Вечный студент: мода, диагноз или призвание? Вечный студент




Студенчество всегда было передовой частью общества. Так как, во-первых, это молодежь, полная сил, уверенности в своей правоте и в возможность преобразований. Во-вторых, это учащаяся молодежь, то есть люди, которым суждено ежедневно пополнять свои знания, соприкасаться с новым в науке, философии, искусстве. Все это заставляет человека задумываться, что-то решать, постоянно двигаться вперед и бороться с отживающим, устаревшим. Недаром в русской литературе довольно широко представлено студенчество. Это нигилист Базаров, отрицавший искусство, любовь, красоту - «эмоцио» и веривший только в науку - «рацио». Это «новые» и «особенные» люди Чернышевского: «разумные» эгоисты Лопухов, Кирсанов, Рахметов. Это создавший свою чудовищную теорию совестливый убийца Родион Раскольников, как бы реально откликнувшийся на призыв Герцена: «К топору зовите Русь».

Все они - представители революционно-демократической молодежи конца 50-х - середины 60-х годов. Петр Сергеевич Трофимов - представитель студенчества начала XX века. Молодой человек в «поношенном мундире, в очках», «вечный студент», как называет его Варя. Дважды его отчисляли из университета - вряд ли за академическую задолженность, скорее за участие в какомнибудь революционном кружке, за пропагандистскую деятельность или участие в студенческих демонстрациях. «Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес!.. куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!» Практически вся жизнь Пети осталась «за кадром», видимо, из-за цензурных соображений Чехов много не смог сказать. Но и того, о чем написано, немало, чтобы судить о взглядах, мнениях Пети, о его деятельности. Петя - отнюдь не либерал-пустослов, а человек действия (хотя в пьесе мы этого прямо не видим), ратующий за коренные преобразования. В отличие от Раневской, Гаева и других, он знает, для чего живет, что будет делать.

«Должно быть, я буду вечным студентом», - говорит Трофимов. А это значит не только то, что его еще не раз будут выгонять из университета. Это значит, что он еще многому будет учиться. Это значит, что «студент» - для него своего рода звание, олицетворяющее все молодое, прогрессивное и борющееся.

А вот Раневская доживает настоящее. Будущего у нее нет. Вместе с садом она теряет последнее, что связывает ее с прошлой, луч- шей частью ее жизни. У нее нет никаких перспектив. Единственное, что ей остается, - так это попросить Петю: «Пожалейте меня, хороший, добрый человек», и Трофимов жалеет эту милую слабовольную женщину, которая потеряла сына, лишилась имения, любит в общем-то ничтожного человека. Петя сочувствует ей, что не мешает ему сказать Раневской: «... нет поворота назад, заросли дорожки. Успокойтесь, дорогая!»

Интересны взаимоотношения Пети с другими персонажами. Петя - умный, понимающий, тонко чувствующий душу другого человека, всегда умеющий дать точную оценку событиям и людям. Он дает меткую характеристику Лопахину: «... вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен».

Уезжая, он советует Лопахину отказаться от привычки размахивать руками. Только он чувствует тонкую, нежную душу купца, засыпающего над книгой, замечает его нежные, как у артиста, пальцы. В имение Раневской Петя приезжает из-за Ани. Он живет в бане, боясь стеснить хозяев. Только глубокая привязанность к девушке заставляет его быть здесь. А иначе - что у него может быть общего с владельцами выставленного на торги имения? Однако Петя утверждает, что они «выше любви», сердится на Варю, которая следит за ними: «Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далек от пошлости». Что это - парадокс? Да нет, конечно. В своих замечаниях он пытается выразить свой протест против любви как олицетворения «мелких», «призрач- ных», «пошлых» чувств и свое убеждение, что человек, ставший на путь борьбы, должен отказаться от личного счастья (это уже что-то базаровское).

Но все же это лишь налет юношеского максимализма и наивности. И чувства Пети намного сильнее и глубже, чем он пытается себе доказать.

Влияние Пети на Аню неоспоримо. Интересно, что в разговорах с Аней проступают какие-то лекторские нотки (вероятно, ему все же часто приходилось заниматься лекторской деятельностью). Интересно, что Петю часто называют «смешным человеком», «смешным чудаком», «недотепой». Почему? Мне кажется, что Раневская порою, боясь суждений Трофимова, видя его правоту и пытаясь как-то защититься, называет его смешным, так как у нее просто нет других аргументов ддя спора. (Здесь можно где-то провести аналогию с Чацким, которого объявили сумасшедшим от страха за его правоту, от бессилия противостоять ему.) С другой стороны, чтобы не делать из Пети слишком сухого, правильного человека, Чехов, возможно, специально подчеркнул его некоторую наивность, угловатость. А может быть, из цензурных соображений, чтобы не делать его центральной фигурой. Ведь он и Аня - живой мостик между прошлым и будущим. Он олицетворение этого непонятного, неизвестного ни ему, ни его автору будущего, очищенного от эксплуатации и чистогана страданием и трудом. За пределами сцены он, видимо, не так одинок, если употребляет вместо «я» - «мы». Он верит в свою звезду и в звезду своей России: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Он живет не столько реальной верой в будущее, сколько мечтой. А «мечта прекрасная» - всегда неясная. Особенно в России.

