Предстоятель русской православной церкви. – Что значит белое и черное духовенство? Глава пресс-службы патриарха и его личный пресс-секретарь Александр Волков




УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

     Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.
     Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.
     В 1988 году Русская Православная Церковь торжественно отметила 1000-летие Крещения Руси. В этот юбилейный год в ней насчитывалось 67 епархий, 21 монастырь, 6893 прихода, 2 Духовные академии и 3 Духовные семинарии.
     Под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, пятнадцатого Патриарха в истории Русской Православной Церкви , избранного в 1990 году, совершается всестороннее возрождение церковной жизни. В настоящее время в Русской Православной Церкви насчитывается 132 (136 с учетом Японской Автономной Православной Церкви) епархии в различных государствах, более 26600 приходов, (из них в Россиии 12665). Пастырское служение осуществляют 175 архиереев, в том числе 132 епархиальных и 32 викарных; 11 архиереев находятся на покое. Действует 688 монастырей, (Россия: 207 мужских и 226 женских, Украина: 85 мужских и 80 женских, другие страны СНГ: 35 мужских и 50 женских, зарубежные страны: 2 мужских и 3 женских). Система образования Русской Православной Церкви в настоящее время включает 5 Духовных академий, 2 православных университета, 1 Богословский институт, 34 духовные семинарии, 36 духовных училищ и в 2-х епархиях - пастырские курсы. При нескольких академиях и семинариях действуют регентские и иконописные школы. Также действуют церковно-приходские воскресные школы при большинстве приходов.
    
     Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.
     Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян. Поместный Собор истолковывает учение Православной Церкви, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами, решает внутренние вопросы церковной жизни, канонизирует святых, избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания.
     Архиерейский Собор состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. В компетенцию Архиерейского Собора, помимо прочего, входит подготовка к созыву Поместного Собора и наблюдение за претворением в жизнь его решений; принятие и изменение Устава Русской Православной Церкви; решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизация святых и утверждение богослужебных чинопоследований; компетентное истолкование церковных законоположений; выражение пастырской озабоченности проблемами современности; определение характера отношений с государственными органами; поддержание отношений с Поместными Православными Церквами; создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых Церквей, экзархатов, епархий, Синодальных учреждений; утверждение новых общецерковных наград и тому подобное.
     Священный Синод , возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси, является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.
     Святейший Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви. Он имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем. Патриарх избирается Поместным Собором из архиереев Русской Православной Церкви не моложе 40 лет, пользующихся доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, обладающих высшим богословским образованием и достаточным опытом епархиального управления, отличающихся приверженностью к каноническому правопорядку, имеющих "доброе свидетельство от внешних" (1 Тим. 3, 7). Сан Патриарха является пожизненным.
    
     Исполнительными органами Патриарха и Священного Синода являются Синодальные учреждения . К числу Синодальных учреждений относятся Отдел внешних церковных связей, Издательский совет, Учебный комитет, Отдел катехизации и религиозного образования, Отдел благотворительности и социального служения, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Отдел по делам молодежи. В Московскую Патриархию на правах Синодального учреждения входит Управление делами. В ведении каждого из Синодальных учреждений находится круг общецерковных дел, входящий в сферу его компетенции.
     Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата представляет Русскую Православную Церковь в ее сношениях с внешним миром. Отдел осуществляет связи Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами, инославными церквами и христианскими объединениями, нехристианскими религиями, правительственными, парламентскими, общественными организациями и учреждениями, межправительственными, религиозными и общественными международными организациями, светскими средствами массовой информации, культурными, экономическими, финансовыми и туристическими организациями. ОВЦС МП осуществляет в пределах канонических полномочий иерархическое, административное и финансово-хозяйственное управление епархиями, миссиями, монастырями, приходами, представительствами и подворьями Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье, а также содействует работе подворий Поместных Православных Церквей на канонической территории Московского Патриархата. В рамках ОВЦС МП действуют: Служба православного паломничества, осуществляющая поездки архиереев, пастырей и чад Русской Церкви к святыням дальнего зарубежья; Служба коммуникации, которая поддерживает общецерковные взаимосвязи со светскими средствами массовой информации, наблюдает за публикациями о Русской Православной Церкви, поддерживает официальный сайт Московского Патриархата в интернете; Сектор публикаций, который издает Информационный бюллетень ОВЦС и церковно-научный журнал "Церковь и время". С 1989 года Отдел внешних церковных связей возглавляет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
     Издательский совет Московского Патриархата - коллегиальный орган, состоящий из представителей Синодальных учреждений, духовных учебных заведений, церковных издательств и иных учреждений Русской Православной Церкви. Издательский совет на общецерковном уровне координирует издательскую деятельность, представляет издательские планы на утверждение Священного Синода, проводит оценку публикуемых рукописей. Издательство Московской Патриархии издает "Журнал Московской Патриархии" и газету "Церковный вестник" - официальные печатные органы Московского Патриархата; выпускает сборник "Богословские труды", официальный церковный календарь, ведет летопись Патриаршего служения, осуществляет публикацию официальных церковных документов. Кроме того, в ведении Издательства Московской Патриархии находится издание Священного Писания, богослужебных и иных книг. Издательский совет Московского Патриархата и Издательство Московской Патриархии возглавляет протоиерей Владимир Силовьев.
     Учебный комитет руководит сетью духовных учебных заведений, которые готовят будущих священно- и церковнослужителей. В рамках Учебного комитета проходит согласование образовательных программ для духовных учебных заведений, выработка единого образовательного стандарта для Духовных школ. Председателем учебного комитета является архиепископ Верейский Евгений.
     Отдел религиозного образования и катехизации координирует работу по распространению религиозного образования среди мирян, в том числе в светских учебных заведениях. Формы религиозного образования и катехизации мирян весьма многообразны: воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых ко крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, курсы катехизаторов. Воскресные школы являются наиболее распространенной формой катехизации. Руководит Отделом архимандрит Иоанн (Экономцев).
     Отдел благотворительности и социального служения осуществляет ряд социально значимых церковных программ и координирует социальную работу на общецерковном уровне. Успешно функционирует ряд медицинских программ. В их числе особого внимания заслуживает работа Центральной клинической больницы Московского Патриархата во имя святителя Алексия, митрополита Московского (5-й Градской больницы). В условиях перехода медицинского обслуживания на коммерческую основу это медицинское учреждение является одной из немногих московских клиник, где обследование и лечение осуществляется бесплатно. Кроме того, Отдел неоднократно осуществлял поставки гуманитарной помощи в районы стихийных бедствий, конфликтов. Председатель Отдела - митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.
     Миссионерский отдел координирует миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви. Сегодня эта деятельность включает в себя главным образом внутреннюю миссию, то есть работу по возвращению в лоно Церкви людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры. Еще одним важнейшим направлением миссионерской деятельности является противостояние деструктивным культам. Председатель Миссионерского отдела - архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
     Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями осуществляет пастырскую работу с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных учреждений. Кроме того, в сфере компетенции Отдела находится пастырское окормление заключенных. Председателем Отдела является протоиерей Димитрий Смирнов.
     Отдел по делам молодежи на общецерковном уровне осуществляет координацию пастырской работы с молодежью, организует взаимодействие церковных, общественных и государственных организаций в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Возглавляет Отдел архиепископ Костромской и Галичский Александр.
    
     Русская Православная Церковь разделяется на Епархии - местные церкви , возглавляемые архиереем и объединяющие епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества и миссии.
     Приходом называется община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви , находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля. Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея.
     Высшим органом управления прихода является Приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем Приходского собрания. Исполнительным и распорядительным органом Приходского собрания является Приходской совет; он подотчетен настоятелю и Приходскому собранию.
     Братства и сестричества могут быть созданы прихожанами с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества при приходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. Они приступают к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.
     Монастырь - это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры. Решение вопроса об открытии монастырей принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду по представлению епархиального архиерея. Епархиальные монастыри находятся под наблюдением и каноническим управлением епархиальных архиереев. Ставропигиальные монастыри находятся под каноническим управлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх благословит такое управление.
    
