Артикль конспект. Конспект урока на тему «артикль. Проверка степени усвоения учебного материала




Добавить в избранное

Неопределенный артикль a / an в английском языке (the indefinite article) имеет две формы:

a [ə] — употребляется перед согласными звуками. То есть, если слово начинается с согласного звука, используется a :

a b ook, a t able, a m an, a g irl, a c omputer, a t omato, a yacht [j ɒt], a unit [ˈj uːnɪt]

an [ən] — употребляется перед гласными звуками. То есть, если слово начинается с гласного звука, используется an :

an a pple, an e ngineer, an i dea, an o range, an a nswer, an hour [ˈə(r)]

Обратите внимание, что выбор формы неопределенного артикля определяется не написанием, а произношением.

Например, слово hour (час) начинается с гласного звука , поэтому мы используем артикль an (an hour) , хотя в написании первой идёт согласная буква h . Или, к примеру, слово yacht (яхта) пишется с гласной буквы y , но произносится при этом согласный звук [j], поэтому выбираем a (a yacht) . Использование разных форм одного и того же артикля помогает сделать речь благозвучной, лёгкой, естественной. Попробуйте произнести a apple или an book , и вы почувствуете, насколько это трудно и неудобно.

Запомните:

Неопределенный артикль a / an употребляется только с в единственном числе :

a pen (ручка), a story (история), a chair (стул), a child (ребенок), a flower (цветок)

Если существительное употреблено в форме множественного числа, то неопределенный артикль отсутствует. Отсутствие артикля перед существительным обычно называют «нулевым артиклем».

pens (ручки), stories (истории), chairs (стулья), children (дети), flowers (цветы)

Когда используется неопределенный артикль a / an

Ниже вы найдёте описание основных случаев использования неопределенного артикля a / an в английском языке.

№1

Неопределенный артикль a / an используется, когда мы впервые упоминаем о каком-либо предмете или человеке. В этом случае мы предполагаем, что наш собеседник не знает, о чём или о ком именно мы говорим.

Yesterday I bought a handbag . — Вчера я купила сумочку.
До этого момента я вообще не говорила о том, что собираюсь купить сумку. То есть я упоминаю об этом впервые (мой собеседник ничего не знает об этой сумке), отсюда и неопределенный артикль a /an .

Если же вы дальше продолжите говорить об этой сумке, то существительное handbag (сумка) будет уже использоваться с определенным артиклем the , так как на этот раз собеседнику известно, о какой конкретно сумке идёт речь:

Yesterday I bought a handbag . The handbag is very beautiful. — Вчера я купила сумочку. Сумочка очень красивая.

Хотя чаще всего вместо существительного используется личное местоимение, это звучит естественнее и позволяет избежать повторов:

Yesterday I bought a handbag . It is very beautiful. — Вчера я купила сумочку. Она очень красивая.

№2

Неопределенный артикль a / an используется, когда мы говорим не о данном (определенном) предмете или человеке, а просто о любом, о каком-то, об одном из группы таких же предметов или людей. Другими словами, когда мы говорим о предмете или лице в общем, не имея в виду конкретную юбку , работу , ручку или собаку :

I want to buy a skirt . — Я хочу купить юбку. (какую-то юбку, какую именно пока не знаю; знаю лишь, что хочу юбку, а не платье)
He refused to look for a job . — Он отказался искать работу. (какую-нибудь работу)
Give me a pen , please. — Дайте мне ручку, пожалуйста. (какую-нибудь, любую)
It is a dog . — Это собака. (какая-то собака, любая собака)

Когда мы говорим не об определенном предмете или лице, а о любом, то далее, если нам нужно повторно его обозначить, мы не используем личные местоимения или определенный артикль the . А опять-таки употребляем неопределенный артикль a /an или местоимение one .

She wants a car but he says they don’t need one . — Она хочет машину, но он говорит, что им она не нужна.
или
She wants a car but he says they don’t need a car . — Она хочет машину, но он говорит, что им не нужна машина.
Она хочет иметь машину (не мотоцикл, не велосипед, а какую-нибудь машину, поэтому a car ), но он говорит, что им не нужна машина (не нужна вообще любая машина, а не какая-то определенная). Так как во второй части предложения речь снова идёт о любой / неопределенной машине, то опять употребляем a car .

№3

Неопределенный артикль a / an мы используем также для того, чтобы описать или дать какую-либо информацию о том, что уже упоминали ранее. В этом случае перед существительным часто используется прилагательное. Обратите внимание, что, хотя артикль стоит перед прилагательным, относится он к имени существительному:

It is a beautiful place . — Это красивое место. (описываем, что это за место)
He is a clever boy . — Он умный мальчик. (характеризуем, что он за мальчик)
Do you live in a big house ? — Вы живёте в большом доме? (спрашиваем, в каком доме)

Когда мы говорим о профессии или работе человека, также употребляем неопределенный артикль a / an :

She is a teacher . — Она учитель.
I am a doctor . — Я врач.