Обратная сторона непрерывного образования, которое сейчас так восторженно воспевают, — синдром «вечного студента». Мысль, что без дополнительной корочки, очередного диплома, двадцати курсов повышения квалификации и тринадцатого по счету мастер-класса невозможно сделать первый (или любой другой) шаг, прочно укоренилась в сознании многих людей. Причины разные — от лени или желания оставаться в «безопасной гавани» до слишком высоких требований к самому себе, из-за чего неудача представляется чем-то смертельным, а потому попытка применить свои знания на практике постоянно откладывается.

Как перестать учиться и начать жить — своими мнениями на эту тему с «Понедельником» поделились психолог, продюсер, путешественница-блогер и, что немаловажно, два преподавателя.

«В России о работе говорят как о каторге»

Оксана Силантьева ,
мультимедийный продюсер, основатель компании «Силамедиа», окончила магистратуру в Великобритании:

— Страх выйти во взрослую жизнь действительно существует. И корни его — в особенностях нашей культуры. Посмотрите на истерию родителей вокруг запихивания вчерашних одиннадцатиклассников в вузы. Провал на экзаменах представляется как жизненная трагедия. Год никуда не поступать, пойти поработать, подумать, определиться со своей взрослой жизнью? Нет, это не наш путь. Поступить-поступить-поступить — как мантра. Если так настроены все вокруг, откуда у абитуриента появится уважение к своему выбору? И к работе вообще? У тех, кто поступил, скорее всего, не было времени, чтобы попробовать поработать лет с 14. Вместо этого старшеклассники корпят над пробным ЕГЭ и мучают репетиторов. Граница, за которой возможность получить собственный опыт работы, отодвигается и отодвигается. До поступления в вуз — это невозможно точно, но и в случае, если эта планка взята… «Не отвлекайся, выучись сначала, — говорят родители на протяжении и всех студенческих лет. — Вот будет у тебя диплом — тогда и найдешь работу». А если вдруг у студента-старшекурсника, или молодого специалиста все еще остается желание трудиться, он может послушать, как о своей работе отзываются родители на кухне, спикеры разных телепрограмм на экране и лидеры мнений в соцсетях. Много ли мы слышим вокруг рассказов людей, которые занимаются любимым делом? И почему-то в такой ситуации виноватым в прокрастинации оказывается «вечный студент». Почему бы не спросить с его родителей и учителей — что они сделали, чтобы сформировать желание и готовность работать, чтобы молодой человек обладал навыками, дающими возможность зарабатывать деньги? Обвинять «вечных студентов» просто. Куда сложнее изменить систему образования, культуру отношения к труду. В одной школе в Сент-Луисе, с опытом которой я знакомилась, есть практика каждый год задавать всем ученикам, начиная с первого класса, написать небольшое эссе, в котором нужно ответить на четыре вопроса: — Что тебе понравилось изучать в этом году? (важен не предмет, а тема, часть мира, которая интересует ученика); — Что ты хотел бы изучать в следующем году? (с помощью этого вопроса активизируют самоанализ и самоопределение ученика); — Кем бы ты хотел работать в будущем? (прямо с первого класса!); — Как бы ты хотел зарабатывать деньги? (этому учат в школе). Я уже десять лет пытаюсь найти хотя бы одну российскую школу, которая начала бы задавать такие же вопросы ученикам. От редакции «Понедельника»: мы правда несколько таких школ знаем! Познакомьтесь, например, с известной в Санкт-Петербурге частной школой «Взмах». Кстати, ее выпускники очень востребованы на рынке труда!

«Вечное студенчество» как диагноз

Денис Зеликсон ,
психолог-консультант, кандидат психологических наук:

— Тяга к познанию чего-то нового имеет фундаментальную биологическую основу, которая сформировалась в ходе эволюции. Кроме того, в современном мире практически не осталось «чистых» профессий, а срок «жизни» одного образования не превышает пяти-семи лет. Проблемой «вечное студенчество» становится, когда приобретает компульсивную форму. В таком случае бесконечное сидение на студенческой скамье представляет собой своеобразный вид психического расстройства: оно отличается наличием навязчивых мыслей о необходимости повышения своей квалификации, состоянием стресса и тревожности из-за бесконечного желания получить очередной диплом. Один из таких «вечных студентов» умудрился поучиться в кредит на несколько миллионов рублей, пока не осознал причины своей «тяги к знаниям» после посещения профессионального психотерапевта. Однако такие случае крайне редки, а получение нескольких образований зачастую обосновывается отмиранием полученной профессии или уходом в узкую специализацию.

