Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных. Материальные и духовные ценности. Что важнее – духовное или материальное




С тать бОГатым сегодня не мечтает только ленивый. В этом желании нет ничего плохого. Для одних бог атство - это материальные блага, для других - ДУХовная реализация. Суть в том, что ни то, ни другое в отдельности не приносит человеку Счастья. Духовное и материальное - это две стороны одной медали .

Я считаю, что все дело в балансе, когда гармонично сочетаются материальные и ДУХовные БОГатства.

У большинства людей слово богатство вызывает противоречивое мнение. Значение слова бог атство написано в каждом словаре, но что там не написано, так это то, что в корне этого слова - слово «Бог ». Давайте обратимся к происхождению этого слова. Мы видим, что древнеславянский корень БОГЪ в слове бог атство означает «наделяющий бог атством», «дарующий благо-получие». Именно этими характеристиками должен быть наделен истинно бог атый человек!

Большинство людей часто мучаются вопросом: «Ну, почему же мир так несправедливо устроен? Есть люди, которые имеют дом, дорогую машину, яхту - все самое лучшее и дорогостоящее, а кто-то перебивается с копейки на копейку, еле дотягивая до зарплаты!» Мы с вами живем в материальном мире и естественно, что мы хотим для себя определенный набор материальных благ. И это НОРМАЛЬНО! Но, дело в том, что каждый из нас сам определяем для себя, как ему комфортнее чувствовать себя в жизни; бедным или бог атым. Именно наше сознание приводит либо к процветанию, либо к бедности.

Конечно, вы не выбирали осознанно быть бедными или вести постоянную борьбу за существование, но ваши убеждения, глубоко укоренившиеся в бессознательном, вновь и вновь создают в жизни одну и ту же картину вашей реальности.

В детстве мы просто верили всему, что видели и слышали, считая это фактом. Мы учились и создавали свою реальность, наблюдая за нашим ближайшим окружением. Мы перенимали веру своей семьи, школы, друзей, только тем, что постоянно находились в этой среде и воспринимали их убеждения. Если вы получили реальность, что денег всегда не хватает, что бог атые - нечестные и жадные, то эта реальность, начинает воспроизводить и повторять ситуации с недостатком денег.

Бог атые люди выбирают философию хозяина жизни - созидателя и дарителя, а бедные - философию раба - исполнителя и потребителя. Бог атство отражает внутреннее состояние человека, его ценности и убеждения. Оно является лишь зеркалом того, что живет в его внутреннем мире. Мы создаем свой мир исходя из своих внутренних ценностей и предпочтений.

Человек, который имеет много денег, но не имеет духовного стержня, или же человек духовно образованный, но имеющий серьезные материальные трудности,— одинаково не могут считаться бог атыми.

Человек, который имеет множество финансовых средств,— это ещё не бог атый человек, а всего лишь — коллекционер денег.

И миллионера разочаровавшегося в личной жизни, и крупного бизнесмена, страдающего тяжелым физическим недугом, и банкира, у которого деградируют дети, к сожалению,бог атыми тоже не назовешь.

Хочу, чтобы вы усвоили раз и навсегда простую истину, которую я неоднократно повторяю: внешнее есть отражение внутреннего . Иначе говоря, деньги - это внешняя форма духовной материи. Бог атство не причина, а следствие того, как вы живете, и какие желания ведут вас по жизни. По-настоящему бог атым - материально и духовно - вы станете лишь тогда, когда всесторонне раскроете свой личностный потенциал.

Анна Дель

Департамент образования

администрации города Липецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23

Имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА

Открытый классный час - диспут

на тему

«Что важнее: материальные или духовные ценности?»,

проведённый в 10А классе 24.10.2017 года

Подготовила: учитель русского языка

и литературы Кустова И.Н.

г. Липецк, 2017 год

Тип мероприятия: классный час - диспут

Цель: создание условий для правильного осознания подростками жизненных ценностей с целью формирования ответственного отношения к ним.

Задачи:

    воспитания: воспитывать любовь к труду, к людям труда; помочь каждому стать лучше, убедить в том, что человек должен самосовершенствоваться; помочь каждому учащемуся осознать себя как личность, понять своё предназначение в жизни;

    развития: развивать духовно-нравственные качества учащихся через представления о собственной ценности и праве на выбор своего жизненного пути;

    образования: познакомить учащихся с понятием ценности жизни и с классификацией ценностей ; способствовать пониманию отличий между ценностью материальных предметов и значением духовных жизненных ценностей; формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности.