     Епархии Русской Православной Церкви могут быть объединены в Экзархаты . В основу такого объединения полагается национально-региональный принцип. Решения о создании или роспуске Экзархатов, а также об их наименовании и территориальных границах принимаются Архиерейским Собором. В настоящее время в Русской Православной Церкви имеется Белорусский Экзархат, находящийся на территории Республики Беларусь. Возглавляет Белорусский Экзархат митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
     В состав Московского Патриархата входят автономные и самоуправляемые Церкви . Их создание и определение их границ входит в компетенцию Поместного или Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Самоуправляемые Церкви осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом, издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора. В настоящее время самоуправляемыми являются: Латвийская Православная Церковь (Предстоятель - митрополит Рижский и всея Латвии Александр), Православная Церковь Молдовы (Предстоятель - митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир), Эстонская Православная Церковь (Предстоятель - митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий). Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. Ее Предстоятелем является Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
    Японская Автономная Православная Церковь и Китайская Автономная Православная Церковь независимы и свободны в делах своего внутреннего управления и связаны с Полнотой Вселенского Православия через Русскую Православную Церковь.
    Предстоятелем Японской Автономной Православной Церкви является Высокопреосвященный Даниил, Архиепископ Токийский, Митрополит всея Японии. Избрание Предстоятеля совершается Поместным Собором Японской Автономной Православной Церкви, состоящим из всех ее епископов и представителей клира и мирян, избранных на этот Собор. Кандидатура Предстоятеля утверждается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви поминает Святейшего Патриарха за богослужениями.
    Китайская Автономная Православная Церковь в настоящее время состоит из нескольких общин православных верующих, не имеющих постоянного пастырского окормления. До проведения Собора Китайской Автономной Православной Церкви архипастырское попечение о ее приходах осуществляется Предстоятелем Русской Православной Церкви в соответствии с действующими канонами.

Об устройстве Православной Церкви без вымыслов – преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф.

– Андрей, кто глава Православной Церкви?

– Глава Православной Церкви – Сам Господь наш Иисус Христос, Ее Основатель. Однако при этом каждая Поместная Церковь имеет своего Предстоятеля (буквально – тот, кто стоит впереди), избираемого из среды высшего, епископского, духовенства. В разных Церквах это может быть или Патриарх, или Митрополит, или Архиепископ. Но при этом Предстоятель не обладает какой-либо высшей благодатью, он является только первым среди равных, и все основные решения, которые принимаются в пределах Церкви, утверждаются преимущественно на особом Архиерейском Соборе (собрании епископов той или иной Церкви). Предстоятель может, например, инициировать, предложить то или иное действие, но без соборного его утверждения оно никогда не будет иметь силы. Пример тому – история Вселенских и Поместных Соборов, на которых только соборным разумом принимались основы христианского вероучения.

– Какова иерархия среди священнослужителей?

– В Православной Церкви принято деление священнослужителей на три категории или степени: архиерейскую, священническую и диаконскую. Прообраз такого деления мы можем увидеть в Церкви Ветхозаветной, священнослужители которой, будучи исключительно представителями одного колена – Левиина, имели следующую градацию: первосвященник (выполнял функции главного священника с определенными полномочиями), священники и левиты. В Ветхом Завете подобное деление было установлено Самим Богом и преподано через пророка Моисея, причем неоспоримость данного установления была доказана многими чудесами (самые яркие из них расцветший жезл первосвященника Аарона, а также погибель Корея, Дафана и Авирона, оспаривавших богоизбранность левитского священства). Современное же деление священства на три категории имеет свое основание в Новом Завете. Святые апостолы, избранные Самим Спасителем на служение Евангелию и исполнявшие функции епископов, для более успешного распространения учения Христа рукополагали для основываемых ими Церквей (конечно, не в нашем понимании – обширных многомиллионных Поместных Церквей, а первоначальных христианских общин) епископов, священников (пресвитеров) и диаконов.

– Кто такие диаконы, священники, епископы? В чем разница между ними?

– Епископы (архиереи) – это высшая степень священства. Представители этой степени являются преемниками самих апостолов. Епископы, в отличие от священников, могут совершать все богослужения и все Таинства. Кроме того, именно епископы имеют благодать рукополагать других людей для совершения ими священнического служения. Священники (пресвитеры или иереи) – священнослужители, которые имеют благодать совершать, как уже было сказано, все богослужения и Таинства, кроме Таинства Священства, следовательно, не могут передать другим то, что получили сами от епископа. Диаконы – низшая степень священства – самостоятельно не вправе совершать ни богослужений, ни Таинств, а лишь только участвовать и помогать при их совершении епископу или священнику.

– Что значит белое и черное духовенство?

– Более верно говорить: женатое духовенство и монашествующее. Женатое духовенство, как уже видно из самого названия, представляют те священники и диаконы, которые до своего рукоположения в священный сан вступили в брак (в православной традиции брак священнослужителям дозволяется только до хиротонии, после рукоположения жениться запрещено). Монашествующее духовенство – это те священнослужители, которые перед хиротонией (иногда – после хиротонии) были пострижены в монашество. В православной традиции в высшую священническую степень – епископскую – могут быть рукоположены только представители монашествующего духовенства.

– Что-то поменялось за 2000 лет существования христианства?

– Со времен существования Церкви в Ней кардинально ничего не поменялось, потому что Ее основная функция – спасать человека – одна и та же на все времена. Естественно, что с распространением христианства Церковь росла и географически, и, следовательно, административно. Так, если в древности епископ был главой местной Церкви, которая может быть приравнена к сегодняшнему приходу, со временем епископы стали возглавлять группы таких приходов-общин, образовавших отдельные церковно-административные единицы – епархии. Таким образом, церковное устройство благодаря своему развитию стало более сложным, но при этом сама цель Церкви, заключающаяся в приведении человека к Богу, не изменилась.

– Как происходят выборы в Церкви? Кто решает вопросы «карьерного роста»?

– Если мы говорим о выборах в высшую священническую степень – епископскую – то они, например, в Украинской Православной Церкви, происходят на особом собрании епископов – Священном Синоде, который, после Архиерейского Собора, является высшим органом церковного управления (Архиерейский Собор – это собрание всех епископов данной Церкви, а Синод – собрание только отдельных епископов, которые от лица Собора уполномочены решать те или иные церковные вопросы). Точно так же и хиротония будущего епископа совершается не одним каким-нибудь архиереем, пусть это будет даже и Предстоятель, а собором епископов. Вопрос «карьерного роста» тоже решается на Синоде, однако подобное решение более правильно назвать не «карьерный рост», а послушание голосу Церкви, ведь назначение на то или иное церковное служение не всегда связано с ростом в нашем представлении. Пример тому – история с великим учителем Церкви Григорием Богословом, который до своего назначения на столичную Константинопольскую кафедру был определен в небольшой городок Сасимы, вызывающий, по воспоминаниям самого святителя, в его сердце только слезы и отчаяние. Тем не менее, несмотря на свои личные взгляды и интересы, богослов исполнил свое послушание Церкви и в итоге стал епископом новой столицы Римской империи.

Беседовала Наталья Горошкова

Для того чтобы понять, на чем основаны принципы православного церковного этикета, необходимо иметь представление об организационной структуре Русской Православной Церкви.

А. Административная структура Русской Православной Церкви

Жизнь Русской Православной Церкви определяется ее Уставом. Действующий на сегодняшний день Устав включает такое понятие, как каноническое подразделение (п. 1.2). Каноническими подразделениями Русской Православной Церкви являются следующие образования:

– Самоуправляемые Церкви;

– Экзархаты;

– епархии;

– Синодальные учреждения;

– благочиния, приходы;

– монастыри;

– братства и сестричества;

– Духовные учебные заведения;

– миссии, представительства и подворья.

Русская Православная (другое официальное наименование – Московский Патриархат) имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

Высшая власть в области вероучения и канонического устроения Церкви принадлежит Поместному Собору, состоящему из епархиальных и викарных архиереев, представителей клира, монашествующих, а также мирян. Решения на Соборе принимаются большинством голосов. Его прерогативой является избрание Предстоятеля Церкви. Помимо решения внутрицерковных вопросов, Поместный Собор определяет и корректирует принципы отношений между и государством. В исключительных случаях такой Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (или Местоблюстителем) и Священным Синодом, однако обычно сроки его созыва определяются Архиерейским Собором.

Архиерейский Собор является высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви и состоит из епархиальных архиереев, т. е. епископов, осуществляющих управление отдельными епархиями. Членами Архиерейского Собора являются также викарные архиереи, возглавляющие Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. В компетенцию Архиерейского Собора входит решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных, пастырских и имущественных вопросов, канонизация святых, поддержание отношений с Поместными Православными Церквами, контроль над деятельностью Синодальных учреждений, утверждение новых общецерковных наград, наблюдение за претворением в жизнь решений Поместного Собора. Собор созывается Святейшим Патриархом и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в чрезвычайных случаях.

Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси, является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами. Греческое слово Σύνοδος (синод) в переводе означает собрание вообще, но в основном употребляется в значении «малый, постоянный собор». Уже в древности при восточных Патриарших кафедрах образовывались такие синоды епископов, которые коллегиально участвовали в решении наиболее значимых общецерковных вопросов. Первым из них возник Синод Константинопольской Церкви (Σύνοδος ενδημούσα), состоявший из митрополитов и епископов, по делам своих епархий, порой подолгу пребывавших в столице Византийской империи.

