Троянский конь где. Сообщение про троянского коня. Исторические корни современного языка




О великой и кровопролитной войне и о том, как тридцать бойцов решили исход битвы, приключившийся 1193 году до н.э. мы узнали благодаря поэме Гомера «Илиада». Это история о наивности защитников и коварстве нападающих.

Миф о Трое

Троянский царевич Парис влюбился в прекрасную Елену - жену спартанского царя Менелая. Ему удалось уговорить красавицу на побег и воспользовавшись отсутствием Менелая, влюбленная пара отплыла в Трою. Оскорбленный Менелай вместе со своим братом Агамемноном, собрав огромное войско, поспешил за беглецами.

Десять лет длилась кровопролитная война между спартанцами и троянцами. Великие воины сошлись в битве, их имена навсегда вошли в историю - Аххилес, Гектор, Патрокл и др.

Крепкие стены города были неприступны для греков. Тогда Одиссей, царь Итаки, придумал одну хитрость - соорудить огромную статую коня, полую внутри, в которую заберутся воины. Но как заставить троянцев протащить статую через неприступные стены города? И это предусмотрел хитрый грек.

Падение Трои

Утром, троянцы обнаружили у стен города огромную статую коня с надписью, гласившую, что сей конь построен в честь богини Афины и пока он будет стоять, греки на троянцев не нападут. Сами же греки сняли свой лагерь и отправили корабли домой. В этом троянцев смог убедить двоюродный брат Одиссея Синон, якобы перешедший на их сторону. Тем не менее, вокруг коня споры не утихали, Кассандра заявила, что в статуе коня воины, но ей не поверили. Жрец Лаоокон бросил в статую копье, воскликнув «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Однако позже, по легенде, он и его два сына оказались задушенными морскими змеями, что стало знаком троянцев втащить таки статую в город.

Жители города закатили пир в честь окончания войны, многочисленная охрана также поддалась празднику. Поэтому выбравшиеся из статуи греки беспрепятственно смогли открыть ворота города и впустить армию соотечественников. Елену вернули мужу, а город был сожжен дотла.

А был ли конь?

О существовании Троянского коня и месте нахождении Трои историки спорят по сей день.

В своей книге «Описание Греции» римский ученый и путешественник Павсаний, живший примерно во II веке н.э., пишет, что Конь существовал, однако это была не статуя, а таран, отбитый троянцами у греков. Троянцы увезли его в город, дабы греки не рушили стены города, однако горожане в суматохе не заметили спрятавшихся воинов.

Существует также иная версия. В то далекое время о гребцах, находящихся в трюме корабля говорилось, что им тяжело, как в брюхе у лошади. Не исключено, что «конем» Гомер назвал корабль, в котором затаились воины Одиссея.

Если верить описаниям Гомера, Троянский Конь был шириной около 3-х метров и высотой 7,6 метров. Построенная по описанию в наши дни модель весила примерно две тонны, вместить она могла не больше двадцати мужчин среднего телосложения.

Для того чтобы затащить эту конструкцию понадобилось бы сорок человек и на подготовительные работы ушло бы несколько дней, так что воинам, спрятавшимся в коне пришлось бы совсем не сладко.

О догадках ученых, новых исследованиях в области изучения Троянской войны телеканал National Geographic в 2011 году снял фильм, в котором историки и археологи попробуют разобраться где находилась Троя? Существовал ли Троянский Конь? И, наконец, существовала ли Прекрасная Елена?

Фильм о Трое канала National Geographic

Троя в кино

Существует много постановок о Троянской войне. Самой последней экранизацией является фильм «Троя», снятый в 2004 году американским режиссером Вольфангом Петерсеном. Герои «Илиады» вновь сойдутся в смертельной схватке, а древние события заиграют новыми красками. Но то, что эта экранизация последняя, вовсе не значит, что остальные значительно хуже. Например, в фильме “Элен Троянская” сцена с конём тоже очень впечатляющая.

Сцена фильма “Элен Троянская” (видео)

Не глядя на то, правда или вымысел в «Илиаде» Гомера, поэма прекрасна и поучительна. Она дала пищу режиссерам всего мира и пищу для размышлений многим военным стратегам. Так, во времена Второй Мировой войны советские солдаты неоднократно использовали похожую тактику.


Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Это статья по античной мифологии. По вредоносным компьютерным программам см. Троянская программа

Ночью греки, прятавшиеся внутри коня, вышли из него, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей («Одиссея » Гомера , 8, 493 и сл.; «Энеида » Вергилия , 2, 15 и сл.).

Интерпретации

По словам Полибия, «чуть не все варварские народы, во всяком случае большинство их, убивают и приносят в жертву лошадь или в самом начале войны, или же перед решительной битвой, чтобы в падении животного открыть знамение о ближайшем будущем» .

Существовали трагедия Иофонта «Разрушение Илиона» , трагедия неизвестного автора «Отплытие» , трагедии Ливия Андроника и Невия «Троянский конь», а также поэма Нерона «Крушение Трои» .

