Психологическая сущность учения. Наглядный пример манипуляции - ребёнок, который начинает плакать, когда ему хочется посмотреть другую передачу или мультфильм. Манипулятор использует психологически уязвимые особенности человека - черты характера, привычки




59. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ, ЕГО КРИТЕРИИ

Воспитание – главная сила, которая способна развить личность для общества. Эффективность воспитательного воздействия заключается в систематическом и квалифицированном руководстве. Воспитание подчиняет развитие человека определенной заданной цели. Влияние педагогов приводит к нацеленным результатам. Чаще всего это выявление склонностей и дарований в ребенке, его талантов, способностей. Но здесь важно учитывать то, что воспитание может обеспечить развитие, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание всегда опирается на уже достигнутый уровень развития. Эффективность воспитания зависит от уровня подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, а это в свою очередь зависит от последовательности и среды.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель выступает как общая, когда она должна быть сформулирована у всех людей, и как индивидуальная, когда происходит воспитание отдельного человека. Современная психология выступает за совмещение этих двух целей воспитания.

В современном мире существует очень много разнообразных целей воспитания и воспитательных систем. Каждая цель для своей реализации требует определенных условий и средств. Формирование целей происходит за счет объективных причин. Это закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие, формирование педагогической мысли, уровень общественной культуры.

Цель воспитания выражает историческую обусловленную потребность общества в подготовке подрастающего поколения для выполнения определенных общественных функций. Цель воспитания всегда отражает достигнутый уровень развития общества, так как потребности общества зависят от производства, уровня развития производительных сил. Также на формирование целей воспитания оказывает влияние и научно-технический прогресс, социальный, экономический. Важной целью воспитания является обеспечение человеку всестороннего и гармонического развития личности.

Трудности и ошибки в реализации цели воспитания – формировании всесторонне развитой личности – потребовали частичного сужения цели, пересмотра задач и настрой их на конкретные цели и задачи.

Школа пытается выработать у ученика осознание гражданской позиции, готовности к жизни, труду, творчеству, патриотизм, ответственность за судьбу страны.

Составные части воспитания. Умственное воспитание развивает у детей систему знаний разных наук. В основе усвоения научных знаний у ребенка формируется мировоззрение. Формирование мировоззрения является определяющим фактором, так как это система взглядов человека на природу, общество, познание, идеологию. Система знаний способствует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей. Физическое воспитание – очень важная составляющая воспитательной системы в целом. Современное общество требует физически сильного и здорового молодого поколения, которое будет готово к работе на предприятиях, к защите страны. Трудовое воспитание формирует трудовые действия. Труд выступает как ведущий фактор развития личности, как способ творческого освоения мира.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПС) автора БСЭ

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Лекция № 25. Критерии истины Вопрос о возможности разграничения истины и заблуждения всегда интересовал познающую мысль. Собственно в этом и заключается вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на сей счет. Так, Декарт

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

59. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ, ЕГО КРИТЕРИИ Воспитание – главная сила, которая способна развить личность для общества. Эффективность воспитательного воздействия заключается в систематическом и квалифицированном руководстве. Воспитание подчиняет развитие

Из книги Предпринимательство: Шпаргалка автора Автор неизвестен

31. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях),

Из книги Судебная медицина и психиатрия: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Как сделать свой сайт и заработать на нем. Практическое пособие для начинающих по заработку в Интернете автора Мухутдинов Евгений

Критерии отбора и регистрация В качестве примера партнерки по продаже видеокурсов мы выбрали партнерскую программу Евгения Попова. Выбор пал на нее неслучайно: она обладает многими признаками хорошей партнерки. Простая регистрация в партнерской программе.