Участники: учащиеся 10А класса

Оборудование: презентация, видеофильмы

Литература:

1. Герасимова В.А. Классный час играючи. – М.: Сфера, 2003

2. Грицанов А.А., Скакун В.М. Новейший философский словарь. – Мн.: Изд-во В.М. Скакун, 1999

3. Драч Г.В. Культурология: учеб. для вузов / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королёв. – СПб.: Питер, 2011

4. Котуранов Л.А., Котуранова Н.Н. Этика саморазвития. Первый год занятий: кн. для учителя. – Калуга: Гриф, 2005

5. Морозова Л.П. Классные часы. – Волгоград: Корифей, 2008

Ресурсы Интернета:

    видеофильм https :// youtu . be / REn 050 wX - Bk

    видеофильм https :// www . youtube . com / watch ? v = jeGQHVSPzUg

План:

    Подготовка классного часа.

    Оргмомент.

    Сообщение темы и целей классного часа.

    Работа по теме классного часа.

    Итог классного часа.

    Рефлексия.

Ход классного часа

1. Подготовка классного часа.

Подбор материалов по теме классного часа с использованием ресурсов Интернета.

2. Оргмомент.

3.Сообщение темы и целей классного часа.

Нет, наверное, на Земле человека, который бы не мечтал о счастье. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница - большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Каждая ступенька – ваши желания и мечты. И каждый день даёт нам возможность подняться выше.

Эпиграфом нашего классного часа будет высказывание одного из выдающихся философов: «…как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». (Сенека)

4.Работа по теме классного часа.

Послушайте две притчи.

1 притча

Молодой человек шёл по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал её. Пошёл дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».

Какой смысл скрыт в этой притче? (бессмысленно прожитая жизнь).

Имела смысл такая жизнь для него самого?

2 притча

В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

Как вы думаете, что она искала?

Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

Как вы поняли эту притчу?

Чем похожи притчи?

Чем были монеты для парня и собирание битого стекла для старушки? - Можно это назвать ценностями для них?

Так что же такое ценности?

Ценности – философское и социологическое понятие, обозначающее положительную и отрицательную значимость какого-либо объекта.

Социологи предлагают такую классификацию ценностей:

витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни,

уровень потребления, экологическая безопасность;

экономические ценности: наличие равных условий для производителя и благоприятных условий для потребителя в сфере товаров и услуг;

социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья,

достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир.

Материальные ценности : всё то, что можно купить, создать, построить (ругими словами, что есть возможность увидеть, потрогать, использовать).

Духовные ценности: то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти ценности находятся внутри каждого человека. Для кого-то имеют большее, а для кого-то наименьшее значение (к ним относятся: свобода, радость, справедливость, достоинство, творчество, гармония, уважение и т.д.).

Как считаете, какие ценности важнее в жизни человека и какие помогают ему подниматься по ступенькам к счастью жизни: материальные или духовные?

Вам предложен список ценностей. Пожалуйста, прочитайте его внимательно. Если вы хотели бы добавить что-то своё, допишите это ниже на пустых строках.

Отметьте 10 ценностей, которые наиболее важны для вас лично.

доброта

верность

честность

взаимопомощь

любовь

дружба

образование

дом, квартира, дача

справедливость

красота

свобода

акции банков и компаний

семья

дети

здоровье

вера

обеспеченная старость родителей

общение

автомобиль

собственный бизнес

знания

творчество

драгоценности

милосердие

надежда

недвижимость за границей

развлечения

совесть

душевная гармония

яхта

путешествия

честь

одежда

деньги

мобильный телефон

еда

Вопросы:

Как вы думаете, какие ценности в наши дни чаще всего выходят на первый план?

Каково различие между материальными и духовными ценностями?

А можно в современном мире обойтись без материальных ценностей? Почему?

ВЫВОД: сами по себе такие вещи, как автомобиль, квартира, дорогой телефон, дача, яхта и т. д., хороши. Но, если они становятся самоцелью, это может быть социально опасным явлением, ведь мы построим на таких ценностях общество без перспектив - общество потребления, общество материального комфорта, изобилия материальных благ, общество неуёмного потребления. Это будет общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни подлинная культура.

Что же важнее для общества: духовность или материальность?

(Нравственное общество можно построить только на духовной основе. Но и материальная сторона тоже важна, только она должна быть второстепенна).

Представьте, что к вам в дом постучались и потребовали отдать две ценности. Какие ценности вы отдадите? Зачеркните их.

