Крупнейшие городские агломерации мира. Крупные городские агломерации россии




Возглавляемая столицей Московская агломерация самая крупная и сложная среди агломериций России, не имеющая себе равных по территориальным размерам и численности населения, количеству городов и поселков, многообразию их типов. Прежде всего она выделяется мощью и ролью ядра. Москва оказывает чрезвычайно сильное воздействие на окружающий район, проявляя высокую потребность в городах-спутниках. В то время, как урбанизация в стране затормозилась, не завершившись, в Московском регионе она интенсивно продолжается, для чего находятся материальные, финансовые, организационные и, что самое главное, - демографические ресурсы, остродефицитные в большинстве регионов Российской Федерации.

В настоящее время территория Московской агломерации составляет не менее 20 тыс. км2, а численность населения около 16 млн чел. Московская агломерация насчитывает примерно 100 городов, в том числе полтора десятка в соседних областях.

Главная характерная особенность Московской агломерации в том, что именно здесь возник и получил развитие новый тип города - наукоград. Ещё до Великой отечественной войны в возникли прообразы будущих технополисов, например, город Королёв (в те годы Калининград) - центр ракетной техники, ставший затем крупнейшим аэрокосмическим комплексом. В Московской агломерации около трех десятков наукоградов, почти половина существующих в России. Среди них центры не только прикладной, но и фундаментальной науки - Дубна, Пущино, Протвино, Троицк, Черноголовка.

Московская агломерация имеет развитый историко-культурный каркас, звеньями которого являются древние города Коломна, Дмитров, Волоколамск, Боровск и др; знаменитые монастыри, такие как, Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде, Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском, Иосифо-Волоколамский под Волоколамском, Новый Иерусалим в Истре. Сюда же входят усадьбы - литературные гнёзда и очаги искусств, места боевой славы, связанные с событиями Отечественной войны 1812 г. и битвой под Москвой в 1941-42 гг. Всё это создает удивительно духовную региона.

Московская агломерация является также рекреационной агломерацией, благодаря насыщенности учреждениями лечения, отдыха, туризма. По общей численности мест в санаториях и других оздоровительно-лечебных объектах Подмосковье на уступает .

Московская агломерация - гигантский резервуар трудовых ресурсов. Ежедневно в будние дни на работу и учёбу в Москву из окружающего района прибывает около 1200 тысяч человек, встречный поток достигает 400 тыс. человек.

Многими характерными чертами отличается территориальная структура Московской агломерации. Её каркасом служат радиусы разветвлённого транспортного узла, имеющего 11 железнодорожных и 13 автомобильных магистралей, а также водные дороги Москвы-реки и канала им. Москвы. Транспортный узел определяет конфигурацию Московской агломерации - многолучевую звезду. Вдоль некоторых радиусов сформировались на десятки километров почти сплошные полосы расселения, особенно развитые на Рязанском, Ярославском, Владимирском направлениях.

О сложности территориальной организации Московской агломерации свидетельствует формирование в её составе «дочерних» агломераций, так называемых агломераций 2-го порядка. Это - складывающиеся в разных местах, больше тяготея к восточной части, территориальные группы сближенных городов и поселков, тесно взаимосвязанных, объединённых общими локальными проблемами. В центральной части Московской агломерации это - Ногинско-Электростальская, Подольско-Климовская, Люберецко-Раменская, Балашихинско-Реутовская, Химкинско-Зеленоградская, Долгопрудненско-Лобненская агломерации; на периферии - Серпуховско-Чеховская, Каширско-Ступинская, Коломенская, Орехово-Зуевская, Обнинско-Нарофоминская. В некоторые периферийные агломерации 2-го порядка вошли поселения соседних областей. На калужском направлении у границ с Московской областью сложилась группа городов и посёлков во главе с Обнинском с общим числом жителей 240 тыс. чел. В Орехово-Зуевскую агломерацию вошли города Владимирской области - Покров, Петушки, Костерево. Происходит сближение Московской агломерации с агломерациями Калуги, Твери, Владимира, Рязани, Тулы, что усиливает связность районов в Центральной России.

Российский мегаполис

В России пока нет условий, благоприятствующих формированию мегалополисов - самых сложных форм городского расселения. Однако, в срединной части Центральной России складывается своеобразное урбанистическое образование в виде полосы между Москвой и , наполненной значительным количеством городов и поселков. Эта полоса приближается к состоянию, которое даёт основание называть ее мегаполисом.
Полоса начинается на западе гигантской Московской агломерацией и заканчивается на востоке развитой Нижегородской агломерацией, в которй число жителей превышает 2 млн чел.

Московская агломерация, если учитывать сформировавшиеся в ее окраинной зоне агломерации 2-го порядка имеет агломерационный радиус, превышающий 100 км, соприкасается с агломерациями соседних областных центров. У Нижнего Новгорода на некоторых наиболее развитых направлениях агломерационный радиус достигает 100 км. Ширина соединяющей агломерационные завершения полосы примерно 20-40 км. Ровно посредине ее складывается биполярная Владимирско-Ковровская агломерация, включающая примерно десяток городов.

Урбанизированное образование сформировалось на территории, имеющей давнюю историю. Это - колыбель русского государства, край древних ополий и городов, многочисленных гнезд разнообразных кустарных промыслов. Здесь сложились первые ареалы крупной фабричной промышленности, в которых в прошлом преобладала текстильная. Московская и Нижегородская агломерации, и прежде всего их центры, сыграли лидирующую роль в годы индустриализации и научно-технической революции, явились зачинателями новых производств и создания новых образцов техники.

Издавна проявились тесные внутренние связи, укреплявшие хозяйственную и культурную ткань территории. В эпоху индустриализации Нижний Новгород, развиваясь по образу и подобию Москвы, выступал её дублером, особенно в таких прогрессивных отраслях как автомобилестроение, станкостроение, авиастроение, электротехника и радиоэлектроника.

