Софийский собор в Стамбуле: многолетнее прошлое и красота исполнения. Прогулка по Стамбулу: русские церкви




Музей Мозаик в церкви Хора славится богатой и редчайшей колекцией византийских фресок и мозаик. Росписи, которые хранятся здесь не имеют себе равных среди всех византийских церквей. Кроме мозаик и фресок, в церкви Хора сохранились мраморные плиты и каменная резьба.

Церковь Хора построили в IV - V вв. Древнегреческое «chō ra» и турецкое слово «kariye», переводится как «пригород». Расположена церковь в квартале Эдирнекапы, рядом с одноименными воротами. На протяжении веков церковь много раз разрушалась и отстраивалась. Полностью здание было перестроено в XI в. и, соответственно, никаких черт византийского стиля не сохранило.

Однако здание примечательно вовсе не архитектурой: главная особенность церкви - мозаики и росписи, которыми храм украсили с 1315 по 1321 гг. Считается, что росписи сохранились до наших времен потому, что после завоевания Константинополя, по приказу султана Баязиде II церковь перестроили и превратили в мечеть. Фрески и мозаики в то время просто скрыли под слоем штукатурки. При реставрации Церкви Хора в 1948 г. росписи очистили и восстановили.

Сегодня же Церковь Хора действует, как музей, службы здесь не ведутся.

Церковь Св. Стефана

Церковь Святого Стефана, также называемая «Болгарской Церковью», расположена на улице Мюрсель Паша на берегу бухты Золотого Рога. Здание церкви, как и внутренние колонны, и мезонины, выполнено из листового железа. Железо было выковано в Вене в 1871 году и доставлено в бухту Золотой Рог водным путем. Конструкция церкви выполнена в мобильном варианте, в случае необходимости она может быть разобрана, перевезена на другое место и собрана опять.

Церковь является творением известного архитектора того времени - Азнавура. Она была построена для болгарского меньшинства, отколовшегося от Греческой Патриархии, и по-прежнему используется той же общиной. В саду находятся могилы первых болгарских Патриархов. Церковь притягивает посетителей прекрасным садом, утопающим в зелени, и расположением на берегу бухты Золотого Рога.

Церковь Святой Марии Драперис

Католическая церковь имеет строго централизованную организацию. Во главе римской церкви стоит папа, что по-гречески означает «отец». В Турции тоже есть католики, одна и католических церквей запечетлена на фото.

Церковь Богородицы Паммакаристы

Церковь Богородицы Паммакаристы (или мечеть Фетхие) - значительный памятник искусства, мозаичные панно которой, сохранившиеся до наших дней, уступают по своей красоте лишь мозаикам в храме Айя-Софья и в музее Карие.

Церковь Богородицы Паммакаристы расположена в районе Фатих на склоне у залива Халич. Предположительно она была построена в ХII веке. Пятиглавое здание - это пример поздневизантийской архитектуры. И всё-таки точная дата создания этой церкви до сих пор неизвестна. После падения Константинополя в 1455 году сюда был перенесен престол Вселенского патриархата. Однако здание служило оплотом христианской религии лишь до 1590 года, когда по приказу султана Мехмеда Фатиха (Завоевателя) оно было перестроено в мечеть. Таким образом султан отметил завоевание Кавказа, что отразилось в названии - Мечеть Завоевания. Внутренние перегородки храма были полностью снесены, а убранство уничтожено.

В середине XIX века мечеть была отреставрирована и выполняла роль культового здания вплоть до 30-годов XX века. В 1949 году пареклесия (южный придел храма, посвященный Иисусу Христу), расположенная рядом со зданием мечети, была восстановлена Американским институтом Византийских исследований. Во время расчистки поверхностей реставраторы обнаружили удивительной красоты мозаики и фрески. После реставрации эти помещения функционируют как музей.

Церковь Влахерна

Церковь Влахерна - знаменитейшая церковь в истории восточного христианства. Известна церковь, прежде всего древней чудотворной иконой Богородицы, которая, как говорится в некоторых исторических источниках, написана евангелистом Лукой.

