Икона крещение господне высокое разрешение. Самые известные иконы крещения господня




Иконы Крещения Господня


Нестеренко Василий Игоревич
Крещение Господне
Северный Тимпан Храма Спасителя

Крещение Господне, или Богоявление, называется так потому, что в момент Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святый, сошедший в виде голубя.

Богоявление, со сценами жития
Малыганов Иван Анисимович (ок. 1760 - после 1840)
Частное собрание Ю. М. и Л. Д. Рязановых, Екатеринбург, Россия

Синайский диптих из монастыря Св. Екатерины. Фрагмент

Крещение. (Мф 3:13-17 и паралл.) В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: "мне надобно креститься от Тебя, и ты ли приходишь ко мне?". Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15).

Вторая половина XI века.
Церковь Успения Богоматери, Дафни.
Мозаика в тромпе

Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, разверзлись над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 - 17; Мк. 1, 9 - 11; Лк. 3, 21 - 22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

Крещение. Преображение. Воскрешение Лазаря.
Середина XIV века.
Национальный музей, Белград.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей. Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении. В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия - с IV по IX век - все великие отцы Церкви - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления.


XI век. Греция. Монастырь Осиос Лукас

Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения.
отсюда


Коптские иконы

Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа и лучи «троичного света». Во многих памятниках, в том числе и знаменитых мозаиках главного храма монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI века), книжных миниатюрах и иконах изображается благословляющая десница Всевышнего, означающая «жест речи», глас с небес.

Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и св. Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа. В гимнографии праздника, как и в иконах, акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего раба: «како возложит раб руку на Владыку» - поется в тропаре на водоосвящении. Поза Христа бывает различна. В ранних памятниках Его фигура часто представала строго фронтально, в дальнейшем наиболее популярными становятся изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг. Это напрямую связано с евангельским текстом, где говорится, что, крестившись, Иисус «взыде абие (то есть тотчас, немедленно) от воды» (Мф. 3, 16).


Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко: “Спас наг... правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа. Три ангела... наклонены к Господу, а Предтеча аки на колена преклонился”.

Миниатюра
Минология Василия II.
Константинополь. 985 г

Более поздние тексты дают описание подробнее: “Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан. С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета); Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы. На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая). С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчаная; ангели стоят, поклонившись Господу; един ангел держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами”.


В русских памятниках XVI – XVII веков, несмотря на запрещение церковными соборами изображать Бога-Отца, в Богоявлении, в сегменте неба часто присутствует фигура Саваофа. Так, на иконе начала XVII века мастера Михаила Саваоф в белых одеждах изображен сидящим на престоле, по сторонам от Него шестикрылые серафимы. Из Его уст выходит луч, в котором изображен в виде голубя Святой Дух. В поздней иконописи XVIII – XIX веков Бог-Отец часто изображался сидящим на облаке со свитком в руках. Этот свиток с текстом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», - выполнял ту же функцию, что и в древних памятниках символ руки в небе.

Крещение Господне. Коптская икона.


Икона Богоявление (Крещение Господне)
Удалов И. (рубеж XIX–XX вв)

Cледуя античным изобразительным приемам, в сцены Крещения художники помещали персонификацию реки Иордан в виде седовласого старца, сидящего, как, например, в мозаике купола арианского баптистерия, на берегу или находящегося в самой реке вместе с персонификацией моря, в виде уплывающей женщины. Эти изображения основывались на тексте псалма: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять… (Пс. 113, 3). Н.В. Покровский объяснял причину соединения иллюстрации на этот текст псалма с изображением Крещения тем, что данные слова указывают на ветхозаветный переход евреев через Красное море, а это событие в Новом Завете (1 Кор.10,1–2) и святоотеческой литературе понималось как пророческое указание на Крещение. Сообразно этому толкованию названный стих псалма был перенесен в гимнографию праздника
отсюда


Киево-Печерская Лавра. Фреска

Christ"s Baptism in the Jordan

Арианский баптистерий в Равенне (Италия)
493-526 гг. Мозаика купола

Армянская икона

Икона конца XV в.
Музей Рублева

Крещение Господне (Богоявление) Греция XVII в.
место нахождения: Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта
33.6 x 42.2 см. дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные
техника: золочение, темпера яичная

Крещение Господне
Андрей Рублев (?)
первая половина XV века
81 x 62 см доска липовая, ковчег, неглубокая лузга.
Паволока, левкас, темпера
Благовещенский собор Московского Кремля

Крещение Господне Северная Греция. Поздний XVI в.

Крещение. Икона. Мастер Михаил.
Начало XVII века.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Миниатюра из Евангелия
Монастырь Дионисиат, Афон, XI в.

Миниатюра
Императорский менологий (cod. Walters 521), XI в.

