Во всех ли школах будет астрономия. Астрономия в школе: новое - хорошо забытое старое




В российские школы возвращается астрономия, причем не вариативным курсом, а обязательным. Предмет внесли в федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Минобрнауки России дало местным образовательным организациям год на раскачку. У каждой школы есть право самостоятельно принять решение - включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го. Определяющий фактор здесь - фактическая готовность школы к качественному преподаванию этого предмета. Предполагается, что вести астрономию будут учителя физики, для этого им придется пройти курсы повышения квалификации. Подробнее - в материале «Реального времени».

Иммунитет к лженауке

В учебный план астрономия как самостоятельный предмет была введена в советских школах в 1932 году. На изучение отводился 1 час в неделю в 10-м классе. Особо тогда отмечалось идеологическое значение предмета.

Убрали из перечня обязательных предметов астрономию в 1993 году. Хотя в отдельных школах ее продолжали изучать, но в рамках факультатива. В большинстве же учебных заведений до сегодняшнего дня знания о космосе дети получали в рамках интегрированных курсов. Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших - в курс по физике.

В 2017 году предмет возвращается, причем не вариативным курсом, а обязательным. Астрономия, как сказано в презентации Минобрнауки, помимо понимания устройства мира, в том числе за пределами Земли, мотивирует к изучению физики и математики, а также прививает «иммунитет» к лженауке и псевдонаучным сенсациям.

Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших - в курс по физике. Фото petrsu.ru

ЕГЭ по астрономии не планируется, но вопросы из курса включат в ЕГЭ по физике

Минобрнауки России дало школам год на раскачку. У каждого учебного заведения есть право самостоятельно принять решение - включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го. Определяющий фактор здесь - фактическая готовность школы к преподаванию этого предмета. В методических рекомендациях, которые Минобрнауки России направило в регионы, специально акцентировано внимание на том, что изучение астрономии как обязательного предмета «вводится по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий».

При этом в школах, где астрономия изучалась в рамках вариативной части (по Закону об образовании 50 процентов часов формируется федеральным центров и по 25 процентов - регионом и школой), предмет, согласно рекомендациям министерства, целесообразно ввести для одиннадцатиклассников с 1 сентября 2017 года.

Объем курса астрономии не должен быть менее 35 часов в год. То есть это один урок в неделю, при условии, что предмет изучается в 10-м или 11-м классе, и один урок в две недели, если курс растянут на два года - такой вариант тоже возможен. Как поступить, должна решать школа.

ЕГЭ по астрономии, в том числе на добровольной основе, не планируется. Но с 2019 года будут проводиться всероссийские проверочные работы по астрономии, а задания по предмету будут включены в ЕГЭ по физике.

К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. Фото kpfu.ru

Когда Солнце вращается вокруг Земли

Закон сохранения энергии никто не отменял, и приведет ли добавление одного предмета в расписание уроков к исключению другого - этот вопрос Министерство образования и науки России отдало на откуп школам: «Образовательная организация самостоятельно осуществляет перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки». К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает завкафедрой астрономии и космической геодезии Института физики КФУ Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. К введению предмета он относится положительно.

Пробелы в знаниях действительно есть, соцопросы показали, что утеряны некоторые мировоззренческие аспекты. Многие - не только дети, но и взрослые - на вопрос, что относительно чего вращается, отвечали, что Солнце вращается вокруг Земли. Это, конечно, печально было нам слышать. Другое дело - кто будет преподавать? - говорит Бикмаев.

Согласно опросу ВЦИОМ , каждый четвертый россиянин думает, что не Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце вокруг Земли. Исследование длилось на протяжении нескольких лет, и каждый раз россияне демонстрировали удивительные «знания».

В астрономы переквалифицируют физиков

Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры - в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Скорее всего, новым предметом нагрузят физиков.

Мы будем с Министерством образования обсуждать, как методически организовать эти занятия, наша кафедра будет оказывать содействие. Программа школьного курса утверждена, известен даже учебник, его автор - Виктор Чаругин. Скорее всего, астрономию будут преподавать учителя физики, они наиболее близки к этому предмету. В этом году планируется поэтапно ввести курс, может быть, не весь сразу. Будет ли это во всех школах или в качестве эксперимента в некоторых - это решит Министерство образования Татарстана, - говорит Бикмаев.

Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры - в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Фото presnya.mos.ru

В Минобразования республики прокомментировать, как будет осуществляться внедрение нового предмета в образовательную программу, не смогли - все специалисты заняты подготовкой к республиканскому педсовету, который 15 августа пройдет в Муслюмово.

Мы не думаем, что надо с места в карьер. Мероприятия по возвращению астрономии в школы должны проводиться поэтапно. Последние 15 лет этот предмет отсутствовал, и за один месяц его вернуть трудно, - говорит Ильфан Бикмаев.

За звездами - из села Новые Чечкабы

Впрочем, какими темпами и в каком качестве астрономия вернется в школы, больше зависит даже не от Минобразования. В Татарстане есть удивительный пример, когда ученики сельской школы становились призерами Всероссийской олимпиады по астрономии, даже несмотря на отсутствие этого предмета в расписании.