№4

Исторически неопределенный артикль a / an произошел от числительного one (один) . Отсюда и возможность в некоторых случаях заменить артикль a / an числительным one . Такая замена возможна тогда, когда артикль a / an по сути означает «один». Например, это значение неопределенного артикля наблюдается у числительных a hundred (сто) , a thousand (тысяча) , a million (миллион) и в слове a dozen (дюжина) , когда они употребляются самостоятельно или перед существительным:

This toy costs a thousand roubles. = This toy costs one thousan d roubles. — Эта игрушка стоит тысячу рублей (одну тысячу рублей).
Give me a dozen , please. = Give me one dozen , please. — Дайте мне дюжину, пожалуйста (одну дюжину).

Именно с происхождением от числительного one (один) и связано значение единичности неопределенного артикля, которое особенно проявляется при выражении мер времени, расстояния, веса или количества:

This chocolate bar costs a dollar . — Эта плитка шоколада стоит доллар. (=один доллар, мы можем заменить a dollar на one dollar )
I’ll call you in an hour . — Я позвоню вам через час. (=через один час, мы можем заменить an hour на one hour )
Can I have a kilo of tomatoes, please? — Можно мне килограмм помидоров, пожалуйста? (=один килограмм, мы можем заменить a kilo на one kilo )

Обратите внимание, что числительное one вместо артикля a / an следует использовать только в том случае, если вы хотите подчеркнуть, что речь идёт именно об одном предмете или лице, то есть когда вы хотите быть очень точными:

I have got one sister . — У меня одна сестра. (не две сестры, не три, а только одна)
I have got a sister . — У меня есть сестра. (в этом случае я просто сообщаю, что у меня есть сестра)

Значение единичности неопределенного артикля можно увидеть в некоторых устойчивых словосочетаниях, передающих однократность действия:

have a look — взглянуть
have a snack — перекусить
have a try — попытаться, попробовать
have a rest — отдохнуть
have a good time — хорошо провести время
give a chance — дать шанс
give a hint — намекнуть
give a lift — подвезти
make a mistake — ошибиться
play a trick — подшутить

№5

Неопределенный артикль a / an также употребляется, когда необходимо обозначить количество на одну единицу измерения. Например, когда мы говорим о цене апельсинов за килограмм, о размере заработной платы в месяц, о количестве занятий в неделю или о скорости движения автомобиля в час. Существительное, обозначающее эту самую одну единицу измерения, и будет употребляться с неопределенным артиклем.

The oranges were 80 roubles a kilo . — Апельсины стоили 80 рублей за килограмм.
She works 8 hours a day . — Она работает 8 часов в день.
I go to aerobics twice a week . — Я хожу на аэробику два раза в неделю.

№6

Неопределенный артикль a / an также может употребляться с некоторыми неисчисляемыми абстрактными существительными (например, humour — юмор , hatred — ненависть , anger — гнев , magic — магия ) в том случае, когда они имеют при себе прилагательное. Обычно такое употребление неопределенного артикля характерно для книжного стиля и выражает желание автора подчеркнуть индивидуальный, особый характер того или иного абстрактного понятия.

Обратите внимание, что в описанном выше случае использование неопределенного артикля не является обязательным. Если вы не хотите выделить определенным образом особый характер какой-либо эмоции, черты характера и т. д., артикль a / an можно не употреблять.

На заметку

Чтобы научиться употреблять неопределенный артикль a / an более или менее автоматически, попробуйте сформировать у себя в голове такое правило: используйте неопределенный артикль с исчисляемыми существительными в единственном числе, когда нет никаких других оснований для использования определенного артикля the или какого-либо другого определителя (притяжательного или неопределенного местоимения).

План-конспект урока

МКОУ «Рыканская средняя

общеобразовательная школа»

10 класс

Тип урока: Формирование грамматических навыков по теме: «Употребление артикля с географическими названиями».

Тема : “How different the world is?”

Сюжетная линия : “Different landscapes – different countries”

Цель урока (учебная): формирование грамматических навыков по теме: «артикль с географическими названиями».

Сопутствующая задача: развитие умения читать и аудировать с целью полного понимания прочитанного (услышанного).

Образовательная (познавательная) задача: знакомство с особенностями географического положения Америки, Великобритании, Австралии и России.

Развивающая задача: развитие положительных эмоций, волевых качеств, памяти, мышления, воображения; развитие способности к распределению внимания, к непроизвольному запоминанию, к анализу и синтезу.

Воспитательная задача: воспитание интереса к иностранному языку, положительного отношения к языку, к культуре народа говорящего на этом языке, уважительного и доброжелательного отношения к носителям иностранного языка.