Кустарные промыслы и возникшая на их основе крупная промышленность создали условия для «вызревания» фабричных, заводских, кустарных сел в города. Лидером в этом процессе еще до Октябрьской революции стал Орехово-Зуево, набравший к 1917 г., когда ему присвоили статус города, 60 тыс. жителей.

Среди городов подобного происхождения высока доля монофункциональных центров. Это города, чью градообразующую базу нередко составляет одно предприятие. Таковы Дрезна, Яхрома, Лакинск, Собинка (текстильные центры), Ворсма (производство инструментов), Богородск (кожевенное и обувное производства). Очень сильно расширили и укрепили свой экономический фундамент города - Владимир, Ковров, Ногинск, Балахна, Павлово.

Новые города - центры отраслей нового века - качественной металлургии (Электросталь), (Электрогорск), нефтепереработки (Кстово),приборостроения (Радужный), моторостроения (Заволжье). Для наукоградов, особенно распространенных в Московской агломерации, основой служит триада: наука - высокотехнологичное производство (обычно опытное с испытанием новых образцов) - высшее образование.
Московская и Нижегородская агломерации устремляются навстречу друг к другу. Они обе асимметричны. У Московской полнее развиты восточные лучи, у Нижегородской - западные. Восточный агломерационный луч заканчивается у Кстово, а западный достигает Гороховца во Владимирской области.

Санкт-Петербургская агломерация - крупная городская агломерация, уникальность которой придает Санкт-Петербург - великий город, культурная столица России, в своей исторической части - образец градостроительного искусства.

Санкт-Петербург - единственный из российских центров начал свое существование с одновременным созданием в своем окружении поселений-спутников: резиденций правителей, крепостей, портов.

Своеобразие агломерации придает приморское положение. Агломерация приобретает характерный рисунок следуя природным объектам и ландшафтам. Вдоль полноводной Невы сформировался Невский луч расселения, завершающийся у Шлиссельбурга (64 км от ) перед . Карельский перешеек благодаря своим природным условиям, изобилующий красивыми озеро-лесными ландшафтами и выходящий на берега Ладожского озера и Финского залива, представляет обширный рекреационный ареал и почти входит в пригородную зону, являясь частью агломерации. Карельский перешеек, обладая большой рекреационной ёмкостью, является местом отдыха, лечения, туризма и спорта.

Рекреационная составляющая присуща многим городам Санкт-Петербургской агломерации, в том числе и тем, которые выполняют и другие функции - портовые, промышленные, научные, административные.

Агломерация в целом, как и ее ядро Санкт-Петербург, многогранна. В составе агломерации примерно 35 городских поселений, в т.ч. 15 городов. Общая численность населения (на начало 2006 г.) - 5257 тыс. человек; на долю Санкт-Петербурга приходится 87%. Доля населения спутниковой зоны невысока. Среди городов и поселков агломерации много знаменитых, занимающих видное место в истории, хозяйстве, культуре, и территориальной организации России. В административном подчинении Санкт-Петербурга находятся 8 городов и 21 посёлок городского типа общей численностью 560 тыс.человек. Города Колпино, Сестрорецк, Зеленогорск, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Пушкин, Петродворец сохраняют обособленность, отделены от центрального города значительными пространствами, которые вряд ли в обозримом будущем будут застроены. Находясь в административных границах Санкт-Петербурга, они фактически образуют первую (ближнюю) зону спутников в составе агломерации.

После революции, когда бывшая столица империи была отрезана от традиционных зарубежных сырьевых и топливных баз, вокруг Ленинграда была создана система городов-спутников - производственных дополнений, которые обеспечили его предприятия электроэнергией, топливом, металлом, химическим сырьем. Города при электростанциях разного типа (тепловых, гидравлических, атомной) составили «отряд» энергетиков. В настоящее время происходит развитие городов-портов, предназначенных, в частности, обслуживать экспорт нефти. Санкт-Петербург, будучи крупнейшим научным центром, стимулировал возникновение и развитие наукоградов - центров, ускоряющих научно-технический прогресс. Среди них Сосновый Бор, рожденный Ленинградской АЭС, Приморск, Гатчина, Петродворец, Колпино и др.

В условиях социально-экономического кризиса 1990-х гг. Санкт-Петербургская агломерация испытывала значительные трудности, что выразилось в спаде промышленного производства, сокращении научных исследований и рекреационной деятельности, в последовательном уменьшении численности населения. В Санкт-Петербурге (Ленинграде) за 1989–1998 гг. число жителей сократилось на 6,1%, в то время как за предшествующее 10-летие (1979–1989 гг.) увеличилось на 9,5%.

Сокращение числа жителей продолжается. Сказывается дефицит демографических ресурсов в России.

Однако Санкт-Петербургская агломерация - вторая по своему потенциалу в России - сохраняет динамику развития. В 1990-х годах продолжалось образование новых городов, построены и строятся новые порты; район Санкт-Петербурга привлекает значительные инвестиции отечественных и зарубежных предпринимателей, расширяются возможности отечественного и иностранного туризма.

Самарская Лука - одно из самых примечательных мест на Волге. Дугообразная излучина с крутыми поворотами, где река на 90° меняет направление, огибая горы Жигули, далеко выдается к востоку. У крайней восточной части дуги расположена Самара - крупнейший центр , основанный как город-крепость в 1586 г. вскоре после присоединения к Московскому государству Казанского ханства. Два других поворота излучины отмечены парами городов: Тольятти - Жигулевск, Сызрань - Октябрьск.

Трехцентровое скопление городских поселений - Самарская триада - насчитывает почти 2,5 млн человек городского населения. Несколько менее половины приходится на долю Самары (46,8%). Расстояние между Самарой и Тольятти около 100 км. Это наибольшее сближение крупнейших (превысивших 500 тыс. человек) городов в России. Почти такое же расстояние разделяет Тольятти и Сызрань. Три агломерации своими краевыми частями накладываются друг на друга.