Несколько лет назад теперь уже бывший директор Ново-Чечкабской школы Буинского района открыл в школе кружок по астрономии. На собственные деньги купил телескоп и предлагал школьникам посмотреть на звезды. Постепенно забава переросла в интерес к науке. Школа выиграла грант, на который приобрела телескоп посерьезнее, оборудовали кабинет астрономии, в котором вечерами занимались десятки школьников. Нынешний директор школы Рустем Бикмуллин считает, что внедрить новый предмет школам будет несложно.

В том, чтобы организовать один урок в неделю, ничего сложного нет. Региональный компонент есть, за счет которого этот час можно выкроить, ресурсы можно найти, - говорит Рустем Бикмуллин.

В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 20 человек на место. Впрочем, мест немного - всего 15, средний балл абитуриентов - 230-240. Фото Романа Хасаева

«Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы она развивалась и в России тоже»

Несмотря на многолетнее отсутствие астрономии в школьной программе, интерес к предмету не был потерян. В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 7 человек на место. Впрочем, мест немного - всего 15, средний балл абитуриентов - 230-240. «Конечно, общий уровень из-за отсутствия астрономии в школе был несколько понижен, но мы на первых курсах его восстанавливали», - говорит завкафедрой. С введением астрономии в школах, надеется он, увлеченных абитуриентов станет больше.

Интерес к астрономии в последние годы возрос во всем мире - запускаются новые космические аппараты, строятся телескопы, обсерватории. Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы астрономия как наука развивалась и в России тоже, - говорит Ильфан Бикмаев.

Кафедра астрономии КФУ в ближайшее время готовится к участию в проекте международной российско-германской орбитальной обсерватории «Спектр-Рентген-Гамма» под эгидой Института космических исследований РАН. КФУ будет осуществлять наземную оптическую поддержку с телескопа, который установлен в Турции. Планируется, что запуск «Спектра» на орбиту состоится в сентябре 2018 года. Цель проекта - изучение черных дыр, нейтронных звезд, вспышек сверхновых и галактических ядер. Предполагается, что в ходе исследования будет открыто более миллиона новых активных ядер галактик и до 100 000 новых скоплений галактик.

Дарья Турцева

В свете изменений, появившихся в школьной программе в последние годы, введение астрономии в 2018-2019 учебном году было ожидаемым. Учителям и родителям хотелось бы, чтобы дети, окончив, школу, умели грамотно писать, знали наших литературных классиков, историю своей Родины и, естественно, законы мироздания. Решение о вводе предмета «Астрономия» было принято 7 июня 2017 года Министерством образования и науки России. Объяснили это нововведение тем, что в век космических полетов и испытаний у большинства выпускников школ нет никаких знаний о небесных телах, галактике и Вселенной.

До 2008 года предмет «Астрономия» являлся обязательным в школьной программе. Учителя физики объясняли детям эту науку. В старших классах на изучение материала отводили 1 час в неделю. После проведения реформы астрономию в школе перестали изучать. Правда, некоторые понятия были введены в физику. Дети, которые окончили школу, не имели понятия о строении Солнечной системы. Учащиеся не имели элементарных представлений о звездах, космических телах, галактиках и так далее. После проведения опросов социологи выяснили, что почти 60% детей считают, что Солнце вращается вокруг Земли и ничего не знают о Вселенной.

В этом учебном году дети смогут прикоснуться к миру звезд. На изучение этой науки в старших классах отводится один урок в неделю. Введение астрономии в 2018-2019 учебном году, учебник, используемый еще до реформы, будет основным пособием для учеников. Это единственный учебник «Астрономия» для 11 класса авторов Воронцова-Вельяминова Б.А., предназначенный для изучения этой науки на базовом уровне. Преподаватели физики будут вновь давать ученикам знания по астрономии. В своей работе учитель может использовать доклады, тесты, презентации.

Хотя предмета астрономии в школе не было, но некоторые ее понятия были включены в учебник общей физики. Ранний накопленный опыт сохранился, появились новые направления и формы работы. Кроме этого, есть научно-популярная литература. Можно брать информацию из интернета. Все это преподавателям астрономии поможет в работе.

В астрономическом уголке для более детального изучения Вселенной должны быть карты и атласы звездного неба, модель солнечной системы, астрономические календари, таблицы, портреты и т.д.

В большинстве школ материально-техническая база недостаточна для изучения этого курса на должном современном уровне. В астрономических уголках нет оптических инструментов для наблюдения небесных тел, нужны телескопы, теодолиты, бинокли.

Ученики будут познавать следующую информацию:

  • Определение небесных координат;
  • Планеты и их расположение в Солнечной системе;
  • Небесные тела, размеры и расстояния между ними;
  • Что такое парсек?;
  • Звезды, их физическая природа, характеристики;
  • Галактики;
  • Строение Вселенной.

Предлагаемый к познанию материал сложный, но времени для его изучения мало. За счет чего введение астрономии в 2018-2019 учебном году будет проводиться? Часы, необходимые для изучения этого предмета, берутся за счет уменьшения уроков физики. Но выпускники, которые хотят сдавать , попали в непростую ситуацию. Им самостоятельно придется изучать отдельные темы. Некоторые преподаватели физики предлагают ввести изучение астрономии в 7-8 классах, адаптировав учебный материал под возраст учащихся. Тем самым сохранятся все часы для изучения физики в выпускных классах.

Науку о звездах только начали преподавать. Учебный план про введение астрономии в 2018-2019 учебном году может быть составлен по-разному. На изучение материала дается 1 час в неделю в 10 или 11 классе. Можно одну его часть изучать во 2 полугодии 10 класса, а остальную информацию в первом полугодии 11 класса или распланировать преподавание по 2 часа в неделю в каком-либо полугодии этих классов.