Речевой материал :

- материал для повторения : desert, plain, coast, hill, forest, ocean, unique, useless, huge, flat, extensive, deep, vast, mountainous, wood, range, prairie, canyon, outback, drought, flood;

- новый речевой материал ( НЛЕ ): the USA, Australia, the UK, Great Britain, Ireland, England, the Pacific Ocean, the Great Sandy, the Great Victoria, the Appalachian Mountains, the Rockies, the Atlantic Ocean, etc.

Новый грамматический материал: article with geographical names.

Оснащение (ТСО) – презентация.

Ход урока

Время

Этап урока, подэтап

Речевые действия учителя

Речевые действия учеников

Оснащение

2мин

I. Орг.момент

Good morning.

I am glad to see you.

Sit down, please.

Let’s start our lesson.

Today, we will learn to use the article with geographical names.

Good morning.

We are glad to see you, too.

4мин

II. Фонетическая зарядка

Dear children! What is the weather like in London? It is foggy and rainy! And I"m sure you know that London is situated on the bank of the Thames.

Let"s listen to the poem about the Thames and the nature in London in autumn.

SYMPHONY IN YELLOW

(by O. Wilde)

An omnibus across the bridge

Crawls like a yellow butterfly,

And, here and there, a passer-by

Shows like a little restless midge.

Big barges full of yellow hay

Are moved against the shadowy wharf.

And, like a yellow silcen scarf,

The thick fog hangs along the quay.

The yellow leaves begin to fade

And flutter from the temple elms,

And at my feet the pale green Thames.

Lies like a rod of rippled jade.

Pupils read the transcription of the following words:

Canada the United States

Spain the South of England

Great Britain the North Africa the Mediterranean

the Pacific (ocean)

the Indian (ocean)

the (English) Channel

the Mediterranean (sea)

the North sea

the Panama Canal

17мин

III .Презентация грамматического материала

Now we’ll talk about the article “the” with geographical names. Read and remember when we use it.

1) Continents.

We do not say "the " with the names of continents:

Example: Africa, Europe, Asia, South America.

2) Countries and states.

We do not usually say "the" with the manes of countries and states:

Example: France, West Germany, Texas, Japan, Nigeria, Florida.

a) But we say "the " with names which include words like: "republic", "union", "kingdom", "states".

Examp1e: the German Federal Republic; the Soviet Union; the United States of America; the United Kingdom.

b) We also use "the" with plural manes.

Example: The Netherlands; The Philippines.

3) Cities.

We do not use "the " with the names of cities, towns villages.

Example: Cairo, New Work, Glasgow, Madrid.

Ex с epti о n: the Hague.

4) Islands.

Island groups usually have plural names with "the ".

Example: the Bahamas, the Canaries, the Canary Islands, the British Isles.

Individual islands usually have singular names without "the ".

Example: Corfu, Sicily, Easter Island.

5) Regions.

We say with "the ":

Example: the Middle East, the Far East, the north of England, the south of Spain, the west of Canada.

But we say without "the ": northern England, southern Spain, western Canada.

6) Mountains.

Mountain ranges usually have plural names with "the ".

Example: the Rocky Mountains, the Rockier, the Andes, the Alps.

But Individual mountains usually have names without "the".

Example: (Mount) Everest, Ben Nevis (in Scotland), (Mount) Etna.

7) Lakes.

Lakes usually have names without "the".

Example: Lake Superior, Lake Constance.

8) Names of oceans , seas, rivers, canals have "the".

Examp1e: the Atlantic (ocean), the Amazon, the Mediterranean (sea), the Thames, the Nile, the Rhine, the Suez Canal, the English Channel, the Indian ocean, the Panama Canal.

N о t e: on maps "the " is not usually included in the name.

Учебник, тетрадь, презинтация

20мин

Автоматизация

Here are some geography questions. You have to choose the right answer. Sometimes you need "the", sometimes not.

1) What is the longest river in the world?

a) Amazon; b) Rhine; c) Nile.

2) Where is Bolivia?

3) Where is Ethiopia?

a) Asia; b) South America; c) Africa.

4) Of Which country is Manila the capital?

a) Indonesia; b) Philippines; c) Japan.

5) Of which country is Stockholm the capital?

a) Norway; b) Denmark; c) Sweden.

6) Which is the largest continent?

a) Africa; b) South America; c) Asia.

7) What is the name of the mountain range in the west of North America?

a) Rocky Mountains; b) Andes; c) Alps.

8) What is the name of the ocean between America and Asia?

a) Atlantic; b) Pacific; c) Indian.

9) What is the name of the sea between Africa and Europe?

a) Black sea; b) Red sea; c) Mediterranean sea.

