Икона пресвятой троицы. Иконы всех святых фото и их значение. Умиление — Елеуса




Эта икона очень сильная. Она помогает в различных, часто очень сложных делах. Икону Всех Святых, фото и их значение желательно иметь в каждом доме, чтобы читать перед ней различные молитвы. Но, если нет возможности приобрести крупную и качественную икону, . Вот в чём помогают святые, изображённые на иконе.

Кому и когда молиться

На иконе есть . Он считается самым главным надо всеми ангелами, поэтому ему нужно молиться, если вы хотите, чтобы ваш собственный ангел-хранитель стал более сильным и крепким. Также Архангел Михаил является стражем рая, не пуская в него никого, кто может навредить человеческой душе. Считается, что на страшном суде он будет одним из главных помощников Бога, разделяя людей на добрых и падших. Поэтому тем, кто хочет попасть в рай, стоит молиться именно ему. Считается, что Архангел Михаил помогает побороть страсти, мешающие душе попасть в рай, будь то пьянство, наркомания или разрушительная страсть женщины к мужчине, который ею пользуется.

Также на иконе Всех Святых есть . Эта святая помогает при различных женских болезнях, способствует счастливой семейной жизни. Её дни отмечают 22 ноября и 2 мая. Она при жизни обладала пророческим даром и могла предсказывать события, не имея физического зрения. К ней обращаются в молитвах, чтобы пролить свет на какую-то жизненную ситуацию, удачно жениться или выйти замуж, а также о благополучии детей. Помогает святая Матрона в болезнях, решении различных бытовых вопросов.

Также на иконе есть лик преподобного Иоанна Крестителя . Этот святой считается одним из самых сильных, так как крестил самого Иисуса Христа. Он является покровителем водной стихии, помогает в душевных и телесных недугах, лечит от пьянства и страстей. День его отмечают 7 июля. Его ещё называют день Иоанна Купалы. Считается, что после этого праздника начинается открытие купального сезона. Иоанну Крестителю молятся в трудных ситуациях, душевных болезнях и об избавлении от пьянства или наркомании, различных душевных переживаний.

Покровителем крестьян и сельского хозяйства, а также защитником от войн и различных конфликтов считается святой . Ему принято молиться от нашествия врагов, для хорошего урожая, а также для удачи в путешествиях по суше. Дни празднования памяти этого святого – 12 сентября и 6 декабря. Молиться ему можно в различных трудных ситуациях, связанных с земледелием и военной службой.

Если вы страдаете перееданием, пьянством и не можете избавиться от жадности и различных форм материальной зависимости, стоит помолиться святому мученику Вонифатию . Его день - 1 января, как раз после Нового года. Этот святитель помогает многим в избавлении от греха пьянства, а также переедания, обжорства, зависимости от материальных благ и алчности, азартных игр.

Если посмотреть икону Всех Святых, на фото и их значение, то там можно найти святую Анастасию Узоразрешительницу , которой молятся от опасности тюремного заключения или о тех, кто там находится в настоящее время. День её памяти церковь отмечает 4 января. При своей жизни она помогала христианам, которые были заточены в темницу, за что и была сама жестоко казнена. Однако она считается покровительницей людей, которым грозит суд, тюрьма и которые там сидят, пусть даже и за справедливые согрешения.

Если вам нужна победа на экзамене, в суде, в различных обстоятельствах, стоит обратиться к иконе Георгия Победоносца. Его лик тоже есть на иконе Всех Святых. Георгий победил опасного аспида, который наводил ужасы на различных людей. Имя этого святого очень известно. Считается, что он помогает в различных неблагоприятных обстоятельствах, болезнях, победах не только в гонке на выживание, но и над собственными страстями и пороками. День его памяти церковь празднует 23 ноября и 6 апреля. Святой способствует победам в различных сферах жизни. Ему молились солдаты и перед отправкой в горячие точки, и обычные люди перед экзаменами, судебными разбирательствами и во многих других ситуациях.

Если вы хотите мира в семье, добрых отношений без ссор и скандалов, лучше всего молиться Гурию, Самону и Ававу. Эти мученики изображены на иконе, и они помогают в различных трудных ситуациях. Их день памяти приходится на 28 ноября. Считается, что они помогают в различных житейских нуждах, а также способствуют семейному благополучию в доме.

Считается одним из самых почитаемых русских святых. Его праздник принято отмечать 14 июня и 2 января. Он при своей жизни помогал в различных проблемах, обладал даром прозорливости, видел будущее и получал множество писем, на которые давал советы и ответы, помогающие в жизни каждому адресату. Поэтому ему молятся при различных недугах, болезнях в семье. Святой помогает и в решении бытовых вопросов, может подсказать, какое принять правильное решение. Ему можно молиться по любому вопросу, и он всегда помогает, пусть и не сразу.

При любовных неудачах, когда происходят супружеские измены и различные неприятности на личном фронте, стоит обратиться к образу Ксении Петербуржской , дни памяти которой приходятся на 6 февраля и 6 июня. Она помогает в различных вопросах, которые касаются семейной жизни, благополучия детей и многого другого. Также она способствует избавлению от пьянства, наркотической и любовной зависимости.

Считается одним из самых любимых в народе святых. Дни его памяти приходятся 19 декабря и 6 мая. Есть Николай Вешний и зимний. Прообразом американского Санта Клауса стал именно этот святой, которого одинаково почитает и православная, и католическая церкви. Молиться Николаю стоит путешественникам, тем, кто служит в армии, находится в море, самолёте, а также при различных бытовых сложностях, финансовых неудачах и долгах. Считается, что этот святой дарит людям радость и помогает всем, кто искренне его просит, в различных делах и начинаниях.

Также на иконе Всех Святых изображён , день памяти которого церковь отмечает 18 июля. Этот святой помогает детям в учении, взрослым – в приобретении жизненных знаний, житейской мудрости, а также в различных вопросах. Ему молятся и в судебных разбирательствах, также в семейных конфликтах, ситуациях, если кто-то ведёт себя очень высокомерно и гордо.