В России такая система церковного управления появилась через двадцать лет после смерти десятого Патриарха Московского и всея Руси Адриана. Его преемником с титулом «Экзарха, блюстителя и администратора Патриаршего стола» стал митрополит Рязанский Стефан (Яворский). Принужденный пребывать близ российского самодержца в новой северной столице Санкт-Петербурге, митрополит Стефан в 1718 году подал царю жалобу на чрезмерное обременение делами с прошением отпустить его из Петербурга в Москву, для более удобного управления Патриаршей областью. Резолюция императора Петра I на это прошение, содержащая ряд укоризненных замечаний, завершалась выводом: «Для лучшего впредь управления мнится быть Духовной Коллегии, дабы удобнее такие великие дела исправлять было возможно». Вскоре, в начале 1721 года, высочайшим повелением была образована Духовная Коллегия, впоследствии переименованная в Синод. Самостоятельность новой структуры управления ограничивалась назначаемым императором чиновником – обер–прокурором, который представлял интересы государства в Синоде и права которого постепенно расширялись вплоть до полного контроля за церковной жизнью (при К. П. Победоносцеве). Предстоятели Восточных Поместных Церквей признали Коллегию в качестве постоянного соборного органа, равного по власти Патриархам и потому получившего титул «Святейшего». Синод обладал правами высшей административной и судебной власти в Русской Церкви. Первоначально он состоял из нескольких архиереев, один из которых именовался «первенствующим», а также представителей черного и белого духовенства. Впоследствии состав Синода стал исключительно архиерейским.

Святейший Синод в качестве органа высшей церковной власти просуществовал почти двести лет. Лишь в 1917 году Поместный Собор Русской Православной Церкви принял решение о восстановлении на Руси Патриаршества. Тогда же было образовано два коллегиальных органа под председательством Патриарха для управления в период между Поместными Соборами: Священный Синод и Высший Церковный Совет, впоследствии упраздненный. Положением об управлении Русской Православной Церковью, принятым на Поместном Соборе 1945 года, в число постоянных членов Священного Синода включались митрополиты Крутицкий, Киевский и Ленинградский. Архиерейский Собор 1961 года ввел в Синод на постоянной основе Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя Отдела внешних церковных сношений.

В настоящее время, в соответствии с изменениями, внесенными Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, в Священный Синод Русской Православной Церкви входят его Председатель – Патриарх Московский и всея Руси, семь постоянных и пять временных членов. Постоянными членами Синода являются: по кафедре – митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдавии; по должности – председатель Отдела внешних церковных связей и Управляющий делами Московской Патриархии, являющийся секретарем Священного Синода. Заседания Синода проходят в две сессии: летнюю – с марта по август, и зимнюю – с сентября по февраль. Временными членами Синода становятся епархиальные архиереи, которые вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии (времени возведения в епископский сан). Решения принимаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов, при равенстве которых голос Председателя является решающим.

В обязанности Священного Синода входит рассмотрение широкого круга внутрицерковных (вероучительных, канонических, дисциплинарных, финансовых и имущественных) вопросов, избрание, назначение и перемещение архиереев, образование и упразднение епархий, поддержание межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных контактов, формирование церковно – государственных отношений. Священный Синод может обращаться со специальными посланиями к пастве Русской Православной Церкви. Как орган управления Синод имеет штамп и круглую печать с надписью: «Московский Патриархат – Священный Синод».

Следует отметить, что деятельность Синодов иных Поместных Православных Церквей может строиться по другим принципам и они обладают разными полномочиями. Число членов Синода также бывает различно, однако в него всегда входит Первоиерарх Поместной Церкви, являющийся председателем этого коллегиального органа.

Священный Синод Константинопольского Патриархата имеет постоянный состав. Патриарх и члены Синода традиционно являются гражданами Турции, поэтому в Синоде не представлены другие епархии и диаспоры, входящие в юрисдикцию Патриархата, например, Американская, Австралийская и др. Синод имеет своего секретаря, но одновременно в него входит архиграмматевс (от греч . άρχι. – главный, γραμματεύς – секретарь) – Генеральный секретарь Константинопольской Патриархии, должность которого соответствует Управляющему делами Московской Патриархии.

Членами Священного Синода Александрийской Церкви являются все правящие епархиальные архиереи, имеющие сан митрополита (в настоящее время их пятнадцать), а Председателем Синода – Блаженнейший Патриарх. Синод собирается два раза в год.

Члены Священного Синода Иерусалимской Церкви, как и всё монашествующее духовенство Иерусалимского Патриархата, состоят в братстве Святого Гроба. Как правило, все они являются этническими греками. Помимо греческого подданства, многие из них имеют гражданство Иордании. В Синод входит от пятнадцати до семнадцати членов, большая часть из них архиереи, как правило, титулярные, а также несколько наиболее известных архимандритов, постоянно проживающих в Иерусалиме. Право избрания кандидата на Патриарший престол принадлежит Священному Синоду, однако избранник должен быть утвержден государственными властями Иордании, Израиля и Национальной Палестинской Автономии.

В Священный Синод Сербской Церкви, кроме Святейшего Патриарха, входят четыре архиерея. Членом Сербского Синода не могут быть викарные епископы. Через каждые два года происходит ротация двух епископов – «синодалов», которых сменяет следующая пара по старшинству хиротонии. Священный Архиерейский Собор составляют все епархиальные архиереи под председательством Патриарха, и его решения признаются действительными, если при их принятии на заседании Собора присутствуют более половины епархиальных архиереев.

Священный Синод Румынской Церкви состоит из всех архиереев. В отсутствие Патриарха в Синоде его функции переходят к митрополиту наиболее крупной (после Валахии, которой управляет сам Патриарх) церковной области – Молдовы и Сучавы, в случае отсутствия Патриарха и всех митрополитов функции председателя осуществляет старейший по хиротонии епископ.

Священный Синод Иерархии Элладской Церкви, в который входят только епархиальные архиереи, является коллегиальным носителем высшей церковной власти. Если проводить аналогию со структурой Русской Православной Церкви, то Священный Собор Иерархии соответствует Архиерейскому Собору. Органом церковного управления является Постоянный Священный Синод, члены которого переизбираются раз в год, так что все архиереи Элладской Церкви с определенной периодичностью участвуют в его работе. Постоянный Священный Синод состоит из двенадцати архиереев, его возглавляет Архиепископ Афинский. Функции и круг полномочий Постоянного Священного Синода идентичны полномочиям Священного Синода Русской Православной Церкви, однако его члены собираются гораздо чаще своих русских собратьев – два раза в месяц.

В Святейший Синод Албанской Церкви входят все правящие епископы, а также титулярный викарный епископ Аполлонийский.

Членами Церковного народного собрания Православной Церкви Финляндии являются все три ее архиерея, шесть клириков и шесть мирян.

Синоды Грузинской, Болгарской, Польской, Чешской, Американской и Японской Церквей состоят из всех епархиальных архиереев, каждый из которых обладает правом решающего голоса.

В ведении Синода Русской Православной Церкви находится руководство Синодальными учреждениями. Каждое такое учреждение ведает кругом общецерковных дел, входящих в его компетенцию, и координирует деятельность соответствующих учреждений в епархиях. В настоящее время Синодальными учреждениями Русской Православной Церкви являются: Отдел внешних церковных связей; Издательский Совет; Учебный комитет; Отдел катехизации и религиозного образования; Отдел благотворительности и социального служения; Миссионерский отдел; Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями; Отдел по делам молодежи; Церковно–научный центр «Православная энциклопедия»; Комиссия по канонизации святых; Богословская комиссия; Комиссия по делам монастырей; Богослужебная комиссия; Библейская комиссия; Комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам; Синодальная библиотека. Возглавляют их лица, назначаемые Священным Синодом. В структуру Московского Патриархата на правах Синодального учреждения входит Управление делами Московской Патриархии. Синодальные учреждения являются органами исполнительной власти Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода. Они обладают правом полномочно представлять Патриарха Московского и всея Руси и Священный Синод в сферах своей деятельности.

Клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность. Судебная власть в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами трех инстанций:

– епархиальный суд (первой инстанции), имеющий юрисдикцию только в пределах своей епархии;

– общецерковный суд (второй инстанции) с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви;

– суд Архиерейского Собора (высшей инстанции) с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви.

Разбирательство дел во всех церковных судах закрытое. Членом епархиального суда может быть только пресвитер. Председатель суда является викарным архиереем или лицом в пресвитерском сане. Общецерковный суд состоит из Председателя и не менее чем четырех членов в архиерейском сане, которые избираются Архиерейским Собором сроком на 4 года. Постановления общецерковного суда подлежат исполнению после их утверждения Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом.

Б. Территориальная структура Русской Православной Церкви

В территориальном отношении Русская Православная подразделяется на Самоуправляемые Церкви, Экзархаты и епархии.

Самоуправляемые Церкви, входящие в состав Московского Патриархата, осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых специальным Патриаршим Томосом (грамотой), издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора. Решение об образовании или упразднении Самоуправляемой Церкви принимается Архиерейским Собором, им же определяются ее территориальные границы и наименование. Органами церковной власти и управления Самоуправляемой Церкви являются Собор и Синод, возглавляемые Предстоятелем Самоуправляемой Церкви в сане митрополита или архиепископа. Предстоятель Самоуправляемой Церкви избирается ее Собором из числа кандидатов, утверждаемых Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. Святейший Патриарх и Синод Русской Православной Церкви также утверждают Устав, которым руководствуется в своей внутренней жизни Самоуправляемая . На канонической территории Русской Православной Церкви их всего четыре – Латвийская Православная Церковь, Православная Церковь Молдавии, Эстонская Православная Церковь и Украинская Православная Церковь, которая является Самоуправляемой с правами широкой автономии.

