Крупнейшие городские агломерации. Город и городская агломерация. Крупнейшие города и агломерации РФ. Типология городов. Проблемы городов разного типа




Специфика определения понятия «город» зависит, конечно, от того, с каких позиций рассматривают проблему. В самом общем виде город — это крупный населенный пункт, преобладающее большинство жителей которого занято вне сельского хозяйства: в промышленности, торговле, сфере обслуживания, науке, культуре.

Можно выделить следующие характерные особенности современных городов:

  • экономические — занятость населения вне сельского хозяйства;
  • экистические — концентрация значительного населения на относительно небольшой территории и, следовательно, высокая плотность населения (до нескольких десятков тысяч жителей на 1 км2 территории города);
  • демографические — формирование специфических городских характеристик и его структуры;
  • архитектурные — образование характерной городской архитектурно-планировочной среды;
  • социологические — формирование городского образа жизни;
  • правовые — города, как правило, — административные центры прилегающей территории.

Степень благоприятности развития города в том или ином направлении определяется его .

Социологи предлагают искать специфические черты города в структуре его «социального пространства», «в городском стиле жизни», который, прежде всего, выражается в более высокой степени мобильности городских жителей и в увеличении количества контактов между ними, рассматриваемых как мера потенциальных человеческих взаимодействий.

В литературе можно встретить следующие характеристики городского образа жизни: увеличенная подвижность населения; свобода выбора своей среды, а также возможность легко изолироваться от нее; урегулированное рабочее время и возможность планирования свободного времени; дезинтеграция семьи; уменьшение средней величины семьи и домашних хозяйств.

В системе географического разделения труда каждый город представляет собой, прежде всего, место сложной концентрации функций, участвующих в этом разделении труда. Отсюда вытекает экономико- определение города как места сложной концентрации социально-экономических функций.

С позиций изучения народонаселения город — место жизнедеятельности (в широком понимании) концентрированных масс населения, отличающихся специфическими социально-демографическими характеристиками и факторами развития народонаселения.

По нашему мнению, наиболее правильно народнохозяйственная структура и функциональный профиль городов могут быть количественно охарактеризованы при выделении градообразующего контингента трудящихся города, т.е. той части трудящихся, которая занята в градообразующих отраслях хозяйства города, на предприятиях и в учреждениях, имеющих значение, выходящее за рамки данного пункта (промышленность, внешний , склады и базы заготовительных и снабженческих организаций, административные учреждения, научно-исследовательские институты и учебные заведения, строительные организации, сельское , прочие учреждения внегородского значения).

В настоящее время понятие «город» существенно трансформируется. Будучи формой расселения людей на территории, город издавна ассоциируется в нашем представлении не только с местом, где сосредоточивается несельскохозяйственная деятельность (индустрия, торговля, транспорт и т.д.), но и с местом, где скапливается население, концентрируются жилища, скрещиваются дороги. Понятие «город» неразрывно связано с представлением о каком-то центре — функциональном, населенном, жилом. Можно отметить, что исполнение различных функций такого центра не менее типично для городов, чем их индустриальная роль. В этом смысле города как центры издавна оказывались как бы в фокусе территориальной структуры расселения, но вместе с тем оставались лишь отдельными, хотя и фокусными точками на карте. Сущность новых видоизменений, привнесенных в развитие городов, состоит в том, что на смену городу как точечной форме расселения приходят городские агломерации.
Производственные, трудовые, культурные связи между городом и его окружением на определенном, достаточно высоком уровне развития производительных сил становятся настолько тесными, что ни город, ни прилегающие к нему населенные пункты друг без друга существовать не могут. Этот процесс слияния, сращивания идет столь быстро и интенсивно, что некоторые ученые предлагают заменить понятие «город» как устаревшее.

Города несут разнообразные экономические и надстроечные функции, содержание которых в различные исторические эпохи существенно изменялось. В связи с этим исторически менялось и само понятие «город». В определениях города конца XIX и начала XX в. предпочтение отдавалось торговле, в то время как промышленности отводилась меньшая роль.

В дореволюционной России определение города соответствовало административно-территориальной и сословной структуре Российской империи. Название «город» вначале означало укрепленное поселение, огороженное место, а территория города ограничивалась пределами крепости. Постепенно город «обрастает» населением, живущим за его пределами, но в непосредственной близости от стен крепости. Со временем эти поселки превращаются в части города (в России это «предградья» или «посады» с ремесленным и торговым населением). Причем сам термин «город» принимает два значения: город как крепость и город как населенное место, т.е. крепость с окружающим ее предградьем.