10) What joins the Atlantic and the Pacific oceans?

a) Suez Canal; b) Panama Canal

Today we are going to have a quiz! For this we are going to have 2 teams. And we need a quiz-master too. I think I"ll be the quiz-master. We want 5 people in each team. So, we have 2 teams. Now, choose a name for yourselves.

Right. The Lions. The Tigers.

Do you all agree on those manes? Remember them!

OK. Now listen to the rules, please!

The rules:

I"m going to ask someone in the first team a question. If he or she can answer correctly I"ll give the team 5 points.

If he or she doesn"t know the answer he can ask his teammates for help and if they get it right I"ll give the team 3 points.

But if they give the wrong answer or no answer I"ll ask another team.

If the teammates know the right answer, they"ll score 3 points.

Is everything clear?

So, let"s begin our Quiz!

Geography Quiz

1) Which island is the largest in the world?

2) Is there a sea without shores?

3) Why is the largest ocean called Pacific? Who gave it this name?

4) What is the name of the range of mountains that may be called the centre of Europe?

5) Of what city has it been said that "sea is the street there"?

6) What is the resemblance between Canberra, Ottawa and Wellington?

7) Of what countries are these cities? (Alexandria, Calcutta, Durban, Rio-de-Janeiro, Haifa.)

8) Black, Red, White, Yellow - what word (not colour) can be added to each of these to put them all in the same group?

9) Is there a capital of Asia?

10) In what continents are Normandy, Queensland, Ontario, Texas situated?

11) What are the famous cities on the Ganges and the Nile?

12) Some of the following cities are capitals; some are not. do you know which are which? (Ankara, Athens, Belfast, Brussels, Delhi, Geneva, Glasgow, Karachi, Madrid, New York.)

13) What is the name of the strait where Europe and Africa come closest together?

14) Which is the highest mountain in North America?

15) What is the name of the most southerly state on the Pacific Ocean (the USA)?

Pupils do this task in written form.

1 (a) the Amazon;

2(b) South America;

3(c) Africa;

4(b) the Philippines;

5(c) Sweden;

6(c) Asia;

7(a) the Rocky Mountains (the Rockies);

8(b) the Pacific;

9(c) the Mediterranean Sea;

10(b) the Panama Canal.

1) Greenland.

2) The Sargasso Sea.

3) It was so called by Magellan. During his round the world voyage the Pacific Ocean was absolutely calm.

4) The Alps.

5) Venice.

6) They are the capitals of Australia, Canada and New Zealand.

7) Alexandria - Egypt, Calcutta - India, Durban - South Africa, Rio-de-Janeiro - Brazil, Haifa - Israel.

8) Sea (The Black Sea, The Red Sea, The White Sea, The Yellow Sea).

9) Asia is a continent, not a country; it has no capital.

10) Normandy in Europe, Queensland in Australia, Ontario and Texas in North America.

11) On the Ganges - Calcutta. On the Nile - Alexandria, Cairo.

12) Geneva, Glasgow, New York arc not Capitals.

13) The Straits of Gibraltar (at the western part of the Mediterranean Sea).

14) Mount McKinley.

15) California.

Учебник, тетрадь, презинтация

1 мин

IV.Итог

What new information have you learnt today?

What do you like doing most of all?

Our lesson is over. The bell has gone. Good-bye.

Учебник, тетрадь, презинтация

1 мин

V.Д/З

Ex. 2(3), p. 6; ex. 6, p. 6 (AB, unit I).

Разделы: Иностранные языки

Цели урока:

1. Образовательная – ознакомление с неопределенным артикем (a/an), выявление различий между неопределенным артиклем a и неопределенным артиклем an, обозначение существительных, с которыми неопределенный артикль не употребляется.

2. Воспитательная – повышение познавательной активности, трудолюбия интереса к предмету;

3. Развивающая – развитие памяти (зрительной, слуховой, механической), внимания.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы ведения урока: наглядно-иллюстративный, словесный, практический.

Оборудование урока: конспект урока, тетради учеников, карточки с заданиями, мультимедийное оборудование.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Фонетическая зарядка.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Рефлексия, подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Hello, boys and girls! Sit down, please. Open your copybooks and write down the date and our tema of the lesson is “Неопределенный артикль a/an. Отсутствие неопределенного артикля”. (Слайд №1) Цель нашего занятия – ознакомление с неопределенным артиклем (a/an), выявление различий между неопределенным артиклем a и неопределенным артиклем an, обозначение существительных, с которыми неопределенный артикль не употребляется.

2. Фонетическая зарядка

Обучающиеся произносят слова, которые находятся на слайде. (Слайд №2) Read these words, please.

3. Объяснение нового материала

Новый материал представлен на слайдах. Обучающиеся при помощи информации на слайдах, записывая основные моменты, осваивают тему урока.

