Добро побеждает зло беседа. "Добро или зло. Твой нравственный выбор" Классный час. Работа учителя начальных классов




Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей « Детский дом № 12»

«Научи свое сердце добру»

(Беседа с элементами игры)

Составила:

воспитатель

Деревцова Татьяна

Григорьевна

Цели:

Продолжать формировать представление воспитанниц о добре и зле;

Убедить в необходимости добра и недоступности зла.

Задачи:

Раскрыть положительные стороны доброты;

Развивать коммуникативные навыки, речь;

Формировать способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни;

Воспитывать стремление совершать добрые поступки и дела.

Форма проведения:

Беседа с элементами игры.

Предварительная работа:

разработка сценария, изготовление разноцветных капель и цветов.

Оборудование:

Мультимедиа проектор, компьютер, разноцветные цветочки и капельки, караоке песня из мультфильма « Кот Леопольд» - « Если добрый ты…», меховая игрушка, аудиозапись со спокойной музыкой, магнитофон, ручка у каждого ребенка.

Ход занятия:

Организационный момент

Дети рассаживаются полукругом.

Воспитатель:

Я рада, что вы все здоровы и у всех у вас все хорошо. Пусть это занятие принесет вам радость общения, наполнит душу прекрасными чувствами. Мы поговорим на тему, очень важную для всех, а вот на какую именно - вы ответите сами, прослушав высказывания детей. (Включаю видеозапись, где дети высказывают свое представление о добре)

Сообщение темы

И так, назовите тему нашего занятия или о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)

Правильно, мы сегодня будем говорить о доброте, о необходимости добра и недоступности зла.

На экране четверостишие

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

добро творить трудней.

Что такое добро и что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы.

Игра « Продолжи фразу»

- Продолжите фразу: « Добро- это………» (Ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей: добро в первую очередь связано с умением сострадать, порадоваться, сопереживать, откликаться на чувства других. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Продолжите следующую фразу: « Зло – это……….» (Ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей: зло- это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. Зло- это равнодушие, эгоизм, обман, пьянство; это когда сильный обижает слабого человека, младшие не уважают старших, взрослые не заботятся о детях. К сожалению, зло очень распространено и коварно. Зло маскируется, иногда его трудно распознать.

« Делать людям хорошо - хорошеть самому»

Как вы понимаете слова « хорошеть самому»? (Ответы детей)

(Надо больше совершать хороших поступков, от хороших поступков самому легче и приятнее, люди к тебе относятся лучше)

Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Почему? (Высказывания детей)

Игра « Разноцветные капельки»

На столе у вас лежат капельки, выберите любую и напишите на ней качество или событие, которое, по-вашему, самое злое. (Воспитанницы выполняют задание)

Давайте закрепим их на доске. (Дети свои капельки закрепляют на доске) - Получился дождь зла.

Может ли добро победить зло? (Ответы детей)

Как сделать, чтобы добро победило зло? (Ответы детей)

Выберите снова капельку и напишите на ней добрые качества и поступки, которыми можно исправить и уничтожить зло. (Дети выполняют задание)

Закрепляем сверху на капельках зла капельку с добрыми поступками и уничтожаем их. (Девочки по очереди закрепляют свои капельки)

Воспитатель подводит итог игры:

У нас на занятии произошло, как в сказке, добро победило зло. Но не всегда в жизни все происходит так просто. Судить человека надо по его делам. Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о

природе, не замечая при этом урну для мусора. От того, какие у вас будут друзья, какими вы будите людьми, зависит только от вас.

Физкультминутка:

Пляска « Потанцуем»

Цель: организовать активный отдых детей для повышения внимания и активности на последующем этапе занятия.

Воспитатель:

Я хочу вам рассказать одну историю.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: « Спрошу я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у мудреца: « Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший:: живая или мертвая?»

Как вы думаете, что ответил мудрец?

И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: « Все в твоих руках».

Беседа по содержанию

Как вы понимаете слова мудреца « Все в твоих руках»? (Ответы детей)

(Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от завистника)

На экране появляется пословица

Обратите внимание на экран: « Добрые дела красят человека». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

(После добрых дел человека всегда хвалят, делают ему комплименты, это его украшает).

Эта пословица подходит к нашей истории? (Ответы детей)

(Да, лучше бы завистник мечтал о добрых делах, делал добрые дела, тогда и его знали бы в округе).

В жизни есть ценности, без которых нет жизни на земле. Назовите качества доброго, хорошего, положительного человека. (Добрый, благородный, честный, ответственный, умный, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродушный, достойный, отзывчивый, милосердный и т.д.)

Качества, которые вы назвали, не врожденные, их нужно воспитывать. Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать себе пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек был внутри, всегда зависело от его сердца. Все в ваших руках, какие поступки совершать.

Игра « Поляна доброты»

Пожалуйста, выберите один из цветочков. Подумайте, какой добрый поступок совершили вы вчера или сегодня, напишите его на цветочке. Если кто-нибудь не совершил добрый поступок, то напишите, какое доброе дело смогли бы вы сделать уже сегодня. (Дети зачитывают свои добрые поступки и дела)

Сейчас мы разместим эти цветы на нашей поляне. (Дети размещают свои цветы)

У нас получилась «Поляна доброты».

