Философия и г фихте именуется. Философия Фихте – кратко. Уход из Йенского университета, последние годы




Фихте - известный немецкий философ, сегодня считающийся классиком. Его базовая идея заключалась в том, что человек формирует себя в процессе деятельности. Философ повлиял на творчество многих других мыслителей, развивавших его идеи.

Биография

Фихте Иоганн Готлиб - философ, выдающийся представитель направления немецкой классической философии, также занимавшийся общественной деятельностью. Мыслитель родился 19.05. 1762 года в поселке Рамменау в многодетном семействе, занимавшемся крестьянским трудом. При содействии зажиточного родственника после выпуска из городской школы мальчик был принят на обучение в элитное учебное заведение, предназначенное для дворян - Пфорту. Затем Иоганн Фихте учился в Йенском и Лейципгском университетах. Начиная с 1788 года, философ работает в качестве домашнего преподавателя в Цюрихе. В это же время мыслитель знакомится со своей будущей супругой, Иоганной Ран.

Знакомство с идеями Канта

Летом 1791 года философ посещает лекции Иммануила Канта, проходившие тогда в Кенигсберге. Знакомство с концепциями великого мыслителя предопределило весь дальнейший ход философского творчества И. Г. Фихте. Кант положительно отозвался о его работе под названием «Опыт критики всяческого откровения». Данное эссе, авторство которого вначале ошибочно приписывалось Канту, раскрыло перед ученым возможность получения профессорского статуса в Йенском университете. Работать там он начал с 1794 года.

Биография Иоганна Фихте продолжается тем, что в 1795 году мыслитель начинает издавать собственный журнал, называвшийся «Философский журнал общества немецких ученых». Именно в тот период были написаны его главные труды:

«Основы общего наукоучения» (1794);

«Основы естественного права согласно принципам наукоучения» (1796);

«Первое введение в наукоучение» (1797);

«Второе введение в наукоучение для читателей, уже имеющих философскую систему» (1797);

«Система учения о нравственности согласно принципам наукоучения» (1798).

Данные работы оказали влияние на философов-современников Фихте - Шеллинга, Гете, Шиллера, Новалиса.

Уход из Йенского университета, последние годы

В 1799 году философа обвинили в атеизме, чему послужила публикация одной из его статей. В ней Фихте говорил о том, что Бог не является личностью, а представляет собой нравственный миропорядок. Философу пришлось покинуть стены Йенского университета.

Начиная с 1800 года, Фихте проживает и трудится в Берлине. В 1806 году после поражения в войне с Наполеоном прусское правительство было вынуждено перебраться в Кенигсберг. Фихте последовал за своими соотечественниками и занялся преподаванием в местном университете до 1807 года. Через некоторое время он снова перебирается в Берлин, и в 1810 году становится ректором Берлинского университета.

Его лекции, которые читались после поражения прусских войск при Йене, призывали немецких горожан к сопротивлению французским оккупантам. Эти речи сделали Фихте одним из главных интеллектуалов тогдашнего сопротивления режиму Наполеона.

Последние дни философа прошли в Берлине. Он умер 29. 01. 1814 года по причине заражения тифом от собственной жены, ухаживавшей тогда в госпитале за ранеными.

Отношение Фихте к Канту

Ученый считал, что Кант в своих работах показывает истину, не демонстрируя ее оснований. Поэтому сам Фихте должен создать философию наподобие геометрии, основанием которой будет сознание «Я». Такую систему знаний он называл «наукоучением». Философ указывает, что это обычное сознание человека, выступающее как оторванное от самого индивида и возведенное в Абсолют. Весь окружающий мир является порождением «Я». Оно является действенным, активным. Развитие самосознания происходит посредством борьбы сознания и окружающего мира.

Фихте полагал, что Кант не доработал до конца несколько сторон своего учения. Во-первых, заявив о том, что истинный смысл каждой «вещи в себе» непознаваем, Кант не смог устранить данный личности внешний мир и без каких-либо строгих доказательств настаивал на том, что он реален. Фихте же считал, что сама концепция о «вещи в себе» должна быть признана результатом умственной работы самого «Я».

Во-вторых, строение априорных форм сознания у Канта ученый считал достаточно сложной. Но при этом Фихте полагал, что данная часть метафизики не была развита у коллеги в достаточной мере, ведь он в своих трудах не вывел единого принципа познания, из которого бы следовали и различные категории, и интуиции.

Другие известные работы Фихте

Среди известных трудов ученого следует выделить работы:

«О назначении ученого» (1794);

«О назначении человека» (1800);

«Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. Попытка принудить читателей к пониманию» (1801);

«Основные черты современной эпохи» (1806).

Основные идеи Иоганна Фихте были изложены в серии работ, вышедшей под общим названием «Наукоучение». Центром всего сущего, подобно Декарту, философ признает факт самосознания. По мнению Фихте, уже в этом ощущении заключаются все те категории, что выводил в своих трудах Кант. К примеру, «Я есмь» эквивалентно выражению «Я есмь Я». Из данной концепции вытекает и другая философская категория - тождество.

Идея свободы

В философских работах Иоганна Фихте выделяют два главных периода: этап концепции деятельности и этап концепции Абсолюта. Под деятельностью сознания философ в первую очередь понимал нравственное поведение человека. Обрести свободу и достичь активности, способной преодолеть любые препятствия - это нравственный долг каждого человека.

Философ приходит к важнейшему выводу, что к осознанию свободы человек может прийти только в определенных исторических условиях, на определенной ступени развития социума. Но вместе с тем, Иоганн Фихте полагал, что свобода сама по себе неотъемлема от знания. Она может быть обретена только лишь при высоком уровне развития духовной культуры личности. Таким образом, культура в совокупности с нравственностью делает возможной всю работу личности.

Практическая деятельность в работах мыслителя

Одной из ценнейших идей философии Фихте - это рассмотрение деятельности через призму снятия промежуточных целей при помощи всевозможных средств. В процессе жизнедеятельности человека практические противоречия неизбежны, и возникают почти постоянно. Именно поэтому процесс деятельности представляет собой бесконечное преодоление этих конфликтов, несовместимостей. Саму деятельность философ понимает, как работу практического разума, но при этом вопрос активности заставляет задумываться философов над своей природой.

Одно из важнейших достижений философии Фихте - разработка диалектического метода мышления. Он говорит о том, что все сущее противоречиво, но при этом противоположности находятся в своем единстве. Противоречие, полагает философ, является одним из важнейших источников развития. Фихте рассматривает категории не просто в качестве совокупности априорных форм сознания, а как системы понятий. Эти системы впитывают в себя те знания, которые появляются у человека по ходу деятельности его «Я».

Вопрос свободы

Свобода личности, по мнению Фихте, выражается в работе произвольного внимания. Человек, пишет философ, обладает абсолютной свободой направлять фокус своего внимания на нужный объект или же отвлекать его от другого объекта. Однако, несмотря на желание сделать личность независимой от внешнего мира, Фихте все же признает, что сама первичная активность сознания, посредством которой оно отделяется от внешнего мира (разделяется «Я» и «Не-Я»), не зависит от свободной воли отдельно взятого человека.