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

18 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ В предлагаемой главе рассматриваются различные виды психотерапии, поведенческой и когнитивной терапии, а также некоторые близкие методы, такие как релаксация. Эта тема обширна, и чтобы читателю было легче в ней разобраться, следует обратить

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

1.4. Понятие истины, ее критерии Гносеология – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. Агностицизм – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Гностицизм – философское учение, признающее

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Из книги Простукивание активных точек – метод пробуждения целительной энергии. С подробным атласом автора Коваль Дмитрий

Психологическая настройка Чтобы начать психологическую настройку, а заодно подготовить массирующую руку к монотонному простукиванию, проделаем зарядку для пальцев. Ниже приведенное упражнение должен выполнять массажист перед началом любой мануальной практики:

Из книги Рынок продовольственных товаров автора Власова Ольга Викторовна

9.1. Сущность сегментации и критерии выбора целевого сегмента рынка Сегмент рынка – это группа потребителей, обладающих одним или несколькими общими устойчивыми признаками, определяющими поведение потребителей на рынке.Признак сегментации – однотипные различия в

Из книги Шпаргалка по теории организации автора Ефимова Светлана Александровна

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

Диагностика психологическая см. Психодиагностика.

Из книги Модицина. Encyclopedia Pathologica автора Жуков Никита

Критерии Солидная международная тусовка неврологов под названием ILAE – Международная лига борьбы с эпилепсией предложила в 2014 году три набора критериев, любого из которых как бы достаточно для постановки диагноза:1. Два неспровоцированных приступа, между которыми

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-06-09

№ 21. Психологическая сущность, структура и цели процесса обучения.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">План:

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Понятие обучения (Талызина Н.Ф., Зимняя И.А., Селиверстова Е.Н.).
  2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Цели обучения: образовательная, развивающая, воспитательная.
  3. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Структура обучения: содержание образования (чему учить), деятельность учителя (преподавание), деятельность ученика (учение).
  4. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Характеристики процесса обучения: мотивированность, развитость структуры обучения, гибкость обучения.
  5. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Типы обучения: 1) пассивное восприятие и освоение преподносимой извне информации; 2) активный самостоятельный поиск, обнаружение и использование информации; 3) организуемый извне направленный поиск, обнаружение и использование информации. Процедуры обучения (Роберт Ганье).

Все основные изменения поведения и деятельности ребенка в процессе возрастного развития являются фактами научения.

Научение – это устойчивое целесообразное изменение деятельности, которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма.

Наряду со стихийным освоением знаний и умений научение во многих случаях осуществляется в специально организованных условиях как целенаправленный процесс. Эту целенаправленную организацию научения называют обучением.

Обычно под обучением понимается передача человеку определенных ЗУН. Но ЗУН – это формы, результаты определенных психических процессов в психике человека, которые возникают в результате его собственной деятельности. Поэтому отношение «учитель – ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик – приемник». В нем необходимы активность и взаимодействие обоих участников процесса обучения.

Талызина Н.Ф. выдвигает теорию обучения, которая рассматривает процесс учения как формирование познавательной деятельности учащегося, располагает системой независимых характеристик этой деятельности и знанием основных этапов ее становления как перехода из плана общественного опыта в план опыта индивидуального. Поэтому, задача обучения – сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.

Зимняя И.А.: Обучение – это целенаправленная последовательная передача общественно-исторического социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза.

Селиверстова Е.Н.: обучение понимается как 2-хсторонняя деятельность, 2-хстороннее взаимодействие учителя и ученика, гармоничная связь, внутренняя согласованность которых основана на неодинаковости позиций учителя и ученика: учитель выполняет функцию организатора и руководителя, основные усилия которого направлены на стимулирование самостоятельной деятельности ученика по усвоению содержания образования. Деятельность ученика, занимаемая им позиция – это позиция человека познающего, человека как субъекта познания. Таким образом, говоря о процессе обучения, подчеркивается, что эта деятельность особая, обусловленная взаимосвязью 2-х субъектов, находящихся в гармонии.

Следовательно, обучение – это процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные ЗУН. При этом обучающий управляет активностью обучаемого, создавая необходимые условия, направляя, контролируя ее, предоставляя нужные средства и информацию.