До начала XX в. термин «агломерация» применялся для определения территориальных скоплений промышленных предприятий, а для обозначения процесса большой концентрации населения в городах его ввел А. Вебер (1903). По мере того как крупные города разрастались и в сферу их влияния вливались все новые городские и сельские поселения, этот термин стал применяться и для обозначения новых территориальных образований. Основные черты таких образований:

  • тесные экономические связи по комбинированию и кооперированию промышленных предприятий между производством и потреблением промышленной и продукции (показателями тесноты этих связей являются значительно более мощные грузопотоки в пределах агломерации по сравнению с внешними грузопотоками);
  • трудовые (часть работающих на предприятиях и в учреждениях одного поселения проживают в других поселениях, т.е. в пределах агломерации наблюдается взаимосвязанное и происходят ежедневные маятниковые между главным городом и поселениями пригородной зоны, а также между этими поселениями);
  • культурно-бытовые и рекреационные (учреждения или места отдыха одного или нескольких поселений частично обслуживают жителей других поселений, происходят ежедневные или еженедельные маятниковые миграции с культурно-бытовыми или целями);
  • тесные административно-политические и организационно-хозяйственные (вызывающие повседневные деловые поездки между поселениями агломерации — по делам производства, службы и общественной работы).

Все указанные характерные черты обусловливают специфику развития агломерации как многоотраслевого, многофункционального центра национального значения со специализацией на наиболее прогрессивных отраслях народного хозяйства. Таким образом, агломерацию следует рассматривать одновременно как подсистему общей системы размещения производства и как подсистему общей системы расселения страны.

Экономическая предпосылка стремительного развития агломераций — преимущества, присущие данной форме размещения производства и расселения, а именно: высокая степень концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность; концентрация квалифицированных кадров, тесная связь производства с наукой и учебными центрами; максимально эффективное использование систем производственной и социальной .

Существует также такая форма расселения, в которой роль «лидера» играет не один, а два или группа городов; некоторые авторы применяют в этом случае термин «конурбация». Другие авторы термины «агломерация» и «конурбация» применяют как равноправные. Разница заключается в том, что агломерация складывалась при «присоединении» крупным городом окружающих его территорий, а конурбация — при слиянии нескольких часто равнозначных в экономическом отношении и по людности городов. В случае такого понимания к конурбациям следует относить пол и центрические высокоразвитые системы городских поселений. Но обычно такие системы преобразуются в моноцентрические (с одним центром), в этом случае стирается различие между конурбацией и агломерацией.

Стадии динамики населения агломераций следующие:

  • численность населения ядра увеличивается, а внешней (пригородной) зоны уменьшается за счет миграции в ядро, в целом численность населения агломерации растет;
  • ядро сильно растет, внешняя зона также растет, сильная концентрация во всей агломерации;
  • ядро продолжает расти и наиболее высокая концентрация в пригородной зоне, агломерация продолжает расти;
  • население ядра начинает сокращаться, но в пригородной зоне оно увеличивается, агломерация в целом растет;
  • население ядра сокращается, в пригородной зоне продолжается рост, но численность населения в агломерации уменьшается (эта стадия ныне характерна для ряда );
  • сокращается и численность населения ядра, и его численность во внешней зоне, население агломерации уменьшается.

Современное общество, в силу множества глобальных процессов, становится все более урбанизированным. Поэтому вопрос изучения и описания мегаполисов и агломераций более чем актуален. В статье описаны крупнейшие агломерации мира, а также дано определение термина «агломерация».

Что такое агломерация

Большинство современных энциклопедий определяют агломерацию как большое скопление населенных пунктов, которые главным образом являются городскими, а в исключительных случаях и сельскими образованиями, что объединяются в одно целое благодаря экономическим, политическим и культурным связям. Крупнейшие агломерации мира начали формироваться в середине ХХ века, когда рост городов происходил повсеместно. В ХХІ веке процесс урбанизации усилился и продолжился в новой форме.

Агломерация может сформироваться вокруг одного и называться моноцентрической. Примером таких агломераций являются Нью-Йорк и Париж. Второй тип агломерации называется полицентрическим, это значит, что в состав агломерации входит несколько больших населенных пунктов, которые, независимо один от другого, являются центральными. Ярким примером полицентрической агломерации является Рурский регион в Германии.

На 2005 год во всем мире насчитывалось около 400 агломераций, число жителей в каждой из них превышало 2 миллиона человек. Крупнейшие агломерации мира на карте располагаются довольно неравномерно, но самая большая их концентрация наблюдается в экономически В десяти самых больших агломерациях мира проживает более 230 миллионов человек (намного больше, чем население Российской Федерации).

Токио и Йокогама

Безусловно, самая крупная агломерация - это Токио. Ее население на сегодняшний день приближается к 38 миллионам человек, что превышает население множества европейских стран (Швейцария, Польша, Нидерланды и другие). Агломерация по своей сути является полицентрической и объединяет два центральных города - Йокогаму и Токио, а также огромное множество мелких населенных пунктов. Площадь агломерации составляет 13,5 тысячи км 2 .

Центр этой огромной агломерации составляют три городских района, которые располагаются вокруг императорского дворца в Токио. Кроме того, в городе располагается еще 20 районов и несколько префектур (Гумма, Канагава, Ибараки и т.д.). Вся эта структура обычно называется Большой Токио.