Групповая игра «Создание новых цивилизаций»

Учащимся необходимо разбиться на группы, перенестись мысленно в будущее (в галактическую эпоху, когда будет заселяться галактика) и представить, что они отправляются к новой планете, которая очень похожа на Землю. Там каждая группа может положить начало новой цивилизации.

Задача учащихся – перенести основные ценности земной цивилизации в новую ситуацию.

Цель работы группы: определить, какие пять ценностей участники считают наиболее важными, и расставить их по мере убывания значимости. При этом группа должна выработать единую позицию и объяснить её.

Современный мир очень быстро меняется, развивается.

А могут ли поменяться ценности?

Да, люди по-разному формируют ценности. Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека. Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование. Когда нам 30 – семья, дети. Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония.

А как вы думаете деньги в наше время – это ценность? (да, материальная, но не духовная)

Например, я говорю: за деньги можно купить таблетки, а вы замечаете: но не здоровье.

Продолжите мои фразы:

За деньги можно купить книгу… (но не мудрость, знания и умения)

За деньги можно купить телохранителя… (но не дружбу и понимание)

За деньги можно купить дом… (но не семью, заботу и любовь)

За деньги можно купить развлечения… (но не счастье)

Видеофильм «Духовное развитие и материальный успех. Как совместить?» (6 мин 53 сек)

Но есть главная ценность – ценность жизни.

5.Итог классного часа .

Выбор как осознанная жизненная необходимость для людей (китайская притча о выборе)

Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает:

Что за люди живут в этом городе?

А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спрашивает мудрец.

Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращённые.

Здесь то же самое, – ответил мудрец.

Через некоторое время подошёл другой путник и тоже спросил, что за народ живёт в этом городе.

А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спросил мудрец.

Прекрасные люди, добрые и отзывчивые, – ответил путник.

Здесь ты найдёшь таких же, – сказал мудрец.

Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому – что здесь живут хорошие люди? – спросил мудреца ученик.

Везде есть и хорошие люди, и плохие, – ответил ему мудрец. – Просто каждый находит только то, что умеет искать.

Древние говорили, что каждый человек – это сосуд, который наполняется содержанием с течением времени. Сосуды бывают различной формы, как и люди, а их внутреннее содержание зависит от нас самих.

Древнегреческий философ Платон уже в 4 веке до н. э. утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье».

Эту же мысль продолжает уже в 1 веке н. э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всём свою выгоду, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым».

6.Рефлексия.

Стихотворение Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя…»

Что же является самой главной жизненной ценностью?

Верно, самой главной ценностью является сама жизнь и любовь.

Видеофильм «Ценность жизни - любовь» (3 мин 30 сек)

Два мира есть у человека:

Один - который нас творил,

Другой - который мы от века

Творим по мере наших сил.

Чтение учителем стихотворения Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя»

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Сегодня я открыл для себя, что …

Меня удивило, что …

Мне захотелось …

Теперь я буду …

А теперь послушайте притчу о каменотёсах.

Три каменотеса усердно работают в каменоломне. Философ спросил их: что они делают?

Неужели не видишь: дроблю эти проклятые камни! - раздражённо буркнул первый.

Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами второй.

Я строю храм! - гордо ответил третий.

Как вы думаете, в чём разница между этими каменотёсами? Какого из них можно назвать счастливым? (эти каменотёсы шли по дороге к счастью. Первый не будет счастлив, потому что у него нет цели; второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на жизнь. И только третьего можно назвать счастливым: он видит большую красивую цель, ради которой он работает).

Желаю и вам в вашей жизни не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм, то есть ставить перед собой цели и добиваться их. Только тогда вы будете по – настоящему счастливы.

И в заключение классного часа послушайте наказ известного педагога В.А.Сухомлинского:

«Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания – это радости или слёзы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

Как ни странно, стало довольно модно рассуждать о том, какие ценности для человека важнее. Между двумя «огнями» настолько тонкая грань, что порой сложно поставить то или иное на первое место. Чтобы расставить приоритеты, придется понять и изучить углубленно, какие есть основные отличия духовных ценностей от материальных. Часто люди путаются, характеризуя свои поступки совершенными во благо, а на самом деле ими движет материальная сторона.

Что такое материальные и духовные ценности для человека

Без материальных и духовных ценностей нельзя представить ни одну человеческую жизнь. Как бы кто ни гнался за деньгами и дорогими вещами, ему всегда будет необходимо понимание, забота, собственная значимость в отношениях, психическое спокойствие, любовь. А при потере материальной значимости, существование становится невыносимым, духовная сторона перестает приносить счастье.

