Николай Угодник и Николай Чудотворец — одно и тоже или это разные люди? Почему Святителя Николая мы почитаем великим святым




Имя: Николай Чудотворец (Николай Мирликийский)

Дата рождения: 270 г.

Возраст: 75 лет

Дата смерти: 345 г.

Рост: 168

Деятельность: архиепископ, православный святой

Семейное положение: не был женат

Николай Чудотворец: биография

Самый почитаемый святой в православии, чудотворец, покровитель моряков, путешественников, сирот и заключенных. Со дня почитания Николая Чудотворца в декабре начинаются новогодние праздники. От него ожидают рождественских подарков дети, ведь святой стал прототипом Деда Мороза и Санта-Клауса. Согласно житию святителя, он родился в 270 году в ликийском городке Патара, в то время греческой колонии. Сегодня это территория турецких провинций Анталия и Мугла, а местностью расположения Патары называют окрестности поселка Гелемиш.


В биографии-житии Николая Чудотворца говорится, что его родители были состоятельными христианами, давшими сыну приличествующее III веку образование. Семья Николая Мирликийского (еще одно имя святого) была верующей, дядя – епископ Патарский – заметил религиозность племянника и поставил его чтецом на общественном богослужении.

Юный Николай дни проводил в обители, а ночи посвящал изучению Священного Писания и молитвам. Мальчик отличался удивительной отзывчивостью и рано понял, что посвятит жизнь служению . Дядя, видя усердие племянника, взял подростка в помощники. Вскоре Николай получил священнический сан, и епископ доверил ему поучать верующих мирян.


Памятник Николаю Чудотворцу в Ейске

Молодой священник, испросив благословения у дяди-епископа, отправился в Святую Землю. По дороге в Иерусалим Николаю было видение: дьявол, вышедший на корабль. Священник предсказал бурю и крушение судна. По просьбе экипажа корабля Николай Чудотворец усмирил взбунтовавшееся море. Поднявшись на Голгофу, ликиец вознес благодарственные мольбы Спасителю.

В паломническом путешествии, обойдя святые места, взошел на Сионскую гору. Знаком милости Господа оказались распахнутые двери закрытого на ночь храма. Преисполненный благодарности Николай решил уединиться в пустыне, но голос с небес остановил молодого священника, велев ему вернуться домой.


В Ликии Николай вступил в братство Святого Сиона, чтобы вести безмолвную жизнь. Но ему явились Всевышний с Богоматерью и вручили Евангелие и омофор. По преданию, ликийским епископам было знамение, после которого они решили на соборе сделать молодого мирянина Николая епископом Миры (город Ликийской конфедерации). Историки и религиоведы утверждают, что для IV столетия назначение было возможным.


После смерти родителей Николай вступил в права наследства и раздал причитающееся ему богатство бедным. Служение епископа Мир Ликийских выпало на трудные времена гонений. Римские императоры Диоклетиан и Максимиан преследовали христиан, но в мае 305 года, после императорского отречения, занявший престол Констанций прекратил гонения в западной части империи. На востоке они продолжались до 311 года римским императором Галерием. После периода притеснений христианство в Мире Ликийской, где был епископом Николай, стремительно развивалось. Ему приписывают разрушение языческих капищ и храма Артемиды в Мире.


Исследователи жития Николая Чудотворца говорят о соборном суде, на котором его подвергли разбирательству. Греческий митрополит Навпактский в книге «Сокровище» утверждает, что судили будущего святого за пощечину Арию во время Никейского собора. Но исследователи склонны считать пощечину клеветой. Они говорят, что Николай назвал еретика «безумствующим богохульником», за что и стал объектом соборного суда. К помощи Чудотворца Николая прибегают оклеветанные, так как считается, что святитель избавит их от печальной участи.

Чудеса

За помощью к Святому Николаю обращаются путешественники и моряки, попавшие в шторм. В жизнеописаниях святого говорится о неоднократном спасении мореплавателей. Во время путешествия в Александрию на учебу судно Николая накрыло штормовой волной. Моряк сорвался со строп и погиб. Чудотворец Николай, тогда еще молодой человек, воскресил умершего.


В житии святого описывается случай спасения чести трех сестер из бедной семьи, которых отец, чтобы избежать голода, намерился отдать на блудодеяние. Девушек ждала незавидная судьба, но Николай под покровом ночи подбросил в дом мешочки с золотом, обеспечив девушек приданым. По католическому преданию, мешочки с золотом попали в чулки, которые сушились перед камином. С тех пор появилась традиция оставлять детям подарки «от Санта-Клауса» в красочных рождественских чулках (носках). Чудотворец Николай мирит враждующих и защищает невинно осужденных. Обращенные к нему молитвы избавляют от внезапной смерти. Поклонение святителю стало массовым после его кончины.


Рождественские чулки символизируют дар Николая Чудотворца

Еще одно упоминание о чуде, совершенном Чудотворцем Николаем, связано со спасением князя Новгородского Мстислава Владимировича. Заболевшему вельможе приснилось, что его спасет икона святого из киевского Софийского собора. Но посланцы не добрались до Киева из-за разразившейся на реке Мсте бури. Когда волны улеглись, рядом с кораблем, на воде, посланцы увидели круглую икону, на которой изображен Чудотворец Николай. Больной князь, прикоснувшись к лику святого, выздоровел.


Верующие христиане называют чудом акафист Николаю Чудотворцу. Они уверены, что эта молитва способна изменить судьбу к лучшему, если ее читать 40 дней кряду. Верующие утверждают, что все молитвы о помощи в работе и о здравии святитель слышит. Молебен святому угоднику Николаю помогает девушкам благополучно выйти замуж, голодающим – насытиться, а страждущим – избавиться от житейских проблем. Молящиеся в церкви отмечают, что Николай Чудотворец без промедления откликается на искреннюю молитву, произнесенную у его иконы при зажженных свечах.