Игра « Передай добро по кругу»

(Звучит спокойная музыка).

Сегодня мы говорим о доброте. Давайте встанем в круг, будем передавать друг другу вот этого замечательного медвежонка и говорить при этом добрые пожелания.

Итог

Наше занятие подошло, подведем итог. О чем мы сегодня говорили?

Скажите, можно свое сердце научить добру?

Давайте беречь добро!

Нельзя допустить, чтобы зло взяло верх над добром.

А это зависит только от нас!

Вы еще дети, впереди у вас много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро!

Я предлагаю закончить занятие на музыкальной нотке, споем песню из мультфильма « Кот Леопольд» - « Если добрый ты…»

Тема . Добро и зло

Задачи, расширять знания о таких качествах, как добро и зло; обучать умению вести дискуссию; провести профориентационную работу; развивать творчество; поднять проблему добротворчества; подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела.

Подготовительная работа : подбор литературы по теме; задания учащимся по изучению темы; творческие задания; приглашение гостей; работа с психологом (тренинг, тест); распечатка раздаточного материала; подготовка кинофрагментов.

Участники : учащиеся; классный руководитель; гости (человек, спасший чью-то жизнь; работник уголовного розыска); лаборант ТСО.

Ход мероприятия

Мир не без добрых людей.

В начале классного часа ребята получают карточки с перечнем качеств: бережливость, благородство, гуманизм, ум, доброта, непосредственность, ответственность, справедливость, терпимость, щедрость, честолюбие, принципиальность; ребятам предлагается расставить цифры в порядке значимости для них перечисленных качеств.

Цифра перед словом «доброта» обводится кружочком (для быстрого изучения результатов классным руководителем). Все остальное используется для последующего анализа значимости нравственных качеств для учащихся класса.

Звучат стихи (в это время классный руководитель и психолог изучают результаты).

Добрые люди

Там, где судьба подводила,

Жестче косилась и злей,

Голодом, стужей морила,

Мама моя говорила:

— Мир не без добрых людей.

Думаю, словно о чуде:

В те роковые года

Сколько вас, добрые люди,

Добрых по самой по сути,

Рядом случалось всегда!

Всех обвывали метели,

Бедами равно грозя,

Но от чужой от потери

Вы отводить не умели

В сторону ваши глаза.

Жизнь меня била и мяла

И в круговерти своей

Просто дохнуть не давала,

Но разглядеть не мешала —

Мир не без добрых людей.

Как я хочу, чтоб на свете

Рядом с душою моей,

Слово не бросив на ветер,

Кто-то, хоть кто-то б отметил:

Мир не без добрых людей.

И. Ляпин

Классный руководитель . Мне приятно осознавать, что такое качество, как доброта, располагается в вашем перечне далеко не на последнем месте. С самого начала своей жизни человек познает и хорошее, и плохое. Даже малыши задают такой вопрос: «Что такое — хорошо и что такое — плохо?» Хорошо и плохо — это прежде всего — добро и зло. Если говорить о них как о моральных качествах, то они обычно рассматриваются в свете отношений между людьми. Те или иные действия одних людей имеют определенную значимость для других людей: положительную или отрицательную. При этом надо отметить, что человек — существо разумное, и значит, неся добро или зло, он действует сознательно.

В чем же назначение добра в жизни человека? Для чего оно? Почему люди делают добро друг другу? Что это такое — добро?

Учащиеся:

— Добро - это особая, отличная от других форма человеческих отношений.

— При наличии добрых отношений у людей появляется духовное единение, устанавливается нравственная связь, происходит слияние положительных мыслей, лучших порывов человеческой души и конкретных добрых дел.

Классный руководитель. Вы правы, ребята, добро важно не в абстрактной форме, не на словах, а именно в своем проявлении, в конкретных делах и условиях. Какой вид помощи при этом оказывается?

Учащиеся:

— Если мы говорим о добре в моральном смысле этого слова, то значит, помощь должна оказываться бескорыстная. Обычно человек за такую помощь не ожидает никакого вознаграждения.

— В данном случае люди должны поступать так, как бы они хотели, чтобы другие люди поступали по отношению к ним.

Классный руководитель . С вопросом бескорыстия мы разобрались. А что мы понимаем под словом помощь?

Учащиеся:

Это содействие другим людям в каком-то виде деятельности.

Иногда мы поддерживаем людей в их взглядах, речах, действиях, сложных жизненных ситуациях.

Мы защищаем людей от чьих-то нападок, клеветы; выручаем их в кризисной финансовой ситуации, предлагаем свою помощь в разного рода делах.

Человек еще и спасает другого человека. Я говорю сейчас о таком виде помощи, когда спасают человеческую жизнь. Такая помощь помогает избежать трагического исхода.

Классный руководитель. Сейчас я хочу представить вам человека, который именно так и поступил. Он спас другую жизнь.

(Гость ведет свой рассказ.)

Учащийся . Должен сказать, что ты мужественный и сильный человек. Сильный — добротой своей души.

Классный руководитель . Да, ребята, доброта — это признак сильной личности. Об одних людях говорят, что они добрые (как о нашем герое), для других подбирают эпитет «добренький». Кто же они, эти «добренькие»? Как их распознать?