Лондон

На данный момент есть много определений той территории, на которой располагается город Лондон. Среди них Большой графство и даже Лондонский почтовый или телеграфный округ. Ученые обычно разделяют в территориальной структуре британской столицы исторический центр (Сити), Внутренний Лондон (13 городских кварталов), Внешний Лондон (пригородные старые районы). Все эти территориальные элементы формируют такую структуру и население, которыми обладают крупнейшие агломерации мира.

Административные границы лондонской агломерации занимают около 11 тысяч км 2 с населением около 12 миллионов человек. В эту территорию входят и так называемые города-спутники Лондона: Брэкнелл, Харлоу, Бэзилдон, Кроули и другие. А также непосредственно те территории, которые примыкают к столице: Эссекс, Суррей, Кент, Хартфордшир.

Париж

В административном отношении город Париж является только одним из департаментов, входящих в район Иль-де-Франс. Но столица давно подмяла под себя все восемь департаментов, административное деление на данный момент является условным. А Париж является урбанизированным центром, который обладает теми же качествами, что и крупнейшие агломерации и В частности, Париж имеет значительное количество городов-спутников, которые построились и влились в столицу еще в 1960-х годах.

Строительство так называемых новых городов - специальным образом создаваемых спутников Парижа, началось в большой короне в 1960-е.

Париж как столица Франции вместе с так называемыми новыми городами и коронами образует огромную агломерацию, или Большой Париж. Площадь мегаполиса равняется 12 тысячам км 2 , а население - более 13 миллионов человек. Париж представляет крупнейшие агломерации мира на карте Европы.

Азиатские агломерации

В последнее время в мировой экономической и культурной жизни начинает завоевывать позиции Азия. В азиатских странах также сосредоточены крупнейшие агломерации мира. Явным примером является город Мумбаи, количество жителей которого превышает 22 миллиона человек. Или столица Филиппин Манила с населением в 20 миллионов, а также Дели с 18 миллионами жителей. В Китае агломерации занимают около 10 % территории всей страны. Такие мегаполисы, как Шанхай (19 млн человек) и Гонконг (15 млн жителей), являются наглядными примерами урбанизационных процессов на Востоке.

Таким образом, в современных условиях глобализации и урбанизации крупные города разрастаются и превращаются в агломерации, которых в мире становится все больше и больше.

Агломерации как естественное продолжение жизненного цикла городов возникают во всем мире. В России крупнейшей агломерацией является Московская, активно идут процессы в Нижегородской, Самаро-Тольяттинской, Санкт-Петербургской и некоторых других. Лидером по развитию агломераций в азиатской части России является Новосибирская.

Городская агломерация – компактное скопление населенных пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединенных в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.

Московская агломерация

В настоящее время территория Московской агломерации составляет не менее 20 тыс. км 2 , численность населения – около 17,4 млн человек. Московская агломерация насчитывает примерно 100 городов, в том числе полтора десятка в соседних областях. В Московской агломерации около трех десятков наукоградов, почти половина существующих в России. Среди них центры не только прикладной, но и фундаментальной науки – Дубна, Пущино, Протвино, Троицк, Черноголовка. Московская агломерация имеет развитый историко-культурный каркас, звеньями которого являются древние города Коломна, Дмитров, Волоколамск, Боровск, знаменитые монастыри, такие как Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде, Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском, Иосифо-Волоколамский под Волоколамском, Новый Иерусалим в Истре. Сюда же входят усадьбы – литературные гнезда и очаги искусств, места боевой славы, связанные с событиями Отечественной войны 1812 года и битвой под Москвой в 1941–1942 годах.

По общей численности мест в санаториях и других оздоровительно-лечебных объектах Подмосковье не уступает Крыму. Московская агломерация – гигантский резервуар трудовых ресурсов. Пригородные поезда московского железнодорожного узла ежедневно перевозят около 1,5 млн пассажиров, что при условии поездки туда и обратно дает свыше 700 тыс. человек, участвующих в ежедневной миграции из пригородов в Москву, из Москвы в пригороды и по территории самой Москвы или самой Московской области.

Каркасом агломерации служат радиусы разветвленного транспортного узла, имеющего 11 железнодорожных и 13 автомобильных магистралей, а также водные дороги Москвы-реки и канала им. Москвы. Транспортный узел определяет конфигурацию Московской агломерации – многолучевую звезду. Вдоль некоторых радиусов сформировались на десятки километров почти сплошные полосы расселения, особенно развитые на Рязанском, Ярославском, Владимирском направлениях. О сложности территориальной организации Московской агломерации свидетельствует формирование в ее составе агломераций второго порядка, складывающихся как территориальные группы сближенных городов и поселков. Так, в центральной части Московской агломерации это Ногинско-Электростальская, Подольско-Климовская, Люберецко-Раменская, Балашихинско-Реутовская, Химкинско-Зеленоградская, Долгопрудненско-Лобненская агломерации; на периферии – Серпуховско-Чеховская, Каширско-Ступинская, Коломенская, Орехово-Зуевская, Обнинско-Нарофоминская. В некоторые периферийные агломерации второго порядка вошли поселения соседних областей. На калужском направлении у границ с Московской областью сложилась группа городов и поселков во главе с Обнинском, в Орехово-Зуевскую агломерацию вошли города Владимирской области – Покров, Петушки, Костерево. Происходит сближение Московской агломерации с агломерациями Калуги, Твери, Владимира, Рязани, Тулы, что усиливает связность районов в Центральной России.