После смерти

Точная дата кончины Николая неизвестна. Называют 345 год. После ухода в мир иной тело святого замироточило и превратилось в объект паломничества. В IV веке над могилой Николая Чудотворца появилась базилика, а в IX веке в турецком Демре, ранее известном как Мира, воздвигли церковь, двери которой распахнуты и в XXI столетии. До 1087 года останки святителя покоились в Демре. Но в мае торговцы из Италии похитили 80% мощей, оставив в спешке их часть в могиле. Перевезли украденное сокровище в город Бари – столицу итальянского региона Апулия.


Через девять лет венецианские торговцы украли оставшиеся в Демре мощи Чудотворца Николая и перевезли их в Венецию. В наши дни 65% мощей святого находятся в Бари. Их разместили под алтарем католической базилики Святого Николая. Пятая часть священных останков покоится на венецианском острове Лидо, над престолом храма. В барийской базилике в гробнице Николая Чудотворца сделано отверстие. Каждый год 9 мая (день, когда к берегу причалил корабль с мощами, день города Бари) из гроба вынимают миро, которому приписывают чудотворные свойства, исцеление от смертельных болезней.


Две экспертизы, проведенные в середине и в конце 1990-х, подтвердили, что мощи, хранящиеся в двух городах Италии, принадлежат одному человеку. Антропологи из Британии в 2005 году реконструировали по черепу внешний облик святого. Если верить воссозданному облику, то Николай Чудотворец был ростом 1,68 метра, имел высокий лоб, смуглую кожу, карие глаза и резко очерченные скулы и подбородок.

Память

Весть о перенесении мощей Николая Чудотворца в Италию облетела всю Европу, но поначалу праздник перенесения святых мощей отмечали лишь барийцы. Греки, как и христиане Востока и Запада, приняли новость о переносе останков с печалью. В России почитание Святого Николая распространилось в XI столетии. После 1087 (по другим данным, 1091) года православная церковь установила 9 (по юлианскому календарю 22) мая днем празднования перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари.


Так же широко, как в России, праздник отмечают православные Болгарии и Сербии. Католики (кроме барийцев) не празднуют 9 мая. Русский православный месяцеслов называет три даты праздников, посвященных Николаю Чудотворцу. 19 декабря – день его кончины, 22 мая – прибытие святых мощей в Бари и 11 августа – рождение святителя. В православных храмах Чудотворца Николая поминают песнопениями каждый четверг.


Вторая группа праздников, связанных с памятью самого почитаемого на Руси святителя, связана с чудотворными иконами с его ликом. 1 марта 2009 года в Бари во владение Русской православной церкви передали храм 1913 года и Патриаршее подворье. Ключи от них принял президент России .

В России количество написанных икон и построенных храмов Николая Чудотворца второе после Богородицы. До начала двадцатого столетия имя Николай было одним из самых популярных в стране. В XIX-XX столетиях почитали Чудотворца так, что встречалось мнение о вхождении святителя Николы в святую Троицу. По славянским верованиям (сохранилась легенда белорусского Полесья), Николай сменит Бога на престоле как «старший» из святых.


Западные и восточные славяне приписывают Николаю Чудотворцу владение ключами от неба и функцию «переправки» душ в мир иной. Южные славяне называют святителя «начальником рая», «волчьим пастырем» и «истребителем змей». Говорят, Николай Угодник – покровитель земледелия и пчеловодства.

Православные христиане выделяют в иконографии «Николу зимнего» и «Николу вешнего». Изображение на иконах отличается: «зимний» Чудотворец изображен в митре епископа, у «вешнего» голова непокрыта. Примечательно, что Николая Чудотворца почитают калмыки и буряты, исповедующие буддизм. У калмыков святого называют «Микола-бурхан». Он покровительствует рыбакам и считается хозяином Каспийского моря. Буряты отождествляют Николая с Белым старцем – богом долголетия.


Николай Чудотворец – прообраз Санта-Клауса, от имени которого детям вручают подарки. До Реформации святителя почитали 6 декабря, но потом перенесли празднование на 24 декабря, поэтому он ассоциируется с Рождеством. В Британии XVII века Николай был обезличенным «отцом Рождества», но в Голландии его зовут Синтерклаас, что переводится как Святой Николай.

В Нью-Йорк голландцы, основавшие город, привезли и традицию праздновать Рождество с Синтерклаасом, который вскоре стал Санта-Клаусом. От церковного прототипа у героя осталось лишь имя, в остальном образ подвергся основательной коммерциализации. Во Франции к детям приходит Рождественский Дед, к финским малышам – Йоулупукки, ну а в России и странах постсоветского пространства Новый год невозможен без Деда Мороза, прообраз которого – любимый в России святой.

Мощи в России

В феврале 2016 года состоялась встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска, на которой было достигнуто соглашение о переносе части мощей святого из Бари в Россию. 21 мая 2017 года мощи Николая Чудотворца (левое ребро) были помещены в ковчег и доставлены в московский Храм Христа Спасителя, где их встретил российский патриарх. Поклониться мощам желающие смогли с 22 мая по 12 июля. 24 мая в храме побывал президент России . 13 июля ковчег перевезли в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. Мощи были открыты до 28 июля 2017-го.


К мощам Николая Чудотворца в Москве и Санкт-Петербурге выстраивались километровые очереди паломников, из-за чего ввели особый режим доступа в храмы. Люди писали записки святому, прося помощи в исцелении. Организаторы доступа к святым мощам попросили не делать этого, напомнив, что у православных иные формы обращения к святым – чтение акафистов, молитв и песнопения. Частицы мощей Николая Чудотворца хранятся в церквях десятков храмов русской епархии, в монастырях Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга.

Имя «Николай» переводится с греческого языка как «победитель народов». Данное имя оказалось для святого пророческим. Почти все народы мира почитают Святителя Николая.