9 августа начинают праздновать день Пантелеймона Целителя – он помогает от различных заболеваний, способствует приобретению здоровья телесного и душевного. Его лик тоже есть на иконе Всех Святых.

2 августа – день памяти Илии Пророка . Он помогает от наводнений, стихийных бедствий и различных неприятностей, связанных с водой. Однако в этот день уже нежелательно купаться, так как есть опасность простуды. Илия Пророк помогает и в решении трудных жизненных ситуаций, конфликтов и ссор, а также, если трудно найти выход.

Также на иконе есть изображения Серафима Саровского, мученицы Варвары, Спиридона Тримифунтского , который помогает в решении финансовых вопросов и в бизнесе. День празднования Серафима Саровского приходится на 1 августа. Он помогает в решении многих жизненных вопросов, исцелении болезней. День Варвары празднуют 17 декабря, а праздник Спиридона отмечают 25 декабря. В эти дни принято молиться ему, чтобы привлечь финансовую удачу и принять правильное решение.

Ну а день иконы Всех Святых отмечают 12 июля. В этот день человек с любым именем в крещении может просить перед иконой о чём угодно. Правда, и на это есть ограничения.

О чем не стоит молиться

Икона Всех Святых, фото и их значениепомогают в различных вопросах - от бытовой неприятной ситуации до излечения тяжёлой болезни. Однако помните, что не стоит обращаться с просьбой, которая противоречит христианским законам и принципам. Например, отбить чужого мужа, убрать человека с должности, разбить пару, пожелать кому-то зла. Всё это вредит человеческой душе и может привести вас к неприятностям. Также икона может не помогать, если ему суждено пройти через какое-то . Или для того, чтобы он со временем вышел на светлый путь.

Последнее обновление:
27.Марта.2018, 16:33


Святые - это люди, стяжавшие особую благодать, очищенные от греха. Когда происходит канонизация, т. е. прославление святого всей церковью, то обязательно пишется его образ.

На иконах изображают: праотцов, пророков, мучеников, святителей, преподобных, блаженных (юродивых), праведных, бессеребренников, благоверных и др.

Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою, поэтому и Церковь прославляет угодников Божиих в разных ликах.

Святые праотцы

Первые праведники в человеческой истории. На иконах их изображают со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотца Ноя иногда изображают с ковчегом в руках.

Святые пророки

К пророкам относятся святые люди, которые по внушению Святого Духа предсказывали грядущие события и в особенности появление обетованного Мессии. В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах - пророческие шапочки или корона, иногда еще их изображают и с непокрытой головой. Свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Они одеты в хитон и гиматий, на плечах некоторых милоть - накидка из овчины

К пророкам относятся святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла; по внушению Святого Духа они предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетованном Спасителе.
Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например праведная Анна (16 февраля).
В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах — пророческие шапочки (например у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона; изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств.

Святые апостолы

Правовестники слова Божия, посланные Самим Иисусом Христом во все концы земли. Их традиционно изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг голов; одежда апостолов - хитон и гиматий. Апостол Петр изображается со связкой ключей. Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских Вратах.

Апостолы (по-гречески — посланники) — ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли, распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.

Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг головы; одежды апостолов — хитон и гиматий.

На иконах первоверховпого апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).

Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.

Равноапостольные

Святые, особенно прославившиеся обращением народов в христианскую веру и жившие в последующие за первыми апостолами времена. Отличия могут быть в изображении одежды, которая характерна для их времени и народа. Их также изображают с крестом в руках - символом крещения и спасения от вечной смерти.

Святители

Святители — патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец (19 декабря и 22 мая), Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).

К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.

На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у них может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя (но чаще святителей изображают с непокрытой головой); облачены они в саккос — верхнюю одежду, знаменующую багряницу Спасителя; на плечах — омофор — длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.

Чудотворцы

(буквально: тот, кто производит чудеса, греч. θαυματουργός) — эпитет святых, особенно прославившихся даром чудотворения и заступничества в ответ на молитву к ним.

Среди чудотворцев особенно почитается святой Николай Угодник. Чудотворцы не являются особым разрядом святых, поскольку в принципе все святые обладают даром чудотворения, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

Святые мученики

Святые мученики - святые, прославленные Церковью за мученическую смерть, принятую за веру. Мученики до новомучеников нашего времени - продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест. В их иконографии активно используется красный цвет как символ пролитой крови за веру.

Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики — в монашеском постриге.

Исповедники

Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, открыто исповедуя свою веру, претерпел за это гонения, мучения и пытки, но остался в живых, избежав мученической смерти. Начиная с VI века исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.

Столпники

Сто́лпник (греч. στυλίτης, лат. stylita) — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, камне, башне и т. п.)

Бессребреники

Бессре́бреник (греч. ἀνάργυροι) — лик святых в Православной церкви, особо прославившихся своим бескорыстием, нестяжательством, отказом от богатства, щедростью ради своей христианской веры. Представление о добродетели бессребреничества присущей святости основывается на бессребреничестве Иисуса Христа. Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно, исцеляя болезни как телесные, так и душевные. Таковыми врачами были, например, святые Косма и Дамиан (14 июля), великомученик и целитель Пантелеймон (9 авг.) и др.

Блаженные (юродивые)

Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих. Среди них Василий Блаженный (2 авг.), Ксения Петербургская (6 февраля) и другие святые.

Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее невзирая на лица обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние, — вот основные черты подвига юродства.

Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах.

Святые праведные

Будучи семейными людьми и живя в миру, святые праведные удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.

Контакты .. Статья 29.4 Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

    Встречал в интернете выражение "настоящая икона". Хотелось бы уточнить, что это значит. Мне видятся следующие признаки:

    • каноничность (хотелось бы подробнее уточнить, что это значит)
    • безстрастность (не выражение личных грехов и страстей иконописца через икону)
    • возможно техническое соответствие некоторым критериям?
    Хотелось бы услышать мнение специалистов.
  1. Михаил, об этом весь портал) Мнения расходятся. Я через какое-то время подготовлю ответ на Ваши вопросы в соответствии со своим видением. Быстро не получится. Вопросы серьезные. И ответы должны быть соответствующие.
    А кто-то может ответить по-своему.

