Влияние стрессов и эмоций на иммунитет. Стресс вызван только негативными эмоциями. Психоэмоциональный стресс – выгорание души




Психоэмоциональный стресс – критическое состояние личности, которая подвергается чрезмерным эмоциональным и социальным перегрузкам. Данное понятие относится к адаптационным возможностям психики, которые необходимы для адекватной реакции на изменения в окружающем мире (позитивные и негативные).

Аспекты, характеризующие понятие психоэмоционального стресса:

Современная психология описывает понятие психогенный стресс, как совокупность эмоциональных и поведенческих реакций человека на определённую жизненную ситуацию.

Источниками возникновения стресса могут служить, как реальные травмирующие события (смерть близкого, стихийное бедствие, война, потеря работы), так и чрезмерно-негативное восприятие личностью различных обстоятельств собственной жизнью.

Популярная психология помогает справляться со стрессом, причины которого кроются в искажённом восприятии действительности, неумении регулировать собственные эмоции (выражать их уместным способом, восстанавливать душевное равновесие). Если психологическое состояние позволяет работать (хоть и в менее эффективном режиме), получать знания и стремиться к самосовершенствованию, то достаточно будет изучить аспекты формирования эмоционального стресса и методы борьбы с ним, чтобы собственными силами привести себя в гармоничное состояние.

  • катастрофически снижается работоспособность;
  • состояние глобальной усталости наблюдается с самого начала дня;
  • наблюдается острая психологическая разбалансированность (человек перестаёт быть хозяином самого себя);
  • эмоциональные реакции на любые события становятся чрезмерно обострёнными (агрессия, гнев, желание сбежать/уничтожить, страх);
  • На помощь придёт клиническая психология и компетентные профессионалы, которые: помогут нормализовать физическое и психическое состояние. Вначале воздействие оказывается на симптомы стресса (снижение их интенсивности), затем на причины их возникновения (полное устранение или снижение степени негативного воздействия).

    Психика человека отличается чрезвычайно сложной структурой, поэтому может быть легко разбалансирована из-за воздействия разнообразных неблагоприятных факторов.

    Понятие психоэмоциональное состояние означает всю совокупность эмоций и чувств, переживаемых человеком. Сюда входят не только то, что человек переживает «здесь и сейчас», но и широкий спектр душевных шрамов от застаревших переживаний, подавленных эмоций и неблагоприятно разрешённых конфликтов.

    Пагубное влияние на психическое состояние

    Наиболее яркая характеристика здоровой психики – способность самостоятельно переживать жизненные трудности. Причины сбоев в механизме саморегуляции могут быть самыми разнообразными. Каждого человека подкашивает определённая ситуация, имеющая в его представлении важное значение. Поэтому понятие психоэмоционального стресса всегда связывается с интерпретацией и оценкой личностью собственной жизни.

    • довести негативные эмоции человека до максимального предела (точки кипения);
    • исчерпать эмоциональные резервы (воспоминания о позитивных эмоциях).
    • Итогом становится психологическое истощение. Важно помнить, что оскудению эмоциональной сферы всегда сопутствуют нарушения логико-смысловой, когнитивной области психики. Поэтому методы восстановления всегда предполагают комплексный подход на триаду: «тело-разум-душа» (гармонизация их взаимодействия).

    1. Длительное накопление и подавление негативных эмоций (Пример: стиль жизни в режиме фонового стресса).
    2. Психическое здоровье человека при получении эмоционально/чувственного стресса зависит от масштаба неблагоприятного события и реальных возможностей человека (умственных, финансовых, временных, физических) справится с ним в данный момент времени.

      Детские психологические травмы

      Дети находятся в полной зависимости от взрослых и не имеют возможности в полной мере проявлять свои эмоции и защищать собственную идентичность. Результатом становится масса подавленных обид и негативных эмоций. Причины большинства хронических заболеваний кроются в психоэмоциональном стрессе, переживаемом в детстве. С застаревшими детскими травмами лучше всего справляется психоанализ и гуманистическая психология.

      Неудачное прохождение рубежей возрастного развития или застревание на них (понятие «Питера Пэна», синдром вечного студента) порождает масштабный внутриличностный стресс. Часто симптомы проявлены настолько остро, что полностью обездвиживают волевые и энергетические ресурсы человека. Тогда на помощь приходит психология и многовековой багаж человеческих знаний про эмоции и эмоциональный стресс.

      Понятие «фрустрация» означает «расстройство замыслов», когда личность оказывается в ситуации (реальной или воображаемой), где невозможно удовлетворение значимых в данный момент потребностей. В более узком смысле под фрустрацией понимается психологическая реакция на невозможность получить желаемое. Например, человек долгие годы жил ради реализации одной цели, но в самый последний момент птица счастья выпорхнула у него из рук.

      Продолжительная физическая болезнь

      В тяжёлых жизненных ситуациях внутренние ресурсы постепенно исчерпываются. Если в течение долгого времени у человека нет возможности отдохнуть, переключить внимание с травмирующей ситуации, происходит своеобразное «выгорание души».

    3. упадок физических сил (сбои нервной системы приводят к тяжёлым последствиям для всего организма);
    4. возникновение чувства тревоги, нарастающее в течение 2 суток (изменение работы головного мозга, чрезмерная выработка гормонов – адреналина, кортикостероида);
    5. аварийный режим работы организма (на психическом и физическом уровне);
    6. истощение физических и душевных сил, завершающееся нервным срывом и переходящее в острые неврозы, депрессии и другие психологические отклонения.
    7. Психология в помощь – что делать, когда силы на пределе?

    • симптомы ощущаются, как эмоциональное выгорание, потеря вкуса жизни;
    • проявляются нарушения в когнитивной (мыслительной) сфере – ухудшается память, концентрация внимания, способности к анализу и т.д.;
    • безрадостность, вплоть до уныния и неверия в перемены к лучшему, становится постоянным, фоновым состоянием.

    Психологи и психотерапевты выявляют все аспекты возникновения психоэмоциональных расстройств и помогают человеку лучше управлять своей психикой, повышая адаптационные навыки.

    В запущенных случаях психологическое состояние столь плачевно, что находиться на грани невроза или клинической депрессии. Человек нуждается в медикаментозном лечении, которое имеет право предоставлять только психиатр.

    Психоэмоциональное состояние – основа здоровья личности

    Основными причинами психических расстройств являются:

  • когнитивные расстройства;
  • эмоциональные перегрузки (психогенный стресс);
  • физические болезни.
  • Принцип разрушительного воздействия прост:

  • спровоцировать нервный срыв или включение режима экстренного торможения (апатия, эмоциональное выгорание, душевное опустошение);
  • Распространённые причины психоэмоциональных перегрузок

    Психоэмоциональный стресс возникает в двух ситуациях:

  • Возникновение неожиданного негативного события в жизни индивидуума.
  • Гендерное взаимодействие

    Психологическое здоровье человека напрямую зависит от реализации одной из важнейших потребностей – любить. Поиск партнёра начинается с состояния: «хочу получать любовь», а создание семьи – «хочу дарить любовь». Любые неудачи и промедления в этой сфере вызывают мощнейший эмоциональный дисбаланс.

    Смерть близких людей

    Потеря значимых социальных связей разрушает стабильное психическое состояние и подвергает личность жёсткому пересмотру собственной картины мира. Жизнь без этого человека кажется блеклой, лишённой смысла и надежды на счастье. Окружающим видны яркие симптомы депрессии или невроза. Страдающему человеку нужна компетентная психологическая помощь и поддержка близких людей. Наибольшему риску получения нервного срыва, формирования суицидального поведения, вхождения в состояние клинической депрессии или проявлению психиатрических отклонений, подвержены интроверты, имеющие маленький круг общения и не получающие помощь от окружения.

    Неудачное прохождение возрастных кризисов

    Видео: «Прививка от стресса»: Как справиться со своими эмоциями?

    Фрустрация

    Психология ХХI века уделяет особое внимание психосоматическим заболеваниям, причисляя к ним более 60% существующих болезней! Влияние психики на физическое здоровье невозможно переоценить – народная присказка: «В здоровом теле – здоровый дух» подтверждается многочисленными научными исследованиями.

    Достаточно устранить деструктивные эмоциональные переживания, чтобы человек пошёл на поправку даже при тяжёлом, хроническом заболевании.