Западноевропейский и американский «Санта-Клаус» – несколько трансформированный и упрощенный образ святого Николая. Символ мешочка с подарками, который он носит за плечами, взят из его жития. Святой спас от обнищания и морального падения отца и трех дочерей тем, что приносил им ночью, чтобы никто не видел, мешочки с золотом и бросал в окно. Кстати говоря, советский Дед Мороз – это также образ Чудотворца Мирликийского. Коммунисты поставили перед собой задачу в атеистической горячке искоренить традицию почитания святого Николая зимой, когда деточки особенно ждут от него подарков. Но ничего своего они придумать не могли и, что называется, под копирку-трафарет пересняли образ Святителя, дав своему новогоднему символу только другое имя – Дед Мороз.

Примечательно и то, что различные народы мира (даже нехристианские!) очень почитают святого Николая Чудотворца. Так, например, исследователи Сибири нередко находили в чумах и ярангах северных языческих народов иконочки Святителя. Коренные сибиряки утверждали, что святой им очень помогает: призывая его имя – сразу ощущаешь помощь. Они называли Николая «добрый старик».

Также известны факты, когда турки-мусульмане (у которых строго запрещено иконопочитание) на своих галерах держали иконы Святителя Николая Чудотворца, потому что он неоднократно избавлял их от бед и опасностей морского путешествия.

Чем же победил святой Николай народы? Своей любовью.

Это один из самых скорых святых, которые приходят человеку, попавшему в беду, на помощь. Множество прижизненных дел милосердия, чудес и исцелений, совершенных во имя любви. Масса посмертных благодатных дел, которыми он помогал и продолжает помогать людям. Наверное, из прижизненных и посмертных чудес Святителя Николая можно составить многотомный сборник.

Потому, дорогие братья и сестры, будем молиться этому великому угоднику Божию, и он непременно придет к нам на помощь.

Кроме того, конечно же, хотелось обратить внимание на то, что святой Николай – пример для подражания. Если мы также, не щадя себя, будем любить своих ближних (а это все люди на планете Земля), если мы попешим совершать дела милосердия, то мы тоже станем победителями народов. Ведь дарить гораздо блаженнее, чем принимать.

Бог – это любовь. И, пожалуй, главным делом каждого человека является дело любви, то есть свою жизнь нужно построить так, чтобы и через нас изливалась Господня любовь в мир – на других людей. Изливалась в мыслях, чувствах, делах, поступках. Жертвенно. Ведь любовь всегда жертвенна. Дар для того, чтобы дарить. И тогда человек, живущий подобным образом, воистину становится сыном и дочерью Всевышнего. Он уже здесь, на грешной земле, предвкушает высшую радость райского блаженства, которая, по сути, и заключается в том, чтобы жить ради Бога и ради других людей.

«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37–40).

В этом состоит главный секрет популярности святого Николая.

Будем же и мы, дорогие братья и сестры, идти этим царственным путем любви. Станем достойными учениками Святителя Николая. Ведь, запустив в мир бумеранг любви и добра, мы получим его назад непременно. Потому что самое большое человеческое счастье – это Божий мир в сердце и любовь к тебе, которую ты видишь в глазах ближнего.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Николай Угодник - .

В Петербурге, неподалеку от места, где встречаются воды Крюкова и Екатерининского каналов, сияет золоченым шпилем стройная четырехъярусная колокольня.

За ней блистают пять глав величественного . Морским он называется не случайно. В XVIII веке здесь, на юго-западной окраине Петербурга, были построены казармы так называемого лейб-гвардии флотского экипажа. В них жили моряки, составлявшие лучшую часть российского флота. Собор, строительство которого закончилось в 1762 году, стал главным «морским» храмом России. В нем вели богослужения и при закладке новых судов, и при отправке морских экспедиций, и при возвращении кораблей из долгого плавания.

Именно в этом соборе поминали моряков, могилой для которых становились воды морские. Это один из немногих русских православных храмов, который никогда не закрывался. Его традиции живы до сих пор. В 1989 году в Никольском соборе поминали моряков затонувшей подводной лодки «Комсомолец», а в 2000 году в нем были установлены памятные доски с именами моряков, погибших на подлодке «Курск». Главной святыней собора считается одна из икон, написанная в XVII веке. На ней благообразный старец с высоким лбом мудреца и ясными глазами. Голову его прикрывает митра, в левой руке Священное Писание. Это святой Николай Чудотворец . Его имя давно и прочно связано с морем.

Жизнь Николая Угодника Чудотворца

Николай родился около 260 года на юге Малой Азии, в Ликии. В то время это была далекая римская провинция. В наши дни древняя Ликия является частью Турции. Родители Николая жили в городе Патара и были людьми довольно состоятельными. С раннего детства будущего святого увлекали христианские идеи. Он обучался духовным премудростям в крупнейшем городе Ликии — Ксанфе. После кончины родителей он раздал все свое наследное имущество нуждающимся и вскоре стал архиепископом города (теперь это турецкий город Демре). Несмотря на высокий сан, Николай носил простую одежду и каждодневно проявлял заботу о людях.

Говорили, что от одного его светлого лика на душе становилось радостней и спокойней. Во времена Николая христианство в Римской империи было под запретом. Нередко на христиан начинались гонения. Не избежал их и Николай. Он провел в темнице долгих двадцать лет.

Подвижник совершил множество добрых дел. Рассказы о некоторых событиях его жизни кажутся настоящими чудесами — такова судьба многих легендарных личностей. Он не раз помогал жителям своего города. Рассказывают, как однажды во время голода он явился во сне итальянскому купцу, просил привезти хлеба и дал ему три золотые монеты. Когда купец проснулся, в его руке оказалось настоящее золото. Хлеб в город был доставлен.

В другой раз Николай отправился в Константинополь просить императора снизить непомерный налог, которым был обложен город. Чтобы его просьба выглядела убедительней, он накинул на солнечный луч свою мантию, и та висела на нем, словно на веревке. Император удивился чуду и внял просьбам праведника. Стремясь быстрее донести благую весть до горожан, Николай положил указ в кусок тростникового стебля и бросил его в море. Дивным образом это послание быстро приплыло в Ликию, а ведь путь до нее составлял шесть дней.

