Архитектура и символика православных церквей. Современная архитектура храмов




Даны анализ исторической эволюции отечественного православного храмостроения и оценка современной проблематики в этой области архитектуры. Рассматриваются вопросы формообразования во взаимосвязи с вероучением, с состоянием благочестия в ту или иную эпоху Специальные разделы посвящены взаимодействию архитектуры храма и его окружения.

Введение (А.С. Щенков)

Раздел I. Исторический очерк русского православного храмостроения

Глава 1. Некоторые общие тенденции формирования образа православного храма (Л.С. Щенков)

Глава 2. Храм домонгольской эпохи (Т.Н. Вятчанина)
Культурная ситуация на Руси в период начала храмостроения
Софийские соборы
Храмы Владимиро-Суздальской земли и русская храмоздательная парадигма XII в.

Глава 3. Раннемосковское зодчество и исихазм (Т.Н. Вятчанина)
Культура времени. Исихазм
Культурообразующий потенциал исихастского учения
Типология и образная концепция внутреннего пространства раннемосковского храма
Свет в архитектуре раннемосковского храма
Высокий иконостас
Тектоника и пластика раннемосковского храма

Глава 4. Духовно-религиозная жизнь Руси второй половины XV-XVI в. и ее архитектурное отражение в традиции храмоздания (Т.Н. Вятчаншш)
«Иосифляне» и «нестяжатели». Пути русской архитектурно-иконографической традиции XV - первой половины XVI в. в свете этих духовных течений
Основные тенденции русской религиозной жизни в XV - первой половине XVI в.
Некоторые «проекции» новых тенденций в благочестии на художественное мышление эпохи
Формы взаимодействия духовных и архитектурных процессов в храмоздании XV - первой половине XVI в.
«Русское державное православие» и его отражение в национальной храмовой традиции XVI в.
Державная идеология
Влияние «державного» сознания на художественное мышление эпохи
Механизм и этапы сложения элементов национального языка в официальном храмовом зодчестве XVI в.

Глава 5. Храмостроение в XVII в. (Т.Н. Вятчанина)
Культурно-религиозное сознание и храмостроение первой половины и середины XVII в.
Некоторые особенности культурно-религиозного сознания эпохи
Посадский приходский храм первой половины - середины XVII в. и русское общественно-религиозное сознание
Архитектурные предприятия патриарха Никона
«Духовная перестройка» второй половины и конца XVII века и ее «проекции» на храмовое зодчество
Особенности культурно-религиозного сознания времени
Архитектурное запечатление новых черт духовного сознания во второй половине XVII века
Декоративизм второй половины XVII века и его умозренческие основания

Глава 6. Храмы в XVIII - первой трети XIX в. (А.С. Щенков)
Характер церковного благочестия синодальной эпохи XVIII - первой трети XIX века
Характерные черты храмостроения

Глава 7. Архитектура храмов 1830-1910-х годов (А.С. Щенков)
Общекультурные и церковные предпосылки изменений направленности храмостроения во второй четверти XIX в.
Поиски новой архитектурной выразительности в середине века
Храмостроение и взгляды на церковное искусство в 1870-1890-е годы
Изменения в художественной культуре и в церковном взгляде на храмостроение в конце XIX - начале XX вв.
Храмостроение конца XIX - начала XX в.
Некоторые итоги исторического обзора русского храмостроения

Глава 8. Храм в русском городе XI-XX веков (А.С. Щенков)
Допетровский период
Город классицизма
Город середины XIX - начала XX века

Раздел II. Православный храм в России на рубеже XX-XXI веков

Глава 9. Современное храмостроение в России
Общекультурная ситуация и некоторые черты церковного сознания в конце XX в. (А.С. Щенков)
Методологические проблемы анализа современного православного храмостроения (А.С. Щенков)
Практика отечественного храмостроения (А.С. Щенков)
Иконография и тектоника храмов
Объемно-пространственная структура храмов
Характер интерьеров
Зарубежная практика православного храмостроения (К.В. Рыцарев)

