Как долго строили казанский собор. Казанский собор. Внешний облик собора и стиль архитектуры




Полюбоваться Казанским собором в Петербурге считают своим долгом практически все гости Северной столицы. Этот православный храм расположен в центре города, на перекрестке Невского проспекта и канала Грибоедова. Его именем названы островок на Неве, расположенный неподалеку мост и площадь, примыкающая непосредственно к Казанскому собору.

Известное культовое сооружение способно впечатлить неискушенного туриста своими размерами: его высота превышает 70 м. Храм был построен специально для хранения иконы Казанской Божьей Матери, согласно преданию способной исцелять больных и творить чудеса.

Архитектор и скульптор Казанского собора

История строительства Казанского собора в СПб довольно необычна. Знаменитая достопримечательность имела более скромную предшественницу - церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Эта постройка из камня, строительство которой началось в 1733 году, стала примечательным образцом стиля барокко в архитектуре. Отличительными характеристиками церкви являлись колокольня, размещенная прямо над дверями, и купол из натуральной древесины.

Первым архитектором и скульптором, участвовавшим в создании будущего Казанского собора в Петербурге, оказался Михаил Земцов. Рождество-Богородичную церковь, возведенную по его проекту, завершили спустя четыре года после закладки первого камня. Перед первым богослужением в нее перенесли глубоко почитаемый образ Казанской Богородицы - точную копию чудотворной иконы, таинственно появившейся в Казани в конце XVI века. В Северную столицу реликвия была привезена еще во времена царствования Петра I и ранее хранилась в Троицком соборе.

Из интересных фактов о церкви Рождества Святой Богородицы стоит упомянуть, что она считалась «придворной». На ее открытии лично присутствовала сама императрица Анна Иоанновна, а в 1773 году здесь венчался будущий император Павел I. Также в ней регулярно проводились торжественные молебны в честь побед российских войск над наполеоновской армией в 1812 году.

На рубеже XVIII и XIX веков Павел I решил устроить конкурс на лучший вариант нового храма. Монарху хотелось, чтобы город украшала практически идентичная копия ватиканского собора святого Петра. Даже проекты знаменитых зодчих - Тромбаро, Камерона, Гонзаго и других - Павла не впечатлили. В 1800 году граф Строганов, чей особняк располагался неподалеку от церкви, представил на рассмотрения царя эскиз одаренного молодого мастера Андрея Воронихина. Его сразу же одобрили, а графа назначили главой попечительского совета, заведовавшего строительными работами.

В 1801 году состоялась торжественная закладка первого камня новой постройки в присутствии уже нового российского правителя Александра I. Однако Казанский собор в Санкт-Петербурге был построен не только по проекту и при участии архитектора Воронихина, но и с помощью его талантливого коллеги Н. Алфёрова. Предполагалось, что в западной части храма будет находиться вход, в восточной - алтарь, а северный и южный фасад украсят монументальные колоннады из более чем 90 колонн с впечатляющей высотой 13 м. Однако на практике была завершена только северная колоннада, и по сей день являющаяся подлинным украшением Невского проспекта. Колонны установлены 4 рядами.

Строительство грандиозного собора длилось 10 лет, причем на него было затрачено не менее 5 млн. рублей. После завершения строения император наградил его создателя почетным орденом св. Владимира 4-й степени.

После открытия нового храма старая церковь сразу же подверглась сносу. Дальнейшая история собора довольно необычна. Среди знаковых событий стоит отметить следующие:

В 1812 году после победы над французами сюда на хранение были переданы около 30 знамен, оставленных разгромленными наполеоновскими войсками и добытыми в качестве трофеев. Также в собор доставили около 100 ключей от европейских крепостей и населенных пунктов, сдавшихся на милость российских военачальников, их флаги и персональный жезл Даву - главнокомандующего вражеской армии. В северном приделе святилища захоронен прах выдающегося российского полководца М. И. Кутузова - истинного героя своего Отечества.

Во второй половине XIX века на площади перед храмом регулярно проходили выступления и демонстрации революционеров. Среди них был и знаменитый Плеханов - лидер одной из групп народнического толка.

В 1913 году во время празднования трехсотлетнего юбилея правления династии Романовых в Казанском соборе в Питере произошла давка, в которой погибли более 30 человек.

В первые годы советской власти храм стал объектом мародерства: из него изъяли более 2 т серебряной утвари и других ценностей. С начала 1930-х годов в его стенах располагался Музей истории религии и атеизма. Богослужения были возобновлены лишь после распада СССР в 1990-х годах.

Внешний облик собора и стиль архитектуры

Колоннада собора считается настоящим украшением Невского проспекта. Основная магистраль города тянется в направлении с запада на восток, а православные храмы при строительстве ориентируют аналогичным образом. Это часто создает сложности для зодчих. Необычное проектировочное решение позволило сделать боковую - северную - часть строения, выходящую на проспект, парадной.

Крест на куполе также в соответствии с религиозными канонами развернут к проспекту ребром и со стороны северного фасада практически незаметен. Сам собор выполнен в форме традиционного католического креста.

