Как появился стол и стул. История столов и стульев. Темные времена осветили новшествами




Каринэ Кротова
Интегрированное занятие «История возникновения мебели»

Тема : «История возникновения мебели »

Приоритетная образовательная область : познавательное развитие

Интеграция образовательных областей : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель : закрепить знания о мебели , различных материалах, из которых изготавливают мебель ; учить фантазировать, придумывать новые качества для мебели ; развивать воображение, наблюдательность.

Задачи :

Образовательные : рассказать об истории создания различных предметов мебели (проследить за историей развития кресла , стула, кровати, дивана, стола); понимать и объяснить назначение различных предметов мебели ; обсудить из каких материалов сделаны те или иные предметы интерьера .

Развивающие : развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и материалами, обобщать и делать выводы; развивать ретроспективный взгляд на предметы; активизировать познавательную деятельность; закрепить навыки словообразования.

Воспитательные : формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии , инициативности и самостоятельности; воспитывать интерес к предметам окружающей нас обстановки, сделанными, руками людей, понимание важности труда, приносящего пользу людям.

Информационные ресурсы :

1. Интерактивная доска SKRIN media , видеопректор “Optoma DS211»

2. Информационная сеть интернет

Предварительная работа : экскурсия в краеведческий музей по теме «История возникновения мебели » ;

Материалы и оборудование : интерактивная доска SKRIN media , видеопректор “Optoma DS211», презентация «Предметы быта» ; ватман, карандаши, иллюстрации.

Персонажи : Незнайка, злой волшебник

1. Организационный момент.

Дети играют в игровой комнате. К ним приходит воспитатель с гостем Незнайкой.

Воспитатель : Ребята, вы знаете что Незнайка принес нам интересный механизм .

Как вы думаете, что это такое? (ответы детей)

Незнайка : Это «машина времени» , с помощью этой машины мы можем передвигаться во времени. Сегодня я хочу пригласить вас в нашу историю . А вы знаете, что это такое история ? (ответы детей)

Я сейчас поверну ручку нашей “машины времени”, и мы все окажемся в самом начале нашей истории – в древнем мире .

Стихотворение :

Раз первобытные люди

Пошли в первобытный лес.

И первобытное солнце

Глядело на них с небес.

Решили тогда эти люди

В глухой пещере пожить

Огонь они раздобыли,

На нём стали пищу варить.

А ели они руками

И воду пили с ручья,

Одеты не так, как мы с вами,

Шкурой прикрыты слегка.

Незнайка : Отправляемся. Крутим колесо «машины времени» . (Дети закрывают глаза и под музыкальное сопровождение отправляются в прошлое)

Слайд 1 «Когда-то очень давно…»

Воспитатель : Мы с вами попали в то время, когда люди жили в пещерах, ели сырое мясо и носили шкуры зверей вместо одежды, затем научились разжигать костры, готовить пищу, грелись около костра.

Как вы думаете, на чем они сидели? (ответы детей)

На чем они спали? (ответы детей)

На чем готовили еду? (ответы детей)

А сидели они на камнях, вот таких (показывает камень)

Камни часто были холодными и людям было не уютно на них сидеть. Однажды когда охотники возвращались домой с охоты, уставшие, они присели в лесу на бревно - вот оно (показ бревна) . И люди поняли, что удобнее сидеть на бревне, так как дерево не остывает, а наоборот нагревается. Так люди принесли бревно к костру.

Но как-то один человек нашел пенек в лесу, с вывороченными корнями, присел на него и понял, что сидеть на нем лучше, чем на бревне. На нем можно сидеть одному. Так появились пенечки – одиночки. Вот такие (показывает пень) .

Воспитатель : Шли века, менялся человек, менялось и его жилище. Незнайка крутит колесо «машины времени» и дети попадают в новый век.

Слайд 3 «Русская изба»

Незнайка : Что нового появилось в быту человека (Ответы детей) .

Воспитатель : Шло время, люди становились умнее. Они строили большие деревянные дома, в которых были каменные печи. Сидеть на бревнах и пеньках в избе было неудобно, и человек придумал лавку. Но человеку этого было мало. Ему нужно было не только сидеть, но сидя отдыхать, спать, есть. И так люди придумали : кровать, стол, шкаф и т. д.

