Большие десантные корабли российского флота. УДК «Прибой» в разы лучше хвалёных «Мистралей» (3 фото)




События, связанные с «заморозкой» выполнения контракта по универсальным десантным вертолётоносцам «Мистраль» французской стороной приобрели в последний год совершенно глупый и неблагополучный вид. Уже осенью-зимой прошлого года было примерно ясно, что на этом проекте можно ставить точку, но французы продолжали придумывать различные «мифы» и оттягивать время, чем сбивали столку наши военные ведомства и переговорщиков.

Долго такое продолжаться не могло, тем более, что в переговорном процессе участвует мощная и статусная сверхдержава, которая зарекомендовала себя благонадёжной и стабильной стороной как на рынке вооружений, так в любых других сферах, таких как экономика и энергетика. Зачем России, которая спустила на воду такие корабли как тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и авианесущий ракетный крейсер «Адмирал Кузнецов», нужен пустой французский корпус-док, который ещё нужно долго переоборудовать и дорабатывать до должного состояния, удовлетворяющего потребностям ВМФ России? Вот командование ВМФ и начало искать пути к разрешению поставленной задачи.

Рассматривалась масса всевозможных вариантов перспективного десантно-вертолётоносного корабля, который должен стать достойной альтернативой для флота и ещё больше соответствовать нашим условиям применения и нуждам. Одним из таких вариантов стала возможная модернизация БДК пр. 1174 «Иван Рогов», но конструктивно данный корабль более предназначен для внутренней транспортировки лёгкой и тяжёлой бронетехники и десанта, палуба не способна в полной мере обеспечить применение вертолётной авиации. Передняя и задняя части палубы разделены крупной надстройкой по всей ширине корабля, которая в сложных метеорологических условиях будет представлять определённую опасность для садящихся и взлетающих вертолётов.

Требовалось решение, которое наиболее подходит для применения именно вертолётной авиации в различных условиях, т.е. – компактная надстройка у борта и максимально просторная палуба. Результаты проектных работ по созданию первого наглядного пособия перспективного корабля, которым стал макет, представленный 16 июня на выставке форума «Армия-2015», не заставили себя долго ждать.

УДК-вертолётоносец пр. «Прибой» будет оснащён всем необходимым для применения в большинстве операций ВМФ

Универсальный десантный корабль проекта «Прибой», разрабатываемый Невским ПКБ, является изделием с исключительно российской элементной базой, которая сочетает все черты советско-российского кораблестроения, а также наиболее современные веяния, которые появились в конце ХХ – начале XXI века и предусматривают уменьшение радиолокационной заметности за счёт оригинальной конструкции надстройки.

Сама надстройка имеет ширину не более 8 метров и длину порядка 30 метров, все углы надстройки предусматривают минимальное количество прямых углов, благодаря чему её ЭПР должна иметь очень небольшие значения, сопоставимые с показателями ЭПР небольших патрульных катеров. В последнее время именно уменьшению радиолокационной сигнатуры архитектуры на палубе корабля уделяется особое внимание кораблестроителями.
Корабль будет иметь гораздо меньшие размеры, чем французский «Мистраль», его длина составляет примерно 165 метров, ширина 25 метров. Российскому флоту абсолютно не требуются огромные десантные корабли-вертолётоносцы, поскольку нынешние возможности ударных вертолётов Ка-52 и Ка-52К шагнули далеко вперёд, и для обеспечения боевой устойчивости на морском ТВД достаточно не более, чем десяти таких боевых вертолётов.
Так, современный Ка-52К будет способен выполнять сложный список противокорабельных задач за счёт применения ПКР Х-31А и Х-35У, кроме того, для вертолётов разрабатывается более лёгкая модификация БРЛС с АФАР «Жук-АЭ», которая способна будет работать также по воздушным целям в радиусе до 80 км; вероятно, что с Ка-52К в будущем унифицируют ракету «воздух-воздух» Р-77 (РВВ-АЕ) и вертолёты смогут освоить все типы операций в море и прибрежной зоне.