Колокольня в храме отсутствует, а звонница находится в западной части колоннады. С обеих сторон последней расположены большие портики, а также два пьедестала, на которых до середины XIX века стояли гипсовые изваяния ангелов. Для облицовки фасадов строения использовался оригинальный материал - известковый туф серого оттенка. Его также называют пудостским камнем, поскольку он добывается неподалеку от поселка Пудость Ленинградской области.

Напротив собора установлены монументы М. Б. Барклаю де Толли и М. И. Кутузову. Бронзовые памятники выглядят почти аналогично: знаменитые военачальники изображены во весь рост и в плащах, напоминающих о временах античности. Однако поза де Толли свидетельствует о покое, в то время как Кутузов энергично призывает армию к наступлению.

У северной стены храма размещены 4 бронзовые скульптурные композиции, изображающие Александра Невского, князя Владимира, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. Их авторами являются соответственно С. Пименов (первые две скульптуры), И. Мартос и В. Демут-Малиновский.

Бронзовые врата на северной стене строения полностью копируют известные «райские двери» флорентийского крестильного дома, датированные XV веком. Портики храма привлекают внимание красивыми барельефами:

  • Восточный проезд со стороны северной колоннады украшен барельефом Мартоса, изображающим, как Моисей во время исхода евреев добывает воду из камней. Над западным проездом симметрично расположен барельеф И. Прокофьева, посвященный возведению этим же пророком медного змия в пустыне.
  • Стены строения, имеющие портики, декорированы большими барельефами и маленькими панно авторства скульпторов Рашетта, Гордеева, Кашенкова, Анисимова и других. Все они описывают жизнь Богородицы и чудеса, связанные с иконой Казанской Богоматери.

Икона Казанской Божьей Матери и внутреннее убранство собора

Внутри собор схож с гигантским залом императорской резиденции. Монументальность ему придают более 50 колонн коринфского ордера, украшенных позолоченными капителями. Материалом для этих элементов послужил розовый гранит, доставленный в Петербург из Финляндии. Колонны делят внутреннюю часть храма на 3 прохода - нефа. Ширина центрального нефа в 4 раза превышает ширину боковых, а свод полуцилиндрической формы позволяет визуально еще больше увеличить его пространство. В потолки боковых нефов органично вписаны прямоугольные кессоны и розетки в виде фантастических цветов, имитирующие настоящие картины и изготовленные из алебастра.

Мозаика на полу в храме сделана из натурального розоватого и серого мрамора, привезенного из Карелии. Напольные ступеньки амвона и алтаря, а также кафедра, выложены кораллово-малиновым порфиром.

Большинство икон Казанского собора написаны великими живописцами конца XVIII - начала XIX веков: Брюлловым, Боровиковским, Шебуевым, Басиным, Угрюмовым, Бессоновым, Ивановым, Кипренским и другими. Их произведения украшают не только иконостас, но и стены и пилоны строения. Все полотна выполнены в стилистике художников эпохи Ренессанса.

Из барельефов внутри до наших дней дошли только два: «Взятие под стражу» Рашетта и «Несение креста» Щедрина. Остальные обрушились уже спустя 2 года после победы над французами и были заменены фресками и масляными картинами.

Иконостас создавался в 1830-х годах по эскизу архитектора Тона и отделан трофейным серебром, доставшимся русским войскам после бегства наполеоновской армии. В советскую эпоху драгоценная облицовка была украдена, однако сейчас она полностью восстановлена. Над северным и южным входами размещены скульптурные композиции, изображающие арест Иисуса и его шествие к месту казни. Главная святыня - лик Казанской Богоматери - находится с левой стороны от Царских Врат.

Режим работы и экскурсии в собор

Вход в храм свободный. Он открыт для посещения с понедельника по пятницу с 8.30 (в субботу и воскресенье - с 6.30) до окончания вечернего богослужения. Доехать до собора удобнее всего на метро до станций «Невский проспект» либо «Гостиный двор», причем выйти следует к каналу Грибоедова.

Обзорные экскурсии по храму, на которых гид расскажет вам об истории его строительства и святынях, длятся в основном 1,5-2 часа и обойдутся от 600 до 4000 RUB в зависимости от количества участников.

Казанский собор является уникальным памятником архитектуры, органично сочетающим в себе черты православия и католицизма.

    Координаты: 59°56′07.06″ с. ш. 30°19′34.94″ в. д. / 59.935294° с. ш. 30.326372° в. д … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Князь Владимирский собор. Православный собор Князь Владимирский собор Собор Святого благоверного князя Владимира … Википедия

    Казанский собор - в Санкт Петербурге. КАЗАНСКИЙ СОБОР в Санкт Петербурге (1801 11, архитектор А.Н. Воронихин), памятник архитектуры русского классицизма. Примыкающая к боковому фасаду здания мощная полукруглая колоннада образует площадь, входящую в цепь ансамбля… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Невский проспект, Казанская площадь, 2), памятник архитектуры классицизма. Построен в 1801 1811 (архитектор А. Н. Воронихин) для перенесения в него древней иконы Казанской богоматери, по имени которой назван. Имеющее в плане форму… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Казанский собор название нескольких крупных храмов, построенных в честь Казанской иконы Божьей матери: Казанский собор (Санкт Петербург) Казанский собор (Волгоград) Казанский собор (Иркутск) Сергиево Казанский кафедральный собор Казанский собор… … Википедия