Учащиеся:

Добренькие бывают обычно добрыми только на словах. Они говорят и обещают много, они вам улыбаются, с ними приятно беседовать. Но куда все девается, когда дело доходит до конкретных поступков, непосредственной помощи? Такие люди находят сотню убедительных оправданий своему бездействию. Мне пришлось тоже в этом убедиться.

Добрым добренький казался,

Навязался, улыбался,

Клятвы медом поливал.

Но куда все это делось,

Когда слова дошли до дела?

Добрый человек не пустословен. Он делает добро не для звона, а для блага другого человека. И еще потому, что в нем заложено здоровое нравственное начало. А поэтому, сделав добро другому, он и себя ощущает счастливым. Не зря же говорят, что «злой плачет от зависти, а добрый — от радости». Добро — оно спокойное и немногословное. Народная мудрость гласит: «Добро — не лихо, ходит тихо».

Классный руководитель. А какие еще пословицы и поговорки о добре и зле вы знаете? (Ребята говорят, комментируют.)

Учащиеся:

— Всяк добр, да не до всякого.

— Добра желаешь — добро и делай.

— Добро на худо не меняют.

— Доброе дело без награды не остается.

— Доброе смолчится, худое молвится.

— Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

— Доброму и сухарь на пользу, а злому и мясное не впрок.

— Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

— Добрые вести прибавят чести.

— Добрые чувства — соседи любви.

— Не ищи красоты, ищи доброты.

— От твоего бобра никому нет добра.

— Добро прощай, а зло порицай.

Классный руководитель . Итак, мы остановились на порицании зла. Зло противостоит добру. Между ними идет постоянная борьба. И, к сожалению, зло нередко выходит победителем в этой борьбе. Почему же так происходит?

Учащиеся:

— Потому что для того, чтобы причинить кому-то зло, требуется меньше усилий, его совершать проще, чем добро. Делать добро - это значит прилагать усилия своего ума, души, а также усилия физические, финансовые и др. Далеко не каждому это по нраву, а значит, и не по моральным силам. Ведь самое главное в этом процессе добротворчества — это ваша душа. Если она у вас трудится постоянно (в моральном плане), если вы не загрязняете ее черными мыслями, завистью, злостью, значит, вы способны на добрые дела.

— Я интересуюсь этой темой и прочитал, что иногда возникает полемика по вопросу существования добра и зла в качестве двух полюсов моральной действительности. Доходит даже до того, что аргументируют существование добра лишь постольку, поскольку в мире существует зло.

Классный руководитель . Ребята, разве можно согласиться с тем, что добро имеет смысл только из-за существования зла? Оно, конечно, противостоит существующему злу. Но разве зло всегда обязательно для того, чтобы делать добро? Если зло исчезает, разве добро прекращает свое существование? Добро — категория нравственная. А нравственные качества человека побеждают и даже способствуют предупреждению появления возможного зла.

Учащаяся. Я согласна. Считаю, что зло не имеет права существовать для того, чтобы противопоставлять ему добро, придавать ему (добру) смысл и возвеличивать. Стоит только вспомнить о лагерях смерти и злодеяниях нацистов во время Второй мировой войны. Неужели можно сказать, что людей надо было сжигать для того, чтобы потом кто-то мог делать добро оставшимся в живых? Это звучит жутко, не по-человечески.

Классный руководитель . В людях существует вера, что зло можно победить. Может быть, в будущем они научатся справляться с ним, предупреждать его, как они это делают сейчас с болезнями и некоторыми природными явлениями. В романе Ч. Лмирэджиби «Берега» есть такая мысль: «... назначение человека не только в том, чтобы победить зло, но и обратить его в добро!» Ф.М. Достоевский, всегда поднимавший в своих произведениях острые моральные проблемы (и в частности проблемы добра и зла), писал: «Люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».

Учащийся. Но ведь на земле столько зла и злых людей, творящих его, что невольно начинаешь задумываться о том, каков же человек по своей природе: добрый или злой. Так какой же он, человек?

Классный руководитель . Есть три разных мнения по этому вопросу: добрый, злой, и не добрый и не злой. А как вы считаете?

Учащиеся:

— Думаю, что в людях больше зла и зависти, чем доброты. Иначе мир к XXI веку стал бы уже стабильнее и спокойнее.

— Уверена, что человек по своей природе — существо доброе. Злым его, чаще всего, делают обстоятельства.

— Считаю, что злого человека можно сравнить с больным. Ведь его гоже сжигает своего рода болезнь: зависть, неудовлетворенность, низменные желания. А если еще все это происходит на фоне успехов человека, к которому злой испытывает антипатию? В этом случае уже можно говорить о тяжелой болезни. Но гак же как здоровых людей на земле больше, чем больных, так же и добрых больше, чем злых.

Классный руководитель. Согласна с тобой в том смысле, что добрый человек является нравственно здоровым человеком, а злой — это аномалия и нравственная болезнь. Нравственность рождается вместе с человеком. Она сопровождается добром и хорошими поступками. Пранравственость можно наблюдать даже в поведении животных, значит, она имеет биологические корни. Если же люди нравственно больны, то это никак не означает, что они нравственно нездоровы уже с момента своего рождения. Незакаленные в нравственном отношении (из-за пробелов в воспитании, постоянных стрессов и других неблагоприятных жизненных обстоятельств) умы, сердца и души людей начинает разъедать злость. Случалось ли подобное с вами? Задумывались ли вы над тем, насколько вы добры?