Датировки

Троя пала за 17 дней до летнего солнцеворота, в восьмой день до конца фаргелиона . По Дионисию аргивянину, это было 12 фаргелиона, в 18 год царствования Агамемнона и 1 год царствования Демофонта в Афинах . По автору «Малой Илиады», в полнолуние . По Эгию и Деркиолу, 28 день панэма, по Гелланику - 12 фаргелиона, по другим историографам Афин - 28 фаргелиона, в полнолуние, последний год царствования Менесфея , по другим - 28 скирофориона . Либо зимой . По Паросской хронике , Троя пала в 1209 г. до н. э.

С помощью живого коня Трою взял еще раз Харидем ок. 359 г. до н. э. .

См. также

Напишите отзыв о статье "Троянский конь"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Троянский конь

Чем далее подвигался он вперед, ближе к неприятелю, тем порядочнее и веселее становился вид войск. Самый сильный беспорядок и уныние были в том обозе перед Цнаймом, который объезжал утром князь Андрей и который был в десяти верстах от французов. В Грунте тоже чувствовалась некоторая тревога и страх чего то. Но чем ближе подъезжал князь Андрей к цепи французов, тем самоувереннее становился вид наших войск. Выстроенные в ряд, стояли в шинелях солдаты, и фельдфебель и ротный рассчитывали людей, тыкая пальцем в грудь крайнему по отделению солдату и приказывая ему поднимать руку; рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь; у костров сидели одетые и голые, суша рубахи, подвертки или починивая сапоги и шинели, толпились около котлов и кашеваров. В одной роте обед был готов, и солдаты с жадными лицами смотрели на дымившиеся котлы и ждали пробы, которую в деревянной чашке подносил каптенармус офицеру, сидевшему на бревне против своего балагана. В другой, более счастливой роте, так как не у всех была водка, солдаты, толпясь, стояли около рябого широкоплечего фельдфебеля, который, нагибая бочонок, лил в подставляемые поочередно крышки манерок. Солдаты с набожными лицами подносили ко рту манерки, опрокидывали их и, полоща рот и утираясь рукавами шинелей, с повеселевшими лицами отходили от фельдфебеля. Все лица были такие спокойные, как будто всё происходило не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте, по крайней мере, половина отряда, а как будто где нибудь на родине в ожидании спокойной стоянки. Проехав егерский полк, в рядах киевских гренадеров, молодцоватых людей, занятых теми же мирными делами, князь Андрей недалеко от высокого, отличавшегося от других балагана полкового командира, наехал на фронт взвода гренадер, перед которыми лежал обнаженный человек. Двое солдат держали его, а двое взмахивали гибкие прутья и мерно ударяли по обнаженной спине. Наказываемый неестественно кричал. Толстый майор ходил перед фронтом и, не переставая и не обращая внимания на крик, говорил:
– Солдату позорно красть, солдат должен быть честен, благороден и храбр; а коли у своего брата украл, так в нем чести нет; это мерзавец. Еще, еще!
И всё слышались гибкие удары и отчаянный, но притворный крик.
– Еще, еще, – приговаривал майор.
Молодой офицер, с выражением недоумения и страдания в лице, отошел от наказываемого, оглядываясь вопросительно на проезжавшего адъютанта.
Князь Андрей, выехав в переднюю линию, поехал по фронту. Цепь наша и неприятельская стояли на левом и на правом фланге далеко друг от друга, но в средине, в том месте, где утром проезжали парламентеры, цепи сошлись так близко, что могли видеть лица друг друга и переговариваться между собой. Кроме солдат, занимавших цепь в этом месте, с той и с другой стороны стояло много любопытных, которые, посмеиваясь, разглядывали странных и чуждых для них неприятелей.
С раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных. Солдаты, стоявшие в цепи, как люди, показывающие что нибудь редкое, уж не смотрели на французов, а делали свои наблюдения над приходящими и, скучая, дожидались смены. Князь Андрей остановился рассматривать французов.
– Глянь ка, глянь, – говорил один солдат товарищу, указывая на русского мушкатера солдата, который с офицером подошел к цепи и что то часто и горячо говорил с французским гренадером. – Вишь, лопочет как ловко! Аж хранцуз то за ним не поспевает. Ну ка ты, Сидоров!
– Погоди, послушай. Ишь, ловко! – отвечал Сидоров, считавшийся мастером говорить по французски.
Солдат, на которого указывали смеявшиеся, был Долохов. Князь Андрей узнал его и прислушался к его разговору. Долохов, вместе с своим ротным, пришел в цепь с левого фланга, на котором стоял их полк.
– Ну, еще, еще! – подстрекал ротный командир, нагибаясь вперед и стараясь не проронить ни одного непонятного для него слова. – Пожалуйста, почаще. Что он?
Долохов не отвечал ротному; он был вовлечен в горячий спор с французским гренадером. Они говорили, как и должно было быть, о кампании. Француз доказывал, смешивая австрийцев с русскими, что русские сдались и бежали от самого Ульма; Долохов доказывал, что русские не сдавались, а били французов.
– Здесь велят прогнать вас и прогоним, – говорил Долохов.
– Только старайтесь, чтобы вас не забрали со всеми вашими казаками, – сказал гренадер француз.
Зрители и слушатели французы засмеялись.
– Вас заставят плясать, как при Суворове вы плясали (on vous fera danser [вас заставят плясать]), – сказал Долохов.
– Qu"est ce qu"il chante? [Что он там поет?] – сказал один француз.
– De l"histoire ancienne, [Древняя история,] – сказал другой, догадавшись, что дело шло о прежних войнах. – L"Empereur va lui faire voir a votre Souvara, comme aux autres… [Император покажет вашему Сувара, как и другим…]
– Бонапарте… – начал было Долохов, но француз перебил его.
– Нет Бонапарте. Есть император! Sacre nom… [Чорт возьми…] – сердито крикнул он.
– Чорт его дери вашего императора!
И Долохов по русски, грубо, по солдатски обругался и, вскинув ружье, отошел прочь.
– Пойдемте, Иван Лукич, – сказал он ротному.
– Вот так по хранцузски, – заговорили солдаты в цепи. – Ну ка ты, Сидоров!