Наука о звездах дает ребенку следующее навыки:

  • определять местоположение и время по астрономическим объектам;
  • определять нахождение звезд и созвездий на небосклоне;
  • давать объяснение видимого положения и движения небесных тел;
  • определять вид звездного неба в конкретном месте в заданном времени, используя компьютерные приложения.

Учащиеся будут знать, какие открытия звездной науки повлияли на развитие науки и техники.

Астрономия дает детям представление о естественнонаучной картине мира, дает толчок к развитию творческих и познавательных способностей.

Появятся ли знания о звездном мире у учеников? Это станет известно после окончания занятий. Ученые в своих исследованиях предлагают изучать науку о звездах в более современном формате.

Госкорпорация "Роскосмос" обратилась в Минобрнауки с просьбой вернуть астрономию, как отдельный предмет, в российские школы. Эту инициативу поддержали российские планетарии и Институт космических исследований РАН. И вот свершилось чудо, в Министерстве образования и науки официально заявили, что с 1 сентября 2017 года в школах появится новый предмет – астрономия.

В начале 1990-х годов в российских школах перестали преподавать астрономию. И хотя в Минобрнауки отрицают факт исключения курса астрономии из обязательной школьной программы (по словам сотрудников ведомства, астрономия стала составной частью дисциплин "Физика" и "Окружающий мир"), по факту, информацию о небесных телах и связанных с ними явлениях школьникам приходилось искать и изучать самостоятельно. В результате, уровень астрономической грамотности среди населения упал ниже некуда – например, больше трети россиян не знает, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

Такая астрономическая безграмотность в 21 веке, веке космических открытий, и в стране, запустившей первые спутники, недопустима. Именно поэтому госкорпорация "Роскосмос" обратилась в Минобрнауки с просьбой вернуть астрономию, как отдельный предмет, в российские школы. Эту инициативу поддержали российские планетарии и Институт космических исследований РАН. И вот свершилось чудо, в Министерстве образования и науки официально заявили, что с 1 сентября 2017 года в школах появится новый предмет – астрономия .

Почему астрономия исчезла из школьных программ?


Среди причин, нивелировавших астрономию, как школьный предмет, можно назвать апокалипсис СССР – не до образования было, когда страна разваливалась. Но это – не самый главный фактор, уничтоживший возможность получения научных представлений об окружающем мире. Были и другие причины, не менее объективные.

История преподавания предмета в России, как естественной науки насчитывает больше ста лет. Из элитной науки космография (астрономия) в начале 20-х годов прошлого века стала доступной, а в связи с реформой образования тридцатых годов прошлого века астрономия получила статус отдельного школьного предмета, и на ее изучение в выпускном классе общеобразовательной школы до 1991 года отводилось 35 часов.

Второе полугодие для выпускников – горячая пора, подготовка к экзаменам, поэтому учителя физики, они же – учителя астрономии, отменяли уроки астрономии в пользу подготовки к выпускному экзамену по физике. И уроков астрономии становилось в два раза меньше – даже меньше, чем космических тел в Солнечной системе, о которых желательно было бы дать учащимся, по крайней мере, поверхностное представление.

Изучение строения дальнего Космоса с его законами оставалось мечтой, которую подпитывали сценаристы и режиссеры фантастических фильмов о внеземных цивилизациях, полетах к созвездию Большого Пса и так далее. К киносценариям о космосе, как псевдонаучному дидактическому материалу, добавились гороскопы и астрологические прогнозы, расплодившиеся во всех печатных изданиях и на центральных телеканалах – будто нарочно кто-то стряхнул пыль веков с древних представлений человека о мироздании, и растиражировал их в стране, встречавшей из космоса своего Гагарина.

А ведь изучение астрономии, как естественной науки , помимо расширения знаний в области естественных наук, влияет на формирование мировоззрения школьников. Но с 1991 года эта ниша заполнялась лженаучными знаниями, незаметно уводя новые поколения в средневековые дебри невежества.

Доступность изучения астрономии, которая была обеспечена советской системой образования, достигла наивысшей кризисной точки и исчезла вместе с государством, которое первым запустило спутник и отправило человека в космос – "…гений – парадоксов друг", как сказал великий русский поэт. Кому было выгодно исчезновение СССР и ликвидация предмета астрономии из обязательной школьной программы – тема для изучения на уроках истории и обществоведения.

Нужна ли астрономия в школе?

Сегодня Россия в области проведения космических исследований и освоения Космоса соперничает только с США. Пока, первый спутник, первый космонавт, первый человек, вышедший в открытый космос – наше превосходство, и пока без российских ракетоносителей американцы могли бы заглядывать в космос только с помощью телескопов. В мире все взаимосвязано. От успехов в изучении и освоении космического пространства многое зависит на Земле. Абсолютно уверенно можно сказать: сильнее тот, кто умнее, а сила – в знании.

Специалисты уверены, что изучать астрономию в школе необходимо. Хотя бы только потому, что наука о Вселенной поможет школьникам расширить кругозор и удовлетворит их природное любопытство. Интересен ли будет новый предмет школьникам? Сами знания о космосе, безусловно, будут вызывать интерес у ребят, утверждают работники планетариев и астрокомплексов. А вот насколько интересен будет курс астрономии в школе, во многом зависит от педагогов.