Глава 10. Храмы в новых жилых районах конца XX - начала XXI в. (Н.Е. Антонова)
Храмы и городские вертикали в отечественных городах XX века
Храмы в структуре застройки новых районов
Храм и его ближайшее архитектурное окружение

Глава 11. Храмы в реконструируемых исторических кварталах (Н.Е. Антонова)
Храмы как композиционные доминанты в исторической части города
Архитектурно-пространственное взаимодействие храмов и окружения в исторических городских районах
Использование особенностей храмовой архитектуры в образе современных градостроительных доминант

Заключение (А.С. Щенков)

Окончание гонений в IV веке и принятие христианства в Римской империи как государственной религии привело к новому этапу развития архитектуры храмов. Внешнее, а затем и духовное разделение Римской империи на Западную - Римскую и восточную - Византийскую, повлияло и на развитие церковного искусства. В Западной Церкви наибольшее распространение получила базилика.

В Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.

Типы православных храмов

Храмы в Православной Церкви строились нескольких типов , но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению.

1. Храмы в виде креста строились в знак того, что Крест Христов - основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.

2. Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа

3. Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века. Период земной истории человечества исчислялся семью большими периодами - веками, и восьмой - это вечность в Царстве Божием, жизнь будущего века.

4. Храм в форме корабля . Храмы в форме корабля - самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

5. Храмы смешанных типов : по внешнему виду крестообразные, а внутри, в центре креста, круглые, или по внешней форме прямоугольные, а внутри, в средней части, круглые.

Схема храма в форме круга

Схема храма в виде корабля

Крестообразный тип. Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами. Москва

Схема храма построеного в форме креста

Крестообразный тип. Церковь Варвары на Варварке. Москва.

Крестообразная форма. Храм Николая Чудотворца

Ротонда. Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры

Схема храма в форме круга

Ротонда. Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря

Ротонда. Церковь Всех скорбящих радости на Ордынке. Москва

Схемы храма в форме восьмиконечной звезды

Корабельный тип. Церковь Дмитрия на Крови в Угличе

Схема храма в виде корабля

Корабельный тип. Храм живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Москва

Византийская храмовая архитектура

В Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.

Храмы в Православной Церкви строились по-разному, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. Во всех типах храмов алтарь непременно отделялся от прочей части храма; храмы продолжали быть двух - а чаще трехчастными. Господствующим в византийской храмовой архитектуре остался прямоугольный храм с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид, с фигурной кровлей, со сводчатым потолком внутри, который поддерживался системой арок с колоннами, или столпами, с высоким подкупольным пространством, что напоминает внутренний вид храма в катакомбах.

Только в середине купола, там, где в катакомбах находился источник природного света, стали изображать пришедший в мир Свет Истинный - Господа Иисуса Христа. Конечно, сходство византийских храмов с катакомбными лишь самое общее, так как наземные храмы Православной Церкви отличаются и несравненным великолепием, и большей внешней и внутренней детализацией.

Иногда на них возвышается несколько сферических куполов, увенчанных крестами. Православный храм непременно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как победным знамением и во свидетельство того, что Церковь, как и все творение, избранное ко спасению, входит в Царство Божие благодаря Искупительному Подвигу Христа Спасителя. Ко времени Крещения Руси в Византии складывается тип крестовокупольного храма, который объединяет в синтезе достижения всех предшествовавших направлений развития православного зодчества.

Византийский храм

План византийского храма

Собор св. Марка в Венеции

Византийский храм

Крестово-купольный храм в Стамбуле

Мавзолей Галлы Плацидии в Италии

План византийского храма

Собор св. Марка в Венеции

Храм святой Софии в Константинополе (Стамбуле)

Интерьер храма св. Софии в Константинополе

Церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная). Киев

Крестово-купольные храмы Древней Руси

Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V-VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. Такие известные русские храмы, как: киевский Софийский собор, София новгородская, владимирский Успенский собор нарочито строились по подобию константинопольского Софийского собора.