    Название ряда православных храмов в честь Казанской иконы Божьей матери: Казанский собор (Санкт Петербург) Казанский собор (Волгоград) Казанский собор (Иркутск) Казанский собор (Луга) Казанский собор (Москва) Казанский собор (Сызрань) Казанский… … Википедия

    Санкт-Петербург: от Петра I до наших дней - Санкт Петербург второй по величине город Российской Федерации, бывшая столица Российской империи, административный центр Северо Западного федерального округа РФ. Санкт Петербург расположен у восточной оконечности Финского залива Балтийского моря … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Запрос «Казанский собор» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Православный собор Собор Казанской иконы Божией Матери … Википедия

    Петербург, в 1914 24 Петроград, в 1924 91 Ленинград, город в России, центр Ленинградской области. Санкт Петербург важнейший промышленный, научный и культурный центр России. Крупный транспортный узел (железнодорожных, шоссейных дорог).… … Энциклопедический словарь

    Ц. Ленинградской обл. Основан 16 мая 1703 г., когда Петром Великим была заложена крепость под названием Санктпитербурх в честь Святого Петра, небесного покровителя императора. Крепость после сооружения в ней собора Петра и Павла стала называться… … Географическая энциклопедия

Книги

  • Санкт-Петербург. Комплект из 19 открыток , . Санкт-Петербург, начало XX века. Размер 15 х 11 см. Сохранность хорошая. Комплект состоит: 1. Елагин остров. Издание Русского Музея Императора Александра. III. Без письма. Без меток альбома.…
  • Санкт-Петербург. Раскраска-путеводитель , Анна Рапопорт. Что вас ждет под обложкой: Тем, кто едет в C еверную столицу в ближайшее время и кто пока только собирается посетить Санкт-Петербург, а также коренным петербуржцам - всем, кто любит город на…

На фото: Казанский собор вскоре после освящения

История Казанского собора в Санкт-Петербурге насчитывает несколько перестроек здания.

В 1710 году на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже - деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Новый каменный храм по указу был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Рождественским. Значительным украшением построенной церкви была многоярусная колокольня высотой 58 метров.

2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена . И Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.

К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Император России Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.


Саша Митрахович 22.01.2016 11:32


«С каким невыразимым восторгом я встретила счастливое утро, когда я узнала, что государыня вошла в столицу и провозглашена главой империи Измайловским полком, который проводил ее в Казанский собор среди огромного собрания войск и граждан, готовых принести ей обет подданства».


Саша Митрахович 09.01.2017 11:43


Видимо, как раз благодаря своему невольному участию в воцарении Екатерины II старый собор Рождества Богородицы был особенно неприятен Павлу I, и он, взойдя на престол, объявил конкурс на проект нового . Справедливости ради надо сказать, что этого требовали и объективные обстоятельства: на главной улице столицы скромный Богородице-Рождественский собор смотрелся уже слишком невзрачно.

В конкурсе на лучший проект собора приняли участие виднейшие архитекторы своего времени — Чарлз Камерон, Пьетро Гонзаго, Жан Тома де Томон. Всем им предстояло решить нелегкую задачу: император потребовал, чтобы новый собор был подобен . Этот собор, виденный Павлом I во время его путешествия по Европе в 1780-х годах, поразил его воображение. В особенности потрясла его колоннада Бернини, опоясывающая площадь перед собором. Теперь он желал, чтобы подобная колоннада украшала фасад Казанского собора. Ни один из именитых зодчих не смог удовлетворить требованиям императора. Удалось это лишь малоизвестному в те годы архитектору А. Н. Воронихину, происходившему из крепостных графа Строганова. Он предложил решение, благодаря которому храм органично вписывался в ансамбль Невского проспекта.

Согласно проекту Воронихина, колонны должны были опоясывать собор не только с северной (выходящей на Невский) стороны, но также и с южной, а вокруг храма — с севера, юга и запада — предполагалось создание трех площадей. Но осуществить эту дорогостоящую задумку не удалось, и колоннада, подобная римской, украсила лишь северный фасад Казанского собора


Саша Митрахович 09.01.2017 11:50


Подготовка к строительству началась в ноябре 1800 года, спустя восемь дней после утверждения проекта Воронихина. «Для построения Казанской церкви» составилась особая комиссия, были определены сроки возведения здания (три года) и расходная смета. Тут же начали подготавливать строительную площадку, на месте которой стояло одиннадцать частных домов. Их владельцев переселили, выдав каждому из казны по пятьсот рублей. Сумма вполне достаточная для обзаведения хозяйством, и, однако, интересно сравнить ее с годовым жалованьем, положенным Воронихину, — 3000 рублей.

После расчистки площади полным ходом пошло рытье рвов, откачка воды из Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова), укрепление сваями капризного петербургского грунта. Словом, дело подвигалось быстро. И уже готова была позолоченная табличка, возвещавшая о том, что «благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил». Но до торжественной закладки первого камня в основание храма венценосец не дожил, убитый заговорщиками в собственной спальне.

Закладывать собор пришлось его наследнику, императору Александру I, что он и совершил — причем, как бы искупая свою вину перед покойным отцом (а о вине этой не говорил только ленивый), он так торопился с закладкой, что даже не стал дожидаться коронации.