Материальные ценности – это все то, что можно купить, создать, построить. Другими словами, что есть возможность увидеть, потрогать, использовать. Покупаются – одежда, автомобили, лекарства. Создаются – компании, заводы, промышленность. Строятся – дома, магазины, школы. Все что находится в офисе или квартире, также относится к материальным ценностям.

Духовные ценности – это то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти ценности находятся внутри каждого человека. Для кого-то имеют большее, а для кого-то наименьшее значение. К ним относятся: свобода, радость, справедливость, достоинство, творчество, гармония, уважение. Список может продолжаться до бесконечности, каждый определяет для себя то, что наиболее значимо.

Для более ясного понимания, следует изучить примеры материальных ценностей.

  1. Ни один человек не выживет без еды, воды, комфортных условий проживания. Чтобы это себе обеспечить, придется заработать и потратить деньги.
  2. Книги, картины, скульптуры больше относятся к духовным ценностям, но для того, чтобы ими обладать, нужно заплатить.
  3. Одежда, лекарства, автомобиль также неотъемлемые части материального мира. Без них человек не чувствует себя счастливым, становится обреченным (в случае болезни), отчужденным (одеваясь в обноски, имея непригодный транспорт).

Примеры духовных ценностей

  1. Насколько бы сильным ни было удовлетворение от материальной жизни, душа будет тянуться к взаимопониманию, поискам истинного счастья, любви.
  2. Без любви, даже крепкая, стальная по характеру натура, со временем зачахнет и потеряет смысл жизни. Продолжение рода, воспитание детей, становятся одними из важнейших духовных ценностей.
  3. Творческая натура, не имея возможности заниматься любимым делом, теряет свое предназначение, занимаясь нелюбимой работой только для удовлетворения первичных потребностей.

Как понять, что для конкретного человека важнее? Это станет понятно, узнав какие цели он перед собой ставит. Но есть и загвоздка в том, что достижение одной ценности, всегда ведет к восполнению другой.

К примеру, человек ставит своей целью создание солидного счета в банке, построение крупного бизнеса, завоевание известности. Он идет к своим мечтам, не щадя и закрывая глаза на чувства других людей. В приоритете лишь материальный достаток. Придя к своей цели, ощущается нехватка чего-то еще очень важного. Конечно же, духовной составляющей. Во время гонок, он не задумывался о создании семьи, забыл о родителях. А внезапно потеряв все состояние, остается и вовсе ни с чем. Без друзей, без денег, без счастья.

Почему же один человек ценит только деньги, а другой довольствуется малым. Корень всех проблем или удач – воспитание. От того насколько воспитаны родители, зависит способность ребенка находить баланс, между материальным и духовным. Покупая по каждому капризу все, что пожелает ребенок, он становится уверенным, что в жизни все достается просто так. Становясь взрослым, ему потребуется работа, на которой он будет ждать, что кто-то потрудится вместо него.

Поэтому делать подарки нужно не для прекращения капризов, а дать ребенку возможность получить их, к примеру, за хорошее поведение или оценку. Карманные деньги также должны доставаться за определенные действия. И когда возникнет желание их потратить, ребенок вспомнит, каким трудом он их заработал, и какую работу придется проделать, чтобы снова их получить.

Что ответить, если вдруг попросят сформулировать основные отличия духовных ценностей от материальных?

Для каждого человека одно важнее другого. Это связано с тем, чего ему не хватает в конкретный период жизни. Если у него все в порядке в семье и отношениях, но плохо с деньгами, акцент будет на последнее. Стремление к душевному равновесию, добрым поступкам, уважению окружающих, говорит о полноценности духовного состояния. Такие люди не гонятся за славой и большими деньгами, они счастливы здесь и сейчас. Конечно же, и здесь огромную роль играет воспитание.

Как правило, человек становится счастливым, научившись поддерживать баланс между материальностью и духовностью. На это могут уйти многие годы, а то и целая жизнь. Мир же диктует свои правила – обгоняй других, иди по головам, становись самым популярным. Человек загорается, видя чужие успехи. Пробивает себе путь, забывая о морали и нравственности. Важно понять, что действительно необходимо, а без чего можно обойтись, оставаясь при этом жизнерадостным и честолюбивым. А ведь правильно говорят, какого отношения хочешь к себе, так и поступай с другими.