Мистра. Церковь Богоматери
Перивлепты, XIV в.

Мозаика кафоликон монастыря Хора. 1316–1321 гг.
Стамбул

Мозаика собора Сан Марко, XIII век, Венеция

Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, Метохия, XIV в.

Около 1497 г.
Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Первая половина XIV в., Галерея икон в Охриде

Первая половина XVI в., Псковский музей-заповедник

Псков, середина XIV века, Эрмитаж

Роспись придела св. Иоанна Предтечи, 1668 г.
Троицкий собор Переславля-Залесского.

Роспись ц.Спаса на Нередице, 1198 г.
Новгород (утрачена)

Шитая пелена, 1580-е
Государственный Русский Музей

Армянская икона. Крещение

Равеннская мозаика

Крещение Господне - торжественное событие, наполняющее светом душу каждого христианина. Войдя в воды реки Иордан, Спаситель сделал первый шаг навстречу своей судьбе. Принимая участие в обряде крещения, он подчеркивает свою сопричастность к простым людям, кающимся, заблуждающимся, принимает на себя их грехи и обещает очищение. Этому сакральному событию посвящено множество икон. Об одной из них - иконе "Крещение Господне" мастерской Андрея Рублева - мы и поговорим сегодня.

В глубь веков

Об этом знаменательном событии рассказывают все евангелисты. Пока Иисус с семьей жил в Назарете, в Иудейской пустыне о скором его пришествии провозглашал пророк Иоанн. Он призывал людей покаяться в грехах, смыть их в водах реки Иордан и начать новую жизнь по христианским заветам.

Когда Спасителю исполнилось 30 лет, он пришел к месту проведения обряда, чтобы явить миру свою истинную природу. Иоанн, узнав сына Божьего, усомнился в своем праве крестить его. Но Иисус успокоил старца, пояснив, что такова воля его Отца. Войдя в воды, он молился о благословении на трудный путь. В это время с неба спустился Святой Дух в облике голубя, и все присутствующие услышали голос Бога: "Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". С этого дня Спаситель начал исполнять свою миссию, страшную и великую.

Иконография

Крещение Господне изображали многие иконописцы, начиная со времен первых христиан. На первый план выходил не столько сам обряд, совершаемый в водах Иордана, сколько событие Богоявления. Все присутствующие в этот день могли наблюдать Троицу: Иисуса Христа, Святой Дух, сошедший с небес в виде голубя, и глас Отца, свидетельствовавшего о Сыне. Именно это становится содержанием икон, мозаик.

Центральной фигурой является Спаситель. На ранних иконах он изображается обнаженным, молодым юношей или зрелым мужем с бородой. Позже чресла Иисуса Христа стали рисовать опоясанными. Иногда его символизирует агнец - напоминание о предстоящей жертве Спасителя. Над ним - голубое небо, откуда слетает белоснежный голубь. Глас Божий иконописцы изображали в виде луча или благословляющей десницы. С VI-VII веков появилась традиция рисовать Иоанна Предтечу на левом берегу Иордана, а на правом - трех или четырех ангелов.

Иконописец Андрей Рублев

Великий мастер древней Руси не обошел своим вниманием это событие. Он жил и творил во времена монгольского нашествия, в XIV-XV веках. Его имя крепко связано с Троицким монастырем и монахом Сергием Радонежским, которого художник почитал как отца. Иконы Андрея Рублева в темные времена несли идеи духовного возрождения Руси. Благодаря гармоничным краскам от них исходит чистое свечение. Образы одухотворены, в них читается душевная тишина, спокойная радость.

"Крещение Господне" - одна из особо почитаемых икон Андрея Рублева. Он писал это событие несколько раз. Одна из работ хранится в Сергиево-Троицкой лавре. Она дошла до нас в сильно поврежденном виде. На оригинале уже не видно теплых, чистых красок. Но первоначальный рисунок ясно просматривается.

Еще одну икону можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга. Она сохранилась лучше, в ней меньше золотого света, но больше строгих сине-зеленых цветов. Кажется, что все изображение омыто крещенскими водами. Сохранилась также фреска в Успенском соборе (город Владимир).

Надо отметить, что среди искусствоведов до сих пор ведутся споры о том, принадлежат ли названные работы кисти самого Андрея Рублева. Возможно, иконы писались его учениками. Ведь в XV веке никто не вел учет работ того или иного художника. Авторство устанавливают по характерной технике письма, но это не гарантирует стопроцентного результата.

Описание иконы "Крещение господне"

Сердце ее - Иисус Христос, словно парящий над синими водами Иордана. Над его головою нимб, на него указывает тройной голубой луч (глас Отца), к нему слетает голубь.