    Видео: Аптечка «Анти-Стресс» - как избавиться от стресса с Техникой Эмоциональной Свободы (EFT)


    ostresse.ru

    Эмоциональный стресс

    Консультанты клиники «IsraClinic» будут рады ответить на любые вопросы по данной теме.

    Что такое эмоциональный стресс?

    Лечение эмоционального стресса

    Причины эмоционального стресса

    Эректильной дисфункцией называют расстройства, при которых возникают сложности с эрекцией либо эрекция не возникает. Считается, что проблемы с эрекцией возникают только у мужчин старшего и пожилого возрастов, однако, в действительности эректильная дисфункция может проявиться и у молодых мужчин в возрасте до 30 лет. Очень часто мужчины скрывают симптомы, стараются принимать стимулирующие препараты, затягивают поход к специалисту.

    В состоявшихся парах часто встречаются ситуации, когда один из партнеров испытывает если не отвращение, то равнодушие к сексуальной стороне совместной жизни. При этом на эмоциональном уровне отношения остаются доверительными и близкими. Отсутствие полноценной половой жизни сказывается на отношениях партнеров – в частности, мужчина в такой ситуации чувствует свою непривлекательность, неполноценность, тогда как женщина закрывается в себе, подозревает мужчину в изменах.

    Женщины часто занимаются сексом не ради достижения оргазма – высшей точки наслаждения, а по другим причинам – чтобы получить психологическое удовлетворение, чтобы улучшить свое самочувствие, чтобы привлечь мужчину. Также существует разница в партнерских отношениях – если они продолжаются длительный период, то женщина нечасто испытывает желание половой близости, однако с каждым новым партнером сексуальное влечение увеличивается.

    Гиполибидемия – это потеря влечения к сексуальной жизни, низкий порог чувственности, проблемы с возбуждением, аноргазмия (отсутствие оргазмов). Другие названия – анафродизия, фригидность. Это одна из разновидностей сексуальной дисфункции, при которой отсутствуют физиологические причины для нежелания вести половую жизнь. Пациент, даже занимаясь сексом на регулярной основе, не испытывает удовольствие, не получает оргазм и удовлетворение.

    Специалисты «IsraClinic» будут рады оперативно ответить на Ваши вопросы, связанные с диагностикой и лечением в Израиле. Заполните форму заявки, мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время.

    www.israclinic.com

    Профилактика психоэмоционального стресса

    Психоэмоциональный стресс - непростое состояние, которое может стать причиной опасных заболеваний: в некоторых случаях он провоцирует мозговой сосудистый приступ. Психоэмоциональный стресс можно преодолевать, главное - научиться это делать. Чтобы избежать стрессовых ситуаций, можно попробовать множество различных приемов.

    Неплохим вариантом станет смена обстановки.

    В современной медицине есть немало способов, помогающих справиться с таким состоянием.

    Можно прибегнуть к медитации, йоге, релаксации, избавиться от накопленной негативной энергии можно с помощью обычной валерьянки, хорошим успокаивающим средством является мята.

    Пагубное воздействие стресса

    Когда человек испытывает подобные состояния, у него выделяется определенное количество адреналина и норадреналина. В большом количестве эти гормоны вредны для организма. Они способствуют повышению давления, в результате своего воздействия адреналин и норадреналин могут повредить сосудистую стенку и стать причиной спазма сосудов. После стрессов могут развиться такие опасные недуги, как инфаркт и инсульт. При частом испытании негативных эмоций у человека может развиться гипертоническая болезнь, которая наносит существенный вред здоровью.

    Адреналин и норадреналин увеличивают тонус мышц, более того, они способствуют повышению уровня сахара в крови. Если у человека имеются какие-либо проблемы, связанные с деятельностью сердечно-сосудистой системы, или есть склонность к повышенному давлению, стресс окажет более сильное воздействие, нежели на здорового. Если у человека есть проблемы с сердцем, сосудистые спазмы, последствия стресса могут быть очень опасными. Данное психическое состояние может быть вызвано различными негативными факторами, например, житейскими трудностями, часто человек испытывает напряжение, находясь на рабочем месте. Каждому человеку нужно научиться справляться со стрессом.

    В некоторых случаях у людей возникает хронический стресс, сопровождающийся повышенной усталостью: в данном случае появляется бессонница, мигрень. Стоит знать: частый стресс может существенно ослабить защитные свойства иммунной системы.

    Такое состояние, как хронический стресс, представляет угрозу для здоровья: оно может стать причиной гипертензии, при которой происходит частое повышение давления. Хронический стресс негативно отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы и кровеносных сосудов. В данном случае имеется немалый риск появления склеротических бляшек (в особенности если уровень холестерина в крови повышен). Плохое настроение и подавленное состояние с легкостью могут перерасти в психоэмоциональный стресс. Данные состояния способны привести к нарушению работы органов и всех систем организма. Если человек при этом болен, организм будет тратить силы на борьбу со стрессом и отвлекаться на восстановление психических функций, таким образом, борьба с болезнью сведется к нулю.

    Методы борьбы с тревожным состоянием

    Чтобы облегчить симптомы стресса, психологи советуют вести дневник или проговаривать мысли на диктофон. Важно добиться того, чтобы человек смог объяснить, охарактеризовать, проанализировать собственное настроение. Уровень стресса можно снизить, записав мысли на бумагу: чтобы не уходить с головой в свои мысли, постарайтесь выговориться, выслушать ваши проблемы может дорогой вам человек. После этого ваше настроение изменится в лучшую сторону, вы наполовину освободитесь от тревожных мыслей. Существует много способов справиться со стрессом и обеспечить профилактику против этого психического недуга. Самым радикальным вариантом является уход от цивилизации.

    Владельцы домашних животных утверждают, что именно последние помогают справляться со стрессом. Когда человек поглаживает собаку или кошку, его самочувствие в значительной степени улучшается. В результате исследований положительное влияние домашних животных было доказано. Если человек имеет дома любимца и часто гладит его, психика становится крепче, сам человек становится сдержаннее, более того, у него нормализуется давление. Домашние животные не просто дарят радость, они способны уменьшить гипертонические кризы. Чтобы избежать ежедневного стресса, нужно постараться изменить внешние обстоятельства, например, сменить место работы и даже место жительства. Не каждый решается на столь ответственные шаги, поэтому можно изменить отношение к конкретному раздражающему фактору.

    Физические упражнения и разговоры по душам

    Некоторые люди при испытании стрессовой нагрузки предпочитают молчать, другие стараются выговориться. Чтобы постепенно выйти из напряженного состояния, рекомендуется начать физические тренировки. Выполняя упражнения, вы сможете успокоиться и преодолеть умеренную депрессию, физические упражнения в значительной мере укрепляют сердечно-сосудистую систему, они нормализуют давление и снижают уровень холестерина. Регулярные тренировки помогают укрепить иммунную систему и всякий раз противостоять стрессу. После интенсивной получасовой тренировки настроение значительно улучшится: у человека на одну четверть снизится тревожное состояние, помимо этих особенностей, физические упражнения способствуют благоприятной умственной деятельности. Снять стресс также поможет пешая прогулка: рекомендуется идти полчаса быстрым шагом.

    Как было сказано выше, преодолеть стресс помогает разговор и запись мыслей на бумаге. Постарайтесь найти человека, с которым сможете обсудить свои проблемы, он должен вас выслушать, понять, что вы чувствуете. Чтобы расслабиться и отвлечься от негативных мыслей, можно лечь на кровать с закрытыми глазами и вообразить, что вы отдыхаете на солнечном пляже, вдыхаете кристально чистый воздух. Постарайтесь придумать картину, которая будет подходящей именно для вас. Важно настроиться на позитивную волну, включив при этом собственное воображение. Подобные упражнения можно проделывать по 30 минут в день.

    Во избежание стрессовых ситуаций можно прибегнуть к методике, которая называется прогрессивной релаксацией. Она необходима для того, чтобы человек понял разницу между тем, когда его мышцы находятся в спокойном, а когда в напряженном состоянии. На ощущениях такого контраста легко понять, когда вы чувствуете себя расслабленно. Необходимо осознать, что состояние расслабления может быть достигнуто практически всегда, когда вам того потребуется.