Собственная реализация, уважение к людям, соблюдение общественной морали есть совокупность материальных и духовных ценностей. Главное, чтобы осознание своих наиболее значимых желаний, пришло как можно скорее. Не потеряв самого быстротечного – времени.

Основные отличия духовных ценностей от материальных was last modified: Декабрь 17th, 2015 by Елена Погодаева

«Не вокруг творцов нового шума – вокруг творцов
новых ценностей вращается мир!» Ницше

Многие мечтают найти клад с сокровищами, выиграть большой приз или стараются каторжным трудом сколотить состояние, не задумываясь над тем, что несравненно большое сокровище находится внутри самого человека, в его сердце, в душе…
Мир меняется, меняется и мироощущение, идеология. Уже сейчас нам неведомы, не имеют точных определений такие категории, как вечные сущности: мудрость – ее подменили знания; под счастьем понимают достаток, привычку и миг покоя, удовлетворения; совесть заменяет линия поведения…
Чрезвычайно трудно распутать живой клубок духовной жизни и проследить сплетение образующих его отдельных нитей – морально-философских мотивов и идей; здесь можно с самого начала рассчитывать лишь на приблизительную точность…
В настоящее время мало внимания уделяется абсолютным ценностям; люди не знают никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения поступков и состояний на хорошие и дурные, добрые и злые.
Окружающий мир становится очень жесток… Большое значение придается материальному состоянию человека, а не его сущности и внутреннему миру. Духовные ценности начинают терять свою значимость; на первый план выдвигаются достаток, толщина кошелька…
Считается, что не в деньгах счастье. Но, на мой взгляд, это одна из его основных опор. Очень редки случаи, когда счастлив тот человек, который не имеет средств к существованию… Возможно, такого не бывает вообще. Человек – существо слабое, в душе он всегда о чем-то жалеет, всегда ему чего-то не хватает… Потребность в материальном богатстве высока; неимение денежных средств дает стимул к их приобретению. А разве цель, конкретное стремление к выполнению своих желаний не есть одно из духовный ценностей человека? То есть, мое мнение, что материальное и духовное богатство находится в непрерывном взаимодействии, постоянно переплетается друг с другом по своей сути.
Если говорить о счастье, то что же это такое? Сможет ли кто-нибудь дать точную формулировку данному слову? Я глубоко сомневаюсь, что это будет возможным, ведь для каждого счастье – это что-то свое, что-то наиболее близкое и в большей степени удовлетворяющее основным потребностям.
Нужны особые, настойчивые указания, исключительно громкие призывы, чтобы вообще дать почувствовать, что в жизни существуют иные ценности, кроме меркантильности, наряду с добром душе доступны еще идеалы истины, красоты, Божества.
Убогость, душевная нищета всей нашей жизни не дает в нас возникнуть и укрепиться непосредственной любви к культуре, как бы убивает инстинкт культуры и делает невосприимчивым к ее идее.
Счастье обеспечивается материальными благами; но основная опора его – духовные ценности. Внутренние условия для человеческого счастья всегда налицо и причины, препятствующие устроению земного благополучия, лежат не внутри, а вне человека – в его социальной обстановке, в несовершенствах общественного механизма.
Проблема состоит в том, что в мире нет общеобязательных ценностей, все относительно и условно, все определяется человеческими потребностями, человеческой жаждой счастья и наслаждения.
Сегодня мир летит в пропасть – уничтожается природа и экология! Посмотрите, сколько людей сегодня страдает от депрессии, стресса! Посмотрите вокруг себя, сколько пустых, обреченных, несчастных глаз! Материальное благосостояние растет, а без духовного оно не делает человека счастливым.
Наука развивается, усовершенствуется техника, а жизнь людей превращается в серую, неинтересную, скучную суету. Почему это происходит?.. Миру нужны новые идеи, новые масштабные мысли. Ведь только идеи меняют мир. Только новые ориентиры дают шанс человеку выжить! А без духовной стороны жизни нахождение подобного просто невозможно! Роль материальных ценностей важна, но она стоит дальше первоплановых, моральных и душевных ценностей человека! Жить и не чувствовать… Жить и не видеть красоты окружающего мира, не впитывать в себя знания, доставшиеся нам от предков, не ценить то, что имеем – это не жизнь, а лишь жалкое подобие!
Деньги решают многое. Но они никогда не решат и не осуществят главного: не купят любовь, не пробудят чувства…
И пока в наше время еще существует стремление к новым ценностям, идейный почин, жажда устроить жизнь сообразно собственным, самостоятельно продуманным понятиям и убеждениям – мир будет жить. Жить так, как это будет единственно верным и правильным.