Древнерусская архитектура в основном представлена именно церковными постройками, среди которых крестово-купольные храмы занимают господствующее положение. На Руси получили распространение не все варианты этого типа, но постройки разных периодов и разных городов и княжеств Древней Руси образуют собственные оригинальные интерпретации крестово-купольного храма.

Архитектурная конструкция крестовокупольного храма лишена легко обозримой наглядности, которая была свойственна базиликам. Такая архитектура способствовала преображению сознания древнерусского человека, возводя его к углубленному созерцанию мироздания.

Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много самобытного, своеобразного. В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это к лассический тип белокаменного прямоугольного храма , или даже в основе своей квадратного, но с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной.

В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре стороны света. В центральной части соборного храма может быть двенадцать и более столпов. При этом столпы пересекающимся между ними пространством образуют знамения Креста и помогают разделению храма на его символические части.

Святой равноапостольный князь Владимир и его преемник, князь Ярослав Мудрый, стремились органически включить Русь во вселенский организм христианства. Воздвигнутые ими храмы служили этой цели, ставя верующих перед совершенным софийным образом Церкви. Уже первые русские храмы духовно свидетельствуют о связи земли и неба во Христе, о Богочеловеческой природе Церкви.

Софийский собор в Новгороде

Дмитриевский собор во Владимире

Крестовокупольный храм Иоанна Предтечи. Керчь. 10 век

Софийский собор в Новгороде

Успенский кафедральный собов во Владимире

Успенский собор Московского Кремля

Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде

Русская деревянная архитектура

В XV-XVII веках в России сложился значительно отличный от византийского стиль построения храмов.

Появляются продолговатые прямоугольные, но непременно с полукруглыми абсидами на восток одноэтажные и двухэтажные с зимней и летней церквами храмы, иногда белокаменные, чаще кирпичные с крытыми крыльцами и крытыми арочными галереями - гульбищами вокруг всех стен, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько высоко поднятых куполов в виде маковок, или луковиц.

Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху.

Особый стиль обрела русская деревянная архитектура. Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности этого стиля. Плавных форм купол создать из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи).

Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.

Успенский собор в Кеми. 1711 г.

Храм Святителя Николая. Москва

Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи

Часовня в честь Трех Святителей. Остров Кижи.

Каменные шатровые церкви

Формы деревянных храмов оказали влияние на каменное (кирпичное) строительство.

Стали строить затейливые каменные шатровые церкви, напоминавшие огромные башни (столпы). Высшим достижением каменной шатровой архитектуры по праву считается Покровский собор в Москве, более известный как храм Василия Блаженного, - сложное, затейливое, многоукрашенное сооружение XVI века.

В основе плана собор крестообразен. Крест составляют четыре основные церкви, расположенные вокруг средней, пятой. Средняя церковь - квадратная, четыре боковых - восьмиугольные. В соборе девять храмов в виде конусообразных столпов, вместе составляющих собою в общих очертаниях один огромный красочный шатер.

Шатры в русской архитектуре просуществовали недолго: в середине XVII в. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных (корабельных) церквей.

Шатровое зодчество XVI-XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов.

Каменная шатровая церковь Воскресения Христова в селе Городня.

Храм Василия Блаженного

Храм "Утоли мои печали". Саратов

Церковь Вознесения в Коломенском

В отличие от католических храмов, которые строили в соответствии с художественным стилем, господствующим во время строительства, православные храмы строили в соответствии с символикой православия. Таким образом, каждый элемент православного храма несет какую либо информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и о многом другом.