Высшая цель активности «Я», согласно Фихте, заключается в одухотворении противоборствующего ему «Не-Я», и поднятии его на более высокую ступень сознания. При этом реализация свободы становится возможной при условии того, что «Я» будет окружено не бездушными предметами, а другими подобными ему свободными существами. Только они могут проявлять произвольную, а не предсказуемую, реакцию на поступки «Я». Общество - это масса таких существ, постоянно взаимодействующих друг с другом и побуждающих коллективно преодолевать такое внешнее воздействие «Не-Я».

Субъективизм философа

Кратко субъективизм Иоганна Фихте можно определить его знаменитой фразой:

Весь мир - это Я.

Конечно, не стоит расценивать буквально данное выражение философа. Например, главной мыслью другого философа - Дэвида Юма - была идея о том, что весь окружающий мир является совокупностью ощущений, испытываемых человеком. Это положение не интерпретируется буквально, а понимается в том смысле, что вся окружающая действительность дается людям через их ощущения, а какой она является на самом деле, не знает никто.

Проблема онтологии

Интересовал философа и вопрос о том, что такое онтология. Определение данного понятия звучит так: онтология - это система знаний метафизического характера, раскрывающая особенности категории философского понимания бытия. Фихте вводит новое понятие в науку - онтологию субъекта. Это бытие является диалектическим процессом культурно-исторической активности всей человеческой цивилизации. В процессе раскрывания своей сущности, «абсолютное Я» содействует ограничению некоего эмпирического индивида, и посредством него познает самого себя.

Активность «Я» раскрывается в разумной интуиции. Именно она представляет собой ту путеводную нить, которая помогает перейти из статуса эмпирического субъекта посредством практической деятельности к абсолютному субъекту. Таким образом, вопрос о том, что такое онтология, Фихте рассматривается в контексте историко-культурной деятельности индивида и тех преобразований, которые происходят с ним в процессе этой активности.

ФИЛОСОФИЯ ФИХТЕ

Философия Фихте представляется чем-то особенным. Вызывает недоумение, как могла такая сложная, кажущаяся непонятной субъективно-идеалистическая философия иметь такое большое влияние, что тогдашние ведущие философы, как, например, пропагандист Канта К.-Л. Рейнгольд и особенно представители следующего поколения, к которому принадлежали Ф.-В.-И. Шеллинг и Г.-В.-Ф. Гегель, отошли от кантианства? Уже в самых первых трактатах Гегеля, изданных в 1801 и 1802 гг., мы сталкиваемся с влиянием Фихте. Также и гегелевская критика Канта в так называемой энциклопедической («Малой») логике имеет определенные черты влияния Фихте. Еще больше повлиял Фихте на Шеллинга, который от него полностью не отошел и после того, как издал свою «Систему трансцендентального идеализма», несовместимую с позицией Фихте. Гегелю оставалось лишь объяснить различие этих двух философских систем в трактате «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга» («Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems»), написанном в 1801 г.

Уже говорилось о причинах успеха Фихте. Отвержение непознаваемой «вещи в себе», подчеркивание моральной и познавательной автономии человека и динамическое понимание сознания были позитивными элементами, которыми Фихте ознаменовал дальнейший этап философского развития.

Иоганн Готтлиб Фихте родился в 1762 г. в Рамменау, в Лужицком крае. Он родился в семье ткача и уже мальчиком должен был работать у станка. Получить образование ему помогает случай - его заметил хозяин и решил помочь. В 1774 г. Фихте был принят в училище в Шульпфорте. Однако; так как его покровитель в том же году умер, учеба Фихте сопровождалась постоянной нуждой. Нужда принудила его оставить обучение, на некоторое время он становится домашним учителем. В 1790 г. он знакомится с трактатами Канта, которые производят переворот в его жизни. Чтобы встретиться с Кантом, он пешком пошел в Кенигсберг, где и представил ему свой первый крупный трактат «Опыт критики всяческого откровения» («Kritik aller Offenbarung»). Кант помог изданию его трактата, а благоприятная рецензия вместе с публичным подтверждением Кантом авторства Фихте помогла молодому философу стать известным. В то же время (1793) Фихте анонимно издает два трактата в защиту французской революции. Один из них - «Заметка о правильности суждений общественности о французской революции» («Beitrage zur Berichtigung der Urteile des Publnaims liber die Franzosische Revolution») - Фихте издал под своим именем вновь, уже будучи профессором в Иене в 1795 г. В 1794–1795 гг. он издает свой главный труд «Основа общего наукоучения» («Grundlage der gesamten Wissenschaftslehre»). Из других его трактатов заслуживает упоминания «Основа естественного права» («Grundlage des Natur-rechts»), написанный в 1797 г., и лекция «Понятие образованного человека» («Bestimmung des Gelehr-ten») (1794). В 1798 г. Фихте вынужден был оставить Иенский университет, где он был профессором начиная с 1794 г. Увольнению Фихте способствовала легенда о нем как о «демократе» и даже «якобинце», которой он обязан своими трактатами о французской революции. Из работ, которые Фихте написал после, ухода из университета, большую огласку получили его «Речи к немецкой нации» («Reden an die deutsche Nation») (1807–1808), которые способствовали росту национального самосознания в Германии в период наполеоновских войн.

Позже, когда в 1810 г. был основан Берлинский университет, Фихте становится его первым ректором, однако вскоре отказывается от своей академической должности. Это дает ему возможность шире осуществлять лекционную деятельность. Умер он в 1814 г. от тифа, которым заразился от своей жены, добровольно ухаживавшей за ранеными солдатами.

Исходным пунктом философии Фихте является тезис об автономности Я. Видный философ из ГДР М. Бур указывает, что значение Фихте связано с его поддержкой французской революции после отлива революционной волны и отрезвления революционного подъема. Он подчеркивает, что идеал необусловленного Я был идеологическим выражением сопротивления данным отношениям, тогда как механистический детерминизм, который не различал природную и общественную сферы реальности, а всю реальность подчинял слепой необходимости, понимался как поддержка данных отношении. В этом духе Фихте говорит: «Строгий детерминист полностью отрицает самостоятельность Я, на которую ставит идеалист, и делает ее случайным продуктом», т. е. чем-то производным.

Наряду с общей взаимосвязью, которая выходит за рамки философии, принцип Фихте имеет и чисто теоретический источник. Фихте пришел к пониманию того, что наше осознание существования внешнего мира обусловлено осознанием своих восприятии как независимых от нашей воли и сопровождаемых «ощущением необходимости». «Откуда взялась система представлений, сопровождаемых ощущением необходимости?» - спрашивает Фихте и отвечает, что нх источником является не «вещь в себе», но «действие интеллекта». «Действенным» здесь называется образование чувственного опыта «чистым» Я, которое, так же как и у Канта, подчиняется категориям. От «чистого» Я Фихте отличает «эмпирическое» Я, которое не осознает это «чистое» Я. Осознается «чистое» Я по его результатам, которые мы, однако, не осознаем. Если бы Я со своими восприятиями зависело от внешнего мира, то оно было бы подчинено миру (было бы его «акцидентом»), потому что ощущения побуждают наши желания.

Шеллинг, который был сначала последователем Фихте, характеризуя его позицию, говорит, что для него Я есть все. В результате Фихте пришел к тому, что он провозгласил ощущения собственным продуктом Я, однако продуктом отчужденным, который мы, собственно, не осознаем как таковой.