«Не бойтесь уже ошибок!»

Антон Духовский ,
тренер ораторского искусства и публичных выступлений:

— Когда человек остается в роли ученика, он хочет находиться в зоне комфорта. «Почему бы мне еще не поучиться?» — таким образом, он хитро рационализирует, объясняет нежелание или страх действовать. Я сторонник того, что всегда нужно идти навстречу своим страхам. Только таким образом можно справиться с ними. Откладывание (даже ради того, чтобы получше вооружиться) спасает мало! Ведь страх живет внутри нас. Я сам занимаюсь обучением, у меня много учеников, которые хотят выступать публично. Осознав это свое желание, они начинают читать книжки, смотреть видео, а на тренинг не приходят, не идут выступать, когда им это действительно необходимо. Они думают, что еще немного почитают, узнают больше, и вот тогда… Но в реальности чтобы по-настоящему научиться, нужно начать действовать. Есть замечательная книга Ричарда Брэнсона «К черту все, берись и делай!». Пожалуй, в этом названии и заключается ответ на вопрос, как перестать учиться и начать делать, жить, добиваться целей. Часто людей останавливает страх ошибки: но ведь ошибки неотделимы от процесса обучения. Нужно понимать, что ошибка — это опыт, и не бояться ошибиться. Набивать шишки неприятно, но это необходимо. Конечно, надо соизмерять риски. Если начинающий боксер сразу выйдет на ринг с чемпионом, то, скорее всего, он получит нокаут и, возможно, больше никогда не вернется на ринг. Лично я в свое время много учился, перед тем как начать преподавать публичные выступления. Но также и оттачивал на практике все свои навыки.

«Университет не учит жизни»

— Моя история простая. Я отучилась в университете в Петербурге, работала по специальности (редактором), потом уехала в отпуск в Египет и… не вернулась. Решила остаться жить за границей и путешествовать. Стоит ли говорить, что поначалу я работала кем получится, лишь бы оставаться на плаву. Училась — на ходу и по необходимости, без всяких заявок на ученые степени. И тут я внезапно осознала: университеты и институты вообще имеют мало общего с реальностью! Стоило мне заинтересоваться делом, как сразу появлялись соответствующие знакомства, полезная информация, интересные предложения… Самое главное — все получалось: и работа в радость, и деньги в копилку. А успех, как и навыки, приходит с опытом, независимо от того, сколько научных трудов ты перечитал. Естественно, это не отменяет преимуществ наличия диплома, но привычка фанатично гнаться за учеными степенями, полагая, что без них вы ничего не достигнете, больше похожа на страх вступить, наконец, во взрослую жизнь. Сейчас, получив опыт жизни в другой стране, я планирую съездить в Китай, а также мечтаю побывать в Грузии. Чем быстрее примешь ответственность за свою жизнь, тем проще будет ее контролировать. А это, пожалуй, главный жизненный навык. И ему не учат в университете. Университетское общество — это среда утопическая, связанная с клановостью и системами взяток. При выходе оттуда ты имеешь 100% теории и 0% практики. И остаешься неподготовленным к жизни. Одна моя знакомая — художник по образованию — всю жизнь работала секретарем. В 35 лет решила начать все с нуля, переехала в Египет и устроилась в отель на единственно доступную позицию — самого младшего администратора. Она очень быстро доросла до менеджера, сейчас у нее в подчинении больше ста человек. И никакой «корочки» у нее по менеджменту нет. Сама научилась, когда пришлось. Я не отрицаю, что наличие высшего образования открывает больше дверей, но в эти двери еще нужно зайти.

«Волшебный пинок» и особенности менталитета

Энди Фредерикс ,
преподаватель английского языка, переехал в Санкт-Петербург из США:

— Многие, даже зная почти все правила, не говорят на иностранном языке. Я считаю, что стоит наконец-то начать практиковаться! Чтобы преодолеть языковой барьер, нужно просто взять и сказать несколько слов, а не сидеть тихо в сторонке. Среди моих учеников наилучших успехов добиваются те, кто не боится делать ошибки. Чем быстрее они ошибутся, тем быстрее я смогу их поправить и тем скорее они начнут говорить правильно. Когда учишься чему-то новому, важно понимать, что ошибки неизбежны, и не считать себя из-за этого глупым. Задача преподавателя — создать доброжелательную атмосферу, в которой ученики не будут чувствовать себя разочарованными, когда что-то не получается с первого раза. Это позволяет преодолеть неуверенность и продвинуться вперед. Очень часто люди считают себя недостаточно компетентными, недостаточно способными к чему-либо. А потом просто берут и делают это! Я все время вижу подобное на занятиях. До тех пор пока вы стремитесь и верите в себя, все возможно. Есть такая поговорка: «Better done than perfect». Дословно переводится как «Сделанное лучше идеального». Лучше иметь то, что нужно, прямо сейчас, чем дожидаться, пока все будет сделано идеально до мелочей. Жизнь коротка, можно ведь и не дождаться. В этом и заключается самый большой риск такой позиции, когда человек не решается применить свои знания на практике. В такой тенденции — откладывать что-то на потом, бесконечно ожидая удачной возможности, я вижу особенность русского менталитета. По этому поводу есть хороший английский анекдот про Вторую мировую войну: Сидят в нацистском лагере американцы, британцы и русские. Наступило Рождество. Приходит немецкий комендант лагеря и спрашивает, что хотят лидеры этих заключенных в подарок. Американец говорит: «Виски!» Окей, получайте виски. Британец: «Нам чай!» Окей, держите чай. Русский: «А мне большой пинок!» — Как пинок? — А вот так, да посильнее. «Ну, пинок так пинок», — подумал начальник лагеря и пнул русского. Русский подлетел, после этого выхватил оружие у нациста и всех освободил. Мораль такова: русскому человеку нужен волшебный пинок, чтобы он что-то сделал!

На дворе июль, горячая пора для поступающих в вузы. А кое-кто замахнется на второе или даже третье высшее образование — сегодня это очень модно: новые "высшие", курсы, тренинги… Кто же те люди, которые не останавливаются и продолжают пополнять свою копилку знаний? Вечные студенты? Или просто они идут в ногу со временем? Попробуем разобраться.

Тезис о непрерывном обучении на протяжении всей жизни в условиях информационного общества необычайно актуален в наше время. Белозубые улыбки американских пенсионеров, получающих энное по счету высшее образование, внушают жизнерадостность и оптимизм. Запомнилась также одна фраза бывшей учительницы из Соединенных Штатов, сказанная ею перед аудиторией украинских студентов: "Я вышла на пенсию, и моя жизнь только начинается". Закончив свою педагогическую карьеру, Шелли оправилась путешествовать по всему миру, так и попала на эту встречу с изучающей английский сумской молодежью. Можно ли сказать, что она непрерывно учится? Безусловно. Потому что обучение для мыслящей личности во все времена не ограничивалось школьной или университетской скамьей.

Учиться означает, в первую очередь, эффективно осваивать новую информацию, чтобы затем использовать ее в своей жизни для саморазвития, достижения определенных целей, ведущих к получению личного блага. Учиться — значит, познавать нужное, и теоретически, и опытно. В этом смысле человек не может не учиться постоянно, если только он хочет развиваться.

Современная парадигма образования наконец-то взяла правильный курс − она прежде всего нацелена на формирование азов искусства учиться и постигать. Разумеется, главная роль при этом отводится адаптации учебных программ к индивидуальным и возрастным особенностям человека. Ведь, к примеру, даже любое литературное произведение одним и тем же читателем в 15 и в 40 лет будет воспринято по-разному. Что уж говорить о методиках, целью которых является формирование практических знаний, умений и навыков.

Тем не менее, фраза: "Этому поздно учиться", — постепенно и справедливо получает ярлык "абсурд". Возможно, начав заниматься гимнастикой после тридцати, вы не победите в международных соревнованиях − но это не лишит вас пользы, которую может принести данный вид спорта. Вопрос лишь в том, чем измерять эффективность обучения − потенциальными медалями, количеством успешно выполненных упражнений или же просто очередным шагом к неплохому владению своим телом? Только два последних характеризуют отношение к непрерывному и пожизненному обучению чему-либо как к необходимому саморазвитию. Именно с этим подходом полученные знания и умения становятся действительно полезными − не в отдаленной и туманной перспективе, а именно здесь и сейчас.

Человек, который учится успешно и постоянно, причем и в довольно зрелом возрасте, − не обязательно "вечный студент". К таким людям можно смело отнести всех успешных практиков − невозможно оставаться признанным асом в какой-либо отрасли, если не интересоваться ее новинками. Итак, учиться всю жизнь − это не роскошь и вряд ли простая необходимость, а, бесспорно, закономерность успеха. Двадцать первый век стимулирует совершенствоваться еще одним, не менее важным фактором − конкурентоспособностью. Вряд ли сможет опередить талантливую молодежь в карьерной гонке опытный бухгалтер, до сих пор пользующийся только счетами. Счеты могут быть, безусловно, но лишь как раритет и почти хобби наряду с приличным владением современными компьютерными программами финансового учета. Без этого никуда − эпоха рыночной экономики, временами удивительно жестокая к личностям, однако верно служит качеству их деятельности. И только те, кто готов и может воспринимать новое, а главное, умело его использовать, сохраняет свои позиции в ее четких рейтингах. Что это, если не сдача постоянных и многочисленных экзаменов самой жизни, как говорится, не выходя из родного кабинета?