Цель обучения рассматривается не только в плане приобретения знаний, а в плане обогащения, «перестраивания» личности ребенка. По мнению Эльконина Д.Б., «результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является прежде всего изменение самого ученика, его развитие».

Рубинштейн С.Л. в качестве цели обучения выделяет 2 стороны: освоение определенной системы знаний и развитие способностей ребенка. При этом процесс прочного усвоения знаний является центральной частью процесса обучения. В него включается восприятие материала, его осмысливание, запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях. В процессе усвоения знаний выделяется несколько взаимосвязанных сторон: первичное ознакомление с материалом или его восприятие, его осмысление, специальная работа по его закреплению и овладение материалом в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. Каждый из этих моментов зависит от всех этапов процесса обучения. Прочность усвоения знаний зависит не только от последующей специальной работы по их закреплению, но и от первичного восприятия материала, а осмысленное его восприятие – не только от первичного с ним ознакомления, но и от всей последующей работы, включая и повторительную.

Основные цели процесса обучения (Петровский А.В.):

  1. образовательная – обогащение учащихся ЗУН, обеспечивающее способность к сомоорганизации деятельности, выходящей за пределы усвоенных ЗУН;
  2. развивающая – направленное умственное и духовное развитие человека; развивает только такое обучение, которое уделяет значительное место самостоятельной работе учащихся, использует особые подходы к обучению, которые не только учитывают содержание знаний, но и поисковую деятельность учащихся, которое формирует у учащихся способы приобретения знаний и умений;
  3. воспитательная – формирование у учащихся системы ценностных отношений, соответствующих современной культуре; она реализуется тогда, когда учитель учитывает имеющиеся у учащихся реальные мотивы и опирается на них при организации обучения, ведет специальную работу по развитию положительного отношения к предмету и познанию вообще.

Структура обучения: педагоги главными структурными элементами процесса обучения выделяют следующие три: 1) содержание образования (чему учить); 2) деятельность учителя (преподавание); 3) деятельность ученика (учение).

Преподавание – это деятельность учителя по организации усвоения учеником содержания образования и по руководству этим усвоением. Задача учителя состоит не в передаче «готового» знания, а в организации активной познавательной деятельности ребенка.

Деятельность ученика – учение – это организованная учителем активная познавательная деятельность ученика, направленная на овладение содержанием образования и обеспечивающая самоуправление процессом учения.

Немов Р.С. в структуре обучения выделяет следующие компоненты:

  1. целевой: основная цель обучения – это развитие ученика;
  2. содержательный: «чему учить», определяется спецификой предмета, возрастом учащихся, программой;
  3. мотивационный: мотивы педагога, лежащие в основе его деятельности, педагог формирует мотивационную сферу учащихся;
  4. исполнительный: методы, способы, приемы, формы обучения;
  5. результативный.

Характеристики процесса обучения (Немов Р.С.):

  1. мотивированность: личная заинтересованность преподавателя в том, чтобы учащиеся как можно лучше усваивали учебный материал; глубина мотивированности оценивается по вовлеченности в учебный процесс самых значимых жизненных мотивов преподавателя, составляющих основу его личности;
  2. развитость структуры обучения: наличие в арсенале преподавателя разнообразных действий, с помощью которых он может осуществлять свои функции, передавая учащимся ЗУН, развивая их умственно и нравственно;
  3. гибкость обучения: умение сочетать и использовать разные методы и приемы обучения, легко и быстро переходя от одного к другому.

Типы обучения (Петровский А.В., Ительсон Л.Б.): обучение складывается из определенных действий. Они зависят от положения, которое занимает ученик в поле педагогических воздействий: 1)пассивное восприятие и освоение преподносимой извне информации; 2) активный самостоятельный поиск, обнаружение и использование информации; 3) организуемый извне направленный поиск, обнаружение и использование информации.