Психолог. Все мы, конечно, разные: сочувствующие и беспощадные, готовые отдать последнее обездоленному и те, у которых снега зимой не выпросишь. К какой категории вы относите себя?

(Психолог предлагает проверить себя тестом «Добры ли вы?»)

Тест «Добры ли вы?»

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах, которые вас мало интересуют. Дадите ли вы ему это понять?

3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы ему иногда поддаваться, чтобы сделать приятное?

4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5. Любите ли вы злые шуточки?

6. Вы злопамятны?

7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?

9. Бросаете ли вы игру, если начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Вы набрали больше 8 очков.

Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу вам это не пойдет.

Вы набрали от 4 до 8 очков.

Ну что же, ваша доброта - вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков.

Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.

Психолог. А сейчас вы можете сверить свои мысли и представления о себе как о человеке с результатами анкетирования. Так ли вы добры, как вам это казалось? Или вам еще предстоит заниматься добротворчеством, чтобы соответствовать высокому званию «человек?»

Классный руководитель . Есть такой термин «добротворчество». А что он означает применительно к нашей повседневной жизни?

Учащиеся:

Думаю, что это — работать добросовестно, заботиться о своих близких и не мешать делать то же самое другим людям. Может, кто-то скажет, что этого мало. Но я придерживаюсь иного мнения, потому что жить именно так может далеко не каждый. Так получается только у людей с доброй душой и чутким сердцем.

Некоторые люди, идя к своей цели, сметают, как говорится, все и вся на своем пути. Человек может достичь своей цели и в каком-то смысле может быть даже полезен обществу. Но ведь общество — это мы, люди. В таком случае, как насчет тех, кого он обижал, унижал, расталкивал, что называется, локтями, идя к своей цели?

— Согласен, каждый человек стремится достичь определенных благ. Разумеется, что он делает это не без корысти. Но если он добивается многого не принося другим зла, то считаю, что ему и дальше можно идти по жизни с чистой совестью.

— И еще есть категория людей, которые делают добро просто по доброте душевной. Это какая-то внутренняя потребность. Ведь человек не ожидает ни награды, ни благодарности за все сделанное. Вот оно, это проявление природной нравственности (ребята приводят примеры из жизни своих близких, друзей, знакомых).

Далее идет просмотр эпизодов художественного кинофильма «Заплати другому» об идее добротворчества американского школьника, его конкретных делах и той цепной реакции доброты, которую они вызвали. При обсуждении делается акцент на мысли о том, что некоторым людям нужна помощь для осознания необходимости сделать доброе дело или поступок. Потому что некоторые люди просто не решаются действовать. Надо помочь им осознать все положительные или отрицательные (в результате их бездействия или нерешительности) последствия своего поведения в определенных жизненных ситуациях.

После обсуждения учащиеся продолжают:

— Но зло в мире существует. И его не так мало, чтобы относиться к этому вопросу спокойно и надеяться на добрые дела и поступки добрых людей. Вот и финал этой мелодрамы печальный. Что же делать, как с ним (злом) бороться?

Классный руководитель. Л.H. Толстой говорил о непротивлении злу насилием. Он прав в том смысле, что в большинстве случаев в жизни больше нормального, чем аномального, больше доброты, чем зла. Но есть люди, которые посвящают всю свою жизнь борьбе со злом. Для некоторых это стало профессией. Вот и сегодня я хочу вас познакомить с таким человеком. Это сотрудник уголовного розыска... (Ф.И.О.).

Гость рассказывает о борьбе с преступностью как об одном из зол нашего общества, приводит примеры. Но заостряет внимание на том, что обычный человек, не профессионал, не может и не в состоянии отдавать все свои силы борьбе со злом. Иначе он будет переполнен отрицательными эмоциями, лишит себя нормальной жизни. Это совсем не означает, что не надо бороться против конкретных случаев проявления зла. А наилучшим способом является профилактика, его предотвращение (рассказывает о проводимых мерах, заостряя особое внимание на необходимости вести здоровый образ жизни).

Если ребят заинтересовал гость и его профессия, они могут задать вопросы:

— В каком плане вам труднее: материальном или моральном?

— Почему выбрали эту профессию?

— Какие качества необходимы, чтобы работать в уголовном розыске?

— Где можно этому научиться?

— На какие предметы надо больше обратить внимание?

— Как нормирован ваш рабочий день? Ведь не зря же о вас говорят, что у вас «служба — дни и ночи»?

— Какие еще трудности?

— Не возникала ли у вас мысль о перемене профессии?

Классный руководитель. Философ И.А. Ильин утверждает, что со злом надо бороться силою, т.е. применяя насильственные действия. Он прав в том смысле, что в жизни есть и такие ситуации, когда по-иному разобраться просто невозможно (например, освободительные войны). А если говорить о повседневной жизни, то надо отметить, что человек по своей натуре все-таки добр. Мы уже услышали, что бывает так, что преступление совершается и не по злому умыслу. Другое дело, что преступление — это всегда преступление и, естественно, что совершивший зло должен быть наказан.