Экзархат представляет собой объединение епархий по национально – региональному принципу. Такое объединение возглавляет Экзарх в сане архиепископа или митрополита, избираемый Священным Синодом и назначаемый Патриаршим Указом. Он поминается на Литургии во всех храмах Экзархата после Патриарха Московского и всея Руси. Экзарх возглавляет Синод Экзархата, которому принадлежит высшая церковная власть в Экзархате. До 1990 года в Русскую Православную входило несколько Экзархатов – Западно – Европейский (Англия, Бельгия, Италия, Нидерланды, Франция, Швейцария), Средне – Европейский (Австрия и Германия), Северной и Южной Америки (после предоставления автокефалии Православной Церкви в Америке в 1970 года – Центральной и Южной Америки) и Восточно–Азиатский (до 1956 г.). На Архиерейском Соборе 1989 г. был создан Белорусский Экзархат Московского Патриархата, на Архиерейском Соборе 1990 года (30–31 января) – упразднены все существовавшие в то время зарубежные Экзархаты (входившие в них епархии были непосредственно подчинены Святейшему Патриарху и Священному Синоду Русской Православной Церкви). Наконец, на Архиерейском Соборе 1990 года (25–27 октября) в связи с предоставлением Украинской Церкви статуса Самоуправляемой в составе Московского Патриархата был также упразднен Украинский Экзархат. Таким образом, в настоящее время в Русскую Православную Церковь входит только один Экзархат – Белорусский, находящийся на территории Республики Беларусь.

Епархия является структурным подразделением Русской Православной Церкви, возглавляемым лицом в епископском сане. В нее входят приходы, епархиальные монастыри и монастырские подворья, епархиальные учреждения, духовные школы, братства, сестричества, миссии. Она разделяется на благочиннические округа во главе с назначаемыми епархиальным архиереем благочинными. Благочинным является священнослужитель в пресвитерском сане, настоятель одного из приходских храмов благочиния. В его обязанность входит надзор за исправным совершением богослужений, внутренним и внешним состоянием храмов и иных церковных построек, а также правильностью ведения приходских дел и церковного архива, забота о религиозно–нравственном состоянии верующих. Благочинный полностью подотчетен правящему архиерею.

Органом коллективного управления епархией является Епархиальное собрание, состоящее из клира, монашествующих и мирян, проживающих на территории епархии и представляющих канонические подразделения, входящие в ее состав. К ведению Епархиального собрания, на котором председательствует правящий архиерей, относится контроль над деятельностью всех структур епархии. Собрание также избирает делегатов на Поместный Собор.

К органам управления епархией относится Епархиальный совет, возглавляемый епархиальным архиереем. Совет состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются Епархиальным собранием на три года. Председателем Совета является епархиальный архиерей. Совет рассматривает вопросы богослужебной практики и церковной дисциплины, а также подготавливает Епархиальные собрания.

Исполнительно–распорядительным органом епархии является Епархиальное управление, находящееся под непосредственным руководством епархиального архиерея. Епархиальное управление имеет канцелярию, бухгалтерию, архив и специальные отделы, обеспечивающие ведение миссионерской, издательской, социально–благотворительной, воспитательно–образовательной, реставрационно–строительной, хозяйственной деятельности.

Секретарем Епархиального управления является лицо, назначаемое правящим архиереем (как правило, в пресвитерском сане). Секретарь отвечает за делопроизводство епархии и помогает архиерею в управлении епархией и в руководстве Епархиальным управлением.

Члены Русской Православной Церкви могут принадлежать к монашеской или приходской общине.

Монастырь – это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры. Монастыри подразделяются на ставропигиальные, находящиеся под каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси, и епархиальные, каноническое управление которыми вверено епархиальным архиереям.

Во главе мужского монастыря стоит настоятель в сане иеромонаха, игумена или архимандрита. В крупных и древних монастырях лиц, имеющих такой сан, может быть несколько, но настоятелем является только один из них. Женские монастыри возглавляют настоятельницы, как правило, в сане игумении, привилегией которых является ношение наперсного священнического креста. Иногда настоятельницей женской обители бывает монахиня, которой также благословляется ношение наперсного креста по должности.

Кандидатуры настоятелей и настоятельниц епархиальных монастырей утверждаются Священным Синодом по представлению правящих архиереев. Ставропигиальным монастырем управляет наместник, «замещающий» настоятеля – Святейшего Патриарха, именуемого Священноархимандритом или Священноигуменом обители. По действующему Уставу Русской Православной Церкви в епархиальном монастыре исключить из состава монастырской общины ее члена или принять в нее нового инока (инокиню) можно только с согласия правящего архиерея.

Любой монастырь может иметь подворье – своего рода филиал монастыря, находящийся за его пределами. Обычно подворье представляет собой храм с прилегающими жилыми постройками и подсобным хозяйством. Деятельность подворья регламентируется Уставом того монастыря, к которому данное подворье относится, и собственным Уставом. Подворье находится в юрисдикции того же архиерея, что и монастырь. В случае, если подворье располагается на территории иной епархии, то за богослужением в храме подворья возносятся имена двух архиереев. Первым поминается епископ, правящий в епархии, где расположен сам монастырь, вторым – тот, в каноническом ведении которого находится территория нахождения подворья.

Приход является наименьшим территориальным каноническим подразделением Русской Православной Церкви. Он представляет собой общину православных христиан, состоящую из клира и мирян, объединенных при храме (дополнительно к основному церковному зданию приход может иметь приписные храмы и часовни в больницах, домах–интернатах, домах престарелых, воинских частях, тюрьмах, на кладбищах, а также в других местах). Клир храма состоит из священнослужителей: священника и диакона, именуемых клириками (в небольших приходах клир может состоять из одного священника, в крупных – из нескольких священников и диаконов). Церковнослужителями являются их помощники, участвующие в совершении богослужений – псаломщик, чтецы, певцы, алтарники. Избрание и назначение священно- и церковнослужителей, вместе образующих причт прихода, принадлежит епархиальному архиерею (на практике церковнослужители назначаются настоятелями храмов по благословению архиерея).

Во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. Настоятель ответственен за уставное совершение богослужений и религиозно-нравственное воспитание членов прихода. Он также ведает хозяйственными и финансовыми вопросами деятельности приходской общины и учреждений, существующих при ней.

Органами приходского управления являются настоятель, приходское собрание, приходской совет и ревизионная комиссия. Приходское собрание – высший орган управления прихода, возглавляемый настоятелем. Приходской совет является исполнительным и распорядительным органом Приходского собрания. В него входят председатель – церковный староста (по благословению епархиального архиерея председателем Приходского совета может быть избран настоятель), его помощник и казначей, ответственный за ведение финансовой отчетности. Состав совета избирается на три года из числа членов приходского собрания. Ревизионная комиссия, состоящая из трех выборных членов, контролирует финансово–хозяйственную деятельность прихода.

Средства Русской Православной Церкви формируются за счет отчислений епархий, ставропигиальных монастырей, приходов города Москвы, пожертвований физических и юридических лиц, доходов от распространения и реализации церковной утвари, литературы, аудиовидеозаписей, а также за счет отчислений от прибыли предприятий, учрежденных каноническими церковными подразделениями.

Русская православная церковь (РПЦ) - крупнейшее религиозное объединение в рамках русской православной традиции, одна из 16 поместных Православных церквей. С X по XV век существовала в качестве митрополии (церковной области) Константинопольского патриархата; с 1448 г. фактически независима (в результате отказа поддержать унию Константинополя с Римско-католической церковью); в 1589 году автокефалия РПЦ официально признана восточными патриархатами и учрежден Московский патриархат , который занимает пятое место в диптихе поместных Православных церквей.