С морской стихией у праведника были особые отношения. Однажды молитвой он унял сильный шторм. В другой раз оживил моряка, упавшего на палубу с мачты и разбившегося насмерть. В третий раз по воле Николая в паруса корабля все время дул нужный ветер, который доставил его к берегам Ликии вопреки злой воле капитана. Говорят, что Николай не раз являлся людям, терпящим на море бедствие, усмирял волны и сам порой правил кораблем.

Николай, прозванный за многие свои деяния Чудотворцем (а по городу, где был архиепископом, — Мирликийским), прожил долгую жизнь. Он скончался в 343 году и был похоронен в Мирах. Слава о нем как о покровителе моряков распространилась далеко за пределы Ликии.

Мощи Николая Чудотворца

Умер святитель около 345 года в сане архиепископа Мир Ликийских. Там же и был первоначально погребен. Прошло много веков, и на родине Николая стали править мусульмане.

Торговцы-христиане из города Бари не раз плавали на своих судах вдоль берегов Ликии и хорошо знали о мощах морского заступника. Через семьсот лет после смерти святого Барийцы, опасаясь, что мощи будут уничтожены мусульманами, высадились в Мирах и почти силой захватили останки святого Николая и переправили их в свой город.

Ныне это похищение (промыслительное, надо сказать, ибо тем самым святыня была спасена от возможного надругательства над нею со стороны турок) зафиксировано в церковном календаре как праздник Перенесения честных мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари. Для мощей святителя в Бари построили базилику San Nicola, в крипте которой мощи пребывают по сей день. Говорят, что мощи Чудотворца постоянно источают чудодейственное масло — миро, которое не иссякает со временем.

В начале XX века в Бари появилось русское подворье с храмом и гостиницей для паломников. Необходимость в нем назревала давно: богомольцы из России сталкивались в Италии и с бытовыми, и с религиозными затруднениями (православного священника в Бари не было), а поклониться мощам чтимого святого хотели многие наши соотечественники. Подворье строилось по проекту А. В. Щусева на вклады как простых, так и именитых жертвователей. В частности, великая княгиня Елизавета Федоровна дала на богоугодное дело 3 000 рублей, а Николай II — 10 000.

Барийцы были не единственными мореходами, которые хотели сделать святого Николая своим личным покровителем. Вскоре вслед за ними в город Миры приплыли венецианцы. Они тоже совершили набег на церковь, где когда-то хранились мощи Николая, и увезли с собой все, что осталось после визита барийцев. Свою часть мощей жители Венецианской республики поместили в церкви, специально выстроенной на узком песчаном острове Лидо. Мимо него в наши дни ежедневно проплывают сотни туристов, направляющихся в Венецию.

Святой Николая на Руси

Святитель Николай - наиболее чтимый Святой в тысячелетней традиции русского народного жизнечувствия, за что наши простые люди веками прозывали его «Никола - Русский бог».

Почитание Святого Николая Чудотворца на Руси приближается к почитанию Пресвятой Богородицы и даже самого Господа нашего Иисуса Христа, что отразилось в иконографии. Выражая идею предстательства за род христианский, посредничества между человеком и Господом, Святого Николая изображали в «Деисисе» вместо святого Иоанна Предтечи наряду с Пресвятой Богородицей. На Руси в XVI-XVII веках имя Николай избегали давать при святом крещении, подобно тому, как невозможно окрестить в честь Иисуса Христа.

Говорят, что Николай был известен русичам еще до крещения Руси, при княгине Ольге. Святого Николая на Руси называли по-разному: Заступником, Спасителем и даже Мокрым.

Последнее прозвище появилось еще во времена Киевской Руси. Люди рассказывали, как однажды почтенные родители плыли домой со своим маленьким сыном в ладье по Днепру из Вышгорода. Мать мальчика сморил сон, и она уронила ребенка в воду. Горе ее было безмерным, и в молитвах своих она обращалась к святому Николаю за утешением. На следующий день пономарь Софийского собора в Киеве по утру нашел на хорах плачущего младенца. Тот был весь мокрый, будто вынутый из воды. Прибежавшие в храм родители узнали в нем свое чудесным образом спасенное дитя. Много в последующие века было построено на Руси церквей в честь Николы Мокрого...

Один из рязанских монастырей носил название Николы Лапотного. Местная легенда рассказывала, как старик - крестьянин дал обет построить храм и собирал на него деньги, плетя и продавая лапти. Узнав о подвижнике, Петр I приказал скупить у него разом весь запас сплетенных лаптей. На вырученные деньги и была построена церковь, а позже вокруг нее возник небольшой монастырь.

Николай Мирликийский стал на Руси настолько «своим», любимым святым, что его почитают даже дважды в году: один раз — 19 декабря, в день кончины праведника, а другой — 22 мая, в день, когда его мощи были доставлены в город Бари. Первый день называется «Николой зимним», а второй — «Николой вешним».

В Московской Руси численность храмов и написанных икон, посвященных Николаю Чудотворцу, мало уступало храмам Пресвятой Богоматери. В Киевском Софийском соборе (сер. XI в.) имеется мозаичное изображение Святого Николая. Около сорока различных произведений древнерусской литературы, связаны с Николаем Чудотворцем. Святителя молили о помощи «по морю плавающие», оттого Николай - один из покровителей Российского Военно-Морского Флота.

В Новгородской былине из всех святых лишь Святитель Николай пришел на помощь гибнущей душе Садко, ибо новгородский купец Садко терпит бедствие на море, а Святой Николай Чудотворец - скорый помощник мореплавателям.

Никола-Угодник — «защититель от нашествия «супостата», отчего русские солдаты молили его о помощи в ратных подвигах, на груди было принято носить образки с его изображением.

