Иерархия священнослужителей в православной церкви. Духовные саны и чины




mamlas в Чёрно-белый дух

Чем белое духовенство отличается от чёрного?

В Русской православной церкви существует определённая церковная иерархия и структура. Прежде всего, духовенство делится на две категории — белое и чёрное. Чем они отличаются друг от друга? © К белому духовенству относятся женатые священнослужители, не дававшие монашеских обетов. Им разрешено иметь семью и детей.

Когда же говорят о чёрном духовенстве, имеют в виду монахов, рукоположенных в священный сан. Они посвящают всю свою жизнь служению Господу и дают три монашеских обета — целомудрия, послушания и нестяжания (добровольной нищеты).

Человек, который собирается принять духовный сан, ещё до рукоположения обязать сделать выбор — жениться или стать монахом. После рукоположения жениться священнику уже нельзя. Священники, которые не вступили в брак до принятия сана, иногда вместо пострига в монахи выбирают целибат — дают обет безбрачия.

Церковная иерархия

В православии существует три степени священства. На первой ступени находятся диаконы. Они помогают проводить богослужения и обряды в храмах, но сами не могут вести службы и совершать таинства. Служители церкви, относящиеся к белому духовенству, называются просто диаконами, а рукоположенные в этот сан монахи — иеродиаконами.

Среди диаконов наиболее достойные могут получить чин протодиакона, а среди иеродиаконов старшими являются архидиаконы. Особое место в этой иерархии занимает патриарший архидиакон, служащий при патриархе. Он принадлежит к белому духовенству, а не к чёрному, как другие архидиаконы.

Вторая степень священства — это священники. Они могут самостоятельно вести службы, а также совершать большинство таинств, кроме таинства рукоположения в священный сан. Если священник относится к белому духовенству, его называют иереем или пресвитером, а если он принадлежит к чёрному духовенству — иеромонахом.

Иерей может быть возведён в чин протоиерея, т. е. старшего иерея, а иеромонах — в чин игумена. Нередко протоиереи являются настоятелями храмов, а игумены — настоятелями монастырей.

Высшее иерейское звание для белого духовенства, звание протопресвитера, присваивается священникам за особые заслуги. Этому чину соответствует чин архимандрита в чёрном духовенстве.

Священники, относящиеся к третьей и высшей степени священства, называются архиереями. Они имеют право совершать все таинства, в том числе таинство рукоположения в сан других священников. Архиереи управляют церковной жизнью и руководят епархиями. Они делятся на епископов, архиепископов, митрополитов.

Стать архиереем может только священнослужитель, принадлежащий к чёрному духовенству. Священник, который был женат, может быть возведён в сан епископа, только если примет монашество. Он может сделать это в том случае, если его супруга скончалась или тоже постриглась в монахини в другой епархии.

Возглавляет поместную церковь патриарх. Главой Русской православной церкви является патриарх Кирилл. Помимо Московского патриархата, в мире существуют и другие православные патриархаты — Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский .

Иерархия в православной церкви обладает большим количеством наименований (рангом). Человек, приходящий в церковь, встречается со священнослужителями, которые занимают определенные посты и несут ответственность, как истинные служители Всевышнего, за паству.

Церковная иерархия в православии

Православные чины

Бог-Отец разделил собственный народ на три типа, в зависимости от приближенности к Своему Царству.

  1. К первому разряду относятся миряне - рядовые члены православного братства, которые не облачились в духовный сан. Эти люди составляют основную массу всех верующих и принимают участие в молитвенных богослужениях . Церковь разрешает мирянам проводить обряды и в своих домах. В первые столетия христианства народ имел гораздо больше прав, чем сегодня. Голоса мирян имели силу при избрании настоятелей и архиереев.
  2. Церковнослужители - низший чин, посвятивший себя Богу и облачившийся в соответствующие одежды. Чтобы получить посвящение эти люди проходят обряд хиротесии (рукоположения) по благословению епископа. Сюда относят чтецов, пономарей (дьячков), певцов.
  3. Священнослужители - ступень, где стоят высшие клирики, образующие богоучрежденную иерархию. Для получения этого чина следует пройти таинство хиротонии , но только после нахождения некоторое время в более низком ранге. Белые одежды носит духовенство, которому позволено иметь семью, в черном - те, кто ведет монашескую жизнь. Только последним разрешается управлять церковным приходом.