Такое радикальное усовершенствование концепции применения вертолётов сможет стать важной частью в обеспечении «закрытого воздушного пространства» над береговой территорией, где УДК прибой будут проводить задачи по высадке бронетехники и десанта на территорию противника. Сейчас проект «Прибой» предусматривает транспортировку и использование 8 ударных вертолётов с палубы корабля, но после полного завершения проектных работ эти цифры могут измениться. Также на палубе прибоя могут размещаться многоцелевые вертолёты Ка-27. Стоит учесть, что подобные морские ударные системы на базе вертолётов не разрабатываются ни в странах Западной Европы, ни в США.
Компактность корабля водоизмещением 14000 тонн не ограничивается небольшими длиной и шириной. Осадка корабля будет составлять всего 5 метров, у «Мистраля» -6,3 м, у «Ивана Рогова» - 7 м. Такая осадка придаёт УДК дальней морской зоны множество преимуществ маневрирования в водах, заливах и проливах, где часто наблюдается мелководье (корабль сможет почти без ограничений заходить в такие моря как Азовское). Показатели осадки наиболее важны именно для кораблей-вертолётоносцев и УДК с тактической точки зрения, поскольку иногда, в момент проведения операции, необходимо как можно ближе подходить к противнику, а мелководье может помешать это сделать кораблю с большой осадкой; ударные вертолёты же зачастую имеют боевой радиус действия не более 400 км, из-за чего противник на суше может остаться вне пределов досягаемости ударных вертолётов.
УДК пр. «Прибой» будут иметь дальность плавания около 11500 км, крейсерскую скорость 15-16 узлов, а максимальную – 20 узлов, что не отличается от «Мистраля». Только лишь на экономном ходу «Мистраль» имеет почти 2-кратное преимущество по дальности до 20000 км. Автономность «Прибоя» будет 2-хкратно превышать показатели «Мистралей» (длительность автономного похода – более 2-х месяцев).
Достаточно важным критерием можно считать десантные способности док-камер и бронетанковых трюмов по транспортировке тяжёлой и лёгкой бронетехники, десантных катеров, а также полностью экипированной морской пехоты или десанта. Здесь «Прибой» также ничем не отличается от зарубежных изделий типа «Хьюга» и «Мистраль». Корабль способен взять во внутренние отсеки 60 единиц лёгкой бронетехники и не менее 20-30 основных боевых танков, в качестве средств оперативного десантирования, в условиях невозможности подхода к береговой зоне УДК, на корабле предусмотрено 4 десантных катера пр. 11770М или 2 пр. 12061М.

Одним из важнейших показателей универсальности данного корабля перед западными является оснащение носовым высадочным устройством и 25-35 метровой прочной сходней, которая перед десантированием выдвигается из под верхней палубы гидравлическими приводами, всё в традициях старой, доброй и надёжной советской школы кораблестроения!
Небольшие размеры УДК «Прибой», а также уменьшение радиолокационной заметности предусмотрены также для возможности применения данного корабля в роли командно-штабного корабля КУГ/АУГ ВМФ России. Известно, что в момент «звёздного налёта» противокорабельных ракет противника, активная радиолокационная головка самонаведения захватывает более радиоконтрастную цель, т.е. более крупный и видимый корабль, а радиолокационная сигнатура данного корабля не будет большей, чем у фрегата ЭМ пр. 956. Но существует и более умное ВТО с ТВ и ИК-ГСН, к примеру, AGM-84E или такие изделия как тактическая ракета «NLOS», в таком случае отбиваться явно потребуется. С этой целью «Прибой» оснащается, как минимум, 3 боевыми модулями многоканального корабельного ЗРАК «Панцирь-М».
Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М»/«Палица» является морской модификацией сухопутного ЗРАК «Панцирь-С1» и унаследовал его аналогичные огневые характеристики. ЗУР 57Э6Е имеет радиокомандную систему управления по координатам, которые передаются в БЦВМ ракеты с оптико-электронных и радиолокационных средств обнаружения и целеуказания на боевом модуле. Для наведения ракеты используются радиолокационный и оптический ответчики в хвосте ракеты, которые позволяют системе управления огнём на боевом модуле наиболее точно соотнести координаты ЗУР-перехватчика и цели для сведение ЗУР с целью.
Скорость полёта ЗУР составляет 1300 м/с, дальность и потолок перехвата – 15 и 20 км соответственно. Максимальная скорость поражаемой цели составляет около 3650 км/ч. Скорость наведения составляет 100 град/с, благодаря чему могут быть перехвачены даже ПРЛР, летящие в соседний корабль обеспечения, прорвавшиеся в ближний рубеж обороны.
Радиолокационный канал «Палицы» представлен «фазатроновским» многофункциональным радиолокатором с ФАР 1РС2 и РЛО 1РС1-1Е, в котором установлен радиозапрсчик «свой-чужой». Автономный оптический пеленгатор – двухканальным ТВ/ИК-визиром, способным захватывать ПРЛР типа «HARM» с дистанции 14 км, крылатой ракеты AGM-86C – 13 км, и ПКР «Гарпун» - около 9-11 км. Многофункциональный радиолокатор и оптический пеленгатор способны захватывать по 2 воздушные цели, реализуя одновременный обстрел 4 воздушных целей, при этом за минуту могут быть обстреляны до 10 целей. Производительность КЗРАК «Панцирь-М» вместе с 2х6 30-мм АП превышает показатели КЗРАК кортик почти в 2 раза.