Самара занимает выгодное географическое положение, в районе, богатом энергетическими ресурсами и плодородными почвами.

До Великой Отечественной войны в Самаре размещались предприятия ведущих отраслей промышленности - авиастроения, станкостроения, приборостроения. В войну Самара являлась резервной столицей страны. В Самаре наибольшее число жителей по сравнению с другими городами Поволжья. Крупнейший многофункциональный город, центр культуры, науки, высшего образования, высокотехнологичной промышленности, Самара активно стимулировала возникновение в своем окружении городов-спутников. Среди них выделяются: Новокуйбышевск - центр нефтепереработки и нефтехимии; Чапаевск, основанный накануне первой мировой войны, с несколькими предприятиями химической индустрии; Кинель - железнодорожный узел, расположенный к востоку от Самары.

Тольятти - самый крупный из российских городов-новостроек, центр автомобилестроения, химической индустрии, промышленности строительных материалов; крупный речной порт, центр туризма и спорта.
Тольятти представляет собой агломерацию. Городская черта охватывает три территориально обособленных района, объединенных городскими системами транспортной и инженерной инфраструктуры. Наиболее крупный район Автозаводский (435,2 тыс. жителей) превосходит два других вместе взятых - Центральный (градообразующая база - в основном химические заводы) и Комсомольский (речной порт, железнодорожный вокзал, производство строительных материалов).

Сызрань - город, расположенный в 137 км от Самары и почти в 100 км от Тольятти. Сызрань возникла в 1683 г. как крепость на Сызранской оборонительной линии. В настоящее время Сызрань - центр машиностроения и химической индустрии, крупный железнодорожный узел у первого по времени сооружения перехода через Волгу в ее среднем течении; западные ворота агломерационного образования в районе . В последние годы усиливаются производственные связи Сызрани с Тольятти.

Полицентризм урбанистического образования, сложившегося в районе Ростова-на-Дону, позволяет именовать его конурбацией, а не агломерацией. В территориальной организации юга Европейской части России, городском расселении, в системе межрайонных связей ареал весьма примечательный. В этих местах ещё с античных времён возникали города. Близ устья реки Дон существует археологический заповедник на месте античного города Танаис. У нынешнего города Азов была вереница предшественников, располагавшихся в средние века на северной ветви Великого шёлкового пути.

Позже развернулось противостояние Российской и Османской империй; стремилась закрепиться на черноморском и азовском побережьях, развить экспансию на Дон и Волгу. Поэтому она превратила Азов в грозную крепость и цепко за него держалась. Петр I предпринял Азовские походы, чтобы утвердиться на южных морях, основал в 1698 г. Таганрог - крепость и порт. На Дон бежали жаждавшие свободы люди со всей Руси. Столицу донского казачества Старочеркасск сменил, специально построенный в 1805 г. как административный центр, город Новочеркасск. Во 2-й половине XIX в. быстро формировался Донбасс. Его восточное крыло последовательно занимало части Области Войска Донского, превращая казачьи станицы в центры угледобычи. Наиболее значительный из них - станица Грушевская в 1867 г. получила городской статус (ныне город Шахты).

С первой половины XIХ в. Ростов-на-Дону (город с 1796 г.), созданный на месте крепости Св. Дмитрия Ростовского (основана в 1761 г.), развивался как крупнейший торгово-промышленный центр Южной России. Значение его возросло после соединения железными дорогами с Харьковом (1870 г.), Воронежем (1871 г.), Владикавказом (1875 г.) Определилась роль Ростова-на-Дону как «Ворот Кавказа».

По переписи 1897 г. Ростов-на-Дону превысил вдвое по числу жителей Новочеркасск. В 1920-е годы стал административным центром Азово-Черноморского, затем Северо-Кавказского края, с 1937 г. - центр Ростовской области. Современный Ростов-на-Дону - крупнейший культурный, научный и промышленный центр, важнейший транспортный узел. В значительной степени функции транспортного узла возложены на спутник Ростова-на-Дону город Батайск (образован в 1936 г.), расположенный в 15 км к югу, на противоположном берегу Дона. Второй ближний спутник - промышленный центр Аксай - находится в 18 км к востоку (образован в 1957 г. из станицы Аксайской).

Город Новочеркасск, утратив административные функции, сохранил культурные и образовательные, превратившись также в крупный многоотраслевой промышленный центр. Город Шахты - главный промышленный центр Российского Донбасса. Город Азов в течение веков имел беспокойную судьбу ключевого города-крепости, в конце XIX в. был посадом. Сейчас это многофункциональный город, морской и речной порт, центр промышленности и туризма. Город Таганрог - второй по числу жителей город области и конурбации, центр северного Приазовья. Его промышленному развитию способствовало положение на выходе из Донбасса. В Таганроге развиты металлургия, авиастроение (проектирование гидросамолетов), и автомобилестроение. Город Таганрог - важный центр культуры и образования; город А.П. Чехова.

Каждый из городов конурбации имеет примечательную историю, характерные черты, свою траекторию развития. В центре ареала городов резко выделяется Ростов-на-Дону, отличающийся особым разнообразием функциональной структуры и выдающимся географическим положением. Ростов-на-Дону связывает угольно-металлургический Донбасс с Донской и Кубанской житницами, открывает пути на Кавказ и Нижнюю Волгу.

Ростов-на Дону не знает конкурентов и, несмотря на положение «в углу» , является его признанным и естественным социально-экономическим фокусом.

Город Сочи охватил своей городской чертой курортную агломерацию, протянувшуюся вдоль черноморского побережья на 145 км от реки Шепси на северо-западе до реки Псоу на государственной и Грузии.

