом Злом Добром Это великий дар, которым не обладает больше ни одно живое существо

9 слайд

Описание слайда:

Вот простой пример. У тебя есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К тебе пришёл друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе? Мораль - и ты это знаешь - учит: всегда поделись с ближним, лучший кусок отдай другу. Но есть и другая, эгоистичная мораль: своя рубашка ближе к телу. Ты задумался, как поступить? Вот это и есть выбор поступка или, точнее, моральный выбор

10 слайд

Описание слайда:

Что такое моральный выбор? МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР - ЭТО КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕ ТОЛЬКО ВЫБИРАЕТ НО И ДЕЙСТВУЕТ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМ ВЫБОРОМ. Моральный выбор - это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людя

11 слайд

Описание слайда:

СИТУАЦИЯ В фильме выдающегося режиссёра Алексея Германа «Проверка на дорогах» есть такой эпизод времён Великой Отечественной войны. Партизаны заминировали железнодорожный мост и ждут немецкий состав с оружием. Неожиданно из-за поворота реки выплывает огромная баржа, и партизанам открывается страшная картина: баржа забита нашими пленными, их охраняют фашистские автоматчики; очевидно, людей везут на смерть. И в тот самый момент, когда баржа оказывается под мостом, на него влетает немецкий состав с оружием... Взрывать или не взрывать? Если взорвать, всё это обрушится на несчастных людей и погубит их. А если не взрывать - оружие пойдёт на фронт, да и приказ командования будет нарушен. Командир отряда категорически против взрыва. Он ясно видит его ужасные последствия. А заместитель командира по политической части, у которого фашисты расстреляли всю семью, требует немедленно выполнить приказ. Возникает тяжёлый нравственный конфликт... Итак, ситуация очень сложного и ответственного морального выбора. Подумай о ней. Только не упускай из виду, во-первых, те цели, ради которых вёл наш народ освободительную борьбу, во-вторых, гуманистические принципы морали.

12 слайд

Описание слайда:

СВОБОДА - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Речь, очевидно, идёт о жизни человека вообще, о его деятельности и её общественных последствиях. Костёр как раз и символизирует возможные опасности, подстерегающие человека в результате бездумных решений. Главная мысль – ответственность каждого за результаты своей деятельности. Самостоятельная работа с учебником. «Притча» с.55 Вопросы классу по прочитанному: - Как вы поняли её образы: дровосек, хворост, костёр? - О чём действительно идёт речь в притче? - В чём главный смысл притчи?

13 слайд

Описание слайда:

Быть человеком ответственным - это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самый главный -ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью. В жизни каждый из нас подобен сказочному богатырю, стоящему перед камнем с надписью: «Направо пойдёшь... Налево... Прямо...» Куда пойти? Думай, решай, выбирай. Ты свободен.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

СВОБОДА ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ..НО Свобода – право выбора, ограниченное ответственностью. Свобода и ответственность неразрывно должны быть связаны между собой. Например, семья - это свобода заключить брак и немалая ответственность. Или, например, договор. Мы его заключаем без принуждения с чьей-либо стороны, но мы ответственны за его выполнение.

16 слайд

Описание слайда:

Но если уже сделал выбор - отвечать за свои поступки будешь сам. Потому что свобода и ответственность - как две стороны одной медали: одна невозможна без другой. Свобода без ответственности - это безответственность, это произвол, это вседозволенность, распущенность. Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомыслием, с пустой самоуверенностью. Это слепой, бездумный, случайный выбор, который нередко приводит к пагубным последствиям как для окружающих, так и для того, кто совершил безответственный поступок. Не зря в народе говорят: «Дай сердцу волю - заведёт в неволю».

17 слайд

Описание слайда:

«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один». Ф. Искандер (р. 1929), российский писатель

18 слайд

Описание слайда:

СВОБОДА -ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ – ЭТО ПРЕДВИДИТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ НАШИХ ПОСТУПКОВ. СУЩЕСТВУЕТ - МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД СОБСТВЕННОЙ СОВЕСТЬЮ.

19 слайд

Описание слайда:

ФАКТЫ Случай под Рязанью. Легковой автомобиль врезался в пешую колонну курсантов Воздушно- десантного училища, несмотря на предупреждение дежурных с флажками. Убито шесть курсантов, двадцать ранено. Водитель был пьян. Как связан этот случай со свободой выбора и ответственностью человека? Скажем прямо: свободный человек всегда находится в сложном положении. Готовых ответов на все случаи жизни нет и не будет никогда. Приходится самим решать, как поступить, и самим же нести ответственность за свой выбор.

20 слайд

Описание слайда:

МОРАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОТЛИЧИЕ ОТ ЗАКОНОВ НАРУШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ НЕ НЕСЕТ НАКАЗАНИЯ МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬ НОРМЫ МОРАЛИ В ЗАКОНЫ.? БОЛЬШИНСТВО ВСЕГДА ПРАВО. МОЖЕТ В ЭТОМ ВЫХОД? НАРУШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ СВЯЗАНО С ИМУЩЕСТВЕННЫМ НЕРАВЕНСТВОМ?

21 слайд