БМ КЗРАК «Панцирь-М»/»Палица» будет установлен на «Прибой» в количестве не менее 3-х БМ, чем обеспечится всеракурсная ПВО/ПРО от ракет противника

На проекте УДК «Прибой» 2 модуля «Панцирь-М» установлены в нишах по края правого борта, корабля, а также в передней части на краю левого борта, существует возможность установки ещё одного модуля в задней нише борта. Таким, образом, система ПВО «Прибоя» может вести огонь одновременно по 12 атакующим ракетам, за минуту может быть обстреляно до 30 опасных объектов. По сути, данный УДК может быть и командно-штабным кораблём и кораблём ближней ПВО небольшого корабельного соединения.

Аналогичными параметрами ПВО сегодня обладает только один вертолётоносец – японский «Хьюга», на котором установлена японско-голландская МРЛС FCS-3A и последний экспортный вариант КЗРК RIM-162 “ESSM”.

Командование ВМФ России выражает надежды, что в ближайшие годы будет заложено не менее 4-х кораблей проекта «Удалой», которые смогут частично восполнить недостаток современных десантных, ударных и противокорабельных морских систем в российском флоте.

Военно-морской флот России к 2025 году планирует получить два перспективных десантных корабля в рамках новой госпрограммы вооружений 30 Июнь 2017, 14:58

Проектирование и строительство двух вертолетоносцев, основу авиагруппы которых составят морские вертолеты Ка-52К "Катран", уже включено в проект новой госпрограммы вооружения до 2025 года. Планируется, что первый появится примерно к 2022 году и будет стоить около 40 млрд рублей (с учетом всех этапов разработки, постройки и проведения испытаний).

Новые десантные корабли будут иметь дизель-газотурбинную установку, в которой дизель - главный двигатель, а турбина необходима для форсирования мощности. Кроме "Катранов" на кораблях будут базироваться Ка-27, Ка-29 и Ка-31 (вертолет радиолокационного дозора, другое обозначение - Ка-35. - Прим. ТАСС).

Как рассказал на VIII Международном военно-морском салоне (МВМС-2017) в Санкт-Петербурге генеральный директор Невского ПКБ Сергей Власов, десантный корабль нового поколения, создаваемый для Военно-морского флота РФ, находится на стадии предпроектной проработки и уже создано несколько вариантов таких кораблей.

"Десантники" есть разные. Может быть вертолетоносец, может быть универсальный десантный корабль, десантный вертолетоносный корабль-док. Полагаю, что, скорее всего, это будет универсальный десантный корабль - что-то похожее на "Мистраль", но немного другого вида Сергей Власов

гендиректор Невского ПКБ

Облик перспективного "десантника" выберет заказчик. Внешний вид будет совершенно новым по сравнению с традициями классического военного кораблестроения. Также, согласно годовому отчету Невского ПКБ, проработан вариант перспективного десантного корабля, предназначенного для Арктики.