Закладка Казанского собора состоялась 27 августа 1801 года, коронация Александра Благословенного — 15 сентября. Опасения Воронихина, что новый император остановит строительство Казанского собора, не подтвердились. Стройка продолжилась в заданном Павлом I темпе — порой она не останавливались даже в ночное время.

Работа, связанная с Казанским собором, кипела не только в Петербурге. Шла ломка камня неподалеку от Гатчины (это был так называемый пудостьский камень, который часто путают с пудожским), ломали мрамор в Олонецкой губернии, гранит под Выборгом. Сотни рабочих — в большинстве своем простых крестьян — не покладая рук созидали одно из величайших зданий эпохи.

Но, несмотря на все усилия, окончить стройку в определенный покойным императором срок (три года) не удалось. Россия вступила в эпоху внешнеполитических конфликтов; начались, как бы сказали теперь, перебои с финансированием. Да и в смету Воронихину уложиться не удавалось, из-за чего постоянно возникали сложности. Только к осени 1811 года собор был готов к освящению.


Саша Митрахович 09.01.2017 11:59


В 1990 году в музейном хранилище были обретены мощи , переданные Церкви в январе 1991 года. Спустя еще несколько месяцев на чердаке Казанского собора обнаружились мощи святителя Иоасафа Белгородского, которые считались исчезнувшими.

Адрес: Невский проспект, д. 25. Время работы: в будние дни с 08:30, а в выходные дни с 06:30 до окончания службы. Как добраться: станция метро "Невский проспект" или "Гостинный двор" (выхд к каналу Грибоедова).

Одно из красивейших, грандиозных сооружений расположено на центральном проспекте Санкт-Петербурга . Первоначально храм создавался как основное хранилище чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Сегодня здесь находятся не только ценнейшие военные трофеи, но и покоится тело Великого полководца - фельдмаршала М.И. Кутузова.

История сооружения Казанского собора в Санкт-Петербурге

В начале XVIII века на центральном проспекте Петербурга решили заложить церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Планировалось возвести строение из камня в стиле барокко по проекту известного зодчего Михаила Земцова. Церковь построили всего за 4 года, освятив новое христианское сооружение в 1737 году. На церемонии присутствовала императрица Анна Иоанновна. К первому богослужению подготовили уникальную икону Казанской Божией матери, которая являлась списком с церковной реликвии XVI столетия из Казани.
Новая церковь стала местом проведения важных для государства обрядов. Здесь проходили службы в честь громких побед русской армии на фронтах. Находилась она в том месте, где сейчас разбит сквер у современного Казанского собора.
К концу XVIII столетия церковь изрядно обветшала. Необходим был ее ремонт. Павел I, для которого храм имел большое значение (именно здесь он венчался), издал указ об объявлении конкурса проектов придания более парадного вида. В данном конкурсе приняли участие как начинающие, так и известные архитекторы. В частности, Семен Волков предложил сделать церковь пяти-купольной и возвести колокольню. Этот и многие другие проекты не получили одобрения. Результат конкурса стал неожиданным и сильно осуждался знатными зодчими. Негодование было объяснимо, ведь среди тех, кто подал свои работы для участия, наблюдались такие громкие имена, как Камерон, Кварнеги, Гонзаго и другие. Павел долго не мог выбрать победителя. По истечении некоторого времени, граф А.С. Строганов, резиденция которого располагалась неподалеку, внес предложение не перестраивать старую церковь, а возвести новый храм. Тем более, бывший его крепостной - молодой зодчий А.Н. Воронихин уже разработал проект. Основной задачей было не только гармонично вписать храм в существующий ансамбль Невского проспекта, но и учесть все каноны строительства религиозных сооружений. Сделать это оказалось довольно сложно. Согласно правилам, алтарь должен был располагаться с востока, а главный вход - с запада. В этом случае самая красивая часть собора оказалась бы не совсем там, где это было необходимо. Главный фасад в этом случае обратится на Казанскую улицу (в те времена - Большую Мещанскую). Существовало еще одно препятствие. Павел I мечтал увидеть в результате нечто, идентичное собору Святого Петра в Риме. Римский храм имеет длинную колоннаду в форме круга, а разработанный проект Казанского был несколько иным. Его 4-рядная колоннада стала отличной находкой архитектора и позволила удивительно гармонично вписать Казанский собор в существующий облик Невского проспекта.

Современный Казанский собор

В 1801 году заложен первый камень в основание нового храма. Главным участником данной церемонии стал Александр I, который, вопреки опасениям Строганова и Воронихина, не отказался от идеи строительства собора после смерти своего отца. Для нового императора это стало первым важным делом, которое подняло его авторитет среди народа. Через 10 лет состоялся торжественный ритуал освящения храма. Сразу после начала богослужений, старую церковь убрали.
Собор с самого своего основания воспринимался петербуржцами как символ побед русской армии и некий "талисман", помогающий совершать великие подвиги и добиваться героических побед. Не случайно именно сюда после завершения Отечественной войны 1812 года привезли добытые в сражениях трофеи - знамена разбитых французских армий. Немногим позже здесь обрел вечный покой прах фельдмаршала Кутузова. Создание внутреннего оформления продолжалось довольно долго, вплоть до 1829 года. Отделочные работы выполнялись под руководством О. Монферрана.
Жизнь сооружения связана со многими историческими событиями. В конце XIX века в храме проходил обряд отпевания композитора П.И. Чайковского. Чуть позже здесь же отмечали большую дату - 300-летие дома Романовых. Кстати, это событие омрачено досадной трагедией. В момент проведения торжества произошла давка, в результате которой более 30 человек погибли.
Годы советской власти были очень непростыми. В 1920-х годах по всей стране начали изымать ценности, так или иначе относящиеся к религии. Внутреннее убранство и фасады собора пострадали, но богослужения в храме продолжались вплоть до 1932 года. Затем здесь открыли Музей истории религии и атеизма, как, впрочем, и во многих храмах страны. В 1950-1960-х годах собор отреставрировали сначала внутри, затем снаружи. Полноценно работать вновь он стал в 1998 году, после торжественного освящения. В 2000 году ему придали статус Кафедрального собора.