Нижегородская агломерация

Нижегородская агломерация, в которой насчитывается около 2,1 млн человек, что составляет 63,1 % населения Нижегородской области, 6,97 % населения Приволжского федерального округа, 1,48 % населения Российской Федерации, сформировалась вокруг столицы Нижегородской области и Приволжского федерального округа – Нижнего Новгорода. В состав агломерации входят восемь муниципальных образований, общая площадь составляет 10,5 тыс. км 2 .

Перспективой развития агломерации является освоение 3,6 тыс. га территории Борского района, расположенной на левом берегу Волги, напротив исторической части Нижнего Новгорода, создание «Города будущего».

Уникальность агломерации придает Санкт-Петербург – культурная столица России. Санкт-Петербург единственный из российских центров начал свое существование с одновременным созданием в своем окружении поселений-спутников: резиденций правителей, крепостей, промышленных центров, портов. Своеобразие агломерации придает приморское положение. Агломерация приобретает характерный рисунок, следуя природным объектам и ландшафтам. Вдоль полноводной Невы сформировался Невский луч расселения, завершающийся у Шлиссельбурга (64 км от Санкт-Петербурга) перед Ладожским озером. Карельский перешеек, изобилующий красивыми озеро-лесными ландшафтами и выходящий на берега Ладожского озера и Финского залива, благодаря своим природным условиям представляет обширный рекреационный ареал и почти входит в пригородную зону, являясь частью агломерации. Карельский перешеек, обладая большой рекреационной емкостью, является местом отдыха, лечения, туризма и спорта. Рекреационная составляющая присуща многим городам Санкт-Петербургской агломерации, в том числе и тем, которые выполняют и другие функции: портовые, промышленные, научные, административные.

Агломерация простирается примерно на 50 км от центра Санкт-Петербурга. Численность населения Санкт-Петербургской агломерации составляет примерно 5,4 млн человек, площадь территории– около 11,6 тыс. км 2 .

Ядро включает территорию Санкт-Петербурга в пределах высокоплотной, почти сплошной застройки. Примерная площадь ядра составляет 550 км 2 . В составе агломерации примерно 35 городских поселений, в том числе 15 городов. Среди городов и поселков агломерации много знаменитых, занимающих видное место в истории, хозяйстве, культуре и территориальной организации России. В административном подчинении Санкт-Петербурга находятся восемь городов и 21 поселок городского типа общей численностью 560 тыс. человек. Города Колпино, Сестрорецк, Зеленогорск, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Пушкин, Петродворец сохраняют обособленность, отделены от центрального города значительными пространствами, которые вряд ли в обозримом будущем будут застроены. Находясь в административных границах Санкт-Петербурга, они фактически образуют первую (ближнюю) зону спутников в составе агломерации.

Город Сочи охватил своей городской чертой курортную агломерацию, протянувшуюся вдоль черноморского побережья на 145 км от реки Шепси на северо-западе до реки Псоу на государственной границе России и Грузии. Территория агломерации составляет 3,5 тыс. км 2 .

Агломерация Сочи – полицентрическая, в нее входят собственно город Сочи и входящие в его черту прибрежные поселения – Магри, Макопсе, Аше, Лазаревское, Солоники, Головинка, Якорная Щель, Вардане, Лоо, Дагомыс, Мацеста, Хоста, Адлер, а в горах – поселок Красная Поляна. После того как железная дорога от Туапсе до Адлера была продолжена в Грузию, Сочинская агломерация оказалась в транспортном коридоре. Железная дорога и еще раньше проложенное Черноморское шоссе послужили осями развития агломерации.

Постоянное население Большого Сочи составляет порядка 500 тыс. человек. Около 2/5 постоянного населения сосредоточено в Центральном районе Сочи, где располагаются администрация, главные культурные учреждения: оперный театр, филармония, художественный музей, музей Николая Островского, цирк, дендрарий, крупные гостиницы, а также железнодорожный, морской и автовокзалы. Значительная часть многоэтажного жилого фонда размещена в долине реки Сочи.

Развитие Сочи как столицы зимних Олимпийских игр 2014 года позволит осуществить коренную реконструкцию агломерации и полнее использовать ее уникальный потенциал.