В первом случае учащегося рассматривают только как объект формирующих воздействий педагога. В основе научения лежат сообщение обучаемому готовой информации и требование к определенным учебным действиям.

Во втором случае учащийся рассматривается как субъект, формирующийся под воздействием собственных интересов и целей. В основе такого научения лежат поиск и выбор учащимся информации и действий, отвечающих его потребностям и ценностям.

В третьем случае учащийся выступает и как объект педагогических воздействий, и как субъект познавательной деятельности. Педагог организует внешние источники поведения (требования, ожидания, возможности) так, что они формируют необходимые интересы и ценности учащегося, а последние определяют активный отбор и использование учеником необходимой информации.

Для каждого случая характерны свои способы управления деятельностью ученика, своя концепция и методы обучения.

Преподнесение готовых знаний и умений выражается в концепции обучения как преподавания. Для него типичны следующие методы: сообщение, разъяснение, преподнесение, показ.

Естественное самонаучение отражается в концепции обучения как стимуляции. Характерные для него методы: пробуждение интереса, удивления, любопытства.

Направление познавательной активности выражает концепцию обучения как руководства. Его типичные методы – постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование.

Теория обучения Роберта Ганье описывает учение как последовательность процессов или стадий, каждая из которых требует, чтобы удовлетворялись разные условия для нормального процесса научения. Она фокусируется на процессах (стадиях), которые проходят учащиеся, и условиях, облегчающих ученику прохождение каждой стадии.

Процессы обучения: 1) внимание; 2) мотивация; 3) выборочное восприятие характеристик; 4) семантическое кодирование: смысловая организация новой информации для лучшего запоминания (н: иллюстрация слов); 5) хранение в долговременной памяти; 6) поиск и воспроизведение информации; 7) практическое применение; 8) обратная связь.

В соответствии с процессами выделяют следующие процедуры обучения: они обеспечивают осуществление в ходе урока каждого процесса обучения:

  1. овладение вниманием учеников (словесное указание, использование сильного раздражителя н: звука);
  2. информирование учеников о цели учения: сообщение учителем цели и задачи урока;
  3. стимулирование припоминания усвоенного ранее материала, имеющего отношение к изучению нового;
  4. представление стимула: его отличительных особенностей (н: правило, определение);
  5. обеспечение руководства учением: руководство учащимися при овладении выполнением какого-либо задания;
  6. обеспечение практического применения: домашнее задание, письменная работа в классе, ответ;
  7. обеспечение обратной связи: информация о результате деятельности учеников со стороны учителя;
  8. оценка практического применения: оценка понимания выученного материала, а не просто заучивания;
  9. закрепление информации в памяти и ее перенос: повторение и применение полученных знаний.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Литература

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А.В. М., 1979.
  2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. Ильясова И.И., Ляудис В.Я. М., 1980.
  3. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.
  4. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Такман Б.У. Педагогическая психология. М., 2002.
  5. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Гамезо М.В. М., 1984.
  6. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  7. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Зимняя И.А. Педагогическая психология.
  8. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1999.
  9. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Педагогические теории, системы и технологии. Под ред. Селиверстовой Е.Н.

Воспитание – главная сила, которая способна развить личность для общества. Эффективность воспитательного воздействия заключается в систематическом и квалифицированном руководстве. Воспитание подчиняет развитие человека определенной заданной цели. Влияние педагогов приводит к нацеленным результатам. Чаще всего это выявление склонностей и дарований в ребенке, его талантов, способностей. Но здесь важно учитывать то, что воспитание может обеспечить развитие, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание всегда опирается на уже достигнутый уровень развития. Эффективность воспитания зависит от уровня подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, а это в свою очередь зависит от последовательности и среды.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель выступает как общая, когда она должна быть сформулирована у всех людей, и как индивидуальная, когда происходит воспитание отдельного человека. Современная психология выступает за совмещение этих двух целей воспитания.