По словам начальника отделения перспективного строительства кораблей Крыловского государственного научного центра (КГНЦ) Владимира Пепеляева, "если в ближайшее время будет принято решение о строительстве, то до конца года центр совместно с Невским ПКБ смогут завершить работу над аванпроектом, и бюро может начать проектирование корабля".

Потенциал судостроения

По словам советника начальника Генерального штаба ВС РФ адмирала Игоря Касатонова, вертолетоносцы будут универсальными кораблями, для которых имеются задачи.

Они нужны флоту. Сейчас вот развивается инфраструктура на острове Котельном, на Тихоокеанском флоте ближе к северу. Поэтому задач для вертолетоносцев будет больше чем достаточно Игорь Касатонов

советник начальника Генштаба ВС РФ, адмирал

Касатонов рассказывает, что решение по водоизмещению этих кораблей еще не принято, будет несколько вариантов проектов. Из них, по словам адмирала, выберут оптимальный вариант для дальнейшей проработки.

Предприятия ОСК приступили к проработке этого проекта: есть задел с точки зрения проектов, есть понимание всех базовых технологий. У ОСК имеются площадки, на которых готовы построить такой корабль: "Северная верфь" после модернизации, а также Балтийский завод и "Севмаш", который имеет богатый опыт строительства больших надводных кораблей Игорь Пономарев

вице-президент ОСК

Военный эксперт Александр Мозговой считает, что в отличие от авианосцев вертолетоносцы построить нашей современной судостроительной промышленности под силу.

Это можно сделать и на Балтийском заводе, который еще дополнительный опыт получил, строя кормовые части "Мистраля". Поэтому это посильная задача для отечественного судостроения. Другое дело, сколько на это уйдет времени и денег Александр Мозговой

военный эксперт


Модель универсального десантного корабля "Прибой"

При этом эксперт говорит о другой проблеме - приоритеты. "Мы сейчас стоим, как говорится, на краю - практически все корабли советской постройки в ближайшие годы надо будет списывать как устаревшие. Они не просто морально, а физически устарели. Их опасно будет выпускать в море ", - делает вывод он.

И конечно, хотелось бы, чтобы в первую очередь строились боевые корабли класса фрегат из надводных, увеличивалось строительство подводных лодок - их явно недостаточно Александр Мозговой

военный эксперт

Универсальный "Прибой"

Впервые модель универсального десантного корабля (УДК) "Прибой" водоизмещением 14 тыс. тонн была продемонстрирована еще в 2015 году на международном форуме "Армия". Концептуальный проект этого корабля разработал Крыловский научный центр. Его специалисты заверяют, что их концепция превосходит французские корабли типа "Мистраль".

В ходе работы над проектом мы применили нетрадиционные технические решения для наиболее оптимального выполнения задач по высадке десанта с этого корабля. Они относятся и к форме корпуса, и к радиоэлектронному оборудованию. В нашем проекте предусмотрены, например, иные, чем у "Мистраля", движители, с другими возможностями Владимир Никитин

генеральный директор КГНЦ, доктор технических наук

Про "Мистраль"

Россия и Франция в 2011 году заключили соглашение о строительстве двух вертолетоносцев типа "Мистраль" для ВМФ России. Первый корабль должен был быть передан Москве в 2014 году, но в 2015 году на фоне ухудшения отношений с Западом и введения антироссийских санкций Париж отказался передавать корабли. Позднее вертолетоносцы были куплены Египтом, а Париж вернул российской стороне порядка €1 млрд.

В Крыловском научном центре отмечают, что "Прибой" создан с учетом особенностей российских условий эксплуатации подобных кораблей на флоте. Концепция не претерпела изменений с момента первого представления в 2015 году, но по желанию заказчика в конструкцию корабля могут быть внесены определенные дополнения. По словам гендиректора КГНЦ, это касается применения носовой аппарели или размещения ракетных комплексов.

Перспективный "Прибой" предназначен для приема, перевозки морем и высадки во взаимодействии с другими силами флота войск и техники на необорудованное побережье в ходе морской десантной операции.