В ногах Спасителя иконописец изобразил старца, символизирующего реку Иордан, и юношу на двух дельфинах - образ моря. Они указывают на переход от Ветхого Завета к Новому. Мертвое море, куда впадает река - символ ада. Река - образ смертного, грешного человечества. Но в 113 псалме дается пророчество о том, что воды Иордана будут повернуты вспять. И свершит чудо приход сына Божьего.

На левом берегу Иордана благоговейно склоняется над Спасителем Предтеча, осознавая величие момента. На правом берегу изображены четыре ангела в праздничных одеждах. Икона "Крещение Господне" пронизана глубокой радостью от свершающегося чуда, светлой верой в грядущее спасение.

Преклонение перед Троицей

Икона XV века "Крещение Господне", по традиции, изображает момент Богоявления. Никому не известный до тех пор Иисус Христос, сын простого плотника, предстал во всем своем величии. Перед ним низко склоняется Иоанн Креститель, осеняя Спасителя крестным знамением. Его фигура со странно выписанными, словно перекрещенными ногами, непропорциональными руками подчеркивает неполноценность человеческой природы. Вместе с ним склоняются в сторону Иисуса скалы.

Три ангела на правом берегу также смиренно и восторженно ожидают выхода Спасителя из воды. У двух из них на руках ткань, в которую они, как восприемники, готовы завернуть крещаемого. Все осознают значимость момента, преклоняются перед богочеловеком, которому предстоит повернуть течение Иордана вспять, принеся себя в жертву.

Четвертый ангел устремляет молитву ввысь. Его взгляд направлен на луч света, в котором слетает голубь. Он внимает гласу Отца, созерцая Богоявление во всем его величии.

Духовный смысл иконы

Крещение - событие, символизирующее собой зарождение новозаветного мира. Иисус Христос, окунаемый в воды Иордана, словно принимает смерть. Тут и гибель ветхозаветного, греховного человека, и прообраз гибели Спасителя на Кресте. Выход из воды - символ новой жизни, Воскресения, духовного очищения.

Значение иконы "Крещение Господне" заключается в переходе к новому миропорядку. Иордан - та граница, где Ветхий Завет был отделен от Нового. Природа человека была повреждена после грехопадения Адама и Евы. Бог, соединившись с человеческой плотью и душой через Иисуса Христа, восстановил ее. Изображение Спасителя в водах реки указывает на то, что через освященные воды, посредством обряда крещения, каждому из нас был дарован шанс на вечную жизнь. Поэтому икона вселяет в верующих надежду, радостный трепет и благоговение.

В чем помогает икона "Крещение Господне"?

Этот образ наделен особой силой. В нем - торжество Православия. Перед ним верующие молятся Святой Троице, просят о защите всех членов семьи, избавлении от болезней. Считается, что икона "Крещение Господне" дарует выздоровление детям. Она же способна вселить веру в души сомневающихся, стоящих на распутье, придать сил на пути духовных свершений.

Икона "Крещение Господне" была написана с огромной любовью. В ней много света, лучащегося изнутри. Ведь праздник Крещения в древности называли "святыми Светами", что говорило об очищении и освящении природы человеческой светом Христовым.

История праздника

Крещение Господа Иисуса Христа, повествование о котором весьма кратко изложено у всех четырех евангелистов (Мф. III, 13-17; Мк. I, 9-11; Лк. III, 21-23; Ин. I, 33-34), является важнейшим событием евангельской истории, знаменуя собой начало публичной деятельности Христа. Если Рождество Христово положило начало новой эре человечества, то Крещение Господне предстало тем событием, которое окончательно провело границу между Ветхим и Новым Заветами.

Как повествуется в Евангелии, до явления Иисуса Христа людям, в иудейской пустыни крестил народ и проповедовал скорое пришествие Мессии Предтеча Господень Иоанн, предвозвещенный пророком Исаией в образе «гласа вопиющего в пустыни»: «уготовайте путь Господень, правы творите стези Его» (Мф. III, 3). Крещение, совершавшееся Иоанном Предтечей над народом, являлось крещением покаяния и исповедания своих грехов, согласно его вдохновенному призыву: «покайтеся, приближибося царствие небесное» (Мф. III, 2).

Приход Мессии был обещан Ветхим Заветом и вся страна иудейская ждала Его пришествия, благодаря чему многие евреи приняли Иоанна за Спасителя мира как человека чистой жизни, жившего в пустыне, носившего одежду из верблюжьей шерсти и питавшегося тем, что найдёт среди камней (Мф. III, 4). Однако Иоанн сам им свидетельствовал о том, что он не Христос и крещает только водою, но что после него придет Муж, Которому он не достоин понести сапог. Он и есть Спаситель мира, Который крестит людей «Духом Святым и огнем» (Мф. III, 11).