О различных служителях церкви:

При первом же взгляде на духовенство понимаешь, что для удобства в определении чина различается одежда батюшек и святых отцов: немногие носят красивые разноцветные мантии, другие придерживаются строгого и аскетичного вида.

На заметку! Церковная иерархия является, как говорит Псевдо-Дионисий Ареопагит, прямым продолжением «небесной армии», в которую входят архангелы - ближайшие поданные Бога. Высшие чины, разделенные на три строя, через беспрекословное служение передают благодать от Отца к каждому из его детей, коими мы и являемся.

Начало иерархии

Термин «причет церковный» употребляется как в узком, так и широком смысле. В первом случае это словосочетание означает совокупность священнослужителей самого низкого ранга, не вписывающегося в трёхстепенный строй. Когда говорят в широком смысле, имеют в виду клириков (причетников), объединение которых составляет штат любого церковного комплекса (храма, монастыря).

Приход Православной церкви

В дореволюционной России их утверждала консистория (учреждение при епископате) и лично архиерей. Количество священнослужителей низшего ранга зависело от числа прихожан, ищущих общения с Господом. Причет большой церкви состоял из десятка диаконов и клириков. Чтобы совершить изменения в составе этого штата, архиерей обязан был получить разрешение от Синода.

Доходы причета в прошлые века складывались из платы за церковные требы (священнодействия и молитвы по нужде мирян). Сельские приходы, обслуживаемые низшими чинами, обеспечивались участками земли. Некоторые чтецы, пономари и певцы жили в специальных церковных домах, а в XIX стали получать жалование.

Для сведения! История развития церковной иерархии полностью не раскрыта. Сегодня с уверенностью говорят о трех степенях священства, тогда как о первохристианских именованиях (пророк, дидаскал) практически забыли.

Смысл и значение чинов отражали ту деятельность, которую авторитетно оглашала Церковь. Ранее братией и делами монастыря управлял игумен (предводитель), отличавшийся только наличием опыта. Сегодня обретение церковного ранга похоже на должностную награду, полученную за определенный период службы.

О жизни Церкви:

Пономари (дьячки) и клир

При возникновении христианства они исполняли роль сторожей храмов и священных мест. В обязанности привратников входило возжжение лампады при богослужениях. Григорий Великий называл их «хранителями церкви». Пономари распоряжались выбором утвари для обрядов, они вносили просфоры, освященную воду, огонь, вино, возжигали свечи, занимались уборкой алтарей, благоговейно мыли полы и стены.

Сегодня должность дьячка практически сведена к нулю, старинные обязанности теперь возложены на плечи уборщиков, сторожей, послушников и простых монахов.

  • В Ветхом Завете термин «клир» затрагивает низший чин и простой народ. В древности клириками становились представители племени (колена) Левия. Народом называли всех тех, кто не отличался «истинной» родовитостью.
  • В книге Нового Завета критерий нации опускается: теперь низший и высший чин может получить любой христианин, подтвердивший соответствие определенным канонам религии. Здесь повышается статус женщины, которой позволяется получить вспомогательную должность.
  • В древности народ разделяли на мирян и монахов, которые отличались большим аскетизмом в жизни.
  • В узком значении клирики - церковнослужители, стоящие на одной ступени с причетниками. В современном православном мире это наименование распространилось и на священников высшего ранга.

Первая ступень иерархии священнослужителей

В первых христианских общинах диаконами называли помощников епископа. Сегодня они служат слову Божьему, читая Священные Писания и возглашая мольбы от лица прихожан. Диаконы, всегда спрашивающие благословение на работы, кадят церковное помещение, помогают совершать проскомидию (литургию).