Самаро-Тольяттинская агломерация

Самарская Лука – одно из самых примечательных мест на Волге. Дугообразная излучина с крутыми поворотами, где река на 90° меняет направление, огибая горы Жигули, далеко выдается к востоку. У крайней восточной части дуги расположена Самара – крупнейший центр Поволжья, два других поворота излучины отмечены парами городов: Тольятти – Жигулевск, Сызрань – Октябрьск.

Агломерация имеет численность населения от 2,3 до 2,7 млн человек, что делает ее по этому критерию третьей агломерацией в России. В ее состав включаются 9 из 10 городских округов и 9 из 27 муниципальных районов области. Самаро-Тольяттинская агломерация занимает более 40 % территории области, здесь проживает 80 % населения, создается 90 % промышленной и более половины сельскохозяйственной продукции.

Характеризуется объединением интенсивными производственными, культурно-бытовыми и рекреационными связями, а также в связи с высокой плотностью населения и инфраструктуры низкими транспортными издержкам, как повышенным инвестиционным и человеческим потенциалом, так и высоким текущим научным, инвестиционным и культурным развитием, а также высоким качеством спроса.

Ростовская агломерация

Население агломерации достигает 2,2 млн человек, что делает ее наиболее выделяющимся межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения для большого макрорегиона юга России. Ростов-на-Дону не знает конкурентов и, несмотря на положение «в углу» Северного Кавказа, является его признанным и естественным социально-экономическим фокусом.

Ростовско-Шахтинская полицентрическая агломерация-конурбация имеет порядка 2,7 млн жителей и прогнозируется к укреплению и росту до 3,5 млн человек к 2025 году. Каждый из городов конурбации имеет примечательную историю, характерные черты, свою траекторию развития. Ростов-на-Дону связывает угольно-металлургический Донбасс с Донской и Кубанской житницами, открывает пути на Кавказ и Нижнюю Волгу. Современный Ростов-на-Дону – крупнейший культурный, научный и промышленный центр, важнейший транспортный узел. В значительной степени функции транспортного узла возложены на спутник Ростова-на-Дону – город Батайск, расположенный в 15 км к югу, на противоположном берегу Дона. Второй ближний спутник – промышленный центр Аксай – находится в 18 км к востоку. Новочеркасск, утратив административные функции, сохранил культурные и образовательные, превратившись также в крупный многоотраслевой промышленный центр. Город Шахты – промышленный центр. Город Азов в течение веков имел беспокойную судьбу ключевого города-крепости. Сейчас это многофункциональный город, морской и речной порт, центр промышленности и туризма. Таганрог – второй по числу жителей город области и конурбации, центр северного Приазовья. Его промышленному развитию способствовало положение на выходе из Донбасса. В Таганроге развиты металлургия, электротехническая промышленность. Таганрог – важный центр культуры и образования.

Агломерация имеет положительный прирост населения, прогнозируемый до 2,4 млн человек к 2025 году, и значительные перспективы благодаря статусу столицы Южного федерального округа, хорошему климату, удачному расположению, федеральным планам «опорных городов».

Екатеринбургская агломерация занимает центральное положение на Среднем Урале. Центр агломерации – город Екатеринбург, основанный в 1723 году как административно-хозяйственный центр горнозаводского Урала. Город Невьянск получил права города в 1917 году, хотя как поселение при заводе возник в 1700 году. В годы довоенных пятилеток городами стали шесть поселений, в войну – два, в послевоенное время – восемь. Наряду с городами, имевшими глубокие исторические корни, появились города-новостройки: известный атомоград и наукоград Новоуральск, наукоград Заречный при первой на Урале Белоярской АЭС и город-энергетик Среднеуральск.

Екатеринбургская агломерация – многолучевая, имеет вид, характерный для агломераций, сложившихся в разветвленном транспортном узле: у Екатеринбурга семь железнодорожных направлений. Часть городов агломерации – центры добычи рудных и нерудных ископаемых (Березовский, Дегтярск, Асбест, Верхняя Пышма). На своих рудах работает крупнейший в России медеплавильный комбинат в Кировграде. Характерная черта – наличие в территориальной структуре агломерации гнезд городских поселений – территориально сближенных групп городов и поселков городского типа (Первоуральск–Ревда – Дегтярск, Заречный – Белоярский, Сысерть – Верхняя Сысерть и др.).

Площадь агломерации составляет 13,1 тыс. км 2 , населения – порядка 2,2 млн человек.

В России насчитывается 20 формирующихся агломераций с населением более 1 млн человек. Это свидетельствует о смене парадигмы стратегии регионального развития России. Включение малоурбанизированных городов в состав агломераций или промышленно-инновационных кластеров дает возможность для встраивания их в общую систему развития, включая и агропромышленный комплекс, обеспечивая новые финансовые потоки, приток инвестиций и изменение социально-экономических условий жизни.

При подготовке статьи использованы материалы портала http://geographyofrussia.com

В связи с ростом индустриального развития городов в 20 века население мира постепенно переместилось в города.

Так под конец 20 веке горожан на планете стало почти 50%, в то время, как в начале века численность городского населения составляла ничтожных 13% от населения Земли.