Принципом теоретически «действующего» «чистого» Я является, по Фихте, «абсолютная производительность», т. е. ничем внешним не обусловленное, спонтанное образование чувственного содержания. Она тождественна с действием «силы представления». Вместе с тем Фихте подчеркивает, что в «эмпирическом сознании» (которое осознает результаты деятельности «чистого» Я и считает ее чем-то чужим) осознание самого себя связано с «внешним» опытом. На вершине всей теории «наукоучения» стоит положение: «Я полагается как определенное через не-Я», т. е. осознание чего-то внешнего предшествует осозна нию самого себя. В конкретных анализах Фихте указывает на приоритет внешнего опыта, но, разумеется, после теоретического объяснения его как продукта бессознательной деятельности самого Я.

Приведенные идеи ставят Фихте в одну линию с субъективными идеалистами. С исторической точки зрения Фихте сообщает новые импульсы немецкой классической философии. В политическом отношении он был прогрессивной личностью. Нельзя также забывать о том, что его субъективный идеализм отличается от идеализма Беркли упором на активность Я (у Беркли Я остается пассивным) и тем, что «чистое» Я имеет скорее общий, надындивидуальный характер, чем тождество с нашим личным Я. Это указывает на то, что Фихте занимает переходную позицию к объективному идеализму.

В творческой образности, которая является абсолютной, а поэтому может сама себя ограничить (это самоограничение проявляется определенным повторением ее произведений), ищет Фихте предпосылку эмпирического сознания. Повторение чувственного содержания, так же как и его категориальное оформление, образует, однако, лишь абстрактные предпосылки «опыта», к которому принадлежат самосознание и убеждение в предметном характере воспринимаемого мира.

Фихте провозглашает, что объяснение «реальной жизни», «эмпирической жизни» сознания «во времени» возможно, но лишь на основе практических отношений Я к миру. Поэтому предшествующий вариант «теоретического наукоучения» должен быть дополнен изложением «практического наукоучення», в котором отстаивается тезис о том, что к осознанию предметного характера реальности субъект приходит при посредстве биологических и трудовых отношений к миру (здесь мы видим большой сдвиг в понимании практических отношений по сравнению с Кантом). Оказывается, Фихте понимает недостаточность созерцательного сознания и прокладывает путь к его объяснению на основе «практического» отношения к миру. Преодоление созерцательной, поэтической, ориентации и подчеркивание значения «практического» отношения к реальности образуют предпосылки для философского переворота, который самим Фихте не был понят в достаточной мере. Итак, является верным то, что Фихте сознавал, что «бытие для нас» предметов значит больше, чем присутствие, чем содержание в сознании, что в нем содержится практическая настоятельность предметов относительно биологического организма и их «сопротивление» (Wrderstand) влечению до сих пор не осознанного Я, которое бы их освоило.

Плоскость, в которой возникает реальное самосознание и сознание внешнего мира, можно бы назвать «биологическим опытом». Это субъективное выражение согласия или несогласия, противоречие среды со стремлением Я к ее присвоению. В «инстинктивном» Я (т. е. в живом существе) есть «ощущение силы», которое Фихте называет «принципом жизни сознания» и «переходом от смерти к жизни» сознания. Среда, однако, оказывает «сопротивление» или «противостремление» так, что инстинктивно Я чувствует силу, но также переживает и ощущение «бессилия» и «давления». Лишь здесь возникают из не-Я, т. е. из чувственной данности среды, «предметы», т. е. лишь здесь начинает «инстинктивное» Я осознавать свою среду как предметы (по Фихте, немецкое Gegenstand - предмет по значению тождественно со словом Widerstand сопротивление). Чтобы понять этот тезис Фихте, мы припомним, что у Гегеля в «Феноменологии духа» «раб» трудом приобретает опыт о «самостоятельности своего предмета», т. е. осознает его независимость от себя самого и то, что предмет не подчиняется его произволу.

Субъективным выражением противоречия между тенденцией к расширению собственной власти (которая присуща Я) и между ее ограничением, вызванным сопротивлением внешних предметов, является «стремление» преодолеть ограничение, которое давит на Я извне, и сделать внешнюю реальность самой собой. Разумеется, эта тенденция сдерживается «сопротивлением» внешних предметов, которое вызывает в Я ощущение ограничения и страха.

В стремлении и в деятельности (в которую стремление переходит) бессознательное, инстинктивное Я начинает осознавать различие «внутри» и «вне» собственного тяготения и сопротивление среды, которая сопротивляется и становится поэтому «предметом» (или «предметами»). Мотив «биологического опыта» подчеркнут в «Нравоучении» («Sittenlehre», 1797), где Фихте уже не исходит из абстрактной тенденции к овладению всем, что чуждо организму, но говорит об «инстинкте», «потребности» и «удовлетворении». «Инстинкт вытекает исключительно из моего естества. Оно определяет уже заранее, что должно быть для меня здесь, а мое побуждение и стремление его прикрывает и от того, что есть здесь для меня и на меня бы воздействовало… Не голодаю потому, что здесь для меня есть пища, но голодаю потому, что нечто становится для меня пищей». «Быть для меня» значит то же самое, что иметь биологическое значение, быть вычлененным из безразличной и нейтральной реальности на основе биологического значения для моего организма.

Самосознание, которое возникает из биологического опыта, достигается «рефлектированием» побуждения благодаря тому, что побуждение осознается как мое. Благодаря осознанию побуждение перестает быть слепым и природа лишается своих исключительных прав на мое Я, которое было до сих пор лишь пассивным зеркалом инстинктивного поведения. «Природа же не действует, действует лишь свободное существо», - говорит Фихте. Преодоление инстинктивного образа жизни, которое Фихте объясняет как осознание инстинкта побуждения, представляет собой «скачок» из природной необходимости в человеческий мир.

Если удовлетворение влечения животного происходит с: необходимостью, то челввек действует по осознанному намерению. «Человек не просто гоним естественным побуждением, короче - не в моей власти, чтобы я чувствовал или не чувствовал определенное побуждение. В моей власти, однако, удовлетворяю ли я его или же нет».

Будучи осознанным, побуждение перестает быть слепым и попадает под правомочие самосознания. Пусть я как-либо действую, в начале моего действия стоит свободное решение, хотя бы оно и не состояло ни в чем ином, кроме одобрения чувственного желания. В содержании поведения это не должно ничего изменять: так, если животное действует ради поживы, ради поживы может действовать и человек, но, однако, он действует свободно, потому что действует осознанно и по правомочию своей воли. Однако эта свобода, которая достигается вместе с сознанием, является свободой лишь в формальном смысле. Пока человек стремится лишь за поживой, он зависит от данного чувственного объекта - предмета вожделения. Поведение происходит с ведома его воли, но следствием поведения является подтверждение несамостоятельности человека и зависимости от природы, его привязанности к объектам природы.

Из этого Фихте выводит, что моральная задача человечества - это преобразование природы и общества. Человек должен сделать природу и общество идентичными с собою, со своим внутренним естеством самосознающего существа, которое способно преодолеть условия своих побуждении, инстинктов. По своему внутреннему характеру человек является «сам себе целью, должен определять сам себя и не позволять определять себя ничем внешним».