Диакон помогает епископу или священнику в совершении богослужений и таинств

  • Именование без уточнения указывает на принадлежность служителя белому духовенству. Монашествующий чин называется иеродиаконами: их одежды не отличаются, но вне литургий они носят черную рясу.
  • Старшим в ранге диаконата является протодиакон, которого отличает двойной орарь (длинная узкая лента) и фиолетовая камилавка (головной убор).
  • В древности было распространено давать чины диаконисс, задача которых состояла в ухаживание за больными женщинами, подготовке к крещению и помощи священникам. Вопрос о возрождении такой традиции рассматривался в 1917 г., но ответа не оказалось.

Иподиакон является помощником дьякона. В древнее время им не разрешали брать жен. Среди обязанностей находилась забота о церковных сосудах, покровах алтаря, который они же и охраняли.

Для сведения! В настоящем этот чин наблюдается только в богослужениях архиерея, которому иподиаконы со всем старанием прислуживают. Кандидатами на ранг становятся чаще студенты духовных академий.

Вторая ступень иерархии священнослужителей

Пресвитер (глава, старейшина) - общий канонический термин, объединяющий чины среднего порядка. Он имеет право совершать таинства причащения и крещения, но не обладает авторитетом ставить других священников на какие-либо места иерархии или даровать окружению благодать.

Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем

При апостолах пресвитеры часто именовались епископами - термином, обозначающим «блюстителя», «надзирателя». Если такой священник обладал мудростью и почетным возрастом, его называли старейшиной. В книге Деяний и Посланий говорится, что пресвитеры благословляли верных и председательствовали в отсутствие епископа, они оказывали поучение, совершали множество таинств и принимали исповеди.

Важно! РПЦ выдвигает правила, которые говорят о том, что сегодня эта церковная ступень доступна только монахам с богословским образованием. От пресвитеров требуют идеальной нравственности и возраста выше 30 лет.

В эту группу вносят архимандритов, иеромонахов, игуменов и протоиереев.

Третья ступень иерархии священнослужителей

До Церковного Раскола, произошедшего в середине XI века, две части христианства были едины. После разделения на православие и католицизм основы епископата (высшего чина) практически не отличались. Богословы говорят, что власть эти две религиозные организации признают могущество Бога, а не человека. Право управлять передается только после снисхождения Святого Духа в ритуале хиротонии (рукоположения).

Епископом в современной русской традиции может стать только монах

Христианский богослов по имени Игнатий Антиохийский, являющийся учеников Петра и Иоанна, положительно отнесся к вопросу о том, что в каждом городе необходим один епископ. Последнему должны беспрекословно подчиняться священники низших ступеней. Апостольское преемство, дающее право на церковную власть перед паствой, рассматривалось в качестве догмата в доктринах православия и католицизма.

Приверженцы последнего поддерживают безусловный авторитет Папы Римского, что формирует строгую иерархию епископов.

В православии власть отдается патриархам национальных церковных организаций. Здесь, в отличие от католицизма, официально принята доктрина о соборности иерархи, где каждые главы уподобляются апостолам, слушающим наставления Иисуса Христа и дающим распоряжение пастве.

Архиереи (архипастыри), епископы, патриархи обладают совершенной полнотой служб и администрирования. Этот чин имеет право на произведение всех таинств, рукоположения представителей других степеней.

Священнослужители, находящиеся в одной церковной группе равны «по благодати» и действуют в рамках соответствующих правил. Переход на другую ступень происходит во время Литургии, в центре храма. Это говорит о том, что монах получает символическое облачение безличностной святости.

Важно! Иерархия в православной церкви строится на определенных критериях, где низшие чины подчиняются высшим. В соответствии с рангом миряне, причетники, церковники и священнослужители имеют определенные полномочия, которые должны выполнять с истинной верой и беспрекословностью перед волей Высшего Творца.

Православная азбука. Иерархия церковная

Возникновение христианства связывают с приходом на землю сына Божьего - Иисуса Христа. Он чудесно воплотился от Святого Духа и Девы Марии, вырос и повзрослел как человек . В 33 года он отправился проповедовать в Палестине, призвал двенадцать учеников, совершал чудеса, обличал фарисеев и иудейских первосвященников.

Был арестован, судим и подвергся позорной казни через распятие. На третий день воскрес и являлся своим ученикам. На 50-й день после воскрешения - вознесён в Божьи чертоги к своему Отцу.