О необходимости изучения астрономии в школе говорят и отдельные представители власти. Например, сенатор Людмила Бокова на наш вопрос ответила: "Астрономия раньше была полноценным предметом и изучалась в старших классах. Ее необходимость очевидна, есть даже олимпиадное движение в данной предметной области. Также за возврат этой дисциплины неоднократно выступали общественники и педагоги. На мой взгляд, вводить отдельный предмет в ущерб другим нецелесообразно, но можно подготовить интегрированную программу по физике , включив туда темы, посвященные астрономии. Это потребует дополнений в учебники физики".

К слову

Представители компании BRAINLY Sp. z o.o. вместе с сайтом Znanija.com взяли на себя труд провести "совершенно бескорыстно" социологическое исследование на тему, хотят ли школьники в России изучать астрономию? Оказалось, что почти не хотят! Подробные результаты этого опроса можно найти на указанном сайте, но дело не в них.

Откуда и зачем появилась компания в нашей стране, и в связи с чем она озабочена желанием или нежеланием детей изучать астрономию? Любое исследование требует немалых материальных затрат – и их было не жаль! Дети не любят молоко и манную кашу, боятся прививок, мечтают, чтобы каникулы продолжались девять месяцев в году, а учебный год – три. Можно было бы провести соцопрос и на эту тему.

Выводы по поводу такого интереса к российской образовательной системе читатели сделают самостоятельно.

Астрономия возвращается в школу. Кто и как будет учить?


Теперь о самом важном. На официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации опубликован приказ от 20.06.2017 г. "Об организации изучения учебного предмета "Астрономия" с приложением методических рекомендаций по введению этой дисциплины как обязательного курса.

В методических рекомендациях прописано, что "с целью организации эффективной (!) работы…" обязательному, на уровне среднего общего образования, предмету отводится не менее 35 часов (!) "за два года обучения". Снова, как и в советской школе, включение астрономии в число предметов для ЕГЭ не планируется, даже на добровольных началах. Правда, на этот раз, вопросы по астрономии запланировано ввести в материалы госэкзамена по физике. Подготовка и переподготовка кадров, создание учебников, материально-технической базы – в стадии планирования и разработки.

"Сироту" вернули в храм знаний, но снова поставили в угол. Да, астрофизиками станут не все, потому что астрономия – наука очень сложная и многокомпонентная, и стране нужны ученые в этой области, а не огромный штат рядовых техников. Но, может быть, при более серьезном подходе к изучению предмета в школе , удалось бы со временем вырастить квалифицированных преподавателей астрономии, которые бы смогли привить интерес к науке, объяснить ее значимость будущим поколениям? Никто же не говорит, что не надо изучать правила дорожного движения, если не собираешься управлять автомобилем.

Да, объем знаний сегодня такой, что вызывает обоснованное беспокойство о высокой психоэмоциональной и учебной нагрузке детей, и неизвестно, куда "вставить" дополнительный час старого-нового предмета. Но астрономия может быть и частью географии или природоведения, она вполне вписывается в разделы других естественных наук. Наука развивается стремительно, и дальше учиться будет еще сложнее.

Хорошо, что астрономия вернулась в школу . Лишь бы не наступить "на старые грабли"! Прошлое должно стремиться в будущее, и над этим нужно задуматься, на этот раз – всерьез и бесповоротно.

Источники изображений: tvc.ru, sibmama.ru, newsland.com, inruza.ru

Среднее общее образование

Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (11)

Астрономия в школе: 5 актуальных вопросов

Недавняя новость о введении астрономии в число обязательных предметов школьной программы многих удивила. Мы попытались разобраться в ситуации и ответить на интересующие всех вопросы.

Когда астрономия станет обязательным предметом в школе?

Минобрнауки России вводит в число обязательных предметов образовательной программы среднего общего образования курс «Астрономия» с нового учебного года (2017/2018).

В своем выступлении на заседании Минобрнауки РФ 03.04.2017 г. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подчеркнула: «Напомню вам, что с этого года в школьной программе вводится курс астрономии. В этом нет ничего удивительного - астрономия читалась в курсе физики, учителя физики готовы к тому, что они будут читать этот курс отдельно. Никаких часовых изменений не происходит» ().

Когда ставится вопрос о необходимости преподавания астрономии в школе, то оппоненты, чаще всего из «руководства», интимным тоном задают встречный убийственный вопрос: «А для чего простому работяге в его практической жизни понадобится астрономия?... Ну, там, навигация, ориентация, ориентирование по звездам..., так ведь этим занимается очень небольшое количество людей, которых специально к этому готовят! Вот, пусть они и изучают астрономию!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

необходимость преподавания астрономии в школе

Когда ставится вопрос о необходимости преподавания астрономии в школе, то оппоненты, чаще всего из «руководства», интимным тоном задают встречный убийственный вопрос: «А для чего простому работяге в его практической жизни понадобится астрономия?... Ну, там, навигация, ориентация, ориентирование по звездам..., так ведь этим занимается очень небольшое количество людей, которых специально к этому готовят! Вот, пусть они и изучают астрономию!»

На первый взгляд в этом рассуждении логика есть. Но давайте, распространим этот подход на другие дисциплины средней школы.