Архитектурные особенности Казанского собора

Мало кто знает, что современный Казанский собор задумывался зодчим Воронихиным несколько другим. Полный проект так и не был реализован. Согласно задумке, масштабная колоннада должна была украсить и южный фасад, находящийся с противоположной стороны. Однако, незаконченность строения совсем не испортила его внешний вид.

Само сооружение имеет форму продолговатого креста, продолговатая его часть параллельна проспекту. С северной стороны, фасад которой смотрит на Невский проспект, оно оформлено полукруглой колоннадой. С юга, запада и севера в собор ведут входные ворота, украшенные портиками с колоннами. Перед ними устроены широкие ступени. Купольная часть очень оригинальна. Барабан купола имеет ступенчатую структуру, сужается постепенно, с увеличением высоты. Он поделен на сектора, в каждом из которых имеются прямоугольные окна. В основании самого купола также есть окна, но они круглые, обрамленные выступающими вперед наличниками. Стены собора не совсем типичны: здесь нет больших по ширине простенков, на всех фасадах в два ряда расположены большие окна. Между ними во всю высоту стена украшена пилястрами. Собор оформлен множеством декоративных деталей: рельефными композициями, резными карнизами, высеченными из камня фигурами.
Само здание собора совсем не "бросается в глаза", ведь с Невского проспекта открывается потрясающий вид на главную колоннаду, состоящую из 96 колонн. Их высота достигает 13 метров, располагаются они на постаменте, отделанном сердобольским гранитом. Композиционное решение архитектора удивительно гармонично вписалось в окружающее пространство. Массивные колонны придает зданию неподдельную легкость, в то же время невероятно подчеркивает его грандиозность. Единство с купольной частью создается портиком, расположенным в центре колоннады. Создается иллюзия, что купол находится на пьедестале, сооруженном над портиком. Стоит отметить, что с южного, западного и восточного фасадов само здание и купольная его часть также сочетаются удивительно гармонично.
В отличие от традиционных православных храмов, Казанский собор привлекает внимание не купольной частью, а именно не совсем традиционной для русского зодчества колоннадой. Не очень обычным является и цветовая обработка стен и колонн. основной материал, используемый при их обработке - пудостьский светло-желтый камень, подчеркивает нежную, природную цветовую гамму, сочетающуюся с синевой неба и серебристым куполом. Существует и еще одно отличие: в Казанском соборе нет колокольни, однако звонница все равно имеется, расположена она в западной части колоннады.

Внутреннее оформление

Внутреннее убранство православных соборов оформлялось так, чтобы прихожан от молитвы ничего не отвлекало. Архитектор немного отошел от этих принципов, он был воодушевлен созданием неповторимого городского ансамбля. Внутри собор напоминает дворцовый зал, со всех сторон обрамленный колоннами. Свет, поступающий внутрь из небольших окон в купольном барабане, добавляет эффекта торжественности и умиротворения. Сооружение поражает своими внутренними размерами: ширина - более 70 метров, глубина - более 55. В плане собор представляет собой вытянутый крест, это послужило определяющим условием создания внутреннего оформления.
Основным пространством внутри является подкупольная часть. Она очень органично сочетается со сводами, удивительно лаконичная связь достигается с помощью арок. Оформление купольного барабана, арок и сводов выполнено в виде утонченного рисунка из кругов и полукругов. Здесь очень красиво оформлен пол, его очертания повторяют линии сводов. Декор выполнен элементами мозаики в форме уменьшающихся по диаметру кругов. Цвет деталей подобран так, что выделяется эффект рельефности картинки.
Внутри храма в общей сложности 56 колонн. Они выполняют две функции: дизайнерскую и конструктивную. Основная их задача - поддерживать своды. В западной части собора велика их роль в зонировании пространства. С помощью рядов из колонн удалось разделить помещение на 3 нефа. В боковых нефах своды значительно ниже, чем в центральном. Это позволило выделить преимущество центральной части. Подобным образом устроена и алтарная часть. Архитектор гениально продумал пропорции элементов внутреннего убранства. Буквально каждая мелочь важна в создании общего впечатления. Размеры колонн, окон, высота сводов, габариты самого помещения идеальны по пропорциям. Пол в храме выполнен методом мозаики. Для изготовления ее использовался камень трех оттенков мрамора и темно-красный кварцит. Рисунок в каждой отдельной части здания создан в соответствии с принципом создания целостности в сочетании с оформлением стен и сводов.
Особенно интересным получилось световое оформление естественным источником света. Благодаря количеству и размерам оконных проемов, внутрь храма поступает свет, который волшебным образом устремляется вверх, в купольную часть. Это создает иллюзию нахождения в красивом дворцовом зале, где неповторимо сочетаются легкость, строгость, пышность и простота.
В середине XIX столетия в соборе появились уникальные люстры, выполненные Шопеном. Они имели бронзово-золоченое покрытие и огромное количество свечей. Рассеивающийся свет, исходящий от них, придает общему интерьеру мягкость, торжественность и особую изысканность.
Собор не похож на другие православные храмы еще в одном: он не украшен иконами сверху до низу. Здесь существовало три алтаря, которые были отделены друг от друга иконостасами. Главный из них несколько раз видоизменялся. Архитектор Воронихин, в 1811 году соорудив центральный иконостас, увидел некое несоответствие в его размерах и габаритах алтарной части. Еще два иконостаса, Рождество-Богородицский и Антонио-Феодосиевский, были возведены в южной и северной части помещения. Их декор был пышным, рельефным. Он выделялся из общего оформления собора. В 1836 году решено создать новый главный иконостас, более массивный и строгий. Над ним трудился зодчий К.А. Тон, создав действительно потрясающее творение. Выполнив колонны из малахита, выполнив посеребрение основной части, добавив строгих рельефов и орнаментов, архитектор внес изменения и в боковые иконостасы.
Оформление Казанского собора сочетает в себе несколько различных видов искусства. Все детали настолько продуманы, что вряд ли кто-то может усомниться в том, что что-то сделано неправильно. Сразу видно, что молодой, но очень талантливый архитектор вложил всю свою душу в главное творение своей жизни