СИМВОЛИКА ХРАМА

Форма храма

  • Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов — Основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в рай.
  • Храмы в форме круга , как символа вечности, говорят о бесконечности существовании Церкви, ее нерушимости.
  • Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду , приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом церковь свидетельствует о своей роли путеводительницы в жизни человека.
  • Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.
  • Существовали также смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы.
Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере в Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь Будущего Века .

Количество куполов

Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

  • Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
  • Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).
  • Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
  • Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
  • Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.
  • Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви , семь Вселенских Соборов , семь добродетелей.
  • Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.
  • Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Форма и цвет купола также имеют символический смысл.

Шлемовидная форма символизирует духовную брань(борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.

Форма луковицы символизирует пламя свечи.

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Рая.

Цвет купола

  • Золотятся купола у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам
  • Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице.
  • Храмы с зелеными куполами посвящены Пресвятой Троице.
УСТРОЙСТВО ХРАМА

Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое. Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.

Абсида - алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.

Барабан - цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой - барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами

Глава - купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Куб - основной объем храма.

Луковица - церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть - открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

Пилястра (лопатка) - конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Портал - архитектурно оформленный вход в здание.

Шатер - высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Фронтон - завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Яблоко — шар на завершении купола под крестом.

Ярус - убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.


Колокольни, звонницы, колокола

Колокольня - башня с открытым ярусом (ярус звона) для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни наряду со звонницами стенообразного, столпообразного и палатного типа.
Столпообразные и шатровые колокольни бывают одноярусные и многоярусные, а также квадратные, восьмигранные или круглые в плане.
Столпообразные колокольни, кроме того, делятся на большие и малые. Большие колокольни имеют высоту 40-50 метров и стоят отдельно от храмового здания. Малые столпообразные колокольни входят обычно в комплекс храма. Известные сейчас варианты малых колоколен отличаются местом своего расположения: либо над западным входом в церковь, либо над галереей в северо-западном углу. В отличие от отдельно стоящих столпообразных колоколен, малые обычно имели только один ярус открытых арок звона, а нижний ярус был оформлен окнами с наличниками.

Наиболее распространенным типом колоколен является ставшая классической одноярусная восьмигранная шатровая колокольня. Особенно широкое распространение этот тип колоколен получил в XVII веке, когда шатровые колокольни являлись почти неотъемлемой частью среднерусского пейзажа. Изредка строились многоярусные шатровые колокольни, хотя второй ярус, расположенный над основным ярусом звона, как правило, колоколов не имел и играл декоративную роль.

Под влиянием западноевропейской культуры в русских монастырских, храмовых и городских архитектурных ансамблях во множестве стали появляться барочные и классические многоярусные колокольни. Одной из самых известных колоколен XVIII века стала большая колокольня Троице-Сергиевой Лавры, где на массивном первом ярусе возведены еще четыре яруса звона.

До появления колоколен в древней Церкви для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами либо в виде звонницы-галереи (палатной звонницы).

Звонница - это надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные - в виде стены с проемами; столпообразные - башенные сооружения с многогранным основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе; палатного типа - прямоугольные, с крытой сводчатой аркадой, с опорами по периметру стен.

Информация взята с сайта

На лекции «Как удивляться Москве: архитектура в деталях», организованной Level One , историк архитектуры рассказал о значимых этапах развития московского зодчества XIV-ХХ веков, а также научил безошибочно определять стиль и время постройки по «говорящим» деталям.

Храмы Москвы XII-XIV века: время первых столичных амбиций

Впервые Москва упоминается в летописи в 1147 году. Но каменные постройки на территории Московского княжества появляются лишь полтора века спустя, причем не в самом городе, а на окраинах.

Никольский храм в селе Каменское Наро-Фоминского района

До наших дней дошел Никольский храм в селе Каменское Наро-Фоминского района . Эта церковь в архитектурном плане очень простая, даже примитивная. Из декора – перспективный портал с аркой килевидной формы (такая дуга с «язычком пламени» на века станет чисто московской архитектурной чертой).