Изучение многочисленных иностранных языков, на которые приходится львиная доля пожизненных образовательных усилий, − также не прихоть. Об этом еще бессмертный Антон Павлович Чехов сказал вполне точно и конкретно: "Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек". Ни прибавить, ни убавить. Наше время во многом более многолико и критично, чем-то, в которое жил классик. Оно требует от желающего быть полиглотом (или просто хорошим профессионалом) большей мобильности − как реальной, так и виртуальной. Возможно, скоро будет считаться невежеством не смочь прочесть онлайн какую-нибудь статью о своей профессии на одном из иностранных языков международного пользования − жестко, но довольно справедливо. Ибо мы живем и в эпоху больших возможностей, реализовать которые не так уж и сложно − было бы желание и немного усилий.

Если попробовать сформулировать три основных принципа развивающего непрерывного обучения, они прозвучат примерно так: учиться для себя, учиться для пользы, учиться для цели. Осознав потребность в постоянном повышении своего личностного уровня, хоть в 20 лет, хоть в шестьдесят пять, человек без труда придет и к ответам на два последующих важных вопроса: почему полезно узнавать новое и какой конкретно положительный результат изученная новизна может принести. В этом, собственно, состоит и различие между целенаправленно обучающимся человеком и "вечным студентом": для первого важен КПД, выражающийся как в материальном, так и в духовном, для второго же его статус учащегося − скорее всего, просто удобный образ жизни, приносящий определенные "дивиденды", но уровень его бытия существенно не повышаюший.

Век информатизации дал "зеленый свет" первым. Благодаря появлению новых интерактивных технологий процесс постоянного обучения становится все приятнее. Каждый имеет возможность выбрать что-то свое − ненавидящий корпеть над книжками вполне может начать самообразование на любимом интернет-портале или наладить видеосвязь с тьютором, оставив консерваторам ни с чем не сравнимое для последних удовольствие общения с книгой. Разрушается поистине вредный стереотип о том, что дополнительное образование − это долгое и нудное получение еще одной "корочки", обреченной пылиться на полке, что учеба − лишь определенный этап жизни, заканчивающийся лет эдак в двадцать пять — двадцать семь. Нет, для понимающих настоящую ценность знания и развития учение − синоним самой жизни. Причем почти абсолютный…

Оказывается, вечные студенты не перевелись со времен Пети Трофимова из чеховского «Вишневого сада»


В разгар приемной кампании мы решили отыскать студентов, для которых поступление в вуз — дело привычное. Оказывается, вечные студенты не перевелись со времен Пети Трофимова из чеховского «Вишневого сада». Конечно, герою Чехова до нынешних студентов-рецидивистов далеко. В то время как Трофимов к 27-ми годам так и не смог закончить курс, эти ребята успевают за то же время получить несколько дипломов, устроиться на работу мечты и даже обзавестись семьей.

За последние несколько лет система высшего образования в России изменилась — появился ЕГЭ, практически исчезли специалисты, им на смену пришли бакалавры и магистры. Обладателям диплома о высшем образовании, полученном хотя бы год назад, теперь не так просто понять, что же с ним делать и как получить еще одну «корочку». Как человек, не заставший ЕГЭ, я решила позвонить в один из московских вузов и узнать, на что же теперь я могу рассчитывать. Выбор пал на МГПУ (Московский городской педагогический университет), захотелось хоть на один звонок приблизиться к детской мечте о карьере воспитателя в детском саду.

- Здравствуйте, скажите, а можно поступить к вам на втрое высшее, и что для этого нужно?

Знаете, а у нас это так больше не называется, вам, наверное, в магистратуру нужно.

После долгой беседы выяснилось, что если первое образование у меня гуманитарное (журфак), то при поступлении мне могут зачесть уже сданные экзамены из первого диплома, плюс к этому придется сдать экзамен по психологии. Вот, в общем-то, и все. Никаких мучительных испытаний и обивания порогов вуза, результат мне сообщат на собеседовании сразу после вступительного теста.

Деньги делают людей

Случаев, когда человек идет получать второе высшее образование сегодня не перечесть. Кто-то, отучившись несколько курсов на первой специальности, понял, что это не его, кто-то не смог найти работу, а кому-то интересно продолжить учебу просто для себя. «На юрфак я поступила спонтанно, — рассказывает мне моя бывшая однокурсница Катя Скубак, — подумала, даже если по специальности потом работать не пойду, в жизни всегда пригодится. Выбрала Институт коммерции и права на Таганке. Экзаменов сдавать не пришлось — все зачли из первого диплома. Это был последний год, когда набирали специалистов, так что меня отправили сразу на четвертый курс, это считается, как первый курс для второго высшего». Теперь пять дней в неделю Катя работает, а на выходных превращается в студентку.