Как назвать предметы одним словом? (мебель )

Слайд 4, 5, 6 «Мебель »

Физкультминутка

Дети выполняют упражнения, имитируя действия мастера.

Мы – ребята-мастера. Стул сломали мы вчера,

Молотком тук-тук стучали, гвозди долго забивали,

Получилось как-то криво. Отпилили мы красиво.

Зачищали шкуркой долго, покрывали лаком стойким,

Верх узором украшали. Мастера смотреть позвали.

Незнайка : Ребята давайте поиграем в игру?

Игра «Большой – маленький» .

Я буду называть большой предмет, например стул, а вы будете называть и искать маленький стульчик.

У меня большая кровать, а у вас маленькая… (кроватка) .

У меня большой диван, а у вас маленький… (диванчик) .

У меня большой стол, а у вас маленький… (столик) .

У меня большой шкаф, а у вас маленький… (шкафчик) .

Воспитатель : Прошло еще немало лет. Менялись люди, менялись их вкусы и мода, менялась и мебель . Сейчас у каждого в доме есть мебель . Сегодня человек уже не может обходиться без мебели . Она стала красивее, удобнее. Люди научились делать мебель из разных материалов : дерева, металла, пластмассы, стекла. А какие преимущества у железной мебели ? (Прочная, не ломается, но очень тяжелая.) Какими свойствами обладает деревянная мебель ? (Красивая, прочная, хорошо пахнет лесом, ее можно покрасить в разные цвета.) А пластмассовая мебель чем хороша ? (Легкая, яркая, хорошо моется.) Как вы думаете, что хорошо и что плохо в стеклянной мебели ? (Она красива, через нее хорошо видно, но ее легко разбить.) Совершенно верно, у каждой мебели есть свои достоинства и недостатки, поэтому каждый для своего дома выбирает ту мебель , которая ему больше нравится.

– Ребята, какая мебель есть у вас дома ? (ответы детей)

– Где дома хранится посуда? (Шкаф, сервант, буфет.)

Незнайка : Ребята, мне пора отправляться домой? (В группу вбегает злой волшебник и забирает «машину времени» .)

Волшебник : Ага без меня решили путешествовать. Я заберу вашу «машину времени» и не отдам пока вы не выполните мои задания. Убегает.

Воспитатель : Ну что дети нам надо выполнить задании. Ведь мы хотим вернуться домой.

Задание 1

Отгадывание загадок.

Незнайка : Сейчас вы будете разгадывать загадки. Тот, кто отгадает загадку, должен найти картинку с отгадкой и прикрепить ее магнитом на доску.

Не зря в квартире он стоит :

Когда к обеду он накрыт,

Он собирает всю семью.

За ним я чай и кофе пью,

Уроки делаю, читаю.

(Стол.)

На нём сидят, когда он сложен.

Когда разобран он – лежат.

Когда же день рождения,

Он разместит гостей.

О чём стихотворение,

Ответь ты поскорей.

(Диван.)

В кухне нашей тесновато,

Там для стульев места нет,

Мы под стол обычно ставим

Деревянный… (табурет) .

Михаил Потапыч спать

Лёг в большущую… (кровать) .

Задание 2

Сравнение предметов.

– Давайте представим себе, что мы пришли в мебельный магазин и хотим купить в свою квартиру мебель . Но мы не можем выбрать, что лучше : стул или кресло? Нам необходимо сравнить эти два предмета. Сначала скажите мне, чем они похожи? (И на стуле, и в кресле можно сидеть; и у стула, и у кресла есть сиденье, ножки, спинка; и стул, и кресло – это мебель .)

– А теперь скажите, чем они различаются? (У кресла есть подлокотники, а у стула – нет; кресло мягкое, а стул – жёсткий; стул сделан из дерева, а кресло покрыто тканью.)

– А в какие комнаты можно поставить стул? (В кухню, гостиную, спальню.)

– А кресло куда можно поставить? (Только в гостиную.)

Задание 3

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре

(Удар кулачками друг о друга,

Мы посуду перемыли

(Одна ладонь скользит по другой по кругу) .

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку

(Загибать пальчики по одному,

начиная с большого пальца).

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился

(Загибать пальчики по одному, начиная

с большого пальца,

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали

(Удар кулачками друг о друга) .

Задание 4

Игра «Расставь мебель » .