Учащиеся:

— Хоть и не так много, но в жизни все-таки встречаются злые люди, я считаю, просто от природы. Им плохо, когда кому-то хорошо. Им хочется захватить все: деньги, славу, почести, и если бы они могли, то прихватили бы и удачу. Да в радость ли она, такая жизнь?

Он мрачен, зол, завистлив,

Не в радость все ему.

Всю славу, деньги, почесть —

Все только одному.

Но так же, как поутру

Не зря горит заря,

Разделено все в мире

Между людьми не зря.

Одни прославятся в труде,

Другим — за подвиг слава.

Таким вот равновесием

Крепка наша держава.

Распределяет жизнь добро,

Чтоб каждому в чем-то везло.

Сделай добро — сам станешь лучше.

Радость от этого получишь.

— Во многом согласна с тобой. Но ведь есть такая пословица: «За добро злом платят». Я раньше думала, что такое невозможно, пока не столкнулась с таким фактом в своей жизни (пример оглашается по желанию выступающего). Как же быть в таком случае?

Классный руководитель . Прежде всего надо учиться житейской мудрости и не расстраиваться. Каждый знает, что в жизни далеко не всегда все гладко и правильно. Не надо расстраиваться из-за того, что ты не в силах изменить. А если один человек не смог оценить по достоинству твой поступок, то это еще ничего не значит. Возможно, твоя помощь отозвалась добром в ком-то другом? Ведь не зря же в последнее время все чаще приходят к мысли, что добро — это какой-то особый вид энергии, который еще не изучен в достаточной мере. Энергия вашей доброты не исчезает. Она накапливается и потом вдруг приходит к вам, возвращается благодарностью. Это то, что мы иногда называем удачей. Мы говорим в таких случаях: «Здорово! Мне повезло!» а может, к вам просто вернулась ваша доброта?

Учащийся . Считаю, что, по крайней мере сегодня мы не имеем никакого морального права просто поговорить о добре и разойтись. Потому что одно из правил добра - это его выражение в поступке. Вот я и предлагаю закрепить наш разговор таким поступком. Добро предполагает милосердие.

Беседа

Добро и зло: причины наших поступков

Цели:

    Воспитать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу доброты;

    формировать знания о бережном отношении к окружающим людям

Оборудование: компьютерная презентация «Добро и зло. Причины наших поступков», листы бумаги, фломастеры, высказывания о добре, карточки с названиями предметов, которых можно взять с собой в путешествие.

Форма проведения: беседа с элементами ролевой игры

Материал, использованный во время подготовки к беседе:

    Давыдова А. В. Классные часы. М.: ВАКО, 2010. – с. 15

    Жиренко О. Е. , Савченко Е. В. Классные часы. 5-9 кл. – М.: ВАКО, 2006. – с.52-53

Ход беседы

Организационный момент. Знакомство с темой, целями и планом беседы

Вступительное слово воспитателя:

«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то

удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым –

счастье»

Ю. Яковлев

Говорят, что если есть в человеке доброта, зна­чит, он как человек состоялся. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмо­циональную школу - школу воспитания добрых чувств. Рядом со словом «добро» всегда ступало и ни на минуту не останавливалось слово «зло». Добро и зло – две силы, которые борются упорно и вечно. Причины наших поступков измеряются именно двумя этими словами.

У врат обители святой

Стоял,просящий подаянье,

Бедняк, иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Когда лишь хлеба он просил,

А взор являл живую муку,

Но кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется, прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье.

Ролевая игра «Кто спасется»

Ребята, представьте, что вы идете через пустыню, один из вас будет стариком, матерью, ребенком, отцом, проводником. На столе карточки, на которых написано все, что человек может с собой взять в путешествие, например: машину, коня, верблюда, бутылку с водой, книжку, пакет с сухофруктами, теплое одеяло, лопату, бутерброды и т.д. Нужно перейти пустыню за неделю. Сейчас вы по очереди будете подбрасывать кубик и возьмете со стола столько карточек, сколько цифр выпало на кубике. Затем расскажете, как поступите с тем, что вам досталось, например: не возьмете с собой, поделитесь с кем-либо, используете только для себя.

Вопросы для беседы.

Стоит ли в наше время быть милосердным? Кому милосердие и сострадание нужнее всего? Стоит ли рассказывать всем о своих милосердных поступ­ках и ждать за них благодарности?

Можно ли упрекать других людей за то, что они не прояв­ляют милосердия?

Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких ситу­ациях?

Есть ли люди не достойные милосердия?