Христианское мировоззрение и догматы

Христианская церковь была образована более 2 тыс. лет назад. Точное время её начала определить сложно, так как события её возникновения не имеют документированных официальных источников. В исследованиях этого вопроса опираются на книги Нового Завета. Согласно этим текстам - церковь возникла после сошествия Святого Духа на апостолов (праздник Пятидесятницы) и начала их проповеди слова Божьего среди людей.

Возникновение апостольской церкви

Апостолы, после обретения способности понимать и говорить на всех языках, отправились по миру, проповедуя о новом учении, основанном на любви. Это учение базировалось на иудейской традиции поклонения единому Богу, основы которого изложены в книгах пророка Моисея (Пятикнижье Моисея) - Торы. Новая вера предлагала понятие Троицы, которое выделяло в едином Боге три ипостаси:

Основным отличием христианства - был приоритет любви Божьей над законом, при этом сам закон не отменялся, а дополнялся.

Развитие и распространение учения

Проповедники следовали от селения к селению, после их ухода возникшие адепты объединялись в общины и вели рекомендованный образ жизни, игнорируя старые устои, которые противоречат новым догматам. Многие официальные лица того времени не приняли возникшее учение, ограничивающее их влияние и ставящее под сомнение многие сложившиеся положения. Начались гонения, многие последователи Христа подверглись истязаниям и казням, но это лишь укрепило дух христиан и расширило их ряды.

К четвёртому веку общины разрослись по всему Средиземноморью и даже широко шагнули за его пределы. Император Византии Константин проникся глубиной нового учения и стал утверждать его в пределах своей империи. Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, просветлённые Святым Духом, разработали и структурно изложили учение, утвердив порядок богослужений, формулировку догматов и каноничность источников. Укрепляется иерархическая структура, возникает несколько поместных Церквей.

Дальнейшее развитие христианства происходит бурно и на обширных пространствах, но при этом возникают две традиции богослужений и догматов. Они развиваются каждая по своему пути, а в 1054 г. происходит окончательный раскол на католиков, исповедавших западную традицию, и православных сторонников восточной традиции. Взаимные претензии и обвинения приводят к невозможности взаимного литургического и духовного общения. Католическая церковь считает своим главой Папу Римского. Восточная церковь включает в себя несколько патриархатов, сформированных в разное время.

Православные общины со статусом патриархата

Во главе каждого патриархата стоит патриарх. Патриархаты могут включать в себя Автокефальные церкви, экзархаты, митрополии и епархии. В таблице перечислены современные церкви, которые исповедуют православие и имеют статус патриархата:

  • Константинопольская, образована апостолом Андреем в 38 г. С 451 г. получает статус Патриархата.
  • Александрийская. Считается, что её основателем был апостол Марк около 42 года, в 451 году правящий епископ получил титул патриарха.
  • Антиохийская. Основана в 30-е года н. э. апостолами Павлом и Петром.
  • Иерусалимская. Предание утверждает, что первое время (в 60-х годах) она возглавлялась родственниками Иосифа и Марии.
  • Русская. Образована в 988 г., автокефальная митрополия с 1448 г., в 1589 - введено патриаршество.
  • Грузинская православная церковь.
  • Сербская. Получает автокефалию в 1219 г.
  • Румынская. С 1885 г. официально получает автокефалию.
  • Болгарская. В 870 году добилась автономии. Но только в 1953 г. признана патриархатом.
  • Кипрская. Образована в 47 году апостолами Павлом и Варнавой. Автокефалию получает в 431 г.
  • Элладская. Автокефалии добилась в 1850 г.
  • Польская и Албанская православные церкви. Обрели автономию в 1921 г. и 1926 г. соответственно.
  • Чехословацкая. Крещение чехов началось в X веке, но только 1951 г. они получают автокефалию от Московского патриархата.
  • Православная церковь в Америке. Была признана в 1998 г. Константинопольской церковью, считается последней православной церковью, получившей патриархат.