В самый день Крещения, как говорится в евангельском рассказе, «приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от Него. Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне; Отвещав же Иисус рече к нему: остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Тогда остави Его. И крестився Иисус взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя и грядуща на Него. И се глас с небесе глаголя: Ты есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф. III, 17). Таким образом, Господь ясно указал Иоанну Крестителю и народу, о том, что перед ними Спаситель мира Христос, по свидетельству самого Предтечи: «но пославый мя крестити водою, той мне рече: над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, той есть крестяй Духом Святым. И аз видех и свидетельствовах, яко Сей есть Сын Божий» (Ин.I, 33-34).

Сразу после события Крещения Господня, ставшего и первым явлением Христа народу, последовало присоединение ко Христу нескольких Его учеников, апостолов Андрея и Симона (Петра), Филиппа и Нафанаила (Ин. I, 35-51). Также в евангелиях от Матфея и Луки (Мф. IV, 1-11; IV, 1-15) повествуется о сорокадневном посте Спасителя в пустыне и Его преодолении дьявольских искушений, что явилось духовным укреплением Христа перед началом Его проповеди.

Установление праздника

Начало празднования Крещения Господня, как и Рождества Христова относится еще к временам апостолов, о чем свидетельствует упоминание об этом празднике в Постановлениях и Правилах апостольских. В первые три века совершения празднества в Церквах Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской - праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения (6 января) под общим именем Богоявления. Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца IV века, в других - до V или даже до VI века. Памятью о древнем соединении праздников Рождества Христова и Богоявления в настоящее время служит совершенное сходство в богослужебных особенностях этих праздников. Например, тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием о строгом посте до первой звезды; также чин богослужения в навечерия обоих торжеств и в самые праздники совершенно одинаков.

Важным побуждением при установлении этого праздника явилось желание пастырей раннехристианской Церкви, по словам свт. Иннокентия Херсонского, «оградить верующих от заблуждения некоторых еретиков, отвергавших троичность Божества»

(1). Событие Крещения Господня, по их мысли, представляло собой неоспоримое свидетельство троичности Божества. Свое название Богоявления праздник получил потому, что при крещении Спасителя произошло «явление всех трех лиц Божества: Отец из отверзтых небес гласом свидетельствовал о крещаемом сыне, и Св.Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца»(2)

В древности праздник Крещения являлся также и торжественным днем крещения новообращенных, отчего и назывался иногда праздником светов, святыми светами. Эти наименования указывают на действие крещения, которое состоит в просвещении и очищении греховного естества человеческого. В связи с обычаем крещения в этот день оглашенных отличительной особенностью праздника стало освящение вод. Позже, с исчезновением института оглашенных, это обыкновение осталось неприкосновенным в воспоминание события самого праздника: «Паки та же вода, - как пишется в Новой Скрижали, - в день Богоявления Господня, кроме крещающихся, освящаема была и для воспоминания крещения Христова».

Духовный смысл праздника

Крещение Господне в смысле духовного осмысления этого праздника является «сотворением мира наново, подобно Рождеству Христову». «В этом празднике, - пишет инок Григорий Круг, - сотленный мир таинственно сотворяется заново, и, как и при сотворении мира, Бог касается и очищает и животворит водное естество. Христос погружается в воды, чтобы очистить и оживотворить их <…>»(3)

Подобно тому, как Дух Божий при сотворении мира витал над водой, в таинстве водоосвящения Дух Святой сообщает водам благодать и силу порождать жизнь в таинстве крещения, быть водой «приснотекущей в жизнь вечную»(4)

Сам образ Крещения Христа Спасителя стал предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без крещения (Мф. 28, 19-20). Трикратное погружение в церковном таинстве крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды - приобщение тридневному Его Воскресению. Крестившись от Иоанна, согласно евангельским словам, Христос исполнил «всякую правду», то есть верность и послушание Отцу Небесному. Этим Он дал пример христианам послушания воле Божией и смирения, которыми они должны уподобиться Христу, восприняв благодать таинства крещения.

Иконография

Истоки иконографии праздника Крещения Господня восходят к раннехристианским временам. В памятниках IV-V вв. таких, как ампулы Монцы, мозаика свода арианского баптистерия в Равенне, плакетка трона архиепископа Максимилиана, крещаемый Предтечей Христос изображается молодым безбородым юношей. В более поздних памятниках, в соответствии с церковным преданием распространение получает изображение Спасителя во взрослом возрасте.

На многих иконах данного праздника, в подражание античным изобразительным приемам, в сцены Крещения художники помещали персонификацию реки Иордан в виде седовласого старца, сидящего на берегу или находящегося в самой реке вместе с персонификацией моря, в виде уплывающей женщины, основывающиеся на тексте псалма: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113, 3).