Кроме того, он сможет обеспечивать морские войсковые перевозки, участвовать в постановке оборонительных минных и сетевых заграждений, а также гидроакустических буев для позиционных систем подводного наблюдения. Корабль предполагается оснастить газотурбинной главной энергетической установкой.

Он будет вооружен зенитными комплексами "Клинок" и "Панцирь-МЕ", а также артиллерийской установкой А-190 калибра 100 мм. В его составе два катера типа "Серна" или четыре типа "Дюгонь".


Морской зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Панцирь-МЕ"

Как на МВМС-2017, морская версия "Панциря" сможет поражать цели на расстоянии до 20 км. Он сможет сбивать различные объекты, включая беспилотники и самолеты, а также ракеты данного комплекса могут применяться против кораблей. Как отмечают разработчики, главная особенность комплексов в том, что возможен обстрел цели сначала ракетным вооружением, затем в мертвой зоне зенитной управляемой ракеты, если по каким-то причинам цель не поражена или недостаточно поражена, возможно поражение противокорабельной ракетой.

Кроме того, на "Прибои" установят универсальную артиллерийскую установку калибра 76 мм, РЛС общего обнаружения, навигационный комплекс, подсистему РЭБ, интегрированный комплекс связи и станцию обнаружения подводных диверсионных сил и средств.

На корабле могут быть размещены 12 вертолетов различного назначения. Совершенным оружием для кораблей станут вертолеты Ка-52К "Катран". Они "адаптированы" к базированию на кораблях ВМФ. Для этого на них установлены укороченное крыло, система складывания лопастей и система кондиционирования воздуха, предназначенная для использования во влажной морской среде.

Про "Прибой"

Водоизмещение - 23 000 т, длина - 200 м, ширина - 34 м. Скорость полного хода - 20 узлов, экономического - 14 узлов, дальность плавания - 6000 миль, автономность - 30 суток. Экипаж корабля - 400 человек, при этом он сможет вместить еще от 500 до 900 морских пехотинцев, 50 боевых машин пехоты и 10 танков. Срок службы корабля рассчитан на 50 лет

Прозвучавшие недавно в российских СМИ заявления представителей Минобороны и Объединенной судостроительной корпорации о том, что наш флот заказал проектирование и постройку 2 универсальных десантных кораблей (УДК) нового проекта «Прибой» говорят о том, что Россия начала самостоятельное создание авианесущих кораблей.

Изначально, в период довольно непродуманного расходования бюджетных средств и их обилия из-за нефтяных сверхдоходов, ВМФ России заказал два универсальных десантных корабля во Франции (проект «Мистраль»). В 2015 году поставка уже готового первого «Мистраля» была сорвана в связи с проблемами внешней политики французской стороны - европейские судостроители вернули уплаченные деньги, а российские специалисты демонтировали установленные приборы и системы отечественного производства. Также под новый тип УДК был разработан палубный вариант боевого вертолета Ка-52К «Катран» - сейчас машина проходит испытания и будет серийно строиться с 2019 года. Только базироваться в итоге новый вертолет будет на новых авианесущих кораблях уже российского проекта - «Прибой». Плюс на их палубе появится еще одна перспективная машина, которая заменит семейство Ка-27/29/31 (одно из ранее фигурировавших названий Ка-65) - ее проектирование также уже ведется.

Что будет из себя представлять новый авианесущий корабль водоизмещением около 24000 тонн? Согласно имеющимся открытым данным, проект «Прибой» - разработка Невского проектно-конструкторского бюро. 180-метровый корабль с летной палубой шириной до 30 метров оснастят новой российской газотурбинной силовой установкой. Он будет способен перебрасывать до 500 десантников (до 50 единиц боевой техники) на расстояние до 5000 морских миль (более 9200 км). Максимальная проектная скорость «прибоев» - 22 узла. Кроме авиагруппы корабля из 16 боевых, противолодочных и десантных вертолетов корабль сможет высаживать морской десант при помощи 6 катеров проекта проекта 11770 и/или проекта 02510. Собственное вооружение нового российского УДК составит 1 универсальная 100-мм артиллерийская установка А-190, 3 зенитно-ракетных комплекса «Палаш», 2 зенитно-ракетных комплекса «Панцирь-М».