(Слайд № 3) Артикль – это служебное слово, определяющее существительное. Сегодня мы с вами познакомимся с неопределенным артиклем a/an. В русском языке артикли отсутствуют. Форма неопределенного артикля а употребляется перед словами, начинающимися с согласного звука: a desk стол, a book книга. Вторая форма неопределенного артикля аn употребляется перед словами, начинающимися с гласного звука: an arm (рука) , an old desk (старая парта).

(Слайд № 4) Неопределенный артикль используется практически перед всеми существительными, но существуют существительные перед, которыми артикли не ставятся:

(Слайд № 5) 1. Перед существительными неисчисляемыми, обозначающими абстрактные понятия:

Music, _speech;

Не likes music. Он любит музыку.

You have good speech. У тебя хорошая речь.

(Слайд № 6) 2. Перед существительными неисчисляемыми, обозначающими вещество, массу, если не указывается количество этого вещества:

I prefer hot coffee to tea.

Я предпочитаю горячий кофе чаю.

(Слайд № 7) 3. Перед существительными во множественном числе, если в подобном случае в единственном числе перед ними употребляется неопределенный артикль:

a book, __books;

A book is on the table. На столе (есть) книга.

Books are on the table. На столе (есть) книги.

I like a cat. Я люблю кошку.

I like cats. Я люблю кошек.

4. Закрепление материала

Для закрепления материала ученикам выдаются задания на карточке. Задание 1 и Задание 2 ребята выполняют устно, а задание 3 ученики выполняют письменно.

Задание 1. Определите, употребляется ли неопределенный артикль (a/an) со следующими существительными, объясните почему:

Fox
_dogs
_sugar
_box
_fishes
_pigs
_water
_books
_art
_cups
_car
_literature
_lamps
_buses
_old bag

Задание 2. Определите, употребляется ли артикль со следующими существительными. Составьте корректные предложения.

  1. … meat is fresh.

    Give me … sugar, please.

    I have… two cups.

  2. I like … Russian art.

    … information is new.

    You have… old book.

Задание 3. Определите, употребляется ли неопределенный артикль(a/an) со следующими существительными. Составьте корректные предложения. (Письменно)

    I see … boxes.

    … cups are new.

    Give me … book, please.

  1. He has… old cat.

    I like … literature.

    … doll is good.

    You have… old bus.

После выполнения письменного задания, обучающимся предлагается обратить внимание на слайд № 8. Данное задание ребята делают устно, отмечая, присутствуют ли ошибки в предложениях или нет.

Задание. Найдите ошибки в употреблении неопределенного артикля объясните почему?

An cup
A pen
An queen
A stars
A water
An information
An old queen
A literature

5. Рефлексия, подведение итогов урока.

Выставление отметок за урок.

Чтобы выявить эмоциональное состояние, обучающиеся получают карточки с изображением трёх лиц: весёлого (positive), нейтрального(neutral) и грустного (negative). Обучающимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению: выберите рисунок, который соответствует Вашему настроению: Choose the drawing that reflects your spirits (Приложение 1)

6. Домашнее задание (Слайд № 9)

Переведите с русского языка на английский язык следующие предложения.

Тема урока: Артикль (The Article )

план-конспект составил:

Цель :

Сформировать у обучающихся представление об артикле , как определителе имени существительного.

Задачи:

Образовательные:

1) познакомить обучающихся с определением артикля, как служебной части речи , обозначить различия между неопределённым и определенным артиклем;

2) объяснить правила употребления форм неопределенного артикля и нормы произношения определенного артикля;

2) сформировать у обучающихся представления об основных случаях употребления определенного и неопределенного артикля в речи, рассмотреть случаи употребления существительных без артикля;

3) научить употреблять в речи неопределенный и определенный артикль на уровне подстановочных и трансформационных упражнений

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные качества обучающихся, познавательный интерес и компетенции в области языковой подготовки;

2) сформировать мотивацию к самостоятельному поиску необходимой информации;

3) развивать самостоятельность, умение использовать справочную информацию;

Воспитательные:

1) воспитывать потребность в осмыслении и систематизации полученной информации;

2) воспитывать у обучающихся аккуратность при выполнении практических заданий.

Учебные вопросы:

1. Артикль.

2. Неопределенный артикль.

3. Определенный артикль.

4. Нулевой артикль.

5. Практические упражнения.

Время урока: 80 минут.

Место проведения урока: кабинет иностранного языка .

Тип урока: урок изучение нового материала.

Метод проведения урока: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.

Форма проведения урока: лекция и учебный практикум.

Оборудование и оснащение:

1) литература:

Учебник английского языка для 10 класса . Под редакцией. - М.: Академия, 2009.

Учебник английского языка для 10 класса. Под редакцией. - М.: Высшая школа, 2003.

Учебник английского языка для учреждений НПО. Под редакцией. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008.