МАТЕМАТИКА. А для чего ее изучать? Существуют калькуляторы, которые считают точнее, чем человек. Вот, если работяге потребуется что-то сосчитать, он и будет пользоваться калькулятором, а всякими там биномом Ньютона да интегралами пусть специалисты занимаются. Разве не так?

ПИСЬМО. А пишущие машины для чего? А скоро будут такие, что прямо с голоса печатать будут, грамматически абсолютно правильно, только лист в машину заложи. Расписаться научился - и хватит!

ИСТОРИЯ. Вот уж, в практической жизни совершенно ни к чему! Что было, то прошло и изменить его нельзя. А что будет, так того все равно никто не знает. Да и саму-то историю историки каждые несколько лет переписывают по-новому. Так нечего на нее и время тратить.

ГЕОГРАФИЯ. Тоже не нужна! Круглая Земля, или плоская, так работяге «без разницы», а если надо куда ехать, то купил билет, да и езжай!

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. Все, что тебе, работяге, знать нужно, тебе расскажут и покажут по телеку.

ФИЗИКА, ХИМИЯ. Опять-таки, где бы ты ни работал, от тебя требуются не твои знания, а точное исполнение инструкций по работе и по технике безопасности. И вообще, чтобы стать Большим человеком, образование ни к чему. Александр Данилович Меншиков ни читать, ни писать не умел, а стал светлейшим князем и богатейшей персоной, без всяких книг! Вот это и есть достойный пример!

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Вот это нужно, пожалуй, в первую очередь! И для того, чтобы работа шла легче, и для того, чтобы при случае «дать» кому как следует! И развлечения для него просты: телек, если уж очень устал, хоть спи перед ним, никто не осудит, или дискотека «для живого общения», ну, конечно, и умственные игры, такие, как «козел», карты.

И учить такого работягу десять или более лет, да еще за счет всего народа, нет никакой надобности; читать научился, расписаться умеет, мускулы накачал - и иди работать, хоть с десяти лет. Учить тебя курить и водку пить не приходится - сам научишься!

Все сказанное выше далеко не преувеличение. Такого рода обучение, когда на первом месте стоит стадион, можно видеть в США, с которых у нас сейчас стараются брать пример во всем, начиная с эстрады, детективных фильмов и кончая школьным образованием. При этом напрочь забывают, что США - это страна из людей, бросивших свои исторические родины, нравы, обычаи, нередко даже презирающие их, стремящихся на новом месте урвать от жизни как можно больше и побыстрее, хотя бы за счет здоровья, жизни, хоть чужой, хоть своей. Восхищаясь достижениями инженеров и ученых США, не следует забывать, что значительная часть их «выписана» из стран Европы, в том числе из России, где обучение подрастающего поколения не такое прагматичное. В нашей стране был принят закон о всеобщем обязательном среднем образовании, но в то же время полно недоучек, мало чем отличающихся от показанных выше «работяг». Причин такого положения несколько, и полезно хотя бы некоторые из них вспомнить.

Иждивенческий подход к образованию: «раз есть закон, так пусть сами меня и учат, а я могу и бездельничать, все равно «они» должны меня выпустить, иначе им же попадет!» Вот и мучаются педагоги, натягивая «тройку» явному бездельнику (иногда за «мзду»!).

Чисто прагматический подход, который встречается главным образом среди сельского населения, где среднее образование представляется причиной, отвлекающей подростка от крестьянского труда, в котором для семьи каждая пара рук дорога. Подобный взгляд на образование встречается, причем часто и среди малокультурных и малообеспеченных слоев рабочих, дети которых стремятся как можно быстрее приобщиться к жизни и труду взрослых.

Стремление высшего партийного руководства подготовить массовые кадры «освободителей мирового пролетариата от ига капитализма». Кадры эти, естественно, предполагались «нашими»

Естественно, что видя свое предназначение в мировой революции, эти подростки совершенно не ощущали потребности в обучении наукам, да заодно не ощущали потребности в обыкновенной человеческой нравственности, заменяя ее «классовым революционным сознанием».

Создается впечатление, что руководители высокого ранга не всегда понимают, даже не догадываются, что упрощенный подход к обучению подрастающего поколения в масштабе такой крупной страны, как наша, приведет за сравнительно короткое время к резкому расслоению общества на громадную массу кое-как обученных «работяг», ничего не знающих, кроме той работы, для выполнения которой их проинструктировали;людей с резко суженным интеллектом, ничем не интересующихся, поскольку такими их и воспитали, с низменными обычаями и привычками, фактически таких же, какими были рабы Рима и египетских фараонов, но при более высоком техническом уровне производства, и - на технократов, инженеров и ученых, которых обучали и воспитывали за высокую плату, заранее зная, что готовят господ над рабами. И эти господа, подобно касте египетских жрецов, в своих кабинетах и лабораториях будут развивать науку, технику, которая труд рабов делает более производительным. Эта каста будет властвовать над «работягами» - рабами, а некоторых сотрет в порошок силами незначительного количества господ инженеров без необходимости привлечения армии или полиции.

Таким образом, могут быть два пути организации образования подрастающего поколения:

· всеобщее, равное для всех по его содержанию, сходное с тем, что было у нас, и

· раздельное, по разным программам, для рабочих упрощенное, а для будущих технократов с углубленным изучением наук.