Поскольку речь идет об отношении к природе, нравственной задачей человека, по Фихте, является уничтожение изначальной природной определенности предметов и приспособление к ним так, чтобы в них стало наглядно видно, что они представляют собой его зеркальный образ, что на них он оставляет свой «след». Только таким способом он может избежать гибели удела каждого смертного существа. Из текста Фихте излучается пафос действия, переходящего границы человеческого индивида и продолжающегося в следующих поколениях: «Все, что было когда-либо среди людей великое, мудрое и благородное, - эти благочинные человеческие поколения, которых имена чтутся в мировой истории, и те многочисленные мужи, заслуги которых лишь известны, но не имена - все они работали для меня… Могу продолжать оттуда, где они должны были остановиться, могу дальше строить этот возвышенный храм, который они должны были оставить незаконченным. Мне может кто-то сказать: „Будешь, однако, должен остановиться, как и они“. Это наиболее возвышенная идея из всего. Если я перенимаю их возвышенную задачу, то никогда ее не закончу, но могу так же… никогда не прекратить действовать, никогда не перестать быть. То, что мы называем смертью, не должно прерывать мое дело, ибо оно должно быть завершено, но не может быть завершено в определенное время, тем самым мое бытие не определено во времени, а я вечен. Тем, что я перенял эту великую задачу, я обрел вечность. Я смело поднимаю голову к грозным скалистым горам, к бешеному потоку вод, к бурным тучам, плывущим в огненном море, и кричу: „Я вечен и противлюсь вашей силе. Пусть на меня обрушится все, а ты, земля, и ты, небо, смешаетесь в сумасшедшем хаосе, вы, стихии, воспеньтесь бешенством и раздерите в лютой битве последнюю пылинку тела, которое я называю своим, - моя воля, самоединая со своим определенным планом, будет смело и хладно возноситься над руинами юдоли мира, ибо я понял свое призвание, а это более долговечно, чем вы. Оно вечно, и я также вечен“».

Если речь идет об отношении к обществу, решение Фихте имеет форму философии истории, которая исходит из идеи, что в истории должно конкретно реализоваться то же равенство, которое принадлежит людям относительно того, что каждый человек «сам в себе цель». Реальное воплощение равенства пойдет через «побуждение к идентичности». Люди, которые абстрактно, в смысле своей самоцелевой ценности, равны, должны реализовать это свое абстрактное равенство и в своем смысловом бытии, в котором между ними существуют различия и в силе, и в способностях, и в положении, и в таланте и т. д.

Тенденция к взаимному воздействию или «общественное побуждение» (побуждение к идентичности по отношению к другим) «устремляется не к субординации, как это происходит в телесном мире, но… к координации» (т. е. к конкретному равенству, взаимности). Это и есть цель истории. Фихте при этом не удовлетворился лишь общей концепцией - он выводит из этого заключение в смысле утопического социализма. В трактате, где концепцию общества он разрабатывает более определенно, - в «Закрытом торговом государстве» («Der geschlossene Handelsstaat»), написанном в 1800 г.,- Фихте требует, чтобы общество гарантировало не только формальное равенство индивидов, но и их «право» на «определенную свободную деятельность» в некоторых отраслях общественного разделения труда.

Основой общества является разделение труда, реализованное без частной собственности на средства производства. Фихте является теоретиком владения без частной собственности, т. е. собственность состоит в праве индивида располагать средствами, необходимыми для выполнения работы в выбранной отрасли. Разделение труда обусловлено тем, что «никто не может работать на другого, не работая при этом на себя…». Взаимные отдачи и приятие являются источником постоянного совершенствования, облагораживания человечества для реализации идентификации индивида с другими индивидами.

Теперь возвратимся к вопросу о том, как мог Фихте иметь такое большое влияние, несмотря на спекулятивность его философии. Во-первых, Фихте преодолел Кантов дуализм «вещи в себе» и явления, который был доведен Кантом в «Критике способности суждения» до предела. Фихте своим спекулятивным решением, согласно которому и природа является отчужденным продуктом Я, соединяет познание и природу, человека и мир. Как видно, он предлагает субъективно-идеалистическое решение, в действительности, однако, - в теории «чистого» Я - оно перерастает в объективный идеализм.

Во-вторых, Фихте понимает сознание как динамическое образование, в котором чувства, восприятие и образотворчество понимаются как низшая ступень реализации основной тенденции к рефлексии самого себя или самосознания. С этой точки зрения не имеет значения, понимаются ли чувства и восприятие как зависимые от внешней реальности, но имеет значение то, что Я в своем развитии к саморефлексии не может на них остановиться, что оно должно их преодолеть в самосознании. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что Фихте понимает развитие сознания в неустанном взаимодействии с не-Я, т. е. со сферой внешнего опыта.

Наконец Фихте оказал влияние на развитие философии «активной стороны», т. е. на развитие рефлексии практических отношений Я с внешней реальностью. Преодоление границ чисто теоретического познания, которое у Канта ограничено рефлексией нравственного поведения, у Фихте распространено на рефлексию инстинкта и труда, что важно для признания ноэтического значения человеческой практики.

Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

3. Философия Фихте Фихте выступал в основном с работами социально-исторического и этического характера. В них, говоря его словами, излагалась «практическая философия», в которой он пытался определить цели и задачи практического действия людей в мире, в обществе.Фихте

Из книги История философии в кратком изложении автора Коллектив авторов

ФИЛОСОФИЯ ФИХТЕ Философия Фихте представляется чем-то особенным. Вызывает недоумение, как могла такая сложная, кажущаяся непонятной субъективно-идеалистическая философия иметь такое большое влияние, что тогдашние ведущие философы, как, например, пропагандист

Из книги Популярная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

§ 34. Весь мир – это Я (Фихте) Следующим представителем немецкой классической философии был Иоганн Фихте, в учении которого субъективизм, начинающийся с греческой софистики, проходящий через античный скептицизм и, далее, присутствующий в воззрениях Юма, отчасти и Канта,

Из книги Философия и культура автора Ильенков Эвальд Васильевич

Фихте и «свобода воли» Тут тоже - как и в случае с мышлением - важно иметь продуманное определение. Прежде всего, под этим выражением всегда имелась в виду независимость от всего сплетения причинно-следственных зависимостей внешнего (по отношению к телу человека) мира,

Из книги Лекции по истории философии. Книга третья автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

C. Фихте Фихте дал своему времени значительный толчок, и его философия есть завершение и, в особенности, более последовательное изложение кантовской философии. Он не выходит за пределы основного содержания философии Канта, и сначала и не видел в своей философии ничего

Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т

1. Первоначальная философия Фихте Фихте устранил вышеуказанный недостаток кантовской философии, ту бессмысленную непоследовательность, благодаря которой всей системе недостает спекулятивного единства. Фихте ухватился за абсолютную форму или, другими словами, для

Из книги От Спинозы до Маркса автора Луначарский Анатолий Васильевич

2. Преобразованная система Фихте Эпоха жаждала, требовала жизни, духа. Так как дух ушел обратно в самосознание, но ушел в него как бессодержательное «я», сообщающее себе некоторое содержание, наполнение, лишь через конечные, еди{481}ничные существа, которые сами по себе суть

Из книги Трагедия философии автора Булгаков Сергей Николаевич

Глава VIII Классическая немецкая философия. Идеалистические учения Канта, Фихте, Шеллинга,

Из книги Фихте автора Бур Манфред

§ 3. Субъективный идеализм И. Фихте Иоганн Готлиб Фихте родился в 1762 г. в крестьянской семье, рано выделился своими способностями и благодаря случайным обстоятельствам получил образование. Приглашенный в 1794 г. занять кафедру философии в Иенском университете, Фихте