В 1721 году патриаршество в РПЦ упразднено и учрежден государственный орган Российской империи по делам церковного управления - Святейший правительствующий синод , формальным главой которого стал Император. Патриаршество восстановлено в 1917 году, когда Поместный собор РПЦ избрал Патриархом Тихона (Белавина). После его кончины в 1925 году власти воспрепятствовали созыву нового Собора для выборов Патриарха, разрешив провести их лишь в 1943 году на Соборе епископов, состоявшем из 19 человек. В настоящее время главой РПЦ является Патриарх Алексий II , избранный на Поместном соборе 10 июня 1990 года. Он является 15-м по счету Патриархом Московским и всея Руси. Патриарх имеет три резиденции - официальную (в Свято-Даниловом монастыре), рабочую (в Чистом переулке в центре Москвы) и загородную (в Переделкино). Кафедры Патриарха расположены в трех столичных соборах - Успенском в Кремле, Богоявленском в Елохове и в храме Христа Спасителя. РПЦ насчитывает 128 епархий в России, Украине, Эстонии, Латвии, Литве, Белоруссии, Молдове, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане и Туркмении (эти страны считаются «канонической территорией» РПЦ), а также в диаспоре - Австрии, Аргентине, Бельгии, Франции, Нидерландах, Великобритании, Германии, Венгрии, США и Канаде. Приходы, представительства и иные канонические подразделения РПЦ имеются в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Италии, Швейцарии, Греции, на Кипре, в Израиле, Ливане, Сирии, Иране, Таиланде, Австралии, Египте, Тунисе, Марокко, ЮАР, Бразилии и Мексике. В состав РПЦ номинально входят Японская автономная православная церковь , которая управляется самостоятельным Митрополитом всея Японии, избираемым на Соборе этой Церкви, и Китайская автономная православная церковь , которая в настоящее время не имеет своей иерархии.Высшая вероучительная, законодательная, исполнительная и судебнаявласть в РПЦ принадлежит Поместному собору ,в состав котороговходят все правящие (епархиальные) архиереи, а также представителиот клира и мирян каждой епархии. Согласно Уставу РПЦ, действовавшемус 1988 по 2000 год, Поместный собор должен был созываться разв пять лет, однако на практике это предписание не исполнялось:с 1990 года по настоящее время не было ни одного Поместного собора.В августе 2000 года Архиерейский собор принял новый Устав РПЦ,в котором не оговаривается периодичность созыва Поместного собора,к исключительной компетенции которого отнесены лишь выборы новогоПатриарха. Реальная полнота церковной власти передана Архиерейскому собору , в состав которого входят постоянные члены Священногосинода и правящие архиереи. Согласно Уставу, действующему с августа2000 года, Архиерейский собор созывается Синодом не реже одного раза в четыре года (прежний Устав требовал его созыва не режеодного раза в два года). Перечень полномочий Архиерейского соборавесьма широк. Даже во время работы Поместного собора, которыйтеоретически может отменять решенияархиерейского, вся полнотацерковной власти принадлежит Архиерейскому совещанию , состоящемуиз архиереев – членов Собора. В случае, если за то или иное решениеподается большинство голосов членов Поместного собора, но эторешение не набирает большинства голосов членов Архиерейского совещания,оно считается принятым.

В период между Архиерейскими соборами Церковью управляет Патриархи Священный синод , который считается совещательным органомпри Патриархе. На практике Патриарх принимает важнейшие административныерешения только с согласия Синода. В состав Священного синода входят,помимо Патриарха, семь постоянных членов (митрополиты Крутицкийи Коломенский, Санкт-Петербургский и Ладожский, Киевский и всеяУкраины, Минский и Слуцкий, Кишиневский и всея Молдовы, а такжеуправляющий делами Московской патриархии и председатель Отделавнешних церковных связей – ОВЦС МП) и шесть временных ,вызываемых самим Синодом для участия в заседаниях на протяжениилишь одной синодальной сессии. Заседания Синода разделены на двесессии – весеннюю и осеннюю, каждая из которых состоит из двух-трехзаседаний, обычно продолжающихся два дня. Как правило, Священныйсинод заслушивает доклады о важнейших событиях церковной жизни,имевших место между его заседаниями (к числу таких событий относятсявизиты Патриарха, визиты в РПЦ глав других поместных Церквей,участие официальных представителей РПЦ в крупных мероприятияхобщероссийского или международного масштаба), а также учреждаетновые епархии, назначает и перемещает архиереев, утверждает открытиеновых монастырей и назначение их наместников и настоятельниц,открывает и реорганизует духовные учебные заведения, открываетновые канонические структуры РПЦ в дальнем зарубежье и назначаетих клириков. В исключительных случаях Синод выступает с Посланиями,отражающими точку зрения церковного священноначалия на те илииные значимые общественные проблемы (последнее подобное Посланиебыло посвящено проблеме ИНН и -- шире -- цифровой идентификацииграждан).

За минувшие 10 лет число епархий РПЦ увеличилось вдвое, а приходов– почти в три раза. По сведениям, которые огласил Патриарх АлексийII на Юбилейном Архиерейском соборе в августе 2000 года, в составРПЦ входит более 19 000 приходов и около 480 монастырей .Пастырское служение в РПЦ осуществляют более 150 архиереев, 17 500 священников, 2300 диаконов . Епархии РПЦ, возглавляемыеепархиальным архиереем, напрямую подчиняются Патриарху и Священномусиноду (Патриарх имеет свою собственную епархию на территорииг. Москвы, которой фактически управляет его викарий). В управленииепархиями архиереям помогают епархиальный совет и благочинные (священники, возглавляющие церковные округа, объединяющие,как правило, храмы одного или нескольких соседних районов большогогорода или региона). Так, например, территория г. Москвы (более400 храмов) разделена на 11 благочиний. В некоторых крупных епархияхимеются викарии – вспомогательные епископы, на которыхправящий архиерей возлагает часть своих обязанностей. В титулахепархиальных и викарных архиереев имеется небольшое различие –епархиальный архиерей носит «двойной» титул (например: «митрополитСанкт-Петербургский и Ладожский»), а викарный – «одинарный» (например:«архиепископ Истринский»). Больше всего – около 10 – викариевимеется в Московской епархии. Это связано с тем, что часть изних являются титулярными епископами, занимающими административныедолжности в центральном церковном аппарате (например, руководителиСинодальных отделов).

Иерархия Православной церкви именуется «трехчинной», потому чтоона состоит из трех основных ступеней: диаконата, священства и архиерейства . В зависимости от отношения к браку и образажизни духовенство подразделяется на две категории– «белое» (женатое) и «черное» (монашествующее) . Диаконы и священникимогут быть как женатыми (но только первым браком), так и монашествующими,а архиереи – только монашествующими. Диаконы являются помощникамиархиереев и священников при совершении богослужений, однако самине могут совершать ни одного из семи основных церковных таинств.Священники лишь властью своих епископов и по их «поручению»могут совершать все таинства, кроме священства – т. е. рукоположенияв священный сан (его совершает лишь епископ). Самого епископарукополагают несколько епископов, согласно решению Священногосинода. Епископы обладают полнотой сакраментальной и административно-каноническойвласти в Церкви, поэтому их персоны окружены особым почетом, аих богослужения совершаются по особому, торжественному чину (кархиереям принято обращаться «владыка» , а к диаконам исвященникам, а также к монашествующим, не имеющим иерархическогосана, – «отец» ). Представители «белого» и «черного» духовенстваимеют свои структуры почетных титулов, которые присваиваются за«выслугу лет» или за особые заслуги перед Церковью. Эти структуры можно представить в виде таблицы.

Иерархическая степень

"Белое" (женатое) духовенство

"Черное" (монашествующее) духовенство

Диакон
Протодиакон

Иеродиакон
Архидиакон

2. Священство

Иерей (= священник)
Протоиерей
Протопресвитер

Иеромонах
Игумен
Архимандрит

3. Архиерейство

Епископ
Архиепископ
Митрополит
Патриарх

Монашество имеет свою внутреннюю иерархию, состоящую из трех степеней (принадлежность к ним обычно не зависит от принадлежности к той или иной собственно иерархической степени): иночество (рясофор), монашество (малая схима, малый ангельский образ) и схима (великая схима, великий ангельский образ). Большинство современных монашествующих принадлежит ко второй степени - к собственно монашеству, или малой схиме. Получить рукоположение в архиерейский сан могут только те монашествующие, которые имеют именно эту степень. К названию сана монашествующих, принявших великую схиму, прибавляется частица "схи" (например, "схиигумен" или "схимитрополит"). Принадлежность к той или иной степени монашества подразумевает различие уровня строгости монашеской жизни и выражается через различия в монашеской одежде. При монашеском постриге приносятся три основных обета - безбрачия, послушания и нестяжания, а также присваивается новое имя в знак начала новой жизни.

В современной РПЦ мужскими монастырями управляет наместник в сане архимандрита (реже в сане игумена или иеромонаха; наместник одного монастыря имеет сан епископа), который "представляет" в нем настоятеля - епархиального архиерея. Наиболее крупные и знаменитые монастыри, а также мужские монастыри столицы являются "ставропигиальными" - их настоятель сам Патриарх, представленный в монастыре наместником. Женскими монастырями управляет настоятельница , имеющая почетный титул игумении (реже настоятельница является простой монахиней). В крупных мужских монастырях при наместнике действует совещательный орган - Духовный собор . Монастыри могут иметь свои подворья (представительства) в городах или селах, а также скиты и п"устыни , расположенные на некотором расстоянии от основной обители. Например, ТроицеСергиева лавра имеет Гефсиманский и Вифанский скиты, подворья в Москве и Санкт-Петербурге.