Территория агломерации составляет 3506 км2 (в три раза больше Москвы), число жителей 331,0 тыс. человек. Агломерация Сочи - это собственно город Сочи и входящие в его черту прибрежные поселения Магри, Макопсе, Аше, Лазаревское, Солоники, Головинка, Якорная Щель, Вардане, Лоо, Дагомыс, Мацеста, Хоста, Адлер, а в горах-поселок городского типа Красная Поляна.

После того, как железная дорога от Туапсе до Адлера была продолжена в , Сочинская агломерация оказалась в транспортном коридоре. Железная дорога и еще раньше проложенное Черноморское шоссе послужили осями развития агломерации.

Сочи - город-курорт. Приобщение к курортной деятельности произошло в1908 г, когда вошел в строй санаторий-первенец «Кавказская Ривьера». Превращение в массовый курорт осуществилось в 1930-е гг. В короткие сроки были построены санатории, поликлиники, комплекс ванных корпусов в Мацесте, морские вокзалы в Сочи и Мацесте, создан дендрарий, проложен Курортный проспект, проведены берегоукрепительные работы и т.д.
Как курорт Сочи уникален, что обусловлено сочетанием нескольких факторов: мягкий климат, теплое море, сульфидно-хлоридно-натриевые воды Мацесты, углекислые Красной Поляны, глинистые железистые илы Имеретинской бухты (район Адлера). Потенциал Сочи еще полностью не использован.

Город-агломерация Сочи состоит из 4-х административных районов: Лазаревского, Центрального, Хостинского и Адлеровского. Около 2/5 постоянного населения сосредоточено в Центральном районе. Здесь располагаются администрация, главные культурные учреждения: оперный театр, филармония, художественный музей, музей Николая Островского, цирк, дендрарий, крупные гостиницы, а также железнодорожный, морской и автовокзалы. Значительная часть многоэтажного жилого фонда размещена в долине р. Сочи (Новые Сочи). Здесь же находятся предприятия и производство строительных материалов, обслуживающие нужды курорта - курорта.

Адлер - транспортный узел, международный аэропорт. Активное использование адлеровского побережья для отдыха началось сравнительно недавно. В отличие от Центрального района, где велика доля санаториев, в Адлере преобладают пансионаты.

Если на начальном этапе развития Сочи предпочтение отдавалось санаториям, то в последующем большое внимание было уделено строительству гостиниц, что, в частности, способствовало развитию так называемых «фестивальных» видов деятельности - проведению кинофестивалей, праздников песни, спортивных состязаний и тренировочных сборов, научных конференций, деловых встреч и т. п.
Красная Поляна (ранее Романовск) - поселок городского типа, расположенный в долине р. Мзымта в 40 км к северу от Адлера, с которым соединен шоссейной дорогой. Красная Поляна - климатический и бальнеологический курорт, центр туризма и горнолыжного спорта.

Развитие Сочи как столицы Зимних Олимпийских Игр 2014 г. позволит осуществить коренную реконструкцию агломерации и полнее использовать её уникальный потенциал. Завершится сооружение обходной автомобильной дороги, повысится уровень благоустройства, войдут в строй спортивные сооружения (свыше 200 объектов), гостиницы, пансионаты, жилве дома, расширится аэропорт. Преимущественное развитие получат «крылья» агломерации - Лазаревский и Адлеровский районы Сочи, Красная Поляна.

Кавказские Минеральные Воды-созвездие знаменитых курортов–располагается в Центральном Предкавказье, частью на равнине, частью в предгорьях Большого Кавказа. Своеобразие району придают горы-лакколиты, разнообразные минеральные источники, грязи оз. Тамбукан (окрестности Пятигорска). С июля 1992 г. Кавказским Минеральным Водам придан статус особо охраняемого эколого-курортного района.

Агломерация поселений Кавказских Минеральных Вод сложилась как система взаимосвязанных центров, дополняющих друг друга. Она состоит из 6 городов и 4 поселков городского типа, включает также сельские поселения, подчиненные городским администрациям Минеральных Вод, Пятигорска и Кисловодска. На долю самого большого городского поселения - Пятигорска - приходится 27,0% общей численности населения района.
Минеральные источники изучаются с конца XVIII века. В 1803 г. указом Александра I район Кисловодска был объявлен курортной местностью.

В 1830 г. Пятигорск и Кисловодск стали городами. Развитие курортов сдерживалось отдаленностью от центральных районов страны и отсутствием удобного сообщения. Импульс развитию дал ввод в действие Владикавказской железной дороги. Большое значение имело сооружение в конце XIX в. шоссе Минеральные Воды - Кисловодск и параллельно ему железнодорожной ветки.

У всех городов-курортов стержневая функция - лечебная, но при этом у них различная специализация и разное место лечебной функции в народнохозяйственной структуре.

Пятигорск с давних пор занимает центральное место. Помимо санаториев и других лечебных, учреждений в Пятигорске находятся НИИ курортологии и физиотерапии, Педагогический институт. Значителен удельный вес промышленности, не связанной с нуждами курортов (сельскохозяйственное машиностроение), что сужает возможности развития Пятигорска как курорта.

Кисловодск по числу здравниц и обслуживаемому потоку лечащихся и отдыхающих первенствует среди городов-курортов Кавказских Минеральных Вод. Он не только бальнеологический курорт, использующий собственные и доставляемые по трубопроводу (из Нагутского месторождения) нарзаны, но и горно-климатический курорт. Кисловодск славится своим климатом, обилием солнечных дней, замечательными парками, разнообразием ландшафтов. Здесь имеются филармония, театр, музеи истории курортов и истории космонавтики, дачи – музеи художника Ярошенко и певца Шаляпина. Кисловодск - центр туризма. От него идет автомобильная дорога в Карачаевск - Теберду - Домбай.