Хотя в Евангелии нет упоминания о присутствии при Господнем Крещении ангелов, их фигуры, начиная с VI-VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, как правило, занимая правую часть композиции. Чаще всего здесь пишутся три ангела, склонившиеся ко Христу, и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Встречаются и варианты, когда ангелы слетают ко Христу с небес, как это представлено в миниатюре из Слов Григория Назианзина (XI в. ГИМ).

Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь - символ Святого Духа и лучи божественного света. В мозаике, находящейся в одном из тромпов, поддерживающих купол главного храма монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI в.), так же, как и во многих книжных миниатюрах и иконах, изображается благословляющая десница Всевышнего, символизирующая глас с небес. Похожее изображения Богоявления присутствует и в мозаичном убранстве Палатинской капеллы в Палермо и церкви Св. Луки в Фокиде (XII век).

Наряду с лаконичной иконографической схемой, в византийском и древнерусском искусстве была распространена и более обогащенная различными дополнительными деталями. Так, во фреске церкви Спаса на Нередице в Новгороде (1199 г.) на берегу Иордана представлен ожидающий крещения народ. Один из них снимает рубаху, а другой человек изображен уже плывущим по воде. Обращает на себя внимание и то, что фигура Спасителя не обнажена, как в некоторых других памятниках, а имеет препоясание. В руке св. Иоанна Предтечи находится свиток - символ его проповеди о Христе народу. На воде, слева от Иисуса, начертано изображение креста как знака освящения мировых вод. Такое же изображение креста на воде, выделенное красным цветом, присутствует на иконе «Крещение Господне» XIII века, хранящейся в монастыре св. Екатерины на Синае.

В Национальном музее Сербии (г. Белград) находится икона XIV века, обладающая большим количеством деталей. Многочисленная толпа иудеев, присутствующих при крещении Господа, представлена по обоим берегам реки, в ней выделяются старцы, юноши, женщины, держащие на руках младенцев. В верхней части иконы изображены две небольшие обнаженные фигурки, сидящие на вершинах горок и изливающих воду из сосудов. Это персонификации легендарных источников Иора и Дана, при слиянии которых образовался Иордан, о чем сообщалось в древних преданиях - у Иосифа Флавия и блаженного Иеронима. Кроме того, у ног Иоанна Предтечи изображена секира, напоминающая о мученической кончине пророка, а слева - сцена его проповеди. Главной иконографической особенностью образа является изображение отворяющихся небесных врат, как об этом говорится в Евангелии от Матфея (Мф. III, 16), ангелов и Христа Эммануила в небе.

Исследователь Л.И. Лифшиц отмечает, что в изображениях Крещения художники различными способами вводили мотивы, напоминающие о погребении Спасителя и Его Сошествии во ад. Так, с погребением ассоциировались изображения Христа, погруженного под воду с головой, а с Сошествием во ад - изображения Спасителя стоящего в Крещении на подножии, напоминающем, как, например, во фресках сербского монастыря Грачаница (1321 г.), попираемые врата ада.

Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и Иоанна Предтечи, возлагющего десницу на главу Христа. Этот жест перешел в искусство из церковной практики. В гимнографии праздника, как и в иконах, акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего раба: «како возложит раб руку на Владыку» (тропарь водоосвящения). Поза Христа бывает различна. Практически во всех иконах Богоявления Спаситель благословляет правой рукой. В ранних памятниках Его фигура часто представлена строго фронтально, в дальнейшем наиболее популярными становятся изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг, что соответствует евангельскому тексту, где сказано, что, крестившись, Иисус «взыде абие от воды» (Мф. III, 16). Именно так показано Крещение на Васильевских вратах (XIV в. Троицкий собор г. Александрова), иконах-таблетках из Сергиево-Посадского музея и Софийского собора (XV век).

Тропарь, глас 4

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / Троическое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя: / и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: / явлейся, Христе Боже, // и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4

Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, // свет неприступный.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Крестившагося / от Иоанна // в водах Иорданских.

Примечания:

  1. (Свт. Иннокентий Херсонский О великих Господских и Богородичных праздниках. СПб. 2005).
  2. Христианство, Т.1, 1993. С.290.
  3. Инок Григорий Круг. Мысли об иконе. С. 55-56.
  4. Там же. С. 56

Перед нами икона XV века «Крещение Господне », принадлежащая иконописцу из круга Андрея Рублева. Икона очень лаконична, соответствует Евангельскому рассказу о Крещении, показывая не только само Крещения, но и богословский смысл праздника: в этот день Бог явился Един в трех Лицах:

Бог-Сын - Иисус Христос, Бог-Дух Святой - в виде голубя и Бог-Отец как глас с Небес. «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…»,

Так поется в тропаре праздника. Иисус Христос впервые явился как один из числа Троицы. И потому праздник правильно называется не Крещением, а Богоявлением.