Минаев пособие. Английский язык в таблицах. - М.: Дрофа, Русский язык, 2000.

2) дидактический материал (раздаточный материал: текст лекции и практические задания).

Ход урока.

1. Организационная часть.

Начало урока. Приветствие.

Отметка по журналу теоретического обучения присутствующих и отсутствующих обучающихся.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Актуализация темы урока

Часто при изучении английского языка люди сталкиваются с проблемой использования артикля.

Артикли – одно из богатств английского языка… и большая проблема для тех, кто говорит на других языках, где артиклей нет.

Большинству русскоязычных студентов, изучающих английский язык, достаточно трудно понять категорию определённости-неопределённости, которой оперируют носители английского... Требуется настоящая перестройка ума, перенастройка логики.

Для того чтобы понять сущность самого явления артиклей в английском языке, необходимо упомянуть, что их не было в древний период и о действительных причинах их возникновения можно только предполагать. Существует версия, что в какой-то момент развития языкового сознания стала ощущаться необходимость указывать с помощью специального формального средства, как употреблено слово, в каком объеме понятия. Эта потребность предположительно возникла вследствие необходимости более точной передачи содержания мысли.

Таким образом, артикль является важным языковым средством, обеспечивающим точное выражение и правильное понимание мыслей в английском языке. Неумелое пользование артиклем в речи ведёт либо к искажению смысла высказывания, либо к взаимному непониманию собеседников.

Кроме того артикли играют большую эмоциональную роль в английском языке, а также говорят об уровне образованности человека.

Цель нашей сегодняшней работы – попытаться определить и систематизировать правила использования неопределенного и определенного артиклей, правила неупотребления артиклей, чтобы в будущем избежать ошибок в речи.

3. Основная часть (с составлением краткого конспекта обучающимися по ходу объяснения учебного материала преподавателем) .

3.1 АРТИКЛЬ (THE ARTICLE)

Артикль - это служебное слово, определяющее существительное. В английском языке два артикля: неопределенный и определенный.

Артикль не употребляется, в основном, в следующих случаях:

1. Перед существительными неисчисляемыми, обозначающими абстрактные понятия:

Не likes music.
Он любит музыку.

2. Перед существительными неисчисляемыми, обозначающими вещество, массу, если не указывается количество этого вещества:

I prefer hot and strong coffee to tea.
Я предпочитаю горячий и крепкий кофе чаю.

3. Перед существительными во множественном числе , если в подобном случае в единственном числе перед ними употребляется неопределенный артикль:

There is a book on the table. На столе (есть) книга.
There are books on the table. На столе (есть) книги.

4. Перед существительными, определяемыми количественным числительным, притяжательным
или указательным местоимением или словами North(ern), South(ern), West(ern), а иногда словами
last, next:

This work must be done today.
Эта работа должна быть сделана сегодня.

Our messroom is on the second floor.
Наша столовая на третьем этаже.

I"ll come to your place next week.
Я к вам приду на следующей неделе.

5. Перед существительными, являющимися именной частью сказуемого, обозначающими должность, единственную в данной обстановке:

After graduating from the Poltava Teachers Institute A. S. Makarenko was appointed director of the school for orphans.
Когда окончил Полтавский педагогический институт, его назначили директором школы для детей-сирот.

6. Перед названиями стран, континентов, городов, улиц, гор, островов, озер и т. д., а также перед именами и фамилиями:

I lived in Gorky Street in Moscow.
Я жил на улице Горького в Москве.

Elbrus is the highest mountain in the Caucasus.
Эльбрус-самая высокая гора на Кавказе.

7. Перед названиями времен года, месяцев, дней недели:

Usually students have no classes in summer.
У студентов летом обычно не бывает занятий.

8. Перед существительными dinner, breakfast, supper, tea, day, night, evening, morning, school, college, hospital и др., когда они имеют абстрактное значение:

My son goes to school.
Мой сын учится в школе.

Dinner is always ready at two.
Обед всегда готов в два часа.

3.2 НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ АРТИКЛЬ (THE INDEFINITE ARTICLE)

1. Неопределенный артикль а произошёл от числительного one один, поэтому может определять только исчисляемые существительные единственного числа.

Неопределенный артикль имеет две формы: a, если стоящее после него слово начинается с согласного звука:

a book - книга
a flag - флаг

и an, если стоящее после него слово начинается с гласного звука:

an army - армия
an hour"s walk - часовая прогулка

2. Неопределенный артикль употребляется в следующих случаях:

a. Если о предмете (или лице) упоминается впервые и он не известен собеседнику:

A boy is standing at the window. У окна стоит мальчик (какой-то неизвестный мальчик).

b. Если предмет (или лицо) рассматривается как один из многих таких же, на что чаще всего указывает определение:

My elder brother lives in a big city. Мой старший брат живет в большом городе (в одном из многих больших городов).

c. Если о предмете (или лице) говорится как о представителе всего класса:

A cadet is a student of a military school. Курсант - это учащийся военного училища (любой курсант).

d. Если существительное является именной частью составного именного сказуемого:

My friend"s father is a worker and my father is an officer. Отец моего друга-рабочий, а мой отец-офицер.

e. После слов rather, quite, such, what (в восклицательных предложениях) и после оборота there + to be, стоящих перед исчисляемыми существительными:

She was such a good student!
Она была такой хорошей студенткой!