В современном мире существует очень много разнообразных целей воспитания и воспитательных систем. Каждая цель для своей реализации требует определенных условий и средств. Формирование целей происходит за счет объективных причин. Это закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие, формирование педагогической мысли, уровень общественной культуры.

Цель воспитания выражает историческую обусловленную потребность общества в подготовке подрастающего поколения для выполнения определенных общественных функций. Цель воспитания всегда отражает достигнутый уровень развития общества, так как потребности общества зависят от производства, уровня развития производительных сил. Также на формирование целей воспитания оказывает влияние и научно-технический прогресс, социальный, экономический. Важной целью воспитания является обеспечение человеку всестороннего и гармонического развития личности.

Трудности и ошибки в реализации цели воспитания – формировании всесторонне развитой личности – потребовали частичного сужения цели, пересмотра задач и настрой их на конкретные цели и задачи.

Школа пытается выработать у ученика осознание гражданской позиции, готовности к жизни, труду, творчеству, патриотизм, ответственность за судьбу страны.

Составные части воспитания. Умственное воспитание развивает у детей систему знаний разных наук. В основе усвоения научных знаний у ребенка формируется мировоззрение. Формирование мировоззрения является определяющим фактором, так как это система взглядов человека на природу, общество, познание, идеологию. Система знаний способствует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей. Физическое воспитание – очень важная составляющая воспитательной системы в целом. Современное общество требует физически сильного и здорового молодого поколения, которое будет готово к работе на предприятиях, к защите страны. Трудовое воспитание формирует трудовые действия. Труд выступает как ведущий фактор развития личности, как способ творческого освоения мира.


  • Психологическая сущность воспитания , его критерии . Воспитание – главная сила, которая способна развить личность для общества. Эффективность воспитательного воздействия заключается в систематическом и квалифицированном руководстве.


  • Н.И. Вессель в воспитательном Психологическая сущность воспитания , его критерии .


  • Психологическая сущность воспитания , его критерии . Воспитание – главная сила, которая способна развить личность для общества.
    Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии - и никакой экзамен вам не страшен!


  • Психологическая сущность воспитания , его критерии .
    Н.И. Вессель в воспитательном процессе выделял две стороны – субъективную (формальную) и объективную (материальную).


  • Правовые системы на постсоветстком пространстве. … Теория сравнительных преимуществ. … Психологическая сущность воспитания , его критерии


  • Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных.
    Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций пси- хологии воспитание есть...


  • Н.И. Вессель в воспитательном процессе выделял две стороны – субъективную (формальную) и объективну... подробнее ». Психологическая сущность воспитания , его критерии .


  • Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные р. Психологическая сущность воспитания . Дети в начальной школе усваивают не только знания о предметном мире и способы овладения этим миром...


  • Сущность бихевиоризма. Бихевиоризм - психолого-педагогическая концепция техно- кратического воспитания , под которым понимается воспитании
    Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял вид- ный американский философ и психолог Дж.


  • Сущность процесса обучения, его цели. Науку, изучающую и исследующую проблемы образования и обучения, называют дидактикой.
    Общность психологии и дидактики состоит в том, что они имеют единый объект – процесс обучения и воспитания ; их различие определяется...

Найдено похожих страниц:10


Происхождение термина «манипуляция»

Manipulus - латинский прародитель термина «манипуляция» - имеет два значения:

а) пригоршня, горсть (manus - рука + pie - наполнять),

б) маленькая группа, кучка, горсточка (manus + pi - слабая форма корня).

Во втором значении это слово, в частности, обозначало небольшой отряд воинов (около 120 человек) в римском войске.

В Оксфордском словаре английского языка манипуляция (manipulation) в самом общем значении определена как обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью,...

....как ручное управление, как движения, производимые руками, ручные действия.

Например, в медицине - это освидетельствование, осмотр некой части тела с помощью рук или лечебные процедуры. Специально отмечается наличие ловкости, сноровки при выполнении действий-манипуляций.

Манипулятор - личность, психологический тип, использующий других людей, преследуя свои цели.