Главой Православной Церкви является Иисус Христос. Управляется она его предстоятелем патриархом, состоит из членов церкви, людей, исповедующих учение церкви, прошедших таинство крещения, регулярно участвующих в богослужениях и таинствах. Все люди, считающие себя членами, представлены иерархией в православной церкви, схема их разделения включает три общности - миряне, церковнослужители и священнослужители:

  • Миряне - это члены церкви, посещающие богослужения и принимающие участие в таинствах, совершаемых священнослужителями.
  • Церковнослужители - благочестивые миряне, выполняющие послушание священнослужителей. Они обеспечивают утверждённое функционирование церковной жизни. С их помощью происходит уборка, охрана и украшение храмов (трудники), обеспечение внешних условий порядка богослужений и таинств (чтецы, пономари, алтарники, иподьяконы), хозяйственная деятельность церкви (казначеи, старосты), а также миссионерская и образовательная работы (преподаватели, катехизаторы и воспитатели).
  • Священнослужители или клирики делятся на белое и чёрное духовенство и включают все церковные саны: дьяконов, священство и епископов.

К белому духовенству относятся церковники, прошедшие таинство рукоположения, но не принявшие монашеских обетов. Среди низших чинов различают такие звания, как дьякон и протодиакон, получившие благодать для совершения положенных действий, помогающие вести службу .

Следующий ранг - пресвитер, они имеют право совершать большинство таинств, принятых в церкви, их чины в православной церкви по возрастанию: иерей, протоиерей и самый высокий - митрофорный протоиерей . В народе их зовут батюшками, священникам или попами, в их обязанность входит быть настоятелями храмов, возглавлять приходы и объединения приходов (благочиния).

К чёрному духовенству причисляют членов церкви, которые приняли монашеские обеты, ограничивающие свободу монаха. Последовательно различают пострижение в рясофор, мантию и схиму. Живут монахи обычно в монастыре. При этом иноку нарекается новое имя. Монах, прошедший дьяконское рукоположение, переводится в иеродиакона, он лишён возможности совершать почти все таинства церкви.

После священнического рукоположения (совершается только епископом, так же как и в случае рукоположения иерея), монаху присваивается чин иеромонаха, право совершать многие таинства, возглавлять приходы и благочиния. Следующие чины в монашестве именуются - игумен и архимандрит или священноархимандрит. Их ношение предполагает занятие должности старшего руководителя монастырской братией и хозяйства обители.

Следующая иерархическая общность называется епископат, она образуется только из чёрного духовенства. Кроме епископов, здесь по старшинству различают архиепископов и митрополитов. Рукоположение во епископа носит название хиротония и осуществляется коллегией епископов. Именно из этой общности назначаются руководители епархий, митрополий, экзархатов. К руководителям епархий в народе принято обращаться - архиерей или владыка.

Вот такие признаки позволяют отличаться членам церкви от остальных граждан .

В православии Различают белое духовенство (священники, не приносившие монашеских обетов) и чёрное духовенство (монашество)

Чины белого духовенства:
:

Алта́рник — именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Термин не употребляется в канонических и литургических текстах, но стал общепринятым в указанном значении к концу XX в. во многих европейских епархиях в Русской Православной Церкви Наименование «алтарник» не является общепринятым. В сибирских епархиях Русской Православной Церкви оно не употребляется; вместо него в данном значении обычно используется более традиционный термин пономарь, а также послушник. Над алтарником не совершается таинство священства, он лишь получает от настоятеля храма благословление прислуживать в алтаре.
в обязанности алтарника входит наблюдение за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и пред иконостасом; подготовка облачения священников и диаконов; принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана; разжигание угля и подготовка кадила; подавание плата для отирания уст во время Причащения; помощь священнику при совершении таинств и треб; уборка в алтаре; при необходимости — чтение во время богослужения и исполнение обязанностей звонаря.Алтарнику запрещено касаться престола и его принадлежностей, а также переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и Царскими вратами.Алтарник носит стихарь поверх мирской одежды.