Триединство человека:
Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры.

– Какие бывают ценности?

  1. Материальные (способствуют жизни): простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления); более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства).
  2. Духовные – ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.

И материальные, и духовные ценности – результат человеческой деятельности. Духовные ценности особые.

– Что это и какое воздействие они оказывают?

Книги, картины, скульптуры – не просто вещи. Они призваны вызывать у человека высокие чувства. Но обладают также и значимостью практической – они воздействуют своим содержанием на жизнь отдельного человека и общества в целом.
Наука, искусство, общечеловеческие нравственные и моральные нормы – без овладения ими не может быть человека духовного. А отсюда, без этого не может быть материального, технического, интеллектуального прорыва в будущее, не может быть должного человеческого общения в высоком смысле этого слова.
Итак, важнейшим условием формирования личности, полноценной, нравственной, является усвоение духовных ценностей. Но нравственный человек – это не просто усвоение духовных ценностей, а, скорее всего, это качество наших достижений, отношений, что и является в итоге показателем нашей внутренней зрелости. И, безусловно, каждый человек самостоятельно отбирает, формирует свои ценности, он берет их от общества не автоматически, а осознанно, как бы аккумулирует то, что лично ему кажется наиболее необходимым.

– Вот и подумай: а каковы твои жизненные ценности? Что для тебя имеет непреходящее значение?

И тогда ты поймешь, в какой мере твои ценности соответствуют общественным, что станет, в свою очередь, сильным импульсом для твоего самовоспитания. Потому что не может быть уважаемым ни окружающими, ни самим собой человек, живущий на обочине жизни, в собственном закуточке, «человек в футляре».
И, наверно, досадно и обидно прожить жизнь, не изведав счастья людской признательности. Но окружающие не будут нас уважать, признавать, считаться с нами, если мы сами себя не уважаем и не уверены в своих силах и взаимоотношениях.

– Какого человека мы называем нравственным?

Такого, кто требования общества к человеку сделал требованиями к самому себе и живет, учится, общается с окружающими согласно этим внутренним законам нравственности.
Его сознание и поведение едины, и основываются они (на чем?) на общечеловеческих ценностях и нормах. В полной мере сформировать свою нравственность, стать нравственно зрелой личностью человек может лишь в результате самовоспитания. Кто, как не сам человек, может развить у себя сознание того, что свое поведение надо согласовывать с интересами других людей, общества?
Нравственное самовоспитание – это воспитание всех вышеперечисленных чувств и качеств, и они могут быть сформированы у каждого человека при условии (каком?), что человек сам заинтересован в этом и к этому стремится.
Нравственное самовоспитание открывает единственно верный путь в жизни – утверждения добра, искренности, взаимной заботы и ответственности, настоящего (гражданского) отношения к своему делу; дает человеку волю и способность никогда не сворачивать с этого пути.

О необходимости уверенности в себе и самоуважении.

«Вся нравственность человека заключается в его намерениях» (Ж.-Ж. Руссо).
«Хорошо и нравственно – это одно и то же» (Л. Фейербах).
«Нравственность – наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей» (К. Гельвеций).
Следовательно, ничто ни в мыслях, ни в поступках, ни в деяниях человека не должно быть во вред другому. Так?
«Наслаждайся и дари наслаждения, не причиняя зла ни себе, ни другому – в этом суть нравственности» (Шамфер).

– Что определяет норму человеческой жизни?

Те ценности, на которые ориентируется и которым служит человек.

– Что должно быть определяющим в человеческой жизни – материальное или духовное? Почему?

Если главенствует материальное, оно в первую очередь питает и радует тело. Душа здесь вторична. Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные блага возникает действие принципа «все дозволено!». Ни преград, ни запретов – беспредел.
Если главенствуют духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни. Тогда все совершаемое человеком не может нанести вред другому человеку. Здесь срабатывает нравственный закон. Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Потому и возникли заповеди в жизни человека, охраняющие его душу от зла. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, охраняющие ее и человека как высшую ценность.
Ж.-Ж. Руссо о собственной противоречивости: «Я всегда считал и теперь считаю, что я, в общем, лучший из людей, и вместе с тем уверен, что как бы ни была чиста человеческая душа, в ней непременно таится какой-нибудь отвратительный изъян».

Два мира есть у человека:
Один – который нас творил,
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Гармония человека в отношениях с окружающими – гармония с самим собой. Старайтесь стремиться к этой гармонии.