Ессентуки - город с 1917 г., бальнеологический и грязевой курорт, специализирующийся на лечении органов пищеварения и нарушения обмена веществ. Располагает уникальной бальнеологической базой.
Железноводск - город с 1917 г., но лечебные процедуры проводятся с 1812 г. Расположен на южных склонах горы Железной.

Особая роль у города Минеральные Воды. Получив городской статус в 1920 г. он выполняет обязанность главного транспортного узла, управляет потоками отдыхающих. Здесь находится один из крупнейших в России международных аэропортов. В1960- 1970-е гг. в городе получила развитие промышленность строительных материалов.

Агломерация занимает центральное положение на . Центр агломерации – город Екатеринбург, основанный в 1723 г. как административно-хозяйственный центр горнозаводского Урала, это – первый по времени образования город в агломерационном ареале. Город Невьянск получил права города в 1917 г., хотя как поселение при заводе («город-завод») возник в 1700 г.

В годы довоенных пятилеток городами стали 6 поселений, в войну – 2, в послевоенное время – 8. Наряду с городами, имевшими глубокие исторические корни, на «чистом месте» появились города-новостройки: известный атомоград и наукоград Новоуральск, наукоград Заречный при первой на Урале Белоярской АЭС и город-энергетик Среднеуральск. В постсоветское время новых городов образовано не было.

Главенство Екатеринбурга определяется более высокой долей в его народнохозяйственной структуре «верхних этажей»: науки (группа научно-исследовательских институтов с признанными достижениями, авторитетные научные школы), высшего образования (плеяда ВУЗов, в т.ч. несколько университетов и академий), а также учреждений культуры (театров, музеев).

Екатеринбургская агломерация – многолучевая, имеет вид, характерный для агломераций, сложившихся в разветвленном транспортном узле (у Екатеринбурга 7 железнодорожных направлений).

Часть городов агломерации – центры добычи рудных и нерудных ископаемых (Березовский, Дегтярск, Асбест, Верхняя Пышма). На своих рудах работает крупнейший в России медеплавильный комбинат в Кировграде. Характерная черта – наличие в территориальной структуре агломерации гнезд городских поселений – территориально сближенных групп городов и поселков городского типа (Первоуральск–Ревда–Дегтярск, Заречный–Белоярский, Сысерть–Верхняя Сысерть и др.). Распространена присущая вообще горнопромышленным районам конгломеративность.

Новосибирск – крупнейший город в Сибири, почти набравший к последнему году существования СССР полтора миллиона жителей – не смог сформировать развитую агломерацию. В пределах 100-километровой зоны его влияния всего лишь 3 города и 9 поселков городского типа. Общая численность городских поселений вместе с Новосибирском – более 1600 тыс. человек. На долю приходится 82,5% населения.

Все города и поселки получили свой нынешний статус в XX в. Рост возникшего у перехода через Обь Транссибирской магистрали Новосибирска, был феноменален. К 1926 г. он опередил по числу жителей все города Сибири и Дальнего Востока, кроме Омска. К переписи 1939 г. вырос еще в 3,4 раза (Омск – в 1,8) и стал первенствующим городом в Азиатской части России.

Преимущества экономико-географического положения Новосибирска: нахождение города у восточного края Барабинской степи, близость другой житницы Сибири – Степного Алтая и, что особенно важно – положение у выхода из Кузбасса – главной угольно-металлургической базы восточных районов России.

Все основное, что определяет роль главного центра агломерации, Новосибирск стремится сосредоточить в своей городской черте или в непосредственной близости от нее. Отчасти этим объясняется малоразвитость зоны городов-спутников.

Самый крупный спутник Новосибирска – город Бердск (в 10 км к югу), в котором электротехнические предприятия занимают ведущее место в градообразующей базе. Город Искитим – центр промышленности строительных материалов, город Обь специализируется на . К югу от центра Новосибирска – триада Академгородков: Российской академии наук (Академгородок – район Новосибирска), Сибирского отделения Академии медицинских наук (Кольцово) и Академии сельскохозяйственных наук (Краснообск).

В последние десятилетия в Новосибирской агломерации не появилось ни одного нового городского поселения. Несмотря на включение в городскую черту Новосибирска пригородных поселений, за 1989-2006 гг. число жителей уменьшилось почти на 40 тыс. человек.

Ось урбанизации в протянулась на сотни километров от Анжеро-Судженска до города Таштагола в Горной Шории. В средней ее части сформировалась урбанизированная полоса, города и поселки которой образуют цепь агломераций во главе с городами Кемерово, Ленинск-Кузнецкий и Новокузнецк. Это своего рода угольно-металлургический Кузбасский мегалополис протяженностью около 400 км и численностью населения свыше 2 млн чел.

Новокузнецк по людности и экономическому значению превосходит областной центр Кемерово. Преимущества Кемерово в том, что он обладает более развитой промышленной структурой и является центром Южного Кузбасса, весьма перспективного и для развития промышленности, и горного туризма, благодаря рекреационным ресурсам Горной Шории.

Создание плеяды городов Кузбасса в сжатые сроки происходило в тяжелых условиях индустриализации, военного времени и послевоенного восстановления хозяйства. На всех этих этапах значительным был дефицит времени и средств, чем объясняется экологическое неблагополучие, недостаточное благоустройство, разбросанность городов и поселков, монотонность застройки. Города Кузбасса молодые, но во многом сделаны по старым образцам.

Система городов Кузбасса переплетена тесными производственными связями. Новокузнецкие металлургические предприятия получают железную руду из Таштагола, электроэнергию из Калтана. В Белово доставляется цинковый концентрат из Салаира. В основе народнохозяйственного комплекса, как и прежде, лежит уголь – хлеб индустрии.

Бывший в течение десятилетний районом притяжения мигрантов со всей страны, Кузбасс сейчас теряет население. Все города Кузбасса сократили людность: Анжеро-Судженск, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевск, Осинники потеряли за период с 1989 г. около1/5 своих жителей. Стабильность Кемерово объясняется включением в его городскую черту пригородных поселений.