Чтец (псало́мщик; ранее, до конца XIX — дьячок, лат. lector) — в христианстве — низший чин церковнослужителей, не возведенный в степень священства, читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и молитвы. Кроме того, по древней традиции, чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности, произносили проповеди, обучали новообращённых и детей, пели различные гимны (песнопения), занимались благотворительностью, имели и другие церковные послушания. В православной церкви чтецы посвящаются архиереями через особый обряд — хиротесию, иначе называемый «поставлением». Это первое посвящение мирянина, только после которого может последовать его посвящение в иподиакона, а затем и рукоположение во диакона, далее — во священника и высшее — во епископа (архиерея). Чтец имеет право носить подрясник, поясок и скуфью. Во время пострига на него сначала надевается малая фелонь, которая затем снимается, и надевается стихарь.

Иподиа́кон (греч. Υποδιάκονος; в просторечии (устар.) поддья́кон от греч. ὑπο — «под», «внизу» +греч. διάκονος — служитель) — церковнослужитель в православной церкви, служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, подстилая орлец, омывает ему руки облачает и совершает некоторые другие действия. В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарь и имеет одну из принадлежностей диаконского сана — орарь, который надевает крестообразно через оба плеча и символизирует ангельские крыла.Будучи самым старшим церковнослужителем, иподиакон является промежуточным звеном между церковнослужителями и священнослужителями. Поэтому иподиакон, по благословению служащего архиерея, может прикасаться к престолу и жертвеннику во время богослужения и в определённые моменты входить в алтарь через Царские врата.

Диа́кон (лит. форма; разг. дья́кон; др.-греч. διάκονος — служитель) — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства.
На православном Востоке и в России диаконы и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение — быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины. Ввиду того, что священник и без диакона может совершать все службы и требы, диаконы не могут быть признаны совершенно необходимыми. На этом основании возможно сокращение числа диаконов при церквях и приходах. К такому сокращению прибегали у нас для увеличения содержания священников.

Протодиакон или протодьякон — титул белого духовенства, главный диакон в епархии при кафедральном соборе. Титул протодиакона жаловался в виде награды за особые заслуги, а также диаконам придворного ведомства. Знаки отличия протодиакона — протодиаконский орарь со словами «Святъ, святъ, святъ».В настоящее время титул протодиакона обычно даётся диаконам после 20 лет служения в священном сане.Протодиаконы нередко славятся своим голосом, являясь одним из главных украшений богослужения.

Иере́й (греч. Ἱερεύς) — термин, перешедший из греческого языка, где первоначально обозначал «жреца», в христианский церковный обиход; в буквальном переводе на русский язык — священник. В Русской церкви используется как младший титул белого священника. Он получает от епископа власть учить людей вере Христовой, совершать все Таинства, кроме Таинства Рукоположения священства, и все церковные службы, кроме освящения антиминсов.

Протоиере́й (греч. πρωτοιερεύς — «первосвященник», из πρώτος «первый» + ἱερεύς «священник») — титул, даваемый лицу белого духовенства как награда в Православной церкви. Протоиерей обычно является настоятелем храма. Посвящение в протоиерея происходит через хиротесию. При богослужениях (за исключением литургии) священники (иереи, протоиереи, иеромонахи) поверх подрясника и рясы надевают фелонь (ризу) и епитрахиль.

Протопресви́тер — высшее звание для лица белого духовенства в русской церкви и в некоторых иных поместных церквях После 1917 года присваивается в единичных случаях священникам священства, как награда; не является отдельной степенью В современной РПЦ награждение саном протопресвитера производится «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и Всия Руси.

Чёрное духовенство:

Иеродиакон (иеродьякон) (от греч. ἱερο- — священный и διάκονος — служитель; древнерусское «чёрный диакон») — монахв сане дьякона. Старший иеродьякон называется архидиаконом.

Иеромона́х (греч. Ἱερομόναχος) — в православной церкви монах, имеющий сан священника (то есть право совершать таинства). Иеромонахами становятся монахи через хиротонию или белые священники через монашеский постриг.

Игу́мен (греч. ἡγούμενος — «ведущий», женск. игуменья) — настоятель православного монастыря.

Архимандри́т (греч. αρχιμανδρίτης; от греч. αρχι — главный, старший + греч. μάνδρα — загон, овчарня, ограда в значении монастырь) — один из высших монашеских чинов в Православной церкви (ниже епископа), соответствует митрофорному (награжденному митрой) протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.