К Святителю Николаю обращаются в молитвах и язычники, ибо он непременно помогает всем, кто молит его, побуждая к покаянию и исправлению своего жизненного пути.

Чудеса с Иконами Николая Угодника Чудотворца:

С иконами, изображавшими лик святого, происходило много чудесных историй, и многие из них были связаны с водами. Одна из них случилась в XII веке с Новгородским князем Мстиславом Святославичем. Как говорили летописи, впал он однажды «в лютую болезнь».

Занедуживший князь молился о выздоровлении и самому Спасителю, и Пресвятой Богородице, и многим известным ему святым, но все тщетно. Болезнь не отступала. В одну из ночей мятущемуся в жару Мстиславу привиделся образ святого Николая. Тот явился ему «яко на иконе написан» и повелел отправить гонцов в Киев, чтобы раздобыть икону со своим изображением. Наутро князь послал гонцов в Киев, однако их ладья была остановлена бурей на озере Ильмень. Три дня и три ночи хоронились они от непогоды на небольшом островке «ожидаху времени», когда ветер утихнет. На четвертый день один из гонцов увидел плавающую в озере круглую доску. Вынув ее из воды, он признал в ней икону святителя Николая! Когда ее привезли в Новгород Мстиславу Святославичу, он понес ее в церковь и окропился водой с омытой иконы. Болезнь сразу отступила. В ознаменование чуда князь «воздвигнута церковь камену прекрасну... и чудную икону в ней поставиша».

Церковь та — пятиглавый Никольский собор — до сих пор стоит в Великом Новгороде и остается самым старым каменным сооружением на Торговой стороне города. Чудотворная икона простояла в нем до начала XVI века. В 1502 году, за два года до своей кончины, ее увез в Москву Иван III. В столице молодого московского государства икона была помещена в церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Во время пожара Кремля, случившегося в 1626 году, она погибла. Для Новгорода же была сделана копия, которая сохранилась до наших дней.

Легенды о иконах Николая Угодника

Икон с изображением Николая Чудотворца на Руси было написано великое множество. Некоторые из них считаются чудотворными, с ними происходили удивительные истории. Вот только две из них.

Рассказывают, что в XVII веке икону святого Николая нашли на пне в одном из лесов Черниговской губернии. Трижды ее относили в ближайшую церковь, но каждый раз она дивным образом оказывалась на прежнем месте. Тогда прямо над пнем возвели деревянную церковку, которую, конечно же, назвали Никольской.

В 1794 году на ее месте возвели уже каменную постройку. Волшебная икона в ней не напрасно слыла чудотворной. Перед ней молилось множество людей. Среди них была и Мария Ивановна Гоголь. Двое ее новорожденных детей умерли во младенчестве, и она просила святого заступиться за жизнь ее дитя, которое должно было появиться на свет. Когда Мария Ивановна благополучно разрешилась от бремени, она назвала своего сына Николаем.

Он стал знаменитым русским писателем. В его первой книге «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николай Васильевич ведет рассказ от имени дьячка Никольской церкви — той самой, в которой когда-то молилась его матушка.

Николай Угодник покровитель путников

Николай Угодник Николай Угодник считался покровителем не только моряков, но и путников. Не случайно во многих древних русских городах одну из проезжих крепостных башен называли Никольской и украшали ее арку иконой. Стояла такая икона и над Никольскими вратами Кремля. Когда в 1812 году войска Наполеона оставляли Москву, император приказал ворота те взорвать. В старую кладку заложили пороховые заряды. Грянул взрыв. Сила его была такова, что в окружающих Красную площадь домах полопались стекла. Осталось лишь целым стекло, покрывавшее лик Угодника. Икона не пострадала и даже свеча перед ней дивным образом уцелела.

Святой Николай на голландском языке — Санта-Клаус.

Это западный побратим нашего деда Мороза. Одна из легенд про святого Николая рассказывает, как он помог впавшему в бедность купцу. Тот разорился до нитки и уже собирался отослать своих трех дочерей из дому зарабатывать на кусок хлеба свой красотой. Чтобы спасти красавиц от бесчестья, Николай подобрался ночью к их дому и бросил в трубу три золотые монеты. По удивительной случайности они попали точно в девичьи башмаки, которые сушились у камина. Счастливый отец купил на эти деньги дочкам приданное и удачно выдал их замуж. Эта удивительная история породила в Европе обычай на Рождество засовывать детям подарки в носки и башмаки. Наши подарки под елкой — далекий привет от святого Николая.

Почитание святых и молитвы к ним - существенная часть православной веры. Отношения со святыми для христианина всегда носят характер не только личной встречи, но и соприкосновения со святостью вообще: ревностью, жертвенностью, милосердием, смирением, воздержанием в своих совершенных, "эталонных" образцах. Именно такую важную ступень в становлении церковных представлений о святости представляет собою служение святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.

На первый взгляд, может казаться неожиданным, почему святитель Николай для православной традиции значит так много? От времени его жизни, конца III - начала IV в., до наших дней не дошло ни образцов его проповеди, ни богословских творений, ни свидетельств заслуг в части церковного управления - того, что составило славу учителей и подвижников ранней Византии, времени называемого иначе эпохой великих отцов. И, невзирая на это, почитание святителя Николая столетие за столетием находит особый отклик в сердцах. Образ его оказывается известен далеко за пределами Православия: его чтят мусульмане и язычники-буддисты, видящие в седом старце со строгим и вместе участливым ликом воплощение доброго покровительства. Особенно же распространилось почитание свт. Николая в русском народе, так что многие в России и за ее пределами приписывают святому русское происхождение и искренне бывают удивлены, узнавая, что по крови он - грек или малоазиец.

Пожалуй, всего проще было бы остановиться на этом и объяснить широчайшее почитание свт. Николая "выбором сердца", "народным обычаем", тем, что "исторически повелось и сложилось". Но литургическая и богословская традиции Церкви свидетельствуют ровно о том же: о чрезвычайно важном значении, придаваемом памяти Мирейского архипастыря. В четверговые дни по Уставу, вместе с воспоминанием, творимым святым апостолам, в церквах полагается также совершение еженедельной службы в честь свт. Николая. Причем правило это, как показали исследования, имеет самое древнее происхождение и перешло к нам из Греческой Церкви.