Пожалуй, единственное условие, необходимое для поступления на второе высшее — наличие денег. Конечно, если вы заканчивали вуз по программе специалитета, у вас есть шанс поступить в магистратуру бесплатно, причем не только по своей специальности, но и по любой, где будет похожий перечень дисциплин. Однако мало кто решается связываться с новой волной экзаменов, гораздо проще пройти собеседование, на котором вам озвучат плату за учебный семестр. В зависимости от вуза цена колеблется от 40 до 100 тысяч рублей.

Я и плотник, и юрист

Но бывают истории и заковыристее. Андрей Смоляков свой первый диплом получил еще в 2000-м году. С того момента он успел пополнить коллекцию еще двумя. Друзья уже привыкли к его вечному статусу студента, а сам Андрей сетует, что скидками по студенческому билету пользуются только дневники.

«Я уже привык быть студентом. Даже когда слышу «бедный студент» — неизменно ассоциирую с собой, несмотря на то, что мне уже за 30 и бедным меня не назовешь. Хотя от скидок в кино не отказался бы, — смеется Андрей. — Первое образование у меня филологическое. Когда поступал, мне казалось, что с таким дипломом смогу работать кем угодно, хоть учителем, хоть ученым. Почти так и получилось — работал я и учителем, и строителем, и продавцом, только до ученого дело не дошло. Через два года скитаний решил открыть свой бизнес: небольшой магазин стройматериалов, потом открыли целую сеть. Тогда стало понятно, что без юридического образования не обойтись. Так мною был получен второй диплом. А потом, когда дела пошли в гору, я просто вошел во вкус. Сразу после окончания юрфака пошел на истфак. Просто так, потому что всегда была интересна история России», — говорит Андрей.

По словам бизнесмена-студента, времени на учебу ему хватает, занятия проходят по субботам, а на время сессии он уходит в небольшой отпуск. «Кто-то любит на пляже отдыхать, а я вот люблю экзамены сдавать. Не жизнь, а поэзия», — снова отшучивается Андрей.

С ЕГЭ шутки плохи

Ни Катя, ни Андрей не столкнулись с главным препятствием абитуриентов на пути к светлому будущему — с ЕГЭ. Тем не менее, бывают случаи, когда сдавать его приходится не сразу после школьной скамьи, а вместе с собственными детьми. Это случилось и с Маргаритой Александровой. Сегодня ей 46 лет, женщина не скрывает своего возраста и очень гордится тем, что год назад снова стала студенткой.

«Так получилось, что первое образование я не закончила. Забеременела первым ребенком на последнем курсе, муж настоял, чтобы диплом отложила. Но, как это часто бывает, потом захлестнули заботы, появился второй ребенок, в общем, вуз я так и не закончила. Это не помешало мне найти работу и прожить вполне счастливую жизнь. Но чувство невыполненного долга меня не оставляло. Тогда я решила поступить в университет», — рассказывает Маргарита.

Естественно, никаких свидетельств, кроме академической справки, о том, что когда-то она почти закончила вуз, не осталось. Пришлось начинать с нуля. Поступать женщина решила в РГСУ (Российский государственный социологический университет). Маргарита выбрала направление «документоведение», и даже для вечернего факультета понадобилось сдавать ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. «Сдавали в специальном центре при вузе, готовилась вместе с младшим сыном, который заканчивал школу. Нанимали репетиторов и занимались каждый вечер. Конечно, мне все давалось сложнее — со времен школы все давно забыла. Но проходной балл набрала», — говорит Маргарита.

Сегодняшние вечные студенты, может, и успешнее тех, что были сто лет назад, а все-таки тоже романтики в душе. И нет им дела до того, что за одной партой с ними может оказаться кто-то вдвое младше, а друзья, услышав об очередной сессии, в очередной раз спросят: зачем все это? Главное для них — возможность продолжать узнавать новое и может быть, именно так бесконечно продлевать свою молодость.

    Недавно меня спросили о том, что такое синдром вечного студента, как он проявляется и в чем его опасность. Свой опыт и своим мысли на этот счет я обобщил в статью и публикую здесь.

    Синдром вечного студента заключается в том, что человек после окончания обучения в вузе, так и не решается сделать выбор в сфере своей профессиональной деятельности и продолжает учиться дальше - получать второе, третье, четвертое образование.

    В наше время число «вечных студентов» существенно возросла. У этого есть несколько причин. Во-первых, экономическое развитие, которое до последнего времени происходило в России обусловило тот факт, что при выборе профессии и дела перед людьми практически не стоит вопрос выживания. Большинство людей понимает, что обеспечить себя можно практически на любой работе и найти ее, особенно в больших городах, вроде Москвы или Санкт-Петербурга не так уж сложно. Соответственно, главным критерием вместо выживания становятся вопросы из серии: «А что мне действительно нравится? Какое дело соответствует моему призванию и талантам?».