    Эффективное упражнение для релаксации

    Чтобы выполнить упражнение, следует избавиться от вещей, которые вас сковывают, желательно снять неудобную одежду, украшения. Постарайтесь выбрать то место, где вас никто не потревожит, а уже тем более человек, из-за которого возникает стресс. При проделывании упражнения вы можете лечь на пол и включить музыку, но только не слишком громко. Вам необходимо успокоить дыхание на 10 секунд, далее следует вдохнуть и задержать дыхание. Одновременно поднимая правую руку перпендикулярно полу и постепенно напрягая ее, нужно держать ее в поднятом состоянии 5 секунд, затем выдохнуть и медленно опустить на пол. Данное упражнение следует проделать два раза, затем выполнить с левой рукой.

    Теперь вам потребуется повторить это же упражнение с мышцами ног: подняв каждую ногу на высоту примерно 60 см от пола и вытянув носок, задержите ногу в таком согнутом положении на 5 секунд. Затем у вас должен поработать живот: его нужно слегка приподнять, чтобы спина выгнулась. Это же упражнение проделывается на спине и плечах: вам нужно наклониться вперед, округлив плечи и направив взгляд на пальцы ног. Чтобы проделать упражнение на лице, следует состроить различные гротесковые гримасы. Цель этих упражнений - научить чувствовать разницу между расслабленным и напряженным состоянием мышц, что в дальнейшем поможет преодолевать стресс.

    Стресс – термин, дословно обозначающий давление или напряжение. Под ним понимают состояние человека, которое возникает в ответ на воздействие неблагоприятных факторов, которые принято называть стрессорами . Они могут быть физическими (тяжелая работа, травма) или психическими (испуг, разочарование).

    Распространенность стресса очень велика. В развитых странах 70% населения находятся в состоянии постоянного стресса. Свыше 90% страдают от стресса несколько раз в месяц. Это очень тревожный показатель, учитывая, насколько опасными могут быть последствия стресса.

    Переживание стресса требует от человека больших энергозатрат. Поэтому длительное воздействие стрессовых факторов вызывает слабость, апатию, ощущение нехватки сил. Также со стрессом связывают развитие 80% известных науке заболеваний.

    Виды стресса

    Предстрессовое состояние – тревога, нервное напряжение, возникающее в ситуации, когда на человека действуют стрессовые факторы. В этот период он может принять меры для предотвращения стресса.

    Эустресс полезный стресс. Это может быть стресс, вызванный сильными положительными эмоциями. Также эустресс – умеренный стресс, который мобилизует резервы, заставляя эффективнее бороться с проблемой. Этот вид стресса включает в себя все реакции организма, которые обеспечивают срочную адаптацию человека к новым условиям. Он дает возможность избежать неприятной ситуации, бороться или приспособиться. Таким образом, эустресс – это механизм, обеспечивающий выживание человека.

    Дистресс – вредный деструктивный стресс, с которым организм справиться не в состоянии. Этот вид стресса вызывается сильными негативными эмоциями, или физическими факторами (травмы, болезни, переутомление), которые воздействуют долгое время. Дистресс подрывает силы, мешая человеку не только эффективно решить проблему, которая вызвала стресс, но и жить полноценно.

    Эмоциональный стресс – эмоции, сопровождающие стресс: тревога, страх, гнев, печаль. Чаще всего именно они, а не сама ситуация вызывают негативные изменения в организме.

    По длительности воздействия стрессы принято делить на два вида:

    Острый стресс – стрессовая ситуация продолжалась короткий промежуток времени. Большинство людей быстро приходят в норму, после короткой эмоциональной встряски. Однако если потрясение было сильным, то возможны нарушения функционирования НС, такие как энурез, заикание, тики.

    Хронический стресс – стрессовые факторы воздействуют на человека длительное время. Такая ситуация менее благоприятна и опасна развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы и обострением имеющихся хронических болезней.

    Какие бывают фазы стресса?

    Фаза тревоги – состояние неопределенности и страха в связи с приближающейся неприятной ситуацией. Ее биологический смысл – «подготовить оружие» для борьбы с возможными неприятностями.

    Фаза сопротивления – период мобилизации сил. Фаза, в которой отмечается повышение мозговой активности и мышечной силы. Эта фаза может иметь два варианта разрешения. В лучшем случае происходит адаптация организма к новым условиям жизни. В худшем, человек продолжает испытывать стресс и переходит к следующей фазе.

    Фаза истощения – период, когда человек ощущает, что силы на исходе. На этой стадии ресурсы организма истощаются. Если выход из сложной ситуации не найден, то развиваются соматические заболевания и психологические изменения.

    Что вызывает стресс?

    Причины развития стресса могут быть самые разнообразные.

    Физические причины стресса

    Психические причины стресса

    Внутренние

    Внешние

    Сильная боль

    Хирургическая операция

    Инфекции

    Переутомление

    Непосильная физическая работа

    Загрязнение окружающей среды

    Несоответствие ожиданий действительности

    Несбывшиеся надежды

    Разочарование

    Внутренний конфликт – противоречие, между «хочу» и «надо»

    Перфекционизм

    Пессимизм

    Заниженная или завышенная самооценка

    Сложности с принятием решений

    Отсутствие усердия

    Невозможность самовыражения

    Отсутствие уважения, признания

    Цейтнот, ощущение недостатка времени

    Угроза жизни и здоровью

    Нападение человека или животного

    Конфликты в семье или коллективе

    Материальные проблемы

    Природные или техногенные катастрофы

    Болезнь или смерть близкого человека

    Вступление в брак или развод

    Измена близкого человека

    Устройство на работу, увольнение, выход на пенсию

    Утрата денег или имущества

    Необходимо отметить, что реакция организма не зависит от того, какая причина вызвала стресс. И на перелом руки, и на развод организм отреагирует одинаково – выделением гормонов стресса. Его последствия будут зависеть от того, насколько значима ситуация для человека и как долго он находится под ее воздействием.

    От чего зависит восприимчивость к стрессу?

    Одно и то же воздействие может быть по-разному оценено людьми. Одна и та же ситуация (например, утрата определенной суммы), у одного человека вызовет сильный стресс, а у другого лишь досаду. Все зависит от того, какое значение человек предает данной ситуации. Большую роль играют сила нервной системы, жизненный опыт, воспитание, принципы, жизненная позиция, нравственные оценки и т.д.

    Воздействию стресса больше подвержены личности, для которых характерна тревожность, повышенная возбудимость, неуравновешенность, склонность к ипохондрии и депрессии.

    Одним из важнейших факторов является состояние нервной системы на данный момент. В периоды переутомлений и болезней у человека снижается способность адекватно оценивать ситуацию и сравнительно небольшие воздействия могут вызвать серьезный стресс.

    Последние исследования психологов показали, что менее восприимчивыми к стрессу являются люди с наименьшим уровнем кортизола. Как правило, их тяжелее вывести из себя. А в стрессовых ситуациях они не теряют самообладания, что позволяет им добиться значительных успехов.

    Признаки низкой стрессоустойчивости и высокой восприимчивости к стрессу:

    • Вы не можете расслабиться после тяжелого дня;
    • Вы переживаете волнение после незначительного конфликта;
    • Вы многократно прокручиваете в голове неприятную ситуацию;
    • Вы можете оставить начатое дело из-за опасений, что не справитесь с ним;
    • У вас нарушается сон из-за пережитого волнения;
    • Волнения вызывают заметное ухудшение самочувствия (головную боль, дрожь в руках, учащенное сердцебиение, чувство жара)

    Если на большинство вопросов вы дали утвердительные ответы, это означает, что необходимо повышать устойчивость к стрессу.


    Какие бывают поведенческие признаки стресса?

    Как распознать стресс по поведению? Стресс изменяет поведение человека определенным образом. Хотя его проявления во многом зависят от характера и жизненного опыта человека, но существует и ряд общих признаков.

    • Переедание. Хотя иногда наблюдается потеря аппетита.
    • Бессонница. Сон поверхностный с частыми пробуждениями.
    • Замедленность движений или суетливость.
    • Раздражительность. Может проявляться плаксивостью, брюзжанием, необоснованными придирками.
    • Замкнутость, уход от общения.
    • Нежелание работать. Причина кроется не в лени, а в снижении мотивации, силы воли и дефиците сил.

    Внешние признаки стресса связаны с чрезмерным напряжением отдельных групп мышц. К ним относятся:

    • Поджатые губы;
    • Напряжение жевательных мышц;
    • Приподнятые «зажатые» плечи;

    Что происходит в организме человека во время стресса?