Возведение церкви начала императрица Пульхерия в 450 г. Место для церкви было выбрано не просто так, тогда эта территория славилась целебными источниками. Однако позже главной достопримечательностью церкви стала Риза Богородицы, которую привезли из Святой земли в 473 г. Специально для размещения Ризы Богородицы рядом с церковью построили особое здание. По одной из версий, автором Ризы Богородицы является евангелист Лука. Сегодня, икона, именуемая Влахернской, находится в Третьяковской галерее.

Сама Церковь Влахерна была разрушена еще в 1434 г. И только в 1867 г. на ее месте возвели греческую церковь, которая действует и сегодня. Находится церковь в северо-западном районе города, недалеко от пристани Айвансарай.

Католическая церковь святого Антония

Итальянская католическая церковь святого Антония - главная и самая большая католическая церковь Стамбула. Службу в церкви проводят итальянские священники. Эта церковь является примером религиозной толерантности в Стамбуле.

Церковь святого Антония расположена на проспекте Истикляль в районе Бейоглу. Строилась церковь на протяжении 6 лет, а открылась для прихожан в 1912 г. Архитектором церкви стал итальянец Джулио Монджери. Здание принадлежит к неоготическому архитектурному стилю. Внешний фасад церкви выстроен с красного кирпича, внутри стены украшены мозаичными плитками. Потолок церкви расписан изумительными фресками, на них изображаются отрывки из Священного Писания. Церковь довольно большая, ее размеры - 20 на 50 м, а ширина фасада, который выходит на проспект Истикляль, - 38 м.

Службы в церкви святого Антония проводятся на нескольких языках, включая итальянский, английский, и, разумеется, турецкий. Мессы проводятся в главной части церкви. Итальянская католическая церковь святого Антония - интереснейшая достопримечательность Стамбула.


Достопримечательности Стамбула

И приглашаю вас в небольшой квартал района Фанар (Фенер, на полуострове Фатих, координаты 41°1′ 44.73″N , 28°57′ 6.56″E ) на южной стороне бухты Золотой Рог. Православный храм в Стамбуле мы посетили когда направлялись во дворец Долмабахче, эта экскурсия была незапланированной. В Стамбуле 60 православных храмов, главный из них — Георгия Победоносца.

Наши друзья побывали в соборе ранее и настоятельно рекомендовали заглянуть в храм Св. Георгия (тур. Aya Yorgi) , за стенами которого хранятся ценные реликвии. Церковь относится к православным святыням Константинополя.

Из района Султанахмет в район Фанар мы отправились на такси, служба начиналась в 10 утра, поэтому решили немного разориться, чтоб сэкономить время. Собор святого великомученика Георгия Победоносца является резиденцией Вселенского и Константинопольского Патриарха.

Район Фанар — старейший район Стамбула. Состоятельные греки выкупали здесь дома и землю, чтобы быть поближе к патриаршему пристолу. Многие из них поколениями служат патриархии.


Храм Св. Георгия располагается за высоким забором в тени красивых минаретов Стамбула. Центральные ворота храма закрыты всегда и напоминают о давно ушедшей истории. В 1821 году у ворот святыни была проведена казнь патриарха Георгия V, которого обвинили в причастности к греческому восстанию и повесили прямо на воротах храма.

С виду скромная базилика мало похожа на кафедральный собор, но все восприятие меняется, как только попадаешь в стены действующего храма. Само здание окружают небольшие дворики с нарядными клумбами, административные здания, резиденция патриарха и библиотека. Позади храма находится колокольня.


За свою историю православный храм пережил много пожаров и разрушений. Изначально, на этом месте находился женский монастырь, а с 1601 резиденция Константинопольского Патриарха.

Мы вошли в храм, когда служба уже началась и провели в нем около часа.


Первое, что бросается в глаза при входе в церковь, покрытый золотом иконостас, иконы из мозаики и высокие канделябры из слоновой кости — щедрое убранство, которое свойственно для православного христианства.