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

Из книги Несчастное сознание в философии Гегеля автора Валь Жан

Из книги автора

II. К КРИТИКЕ УЧЕНИЯ ФИХТЕ 1. Ich-Philosophie Ранняя система Фихте ("Наукоучение", 1794 г.) представляет собой единственную в истории философии попытку радикальной Ich-Philosophie и есть в этом смысле философский эксперимент первостепенной важности и значения. Его объем и задачи сближаются

Из книги автора

3. Фихте и Гегель Напрашиваются на сопоставление и противопоставление оба мыслителя. Для Фихте Ich = Alles, как и Alles = Ich, для Гегеля такую же роль играет чистое мышление, ?????? ???????. Фихте из Я "дедуцирует" и формы мысли, категории, и формы бытия - пространство и время; напротив, у

Из книги автора

ЛИЧНОСТЬ ФИХТЕ О Фихте как-то сказали, что он «лишь наполовину был философом, а другую, быть может большую, половину его составлял его характер борца» (54, стр. 405). И это верно. Для Фихте мышление и деятельность являются лишь двумя аспектами одного и того же дела.Эти два

Из книги автора

2. И.Г. Фихте Значительное место в развитии немецкой классической философии принадлежит Иоганну Готлибу Фихте (1762–1814). В философии И. Канта он пытался устранить идею предметов самих по себе и диалектически вывести все содержание знания, т. е. теорию и практику, из

Из книги автора

V. Фихте и Якоби В конце XVIII столетия мы оказываемся перед лицом философии, либо возводящей материю в абсолют, либо поднимающей до уровня абсолюта человеческое «Я». Напряжение, вызванное возрастающей противоположностью крайностей и господствующее даже внутри одной их

5.2.а. Собственная философия Фихте началась с развития философских идей Иммануила Канта. Субъективно Фихте в начале своего философского пути считал себя только прилежным учеником Канта. Свое первое философское произведение "Попытка критики религии откровения" (1792) он писал языком Канта и отправляясь о мыслей самого Канта. Не случайно современники изданный анонимно труд Фихте считали произведением самого Канта. Но уже в этом произведении Фихте проявил самостоятельность, что вызвало неудовольствие Канта и заставило кенигсбергского затворника публично отказаться от приписываемого ему авторства книги "Попытка критики религии откровения".

В своем творчестве Фихте пытался преодолеть дуализм Канта, который разделял непроходимой пропастью объективно существующий мир, конкретные вещи (ноумен, материю) и идеи, отображающие этот мир (феномен, субъективный мир человека). Фихте усилил идеалистическую сторону философский воззрений Канта в направлении монизма и объективного идеализма. Он попытался создать цельную и непротиворечивую систему философского мышления исходя из одного принципа, - из самого достоверного, несомненно истинного положения. Фихте не удовлетворило декартовское Cogito ergo sum ("Я мыслю, следовательно - я существую") Он считал, что в знаменитом постулате Декарта неправомерно допускается два положение: "Я" и "Существование". Фихте отбросил существование (бытие) и остановился исключительно на единственном несомненном "Я" мыслящем. Вместе с декартовским "существованием" Фихте отбросил и кантовскую "вещь в себе" (dish an sich, ноумен). "Я" у Фихте - это то, что проявляется во всех актах человеческого мышления, чувствования и воли; "Я" не может вызвать у кого бы то ни было сомнения в своем существовании. Оно, "Я", является не только основой и единственным пунктом человеческого видения мира. "Я" - единственная сущность самого мира. Отправляясь от этого "Я" Фихте предпринимает создать систему научной, абсолютно достоверной и абсолютно истинной философии.

5.2.б. Первое положение своего Наукоучения Фихте сформулировал так: "Я полагает самого себе". "Я" ни от чего не зависит, ничем не обусловлено. Оно создает (полагает) самое себя. Оно - есть! Фихте пытается убедить читателя, что только философски незрелый индивид может не осознать этого положения. Индивид, по Фихте, думает, что вне его "Я" (вне его сознания) существует внешний, независимый от "Я" мир. Это объясняется тем, что дух этого человека, его "Я", не ведает, что творит. Отсюда,

Второе положение своего Наукоучения Фихте сформулировал так: "Я полагает не-Я". Второе положение, как видим, является продолжением и антитезисом первого положения и говорит о том, что внешний для человека мир является созданием его духа, его собственного "Я". Сущность познания и заключается, по Фихте, в познании взаимоотношения "Я" и "не-Я", в процессе которого достигается подлинные знания не только казалось бы внешнего мира, но и самого "Я" (самого себя). Но на этой ступени познания и знания "Я" и "не-Я" выступают как некие противоположения друг другу, а поэтому высшего познания, познания самого "Я", не достигается. На этой ступени, пишет Фихте: "Чистое Я может быть представлено только отрицательно, как противоположность не-Я". Для преодоления этой противоположности философ выдвигает заключительное

Третье положение своего Наукоучения Фихте сформулировал так: "Я полагает не-Я и самого себя". Это положение является синтезом предыдущих двух положений - тезиса ("Я полагает самого себя") и антитезиса ("Я полагает не-Я) в результате чего, по Фихте, осуществляется переходит к пониманию абсолютного субъекта, абсолютного Я, как нечто совершенно безусловное и ничем высшим не определяемое.

5.2.в. В процессе описания восхождения по ступеням познания Я, не-Я и абсолютного Я; развития и самоограничения Я Фихте вводит в свою философию ряд категорий: количества, взаимодействия, причины и другие, которые выражают собой различные стороны взаимодействия Я и не-Я. В отличие от Канта, изображавшего устоявшееся стороны сознания, Фихте включаете в свою философию развитие, говорит о противоречие как источнике этого развития, другими словами развивает философскую диалектику. Пытаясь охватить своим философским взглядом всю действительность, создать законченную философскую систему, Фихте, начав с индивида, эмпирического Я, - чувственного, временного, земного Я завершает Я "чистым - сверхчувственным, вечным и небесным Я. Таким образ его Индивид возвышается до самосознания всего человечества, что и составляет, по Фихте, сущность всемирной истории, которая, сущность, заключается в постепенном превращении необходимости в свободу.

Систему своей философии Фихте назвал Наукоучением. Так он назвал свое основное произведение, которое он всю свою жизнь дополнял, улучшал; в развитие заложенных в нем, произведении "Наукоучение", идей написал дополнительно ряд книг и статей, часть из которых была издана уже после смерти философа.

Своим Наукоучением Фихте провозглашает философию высшим видом науки, которая к тому же служит теоретической основой всех наук о природе и обществе, а также основой всей человеческой практики. При этом он исходит из того, что для человека и общества любое мировоззрение является, с одной стороны определенным синтезом всех знаний человека и общества, а с другой оно же, мировоззрение, является духовной основой мотивов человеческой деятельности. Следует сказать, что Фихте еще не понимает того, что в мировоззрении имеют место элементы, которые ни коим образом не могут претендовать на научную достоверность и принудительность (Вспомним: "Наука навязывается человеку силой своей доказательности и всеобщей убедительности".) Фихте считал, что науки обязаны руководствоваться выработанными философскими принципами, но философия может не считаться с данными той или иной конкретной науки. Такое непомерное возвышение научности философии было безоговорочно принято всеми последующими представителями немецкой классической философии, в том числе и Марксом, а отсюда - и марксистами. Мы уже знаем, что само выражение "Научное мировоззрение", "Научная философия", "Научный атеизм" и подобные им с точки зрения научности являются, по меньшей мере, некорректными выражениями. В тоже время заявка Фихте на создание Научной философии очень и очень стимулировала придание философским утверждениями научной достоверности, способствовала развитию самой философии, созданию законченных философских систем, что видно на примере той же немецкой классической философии.