Незнайка : Посмотрите внимательно, что оставил нам злой волшебник. Листы бумаги н а них нарисована комната одного мальчика. Вы видите, он стоит и смотрит телевизор. Комната у него серая, и в ней очень мало мебели . Я предлагаю вам помочь мальчику и обставить его комнату красивой мебелью . Вы должны будете выбрать только ту мебель , которую можно поставить в гостиную.

(Дети выполняют групповую работу. Вбегает злой волшебник, благодарит детей, забирает работу и отдает детям «машину времени» и убегает.

Незнайка : Вот теперь мы можем оправиться назад. (Крутит колесо «машины времени» , дети закрывают глаза и под музыкальное сопровождение возвращаются назад. Незнайка прощается с детьми и уходит.)

9. Рефлексия.

Воспитатель :

Ну вот мы и вернулись.

На чем мы сегодня путешествовали?

Кто с нами путешествовал?

Что мы сегодня сравнивали?

Что мы поставили в комнату мальчика?

Как назвать это одним словом?

Анализ работы детей на занятии :

Дети научились делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о жилище человека и мебели , которая окружает его, поддерживать беседу при сравнении предметов, высказывать свою точку зрения; выражать положительные эмоции. Пытались самостоятельно высказывать предложения в решении проблемных ситуаций. У детей наблюдалась активность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности.

Все основные виды мебели обязаны своим происхождением Древнему Египту. Причем конструкции были весьма удобны, функциональны и безукоризненно красивы: слегка вогнутые сиденья, комфортный изгиб спинки, мягкие тюфяки и подушки. Мебель украшалась отделкой из золота, серебра и слоновой кости, обкладывалась коврами и цветными тканями.
В Древнем Риме мебелью для сиденья пользовались только высокие должностные лица. Рабы носили за ними складное кресло с х-образными ножками, которое впоследствии приобрело спинку. Эта модель прошла проверку временем и используется многими дизайнерами сейчас. Материалами служили дерево, металл, а также бронза.
Средневековая мебель была строгой и достаточно примитивной. Жесткое парадное кресло с высокой спинкой и подлокотниками. Тем не менее, такую конструкцию имели императорские троны, благодаря чему сидящий человек принимал гордую осанку и величественный вид.
В 15 веке в Германии появляется «крестьянский» стул на четырех ножках. Резьба использовалась только на спинке стула, чаще всего это были сказочные орнаменты. В 15 веке стала популярной обивка из красных тканей, мода на обивки коснулась, прежде всего, стульев.
Эпоха Людовика XIV – время рождения шезлонга, представляющего собой легкое раздвижное кресло, в котором можно было полулежать. «Крылатое» кресло получило название благодаря полукруглым выступам по сторонам спинки, впоследствии это кресло стало популярным у ученых и философов 17 века.
Впрочем, мебель для деловых людей – совсем отдельная область для фантазии дизайнеров. Кресла для ученых имели рейки, которые вытягивались из подлокотников, на эти рейки укладывалась столешница. Также кресла снабжались выдвижными ящичками для бумаг. В 18-19 веке часть стульев выдвигались на середину («подвижные»), а остальные занимали место вдоль комнат («обстановочные»). Подлокотники делали развернутыми в стороны, так как мода того времени диктовала дамам носить широкие юбки-панье. Основа сиденья становится все более мягкой. Получает распространение кутаная мебель, то есть мебель тщательно задрапированная, покрытая кружевными накидками.
Революция в материалах для изготовления мебели совершилась в 20 веке. При производстве стульев стали использоваться сталь, стекло, пластик, алюминий. Это позволило дизайнерам изобретать новые и все более оригинальные варианты стульев.