Манипуляция - это ряд методов воздействия на людей , разновидность психологического насилия с целью добиться от них необходимого для своих целей поведения.

Манипулятор ставит людей в затруднительные обстоятельства с целью получения для себя той или иной выгоды или преимуществ и иных личных целей.

В результате агрессивного манипулирования, человек часто утрачивает способность контролировать обстоятельства и выражать себя прямо и непосредственно, оказываются ущемленной свобода человека и его законные права.

Манипулятор часто не может позволить себе быть искренним и естественным, так как это резко снижает его шансы добиться столь желанного скрытого преимущества, поэтому он может прибегать к имитации искренности взаимоотношений или театральности, нарочитой наигранности поведения по отношению к своей жертве.

Манипуляция политическая - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями , используя те или иные потенциальные потребности индивида или группы людей.

Выражаясь на языке теории массовых коммуникаций, манипулирование индивидом предполагает подмену интересов реципиента интересами коммуниканта.

В результате индивид начинает воспринимать внушенные ему интересы как свои собственные. Таким образом личность становится частью "психологической толпы".

1. Психологические особенности манипулятора

Предрасположенность к манипуляциям характерна для так называемой невротической личности.

Одной из потребностей невротика является потребность в доминировании, обладании властью.

Карен Хорни считает, что навязчивое желание доминировать порождает "неспособность человека устанавливать равные отношения.

Если он не становится лидером, то чувствует себя полностью потерянным, зависимым и беспомощным. Он настолько властен, что все выходящее за пределы его власти воспринимается им как собственное подчинение".

От манипуляций страдает не только их объект. Манипулятор также является жертвой своей жизненной установки.

Он считает, что "манипуляция - это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других ".

2. Психологическая сущность манипуляций

Психологическая сущность манипуляций - в эксплуатации человеческих эмоций.

Почему самыми беспощадными были религиозные войны, почему труднее всего урегулировать национальные конфликты?

Потому что религиозное и национальное чувства затрагивают глубинные слои человеческой психики.

Человек, в котором удается разжечь пламя религиозного фанатизма или национального экстремизма, способен на все.

Страсти - это ораторы, доводы которых весьма убедительны.

Когда пожар страстей перекидывается на целые народы - наступает раздолье для манипуляций и манипуляторов.

При манипуляциях внешний смысл слов и действий по отношению к другому человеку не совпадает со смыслом внутренним. Человек, которым манипулируют, делает то, что нужно его партнеру по общению, будто бы сам это выбирая.

Выгода при манипуляции может быть не только материальная, но и психологическая: повышенное внимание значимых людей, повышение самооценки, приобретение более высокого авторитета и уважения и т.п.

Манипулятор использует психологически уязвимые особенности человека - черты характера, привычки, желания, а также его достоинства, то есть все, что может срабатывать автоматически, без сознательного анализа.

Такое воздействие часто подкрепляется специальными приемами, повышающими общую «податливость» партнера.

3. Психологические особенности политических манипуляций

В отличие от межличностных политические манипуляции обезличены и предполагают воздействие на широкие массы. Воля меньшинства (а то и отдельной личности) в завуалированной форме навязывается большинству.

Одним из основных средств политической манипуляции является пропаганда.

Технология политической манипуляции предполагает следующие моменты:

а) внедрение в сознание под видом объективной информации неявного, но желательного для определенных групп содержания;

б) воздействие на болевые точки общественного сознания, возбуждающие страх, тревогу, ненависть и т. д.;

в) реализацию неких замыслов и скрываемых целей, достижение которых коммуникант связывает с поддержкой общественным мнением своей позиции.

Объекты манипуляций не являются полностью пассивными; люди позволяют собой манипулировать, перекладывая ответственность за свои поступки на манипуляторов.

Перераспределение ответственности между лидером и толпой создает предпосылки для манипуляций.

4. Наглядные примеры манипуляций

Наглядный пример манипуляции - ребёнок, который начинает плакать, когда ему хочется посмотреть другую передачу или мультфильм.