Помимо священнослужителей, принадлежащих к одной из трех ступеней церковной иерархии, в РПЦ есть и церковнослужители, или низшие клирики, - иподиаконы и чтецы . Первые почти исключительно прислуживают архиерею, а вторые читают на клиросе или выполняют пономарские функции в алтаре.

При Священном синоде РПЦ действует ряд "отраслевых ведомств" - Синодальных отделов , важнейший из которых - ОВЦС МП (председатель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев)). Сам ОВЦС МП так определяет круг своих задач: "Осуществление иерархического, административного и финансово-хозяйственного управления епархиями, монастырями, приходами и другими институциями нашей Церкви в дальнем зарубежье; принятие священноначалием решений, касающихся церковно-государственных и церковно-общественных отношений; осуществление связей РПЦ с поместными Православными церквами, инославными церквами и религиозными объединениями, нехристианскими религиями, религиозными и светскими международными организациями, государственными, политическими, общественными, культурными, научными, экономическими, финансовыми и иными подобными учреждениями и организациями, средствами массовой информации". Председатель ОВЦС МП митрополит Кирилл считается самым влиятельным иерархом РПЦ.

В большинстве случаев будущие священнослужители получают "профессиональное" образование в духовных учебных заведениях, сетью которых руководит Учебный комитет Московской патриархии (председатель - архиепископ Верейский Евгений (Решетников)). В настоящее время в РПЦ действуют 5 духовных академий (до 1917 г. было лишь 4), 26 духовных семинарий, 29 духовных училищ, 2 Православных университета и Богословский институт, женское духовное училище, 28 иконописных школ . Общее количество учащихся духовных школ достигает 6000 человек . Патриарх Алексий II и епархиальные архиереи стали все чаще обращать внимание на новую тревожную тенденцию, появившуюся в системе духовного образования РПЦ: лишь незначительный процент выпускников духовных учебных заведений продолжает свое служение Церкви в священном сане.

Синодальный Отдел по религиозному образованию и катехизации (председатель - игумен Иоанн (Экономцев)) руководит сетью учебных заведений, предназначенных для мирян. В эту сеть входят воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых ко крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, православные курсы катехизаторов .

При Священном синоде РПЦ действуют также Отдел по церковной благотворительности и социальному служению (и. о. председателя - митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин)), Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями (и. о. председателя - протоиерей Димитрий Смирнов), Миссионерский отдел (председатель - архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов)); Отдел по делам молодежи (председатель - архиепископ Костромский и Галичский Александр (Могилев)); Издательский совет (председатель - протоиерей Владимир Силовьев; он же главный редактор Издательства Московской патриархии , выпускающего официальный орган РПЦ - "Журнал Московской патриархии" ), ряд временных советов и комиссий. Текущими административными делами занимаются Управление делами (руководитель - митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин)) и канцелярия (руководитель - протоиерей Владимир Диваков) Московской патриархии. В непосредственном ведении патриархии находятся (и считаются главными источниками ее доходов) Художественно-производственное предприятие РПЦ "Софрино" и гостиничный комплекс "Даниловский" .

После распада Советского Союза и краха социалистического общества Церковь вступила в новую фазу своего развития - она не только восстановила свое положение в стране, но значительно его превысила. По сути, наряду со светской властью, Русская Православная Церковь (РПЦ) сегодня стала второй властью в России. Несмотря на то, что по Конституции Церковь у нас отделена от государства, она, как и в царский период, получает полную поддержку своих интересов на всех уровнях государственной власти - от самого маленького чиновника до президента страны. Более того, нынешнее положение РПЦ выгодно отличается от её статуса до 1917 года, когда она не имела самостоятельности и была подчинена высшему светскому руководителю государства - царю. Набрав за короткое время силу, она настолько осмелела, что впервые в истории русского государства заявила на своем соборе о возможности её неповиновения государственной власти («Основы социальной концепции РПЦ»).

Сегодня РПЦ представляет себя как главную духовную силу нашего государства. Со своей стороны чиновники и депутаты, поддерживающие Церковь в её стремлении играть ведущую роль в духовной жизни общества, уверены, что она может поднять его мораль и, прежде всего, мораль подрастающего поколения. В связи с тем, что чиновники и депутаты плохо знают историю РПЦ, им следует знать, что моральный облик самой РПЦ весьма далек от совершенства и поэтому доверять ей окормление наших граждан и особенно воспитание наших детей было бы большой ошибкой.

Считая себя самой совершенной религиозной организаций не только среди всех Церквей мира, но и среди Церквей инославных, РПЦ не нашла ни времени, ни повода для признания того, что в её истории были не только ошибки, но и преступления, которые она должна расценивать как грехи, причем грехи тяжкие. А грехи, как следует из христианского вероучения, следует признавать, каяться в них и замаливать. И просить прощения. И не столько у Бога (лучше не только у Христа, но у всей святой Троицы), сколько у народов России. К сожалению, руководство РПЦ и, прежде всего её патриарх Алексий II, в своей гордыне не видит за собой никаких грехов и каяться за них не желает. А напрасно…

Папа Римский Иоанн Павел II

Между тем в своё время глава первой по численности христианской Церкви - католической, объединяющей более одного миллиарда верующих, “наместник Бога на земле” Папа Римский Иоанн Павел II смог критически подойти к деяниям христианской Церкви и признать Церковь греховной, признать ошибки её руководства (в том числе ошибки пап Римских) и просить за них прощения. Среди прошлых грехов Папа назвал деяния инквизиции, ведение религиозных войн, дискриминацию женщин в Церкви и пассивность католических священников по отношению к защите от преследований евреев, особенно во времена нацистов. Папа осудил и терпимость Церкви к рабству в прошлые времена и за то, что монастыри и поместные Церкви обогащались за счёт эксплуатации рабов. В Апостольском послании Папы по случаю 2000-него юбилея “Tertio millenio adveniente”, впервые в истории говорилось об ответственности христиан и за зло, происходящее в наши дни.

В мае 2001 года во время посещения Греции в беседе с Архиепископом Афинским и всея Эллады Христодулом Папа попросил прощения не только у православных греков, но и у православных верующих всего мира. Вслед за Католической Церковью некоторые протестантские организации также сделали публичные заявления о том, что они раскаиваются за те беды, которые христиане (христиане-протестанты) причинили евреям и иудаизму.

РПЦ и грехи

А что же Православные Церкви, как они относятся к похвальной инициативе Католической Церкви? Весьма сдержанно, даже неодобрительно и почти без комментариев. Поскольку РПЦ делает вид, что её-то грехи католической части Церкви не касаются, следует напомнить её иерархам что прошлое их Церкви вовсе не было чистым и безоблачным. И у неё есть в чем каяться как перед инославными Церквами, так и перед верующими других монотеистических Церквей, т.н. язычниками и неверующими. О том, как на Руси насаждалось христианство, свидетельствуют летописи, которые нельзя заподозрить в желании очернить РПЦ, т.к. они писались христианами.

Древняя Русь

Жителей древнего Киева просто загнали в Днепр и им пришлось принять крещение опасаясь расправы. Зная, что новгородцы против принятия христианства, для их крещения вместе с епископом Иоакимом Корсуняниным были направлены войска - киевская дружина во главе с тысяцким князя Владимира - Путятой. Город был взят штурмом, и княжеская дружина совершила акт кощунства над верой новгородцев - изображения их богов - статуи были повержены (сожжены, разбиты или утоплены). Так как желающих отказаться от своей исконной веры, веры отцов и дедов и принять чужую веру было немного, княжеская дружина заставила её принять под страхом смерти. Не желающих принять христианство постигла расправа. Вся эта процедура дала новгородцам основание заявить, что “Путята крестил мечом, а Добрыня (новгородский воевода) - огнём”. Насаждение христианства на Руси не было однократным актом, оно продолжалось много столетий - практически вплоть до ХХ века. И часто огнем и мечом.

Руководство РПЦ не останавливалось перед уничтожением целых народов, не желавших принимать христианство. Грамота 1452 года митрополита Ионы вятскому духовенству красноречиво свидетельствует о том, как христианство насаждалось среди нерусских народов. Священники перемучили многих людей, переморили, в воду “пометали”, сжигали в избах - мужчин, старцев и малых детей, выжигали глаза, младенцев сажали на кол и умерщвляли. При этом митрополит не осуждал духовенство за зверскую расправу, а только предостерегал, что такой кровавый террор может вызвать ненависть к духовенству и нанести ущерб Церкви. Согласно грамоте новгородского епископа Макария в Водскую пятину, датированной 1534 г. Макарий отправлял православные иконы и освященный крест в водские земли, приказав помощнику «скверные молбища разоряти, а христиан наказывати и поучати на истинную православную веру». Так вожане принятии христианство.