    Понятно, что есть разные мнения. И понятно, что об этом весь портал. Но существует главное, в чем сходится большинство и второстепенное, важное только для специалистов. Например все сходятся, что Троица Рублева- это икона. А палачки Марии Египетской, сложенные крестиком? А благочестивая картинка кающегося зека- это икона или нет? А рисунок моего ребенка, где изображен Серафим Саровский?Что важно для иконы- техника испольнения, мастерство иконописца, его святость?


    По моему, ключевое слово для достижения подлиной иконы - Святость.

    Во первых, единственно Святость дает важнейшее для художника - вИдение.

    Видение того, что не видится только глазами, но то, что нужно передать в иконе о мире, о Боге, о святых, о человеке. Дает действительное, первичное вИдение, а не отраженное в словах, или иконном образе других (наверно, это то от куда мы теперь черпаем свое вдохновение).

    Ведь жизнь святого (хотя это определение довольно растяжимое (по степеням)) - есть жизнь в единении с Источником Жизни, и Красоты во вселенной - с Богом. Т. е. все дела такого человека, как светом, наполнены, пронизаны Божественной энергией, которая на всегда остается во всех делах, словах, даже вещах, носителя Истины.

    Мне вот кажется, что именно это, в первую очередь потрясает, когда подходишь к иконам, например А. Рублева, да и других безвестных иконописцев древности.

    Если взять талант, и мастерство художника (к которым сейчас сводится все обучение иконописи), которые совершено необходимы, для передачи вышеизложенного, неоценим и важен, кроме человеческого трудолюбия, тот же Источник. Т. е. весь процесс становления пороисходит под прямым водительством Духа - встреча с учителем (мастером), труд, развитие способности... (в жизнеописаниях Святых встречаются чудесные умножения способности к обучению, напр. прп. Сергий Радонежский, прав. Иоанн Крондшт).

    Христос говорит, что каждый человек, кроме прочего, является еще, как бы сосудом, храмом, в котором может обитать (и обитает): как Бог, так, и дух нечистый.

    Древние иконописцы верили (думаю знали), что во всяком действии, тем более в иконописи, человеку со - действует дух. От того, какой будет дух - будет зависить результат работы. Планка духовно - нравсвенного состояния, и молитвы ставилась перед иконниками Церковью, всегда, довольно высокой, думаю, и определяющей, во многом глубину иконы.

    Это конечно высочайший уровень, и единицы достигали вершин, и оставляли потомкам - Откровения. Но важно понять, что это "лестница" в которой много ступеней, и важно, хотя бы, стать на нее, т. е. начать жить реальной духовной жизнью, пусть каждому - в своей мере. Это зависит от человека, и это уже наиважнейшее дело для иконописца. Это направление, которое закладывает зерно. Как оно взойдет, и будет ли рости, зависит от многого.

    Степень, или ступень "лестницы" часто зависит от многих обстоятельств, но она, все же, будет подлинная, а если степень эта будет подлинная, т.е. не прЕлестная, то подлинной будет и икона.

У каждого свой крест, свои иконы,
свои стихи, своя же тишина.
Пред зеркалом, мы часто бьем поклоны,
не замечая, что что и в них все та же пустота..

У каждого есть свой ангел-хранитель и своя икона-заступница, которая дается с рождения.

Молитесь своей иконе, просите через нее Господа об исцелении и оно обязательно будет.

У каждой профессии, у каждого направления существует свой негласный небесный покровитель. По традиции, в давние времена все верующие люди имели дома икону своего святого. Все иконы священны.

От многих из них исходит лучезарный свет, другие мироточили или благоухали.

Иконы не раз спасали города от пожаров, захвата и разрушения. В храмах бесчисленное множество икон, и все они почитаются.

Прежде всего иконы дают людям помощь - исцеляют, избавляют от смерти, гибели.

Все иконы каким-то образом проявляют чудеса, с их помощью мы обретаем покой и силу.

Для каждого человека слово "вера" значит что-то свое.

Кто-то ходит в церковь и молится, кто-то просто верит в душе и считает, что ходить в церковь каждую неделю вовсе не обязательно.

И каждый прав по-своему.

Ведь вера - она в нашей душе, в нашем сердце. Практически у каждого верующего человека в доме есть православные иконы, а если у кого-то нет, то эти люди ходят в церковь и молятся там. Хотя для молитвы икона вовсе не обязательна. В истории христианства иконы играют огромную роль.

По сути икона – это некая форма Божественного откровения.

И предназначение ее заключается в очищении душ людей, созерцающих ее и молящихся перед ней. Перед иконами молятся. И молитва может быть разной. Иногда люди просят помощи, иногда благодарят за нее. Икону при этом почитают, но не поклоняются ей, так как поклоняться подобает только Богу.

Прошлое - это бесконечная даль, и чем больше мы в нее вглядываемся, тем лучше видим, как глубоко в века уходят корни человеческой истории.

Но бывают события, которые объединяют все столетия, все народы, и тогда время, безжалостно, на первый взгляд, отмеривающее земной человеческий путь, словно бы перестает существовать.

Тех, кто родился с 22 декабря по 20 января, защитит икона Божьей Матери «Державная», а ангелы-хранители у них святой Сильвестр и преподобный Серафим Саровский.


Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
"Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю".
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница...
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит.

С. Бехтеев


Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных.

Родившихся с 21 января по 20 февраля охраняют святые Афанасий и Кирилл, а защитят их иконы Божьей Матери «Владимирская» и «Неопалимая Купина». "Владимирская" икона Божией Матери уже несколько столетий почитается как чудотворная. Перед ней молитвенно просят Богородицу об исцелении от телесных недугов, в частности, заболеваний сердца и сердечно-сосудистой системы. За помощью к ней обращаются во время бедствий, когда нуждаются в защите от врагов. Перед Владимирской иконой Божией Матери во все века молились о сохранении России. В каждом доме должна быть эта икона, ведь она примиряет враждующих, смягчает людские сердца, способствует укреплению веры.


Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.


Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожара и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов. Икона БогоМатери «Неопалимая Купина» изображается в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырёхугольников с вогнутыми концами. Один из них – красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой – зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. В середине восьмиугольной звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем. По углам красного четырёхугольника изображены человек, лев, телец и орёл, символизирующие четырёх евангелистов. В руках Пречистой Девы лестница, прислоненная верхним концом к Её плечу. Лестница означает, что через Богородицу на землю сошёл Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него.

Бывало: церковка седая
Неопалимой Купины,
В метели белой приседая,
Мигает мне из тишины;
Перед задумчивым киотом -
Неугасимый фонарек;
И упадает легким лётом
Под светом розовый снежок.
Неопалимов переулок
Пургой перловою кипит;
И Богоматерь в переулок
Слезой задумчивой глядит.

А.Белый

Икона Иверской Божьей Матери является заступницей тех, кто родился с 21 февраля по 20 марта. Ангелы-хранители у них святой Алексий и Милентий Антиохский. История Иверской иконы просматривается с первого века, когда по неизреченной любви к людям Божия Матерь благословила святого апостола и евангелиста Луку написать её изображение ещё во дни Своей земной жизни. Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Святой апостол и евангелист Лука, в то время, когда Пресвятая Матерь Божия жила ещё в Иерусалиме и обитала в Сионе, написал живописными средствами Её Божественный и честный образ на доске, дабы, как в зеркале, созерцали её последующие поколения и роды. Когда Лука представил Ей сие изображение, Она сказала: «Отныне ублажат Мя все роды. Благодать и сила Рождшагося от Меня и Моя с вами да будет». Предание приписывает кисти святого апостола и евангелиста Луки от трёх до семидесяти икон Божией Матери, в том числе и Иверскую.


Пред иконой Пресвятой Богородицы «Иверская» молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, при тяжелых обстоятельствах, о помощи земледельцам.

Родившимся с 21 марта по 20 апреля надо просить защиты у иконы Казанской Божьей Матери, а охраняют их святые Софроний и Иннокентий Иркутские, а также Георгий Исповедник. Мы не знаем, кем и когда была написана икона русской Божией Матери Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Именно к этому типу икон относится образ Казанской Богоматери. Древнерусский монах-иконописец, вдохновлённый образом византийской Одигитрии, написанным, как считается, евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы, пишет свой вариант этой иконы. Её иконография, по сравнению с византийской, чуть-чуть изменена. Русский вариант всегда можно узнать по едва заметной теплоте, смягчающей царственную строгость византийских оригиналов.


Казанская Богоматерь и её святая, чудотворная, спасительная икона (она возвращает слепым зрение, слабым даёт силу) считаются практически официальными заступницами, защитницами России от внешних и внутренних врагов. Также в народе считается, что молитва пред православной иконой Божьей Матери защищает и освобождает молящегося человека от его видимых и невидимых врагов, т.е. от злых людей и от нечистой силы..

Иконы «Споручница грешных» и Иверской Божьей Матери защитят рожденных с 21 апреля по 20 мая. Святые Стефан и Тамара, апостол Иоанн Богосолов являются их ангелами-хранителями. Свое название икона получила от надписи, сохранившейся на ней: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну…». От чудотворного образа произошло много чудесных исцелений. Споручница грешных означает Поручительница за грешных перед Господом Иисусом Христом. Перед чудотворным образом Божией Матери «Споручница грешных» молятся о даровании покаяния, в унынии, отчаянии и душевной скорби, об исцелении различных недугов, о спасении грешников.


Впервые этот образ прославился чудесами в Николаевском Одрине мужском монастыре Орловской губернии в середине прошлого столетия. Древняя икона Богоматери "Споручница грешных" из-за ветхости своей не пользовалась должным почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот. Но в 1843 году многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена, по Божьему Промыслу, чудотворной силой. Икону торжественно перенесли в церковь. К ней начали стекаться верующие и просить о врачевании своих печалей и болезней. Первым получил исцеление расслабленный мальчик, мать которого горячо молилась перед этой святыней. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.

Если день рождения приходится на период с 21 мая по 21 июня, надо просить защиты у икон Богоматери «Взыскание погибших», «Неопалимая Купина» и «Владимирская». Охраняют святые Алексей Московский и Константин. По преданию, икона Божьей Матери «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ» прославилась ещё в VI веке в малоазийском городе Адане, избавив от вечной гибели раскаявшегося инока Феофила, достигшего впоследствии высшего духовного совершенства и прославленного Церковью в лике преподобных. Название иконы возникло под влиянием повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане»(7 век): молясь перед образом Богоматери, Феофил именовал её «Взыскание погибших».


Пред иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» молятся о благословении брака; к ней приходят с мольбой об освобождении от пороков, притекают Матери с ходатайством о погибающих детях, о здравии и благополучии детей, об исцелении болезней глаз и слепоты, от зубной боли, от лихорадки, от недуга пьянства, при головной боли, о вразумлении отпавших от веры Православной и о возвращении заблуджших в Церковь.

Иконы «Всех скорбящих радость» и Казанской Божьей Матери - заступницы родившихся с 22 июня по 22 июля. Святой Кирилл - их ангел-хранитель. «Всех Скорбящих Радость» - одна из самых популярных и широко почитаемых в императорской России чудотворных икон Богоматери, имеющая целый ряд значительно отличающихся один от другого иконографических вариантов. Многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице через Её чудотворный образ, стали получать исцеление и избавление от бед.


По обычаю Богоматерь изображают сообразно словам молитвы, обращенным к ней. «Помощница обидимых, не надеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление», - так мы именуем образ, воплощенный на иконах «Всех скорбящих Радость».

Царица неба и земли, скорбящих утешенье,
Молитве грешников внемли: в Тебе - надежда и спасенье.

Погрязли мы во зле страстей, блуждаем в тьме порока,
Но… наша Родина… О, к ней склони всевидящее око.