Особенность иконы и ее завораживающая красота - в плавности и особой нежности, с которыми обволакивают Спасителя и вода, и горы; и то, как Иоанн Предтеча глубоко склоняется перед Спасителем; и с каким трепетом Ангелы ждут Его на берегу, приготовив пелены как восприемники, и как нежно кладет краски и про белы иконописец, делая образ Крещения Иисуса прозрачным и нежным. Теплота, исходящая от иконы, передается и молящимся.

Икона имеет подчеркнуто вертикальное измерение. Оно создается за счет реки устремленной вверх, и гор, вершины которых наклонены в право, повторяя поклон Иоанна. Усиливается вертикаль двойным диагональным движением снизу вверх. Одна диагональ - с нижнего левого угла в верхний правый - заканчивается уходящей в горы рекой. Другая - с нижнего правого угла в верхний левый - проходит от нижнего выступа горы, на котором стоит нога Ангела, через фигуру Иоанна Крестителя. Эти диагонали пересекаются в центре - на фигуре Иисуса Христа, делая его средоточием и сердцем образа. Вертикаль сильно подчеркивается лучом, в центре которого голубь. Тройной луч голубого цвета исходит из полукруга в верхней части иконы, который символизирует Небеса. Он сосредоточивает внимание на Иисусе. Это Бог-Дух Святой нисходит на Сына-Бога и в этот же момент раздается глас Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».



Образ Иисуса Христа - центральный. Его фигура, хоть и хрупкая и вытянутая вертикально, но полна сил: все члены ее - грудь, плечи, руки, ноги - округлые и мягкие. Чресла препоясаны, хотя в других изводах Иисус изображается обнаженным. Мягкость создается плавными изгибами реки, ритмически повторяющими рисунок фигуры Спасителя, омывая ее и любовно неся над водами. Фигура как бы парит в воздухе, не касаясь воды.

Скалистые берега расступаются в самой нижней части фигуры - у ног - и сужаются в самой широкой ее части, как бы поддерживая ее вместе с Ангелами, придавая фигуре устойчивость. Потом они снова расширяются на уровне плеч, сужаясь у нимба и устремляясь вверх, смыкаясь над Его головой, полностью скрывая фигуру как в ущелье. Нежные изгибы, в музыкальном ритме повторяющие и объемлющие фигуру Спасителя, словно бы исполняют любовный танец, осторожно сопровождая каждый изгиб тела Иисуса Христа.

Ущелье, в которое заключается фигура Господа, символизирует собой ад, гроб и смерть. Это не случайные образы. В Таинстве Крещения при погружении в воду умирает ветхий человек, а по выходе из нее - рождается новый, отрекающийся от сатаны и всех дел его и дающий клятву служить отныне и вовеки веков уже не дьяволу, а Богу. Иконописец, помещая Иисуса во время Крещения в пещеру, как в гроб, показывает именно этот смысл и образ Таинства Крещения. Ущелье - это также и образ ада, в который спускается Иисус, чтобы вывести из него Адама и всех ветхозаветных праведников.

Голова и лик Иисуса повторяют образ Господа на иконе Рублева «Спас»: та же мощная шея, взгляд спокойный, мягкий, волосы густые, словно образующие нимб. Теплые светло-коричневые цвета тела Спасителя подчеркивают нежность образа.

Слева мы видим низко склоненную фигуру Иоанна Крестителя. Уступчатые скалы ставят его высоко над Спасителем и он вынужден низко склониться перед Ним в благословляющем жесте. Эта согбенность подчеркивает, что раб, недостойный даже развязать ремень у ног Хозяина, крестит Своего Господина, перед Которым он низко склоняется как недостойный. Фигура Иоанна вообще очень странная: слишком длинная правая рука, крестящая Иисуса, и слишком маленькая, словно укороченная, левая, спина тоже очень длинная.

Если бы Иоанн выпрямился, то вся несуразность фигуры была бы видна. Странно выписаны его ноги: они словно бы перекрещены. Правая нога выписана так, как должна быть выписана левая и наоборот. Эта несуразность фигуры Иоанна на фоне стройной и изящной фигуры Спасителя, подчеркивает рабство одного и Божественное достоинство другого. За Иоанном видно деревцо, которое придает ему устойчивость, т.к. он настолько сильно склонен над Иисусом, что, кажется, вот-вот упадет. Поклонению Иоанна вторят вершины гор: они тоже склоняются в ту же сторону и с тем же наклоном.