Кузбасс обладает разнообразными минеральными, лесными, водными, земельными, рекреационными ресурсами. У Кузбасса два выхода на Транссиб, прямые выходы на Алтай и в Восточную Сибирь. Однако удаленность от внешних рынков, вследствие положения в глубине континента, сдерживают развитие базовой отрасли.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

В связи с ростом индустриального развития городов в 20 века население мира постепенно переместилось в города.

Так под конец 20 веке горожан на планете стало почти 50%, в то время, как в начале века численность городского населения составляла ничтожных 13% от населения Земли.

На данный момент горожан на планете более 50% и все стремятся к жизни в мегаполисе.

В этой статье я хочу рассмотреть 10 самых крупных в Мире агломераций, которые приютили в своих границах более 230-ти миллионов жителей.

Самым крупным городом-агломерацией является Токио с населением 37.7 миллионов жителей, что равно населению Польши.

Общая территория занимаемая агломерацией Токио 8677 км? и плотность населения 4340 человек на км?. Агломерация Токио является столь большой, потому что объединяет в себе 2 крупных города Токио и Йокогама и ряд других более мелких населенных пунктов.

Второе место в этом списке принадлежит столице Мексики -Мехико.

Количество жителей агломерации Мехико достигает 23,6 миллиона человек, которые уживаются на площади 7346 км?. При этом плотность населения составляет 3212 человек на км?. Городская агломерация Мехико расположена выше всех остальных над уровнем моря из тех, кто находится в этом списке.

Третья по количеству жителей агломерация — это город Нью-Йорк, в котором живет 23,3 миллиона человек на площади 11 264 км?. Плотность населения составляет 2 070 жителей на км?. Город является самым крупным финансовым центром мира.

На четвертом месте находится агломерация города Сеул — столица Южной Кореи. Население сотавляет 22.7 миллионов жителей. Общая площадь занимаемая агломерацией составляет 1943 км? и плотность населения 11 680 человек на км?.

Пятое место в этом списке принадлежит городу-агломерации Мумбаи (до 1995 года Бомбей). Количество жителей в агломерации составляет 21,9 миллионов. Территория — 2 350 км? и плотность населения 9 320 жителей на км?. Сам город и вся агломерация очень быстро развиваются.

Шестой в нашем списке оказалась городская агломерация Сан-Паулу (Бразилия). Количество жителей живущих в рамках этой административной единицы составляет 20,8 миллионов жителей. Площадь агломерации составляет 7944 км? и плотность населения 2620 жителей на км?.

Филиппинская столица Манила занимает седьмое местов списке городских агломераций и насчитывает 20,7 миллионов жителей. Площадь агломерации составляет 4863 км? и плотность населения 4256 человек на км?.

Столица Индонезии Джакарта находится на 8 месте в этом списке с численностью населения 19,2 миллиона жителей. Площадь городской агломерации Джакарты составляет 7 297 км? и плотность населения 2631 человек на км?.

Девятое место среди самых крупных в Мире городских агломераций занимает столица Дели. Численность населения в этой агломерации составляет 18,9 миллонов человек при площади 1425км?. Плотность населения — 13 265 жителей на км?, что выводит эту агломерацию на первое место по плотности населения.

Храм Лотоса в Дели

Всё в этом мире имеет свойство изменяться. Причем иногда эти изменения происходят очень стремительно. Еще столетие назад большинство жителей планеты проживали в селах. Сегодня же города становятся локомотивами научно-технического прогресса, центрами экономической, политической и культурной жизни. Города увеличиваются в своих размерах, разрастаются и в конце концов сливаются друг с другом, формируя крупные агломерации.

Значение слова «агломерация»

Этот термин на сегодняшний день используется в трех научных дисциплинах - биологии, геологии и урбанистике. Однако считается, что первоначально он появился в лоне геологической науки.

В геологическом деле агломерация - это термическая обработка руды и рудного концентрата.

Позже этот термин перекочевал в социальную географию, урбанистику и демографию. Здесь, по аналогии, агломерация - это слияние городских поселений в единое целое. Во второй половине ХХ века урбанисты начали активно использовать это слово для обозначения общих мировых тенденций, спровоцированных процессами глобальной урбанизации.

Городская агломерация

Города увеличиваются, обрастают новыми заводами и предприятиями, привлекают к себе все большее количество новых жителей. Как результат - на окраинах строятся всё новые и новые жилые кварталы, спальные районы… Незаметно для себя и для своих жителей город начинает «поглощать» некогда самостоятельные села и поселки, расположенные рядом. Так рождается процесс соединения.

Агломерация - это компактное слияние нескольких городов, которые отныне становятся единым целым, одной органичной системой со своими внутренними устойчивыми связями.

Чтобы более живо представить себе, что такое агломерация, вообразите, что вы поднимаетесь на самолете высоко в небо в ясную безоблачную ночь. Посмотрев вниз, вы увидите на земной поверхности, в некоторых её участках, плотные и яркие световые сгустки, обозначающие места компактной городской застройки. Именно по этим пятнам света и можно определить крупнейшие городские агломерации.

Все агломерации делятся на два типа:

  • моноцентрические (те, которые сформировались вокруг одного крупного ядра);
  • полицентрические (сформировавшиеся из нескольких центров).

Исторический аспект

Процесс формирования городских агломераций очень интересный и порой неожиданный. К примеру, город Васильков, основанный в 988 году, когда-то был таким же важным городом Киевской Руси, как и Киев. Сегодня же он является всего лишь частью крупной Киевской агломерации.

Самые первые агломерации, как ни странно, появились еще в древнем мире. Это были Рим, Александрия и Афины. В 17-м веке к числу городских агломераций присоединился Лондон и Париж. Правда, это были крохотные (по современным меркам) агломерации, насчитывающие всего 700 тысяч жителей.