Таким образом ребёнок манипулирует родителями.

«Нытики», то есть люди, у которых всё хорошо, но при встрече они могут часами рассказывать, как у них всё плохо и как им всё надоело.

[источник не указан 285 дней]

4. 1. Манипуляция любовью .

В детстве вам говорили: «Если ты будешь так кривляться, я тебя любить не буду». Хотя на самом деле имели ввиду: «Слушайся меня».

Ваш мужчина вам говорит: «Ты сначала перестань ногти грызть (работать, к маме ездить, читать женские романы, каждое утро готовить солянку… ), тогда поговорим про свадьбу». Хотя на самом деле имеет ввиду: «Мне не нравится, когда ты грызешь ногти».

Босс вам говорит: «Мы умеем ценить своих сотрудников, у нас дружная команда единомышленников. Поэтому редко кто уходит из нашего коллектива по своей воле ». Хотя на самом деле имеет ввиду: «Мы будем к тебе хорошо относиться, если ты будешь хорошо работать»

Особенности этой манипуляции

Одна из самых коварных и жестоких манипуляций, которыми часто пользуются в семьях.

Ребенок, привыкший к такому обращению, начинает понимать что самые близкие люди не принимают его целиком , любят не за то, что он есть, а за то, что он что-то делает или не делает.

В партнерских отношениях, такие разговоры также не приводят ни к чему хорошему. Ведь в данном случае на одну чашу весов кладется любовь, а на другую некое условие. Получается, что любовь - это некий товар, который при необходимости можно обменивать на услуги или деньги.

4. 2. Манипуляция страхом.

В детстве вам говорили: «Не будешь делать уроки, станешь дворником».

Хотя на самом деле имели ввиду:«Я не знаю, как тебя еще заставить делать уроки». Ваш мужчина говорит:«Если я и дальше буду работать в этой конторе, у меня будет инфаркт».

Хотя на самом деле имеет ввиду:«Приготовься, я скоро уволюсь» На работе вам говорят:«Машенька, мне тут прислали резюме одного очень перспективного молодого сотрудника. У вас с ним как раз один профиль». Хотя на самом деле имеют ввиду:«Незаменимых нет, соберитесь, милочка».

Особенности этой манипуляции

Использование людских страхов - одни из самых любимых приемов манипуляторов всех типов и мастей. Очень часто они играют на недостаточной информированности человека. Поэтому, если вам регулярно пудрят мозги по поводу неких мифических опасностей и призывают сделать то или иное, чтобы избежать их - наведите справки.

4. 3. Манипуляция неуверенностью в себе.

В детстве вам говорили: «Русский ты сделала, я вижу. А давай посмотрим, что у тебя не получается?». Хотя на самом деле имели ввиду: «Ты все равно ни на что не способна без моей помощи». Ваш мужчина вам говорит: «Ты собираешься съесть на ночь печенье?Ну давай-давай. Я пока в комп поиграю».

Хотя на самом деле хочет сказать: «Я имею право делать, что хочу ». На работе вам говорят: «Переведите, пожалуйста, небольшой текст с китайского. Вот вам словарь, у вас есть полчаса». Хотя на самом деле имеют ввиду: «Не зарывайся, я здесь начальник».

Особенности этой манипуляции:

Манипуляция - это всегда вопрос власти , а в данном случае он стоит наиболее остро. «Я - начальник, ты - дурак», - так можно перефразировать большую часть приведенных здесь высказываний.

Проблема начальника-манипулятора (будь он мамой, папой, боссом или президентом) заключается в том, что он не обладает реальным авторитетом, не является властью, но хочет ей быть. С ним, безусловно, можно начать играть в «поддавки» и льстить.

Но этой лести ему никогда не будет достаточно. Он будет ненадолго успокаиваться, а потом вновь и вновь искать подтверждение своей состоятельности за счет чужих недостатков. Однако, манипулировать вами он сможет только в том случае, если вы по поводу своего недостатка переживаете.