    Патогенетические механизмы стресса – стрессовая ситуация (стрессор) воспринимается корой головного мозга, как угрожающая. Далее возбуждение проходит по цепи нейронов в гипоталамус и гипофиз. Гипофизальные клетки продуцируют адренокортикотропный гормон, который активирует кору надпочечников. Надпочечники в больших количествах выбрасываю в кровь гормоны стресса – адреналин и кортизол, которые призваны обеспечить адаптацию в стрессовой ситуации. Однако если организм слишком долго находится под их воздействием, очень чувствителен к ним или гормонов вырабатывается в избытке, то это может привести к развитию болезней.

    Эмоции активируют вегетативную нервную систему, точнее ее симпатический отдел. Этот биологический механизм призван сделать тело более сильным и выносливым на короткий срок, настроить его на активную деятельность. Однако длительная стимуляция вегетативной нервной системы вызывает спазм сосудов и нарушение работы органов, которые испытывают недостаток кровообращения. Отсюда нарушение функций органов, боли, спазмы.

    Позитивные последствия стресса

    Позитивные последствия стресса связаны с воздействием на организм все тех же стрессовых гормонов адреналина и кортизола. Их биологический смысл – обеспечить выживание человека в критической ситуации.

    Позитивное воздействие адреналина

    Позитивное воздействие кортизола

    Появление страха, тревоги, беспокойства. Эти эмоции предупреждают человека о возможной опасности. Они дают возможность подготовиться к сражению, убежать или спрятаться.

    Учащение дыхания – это обеспечивает насыщение крови кислородом.

    Ускорение сердцебиения и подъем артериального давления – сердце лучше снабжает кровью организм для эффективной работы.

    Стимуляция умственных способностей путем улучшения доставки мозгу артериальной крови.

    Усиление мышечной силы через улучшение кровообращения мышц и повышение их тонуса. Это помогает реализовать инстинкт «бейся или беги».

    Прилив энергии за счет активации обменных процессов. Это позволяет человеку ощутить прилив сил, если до этого он испытывал усталость. Человек проявляет мужество, решимость или агрессию.

    Повышение уровня глюкозы в крови, что обеспечивает клетки дополнительным питанием и энергией.

    Уменьшение кровотока во внутренних органах и коже. Этот эффект позволяет уменьшить кровотечение во время возможного ранения.

    Прилив бодрости и сил за счет ускорения обмена веществ: повышения уровня глюкозы в крови и расщепления белков на аминокислоты.

    Подавление воспалительной реакции.

    Ускорение свертывания крови за счет увеличения числа тромбоцитов, способствует остановке кровотечений.

    Снижение активности второстепенных функций. Организм экономит энергию, чтобы направить ее на борьбу со стрессом. Например, уменьшается образование иммунных клеток, подавляется активность эндокринных желез, снижается перистальтика кишечника.

    Снижение риска развития аллергических реакций. Этому способствует угнетающее воздействие кортизола на иммунную систему.

    Блокировка выработки дофамина и серотонина – «гормонов счастья», которые способствуют расслаблению, что может иметь критические последствия в опасной ситуации.

    Повышение чувствительности к адреналину. Это усиливает его эффекты: учащение сердцебиения, повышение давления, усиление притока крови к скелетным мышцам и сердцу.

    Необходимо заметить, что положительное воздействие гормонов отмечается при краткосрочном их воздействии на организм. Поэтому кратковременный умеренный стресс может быть полезен для организма. Он мобилизует, заставляет собраться силами, чтобы найти оптимальное решение. Стресс обогащает жизненный опыт и в дальнейшем человек уверенно чувствует себя в подобных ситуациях. Стрессы повышают способность к адаптации и определенным образом способствуют развитию личности. Однако важно, чтобы стрессовая ситуация разрешилась до того, как исчерпаются ресурсы организма и начнутся негативные изменения.

    Негативные последствия стресса

    Негативные последствия стресса для психики обусловлены длительным действием гормонов стресса и переутомлением нервной системы.

    • Снижается концентрация внимания, что влечет за собой ухудшение памяти;
    • Появляются суетливость и несобранность, что повышает риск принятия необдуманных решений;
    • Низкая работоспособность и повышенная утомляемость могут быть следствием нарушением нейронных связей в коре больших полушарий;
    • Преобладают негативные эмоции – общая неудовлетворенность положением, работой, партнером, внешним видом, что повышает риск развития депрессии;
    • Раздражительность и агрессия, которые осложняют взаимодействие с окружающими и затягивают разрешение конфликтной ситуации;
    • Стремление облегчить состояние при помощи алкоголя, антидепрессантов, наркотических препаратов;
    • Снижение самооценки, неверие в свои силы;
    • Проблемы в сексуальной и семейной жизни;
    • Нервный срыв – частичная потеря контроля над своими эмоциями и действиями.

    Негативные последствия стресса для организма

    1. Со стороны нервной системы . Под воздействием адреналина и кортизола ускоряется разрушение нейронов, нарушается налаженная работа различных отделов нервной системы:

    • Излишняя стимуляция нервной системы. Длительная стимуляция ЦНС ведет к ее переутомлению. Как и другие органы, нервная система не может долгое время работать в непривычно интенсивном режиме. Это неминуемо приводит к различным сбоям. Признаками переутомления являются сонливость, апатия, депрессивные мысли, тяга к сладкому.
    • Головные боли могут быть связаны с нарушением работы сосудов мозга и ухудшением оттока крови.
    • Заикание , энурез (недержание мочи), тики (неконтролируемые сокращения отдельных мышц). Возможно, они возникают, когда нарушаются нейронные связи между нервными клетками головного мозга.
    • Возбуждение отделов нервной системы. Возбуждение симпатического отдела нервной системы приводит к нарушению функций внутренних органов.

    2. Со стороны иммунной системы. Изменения связаны повышением уровня глюкокортикоидных гормонов, которые угнетают работу иммунной системы. Возрастает восприимчивость к различным инфекциям.

    • Снижается выработка антител и активность иммунных клеток. В результате повышается восприимчивость к вирусам и бактериям. Растет вероятность заразиться вирусными или бактериальными инфекциями. Также увеличивается шанс самозаражения – распространения бактерий из очагов воспаления (воспаленных гайморовых пазух, небных миндалин) в другие органы.
    • Снижается иммунная защита против появления раковых клеток, возрастает риск развития онкологии.

    3. Со стороны эндокринной системы. Стресс оказывает значительное влияние на работу всех гормональных желез. Он может вызвать как увеличение синтеза, так и резкое снижение выработки гормонов.

    • Сбой менструального цикла. Сильный стресс может нарушить работу яичников, что проявляется задержкой и болезненностью во время месячных. Проблемы с циклом могут продолжаться до полной нормализации ситуации.
    • Снижение синтеза тестостерона, что проявляется снижением потенции.
    • Замедление темпов роста. Сильный стресс у ребенка может уменьшить выработку гормона роста и вызвать задержку в физическом развитии.
    • Снижение синтеза трийодтиронина Т3 при нормальных показателях тироксина Т4. Сопровождается повышенной утомляемостью, мышечной слабостью, снижением температуры, отечностью лица и конечностей.
    • Снижение пролактина. У кормящих женщин длительный стресс может вызвать снижение выработки грудного молока, вплоть до полной остановки лактации.
    • Нарушение работы поджелудочной железы, ответственной за синтез инсулина , вызывает сахарный диабет.

    4. Со стороны сердечно-сосудистой системы . Адреналин и кортизол учащают сердцебиение и сужают сосуды, что имеет ряд негативных последствий.

    • Повышается кровяное давление, что увеличивает риск гипертонической болезни.
    • Увеличивается нагрузка на сердце и количество перекачанной за минуту крови возрастает втрое. В сочетании с повышенным давлением это увеличивает риск развития инфаркта и инсульта.
    • Ускоряется сердцебиение и повышается риск нарушений сердечного ритма (аритмия , тахикардия).
    • Возрастает риск образования тромбов из-за увеличения числа тромбоцитов.
    • Повышается проницаемость кровеносных и лимфатических сосудов, снижается их тонус. В межклеточном пространстве скапливаются продукты обмена и токсины. Отечность тканей увеличивается. Клетки испытывают дефицит кислорода и питательных веществ.

    5. Со стороны пищеварительной системы нарушение работы вегетативного отдела нервной системы вызывает спазмы и нарушение кровообращения в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Это может иметь различные проявления:

    • Чувство кома в горле;
    • Трудности при глотании из-за спазма пищевода;
    • Боли в желудке и различных отделах кишечника, вызванные спазмом;
    • Запоры или поносы, связанные с нарушением перистальтики и выделения пищеварительных ферментов;
    • Развитие язвенной болезни ;
    • Нарушение работы пищеварительных желез, что вызывает гастрит , дискинезию желчевыводящих путей и другие функциональные расстройства пищеварительной системы.