Святая Русь - твой светлый дом почти что погибает,
К Тебе, Заступница, зовем: иной никто о нас не знает.

О, не оставь Своих детей, скорбящих Упованье,
Не отврати Своих очей от наших скорби и страданья.

Святой Николай Угодник и Илья-пророк охраняют рожденных с 23 июля по 23 августа , а икона «Покров Пресвятой Богородицы» их защищает. В православной Руси под словом «покров» понимается и покрывало и покровительство. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные люди испрашивают у Царицы Небесной защиты и помощи. На Руси этот праздник был установлен в XII веке святым князем Андреем Боголюбским. Узнав о том, что святой Андрей, Христа ради юродивый, видел Божию Матерь, державшую Свой покров над православными, он воскликнул: «Не может такое великое событие остаться без празднования ему». Праздник был установлен и сразу принят всем народом в радостном убеждении, что Богородица неустанно держит Свой покров над землей Русской. Всю жизнь боролся великий князь Андрей против розни и разобщенности своей земли. Свято верил, что покров Богородицы защитит Русь «от стрел, летящих во тьме разделения нашего».


Покров Пресвятой Богородицы – великий православный праздник в память о чудесном явлении Богоматери во Влахернском храме в 910 году во время осады Константинополя. Покров Пресвятой Богородицы – это знамение покрывающей нас, укрепляющей, сохраняющей благодати Божией. На иконе изображено шествие на небеса по облакам, к Спасителю. Шествие возглавляет Богоматерь, держащая на руках небольшой покров, а за Ней – сонмы святых. Икона символизирует моление всей Небесной Церкви за человеческий род.

Просить защиты у икон «Неопалимая Купина» и «Страстная» следует тем, кто родился с 24 августа по 23 сентября. Их ангелы-хранители - святые Александр, Иоанн и Павел. Икона Пресвятой Богородицы «Страстная» получила свое название оттого, что около лика Матери Божией изображаются два Ангела с орудиями страстей Господних - крестом, губкой, копием. Святой образ был прославлен во времена царствования Михаила Федоровича.


«Когда помолишься пред тем образом с верою, то получишь исцеление и ты, и многие другие».

У икон Почаевской Божьей Матери, «Неопалимая купина» и «Воздвижение Креста Господня» должны искать защиты те, кто родился с 24 сентября по 23 октября. Охраняет их святой Сергий Радонежский. Честной и Животворящий Крест Господень был обретен в 326 году в Иерусалиме недалеко от места распятия Иисуса Христа. В память об этом событии 14/27 сентября Церковью установлен праздник. Предание об обретении Креста Христова тесно связано с жизнью святых равноапостольных Елены и Константина. Животворящую силу Своего Креста Спаситель показал через оживление умершего, к которому был приложен Крест. При обретении Креста, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть святыню, патриарх воздвигал (поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.

Сейчас для нас крест - священный, самый главный и са­мый дорогой символ. Более двух миллиардов людей на земле (если точнее - 2 миллиарда 100 миллионов - столько на планете христиан) носят его на груди как знак своей причастности к истинному Богу. Две тысячи лет назад в Палестине, да и во многих других местах, крест был всего-навсего орудием казни - как сейчас электрический стул в Америке. А гора Голгофа вблизи городских стен Иерусалима была обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение.


Около трехсот лет прошло с крестной смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа. Христианство, несмотря на жестокие преследования, все более и более распространялось по всей земле, привлекая к себе и бедных и богатых, и могущественных, и слабых. Римский император Константин Великий, его отец был язычником, мать, царица Елена, христианкой. После смерти отца у Константина возникла война с правителем города Рима. Накануне решительной битвы, когда стало заходить солнце, Константин и все его войско увидели на небе крест, с надписью - "Сим победишь". Во сне, ночью, Константин тоже увидал Христа с крестом. Господь велел ему сделать на знаменах своих войск кресты и сказал, что он победит противника. Константин исполнил повеление Божие, а одержав победу и войдя в Рим, велел поставить на площади города статую с крестом в руке. С воцарением Константина преследования христиан прекратились, а сам император крестился незадолго до своей смерти, потому что считал себя недостойным раньше принять это таинство.

Святой Павел - ангел-хранитель родившихся с 24 октября по 22 ноября. Иконы Божьей Матери «Скоропослушница» и «Иерусалимская» их защищают. История иконы Божией Матери «Скоропослушница» насчитывает уже более тысячелетия. По преданию она является современницей основания афонского Дохиарского монастыря и написана в X веке по благословению основателя обители преподобного Неофита. Как предполагают, икона является списком с чтимого образа Божией Матери, находившегося в городе Александрия. Свое имя, известное ныне всему православному миру, икона получила позже - в XVII веке, когда от нее произошло чудо. На Руси всегда пользовались большой любовью и почитанием чудотворной Афонской иконы "Скоропослушница", ведь она прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от падучей болезни и беснования, являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.


Перед этой иконой молятся о духовном прозрении, при разных немощах, при онкологических болезнях, о помощи в родах и о кормлении молоком, о детях. А прежде всего молятся Скоропослушнице, когда не знают, как лучше поступить, о чем просить, в растерянности и недоумении.

По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо. В 453 году образ был перенесён из Иерусалима в Царьград греческим царём Львом Великим. В 988 году царь Лев VI преподнёс икону в дар великому князю Владимиру, когда он крестился в городе Корсуне (нынешний Херсон). Святой Владимир даровал Иерусалимскую икону БогоМатери новгородцам, но в 1571 году царь Иоанн Грозный перенёс её в Москву в Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году эта икона Божией Матери была похищена и увезена во Францию, где находится и поныне.


Пред иконой Пресвятой Богородицы Иерусалимская молятся в скорби, печали и унынии, об исцелении от слепоты, болезней глаз и паралича, при эпидемии холеры, об избавлении от падежа скота, от пожара, при расслаблении, а также при нападении врагов.