Характер – это такие индивидуально-психологические свойства, отражающие типичные для данного человека способы реагирования и поведения в окружающем мире.

От темперамента характер отличает то, что в нем присутствует много приобретенных социальных свойств. По выражению И.П. Павлова, характер есть сплав врожденных и приобретенных свойств.

В современной психологии различают четыре системы свойств характера, определяемых различными отношениями личности.

1. Свойства, выражающие отношение к людям (доброта, отзывчивость, требовательность, справедливость, ненависть, зависть).

2. Свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, дисциплинированность).

3. Свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность, бережливость, жадность, щедрость).

4. Свойства, выражающие отношение к самому себе (самолюбие, тщеславие, гордость, скоромность).

Основные черты отличия характера от темперамента:

1. Темперамент человека является врожденным, а характер – приобретенным.

2. Темперамент определяется биологическими особенностями организма, а характер – социальной средой, в которой живет и развивается человек.

3. Темперамент человека определяют только динамические особенности его психики и поведения, в то время как характер – реальное ценностное, моральное и другое содержание его поступков.

4. Типы и свойства темперамента не оцениваются в ценностных терминах, в то время как типы и черты характера поддаются такой оценке. О темпераменте нельзя сказать, что он хороший или плохой, в то время как к оценке характера такие определения вполне подходят.

5. Применительно к описанию темперамента человека пользуются термином «свойства», в то время как по отношению к описанию характера – термином «черты».

Характер спортсменов:

Для спортсмена любой спортивной специализации нужно иметь так называемый «бойцовский характер». Исследователи различных видов спорта перечисляют тот набор качеств, который характеризует спортивного бойца.

Так, представители восточных единоборств имеют следующий набор характерологических черт: смелость, независимость, самостоятельность, эмоциональную устойчивость, общительность, развитое воображение.

В японском наставлении для дзюдоистов перечислены следующие необходимые для борца качества:

1. Мягкость плюс сноровка в сочетании с волевым, борцовским настроем.

2. Уверенность в себе, полное самообладание, ясный ум.

3.Главное не сила, а быстрота реакции, ловкость и элегантность.

4. При выполнении приема важно использовать дух и тело как единое целое.

5. Осуществлять систему комбинаций на татами, уметь импровизировать.

6. Умение вывести противника из равновесия, ибо это половина победы в дзюдо.

7. Истинный дзюдоист не должен устраивать из дзюдо гонку за степенью мастерства, так как вместо того, чтобы совершенствоваться в ней, он будет топтаться на месте.

В состав характера входят и моральные качества - ответственность, честность, уважение к личности других. В связи с проявлением моральных качеств встает вопрос об агрессивности в спорте. В психологии считается, что агрессивное поведение – модель поведения, имеющая целью причинение вреда какому-либо объекту и противоречащая нормам и правилам поведения в обществе. В спорте это понятие трактуется двояко: есть «хорошая» агрессивность – синоним боевитости и «плохая» - поведение, несовместимое с правилами соревнований и нормами морали. Поэтому специалистами спортивная агрессивность рассматривается в двух видах:

Деструктивная, определяемая нарушением правил соревнований, спортивной этики;

- «нормативная», осуществляемая в рамках правил соревнований и без прямых нарушений спортивной этики.

Нормативная агрессивность входит в комплекс черт «бойцовского» характера во всех видах спорта. Многие практики спорта убеждены, что есть прирожденные «бойцы», и стремятся как можно быстрее посмотреть новичка в трудной соревновательной обстановке, чтобы определить, «боец» он или нет. Безусловно, какие-то качества характера генетически предопределены, и важно выявить уже на ранних стадиях отбора те профессиональные качества, которые трудно поддаются тренировке, и отбирать смелых, решительных, уверенных в себе, агрессивных в положительном значении этого слова, активных, коммуникативных, приверженцев правил честной игры.