В начале ХХ века кварталы зданий, тянущиеся вдаль на много километров, казались совершенной дикостью. Сегодня же это воспринимается весьма прозаично. Более того, дети из крупных мегаполисов могут годами не видеть леса, широкого поля и обычной деревни. Всё это - реалии нашего века.

К 1970 году в США уже существовало 16 крупных агломераций, в которых было сконцентрировано около 40% населения страны. Однако агломерации продолжают расти и в наши дни! И если раньше сливались друг с другом отдельные города, то сегодня уже срастаются целые городские агломерации. Ученые уже даже придумали название и для этого феномена - конурбации.

Формирование российских агломераций

Все агломерации России - детища ХХ столетия. Раньше условий для их формирования просто не было. Неким исключением здесь можно считать лишь Санкт-Петербург, агломерация которого начала формироваться несколько ранее.

На рубеже 19-20-го веков, в эпоху индустриального бума, возле крупных городов России стали возникать заводы и фабрики. Поселки, закономерно возникающие рядом, стали основой для будущих городов-спутников. Так, вокруг Москвы уже в начале ХХ века «родились» Мытищи, Люберцы, Кусково, Орехово-Зуево и другие.

Крупнейшие агломерации в России

По современным российским нормативам, агломерация - это группа населенных пунктов с населением в её центральном городе (ядре) не менее 100 тысяч жителей. При этом на расстоянии в 1,5-часовой транспортной доступности от него должно находиться еще как минимум два города или поселка.

В России доминируют моноцентрические агломерации с одним центральным городом-ядром. Такой центр, как правило, намного превосходит свое окружение как по размерам, так и по уровню экономического развития. Для российских агломераций не чужды общемировые характеристики и тенденции: высокая плотность населения, высокая степень индустриализации, а также обилие научных и учебных комплексов.

На сегодняшний день в России насчитывается 22 агломерации-миллионера (то есть в каждой из них живет свыше одного миллиона человек). Самая крупная российская агломерация, само собой разумеется, - Московская с населением около 16 миллионов человек. За ней следует Санкт-Петербургская (приблизительно 5,5 миллиона), Ростовская (около 2,5 миллиона), Самарско-Тольяттинская (2,3 миллиона), Екатеринбургская и Нижегородская (по 2 миллиона жителей в каждой агломерации).

ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ (от латинского aggloméra - присоединять, накапливать, нагромождать), компактная территориальная группировка поселений (главным образом городских), объединённых многообразными и интенсивными связями (хозяйственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными и др.). Городская агломерация как целостное территориальное социально-экономическое образование возникает на основе функционального и пространственного развития крупного города-ядра (или нескольких городов-ядер). В окружении крупного города формируются поселения разных типов (пригороды, города-спутники и т.п.), служащие его производственными, транспортными, рекреационными, коммунально-хозяйственными и другими дополнениями. Пространственная сближенность и взаимодополняемость поселений городской агломерации способствуют созданию благоприятных условий для развития в них разнообразных сфер деятельности.

Различают: моноцентрические городские агломерации с одним городом-ядром, на который ориентировано развитие и функционирование окружающих поселений, расположенных в его пригородной или в так называемой внешней, периферийной зоне (например, крупнейшие городские агломерации России - Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Екатеринбургская и др.); полицентрические городские агломерации, имеющие в качестве ядер несколько расположенных относительно недалеко друг от друга крупных городов-центров [например, Нижнерейнско-Рурская агломерация в Германии, её главные центры - фактически слившиеся города Дуйсбург, Эссен, Бохум и Дорт-мунд (так называемый Рурштадт), а также Кёльн, Дюссельдорф и Бонн; смотри Конурбация]. В крупных городских агломерациях часто формируются локальные гнёзда расселения - агломерации 2-го порядка (например, Ногинско-Электростальская, Орехово-Зуевская, Коломенская, Серпуховская и другие агломерации в окружении Московского мегаполиса). В местах с наиболее благоприятными условиями для территориальной концентрации различных видов деятельности и населения разрастающиеся городские агломерации соединяются в мегалополисы. К ним относятся: цепь агломераций атлантичного побережья США, протянувшаяся от Бостона до Вашингтона (Босваш), тихоокеанского побережья Калифорнии - от Сан-Франциско до Сан-Диего (Сан-Сан); Японии - от Токио до Осаки (Токайдо) и др.

Городская агломерация, как ареал взаимосвязанного расселения, обычно замыкает в себе недельный цикл жизнедеятельности населения. Внешние границы городской агломерации, как правило, определяются 1,5-2,0 часа затрат времени для достижения города-центра; по мере совершенствования путей сообщения и транспортных средств границы городской агломерации раздвигаются.

Формирование городской агломерации способствует более полному использованию потенциала крупных городов, одновременно являясь эффективным средством решения их проблем. Неупорядоченный рост городской агломерации ведёт к негативным последствиям (в более крупных масштабах и с большей остротой воспроизводящим недостатки больших городов): чрезмерной скученности населения и концентрации сфер хозяйственной деятельности на ограниченной территории, резкому обострению экологических и транспортных проблем, острому дефициту водных ресурсов и др. Совершенствование пространственной организации городской агломерации на плановой основе - важная задача государственной политики в области градостроительства.

В большинстве стран мира в 20 веке (особенно во 2-й половине 20 века) городские агломерации становятся важнейшими звеньями территориальной организации хозяйства, мощными узлами в опорном каркасе расселения. В высокоразвитых странах рост городских агломераций происходит в результате «разгрузки» городов-ядер от чрезмерно разросшихся в них сфер хозяйственной деятельности за счёт разрастания их пригородных зон - развития процессов субурбанизации (смотри в статье Урбанизация); численность населения пригородных зон обычно превышает людность городов-центров.