Епи́скоп (греч. ἐπίσκοπος — «надзирающий», «надсматривающий») в современной Церкви — лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей.

Митрополи́т (греч. μητροπολίτης) — первый по древности епископский титул в Церкви.

Патриа́рх (греч. Πατριάρχης, от греч. πατήρ — «отец» и ἀρχή — «господство, начало, власть») — титул представителя автокефальной Православной Церкви в ряде Поместных Церквей; также титул старшего епископа; исторически, до Великого раскола, присваивался пяти епископам Вселенской Церкви (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому), которые обладали правами высшей церковно-правительственной юрисдикции. Патриарх избирается Поместным Собором.

Что означает слово "епископ" и какую роль этот чин выполняет в церкви? В переводе с греческого это слово означает «надзиратель», «блюститель». В православии епископ – это высшая степень священства.

К православной церкви (в общем смысле) принадлежит народ божий, который можно по возрастанию чинов разделить на 3 категории:

  • миряне (обычный народ, из которого выбирают служителей);
  • церковнослужители (чтецы и сторожа, трудники, старосты и прочие);
  • священнослужители (диаконы, священники и епископы, которые главенствуют в этой категории).

Рангом ниже епископа находятся священники, еще ниже – диаконы. Священнослужителей называют также клиром или духовенством. Диаконы и священники подразделяются на белых и черных. Белым разрешено жениться, черным же предписано строгое воздержание от брака, монашество, полное погружение в служение и отречение от мирского. У таких людей нет собственности, нет воли, нет жены. Только черное духовенство допущено до управления церковью.

Вот какое определение слова «епископ» дается нам в словаре: в античной Греции так называли эмиссаров, которые направлялись правящими лидерами государства в союзные Афинам страны, для обеспечения контроля соблюдения взаимных договоренностей. Иными словами – это были надзиратели.

Хранитель земли и носитель апостольской благодати

Епископ является правопреемником по апостольской благодати. Он рукополагается несколькими епископами на Литургии, перед чтением Апостола, на голову назначаемого возлагается Евангелие письменами вниз (как бы передавая информацию Священного Писания в мозг возводимого в чин епископа).

Епископ – это сан, существующий в церквях, в которых сохраняется апостольское преемство, в том числе католических и протестантских, где признается епископское служение.

Многие привыкли думать, что епископ является высшим духовным лицом, к которому все относятся с великим почтением, и это правильно. Но рассматривать его стоит все же не как человека, а как носителя благодати Святого Духа. Бог возлагает на епископа большую ответственность за «благоустройство» церковной жизни на вверенной ему земле, за соблюдение на этой территории всех правил и канонов Божьих. Он отвечает за все хорошее и плохое, что происходит в зоне его ответственности, за все блага и разрушения. Епископ – это своего рода «ангел-хранитель». Если его нет, ни о какой Церкви (в духовном смысле), речи идти не может.


Заслуженные епископы носят звания архиепископов. В столицах мы слышим про митрополитов - именно так называют этих священнослужителей в главных городах мира. Случаются ситуации, когда один епископ не может справиться, и ему назначается в помощь другой, наместник, которого называют викарием. Обычно он не имеет своего прихода.

Иерархия

Епископ - это лицо, которому подчиняются священники (иереи), потому такого священника называют архиереем (начальником иереев). Подчиненные епископа могут совершать большинство святых таинств, в их функции входят исповеди людей, проведение Божественной литургии, обряды венчания и т. д. Они руководят религиозной жизнью местных приходов, где могут занимать посты настоятелей.

Функции епископа


Значение слова «епископ» в переводе с греческого – «надзиратель». По сути это руководитель церкви, «топ-менеджер», управленец высшего уровня. Он занимается администрированием, распределением должностей и финансовых потоков. Это его «мирские» функции.

В духовном смысле православный епископ символизирует собой высшую благодать священства и вбирает в себя всю полноту власти апостола, являясь главным учителем местной церкви и мирян, церковнослужителей и священнослужителей.

Христос дал людям закон – «Евангелие», подарил семь церковных Таинств:

  • Евхаристию.
  • Крещение.
  • Таинство Брака.
  • Елеоосвящение.
  • Миропомазание.
  • Покаяние.
  • Священства.