Храм Успения на Городке в Звенигороде

В конце XIV века построен храм Успения на Городке в Звенигороде . Он старше Никольского всего на несколько десятилетий, однако перед нами – гораздо более зрелое произведение. Мы видим тот же перспективный портал и килевидную арку, но появляются колонны и орнаментальный пояс, а также узкие окна и ярусность.

Откуда пришли колонны? Конечно же, из античности. Ездили ли московские зодчие в творческую командировку на Пелопоннес? Очевидно, нет. Они вдохновлялись архитектурой Владимиро-Суздальского княжества, которое было центром домонгольской Руси. Владимиро-суздальские зодчие во время расцвета княжества успели достичь совершенства в осмыслении античного наследия.

Одна из вершин белокаменного зодчества той поры дошла до наших дней – это храм Покрова на Нерли . Здесь мы видим переосмысленные античные элементы – колонны, орнаментальный пояс, цоколь, карниз в очень гармоничном исполнении.

Московские мастера в конце XIV века ориентировались на архитектуру Владимирской земли (тем более что в плане государственности Москва должна была стать ее преемницей), но пока не очень умело.

XV-XVI века: итальянцы в России

Успенский собор

Главные постройки этого времени – соборы Московского Кремля. Успенский собор – последний, построенный в «старомосковском» стиле с присущим ему аскетизмом. Строил его итальянец, которому дали указание «сделать как во Владимире», поясняет Дмитрий Беззубцев.

Архангельский собор

А вот Архангельский собор , украшенный венецианскими ракушками, напоминает о европейском ренессансе. Он богато декорирован, и декор этот выполнен весьма умело – чувствуется рука итальянца. В целом, по мнению Дмитрия, это «новый уровень осознанности» для архитектуры Москвы.

Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве

Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве , построенный некогда в вотчине Бориса Годунова – еще один памятник этой поры. Предположительно он сооружен по проекту русского архитектора Федора Коня, но итальянское влияние чувствуется – законы симметрии соблюдены здесь идеально.

XVII век: иррациональное узорочье

В XVII веке итальянцы в России больше не строят. Отечественные мастера полностью обновляют архитектурный язык. Основными отличительными чертами нового стиля, который называют узорочье, становятся иррациональность и живописность. Это «самое сочное, что было создано московской архитектурой», комментирует Дмитрий Беззубцев.

Примеры таких строений можно найти в самом центре Москвы – это яркая церковь святителя Николая в Хамовниках и храм Рождества Богородицы в Путинках (белым он стал в наше время, а изначально был расписан).

Если присмотреться к этим храмам, можно увидеть огромное разнообразие архитектурных деталей, разбросанных по объему здания прихотливо и несимметрично. Посмотрите, например, как выполнены окна Никольского храма: все наличники разной формы (но почти каждый имеет отсылку к московской килевидности), окна расположены на разных расстояниях относительно края стен и друг друга (это называется «окна вразбежку»), кое-где наличник «наползает» на карниз. Асимметрично и строение в целом: трапезная пристроена к основному объему храма случайным образом, колокольня смещена от центральной оси.

Храм Рождества Богородицы в Путинках

То же мы видим и в храме Рождества Богородицы в Путинках . Здесь интересно обратить внимание на стыки разных частей здания, которые буквально «врезаются» друг в друга, на то, что внешняя архитектура не отражает внутреннюю конструкцию здания.

Воскресенские (Иверские) ворота

Пример более аристократичного, упорядоченного узорочья можно найти на Красной площади – это воссозданные в 90-е годы XX века Воскресенские (Иверские) ворота . Характерные для XVII века формы и декор здесь расположены аккуратно и симметрично.

Верхоспасский собор в Кремле

Еще один пример – Верхоспасский собор в Кремле . Его нарядные главки хорошо видны из Александровского сада.

XVIII век: нарышкинское и просто барокко

В XVIII веке московская архитектура снова смотрит на Запад. Связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга – петровским барокко – стал нарышкинский стиль.