Справа от иконостаса находится фрагмент мраморного столба бичевания из Иерусалима, в котором вмурована часть кольца. По приданию к этому кольцу был прикован Иисус во время бичевания.

К кольцу можно приложить ладонь и помолиться.

Вдоль стены храма находятся саркофаги с мощами святых великомучениц царицы Феофании, Соломонии и Евфимии. В церкви хранятся контейнеры с частицами мощей святых Григория Богослова и Иоанна Златоуста.



В 1941 году церковь сильно пострадала от пожара. Обновленный православный храм Георгия Победоносца был открыт после реставрации в 1991 году.

В марте 2014 года, в День Торжества Православия в церкви Св. Георгия прошла Божественная литургия, которая собрала многочисленных мирян и священнослужителей, представителей Государственного дипломатического корпуса и государственных деятелей. Возглавили торжественную службу 13 патриархов православных церквей мира.

Литургия шла на нескольких языках: греческом, церковно-славянском, грузинском, сербском, арабском, румынском и албанском. По истине в Стамбуле состоялся праздник Торжества Православия.

Не буду утверждать, но существует поверье, что церковь Св. Георгия является — местом силы, его посещают женщины, которые не могут забеременеть, об этом нам рассказала одна их прихожанок. Есть много примеров, когда для пиара выдумывают разные предания, но зачастую, женщина мечтающая о счастье материнства верит в разные суеверия.

Так же, как и сотни лет назад, православные жители города идут в храм в котором сглаживаются границы времен и минорное пение возвращает в тот мир, где они чувствуют себя не только потомками, но и подлинной частью Великой Византии.

Фотосъемка в храме Св. Георгия разрешена.

Просмотреть увеличенную карту
Церковь открыта для посещения каждый день с 8:30 до 16:00.

Станция метро Emniyet-Fatih

Благодарю за внимание!


Всего 106 фото

Обычно считается что интерьеры Айя-Софии более впечатляющи чем её внешний образ. Сразу скажу - это через чур смелое упрощение. Нельзя это всё сравнивать - внешне Айя-София неповторима и мягко побуждает лицезреть её снова и снова. Внутренние же пространства Святой Софии впечатляют, поражают, заставляют трепетать твое сердце и душу. Кроме того, есть нечто такое в образе Айя-Софии чего не описать словами - это то что проникает в тебя всеобъемлюще на бессознательном уровне, и ты это чувствуешь всецело и во всем, а время останавливается и Чудо происходит... Я воспринимаю это всё как ту самую божественную благодать, что целиком и полностью поглощает тебя, окутывает проникновенным золотистым цветом и сияет не побоюсь сказать неугасимым мистическим светом. Или можно сказать попроще - здесь особая энергетика, что чувствуется сразу, везде и всюду. Но это расхожее в наше время слово ничуть не позволяет понять, что же чувствует человек ступивший под своды величайшего и славного храма христианства всех времен и народов, впрочем и не только христианства.

Как мы знаем Айя-София почти тысячу лет была главным христианским собором. Он оставался церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель захватил древний и славный Константинополь. Османский владыка не только восхитился архитектурным шедевром христианства, но и оценил неземное величие собора Святой Софии. Он был так поражен красотой Айя-Софии что повелел преобразовать ее в государственную главную мечеть. И надо отдать должное османам - Айя-София утратив многие свои прежние внешние и внутренние черты тем ни менее основные сохранила до наших дней. Айя-София выполняла роль великой мечети Стамбула в течение почти 500 лет, став основой и образцом для многих будущих Оттоманских мечетей Стамбула, таких как Голубая Мечеть и Мечеть Сулеймание. В период правления султана Абдул Меджида (1839-1861) архитекторы Гаспар и Джузеппе Фоссати, приглашенные для ремонта здания Айя-Софии, кроме реставрации купола и колонн, внесли некоторые изменения в художественное оформление интерьера, и обнаружили мозаики, замазанные штукатуркой в течение нескольких веков. После падения монархии при Ататюрке в 1931 году начались реставрационные работы византийских мозаик и фресок. В 1934 году вышло постановление Ататюрка о секуляризации Айя-Софии и превращении её в музей, который распахнул свои двери для посетителей уже в следующем году. Надо отметить, что работы по реставрации проводились и продолжают проводиться довольно грамотно, сохраняя внутри Айя-Софии необходимый баланс между двумя культурами - исламской и христианской.