5.3. Социально-политические взгляды И.Г. Фихте.

5.3.а. Будучи поглощен решением извечных для философии онтологических и гносеологических проблем, Фихте не оставлял вне своего внимания проблемы социологические, активнейшим образом откликался на, как говорится, "злобу дня". Мы уже говорили, что он откликнулся на события и последствия Французской буржуазной революции 1789 года. В период пребывания в Иенском университете он пишет и публикует "Основы естественного права в свете Наукоучения" (1796), "Система теории этики в свете Наукоучения" (1798), "О предназначении ученого" (1794), "Назначение человека" (1794), "Замкнутое торговое государство" (1800) и другие.

Фихте определял общество как "целесообразную общность", в известной мере повторяя теорию общественного договора Жан Жака Руссо (1712 - 1778). Основная и единственная задача общества - обеспечение благосостояния и свобод своим гражданам, усовершенствование рода человеческого. В этом плане он высказывается в пользу революции против тирании монархии, которая противоречит "общественному договору". Он пишет: "Всякий, считающий себе господином других, сам раб! Если он не всегда действительно является таковым, то у него все же рабская душа, и перед первым попавшимся более сильным, который его поработит, он будет гнусно ползать на коленях." Как сильно и справедливо сказано! Философ выступал за уничтожение сословных привилегий, ликвидацию крепостничества, за свободу личности и, особенно, за право на личное мировоззрение, за свободу совести.

5.3.б. В период оккупации войсками Наполеона Германии, унижения немецкого народа, Фихте мужественно, талантливо и безжалостно выступил со своими "Речами к немецкой нации". Он призвал немцев к объединения и отпору агрессору. Это был не только призыв, а и философская разработка проблем особенностей национальной культуры и ее места в национальной независимости народа. "Речи" Фихте буквально пробудили сознание немецкого народа, подняли его на борьбу против агрессора, способствовали сплочению всего немецкого народа. Фихте стал одним из наиболее видных национальных героев Германии. Следует сказать, что борьба за пробуждение национального самосознания немцев иногда приводила Фихте к высказыванию пренебрежительных суждений о других народах и таким образом была превращена фашистами в один из исторических источников теории "арийской расы". Так, Фихте требовал беспощадной борьбы с польским языком на подвластных немцам территориях. В этом плане он поощрял истребление польского языка во владениях князя Бюлова: "Раз народ перестал управлять самим собой, он обязан также отказаться от своего языка и слиться со своим победителем"

5.4. Заключительный этап в творчестве Й.Г. Фихте.

Исследователи, в том числе советские, отмечают, что после 1800 Фихте изменяет свои социологические и частично философские ориентиры и переходит к защите монархизма, социальной реакции, к пропаганде веры в Бога. Но это не совсем так. После изгнания из Иенского Университета за атеизм и либерализм Фихте, просто, извлек для себя жизненный урок и стал более осторожным в выражениях. Так, критикуя наполеоновское порабощение немцев, он высказывал критические замечания в адрес некогда восхваляемой им Французской буржуазной революции; касаясь проблем религии, он обязательно говорил о том, что "моральное самосознание - это обнаружение Бога". Но при этом он никак не отказывался от высказанных им в период "Споров об атеизме" (Der Atheismusstreit) антирелигиозных мыслей, а самого Бога считал только допустимой и терпимой деистической/пантеистической идеей.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814 гг.) - немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. Основные сочинения: «Основы общего наукоучения», «Факты сознания», «Назначение человека». С Фихте начинается послекантовская философия, которая продолжала трансцендентальную философию Канта и преодолевала ее противоречия. В философии Канта содержались противоречия в понятии о «вещи в себе». Существовала противоположность между априорным и эмпирическим познанием. В работах Канта между теоретическим и практическим разумом проходит резкая граница: познание и воля ставятся в полную противоположность друг к другу. Познание у него ограничено миром явлений. Кант не выводит формы созерцания и категории из единого принципа. Фихте начинает с постулата, согласно которому содержание теоретического и практического разума не выводится из единого, непрерывного ряда законченных действий разума. Кант только описал формы созерцания, категории и. законы мысли, но не доказал их внутреннюю логическую связь и логическое единство. Поэтому Фихте дедуцирует законы познания из единого основного принципа - из нашего «я». Что же служит для Фихте началом философии? «Я» понимается им как непрестанная духовная деятельность, одновре-менно логическая и моральная. Мышление для Фихте - деятельность. Активность нашего «я» обусловливается содержанием познания. Познание рассматривается динамически, оно есть живой процесс. «Вещь в себе» Кант признает источником познания, материалом ощущений. Кант помещает ее за пределами сознания субъекта. Фихте отбрасывает кантовскую «вещь в себе» и выводит законы и содержание познания из собственной сущности духа, т.е. из активности «я». «Я есть я» /Я=Я/ - первоосновной факт сознания и в то же время основной закон мышления - закон тождества. Тождественность «я» не зависит от эмпирического содержания сознания. «Я есть я» заключает в себе категорию реальности. В реальности «я» нельзя сомневаться, она есть основа реальности. В тождественности «я» мы видим изначальную активность абсолютного «я». За признание «я» основной реальностью философию Фихте назвали субъективным идеально-реалистическим учением. Фихте устанавливает тот факт, что «полагание я», как основы реальности, возможно лишь тогда, когда этому «я» как им представляемому и сознаваемому, как «не-я» противостоит это «не-я» в качестве объекта, т.е. «я» предполагает «не-я». Между «я» и «не-я» существует отношение, выражаемое законом противоречия. «Я» и «не-я» противостоят друг другу и ограничивают друг друга, т.е. субъект и объект познания взаимно ограничивают свою деятельность. Так Фихте устанавливает третье основное положение своей теоретической философии: «я» противополагает в «я» делимому (т.е. ограниченному) «я» делимое «не-я». В третьем положении проявляется закон основания, согласно которому видовые понятия подводятся под родовые, частное, различное объединяется в общее. В трех основных положениях мы видим, как Фихте преодолевает кантовские различия между ощущением, созерцанием и понятием, между явлением и «вещью в себе». Явление в философии Фихте есть взаимодействие и взаимоограничение «я» и «не-я»; явление не выходит из сферы сознания и самосознания. Нет никакого самостоятельного бытия помимо сознания. Чем природа является для Фихте? Природа - чистый продукт «я», ограничивающий созерцание. Чувственный мир - форма созерцания сверхчувственного, он не входит как нечто чуждое в созерцание и мышление, но имеет основание в этом последнем. Фихте утверждает: в объективных представлениях мира, в которых мыслится чувственный мир, изображает себя жизнь самого сознания. В работе «Факты сознания» он пишет о том, что путь материалиста идет снаружи вовнутрь, его же собственный путь идет изнутри и остается все время в сфере созерцания и сознания. Согласно Фихте, единственной научной формой анализа сознания является подход к сознанию как особому, самостоятельному феномену, который не нуждается более в чем-либо, чуждом ему.