На противоположном берегу - прекрасная празднично-цветистая группа ангелов, хотя в Евангелии о них не сказано ничего. На разных иконах их количество разное. На данной иконе их четверо и это отличительная особенность данного извода, наполненная глубокого богословского и философского смыслов. На всех ангелах сине-голубые хитоны. Впереди - два Ангела в низком поклоне, на их руках пышная одежда, словно полотенца, в которые будет принят Крещаемый. Они - восприемники, готовые Его тотчас принять, как только Он выйдет из воды. Эти два Ангела особенно чувствуют торжественность момента. Третий Ангел, который едва виден за спинами первых двух, тоже с покровенной одеждой, но в позе, не такой торжественной, как первые два.

Но особенно выделяется четвертый Ангел. Руки у него покровенные, но он воздел их к небу в молитвенной позе и глядит на голубой луч, указывающий на Спасителя, на голубя, нисходящего в этом луче - Духа Святого, и словно прислушивается к гласу Бога-Отца, исходящего из Небесного облака.

Все Богоявление и богословский смысл праздника заключается в образе этого Ангела. В то время, как все остальные - Иоанн Креститель и трое ангелов - заняты непосредственно действием Таинства Крещения, четвертый, единственный из них, созерцает Богоявление - Троицу Триипостасную.

Этот Ангел выписан в Божественных голубых тонах, подчеркивающих его особенность, его большую связь с природой и водой Иордана, чем с человеческими фигурами. Ангелы, хотя их и четверо, не искажают равновесия иконы, потому что фигура Иоанна Крестителя, уравновешивает правую и левую стороны реки. А их руки встречаются над головой Господа, словно заключая Его в свои объятия. Поклонение человеческих фигур и движение природы вверх и ввысь следуют движению рук Господа: правая рука Спасителя согнута в локте, словно бы указывая человеку на его место перед Богом, чуть согнутая левая соответствует движению Иордана и гор.

Икона наполнена не только евангельским изложением событий, но и элементами ветхозаветных образов, знакомых по псалмам, и даже образами античности. Так, в реке мы видим в самом низу седовласого старца. Это образ реки Иордан. А справа внизу - еще один человек, плывущий на двух дельфинах. Это образ моря. А вместе тот и другой - видимые образы:

«Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…»,

указывающие на пророческие изображение перехода сквозь Красное море, и прообраз Крещения в Новом завете. Сами фигурки - античное наследие, т.к. у евреев изображение человека запрещалось. Это и олицетворение двух потоков Иора и Дана, из которых при слиянии образовалась река Иордан.

В целом впечатление, которое оставляет икона, можно было бы назвать любовной песней. И этим она выделяется из всех остальных изводов, изображающих Крещение Господа.

Тина Гай

Галерея икон "Крещение Господне"

Праздник, посвящённый великому событию ― Крещению Господа нашего Иисуса Христа в Иордане, появился в самые первые годы христианства. Он был любим всеми последователями христианского учения, так как позволял им вновь пережить волнующие моменты собственного крещения и мысленно погрузиться в мир этого таинства. Когда же иконы стали входить в церковный обиход, то наряду с другим появилась икона «Крещение Господне». Но вначале поговорим о событии, послужившем поводом к её написанию.

Предтеча Господа на берегах Иордана

Святое Евангелие повествует нам о том, как послал Господь пророка Иоанна, чтобы подготовить людей к приходу Сына Своего Иисуса Христа. Предшествующий Иисусу Иоанн именовался в Новом Завете как Иоанн Предтеча, или Иоанн Креститель. Волею Господа Бога он обратился к иудеям с призывом прийти покаяться в содеянных грехах и очистить души для принятия Царствия Божия. Сам же он был величайшим подвижником и аскетом. Прожив всю жизнь в условиях суровой Иудейской пустыни и отвергнув мирские радости, святой Иоанн всего себя отдал служению Богу.

Его проповеди, полные жизни и правды, встретили широкий отклик. Евангелие говорит о тысячах евреев, поспешивших на его призыв. Все они принимали от Иоанна крещение в водах реки Иордан. Это был символический акт омовения тела и души, но это ещё не было благодатным христианским таинством. Это было лишь подготовкой к нему.

Родоначальник Царствия Божия

К этому времени Иисусу Христу, который жил в Назарете и не был ещё никому известен, исполнилось тридцать лет. По иудейским законам это был возраст, по достижении которого мужчина получал право стать учителем и именоваться «равви». С этих пор он начал своё общественное служение, целью которого было указать людям путь в Царствие Божие, то есть в новое, возрождённое после грехопадения человечество.

Вратами в него было крещение, так как без очищения от грехов и покаяния вход туда был закрыт. Иисус Христос, как родоначальник этого Царствия, должен был первым в него войти, а следовательно, несмотря на свою безгрешность, не мог миновать его очистительных врат. Это и послужило причиной того, что в один из дней Иоанн Креститель, произнося свою очередную проповедь, увидел приближающегося к нему Иисуса.