И сейчас в объеме главного нефа одна четверть внутреннего объема собора закрыта строительными конструкциями для реставрации. Но думаю нам это не помешает насладиться величием и красотами Айя-Софии. Давайте же осмотрим эти легендарные внутренние пространства Айя-Софии, что видели множество византийских императоров, султанов Османской империи и бесчисленное количество прихожан и путешественников. Во время обработки этих фото я столкнулся с непреодолимым желанием показать моему читателю как можно больше неповторимых образов Айя-Софии поэтому как-то само собой получилось две статьи о внутренних пространствах Айя-Софии - первого уровня (первого этажа) собора и его второго уровня (второго этажа) с уникальными мозаичными фресками. Надо сказать, что даже для этих двух постов пришлось пожертвовать многими обработанными фото собора. Так что этот материал для тех, кто хочет увидеть Айя-Софию как можно подробней. Этим и будет отличаться этот материал от других подобных.


В плане Софийский собор представлял собой трёхнефную базилику с двумя пристроенными с западного фасада нартексами. Базилика имела два яруса галерей, причем, на верхний вёл каменный пандус, по которому императрицу перед службой на паланкине вносили на верхнюю галерею. Мы его .

Мы с вами в экзонартексе - внешней паперти. Это нечто вроде открытого «вестибюля», «сеней» для раннего времени архитектуры византийских христианских церквей. Экзонартекс лишен отделки, мраморная облицовки здесь давно нет и мы не сильно задерживаясь проходим в нартекс...
02.

Сейчас мы находимся перед императорскими вратами. Есть легенда, что Царские (императорские) врата сооружены из деревянных конструкций Ноева Ковчега.
05.

На тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц, он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал ему в венчании и не пустил в храм.
06.

Пользоваться этими дверями мог только император, соседними двумя - высшие сановники.
07.

Нартекс уже впечатляет своей величественной архитектурой и красочными орнаментальными мозаичными сводами времен Юстиниана (в то время в Софии не было фигуративных изображений). Мраморные панели стен в основном остались со времен Юстиниана.
08.

Проходим Царские врата и мы - в основном нефе Айя-Софии. Здесь сразу бросаются в глаза реставрационные конструкции и строительные полотнища в основном с левой стороны главного нефа. Но пусть это нам не мешает.
10.

Первое что ощущаешь - это как захватывает дух от восторга и удивления от этого творения рук человеческих!
11.

Это Царские врата - мы только что вошли через них - над ними ложа императрицы, но об этом в третьей части.
13.

Ты останавливаешься, замираешь, и на тебя обрушивается Красота и вдохновенные мысли творения архитекторов Айя-Софии.
14.

Красота пронизывает и в душе стремительно поднимаются восторг и откровенное удивление искрящейся плотности бесконечных человеческих эмоций в которых пребывает Софийский собор.
15.

Это чувствуется в каждой детали, в каждом видимом архитектурном элементе.
17.

Хотелось увидеть знаменитые кувшин и шар из Пергама, но сейчас они скрыты строительными полотнищами.
Слева мы видим знаменитые порфировые колонны - их по две в каждой экседре.
Они привезены из Аврелиановского Храма Солнца в Риме.
19.

Свободный доступ к этим колоннам возможен из правого нефа ближе к нартексу.
20.

Из Эфеса также доставили восемь колонн из зеленого мрамора.
21.