Я вам прочту сказку В. Немировича-Данченко

«Ключ врага милосердного»

«Караван шел по пустыне... Солнце жгло. Золотые бугры пес­ков пропадали в ослепительной дали. Небо тонуло в опаловом блеске. Впереди белой извилистой линией - дорога... Ее, соб­ственно, не было. Дорогой здесь казались остовы павших верб­людов. Колодцы остались позади, и пилигримы взяли с собой воды на два дня. Только завтра они могут добраться до оазиса с чахлыми пальмами. Утром еще мерещились вдалеке чудесные марепа с синими водами, с тенистыми рощами. Теперь и мира­жи пропали. Все замирало под строгим взглядом беспощадного солнца... Сонно покачивались всадники, следуя за проводни­ком. Кто-то запел, но в пустыне и песня падает на душу слеза­ми. И певший тотчас же смолк. Тишина... Только слышался равномерный шорох тонких ног, погружавшихся в песок, да шелест шелковых занавесок, за которыми прятались от зноя смуглолицые бедуинки. Все замирало, даже и душа человечес­кая! На пути встретился каравану умирающий араб; рядом ле­жал загнанный конь, белый на золотом песке; всадник, завер­нув в белый бурнус голову, положил ее на бездыханное тело сво­его друга... Бесстрастно проходили мимо верблюды. Никто из людей даже не повернул головы туда, где из-под белого шелкаостро и жадно следовал за ними взгляд погибавшего в пусты­не... Уже весь караван миновал его. Только старик, ехавший позади, вдруг слез с седла и наклонился над арабом.

Что с тобой?

Пить! - только и мог проговорить умиравший. Старик посмотрел вслед каравану - он медленно двигался и

ослепительную даль, никто не оглядывался назад. Старик под­нял голову в высоту, и оттуда вдруг почудилось ему что-то, ка­кое-то веяние, проникавшее в его душу... Старик снял мехи с водой, обмыл сначала лицо и рот умирающему, потом дал ему сделать глоток... другой.

Лицо умирающего оживилось.

Ты из рода Оммиадов?

Да... - ответил старик.

Я угадал по знаку на твоей руке... Я из Эль-Хамидов. Мы смертельные враги...

В пустыне перед лицом Аллаха - мы только братья. Пей!.. Я стар, ты молод. Пей и живи...

Умирающий жадно припал к мехам... Старик посадил его на своего верблюда...

Поезжай и расскажи своим о мести одного из Оммиадов.

Мне все равно жить осталось мало.

Поедем вместе.

Нельзя. Верблюд мал, он не выдержит такой тяжести. Араб колебался. Но он был молод, его ждала слава и лю­бовь. Он молча сел... Остановился...

У тебя есть родные?

Никого! - ответил старик.

Оставшийся долго смотрел ему в след... Он обманул своего врага... У него были дети, но они славились как храбрые вои­ны... Он уже не нужен был им.

Караван исчез в ослепительной дали... Солнце жгло... Небо тонуло в опаловом блеске. Старик завернул голову в покрыва­ло и лег лицом к земле.

Прошло несколько месяцев.

Та же пустыня. Так же пилигримы взяли в последнем оази­се с собой воды на два дня... Сонно покачивались всадники на утомленных верблюдах, и вдруг проводник остановился... - Что там? - указал он вдаль. Нагонявшие его пилигримы уже в изумлении глядели туда... Там, среди бесконечных пес­ков, видна была зелень. Раскинулись высокие, гордые паль­мы, меж пышно поднявшихся кустов журчал источник, и ве­селый лепет прохладных струй наполнял томную зловещую тишину окружающей пустыни... Яркие цветы нежным благо­уханием, точно ласковым приветом, встречали утомленных путников. У ручья лежало нетленное тело милосердного старика. Его подняли, обернули в шелковые покровы и повезли в оазис его рода.

Арабы говорят, что новый источник забил из глубочайших недр земли по велению Аллаха там, где в песок упало несколь­ко капель воды из мехов старого шейха. Бедуины зовут этот чудесный оазис «Ключом врага милосердного».

Вопросы к сказке.

Как вы думаете, почему старик проявил милосердие?

Как бы вы поступили на месте молодого араба?

Можно ли было найти какой-нибудь выход, чтобы спастись вдвоем?

Почему там, где погиб милосердный старик, появился оазис? Представьте, что вы едете по пустыне и у вас кончилась вода.

Что вы предпримете?

Творческое задание «Оазис милосердия»

Представьте, что каждый милосердный поступок превраща­ется в цветущий оазис в пустыне. Нарисуйте такой оазис и рас­скажите, что должно измениться на земле, чтобы все пустыни превратились в оазисы, и возможно ли это.

Творческое задание «Проект помощи»

«Люди во всем мире могут выглядеть по-разному, принад­лежать к разным вероисповеданиям, могут получать разное об­разование и находиться на разных ступенях социальной лест­ницы, но все они одинаковы. Все они люди, которых надо лю­бить и которым надо помогать, если они нуждаются в нашей помощи.»

Мать Тереза

Ребята делятся на группы. Каждая группа должна составить проект деятельности благотворительной организации. Дети дол­жны написать: как будет называться их организация; кому она будет помогать; на каких условиях в ней будут работать люди; кто ее будет финансировать; ее основные принципы и т.д.

Итог беседы

Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Маленькие добрые дела, маленькие слова любви помогают осчастливить землю и подобны небесам на земле. Творите добро, учитесь делать добрые дела, ребята!

Беседа проводится в начале учебного года (первая половина сентября).

Для учащихся 1-ых классов.

«Что такое хорошо, и что такое плохо? Добро и зло.»

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?

Цели беседы:

- воспитание культуры речевого общения;

- знакомство с устойчивыми формами приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;

- развитие представлений учащихся о добре и зле;

- воспитание стремления совершать добрые дела;

- учить задумываться над сказанным словом.