Почему мы рассматриваем «не-я» как объект, как нечто внешнее по отношению к сознанию? Фихте признает принудительный характер наших восприятий. Нашему сознанию навязывается нечто внешнее в качестве независимого от нас существования. Фихте объясняет независимое от сознания существование непрестанной, беспредельной деятельностью духа. «Не-я», внешний мир есть бессознательный процесс объективации творческого «я». Творческое воображение, не выходя из «я», бессознательно проецирует мир вовне. Иначе говоря, создает то, что мы осознаем вне нас существующим. Пространство и время являются продуктами внепространственной и вне-временной деятельности творческого воображения. Кант идеальность объектов обосновал идеальностью пространства и времени. Фихте, наоборот, идеальностью объектов обосновывал идеальность пространства и времени.

В «я» Фихте выделял две стороны: эмпирическое «я» и абсолютное «я». Эмпирическое «я» - сознание индивида, совокупность чувств, представлений и восприятий личности и ее внешнего мира. Абсолютное «я» является опорой нашего «я» и природы. Абсолютное «я», будучи связано с эмпирическим «я», является в то же время бессознательной основой мирового бытия; оно надындивидуально. Теснейшая связь абсолютного «я» и эмпирического «я» проявляется, например, в следующем высказывании Фихте: объекты материального мира созерцает не индивид как таковой, а «единая жизнь созерцает их».

В высшем пункте субъективный идеал-реализм Фихте затрагивает проблемы философии религии. Для Фихте знание, есть знание о Едином бытии, истинно существующем, «О Боге, но никак не о бытии вне Бога». Вне Бога существует только знание. Вначале Фихте отождествлял Бога с абсолютным «я» и представлял его в виде нравственного мирового порядка, но не как бытие, а как вечное становление. В дальнейшем Бог рассматривался как идеал, воплощающийся в эмпирических «я». Абсолютное «я» - откровение Бога. Фихте отождествлял созерцание Бога с принципом нравственного закона и с созерцанием конечной цели жизни.

«Мир прекрасного духа»

Оказывается, что вся философия стоит на трансцендентальной точке зрения, с которой она взирает на точкузрения обычную, или обыденную. Эти две точке зрения полностью противоположны друг другу: «на трансцендентальной точке зрения мир делается

На общей он дан»

С. 336]. С трансцендентальной точки зрения исследующее Я наблюдает Я, занимающее обыденную точку зрения, и оно не желает становиться воплощением жизни (реальной), хотя и описывает ее. Но ведь философ также есть человек (Я, занимающее обыденную точку зрения), как тогда он может возвести себя на точку зрения трансцендентальную? Как человек может возвести себя на нечеловеческую точку зрения трансцендентализма? Очевидно, он делает это не как человек, а как спекулятивный философ. Это вызывает вопрос о возможности философии вообще: каким образом происходит переход к трансцендентальной философии? В соответствии с общими принципами наукоучения для перехода от одно к другому должен быть «средний термин», что по

английски хорошо передается как «

». И если уже доказано, что трансцендентальная философиясуществует, то значит, должен существовать и искомый средний термин. «Эта средняя точка –

эстетика. <…>С эстетической точки зрения мир оказывается данным так, как если бы мы произвели его и производим» [

Однако Фихте здесь отличает «эстетическое чувство» и «эстетическую точку зрения» от самой эстетики.Эстетика –

именно часть (особая часть) трансцендентальной философии, расположенная между теоретическими практическим наукоучением в виду особенностей своей предметности (материальной составляющей):понятие мира есть теоретическое понятие, однако тот способ, каким мир должен быть сделан, лежит в нассамих и носит практический характер. Эстетика –

теоретико

практическая дисциплина, при том, что она несовпадает ни с теорией, ни с практикой. Как сказано, это обусловлено ее предметом –

«эстетическимчувством», или «эстетической точкой зрения», описание которой дает эстетика. Что же есть мир с эстетическойточки зрения, на которой неосознанно стоит «прекрасный дух»? Отчасти в вышеприведенной формуле «натрансцендентальной точке зрения мир делается (

), на общей он дан» ответ на этот вопрос уже есть,однако тут требуется еще небольшое дополнение.

Для обыденной точки зрения (обычного человека) мир есть результат насилия, или принуждения. Это сплошная необходимость. «Например, каждую фигуру впространстве следует рассматривать как ограничение соседними телами…» [

337]. Кто видит мир такимобразом, «тот видит лишь искривленные, сплющенные, ужасные формы, он видит безобразность» [Там же]. Этоже распространяется и на сферу

mundus intelligibilis

: человек, понимающий нравственный закон ка нечточуждое для себя, как нечто подавляющее его волю –

относится к нему рабски. В противовес этому эстетическоеотношение к миру состоит в том, что «Прекрасный дух видит все с прекрасной стороны; он видит всесвободным и живым» [Там же]. Для эстетика мир свободен. Прекрасный дух –

это именно человек искусства,поэтому эстетическое созерцание художника, поэта, музыканта есть некое неосознаваемое состояние свободы,особый

сознания. Но мир прекрасного духа –

это, поясняет Фихте, мир, расположенный в

человечности

Поэтому искусство вводит человека внутрь самого себя и готовит

его к осуществлению своейавтономности как конечной цели разума. Таким образом, эстетическое чувство, не будучи добродетелью, т.е. несливаясь с этикой и так сохраняя свою автономию, есть «подготовка к добродетели, оно готовит ему почву, иесли вступает моральность, то она видит половину работы, освобождение от пут чувственности, ужезаконченной» [Там же]. Вот почему эстетическое образование, связанное с образованием

целостного человека

в объединении всех его способностей оказывается необходимой ступенью на пути осуществления цели разума –

свободно установить все жизненные отношения в соответствии с самим собой. И видимо, поэтому в «Речах кнемецкой нации» Фихте писал, в частности, следующее: «Самым предпочтительным средством ввестимышление, начавшееся в индивидуальной жизни, в общую жизнь является поэзия; она, таким образом, втораяосновная ветвь духовного образования народа. Уже мыслитель непосредственно есть поэт, когда он обозначаетсвою мысль в языке…» [

При этом Фихте подчеркивает, что эстетическое чувство, позволяющеесозерцать мир человечности и свободы

само не есть результат свободы: «Эстетический способ видения мир –

естественный и инстинктивный, он не зависит от свободы» [

ведь оно (эстетическое) не основано напонятиях. Поэтому никому невозможно поручить заботу об эстетическом образовании, а возможно тольколишь выставить негативную максиму не распространять безвкусицу и не пытаться сделать против природысебя художником, поскольку истинно только то, что поэтом родятся. А для истинных художников допустимолишь, чтобы они служили не людям, а самом догу, чтобы забыв все, они стремились осуществить идеал. Как втаком случае все

таки актуально возможно эстетическое образование –

это, конечно, здесь проблема. Ведьгения воспитать

невозможно. И истинное искусство есть только искусство гения. Эстетическое образованиедолжно носить всеобщий характер при том, что гении не все, но как

то для осуществления цели разума имистать должны. Тут кроется трудность и основной парадокс педагогической концепции Фихте в целом: егофилософия –

это философия исключительных людей, гениев. Все по определению не могут быть таковыми

Однако его педагогика, тесно завязанная на философии истории, диктует необходимость воспитания всех вкачестве гениев. Как

же это возможно и возможно ли вообще? Это вопрос, кстати, поставленный И.Г.Гербартом, указавшим на совершенную неприменимость фихтевской философии в сфере народноговоспитания.

Ars philosophandi sive vitae rationalis.