История о Троянском Коне, с помощью которого тридцать бойцов Одиссея попали внутрь Трои, говорит не только о коварстве нападающих, но и о наивности защитников. Между тем, о том, был ли Конь, историки спорят по сей день.

Свидетельства очевидца

Древнеримский сочинитель Вергилий, живший во время правления императора Августа, написал эпическую поэму «Энеида», в которой говорится о странствиях Энея из Трои в Италию. Ряд историков считает, что «всё, что написал поэт», он нашел в достоверных источниках. В конечном счете, его стихотворное свидетельство о трагедии Трои вошло в мировую историю, а словосочетание «Троянский конь» - стало нарицательным. Не в последнюю очередь это произошло потому, что военная хитрость трех десятков бойцов сокрушила крепость, которую не могла взять вся армия царя Менелая.

Перед тем, как снять осаду, нападающие сообщили троянцам, что построенный ими деревянный «конь» - это символ мира и приношение Афине в знак искупление грехов. И пока он будет стоять, они не нападут. Об этом троянцам поведал Синон, двоюродный брат Одиссея, который, якобы, перешел на сторону защитников.

Деревянный исполин

Судя по описаниям, Троянский Конь был высотой 7.6 метров и шириной около трех метров. Построенная уже в наши дни модель весила около двух тонн и могла вместить максимум двадцать мужчин средней конституции, характерной для тех времен. Чтобы закатить эту конструкцию по бревнам, смазанным жиром, необходимо было сорок человек.

Скорей всего, была построена деревянная дорога, поскольку многие эксперты сомневаются, что Троянский Конь имел колеса. Историк Давид Рол (David Rohl), приводя доказательство канонической версии, ссылается на то, что в стене был сделан проем, через который можно было затащить Троянского Коня указанных размеров. На Коне была надпись: «приношение Афине», чтобы она хранила греческие корабли по дороге домой.

Верить, или не верить?

Между тем, этого Коня в Трою завезли не сразу после того, как флот греков исчез вдали. Для того чтобы провести подготовительные работы, потребовалось время, как минимум, несколько дней. Если бы в этой деревянной конструкции и на самом деле прятались бойцы Одиссея, то им пришлось бы очень тяжко.

Пока греки томились в «брюхе» коня, в городе решали его участь. Многие жители считали, что приношение нужно жечь. Среди них была прорицательница Кассандра, которая, указав рукой на коня, заявила, что там спрятаны войны. Троянский жрец Лаокоон бросил копье в приношение греков, призывая не верить врагам. «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих», - кричал он. Вскоре, как гласит легенда, он и его два сына были задушены морскими змеями.

Таким образом, вокруг этого «данайского дара» кипели нешуточные страсти, но всё-таки его затащили в город. Это произошло, по некоторым данным, 6 июня 1209 г. до нашей эры. В тот роковой вечер перед «конем» была выставлена многочисленная охрана, но начавшееся пиршество опьянило и её. Поздно ночью тридцать бойцов во главе Одиссеем выбрались из «подарка» и открыли ворота города. В эту ночь Троя пала. Эней, один из немногих, кто спасся, поведал миру о коварстве греков и наивности Трои.

Был ли конь?

Римский путешественник и ученый Павсаний, живший во II веке нашей эры, в книге «Описание Греции» писал, что Конь в реальности существовал, только это был не подарок, а таран, который троянцы отбили у греков во время штурма и увезли вовнутрь города, чтобы тот больше не разрушал стены. В нем и спрятались некоторые греки, которых не заметили в суматохе.

Имеется и другая версия. В то время о рабах-гребцах, находящих в трюме корабля, говорили, что им также тяжело, как и в брюхе лошади. Возможно, это был один из брошенных греками поврежденный корабль - бирема, в которой затаились бойцы Одиссея. Кто-то из троянцев доставил судно в гавань, чтобы привести в порядок.
Впрочем, немецкий археолог Генрих Шлиман, участник раскопок мест, где могла находиться Троя, сомневается, что вообще была греческая осада. Во всяком случае, ему не удалось найти ни одного наконечника греческих стрел или копий.