Ход занятия

Вступительная беседа

Учитель : сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки. Мы сегодня на занятии поговорим о добре и зле и научимся отличать добро от зла. Сегодня мы поговорим на очень важную тему в жизни каждого человека. Наша беседа будет посвящена доброте и добрым делам! Как вы думаете, что такое "Добро"? это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка… (дети продолжают.) Что есть "зло"? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое… (дети продолжают.) Мы живем на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить добрые и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? ( ответы учащихся.)

Работа по рассказу

Учитель : А сейчас я приглашаю вас послушать одну историю, которая произошла в его городе Добра. (Рассказ В. Осеевой «Просто старушка»)

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

-Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет,- ответил мальчик.

- Мама?- удивилась подружка.

- Нет!

- Ну, тётя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!

Учитель : Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот случай? (Дети отвечают ).

А теперь вернёмся к нам в школу, чтобы делать добрые дела.

Учитель : Прочитайте пословицу на доске. “Доброе слово человеку, как дождь в засуху”.

Как вы понимаете её смысл? Какие добрые слова знаете? (Дети отвечают)

Учитель: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица “Не одежда красит человека, а его добрые дела”.

Учитель : Трудно ли быть добрым? (Ответы детей )

Учитель : Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй.

Ученик читает стихотворение Н. Трутневой «Доброта»

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И в замен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Игры – конкурсы

    Учитель : Посмотрите на эти фотографии, если на ней добрый герой, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.

    «Где спряталось добро»

Учитель: Назовите слова и словосочетания, в которых «спряталось добро». (Добрый день, добросовестный, добропорядочный, доброй ночи, доброго здоровья, доброжелательный, добросердечный, добродушный …)

    Учитель : В народе всегда относились к доброте по особенному. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». У вас на парте разрезанная пословица соберите пословицу и прочитайте.

Доброе слово, что дождь в засуху.

На добрый привет добрый ответ.

Про доброе дело говори смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Спасибо – великая сила.

    «Улыбка доброты»

История слова «Добро»

Учитель: Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы встречаемся часто в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит слово ДОБРО. Какие, например? (Добро пожаловать, добрый день, добрый вечер, в добрый путь, в добрый час.) А знаете ли вы историю слова "Добро"? это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Слышали ли вы такие выражения "дать добро" и "получить добро"? Что значит "дать добро"? (дать согласие, разрешение на что-либо.) Что значит "получить добро"? (получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.) Много добрых слово в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, веселить, согреть душу.

Учитель: Были ли в вашей жизни ситуации, когда вам пришлось кому – то помочь, кого – то спасти? (Рассказы детей).

Ученик: А.Л. Барто «Мы не заметили жука»

Мы не заметили жука.

И рамы зимние закрыли,

А он живой,

Он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья….

И я заву на помощь маму:

Там жук живой!

Раскроем раму!

Ученик: М Садовский «Доброе сердце»

Я как-то в дом принес щенка,

Бездомного бродягу,

Чтоб подкормить его слегка,

Голодного беднягу.

Ну, что ж, – сказала мама, – пусть

Он поживет немного,

В глазах его такая грусть!

Найдется супа ложка…

Я во дворе нашел потом

Котенка чуть живого,

Его принес я тоже в дом,

Сказала мама снова:

Ну, что ж, – она сказала, пусть

Он поживет немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдется каши ложка….

Я под гнездом нашел птенца,

Над ним вороны вились,

Я спрятал в шапку сорванца,

Мы с ним домой явились.

Ну, что ж, сказала мама, – пусть

Он поживет немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдется хлеба крошка…

Однажды я принес ежа,

Ужа и черепаху.

И заяц в нашу дверь вбежал.

Наверное, от страху.

Сказала мама: – Пусть живут –

В квартире так чудесно,

А если потесниться, тут

И нам найдется место!

Игра "Доскажи словечко"

Учитель: Мы сказали, что добрый человек – это вежливый человек. Предлагаю сыграть в игру "Доскажи словечко". (ведущий читает, дети заканчивают предложения.)

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо.)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день.)

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы… (спасибо.)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь … (здравствуйте.)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим:… (простите, пожалуйста.)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят… (до свидания.)

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю … (пожалуйста.)

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Корзина ДОБРОДЕТЕЛЕЙ

Учитель: А теперь я предлагаю заглянуть в корзину добродетелей. Как вы думаете, что там? (предположения детей.) Кто желает произнести заветные слова: "Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться…" (Дети произносят эти слова, из корзины вынимают и прикрепляют к доске слова:

- Помогать там, где нужна моя помощь;

- Понимать другого;

- Заботиться о близких;

- Выручать друзей в беде;

- Не ссориться;

- Улыбаться тем, с кем общаешься; Быть добрым – это не значит все прощать. Быть добрым – значит бороться с плохим. Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают за вас другие.

Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей « Детский дом № 12»

«Научи свое сердце добру»

(Беседа с элементами игры)

Составила:

воспитатель

Деревцова Татьяна

Григорьевна

Цели:

Продолжать формировать представление воспитанниц о добре и зле;

Убедить в необходимости добра и недоступности зла.

Задачи:

Раскрыть положительные стороны доброты;

Развивать коммуникативные навыки, речь;

Формировать способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни;

Воспитывать стремление совершать добрые поступки и дела.

Форма проведения:

Беседа с элементами игры.