На данный момент горожан на планете более 50% и все стремятся к жизни в мегаполисе.

В этой статье я хочу рассмотреть 10 самых крупных в Мире агломераций, которые приютили в своих границах более 230-ти миллионов жителей.

Самым крупным городом-агломерацией является Токио с населением 37.7 миллионов жителей, что равно населению Польши.

Общая территория занимаемая агломерацией Токио 8677 км? и плотность населения 4340 человек на км?. Агломерация Токио является столь большой, потому что объединяет в себе 2 крупных города Токио и Йокогама и ряд других более мелких населенных пунктов.

Второе место в этом списке принадлежит столице Мексики -Мехико.

Количество жителей агломерации Мехико достигает 23,6 миллиона человек, которые уживаются на площади 7346 км?. При этом плотность населения составляет 3212 человек на км?. Городская агломерация Мехико расположена выше всех остальных над уровнем моря из тех, кто находится в этом списке.

Третья по количеству жителей агломерация — это город Нью-Йорк, в котором живет 23,3 миллиона человек на площади 11 264 км?. Плотность населения составляет 2 070 жителей на км?. Город является самым крупным финансовым центром мира.

На четвертом месте находится агломерация города Сеул — столица Южной Кореи. Население сотавляет 22.7 миллионов жителей. Общая площадь занимаемая агломерацией составляет 1943 км? и плотность населения 11 680 человек на км?.

Пятое место в этом списке принадлежит городу-агломерации Мумбаи (до 1995 года Бомбей). Количество жителей в агломерации составляет 21,9 миллионов. Территория — 2 350 км? и плотность населения 9 320 жителей на км?. Сам город и вся агломерация очень быстро развиваются.

Шестой в нашем списке оказалась городская агломерация Сан-Паулу (Бразилия). Количество жителей живущих в рамках этой административной единицы составляет 20,8 миллионов жителей. Площадь агломерации составляет 7944 км? и плотность населения 2620 жителей на км?.

Филиппинская столица Манила занимает седьмое местов списке городских агломераций и насчитывает 20,7 миллионов жителей. Площадь агломерации составляет 4863 км? и плотность населения 4256 человек на км?.

Столица Индонезии Джакарта находится на 8 месте в этом списке с численностью населения 19,2 миллиона жителей. Площадь городской агломерации Джакарты составляет 7 297 км? и плотность населения 2631 человек на км?.

Девятое место среди самых крупных в Мире городских агломераций занимает столица Дели. Численность населения в этой агломерации составляет 18,9 миллонов человек при площади 1425км?. Плотность населения — 13 265 жителей на км?, что выводит эту агломерацию на первое место по плотности населения.

Храм Лотоса в Дели

По состоянию на 2007 год городское население России составляло 103,8 млн. человек, или 73,1% населения страны. В агломерациях проживало 66,6 млн. чел. (62,5% городского населения и 45,1% всего населения России). Для сравнения отметим, что доля городского населения городских агломераций в населении СССР в 1979 году составляла 36,6%, в городском населении - 58,8%, а по расчетам ЦНИИП градостроительства 53,7%

На сегодняшний день большинство городов с населением более 250 тыс. человек являются ядрами агломераций. Также ядрами агломераций (иногда полицентрических) можно считать некоторые города с меньшей численностью населения. Например, Пятигорск и Кисловодск (соответственно 140 и 130 тыс. человек) образуют полицентрическую агломерацию Кавказских Минеральных Вод.

Для постсоветского этапа развития городских агломераций характерно замедление темпов развития, которые снижаются по мере повышения уровня развитости агломерации. Сама по себе высокая динамичность, скачки в развитии характерны для начальных стадий формирования ГА.

Постсоветский период сказался на развитии ГА по-разному. Новая экономическая ситуация и развитие рыночных отношений стимулировали рост одних крупных городов (в том числе промышленных) и стагнацию или сокращение роста других.

На фоне общей убыли населения в стране и роста роли городских агломераций, происходят разнонаправленные процессы в их ядрах. Население одних крупных городов-ядер агломераций (Москва, Казань, Краснодар) увеличивается, других (часто городов-миллионеров) - убывает. В частности, Пермь и Волгоград выбыли из списка городов-миллионеров: Волгоград за это время потерял 19 тысяч, а Пермь - 9 тысяч человек (людность в 2006 году, соответственно, 992 и 993 тысячи человек). Примерно на 20 тысяч человек снизилась численность населения в таких городах, как Санкт-Петербург, Воронеж, Калуга, Астрахань, Мурманск и др. Убыль населения наблюдается во всех городах-ядрах Центральной России и части городов-ядер Сибири и дальнего Востока. Стабилизация численности населения городов-ядер характерна для Юга страны.

Наряду с городами с большой убылью населения есть и такие, в которых численность населения росла. Они расположены в основном на юге России или в районах, отличавшихся высокими темпами роста промышленности. В Махачкале численность населения за период 1989-2002 годов возросла на 152 тысячи человек, в Тольятти (входит в состав Самарской ГА) - на 72 тыс. человек (рис.).