Рожденные с 23 ноября по 21 декабря должны просить заступничества у икон Божьей Матери «Тихвинская» и «Знамение». Святой Николай Угодник и святая Варвара - их ангелы-хранители. Тихвинская икона Божией Матери считается покровительницей младенцев, ее называют детской. Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми. Женщинам помогает при родах и в период беременности. Также к Богородице перед Ее иконой «Тихвинская» обращаются с молитвой, когда существуют проблемы зачатия.

Одна из особо почитаемых на Руси святынь. Считается, что этот образ был создан святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина. Чудотворная Тихвинская икона из Тихвинского монастыря в настоящее время хранится в Чикаго в США.

Икона Божией Матери «Знамение» прославилась в XII веке, во времена, когда русская земля стонала от междоусобиц. Владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским и другими (всего 72 князя) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. Зимой 1170 года огромное ополчение осадило Новгород, потребовав его сдачи. После бесплодных переговоров новгородцы отказались от сдачи, и началось сражение. Защитники Новгорода, видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу, так как чувствовали правду на своей стороне.


Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Новгородская молятся о прекращении бедствий, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников и о возвращении утраченного, об избавлении от чумы, об усмирении враждующих и избавлении от междоусобной брани..

В каждом доме желательно иметь Иверскую икону Пресвятой Богородицы (Вратарница), которая защищает дом от врагов и недоброжелателей. Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Согласно преданию, Иверская была написана евангелистом Лукой, долгое время находилась в малоазийской Никее, а с начала XI в. неотлучно пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон (в честь которого и получила свое название).

Невдалеке от Иверской обители на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что один только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.


Вот что пишет о «Вратарнице» знаменитый русский паломник-пешеходец XVIII века Василий Григорович-Барский: «В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе вместо наместной обычной Богородицы стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Портаитисса, т. е. Вратарница, зело ужаснозрачна, с великими очесами, держащая на левой руке Христа Спасителя, очернелая же на лице множества ради лет, обаче совершенно все являющая изображение, покровенна же вся кроме лица среброкованною позлащенною одеждою, и кроме того испещрена многоценными каменьями и монетами златыми, от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многие ее чудотворения, идеже и Российских царей, цариц и царевен, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златые и иные дары повешены видел своими очами».

Семейная икона это икона с изображением тезоименных святых всех членов семьи.Семейная икона это святыня, которая связывает всех членов семьи, обьединяет их дух. Семейная икона это часть родового наследия, которое передается из поколения в поколение. Присутствие в доме семейной иконы сплочает семью, укрепляет их веру, помогает в различных семейных вопросах. Духовная сила такой иконы заключается в её соборности, вознося свои молитвы каждый член семьи молится не только за себя, но и за своих родителей, детей и близких.


В последнее время традиция семейной иконы повсеместно возрождается. На семейной иконе святые покровители членов семьи изображены все вместе. Здесь как бы вне времени собираются святые, которые молятся об этом роде, об этом семействе. Среди них могут быть и святые покровители уже ушедших из жизни родителей - основателей рода. Для написания такого образа подбирают по именам каждого святого, при этом находят и редких святых.

Вера - на то и вера, что не нуждается в доказательствах. Тем не менее за последние две тысячи лет собрано столько доказательств каждого эпизода евангельской истории, что усомниться в том, что всё это происходило на самом деле, может только… не очень информированный человек.

Совершение чуда, то есть исполнение молитвы, прежде всего, зависит от веры молящегося.

Если у того, кто устами произносит молитву, нет сознательного и сердечного обращения к Богу, то даже перед самой чудотворной иконой молитва останется бесплодной...


06 января 2014 года
, . "> , председатель Православного братства во имя преподобного Андрея иконописца (Рублева) .

Огромное количество икон предлагают множество мастерских и отдельных художников. Как сделать правильный выбор?

Для начала нужно определиться, что же это такое — икона. В мире сегодня иконы используют несколько мировых религий: индуисты, буддисты-ламаисты, различные направления язычества и христиане. Все они несут свой определенный дух, который и определяет их внешний вид и технику воплощения.

В христианстве иконы почитают только православные, католики иконы не хулят, а протестантские секты иконы отрицают. В самой западной христианской традиции иконописное искусство с течением времени трансформировалось и фактически угасло к современности. В католичестве иконопись превратилась в светское искусство живописи на религиозную тему. Выполняются они маслом на холстах с подрамниками, изображения весьма эмоциональны, телесны, используется прямая перспектива. В греко-католической (униатской) традиции также допускаются большие вольности, их иконы утратили точность соответствия канонам, стали лишь издали напоминать православную икону.

">

От редакции "РН": Автор Игорь Дрождин — иконописец Московской Иконописной мастерской , председатель Православного братства во имя преподобного Андрея иконописца (Рублева) .

Огромное количество икон предлагают множество мастерских и отдельных художников. Как сделать правильный выбор?

Для начала нужно определиться, что же это такое — икона. В мире сегодня иконы используют несколько мировых религий: индуисты, буддисты-ламаисты, различные направления язычества и христиане. Все они несут свой определенный дух, который и определяет их внешний вид и технику воплощения.

В христианстве иконы почитают только православные, католики иконы не хулят, а протестантские секты иконы отрицают. В самой западной христианской традиции иконописное искусство с течением времени трансформировалось и фактически угасло к современности. В католичестве иконопись превратилась в светское искусство живописи на религиозную тему. Выполняются они маслом на холстах с подрамниками, изображения весьма эмоциональны, телесны, используется прямая перспектива. В греко-католической (униатской) традиции также допускаются большие вольности, их иконы утратили точность соответствия канонам, стали лишь издали напоминать православную икону.

И только в Православии бережется и сейчас возрождается древнее, исконное, чудо Иконы, — являющеееся особым цельным миром, где имеет значение все — и технология, и материалы, и молитвенный настрой, и изобразительный канон с особым символизмом. О чем и моя статья — как некоторое введение о подлинной православной иконе.

Православные иконы воплощены по канонам, соответствуют точным изводам, выполняются они яичной темперой на покрытых левкасом [*] досках. Изображения их эмоционально сдержанны, безстрастны, цветовая палитра не раздражает глаз, используется обратная перспектива, каждый образ точно знаменован, символика четко православная.