Храм Покрова Богородицы в Филях

Самые известные примеры нарышкинского барокко – храм Покрова Богородицы в Филях, Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района .

Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района

Особенность нарышкинского стиля – смешение противоречивых тенденций и течений. С одной стороны, мы видим черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, с другой – традиции русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры.

В Большом Харитоньевском переулке – интересный памятник гражданской архитектуры нарышкинского барокко. Недавно он стал доступен для посещения как музей.

А вот подлинного, высококлассного барокко, подобного тому, что можно встретить в Петербурге, в Москве почти нет. Чувствуется, что в это время Москва – провинция. Однако на самой Красной площади мы можем полюбоваться домом Губернского правления , на Старой Басманной – храмом мученика Никиты .

Вообще барокко – это «отличник, который пытается косить под двоечника», шутит Дмитрий Беззубцев. Этот стиль основан на ордере, то есть законах симметрии и порядка, но его отличительные черты – «разорванные» арки и фронтоны, вольные изгибы, прихотливый, избыточный декор.

XVIII-XIX века: эпоха городских усадеб и имперского ампира

Первая градская больница

Классицизм расцвел в Москве пышным цветом и продержался долго – до сих пор сохраняется около 800 памятников архитектуры в этом стиле. Особенно часто классицистические городские усадьбы строила знать. Классицизм основан на простых геометрических формах, ордере, порядке. Он «перестает комплексовать по поводу пустого пространства», – говорит Дмитрий Беззубцев, показывая здание Первой градской больницы .

Действительно, только центральный портал здесь декорирован, остальные стены практически пусты. В стиле классицизма строили и храмы; пример – .

Манеж

Самый «нарядный» вариант классицизма – ампир. Ампирные здания создал для своей империи Наполеон Бонапарт. После победы над Наполеоном Россия «завоевала» и его стиль. Чтобы добиться впечатления приподнятости, торжественности, верхнюю часть здания увеличивали. Например, у здания Манежа сильно увеличен фронтон. Также отличительная черта стиля – военная, прежде всего античная, символика в декоре.

Конец XIX века: время эклектики

С XIX века стили начинают размываться – особенно заметно это становится к концу столетия. Например, – настоящий «сборник цитат». Мы можем разглядеть килевидные арки, романские «висячие» колонны, композицию, перекликающуюся с Исаакиевским собором (большой центральный купол и четыре звонницы), и так далее.

Или здание Исторического музея : много цитат из эпохи узорочья, но симметричность постройки и просто размер свидетельствуют о том, что это не XVII век.

Марфо-Мариинская обитель

А Марфо-Мариинская обитель – сочетание неоархаики с мотивами новгородского зодчества и модерна.

– неоклассицизм: мы видим портал, типичный для классицизма, но колоннада идет вдоль всего фасада, размер здания свидетельствует о технических возможностях, невообразимых в период истинного классицизма.

Начало XX века: уютный модерн

В стиле модерн в Москве построено много особняков. Как нельзя кстати в строительстве частных домов оказался характерный для модерна принцип «изнутри наружу»: сначала планировали количество и расположение комнат, потом придумывали внешнюю оболочку. Архитектор становится художником: может нарисовать, например, собственную форму окна.

Особняк Рябушински

Активно используют новые материалы – например, металл, декоративная штукатурка, плитка («Эклектика металлические конструкции стыдливо прикрывала», – отмечает Беззубцев), новое осмысление дерева. Великолепный пример модерна – особняк Рябушинских .

* * *

Москве есть чем гордиться. После итальянского влияния русская архитектура смогла придумать новый полноценный язык – узорочье. Догнать мировую архитектуру и создать здания в лучших традициях европейского классицизма. Потом отречься от традиций и предложить уютный модерн. Наконец, открыть авангард и повлиять на облик городов по всему миру. Но об этом будет отдельный разговор.