There is a forest near our village.
Около нашей деревни есть лес.

f. В словосочетаниях once a day (week, month, year), at a time, in a minute, not a word, когда неопределенный артикль по своему значению соответствует числительному one один:

I"ll be back in a minute.
Я вернусь через (одну) минуту.

She uttered not a word.
Она не произнесла ни (одного) слова.

g. В словосочетаниях a great deal (of), a number (of), a great many, a little, a few и др., а также в словосочетаниях to be at a loss, to be in a hurry, as a rule, it"s a shame, it"s a pity, to have a walk, to have a smoke и др.:

Let"s have a rest!
Давайте отдохнем!

It"s a pity I was not present at your lecture.
Жаль, что я не присутствовал на вашей лекции.

3.3 ОПРЕДЕЛЕННЫЙ АРТИКЛЬ (THE DEFINITE ARTICLE)

1. Определенный артикль the произошел от указательного местоимения this этот и может определять исчисляемые и неисчисляемые существительные как в единственном, так и во множественном числе.

Определенный артикль имеет два варианта произношения:[зэ] если за ним следует слово, начинающееся с согласного звука:

the theatre - театр

и, [зи] если следующее за ним слово начинается с гласного звука:

the apple - яблоко
the English lesson - урок английского языка

2. Определенный артикль обычно употребляется в следующих случаях:

a. Если о существительном уже упоминалось или из контекста ясно, о каком предмете (или лице) идет речь:

This is a map. The map is large.
Это-карта. Карта (о которой упоминалось в первом предложении) большая.

My children are in the village.
Мои дети в деревне (собеседникам известно, о какой деревне идет речь).

b. Если существительное является единственным в своем роде или в данной ситуации:

"The Red Book of the USSR" was published in 1978.
"Красная книга СССР" была опубликована в 1978 году.

c. Если существительное определяется порядковым числительным или прилагательным в превосходной степени:

The first wealth is health.
Здоровье - первое богатство.

d. Если существительное имеет определение ограничивающего характера, отвечающее на вопросы какой?, чей?, который?, которое может быть выражено либо существительным с предлогом, либо придаточным определительным предложением, либо причастным оборотом:

People who have a sense of humour usually have the power of sympathy strongly developed.
Люди, обладающие чувством юмора, обычно обладают сильно развитым чувством сопереживания.

e. Перед существительными, обозначающими вещество, если речь идет об определенном количестве этого вещества, что иногда можно видеть из контекста:

Pass the milk, please.
Передай, пожалуйста, молоко.

The water in the glass is very cold.
Вода в стакане очень холодная.

f. Перед существительными, обозначающими части суток:

I get up at seven in the morning.
Я встаю в семь утра.

g. Перед фамилиями, употребленными во множественном числе для обозначения членов одной и той же семьи:

Не used to come to the Simonovs on Sundays.
По воскресеньям он обычно приходил к Симоновым.

h. Перед названиями театров, кинотеатров, музеев, картинных галерей, гостиниц, кораблей, газет, журналов и т. п.:

The British Museum was founded in 1753.
Британский музей был основан в 1753 году.

The Kremlin Palace of Congresses near the Troitsky gates was opened on October 17, 1961.
Кремлевский Дворец съездов около Троицких ворот открылся 17 октября 1961 года.

i. Перед названиями рек, морей, океанов, горных цепей, частей света:

Have you ever been to the Black Sea shore?
Вы когда-нибудь были на побережье Черного моря?

The Urals divide the territory of Russia into European and Asian parts.
Уральские горы делят территорию России на европейскую и азиатскую части.

The Volga is the longest river in Europe.
Волга-самая длинная река в Европе.

j. Перед названиями грамматических категорий (времени, наклонения, залога, падежа и т. п.):

Some verbs in the Russian language are never used in the Passive Voice.
В русском языке некоторые глаголы никогда не употребляются в страдательном залоге.

k. Перед названиями народов, национальностей:

When at Rome, do as the Romans do.
Когда находишься в Риме, поступай, как поступают римляне.

l. Перед следующими названиями стран, местностей и городов:

the Ukraine Украина
the Crimea Крым
the Caucasus Кавказ
the Congo Конго
the Netherlands Нидерланды
the Hague Гаага
the Lebanon Ливан
l like the sunny Crimea.
Я люблю солнечный Крым.

m. Перед географическими названиями, представляющими собой сочетание нарицательного существительного с предшествующим определяемым словом:

the United States - Соединенные Штаты
the English Channel - Английский канал (Ла-Манш)

4. Практическая часть.