Показанный впервые публично в 2015 году макет УДК (НА ФОТО) выглядит в целом стандартно для кораблей данного типа. Военные рассчитывают получить первый «Прибой» в 2024 году, второй - в 2025 или 2026 году. Реализация данного проекта полностью укладывается в уже ранее пройденную в советское время логику создания собственного авианосного флота: вначале строились вертолетоносцы, затем уже авианосцы (правда с крейсерским вооружением - авиация «дополняла» главный калибр кораблей проекта 1143/11435 - противокорабельные ракеты). Как видно из многочисленных публикаций в специализированных СМИ, в России сейчас осуществляется «заход» на строительство авианосцев через создание десантных вертолетоносцев. Строительство полноценных авианосцев прогнозируется именно на период после 2025 года (когда оба «Прибоя» будут уже в составе флота, и будет получен реальный опыт разработки и постройки новых отечественных больших авианесущих кораблей).

В любом случае, после разрушения СССР в нашей стране наконец-то (без ирреальных заявлений на публику) разумно подошли к развитию такого компонента ВМФ как авианесущие корабли. Сроки озвучены реальные, и главное - обеспечить их выполнение. Тем более, что проект «Прибой» серьезно подтянет в плане технологий и качества нынешнее оживающее после многолетнего кризиса и застоя российское судостроение.