Первый путь дает всеобщие кадры людей, которые могут не только сознательно относиться к порученной им работе, но и принимать активное участие в ее совершенствовании в силу своей подготовленности. Из этих людей выявляются наиболее талантливые для получения дальнейшего высшего образования. При этом сохраняется возможность общения всех людей, так как фундамент их знаний заложен одинаковый.

Второй путь дает два вида кадров: тех, кто управляет, и тех, кто выполняет работу, руководствуясь строго выполняемыми инструкциями. Практически, из второй группы никогда не выйдут те, кто может занять место в управлении и создании новой техники. В силу резкого различия в подготовке и воспитании этих групп, взаимное общение между ними будет совершенно исключено. И чем дольше будет сохраняться такая система воспитания и обучения, тем дальше эти две группы будут отделяться одна от другой.

Складывается впечатление, что у нас начинают склоняться ко второму пути образования и воспитания подрастающего поколения в силу его простоты, непродолжительности для работяг, меньших затрат со стороны государства. Но при этом не учитывается, что рано или поздно общество станет таким, каким показали его в «Машине времени» Г.Уэллс и Р.Бредбери в «451° по Фаренгейту».

Если дифференцированное обучение будет принято, если громадный класс «работяг» в городе и на селе будет проходить упрощенное обучение только тому, что необходимо для практической деятельности, то уровень развития общества снизится до неолита. Более того уже этим одним будет заложена основа будущего социального взрыва.

Следует помнить, что комплекс наук, принятых для обучения подростков, создавался на протяжении многих лет и имел своей целью в конечном счете дать подростку гармоническое развитие не для сиюминутной работы, а для работы в его будущем. Упрощенное обучение, оглядывающееся на потребности прошлого, дать этого не может. Обучение в школе дает подготовку на многие десятилетия вперед. Вот об этом часто забывают и некоторые из «руководства», которым само их положение должно подсказывать необходимость в дальновидности.

Вернемся к школьному обучению подростков. Есть одна наука, стоящая особняком. Она сочетает в себе точность и логичность математики, постановку задач, характерную для физики, химии, естествознания, и сама подчас ставит перед этими науками задачи или обобщает результаты их достижений при изучении внешнего мира, не зависящего от деятельности человека. Результаты ее обобщений нередко ложатся в основу философских обобщений и норм нравственности. В силу этого науку эту в древности считали матерью всех наук и называли Космографией, а сейчас именуют Астрономией. Великий Ломоносов, основывая первый Российский университет, первой наукой поставил математику, в второй - Астрономию, которая развивает мироощущение человека и его мировоззрение.

Астрономия играет очень большую роль в формирования правильного взгляда на мир у подрастающего человека и не странно ли, что через 300 лет после Ломоносова, у нас происходит «затирание» этой науки, преподающими ее учителями математики и физики, которым всегда хочется на свои дисциплины отвести побольше часов, с молчаливого согласия школьного руководства, а подчас и не только школьного. И если у школы есть два-три школьных телескопа, то они мирно стоят в шкафу, поскольку для астрономических наблюдений необходимо тратить ночное время, чего преподавателю физики или математики совсем не хочется делать.

С другой стороны, если попадается преподаватель физики и астрономии, который знает свой предмет не только в объеме учебника, старается дать своим ученикам то, что должно давать по программе, то результаты получаются достаточно впечатляющими.

Приведу только один пример знакомого мне преподавателя физики и астрономии в одной из школ г. Уссурийска, Михайлова Анатолия Владимировича. Сразу оговариваюсь, что он сумел поставить дело так, что мог негласно вносить изменения в расстановку часов программы, чего офицальноему конечно не разрешили бы. Выражаясь современным языком он работал «на конечный результат». Вот, что он делал и каковы были результаты. В период месячного практикума по физике (в физмат.классах) он включил в месячную сетку часов весь курс астрономии. К этому времени курс оптики был уже пройден (и математики, соответственно). Уроки подкреплялись и подоспевшей темой по физике - теорией относительности. Для наблюдений использовались пять школьных телескопов, из них три менисковых, девять пединститутских, да еще были заимствованы у математиков пять теодолитов. Для класса в 32 человека при выполнении индивидуальных заданий этого оказалось вполне достаточно. Наблюдения проводились на окраине города. Ребята получали фотографии Луны, Сатурна, Юпитера со спутниками, падения метеоритов, фотографировали участки звездного неба. Потом проводилась математическая обработка и сдача зачетов по материалам наблюдений. Ребята делали для себя маленькие открытия: определение скорости движения метеоритов и др. В период летних каникул девятиклассники расположились лагерем вблизи Станции Службы Солнца, где ребятам доверили настоящую работу по фотографированию Солнца, математическую обработку полученных данных. В то время на Солнце произошла уникальная вспышка, о которой сообщил в «Комсомольскую правду» корреспондент ТАСС. Через пару дней посыпались запросы на самую восточную уссурийскую станцию из Гринвича, Пик-дю-Миди, из ЮАР и пр. Пять сотрудников станции оказались в цейтноте и им пришли на помощь три десятка добровольных и весьма добросовестных помощников. Математическую обработку эволюции солнечных пятен поручили трем ребятам одновременно, работавшим независимо друг от друга и если результаты сходились, то они считались научно достоверными. За три дня все было обработано и отправлено. В переводе данных на английский, французский, испанский языки помогали тоже ребята. Проверка показала, что ребята выполняли работу на уровне младших научных сотрудников и зачастую точнее, чем штатные сотрудники. По завершению работы директор Станции подытожил: «Если бы не твои ребята, я со своим штатом и за месяц не управился бы!»