Обучающиеся выполняют грамматические тесты. Преподаватель индивидуально поясняет непонятные моменты.

4.1 Неопределенный артикль в английском языке.

1. There is … table opposite the chair. … table is very nice.
a) a/A
b) the/A
c) -/The
d) a/The

2. … cat (подразумевается: любая кошка) likes purring. My cat liked meowing as well.
a) The
b) –
c) An
d) A

3. She is so unsociable. She has only … few (несколько) close friends. What … pity!
a) a/a
b) the/the
c) a/-
d) the/a

4. Let’s have … smoke! - It’s … shame! You still smoke … cigars!
a) a/a/-
b) the/the/-
c) -/-
d) a/the/the

5. Why are you always in … hurry? Because … time is … money.
a) the/the/the
b) a/a/a
c) a/-/-
d) -/-/-

6. Please give me … book to read. – Which one? – … book that is on your left.
a) a/The
b) a/A
c) the/A
d) A/A

7. Do you have … car? No, I prefer going on … foot or by …bus.
a) a/a/a
b) the/the/the
c) a/-/the
d) a/-/-

8. She’s … citizen of …USA.
a) a/a
b) a/-
c) the/the
d) a/the

9. My husband works as … pilot. It means that I can go by … air at a low price.
a) a/-
b) a/a
c) the/the
d) -/-

10. Do you read any newspapers? – Yes I read …”Times” and … “Komsomol”.
a) a/a
b) -/-
c) the/the
d) the/a

4.2 Определенный артикль в английском языке.

1. It’s an ancient table. … table was designed by a famous designer in 1966.
a) An
b) A
c) The
d) –

2. He is … third person who has failed to release (не удалось раскрыть) a parachute.
a) the
b) a
c) –
d) an

3. I wanted to be … barber but now I work at … butcher’s.
a) the/the
b) a/the
c) a/a
d) -/the

4. … African elephant (вид этих животных) is not about to die out (вымирать). It’s nothing more than … fib (не более, чем выдумка).
a) a/the
b) the/a
c) the/-
d) -/a

5. … milk that I bought in the supermarket turned sour in just … day.
a) the/the
b) a/a
c) -/-
d) the/a

6. …Sun never rises in …West. - Really? To tell … truth I didn’t know it.
a) a/the/a
b) the/the/the
c) a/a/a
d) -/a/the

7. She is … very poor woman. We have to raise money for her because we ought to help … poor.
a) the/the
b) a/a
c) a/the
d) -/the

8. I like … Ivanovs (про семью). They are … very united family.
a) the/a
b) a/a
c) -/a
d) a/the

9. My city is … most beautiful city.
a) –
b) the
c) a/the
d) a

10. When will be … next stop. There won’t be any stops any more. It was … last stop.
a) a/a
b) a/the
c) the/the
d) the/-

5. Проверка степени усвоения учебного материала.

5.1. Практическая часть.

После выполнения грамматических тестов обучающимся выдаются ключи к заданиям для проверки работы и самооценки.

Ответы к тесту по теме «Неопределенный артикль в английском языке»:
1. d
2. d
3. a
4. a
5. c
6. a
7. d
8. d
9. a
10. c

Ответы к тесту по теме «Определенный артикль в английском языке»:
1. c
2. a
3. b
4. b
5. d
6. b
7. c
8. a
9. c (a most beautiful city – чрезвычайно красивый город, the most beautiful city – самый красивый город).
10. c

5.2 Теоретическая часть

Преподаватель проводит фронтальный опрос обучающихся.

1 вопрос: Что такое артикль?

2 вопрос: От какого слова происходит и что означает неопределенный артикль?

3 вопрос: От какого слова происходит и что означает определенный артикль?

4 вопрос: В каких случаях используется форма неопределенного артикля –a, а в каких – an?

5 вопрос: Какие варианты произношения имеет определенный артикль?

6 вопрос: Назовите основные случаи употребления неопределенного артикля.

7 вопрос: Назовите основные случаи употребления определенного артикля.

8 вопрос: Назовите известные вам случаи употребления нулевого артикля.

Подведение итогов

Преподаватель выставляет оценки в журнал.

Преподаватель под запись диктует домашнее задание.

Домашнее задание:

1. Прочесть и выучить записи в рабочей тетради.

2. Составить (найти) по 3 примера на разные случаи употребления в речи каждого артикля.

Задание для самостоятельной работы:

1. Найти информацию по теме «Использование артикля в английском языке. История вопроса».