Рисунок 1. Динамика численности населения городов-ядер городских агломераций за период 1989-2007 годов

Отчасти убыль населения в годы после проведения переписи можно объяснить неточностью текущего учета населения, а также различными способами учета мигрантов в регионах Российской Федерации. Среди причин убыли населения в крупных городах можно назвать отрицательный естественный прирост, а главное - практически исчерпавший себя миграционный потенциал сельской местности России и слабая миграционная подпитка из стран ближнего зарубежья.

Вместе с тем, судя по статистическим данным и данным полевых исследований, а также анализу развития Московской и других (Чебоксарская, Омская, Красноярская) агломераций, в пределах ГА России получили дальнейшее развитие такие процессы, как сезонная дачная субурбанизация, рост плотности застройки вблизи крупных городов, активное строительство новых дачных и коттеджных поселков, расширение маршрутов пригородного транспорта, увеличение масштабов трудовой маятниковой миграции и др.

Наиболее яркий пример такого развития - Московская агломерация.

В последние 15 лет Московская ГА развивалась наиболее интенсивными темпами. Это - самая развитая ГА России, с мощными ядром и спутниковой зоной. По степени развитости она на порядок превосходит остальные ГА. Население Московской агломерации возросло с 1989 по 2007 год на 2,7 млн. человек и, по состоянию на 2007 год, насчитывало 17,4 млн. человек. Сама Москва значительно увеличила свое население и площадь, «захватив» при этом многие села и поселки городского типа, находившиеся в непосредственной близости. Так, поселки городского типа Бутово, Косино стали районами Москвы.

Об активном развитии Московской ГА свидетельствует распространение массовых маятниковых миграций. Ежедневный обмен населением происходит не только внутри Московской агломерации, то есть между Москвой и Московской областью, но и с ближайшими соседними регионами - Тульской, Владимирской, Калужской и другими областями. Положительно сальдо трудовой маятниковой миграции к настоящему времени достигло 1,8 млн. человек в сутки.

Московская агломерация развивается не только количественно (рост численности населения), но и качественно. Увеличивается плотность застройки в ближайшем пригороде (часто за счет дач), повышается интенсивность транспортных связей, в пригородах создается социальная инфраструктура. К 2006 году на территории Московской области было свыше 1 млн. участков в садовых, огородных и дачных товариществах. Дачи, коллективные сады и огороды, дома в сельской местности и коттеджи - все это второе жилье для сезонного проживания - проявление российской специфики субурбанизации. По оценкам экспертов, сезонная субурбанизация достигает 4 и более млн. человек. Кроме того, в последние годы среди покупателей областного жилья происходит увеличение числа и доли жителей Москвы, которая достигает 40–50%.

За время, прошедшее после Всероссийской переписи населения (2002-2007 годы), список городских агломераций России не претерпел изменений или хотя бы межградационных переходов по показателю развитости сложившихся агломераций. Не изменились и основные тенденции развития их сети.

За период с 1989 по 2007 год из списка городских агломераций выбыла только одна - Грозненская. Это произошло по вполне понятной причине: война. Из разрушенного города мирное население ушло, возникли массовые потоки беженцев. Однако еще в 1990 году в ходе административных преобразований Грозненская ГА пополнилась двумя новыми городами: Шали и Урус-Мартан (соответственно 40,3 и 39,9 тысячи человек).

В то же время на карте России появилась одна новая городская агломерация - Тюменская. В 1989 году К разв. Тюменской ГА был равен 0,92, сегодня этот показатель равен 1,4. Иными словами, Тюменская агломерация вошла в группу наименее развитых агломераций России. Она повысила коэффициент развития как за счет увеличения численности населения города Тюмени с 476,9 до 545 тыс. человек (относительный прирост за период 1989-2006 годов составил 7,3%), так и за счет роста числа жителей, правда незначительного, в пригородной зоне.

Сегодня Тюменская ГА состоит из двух городов (Тюмени и Ялуторовска) и 5 поселков городского типа. На территории Тюменской области (а также Ханты-Мансийского АО и Ямало-Ненецкого АО) в период с середины 1980-х годов было образовано большое количество новых населенных пунктов (как городов, так и поселков городского типа). Некоторые поселки городского типа впоследствии были переведены в категорию городов (Нягань). Отметим, что развитие нефтегазового комплекса Тюменской области и автономных округов не могло не отразиться на самой Тюмени. В городе сосредоточены значительные ресурсы управленческого персонала и, по-видимому, часть вахтовиков.

Развитие Тюменской ГА происходило главным образом за счет того, что Тюмень - столица и опорный пункт крупнейшего нефтедобывающего региона страны. При повсеместной убыли населения и отрицательном сальдо миграций в восточных регионах России это выделяет ее на фоне в целом негативных тенденций динамики и миграций населения Сибири в 1990-е годы.