Русь в Средние века

В XVII веке происходило насильственное крещение народов Поволжья и Сибири. В Сибири огнём и мечом действовал сибирский митрополит Филофей Лещинский. Он разрушал нехристианские кладбища, рубил и сжигал капища, возводя вместо них часовни. Принудительное крещение нерусских народов продолжалось даже в XIX веке. Чёрной страницей истории РПЦ является учреждение патриаршества на Руси. Прибывший за деньгами в июне 1588 г. константинопольский патриарх Иеремия II вовсе не был озабочен учреждением патриаршества на Руси. Более того, он этого активно не хотел. Грамоту об учреждении патриаршества на Руси бывший с Иеремией митрополит Монемвасийский Иерофей был вынужден подписать лишь под угрозой утопления в реке! Незаконность создания Московской патриархии состояла и в том, что это решение властен был принять только Вселенский Синод, как это было со всеми существовавшими патриархиями.

Государственная православная Церковь расправлялась не только с язычниками, но и с еретиками (т.е. инакомыслящими). Согласно соборному уложению 1649 г. критика Церкви и её догматов каралась сожжением на костре. Также карался и переход в другую веру. Инакомыслящие и перешедшие в другую веру (чаще - вернувшиеся в свою прежнюю веру) считались врагами Церкви. Этих врагов Церкви сажали на кол, выносили за городские ворота и сжигали, а пепел засыпали землёй.

Старообрядцы

После никоновских реформ были начаты страшные гонения на старообрядцев. Именно РПЦ была инициатором издания в годы правления царевны Софьи “12 статей о раскольниках” (1685 г.), в которых было сказано, что даже если некоторые “особо опасные” старообрядцы и присоединятся к господствующей Церкви, исповедуются и примут причастие от официального священника, то всё равно их надо “казнить смертию без всякого милосердия”. Причём казнить через сожжение. Автором этого документа был патриарх Иоаким. По настоянию духовных властей уничтожались деревни и сёла, где жили раскольники, их скиты и монастыри. По свидетельству иностранцев только перед пасхой 1685 г. патриархом Иоакимом было сожжено в срубах около 90 “церковных противников”. Одним из следствий кровавого террора по отношению к раскольникам было их самосожжение, принявшее большие размеры в XVII - XVIII веках. Самое массовое самосожжение произошло в Олонецком крае в 1687г. - крестьяне-раскольники, восставшие против притеснителей-священников после отчаянного сопротивления воинскому отряду решили сжечь себя. В огне погибло 2.700 человек! В результате жестокой расправы духовного ведомства с раскольниками в течение XVIII века было сожжено 1.733 человека, а самосожжению подвергло себя 10.567 человек!

Инквизиция на Руси

Как и Католическая Церковь, руководство РПЦ преследовало инакомыслящих («еретиков») с помощью своей «святой инквизиции». Свою инквизиторскую деятельность РПЦ осуществляла через судебные органы, находившиеся в распоряжении епархиальных архиереев, через патриарший суд и церковные соборы. Она располагала и специальным органами, созданными для расследования дел против религии и Церкви - Приказом духовных дел, Приказом инквизиторских дел, Раскольническим и Новокрещенскими конторами и др. Уже в XI веке РПЦ сурово расправлялась со своими противниками и требовала того же от светской власти. В Лаврентьевской летописи 1069 г.рассказывается о злодеяниях ростовского епископа Федора: «Много бо пострадаша человецы от него … головы порезывая … иним же очи выжегая и язык урезая». Новгородского архиерея Луку Жидяту, жившего в XI веке, христианский летописец называет “звероядивым”. “Сей мучитель, - говорит летописец, - резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям”. Церковных противников сжигали на кострах и варили в «собственном соку» в раскалённых железных котлах.

Выступившему против религиозного догматизма Фому Иванова в цепях привели в церковь и предали анафеме. После этого его пытали и заключили в Чудов монастырь, а 30 декабря 1714 г. в Москве на Красной площади построили сруб, куда поместили Иванова, после чего сруб сожгли. Сожжение еретиков проходили на Руси с 1504 по 1743 года, причем достаточно регулярно. Карались еретики и другими способами, например, утоплением.

Уже в XI веке на Руси происходили ведовские процессы. Летописи отмечают, что в 1024 году в Суздальской земле были схвачены волхвы и «лихие бабы». И те и другие были преданы смерти через сожжение. Их обвинили в том, что они являются виновниками постигшего Суздальскую землю неурожая. В 1411 году (почти за сто лет до начала охоты на ведьм в Европе) двенадцать «жонок вещих» наслали чуму на Псков, за что поплатились жизнью на костре. Последний раз русская ведьма была отправлена на костер в 1682 году. Это была Марфушка Яковлева, уличенная в наведении порчи на самого царя Федора Алексеевича. По примеру своих католических соратников, православная инквизиция разработала в XIII веке методы распознавания ведьм и чародеев огнем, холодной водой, подвешиванием и.т.п. Поддерживая веру в дьявола и его могущество, РПЦ объявляла еретичеством всякое сомнение в реальности дьявола. Жертвами православных инквизиторов были главным образом женщины. По церковным представлениям, женщины легче всего входили в сношение с дьяволом. Женщин обвиняли, что они портят посевы, погоду, что они виновны в неурожаях и голоде.

РПЦ и русский народ

Отдельно следует сказать об отношении РПЦ к русскому народу и государству. Вопреки усиленно распространяемому сегодня представлению об особой любви РПЦ к русскому народу, её руководство не всегда стояло на его стороне. Так, когда со второй трети XII века в Киевской Руси начали крепнуть центробежные тенденции, когда интересы многочисленных удельных князей возобладали над соображениями национального единства, Церковь не только не противостояла им, но нередко и поддерживала их. В истории РПЦ были и периоды, когда она выступала на стороне врага. Так, в середине XIII века священнослужители призывали смириться с татарским игом, отнестись к нему, как к заслуженной божьей каре.

В период освободительной борьбы Руси против золотоордынского ига (XIV - XV вв.), хотя некоторые иерархи и встали на борьбу с врагом, например, игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский, - большая часть священнослужителей исходя из собственных интересов сотрудничала с захватчиками, призывала прихожан к смирению и покорности. А Ростовский епископ Тарасий навел вместе с князем на Русь хищные орды Дуденя, разграбившего и разрушившего Владимир, Суздаль, Москву и ряд других русских городов. Многочисленные источники свидетельствуют, что в этот период духовенство находилось в несравненно лучшем положении, чем народ. Священники РПЦ под властью Орды быстро приспособилась - многие сами поспешили перейти на службу к татарам и призывали народ к покорности. Глава Церкви митрополит Иосиф бежал, оставив кафедру. Бежали также епископы Рязанский и Ростовский, Галицкий и Перемышльский. Монголы не только не притесняли, но и предоставили православному духовенству всевозможные льготы и послабления. Благодаря этим льготам, православное духовенство не испытывало и сотой доли тех тягот, которые легли на русский народ. В частности, монастыри и причт были полностью освобождены от уплаты дани. За верную службу завоевателям православному духовенству давались от ханов специальные ярлыки (жалованные грамоты).

Когда в 1601 - 1603 гг. страну поразил голод, во время которого вымерла “треть царства Московского”, архиереи и монастыри (вопреки указу Бориса Годунова) не поделились хлебом с народом. ”Сам патриарх, - писал свидетель событий, - имея большой запас хлеба, объявил, что не хочет продавать зерно, за которое должны будут дать ещё больше денег”.

РПЦ и Советская власть

Руководству РПЦ не следует забывать, что ещё 140 лет назад крепостное право в России признавалось богоугодным и таким же признавалась продажа одного человека другим на правах «крещенной собственности». Освобождение от крепостного права в России произошло на сто лет позднее, чем на Западе во многом благодаря сопротивлению духовенства. РПЦ активно выступала в защиту неограниченной власти царя: «Всякая мысль о какой-то конституции, - заявлял епископ Никон, - о каком-то договоре царя с народом является кощунством, непростительным оскорблением не только царя, но и Бога» (Голос Церкви, 1912, №10, с.47).

Да и в развязывании гражданской войны 1917 - 1921 гг. немалая вина лежит на РПЦ. Ведь инициаторами столкновения с большевиками было руководство РПЦ. Когда большевики издали свой манифест о земле (второй после декрета о мире), против них яростно выступили служители Церкви. Ещё бы - ведь у них отбирали землю, которая приносила им огромные доходы! После царя РПЦ была крупнейшим землевладельцем. Они сразу же забыли слова Христа о том, что отнимающему у тебя рубашку “...отдай и верхнюю одежду”(Матф. 5:40) и его призыв “Любите врагов ваших”. Патриарх Тихон (Белавин) объявил анафему (т.е. церковное проклятие) советской власти и стал призывать народ подниматься на гражданскую войну.
Чтобы защитить свою собственность и свою сытую жизнь!