    6. Со стороны опорно-двигательной системы длительный стресс вызывает спазм мышц и ухудшение кровообращения костной и мышечной ткани.


    • Спазм мышц, преимущественно в области шейно-грудного отдела позвоночника. В сочетании с остеохондрозом это может привести к сдавливанию корешков спинно-мозговых нервов – возникает радикулопатия. Это состояние проявляется болью в шее, конечностях, грудной клетке. Оно также может вызвать болевые ощущения в области внутренних органов – сердца, печени.
    • Хрупкость костей – вызывается снижением кальция в костной ткани.
    • Снижение мышечной массы – гормоны стресса усиливают распад мышечных клеток. При длительном стрессе организм использует их как резервный источник аминокислот.

    7. Со стороны кожи

    • Угревая сыпь. Стресс повышает выработку кожного сала. Закупоренные волосяные фолликулы воспаляются на сниженного иммунитета.
    • Нарушения в работе нервной и иммунной системе провоцируют нейродермит и псориаз.

    Подчеркнем, что кратковременные эпизодические стрессы не наносят серьезного ущерба здоровью, поскольку вызванные ими изменения обратимы. Болезни развиваются со временем, если человек продолжает остро переживать стрессовую ситуацию.

    Какие бывают способы реагирования на стресс?

    Выделяют три стратегии реагирования на стресс :

    Кролик – пассивная реакция на стрессовую ситуацию. Стресс лишает возможности рационально мыслить и активно действовать. Человек прячется от проблем, поскольку не имеет сил справиться с травмирующей ситуацией.

    Лев – стресс заставляет задействовать все резервы организма на короткий промежуток времени. Человек бурно и эмоционально реагирует на ситуацию, делая «рывок» для ее решения. Эта стратегия имеет свои недостатки. Действия часто бывают необдуманными и излишне эмоциональными. Если ситуацию не удалось разрешить быстро, то силы истощаются.

    Вол – человек рационально задействует свои умственные и психические ресурсы, поэтому может долго жить и работать, испытывая стресс. Эта стратегия самая оправданная с точки зрения нейрофизиологии и самая продуктивная.

    Методы борьбы со стрессом

    Выделяют 4 основные стратегии борьбы со стрессом.

    Повышение информированности. В сложной ситуации важно снизить уровень неопределенности, для этого важно владеть достоверной информацией. Предварительное «проживание» ситуации устранит эффект внезапности позволит действовать эффективнее. Например, перед поездкой в незнакомый город подумайте, чем вы займетесь, что хотите посетить. Узнайте адреса отелей, достопримечательностей, ресторанов, ознакомьтесь с отзывами о них. Это поможет меньше переживать перед путешествием.

    Всесторонний анализ ситуации , рационализация . Оцените свои силы и ресурсы. Учитывайте сложности, с которыми придется столкнуться. По возможности подготовьтесь к ним. Перенесите внимание с результата на действие. Например, снизить страх перед собеседованием поможет анализ сбор информации о компании, подготовка к вопросам, которые задают чаще всего.

    Снижение значимости стрессовой ситуации. Эмоции мешают рассмотреть суть и найти очевидное решение. Представьте, как видится эта ситуация посторонним людям, для которых это событие привычно и не имеет значения. Попробуйте думать об этом событии без эмоций, сознательно снижая его значимость. Представьте, как вы будете вспоминать о стрессовой ситуации через месяц или год.

    Усиление возможных отрицательных последствий. Представьте наихудший вариант развития событий. Как правило, люди гонят от себя эту мысль, что делает ее навязчивой, и она возвращается снова и снова. Осознайте, что вероятность катастрофы крайне мала, но даже, если она случится, выход из положения найдется.

    Установка на лучшее . Постоянно напоминайте себе, что все будет хорошо. Проблемы и переживания не могут продолжаться вечно. Необходимо собраться с силами и сделать все возможное, чтобы приблизить удачную развязку.

    Необходимо предостеречь, что во время длительного стресса возрастает соблазн решения проблем нерациональным способом при помощи оккультных практик, религиозных сект, знахарей и т.д. Такой подход может привести к новым, более сложным проблемам. Поэтому, если не удается самостоятельно найти выход и ситуации, то желательно обратиться к квалифицированному специалисту, психологу, юристу.

    Как помочь себе во время стресса?

    Различные способы саморегуляции при стрессе помогут успокоиться и минимизировать влияние негативных эмоций.

    Аутотренинг – психотерапевтическая методика, направленная на восстановление баланса, утраченного в результате стресса. Аутогенная тренировка основана на мышечном расслаблении и самовнушении. Данные действия снижают активность коры головного мозга и активируют парасимпатический отдел вегетативной нервной системы. Это позволяет нейтрализовать эффект от длительного возбуждения симпатического отдела. Для выполнения упражнения требуется расположиться в удобной позе и сознательно расслабить мышцы, особенно лица и плечевого пояса. Затем приступают к повторению формул аутогенной тренировки. Например: «Я спокоен. Моя нервная система успокаивается и набирается сил. Проблемы не беспокоят меня. Они воспринимаются как касание ветра. С каждым днем я становлюсь сильнее».

    Мышечная релаксация – техника расслабления скелетных мышц. Методика основана на утверждении, что тонус мышц и нервной системы взаимосвязаны. Поэтому если удастся расслабить мышцы, то снизится напряжение в нервной системе. При миорелаксации необходимо сильно напрячь мышцу, а затем максимально ее расслабить. С мышцами работают в определенном порядке:

    • доминантная рука от пальцев до плеча (правая у правшей, левая у левшей)
    • недоминантная рука от пальцев до плеча
    • спина
    • живот
    • доминантная нога от бедра до ступни
    • недоминантная нога от бедра до ступни

    Дыхательная гимнастика . Дыхательные упражнения для снятия стресса позволяют вернуть контроль над эмоциями и телом, снизить мышечное напряжение и частоту сердечных сокращений.

    • Дыхание животом. На вдохе медленно надуть живот, затем набрать воздух в средние и верхние отделы легких. На выдохе – выпустить воздух из грудной клетки, затем немного втянуть живот.
    • Дыхание на счет 12. Делая вдох, необходимо медленно сосчитать от 1-го до 4-х. Пауза – на счет 5-8. Выдох на счет 9-12. Таким образом, дыхательные движения и пауза между ними имеют одинаковую продолжительность.

    Ауторациональная терапия . В ее основе постулаты (принципы), помогающие изменить отношение к стрессовой ситуации и снизить выраженность вегетативных реакций. Для уменьшения уровня стресса человеку рекомендуют работать со своими убеждениями и мыслями, используя известные когнитивные формулы. Например:

    • Чему меня учит эта ситуация? Какой урок я могу вынести?
    • «Господи дай мне сил, изменить то что в моих силах, дай душевный покой смириться с тем, на что я не в состоянии повлиять и мудрости отличить одно от другого».
    • Необходимо жить «здесь и сейчас» или «Моешь чашку, думай о чашке».
    • «Все проходит и это пройдет» или «Жизнь как зебра».

    Психотерапия при стрессе

    Психотерапия при стрессе насчитывает более 800 методик. Самыми распространенными являются:

    Рациональная психотерапия. Психотерапевт учит пациента изменять отношение к волнующим событиям, менять неправильные установки. Основное воздействие направлено на логику и личные ценности человека. Специалист помогает освоить методы аутогенной тренировки, самовнушения и другие методики самопомощи при стрессе.

    Суггестивная психотерапия . Пациенту внушаются правильные установки, основное воздействие направлено на подсознание человека. Внушение может проводиться в расслабленном или в гипнотическом состоянии, когда человек находится между бодрствованием и сном.

    Психоанализ при стрессе . Направлен на извлечение из подсознания психических травм, вызвавших стресс. Проговаривание этих ситуаций позволяет уменьшить их воздействие на человека.

    Показания для психотерапии при стрессе:

    • стрессовое состояние нарушает привычный образ жизни, лишая возможности работать, поддерживать контакты с людьми;
    • частичная утрата контроля над собственными эмоциями и поступками на фоне эмоциональных переживаний;
    • формирование личностных особенностей – мнительности, тревожности, сварливости, эгоцентричности;
    • невозможность человека самостоятельно найти выход из стрессовой ситуации, справиться с эмоциями;
    • ухудшение соматического состояния на фоне стресса, развитие психосоматических заболеваний;
    • признаки невроза и депрессии;
    • посттравматическое расстройство.