    Так что синдром вечного студента отчасти связан с темой поиска своего предназначения. Ни в школе, ни в вузе нас практически не учат тому, как выявить свои сильные стороны и таланты, определиться со своим призванием и его будущей реализацией, тем более тому, как на нем заработать. В итоге после окончания вуза человек встает перед непростой задачей: у него есть множество знаний и большая возможность выбора, а определиться крайне сложно. Что же люди делают в такой ситуации?

    Одна моя знакомая - типичный вечный студент. Еще в школе она всегда была отличницей по всем предметам. Она выполняла все задания, делала все хорошо и качественно в рамках школьной программы. Но проблема была в том, что у нее не было любимого предмета, который ей бы нравилось изучать самостоятельно - она просто все делала одинаково хорошо. Она поступила в вуз, который считался престижным, на столь же престижный факультет и точно также окончила его с красным дипломом, сдав на отлично все предметы. Дальше она пошла по той же проторенной дороге и устроилась работать в престижную фирму по примеру своих передовых однокурсников. Проработав год она впала в самую настоящую депрессию. Она хорошо справлялась с работой, была усердной и трудолюбивой, ей быстро повысили зарплату и карьерные перспективы были самыми радужными. Но, когда она задавала себе вопрос: «Хочу ли я заниматься этим до конца своей жизни?», то она резко и без промедления отвечала: «Нет!». И тогда она оказывалась лицом к лицу со следующим вопросом: «А чем бы я хотела заниматься до конца своей жизни?». И ответа на этот вопрос она не находила, потому что никогда в жизни не задавала его себе. Она всегда шла по течению, хорошо делала все, что от нее требовали, но не задумывалась о своем призвании, своих талантах и так далее. Что же она сделала? Вместо того, чтобы решать эту непростую задачу с поиском своего призвания она сделала шаг назад - вернулась в ту среду, где для нее все было просто, комфортно и ясно - пошла получать второе образование. Там она снова почувствовала себя как рыба в воде, так как прекрасно умела делать все, что необходимо для успеха в вузе - делать задания, сдавать экзамены и так далее. Она пошла учиться на дизайнера по примеру подруги, но через год решила, что это, наверное, не ее и перешла на факультет психологии, после одного семестра там, ее интересы изменились и она решила учиться на журналиста. При последней нашей встрече, она планировала ехать в Швейцарию и учиться в магистратуре, благо финансовое состояние родителей ей это позволяло.

    Синдром вечного студента часто связан с комплексом отличника. Есть распространенное мнение о том, что троечники добиваются в жизни большего, чем отличники. Этому есть простое объяснение. Отличник - это тот, кто отлично делает все, что ему поручат. А троечник всегда задумывается о своей цели - если его цель получить проходной бал минимальными усилиями - он найдет для этого самый лучший способ. Таким образом, отличник тренируется в исполнительности, а троечник в постановке целей и анализе затрачиваемых средств. Поэтому отличнику лучше живется в искусственной системе, такой как школа или вуз, где ценится исполнительность. А троечник преуспевает в реальном мире, где возможности для того, кто умеет видеть свою выгоду, ставить цели и распределять приоритеты практически бесконечны. Поэтому отличникам проще оставаться в рамках искусственной системы как можно дольше, и они чаще других становятся вечными студентами.

    В чем же заключается отличие синдрома вечного студента от реального стремления к постоянному обучению и развитию? Прежде всего в том, насколько получаемые знания применяются к реальной жизни и к делу, которым человек занимается. Если человек запасается знаниями впрок, нигде их не применяя, а лишь думая, что в будущем они ему наверняка пригодятся - это проявление синдрома вечного студента. Сама по себе идея накопления полезных знаний на будущее не работает на практике. Специалисты в сфере обучения выяснили, что 90 % полученных нами знаний забываются в течение 30 дней, если не находят применения на практике. На эту тему есть отличный анекдот:

    Маленький верблюжонок спрашивает у папы-верблюда:

    - Папа, а зачем нам нужны горбы на спине, твердые копыта и мозолистые губы?

    - Это для того, чтобы мы могли идти многие дни по пустыне с запасом воды, не обжигаться о раскаленный песок и есть верблюжью колючку. Тебе ясно?

    - Это ясно. Непонятно одно: зачем нам такой тюнинг в саратовском зоопарке?

    Ситуация в реальности ровно как этот анекдот. Если человек накапливает знания впрок, то это как «тюнинг» в саратовском зоопарке.

    Чем опасен синдром вечного студента? По сути такой человек бежит от жизни, от вставших перед ним проблем, связанным с необходимостью сделать выбор. Он делает шаг назад, возвращаясь к привычному и понятному состоянию студента, откладывает выбор на будущее, думая, что ему нужно еще поучиться, еще подготовиться. Но на самом деле за этим стоит исключительно страх - страх сделать выбор и ошибиться. Однако не ошибается только тот, кто ничего не делает, не выбирает, но он и не выигрывает.