Этот священнослужитель исполняет все эти таинства.

Только православный епископ может освящать миро. Вступление в Церковь, происходящее через Крещение и Миропомазание, невозможно без епископа, при этом Миропомазание может совершать либо епископ, либо священник, назначенный им.


Наконец, епископ является не только надзорным, но и судебным органом над местным духовенством, кроме того, он управляет имуществом церкви. Без его участия или благословения ничто не может совершаться в местной церкви.

Только тот может стать епископом, кто принял монашеский постриг.

Евхаристия

Епископ - это прежде всего то лицо, кто совершает Евхаристию, проведение которой также может быть поручено епископом священнику.

Евхаристия – главное Таинство Церкви, в его процессе реализуется призвание христианина – единение с Господом, благодарение Всевышнего через молитвы и вкушение хлеба и вина как символов истинных Тела и Крови Иисуса. Молясь и вкушая, христианин становится единым целым с Христом.

Все церковные праздники знаменуются совершением Евхаристии, которая лежит в основе главного церковного богослужения – Божественной Литургии.

Древняя православная церковь

В первые века, в страшное время гонений христиан, епископы становились мучениками за их веру и служение, их пытали и уничтожали самым жестоким образом.

Древняя церковь характеризовалась присутствием в ней сана хор-епископа, то есть сельского главы церкви. В каждом населенном пункте назначался свой епископ, которому помогали священники. С течением времени и развитием жизни наблюдался рост числа прихожан, епископ, не справляясь с объемом работы, начинал постепенно передавать часть работы священникам через антиминс – это специальный плат для священнодействия. Таким образом, он разгружал себя, делегируя свои полномочия.

Епископ - это ответственное лицо за благоустроение жизни церковной, а священник - его помощник в несении этого служения.

Только безбрачные

В самом начале становления епископства на христианской земле епископ мог быть как безбрачным, так и женатым. С течением времени стало понятно, что эта деятельность требует от людей полной самоотдачи и отречения от всего земного, то есть епископ должен стать полноценным монахом.

По сути монах - это «воин Христов», приносящий великую духовную присягу. Он дает Всевышнему обет безбрачия, послушания, то есть полного отречения от своей воли, и обет нестяжания – то есть монах не должен иметь своего имущества. В таком формате и служит монах Господу на этой земле либо в отшельничестве, либо в монастырях.

Церковные общины именно таких людей призывали на епископское служение, это духовно опытные, крепкие, сильные духом и ничем мирским не обремененные, не имеющие забот о своей семье и близких. Только такой человек может искренне, целиком и полностью отдаваясь, служить Господу. Так сформировался институт монаха-епископа.

20-й век: попытки разрушить традиции


В двадцатом веке в 20-30-е годы началось движение, приверженцы которого пытались повлиять на власть и разрушить сложившиеся устои церковной жизни. Возникла так называемая параллельная иерархия "обновленцев" - появились митрополиты и епископы в кожаных одеждах поверх ряс и в красных штанах с лампасами, они женились и создавали семьи, разводились и опять вступали в брак. При этом они действовали, как они считали, от имени Церкви, а по сути с церковной точки зрения это было беззаконием. Вскоре это движение было ликвидировано, и устои вернулись на круги своя.

Ответственность

Епископ - это ответственное лицо за всю паству вверенного ему региона, значит, он несет большую ответственность, чем священник. И само собой, имеет больше полномочий.

А судьи кто?


Весь церковный народ обязан жить по закону Божьему и не нарушать его. А епископ тем более. Одно то, что обозначает слово «епископ» - «блюститель», предписывает для этого чина соблюдение людьми всех законов, предписанных Всевышним, и сам он также обязан их соблюдать.

Если епископ в церкви ведет себя ненадлежащим образом, его по церковной традиции могут лишить сана. Если дела епископа приводят к разрушению, в епархии епископа творятся мерзости и царит беззаконие, собор епископов с благословения Святейшего Патриарха выносит решение, что своими делами епископ разрушает апостольское служение, и полагает низвергнуть его из сана. После этого экс-епископ становится монахом или мирянином.