    Психотерапия против стресса – действенный метод, который помогает вернуться к полноценной жизни, не зависимо от того, удалось ли разрешить ситуацию или приходится жить под ее воздействием.

    Как восстановиться после стрессов?

    После того, как стрессовая ситуация разрешилась нужно восстановить физические и психические силы. В этом могут помочь принципы здорового образа жизни.

    Смена обстановки. Поездка за город, на дачу другой город. Новые впечатления и прогулки на свежем воздухе создают в коре головного мозга новые очаги возбуждения, перекрывая воспоминания о пережитом стрессе.

    Переключение внимания . Объектом могут послужить книги, фильмы, спектакли. Положительные эмоции активируют мозговую деятельность, побуждая к активности. Таким образом они предупреждают развитие депрессии.

    Полноценный сон. Посвятите сну столько времени, сколько потребует ваш организм. Для этого необходимо несколько дней ложиться в 22, и вставать не по будильнику.

    Рациональное питание. В рационе должны присутствовать мясо, рыба и морепродукты, творог и яйца – эти продукты содержат белок для укрепления иммунитета. Свежие овощи и фрукты – важные источники витаминов и клетчатки. Разумное количество сладкого (до 50 г в день) поможет мозгу восстановить энергетические ресурсы. Питание должно быть полноценным, но не чересчур обильным.

    Регулярные физические нагрузки . Особенно полезны гимнастика, йога, стретчинг, пилатес и другие упражнения, направленные на растягивание мышц помогают снять мышечный спазм, вызванный стрессом. Также они улучшат кровообращение, что положительно сказывается на состоянии нервной системы.

    Общение . Общайтесь с позитивными людьми, которые заряжают вас хорошим настроением. Предпочтительнее личные встречи, но подойдет и телефонный звонок или общение онлайн. Если такой возможности или желания нет, то найдите место, где можно в спокойной обстановке побыть среди людей – кафе или читальный зал библиотеки. Общение с домашними животными также помогает восстановить утраченный баланс.

    Посещение спа-салона, бани, сауны . Такие процедуры способствуют расслаблению мышц и снятию нервного напряжения. Они могут помочь освободиться от грустных мыслей и настроиться на позитивный лад.

    Массажи, ванны, солнечные ванны, купание в водоемах . Эти процедуры оказывают успокаивающее и общеукрепляющее действие, помогая восстановить утраченные силы. При желании некоторые процедуры можно проводить дома, например ванны с морской солью или хвойным экстрактом, самомассаж или ароматерапю.

    Приемы повышения стрессоустойчивости

    Стрессоустойчивость – это набор качеств личности, позволяющий переносить стрессы с наименьшим вредом для здоровья. Устойчивость к стрессу может быть врожденной особенностью нервной системы, но ее можно и развить.

    Повышение самооценки. Доказана зависимость – чем выше уровень самооценки, тем выше стрессоустойчивость. Психологи советуют: формируйте уверенное поведение, общайтесь, двигайтесь, действуйте, как уверенный в себе человек. Со временем поведение перерастет во внутреннюю уверенность в своих силах.

    Медитация. Регулярная медитация несколько раз в неделю по 10 мин снижает уровень тревоги и степень реакции на стрессовые ситуации. Она также снижает уровень агрессии, что способствует конструктивному общению в стрессовой ситуации.

    Ответственность . Когда человек отходит от позиции жертвы, и берет на себя ответственность за происходящее, он становится менее уязвим к внешним воздействиям.

    Интерес к изменениям . Человеку свойственно бояться изменений, поэтому неожиданность и новые обстоятельства часто провоцируют стресс. Важно создать установку, которая поможет воспринимать изменения как новые возможности. Спрашивайте себя: «что хорошего может принести мне новая ситуация или жизненные перемены».

    Стремление к достижениям . Люди, которые стремятся достичь цели, реже испытывают стресс, по сравнению с теми, кто пытается избежать неудач. Поэтому для повышения стрессоустойчивости важно планировать жизнь, ставя краткосрочные и глобальные цели. Ориентация на результат помогает не обращать внимание на мелкие неурядицы, возникающие на пути к цели.

    Тайм-менеджмент . Правильное распределение времени избавляет от цейтнота – одного из главных стрессовых факторов. Для борьбы с дефицитом времени удобно пользоваться матрицей Эйзенхауэра. В ее основе лежит деление всех ежедневных дел на 4 категории: важные и срочные, важные несрочные, не важные срочные, не важные и несрочные.

    Стрессы – неотъемлемая часть жизни человека. Полностью исключить их нельзя, но возможно уменьшить их влияние на здоровье. Для этого необходимо сознательно повышать стрессоустойчивость и не допускать затяжных стрессов, своевременно начиная борьбу с негативными эмоциями.

    Причины возникновения эмоционального стресса связаны с экстремальными воздействиями, прежде всего, с влиянием организационных, социальных, экологических и техни­ческих особенностей деятельности. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. И в этой связи все те жизненные события, которые сопровождаются психической напряженностью (независимо от сферы жизнедеятельности человека), могут быть источником эмоционального стресса или оказывать влияние на его развитие.
    Следовательно, развитие эмоционального стресса у человека связано не только с особенностями его рабочего процесса, но и с самыми различными события­ми в его жизни, с разными сферами его деятельности, общения, познания окружающего мира. Поэтому деление причин возникновения эмоционального стресса необходимо проводить с учетом особенностей влияния разнообразных жизненных событий человека, которые могут быть источником стресса. Хроническое ролевое напряжение развивается под вли­янием неблагоприятных условий на протяжении длитель­ного времени, не представляющих непосредственной уг­розы для жизни. Некоторые жизненные обстоятельства яв­ляются комбинацией хронического стресса (ролевого напря­жения) и коротких периодов травм. Эти жизненные собы­тия могут быть разной продолжительности, но они отлича­ются от ролевого напряжения тем, что имеют четко определенные начало и конец. Неприятности (столкновения» конфликты) - это события с краткой длительностью, обыч­но незначительные, однако они могут быть включены в контекст, длительного жизненного события или ролевого напряжения, что может увеличить их значение.

    Источником травмирующего воздействия могут быть природные и техногенные катастрофы, война и связан­ные с ней проблемы (например, голод), а также индиви­дуальные травмы. В результате возрастающего исследовательского инте­реса к данной проблеме были выявлены стрессо­ры, но все еще нет четкой и общепризнанной их катего­ризации. В дополнение к указанным выше ка­тегориям разделил стрессоры, непосредственно или косвенно участвующие в организации тревожно-стрессовой реакции у человека, на четыре группы:

    1. Стрессоры активной деятельности:

    · Экстремальные стрессоры

    (боев, космических полетов, подводных погружений, парашютных прыжков, разминирования и т. п.);

    · производственные стрессоры (связанные с большой ответственностью, дефицитом времени);

    · стрессоры психосоциальной мотивации (соревнования, конкурсы, экзамены).

    2. Стрессоры оценок (оценка предстоящей, настоящей или прошед­шей деятельности):

    · «старт» - стрессоры и стрессоры памяти (предстоящие состязания, медицинские процедуры, воспоминание о пережитом горе, ожидание угрозы);


    · побед и поражений (победа в соревновании, успех в учебе, любовь, поражение, смерть или болезнь близкого человека);

    · зрелищ.

    3. Стрессоры рассогласования деятельности:

    · разобщения (конф­ликты в семье, на работе, угроза или неожиданное, но значимое известие);

    · психосоциальных и физиологических ограничений (сенсор­ная депривация, мускульная депривация, заболевания, родительский дискомфорт, голод).

    4. Физические и природные стрессоры (мускульные нагрузки, травмы, темнота, сильный звук, качка, высота, жара, землетрясение).