Говорить о стульях и обойти своим вниманием стол - невозможно. Он издавна считался самым значимым элементом обстановки.
Считается, что стол изобрели еще в Древнем Египте. Тогда он подразделялся на два вида: рабочий и обеденный. Рабочий был складной и переносился с одного места на другое. Обеденный стол имел круглую столешницу и одну массивную ножку. Позднее появилась прямоугольная столешница с тремя ножками.
В Древней Греции использовались высокие столы-подставки с тремя опорами. На таких столах размещали сосуды с напитками. А вот обеденные столы наоборот были низкими и по окончанию трапезы выносились из помещения. Греки изготавливали столы из дерева, мрамора и бронзы.
В Средневековье появились деревянные столы. Они были грубые и массивные, в контраст уточненным античным силуэтам.
А вот столы эпохи Возрождения, бесспорно, могут похвастаться своей красотой и изяществом. Они были всевозможных видов, имели различной формы столешницы и обязательно украшались резьбой и инкрустацией.
В восемнадцатом веке уже появились сервировочные столы, жардиньерки – небольшие изящные столы, на которые ставили цветы, а также знакомые нам туалетные столики.
Первые столы, появившиеся на Руси в 10 веке, были глиняные. А вот деревянные столы появились гораздо позднее.
Не стоит недооценивать роль стола и в наши дни. Уже много лет семьи собираются за семейным столом, чтобы не только пообедать, но и совместно разделить радости и печали. Именно потому издавна сквернословье за столом считалось большим грехом, а локти на столе – грубейшим нарушением правил этикета. В наши дни стол все так же остается незаменимым предметом мебели. Вот почему современные дизайнеры стремятся к постоянным экспериментам при их создании. Сейчас можно увидеть столешницы круглых, прямоугольных, овальных и ассиметричных форм. При создании столов широко используются различные материалы, такие как дерево, металл, стекло, пластик, камень и даже зеркало. Кроме того, существуют различные вариации складных столов, столов-трансформеров, которые даже и не снились мебельщикам в былые времена.

Количество показов: 10539
Рейтинг: 3.3

– это неотъемлемый предмет каждого интерьера. За ним мы проводим большую часть нашего времени: кушаем, работаем, встречаем гостей. Он, как и все другое, имеет свою историю.

Возникновение в Египте

Первые столы появились в далеком прошлом в Древнем Египте, при этом сразу же ввелась классификация данного предмета. Существовали обеденные и рабочие столы. Они отличались как внешним видом, так и материалом, из которого были сделаны:

    • рабочий стол представлял собой небольшого размера дощечку со складными ножками. Его было удобно носить с собой и использовать в любых удобных местах;
  • обеденный стол – это массивная плита из обтесанного камня. Стоял он на одной широкой ножке. Раскопки показывают, что форма у данного предмета больше напоминала круг. С чем это связано, ученые спорят до сих пор. Многие утверждают, что с культом поклонения Богу Солнца Ра.

Именно египтянам мы обязаны столь важным и необходимым в быту предметом. Довольно долго стол не претерпевал трансформаций. Но со временем, в том же Древнем Египте, стали появляться изделия с прямоугольной столешницей, которые опирались уже на три ножки.

Греки в помощь

Особое внимание столам уделялось в Греции. Прием пищи происходил в жилых помещениях, и все необходимое вносилось непосредственно перед его началом. Столы производились из ценных материалов:

    • мрамор;
    • бронза;
  • дерево.

Они представляли собой массивные плиты. Греки принимали пищу сидя, данные предметы интерьера имели приземистую форму.
Однако для напитков эллины изобрели новую модель – стол-подставку. Для удобства его расположения и устойчивости использовались три ножки.

Темные времена осветили новшествами

Эпоха Средневековья известна массовыми проявлениями жестокости и практически полной остановкой какого-либо развития науки и техники – это эра религии. Однако исследования предметов интерьера показали, что всеми любимое дерево стало популярным именно в эти времена.

Появляются огромные столы из массива. Они имеют прямоугольную форму и опираются на 4 ножки. Данные изделия отличались грубостью и простотой. Декор в ту эпоху не признавался.
За столами делали все: принимали пищу, проводили праздники и работали. Однако разнообразие форм так и не появилось. Столы скорее деградировали, чем развивались. Впрочем, как и все остальное.

Эпоха Возрождения

В данный период мир снова начал возвращаться к прекрасному во всем: одежда, живопись, архитектура – все развивалось и расцветало. Эта эпоха стала периодом становления необыкновенно красивых предметов интерьера. Для столов стали характерны:

    • Округлая, квадратная, прямоугольная и форма эллипса. Такое разнообразие было связано с предназначением.
    • Обилие различных материалов. Для изготовления данного предмета мебели применяли мрамор, дерево, бронзу и ряд других материалов.
    • Наличие декора. Именно в данную эпоху столы претерпевают значимые трансформации. Знатные персоны требуют роскоши во всем. Появляется мода на резьбу, инкрустацию различными металлами и драгоценными камнями – все, чтобы подчеркнуть свое положение.
    • Форма ножек. Данная деталь более не только прямая. Именно в эпоху Возрождения появляются уникальные по своей красоте витиеватые ножки, украшенные резьбой и позолотой.
  • Количество ножек. Здесь мысль создателей имела полную свободу. В эпоху Возрождения встречались модели с одной, тремя и четырьмя ножками.