Однако требованием гениальности проникнута не только эстетико

педагогическая концепция Фихте, но и вцелом вся его философия. Фихте, по сути, еще до Шеллинга установил самые тесные отношения междуфилософией искусством, выставив тот императив, что философ,

даже если он и не поэт, необходимо долженобладать эстетическом чувством, т.е.

духом

Путь в трансцендентальную философию, как и путь к блаженнойжизни человечества, лежит, таким образом, через искусство. И это то, что непосредственно вытекает из тезиса,что эстетическое чувство это среднее между обычной и трансцендентальной точкой зрения. В лекциях «О различии духа и буквы философии» Фихте дает интереснейшее определение слову «дух». Это «способностьподнимать до сознания идеи, представлять идеалы» [

Указывается также иерархия идей –

высшейоказывается идея нравственного совершенства. Именно эти идеи и поднимает до сознания

художник, а затем вцелях сообщения изображает. Поэтому человек, не созерцающий высшие нравственные идеи

(в себе самом),

может их изображать и быть художником. И воспринять это представление духа может также только дух. Длябездуховного существа все лишь мертвое тело. Этот дух от взаимодействия с другим духом побуждается каналогичной творческой деятельности. Это почти то же, что писал Кант: «Идеи художника вызывают

сходныеидеи у его ученика, если природа снабдила последнего тем же соотношением способностей души. Образцыизящного искусства служат поэтому единственными средствами передачи этих идей потомству» .

Тоесть гения понимает только гений. Все остальные лишь бездуховные подражатели. И «Посредством этойборьбы духовных существ с духовными существами все больше развивается дух в человеческом роде, и весь

род становится духовнее» . По сути, духовное существо Фихте наделяется кантовскимихарактеристиками гениальности. Принципиально, что предметом лекций о духе и букве в философии являетсядоказательство того, что дух, который Фихте в работе «О понятии наукоучения» прямо называетгениальностью, есть необходимое условие философствования. Философия сосредоточена на созерцанииглубины человеческого духа, поэтому тот, кто, философствуя, такового созерцания не имеет, философствует оничто, т.е. оказывается лишь жалким подражателем буквы философии. Фихте также дает демонстрацию то, чтов деле философского познания философа направляет особая способность –

его гений, или

чувство истины

Илиособый настрой философствующей способности суждения. Поэтому даже ели философ и не поэт, но он долженбыть оживлен духом поэзии. Философия как дело исключительно гениальности, как

Оказываетсяв теснейшей связи с искусством. Представляется, что таковой подход стал возможен для Фихте путемпереосмысления кантовской эстетики. Думается, что именно Фихте впервые увидел все кантовскуюфилософию как бы «из третьей критики». Поэтому обстоятельное исследование на тему понятия гениальностив философии Канта и Фихте настойчиво требует своего появления.Таким образом, философия Фихте может быть прочитана как эстетическая не столько по степенипредставленности в ней эстетической проблематики как таковой, сколько по общему своему настрою какискусство философствования. Фихте не дал развернутой эстетической теории, но он открыл возможный способфилософствования в смысле особого искусства. Именно он «отдал» искусство эстетике и превратил ее внеобходимую составляющую философского дискурса, сделал эстетическое неотъемлемым качествомчеловечности. Ведь только посредством искусства мир становится прекрасен, а человек совершенен. И поэтомуискусство –

это путь к спасению и к жизни в Боге («Основные черты современной эпохи»).

Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) воспринял этическую философию Канта, ставившую оценку человеческой деятельности в зависимость от согласованности ее с априорным долгом. Поэтому для него философия выступает прежде всего как практическая философия, в которой “прямо определялись цели и задачи практического действия людей в мире, в обществе” . Однако Фихте указывал на слабость кантовской философии, которая, по его мнению, была недостаточно обоснована именно в момент соединения теоретической и практической частей философии. Эта задача ставится философом во главу угла собственной деятельности. Основной труд Фихте “Назначение человека” (1800).

В качестве основополагающего принципа, позволяющего осуществить объединение теории и практики философского подхода к миру, Фихте выделяет принцип свободы. Причем в теоретической части он делает вывод о том, что “с человеческой свободой несовместимо признание объективного существования вещей окружающего мира, и поэтому революционное преобразование социальных отношений должно быть дополнено философским учением, выявляющим обусловленность этого существования человеческим сознанием” . Это философское учение он обозначал как “наукоучение”, выступающее как целостное обоснование практической философии.

В результате в его философии происходит отказ от возможности истолкования кантовского понятия “вещи в себе” как объективной реальности и делается вывод о том, что “вещь есть то, что полагается в Я”, т. е. дается ее субъективно-идеалистическая интерпретация.

Фихте проводит четкий водораздел между материализмом и идеализмом по принципу решения ими проблемы отношения бытия и мышления. В этом смысле догматизм (материализм) исходит из первичности бытия по отношению к мышлению, и критицизм (идеализм) - из производности бытия от мышления. На основе этого, по мнению философа, материализм определяет пассивную позицию человека в мире, а критицизм, напротив, присущ активным, деятельным натурам.

Огромной заслугой Фихте является развитие им учения о диалектическом способе мышления, которое он называет антитетическим. Последнее представляет собой “такой процесс созидания и познавания, которому присущ триадический ритм полагания, отрицания и синтезирования” .

Философия Фридриха Шеллинга

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 - 1854) оказался своеобразным связующим звеном между философией Канта, идеями Фихте и становлением гегелевской системы. Известно, что он оказал огромное влияние на становление Гегеля как философа, с которым долгие годы сохранял дружественные отношения.

В центре его философских размышлений оказывается задача построить единую систему знания посредством рассмотрения специфики познания истины в частных областях. Все это реализуется в его “натурфилософии”, которая выступает в качестве, может быть, самой первой в истории философии попытки систематического обобщения открытий науки под углом зрения единого философского принципа.

В основе данной системы лежит представление “об идеальной сущности природы”, основывающееся на идеалистической догме о духовном, имматериальном характере проявляющейся в природе активности” . Огромным достижением немецкого философа стало построение им натурфилософской системы, которая пронизана диалектикой в качестве своеобразного связующего звена при объяснении единства мира. В результате ему удалось уловить основополагающее диалектическое представление о том, что “сущность всякой действительности характеризуется единством противоположных деятельных сил. Это диалектическое единство Шеллинг назвал “полярностью” . В результате ему удалось дать диалектическое объяснение таким сложным процессам, как “жизнь”, “организм” и т. д.

Главное сочинение Шеллинга - “Система трансцендентального идеализма” (1800). Шеллинг в рамках своей классической традиции разделяет практическую и теоретическую части философии. Теоретическая философия трактуется как обоснование “высших принципов знания”. При этом история философии выступает как противоборство субъективного и объективного, что позволяет ему выделить соответствующие исторические этапы или философские эпохи. Суть первого этапа - от первоначального ощущения до творческого созерцания; второго - от созидающего созерцания до рефлексии; третьего - от рефлексии до абсолютного акта воли . Практическая философия исследует проблему человеческой свободы. Свобода реализуется через создание правового государства, и это выступает общим принципом развития человечества. При этом специфика развития истории заключается в том, что в ней действуют живые люди, поэтому особое значение тут приобретает сочетание свободы и необходимости. Необходимость становится свободой, считает Шеллинг, когда она начинает познаваться. Решая вопрос о необходимом характере исторических законов, Шеллинг приходит к мысли о царстве “слепой необходимости” в истории.