[*] Левка́с (греч. λευκός белый, светлый, ясный) — в иконописи название грунта, представляющего собой меловой, размешанный на рыбьем жире клей с добавлением льняного масла. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску. При этом, сохранность левкаса тем лучше, чем тоньше и равномернее были наносимые слои.

Православная Икона — это образ Воплощенного Бога, Пресвятой Богородицы, Святых и Священных событий, воплощенный в материале и имеющий особое свойство присутствия Божественной Благодати.

Богородица Владимирская в фарфоровом окладе и резном киоте.

Изображение в иконе должно строго и точно соответствовать своему Небесному Первообразу, без малейшего разночтения. Для этого Церковь выработала специальные каноны или изводы. Правильно выполненное святое изображение становится идентичным Имени Божию и через это приобретает Благодать или Дары Святого Духа. Происходит это также и благодаря точному знаменованию или надписанию иконы и правильному изображению символов вероисповедания, одним из которых является перстосложение рук.

То есть главное в иконе — призвать в неё и через неё Благодать Святого Духа. Дух дышит, где хочет, поэтому в иконе человеком создаются лишь приемлемые условия для этого.

Православная каноническая икона не является копией. Канон — это лишь направление пути, его принципы. Настоящая икона всегда индивидуальна, личностна, не похожая друг на друга, она отражает веру человека, через его труд и сердце. Именно это и благословляет Господь, а не промышленное бездушное и бездумное копирование.

Молитву, идущую через живое сердце, не заменит механическое воспроизведение копии молитвы станком или неверующим человеком. Это всего лишь имитация и подделка.

Фото с иконы "Не рыдай мене мати" работы Московской Иконописной Мастерской

Очень важно в воплощении иконы, кто именно этим занимается. Иконописцем раньше мог быть только монах или православный мужчина, твердый в вере, не имеющий сильных пристрастий, имеющий особое церковное благословение на иконописание, находящийся в венчанном браке или в целомудрии, в чистоте душевной и телесной. Женщины в церкви занимались только шитьем и вышиванием, а также могли петь на клиросе.

Также большое значение в воплощении иконы имеют материалы, из которых она состоит. Все материалы должны быть Богомданные, т.е. природные, чистые, новые, без изъяна, не оскверненные, не искусственные. Лучше, чтобы краски были изготовлены из природных минералов, цветных полудрагоценных камней на курином желтке с вином или винным уксусом. Клей, используемый в иконе, тоже должен быть природный: животный или рыбий. Лучше, чтобы паволока была льняной. Позолота должна быть из сусального золота, а не из синтетических акриловых металлизированных красок.

Икону можно оценить только после достаточно длительной молитвы перед ней и продолжительного созерцания её. Тогда она раскроется и покажет все свои плюсы и минусы. Часто яркие и внешне красивые и декоративные иконы после длительного созерцания начинают раздражать, а молиться оказывается совсем невозможно.

Зато строгие и сдержанные в цветовом колорите иконы во время вечерней молитвы, освещенные светом свечи, преображаются и оживают.

Фото иконостаса придела Федора Стратилата в Лукияновой Пустыни, 1999 г. Работа Московской Иконописной Мастерской

Давайте ещё немного вспомним древние традиции. Вообще-то иконы, как и любую святыню нельзя продавать и покупать, ведь святыня принадлежит Богу. Поэтому процесс перехода иконы из рук созидателей в руки заказчиков называется обменом на деньги или на заранее обговорённое пожертвование. Обменивается не святыня, а труд человека и его затраты на материалы. Точно так же по канону должно быть и в церкви, когда вы приобретаете свечи, заказываете требы и т.д. Но при этом надо помнить, что при воплощении святынь в материале были затрачены вполне конкретные усилия, время, умения и материалы. По старым традициям при обмене святыни нельзя, с одной стороны, торговаться, а с другой стороны, нельзя брать лихву. Только тогда не будет в этом греха. Нельзя продавать свои домашние иконы, особенно которые были подарены в благословение.

Чудо Архистратига Михаила. Московская Иконописная мастерская

Православное предание об иконе говорит, что при воплощении иконы участвуют три стороны: Cвятые отцы, выработавшие каноны и изводы, иконописец, чьими руками и душой воплощается икона, и заказчик, чья воля и молитва движут воплощение иконы. Роль заказчика очень велика, от него зависит легко или тяжко будет воплощаться икона, как долго она будет служить людям и благословит ли её Господь. Икона должна быть воплощена в духе покаяния и смирения, и на благочестивые честные деньги.

Молитва иконописцев перед работой (Московская Иконописная мастерская)

И в заключение о сущности и актуальности православной Иконы в наше время я хочу привести важные мысли из труда "Умозрение в красках", как называл икону философ Евгений Трубецкой:

"В течение беспредельной серии веков в мире царствовал ад — в форме роковой необходимости смерти и убийства. Что же сделал в мире человек, этот носитель надежды всей твари, свидетель иного, высшего замысла? Вместо того чтобы бороться против этой "державы смерти", он изрек ей свое "аминь". И вот ад царствует в мире с одобрения и согласия человека — единственного существа, призванного против него бороться: он вооружен всеми средствами человеческой техники. Народы живьем глотают друг друга: народ, вооруженный для всеобщего истребления — вот тот идеал, который периодически торжествует в истории. И всякий раз его торжество возвещается одним и тем же гимном в честь победителя — "кто подобен зверю сему!"

Если в самом деле вся жизнь природы и вся история человечества завершаются этим апофеозом злого начала, то где же тот смысл жизни, ради которого мы живем и ради которого стоит жить?

Фото с иконы "Огненное восхождение Ильи Пророка" работы Московской Иконописной Мастерской

Я воздержусь от собственного ответа на этот вопрос. Я предпочитаю напомнить то его решение, которое было высказано отдаленными нашими предками. То были не философы, а духовидцы. И мысли свои они выражали не в словах, а в красках. И тем не менее их живопись представляет собою прямой ответ на наш вопрос. Ибо в их дни он ставился не менее резко, чем теперь. Тот ужас войны, который мы теперь воспринимаем так остро, для них был злом хроническим. Об "образе зверином" в их времена напоминали бесчисленные орды, терзавшие Русь.