С тех пор прошло много лет. Ребята эти давно стали взрослыми. Из того выпуска состоялось девять кандидатов наук (эти данные примерно шести - семилетней давности), все на переднем крае науки: биофизика, криогеника, физика твердого тела, биохимия, генная инженерия, астрофизика...

У астрономов есть могучий подспудный резерв, это - любители. Их достаточно много и они спонтанно возникают, когда человек посмотрит на небо и задумается над тем, что же он видит. В отличие от математики, географии, например, где любители углубляют полученные фундаментальные знания, любителем астрономии может быть и тот, кто впервые посмотрел на небо заинтересованным взглядом, и тот, кто углубленно изучил какой-то раздел астрономии, и тот, кто самостоятельно изготавливает астрономические инструменты. Они все равны и все поймут друг друга. И нередко любитель астрономии отличается от профессионала только уровнем математической подготовки, да еще возможностью распределять свое время не в зависимости от жесткого плана регулярных работ.

Известно, что обнаружение комет, Новых звезд нередко делаются именно любителями и только вслед за ними эстафету подхватывают профессионалы со своими точными приборами и методами наблюдений. Так же известны любители астрономии, которые строили инструменты, размерами и качеству которых нередко удивляются профессионалы. И немало было случаев, когда любитель становился профессионалом, которого ни один специалист не мог упрекнуть в верхоглядстве, в дилетанстве.

Если же любители объединяются в клубы, то они нередко создают при хорошем руководстве очень интересные, подчас уникальные конструкции, что видно, например, по работам клуба имени Д.Д.Максутова в Новосибирске, под руководством Л.Л.Сикорука. Кстати, сам Д.Д.Максутов, выдающийся оптик, не только практик, но и теоретик, начинал как любитель. И привлечь людей, притом всех возрастов, к занятию астрономией много легче, чем, например, к занятию математикой (вспомните свои школьные кружки)!

Когда в ноябре 1973 года Л.Л.Сикорук выступил по Новосибирскому телевидению с рассказом о предстоящем прохождении кометы Когоутека, показал 100 мм рефрактор и обещал помочь желающим построить телескоп, то на его предложение откликнулось 400 человек. Это ли не показатель подспудной тяги людей к астрономии! (см. «Земля и Вселенная» № 1/81).

Наука Астрономия не пострадает от нашего пренебрежения ею, пострадает будущее Человечества, а возможно и его дальнейшее существование.

Из всего сказанного вытекает следующее.

Каждый человек должен иметь возможность получить среднешкольное образование. Документ об образовании должен отражать полноту усвоения единой программы, хотя бы и различными методами.

Астрономия должна преподаваться двумя циклами, в младших и в средних классах, по программам различной сложности. Преподаванию должно уделяться внимание, как одной из ведущих дисциплин. При этом программу следует пересмотреть, сделав упор на объяснение физической природы астрономических явлений и прежде всего тех, которые происходят повседневно и регулярно, четко разграничить их причины и следствия, увязать астрономию с другими науками.

Включить обязательное проведение учащимися самостоятельное выполнение лабораторных работ, астрономических наблюдений. При этом создать условия, стимулирующие преподавателей к проведению ночных наблюдений с учащимися.

Присоединяясь к мнению коллеги, хочу привести несколько примеров из своей практики учителя физики и, когда-то, астрономии. Когда 25 лет назад я преподавала астрономию в школе, то это был любимый всеми предмет. Астрономию изучали в 11 выпускном классе, она входила в перечень экзаменов на выбор. В выпускные классы шли учиться, чтобы поступить в ВУЗ. Все, кто имел «стадионные» цели в жизни уже ушли в ПТУ и благополучно рубили «бабло» или спивались. А оставшиеся успешные дети с восторгом изучали основы Мироздания, независимо от профиля класса-гуманитарного или физико-математического. Успешно сдавали экзамен, так как многое уже знали из курса математики, физики, биологии, географии. Астрономия обобщала и объединяла в единую картину Мира разрозненные знания. Мои очень занятые ребята ездили на ночные наблюдения в Планетарий, Пулковскую обсерваторию. Выступали на олимпиадах. Ходили на ночные наблюдения на местности, учились ориентироваться по звёздам. Это было полезно и очень романтично, что немаловажно для подростков. А сколько нового они узнали про календарь и систему счёта времени! Этого ни один предмет не упоминал даже. Несколько человек даже поступать пошли в Аэрокосмическую академию! Когда предмет астрономии исключили из Федерального компонента, то ввели в конце 11 класса несколько уроков на вопросы астрономии. Науку просто растерзали! Физ-мат. классы в это время загружены ЕГЭ, и скачки «галопом по Европам» -полная профанация.А ведь можно приобщать учеников к астрономии хотя бы в рамках программы по физике.

класс

Тема урока курса физики

Соответствующие вопросы астрономии

Механическое движение

Виды траекторий движения тел с первой, второй, третьей космической скоростью.

Расчёт пути и времени движения

Скорость света. Световой год.

Масса и плотность вещества

Расчёт массы звезды, планеты.

Явление тяготения.

Сила всемирного тяготения. Сила тяжести на других планетах. Причина отсутствия атмосфер у планет.