На многих древних иконах святой изображается вместе со Спасителем и Пресвятой Богородицей, по левую руку от Спаса. В молитвенных возгласах и отпустах его имя упоминается в числе первых, наряду со св. Иоанном Предтечей. Этим подчеркивается "старшинство" Николая Чудотворца в соборе святых. Народное представление о нем, как о втором заступнике после Божией Матери, таким образом получает вполне официальное подтверждение в свидетельствах канонического характера.

Так что же могло послужить основанием к этому? Житие святого здесь не дает однозначных ответов. Отдельные образы и эпизоды его довольно традиционны и часто повторяются в православной агиографии: с детства был предизбран Господом и удивлял всех чистотой и праведностью, явил образцового и ревностного пастыря, помогал людям, ходатайствовал перед властями за народ. "Три узельцы злата", пожертвованные обезумевшему от бедности отцу, готовому послать дочерей на блуд, или избавление от казни трех невинно осужденных человек, или спасение во время шторма нескольких моряков у берегов Ликии... Кажется, что это в сравнении с исключительным проповедническим даром св. Иоанна Златоуста, вселенскими заслугами св. Василия Великого, вдохновенным богословием и стоянием за истинные догматы св. Григория Назианзина? Будет ли оценена неброская, "домашняя", отеческая добродетель одного из епископов в сравнении с такими ярчайшими явлениями своего времени, как просвещение светом Евангелия целых народов и стран, христоподражательная жертва тысяч мучеников, аскетические подвиги и ангельские собеседования отцов-пустынников? На фоне всего вышеупомянутого даже наиболее известный житийный пример, в котором св. Николай в порыве негодования бьет по щеке лжеучителя Ария, выглядит не более, чем частным эпизодом, ибо победу православного, троичного исповедания на I Вселенском Соборе обеспечит не это, но блестящая богословская аргументация и полемический дар св. Афанасия, авторитет в Церкви папы Сильвестра и свт. Спиридона Тримифунтского, выдержка и организационный талант св. равноап. Константина.

И, тем не менее, Церковь поминала и продолжает поминать "в первых" св. Николая Чудотворца, отнюдь не риторически именуя его "правилом веры", "образом кротости" и "вещей истиной". Ситуация загадочная и заставляющая предполагать влияние неких поистине чрезвычайных обстоятельств и факторов. Отчасти это напоминает широкую всенародную славу другого святого, единого со святителем Николаем времени, - великомученика Георгия Победоносца : весьма общая внешняя канва житий и, подобно лавине, - распространение всенародного почитания, богатство идеальных содержаний и смыслов, влагаемых церковной традицией в воспоминание обоих угодников Божиих.

Параллель эта неслучайна, ибо при всей разности образов одного и другого святого (св. Георгий - олицетворение победоносного, "добре воинствующего" начала; святитель Николай - начала отеческого, "малого доброделания"), оба рождены той эпохой, в которую Церковь Христова переходит к новому своему образу и раскрытию, воплощению начал положительного, духовно упорядоченного жизнеустройства, сложению всеобъемлющего "универсума образцов", которыми мог бы руководиться верующий в самых различных обстоятельствах своей жизни. До сих пор, в условиях гонений, существование христиан напоминало жизнь в осажденной крепости: отстоять веру было почти исключительной задачей. Внешние институты и формы по этой причине оставались неразвиты, теперь же от Церкви требовалось ни много, ни мало, произвести из своей среды обновленную и освещенную Евангельскими принципами идею существования мира . Противостояние с государством, обществом, культурой отходило в прошлое и каким при этом должно было показать себя христианство? Строгим моральным судьей и соглядатаем? Новым владыкой, переменяющим порядки в свою пользу и требующим беспрекословного преклонения перед собою? Собранием людей, мало интересующихся происходящим вокруг, с интересами и воззрениями не от мира сего? Движением религиозных фанатиков-анархистов, требующих упразднения и переустройства всех старых норм?

Натиск гонений стихал, но отыскать себя в новых и по-видимому более благоприятных условиях оказывалось по-своему сложно. Добродетель и святость, по сути, должны были заново раскрыться и засиять перед современниками Константина, чтобы в переменяющемся окружении история христианства смогла победоносно продолжиться. Должны были найтись те, кто выступит вперед и собственным дерзновенным примером укажет другим торные тропы к спасению и совершенству. Именно по этой причине рубеж III и IV вв. оказывается так богат на великие имена и свершения: всякое делание, будь то осмысление догматов, освоение пустынножительства, устроение повседневной жизни церквей и епархий или общественные обязанности христианина, приходилось открывать вновь; примеры же, в которых благочестие и чистота жизни оказывались засвидетельствованы от Бога сверхъестественными дарами и чудотворениями, оказывались для Церкви поистине многоценными и спасительными.

Имена некоторых святых, отличившихся в той или иной добродетели, по этой причине становятся в среде христиан нарицательными, как имя великомученика Георгия, ставшего для всех последующих времен олицетворением мужества, ратной доблести и заступления слабых от супостата, или св. Иоанна Златоуста как достигшего вершины проповедничества и нравственного пастырского наставления. Святителю же Николаю в этом ряду столпов и основоположников православной традиции принадлежит место народного утешителя, покровителя и помощника в самых различных житейских нуждах и затруднениях. Таким он и вошел в церковную память: всегда проникновенным и близким, спешащим творить добро и утолять скорбь, сочувствующим беде и непреклонным к греху (на Руси, как в образе св. Николы Можайского, также передается идея его крепкого стояния с мечом в руках за веру и Церковь). Многочисленные же случаи помощи, совершаемой по его молитвам, удостоверяют, что христианская ревность к памяти святого не тщетна, но второе имя, данное Церковью, "Чудотворец", воистину отражает в себе главное отличительное дарование его в торжествующем соборе угодников Божиих и "профессиональную обязанность" - творение чудес Божиих в прославление имени Всевышнего в человеках.