    Как указывал П. К. Анохин в 1973 г. сам факт воздействия или его ожидание обязательно предполагает наличие тревоги, как компонента стресса. Беспокойство перед предстоящей сдачей теста, или предэкзаменационная тревожность впервые выявлено Сарасоном и Мандлером в1952 г.С точки зрения Такмана они предположили, что предэкзаменационная тревожность слагается из двух стремлений: стремлений направленных на выполнение задания, которые дают человеку стимул уменьшить это стремление, выполнив задание, и связанное с тревогой стремление, которое мешает выполнению задания, вызывая у человека ощущения своей непригодности и беспомощности. Именно такие, вызванные тревогой побуждения заставляют людей делать вещи, не имеющие никакой связи с выполнением задания, и тем самым ухудшают результат выполнения. Если направленные на выполнение задания побуждения можно рассматривать как облегчающие выполнение, то связанные с тревогой побуждения - как ослабляющие эффективность выполнения задания.

    Они разделили ослабляющее, связанное с тревогой побуждение на две составляющие:

    1) тревога, или «когнитивное выражение озабоченности своим исполнением», и

    2) эмоциональность, или реакция человеческого тела на ситуацию, например выделение пота и ускоренное сердцебиение.

    1.3 Совладающее поведение .

    В последние десятилетия в зарубежной психологии широко обсуждается проблема преодоления конфликта в формах его компенсации или совладающего поведения (копинг-поведения). Понятие «копинг», или преодоление стресса, рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими требованиям. Копинг-поведение реализуется посредством применения копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов. Оно является результатом взаимодействия блока копинг-стратегий и блока копинг-ресурсов. Копинг-стратегии - это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессом. Относительно стабильные личностные и социальные характеристики людей, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий, рассматриваются в качестве копинг-ресурсов.

    Одним из самых важных средовых копинг-ресурсов является социальная поддержка в виде информации, приводящей субъекта к утверждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, и что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства. Как показывают исследования, лица, получающие разные виды поддержки от семьи, друзей, значимых для них людей, отличаются более крепким здоровьем, легче переносят повседневные жизненные трудности и заболевания. Социальная поддержка, смягчая влияние стрессоров на организм, тем самым сохраняет здоровье и благополучие индивида, облегчает адаптацию и способствует развитию человека. К личностным копинг-ресурсам относят Я-концепцию, локус контроля, восприятие социальной поддержки, низкий нейротизм, эмпатию, аффилиацию и другие психологические характеристики. С когнитивной сферой связаны такие стратегии, как отвлечение и проблемный анализ, с эмоциональной - эмоциональная разрядка, оптимизм, пассивное сотрудничество, сохранение самообладания, с поведенческой - отвлечение, альтруизм, активное избегание, поиск поддержки, конструктивная активность.

    Копинг-поведение, наряду с механизмами психологической защиты, рассматривается в качестве важнейших форм адаптационных процессов и реагирования индивидов на стрессовые ситуации. Отличие защитных механизмов и механизмов совладания проводится по параметрам «активность-конструктивность» и «пассивность-неконструктивность». Психологическая защита пассивна и неконструктивна, в то время как копинг-механизмы активны и конструктивны. Карвасарский отмечает, что если процессы совладания направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей, то процессы компенсации и, в особенности, психологической защиты направлены на смягчение психического дискомфорта.

    Идея развития защитных механизмов претерпела существенные изменения, возникло представление о структурной и уровневой организации защитных механизмов, учитывающее их связь с другими механизмами саморегуляции личности. Тем не менее все еще неоднозначны критерии их дифференциации от механизмов совладающего поведения (coping behavior) - репертуара стратегий активного и конструктивного взаимодействия с проблемными, кризисными или стрессовыми ситуациями. С одной стороны, утверждается, что защитные механизмы являются низкоэффективными и примитивными механизмами совладания (coping), с другой - предполагается градация защитных механизмов по степени активности в противодействии стрессу. При этом некоторые из них могут приближаться к механизмам копинга. В противовес защитным механизмам как бессознательным и в определенном смысле врожденно-рефлекторным способам регуляции аффективного конфликта, копинги считаются осознаваемыми стратегиями взаимодействия с реальностью, овладение которыми осуществляется через активное обучение. Таким образом, различие между механизмами защиты и копинга видится в разной степени их осознанности, рефлексивности, целенаправленности, подконтрольности, активности во взаимодействии с реальностью. Также допускается возможность преобразования защитных механизмов в копинги; в частности, в психотерапии, когда пациент приобретает способность вербализации, рефлексии и осознания конфликта в качестве интенционального источника защитного механизма, он может также выбирать и произвольно использовать те или иные защиты, которые были необходимы для выживания в прошлом, но стали бесполезными или вредными в настоящем. Тогда последние способны преобразоваться в рациональные, конструктивные, принципиально новые стратегии разрешения и переработки субъективно сложных ситуаций. Защиты утрачивают свою навязчиво повторяющуюся динамику и хроническую способность искажать внутреннюю и внешнюю реальность, «обезвреживаются» и поднимаются на более зрелый уровень функционирования.

    Хорошо известно, что в эмоциональных ситуациях не всегда достаточно четко удается проследить последовательность перехода от самоконтролирования к самовоздействию на эмоциональную сферу в силу довольно слитного протекания этих процессов, быстроты их следования друг за другом. У людей с цельным характером самоконтроль происходит быстро, и поэтому он почти незаметен, а у людей колеблющихся, нерешительных самоконтроль продолжителен. По мнению Я. Peйковского, трудности и неудачи в попытках обнаружить специальный контролирующий механизм, включенный в обеспечения эмоциональной устойчивости, привели к возникновению у многих исследователей скептического отношения к самому предположению о возможности его существования.

    В принципе эту же сторону вопроса затрагивает и О. А. Черникова, когда говорит, что «большие трудности возникают при контроле за собственными эмоциональными процессами. Эмоциональные переживания отношений человека к внешним явлениям и собственной деятельности, эмоциональные состояния и реакции далеко не всегда доступны полному сознательному их контролю и управлению. Часто, даже осознавая их, мы все же не можем подчинить их нашей воле». Трудность в развитии приемов сознательного овладения своими эмоциями автор видит в непреднамеренности их возникновения, непосредственном характере переживаний, инертности и стойкости, сложности их осознания. И все же из существующих трудностей вовсе не должен следовать вывод о том, что эмоции вообще недоступны сознательному саморегулированию, а следовательно, и самоконтролю за их протеканием.

    Дистресс (от греч. dys - приставка, означающая расстройство + англ. stress - напряжение) - стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье.

    Дистресс - разрушительный процесс, ухудшающий протекание психофизиологических функций. Дистресс чаще относится к длительному стрессу, при котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в психическую болезнь (невроз, психоз).

    Основными причинами дистресса являются:

    Длительная невозможность удовлетворить физиологические потребности (отсутствие воды, воздуха, еды, тепла).

    Не подходящие, не привычные условия жизни (изменение концентрации кислорода в воздухе, например при жизни в горах).

    Повреждения организма, болезни, травмы, долгая боль

    Длительные негативные эмоции (переживания страха, гнева, ярости).

    Чаще всего дистресс вызывается длительными и (или) сильными негативными воздействиями на организм. Но часто причиной дистресса является не плохая жизнь вокруг, а негативное отношение к происходящему.

    Дистресс - это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

    Любая эмоциональная встряска человека является стрессором (источником стресса). При этом устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается. Механизмы стресса и призваны обеспечить сопротивляемость организма. Дистресс же возникает, когда эти механизмы недостаточно эффективны или «истощают свой ресурс» при длительном и интенсивном стрессирующем воздействии на человека. Надо стараться не допустить перехода стресса в дистресс. Сам же по себе стресс - это вполне нормальная реакция.

    Одиночество или сложные взаимоотношения в семье негативно сказываются на эмоциональном состоянии и здоровье человека. Развиваются неврозы, депрессии и психосоматические заболевания, возможны попытки самоубийства.
    Дети особенно зависимы от взаимоотношений в семье. Нормальное психическое и физическое здоровье зависит от того, насколько детей любят и заботятся о них, обеспечивают ли всем необходимым.

    Благополучие ребенка во многом зависит от любви и взаимного уважения между родителями. Ссоры старших членов, насилие в семье формируют у ребенка хроническую психотравмирующую ситуацию, которая проявляется неврологическими заболеваниями и отклонениями в развитии (энурезом, заиканием, нервным тиком, гиперактивность, снижением успеваемости), а также значительным снижением иммунитета, частыми вирусными и бактериальными заболеваниями.

    Насколько эффективны медитация и психотренинг в преодолении стрессов?