Крещение Иисуса Христа и установление таинства

Уразумев Божественную силу Того, кто к нему подошёл, Иоанн впал в замешательство, что выразилось в его словах о своей недостойности совершать ритуал в отношении самого Мессии. Иисус же успокоил его, приведя слова из Священного Писания, свидетельствовавшие о Божественном предначертании всего происходящего. То, что последовало за этим, и являет собой икона «Крещение Господне».

Иисус вступил в воды Иордана, исполняя обряд и тем самым освящая его и возводя в ранг таинства. Все присутствовавшие при этом услышали голос, раздавшийся с неба и свидетельствовавший о Божественной сущности Иисуса. При этом Дух Святой в виде голубя сошёл на Него. Всё это доказало людям, что в Иисусе из Назарета сочетаются две сущности ― человеческая и божественная.

Богоявление при Иордане и его датировка

Крещенский праздник, установленный в честь этого события, и икона «Крещение Господне» имеют ещё одно название ― Богоявление. Объяснение этому вполне очевидно ― на берегу Иордана Бог явил людям все три Свои ипостаси. Совершавший крещение ― Сын, провещавший с неба ― Отец, нисшедший на Иисуса в виде голубя ― Святой Дух. Таким образом, икона «Крещение Господне» - Богоявление - это не просто изображение библейского события, но изложение глубокой религиозно-философской доктрины.

Евангелист Лука даёт нам возможность с определённой точностью датировать это событие. Он пишет, что Иоанн Креститель начал свои проповеди в пятнадцатый год правления императора Тиверия. По историческим данным, это должно соответствовать 779 году от основания Рима, или 30 году нашей эры. Так как между началом проповедей Иоанна Предтечи и появлением Иисуса Христа на берегу Иордана небольшой временной интервал, мы можем заключить, что в этом же году произошло и Крещение Господне.

Икона, фото которой размещено в начале статьи, представляет Иисуса Христа, стоящего в иорданских водах и Иоанна Крестителя, совершающего над Ним обряд. С правой стороны склонились в благоговейном трепете, а с неба нисходит Дух Святой. Большинство православных икон придерживаются именно этой композиционной трактовки при изображении данного события.

Иные названия этого праздника

Примечательно, что отмечаемый на Руси с древних времён, этот праздник имел вначале иные названия. Он был известен как «Епифания», что в переводе с греческого значит ― явление, «Теофания» ― богоявление, а также «праздник Светов». Безусловно, имелся ввиду Неугасимый Свет, принесённый Богом в этот мир. Икона Крещение Господне, описание которой было изложено выше, имеет и ещё один символический смысл, восходящий к Именно в нём вода представляется как начало жизни. Вспомним, как из неё, под воздействием животворящего Духа, появилось всё живое. Следовательно, Господь Бог и жизнь неразрывны.

Особенности праздника, установленные церковью

Икона «Крещение Господне» представляет один из главных праздников христиан. Он отмечается 19 января, им заканчиваются Рождественские святки, длившиеся со дня Рождества Христова, то есть с 7 января. В память того, как Иисус Христос крещением Своим освятил воду в Иордане, каждый год накануне праздников во всех православных храмах совершается чин освящения воды. Читаются особые молитвы, и священник трижды погружает в воду крест.

В день праздника освящают воду в водоёмах, совершив предварительно к ним крестный ход. Часто водосвятие на водоёмах сопровождается символическим погружением в прорубь наиболее рьяных богомольцев. В морозный зимний день они находят мужество, осенив себя ввергнуться в ледяную воду. Прорубь во льду делается обычно в виде креста. Также в руках духовенства, присутствующего при этом, обязательно имеется крест и икона «Крещение Господне». Значение этого ритуала вполне понятно ― торжество духа над плотью.

Народные обычаи в этот праздник

В дня церковь установила однодневный пост. Он называется В этот день принято вкушать символическое блюдо ― сочиво. Это отвар из пшеницы и мёда. Празднование Крещения богато различными традициями. Так, например, в сочельник хозяйки выпекали особое печенье ― кресты. Утром в праздник они съедались со В форму выпечки печенья и его оформление закладывался особый смысл, понятный лишь тем, для кого оно предназначалось. В течение праздничных дней женщинам не подобало ходить за водой на реку, это было обязанностью мужчин. Бельё в реке не полоскали во время этих дней и неделю после этого, так как это считалось неуважением к празднику.

Во всём мире христиане празднуют Крещение Господне. Икона, фото которой завершает статью, принадлежит Западной Церкви, однако обращает на себя внимание схожесть сюжетной композиции. Общее даже расположение фигур. Добавлены лишь некоторые элементы, которые не включает в себя православная икона «Крещение Господне». Значение иконы при этом то же самое ― Иисус Христос своим погружением в струи Иордана открывает нам врата Царствия Божия.