Православные Четьи-Минеи в день празднования св. Николая гласят: "многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая, и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечного посечения заступая, и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде, и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго чудотворца сего - восток и запад и все концы земнии ведят чудотворения его". После этого кажутся второстепенными и малозначащими высказываемые историками сомнения относительно личности святителя Николая, достоверности его присутствия на Вселенском Соборе или о возможности соединения в одном житии подробностей жизни сразу двух или даже трех Николаев, епископов, живших в различное время.

Поднявшаяся в последнее время особенно в западном христианстве волна "демифологизации", а по существу огульной критики и субъективных оценок церковной истории и святцев не может достичь большей правды, чем та, на которую опирается благодарная народная память, а в крайнем случае лишь подорвать доверие к идеалу абсолютных любви, заботы и милосердия. Ведь и утверждение, выдаваемое многими сегодня за факт, о том, что никакого перенесения мощей, чудесным образом устроенного самим святителем, из Мир Ликийских в итальянский Бари не было, а было банальное похищение их у греков в 1087 г. венецианской армией, - так вот, даже это не может отменить или оспорить другого непреложного исторического свидетельства: корабль со святыней достиг берегов Италии ровно 9 декабря, в день памяти Чудотворца.

Итак, всякие козни и домыслы мира побеждаются святостью. Празднование, которое Русская Церковь ежегодно с торжественностью отмечает 8/22 мая, остается для нас свидетельством особого смотрения Божия о памяти Своего великого угодника. Как прежде, так и теперь св. Николай продолжает нести в истории свою неусыпную вахту "старшего" в небесном полку святых покровителей и чудотворцев.

Память: 9 мая / 22 мая (перенесение мощей), 6 декабря / 19 декабря

Имя святителя Николая - одно из самых почитаемых во всем христианском мире. Согласно преданию он жил на рубеже III-IV веков (иногда называют даже точные даты жизни: 260-343 гг.) и был епископом в городе Миры в Ликии (Малая Азия), откуда и происходит его прозвание - Мирликийский (нередко пишут - Мир Ликийский). Еще при жизни святитель Николай прославился многими подвигами и чудесами во славу Христову. Поэтому день его погребения - 6 (19) декабря - стал общехристианским праздником. На Руси этот день стали прозывать Никола зимний.

Но еще больше чудес от святителя Николая стало происходить после его смерти. Причем его покровительство распространялось прежде всего на плавающих и путешествующих, на "всех сирых и убогих", на скотоводство и земледелие, считался он также и "хранителем земных вод". Позднее, уже в православной традиции, святитель Николай получил еще два прозвания - Николай Чудотворец и Николай Угодник.

Святителю Николаю посвящено большое число различных сочинений, авторами которых стали как известные православные писатели и деятели церкви (Антоний Критский, Кирилл Философ, Климент Охридский и др.), так и простые священники. В Х веке византийский агиограф Симеон Метафраст на основе многих древних латинских и греческих источников написал Житие св. Николая Мирликийского (на русском языке известно в рукописях, начиная с XV века).

Святой Николай Чудотворец. Икона, XVIII век

На Руси имя Николая Чудотворца получает известность довольно рано. Так, в Киевском Софийском соборе, построенном в середине XI века Ярославом Мудрым, в числе наиболее почитаемых святых присутствует и мозаичное изображение святителя Николая. Однако особенное почитание этого святого в пределах Руси начинается со второй половины XI столетия. Связано это было с несколькими причинами.

Прежде всего, в 1087 году из города Миры мощи святого были украдены норманнами и перевезены в итальянский город Бари, сначала в церковь св. Евстафия, а затем, в 1089 году, по повелению папы Урбана II их перенесли в специально построенный во имя св. Николая католический собор, где они хранятся и поныне. Русь очень быстро откликнулась на это событие созданием литературного памятника - "Сказание повести, еже о пренесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры". Правда, в нем ничего не говорится о факте именно воровства мощей, что само по себе очень характерно - в этом явно прослеживаются какие-то западные влияния на автора Сказания. Более того, само Сказание придает событиям, случившимися с мощами Николая Мирликийского чудесное объяснение. В нем подробно рассказывалось о том, как пресвитеру города Бари явился святитель Николай и повелел отправиться в разоренный к тому времени г. Миры и взять его мощи. Жители Бари, притворяясь купцами, отправились в Миры, и нашли там раку с мощами святого, заполненную благовонным миром, которую привезли в Бари. На родную землю они вступили 9 (22) мая, и сразу же возле мощей сотворилось множество чудес. С тех времен этот день стал считаться вторым праздником в честь знаменитого святого.

Кроме того, в те же годы письменными источниками впервые зафиксировано чудо от святителя Николая, явленное в Киеве. Это первое чудесное явление святителя на Руси описывается в памятнике, получившем название "Чудо о некоем детищи утопшем, его же святый Никола жива сохрани". В нем рассказывается, как в день празднования святых Бориса и Глеба, плывя на лодке через Днепр из Вышгорода в Киев, жена одного богатого киевлянина уронила ребенка в реку, который немедленно утонул. Убитые горем родители воззвали к милости Николая Чудотворца. В ту же ночь служители Софийского собора обнаружили живого мокрого ребенка перед иконой святителя Николая. Об этом сообщили митрополиту, и тот велел оповестить весь город. Родители младенца вскоре нашлись и, к своему и всеобщему изумлению, узнали в нем своего утонувшего сына. С тех пор, кстати, икона, перед которой был найден мокрый младенец, стала называться иконою Николая Мокрого и долгие столетия хранилась в Софийском соборе, в приделе, посвященном святителю Николаю.