Другие военные хитрост

Чтобы обмануть врага, использовались и другие хитрости, схожие с Троянским конем. В поэме Гомера «Одиссея» рассказывается о том, как греческие странники бежали от Циклопа, спрятавших под овцами. Иными словами, неприятеля можно обмануть, выдав своих солдат за его бойцов. Переодевание в обмундирование противника, чтобы проникнуть в стан врага или, напротив, бежать от него, является одной из самых распространенных военных хитростей.

Таких случаев в истории – масса. Например, часть русских войск покинула осажденную в 1704 году Нарву, переодевшись в форму погибших при штурме шведов. В 1812 году отряды Дениса Давыдова довольно часто переодевались в форму разношерстых наполеоновских полков, а затем, приблизивших к врагу, внезапно нападали на него.

В структуре Абвера имелся полк «Бранденбург», солдаты которого были диверсантами, одетыми в форму бойцов Красной армии. Были такие подразделения и у нас. Например, в мемуарах немецкого генерал-полковника Эрхарда Рауса рассказывается о группе советских бойцов, которые, переодевших в форму Вермахта, нанесли серьезные потери немцам, обороняющим Белгород в 1943 году.

Деревянный конь греков. - Предсказание Кассандры о троянском коне. - Лаокоон ударяет троянского коня копьем. - Синон убеждает ввезти троянского коня в Илион. - Смерть Приама. - Смерть Астианакта, сына Гектора и Андромахи. - Менелай прощает Елену. - Троянские пленницы Гекуба и Кассандра. - Жертвоприношение Поликсены на могиле Ахиллеса.

Деревянный конь греков

Греки исполнили все предопределения о Трое, которых от них требовали прорицатели, но для того чтобы войти в Трою и овладеть ею, они, а главным образом Одиссей, придумали следующую хитрость. Скульптор Эпей с помощью построил огромного деревянного коня; в него спрятали вооруженного Одиссея с храбрейшими из греческих воинов.

В античной мифологии и дальнейшей истории европейской культуры этот деревянный конь скульптора Эпея получил наименование троянского коня . Само выражение троянский конь сделалось в европейских языках нарицательным и обозначает нечто, содержащее в себе под привлекательной внешностью скрытую угрозу.

Рационализирующие толкователи мифов древней Греции полагали, что под образом деревянных коней аллегорически были переосмыслены морские деревянные корабли, взявшие Трою, а позднейшая мифология сделала из них одного коня.

Этого коня греки оставляют посреди лагеря, а сами для вида садятся на корабли и отплывают. Обрадованные троянцы выходят из своего города. Увидав огромного деревянного коня, одни из троянцев начинают требовать, чтобы его привели в Трою и посвятили богам в благодарность за избавление от греков, другие же противятся этому, в особенности Кассандра, дочь Приама.

Предсказание Кассандры о троянском коне

Кассандра была самая красивая из дочерей последнего царя Трои. Бог Аполлон, искавший союза с Кассандрой, дал ей дар предсказания, но Кассандра не согласилась быть его супругой. Боги не могут брать обратно своих даров, и разгневанный Аполлон решил, что хотя Кассандра и будет в своих предсказаниях предвещать истину, но никто не будет верить предсказаниям Кассандры.

Напрасно Кассандра уговаривает троянцев, напрасно вся в слезах предсказывает она им следующее: «Безумные, какое ослепление овладело вами, если вы хотите ввести в стены вашего города это произведение хитрости и обмана! Разве вы не видите, что в нем спрятаны ваши враги!» (Гомер).

Лаокоон ударяет троянского коня копьем

Троянцы не верят Кассандре, несмотря на то что Лаокоон , троянский жрец Аполлона, одинакового мнения с Кассандрой о деревянном коне греков.

Лаокоон даже вонзает свое копье в бок троянского коня: внутри деревянного чрева звенит оружие спрятанных там врагов, но ослепление троянцев так велико, что они не обращают на это внимания.

Согласно римскому поэту Вергилию, Лаокоон, услыхав звон греческого оружия за деревянными боками коня, сказал:

Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes -
«Что бы это ни было, я боюсь данайцев [т.е. греков], даже когда они приносят дары».

Эти высказывание Лаокоона в передаче Вергилия стало латинскими крылатыми словами.

Когда же затем Лаокоон на берегу моря вместе с двумя сыновьями приносил жертву богу Посейдону, из недр моря выходят две змеи. Они обвиваются вокруг сыновей Лаокоона; несчастные в страхе зовут отца на помощь. Лаокоон спешит к сыновьям, но и его обвивают змеи как бы железными кольцами. Вне себя от боли и ужаса, взывает Лаокоон к богам; они остаются глухи к его мольбам. Задушив Лаокоона и его сыновей, змеи скрываются в храм Афины Паллады под ее алтарем.

Ужас объял троянцев. Они видят гибель Лаокоона. Троянцам кажется, что Лаокоон наказан за то, что осмелился проткнуть копьем священного коня, и народ требует, чтобы деревянный конь отвезен был немедленно в храм Афины Паллады в Трое.