    Дело в том, что наш мозг, нацелен на выживание и очень не любит делать выбор, от чего-то отказываться. Ему гораздо больше нравится ситуация, когда у нас много возможностей, и мы еще не сделали выбор. В этот момент у мозга есть иллюзия, что мы обладаем всеми возможностями одновременно, не отказываемся ни от одной из них. А если выбор сделан, то это означает, что мы можем ошибиться, потерять другие варианты и так далее. Поэтому многим людям так сложно сделать выбор, причем не только в отношении профессии, но и в бытовых мелочах - выбрать новый диван, место для отдыха, или платье.

    Главная опасность синдрома вечного студента заключается в том, что у него есть стопроцентное оправдание для себя и других людей, - он не просто откладывает жизнь на потом, но занимается полезным делом - учится.

    В нашем обществе все еще сохраняется пиетет перед высшим образованием. В советское время высшее образование имело порядка 25 % населения. Тогда наличие высшего образования гарантировало хорошую работу, высокую зарплату и уважение в обществе. В 2012 году Россия вышла на первое в мире место по числу людей от 25 до 64 лет, имеющих высшее образование - 54 %. Но количество образованных людей стало обратно пропорциональным качеству образования. Возникло множество вузов, где специалистов готовят на крайне низком уровне, зачастую вуз просто «продает» отсрочку от армии. Высшее образование уже не является конкурентным преимуществом на рынке труда, так как им обладает абсолютное большинство кандидатов. Возникла самая настоящая инфляция высшего образования.

    Естественно спрос рождает предложение. Теперь, когда образование стало не закрытым клубом для элиты, а продуктом массового потребления, возникло множество компаний, зарабатывающих на синдроме вечного студента. Это не только вузы, но и многочисленные курсы повышения квалификации, сокращенные образовательные программы, дистанционное обучение, тренинги, курсы иностранных языков и т.д. и т.п. Люди накапливают сертификаты и дипломы, считая их свидетельством жизненных достижений, однако чаще всего - это подмена понятий, замена реальной жизни на искусственную.

    В человеке глубоко живут убеждения и установки, заложенные в детстве. Лично я прекрасно помню как с самого детства родители не уставали повторять мне: «Чтобы чего-то добиться в жизни, главное - хорошо учиться». Эта установка продолжает работать у многих уже в зрелом возрасте, и они продолжают учиться и еще раз учиться, хотя это не приносит им ни успеха ни удовлетворения. Но именно престиж и позитивный ореол, сохранившийся вокруг высшего образования подогревает ложное убеждение вечных студентов в том, что они идут правильным путем, а не занимаются самообманом.

    Что же делать человеку, который осознал, что у него есть синдром вечного студента? Во-первых, само по себе осознание этого факта является важным шагом на пути к избавлению от него. Во-вторых, умение и стремление учиться нужно направить в правильное русло: учиться на собственном опыте. Я не считаю, что синдром вечного студента это то, с чем нужно бороться. Ведь это часть личности человека, а борьба с собой еще никого не сделала счастливым. Это особенность, которую можно эффективно использовать для достижения собственных целей.

    У многих людей в голове существует связка: в начале надо научиться, а потом действовать. Именно поэтому они тратят время и силы на приобретение знаний, 90 % которых на практике им не пригодятся. Эту связку нужно перевернуть: вначале действие, а затем обучение. Самое эффективное обучение происходит именно когда мы сталкиваемся с новыми сложными задачами, которые возникли перед нами на практике. Именно в эти моменты желание и умение учиться может быть очень полезным, так как оно направляется на решение конкретной практической проблемы. Те, кому удается поменять эту связку превращаются из вечных студентов в самых лучших профессионалов, которые постоянно растут и развиваются, каждый день учатся чему-то новому и сразу же применяют это в деле, достигая все новых и новых результатов.

    В своей практике бизнес-тренера и коуча я нередко внедрял в компания систему «Обучение действием», когда компания при обучении руководителей и ведущих сотрудников уходила от классических тренингов и концентрировалась на обучении через профессиональный опыт благодаря набору специальных процедур. Такой подход существенно повышал эффективность обучения, так как оно происходило практически без отрыва от производства и сразу же превращалось в конкретные результаты бизнеса.

    Таким образом, синдром вечного студента связан с непониманием себя, своих желаний и своего призвания, а также со страхом сделать неправильный выбор. Поэтому человек как бы останавливается во времени, продолжая пребывать в состоянии студента, откладывая важный, но болезненный выбор на потом. Но это откладывание, на самом деле, просто трата жизненного времени. Лучше всего себя можно узнать и раскрыть свои таланты именно на практике. И на практике свою склонность к обучению и развитию можно превратить из проблемы в преимущество - учиться на решении реальных задач и сразу же применять результаты обучения в деле. Это поможет не бороться с самим собой, а использовать свои особенности, как уникальное преимущество в жизни и в бизнесе.