    Психотренинг или психотерапевтический тренинг
    – короткий курс обучения, упражнения которого направлены на изменения в сознании. Психотренинг дает человеку навыки, которые позволяют ему знакомиться, строить отношения, общаться, конструктивно разрешать конфликты, развиваться как личность, управлять эмоциями, мыслить позитивно. Помогает избавиться от алкогольной, сексуальной, никотиновой зависимости.

    В зависимости от количества людей в группе психотренинг может быть индивидуальный и групповой.

    Суть метода : тренинговый психолог подбирает упражнения, которые моделируют ситуацию, волнующую человека. Это могут быть не прямые аналогии, а ситуации вызывающие ассоциации с проблемой, представляющие ее в шуточной форме. Далее человеку предлагается обыграть ситуацию – как по его мнению стоит вести себя в данном случае. Затем психолог анализирует поведение клиента, указывает на победы и ошибки. В идеале психотренинг должен дополняться психологической консультацией и психотерапией.

    На практике к психологу и психотерапевту обращается небольшой процент людей. Поэтому необходимо овладеть различными техниками самопомощи и использовать их по мере необходимости.

    1. Аутотренинг (аутогенная тренировка) – повышает возможность саморегуляции эмоций. Она включает в себя последовательные упражнения:

    1. Дыхательные упражнения – глубокое медленное дыхание с паузами после вдоха и выдоха.
    2. Мышечная релаксация – необходимо почувствовать напряжение мышц на вдохе и резко расслабить их на выдохе;
    3. Создание позитивных мысленных образов – представить себя в безопасном месте - на берегу моря, на опушке леса. Представить образ «Идеального Я», обладающего всеми качествами, которые вам хотелось бы иметь;
    4. Самовнушение в форме самоприказов - «Успокоиться!», «Расслабиться!», «Не поддаваться на провокацию!»;
    5. Самопрограмирование – «Сегодня я буду счастлив!», «Я здоров!», «Я уверен в себе!», «Я красивая и успешная!», «Я расслаблена и спокойна!».
    6. Самопоощрение – «Я молодец!», «Я лучшая!», «Я отлично справляюсь!».
    Каждая ступень, повторение выбранной фразы, может занимать от 20 секунд до нескольких минут. Подбирать словесные формулы можно произвольно. Они должны быть утвердительные и не содержать частицу «не». Повторять их можно про себя или вслух.

    Результатом аутотренинга становится активация парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и ослабление возбуждения в лимбической системе мозга. Негативные эмоции ослабляются или блокируются, появляется положительный настрой, повышается самооценка.

    Противопоказания к использованию психотренинга: острый психоз , нарушения сознания, истерия.

    1. Медитация эффективная методика, позволяющая развить концентрацию, сосредоточивая внимание на одном предмете: дыхании, мысленных образах, сердцебиении, мышечных ощущениях. Во время медитации человек полностью отключается от внешнего мира, погружается в себя настолько, что окружающая действительность с ее проблемами как бы перестает существовать. Ее составляющие – дыхательная гимнастика и мышечная релаксация.
    Результатом регулярных (1-2 раза в неделю) медитаций становится полное принятие себя, и утверждение, что многое во внешнем мире, в том числе и проблемы, лишь иллюзия.

    Практикуя медитативные техники, удается снизить уровень возбуждения в лимбической системе и коре полушарий. Это проявляется отсутствием эмоций и нежелательных, навязчивых мыслей. Медитация изменяет отношение к проблеме, вызвавшей стресс, делает ее менее значимой, помогает интуитивно найти выход из сложившейся ситуации или принять ее.

    Методика медитации:

    1. Удобная поза – спина прямая, сидеть можно в позе лотоса или на стуле в позе кучера. помогает расслабить мышечные блоки и ослабить напряжение в теле.
    2. Медленное диафрагмальное дыхание . На вдохе живот надувается, на выдохе втягивается. Вдох короче выдоха. После вдоха и выдоха задержка дыхания на 2-4 секунды.
    3. Сосредоточение внимания на одном объекте . Это может быть пламя свечи, сердцебиение, ощущения в теле, светящаяся точка и т.д.
    4. Ощущение тепла и расслабления , которое распространяется на все тело. Вместе с ним приходит спокойствие и уверенность в своих силах.
    Погружение в медитативное состояние требует длительной практики. Для освоения методики необходимо минимум 2 месяца ежедневных тренировок. Поэтому медитация не может быть использована, как метод скорой помощи.
    Внимание! Чрезмерное и бесконтрольное увлечение медитацией может быть опасно для человека с неустойчивой психикой. Он переносится в сферу фантазий, становится замкнутым, нетерпимым к своим и чужим недостаткам. Медитация противопоказана людям с бредом, истерией, нарушениями сознания.

    Что такое психосоматические заболевания?

    Психосоматические заболевания – это нарушения в работе органов, вызванные психическими и эмоциональными факторами. Это болезни связанные с негативными эмоциями (тревогой, страхом, гневом, печалью) и стрессами.
    Чаще всего жертвами стрессом становятся сердечно-сосудистая, пищеварительная и эндокринная системы.

    Механизм развития психосоматических заболеваний:

    • Сильные переживания активируют эндокринную систему, нарушая гормональный баланс;
    • Нарушается работа вегетативного отдела нервной системы, отвечающего за работу внутренних органов;
    • Нарушается работа сосудов и ухудшается кровообращение этих органов;
    • Ухудшение нервной регуляции, дефицит кислорода и питательных веществ приводит к расстройству работы органа;
    • Повторение таких ситуаций вызывает болезнь.
    Примеры психосоматических заболеваний: ;
  • сексуальные расстройства;
  • нарушения сексуальной функции, импотенция;
  • онкологические заболевания.
  • Ежегодно список заболеваний, признанных психосоматическими, увеличивается.
    Существует теория, что каждая болезнь имеет в своей основе отдельную негативную эмоцию. Например, бронхиальная астма возникает на почве обид, сахарный диабет от тревоги и беспокойства и т.д. И чем настойчивее человек подавляет эмоцию, тем выше вероятность развития заболевания. В основе этой гипотезы лежит свойство различных эмоций провоцировать мышечные блоки и сосудистые спазмы в различных участках тела.

    Основным методом лечения психосоматических заболеваний является психотерапия, гипноз, назначение транквилизаторов и седативных препаратов. Параллельно проводится лечение симптомов болезни.

    Как правильно питаться при стрессе?


    Снизить риск развития болезней при стрессе можно с помощью правильного питания. Обязательно необходимо потреблять:
    • Белковые продукты – для укрепления иммунитета;
    • Источники витамина В – для защиты нервной системы;
    • Углеводы – для улучшения функционирования мозга;
    • Продукты, содержащие магний и серотонин – для борьбы со стрессом.
    Белковые продукты должны быть легкими для переваривания – рыба, нежирное мясо, молочные продукты. Протеины белка используются для построения новых иммунных клеток и антител.

    Витамины группы В содержатся в зеленых овощах, разных видах капусты и листового салата, фасоли и шпинате, орехах, молочных и морепродуктах. Они улучшают настроение, повышают устойчивость к стрессам.

    Углеводы необходимы, чтобы покрыть повышенные затраты энергии, вызванные стрессом. Особенно в углеводах нуждается головной мозг. В связи с этим при нервных нагрузках повышается тяга к сладкому. Немного черного шоколада, мед, зефир или козинаки экстренно пополнят запасы глюкозы, но желательно перекрывать потребность в углеводах за счет сложных углеводов - круп и злаков.

    Магний обеспечивает защиту от стрессов, улучшает передачу нервных сигналов и повышает работоспособность нервной системы. Источники магния – это какао, пшеничные отруби, гречка, соя, миндаль и орехи кешью, куриные яйца, шпинат.
    Серотонин или гормон счастья повышает настроение. Для его синтеза в организме необходима аминокислота - триптофан, которой много в жирной рыбе, орехах, овсянке, бананах и сыре.

    Фитотерапия при стрессе

    Для улучшения работы нервной системы в периоды высоких нагрузок рекомендуют настои лекарственных трав. Одни из них оказывают успокаивающее действие и рекомендованы при нервном возбуждении. Другие же повышают тонус нервной системы и назначаются при депрессии, апатии и астении.

    Вывод : повторяющиеся стрессы и негативные эмоции ухудшают здоровье. Вытесняя негативные эмоции и игнорируя их, человек усугубляет ситуацию, создает почву для развития заболеваний. Следовательно, необходимо выражать свои эмоции, конструктивно решать проблемы, вызвавшие стресс и принимать меры для снижения эмоционального напряжения.