Звериное царство и тогда приступало к народам все с тем же вековечным искушением: "все сие дам тебе, егда поклонишися мне". Все древнерусское религиозное искусство зародилось в борьбе с этим искушением. В ответ на него древнерусские иконописцы с поразительной ясностью и силой воплотили в образах и красках то, что наполняло их душу,— видение иной жизненной правды и иного смысла мира.

Пытаясь выразить в словах сущность их ответа, я, конечно, сознаю, что никакие слова не в состоянии передать красоты и мощи этого несравненного языка религиозных символов".

Фото иконы "Богородица Русская или Взбранная Воевода" работы Московской Иконописной Мастерской

"Ее символический язык непонятен сытой плоти, недоступен сердцу, полному мечтой о материальном благополучии. Но он становиться жизнью, когда рушится эта мечта и у людей разверзается бездна под ногами. Тогда нам нужно чувствовать незыблемую точку опоры над бездной: нам необходимо ощущать это недвижное спокойствие святыни над нашими страданием и скорбью; а радостное видение собора всей твари над кровавым хаосом нашего существования становится нашим хлебом насущным.

Нам нужно достоверно знать, что зверь не есть все во всем мире, что над его царством есть иной закон жизни, который восторжествует. Вот почему в эти скорбные дни оживают те древние краски, в которых когда-то наши предки воплотили вечное содержание. Мы снова чувствуем в себе ту силу, которая в старину выпирала из земли златоверхие храмы и зажигала огненные языки над пленным космосом.

Действенность этой силы в древней Руси объясняется именно тем, что у нас в старину "дни тяжких испытаний" были общим правилом, а дни благополучия — сравнительно редким исключением. Тогда опасность "раствориться в хаосе", то есть, попросту говоря, быть съеденным живьем соседями, была для русского народа повседневной и ежечасной.

И вот теперь, после многих веков, хаос опять стучится в наши двери. Опасность для России и для всего мира — тем больше, что современный хаос осложнен и даже как бы освящен культурой. Дикие орды, терзавшие Древнюю Русь, — печенеги, половцы и татары — не думали о "культуре", а потому руководствовались не принципами, а инстинктами. Они убивали, грабили и истребляли другие народы, чтобы добыть себе пищу совершенно так же, как коршун истребляет свою добычу: они осуществляли биологический закон наивно, непосредственно, даже не подозревая, что над этим законом звериной жизни есть какая-либо другая, высшая норма.

Фото иконы Богородица Целительница работы Московской Иконописной Мастерской

Совершенно иное мы видим теперь в стане наших врагов. Здесь биологизм сознательно возводится в принцип, утверждается как то, что должно господствовать в мире. Всякое ограничение права кровавой расправы с другими народами во имя какого-либо высшего начала сознательно отметается как сентиментальность и ложь. Это — уже нечто большее, чем жизнь по образу звериному: здесь мы имеем прямое поклонение этому образу, принципиальное подавление в себе человеколюбия и жалости ради него. Торжество такого образа мыслей в мире сулит человечеству нечто гораздо худшее, чем татарщина. Это — неслыханное от начала мира порабощение духа — озверение, возведенное в принцип и в систему, отречение от всего того человечного, что доселе было и есть в человеческой культуре. Окончательное торжество этого начала может повести к поголовному истреблению целых народов, потому что другим народам понадобятся их жизни.

Фото иконы Св. Евгения Родионова, мученика чеченской войны. Работа Московской Иконописной Мастерской

Этим измеряется значение той великой борьбы, которую мы ведем. Речь идет не только о сохранении нашей целости и независимости, а о спасении всего человеческого, что есть в человеке, о сохранении самого смысла человеческой жизни против надвигающегося хаоса и бессмыслицы. Та духовная борьба, которую нам придется еще выдержать, неизмеримо важнее и труднее той вооруженной борьбы, которая теперь заставляет нас истекать кровью. Человек не может оставаться только человеком: он должен или подняться над собой, или упасть в бездну, вырасти или в Бога, или в зверя. В настоящий исторический момент человечество стоит на перепутье. Оно должно окончательно определиться в ту или другую сторону. Что же победит в нем — культурный зоологизм или то "сердце милующее", которое горит любовью ко всей твари? Чем надлежит быть вселенной — зверинцем или храмом?

Самая постановка этого вопроса преисполняет сердце глубокой верой в Россию, потому что мы знаем, в котором из этих двух начал она почувствовала свое национальное призвание, которое из этих двух жизнепониманий выразилось в лучших созданиях ее народного гения. Русская религиозная архитектура и русская иконопись, без сомнения, принадлежат к числу этих лучших созданий.

Здесь наша народная душа явила самое прекрасное и самое интимное, что в ней есть, — ту прозрачную глубину религиозного вдохновения, которая впоследствии явилась миру и в классических произведениях русской литературы. Достоевский сказал, что "красота спасет мир". Развивая ту же мысль, Соловьев возвестил идеал "теургического искусства". Когда слова эти были сказаны, Россия еще не знала, какими художественными сокровищами она обладает. Теургическое искусство у нас уже было. Наши иконописцы видели эту красоту, которою спасется мир, и увековечили ее в красках. И самая мысль о целящей силе красоты давно уже живет в идее явленной и чудотворной иконы!

Фото иконы Преподобного Ильи Муромца, работы Московской Иконописной Мастерской

Среди той многотрудной борьбы, которую мы ведем, среди бесконечной скорби, которую мы испытываем, да послужит нам эта сила источником утешения и бодрости. Будем же утверждать и любить эту красоту! В ней воплотится тот смысл жизни, который не погибнет. Не погибнет и тот народ, который с этим смыслом свяжет свои судьбы. Он нужен вселенной для того, чтобы сломить господство зверя и освободить человечество от тяжкого плена".

Игорь Дрождин с ученицей Викой. Московская Иконописная мастерская