Необходимо отметить еще один положительный момент в развитии сети ГА. За период 1989-2002 годов проявился случай взаимоналожения двух ГА - сильно развитой Екатеринбургской (К разв 22,1) и слаборазвитой Нижнетагильской (К разв 2,6), что создает предпосылки для образования здесь в будущем полицентрической.

Потенциальными можно назвать формирующиеся ГА, соответствующие в настоящее время лишь одному или нескольким критериям их выделения, вместе с тем, не соответствующие другим. Некоторые из них теоретически могут войти в число сложившихся ГА в будущем.

В группу потенциальных ГА входят: Орловская, Сочинская, Череповецкая, Хабаровская, Оренбургская, Читинская, Комсомольская, Улан-Удэнская и Грозненская. Наилучшие среди них шансы реализоваться как агломерации имеют Орловская и Сочинская, последняя - в связи с проведением здесь Олимпийских игр в 2014 году и ожидаемым притоком капиталов, населения и активным новым строительством. Большинство остальных потенциальных ГА расположено в отдаленных районах страны. Из этого можно сделать вывод, что и там имеются резервы для дальнейшего укрепления сети ГА России. Однако, как видно из таблицы, коэффициенты развитости многих потенциальных ГА снижаются.

Учитывая, что за период 1989-2007 годов образовалась только одна новая городская агломерация, можно сказать, что процесс формирования сети городских агломераций в России практически завершен. Сегодня развитие агломераций идет в другом направлении - происходит интенсификация связей внутри уже сформировавшихся ГА, стягивание в них населения и, как следствие, повышение класса развитости ГА.

Расположение агломераций совпадает с основной полосой расселения, а степень их развитости убывает с запада на восток. Из 52 агломераций России 43, или 83%, находятся в Европейской России. В районах Сибири и Дальнего Востока расположены 9 агломераций, причем на Дальнем Востоке всего одна - Владивостокская. Особо отметим рост Новосибирской ГА, что подчеркивает увеличение значимости Новосибирска как столицы Сибири.

На европейской территории России сконцентрированы ГА, имеющие высокий класс развитости. Большинство сильно развитых агломераций (с коэффициентом больше 10,0 - Тульская (27,8), Ярославская (14,7), Волгоградская (10,2), Ростовская (17,2), - а также большое количество развитых ГА - также расположены на европейской территории страны. Здесь наблюдается наиболее густая сеть агломераций. Практически все столицы субъектов федерации в Центральной России - ядра агломераций. Выгодное транспортное положение, близость к наиболее развитым центрам, благоприятные природно-климатические условия издавна привлекали в них население. Бурное развитие науки и промышленности в ХХ веке обеспечило региону высокую численность постоянного населения, густую сеть городских поселений и благоприятствовало формированию ГА.

Для ядер городских агломераций типичны две противоположных тенденции. С одной стороны, идет убыль населения в старых крупных городах, многие из них потеряли более 50 тысяч населения. С другой - происходит рост численности населения в городах юга России, в столицах некоторых республик (Махачкала) и в городах, где развивается промышленность (Кемерово, Тольятти).

Характер процессов агломерирования на территории России видоизменился и носит сегодня качественно иной характер. Если период 1970-1979 годов можно назвать периодом образования множества новых агломераций, то в настоящее время произошла стагнация количественного роста ГА. Исходя из существующих тенденций, ожидать возникновения новых агломераций на территории России на данном этапе вряд ли возможно.

Количественный рост сети агломераций практически завершен, а качественное развитие не набрало полной силы по различным причинам. Одной из них стала большая естественная убыль населения, которая не способствует росту людности агломераций и, соответственно, повышению К разв. Второй причиной является глубокий экономический кризис, который в течение 1990-х годов вызвал отток населения сначала из городов (расположенных на Севере, Востоке и за пределами России в бывших советских республиках) в село, а потом (с 1994 года) вновь из сел в российские города. Это привело к некоторому перераспределению населения по территории страны. Кризис усилил и региональные различия. Массовый отток населения из регионов Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока лишил крупные города возможности формирования агломераций, хотя некоторые из них входят в группу потенциальных ГА. Население устремлено в европейскую часть страны, территория которой получает дополнительные стимулы для развития ГА, большинство уехавшего из Сибири населения оседает в крупных городах, которые, как правило, представляют собой ядра агломераций.

Можно сказать, что фаза экстенсивного развития сети ГА Российской Федерации, в основном, пройдена. Дальнейшее их развитие пошло по пути качественного совершенствования - увеличения плотности населения, роста количества маршрутов городского и пригородного общественного транспорта, интенсификации трудовой маятниковой миграции), структуризации (выделение отдельных зон жилой застройки, отдыха и т.д.)

По существу, привычная дихотомия городское население-сельское население нуждается в пересмотре: по базовым социокультурным характеристикам смешанное сельско-городское население ГА правомерно рассматривать как особую - третью - категорию, наряду со внеагломерационными сельским и городским населением.