Храм был богато украшен. Для его декорирования использовали не только мозаику, мрамор, но и золото с серебром, слоновую кость. Существует легенда по которой император Юстиниан хотел полностью украсить Софийский храм золотом, покрыть им потолок и стены, но астрологи его отговорили. Они предрекли, что придет время бедных императоров, которые из-за своей жажды богатств варварски взломают золото в храме и повредят собор. Поэтому чтобы уберечь Айя-Софию Юстиниан отказался от этой идеи. Хотя надо сказать, что некоторые элементы украшений храма все же были выполнены с использованием золота и серебра.

Мраморные плиты, использованные в строительстве церкви, были привезены в Константинополь главным образом из месторождений Анатолии, Средиземноморского бассейна, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии, Нумидии и даже с той самой знаменитой горы Пентеликон близ Афин, из мрамора которой за 10 веков до Айя-Софии был построен на Акрополе Парфенон - Храм Девы-Афины.
24.

Как мы помним это удивительное сооружение - продукт совместной работы архитектора Исидора Милетского и математика Анфимия из Тралл. Гениальные архитекторы на протяжении 4 месяцев трудились над архитектурным планом здания. Работа, начатая 23 февраля 532 года, продолжалась 5 лет и 10 месяцев...

Изначально внутренний объем храма освещали 214 окон, сейчас их всего 181 (часть закрыта контрфорсами и более поздними пристройками).
25.

Алтарная часть в апсиде.
26.

Перед алтарем огороженная площадка выложенная мрамором с вставками из цветного камня. Это Омфалион символизирующий "Пуп Земли" или Центр Мира. Вообще же эта площадка под главным куполом собора служила местом царемонии коронации византийских императоров. Трон императора стоял в центре большого круга. Приближенные стояли в малых кругах.
27.

Император Юстиниан не жалел средств на этот проект. Затраты на строительство были огромны. Они составили, как утверждают древние авторы, 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн. Айя-София - самая ресурсозатратная византийская постройка.
28.

В центре купола, окруженного 40 окнами в византийский период находилось изображение Иисуса. После захвата Константинополя турками в этом месте было нанесено покрытие и исписано сурой из Корана.
29.

В апсиде выполнено изображение Богоматери. Божья матерь ассоциировалась с мудростью (Софией), потому она и является владычицей собора. Изображение было восстановлено по предыдущему, уничтоженному в период иконоборчества. Богоматерь прекрасна, она символизирует божественную Красоту. Фотий написал о ней: "...Вид Её красоты возвышает наш дух до сверхчувственной красоты истины...". Цвет одежд Богоматери возвышенный - темно-синий на золотом фоне - сочетание цветов будет позже связано с имперским духом наполеоновского времени.
30.

Образ Богоматери с Младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году.
31.

Симпатичные витражи в апсиде, но уже с арабской вязью.
32.

В алтаре находится Михраб - классически это ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой. Михраб указывает направление на Мекку. В данном случае османам пришлось приспосабливать устройство Михраба к апсиде. Выглядит он здесь откровенно говоря чуждо и неуместно.
34.

Слева на фото ниже - арка (золотистого цвета) ведущая в султанскую ложу.
36.

Правее от апсиды мы видим минбар - трибуну в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь.
39.

Здесь же напротив Мимбара - памятник XVI столетия, специальное возвышения Махфиль мюэдзина, служителя мечети, призывающего с минарета к молитве.
41.

С трех сторон подкупольное пространство Айя-Софии окружают хоры - галереи, открывающиеся в центр храма арками.
43.

Шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом относятся к VI веку (их собратья в западных парусах - работа реставраторов XIX века). Лица серафимов (длина 11 м) в виде льва, орлицы и ликов ангелов покрыты многоугольной звездой.

45.

У одного из серафимов все же открыли его лик.
47.

Поражает невесомость и визуальная легкость этого грандиозного храма как будто бы созданного ангельскими силами. Создается такое впечатление что купола не опираются на колонны, а парят в бесконечном божественном золотистом пространстве света и духа.
48.