Предварительная работа:

разработка сценария, изготовление разноцветных капель и цветов.

Оборудование:

Мультимедиа проектор, компьютер, разноцветные цветочки и капельки, караоке песня из мультфильма « Кот Леопольд» - « Если добрый ты…», меховая игрушка, аудиозапись со спокойной музыкой, магнитофон, ручка у каждого ребенка.

Ход занятия:

Организационный момент

Дети рассаживаются полукругом.

Воспитатель:

Я рада, что вы все здоровы и у всех у вас все хорошо. Пусть это занятие принесет вам радость общения, наполнит душу прекрасными чувствами. Мы поговорим на тему, очень важную для всех, а вот на какую именно - вы ответите сами, прослушав высказывания детей. (Включаю видеозапись, где дети высказывают свое представление о добре)

Сообщение темы

И так, назовите тему нашего занятия или о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)

Правильно, мы сегодня будем говорить о доброте, о необходимости добра и недоступности зла.

На экране четверостишие

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

добро творить трудней.

Что такое добро и что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы.

Игра « Продолжи фразу»

- Продолжите фразу: « Добро- это………» (Ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей: добро в первую очередь связано с умением сострадать, порадоваться, сопереживать, откликаться на чувства других. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Продолжите следующую фразу: « Зло – это……….» (Ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей: зло- это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. Зло- это равнодушие, эгоизм, обман, пьянство; это когда сильный обижает слабого человека, младшие не уважают старших, взрослые не заботятся о детях. К сожалению, зло очень распространено и коварно. Зло маскируется, иногда его трудно распознать.

« Делать людям хорошо - хорошеть самому»

Как вы понимаете слова « хорошеть самому»? (Ответы детей)

(Надо больше совершать хороших поступков, от хороших поступков самому легче и приятнее, люди к тебе относятся лучше)

Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Почему? (Высказывания детей)

Игра « Разноцветные капельки»

На столе у вас лежат капельки, выберите любую и напишите на ней качество или событие, которое, по-вашему, самое злое. (Воспитанницы выполняют задание)

Давайте закрепим их на доске. (Дети свои капельки закрепляют на доске) - Получился дождь зла.

Может ли добро победить зло? (Ответы детей)

Как сделать, чтобы добро победило зло? (Ответы детей)

Выберите снова капельку и напишите на ней добрые качества и поступки, которыми можно исправить и уничтожить зло. (Дети выполняют задание)

Закрепляем сверху на капельках зла капельку с добрыми поступками и уничтожаем их. (Девочки по очереди закрепляют свои капельки)

Воспитатель подводит итог игры:

У нас на занятии произошло, как в сказке, добро победило зло. Но не всегда в жизни все происходит так просто. Судить человека надо по его делам. Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о

природе, не замечая при этом урну для мусора. От того, какие у вас будут друзья, какими вы будите людьми, зависит только от вас.

Физкультминутка:

Пляска « Потанцуем»

Цель: организовать активный отдых детей для повышения внимания и активности на последующем этапе занятия.

Воспитатель:

Я хочу вам рассказать одну историю.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: « Спрошу я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у мудреца: « Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший:: живая или мертвая?»

Как вы думаете, что ответил мудрец?

И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: « Все в твоих руках».

Беседа по содержанию

Как вы понимаете слова мудреца « Все в твоих руках»? (Ответы детей)

(Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от завистника)

На экране появляется пословица

Обратите внимание на экран: « Добрые дела красят человека». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

(После добрых дел человека всегда хвалят, делают ему комплименты, это его украшает).

Эта пословица подходит к нашей истории? (Ответы детей)

(Да, лучше бы завистник мечтал о добрых делах, делал добрые дела, тогда и его знали бы в округе).

В жизни есть ценности, без которых нет жизни на земле. Назовите качества доброго, хорошего, положительного человека. (Добрый, благородный, честный, ответственный, умный, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродушный, достойный, отзывчивый, милосердный и т.д.)

Качества, которые вы назвали, не врожденные, их нужно воспитывать. Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать себе пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек был внутри, всегда зависело от его сердца. Все в ваших руках, какие поступки совершать.

Игра « Поляна доброты»

Пожалуйста, выберите один из цветочков. Подумайте, какой добрый поступок совершили вы вчера или сегодня, напишите его на цветочке. Если кто-нибудь не совершил добрый поступок, то напишите, какое доброе дело смогли бы вы сделать уже сегодня. (Дети зачитывают свои добрые поступки и дела)

Сейчас мы разместим эти цветы на нашей поляне. (Дети размещают свои цветы)

У нас получилась «Поляна доброты».

Игра « Передай добро по кругу»

(Звучит спокойная музыка).

Сегодня мы говорим о доброте. Давайте встанем в круг, будем передавать друг другу вот этого замечательного медвежонка и говорить при этом добрые пожелания.

Итог

Наше занятие подошло, подведем итог. О чем мы сегодня говорили?

Скажите, можно свое сердце научить добру?

Давайте беречь добро!

Нельзя допустить, чтобы зло взяло верх над добром.

А это зависит только от нас!

Вы еще дети, впереди у вас много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро!

Я предлагаю закончить занятие на музыкальной нотке, споем песню из мультфильма « Кот Леопольд» - « Если добрый ты…»