Когда, путешествуя, вы окажетесь в Санкт-Петербурге, я уверена, что вам непременно захочется пройти вдоль его «главной артерии» – Невского проспекта. Во время этой прогулки вы, безусловно, обратите внимание на величественный собор, располагающийся у канала Грибоедова.

Когда-то в студенческой юности это место было одним из моих любимых в Петербурге (Ленинграде). Здесь мы обычно назначали встречи с друзьями. Поскольку даже в непогоду очень удобно было поджидать друг друга под соборными сводами, надежно укрывающими от проливного питерского дождя. В дни, когда солнышко прогоняло зимнюю хандру, нам нравилось сидеть на скамейках сквера, расположенного подле этого храма, подставляя свои бледные лица первым ласковым лучам.

На тех же лавочках была читана-перечитана масса конспектов во время подготовок к зачетам и экзаменам во время сессий в институте. То есть это место у меня стойко ассоциируется с радостными воспоминаниями.


Итак, мой рассказ пойдёт об удивительном Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга.

История Казанского собора

Предшественница – церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Я думаю, вам интересно будет узнать, что с 1737 года на месте теперешнего месторасположения Казанского собора была первоначально построена каменная барочная церковь Рождества Пресвятой Богородицы (архитектор Михаил Земцов). Перед её освящением сюда был принесён список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Для меня неожиданностью было то, что его пешком сопровождала сама императрица Анна Иоанновна.

Церковь имела придворное назначение. В 1773 году там происходит венчание цесаревича Павла Петровича. Здесь же отмечались и армейские победы. К концу XVIII века храм серьёзно обветшал, и Павел I объявляет конкурс на проект строительства на смену ей нового петербургского храма.

Создание Казанского собора

Императорским решением был одобрен замысел начинающего свой мастерский путь зодчего А. Н. Воронихина, бывшего некогда крепостным графа Александра Сергеевича Строганова – президента Академии художеств.


Я читала, что сам граф назначается председателем попечительского совета, организованного при строительстве собора, продлившемся десятилетие (1801–1811 гг.). За грандиозный труд Андрей Никифорович Воронихин был удостоен ордена Святого Владимира IV степени.


Освятил собор митрополит Амвросий 27 сентября в 1811 году. На строительство этого великолепного храма из государственной казны было перечислено около 5 млн. рублей.


Собор становится памятником триумфа России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. В 1813 году в его левом приделе располагается гробница блестящего русского фельдмаршала М. И. Кутузова, тело которого было привезено в Петербург в июне из прусского города Бунцлау. У места погребения возвели бронзовую ограду (автор А. Н. Воронихин) и установили пять штандартов и одно знамя, которые сохранились до наших с вами дней.


Над самой могилой помещалась икона Смоленской Божией Матери. В храмовом пространстве собора также было развешано 107 «пленных» знамён и штандартов армии Франции (большинство из них сегодня хранится в Москве), а также 97 связок ключей от покоренных крепостей и городов Франции. Я думаю, что вы также обратите внимание на два грандиозных монумента Кутузову и Барклаю-де-Толли напротив Казанского собора.


Их воздвигли в 1837 году в память о событиях Отечественной войны с Наполеоном.

Собор в XIX – начале XX века

Меня и сегодня потрясают великолепные фасады Казанского собора, хотя часть их в настоящее время утрачена. Выполненные из пудожского камня, они щедро были украшены скульптурными композициями и барельефами. Над этим благолепием трудились известнейшие мастера того времени: И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, В. Г. Годеев, В. И. Демуг-Малиновский.