Плоская палуба, надстройка - островного типа и вертолеты Ка-52 «Катран». Таким станет новейший российский большой десантный вертолетоносец «Лавина». Два корабля этой серии Военно-морской флот планирует получить в рамках новой госпрограммы вооружений до 2025 года. По словам замминистра обороны Юрия Борисова, они заменят на нашем флоте так и не поставленные Францией Mistral.Ранее гендиректор Невского ПКБ Сергей Власов и начальник управления кораблестроения ВМФ контр-адмирал Владимир Тряпичников анонсировали, что в Крыловском центре сформирован облик большого десантного корабля нового проекта, который носит кодовое наименование «Лавина». В отличие от БДК проекта 11711 типа «Петр Моргунов», которые сегодня получает Военно-морской флот.Корабль, больше похожий на французский Mistral, - голая «авианосная палуба» под базирование ударных вертолетов Ка-52К и противолодочных Ка-32 плюс мощная система ПВО на основе морского варианта комплексов «Панцирь-С». Корабль сможет доставить к берегу 60 единиц легкой бронетехники и не менее 20-30 основных боевых танков. Если нет возможности подойти к береговой зоне, это будет сделано с помощью четырех десантных катеров проекта 11770М или двух проекта 12061М.«Лавина» существует только в макете. По своим характеристикам это корабль водоизмещением 14 тыс. т. Имеет длину 165 м. На нем могут быть размещены до 12 ударных или противолодочных вертолетов. В трюме - до 60 единиц бронетехники и не менее 500 морских пехотинцев. Впервые его показали на форуме-выставке «Армия-2015» в рамках экспозиции Военно-морского флота. На фоне нового авианосца «Шторм», атомного эсминца «Лидер» корабль остался практически незамеченным. Хотя именно он из всей тройки новичков рассматривался командованием флота как главный претендент на включение в программу вооружений. И именно потому, что Париж не отдал оплаченные и построенные на российские деньги большие десантные корабли типа Mistral. Но нет худа без добра.
«У нас есть достаточно серьезные проработки по универсальному десантному кораблю нового поколения, - сообщил телеканалу "Звезда" советник генерального директора Крыловского государственного научного центра в Санкт-Петербурге Валерий Половинкин. - Мы приобрели полезный опыт при строительстве кормовых частей для Mistral - основных кораблей с точки зрения базирования и развертывания вертолетной группировки. Так что мы готовы предложить заказчику более универсальный корабль».Вертолеты Ка-52 уже сами по себе - совершенное оружие. А «Катран» не просто «адаптирован» к базированию на кораблях ВМФ. Для этого на вертолете установлены укороченное крыло, система складывания лопастей и система кондиционирования воздуха, предназначенная для использования во влажной морской атмосфере. Это первый вертолет в мире, способный применять противокорабельные ударные ракетные комплексы - крылатые ракеты Х-31 и Х-35. До этого их размещали только на палубных истребителях МиГ-29К/КУБ. То есть камовская машина, признанная летающим танком на суше, становится настоящим истребителем кораблей на море. А при условии, что на «Катран» в перспективе могут поставить ракету «воздух - воздух» Р-77 (РВВ-АЕ), вертолет сможет освоить все типы операций как на море, так и в прибрежной зоне.
Для понимания: уникальность ракеты Х-31 заключается в том, что это фактически уменьшенная версия противокорабельной сверхзвуковой ракеты 3М-80 «Москит», стоящей на вооружении эсминца 956 проекта типа «Современный». Ракета имеет сверхзвуковую скорость, летит практически над поверхностью моря на высоте 3-5 м, из-за чего ее невозможно обнаружить средствами радиолокации, и доставляет к цели 100-килограммовую фугасную боевую часть. А может, и ядерную.Х-35 также базируется на кораблях или береговых мобильных комплексах «Бастион». Ее особенность - в пассивной головке самонаведения. Во время полета ракета не «сканирует» пространство в поиске цели, а принимает сигнал от цели, фактически проводя весь полет в режиме «радиомолчания», из-за чего ракету (как и ее напарницу Х-31) невозможно обнаружить средствами радиолокации. В свое время Х-35 даже хотели купить американцы. В США планировали ставить головки наведения от Х-35 на собственные ракеты AGM-84 Harpoon. Еще одна особенность Х-35 с индексом «У» в том, что она способна поражать не только корабли, но и наземные цели.
В отличие от Mistral «Лавина» - еще и хорошо защищенный корабль. Проект предусматривает создание на нем мощной системы противовоздушной обороны за счет размещения новейших комплексов «Панцирь-М» и артиллерийской установки АК-176МА. Последняя - новейшее изделие Петербургского машиностроительного завода «Арсенал». Орудие управляется цифровой системой наведения.
В артиллерийском погребе под артустановкой размещен арсенал из 152 76-мм снарядов. Автоматика и средства подачи боеприпасов позволяют стрелять с темпом до 125 выстрелов в минуту. Благодаря системе охлаждения ствола возможна стрельба длинной очередью, вплоть до 75 выстрелов. При стрельбе по надводным или береговым целям дальность эффективной стрельбы составляет 16 км.«Панцирь-М» известен нам больше по своей сухопутной версии. Хотя на Параде Победы 9 Мая на Красной площади мы впервые фактически увидели его «оморяченную» версию. Его показали на арктических двухзвенных гусеничных вездеходах ДТ-30 «Витязь». По сравнению с сухопутным аналогом морской ЗРАК имеет увеличенную вдвое дальность обнаружения и поражения целей. Локатор видит все, что происходит воздухе и на воде на расстоянии до 75 км, а зенитный комплекс поражает цели на расстоянии до 40 км.
Как объясняют специалисты, традиционный морской локатор состоит из огромного вращающегося на крыше ходовой рубки антенного полотна-паруса. Новая РЛС «Панциря» на «Лавине» станет продолжением рубочной надстройки, с трех сторон которой будут размещены плоские антенны. Каждая из них состоит из множества объединенных в одно целое приемо-передающих модулей, по которым в доли секунды перемещается сканирующий пространство электронный луч. Он обнаруживает в секторе 180 градусов по курсу корабля воздушные и надводные цели, селектрует их, наводит оружие и еще может работать в роли средства радиоэлектронного подавления.
В апреле 2014 года Минобороны подписало контракт на поставку 32 серийных вертолетов Ка-52К. Всего же до 2020 года по госпрограмме вооружений армия должна получить более 120 таких вертолетов. Собственно, по этим параметрам, а также зная количество заказанных Минобороны «Катранов», легко можно представить, какую группировку кораблей типа «Лавина» планирует в ближайшее время развернуть Военно-морской флот. Серия более чем серьезная, что говорит о новых геополитических взглядах руководства Минобороны на обеспечение безопасности нашего государства.