В России развитие городских агломераций происходит главным образом путём привлечения в зону тяготения крупных центров новых объектов промышленности и сферы услуг, а также населения (в том числе из других регионов страны). Практика постоянного расширения городской черты, то есть поглощения городами-ядрами поселений пригородных зон, затушёвывает реальную картину развития агломерационных процессов в стране. В среднем доля пригородов и городов-спутников в численности населения российских городских агломераций составляет около 20% (середина 2000-х годов), этот показатель не изменяется с начала 1990-х годов. Всего в России насчитывается 53 крупных городских агломерации (с численностью населения центральных городов не менее 250 тысяч человек; 2002, перепись). В них проживают 66,0 миллионов человек (45,5% населения страны), в том числе в городах-центрах агломераций - 46,2 миллионов человек, в пригородных зонах - 19,8 миллионов человек. За 1989-2002 число городских агломерацих не увеличилось, а их население сократилось на 2,1% (городов-центров - на 1,1%, пригородных зон - на 4,3%).

Лит.: Дубровин П. И. Агломерации городов (генезис, экономика, морфология) // Вопросы географии. М., 1959. Сб. 45; Лаппо Г. М. Развитие городских агломераций в СССР. М., 1978; Проблемы изучения городских агломераций. М., 1988; Анимица Е. Г., Власова Н. Ю. Градоведение. Екатеринбург, 1998; Перцик Е. Н. Города мира. География мировой урбанизации. М., 1999.

Современное общество, в силу множества глобальных процессов, становится все более урбанизированным. Поэтому вопрос изучения и описания мегаполисов и агломераций более чем актуален. В статье описаны крупнейшие агломерации мира, а также дано определение термина «агломерация».

Что такое агломерация

Большинство современных энциклопедий определяют агломерацию как большое скопление населенных пунктов, которые главным образом являются городскими, а в исключительных случаях и сельскими образованиями, что объединяются в одно целое благодаря экономическим, политическим и культурным связям. Крупнейшие агломерации мира начали формироваться в середине ХХ века, когда рост городов происходил повсеместно. В ХХІ веке процесс урбанизации усилился и продолжился в новой форме.

Агломерация может сформироваться вокруг одного и называться моноцентрической. Примером таких агломераций являются Нью-Йорк и Париж. Второй тип агломерации называется полицентрическим, это значит, что в состав агломерации входит несколько больших населенных пунктов, которые, независимо один от другого, являются центральными. Ярким примером полицентрической агломерации является Рурский регион в Германии.

На 2005 год во всем мире насчитывалось около 400 агломераций, число жителей в каждой из них превышало 2 миллиона человек. Крупнейшие агломерации мира на карте располагаются довольно неравномерно, но самая большая их концентрация наблюдается в экономически В десяти самых больших агломерациях мира проживает более 230 миллионов человек (намного больше, чем население Российской Федерации).

Токио и Йокогама

Безусловно, самая крупная агломерация - это Токио. Ее население на сегодняшний день приближается к 38 миллионам человек, что превышает население множества европейских стран (Швейцария, Польша, Нидерланды и другие). Агломерация по своей сути является полицентрической и объединяет два центральных города - Йокогаму и Токио, а также огромное множество мелких населенных пунктов. Площадь агломерации составляет 13,5 тысячи км 2 .

Центр этой огромной агломерации составляют три городских района, которые располагаются вокруг императорского дворца в Токио. Кроме того, в городе располагается еще 20 районов и несколько префектур (Гумма, Канагава, Ибараки и т.д.). Вся эта структура обычно называется Большой Токио.

Лондон

На данный момент есть много определений той территории, на которой располагается город Лондон. Среди них Большой графство и даже Лондонский почтовый или телеграфный округ. Ученые обычно разделяют в территориальной структуре британской столицы исторический центр (Сити), Внутренний Лондон (13 городских кварталов), Внешний Лондон (пригородные старые районы). Все эти территориальные элементы формируют такую структуру и население, которыми обладают крупнейшие агломерации мира.

Административные границы лондонской агломерации занимают около 11 тысяч км 2 с населением около 12 миллионов человек. В эту территорию входят и так называемые города-спутники Лондона: Брэкнелл, Харлоу, Бэзилдон, Кроули и другие. А также непосредственно те территории, которые примыкают к столице: Эссекс, Суррей, Кент, Хартфордшир.

Париж

В административном отношении город Париж является только одним из департаментов, входящих в район Иль-де-Франс. Но столица давно подмяла под себя все восемь департаментов, административное деление на данный момент является условным. А Париж является урбанизированным центром, который обладает теми же качествами, что и крупнейшие агломерации и В частности, Париж имеет значительное количество городов-спутников, которые построились и влились в столицу еще в 1960-х годах.

Строительство так называемых новых городов - специальным образом создаваемых спутников Парижа, началось в большой короне в 1960-е.

Париж как столица Франции вместе с так называемыми новыми городами и коронами образует огромную агломерацию, или Большой Париж. Площадь мегаполиса равняется 12 тысячам км 2 , а население - более 13 миллионов человек. Париж представляет крупнейшие агломерации мира на карте Европы.

Азиатские агломерации

В последнее время в мировой экономической и культурной жизни начинает завоевывать позиции Азия. В азиатских странах также сосредоточены крупнейшие агломерации мира. Явным примером является город Мумбаи, количество жителей которого превышает 22 миллиона человек. Или столица Филиппин Манила с населением в 20 миллионов, а также Дели с 18 миллионами жителей. В Китае агломерации занимают около 10 % территории всей страны. Такие мегаполисы, как Шанхай (19 млн человек) и Гонконг (15 млн жителей), являются наглядными примерами урбанизационных процессов на Востоке.

Таким образом, в современных условиях глобализации и урбанизации крупные города разрастаются и превращаются в агломерации, которых в мире становится все больше и больше.