Бронзовые северные врата были сделаны наподобие «райских дверей» баптистерия Флоренции (XV век).


Мне очень жаль, что далеко не вся эта красота уцелела до наших дней. Правда, 56 исполинских колонн из розового гранита Финляндии, по-моему, и сегодня внушают ощущение непоколебимости, величия и надёжности. Лепнина храма принадлежала трудам Ф. Торичелли и Б. Медичи. Иконостасы выполнили А. Леблон и Ф. Кретьен. Образа, большая часть которых сегодня находится в Русском музее Северной столицы, написаны О. А. Кипренским, Ф. П. Брюлло и другими видными мастерами.


Храм наполняло светом прекрасное паникадило в 180 свечей (работа Ж. Герена). Ко дню освещения Казанского собора одноименный чудотворный Образ Богородицы был облачен в великолепную золотую ризу, украшенную драгоценными каменьями и жемчугами. Из 40 пудов трофейного французского серебра архитектор К. А. Тон выполнил облицовку главного иконостаса. Позднее, в 1884 в соборе появляется 11 пудовая серебряная гробница для плащаницы, а в 1890 – чеканные хоругви.


В начале XX века в 1903 году у горожан возникла необычная идея – создать подле Казанского собора такую же могучую звонницу, но Академия художеств разумно отвергла данное намерение. К 100-летнему юбилею собора был совершен ряд реставрационных работ под руководством лучших зодчих и художников, в числе которых был мой любимый епархиальный архитектор А. П. Аплаксин.

Именно ему принадлежат слова: «Казанским собором Россия сравнялась с Европой, ... высоко поднявшись на уровень изображения прекрасного».

Великолепное внутренне убранство, чтимые святыни, церковная утварь, сама по себе представлявшая произведения искусства, словом, всё это создавало неизгладимое ощущение прекрасного у прихожан. А расположенные здесь памятные доски, барельефы Павла I и Александра I, а также гробница М. И. Кутузова напоминали об имперской славе России.


Именно отсюда ежегодно 12 сентября по Невскому проспекту шёл торжественный крестный ход к Александро-Невской лавре (о ней можно подробней почитать в моей статье ), в котором непременно участвовали императорские особы и кавалеры ордена Св. благоверного князя Александра Невского. Кстати, мне было небезынтересно узнать, что ранее этот день был в Санкт-Петербурге официальным выходным. Также совершались в Казанском храме и иные торжественные крестные ходы.


Престольный праздник – день Казанской Божией Матери, отмечаемый 21 июля и 4 ноября, собирал в соборе массу горожан. В силу чего молебен перед чудотворной иконой проводили прямо на улице напротив собора.


В день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей словенских, 24 мая в Казанский храм стекалось множество учащихся. На праздник святого Саввы Сербского, приходящийся на 27 января, сюда приходили столичные сербы. Особый благодарственный молебен звучал здесь 7 января (по новому стилю) – в День победы над Наполеоном.

В этом же храме 8 ноября 1893 года было совершено отпевание моего любимого великого русского композитора Ильича Чайковского.


То есть Казанский собор от начала своего существования до революционного переворота 1917 года выполнял не только свою прямую духовную миссию – служение литургии – но также отражал все культурно-исторические события России, являясь выдающимся памятником её воинской славы.


Я сама с интересом узнала, что незадолго до революционных событий 1917 года именно в Казанском соборе единственный раз за историю Петербургской епархии путём свободного голосования священства и мирян прошли выборы правящего архиерея. Им стал будущий священномученник Вениамин (Казанский).


В январе 1921 года ещё до закрытия собора именно он освятил придел священномученника Ермогена, патриарха Московского.


После процесса по реквизиции церковных ценностей в 1922 году, в процессе коего был безвинно расстрелян Митрополит Вениамин (Казанский), интерьер собора также сильно пострадал. Из него было изъято одного серебра весом около 2 тонн, в результате чего в горниле переплавки погиб уникальный серебряный иконостас. Меня удивило, что вопреки увеличивающимся репрессиям здесь до 1925 года всё же существовала богадельня для престарелых женщин, да и приход оставался многочисленным. Не прекращались миссионерская и благотворительная деятельность.


С 1928 года храм отдан в руки «обновленцев», а с начала 1932 года – закрыт.


В подвалах храма ГПУ устроило склады. На мой взгляд, настоящим кощунством было то, что в соборе, так много значившем для России, новые власти решают создать ни что-нибудь, а именно Музей истории религии и атеизма.


Мне довелось побывать там ещё в детстве. Осталось ощущение пустоты, тяжести и сердечного недоумения. Но всё это теперь в прошлом.

Восстановление духовной жизни в Казанском соборе

В начале 90-ых годов XX века собор стал постепенно возвращаться к своему истинному предназначению. И мне радостно, что я вместе с моими друзьями была очевидцем этого возрождения. Осенью в 1990 году в хранилищах Музея атеизма и религии, расположенного в Казанском соборе, были обретены утраченные в годы репрессий против церкви мощи преподобного Серафима Саровского. Торжественное богослужение по случаю их нахождения возглавил Патриарх Алексий II. Из Ленинграда 6 февраля 1991 года святые мощи были отправлены на поезде «Красная стрела» в Москву. В то время власти всё ещё пытались не допустить широкой огласки произошедшего, но, тем не менее, на проводы преподобного Серафима собралось огромное множество людей.