Когда поборники христианства у нас говорят, что РПЦ является хранительницей древней русской культуры, то они заведомо говорят неправду. Ведь вся действительно древняя русская, славянская культура дохристианской поры (VI - X веков) была уничтожена. И уничтожена именно христианами. Уничтожена до основания! Погибли все ранние произведения древнерусского зодчества - древнерусские храмы, святилища и капища, священные рощи, вся скульптура, вся древняя церковная утварь, все произведения прикладного искусства. Уничтожены все древнерусские сказки, сказания, былины. По вине христиан русские люди называют своих детей не русскими, а еврейскими и греческими именами. В связи с этим возник парадокс русского мужика: символом русского мужика является русский человек с чисто еврейским именем Иёханаан («дар богов»), переделанный в Ивана. Другой парадокс состоит в том, что та культура, которую сторонники христианства называют древнерусской, в основе является чуждой русскому народу, заимствованной у греков и евреев. Лишь постепенно, с веками произошло частичное обрусение этой чуждой христианской (точнее, иудео-христианской) культуры. Усилиями христианских «просветителей» была уничтожена и древняя письменность русского народа. От неё сегодня ничего не осталось. Из летописи известно лишь, что такая письменность была и что на ней составлялись договоры с Византией.

РПЦ и наука

Ещё один тяжкий грех Русской Православной Церкви состоит в её многовековой борьбе против науки и просвещения, в чём она мало чем уступала своей более могучей сестре - Католической Церкви. Нападки РПЦ на науку вынудили великого русского ученого М.В.Ломоносова написать в «Регламенте» академического университета (1748г.): «Духовенству к учениям, правду физическую для пользы и просвещения показующим, не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях». «Не привязываться» Михаил Васильевич требовал не случайно, ибо духовенство, пока ещё неофициально, выражало недовольство светским образованием. Как и Католическая Церковь, РПЦ активно боролась против учения Коперника и Джордано Бруно, препятствовала развитию астрономии. Её духовенство считало «противной православной вере» гелиоцентрическую систему. М.В.Ломоносову пришлось включить в свое знаменитое «Письмо о пользе стекла … писанное в 1752 году» резкую отповедь «невеждам свирепым», веками стремящимся погубить научную астрономию. А 21 декабря 1756 года духовное ведомство представило императрице Екатерине II подробный доклад о вредности для православия гелиоцентрических воззрений. Синод испрашивал именной указ, согласно которому следовало «отобрать везде и прислать в Синод» издание книги французского писателя и ученого Бернара Фонтенеля, пропагандировавшего учение Коперника (1740 г.), и номера академических «Ежемесячных сочинений» 1755 и 1756 годов, а также строго воспретить «дабы никто отнюдь ничего писать и печатать как о множестве миров, так и о всем другом, вере святой противном и с честными нравами не согласном, под жесточайшим за преступление наказанием не отваживался».

Немало препятствий чинило православное духовенство развитию медицины. На православных церковных соборах XIV - XVII веков рассматривались и утверждались индексы запрещенных книг. В 1743 г. синодальное начальство потребовало изъять из продажи (что и было сделано) изданный Академией Наук астрономический календарь: оно обнаружило в нём сведения, “к соблазну народному склонные” “относительно Луны и протчих планет”. Оно возражало также против предпринятого Академией Наук издания русских летописей (!).

В 60-х годах XIX века РПЦ запретила издание романа Ж.Верна “Путешествие к центру Земли”, т.к. духовные цензоры нашли, что этот роман может развить антирелигиозные идеи и уничтожить доверие к священному писанию и духовенству. Церковные власти России запрещали издание многих произведений выдающихся французских писателей - Флобера, Анатоля Франса, Эмиля Золя и др.

По настоянию Синода на лобном месте в Москве была публично сожжена книга-диссертация видного философа и математика Д.С.Аничкова “Рассуждения из натурального богословия о начале и происхождении натурального богопочитания у разных, особенно невежественных народов”, изданная в 1769 г. Эта книга была посвящена вопросам происхождения религии. В XIX веке цензурным и иным преследованиям духовенства подвергались труды по геологии, биологии, ботанике, физиологии, истории, философии, произведения Дидро, Гольбаха, Гобса, Фейербаха. Чтение трудов Ч.Дарвина запрещалось, а его книги уничтожались.

Лишь после отмены в 1861 году крепостного права, Церковь стала постепенно отказываться от открытых и грубых нападок на науку. Однако после крушения социалистической системы в России РПЦ снова стала открыто лягать науку. В частности, сегодня она вновь нападает на эволюционное учение, объявляя его ложью (В.Тростников Дарвинизм: крах мира. Православная беседа, 1991, №2: 41-43). Вместо него она настойчиво и агрессивно предлагает молодому поколению (детям дошкольного возраста, школьникам и студентам) верить в допотопную сказку под названием «креационизм» - о сотворении богом Вселенной, состоящей всего лишь из планеты Земля, двух светил и тверди небесной с приколоченными к этой тверди звездочками.

"Святые"

Есть в чем покаяться руководству и клирикам РПЦ в связи с канонизацией святых. РПЦ взяла на себя большой грех, объявив святым не кого-нибудь, а убийцу - князя Владимира Святославича, который участвовал в братоубийственной войне, убил полоцкого князя Рогволода и насильно взял себе в жёны его дочь Рогнеду. Вся же его «святость» состоит в том, что он навязал русскому народу чуждую ему, но так желанную для попов иудео-христианскую религию. Главы РПЦ {начиная с Петра I номинальной главой РПЦ до 1917 г. был царь (царица)} не только часто вели себя неподобающе, но некоторые из них были и просто клятвопреступниками. Так, когда императрица Елизавета Петровна была ещё цесаревной, она устроила заговор против правительницы Анны Леопольдовны и её сына - малолетнего императора Иоанна Антоновича. Когда заговор стал известен Анне Леопольдовне и та потребовала объяснений, Елизавета расплакалась и бросилась к правительнице в объятия и поклявшись ей, что ничего не замышляет, убедила её, что она невинна. И та ей поверила! А в ночь с 24 на 25 ноября 1741 г. Елизавета, возглавив заговор, свергла Анну и её сына и стала императрицей.

Клятвопреступником был и вновь чтимый сегодня РПЦ император Николай II, прозванный в народе «кровавым» в связи с расстрелом в январе 1905 года мирной демонстрации на дворцовой площади в Петербурге. Поскольку Александр III считал Николая II неспособным править страной, он хотел передать престол младшему сыну Михаилу. Но когда Александр III умирал, Михаил не достиг ещё совершеннолетия и не мог принять корону. Перед смертью Александр III взял с Николая II клятву в том, что он откажется от престола, как только Михаилу исполнится 21 год. “Ты же сам знаешь, что не убережешь Россию, - пророчески говорил умирающий. - Добереги её до совершеннолетия Михаила”. Когда грянула революция и Николай II отрёкся, наконец, в пользу Михаила, было уже поздно.

РПЦ и Третий Рейх

Греховность РПЦ в вопросах нравственности просто огромна! О нравственной ущербности православной морали можно судить, например, по отношению РПЦ к войнам и, в частности, по объяснению почему христианский Бог убил (или допустил убийство) мирных граждан во время Великой Отечественной Войны. Во время этой войны Церковь не посмела заявить, что Бог наказал людей за их грехи войной и уничтожением. Это было бы кощунственно, ибо нет и не может быть у всего народа вины перед Богом. Тем более нет её у женщин, стариков и детей.

Нельзя было во время войны использовать и второе распространённое у Церкви объяснение: Бог попустительствует страданиям людей, чтобы отметить их своим вниманием. Иерархи РПЦ понимали тогда, что такое объяснение не было бы понято народом, т.к. оно не только кощунственно, но и звучит издевательски. Таким образом, оба эти распространённые объяснения в данном случае были бы не только безнравственными, но и позорными для РПЦ.

Однако, спустя более полувека после окончания этой ужасной войны и после того, как права Церкви были полностью восстановлены и она снова, как и при царском самодержавии почувствовала свою силу, иерархи РПЦ вернулись к средневековым нормам нравственности. Сегодня они не только не осуждает войну, но и кощунственно высказывают традиционную для РПЦ точку зрения о том, что война - это …. благо для людей. Протоиерей Василий Преображенский поучает: “Мы, безусловно, веруем: исход всех событий - и малых, и великих - предопределён Богом...”. Вдумайся, читатель, в следующие глумливые слова этого слуги божьего: “...война является одним из способов, посредством которого Провидение ведёт род человеческий к миру и спасению...Война установлена Богом (попущена им) прежде всего ради общенародного и общечеловеческого вразумления...”. Это значит, что человек должен поверить, что его бьют, издеваются над ним и его близкими, убивают его для... его же собственного блага!!!

Покаяться руководство РПЦ может и в своём отношении к евреям. В католической Церкви из богослужения Великий Пятницы была изъята молитва за “вероломных иудеев”. В некоторых православных странах также начинают проводиться подобная реформа, но не в РПЦ.

Здесь, конечно же, приведены не все ошибки и преступления руководства РПЦ. Но и тех, что упомянуты, вполне достаточно, чтобы смиренно опустить голову и вслед за Папой Римским и главами некоторых протестантских Церквей (к сожалению, не все они изгнали из себя гордыню) принести слова покаяния своему народу. Может быть наш многострадальный народ их выслушает и простит. Если поверит в искренность покаяния...