Трагическая кончина Лаокоона и его сыновей послужила сюжетом для одного из величайших произведений античной скульптуры. Знаменитая скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья, удушаемые змеями богини Афины» была найдена в Риме в 1506 году и находится теперь в Ватикане.

Римский писатель Плиний Старший говорит, что она была изваяна тремя родосскими скульпторами - Агесандром, Полидором и Афинодором; время их жизни неизвестно, но есть основание предполагать, что это произведение относится к эпохе процветания Родосской школы, то есть к 250-200 годам до Р.X.

Синон убеждает ввезти троянского коня в Илион

Следующая уловка греков еще сильнее утвердила в троянцах решение ввести в город деревянного коня.

Грек по имени Синон из Аргоса ранил себя и покрыл себе все лицо царапинами. Обливаясь кровью, Синон бросился к ногам царя Приама, жалуясь на жестокость греков и прося защиты.

Приам принял его с радостью, наградил его подарками и спросил его о троянском коне. Синон ответил, что греки погибнут, лишь только деревянный конь войдет в город Трою.

Тогда троянцы, не сомневаясь более и надеясь на покровительство Афины Паллады, впрягаются сами и ввозят троянского коня в город, предшествуемые певцами и музыкантами.

Ночью отряд греков, введенный таким образом в город, выходит из троянского коня и открывает ворота Трои своим товарищам.

Греки со всех сторон окружают дворец престарелого Приама, который, видя, что во дворец врываются толпы греков, ищет убежища со всей семьей у подножия алтаря Зевса.

Смерть Приама

Сын Ахиллеса Неоптолем, или Пирр, преследует детей Приама, и последний сын погибает у ног отца.

Приам схватывает дротик и дрожащей рукою бросает его в убийцу сына, но Неоптолем кидается на Приама и убивает его мечом.

«Так окончил жизнь Приам, так погиб среди горящей Трои этот могущественный властелин Азии, царь стольких народов. Приам теперь не что иное, как окровавленное туловище, тело без имени» (Вергилий).

Существует много античных изображений смерти Приама и его детей.

Смерть Астианакта, сына Гектора и Андромахи

Пока Приам, пораженный жестоким Неоптолемом, умирает, Андромаха, вдова Гектора, предвидя участь своего сына Астианакта, старается его укрыть. Астианакт в страхе прижимается к матери Андромахе, но она говорит ему: «Ты плачешь, сын мой! Ты разве понимаешь, что ждет тебя? Зачем твои маленькие ручки обвивают так сильно мою шею, зачем ухватился ты так крепко за мои одежды? Гектор не появится из-под земли, вооруженный своим грозным копьем, чтобы спасти тебя; ни семья его, ни прежнее фригийское могущество - ничто не спасет тебя. Сейчас будешь ты сброшен неумолимым врагом с высокой скалы, и я услышу твой последний вздох» (Еврипид).

Кровожадный Неоптолем уже повсюду ищет сына Гектора. Андромаха, омывая слезами ноги Неоптолема, умоляет его даровать жизнь ее сыну, но суровый воин не слушает ее. Неоптолем схватывает ребенка Гектора и Андромахи и сбрасывает Астианакта со скалы.

Группа скульптора Бартолини прекрасно передает весь ужас этой мифологической сцены.

Парис погибает, пронзенный стрелой Геракла, пущенной Филоктетом.

Менелай прощает Елену

Елена, виновница всех этих бед, ищет спасения у подножия алтаря. Менелай настигает ее там. Менелай хочет наконец отомстить за нанесенное ему оскорбление, но, пораженный вновь красотою Елены, он роняет меч, которым собирался покарать виновную. Менелай забывает и прощает все и увозит Елену с собою.

Троянские пленницы Гекуба и Кассандра

Сохранилось много произведений искусства, изображающих падение Трои и печальную судьбу Приама.

В Неаполитанском музее находится прекрасная античная ваза, на которой представлены главнейшие эпизоды гибели Трои.

Взяв Трою, греки поделили между собою добычу и увели с собой пленников, чтобы продать их в чужой стране. По-видимому, участь этих несчастных троянцев, так храбро защищавших родной город и обреченных на старости жить в тяжелом и постыдном рабстве, сильно занимала воображение античных художников, потому что существуют почти во всех музеях прекрасные статуи, известные под названием «Пленников». Все они одеты в троянские одежды, выражение их лиц грустное и покорное, они все как будто мечтают и грустят о потерянном отечестве.

Участь троянских женщин была самая печальная.

Престарелая Гекуба, вдова Приама, досталась Одиссею. Оплакивая гибель своих детей, Гекуба с ужасом думает о своей одинокой старости и о страшных лишениях и трудах, которые ее, прежнюю царицу, ожидают в рабстве. Гекуба говорит: «Смертные, пусть судьба моя послужит вам уроком: не называйте даже самого счастливого смертного счастливым до кончины его» (Еврипид).

Пророчица Кассандра, дочь Приама, предсказывает свой союз с Агамемноном. Кассандра торжествует заранее, зная, что она сойдет в царство теней лишь тогда, когда увидит гибель дома Атридов, потомков Атрея, погубивших ее семью (Еврипид). Но никто не верит предсказаниям Кассандры, и Агамемнон увозит ее как свою пленницу.