Крыловский государственный научный центр разработал проект универсального десантного корабля «Лавина» на замену вертолетоносцам типа «Мистраль». Об этом РИА Новости сообщил высокопоставленный представитель военно-промышленного комплекса. «В ЦНИИ имени Крылова разработан альтернативный “Мистралям” проект вертолетоносца “Лавина” водоизмещением 24 тысячи тонн, еще большим, чем французский корабль », — сказал собеседник агентства. Корабль по типу архитектуры будет полутримараном (??? вот названьице-то... почти что "недоперепил":)) ...

Его дальность плавания составит 5 тысяч миль на скорости 18 узлов, максимальная скорость — 22 узла, экипаж достигнет 320 человек. Корабль сможет перевозить до 500 морских пехотинцев или 50 единиц бронетехники. По словам источника, проект предусматривает базирование 16 вертолетов, в их числе противолодочные и поисково-спасательные Ка-27, транспортно-боевые Ка-29 и ударные Ка-52К. Предполагается также иметь на борту шесть десантных катеров проекта 11770 «Серна» или шесть десантно-штурмовых катеров проекта 03160 «Раптор». Корабль будет вооружен артустановками АК-176М и АК-630М-2 «Дуэт» и морскими зенитными комплексами «Панцирь-М».


Ранее отмечалось, что Невское проектно-конструкторское бюро также разработало проект десантного корабля «Прибой» водоизмещением 14 тысяч тонн, который может стать альтернативой французским «Мистралям». Корабль несет восемь вертолетов на борту и может перевозить до 500 морских пехотинцев или 40-60 единиц бронетехники. В декабре 2014 года источники «Ленты.ру» в оборонной промышленности заявляли, что новый десантный корабль для ВМФ должен приблизительно соответствовать основным параметрам голландских универсальных десантных кораблей типа «Роттердам» или «Йохан де Витт», выбранных в качестве образца. Те имеют водоизмещение 14-16 тысяч тонн, перевозят до 500-600 морских пехотинцев и несут на борту шесть вертолетов и набор плавучих десантно-высадочных средств.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ-ВЕРТОЛЕТОНОСЕЦ «ЛАВИНА». В рамках проходящего в Подмосковье военно-технического форума «Армия-2015″ 19 июня 2015 года был презентован проект универсального десантного корабля-вертолетоносца «Лавина». Крыловский государственный научный центр создал проект универсального десантного корабля-вертолетоносца «Лавина» водоизмещением 24 тыс. тонн в качестве альтернативы французскому Mistral. Будущий корабль по своему архитектурно-конструкторскому типу будет полутримараном с дальностью плавания 5 тыс. миль при 18 узлах, максимальной скоростью 22 узла, экипажем 320 человек, десантовместимостью 500 человек или 50 бронетранспортеров, отметил он.


Проект предусматривает базирование 16 вертолетов: многоцелевых Ка-27, транспортно-боевых Ка-29 и ударных Ка-52К, а также шести десантных катеров проекта 11770 «Серна» или шести десантно-штурмовых катеров проекта 03160 «Раптор». Согласно проекту, корабль будет вооружен артустановками АК-176М и типа «Пальма» и морскими зенитными комплексами «Панцирь-МЕ». Одновременно на форуме «Армия-2015″ была представлена информация по УДК «Прибой». Проект «Прибой» универсального десантного корабля разработан ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро». Универсальный десантный корабль «Прибой» будет иметь водоизмещение 14 тысяч тонн при осадке 5 метров. Кроме того известно, что для ВМФ России разрабатывается и другой проект перспективного большого десантного корабля «Кашалот». Руководство ВМФ рассчитывает, что для нужд флота будет построено не менее четырех кораблей данного класса. Эти УДК могут стать альтернативой французским вертолетоносцам. При этом, технические наработки и системы, которые уже имеются на французском корабле, применяться не будут. Решение о строительстве корабля будет принято после завершения разработки проекта.