Это народное море даже затрудняло отправление поезда с Московского вокзала. Когда состав тронулся, то все присутствующие с почтением сделали земной поклон. Вскоре, в 1991 году начинаются службы в левом приделе. Освещение центрального придела после долгих лет забвения произошло в 1992 году.


В конце апреля 1994 года на соборный купол был вновь торжественно поднят крест.

Главная святыня


Что касается самой центральной святыни Санкт-Петербургского Казанского кафедрального собора, то до сегодняшнего дня продолжаются исследования, касающиеся истории её появления на берегах Невы. Я читала разные версии насчёт того, какой именно из списков подлинника (или даже сам подлинник) оказался в Санкт-Петербурге. По одной из них это была икона, с которой в 1611 году казанское ополчение отправляется в Москву выступить против осадивших её шляхов и литовцев, и которую потом оно передаёт нижегородцам под предводительством Минина и Пожарского.


С тем Образом 22 октября 1612 года и был взят вначале Китай-город, а затем Московский Кремль, а икону князь Дмитрий Пожарский помещает в 1636 году в построенный им у Красной площади Казанский храм.


Это святыню впоследствии стал особо почитать царь Михаил Фёдорович Романов. Именно он повелел на всероссийском уровне праздновать её дни: 21 июля (дата удивительного появления Образа Богоматери в Казани) и 4 ноября (день освобождения Москвы от иноземцев). После рождения сына, царевича Дмитрия, сын Михаила Фёдоровича Алексей Михайлович начинает считать икону хранительницей рода Романовых.


Это было перенято и всеми последующими правителями этой династии. Разумеется с иконы стали также писаться списки. По другой версии в Казанском соборе Санкт-Петербурга представлен список, сделанный с Казанской иконы после её чудесного обретения и переданный царю Ивану Грозному. То есть до сих пор нет единого мнения, какая именно икона находится сегодня в храме. Но то, что с XVIII века она уже являла чудеса, доказывают многочисленные письменные и устные свидетельства. А я считаю, что при поклонении любой святыне истинно утверждение «По вере вашей да будет вам».


Социальная деятельность при Казанском соборе в наши дни

Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурге ведёт, на мой взгляд, весьма значительную социальную работу:

  • По благословению протоиерея Павла Красноцветова, являющегося в настоящий момент настоятеля храма, здесь открыт паломнический центр. Главная цель – возрождение и поддержка христианской традиции посещения святых мест для «богомолья». Здесь предлагаются как экскурсии одного дня, так и продолжительные поездки, в том числе, к святым местам зарубежья. Если вас заинтересовала данная информация, то сообщаю телефон службы: 930-47-12. Время работы: ежедневно 12:00–17:00
  • При соборе существует богатая библиотека, в которой помимо литературы есть аудио и видео записи.



Как добраться до Казанского собора

Подскажу, как добраться до Казанского кафедрального собора. Вам нужно доехать на метро до станции «Гостиный двор» и выйти на сторону «Канал Грибоедова». Собор будет напротив (нужно только перейти Невский проспект). Перед храмом располагается Казанский сквер.


Время для посещения Казанского собора

Хочу вас обрадовать, что вход в собор свободный. Только не забывайте, пожалуйста, что это православный храм, где необходимо соблюдать не сложный дресс-код. Хотя масса «импортных" туристов заходит сюда, в чём придётся. Но я предполагаю, что воспитанный человек (подобный нам с вами) будет уважать правила духовных мест, которые он посещает, будь то православная церковь, мечеть или буддийский храм.

Собор открыт каждый день: в будние с 7:00 утра, в воскресенье и праздники с 6:30

Доступ посетителей в храм прекращается после завершения вечерней службы, около 21:00. В продолжении рабочего времени здесь происходят Таинства крещения и венчания, принимаются заказы на разные духовные требы.

В помещении храма постоянно присутствует дежурный клирик (священник), с которым можно обсудить волнующие или заботящие вас жизненные проблемы даже в том случае, когда вы не являетесь прихожанином собора (да и жителем Санкт-Петербурга).

Под колоннадой героического храма

Я очень надеюсь, что мой рассказ о петербургском Казанском кафедральном соборе не оставил вас равнодушными.


Храм живёт и активно действует сегодня. Молитвы, возносимые в нём ежедневно, оберегают наш город, его жителей и гостей. Здесь сохраняется память о героических временах и славных победах русской армии, о замечательных людях России, которые сражались и трудились во благо Отечества и своих ближних.


В соборе продолжаются традиции благотворительности и духовного окормления, поддерживаются культурные начинания города, большое внимание уделяется воспитанию молодёжи. Непременно побывайте здесь, поклонитесь великой русской святыне – Образу Казанской Божией Матери, почтите память фельдмаршала М. И. Кутузова и всех ратников, принёсших победу стране в Отечественной войне 1812 года. В тёплое время посидите на скамеечке в парке у собора и полюбуйтесь на роскошный фонтан и великолепные монументы русским полководцам.


Я уверена, что встреча с этим шедевром церковного зодчества и местом, сохраняющим историческую память, оставит в вашем сердце добрый след.