Жертвоприношение Поликсены на могиле Ахиллеса

Утолив наконец свою жажду мести, греки пустились в обратный путь. Едва успели они сняться с якоря, как разразилась буря и появилась тень грозного Ахиллеса; она начала упрекать товарищей за то, что они покидают могилу героя, не принеся Ахиллесу никакой жертвы.

Ахиллес должен был, в случае мира с Троей, вступить в брак с Поликсеной, одной из дочерей Приама. Прорицатели, спрошенные о том, какую жертву требует себе Ахиллес, ответили, что он желает, чтобы Поликсена отправилась за ним в царство теней и стала бы там его супругой.

Несмотря на мольбы и просьбы Гекубы, Поликсена была принесена в жертву на могиле Ахиллеса.

На многих античных гравированных камнях изображен Неоптолем, закалывающий мечом Поликсену на могиле Ахиллеса.

Древнегреческий скульптор Поликлет изваял прекрасную статую Поликсены, которая пользовалась большой известностью в античности.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.

Кому сегодня не известна знаменитая легенда о Трое и троянском коне? В этот миф трудно поверить, однако подлинность существования Трои подтвердили раскопки знаменитого немецкого археолога Генриха Шлимана еще в позапрошлом веке. Современные археологические исследования подтверждают историчность трагических событий, происшедших в XII веке до нашей эры. Открываются все новые и новые подробности Троянской войны и связанных с ней обстоятельств…

Сегодня известно, что крупное военное столкновение союза ахейских государств с городом Троя (Илион), расположенном на берегу Эгейского моря, произошло между 1190 и 1180 (по другим данным, около 1240 года до н.э.) годами до нашей эры.

Первыми источниками, рассказывающими об этом сколь легендарном, столь и ужасном событии, были поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Позже Троянская война явилась темой «Энеиды» Вергилия и других произведений, в которых история также переплелась с вымыслом.

Согласно этим произведениям поводом к войне явилось похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, прекрасной Елены, жены царя Спарты Менелая. По призыву Менелая связанные клятвой женихи, известные греческие герои, пришли ему на помощь. По «Илиаде», освобождать похищенную отправилось войско греков, ведомое микенским царем Агамемноном – братом Менелая.

Попытка путем переговоров добиться возвращения Елены потерпела неудачу, и тогда греки начали изматывающую осаду города. Участие в войне принимали и боги: Афина и Гера – на стороне греков, Афродита, Артемида, Аполлон и Арес – на стороне троянцев. Троянцев было в десять раз меньше, однако Троя оставалась неприступной.

Единственным источником для нас может служить лишь поэма Гомера «Илиада», но автор, как отмечал греческий историк Фукидид, преувеличил значение войны и приукрасил ее, а потому к сведениям поэта надо относиться весьма осторожно. Однако нас прежде всего интересуют боевые действия и приемы ведения войны в тот период, о чем Гомер рассказывает довольно подробно.

Итак, город Троя был расположен в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданеллы). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Видимо, троянцы мешали торговле греков, что заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей, которую поддерживали многочисленные союзники, из-за чего война затянулась на долгие годы.

Троя, на месте которой сегодня находится турецкое местечко Гиссарлык, была обнесена высокой каменной стеной с зубцами. Ахейцы не решались штурмовать город и не блокировали его, поэтому боевые действия проходили на ровном поле между городом и лагерем осаждающих, который располагался на берегу Геллеспонта. Троянцы иногда врывались в лагерь противника, пытаясь зажечь греческие корабли, вытащенные на берег.

Подробно перечисляя корабли ахейцев, Гомер насчитал 1186 судов, на которых было перевезено стотысячное войско. Несомненно, число кораблей и воинов преувеличены. Кроме того, надо учесть, что эти корабли были просто большими лодками, ибо их легко вытаскивали на берег и довольно быстро спускали на воду. Такой корабль не мог поднять 100 человек.

Скорее всего, у ахейцев имелось несколько тысяч воинов. Возглавлял их Агамемнон, царь «многозлатых Микен». А во главе воинов каждого племени стоял свой вождь.

Ахейцев Гомер называет «копьеборными», поэтому нет сомнения в том, что главным оружием греческих воинов было копье с медным наконечником. Воин имел медный меч и хорошее защитное вооружение: поножи, панцирь на груди, шлем с конской гривой и большой, окованный медью щит. Племенные вожди сражались на боевых колесницах или спешившись.

Воины низшей иерархии были вооружены хуже: они имели копья, пращи, «секиры двуострые», топоры, луки со стрелами, щиты и являлись опорой для своих вождей, которые сами вступали в единоборство с лучшими воителями Трои. Из описаний Гомера можно представить обстановку, в которой проходило единоборство.

Происходило это так.

Противники располагались недалеко друг от друга. Боевые колесницы выстраивались в ряд; воины снимали свои доспехи и складывали их рядом с колесницами, затем усаживались на землю и наблюдали за единоборством своих вождей. Единоборствующие сначала метали копья, затем бились медными мечами, которые скоро приходили в негодность.