Вы прочитали статью Храмы Москвы: 7 деталей архитектуры . Читайте также.

О дно из основных свойств Божьих — Его вездесущие, поэтому молиться православному христианину можно везде, в любом месте.

Но есть места исключительного присутствия Божия, где Господь находится особенным, благодатным образом. Такие места называются храмами Божиими или церквами.

Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.

Архитектура не в состоянии адекватно воссоздать небесный первообраз хотя бы потому, что только некоторые святые люди при земной жизни были удостоены видения Небесного Царства, образ которого по их объяснениям не может быть выражен никакими словами. Для большинства людей это тайна, которая лишь слегка приоткрыта в Священном Писании и Церковном Предании. Храм — есть также образ Вселенской Церкви, ее основных принципов и устройства. В Символе веры Церковь именуется "Единой, Святой, Соборной и Апостольской".

Некоторым образом эти черты Церкви могут быть отражены в храмовой архитектуре.

Храм есть освященное здание, в котором верующие славословят Бога, благодарят Его за полученные благодеяния и молятся Ему о своих нуждах. Центральные, чаще всего наиболее величественные храмы, в которых собирается духовенство из других ближайших церквей по поводу общих торжественных богослужений, называются соборными, или просто соборами.

По подчиненности и местоположению храмы делятся на:

Ставропигиальные — храмы, находящиеся в непосредственном управлении Святейшего Патриарха и Синода.

Кафедральные — являются главными храмами для правящих архиереев той или иной епархии.

Приходские — храмы, в которых совершаются богослужения местных приходов (Приходом называется община православных христиан, состоящая из священнослужителей и мирян, объединенных при храме).

Кладбищенские — находящиеся либо на территории кладбищ, либо в непосредственной близости от них. Особенностью кладбищенских храмов является то, что здесь постоянно совершаются заупокойные службы. Обязанность местных священнослужителей — совершение по требованию родственников литий и панихид о тех, кто похоронен на кладбище. Храмовое здание имеет свой, устоявшийся в течение веков, архитектурный облик со своей глубокой символикой.

Европейская классификация архитектурных стилей.

О сновные архитектурные стили:
    Архитектура древнего мира
  • Египет
  • Месопотамия и др.
  • Античная архитектура
  • Греческая
  • Римская
  • Средневековая архитектура
  • Византийская
  • Романская
  • Готика
  • Архитектура Нового времени
  • Ренессанс
  • Барокко и Рококо
  • Классицизм и Ампир
  • Эклектика или Историзм
  • Модерн, он же Арт-нуво, Югендстиль, Сецессион и др.
  • Архитектура Новейшего времени
  • Конструктивизм
  • Арт-деко
  • Модернизм или Интернациональный стиль
  • Хай-тек
  • Постмодернизм
  • Разнообразные современные стили

На самом деле, чистых стилей в архитектуре практически нет, все они существуют одновременно, дополняя и обогащая друг друга. Стили не сменяются механически один другим, они не устаревают, не возникают ниоткуда и не исчезают бесследно. В любом архитектурном стиле есть что-то от предшествующего и будущего стиля. Относя здание к определённому архитектурному стилю, мы должны понимать, что это условная характеристика, так как каждое произведение архитектуры по-своему уникально и неповторимо.


Для того чтобы отнести здание к конкретному стилю, нам надо выбрать главный, по нашему мнению, признак. Ясно, что такая классификация всегда будет приблизительной и неточной. Средневековая русская архитектура в европейскую классификацию не вписывается ни как. Перейдём к русской храмовой архитектуре.


Русь приняла от Византии сложившуюся православную религию, в которой уже были разнообразные типы храмов. Отсутствие на Руси традиции каменного строительства не позволило взять за основу сложную столичную систему купольной византийской базилики. Образцом для русских храмов стал четырёх- и шестистолпный крестово-купольный тип провинциального византийского храма.