Привлекают внимание обтянутые кожей восемь огромных дисков диаметром 7,5 метров с золотой арабской вязью среди колонн галерей второго яруса - это одни из главных святынь мусульманских святынь Айя-Софии.
49.

На медальонах арабской вязью написаны имена Аллаха, по левую - Мухаммеда, по бокам - имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али; а по двум сторонам парадного входа - имена внуков пророка Гасана и Гусейна. Эти плакаты принято считать самыми выдающимися надписями исламского мира.
50.

Резные изысканные капители колонн - подлинное сокровище Айя-Софии.
52.

На капителях колонн, расположенных вокруг основного пространства, созданы монограммы императора Юстиниана и его супруги Теодоры.
57.

Взгляд лихорадочно и отовсюду непрерывно "выхватывает" удивительные и изысканные архитектурные детали Айя-Софии.
58.

Сейчас мы зайдем в правый неф.
74.

Здесь можно легко увидеть еще пару порфировых колонн из римского Храма Солнца.

Стоимость тура: €110 Продолжительность тура: 5-6 часов Языки: Русский, Турецкий, Английский Скидка: Православные Святыни Стамбула

Подобные туры зачастую называют альтернативными. Почему? Конечно, исторический полуостров со своими жемчужинами, ставшими символом города, да и самой Турции захватывают дух. А как насчет того, чтобы увидеть наследие Византии, окунуться в истоки Православия и увидеть храмы и церкви, от не которых из которых берут свои истоки праздники и особые даты Русской Православной Церкви.

Я буду рада забрать Вас из гостиницы и, мы поедем с Вами по заливу Золотой Рог на Запад старого города, где мы посетим:

1.Патриаршая резиденция и кафедральный собор во имя святого великомученика Георгия Победоносца,

Официальной резиденцией Константинопольского Патриарха изначально был Собор Святой Софии, но когда в 1453 году турки завоевали Константинополь и переделали Храм в Мечеть, Патриархат переезжал несколько раз, пока не обосновался на совсем в районе Фанар.

Экскурсия с русским гидом в Анкаре.

2. Влахернская церковь Богородицы, именно отсюда промыслом Божиим перешла из Второго Рима в Третий и сохранилась невредимою до наших дней Чудотворная Икона Божией Матери Влахернская

3. Церковь Христа Спасителя в Полях

Одна из немногих христианский церквей в Стамбуле, почти полностью сохранившая свой мозаичный цикл.

4.Монастырь Пантократора (осмотр снаружи)

5.Церковь Богородицы Паммакаристы («Радующейся») (осмотр снаружи)

По площади уцелевших мозаик уступает лишь собору св. Софии и церкви в Хоре.

Тур в Анкаре .

6.Храм Живоносного Источника

православный храм, расположенный рядом с целебным источником

7.Церковь Святых Сергия и Вакха (осмотр снаружи)

одна из самых древних сохранившихся церквей, послужила прообразом для базилики собора святой Софии (отсюда второе название — «малая Айя-София»).

8.Церковь Святой Ирины (осмотр снаружи)

9.Собор Святой Софии, Премудрости Божей

Маршрут может меняться по вашему желанию.

Дополнительная информация

Основная информация:
Стоимость тура: €110
Продолжительность тура: 5-6 часов
Человек в группе: 1-4 человека
Языки: Русский, Турецкий, Английский
Стоимость тура включает:
Трансфер: НЕТ
Встреча в отеле: НЕТ
Доставка в отель: НЕТ
Транспорт: НЕТ
Еда и напитки: НЕТ
Дополнительные платные услуги:
Входные билеты (концерты, театр, музей, цирк...) : НЕТ
Услуги переводчика: ДА
Бронирование гостиниц, ресторанов, авиабилетов: НЕТ
Визовая поддержка: НЕТ
Дополнительная информация:
Заказ тура минимум за 7 дней до даты тура: НЕТ
Тур проводится при наличии минимум 2 туристов: НЕТ
Стоимость тура может быть изменена: ДА