Лишившись меча, сражавшийся укрывался в рядах своего племени или же ему подавали новое оружие для продолжения борьбы. С убитого победитель снимал доспехи и забирал его оружие.

К бою колесницы и пехота размещались в определенном порядке. Боевые колесницы выстраивались впереди пехоты в линии с сохранением равнения, «чтобы никто, на искусство и силу свою полагаясь, против троян впереди остальных в одиночку не бился, чтоб и обратно не правил».

За боевыми колесницами, прикрываясь «выпуклобляшными» щитами, строились пешие воины, вооруженные копьями с медными наконечниками. Пехота строилась в несколько шеренг, которые Гомер называет «густыми фалангами». Вожди выстраивали пехоту, загоняя трусливых воинов в середину, «чтоб и тому, кто не хочет, сражаться пришлось поневоле».

Первыми в бой вступали боевые колесницы, затем «непрерывно одна за другой фаланги ахейцев двигались в бой на троянцев», «молча шагали, вождей опасаясь своих». Первые удары пехота наносила копьями, а затем рубилась мечами. С боевыми колесницами пехота боролась при помощи копий. Участвовали в бою и лучники, но стрела не считалась надежным средством даже в руках отличного лучника.

Неудивительно, что в таких условиях исход борьбы решали физическая сила и искусство владения оружием, которое часто отказывало: медные наконечники копий гнулись, а мечи ломались. Маневр на поле боя еще не применялся, однако уже появились зачатки организации взаимодействия боевых колесниц и пеших воинов.

Такой бой продолжался до наступления ночи. Если ночью достигалось соглашение, то сжигались трупы. Если соглашения не было, противники выставляли стражу, организуя охрану войска, находившегося в поле, и оборонительных сооружений (крепостной стены и укреплений лагеря – рва, заостренных кольев и стены с башнями).

Стража, состоявшая обычно из нескольких отрядов, размещалась позади рва. Ночью высылалась разведка в стан врага с целью захвата пленных и выяснения намерений противника, проводились собрания племенных вождей, на которых решался вопрос о дальнейших действиях. Утром бой возобновлялся.

Примерно так и протекали бесконечные сражения между ахейцами и троянцами. По Гомеру, только на десятый (!) год войны стали разворачиваться основные события.

Однажды троянцы, добившись успеха в ночной вылазке, отбросили противника к его укрепленному лагерю, окруженному рвом. Перебравшись через ров, троянцы начали штурмовать стену с башнями, но вскоре были отброшены.

Позже им все же удалось разбить камнями ворота и ворваться в лагерь ахейцев. Завязался кровавый бой за корабли. Такой успех троянцев Гомер объясняет тем, что в бою не участвовал лучший воин осаждавших – непобедимый Ахилл, рассорившийся с Агамемноном.

Видя, что ахейцы отступают, друг Ахилла Патрокл уговорил Ахилла разрешить ему вступить в сражение и дать свои доспехи. Воодушевленные Патроклом, ахейцы сплотились, в результате чего у кораблей троянцы встретили свежие силы противника. Это был плотный строй сомкнутых щитов «пика близ пики, щит у щита, заходя под соседний». Воины выстроились в несколько шеренг и сумели отразить атаку троянцев, а контратакой – «ударами острых мечей и пик двуконечных» – отбросили их.

В конце концов, нападение было отбито. Однако сам Патрокл погиб от руки Гектора, сына Приама, царя Трои. Так доспехи Ахилла достались врагу. Позже Гефест выковал Ахиллу новые доспехи и оружие, после чего Ахилл, разъяренный гибелью друга, вновь вступил в сражение.

Позже он убил в поединке Гектора, привязал его тело к колеснице и помчался в свой лагерь. Троянский царь Приам с богатыми дарами пришел к Ахиллу, умолил вернуть ему тело сына и достойно похоронил его.

На этом завершается «Илиада» Гомера.

По более поздним мифам, позже на помощь троянцам пришли амазонки во главе с Пенфисилеей и царь эфиопов Мемнон. Однако вскоре они погибли от руки Ахилла. А вскоре и сам Ахилл погиб от стрел Париса, направленных Аполлоном. Одна стрела угодила в единственное уязвимое место – пятку Ахилла, другая – в грудь. Его доспехи и оружие достались Одиссею, признанному храбрейшим из ахейцев.

После гибели Ахилла грекам было предсказано, что без лука и стрел Геракла, находившихся у Филоктета, и Неоптолема, сына Ахилла, Трою им не взять. За этими героями было послано посольство, и они поспешили на помощь соотечественникам. Филоктет стрелой Геракла смертельно ранил троянского царевича Париса. Одиссей и Диомед убили спешившего на помощь троянцам фракийского царя Реса и увели его волшебных коней, которые, по предсказанию, попав в город, сделали бы его неприступным.