Эпоха Возрождения славится не только своими изысками. Именно в данный период появляются первые удобные рабочие столы. Ранее они предполагали трудовую деятельность исключительно стоя. Но в те времена комфорт начинает заявлять о себе. В результате появляются первые столы, предполагающие работу в положении сидя.

Эпоха Возрождения по праву считается становлением столов. Уникальные и необычные изделия того времени сохранились до сих пор. Их можно увидеть в Версале и Лувре.

Классицизм принес перемены

Время меняло все, в столах же оно добавляло разнообразие. Эпоха Классицизма, которую выделяют деятели искусства, преподнесла любителям данного предмета выбор. Появляются первые сервировочные столы, которые используются для проведения фуршетов. Они сделаны из металла, устанавливаются на четырех ножках. Особенностью были подносы, которые крепились к ним.

Данная эпоха знаменита и развитием ухода за собой. Появляются первые туалетные столики и жардиньерки (миниатюрные, круглые предметы интерьера, на которых размещали цветы).

Разнообразие форм поражает своей оригинальностью. В данный период производят все, от массивных прямоугольных обеденных столов до миниатюрных круглых столиков. Мастера понимают, что чем более оригинально их изделие, тем больше вероятность того, что его купят.

В данную эпоху производятся более двадцати видов столов разной формы и предназначения. Широко применяются различные материалы. Помимо дерева, мрамора и бронзы, в обиход входит металл. В основном для декора применяли яшму и перламутр.

Стой! Прогресс идет!

Особое значение для развития столов имеет 19 век. В данную эпоху стремительно развивается интеллектуальный спорт – шашки и шахматы. Учитывая его популярность, появляются первые специальные столы, спроектированные для удобства «тихих спортсменов». Они имели прямоугольную форму и уникальное крепление для шахматной доски.

Азартные игры тоже стремительно развивались. Появляются первые специализированные столы для карточных игр. В зависимости от того, сколько игроков будут принимать участие в мероприятии, данные предметы интерьера имели формы треугольника или пятиугольника.

Для удобства рукодельниц была разработана форма боба. Такие столы начинают широко применяться, они востребованы по сей день.

Славится данный век и романтичностью. Появляются уникальные туалетные столики в форме сердца. Они славились своим изяществом и использовались исключительно в спальнях.

Дела современности

Современные столы – это оригинальные предметы интерьера. Существует огромное количество разновидностей, имеющих разные формы и предназначение. Столы используются для всех видов деятельности как составляющие интерьера и элементы декора. Довольно популярны складные столы и столы-подставки.

Кто есть кто в мире открытий и изобретений Ситников Виталий Павлович

Кто сделал первый стол?

Кто сделал первый стол?

Можно ли представить себе дом без стола? Стол выполняет так много функций – на нем едят, пишут, играют, на него ставят лампы и так далее – кажется, что столы были с самого начала цивилизации.

Маленькие столы, сделанные из металла или дерева, использовались еще в шумерской цивилизации – первой из известных нам. Вавилоняне, ассирийцы и египтяне позднее переняли идею делать столы. Египтяне делали маленькие низкие столы красивой формы и с прекрасной отделкой.

Греки, которые многое переняли от египетской цивилизации, усовершенствовали всю мебель, включая столы. Их столы были сделаны из мрамора, металла и инкрустированного дерева.

Римляне усовершенствовали мебель еще больше. Они делали столы не только полностью из металла или дерева, но и дорогие столы с орнаментом, тонкой резьбой и инкрустированные слоновой костью и драгоценными металлами. Ножки были вырезаны в форме сфинксов, колонн или походили на лапы льва или барана.

У римлян существовал обычай принимать пищу полулежа, поэтому столы были низкими. Между прочим, в древности столы были только у богатых.

Во времена Средневековья появились столы разной формы: круглые, овальные и продолговатые. Сделаны они были очень просто – доски клались на фиксированное или откидное основание. Столы покрывали скатертью, которая свисала до пола, чтобы прикрыть подставки. После еды столы убирали.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.