"Чудо о некоем детищи утопшем" показывало, что теперь Николай Чудотворец проявил себя защитником и спасителем русских людей, а значит взял под свое чудесное покровительство и саму Русь. Во всяком случае, именно так трактовались эти события в древнерусских литературно-философских памятниках. Уже в конце XI века день перенесения мощей святителя Николая стал считаться праздничным в Русской Православной Церкви. Во всяком случае, в месяцеслове при Евангелии 1144 года 9 (22) мая обозначалось как праздничный день. В русской православной традиции этот день получил именование Никола вешний.

Но вот что интересно. Если византийская церковь почитала Николу зимнего, как общехристианский праздник, то Николу вешнего в Византии не признали в качестве праздничного, ибо он был установлен римским папой, да и сами мощи Николая Чудотворца, выкраденные норманнами, оказались в пределах римско-католической церкви. Следовательно, в данном случае Русская Церковь проявила явную самостоятельность. Почему это произошло?

Видимо здесь, с одной стороны, проявились давние контакты Древней Руси с Западом, продолжающие сохранять свою актуальность. С другой стороны, более лояльное, нежели византийское, отношение к римской церкви продолжало существовать и у церковнослужителей, поддерживающих принципы кирилло-мефодиевской традиции. Кроме того, многие древнерусские князья были связаны с западноевропейскими княжескими и королевскими родами династическими узами. Немалую роль сыграло и желание в этот период русских князей доказать свою независимость от Константинополя.

Но ведь самое интересное, что установление неканонического, с византийской точки зрения, праздника поддержало и греческое руководство Русской Церкви. Скорее всего, подобная ситуация объяснялась тем, что признавая новый праздник знаменитого святого и устанавливая на Руси его особое почитание, митрополиты-греки стремились ослабить влияние раннего русского христианства, близкого к кирилло-мефодиевской традиции. Дело в том, что постепенно культ Николая Чудотворца стал вытеснять почитание святого Климента папы Римского, а значение Софийского собора, как главного храма Киевской Руси, постепенно стало вытеснять такое же значение Десятинной церкви. И в целом, особое почитание Николая Чудотворца, в конечном итоге, ослабило влияние культа Климента папы Римского (и кирилло-мефодиевской традиции в целом) именно потому, что изначально оба эти культа выражали одну и ту же идею - идею независимости Русской Церкви и от Константинополя, и от Рима. Однако, с точки зрения греческой церкви, культ святителя Николая был, так сказать, "более управляем".

Впрочем, небесное покровительство Николая Чудотворца Русской Земле не зависело ни от каких расчетов. В последующие годы и столетия на Руси произошло множество чудес, связанных с именем святителя Николая. Так, около 1113 года близ Новгорода в одном потоке на острове Липно в Ильмень-озере явилась икона святителя Николая, чудесным образом исцелившая новгородского князя Мстислава. В начале XIII века Русь обрела еще одну чудотворную икону - повинуясь неоднократному повелению святителя Николая, священник из Корсуни Евстафий взял икону из храма, в котором крестился князь Владимир и, объехав окольным водным путем, через Ригу и Новгород, привез ее в рязанские земли в город Зарайск, где эта икона прославилась многими чудесами. Так на Руси сложился иконописный тип, ставший называться "Никола Зарайский".

Святитель Николай Мирликийский чудотворец. Икона, первая треть XIX века

В XIII-XIV вв. св. Николай свершил чудо спасения подмосковного Можайска от монгольского набега. Жители Можайска из уст в уста передавали предание о том, как святитель Николай явился в небесах перед монголо-татарами, осадившими город: одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал град Можайск в знак охранения его. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали. С тех пор Николай Чудотворец считается небесным покровителем города, а главный городской собор Можайска был посвящен святителю Николаю.

В Никольском храме Можайска находилась необычная для традиционных православных представлений деревянная резная скульптура святителя Николая Чудотворца, причем выполненная в неожиданном иконографическом типе: святитель изображен с мечом в правой руке, а в левой руке он держит условное изображение охраняемого города, окруженного зубчатой крепостной стеной с храмом внутри (резное изображение храма, которое вставлялось в изображение города, к сожалению, было утеряно еще в древности). Резная скульптура святителя со временем стала объектом отдельного поклонения. С конца XV в. к ней совершались специальные паломничества, в XVI-XVII вв. скульптуру украсили драгоценными камнями, жемчугом и золотом.

Когда, как и кем было создано резное изображение святителя Николая, и когда оно оказалось в Можайске неизвестно. К примеру, время создания скульптуры определяют и концом XIII в., и серединой XIV в. и даже началом XV в. По преданиям, изображение этой скульптуры находилось на монетах, выпущенных при князе Андрее, сыне Дмитрия Донского. Предполагают также, что первоначально эта скульптура была размещена на городских Никольских воротах, а уже позднее ее перенесли в Никольскую церковь.

Но как бы то ни было, это древнее и нестандартное изображение святителя Николая стало очень популярно на Руси и послужило основой для рождения нового иконографического типа, который так и назвали - "Никола Можайский". И с той поры в разных русских городах появилось множество икон, на которых святитель держал в правой руке меч, а в левой - храм. Ныне сама древняя скульптура Николы Можайского находится в Государственной Третьяковской галерее.

И в дальнейшем на Руси было множество чудес, которые православный люд считал чудесами, сотворенными святителем Николаем. К примеру, в конце XV века Николай Чудотворец, вместе с преподобным Варлаамом Хутынским, прославился исцелением великокняжеского отрока. Этот список можно продолжать еще довольно долго.

Главное же состояло в том, что святитель Николай стал поистине народным святым, прозываемым по-простому Николой или Миколой. Ему посвящено огромное число литературных памятников (только в Российской Государственной Библиотеке хранится более 500 рукописей XII-XX веков), храмов, монастырей, икон. А сам образ святителя Николая Чудотворца, как милостивого, доброго, земного святого и многие столетия продолжает освящать сердца русских людей.