И тогда хитроумный Одиссей придумал необычайную военную хитрость…

Долго, втайне от других, беседовал он с неким Эпеем, лучшим плотником в ахейском лагере. К вечеру все ахейские вожди собрались в шатре Агамемнона на военный совет, где Одиссей изложил свой авантюрный план, согласно которому надо было соорудить огромного деревянного коня. В его чреве должны поместиться самые искусные и смелые воины. Все же остальное войско должно сесть на корабли, отойти от троянского берега и укрыться за островом Тендос.

Как только троянцы увидят, что ахейцы покинули побережье, они подумают, что осада Трои снята. Троянцы наверняка затащат деревянного коня в Трою. Ночью ахейские корабли вернутся, а воины, укрывшиеся в деревянном коне, выйдут из него и откроют крепостные ворота. И тогда – последний штурм ненавистного города!

Три дня стучали топоры в старательно отгороженной части корабельной стоянки, три дня кипела таинственная работа.

Утром четвертого дня троянцы с удивлением обнаружили ахейский лагерь пустым. В морской дымке таяли паруса ахейских кораблей, а на прибрежном песке, где только вчера пестрели шатры и палатки врага, стоял огромный деревянный конь.

Ликующие троянцы вышли из города и с любопытством бродили по опустевшему берегу. Они с удивлением окружили огромного деревянного коня, возвышавшегося над кущами прибрежных ракит. Кто-то советовал бросить коня в море, кто-то – сжечь, но многие настаивали на том, чтобы затащить его в город и поставить на главной площади Трои как память о кровавой битве народов.

В разгар спора к деревянному коню подошел жрец Аполлона Лаокоон с двумя своими сыновьями. «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» – вскричал он и, выхватив из рук троянского воина острое копье, метнул его в деревянное брюхо коня. Задрожало вонзившееся копье, и послышался из конского чрева еле слышимый медный звон.

Но Лаокоона никто не слушал. Все внимание толпы было привлечено появлением юношей, ведущих пленного ахейца. Его подвели к царю Приаму, стоявшему в окружении придворной знати рядом с деревянным конем. Пленник назвался Синоном и пояснил, что сам сбежал от ахейцев, которые должны были принести его в жертву богам – это было условием благополучного возвращения домой.

Синон убедил троянцев, что конь являлся посвятительным даром Афине, которая могла обрушить свой гнев на Трою, если троянцы уничтожат коня. А если поставить его в городе перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При этом Синон подчеркнул, что поэтому ахейцы и построили коня таким огромным, чтобы троянцы не смогли протащить его через крепостные ворота…

Как только Синон произнес эти слова, со стороны моря раздался полный ужаса крик. Из моря выползли два огромных змея и оплели жреца Лаокоона, а также двух его сыновей смертельными кольцами своих гладких и липких тел. В одно мгновение несчастные испустили дух.

«Лаокóон и его сыновья» — скульптурная группа в ватиканском музее Пия-Климента , изображающая смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями.

Теперь уже никто не сомневался в том, что Синон говорил правду. А посему надо поскорее установить этого деревянного коня рядом с храмом Афины.

Соорудив низкий помост на колесах, троянцы установили на него деревянного коня и повезли к городу. Чтобы конь прошел в Скейские ворота, троянцам пришлось разобрать часть крепостной стены. Коня поставили на обусловленном месте.

Пока троянцы, опьяненные успехом, праздновали победу, ночью ахейские лазутчики тихо вышли из коня и открыли ворота. К тому времени греческое войско по сигналу Синона незаметно возвратилось обратно и теперь захватило город.

В итоге Троя была разграблена и уничтожена.

Но почему причиной ее гибели стал именно конь? Этим вопросом задавались еще в древности. Многие античные авторы пытались найти разумное объяснение легенде. Высказывались самые разнообразные предположения: к примеру, что у ахейцев была боевая башня на колесах, сделанная в форме коня и обитая конскими шкурами; или что грекам удалось проникнуть в город через подземный ход, на двери которого была нарисована лошадь; или что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противников…

Под стенами Трои погибают практически все герои, и ахейцы, и троянцы. А из тех, кто выживет в войне, многие погибнут по дороге домой. Кто-то, как царь Агамемнон, дома найдет смерть от рук близких, кто-то будет изгнан и проведет жизнь в скитаниях. По сути, это конец героического века. Под стенами Трои нет победителей и нет побежденных, герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей.

Любопытно, но конь символически связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе сидят вооруженные воины. Получается, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего-то нового.

Примерно в это же время в Средиземноморье произошло еще одно важное событие: началось одно из великих переселений народов. С севера на Балканский полуостров двинулись племена дорийцев, варварского народа, который полностью уничтожил древнюю микенскую цивилизацию.

Лишь по прошествии нескольких столетий Греция возродится и можно будет говорить о греческой истории. Разрушения будут настолько велики, что вся додорийская история станет мифом, а многие государства перестанут существовать.

Результаты последних археологических экспедиций пока еще не позволяют убедительно восстановить сценарий Троянской войны. Однако их результаты не отрицают, что за троянским эпосом скрывается история греческой экспансии против крупной державы, находившейся на западном берегу Малой Азии и мешавшей грекам обрести власть над этим регионом. Остается надеяться, что подлинная история Троянской войны все же будет когда-нибудь написана.