Вес тела. Невесомость.

Особенности состояния невесомости. Влияние невесомости на живые организмы.

Атмосферное давление

Особенности атмосфер у планет Солнечной системы.

Виды теплопередачи. Излучение

Излучение Солнца. Свойства излучений и их действие на живые организмы.

Магнитные явления

Магнитосфера Земли и её значение для жизни. Магнитное поле Солнца. Солнечные пятна. Активность Солнца. Магнитные поля небесных тел.

Электрические явления. Строение атомов. Элементарные частицы

Межзвёздная среда. Свойства элементарных частиц. Потоки излучений. Космические лучи.

Оптика. Законы излучения, распространения, отражения и поглощения света.

Солнечные и лунные затмения. Самосветящиеся и отражающие свет небесные тела. Альбедо. Линия терминатора. Атмосферная рефракция. Истинные размеры светил. Цвет и светимость светил. Условия видимости светил.

Оптика

Устройство линзового телескопа. Видимая и абсолютная звёздная величина

Механические явления

Свободное падение-движение под действием силы тяжести. Расчёт пути и времени падения тел на других небесных телах.

Движение по окружности

Движение искусственных спутников Земли.

Закон всемирного тяготения

Центр тяжести Солнечной системы. Гелиоцентрическая система. Состав и масштабы Солнечной системы. Сила тяжести на других светилах-расчётные задачи. Законы Кеплера. Фаэтон- жертва тяготения. Вероятная гибель динозавров.

Невесомость. Перегрузки.

Проблемы межпланетных полётов. Условия пребывания в космосе для живых организмов. Подготовка космонавтов к полётам. История советской и российской космонавтики.

Импульс. Реактивное движение.

Значение работ Циолковского для развития космонавтики. Движение ракет.

Магнитное поле.

Сравнительная оценка магнитных полей небесных объектов. Связь магнитосферы со строением и составом ядра светила.

Электромагнитные колебания

Свет- электромагнитная волна. Свойства э/м волн. Качественное изучение состава небесных тел по спектрам. Рефракция атмосферы. Спектрограф. Спектроскоп.

Строение атома и атомного ядра. Энергия атомного ядра

Источники энергии Солнца и звёзд. Возраст звёзд. Время жизни и эволюция звёзд. Классификация звёзд по интенсивности излучения в связи с запасами ядерного топлива. Протон-протонный цикл.

Механические явления. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести.

Расчёт орбит небесных тел. Решение количественных задач. Законы Кеплера. Эксцентриситет орбит. Синодический и сидерический периоды обращения планет. Условия видимости планет. Система счёта времени. Солнечный и лунный календарь.

Молекулярная физика

Расчёты скорости движения частиц. Температура атмосфер. Опыт Штерна. Оценка параболических скоростей. Реликтовое изл.

Магнитное поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд

Детекторы ионизирующих излучений Солнечного ветра. Магнитосферы небесных тел. Солнечные пятна. Солнечная активность. Связь магнитного поля светила с агрегатным состоянием, составом и строением ядра.

Механические колебания.

Периодически переменные звёзды.

Электромагнитные волны. Свет. Плотность потока излучения. Свойства э/м волн. Скорость света.

Скорость света. Расчёт расстояний в Солнечной системе и Галактике. Отражение света-альбедо. Законы преломления и атмосферная рефракция. Линзовые телескопы: устройство, принцип работы, применение.

Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света.

Телескопы-интерферометры. Спектральный анализ. Диаграмма спектр-светимость. Классификация звёзд. Эффект Доплера и красное смещение в спектрах звёзд.

Виды излучений. Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское и гамма излучения.

Типы звёзд по видам излучений. Связь температуры, массы, размеров звёзд с типом излучений. Обнаружение двойных и кратных звёзд. Спектр космических излучений. Межзвёздная среда.

Квантовая физика.

Фотоны. Световое давление и свечение хвостов комет.

Атомная физика

Модели атомов и состояние вещества во Вселенной.

Ядерная физика

Расчёт энергетического выхода ядерных реакций в недрах звёзд. Оценка времени жизни светила по интенсивности ядерных реакций. Классификация светил (белый, красный, чёрный карлик, гигант)

Детекторы частиц

Спектр космических лучей. Действие И.И. на живые организмы.

Реакции синтеза

Протон-протонный цикл в звёздах

Термоядерный синтез

Оценка возраста небесных тел. Эволюция звёзд

Физика элементарных частиц

Вещество и антивещество во Вселенной. Скрытая масса.

Элементы теории относительности

Физика вещества звёзд. Черные дыры. Расчёт критической массы. Эволюция звёзд. Эволюция Вселенной.

Практикум по подготовке к ЕГЭ. Элементы астрономии в курсе физики

1.Расчёт расстояний до тел Солнечной системы. 2. Размеры и масштаб Галактики. 3.Годичный параллакс. 4. Парсек.5. Параллаксы звёзд

Формула Погсона. Связь видимой и абсолютной звёздной величины.

Закон Вина.

Основные гипотезы происхождения жизни на Земле. «О бесконечности Вселенной и Мирах». Гипотезы возникновения Солнечной системы.

Все основные вопросы астрономии можно и нужно рассматривать хотя бы в рамках физики. Вопросы космогонии и космологии остаются за рамками физики, но им легко найдётся место в рамках тех нескольких часов, что даны на астрономию в 11 классе.